Православная русь в контакте

Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём

Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.

Князь Владимир (960-1015), равноапостольный

Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных — честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей дер­жаве мира — Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.

Читайте также: «Не казню — греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком

Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец

Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтон­ского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.

Читайте также: Стратегия чуда. От имени Александра Невского трепетала вся Европа

Митрополит Алексий (1300-1378), святитель

В миру — Елевферий Бяконт. Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследст­вии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.

Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный

Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог — это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.

Читайте также: Образцовый художник. Жизнь и наследие Андрея Рублёва

Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный

При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, — теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.

Читайте также: Тайна мудрого Ярослава. Почему исчезли останки киевского князя?

Адмирал Фёдор Ушаков (1745-1817), святой праведный воин

Вот слова из его докладной записки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота под моим началом на море, ни одно судно из оного флота не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Провёл 43 морские баталии, все завершились его победой. Перевернул представления о тактике морского боя как такового, стал родоначальником русской тактической школы военно-морского дела.

Читайте также: Свидание у Тендры. Как адмирал Ушаков излечил турок от гордыни

Святая Русь

«Святая Русь». Картина Михаила Нестерова, 1901—1906 «Душа народа». Картина Михаила Нестерова, 1915—1916

Свята́я Русь — в русском фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии понятие, имеющее двойственное значение: русская земля, избранная Богом для спасения и просвещенная христианской верой, и метафизическое простран­ство, союз православных христиан с центром в Иерусалиме. Среди иных пространств Святую Русь выделяет не география, не государственность и не этническая принадлежность, а православие.

В народном мировоззрении земная, преходящая Русь преобразуется в Русь вечную и неизменную, Царство Христово, Небесный Иерусалим, светлое будущее человечества (православного христианства). Русский народ рассматривается как люди Святой Руси, то есть народ Божий. Само словосочетание «святая Русь» в литературе впервые встречается у Максима Грека в середине XVI века, однако в письменных источниках и народной среде в том или ином виде (в том числе Небесная Русь, Христова Русь, Божья Русь, Царство Христово для Руси) это понятие было известно и раньше. Святая Русь могла быть синонимом Руси земной, Русского государства и народа, аналогичное употреблению понятия Святая земля по отношению к Израилю и Ближнему Востоку. Так, Лаврентий Черниговский советовал своим духовным чадам помнить, что «Украина, Россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!», выражая таким образом идею триединства древней Русской земли, народа и общества (см. Триединый русский народ), идею единой Руси, земной и небесной в образе трёх современных государств.

По мнению С. С. Аверинцева, за термином «святая Русь» и «земля святорусская» не стоит национальная идея. Святая Русь не имеет локальных признаков. Это космическая категория, вмещающая ветхозаветный Эдем, евангельскую Палестину и весь мир, находящийся под знаком истинной веры, в том числе рай.

История

Представления о странах, находящихся под покровительством божественных сил широко распространены в мифологии и религии.

Понимание Руси не только как этно-политического и религиозного сообщества (племени, народа) и государства, но и как Царства Христова, Православной Церкви, прослеживается уже в ранний период русской истории. В Слове о законе и благодати середины XI века (будущего митрополита Илариона) новокрещённый русский народ именуется новым. Восприятие народа, принявшего крещение в «последние времена» (перед страшным судом), как нового, наделённого особой благодатью, было свойственно христианской историософии. Новый народ получал преимущество перед древним — «ветхим», закон которого («Ветхий Завет») отошел в древнюю историю, в предысторию нового христианского мира. Уже в Слове о законе и благодати прослеживается идея христианской Руси как Нового Израиля.

Житие святого Сергия из Радонежа, одного из выразителей и защитников народной веры в святую Русь как Царство Божие

Важной вехой в развитии идей святой Руси стала эпоха жизнедеятельности великого русского святого и чудотворца Сергия Радонежского, его учеников и соратников. Призывая простой народ поддержать князя Дмитрия Донского, объединиться ради Руси и её народа, Сергий явно или неявно апеллировал к идее небесной, святой Руси, Царства Христового, Царства дедов-прадедов, святых и праведников, которое пребудет вечно и веру в которое нужно бережно хранить и не давать на поругание врагам. Также эпоха Сергия Радонежского важна тем, что благодаря трудам и подвигам преподобного вера в святую Русь связывается с Троице-Сергиевым монастырём, а значит и с Москвой, как одним из великих святорусских городов, наравне с древним Киевом.

Само словосочетание «святая Русь» в литературе впервые встречается в середине XVI века в трудах Максима Грека.

По-новому идея Святой Руси стала звучать в связи с представлением о Третьем Риме — идеей о святости Руси как единственной после падения Византии хранительницы истинной христианской веры. В одной из редакций «Послания великому князю Василию, в ко­тором об исправлении крестного знамения и о содомском блуде», написанном около 1524 года монахом псковского Спасо-Елеазарова монастыря старцем Филофеем имеется следующий титул князя:

Тебе пресветлейшему и высокопрестолнейшему государю великому князю, светлосияющему в православии христианскому царю и владыце всех, броздодержателю же всея святыя и великия Россия.

В том же знаменитом послании о Третьем Риме старец Филофей обращался к Василию III писал, что после падения первого и второго Рим лишь в России Церковь «в православной христианской вере во всей поднебесной паче солнца светится»; «И да ведает держава твоя, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое едино царство, и один ты во всей поднебесной святейший и благочестивый именуешься царь». Старец Филофей впервые обозначил важную мысль: Русь должна соответствовать своему высокому, святому именованию.

Понятие «Святая Русь» появляется в русской литературе в былинах и духовных стихах. Русские богатыри в былинах и защитники Руси в духовных стихах часто называются светорусскими, или святорусскими. Герои духовных стихов сражаются не просто за родную землю, а за светлорусскую, или святорусскую землю и за христианскую веру. Святая Русь в духовных стихах несёт в себе образы рая, Иерусалима, Палестины, Константинополя, других святых мест ветхозаветной и новозаветной истории и, наконец, святых мест собственной христианизированной земли, которые в свою очередь также являются образами упомянутых святых прототипов. Излюбленным топонимом Святой Руси в духовных стихах является Иерусалим. Христианская Русь рассматривается как Новый Израиль.

Добрыня Никитич говорит о себе: «Я не ездил бы, Добрыня, по святой Руси…». О нём же говорится: «Быть какому ни есть добру молодцу, / Святорусскому могучему богатырю!».

Ряд текстов, прежде всего фольклорных, распространяет понятие «Святая Русь» на всю территорию, которую занимают православные христиане и которая находится под властью православного царя. Так, Голубиная книга, сборник русских духовных стихов, наиболее ранние сохра­нившиеся списки которого относятся к первой четверти XVII века, так описывает Святую Русь:

Святая Русь-земля всем землям мати:
На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному, —
Потому свято-Русь-земля всем землям мати.

Из других фрагментов Голубиной книги следует, что центром Святой Руси является Иерусалим. Святая Русь здесь представляет собой метафизическое простран­ство, союз православных христиан с Иерусалимом в центре. Не география, не государственность и не этническая принадлежность, а православие, выделяет Святую Русь среди иных пространств.

Весьма ранним является народное противопоставление святой Руси и грешных представителей иерархии Православной Церкви, которое далеко не всегда находило отражение в официальных источниках, однако по вполне понятным причинам находило стойких приверженцев в народной среде. Это противопоставление формировало народное, временами отличие от официального понимание веры в Бога-Христа, Царство Христово и святую Русь известное из духовных стихов, песен, сказок и литературных произведений.

Начиная с XVII века понятие Святой Руси становится элементом народной культуры. Девиз «Боже, храни Святую Русь!» встречался на знамёнах ополчения Минина и Пожарского. В XVII веке Святая Русь и святорусские богатыри упоминаются в «Повести об азовском сидении»

XIX—XX века

В начале XIX века понятие «Святая Русь» получило второе дыхание, что было связано как с патриотическим порывом времён наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Понятие «Святая Русь» приобретает сугубо локальное значение: это именно Россия, что подчеркнуто противопоставлением святой Руси и иных территорий. Песня «За Царя, за Русь Святую!» была гимном московского ополчения 1812 года. Начиная с Н. М. Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее возвышенное именование Отечества.

Святая Русь упоминается Александром Пушкиным в трагедии «Борис Годунов» 1825 года в монологе сына Курбского и историческом романе «Арап Петра Великого» 1827 года одним из приверженцев допетровской старины. Таким образом, Святая Русь ограничивается в своих пределах: это допет­ровская, московская Русь, отграниченная от всего чужого, что априори несёт смятение и разруху.

В конце 1830 — начале 1840-х годов термин «Святая Русь» связывается с негативным отношением к тем, кто вынесен за пределы этого понятия. Николай Языков (1803—1847) в памфлете «К ненашим» 1844 года клеймит «западников» (см. ниже). Святая Русь здесь — это Россия и всё, что скрепляет существование державы — власть, самодержавие. В манифесте императора Николая I, изданном в 1848 году по поводу революции во Франции, говорилось: «По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и не щадя Себя будем в неразрывном союзе с Святою Нашею Русью защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших». Стихотворение Петра Вяземского «Святая Русь» 1848 года содержит строки: «Как в эти дни годины гневной / Ты мне мила, Святая Русь!» и призыв: «И пред людьми, и перед Богом, / Святая Русь, святою будь!». Святая Русь, верная престолу, истории, языку и своим традициям, не под­верженная западным веяниям, воспринималась как незыблемый спасительный утёс в бушующем море европейских революций. Вяземский рассматривает идею Святой Руси как ответственность за сохранение веры: «Не в славу, не в почёт, народные скрижали, / Родную нашу Русь святой именовали. / А в назиданье нам, в ответственность, в завет. / Чтоб сберегали мы первоначальных лет / Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры».

К идее Святой Руси в XIX и XX веках активно обращались славянофилы, почвенники и галицкие русофилы. Константин Аксаков считал, что Россия — единственный и монопольный носитель православия в прош­лом, настоящем и будущем. В книге «Об основных началах русской истории» он писал: «По заслугам дался и истинный, дался и ложный путь веры — первый Руси, второй Западу». Богоизбранность выступает как национально-этническая прерогатива, поэтому сакральные черты обнаруживаются в самом быту русского народа. В своей работе «О русской истории» Аксаков писал, что русские — «народ христианский не только по исповеданию, но и по жизни своей». Религиозный аспект святости дополняется некой сакральностью: русская история имеет значение всемирной исповеди, она «может читаться как жития святых» (из заметок Аксакова). Значение этнической святости в использовании этого термина постепенно стало доминировать.

Василий Жуковский писал:

В выражении Святая Русь — отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведёт от Крещатика; но своё глубокое значение оно приобрело со времён раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это всё соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда ещё не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за её области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь.

В начале XX века «Святая Русь» отразилась в церковной гимнографии. Протоиерей Илия Гумилевский в службе священномученику патриарху Гермогену написал следующие слова: «Богу нашему тобою слава, тебе же, священномучениче Ермогене, довлеет радоватися во свете лица Его и непрестанно молитися, да не погибнет Русь святая». Служба была опубликована осенью 1916 года. В 1918 году иеромонахом Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в службе всем русским святым была внесена ставшая знаменитой стихира: «Русь святая, храни веру Православную!».

В советское время выражение «Святая Русь» по идеологическим причинам было изъято из общественной дискуссии.

Постсоветский период

Русская православная церковь активно использует понятие Святая Русь в борьбе за единое каноническое пространство. В частности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл в связи с концепцией Русского мира не раз говорил, что «Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!».

По мнению митрополита Илариона (Капрала),

Будучи сынами и дщерями Русской Православной Церкви, мы все являемся гражданами Святой Руси. Когда мы говорим о Святой Руси, мы имеем в виду не Российскую Федерацию или какое-либо другое гражданское общество на земле, а тот стиль жизни, который передали нам сквозь века такие великие святые Русской земли, как равноапостольные князья Владимир и Ольга, преподобные Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Серафим Саровский и наиболее близкие к нам миллионы новомучеников и исповедников XX века. Эти святые — наши предки, и мы должны просить их научить нас смело исповедовать веру, даже если за это нам будут грозить гонения. Нет ничего особенного в том, чтобы просто называть себя «русскими»: чтобы действительно быть русскими, надо, прежде всего, стать православными и, притом, церковными, какими были наши предки, создавшие Святую Русь!

С другой стороны, известный богослов митрополит Иоанн (Снычёв) полагал, что Святую Русь нельзя понимать географически, поскольку это место, «где совершается таинство домостроительства человеческого спасения». Святая Русь — это место, где ходит Богородица и Георгий Победоносец.

Спор об Украине

Понятие Святой Руси получило новое звучание в связи с дискуссией между Московским и Константинопольским патриархатами по вопросу канонических прав на территорию Украины. Константинопольский патриархат исходит из того, что Украина является его канонической территорией, поэтому он имеет полное право предоставить Украинской церкви независимость. Москва, отрицая это право, заявляет, что Украина — каноническая территория РПЦ. В качестве аргумента в свою пользу московский патриархат использовал концепцию Святой Руси.

В связи с планами Константинопольского патриарха Варфоломея предоставить автокефалию Украинской православной церкви Киевского патриархата, московский патриарх Кирилл сослался на понятие Святая Русь:

Духовное единство святой Руси разорвать невозможно. А если когда-нибудь это произойдет, то неизвестно, что произойдет вообще с православной церковью, потому что духовное единство святой Руси есть нечто, что удерживает многих от поклонения злу.

Константинопольский патриарх Варфоломей, со своей стороны, указал на неправомочность притязаний Москвы на каноническое верховенство на территории Украины, начиная середины XVII века:

Томос, который провозглашает Москву патриархатом, не относит регион сегодняшней Киевской митрополии к юрисдикции Москвы… Неканоничные вмешательства в дела Киева, к которым время от времени прибегала Москва, и терпимость со стороны Вселенского патриархата в предыдущие годы не оправдывают ни одно церковное нарушение.

Русский Бог

«Русский Бог», понятие смежное понятию «Святой Руси», было широко распространено в российском националистическом дискурсе XIX века. Ранний пример использования этого выражения в литературе зафиксирован у Владислава Озерова в трагедии «Димитрий Донской» 1807 года. Василий Жуковский (1783—1852) отмечал: «Русский Бог, Святая Русь — подобных наименований Бога и Отечества, кажется, ни один европейский народ не имеет». Николай Языков в памфлете «К ненашим» 1844 года, направленном против Чаадаева и других русских «западников», провозгласил:

О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
Вы, люд заносчивый и дерзкий,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русский вы народ!

Иную картину представил в стихотворении «Русский Бог» Пётр Вяземский.

Применение

Выражение «Святая Русь» использовалось и используется как название или заглавие.

Тексты

  • «Святая Русь» — стихотворение Вяземского.
  • «Святая Русь» — сборники стихов С. С. Бехтеева.
  • «Святая Русь» — роман Д. М. Балашова.
  • «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.)» — книга архимандрита Леонида (Кавелина).
  • «Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа» и «Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)» — издания О. А. Платонова.
  • «Святая Русь. История русской нации» — книга С. А. Галанова.

Периодические издания

  • «Святая Русь» — газета белого движения (редактор — Нил Мальков).
  • «Святая Русь» — русский эмигрантский журнал для юношества (редактор — Н. В. Колесников).

Картины

  • «Святая Русь» — программная картина Михаила Нестерова.
  • «Святая Русь» — трилогия художника С. А. Кириллова.

Фильмы

  • «Наша святая Русь» — киноновелла в фильме Дети играют русских (Les enfants jouent à la Russie) Ж. Л. Годара.

Транспорт

  • «Святая Русь» («Родина») — речное судно типа «Родина».
  • «Святая Русь» — тепловой аэростат, на котором совершалась первая российская экспедиция к Северному полюсу на воздушном шаре.

Организации

  • За Русь святую — существовавшая в России политическая партия.
  • «Фонд Новая Святая Русь» — одно из названий Богородичного центра.
  • Союз «Святая Русь» — крымская общественная организация.
  • «Народное движение Святая Русь» — партийный проект.

Мероприятия

  • «Святая Русь» — выставка русских икон.
  • Всероссийский православный фестиваль искусств «Святая Русь»

См. также

  • Царство Небесное
  • Святая земля
  • Земля Израильская
  • Небесная Сербия
  • Избранный народ
  1. Словосочетание «святая и великая Россия» встречается во второй редакции послания, дошедшей в сборнике 1580-х годов (Там же).
  2. Речь идёт о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату в 1686 году, когда Константинопольский патриархат передал Киевскую митрополию в управление Русской церкви. Современная Константинопольская церковь считает, что Москва получила не «право собственности» на территории нынешних Украины, Беларуси, Литвы и Польши, а лишь некоторые полномочия по управлению церковной жизнью. Позже, согласно нынешней позиции Константинопольской церкви, условия этой передачи были нарушены Москвой, и переданные под управление территории были «аннексированы» Русской церковью.

Примечания

  1. Святой // Толковый словарь русского языка: В 4 т. М., 1940. Т. 4. Стб. 109—110.
  2. Святой // Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1999. Т. 4. С. 59—60.
  3. Святая Русь! Архивная копия от 15 июля 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Михельсон М. И. Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. СПб., 1904.
  4. 1 2 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 3. С. 584.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Александр Осповат. Лекция. Святая Русь как состояние души : Как со временем менялся смысл понятия «святая Русь». Arzamas (arzamas.academy). Дата обращения 21 января 2019.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 Фёдор Гайда. Что значит «Святая Русь»? // Православие.Ru. 13 августа 2013 г.
  7. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
  8. Валерий Лепахин. Иконичный образ святости : пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 1 / Православие.Ru.
  9. 1 2 Дмитриев М. В. «Святая Русь» и Русь как «Новый Израиль», Москва — «Третий Рим»: конфессия, natio и протонациональные дискурсы в восточнославянских культурах X—XVII вв. Межсессионный семинар. 2008.
  10. Andrusiewicz A.: Carowie i cesarze Rosji. Warszawa: Grupa Wydawnicza Bertelsmann Media, 2001, s. 114. ISBN 83-7311-126-3
  11. W. Osadczy: Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007, s. 98-99 i 114. ISBN 978-83-227-2672-3.
  12. Митрополит Кирилл на концерте в Киеве призвал к духовному единству. РИА Новости (27 июля 2008). Дата обращения 4 сентября 2010. Архивировано 7 мая 2012 года.
  13. Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница
  14. «Пойте Господеви вся земля…».
  15. 1 2 «Украинская церковь на финишной прямой: Константинополь переходит в контратаку», BBC, 7.09.2018.
  16. «Кирилл и Варфоломей поговорили об автокефалии Украинской православной церкви»
  17. Русский бог (Вяземский) // Викитека.

Ссылки

  • Жуковский В. А. Святая Русь. Письмо князю П. А. Вяземскому 23-го июля (5-го августа) 1848 г.
  • Карташев А. В. Судьбы Святой Руси.
  • Валерий Лепахин. Иконичный образ святости : пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 1 / Православие.Ru.
  • Валерий Лепахин. Иконичный образ святости : пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 2 / Православие.Ru.
  • Валерий Лепахин. Иконичный образ святости : пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 3 / Православие.Ru.
  • Валерий Лепахин. Иконичный образ святости : пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 4 / Православие.Ru.
Хронологическое и
политическое деление
Географическое и
этнографическое деление
Этапы развития
Войны с кочевниками
Этимология и лексика
Связанные этнонимы
Идентичности на общерусской основе

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», — такое изречение записал Владимир Даль во время своих путешествий. Святость является нетленным идеалом русской земли. В какую бы моральную пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и знает свой путь возвращения к Богу.

Что такое Святая Русь

Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.

Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.

Происхождение фразы

Сначала появилось словосочетание «светлый князь», потом иностранные путешественники стали именовать князей — его светлость русский князь. Эти два слова: светлый и русский прочно прижились в разговорной речи. Князя Владимира-крестителя называли духовным отцом и «Святым Владимиром».

Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке. Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти. Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.

ГИМН СВЯТОЙ РУСИ

Земле Русская,
Граде святый,
Украшай свой дом,
В нем же божественный
Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В ней же тебе утверждение.

Значение понятия

Значение понятия «святой» в язычестве понималось как приумножение цветения и плодоношения, а в христианстве означало возрастание цветения духовного. Основами духовной жизни мирян стали вера и покаяние, верование в живого спасающего Бога. Благодаря благоуспешной деятельности духовенства и сформировалось устойчивое понятие Священной Руси.

История появления термина

История этого термина зародилась еще в устном народном эпосе. В сказках и былинах, легендах и стихах героев и богатырей величали не иначе как святорусскими, так ка защищали они Святорусскую землю. Земля русская после падения Византии стала преподносится как охранительница истинного христианского вероисповедания.

Как Русь стала Святой

К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.

Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.

Образ Священной Руси

Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:

  1. Православие.
  2. Государственность.
  3. Народность.

Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему. Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства.

Сам Образ — это:

  • собор русских святых;
  • чудотворные иконы и иные русские святыни;
  • особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
  • служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
  • идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

В культуре

Историю русской культуры можно начинать с Крещения Руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. С появлением христианства возникла религия, приобщившая Русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. Вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.

По всей стране начали возводить прекрасные соборы — Софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. При церквях открывались приходские школы, больницы. Служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. Многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.

Начиная с XVII века, понятие святости Руси становится частью народной культуры. С точки зрения народного понимания держава российская объединяется со Вселенной и церковью, получается, что Святая Русь есть везде, где есть православная вера.

В искусстве

Древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. Расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.

Другой яркой страницей в искусстве является иконопись. Образ святой Богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. Также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания.

Многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления Священной земли нашей. Своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога.

Многие великие композиторы писали церковную музыку: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков. Литургии Чайковского и Рахманинова предназначались для богослужений. Православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: Васнецова, Нестерова, Крамского. Обратите внимание на картину»Святая Русь» Михаила Нестерова.

В литературе

Образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. Возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова, Лермонтова и многих других авторов той поры.

Произведения русских литераторов XIX века по праву считаются сокровищами мировой литературы. Даже великий Александр Пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве. Религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии.

В этом видео представлено рассуждение профессора филологии Александра Осповата о смысле термина.

>Видео

Посмотрите видеоролик о становлении Светлой земли нашей.