Православный катехизис

Православный катехизис

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы 5. Бога можно знать поскольку Он Сам нам открывается 6. “Я есмь Сущий” 7. Совершенство Божие. Его единство и простота 8. Как надо думать о различных качествах Божиих 9. Бог личен 10. Сущность Божия, или содержание Его Личности 11. Мы верим в Бога живого 12. Бог Отец 13. Бог Сын, Бог-Слово 14. Ересь Ария 15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия 16. Святой Дух 17. Божественность Святого Духа 18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы 19. Пути познания Бога ЧАСТЬ 2: Бог Творец и Спаситель мира А – Бог-Творец и мир сотворенный 1. Почему Бог сотворил мир? 2. Время и вечность 3. Бог в отношении мира 4. Естественное откровение 5. Цель сотворения мира 6. Ангелы 7. Сотворение видимого мира 8. Сотворение человека 9. Образ Божий в человечестве 10. Образ Божий в человеке 11. Мужчина и женщина 12. Зло 13. Падение Денницы 14. Грехопадение человека 15. Последствия греха 16. Первородный грех 17. Как Бог мог попустить грех? 18. Апологетика 19. Значение Ветхого Завета Б – Учение о Христе 1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку 2. Богочеловек 3. Богочеловек-Спаситель 4. Апостолы перед лицом Богочеловека 5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат 6. Свидетельства о Божественности Христа 7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя 8. Иоанн Креститель и Крещение Господне 9. Искушение Господа 10. Христос-Царь 11. Искупительные страдания и смерть Господа 12. Воскресение Христово 13. Вознесение Христово 14. Эсхатология В – Учение о Святом Духе 1. Святой Дух в Ветхом Завете 2. Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь 3. Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении 4. Учение Господа о Святом Духе 5. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви 6. Действие Святого Духа на человека 7. Плоды и дары Святого Духа Г – Церковь 1. Вера в Церковь 2. Что такое Церковь? 3. Единство Церкви 4. Кто делает Церковь единой? 5. Единство и святость Церкви 6. Признаки единства Церкви 7. Кафоличность, или соборность Церкви 8. Непогрешимость Церкви 9. Свобода и ответственность в Церкви 10. Церковь апостольская 11. Устройство Церкви 12. Границы земной Церкви 13. Церковь торжествующая 14. Святые и Ангелы 15. Православное и католическое учение о “заслугах” 16. Пресвятая Богородица Часть 3-я. О Божественной благодати и Таинствах вообще 1. Благодать 2. Пути стяжания благодати 3. Таинство Крещения 4. Совершение таинства крещения 5. Таинство миропомазания 6. Совершение таинства миропомазания 7. Евхаристия 8. Совершение таинства Евхаристии Чин литургии состоит из трех частей 9. Таинство покаяния 10. Исповедь 11. Таинство бракосочетания 12. Совершение таинства брака 13. Монашество 14. О таинстве священства 15. Таинство елеосвящения Часть 4-ая. О духовной жизни христианина. Христианская этика 1. Цель христианской жизни 2. Божественное Откровение. (Священное Писание и Священное Предание) 3. Состав Священного Предания 4. Содержание Божественного Откровения 5. Догматическое и нравственное учение Церкви 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете 7. Декалог или Десять Заповедей 8. Первая и вторая заповеди 9. Третья заповедь 10. Четвертая заповедь 11. Пятая заповедь 12. Шестая заповедь 13. Седьмая заповедь 14. Восьмая, девятая и десятая заповеди 15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным 16. О делах Христовых, о Его чудесах 17. Призыв Христов к любви примерами любви 18. Притчи об Отце Небесном 19. Притчи о Самом Спасителе 20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати 21. Притчи о поведении человека 22. Учение Господне о причинах греха 23. О возникновении греха и о борьбе с ним 24. О любви к врагам 25. О прощении и неосуждении ближних 26. Об опасностях богатства 27. О смысле и характере Евангельских заповедей 28. О благодатной жизни 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом 30. Бог принимает наши жертвы 31. Заповеди блаженства (Матф. 53–12) 32. Христианин перед лицом смерти 33. Полнота христианской жизни. Умножение талантов 34. Исполнение воли Божией 35. Молитва Господня 36. Общественная и частная молитва 37. Молитва Иисусова 38. О духовном чтении 39. Православное Богослужение. 40. Иконопочитание А) Иконопочитание и иконоборчество Б) Догматический смысл иконы В) Иконопись как искусство Г) Иконопись и христианская жизнь Д) Темы иконописи. Ж) Святость иконы. 41. Почитание святых мощей 42. Пост Приложение 1-ое. Православие и общественная жизнь 1. Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения 2. Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни 3. Евангельский нравственный закон 4. Церковь, мир и Право 5. Что есть Право 6. Право и нравственность 7. Формальный уклон ко злу правовой сферы 8. Оценка Права по его содержанию 9. Социальный вопрос 10. Воля Божия и общественные задачи Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына 3. Учение о папской власти 4. Другие неправильности в учении о Церкви и таинствах 5. Учение о человеке до и после грехопадения 6. Теории искупления. Учение о сверхдолжных заслугах и индульгенциях 7. Учение о загробном воздаянии и чистилище 8. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери 9. Общее в Православии и Католичестве Б – Протестанты В – Англиканство Дополнение к главам “Православие и инославие”

Катехизис: история слова, которое стало книгой

Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».

Действительно, слово ἡ κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.

Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

Ведь ἡ κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.

Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется литургией оглашенных. Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.

Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).

Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.

Филарет, Митрополит Московский: Православный Катехизис

Православный Катехизис

Составленный

Митрополитом Московским Филаретом.

В доступном изложении.

Введение

Предварительные понятия

1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?

Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?

Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25).

3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела.

4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?

Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА?

С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ?

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ?

Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА?

В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. «Вера, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9; Огласительное поучение, 5).

9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры таким образом: «Не только у нас, носящих имя Христово, за великое почитается вера, но и всё совершаемое в мире даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждено земледелие: не верящий в то, что соберёт урожай, не станет трудиться в поле. Верой руководствуются мореплаватели, вверяя свою судьбу малому судну и волнующееся море предпочитая твёрдой земле, предаваясь неизвестным надеждам и имея при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласительное поучение, 5:3).

О Божественном откровении

10. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ УЧЕНИЯ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ?

Учение о православной вере мы почерпаем из Божественного откровения.

11. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД БОЖЕСТВЕННЫМ ОТКРОВЕНИЕМ?

Божественное откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить.

12. ВСЕМ ЛИ ДАНО БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ?

Бог дал необходимое и спасительное откровение для всех людей, но поскольку не все способны непосредственно принять откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников, которые передали Божественное откровение тем, кто желает его принять.

13. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ ПРИНЯТЬ ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА?

Не все люди способны непосредственно принять откровение от Бога по своей греховной нечистоте и немощи духа и тела.

14. КТО БЫЛИ ПРОВОЗВЕСТНИКАМИ ОТКРОВЕНИЯ БОЖИЯ?

Провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам о Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). «Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей; которой никто из властей века сего не познал… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:7-8, 10).

Святитель Филарет (Дроздов) Митрополит МосковскийКатехизис

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС13-309-1732)

Печатается по изданию:

Пространный христианский катехизис Православныя кафолческия Восточныя Церкви. Изд. 66-е. М.: Синодальная типогорафия, 1886.

ВВЕДЕНИЕ

Предварительные понятия

Вопрос: Что такое православный катехизис?

Ответ: Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

Что значит слово «катехизис»?

«Катехизис» по переводу с греческого языка значит оглашение, изустное наставление; а по употреблению от времен апостольских сим именем означается первоначальное учение о православной христианской вере, всякому христианину потребное (Лк. 1, 4; Деян. 18, 25).

Что нужно для благоугождения Богу и для спасения души?

Во-первых, познание истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

Почему вера нужна во-первых?

Потому что, как свидетельствует слово Божие, без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6).

Почему с верою должна быть неразлучна жизнь по вере и добрые дела?

Потому что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20).

Что есть вера?

По изъяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1), то есть уверенность в невидимом – как бы в видимом; в желаемом и ожидаемом – как бы в настоящем.

Какое различие между знанием и верой?

Знание имеет предметом видимое и постигаемое; а вера – невидимое и даже непостижимое.

Знание основывается на опыте или исследовании предмета; а вера – на доверии к свидетельству истины.

Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

Почему в учении благочестия требуется не только знание, но и вера?

Потому что главным предметом сего учения есть Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, в тайне сокровенная. Посему многие части сего учения не могут быть объяты знанием разума, но могут быть приняты верою. «Вера, – говорит святой Кирилл Иерусалимский, – есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку ведение. Ибо, – говорит пророк, – аще не уверите, ниже имате разумети (Ис. 7, 9)» (Огласительное поучение, 5).

Как можно еще изъяснить необходимость веры?

Святой Кирилл изъясняет так: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастающие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря» (Огласительное поучение, 5).

Об Откровении Божественном

Откуда черпается учение православной веры?

Из Откровения Божественного.

Что разумеется под именем «Божественного Откровения»?

То, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

Всем ли человекам дал Бог такое Откровение?

Он дал оное для всех человеков, как для всех нужное и спасительное, но поелику не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное.

Почему не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога?

По греховной нечистоте и немощи своего духа и тела.

Кто были провозвестники Откровения Божия?

Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки приняли и проповедали начатки Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил оное по вселенной через Своих учеников и апостолов.

Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: Многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори (Евр. 1, 11).

Тот же апостол пишет к коринфянам: Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 7, 8, 10).

Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18).

Сам Иисус Христос глаголет: Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27).

Неужели человек не может иметь познание о Боге без особенного Откровения Божия?

Человек может познавать Бога из рассматривания сотворенных от Бога вещей; но сие познание бывает несовершенно и недостаточно и может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения.

Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).

Сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О Нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17, 26–28).

«В рассуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть, которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилежно рассматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом Его яко Верховного Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира, следственно Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою – поклонение» (Василий Великий. Послание 232).

О Священном Предании и Священном Писании

Каким образом Божественное Откровение распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви?

Двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Что разумеется под именем «Священного Предания»?

Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки – потомкам учение веры, закон Божий, Таинства и священные обряды.

Есть ли верное хранилище Священного Предания?

Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Святой Ириней пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Против ересей. Кн. 3. Гл. 4).

Что называется Священным Писанием?

Книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библией.

Что значит слово «Библия»?

Слово «Библия» есть греческое. Оно значит книги. Сим названием выражается то, что священные книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания.

Что древнее: Священное Предание или Священное Писание?

Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна из того, что книгами пользоваться может меньшая часть людей, а Преданием – все.

Для чего же дано Священное Писание?

Для того чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные книги написаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени.

Должно ли соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

Должно соблюдать Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15).

Для чего и ныне нужно Предание?

Для руководства к правильному разумению Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.

Святой Василий Великий говорит об этом следующее: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминают, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписаного учения. По какому также писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазанию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека и прочее, относящееся к крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно? (Правило 97. О Святом Духе. Гл. 27).

1. Далее по всему тексту книги слова вопрос и ответ будут опущены и будут различаться шрифтом: вопросы напечатаны жирным шрифтом, а ответы – обычным.

Катехизис

  • Катехизис Русской Православной Церкви (Проект)
  • Катехизис иерей Олег Давыденков
  • Катехизис митр. Платон (Левшин)
  • Катихизис свящ. Борис Левшенко
  • Детский Катехизис свящ. Максим Козлов
  • Пространный Православный Катехизис свт. Филарет (Дроздов)
  • Катехизис Восточной Православной Церкви свт. Николай Сербский
  • Православный катехизис еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  • Сокращенный Православный катехизис прот. Николай Вознесенский
  • Закон Божий прот. С. Слободской
  • Что такое «Катехизис» митр. Волоколамский Иларион
  • Введение в православное богословие сост. еп. Артемий (Кищенко)
  • Православный противосектантский катехизис мч. Ник. Варжанский
  • История составления катехизисов в Православной Церкви Мария Дикарева
  • Кратчайший катихизис игум. Силуан (Туманов)
  • Во что или в Кого верят православные? свящ. Александр Богдан
  • Жив Бог: православный семейный катехизис прот. Кирилл Фотиев

Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека.

В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. Кириллу Иерусалимскому, свт. Иоанну Златоусту, блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).