Православный храм на бали

Яркий и знойный Бали притягивает потоки туристов со всех концов света не только первозданной природой и исключительной красотой, но и богатейшей культурой. Вся жизнь островитян неразрывно связана с религией и они очень ценят свои традиции. На территории Бали находится свыше двух тысяч храмов и большая часть из них действующие. Религия, главным образом, основывается на вере балийцев в магию и силу духа. Они абсолютно уверены, что домом добрых духов являются горы, а злых и демонов – море.

Особенности религии

Население большей части островов Индонезии являются мусульманами, а на Бали свыше 90% жителей исповедуют одну из разновидностей индуизма, которая представляет собой смесь буддизма, ислама и языческих верований – «Агама хинду дхарма» или религию освященной воды.

Ранее балийцы одушевляли явления природы и окружающие их вещи, верили в наличие духов. Проявление анимизма до сегодняшнего дня сохранилось в их культуре.

Индуизм появился в Индонезии вместе с многочисленными торговцами еще в 1в. нашей эры. На Бали он пришел позднее, вместе с наследным принцем Явы, который вынужден был скрываться от дворцовых интриг.

По прошествии времени этот остров оказал немаловажное значение в формировании религии Бали. В 15 в. он стал пристанищем жрецов и аристократической знати, которые спасались с острова Явы от «мусульманской волны», охватившей Индонезию. Именно в те годы индуизм окончательно утвердился на острове.

Отличительной чертой балийского индуизма является отсутствие кастовой структуры. Касты имеются, но они выражены очень слабо.

Способность индуизма вбирать в себя разные верования послужила образованию уникальной религии, поэтому индуистская триада вполне спокойно сосуществует с Буддой. Причем в некоторых районах Бали его представляют одним из воплощений Хранителя Вишну. Две религии смешиваются в одно целое, дополняют друг друга, позволяя жрецам и служителям осуществлять любые обряды.

Религиозный культ у балийцев – Санг Хьянг Видхи, который представляет единство космоса, объединяет порядок и хаос, остальные же боги – его воплощение. Отдельные храмы для него не строят, но он фигурирует в каждом из них.

Отличия балийской религии от традиционного индуизма

Женщины на Бали имеют больше прав и свобод и отношение к ним более уважительное. К тому же островитянам не запрещается употреблять мясо.

Вера в реинкарнацию и культовые торжества гармонично сочетаются с языческими обрядами и обожествлением природных явлений. Активные вулканы и окружающий океан – источники постоянной опасности и воплощение двух небесных стихий – огня и воды.

Согласно религиозным представлениям местных жителей, добрые духи обитают на горах, а потому самые значимые храмы были построены на горных вершинах. Вера балийцев очень искренна, но не фанатична. Больше напоминает детскую веру в чудеса. Они добросовестно следуют канонам и задабривают духов ежедневными подношениями, чаще всего это фрукты, еда и украшения. Чтобы находиться в гармонии с собой и окружающим миром, наряду с добрыми, они «подкармливают» и злых духов.

Учение о перевоплощении определяет и отношение к жизни. Европейским жителям непросто понять, что наиболее важный праздник в жизни каждого балийца – кремирование после смерти. На этом торжестве все веселятся, поют и танцуют, причем даже больше, чем на свадьбе или при рождении ребенка. Для них смерть – это не что иное, как зарождение новой жизни. К этому событию они готовятся с самого рождения, откладывая деньги на собственные похороны. Поэтому на протяжении всей жизни они заботятся о чистоте своих помыслов, не совершают плохих поступков, проявляют доброжелательность, надеясь после смерти перейти на новый, более высокий уровень.

Кастовая система Бали

На Бали существует лишь четыре касты:

  • Шудры (черный цвет) – крестьяне, составляющие 90% всего населения острова.
  • Вайшьи (желтый) – административно-управленческий персонал и торговцы.
  • Кшатрии (красный) – кроме защитников страны в неё входят коронованные особы и часть знати.
  • Брахманы (белый) – сосредоточенные на религии люди, жрецы и священники.

Представители каждой касты при обращении друг к другу используют различные диалекты. В балийском языке имеется 4 уровня вежливости.

Представители верхних каст используют «низший» диалект при обращении к шудрам. Это делается для того, чтобы подчеркнуть превосходство. На Бали, в отличие от Индии, отсутствует пятая каста, каста «неприкасаемых». Принадлежность к определенной касте не дает каких-то привилегий в работе или на политической арене. При заключении брака кастовая система также не берется в расчет. Проследить её можно лишь в именах людей.

Много представителей кшатриев сложили голову при крахе империи Маджапахит и в бесконечных войнах с японцами. Оставшиеся в живых ведут свое происхождение от семьи Дева Агунг, правящей 500 лет назад.
Сегодня эта система чаще всего используется при совершении религиозных обрядов, когда низшие касты обращаются с просьбой к брахманам, чтобы они возглавили церемонию. С тех пор, как Индонезия получила независимость после голландской колонизации, разница между членами различных каст постепенно стирается.

Ритуальный церемониал

Важной частью жизни балийцев являются многочисленные обряды и церемонии, оживленные и яркие. На любой случай, от рождения ребенка до совершения покупки, имеется свой обряд. Нет ни одного дня, чтобы не совершались жертвоприношения. Большую роль играет не наполнение корзинки для подношений, а сам процесс. Чтобы обеспечить себе и близким счастливую жизнь, задабривают добрых духов, а злых, таким же образом, усмиряют.

Любое культовое строение по форме похоже на священную гору Агунг в миниатюре и направлено в её сторону.

Все ритуалы имеют привязку к непростой системе летоисчисления.

Культовые подношения

Подношения canang – это корзинки из бамбука, выполненные своими руками.Они наполняются различными дарами для духов. Их умеют делать все балийские женщины, обучают этому с шести лет. Изготавливают canang из листьев бамбука или банана при помощи особой техники плетения.

Гостинцы для богов ставятся на алтари, складывают на перекрестках, у дверей больниц и магазинов. Корзинки для добрых богов помещают на пьедестал и оставляют на полу – для темных духов.

Здесь все делается в определенной последовательности: и проведение церемоний, и подношение угощений.

При строительстве домов также соблюдаются правила. Местоположение домашнего храма, входной двери и кухни неизменно. Никто не приступает к важной работе без предварительного совещания со священником, для уточнения дня и часа.

Большое религиозное празднество

Самым важным религиозным праздником на Бали является Галунган, который длится 11 дней. Вся семья для молитвы собирается в родовом храме, все отмечают победу добра над злом. Считается, что в эти дни боги спускаются к людям.

Атрибутами праздника являются многочисленные колокольчики из бамбука вдоль дорог, торжественные и яркие церемонии и бесконечное количество подношений. Отмечается один раз в 210 дней, в марте или августе.

После его завершения балийцы посещают друзей. А спустя пять дней наступит Кунинган. В эти дни души умерших предков вернутся в небесную обитель. Повсюду звучит музыка. Церемоний, танцев и подношений еще больше.

Роль и функции храмовой иерархии

Храмы на Бали представляют собой открытую площадь, которая со всех сторон огорожена стенами и поделена на три разные зоны, связанные между собой воротами.

Nista mandala или внешняя зона. Соединяет храм с внешним миром. Тут же располагается и вход в храм. Во время фестивалей может быть использована для подготовки церемоний.

Madya mandala или средняя зона. Здесь поборники веры заняты своими ежедневными заботами. Иногда в ней размещают деревянную башню, павильоны для встреч и инструментальных ансамблей.

Utama mandala. Это священная зона любого храма, располагается выше остальных и закрыта для посетителей. Здесь находится трон высшего бога, выполненный в форме лотоса. Помимо этого, может располагаться место, предназначенное для хранения реликвий и павильон для священных песнопений.

Существует несколько видов храмов:

  • Горный. Возводится на склонах гор и вулканов, или же на самой вершине.
  • На побережье. В его функции входит угождение божествам моря. Их строят для ритуального очищения.
  • В городской черте или деревне. Является сердцем религиозной активности балийцев.
  • Водный. Их священники наделены полномочиями и занимаются распределением воды к рисовым террасам. В некоторых храмах имеется бассейн со священной водой для купания.

Удивительная красота ритуалов и торжественных церемоний неизменно притягивает туристов, а балийцы всеми силами поддерживают равновесие между человеческой жизнью и миром богов.


Религия, как и все на Бали, особенная и уникальная. Такой больше нет нигде в мире.
Основная часть островитян (примерно 94 % ) исповедует Agama Hindu Dharma (AHD). Это ветвь индуизма, которая присутствует только здесь. Их религия настоящий то синтез туземных верований, буддизма и учения Шивы, пришедшего из Индии, но с местным колоритом и изменениями.
Свой остров они считают центром мира. У них даже храм есть с названием «Пуп Земли». Если упрощенно — вокруг планеты Земля и острова Бали злые силы. На из острове и на облаках живут добрые Боги и позитивные духи, а в океане демоны и злые духи.

Высшим божеством в балийской религии является Синг Хьянг Тунггал – Единый Бог.
Все остальные божества это лишь Его воплощения. Например, Брахма (создатель), Вишну (хранитель равновесия) и Шива (разрушитель) – это не 3 разных бога, а три “лица” Единого Бога. В пантеон также входят: богиня познания Сарасвати, богиня Дурга-предводительница темных сил, богиня рисовых полей Деви Шри, бог Ганеша и многие другие.
Богов на Бали так много и у каждого так много имен, что практически невозможно разобраться кто есть кто.
В обществе на Бали кастовая система, как и в Индии, просто она не такая строгая, как у индусов. Каждая из каст имеет свои обязанности и привилегии.
Тут есть каста брахманов (жрецов), каста кшатриев (воины, некоторые представители знати и короли), каста вайшьи (торговцы и ремесленники) и каста шудров (крестьяне). Последняя каста составляет практически 90 % от общего населения острова Бали.
Представителей же касты кшатриев практически не осталось, большинство из них погибло во времена кровавых войн. Оставшиеся кшатрии ведут свой род от королевской династии Дева Агунг. Касты “неприкасаемых”, как в Индии, на Бали нет.
Особое положение в балийском обществе занимают кузнецы. По балийским поверьям, кузнецы происходят от древних жрецов-огнепоклонников. Сами же кузнецы считают себя более древними, чем брахманов.
Праздник в храме «Улун Дану» – главном морском храме Бали, который расположен на красивейшем озере Братан.
Обряды тут красочные )))
Боги тут одеты, потому что ночами прохладно и под зониками, потому что солнце днем жаркое. Негоже балийцу самому сидеть в тени, если он знает что не позаботился о статуе Бога, пусть он и каменный.
У балийцев есть 4 уровня вежливости в разговорной речи. Например, кшатрия будет разговаривать с представителем своей касты на одном уровне, с представителями 2 нижних каст гораздо грубее, а с брахманом наоборот, очень почтительно.
Многие по старинке выбирают себе супруга или супругу из своей касты. Муж может выбрать себе жену из касты ниже, но не наоборот. Хотя, все больше и больше молодых в наше время предпочитают закрывать глаза на касты при выборе второй половинки. Тем более, что принадлежность к той или иной касте не влияет на благосостояние, работу или политическую власть.
На сегодняшний день кастовая система больше используется во время религиозных обрядов, когда представители низших каст просят брахманов возглавить церемонию.
Не смотря ни на что, религия играет наиважнейшую роль в жизни балийцев. Каждый день уважающий себя балиец совершает подношения духам. Делается это красочно. Но подношения выносят на дорожку даже просто перед домом или перед своим магазином.
Не знаю как Боги, но крысы, тараканы, мухи и обезьяны точно очень благодарны.
Пресные родники тут священны.
Священный источник «Tirta Empul» и древний храм на Бали
В основе их религии также лежит анимизм или поклонение силам природы. Особое место занимают горы — обиталища богов и пресная вода. Океан же, наоборот, считается пристанищем злых демонов и духов.
Религиозность для балийца это не только подношения и поклонения, но и поведение, отношение к своим близким и незнакомым людям. Истинно верующий балиец должен заслужить в этой жизни возможность родится в следующей человеком, а не собакой или кошкой.
Обряд кремации в Убуде, фото (С) инет.
Балийцы считают, что собака в прошлой жизни была плохим человеком, за что его и покарали боги. При этом летучие мыши, как и многие другие животные на Бали считаются священными. Есть у них храм Гоа Лавах — храм летучих мышей, там их уйма и тревожить их нельзя, можно только молиться и их кормить.
Храмовый комплекс Пура Далем Агунг Падангтегал или «Храм мертвых» расположен в глубине Священного леса обезьян. Там хозяйничают обезьяны — длиннохвостые макаки.
«Кошачий храм» на Бали
Это божество является символом банка. наверное он его крышует.
Он изображен и на платиковых карточках банка ))) впечатляет.
Храмов тут много. В Индонезии Бали называют островом тысячи храмов. Большинство разные и каждый красив по своему.
Знаменитый храм Танах Лот – пожалуй, самый популярный храм Бали и его своеобразная визитная карточка. Балийцы называют его «Храм Земли в Океане». Храм расположен на острове и дойти до него можно только во время отлива.
Пура Танах Лот – один из семи священных храмов моря. Храмы расположенны в зоне прямой видимости друг друга.
Храмы «семерки» защищают остров от злых духов океана, преграждая им путь. Ведь злые духи по их вере живут в океане.
Местный обряд посвящения. Без него нельзя было войти в храм )))
Пура Бесаких или “материнский храм” является самым почитаемым на Бали.
В принципе, это не один храм, а храмовый комплекс, состоящий из 22 храмов. Находится это великолепие на высоте 1000 метров над уровнем моря, на склоне вулкана Агунг.
Храм Бесаких построили более 1000 лет назад, а в 1917 году случилась трагедия – храм был практически полностью разрушен извержением вулкана. Его восстанавили, а извержение, в 1963 году храм не затронуло. На фоне вулкана храи очень красив… фото (С) интернет.
Очень на Бали интересная религия, ветвь индуизма, которая более логична и понятна чем многие религии мира, в том числе и христианство. На этом о религии острова Бали все…
Инфа (С) интернет. Основа — сайт https://www.ostrovbali.net/bali
Обзорный пост путешествия по Индонезии

Михаил КривоносовМой путь к Богу. Как стать счастливым

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь.

(1 Ин. 4:7–8)

Предисловие

В книжных магазинах, не только российских, но и по всему миру, не сложно найти книги, рассказывающие, как надо жить и во что верить, чтобы «быть здоровым, счастливым и богатым». Литература эта оказалась весьма востребованной современным читателем, ищущим свою веру и прокладывающим свой жизненный путь в очень быстро меняющемся мире, где остается все меньше духовных и нравственных ориентиров, которые можно было бы использовать как маяк в плавании по житейскому морю.

Подобно тому, как Дух Божий покинул Иерусалимский храм перед его захватом римлянами, так ныне Он покидает отдавшиеся всей душой рыночным отношениям современные «святые места». Посетивший 2000 лет назад Землю Господь сказал торговцам в Храме: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16), но современные служители различных культов забыли этот божий завет, как забыли и то, что совершил Христос при этом: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12–13).

Епископ Тихон (Шевкунов) на встрече с писателями и сотрудниками «Литературной газеты» в марте 2013 г. на вопрос священника В. Нежданова: «Антон Павлович Чехов как-то в одном из своих писем написал: «Люди обедают, пока обедают, в это время решаются их судьбы и разрушается их жизнь». Насколько наше поколение «заобедалось», заелось своими делами? По-моему, многие отвлеклись от основного – спасения своей души, не замечают, как проходит их жизнь, не помышляют даже о том, как подойти к порогу Божьему» ответил следующее:

«Вы, батюшка, абсолютно правы. Но все претензии надо предъявить в первую очередь к нам, к духовенству, я в этом убежден. Мы с вами знаем, что «Суд Божий начинается с дома Божьего». Вспомним, что творилось в духовных семинариях в конце XIX – начале XX века: стреляли в ректоров, убивали. Такие были жуткие примеры безверия… Все идет от кризиса в духовной среде.

И то, что сегодня большое количество людей в нашем народе ничего не знает о Христе, о Боге, о своей собственной душе, не познакомилось даже с самим собой, – это упрек не им, мирянам, овцам, прошу прощения, а нам с вами, пастырям в рясах и крестах. Это мы не донесли до них главное. Это мы виноваты! С нас и спросится. На иконах Страшного суда, кстати сказать, кто первыми идут в ад? Архиереи и священники. Мы не доделываем, не доносим, кричим «Спасайтесь!», но как кричим? Люди не понимают – «чего опасаться, от чего спасаться?». Значит, не смогли донести Благую Весть о том, что Бог готов соединиться с каждым человеком. А надо донести так, чтобы каждый это понял».

И тут нам всем надо задать себе пилатов вопрос: «Что есть истина?»

Главная и единственная истина заключается в том, что «Бог есть любовь». Апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Ин. 4:8). А не познав Бога, невозможно выполнить два Его важнейших завета: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40).

Собственно, отношение к этим словам Христа и делит человечество на две неровные (и неравные) части.

Большая часть не устояла в истине (Ин. 8:44) и пошла путем исполнения своих желаний (вернее, подчинения им). А, как пишет автор этой книги, «…идти путём желаний – это очень большой соблазн, ведь желания, как известно, не имеют границ… Вплоть до того, чтобы отнять последнее у слабого, взять его в рабство, использовать в своих интересах… В общем – присвоить себе всё, что пожелаешь, если ты сильный: стать властелином душ, правителем, «великим», кому кланяются и подчиняются все…».

Добавлю от себя – Христос сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Самые страшные из не устоявших в истине именно те, кто стремится убить не тело, а душу человека, исковеркать, извратить его взгляд на Божий мир и Божьи заветы. А таких много среди современных жрецов, «учителей» и «властителей дум». Фейковые «чудотворцы», дутые «старцы» и прочие «духовные» авторитеты – из их числа. Идол «духовного авторитета» требует приносить ему сотни тысяч жертв ежегодно.

Но в духовной жизни нет и не может быть иного авторитета, чем Бог. И не потому что Он – Бог, а потому что Он – Истина. Вот мы и вернулись к вопросу Пилата: «Что есть Истина?». Христос сказал своим ученикам: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). А о том, что эта Истина, несущая свободу, и есть Христос, свидетельствуют слова апостола: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сопоставим слова Священного Писания о познании Истины и познании Любви, и придем к выводу, что и там, и тут речь идет о познании Бога. Между понятиями Бог, Любовь и Истина Библия ставит знак равенства. Познание Бога как Любви и Истины делает человека свободным.

А что такое быть свободным? Господь отвечает вопрошающим Его на этот вопрос так: быть свободным – значит не делать греха. Ибо «всякий делающий грех есть раб греха» (Ин. 8:34). Слово «грех» буквально означает на греческом (язык, на котором первоначально написан Новый Завет) – «промах, погрешность, провинность». Познавший Бога, устоявший в Истине и в Любви – избавлен от ошибок на своем пути, потому что Бог «ведет его за руку», вернее, как писал апостол Петр, человек живет «под крепкой рукой Божьей» (1 Петра 5:5–6). Но любая ошибка, пусть даже самая маленькая («грешок») разлучает человека и Бога до тех пор, пока человек не поймет свой промах и не исправит его делами, о чем, кстати, подробно пишет автор этой книги.

Итак, единственный авторитет для ищущего путь к Богу – это Дух Истины, везде сущий и все наполняющий, как сказано в молитве Святому Духу. Об остальных же «авторитетах» апостол Иоанн Богослов сказал так: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). А пробирным камнем для такой проверки является любовь к Богу и человеку. Христос сказал апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Но как же узнать, имеет ли человек любовь к ближнему? И для этого есть способ: «Любовь долго-терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Если налицо все эти признаки, то человек достиг величайшего состояния души, которое позволяет ему быть не просто «учеником» или «посланником» (апостолом) Бога, но и породниться с Господом, стать подобным Богу, или, на языке религии, – «преподобным», сыном Божьим.

О человеке, который принял Истину Божью, в Новом Завете сказано: «А тем, которые приняли

Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12); «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14); «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).

Те, кто принял Истину и следует Духу Любви – дети Божии.

Сам Христос так сказал Своим ученикам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам, Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14–15). То есть, Сам Христос своих учеников не хочет называть рабами, потому что раб – просто говорящее орудие, не ведающее планов Господина, а слепо исполняющий их. А те, кто осознанно верят Богу и следуют за Ним – не рабы, а друзья Христа и сыны Божии. Чтобы исполнять волю Божию, соработничать с Ним – надо ее понимать и следовать ей.

Об этом и пишет в своей книге Михаил Михайлович Кривоносов: «Как изменить свое мировоззрение… как постичь Истину и придти к Богу, как встать на путь к Богу и идти к Нему, ибо путь этот и есть сама Жизнь».

В отличии от многих других книг, прокламирующих подобные цели, книга Михаила Кривоносова отличается предельной искренностью, отсутствием малейших меркантильных интересов или стремления утвердить свое «Я». Автор преследует одну единственную цель: передать читателю свой личный духовный опыт в надежде на то, что этот поможет ближнему пройти быстрее и легче свой путь к Богу.

И тут у читателя, безусловно, появится вопрос: можно ли верить автору, «от Бога ли тот дух», который живет и дышит в этой книге?

Безусловно, верующий любой «традиционной» конфессии найдет на ее страницах к чему придраться. Но, как часто это бывает, за придирками к частностям он пропустит главное: тот Дух любви и истины, который, по словам Господа, «дышит, где хочет», и о слышащем Его святое дыхание Господь добавил: «голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Так случилось, что на этот раз Дух Божественной Любви повеял с этих страниц. Но дуновение это могут услышать лишь те, в ком уже есть частица этой Любви, тот, кто готов «не превозноситься, а сорадоваться истине», на что способны только «рожденные от Духа». Претерпите то, что не соответствует вашим человеческим представлениям об «истинной» вере и попробуйте почувствовать дуновение Духа – и, может быть, вы станете богаче Любовью, которой щедро одарен автор и которую он столь же щедро раздает со страниц своей книги, в соответствии с Божественным заветом: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

Как меценат и патриот своего края М. Кривоносое широко известен во Владимирской области и далеко за ее пределами. Его перу принадлежат многочисленные публикации в прессе. Он автор сборника стихов «Что есть жизнь на земле? Я скажу вам – Любовь», книг «Мы потеряли три России», «История гражданского общества России от Рюрика до наших дней» и «Русский мир» (две последних в соавторстве с В. Манягиным).

Труд М.М. Кривоносова на ниве возрождения родной культуры и истории отмечена званием «Меценат года Владимирской области в области культуры» (2004). В 2014 году он был избран председателем Попечительского совета фонда «Камерата Ирины Шараповой» (Санкт-Петербург), а в 2015-м награжден «Благодарственным письмом» министра культуры за масштабную благотворительную деятельность по поддержке региональной культуры в рамках всероссийской акции «Меценат года».

Но самое главное, что можно сказать об авторе – Михаил Кривоносов самостоятельно прошел нелегкий путь духовных исканий, пришел к пониманию лежащего в основе всего сущего на Земле принципа: «Бог есть Любовь». И не просто пришел, а принял этот принцип как свою жизненную позицию, взял за закон своей жизни те два наиглавнейших завета Христа, о которых сказано выше:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40).

И, приняв на себя завет Любви, он стал живым примером слов Апостола: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Трудно человеку соответствовать таким высоким божественным требованиям. Вдвойне трудно – директору большого предприятия, человеку обеспеченному. Михаил Кривоносов смог.

Известно, что в православии есть разные категории святых. Есть мученики и страстотерпцы, есть чудотворцы и угодники. Автора этой книги я бы отнес в разряд преподобных – то есть людей, в жизни своей уподобляющихся Богу.

Кто-то этим возмутится, кто-то удивится, кто-то посмеется… Разве может современный человек, успешный предприниматель быть подобен Богу? Разве не приходится ему, директору предприятия, ежедневно решать производственные проблемы и «разруливать» критические ситуации? А как же семья и дети? Разве бывают семейные святые?

Бывают и семейные святые, и святые, скрытые от мира своею собственной скромностью, и даже, как доказал нам своей книгой владыка Тихон, «несвятые святые». «Есть много, друг Горацио на свете, что и не снилось нашим мудрецам», особенно если мудрецы обуяны гордыней и презрением к окружающим подобно древним фарисеям.

Я же, знакомый с делами автора, убежден в его преподобии. Я понимаю, что мой личный опыт общения с автором едва ли кого-то убедит. И потому предлагаю всем усомнившимся прочитать эту книгу и судить о ней и об авторе не по словам, а по его делам, которые он не скрывает от читателя, а выносит на его суд – в надежде помочь читателю своей Исповедью сделать шаг по пути к Богу и предостеречь от ошибок.

Но, дорогой читатель, надо понимать и помнить, что у каждого – свой путь, свои ошибки, свои падения и взлеты, свои, по терминологии автора, «уроки», которые Бог задает нам, и без решения которых мы по своему пути не продвинемся. Книга Михаила Кривоносова может помочь Вам понять, что хочет от Вас Господь, но она не инструкция по гарантированному безтрудному попаданию «в Царствие Небесное». Личный духовный опыт автора может помочь Вам преодолеть трудности, но не решит их за Вас. Каждый сам кузнец своего счастья, которое можно выковать только в соработничестве с Богом с любовью к Истине и к людям. За то, чтобы Ваша жизнь здесь, на Земле, соответствовала божественному замыслу, отвечаете Вы. Ни Ваши родители, ни родные и близкие, ни учителя, ни духовные отцы.

Только Вы в ответе за Вашу жизнь. И за эту, и за последующую.

Вячеслав Манягин,

редактор этой книги.

От автора

Каждый человек незаметно подходит к моменту своей жизни, когда периодически начинает возникать вопрос «А что ты сделал в своей жизни полезного, хорошего?»

Классический ответ, который вполне устраивает большинство: «Построил дом, посадил дерево, вырастил сына». И это, действительно, хорошо, если человеку удалось так прожить свою жизнь.

Но такой ответ совершенно меня не устраивал. Прожить просто хорошую жизнь – по современным меркам – это уже неплохой результат. Но это не для меня. Кому дано многое, с того и спрос будет иной.

Я понимал, что дано мне многое, а вот сделать, как мне казалось, пока ничего хорошего так и не удалось.

В то время я весь был в поиске ответа на главный вопрос: «В чем заключается ИСТИНА, где она, как ее найти?»

Тогда я мучительно искал ответ на вопрос: «Почему так живем, почему никто ни с кем не может договориться, почему весь мир в войне, кругом – варварское насилие, часто – с явным религиозным «окрасом»?».

Свои 65 лет я не стал праздновать как юбилей. Я считал, что мне пока не о чем говорить…

Я собрал своих уважаемых друзей и зарегистрировал Общественную палату г. Александрова, чем очень многих удивил. Она до сих пор остается единственной в России муниципальной ОП, зарегистрированной в Минюсте как юридическое лицо.

Потом вышла книга «Мы потеряли три России», потом «История гражданского общества России от Рюрика до наших дней», потом «Русский Мир», которые были написаны в соавторстве с замечательным писателем-историком Вячеславом Манягиным.

Так, вместе с друзьями и коллегами, я шел по Пути в поисках Истины Божьей.

Я решил сам найти Истину.

Сам, разобраться во всем и испытать на себе – есть она или нет? В чем она?

Во власти? Ведь известно, что «власть от Бога»… В религии? В каких-то иных духовных практиках?

«Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек»

А.П. Чехов

Так, через боль и страдания, ушибы и переломы, слезы и радость все эти годы я шел своей дорогой к Истине. Было нелегко. А если честно – то тяжело. Тяжело всегда, когда ты один, и обратиться за советом не к кому.

Но, оказывается, я никогда не был один.

Это мне так казалось, что я один.

Тот человек, который с большим желанием стремится к истине Божьей, – он никогда не один. Бог всегда рядом, точнее, всегда с тобой много его помощников. И если ты выбрал Путь к Истине, к Богу, Он всегда тебе старается помогать. И эту помощь и поддержку я вскоре почувствовал. Все, кто был рядом со мной, были моими помощниками и учителями.

Я чудным образом получал в подарок книги, которые мне были необходимы, я получал уроки, которые мне были необходимы, я получал испытания, которые мне посылал Господь, чтобы проверить меня в пути. Вскоре я понял, что не только мои близкие и дальние, не только мои коллеги и друзья, а весь мир – и животный, и растительный – все мне помогают и взаимодействуют со мной. Появились новые друзья, коллеги, стало казаться, что по своему Пути я иду давно не один, а в окружении всего Мира Божьего.

Вскоре я получил в подарок книгу «Духовный анализ музыки» от самого В.В. Медушевского – доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

«По образу и подобию мы созданы. Глубина Божественного откровения непостижима, что не мешает нам стремиться к нему, выстраивая этим целеустремлением жизнь временную и вечную.

Не от нас это рвущееся к небесам тяготение: оно – отразившийся в душе зов Божий, вложенный в человека при его создании и эхом отозвавшийся в красоте мироздании.

По образу мы созданные без цели. Созданы для того, чтобы, достигнув через праведную жизнь богоподобия, смогли соборно пребыть в вечной Божьей жизни, которая есть Любовь!» (В.В. Медушевский).

Эти великолепные строки он написал как предисловие к книге стихов своего друга, ученого Я.Б. Зельдовича, писавшего свои великолепные стихи под инициалами М. Р.

«…Великое проклятье духа», —
Народом названа толпа.
Воспеты подлость и разруха,
И царство вечного раба.
Сомнения все тонут в страхе,
Мыслитель в воз впряжен с волом,
И Русский дух сивухой пахнет,
Или Петровским топором.
О дух Руси! Не тот из сказки,
Не тот лубочный, темных орд,
А тот, кто редко кем обласкан,
Кто мог из орд творить народ!
Он есть, не погубить традиций!
Он вспоен жертвенным огнем.
Падет один, другой Хранитель
Тот час окажется при нем.
Когда же низ – не тьма, а знанья?
Когда же верх – не рож, а лиц?
Поэтов русских прозябание,
Секрет замученных страниц…
М.Р., 1983 г.

Два этих великих мыслителя высказались о том, как они понимают и видят наш, «человеческий» Мир на Земле. Эти слова абсолютно точно отражали и мое мировоззрение.

В каком месте книги лучше разместить эти мудрые, точные, пронзительные строки?

В начале книги?

Написал этот вопрос и сразу получил ответ – разместить и в начале книги, и в конце, в Заключении.

В начале книги читатель настроится на поиск ответа на вопрос:

«Когда же низ – не тьма, а знанья?

А в конце книги, надеюсь, найдет ответ на вопрос:

«Когда же верх – не рож, а лиц?»

Год назад я еще не знал ответов на эти вопросы. Я только медленно подбирался к ним.

Написав эту книгу, я сам был удивлен «простотой», гениальностью и безмерной Любовью Мира, задуманного Богом для Человека.

Бог знает каждого, Он всем Миром, всем без исключения, и растительным, и животным, и, конечно, через мир людей, помогает каждому человеку найти себя, понять себя и обрести себя. Бог каждого человека, ЕСЛИ ТОТ ИМЕЕТ ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ, ведет по Пути к Истине, к самому себе – Богу.

Бог каждому человеку предоставил полную свободу воли.

Да, с одной стороны это испытание, но с другой стороны – это блаженство, это полная свобода творчества и сотворчества с Богом. Это счастье! Это реальная возможность Рая на Земле для любого человека. От человека требуется только одно – ЖЕЛАНИЕ ИДТИ ПО ПУТИ К БОГУ. Желание любить, желание творить, желание работать над собой и менять себя, изживая в себе все животное, недостойное высокого звания Человека Разумного!

Ведь всё ГЕНИАЛЬНОЕ – ПРОСТО.

Любовь – Бог. Бог – это Любовь. Миром правит Любовь.

«Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой Любви»

Ф.М. Достоевский

Мы ищем где-то, как правило, очень далеко ответы на многие вопросы нашего бытия. А все ответы, оказывается, давным-давно у нас, с нами, внутри нас! Протяни только руки свои к своему сердцу, полюби себя и свое сердце, посмотри внимательно на всё и всех, что вокруг тебя и пойми то, что Бог тебе говорит.

«Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей»

Л.Н. Толстой

Гениальный писатель Л.Н. Толстой сформулировал, на мой взгляд, абсолютно исчерпывающее понятие «ВЕРЫ».

«Понимание смысла жизни!» Другими словами – познание истины Божьей!

Эта книга – мой опыт жизни – и будет реальным доказательством истинности этих слов.

Не в Бога надо верить, а Богу!

Как известно, «и бесы веруют» (Иак. 2:19), но добра не творят и потому вера в Бога сама по себе не поможет.

А что означает «верить Богу»?

Это значит довериться тому, что Он создал здесь на Земле для человека – довериться Миру Божьему, принять его таким, как он есть (Мир ведь Божий) и жить здесь так, как сам Бог это задумал – по Его правилам и законам.

НАДО ДОВЕРИТЬСЯ БОГУ!

Верить Ему и Миру, который Он создал.

Довериться – это значит принять как должное условия жизни здесь на Земле.

Довериться – это значит жить и соблюдать Законы Божьи, Законы Мироздания!

Довериться – это значит взять на себя обязательства жить так, а не иначе.

Все зависит только от тебя самого, только от твоего личного желания, дорогой мой читатель.

Это я сам проверил на себе.

Это уже и мой личный опыт.

Эта книга – результат работы не только автора, но и всех его друзей, коллег, родных и близких. Все они – мои учителя! Так устроен этот Мир Божий – все кто рядом – это Ваши учителя.

Я благодарен своей жене Татьяне за терпение, поддержку и Любовь.

Я благодарен Августе Кирилловне Гурьяновой за подаренные мне книги и духовную поддержку.

Я благодарен Светлане Константиновне Беляковой, Светлане Александровне Гуровой за духовное богатство и божественное мировоззрение.

Я благодарен дочери Анне за красивые, специально доработанные для этой книги буквицы.

Я благодарен старшей дочери Светлане – за практически совместную работу над книгой. Участвуя в уроках друг друга, вместе шагая по жизни, мы вместе и развивались духовно. Я счастлив, что Светлана одна из первых поверила мне, и пошла по моему пути. Теперь она тоже в пути, счастлива и радостна, мы стали единомышленниками.

Книга эта не смогла бы состояться без огромной духовной и профессиональной помощи писателя, моего друга и соратника Вячеслава Геннадьевича Манягина.

Его мудрые советы, профессиональные замечания и предложения заставили меня работать над книгой максимально серьезно и ответственно. Признаюсь честно – было порой просто тяжело. Текст переписывался почти заново трижды. Но я благодарен Богу, что Он подарил мне такого умного, обаятельного, мудрого и профессионального редактора, великолепного Человека. Работать вместе с Вячеславом Геннадьевичем – большая честь и огромное удовольствие!

Искренние слова благодарности за неоценимую творческую, профессиональную поддержку кандидату искусствоведения Семену Викторовичу Заборину.

Я благодарен Виктору Масленникову, Андрею Фролову, Дмитрию Сагалакову за подаренные мне книги, конкретные замечания и предложения, которые помогли мне сделать ее лучше.

Особая благодарность моему духовному наставнику Владимиру Николаевичу Муранову, который помогал мне все это время шагать по пути в неизведанное, словом и делом направляя меня на Путь истинный.

И, конечно, ничего бы не получилось без Божьего благословения.

Книги, знаки, уроки и испытания шли постоянно, непрерывно, строго последовательно и логично, позволяя моим мыслям ложиться на страницы дневников и книг одна за другой так, как необходимо было для реализации промысла Божьего.

Без Божьего благословения такая книга не могла быть написана.

Благодарю, милый мой Господи!

«Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества»

Ф.М. Достоевский

Хочется с огромным желанием подписаться под каждой буквой этих гениальных, истинных слов!

«Мой путь к Богу» и есть фактическое подтверждение того, что человеческая жизнь здесь, на Земле задумана Богом именно как осмысленное сотрудничество человека с Богом с целью своего духовного развития.

Здесь, на Земле Бог готов обеспечить райские условия пребывания человека разумного на столько времени, сколько он, сам человек, пожелает для себя лично.

Бог для этого сделал все!

Здесь на Земле все зависит только от мыслей и желаний самого человека.

Учиться надо Любить!

С уважением и Любовью к Вам,

Михаил Кривоносов