Православные западного обряда

Западный обряд в православии

За́падный обря́д в правосла́вии; Правосла́вие за́падного обря́да — обряд, практикуемый каноническими православными общинами и группами, несущий в себе модифицированные формы исторических западных литургических обрядов. Существует в данных общинах с середины XX века в Русской Зарубежной Церкви, в Североамериканской Архиепископии Антиохийской Церкви и Франции.

Предыстория

До Великого раскола (1054) единая кафолическая Церковь объединяла в себе многообразие литургических форм. После раскола употребление западных обрядов в Восточной греческой Церкви пресеклось.

Современное возрождение западной литургической практики восходит к деятельности немецкого католического священника Юлиуса Йозефа Овербека, перешедшего в православие в 1865 году при содействии российского посольского священника Евгения Попова, который принял его как мирянина. Овербек направил прошение в Святейший Синод о дозволении основать в Англии православную Церковь западного обряда. Митрополит Филарет не принял определённого решения, но не исключал такого замысла. В 1869 году он подал прошение, подписанное 122 просителями, в основном трактарианцами. В 1870 году он был приглашён в Санкт-Петербург, дабы лично представить своё дело, для оценки которого Синод создал комиссию. Комиссия одобрила представленную Овербеком редакцию западной литургии.

В августе 1879 года Овербек имел аудиенцию у Константинопольского патриарха Иоакима III и также заручился его принципиальной поддержкой проекта. Но замыслы Овербека не воплотились в действительность.

В 1870-е — 1890-е годы активным поборником присоединения «старокатоликов» к православию при сохранении их обряда был генерал А. А. Киреев (1838—1910).

Первой общиной западного обряда стал бывший епископальный приход во главе с Жозефом Вилаттом (фр. Joseph René Vilatte) в Грин-Бее (Висконсин), принятый в православие в 1890 году российским епископом в Северной Америке Владимиром (Соколовским-Автономовым); но существовал недолго, так как Виллат вскоре был рукоположён в сиро-яковитского епископа.

Во Франции

16 июня 1936 года в ответ на просьбу группы Луи-Шарля Винара заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издал указ, поручавший желающих присоединиться к православию с сохранением западного богослужения попечению митрополита Виленского Елевферия (Богоявленского), управляющего Западно-Европейскими приходами Русской Церкви. Группа была принята под названием l’Église Orthodoxe Occidentale («Западная Православная Церковь») и вскоре оказалась в окормлении Евграфа Ковалевского (впоследствии епископ Сен-Денийский Иоанн-Нектарий) под названием (с 1948 года) Французская православная церковь (l’Église Orthodoxe de France) или «Кафолическая православная церковь Франции» (l’Église Catholique Orthodoxe de France или ECOF). Ковалевский в 1946 году начал развивать в ней Галликанский обряд. В 1948 году, после значительных исследований, архимандритом Алексием (ван дер Менсбрюгге) (с 1 ноября 1960 викарный епископ Медонский) была издана реставрированная Римская месса под названием La Liturgie Orthodoxe de Rit Occidental.

С 1959 по 1966 год Ковалевский и его община были в каноническом подчинении РПЦЗ, в которой он получил епископскую хиротонию в 1964 году. В тот период Церковь Франции пользовалась активной поддержкой со стороны Иоанна (Максимовича). Его кончина в 1966 году стала серьёзным ударом по движению западного обряда. Преемник Ковалевского Жиль Бертран-Арди (Gilles Bertrand-Hardy) в 1972 году был принят в Румынский Патриархат в румынском посольстве в Париже и был рукоположён во епископа с именем Герман (Germain de Saint-Denis). Из-за канонических разногласий в 1993 году ECOF большей частью покинула Румынский патриархат, уйдя таким образом в раскол. Для тех приходов, которые пожелали остаться в Румынском патриархате (несколько во Франции и один в Швейцарии), был создан особый деканат галликанского обряда, во главе которого был поставлен священник Григорий Бертран-Харди. 3 апреля 1997 года Ассамблея православных епископов во Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF.

В 2001 году после скандала, вызванного открытием факта брачного статуса епископа Германа в 1995 году, 10 приходов откололись от ECOF и образовали «Союз Культовый Православных Ассоциаций Западного Обряда» (Union des Associations Cultuelles Orthodoxes de Rite Occidental, сокр. UACORO). В скором времени Союз UACORO начал искать соединения с Православной Церковью. Один из приходов в Страсбурге присоединился к Корсунской епархии Московского Патриархата. В 2004 году UACORO начал переговоры с Сербским Патриархатом. 20 марта 2005 года епископ Афанасий (Евтич), председатель комиссии при Священном Синоде Сербской Церкви по переговорам с UACORO, призвал всех верующих Союза к незамедлительному обращению в Православную Церковь (любой юрисдикции). 15 июня Синод Сербской Церкви постановил, что члены UACORO могут быть приняты в общение только в индивидуальном порядке, но не как каноническая общность, а также при условии полного признания богослужебной традиции Православной Церкви, в частности Божественной литургии. В 2006 году многие члены UACORO в индивидуальном порядке (как духовенство, так и миряне) были приняты в Западноевропейскую епархию Сербского Патриархата. Остальные члены UACORO в декабре того же года учредили неканоническую «Православную церковь галлов» (l’Église Orthodoxe des Gaules).

Приходы ECOF используют литургию Св. Германа, представляющую собой переработку Галликанского обряда с элементами византийского, кельтского и мозарабского обрядов. Согласно исследованию епископа Афанасия (Евтича) обряд, практикуемый ECOF, нельзя назвать западным в полном смысле этого слова.

В Северной Америке

В составе Антиохийской Православной Церкви

В мае 1958 года Антиохийский Патриарх Александр III дозволил митрополиту Антонию (Баширу) учредить приходы западного обряда, что он исполнил в августе 1958 года. В отличие от Указа митрополита Сергия 1936 года, указ митрополита Антония не допускал свободного биритуализма для мирян и духовенства.

В 1961 году на основании указа митрополита Антония в Антиохийскую Архиепископию было принято Общество (the Society of Clerks Secular of St Basil) во главе с Александром Тёрнером (Alexander Turner), который по переходе в православие стал священником.

В 1977 году в Антиохийское викаритатство западного обряда был принят епископальный приход в Детройте, который первым начинает использовать обряд на основе англиканского, одобренный в 1904 году Тихоном во время его пребывания в Америке, и поэтому частно называемый Литургией св. Тихона. Литургия Св. Тихона практикуется большинством приходов викариатства. Другие приходы используют литургию св. Григория (адаптированная Тридентская месса).

К 2004 насчитывалось 20 приходов. В 1995 викариатство было разделено на 3 деканата.

На конец 2009 — начало 2010 года число приходов викариатства западного обряда Антиохийского патриархата в США достигало уже 33, также под управлением викариатства находилось ещё 3 прихода в Австралии и Новой Зеландии.

В составе Русской Православной Церкви заграницей

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

13 ноября 2008 года было принято решение, что все общины западного обряда в РПЦЗ находятся в прямом подчинении митрополита Илариона (Капрала).

На середину 2010 года в составе Русской Православной Церкви за рубежом было 9 общин, служащих по восстановленному Сарумскому обряду.

В середине 2010 года из «Православной церкви Франции» (ECOF) был принят священник и публицист Аллин Смит (Allyne Smith), и его приход св. Иоанна Чудотворца (Дес Мойнс, штат Айова), в приходе продолжает использоваться галликанская литургия.

В ноябре 2010 года стало известно, что в РПЦЗ принята целая неканоническая юрисдикция, насчитывающая десять приходов, Братство св. Григория Великого. В братстве используют обряд, принятый в Крайстминстерском монастыре. И, таким образом, к 1 января 2011 года в составе РПЦЗ насчитывалось уже 20 приходов, использующих западный обряд.

17 мая 2011 года приходы западного обряда были выделены в отдельный викариат, епископ Иероним (Шо) был назначен помощником первоиерарха РПЦЗ по управлению этими общинами.

10 июля 2013 года епископ Иероним (Шо) отправлен на покой с вынесением порицания и наложением ряда ограничений; в отношении приходов, придерживающихся западного обряда, указано на необходимость принятия ими богослужебного Устава Православной Восточно-Кафолической Церкви при сохранении, в случае необходимости, некоторых особенностей западного обряда.

В Австралии

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 октября 2016 года.

Критика

В течение всего времени существования восстановленного западного обряда в православии существует и его критика: от возражений литургического или исторического характера до утверждений о том, что западнообрядные клирики и миряне обряда на самом деле не православны в своей практике.

Только византийский обряд является православным

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В 1978 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей принял поставновление: «Западный обряд в ее нынешнем виде был введен после отступничества запада от Православной Церкви, который находится не в соответствии с литургической жизнью Православной Церкви, и с которой она была единой на протяжении многих веков. Он не отражает литургической традиции Православной Церкви. Таким образом, он не удовлетворяет обращённых в православие, когда они ознакомились с ней в большей степени, и нигде (западный обряд) не пользовался успехом. Вследствие этого, Архиерейский Собор не признает возможным использование традиций западного обряда в Русской Церкви».

Отсутствие литургической преемственности

Многие комментаторы утверждают, что, хотя Западный обряд в своё время был православным, его православие прекратилось после Великой схизмы. Этот аргумент, по сути, гласит, что, поскольку Западный обряд вымер в восточных церквях и потому что непрерывная традиция является необходимым элементом литургической практики, от западного обряда следует отказаться и использовать только Византийский обряд.

Вызвали вопросы и степень аутентичности реконструированных западных чинопоследований имевшим место в древности обрядам. Протопресвитер Александр Шмеман, епископ Каллист (Уэр), и другие указывали на то, что древние западные обряды, сложившиеся в Западной Церкви до разделения Церквей, претерпели существенные изменения в ходе их дальнейшего развития, в связи с чем простое удаление filioque или добавление эпиклезы в евхаристический канон ещё не делают западные обряды полностью соответствующими православному вероучению. Протоиерей Игорь Шитиков отмечал: «Западный обряд, принятый в Зарубежной церкви нельзя назвать западным в чистом виде. <…> Там в литургические чины, если нет проскомидии и евхаристического канона добавляются вставки из литургии Иоанна Златоустого. А это уже не западный, а извращенный западный обряд».

Западный обряд — униатство наоборот

Положение православных приходов западного обряда сравнивалось со статусом восточнокатолических церквей, находящихся в общении с римско-католической церковью, именуемых в православии униатскими.

В анонимной статье на сайте pravoslavie.ru, где указывается, что этот довод «возможно, наиболее частое возражение против западного обряда в Православии», и говорится «утверждение, что западнообрядные Православные Церкви — всего лишь „православные униаты“, не просто не соответствует действительности. Оно показывает весьма проблематичное непонимание самой сущности Унии как явления. Начнём с того, что униатские церкви — это именно бывшие православные общины, переход которых под власть Рима был вызван в главной степени политическими причинами, а не религиозными. Союз униатов и Рима на протяжении большей части времени поддерживали именно политические лидеры. Более того, униатские церкви (то есть Украинская, Мелькитская, Русинская и др. греко-католические общины) по многим вопросам не держатся тех же взглядов, что Римская церковь. <…> Западный же обряд никаким образом не может подпадать обвинению в „униатстве наоборот“. Если бы это соответствовало истине, западнообрядные общины должны были бы перейти под окормление православных епископов, сохранив при этом верность не только обрядам, но и собственной богословской гетеродоксии, и утверждая при этом, что для принадлежности к Церкви достаточно быть всего лишь верным православному епископу».

Западный обряд способствует разобщению православия

Западный обряд также критикуется за то, что его введения приводит к разногласиям в православной среде и ведёт к разобщению православия на Западе. Следуя иным литургическим традициям, чем соседние с ними православные христиане византийского обряда, те, кто использует Западный обряд, не разделяют литургическое единство с ними и представляют незнакомое лицо большинству православных христиан. Это мнение наиболее ярко выражено митрополитом Каллистом (Уэром), который был особенно обеспокоен дальнейшей фрагментацией православия в неправославных странах, в данном случае в Великобритании.

Сторонники западного обряда в ответ на это обычно отмечают, что в ранней Церкви параллельно сосуществовали множество местных обрядов, что не мешало церковному единству: «Считается, что византийское литургическое единообразие в Православной Церкви — относительно позднее и неестественное явление, результат несчастного случая в истории. Естественное состояние Церкви — догматического единство, выраженное в богатстве литургического разнообразия. Протопресвитер Александр Шмеман писал: „Единство обряда в Православной Церкви — это сравнительно поздний феномен, и Церковь никогда не считала литургическое единообразие условием Ее единства“. Конечно, византийская Литургия сыграла ключевую роль в сохранении сущности Православия в течение веков. Однако такое развитие может иметь неблагоприятный эффект, который скрывает истинную кафоличность Православной Церкви и создает препятствия для неправославных культур, которых в противном случае Православие привлекло бы».

Переход без перехода

Другая критика, часто выдвигаемая против западного обряда, сводится к тому, что люди, переходя из католичества в православие западного обряда, не понимают разницы между ними, и по сути не происходит их вхождения в православие. Примечательно, что архимандрит Дионисий (Шамбо), служивший в Русской православной церкви по западному обряду, охарактеризовал в 1952 году замену римо-католических догматов на православные при сохранении латинского обряда нежизнеспособной, указывая, что такой путь ведёт к тому, что люди, принимающие православие, на самом деле его совершенно не понимают. Как отмечал историк Андрей Кострюков, анализируя судьбу общин галликанского обряда во Франции, «непониманием православной экклесиологии можно объяснить спокойное отношение православных западного обряда к смене юрисдикций и склонность к расколам».

Игумен Андрей (Уэйд) упоминает о принятии в Русскую православную церковь католического прихода в деревне Монтальто-Дора с сохранением западного обряда, однако затем приход ушёл из православия так, что в деревне о православии не осталось никакой памяти.

> См. также

  • Бенедиктинцы (православие)
  • Галликанский обряд

Литература

  • Успенский Н. Д. К вопросу о «православной литургии западного обряда» // ЖМП. 1954. № 8. С. 33-45; № 9. С. 57-65;
  • Fr. David F. Abramtsov, «A Brief History of Western Orthodoxy», The Word, Vol. 6, No. 4 (April 1962)
  • Kovalevsky M. Orthodoxie et Occident: Renaissance d’une Église locale. Paris: Carbonnel. 1990;
  • Bishop Kallistos. «Some Thoughts on the ‘Western Rite’ in Orthodoxy» // The Priest: A Newsletter for the Clergy of the Diocese of San Francisco, 5, May 1996.
  • Клер Жуньеви. Попытка создания галликанской церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF): Историческая справка // «Альфа и Омега», № 34, 2002
  • В. В. Тюшагин. Галликанский обряд в православной церкви // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 368-372. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  • В. В. Тюшагин. Западных обрядов православные общины // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 615-620. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  • Александр Слесарев. Расколоведение. Православие западного обряда // Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924—2008). М., 2009. С. 222—230
  • Василий, епископ Вичитский и Среднего Запада Западный обряд в Североамериканской архиепископии Антиохийского Патриархата // Православие.ru, 10 августа 2010 года
  • А. А. Кострюков Невыполненный завет митрополита Платона (К истории православия западного обряда) // Платоновские чтения, 1 декабря 2015: сб. матер. / Перервинская духовная. М.: ПДС. 2016. С. 20—28.
  • А. А. Кострюков О некоторых причинах неудачи православия западного обряда // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2016, с. 80—97

Примечания

  1. David F. Abramtsov. The Western Rite and the Eastern Church: Dr. J. Julius Overbeck and His Scheme for the Re-Establishment of the Orthodox Church in the West. // Докторская диссертация, University of Pittsburgh, 1961, с. 5.
  2. Собраніе мненій и отзывовъ Филарета, митрополита московскаго и коломенскаго, по учебнымъ и церковно-государственнымъ вопросамъ под ред. Архиепископа Саввы, Т. V, ч. 2, Москва, 1888, с. 711—713.
  3. Сообщение комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви по вопросу о присоединении французских приходов западного обряда Архивная копия от 28 апреля 2005 на Wayback Machine
  4. Епископ Афанасий (Евтич) призывает французских верующих западного обряда к возвращению в лоно Церкви
  5. Lettre du Saint-Synode de l’Église orthodoxe serbe concernant les conditions de réception des membres de l’UACORO dans l’Église orthodoxe Архивная копия от 23 ноября 2006 на Wayback Machine
  6. 1 2 Une nouvelle étape des discussions de l’Église serbe avec l’UACORO Архивная копия от 23 ноября 2006 на Wayback Machine
  7. Réception de deux prêtres de l’UACORO au sein de l’Église orthodoxe serbe Архивная копия от 23 ноября 2006 на Wayback Machine
  8. Иерархия церквей | Приходы викариата западного обряда Антиохийской церкви
  9. Иерархия церквей | Приходы западного обряда в Русской православной церкви За границей
  10. Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница. официальный сайт РПЦЗ. Дата обращения 26 февраля 2016.
  11. http://ahilla.ru/strah-pered-zapadnym-obryadom/
  12. 1 2 Западный обряд вне русской традиции
  13. Schmemann A. The Western Rite // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1958. Vol. 2. N 4. P. 37-38;
  14. 1 2 Bishop Kallistos. «Some Thoughts on the ‘Western Rite’ in Orthodoxy» // The Priest: A Newsletter for the Clergy of the Diocese of San Francisco, 5, May 1996.
  15. In Defense of Western Rite Orthodoxy / OrthoChristian.Com
  16. https://ahilla.ru/apologiya-zapadnogo-obryada/
  17. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда — тема научной статьи по истории и историческим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в элек…
  18. http://pstgu.ru/download/1277550596.andrei.pdf

Ссылки

  • Западное православие (англ.)
  • http://rocor-wr.org ROCOR Western Rite Connunity
  • Православные церкви западных обрядов
  • http://eglise-orthodoxe-de-france.fr/
  • Официальный сайт L’Église orthodoxe des Gaules (фр.)
  • Антиохийская Архиепископия в Северной Америке. Западный обряд. (англ.)
  • О западном литургическом обряде
  • Западный обряд в православии

За́падный обря́д в правосла́вии; Правосла́вие за́падного обря́да — канонические православные общины и группы, практикующие модифицированные формы исторических западных литургических обрядов. Существуют с середины XX века в Русской Зарубежной Церкви, в Североамериканской Архиепископии Антиохийской Церкви и Франции.

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
  1. Fr David Abramtsov. A Brief History of Western Orthodoxy
  2. Клер Жуньеви. Попытка создания галликанской церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF).
  3. Александр Слесарев. Расколоведение. Православие западного обряда
  1. David F. Abramtsov. The Western Rite and the Eastern Church: Dr. J. Julius Overbeck and His Scheme for the Re-Establishment of the Orthodox Church in the West. // Докторская диссертация, University of Pittsburgh, 1961, стр. 5.
  2. Собраніе мненій и отзывовъ Филарета, митрополита московскаго и коломенскаго, по учебнымъ и церковно-государственнымъ вопросамъ под ред. Архиепископа Саввы, Т. V, ч. 2, Москва, 1888, стр. 711—713.
  3. Сообщение комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви по вопросу о присоединении французских приходов западного обряда
  4. Епископ Афанасий (Евтич) призывает французских верующих западного обряда к возвращению в лоно Церкви
  5. Lettre du Saint-Synode de l’Église orthodoxe serbe concernant les conditions de réception des membres de l’UACORO dans l’Église orthodoxe
  6. 1 2 Une nouvelle étape des discussions de l’Église serbe avec l’UACORO
  7. Réception de deux prêtres de l’UACORO au sein de l’Église orthodoxe serbe
  8. Иерархия церквей | Приходы викариата западного обряда Антиохийской церкви
  9. Иерархия церквей | Приходы западного обряда в Русской православной церкви За границей
  • Православные церкви западных обрядов
  • Западное православие (англ.)
  • Официальный сайт l’ECOF (фр.)
  • Официальный сайт L’Église orthodoxe des Gaules (фр.)
  • Неофициальный сайт православия Западного обряда (англ.)
  • Антиохийская Архиепископия в Северной Америке. Западный обряд. (англ.)
  • Галликанский обряд в православной церкви // Православная энциклопедия. Том X. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 368-372. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-016-1

АББАТ МАЙКЛ (ВУД): ПРАВОСЛАВИЕ – ЭТО ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ

Виктор Щедрин

Аббат Майкл (Вуд)

Об истории православного западного литургического обряда и перспективах возвращения Православия в страны Европы и Великобританию корреспонденту портала Православие.Ru рассказывает благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании, богослов и литургист аббат Майкл (Вуд), священник Русской Зарубежной Церкви Московского Патриархата (РПЦЗ).

– Отец Михаил, вы были англиканином. Как получилось, что вы перешли в Православие?

– Я родился и вырос в Церкви Англии (Англиканская церковь). В 1970-х годах я некоторое время жил в США. Это было как раз тогда, когда тамошние англикане решили рукополагать женщин. Выражая свое отношение к подобным нововведениям, многие из нас объединились в новое церковное сообщество, которое получило название Continuing Anglican Church (Продолжающаяся Англиканская Церковь. – Прим.ред.) Через несколько лет я заметил, как эта церковь начала дробиться, и для меня стало очевидно, что это не Церковь. В детстве я воспитывался в строгой, консервативной части Англиканской церкви и был научен почти всему тому, чему учит Православие. И я начал искать ту Церковь, в которой сохранялось бы апостольское учение и учение Отцов Церкви. Изначально я пришел в Антиохийскую Православную Церковь, но вскоре перешел в РПЦЗ. К тому времени я уже принял монашеский постриг и продолжил свой путь в Православии как монах-отшельник, живя в своей келье на горе.

– Как вы думаете, что европейцы могут найти для себя в Православии? И чем Православие может быть полезно для Европы?

– Мы надеемся, что европейцы могут найти в Православии истинную веру, сохраняющую то, чему учил Христос и апостолы. Мы, православные, не можем винить католиков и протестантов за их основные заблуждения, потому что они воспитывались в них с детства, и поэтому убеждены, что их воззрения являются истинными. Наше дело заключается в распространении апостольской веры. Мы можем начать хотя бы с того, чтобы показать им полную Библию, а не тот сокращенный вариант, который использует большинство протестантов. Мы должны сделать труды Отцов Церкви широко известными, издавая недорогие, доступные любому книги со святоотеческими творениями на английском, французском, итальянском и немецком языках. Это откроет жителям Европы ту полноту веры, которой учил Христос. Они нуждаются в ясном и четком знании истории Церкви с апостольских времен.

Аббат Майкл (Вуд)

Но это учительство подходит для тех, кто уже считает себя христианами. К сожалению, правда заключается в том, что многие европейцы живут уже в постхристианском мире, поэтому ничего не знают о христианском учении. И как донести до них свет веры – неизвестно. Этих людей сейчас подавляющее большинство, и мы должны разработать такие средства, чтобы и они могли быть просвещены.

На мой взгляд, Патриарх Кирилл имеет прекрасную возможность стать знаменосцем Православия в Западной Европе. Только он может вернуть истинное христианство в Европу. В глазах европейских обывателей западные церкви запятнали свою репутацию проблемой педофилии среди духовенства. Православная Церковь не страдает этими проблемами и, следовательно, может принести христианство назад. Русская Церковь в странах Северной Европы имеет реальный шанс на повторное преобразование Европы.

Патриарх Кирилл должен иметь полномочного представителя в Западной Европе. Он должен иметь дополнительную резиденцию, возможно, в Лондоне, он должен видеть и слышать, что происходит, должен ощущаться европейцами как присутствующий. Но в европейские страны он должен принести европейское христианство, а не византинизм. Все реальные возможности для изменения ситуации и для того, чтобы стать Патриархом Запада у него есть, если только он и его советники не будут слушать тех, кто пропагандирует только «русскость». Он должен увидеть и понять, что Запад может быть западным и при этом православным. Мы здесь, на Западе, нуждаемся в Святейшем. Мне кажется, что уже пришла пора для Русской Церкви создать группу западных консультантов, чтобы подготовить рехристианизацию Европы.

Аббат Майкл (Вуд)

– Отец Михаил, вы благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании. Расскажите об истории этого обряда в вашей стране и о том, каково его значение для Церкви.

– Во-первых, мы должны ясно представлять себе, что такое «западный обряд» в Православии.

Церковь в Британии и Северо-Западной Европе имеет очень древнюю историю. Святой Дорофей Тирский направил апостола от 70-ти Аристовула в качестве епископа в Британию в 37 году нашей эры. Мы знаем, что Аристовул создал первые общины вокруг Бристольского залива на западе Англии. Это говорит о том, что Церковь в Британии древнее, чем Церковь в Греции или Церковь в Риме.

В 397 году нашей эры святой Ниниан основал первый упоминающийся в хрониках монастырь в Вифорне в области Галлоуэй на юге нынешней Шотландии. Христиане очень успешно обращали последователей местной религии друидов. Происходило это в первую очередь потому, что их верования были сходны с христианством. Друиды верили в Святую Троицу, одним из лиц которой был Йезу, который, по их представлениям, должен был посетить Землю. У друидов не было «церкви», но они имели ряд совместножительных общин по всей стране, которые постепенно были превращены в христианские монастыри.

Церковь на Британских островах заимствовала свою первую Литургию из Эфеса во времена, когда там еще жил святой Иоанн, и развивала ее на протяжении всего первого тысячелетия. Сегодня мы имеем Литургию святого Иоанна Богослова во всей ее полноте. Эта Литургия никогда не использовалась римо-католиками или протестантами после Великого раскола и потому не содержит их заблуждений. Это чисто православная Литургия. Мы служим православную Литургию столь же древнюю, сколь и Литургия святого Иоанна Златоустого.

В Британии с самого начала было много монастырей, а с 450 года появились монастыри, в которых подвизалось более чем тысяча монахов.

Храм-часовня Западного обряда Православной Церкви

Британская Церковь ориентировалась не на Рим или Константинополь, а на Иерусалим. Великий святой, Давид, архиепископ Британии, был рукоположен именно в Иерусалиме, как и его преемники.

В 600 году нашей эры в великом монастыре в Джарроу в северной Англии жил ученый монах по имени Беда. В своих трудах он повествует о том, как святой епископ Венедикт построил часовню в монастыре. По описаниям Беды, святой Венедикт разместил иконы на стенах и на иконостасе перед алтарем. В английском языке такой иконостас называется Rood Screen. Подобные иконостасы до сих пор существуют во многих английских церквях. Таким образом, церкви Британии во второй половине первого тысячелетия мало отличались от первых церквей в России.

Службы проходили с Rood Screen’ом, находящимся между алтарем и прихожанами. Алтарная преграда имела только одну дверь в центре и иконы святых по разные стороны от нее. Над дверью было распятие. Священник носил одежды, которые использовали одновременно на Востоке и на Западе, мог служить вместе с одним или несколькими диаконами и иподиаконами. Сама Литургия, в отличии от восточных и западных чинов послераскольного периода, в те времена не была триумфальной, поскольку вокруг еще были язычники и не все были обращены в христианство. Сегодня вокруг нас находятся неверующие, и мы находимся в том же положении, что и в те времена, поэтому Литургия для нас столь же актуальна, как и тогда.

Что же произошло дальше? Необходимо помнить, что западный обряд не исчез из Православия после Великой схизмы. Он продолжал практиковаться в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне еще примерно три сотни лет после раскола. В более близкие нам времена Святейший Синод в России дважды, в 1870 и 1907 годах, давал благословение на использование западного обряда православными людьми в странах Запада. Русская Зарубежная Церковь сохраняет его и по сей день. Антиохийский Патриархат благословил служение по западному обряду в 1958 году и сохраняет его сегодня. Сербская Церковь практикует его во Франции. Мы должны помнить, что со времени Великого раскола пятнадцать православных Патриархов, семь митрополитов, восемь архиепископов и семнадцать епископов благословляли использование западного обряда в Иерусалиме, Константинополе, Польше, Чехословакии, Франции, Соединенных Штатах, Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Великий святой Иоанн Шанхайский сам служил по западному обряду в Париже, возглавлял епархию западного обряда и рукоположил епископа западного обряда. Другой русский архиерей, митрополит Антоний (Храповицкий), участвовал в рукоположении епископа западного обряда священномученика Горадза (Павлика) и епископа Досифея (Иванченко), принятого в 1965 году в православный монастырь западного обряда, подчинявшийся Московскому Патриархату.

К сожалению, среди православных есть люди, которым неприятна сама мысль о западном обряде. Многие русофилы или грекофилы, обращенные в Православие, не могут отрешиться от своего англиканского или римо-католического прошлого. Они не без основания полагают, что их бывшие церкви предали их, и резко противятся всему, что, пусть даже отдаленно, напоминает им о прошлом.

Некоторые утверждают, что западный обряд «вносит раскол» в Православие. Почему-то они не вспоминают о том, что Православие практиковало как восточный, так и западный обряды в течение 1300 лет, и что вовсе не Литургия разделила христианскую Церковь. Литургические различия не играли никакой роли в Великом расколе.

Я хочу особо подчеркнуть, что наш западный обряд ничего общего с современным римо-католическим обрядом не имеет.

Чтение Апостола

– А отличается ли западнообрядное богослужение от восточного?

– Нет, Литургия западного обряда ничем не отличается от восточного. Мы также употребляем эпиклезу (призывание Духа Святого) и так далее. По существу, это одно и тоже богослужение. Обычно западный обряд несколько короче, но ненамного.

– Каково сейчас положение Православия в Великобритании? Много ли православных в Англии?

– Сейчас в Великобритании православных всех юрисдикций 331 тысяча человек. По расчетам, в ближайшее время их численность вырастет до 7% от общего числа жителей. Большинство из них принадлежит к греческому Православию (надо помнить, что Кипр почти сто лет был частью Британской Империи). И всего около 30–40 тысяч не относятся к Греческой Церкви. Епископ Каллист (Уер) из Вселенского Патриархата – единственный православный епископ-британец. Большинство священников принадлежат Антиохийской Церкви и, конечно, РПЦЗ.

– Каковы отношения между англиканством и Православием в Великобритании?

– Учитывая крайний либерализм, который полностью охватил Англиканскую церковь в последние четыре десятилетия, сейчас почти нет никаких связей у англиканства с Православием, кроме как на низовых уровнях. Однако православные сохраняют теплый диалог с англиканами, что позволило им получить большинство зданий по низкой цене. Многие православные используют бывшие англиканские церкви для совершения богослужений, а также арендуют их не только у Англиканской церкви, но и у методистов.

– На ваш взгляд, каковы сильные и слабые стороны Православия в Великобритании?

– Как ни странно это звучит, я считаю, что сильной стороной Православия является тот факт, что оно остается все еще относительно неизвестным; оно не запятнало себя теми скандалами, с которыми ассоциируются Римско-католическая и Англиканская церкви. Это значит, что когда люди сталкиваются с Православной Церковью, им не надо преодолевать негативные ассоциации. Кроме того, как я уже говорил, Православие существовало в Великобритании тысячу лет. Этот период охватывает две лучших эпохи: кельтскую и англосаксонскую. Когда люди узнают, что святой Колумба является православным, что выдающиеся религиозные памятники архитектуры, такие, как кафедральный собор города Или и монастырь на острове Лидисфарн были основаны православными миссионерами и евангелистами, когда они понимают это, они чувствуют, что Православие – это их основа. Британское христианство вышло из православной колыбели: его матерями были аббатисы Хильда и Бригитта, его учителями были Кутберт и Айдан, во время нашествия датчан и норманнов оно пролило свою кровь. Очень важно понять все это.

Слабость Православия, скорее всего, заключается в отсутствии интереса к миссии. В некоторых юрисдикциях здесь никогда не прекращали служение почти исключительно этнические группы. Другие же были перегружены огромным числом новых иммигрантов, прибывших в страну за последние двадцать лет. Как всегда, нам не хватает священников: многие из них отдают все свое время, чтобы помочь русским, румынам, грекам и так далее. По этой причине они не могут достучаться до местного населения, у них просто нет времени.

Есть еще одна проблема, которая существует, на мой взгляд. Византийская Литургия для многих англичан не является своей из-за ее пышности, из-за того, что они называют «floweryness» (Цветистость. – Прим.ред.). Мы внутренне настроены на более строгие формы поклонения. Хотя во многих случаях это может быть смягчено английским языком богослужения, мне кажется, что в Англии есть веские основания для использования древних западных литургий, если мы хотим привлечь широкие слои населения, а не только людей с университетским образованием, людей среднего класса, склонных к восприятию славянской гармонии.

Монастырь в Глендолахе. VI в.

– Есть ли будущее у Православия в Европе? И как может помочь западный обряд в укреплении позиций Православия в Великобритании и в Европе в целом?

– Да, на мой взгляд, есть большое будущее у Православия в Западной и Северной Европе. Мир не может жить без Христа. Однако нам следует серьезно задуматься о том, что было сделано Православием ранее и развивать это. Нам нужно больше богослужений на английском языке (это позорно, что есть только одна Литургия на английском языке в центре Лондона и что в церкви канадский священник), но и не только это. Нужно больше западнообрядных богослужений, потому что во многих случаях и во многих местах одного английского языка явно недостаточно. Мы должны обращаться к людям на местах. Это именно то, что делали апостолы. Я нечасто ссылаюсь на Тиллиха (Пауль Тиллих, протестантский теолог и философ. – Прим.ред.), но нам нужно принимать «большее участие в ситуации». А ситуация такова, что даже сейчас, спустя почти тысячу лет, в Англии, благодаря ее истории и любви к ней людей, сохраняются остатки не-византийского Православия. Нам нужно оживить это и работать, если мы хотим по-настоящему преуспеть в этом благом деле.

АББАТ МАЙКЛ (ВУД): ПРАВОСЛАВИЕ – ЭТО ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЕВРОПЫ

Виктор Щедрин

Аббат Майкл (Вуд)

Об истории православного западного литургического обряда и перспективах возвращения Православия в страны Европы и Великобританию корреспонденту портала Православие.Ru рассказывает благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании, богослов и литургист аббат Майкл (Вуд), священник Русской Зарубежной Церкви Московского Патриархата (РПЦЗ).

– Отец Михаил, вы были англиканином. Как получилось, что вы перешли в Православие?

– Я родился и вырос в Церкви Англии (Англиканская церковь). В 1970-х годах я некоторое время жил в США. Это было как раз тогда, когда тамошние англикане решили рукополагать женщин. Выражая свое отношение к подобным нововведениям, многие из нас объединились в новое церковное сообщество, которое получило название Continuing Anglican Church (Продолжающаяся Англиканская Церковь. – Прим.ред.) Через несколько лет я заметил, как эта церковь начала дробиться, и для меня стало очевидно, что это не Церковь. В детстве я воспитывался в строгой, консервативной части Англиканской церкви и был научен почти всему тому, чему учит Православие. И я начал искать ту Церковь, в которой сохранялось бы апостольское учение и учение Отцов Церкви. Изначально я пришел в Антиохийскую Православную Церковь, но вскоре перешел в РПЦЗ. К тому времени я уже принял монашеский постриг и продолжил свой путь в Православии как монах-отшельник, живя в своей келье на горе.

– Как вы думаете, что европейцы могут найти для себя в Православии? И чем Православие может быть полезно для Европы?

– Мы надеемся, что европейцы могут найти в Православии истинную веру, сохраняющую то, чему учил Христос и апостолы. Мы, православные, не можем винить католиков и протестантов за их основные заблуждения, потому что они воспитывались в них с детства, и поэтому убеждены, что их воззрения являются истинными. Наше дело заключается в распространении апостольской веры. Мы можем начать хотя бы с того, чтобы показать им полную Библию, а не тот сокращенный вариант, который использует большинство протестантов. Мы должны сделать труды Отцов Церкви широко известными, издавая недорогие, доступные любому книги со святоотеческими творениями на английском, французском, итальянском и немецком языках. Это откроет жителям Европы ту полноту веры, которой учил Христос. Они нуждаются в ясном и четком знании истории Церкви с апостольских времен.

Аббат Майкл (Вуд)

Но это учительство подходит для тех, кто уже считает себя христианами. К сожалению, правда заключается в том, что многие европейцы живут уже в постхристианском мире, поэтому ничего не знают о христианском учении. И как донести до них свет веры – неизвестно. Этих людей сейчас подавляющее большинство, и мы должны разработать такие средства, чтобы и они могли быть просвещены.

На мой взгляд, Патриарх Кирилл имеет прекрасную возможность стать знаменосцем Православия в Западной Европе. Только он может вернуть истинное христианство в Европу. В глазах европейских обывателей западные церкви запятнали свою репутацию проблемой педофилии среди духовенства. Православная Церковь не страдает этими проблемами и, следовательно, может принести христианство назад. Русская Церковь в странах Северной Европы имеет реальный шанс на повторное преобразование Европы.

Патриарх Кирилл должен иметь полномочного представителя в Западной Европе. Он должен иметь дополнительную резиденцию, возможно, в Лондоне, он должен видеть и слышать, что происходит, должен ощущаться европейцами как присутствующий. Но в европейские страны он должен принести европейское христианство, а не византинизм. Все реальные возможности для изменения ситуации и для того, чтобы стать Патриархом Запада у него есть, если только он и его советники не будут слушать тех, кто пропагандирует только «русскость». Он должен увидеть и понять, что Запад может быть западным и при этом православным. Мы здесь, на Западе, нуждаемся в Святейшем. Мне кажется, что уже пришла пора для Русской Церкви создать группу западных консультантов, чтобы подготовить рехристианизацию Европы.

Аббат Майкл (Вуд)

– Отец Михаил, вы благочинный православных приходов западного обряда в Великобритании. Расскажите об истории этого обряда в вашей стране и о том, каково его значение для Церкви.

– Во-первых, мы должны ясно представлять себе, что такое «западный обряд» в Православии.

Церковь в Британии и Северо-Западной Европе имеет очень древнюю историю. Святой Дорофей Тирский направил апостола от 70-ти Аристовула в качестве епископа в Британию в 37 году нашей эры. Мы знаем, что Аристовул создал первые общины вокруг Бристольского залива на западе Англии. Это говорит о том, что Церковь в Британии древнее, чем Церковь в Греции или Церковь в Риме.

В 397 году нашей эры святой Ниниан основал первый упоминающийся в хрониках монастырь в Вифорне в области Галлоуэй на юге нынешней Шотландии. Христиане очень успешно обращали последователей местной религии друидов. Происходило это в первую очередь потому, что их верования были сходны с христианством. Друиды верили в Святую Троицу, одним из лиц которой был Йезу, который, по их представлениям, должен был посетить Землю. У друидов не было «церкви», но они имели ряд совместножительных общин по всей стране, которые постепенно были превращены в христианские монастыри.

Церковь на Британских островах заимствовала свою первую Литургию из Эфеса во времена, когда там еще жил святой Иоанн, и развивала ее на протяжении всего первого тысячелетия. Сегодня мы имеем Литургию святого Иоанна Богослова во всей ее полноте. Эта Литургия никогда не использовалась римо-католиками или протестантами после Великого раскола и потому не содержит их заблуждений. Это чисто православная Литургия. Мы служим православную Литургию столь же древнюю, сколь и Литургия святого Иоанна Златоустого.

В Британии с самого начала было много монастырей, а с 450 года появились монастыри, в которых подвизалось более чем тысяча монахов.

Храм-часовня Западного обряда Православной Церкви

Британская Церковь ориентировалась не на Рим или Константинополь, а на Иерусалим. Великий святой, Давид, архиепископ Британии, был рукоположен именно в Иерусалиме, как и его преемники.

В 600 году нашей эры в великом монастыре в Джарроу в северной Англии жил ученый монах по имени Беда. В своих трудах он повествует о том, как святой епископ Венедикт построил часовню в монастыре. По описаниям Беды, святой Венедикт разместил иконы на стенах и на иконостасе перед алтарем. В английском языке такой иконостас называется Rood Screen. Подобные иконостасы до сих пор существуют во многих английских церквях. Таким образом, церкви Британии во второй половине первого тысячелетия мало отличались от первых церквей в России.

Службы проходили с Rood Screen’ом, находящимся между алтарем и прихожанами. Алтарная преграда имела только одну дверь в центре и иконы святых по разные стороны от нее. Над дверью было распятие. Священник носил одежды, которые использовали одновременно на Востоке и на Западе, мог служить вместе с одним или несколькими диаконами и иподиаконами. Сама Литургия, в отличии от восточных и западных чинов послераскольного периода, в те времена не была триумфальной, поскольку вокруг еще были язычники и не все были обращены в христианство. Сегодня вокруг нас находятся неверующие, и мы находимся в том же положении, что и в те времена, поэтому Литургия для нас столь же актуальна, как и тогда.

Что же произошло дальше? Необходимо помнить, что западный обряд не исчез из Православия после Великой схизмы. Он продолжал практиковаться в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне еще примерно три сотни лет после раскола. В более близкие нам времена Святейший Синод в России дважды, в 1870 и 1907 годах, давал благословение на использование западного обряда православными людьми в странах Запада. Русская Зарубежная Церковь сохраняет его и по сей день. Антиохийский Патриархат благословил служение по западному обряду в 1958 году и сохраняет его сегодня. Сербская Церковь практикует его во Франции. Мы должны помнить, что со времени Великого раскола пятнадцать православных Патриархов, семь митрополитов, восемь архиепископов и семнадцать епископов благословляли использование западного обряда в Иерусалиме, Константинополе, Польше, Чехословакии, Франции, Соединенных Штатах, Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Великий святой Иоанн Шанхайский сам служил по западному обряду в Париже, возглавлял епархию западного обряда и рукоположил епископа западного обряда. Другой русский архиерей, митрополит Антоний (Храповицкий), участвовал в рукоположении епископа западного обряда священномученика Горадза (Павлика) и епископа Досифея (Иванченко), принятого в 1965 году в православный монастырь западного обряда, подчинявшийся Московскому Патриархату.

К сожалению, среди православных есть люди, которым неприятна сама мысль о западном обряде. Многие русофилы или грекофилы, обращенные в Православие, не могут отрешиться от своего англиканского или римо-католического прошлого. Они не без основания полагают, что их бывшие церкви предали их, и резко противятся всему, что, пусть даже отдаленно, напоминает им о прошлом.

Некоторые утверждают, что западный обряд «вносит раскол» в Православие. Почему-то они не вспоминают о том, что Православие практиковало как восточный, так и западный обряды в течение 1300 лет, и что вовсе не Литургия разделила христианскую Церковь. Литургические различия не играли никакой роли в Великом расколе.

Я хочу особо подчеркнуть, что наш западный обряд ничего общего с современным римо-католическим обрядом не имеет.

Чтение Апостола

– А отличается ли западнообрядное богослужение от восточного?

– Нет, Литургия западного обряда ничем не отличается от восточного. Мы также употребляем эпиклезу (призывание Духа Святого) и так далее. По существу, это одно и тоже богослужение. Обычно западный обряд несколько короче, но ненамного.

– Каково сейчас положение Православия в Великобритании? Много ли православных в Англии?

– Сейчас в Великобритании православных всех юрисдикций 331 тысяча человек. По расчетам, в ближайшее время их численность вырастет до 7% от общего числа жителей. Большинство из них принадлежит к греческому Православию (надо помнить, что Кипр почти сто лет был частью Британской Империи). И всего около 30–40 тысяч не относятся к Греческой Церкви. Епископ Каллист (Уер) из Вселенского Патриархата – единственный православный епископ-британец. Большинство священников принадлежат Антиохийской Церкви и, конечно, РПЦЗ.

– Каковы отношения между англиканством и Православием в Великобритании?

– Учитывая крайний либерализм, который полностью охватил Англиканскую церковь в последние четыре десятилетия, сейчас почти нет никаких связей у англиканства с Православием, кроме как на низовых уровнях. Однако православные сохраняют теплый диалог с англиканами, что позволило им получить большинство зданий по низкой цене. Многие православные используют бывшие англиканские церкви для совершения богослужений, а также арендуют их не только у Англиканской церкви, но и у методистов.

– На ваш взгляд, каковы сильные и слабые стороны Православия в Великобритании?

– Как ни странно это звучит, я считаю, что сильной стороной Православия является тот факт, что оно остается все еще относительно неизвестным; оно не запятнало себя теми скандалами, с которыми ассоциируются Римско-католическая и Англиканская церкви. Это значит, что когда люди сталкиваются с Православной Церковью, им не надо преодолевать негативные ассоциации. Кроме того, как я уже говорил, Православие существовало в Великобритании тысячу лет. Этот период охватывает две лучших эпохи: кельтскую и англосаксонскую. Когда люди узнают, что святой Колумба является православным, что выдающиеся религиозные памятники архитектуры, такие, как кафедральный собор города Или и монастырь на острове Лидисфарн были основаны православными миссионерами и евангелистами, когда они понимают это, они чувствуют, что Православие – это их основа. Британское христианство вышло из православной колыбели: его матерями были аббатисы Хильда и Бригитта, его учителями были Кутберт и Айдан, во время нашествия датчан и норманнов оно пролило свою кровь. Очень важно понять все это.

Слабость Православия, скорее всего, заключается в отсутствии интереса к миссии. В некоторых юрисдикциях здесь никогда не прекращали служение почти исключительно этнические группы. Другие же были перегружены огромным числом новых иммигрантов, прибывших в страну за последние двадцать лет. Как всегда, нам не хватает священников: многие из них отдают все свое время, чтобы помочь русским, румынам, грекам и так далее. По этой причине они не могут достучаться до местного населения, у них просто нет времени.

Есть еще одна проблема, которая существует, на мой взгляд. Византийская Литургия для многих англичан не является своей из-за ее пышности, из-за того, что они называют «floweryness» (Цветистость. – Прим.ред.). Мы внутренне настроены на более строгие формы поклонения. Хотя во многих случаях это может быть смягчено английским языком богослужения, мне кажется, что в Англии есть веские основания для использования древних западных литургий, если мы хотим привлечь широкие слои населения, а не только людей с университетским образованием, людей среднего класса, склонных к восприятию славянской гармонии.

Монастырь в Глендолахе. VI в.

– Есть ли будущее у Православия в Европе? И как может помочь западный обряд в укреплении позиций Православия в Великобритании и в Европе в целом?

– Да, на мой взгляд, есть большое будущее у Православия в Западной и Северной Европе. Мир не может жить без Христа. Однако нам следует серьезно задуматься о том, что было сделано Православием ранее и развивать это. Нам нужно больше богослужений на английском языке (это позорно, что есть только одна Литургия на английском языке в центре Лондона и что в церкви канадский священник), но и не только это. Нужно больше западнообрядных богослужений, потому что во многих случаях и во многих местах одного английского языка явно недостаточно. Мы должны обращаться к людям на местах. Это именно то, что делали апостолы. Я нечасто ссылаюсь на Тиллиха (Пауль Тиллих, протестантский теолог и философ. – Прим.ред.), но нам нужно принимать «большее участие в ситуации». А ситуация такова, что даже сейчас, спустя почти тысячу лет, в Англии, благодаря ее истории и любви к ней людей, сохраняются остатки не-византийского Православия. Нам нужно оживить это и работать, если мы хотим по-настоящему преуспеть в этом благом деле.