Православная церковь в армении

Армения

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ереван)

Арме́ния (арм. Հայաստան ), полная официальная форма — Респу́блика Арме́ния (арм. Հայաստանի Հանրապետություն ) — государство в Закавказье.

>Крупнейшие города

1) Ереван
2) Гюмри
3) Ванадзор

Православие в Армении

Православие в Армении — представлено Русской и Грузинской поместными православными церквами. Армянская апостольская церковь, последователями которой являются 94,7 % граждан республики Армения, относится к группе древневосточных (нехалкидонских) церквей; она отличается по своему вероучению от православных церквей византийской традиции и не состоит с ними в каноническом общении.

История

Раннее христианство начало проникать на территорию современной Армении согласно древним преданиям уже в I веке н. э. Считается что апостол Фаддей после посещения Эдессы направился в Армению с проповедью. Ему удалось обратить в христианство многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. В 301 году царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

Русская Православная Церковь

Появление первых приходов РПЦ отмечается XIX веком и относится ко времени вхождения Армении в состав России. Церкви в основном основывались в станицах переселенными на границу казаками и военными в местах дислокации гарнизонов. В настоящее время на территории Армении действует пять приходов Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной церкви. Главным храмом РПЦ в Армении является находящийся в Ереване храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

19 ноября 1943 года определением Священного Синода Русской православной церкви православные приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви.

С 1991 году русские православные приходы вошли в подчинение Краснодарской и Кубанской епархии Русской православной церкви.

В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, объявивший что на территории Еревана будет построен новый православный храм.

Святыни

Мощи древнехристианских святых в Армении находятся в храмах Армянской Апостольской Церкви.

  • Мощи св. свт. Григория, просветителя Армении (Ереван, собор свт. Григория)
  • Мощи св. ап. от 70-ти Анании (Ереван, храм св. ап. Анании)
  • Копье Лонгина Сотника (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин, 15 км. к западу от Еревана)
  • Часть Ноева Ковчега (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи св. ап. от 70-ти Фаддея (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи св. свт. Исаака Великого (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Десница св. свт. Григория, просветителя Армении (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи свв. мцц. Репсимии, Гаиании и Марины (Вагаршапат, монастырь Эчмиадзин)
  • Мощи св. прп. Месропа Маштоца (селение Ошакан, храм св. прп. Месропа Маштоца, близ Вагаршапата)
  • Пелены Богомладенца (Алаверди, бывший монастырь Одзун, ок. 20 км. к северо-востоку от Ванадзора)

>Храмы

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ереван)

>Видео

>Ссылки

  • Православие в Армении
  • Православные храмы Армении
  • В чем разница между православием и армянским христианством?

Подкатегории

В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.

А

  • ► Армения (Приходские храмы)‎ (1 С)
  • ► Армения (Святыни)‎ (1 С)

Православие в Армении. Современность

Много ли сегодня в Армении православных храмов? Когда они здесь появились? Кто составляет их основную паству? Как православное духовенство уживается с клириками Армянской Апостольской Церкви, к которой себя относит большинство жителей Армении? Какие вопросы в основном волнуют православных армян? Об этом и многом другом нашим читателям рассказал протоиерей Арсений Григорянц – настоятель Покровского храма города Еревана и благочинный патриарших приходов в Армении.

С отцом Арсением мы встретились в центре Еревана, откуда он подвозил домой своих прихожан, и поехали в старейший в городе православный храм. Уже по дороге отец Арсений начал свой рассказ. Позже, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, его настоятель показал нам уникальные иконы, поделился историей прихода и планами на будущее.

– Отец Арсений, первый православный храм, который я увидел в Армении, находится по дороге от аэропорта Звартноц к центру Еревана. Водитель такси не сумел припомнить, кому он посвящён, но сказал нам, что этот храм постоянно закрыт, так как в него никто не ходит. Но почему?

– Вы говорите о Крестовоздвиженском храме. Это неправда, что храм постоянно закрыт. Каждое воскресенье там совершается Божественная литургия. Пока не совершается всенощное бдение. Хотя там не очень удобное место ни подойти, ни подъехать.

– Зачем же тогда его построили именно там? Власти выделили неудобное место?

– Долгая эпопея с выделением места закончилась безальтернативным предоставлением этого не очень удобного варианта. В то время как место, выделенное под кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Москве, гораздо более удачное и на порядок превосходит ереванский ответ по всем параметрам.

Ситуация двоякая: с одной стороны храм далеко от центра, добираться до него неудобно, с другой – все прилетающие в Ереван обязательно видят его, заезжая в город. Место хорошо для представительских и символических целей, но неудачно для простых прихожан. Храм получился изящным и красивым, хорошо вписался в ландшафт, но все же маловат и расположен далеко и неудобно для кафедрального собора, поэтому он останется приходским храмом.

– Отец Арсений, а сколько в Армении православных храмов вообще?

– Смотря как считать. Есть храмы, которые разрушены. Есть древние православные храмы, переданные в ведение Армянской Апостольской Церкви. Есть храмы, где прихода нет. Если мы будем считать только те храмы, где регулярно совершаются богослужения, то в Армении 8 православных храмов, относящихся канонически к Русской Православной Церкви и 5 официально зарегистрированных православных общин.

На 8 действующих храмов у нас 4 священника. Недавно появился ещё один батюшка. Но он останется служить на севере – в Ванадзоре и Гюмри. Получается 5 священников всего. И один диакон.

Один из наших священников, отец Владимир, духовник женского подворья монастыря и служит в основном там. При монастырском подворье есть своя домовая церковь.

Отец Владимир самый старший из священников. Все священники состоят в штате Покровского храма. Центр находится здесь. Отсюда мы ездим служить.

– А храмы Грузинской Православной Церкви в Армении есть?

– Грузинских храмов как таковых нет. Есть один храм грузинского подчинения. Там русский батюшка, служит на церковно-славянском. Подчиняется грузинскому патриарху. Служат с трудом. Прихожан мало.

– Ваши прихожане, вероятно, в основном относятся к русской диаспоре в Армении или туристы?

– Отнюдь. 80% это местные православные армяне. Остальные – это те, кто трудится или служит в Армении, а также небольшая часть этнических славян, давно живущих в Армении. Их около 20%. В основном приход состоит из православных армян. Духовенство и монашествующие также практически все этнические армяне.

– А туристы всё же бывают на богослужениях?

– Да, особенно когда начинается сезон. Много священников приезжает с туристическими группами. Недавно приезжал иеродьякон из Троице-Сергиевой Лавры. Вместе служим. В основном это паломнические группы, путешествующие по Грузии и Армении.

– Я почему-то думал, что среди ваших прихожан много местных русских.

– Нет. Количество прихожан я считаю по тем, кто соборуется великим постом и более-менее регулярно посещает богослужения. Местные жители из русской диаспоры массово приходят, но по большим праздникам. Пасха, Крещение, Рождество Христово…

Приходите на большой праздник, и вы увидите много славянских лиц, а также украинцев, греков, грузин. А в обычный воскресный день в основном приходят армяне. Среди сестер подворья только две из восьми этнические русские. Отношение числа этнических славян к армянам среди прихожан, хора, духовенства и монашествующих примерно 1 к 4. В хоре только одна русская женщина, все остальные армяне.

– Батюшка, расскажите о местных православных святынях. Как я понимаю, это Хор Вирап, где держали в узах Григория Просветителя и всё то, что сконцентрировано в Эчмиадзине?

– В Эчмиадзине это как минимум три храма: святых мучениц Гаяне, Рипсиме и Шогакат, с мощами мучениц в каждом. Ну и сам Эчмиадзин. Место сошествия Единородного в центре эчмиадзинского храма, сокровищница, частица Ноева Ковчега, частица Святого Креста, Копие. Среди нескольких преданий о месте, где находится Святое Копие, по видимому наболее древнее утверждает, что оно в Армении. Ещё вы забыли упомянуть Гегард – монастырь Копия, где оно хранилось до перемещения в сокровищницу Эчмиадзина.

– В сокровищнице Эчмиадзина есть еще мощи Григория Просветителя. Нам их не показали, но сказали, что есть мощевик в виде десницы.

– Там несколько таких мощевиков, в виде десницы. По утверждению хранителей музея там есть и мощи пророка Иоанна Предтечи и других почитаемых древних святых.

– А мощи апостолов Фаддея и Варфоломея?

– Да, их мощи передали Армянской Апостольской Церкви католики. Вообще это тонкий вопрос, в котором необходимо существование достоверного православного предания… Насчет мощей мучениц Римсимии, Гаянии и Шогакат – тут никаких сомнений нет. Мы всегда ходим к ним на поклонение.

Десница, про которую вы упомянули, используется при мироварении, совершаемом раз в 7 лет армянским католикосом. Торжественный обряд. Приезжает много людей. Обязательно этой десницей, Святым Крестом и Копием осеняют миро, поочерёдно погружая их в него.

– К мощам преподобного Месропа Маштоца ездят православные паломники?

– В основном нет, мало кто успевает. Они ездят в Эчмиадзин, Хор Вирап, Гегард, Ереван. Ошакан редко попадает в туристические маршруты. Кроме того, на севере в горах у нас есть удивительные развалины древних православных храмов. Живописные места. Видно, что храмы именно православные – низкая солея, ступени спереди, три окна в апсиде, росписи. Туда тоже редко кто доезжает.

– Расскажите про ваши отношения с Армянской Апостольской Церковью.

– Честно говоря, можно сказать, что отношений почти нет. Нам негде пересекаться. Паства не пересекается. Праздники не совпадают. Так что общаемся редко и мимолётом.

– А богословские конференции, торжества?

– Богословский диалог ведут богословы из Москвы. Правда, как нам известно, каких-либо результатов с начала нулевых нет, и диалог перешел в русло совместных социальных проектов.

– Возможно, вы встречаетесь на общих мероприятиях?

– Есть памятник русским воинам, освобождавшим Эчмиадзин. Он в Ошакане. Захоронение 1138 воинов. Раз в год мы там встречаемся. Мы открываем поминовение литиёй. Они завершают своим молитвословием. На приемах встречаемся периодически.

Дело в том, что я этнический армянин, наши священники и дьяконы армяне. Сам этот факт затрудняет общение. Потому что в армянском сознании Церковь – явление национальное. Армянин должен принадлежать Армянской Церкви, а русский – Русской. Многие весьма удивляются, когда узнают, что в Русской Церкви вместе молятся около двухсот национальностей и народностей.

– Но ведь тогда, получается, что исключается возможность проповеди среди других народов? Для Армянской Церкви не характерна миссия?

– Да. Это действительно так. Для Армянской Церкви не характерна миссия.

– То есть армянские священники занимаются окормлением своей паствы и не проповедуют среди других народов? А как же евангельское: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»?

– Не проповедуют. Более того, нет такого явления как армянский священник неармянин. У них есть формула: одна вера, один народ, одно государство. Миссия Армянской церкви сегодня – сохранение армянской нации, армянской духовно-культурно-исторической традиции. Логика отсутствия миссии среди других народов проста: Евангелие уже проповедано по всему миру и каждый народ имеет своих проповедников. Проста, но неприемлема для православного человека.

– Отец Арсений, расскажите о вашем храме. Когда Покровский храм был построен?

– Храму больше ста лет. Воздвигли его в 1912-1916. Великое освещение, после осквернения в советский период, мы торжественно совершали совсем недавно, когда столетие отмечали.

Этот храм построен по типовому проекту войсковых храмов, выполненному архитектором Ф. М. Вержбицким. В 1901 году император Николай II одобрил и утвердил этот проект. И началось строительство типовых войсковых храмов. Их насчитывается 66 на просторах бывшей империи. Храм не высокий, но очень вместительный. Проект предусматривал строительство именно недорогих вместительных храмов для воинов. В Армении таких храма два.

В большевистский период в нашем храме был склад, потом клуб, потом кинотеатр. Наверху была киноаппаратная.

– Я вижу в иконостасе храма две интересные групповые иконы. Таких раньше не видел.

– Да, это наша задумка. Символически изображены Русская и Армянская Православные Церкви.

На первой иконе Божья Матерь в окружении святых Земли Русской. В этом образе представлена вся история Руси от крещения страны до наших дней. Эпоху Крещения Руси олицетворяют святые равноапостольные Владимир и Ольга, эпоху монголо-татарского ига – святитель Алексий Московский и святой благоверный князь Димитрий Донской, эпоху смутного времени – Священномученик Гермоген, эпоху великой смуты начала XX века – святитель Тихон, патриарх Московский и преподобномученица Елизавета Федоровна. Благодатное древо русского монашества представлено преподобными Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и Амвросием Оптинским.

На второй иконе – Спаситель и те православные святые, которые имеют отношение к земле Армянской. Это праведный Ной, сошедший после потопа на горе Арарат, апослолы, проповедавшие в Армении – святые Фаддей и Варфоломей, священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, мученицы Рипсимия и Гаяния. Здесь же равноапостольная Нина, просветительница Грузии, пришедшая в Закавказье в числе дев-рипсимианок, а после направившаяся с проповедью в Грузию. Святитель Иоанн Златоуст, который был сослан в Малую Армению и через тра года преставился в Понтийских Команах по дороге в ссылку в Абхазию, преподобный Иаков, епископ Низибийский и преподобный Евфимий Великий.

– Отец Арсений, подождите, но ведь Команы в Абхазии? Я там бывал. Там показывают это место и гроб святителя Иоанна Златоуста. И глава святого Иоанна Предтечи хранилась где-то у них.

– Абхазы любят это дело… У них тоже есть Команы и они уверены, что святитель Иоанн дошёл туда. Но нет. Он умер в Команах исторической Малой Армении.

Есть масса подобных разночтений, например, в ситуации с главой святого Иоанна Предтечи… Согласно преданию ААЦ на территории современного Арцаха (Карабаха), в монастыре Гандзасар, под спудом хранится глава Иоанна Крестителя (возможно ее часть). Но есть масса преданий о месте современного нахождения главы Предтечи.

– А где находились Понтийские Команы?

– Это территория Малой Армении – историческая провинция Византийской империи – Вторая Армения… Около современного селения Гюменек, которое сейчас находится на территории Турции. Противники Иоанна Златоуста решили его из Малой Армении отправить в дальнейшую ссылку в абхазскую Пицунду. Святитель двигался в трудных горных местах Малой Армении и там же преставился, так и не добравшись до Абхазии.

– Ещё по поводу этих икон спрошу. Вернее про ту, что изображает армянских святых. Где же преподобный Месроп Маштоц? Он ведь жил до Халкидонского собора и в любом случае является святым общим. И для Армении он так важен. Создатель армянского алфавита и переводчик Священного Писания!

Сейчас почитают православных святых Галлии, Британии, Иберии, которые были до отпадения католиков в ересь. Почему не почитают православных святых Армении?

– Преподобный Месроп Маштоц действительно православный святой. И почитался ранее Церковью. Мы представили материалы для официального внесения его в месяцеслов Русской Православной Церкви в Синодальную комиссию по канонизации святых. Думаю, рано или поздно в нашем храме появится и икона святого преподобного Месропа Маштоца

– Много ли прихожан у Покровского храма?

– Я исчисляю количество прихожан по числу соборующихся Великим постом. Около 180-200 человек. Это костяк прихода. Более или менее воцерковленные люди, относительно регулярно посещающие Богослужения, участвующие в Таинствах.

– Это довольно большая община.

– Но это почти все, кто в Армении есть. Еще наберется человек пятьдесят в Ванадзоре, человек тридцать в Гюмри. Увеличивающееся количество православных храмов не увеличивает числа прихожан.

– В других храмах ведь тоже есть свои общины?

– Если говорить об общинах, живущих полнокровной литургической жизнью, то это общины Еревана и Ванадзора (последняя примерно в четверть ереванской).

Все остальное это разрозненные группы, которые либо периодически приезжают на Богослужения в Ереван или Ванадзор, либо ожидают нечастых приездов священников к себе. В новом Крестовоздвиженском храме, к слову, молятся в основном прихожане Покровского храма, которым ближе ехать до Крестовоздвиженского, чем к нам.

Мы знаем в лицо и по имени практически всех воцерковленных православных в Армении, за исключением может быть части общины грузинского подчинения.

– А долго здесь всё восстанавливали после возвращения храма Церкви?

– Где-то в начале 2000-х начался процесс восстановления. В процессе реставрации от исходного здания храма сохранились только каменная кладка и перекрытия крыши с обрешеткой, все остальное пришлось делать заново.

Процесс до сих пор еще не завершен. Иконостас не расписан полностью, купол расписан по уровню крыши. Мы хотели расписать весь храм, но когда покрасили стены и потолок в белый цвет, получилось так хорошо, что решили остановиться на этом. Но будем завершать роспись алтаря.

Под мраморным полом, на котором мы стоим, лежит плитка. Такую плитку вы можете увидеть на фотографиях у Гроба Господня, где вход в Кувуклию. Плитка была сильно разбита. Мы хотели восстановить ее, но не смогли выяснить какая технология использовалась при ее изготовлении. Поэтому решили, сохранив рисунок, выполнить пол из мрамора…

Мраморная плитка на пол резалась вручную по одному кусочку 20 на 20 см. Также вручную за исключением некоторых деталей вырезан мраморный иконостас. Это в некотором смысле уникальная работа. Сейчас, в эпоху станков с программным управлением так уже никто не делает…

Рабочие, которые в начале нулевых начинали реставрацию храма, со временем приняли Православие вместе с семьями и сродниками. Один из них в последствии стал диаконом и сейчас продолжает украшать храм мрамором, уже будучи в диаконском сане.

– У вас очень интересные иконы собраны в храме.

– Да, вот эти мощи святителя Николая и Иоанна Предтечи недавно чудесным образом к нам попали – их привез из Сирии раб Божий Иоанн, православный сирийский армянин. Мощи были переданы ему на хранение его знакомым епископом. А он почему-то решил пожертвовать мощи нам, а не хранить у себя дома. Мы их тут же в иконы вставили. У нас как раз были писаные иконы святителя Николая и Иоанна Предтечи.

Когда об этом узнал епископ, он сделал замечание Иоанну и сказал – «Иди забирай назад». Иоанн пришел к нам: «Что делать?». А мы как ему отдадим? Мощи же в иконах уже. Говорим: «Давай разделим». Так и порешили: часть вернули ему, часть оставили нам.

У нас есть икона собора Оптинских старцев с частицами их мощей. Это наши братья-армяне из Оптиной пустыни привезли.

Также есть мощи Иакова Низибийского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. А икону Серафима Саровского нам привез митрополит Георгий из Нижнего Новгорода. Он приезжал к нам в гости. Есть мощи преподобного Агапита Печерского, который обратил в Православие своего лечащего врача-армянина.

Наш храм посещали и два патриарха: патриарх Алексий и, дважды, патриарх Кирилл. Иконы, подаренные патриархом Кириллом особо почитаются у нас. Причем мы сами ничего не делали для этого. Возникло стихийное почитание особенно иконы Казанской Божией Матери. И не только нашими прихожанами, но и местными неправославными жителями. Вы можете увидеть много драгоценностей принесенных в дар после молитв у иконы и получения просимого.

Кроме двух икон, подаренных во время двух посещений патриарха Кирилла, есть ещё редкий список иконы Божией Матери «Миасинская», подаренный иконописцами расписавшими Крестовоздвиженский храм. История древнего образа связана с Арменией. А также икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками, попавшая в храм чудесным образом в первое время после открытия в 1993 году.

Четыре иконы Богородицы – четыре столпа, символически ограждающих общину.

– А икона Иоанна Шанхайского как попала к вам?

– Много икон привозят прихожане после паломнических поездок. Из Грузии привозят образа грузинских святых. Из Греции – греческих. Но полиграфические образа в храме временно. Когда сделаем киоты, все иконы в храме будут писанные и крупные. Мелкие и полиграфию будем потихоньку убирать.

– Батюшка, расскажите, отмечаете ли вы как-то по-особому церковные праздники? Существуют местные традиции?

– Есть некоторые особенности. Например, память Григория Просветителя приходится на 13 октября. Это канун Покрова. А Покров Пресвятой Богородицы у нас престольный праздник. И чтобы прибавить торжественности празднику памяти Григория Просветителя, мы обратились к епископу с вопросом, можно ли переместить память священномученика и объединить эти два праздника.

Мы получили благословение праздновать память священномученика два раза. Святой Григорий Просветитель – это символ Армении. Служба ему отдельно совершается на монастырском подворье 13 октября, в официальный день памяти. А в день Покрова в нашем храме престольный праздник совмещается с празднованием памяти священномученика Григория. Вот такая литургическая особенность.

– Отец Арсений, а служите вы на церковно-славянском? Большая часть общины понимает русский язык, поэтому нет необходимости служить на армянском?

– Часть наших прихожан плохо говорит на армянском, а многие славяне армянский не понимают вообще, поэтому мы не можем основные богослужения проводить на армянском.

С другой стороны, подрастающее поколение – дети наших прихожан-армян – уже плохо говорят по-русски, так как учатся в армянских школах. Также есть часть прихожан, пришедших из полностью армяноязычной среды и также плохо владеющих русским языком. Поэтому постепенно вызревает литургическая необходимость в Богослужении и на армянском языке. Но мы не форсируем события.

– Действует ли при храме воскресная школа?

– Действует на протяжении многих лет. И прерывается летом. Сейчас наблюдается спад. Родители стали пассивны. Будем собираться, обсуждать.

Одно из назначений воскресной школы дать возможность родителям приходить на службу с детьми к её началу. До Литургии верных дети пребывают в воскресной школе, с ними занимаются. Старшие дети приходят на службу пораньше, к «Символу веры». Младшие приходят к «Отче наш». Вот такой формат.

После службы у нас никто не остается так как храм находится далеко, на окраине. Рассказывают в воскресной школе детям об основах веры и раньше изучали церковно-славянский язык, когда рабочие тетради привозили из Москвы.

Для совсем маленьких – «воскресные ясли». Дети просто играют под присмотром…

– А как проходит катехизация взрослых?

– У нас и до принятия общих положений об огласительных беседах они всегда практиковались. Так как многие люди приходят из Армянской Церкви и перед совершением чина Присоединения к Православию нужно многое разъяснить.

Мы продолжаем это делать, и ничего не меняем. Огласительных бесед у нас как минимум две. Они не носят формальный характер: пришел, посидел, получил бумажку. У нас человек должен ответить на вопросы священника: как он верует, что он понял. И только после этого священник может допустить, чтобы он был восприемником или сам крестился.

– Чем вы занимаетесь ещё? Социальным служением? Больницы, тюрьмы и школы?

– У нас есть закон, который запрещает любую форму проповеди за территорией храма. Запрещает всем кроме Армянской Церкви. Правом посещения тюрем, больниц и так далее по своей инициативе обладает только Армянская Церковь.

Мы посещаем больницы и тюрьмы только по приглашению. Это происходит следующим образом. Заключенный пишет письмо в Управление исполнения наказаний, мы пишем письмо. Если Управление исполнения наказаний принимает ходатайства, она представляет нам список тех, кого мы можем посещать. Так на протяжении 12 лет мы посещаем пожизненно заключённых. Одного из них крестили в тюрьме. Недавно он стал крестным другого заключенного на пожизненный срок.

Есть общественное служение. Заключается оно в том, что мы поддерживаем традиционные силы общества. Вот на этом поприще у нас с Армянской Церковью полное совпадение позиций.

Совместно с духовенством и некоторыми чадами Армянской Церкви мы участвуем в обсуждении острых вопросов, встающих перед армянским обществом. В частности, активно выступаем за укрепление в обществе традиционной системы ценностей: за традиционное понимание семьи, против абортов, против ювенальной юстиции и т.п.

Сейчас в Армении идет серьезная борьба против попыток насаждения здесь чуждых обществу антисемейных западных стандартов. Сейчас всё сконцентрировалось на блокировке попыток парламента ратифицировать Стамбульскую конвенцию. Российские парламентарии в своё время этот документ отвергли. Сейчас в парламент Армении проникли силы, которые хотят добиться ратификации конвенции.

Конституция Армении пока мешает реализации коварных планов. В ней указано, что семья – это союз мужчины и женщины. Сколько копий было сломано об эту формулировку… Её то и дело пытались изменить. Более 90% граждан Армении против, и мы среди них.

Была попытка протащить закон «О насилии в семье» – основу для введения норм ювенальной юстиции. Сейчас подобные усилия предпринимает ЛГБТ-лобби в России. Общественность опять не позволила, особо опасные места были изменены…

Эти законы пишутся под копирку с какого-то, видимо английского, исходного текста. В этом легко убедиться,стоит только сличить тексты аналогичных законопроектов, например, в Армении и странах Средней Азии.

Была попытка проведения в Армении форума «ЛГБТ-христиан»… Кощунственное название. Сняли ролики, на «YouTube» выложили. Люди посмотрели, поднялся шум, народ воспротивился. Не разрешили проводить.

К сожалению, мы всегда пока только отбиваемся, находимся в глухой обороне. Нам навязывают модель, а мы ищем способы её отвергнуть или на худой конец изменить так, чтобы она нанесла наименьший вред, Так не должно продолжаться. Нужно переходить в наступление.

Нужно выработать свою модель, чтобы наши заокеанские «друзья» не пытались всё время «помочь» нам заполнить некий смысловой вакуум, возникший после крушения СССР. И у меня есть идеи как это сделать. Но это отдельный долгий разговор…

– Отец Арсений, большое спасибо за интересный рассказ!

Беседовал Андрей Сегеда

Также рекомендуем – Гид: Православные святыни Армении.

Гид: Православные святыни Армении (Часть первая)

Праотец Ной, апостолы Иуда Фаддей, Нафанаил и Анания, преподобные Иаков Низибийский, Евфимий Великий и Месроп Маштоц, мученицы Гаяния и Репсимия, равноапостольная Нина Грузинская, равноапостольный Григорий Просветитель, святитель Иоанн Златоуст, пророк Иоанн Предтеча. Что объединяет этих святых? То, что их жизнь тем или иным образом была связана с Арменией.

Несмотря на то, что Армянская апостольская церковь, занимающая в Армении доминирующее положение, отвергла постановление IV и последующих Вселенских соборов и имеет в своём богословии серьёзнейшие отличия от православного вероучения, этот уход от Православия был сделан далеко не сразу.

Частица мощей святого апостола Петра (в центре реликвария)

Исключительное расположение на перекрёстке торговых путей и разнообразных культур, а также практически пять веков православной истории в Восточной Армении и около девятнадцати столетий в Западной Армении, оставили в этой стране множество великих святынь, к которым стремятся православные паломники.

Сегодня мы расскажем вам, дорогие читатели, не только о том, какие православные святыни в Армении можно увидеть, но также и как к ним добраться, где остановиться и какие “подводные камни” ожидают вас на этом пути.

1. Дорога в Армению и внутри Армении

Армения граничит на северо-западе с Грузией (а Грузия на севере граничит с Россией), на северо-востоке и, немного на юго-западе с Азербайджаном, на юге – с Ираном и, наконец, на западе – с Турцией.

После армянского геноцида конца XIX- начала XX столетия отношения Армении с Турцией плохие. Граница закрыта. С Азербайджаном из-за конфликта вокруг Арцаха (Нагорного Карабаха) ситуация аналогична.

Мощи святого католикоса Саака Партева

Выхода к морю у страны нет и более-менее легко попасть в неё можно через Иран или через Грузию. С Ираном действует автодорожное сообщение. С Грузией – автодорожное и железнодорожное. Но это если передвигаться сухим путём.

В Армении есть несколько аэропортов, самые крупные из которых – в Ереване и Гюмри. В них совершают рейсы Армянские авиалинии, а также многие авиакомпании России, Европы и других стран. Из России рейсы бывают из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара и других городов.

Цена на билеты из России в среднем тысяч 35 в оба конца для одного взрослого. Взрослые с территории России могут прибывать по внутренним паспортам, дети – по загранпаспорту. Виза не нужна. Так что самый быстрый и очевидный способ попасть в Армению – по воздуху.

Внутри Армении крайне развит рынок такси. Работает сервис Яндекс-такси и множество частных извозчиков. В прошлом Армения имела множество заводов, многие из которых в период независимости были закрыты и стали торгово-развлекательными центрами, бизнес-центрами либо казино. Поэтому с работой в стране дела плохи и многие подрабатывают в такси.

Мощи святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Из-за сильной конкуренции цена на такси невысокая, машины в основном западные. Много комфортабельных “Мерседосов”, “Опелей”, “БМВ”. Так что если вы едете семьёй или малой группой, категорически рекомендуем передвигаться на такси как в самом Ереване, так и по святым местам за его пределами. Не сильно переплатите.

Конечно, всегда можно доехать в нужное место на рейсовом автобусе, но дожидаться его, спрашивать дорогу и остановки, ехать в душном салоне – дело хлопотное и не очень приятное.

Ещё один вариант – прийти в Ереване на площадь Республики и обратиться к местным организаторам туристических групп. Обычно, они набирают микроавтобус в 12-15 человек. Выходит ещё дешевле такси. Но здесь есть свои минусы. Во-первых, вы будете ехать по их стандартному маршруту, включающему не только святыни, но и другие местные достопримечательности (а надо ли вам в языческий храм бога Митры в Гарни?). Во-вторых, где-то вы будете ждать группу, а где-то группа будет торопить вас. В общем, если вы за удобство, то ещё раз рекомендуем такси.

2. Жильё, валюта, питание и ещё несколько важных моментов

Ниже – мощи великомученика Георгия Победоносца, выше – мощи святого апостола Луки

Если вы собираетесь в Армению на срок до двух-трёх недель, то можете снять номер в одном из местных отелей. В отеле в 3-4 звезды неприхотливому паломнику уже будет комфортно, но ещё не слишком дорого. Как правило, большинство отелей предлагают завтрак в стоимость бронирования, а отобедать или отужинать в Ереване можно на любой вкус и кошелёк.

Но гораздо лучшим вариантом будет снять апартаменты (квартиру) у частных владельцев. Множество жилья предлагается в самом центре Еревана и довольно недорого – в пределах 1500-2000 рублей в сутки. В этом случае вам придётся готовить себе самим, но и свой график путешествий вы сможете планировать заметно гибче.

Армянское гостеприимство славится далеко за пределами страны. Так что большинство хозяев, как в отелях, так и в апартаментах, будут внимательны к вашим просьбам и всегда постараются помочь. Особенно местные жители любят детей!

В Армении действует собственная валюта – армянский драм (AMD). По курсу 1 рубль примерно соответствует 7.2 драма. Цены в Армении, если переводить в рубли, примерно соответствуют российским. Что-то дешевле, как такси, что-то дороже.

Частица мощей великомученика Георгия Победоносца

В Ереване обменников полно. Начиная от аэропорта и заканчивая супермаркетами. Так что сразу много денег можно не менять. Но в дни паломничества с собой лучше иметь достаточно местных денег. И среди них – несколько купюр мелкого достоинства, чтобы по дороге купить воды, продуктов, сувениров, так как сдача может быть не у всех.

Местные гиды вас разочаруют. Они могут рассказать вам кое-что об истории Армении, многое – о её природных красотах, советском прошлом и местных легендах и довольно мало – о христианских святынях. Даже профессиональные экскурсоводы в сокровищнице Эчмиадзина или Национальном историческом музее в темах христианских святынь, богослужения и утвари, православных традиций и т.п. “плавают”. Они почти всегда расскажут вам из какого серебра выполнен мощевик такого-то святого и что на нём за чеканка, но не ответят на вопрос откуда, когда и при каких обстоятельствах мощи данного подвижника попали в Армению… Экскурсии здесь, к сожалению, малополезны.

Если вы захотите поболее узнать о святынях, рекомендуем перед путешествием внимательно прочесть доступные материалы в сети или съездить в Покровский православный храм в Ереване (район Канакер) и поговорить о них с духовенством.

По части питания можем порекомендовать рынок “Петак”. Там вы найдёте много хороших продуктов и довольно недорого. Фрукты, орехи и чурчхелу лучше покупать на обочинах дорог по пути в святые места. Цены там совсем “копеечные”, а фрукты натурально тают во рту. Особенно груши.

За золотым крестом – древо Ноева ковчега

Если вы свободны в выборе времени для путешествия, можем посоветовать сентябрь-октябрь. Жара уже спала, но ещё так тепло, что можно ходить в футболке или лёгком платье. Фрукты созрели. Дни ясные и дожди редки.

3. Святыни Эчмиадзина

Большая часть тех христианских святынь, которые являются общими для Армянской апостольской церкви и Православных Церквей, на сегодняшний день сконцентрированы в сокровищнице католикоса (патриарха) всех армян в Эчмиадзине (он же Вагаршапат). В этом городе располагается духовная академия Армянской апостольской церкви и резиденция католикоса.

При резиденции действуют картинная галерея и сокровищница, доступ в которые за небольшую плату открыт для всех желающих – паломников и просто туристов.

Святое Копие – одно из орудий Страстей Христовых

Работает сокровищница примерно с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме воскресенья и понедельника. Понедельник – это выходной день практически у всех армянских музеев.

Здесь же, в Эчмиадзине, три древних христианских храма – мучениц Гаянии (Гаяне), Репсимии (Репсиме) и Шогакат, живших в III веке. В храмах находятся мартирии с мощами святых мучениц, которым можно поклониться.

В сокровищнице Эчмиадзина хранится Святое Копие, которым сотник Лонгин по Преданию нанёс рану Спасителю на Кресте. На роль того истинного Копия претендуют 4 артефакта – в Ватикане, Вене, Кракове и Эчмиадзине. Эчмиадзинское копьё по мнению учёных является самым древним.

Ещё одной великой святыней Эчмиадзина является часть окаменевшего древа Ноева ковчега, которую преподобный Иаков, Епископ Низибийский, в IV веке обрёл на горе Арарат. Позже часть древа легендарного судна была помещена в драгоценный оклад.

Частица Животворящего Креста Господня (за белым камнем в центре)

Интересно, что одного угла у квадратного куска окаменевшего корабельного древа в окладе не хватает. В XVIII веке армянский католикос (патриарх) Симеон Ереванци отправил часть святыни в Россию – в дар императрице Екатерине Великой. Это была его благодарность за заботу государыне об армянском народе.

Сегодня подаренный католикосом Армении кусочек древа ковчега праотца Ноя хранится в Москве в Свято-Даниловом монастыре.

Благая Весть пришла в Армению вместе с учениками Господа Иисуса Христа – святыми апостолами Иудой Фаддеем (Леввеем) и Нафанаилом (Варфоломеем), которые проповедовали в этих местах и здесь же приняли мученическую смерть.

Несомненно, что в древние времена в Армении пребывали и мощи обоих апостолов. Но постоянные войны против иностранных захватчиков – персов, арабов, монголов, турок и т.п. не способствовали сохранности святынь.

Боевой крест царя Ашота Железного с ещё одной частицей Святого Креста

Сегодня в самой Армении сохранились апостола Иуды Фаддея. Они также покоятся в сокровищнице католикосов в Эчмиадзине. Ковчег для хранения мощей святого апостола выполнен в национальной армянской традиции – в виде благословляющей десницы. В похожих окладах здесь хранится большинство мощей святых.

В музее Эчмиадзина есть и три частицы величайшей христианской святыни – Святого и Животворящего Креста Господня. Одна из них вставлена в специальном сосуде в походный крест армянского царя Ашота Железного, который вздымал святыню в бою над армянскими войсками. Вторая – в специальном золотом окладе в выставочном зале. Третья – в запасниках, где хранится ещё множество святынь, не выставленных в сокровищнице.

Мощи преподобного Иакова Низибийского

Если говорить о мощах других первохристианских святых, то в сокровищнице вы можете увидеть мощевики с частицами мощей преподобного Иакова Низибийского, святого пророка Иоанна Крестителя, святого католикоса Саака Партева, при котором преподобный Месроп Маштоц создал армянскую азбуку и перевёл на армянский язык Священное Писание.

Также в выставочном зале музея есть ковчеги с мощами великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, апостола Петра.

В запасниках сокровищницы есть ещё одна драгоценная десница с мощами святого равноапостольного Григория, Просветителя Армении. Но её выставляют для поклонения верующих только по праздникам в соборе Эчмиадзина. Также мощевик, как и Святое Копие использует армянский католикос в чине мироварения, касаясь святынями освящаемого масла.

Вторую часть гида “Православные святыни Армении” .

Андрей Сегеда

Также читайте: Православие в Армении. Современность.

>Miasin.Ru

На главную » Духовная библиотека » Публикации » Творчество пользователей Miasin.ru

Владимир Акопджанов

Год 301 — официальная дата провозглашения в Армении христианства государственной религией. Дата эта историческая, сухая и, в какой-то мере, условная. Невозможно осознанно принять веру в один день или год целому государству, народу. Принятие христианства в Армении совершалось не сразу: оно длилось не годы, но века. Вера Христова стала неотъемлемой частью армянской души и определила историческую судьбу народа. Процесс проповеди Слова Божьего имел ряд ключевых моментов, без освещения которых сути принятия христианства армянским народом не понять. Итак, обо всем по порядку.

Согласно Св. Преданию, благовествование в Армении началось в середине первого века апостолами Фаддеем и Варфоломеем (Тадеос и Бартухимеос, по-армянски). Именно этот факт объясняет, что Армянская Церковь — Апостольская. К сожалению, в России ошибочно используют и другое название, возникшее в силу политических заблуждений в первой половине XIX века, — «армяно-григорианская церковь».

Св. апостол Фаддей в 43 году принес Слово Евангелия в пределы Великой Армении, а также наконечник копья, которым пронзили распятого Господа. Многолетняя проповедь Евангелия увенчалась крещением народа и дочери царя Санатрука Сандухт. В 66 году апостол был схвачен и казнен в области Тарон*. Дело апостола продолжили принявшие у него в Армении крещение пятеро греков, предводитель которых — Хриз — был рукоположен в священники. Они основали небольшую обитель у истоков Евфрата и были известны под именем Воскянц (имя «Хриз» в переводе с греческого означает «золото» и звучит по-армянски «воски»). Воскянцы проповедовали при дворе, где сумели крестить 19 аланских** дворян из родни царицы и на какое-то время привлечь внимание царя, но, в итоге, были казнены. Новообращенные аланские дворяне, также прозванные по имени своего лидера Сукиаса, покинули двор и поселились в горах области Багреванд. Аланский царь нашел и жестоко казнил Сукиасянцев.

Св. ап. Варфоломей в 60 году начал проповедь в земле армянской. Он основал первую женскую обитель Армении, куда отдал на хранение лик Богородицы, принесенный им с собой. Пустынь получила название Огеванк — «Духов монастырь». К моменту своей казни в 68 году апостол имел более 2000 последователей, включая царевну Вогуи и тысяцкого Теренция, посланного склонить царевну к отречению, но самого принявшего Христа.

На культурную жизнь Армении влияли и соседи: Осроена, Каппадокия, Адиебена, где христианство получило широкое распространение. Положительную роль в распространении Евангелия играло и наличие большого количества еврейских колоний в Армении, в которых, как известно, первоначально и проповедовалось Слово Божье.

Апостолы создали первые церковные общины, и народ начал приобщаться к истинной вере, но это было лишь приуготовление купели, а не само крещение. Первые века гонимая церковь Армении, еще не вошедшая окончательно в сердце армянского народа, вдохновлялась подвигами многих безымянных мучеников и исповедников, располагая к Господу сердце нации. Поэтому, когда в 301 году царь Трдат и св. Григорий объявили в Армении государственной религией святую веру Христову, значительная часть армян была уже подготовлена.

История, связанная с крещением Армении, такова. Отец св. Григора князь Анак Сурен-Пахлав участвовал в покушении на царя Хосрова I. После убийства царя заговорщики пытались бежать, но были схвачены и казнены. Избежал смерти лишь малолетний Григор, который был увезен кормилицей на чужбину, где он и получил христианское воспитание. Повзрослев, св. Григор вернулся в Армению и поступил на службу к сыну Хосрова Трдату, чтобы искупить вину своего отца. В день своего воцарения Трдат узнал, что Григор не только отказался поклониться идолу, но и был сыном князя Анака. За этим последовало немедленное заточение его в тюремную яму Хор Вирап.

По прошествии 14 лет Трдат впал в безумство в наказание за казнь дев Рипсимэ, Гаянэ и их спутниц. Эти девы бежали из языческого Рима на восток и нашли приют в Армении, где в Вагаршапате обосновали женскую обитель и посвятили свою жизнь Господу. Трдат, как-то увидев Рипсимэ, очаровался ее красотой и возжелал взять в жены. Не получив согласия, царь приговорил всех дев к жестокой казни. Провидение ли, совесть ли заставили царя жестоко, до безумия страдать. В это время сестре царя во снах постоянно виделось, что излечить Трдата может брошенный в яму и забытый св. Григор. Святого выпустили из темницы, и он, возложив руки на безумного царя, излечил его. Раскаявшийся и уверовавший во Христа Трдат объявил христианство религией Армении в 301 году.

Св. Григор отправился в Каппадокию, где еп. Леонтий Кесарийский рукоположил его в епископы. Св. Григор возвратился на родину вместе с еп. Петром Себастским, который должен был провести церемонию возведения на престол. Этот обряд происходил не в столице, а в г. Аштишате, т.к. именно здесь со времен апостолов находилась епископская кафедра катакомбной Армянской церкви. Св. Григорий начал широкую проповедническую и организаторскую деятельность. Там, где святому явился Иисус и указал золотым молотом на место возведения св. Алтаря, воздвигли кафедральный собор св. Эчмиадзина (Эчмиадзин — по-армянски, «сошел Единородный»). Св. Григор создал систему епархий в соответствии с местными условиями до начала аналогичного процесса на территории Римской империи, что и объясняет некоторые отличия и особенности.

На пути христианства возникла новая проблема. Урартско-армянская клинопись давно не применялась, а нового алфавита не было, и в Армении использовались греческий или сирийский алфавиты. На чужом языке можно писать законы, вести переписку, но не говорить о любви, о любви к Богу. Не всем были ясны богослужения, песни Псалмопевца, плач Иеремии, обличения Исайи и притчи Спасителя, записанные на иностранных языках, хотя отрывки и переводились устно на армянский для простого народа. Для принятия веры душой и разумом нации требовалось, чтобы Св. Писание проповедовалось на родном языке. Многие отцы армянской церкви предпринимали попытки создать алфавит. Глубоко осознавал эту проблему и архимандрит Месроп Маштоц. После долгих трудов и неустанных молитв, Божьей милостью, были даны св. Месропу в видении 36 священных знаков — 36 букв армянского алфавита. 36 ангелов с тех пор стали хранителями армянского народа, его души, его культуры. В 405 году первым предложением, переведенным на армянский, стало: «Познать мудрость и наставление, понять изречение разума». Царь Врамшапух и католикос св. Саак приложили все усилия, чтобы укрепить полученный Божий дар в Армении. Открывались школы, лучших учеников направляли в Византию, Афины, Александрию — так начинался Золотой век армянской культуры. Кстати, в армянском языке нет слова Библия, но Аствацашунч — Богодухновенная.

Армении, воспринятой от вод купели, предстояло доказать свою верность Господу. В V веке земля армянская находилась под властью персов. Властолюбивый персидский царь Иезигерд II решил обратить армян в свою религию, в маздеизм, и приказал, «чтобы никто не смел называть себя христианином, в противном случае будет судим мечом и огнем». Армяне просили помощи у единоверцев греков — напрасно. Византия в пылу философских споров не протянула руки помощи, но обещала персам не давать армянам ни оружия, ни войск. Ряд знатных армянских князей после подарков и угроз Иезигерда перешел в стан противника. Царя у армян не было, друзей, как оказалось, тоже. Но была вера, и земля армянская свидетельствовала перед небесами и народами о ней. Соборный ответ персам был однозначен: нельзя армянину сменить веру, ибо, как кожа, прилегает она к телу. «Ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь» не способны были заставить армянина отречься от Христа. Князь Вардан Мамиконян возглавил народ для защиты веры. В 451 году на Аварайском поле сошлись две армии. Хотя войско персов превосходило армянское и к нему присоединились ренегаты, сломить веру не удалось. Пал Вардан, казнили патриарха-католикоса Овсепа, пали от огня и пыток тысячи воинов, пахарей, священников, но вера осталась. После 30-летней войны отказался Иезигерд от своего плана, не под силу он ему оказался.

Подобно книгам Маккавейским, признаваемым христианами второканоническими, есть у армян Золотая книга, где летописец Эгише поведал об Аварайской битве, о крепости духа и о силе веры, о том, что армяне называют одним словом — Вардананк.

В завершение рассказа о крещении Армении хочется подчеркнуть, что, только соединив проповедь св. апостолов с делом св. Григора, с алфавитом св. Маштоца и Вардананком, можно понять, что есть крещение Армении и христианство для армянина. Истинное, осознанное, водой и Духом крещение, происходящее не в один день или год, но порождающее веру раз и до скончания веков.

Храни, Господи, незыблемым созданный Тобой престол Эчмиадзинский.

———————————————————————————

* Наконечник копья, принесенного св. ап. Фаддем, так же, как и мощи апостола, хранятся в св. Эчмиадзине. Копьем Католикос Всех Армян освящает Св. Миро (особенным образом приготовленный состав из благовонных веществ и елея) во время мироварения.

** Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. С I века жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски, ясы) — предки осетин.

Источник: Журнал «Дорога вместе» №2-3 2006 г

Религия армян

Скачать эту статью

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны. Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу. Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

>Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

>Религия в Армении

Христианство

Христианство появилось в Армении в I веке н. э. когда в стране проповедовали апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, последние считаются основателями Армянской апостольской церкви.

В начале IV века (традиционная дата — 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

Крещение Трдата III неизвестен, Public Domain

По данным переписи населения Армении 2011 года христианство разных конфессий в стране исповедует 2 858 741 человек, что составляет 94.7% населения страны или 98.67% верующего населения Армении. Из этого числа 2 796 519 являются последователями Армянской апостольской церкви, 29 280 — Армянской евангелистской церкви, 13 843 — Армянской католической церкви, 8 695 являются Свидетелями Иеговы, 7 532 — Православными (халкидониты), 2 872 — Молоканами.

Армянская апостольская церковь входит в число Ориентальных православных церквей, в число которых входят также Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская и Маланкарская православные церкви.

Езидизм

В Армении проживает 25 204 последователей езидизма (почти 1% верующего населения страны), в основном курды-езиды.

Езиды проживают в селениях Араратской долины, к северо-западу от Еревана. 29 сентября 2012 года в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат». Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов — северного Ирака, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении.

>Иудаизм

В Армении живёт 3 тысячи иудеев, в основном в Ереване.

Ислам

В Армении живут последователи ислама, эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы и другие народы. В Ереване для мусульман действует мечеть.

Минарет городской мечети в Ереване Hakob, CC BY-SA 3.0

Ныне в Армении община мусульман-курдов насчитывает несколько сотен человек, большинство из них проживает в Абовянском районе, некоторое количество мусульман-азербайджанцев проживает около восточных и северных границ Армении в сельской местности.

В Ереване проживают около 1 тысячи мусульман — курды, персы и выходцы с Ближнего Востока.

Неоязычество

По данным переписи 2011 года в стране проживает 5 434 последователя язычества.

Гетанизм — неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию армян. Основано арменологом Слаком Какосяном на базе сочинений известного армянского националиста Гарегина Нжде.

Неоязыческие обряды регулярно проводятся в храме Гарни. Главой языческих общин Армении является жрец Зограб Петросян. Точное количество последователей неизвестно.

Армянское неоязычество имеет определенную популярность, в частности среди сторонников ультраправых и националистических движений. Последователями гетанизма были видные армянские политики Ашот Навасардян, основатель правящей Республиканской партии Армении, и Андраник Маргарян, бывший премьер-министр страны.