Православная церковь в Италии

Русская Православная Церковь в Италии

Приходы Московского патриархата в Итальянской Республике

Русская православная церковь


Храм святой великомученицы Екатерины в Риме

Общие сведения

Страна

Италия
Мальта
Сан-Марино

Митрополия

Патриарший экзархат в Западной Европе

Епархиальный центр

Рим

Основана

27 декабря 2007

Управление

Правящий архиерей

митрополит Корсунский Антоний (Севрюк) в/у (с (30 мая 2019 года))

Статистика

Приходов

60 (2018), не считая ставропигиальный приход в Бари

Сайт

Приходы Московского патриархата в Итальянской Республике (также Италийские приходы Московского патриархата, Русская православная церковь в Италии, итал. Chiesa Ortodossa Russa in Italia, Патриаршие приходы в Италии) — каноническое подразделение Русской православной церкви, объединяющее приходы Московского патриархата на территории Италии, Мальты и Сан-Марино.

В помощь правящему архиерею в Риме работает секретариат администрации. Помещения секретариата расположены на первом этаже приходского комплекса храма великомученицы Екатерины в Риме.

В данное учреждение не входит ставропигиальное подворье святителя и Чудотворца Николая в Бари.

История

27 декабря 2007 года решением Священного Синода приходы Московского патриархата в Италии были выделены из состава Корсунской епархии и подчинены ведению епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси. При этом епископ с титулом Богородский на тот момент назначен не был, и Синод постановил сохранить временное архипастырское окормление приходов за архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) В связи с назначением в 2010 году на Корсунскую кафедру епископа Нестора (Сиротенко), функции временного управляющего Богородской кафедрой перешли к нему.

2 февраля 2008 г. управляющий италийскими приходами Московского Патриархата архиепископ Корсунский Иннокентий освятил церковный дом в Риме, предназначенный для дальнейшей организации при нем епархиального управления. В 2011 года начата работы по созданию полноценного епархиального управления при ставропигиальном храме святой великомученицы Екатерины в Риме. Для этих целей в храме выделены два помещения, в которых разместились секретариат управления, канцелярия и архив. С этого времени вопросы, касающиеся выдачи документов, оформления справок, ведение официальной переписки, касающейся Италийских приходов, решаются через епархиальное управление в Риме, а не в Париже (как ранее).

21 мая 2012 года Администрация приходов Московского Патриархата в Италии (итал. Amministrazione delle parrocchie del Patriarcato di Mosca in Italia) получила статус юридического лица в Итальянской Республике.

В 2013 году архиепископ Марк (Головков) отметил: «создание централизованной структуры по управлению приходами в Итальянской республике является одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви в сфере попечения о зарубежных учреждениях. Так, в 2007 г. была образована Администрация приходов Московского Патриархата в Италии, и в мае прошлого года ею был получен статус юридического лица, что является существенным достижением для дальнейшего развития. По сути такая структура представляет собой аналогию епархии».

25 июля 2014 года решением Священного Синода в состав Администрации приходов Московского Патриархата в Италии были приняты приходы: в честь святителя Максима, епископа Туринского (Турин); в честь Воздвижения Креста Господня (Удине); в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Болонья); в честь святителя Николая (Лекко); в честь святителя Николая (Новара); в честь Трёх святителей (Пьяченца); в честь святых равноапостольных Константина и Елены (Имола); в честь архангела Гавриила и архистратига Михаила (Роверето).

В июле 2014 года администрацией приходов Московского Патриархата в Италии издан Служебник на итальянском языке.

В 2017 году епископ Антоний (Севрюк) отмечал

Главная задача, которую мы ставили перед собой, открывая приходы, объединенные сегодня в Администрацию приходов МП в Италии — это окормление прежде всего нашей паствы, проживающей на территории Итальянского государства. В Италии сейчас 67 приходов, на Апеннинах располагается вторая по численности епархия МП за рубежом. Среди нашей паствы есть и россияне, и украинцы, и молдаване, и представители других национальностей. Есть, конечно, и итальянцы, но их немного. В основном это те, кто женился на наших прихожанках. Приходя со своими супругами в храм, а порой и вдохновляясь их личным примером, мужья иногда принимают Православие и становятся нашими прихожанами. Есть итальянцы, которые сами пришли к православной вере — через чтение книг, знакомство с замечательными пастырями и так далее. Но целенаправленной миссии среди местного населения мы не ведем.

26 февраля 2019 года Священный Синод Русской православной церкви упразднил ставропигиальный статус Николаевского прихода и Екатеринского прихода в Риме, включив их в состав приходов Московского Патриархата в Италии.

Управляющие Патриаршими приходами в Италии

Примечания

  • Официальный сайт Администрации Приходов Русской Православной Церкви в Италии
  • Приходы Московского Патриархата в Итальянской Республике на сайте patriarchia.ru

Как Православие становится в Италии второй религией

Недавно архиепископ Егорьевский Марк (Головков) решением Священного Синода назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии. При этом он ещё возглавляет Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршую наградную комиссию, Северо-Западное и Северное викариатства Москвы, Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Однако новое назначение занимает в этом ряду особое место.

Архиепископ Егорьевский Марк

Пустующие храмы передают православным

— Владыка Марк, недавно прозвучало сообщение о том, что в Италии число православных верующих достигло миллиона, а количество наших приходов в этой стране выросло за последние годы в десятки раз. Что это за итальянский феномен, который стал ещё одним местом вашего служения?

— Это довольно крупное образование, которое сейчас называется администрацией Московской Патриархии в Италии, действительно развивается очень динамично. Ведь совсем недавно, в 1990-х годах, у нас не было в этой стране практически ни одного прихода. Потом появилось подворье в Бари. В 2000 году решением членов прихода вернулся в Московскую Патриархию храм на улице Палестро в Риме, затем в Риме же был построен ещё один храм — великомученицы Екатерины. Постепенно стали появляться наши приходы и в других итальянских городах и провинциях. А сейчас у нас в Италии уже более 50 общин. Конечно, они разные и по численности, и по условиям. Не у всех ещё есть свои храмы. Всё-таки большей частью богослужения совершаем в храмах, которые предоставляют нам католики. Ведь в последнее время католические храмы здесь становятся всё более невостребованными. Поэтому передача храма другой христианской Церкви представляется для многих епархий и монашеских общин хорошим выходом. Люди, которые в этих храмах молились, конечно, не хотят, чтобы там разместилось что-то совсем другое. И они хотели бы, чтобы там совершалось богослужение христианское. Поэтому в некоторых случаях такая передача происходит в достаточно благоприятных условиях.

— Это аренда?

— По-разному бывает. Иногда и безвозмездное пользование, иногда за небольшие деньги. Главное, что такая практика существует. И, конечно, без помощи католических епархий мы в Италии не смогли бы в той степени развиться, в какой развились на сегодняшний день. А многие люди, которые теперь стали нашими прихожанами, остались бы без духовной помощи и поддержки.

Украинский Неаполь и молдавская Венеция

— Что за люди — прихожане, почему их стало больше?

— В Италии наша паства особая. Здесь это не столько эмигранты, сколько те, кто приехали, как правило, на заработки, большей частью — с Украины и из Молдовы, в меньшей степени — из России. Эти люди ухаживают за стариками, детьми, трудятся на стройках, на других нелёгких и непопулярных работах. Их становится всё больше. Вот, например, в Неаполе, где католическая епархия передала нам храм, потребность в нём оказалась очень высока. Ведь в самом городе и его окрестностях сейчас проживают десятки тысяч выходцев с Украины. А в Венеции один священник показывал мне выписку из городского реестра о регистрации пяти тысяч молдаван, которые стали там самой крупной диаспорой. Так вот, при том, что в целом религиозность в Европе, и в частности в Италии, падает, среди этих людей тяга к вере высока. С одной стороны, потому что они выходцы преимущественно из западных областей Украины и Молдовы, где религиозные традиции очень сильны. А с другой стороны, даже те, кто, может быть, не часто посещал храмы на родине, здесь, на чужбине, идут в православную общину, потому что в ней находят не только место молитвы, но и общение с соотечественниками и даже социальную помощь.

— Что это значит?

— Например, помощь в трудоустройстве. Этим тоже занимаются наши приходы. Итальянцы теперь уже нередко обращаются в православные храмы в надежде, скажем, получить добросовестного работника для ухода за пожилым или больным человеком. Так священник помогает кому-то из прихожан устроиться на работу. Конечно, бескорыстно. Интересно, что в чисто этнических общинах отношения бывают несколько иными. Узнав о вакансии, человек продаёт её земляку, и недёшево: от 200 до 600 евро, при этом ещё неизвестно, как долго удастся на этом месте работать.

— А у Русской Зарубежной Церкви в Италии приходы есть?

— Практически нет. Есть несколько приходов Константинопольского Патриархата, есть приходы Румынской Церкви. В целом же сейчас православие в Италии является второй религией по количеству прихожан после католиков. Не протестанты, не мусульмане, а именно православные. Это факт.

Ориентиры для паломников

— Как найти наш приход, оказавшись в Италии? Есть ли там православные святыни?

— На сайте Патриархия.ру справа размещена карта зарубежных приходов. Там указаны и координаты, и фамилии священников, и электронные адреса. Очень просто найти всю информацию о наших приходах и стать участником богослужения. А православных святынь в Италии очень много. Прежде всего в Риме, где пострадали и апостол Пётр, и апостол Павел, и многие раннехристианские мученики. Известное место православного паломничества — Бари, где хранятся мощи Николая Чудотворца. И в Венеции тоже много православных святынь. Настоятель нашего прихода в Венеции отец Алексий Ястребов очень хорошо знает эту тему. Он написал книгу о святынях Венеции, создал фильм. И думаю, он с радостью поможет посетить святыни. Также рады будут соотечественникам и в любом нашем приходе.

Беседовал Валерий Коновалов

Об Италии

Перезагрузка отношений между Ватиканом и Православной Церковью

В чем символичность жеста передачи храма Святого Василия в центре Рима в собственность православной Церкви. Почему подобрели католики. Каковы исторические судьбы православных людей на Итальянской земле.

По сообщению «Независимой газеты», сразу же по окончании реставрации храма Святого Василия (Сан-Базилио) в историческом центре Рима, Ватикан намерен передать его Русской Православной церкви.

Италия изначально была местом паломничества не только католиков, но и православных. С той лишь разницей, что конечной целью паломничества православных был не Рим, а город Бари в Апулии. Именно здесь перезахоронен очень почитаемый в православии святой Николай Чудотворец.

Окончательный раскол между западной и восточной ветвью христианства произошел в 1054 году, но разница в христианских обрядах возникла лет на триста раньше. Южная Италия еще со времен распада Римской империи находилась под влиянием Византии, здесь проживало много этнических греков, и потому в южной Италии быстро начала распространяться восточная форма христианства. Православие в Италии — третья по величине религиозная конфессия современной республике Италия. Общее число православных в стране составляет, по оценке на 2008 год, 1.187.130 человек (около 2 % населения страны), разделяя таким образом второе место в религиозном ранге страны наряду с исламом.

Первый удар православию в Италии нанесли арабы, захватившие в VIII веке Сицилию. Позже арабов сменили викинги, которых здесь называли норманнами. Отбив у арабов Сицилию, норманны начали распространять свое влияние на всю южную часть Италии. К этому времени отношения между римским папой и константинопольским патриархом испортились окончательно, и потому экспансия принявших католичество викингов была для Ватикана как нельзя кстати. Раскол 1054 года вовсе не улучшил отношений между Римом и слабеющей Византией. Норманны начали пользоваться прямой поддержкой святого престола. Результат для Византии был очень печален — в 1156 году норманский король Вильгельм Злой штурмом взял Бари — последний оплот Византии в Италии. Город был разрушен полностью, и разрешение на его восстановление было получено только десять лет спустя.

Одновременно с военной экспансией норманнов Ватикан начал духовную экспансию против православного населения Сицилии, Апулии и Калабрии. В греческой среде началось насаждение униатской, или же греко-католической церкви — подчиненной Риму духовной структуры, по обрядам и богослужению не отличающейся от православной церкви. К концу XIII века большинство италийских греков перешли в униатство.

Только в 2006 году православных стало на 259 тысяч больше – это следствие мощного потока эмиграции из Румынии и с Украины.

Вторая волна православия в Италии связана с вторжением в Европу турок — османов. С XV века на адриатическое побережье Италии тысячами начинают прибывать беженцы с балканского полуострова — в основном из Греции и южной Албании. Власти не препядствовали беженцам селиться в Италии, но всячески старались и среди них насадить униатство. Впрочем, беженцы меняли исповедание достаточно неохотно. Численность вскоре перестала расти, а с XVIII века начала постепенно сокращаться, главным образом за счет ассимиляции. С того же времени стала сокращаться и численность православных -уже за счет эмиграции греков из Италии в более экономически развитые государства. Последняя волна эмиграции православных в Италию пришлась на последнее время — с пятидесятых годов в Италие осело много греков из Ливии, Египта и Эфиопии, а также выходцев из Югославии. Православие наиболее распостранено в южной части Италии — в Калабрии, Неаполе и на Сицилии. Приходы Константинопольской православной церкви есть и в Риме, Флоренции, Сан-Ремо, Венеции. Сейчас общая численность православных в Италии — сорок-пятьдесят тысяч человек. Униатов приблизительно в два раза больше.

С конца XIX века Италия стала излюбленным местом отдыха русской знати. Зачастую в местах наибольшего скопления русских туристов открывались и русские приходы. Позже таковые стали открываться в центрах эммиграции. Сейчас храмы Русской православной церкви есть в Болонье, Милане, Турине, Палермо и Модене. В мае 1998 года мэр города Бари передал церковь святителя Николая и часть помещений дома паломника, ранее принадлежавших Русской православной церкви, в безвозмездное пользование Московского патриархата.

Проект постройки церкви на территории русского посольства в Риме рассматривался еще в прошлом веке. Планам помешала сперва первая мировая война, затем революция. Заявление Ватикана о передаче Русской православной церкви костела XVII века, находящегося на площади Барберини, недалеко от русского посольства, явно направлено на смягчение отношений между конфессиями.

3. На полмиллиона иностранных учащихся в итальянских школах приходится 117 тысяч православных.

В начале девяностых годов украинская греко-католическая церковь, находящаяся в юрисдикции Ватикана, фактически разгромила православные епархии во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской области. Московская патриархия потеряла почти 1300 церквей. Хотя сами события носили скорее политический, нежели религиозный характер, отношения между Ватиканом и Русской православной церковью очень обострились. Именно из-за событий на Западной Украине патриарх Алексий II в данный момент считает невозможной свою встречу с папой Римским.

Московский патриархат вряд ли откажется от подобного подарка. Скорее всего, в ближайшее время в Рим отправится специальная делегация, которая определит состояние Храма и соответствие его православным канонам. Возможно, в будущем последует подобный «жест вежливости» со стороны Москвы. Остается надеяться, что подобный обмен и вправду вызовет определенное «потепление» отношений между двумя конфессиями.

С таким заявлением выступил председатель епископата Германии монсеньор Карл Леманн. По его словам, 79-летний понтифик должен добровольно сложить с себя обязанности главы католической церкви по причине ухудшения состояния здоровья.

Но позже Карл Леманн пошел на попятную: «Я вовсе не требовал отставки Иоанна Павла II, я просто сказал, что церкви нужен новый сильный лидер, иначе невозможно удержать вместе миллиард верующих, раздираемых сильнейшими противоречиями».

Польский епископ Кароль Войтыла уже 21 год возглавляет Римскую католическую церковь, и четверть из этого срока он провел в поездках, посещая тот или иной регион мира. 79-летний понтифик прекрасно понимает, что его физические силы небезграничны. Он страдает болезнью Паркинсона, от которой у него паралич лицевого нерва, и поэтому ему трудно говорить. Семь раз он лежал в клиниках, а в 1994 году перенес операцию и с тех пор с трудом передвигается. Но даже свою физическую слабость он сделал символом смелости и мужества. Начиная с рождественской мессы 24 декабря, Иоанн Павел II ежедневно совершает сложные католические ритуалы и появляется на публике. Чтобы увидеть своими глазами праздничный Рим 2000 года, папа отказался от традиционного послерождественского отдыха и в полночь наступившего тысячелетия приветствовал всех собравшихся. А через несколько дней понтифик крестил 18 младенцев в Сикстинской капелле.

Иоанн Павел II всегда говорил, что останется на своем посту до тех пор, пока этого хочет Бог, однако недавно стало известно и другое его высказывание: «Уйти или не уйти в отставку? Надо поступить так, как будет лучше для церкви».

СЕРГЕЙ ЧАЙКИН
Italica, №2(4) февраль 2000 года.