Православный телефон доверия

Православные священники отвечают по телефону доверия

На телефоне доверия 8-800-100-0191 с недавних пор дежурят более 20 московских священников. По замыслу служба призвана помочь онкобольным и их родственникам, однако у людей часто возникает потребность поговорить не только о своей болезни, но вообще — о смысле страданий и житейских неурядиц, а значит, о вере и Боге. Спустя четыре года после создания горячей линии «СО-действие» психологи позвали на помощь священников: трудно было поддерживать диалоги о духовной жизни. Тем более что сегодня по телефону доверия звонят не только пациенты онкоклиник и их близкие, но и люди с самыми разными проблемами.

Священник Игорь Палкин, один из добровольцев «Телефона доверия», рассказал «Известиям», что на него чаще всего переключают звонки от людей невоцерковленных и мало знакомых с православием. Прежде чем соединить абонента со священником,диспетчер выясняет, кто звонит и откуда. Обращаются жители разных городов — Иркутска, Ульяновска, Воронежа (кстати, в Воронежской епархии есть местный телефон доверия, по которому отвечают священники).

Например, дочь умершей женщины спрашивает:мама была верующей, ходила в храм, молилась о выздоровлении — почему она все равно умерла? Священник постарается объяснить, что православные верят: каждого Бог призывает в лучшее для человека время, а однажды перешагнуть этот порог придется каждому. Главное для священника — не оттолкнуть позвонившего человека лишней назидательностью или неловким словом.

Недавно отец Игорь Палкин разговаривал с 12-летним мальчиком, и тот обмолвился, что недавно приехал к маме из интерната.

— А как ты попал в интернат?

— Мама болела, а ее муж забрал к себе только моего брата,потому что у меня другой отец. Бабушка лишена родительских прав, поэтому меня отправили в интернат, — объяснил мальчик.

«В этих двух фразах — целая жизнь, — говорит священник. — Мы разговаривали 40 минут».

Мама мальчика проходит непростое лечение, и он решил позвонить священнику, чтобы узнать, как молиться, чтобы она не умерла. Но сразу начинать с такого серьезного вопроса трудно, и сначала паренек спросил, знает ли священник что-то о его родном городе — Ульяновске.

— Да, — ответил батюшка, — у тебя в городе сделали мою машину — уазик.

— А я думал, что у священников всего много и они на таких не ездят, — удивился мальчик.

— А у меня и правда всего много, например детей пятеро, —утешил его священник.

Активно пользуются телефоном доверия в Воронеже. Иногда в день бывает несколько десятков звонков. К священникам обращаются за советом, а иногда даже просят финансовой помощи. Звонят и образованные люди, и старики, и подростки. Например, одна женщина сделала успешную карьеру, но упустила сына, рассказал «Известиям» протоиерей Петр Петров из Воронежа. Подросток стал наркоманом, и мать уже безуспешно обращалась ко всем врачам и даже колдунам,пока не позвонила священнику. Вместе с церковью ей удалось «снять сына с иглы».

В Санкт-Петербурге можно поговорить со священником по телефону доверия, действующему в православном центре «Жизнь». Основные клиенты центра — беременные женщины, попавшие в кризисную ситуацию и задумавшиеся об аборте. Здесь телефонный звонок становится лишь первым контактом, а затем будущей матери могут оказать самую разную помощь — и психологическую, и материальную, лишь бы она сохранила ребенка. Помогают всем женщинам, вне зависимости от их религиозной принадлежности.

В Иванове телефон доверия работает при монастыре. Можно задавать вопросы, в том числе, о проблемах ВИЧ и СПИДа. В Казани говорят, что не реже православных священникам звонят мусульмане и атеисты.

Что касается звонков муфтиям, телефон доверия для мусульманок заработал в Москве три года назад, но просуществовал всего несколько месяцев. Как сказала «Известиям» Галина, модератор женского мусульманского форума, но работу горячей линии попросту нет денег. Но как только они появятся, будет востребован не один телефон, а целый консультационный центр. В мае нынешнего года было объявлено о начале работы мусульманского телефона доверия в Северной Осетии – Алании, однако сегодня указанный номер также недоступен.

Телефон, где не бросят трубкуКонсультанты православных телефонов доверия делятся опытом

13 номеров доверия
Телефоны доверия для детей и взрослых есть сегодня во многих городах страны. В интернете или по «09» найдутся номера, по которым можно пожаловаться на сотрудника милиции, на собственного мужа (телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье), получить психологическую и справочную помощь – если вы наркоман или алкоголик, больны ВИЧ/СПИДом или переживаете психологический кризис… На другом конце провода с вами будут говорить в доброжелательном тоне и помогут найти оптимальное решение возникшей проблемы.
Но жизнь современного человека кроме социальных и материальных проблем включает еще и духовные. Помочь в их решении может только священник. Поэтому православный телефон доверия тоже оказался востребован в обществе.
По данным «НС», на сегодняшний день в России существует 13 таких номеров. Условно их можно разделить на две группы – духовно-психологическая помощь и информационно-справочная. Но если вы позвонили на телефон справочного характера, а вам нужна еще и духовная поддержка, консультант подключит к разговору священника.
Первые православные телефоны доверия были созданы Омской епархией и Обществом православных врачей Санкт-Петербурга в 2002 году. Православный телефон, специально предназначенный для помощи ВИЧ-инфицированным, впервые открыли в Барнауле. Эти три телефона имеют ограниченное время работы. А единственный пока круглосуточный православный телефон доверия действует в Нижегородской епархии. Непрерывность его работы обеспечивают 70 священников – сегодня это рекорд. Зато Саратов может похвастаться целой ассоциацией телефонов доверия. По мнению специалиста отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии Елены Плякиной (ответственной за телефон доверия), такой подход позволяет экономить время и ресурсы. «На наш номер пересылают всех, у кого возникают проблемы с сектами, так как мы специализируемся именно на этом, – сказала Елена “НС”. – Мы, в свою очередь, так же переадресуем звонок коллегам, если он поступил от наркозависимого или ВИЧ-инфицированного абонента». Согласитесь, создание такой ассоциации можно назвать своеобразным ноу-хау. Другое ноу-хау придумали в Санкт-Петербурге. Например, если позвонивший на православный телефон доверия не знает, как быстрее добраться от дома до специалиста-медика, который бесплатно окажет врачебную помощь, диспетчер разработает для абонента оптимальный маршрут.
Как организовать телефон доверия? Для этого нужно решить несколько вопросов: с телефонной линией, с кадрами (в некоторых случаях, с их обучением), с помещением и рекламой.
Телефонная линия
Наш опрос показал, что в большинстве случаев задействуется уже имеющаяся телефонная линия. Она может принадлежать храму (Ярославль, Тула), епархии (Воронеж, Ставрополь) или монастырю (Иваново). В городских храмах, особенно в восточных регионах, телефон есть всегда. В некоторых случаях (Нижний Новгород, Барнаул) епархиям через обращение к городской администрации или к частному благотворителю удалось получить дополнительную линию для стационарного телефона. Однако стационарный телефон не всегда удобен, особенно если священников не хватает (как в Читинской епархии), а его работа подразумевает круглосуточный или многочасовой режим. В этом случае организаторы используют мобильную связь (Чита, Саратов). Мобильная связь используется также в случае, если возникают проблемы с выделением обычной линии (Москва).
Реклама
Очень важно, чтобы номер телефона доверия был легко запоминающимся. Его рекламу организаторы обычно начинают с листовок в храмах, объявлений в православных СМИ, заявки о себе в городской справочной службе «09» и городских телефонных справочниках. В зависимости от того, какой специализации телефон, выбираются другие направления рекламы. Например, московская справочная служба «Милосердие» в значительной степени сориентирована на малоимущих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Мы разместили рекламные листовки с нашим номером телефона в государственных учреждениях социального обеспечения (не стоит забывать, что в реабилитации нуждаются также сами социальные работники, которые постоянно контактируют с людьми, попавшими в беду), в справочных городских больниц (туда попадают бездомные или одинокие люди), – рассказывает сотрудник комиссии по церковно-социальному служению при Епархиальном совете Москвы Ирина Соловьева. – В рекламном листке необходимо указать, что телефон – православный и какого рода помощь оказывается. Это позволит снять ненужные вопросы».
Реклама телефона обычно проводится регулярно, после информации на телевидении или радио (в Москве, например, номер телефона службы «Милосердие» звучит на радио «Радонеж» раз в неделю) число звонков возрастает как минимум в два с половиной раза. Обычное число звонков при ежедневном режиме зависит от региона: в Москве – 20-30 в день, в Чите – до 10. В Питер звонят из всех регионов России и даже из Германии, а в Читу или Саратов – из Москвы. В этом нет ничего удивительного, многие телефоны можно найти в интернете, газета Читинской епархии (с рекламой телефона) распространяется и в Москве, а по питерскому телефону оказываются безвозмездные консультации православными врачами. Кстати, как нам сообщила диспетчер питерского телефона доверия, их телефон не нуждается в рекламе, число звонящих и нуждающихся в медицинской помощи и так намного превышает возможности общества православных врачей.
Не навреди
Кадровый вопрос наиболее сложный для организаторов православного телефона доверия. Как сказал благочинный православных церквей Михайловского округа Ставропольской епархии протоиерей Игорь Подоситников (ответственный за телефон доверия), основной принцип такой телефонной службы: «Не навредить». Тот, кто будет отвечать на вопросы попавших в беду людей, должен быть воцерковлен и, по общему мнению, обладать такими качествами, как вежливость, терпение, сострадание, чуткость и сдержанность. Он также должен уметь пользоваться справочной литературой, интернетом, знать Библию и быть в курсе последних тенденций в той сфере, на которой специализируется телефон доверия. Немаловажный фактор – наличие нормальной дикции. «Главное, своим ответом не отпугнуть человека, если он позвонил по наитию души, чтобы он позвонил и в другой раз, пошел нам навстречу, на контакт», – размышляет Елена Клякина из Саратовской епархии. «Если человек безразличен к боли другого, он не сможет почувствовать чужое горе, следовательно, и ответ его будет некорректным», – говорит настоятель храма св. Владимира города Воронежа протоиерей Владимир Кириллов (ответственный за телефон доверия).
Образование у консультанта, по мнению организаторов телефона доверия, в идеале должно быть специальное: большинство вопросов – это вопросы о вере. А если богословы пока редкость? В таком случае, по мнению настоятеля Спасо-Преображенского храма Читы игумена Дмитрия (Елисеева) , работник телефона доверия постоянно должен совершенствоваться, ведь отвечать приходится на самые разные вопросы. «Как минимум у консультантов должно быть знание веры, пусть и не очень углубленное знание, но он или она должны уметь говорить о самом важном», – считает клирик Покровского собора Барнаула иерей Сергий Холодов.
Любопытно, что в Барнаульской епархии к работе на телефоне доверия (специализация – помощь людям с ВИЧ/СПИДом) допускают только тех, кто сдал минимум по Закону Божьему и экзамен по работе на телефоне. Будущие консультанты проходят пятидневное обучение по методике, в своей основе заимствованной у специалистов аналогичных светских телефонов. Как рассказал нам о. Сергий Холодов, суть ее в «методе активного слушания», когда консультант, внимательно слушая и стимулируя абонента вопросами к самостоятельному анализу ситуации, помогает ему найти оптимальный вариант решения существующей проблемы. Затем проводятся короткие семинары-тренинги, где опытные консультанты проверяют, как новичок усвоил основные принципы работы.
Единодушия в том, какие вопросы наиболее трудные, нет. Так, по мнению священника Сергия Холодова, труднее всего разбираться в запутанных семейных отношениях. А по словам игумена Дмитрия (Елисеева), всегда тяжело объяснять людям с устойчиво потребительским отношением к жизни, что Божественное действие церковных таинств, помогающее преодолевать телесные недуги, нельзя купить за деньги. Для этого нужна вера, борьба со страстями и работа над своей душой. «Самое трудное – это решение конкретных проблем, – считает священник Игорь Подоситников. – Например, родственники в N-ком селе выгоняют бабушку из дома. Наш телефон – ее последняя надежда. Приходится ехать туда, увещевать и стыдить родственников или обращаться за помощью к местной администрации».
Трудно бывает закончить разговор с человеком, который звонит потому, что ему скучно и хочется поговорить – такое тоже бывает. А в то же время кто-то не может дозвониться с действительно серьезной проблемой. Непросто бывает и не поддаться эмоциональному напору абонента, не потерять самообладание, если на вас разом вываливают целый клубок проблем. Например, в московской службе «Милосердие» нам рассказали, что однажды туда позвонил 30-летний мужчина. «Мне так плохо, я не знаю что делать! Я так устал от этой жизни, я нахожусь на грани умопомешательства!» – то и дело восклицал он. «Трудно было вычленить из потока эмоций содержание проблемы, – говорит консультант московской службы “Милосердие” Надежда Артемова. – По первому впечатлению он чуть ли не на грани самоубийства». При внимательном разборе ситуации выяснилось, что у него недавно умерла мама, живет он один, а его квартира захламлена вещами. Он жаловался на беспорядок, в котором устал жить, но за этим стоял страх одиночества и переживания от потери близкого человека, с которым он не мог справиться.
Мы выяснили, к каким справочным источникам прибегают обычно консультанты на телефоне доверия: под рукой всегда должна быть Библия и ее толкование (иногда в электронном виде, что очень удобно), епархиальный телефонный справочник, церковнославянский словарь. Если это справочная служба, то еще и справочники социальных, медицинских учреждений города (или их электронная версия).
На некоторых телефонах все проблемные звонки фиксируются в журнале. С одной стороны, для повторной связи с абонентом и оказания дополнительной помощи, а с другой – для «разбора полетов».
Безопасность
Нужно быть готовым к тому, что на православный телефон доверия позвонят психически нездоровые люди. Пока еще не выработана четкая инструкция, как им отвечать. «Быстро прекращать такой разговор нельзя, всегда нужно поговорить и выслушать. Конечно, когда это переходит допустимые пределы (например, абонент начинает браниться или кричать), нужно смотреть – будет ли польза дальнейшего разговора для самого человека», – считает о. Сергий Холодов. «Мы стараемся не обидеть такого человека, найти слова утешения, успокоить. Не так ему ответишь, он еще больше расстроится или возбудится и пойдет, натворит чего-нибудь. Если у него очень много всего накопилось, мы рекомендуем написать о своих обидах и прислать нам, чтобы мы прочитали и постарались помочь», – говорит о. Игорь Подоситников.
Но если начинают звучать угрозы («я вас подожгу или взорву»), общая рекомендация – прекратить разговор. Желательно, чтобы телефон доверия был с определителем номера, это позволяет ослабить поток угроз. Правда, если у вас телефон помощи ВИЧ-инфицированным, определитель должен быть снят (слишком деликатная тема). Кроме того, по общему мнению, никогда нельзя напрямую соединять тех людей, кто предлагает свою помощь (прочитав о нуждающихся в ней на сайте, в газете или на стенде в храме), и тех, кто в этой помощи нуждается.
Доброжелатели
Бывает, что звонят лица, которых консультанты окрестили «доброжелателями». Разговор начинается так: «Ой, тут моя подруга умирает. Ей срочно необходима ваша помощь. Она только что вышла из больницы. Мы с ней вместе там лежали…» Наученные горьким опытом, сотрудники телефона доверия просят телефон «умирающей». Выясняется, что сердобольная гражданка сильно «сгустила краски» и все совсем не так. «Поэтому лучше, чтобы звонили те, кто сами нуждаются в помощи», – говорит сотрудник московской службы «Милосердие» Ирина Соловьева.
Личный опыт
Естественно, мы проверили сами, как работают сотрудники православных телефонов доверия. Вопросы подобрали самые разные: от простых («Мои дети верят в Деда Мороза, следует ли их разубеждать?») до проблем человека, вернувшегося из мест заключения. Во всех случаях отвечающие проявили искреннее стремление разобраться в «нашей» ситуации, продемонстрировали высокую компетенцию и всегда предлагали посильную помощь. В некоторых случаях они даже перезванивали, если не успевали подойти к телефону, а наш номер высвечивался на определителе.
Единственным недостатком, который мы обнаружили, является то, что организаторы православных телефонов доверия практически ничего не знают о существовании друг друга. «По-видимому, пришло время всем заинтересованным в этой работе людям встретиться и обсудить общие проблемы и возможности совершенствования нашей работы, – говорит Ирина Соловьева. – Для начала мы предлагаем списаться по электронной почте или созвониться друг с другом. Присылайте свой e-mail на наш адрес: solo-vyach@rambler.ru. Телефоны московской службы «Милосердие»: (495) 107-70-01, 237-34-27.

Алексей РЕУТСКИЙ


1. Барнаул (помощь заболевшим ВИЧ/СПИДОМ, беременным во время кризиса, в семейных конфликтах).
Тел.: (3852) 63-06-07 (отдельная линия).
Время работы: пт, сб – с 9.00 до 21.00.
Принадлежит епархии.
Дежурят светские специалисты.
Создан в 2003 году по инициативе иерея Сергия Холодова.
Ответственный: иерей Сергий Холодов
2. Воронеж (широкий круг вопросов).
Тел.: (4732) 55-38-12.
Временно не работает в связи с переездом епархии в новое здание. Планируется включить в первом квартале 2006 года.
Телефонная линия выделена после обращения священника в городскую администрацию. (Телефон начал работу по инициативе протоиерея Владимира Кирилова, настоятеля храма св. Владимира, около года назад.)
Принадлежит епархии.
Дежурило 30 священников Воронежской епархии.
Ответственный: о. Владимир Кириллов.
3. Иваново (широкий круг вопросов).
Тел.: (4932) 37-43-91.
Время работы: вс – с 21.00 до 22.00.
Телефон принадлежит Свято-Введенскому женскому монастырю.
Дежурят насельницы монастыря.
Создан по инициативе монастыря в 2005 году.
Ответственная: монахиня Макария.
4. Казань (широкий круг вопросов).
Тел.: (843) 253-40-35 (мобильный).
Время работы: будни – с 10.00 до 17.00.
Дежурят священники Казанской епархии.
Создан по инициативе старосты храма св. Сергия Радонежского в Казани Эдуарда Камалетдинова в 2005 году.
Ответственный: Эдуард Камалетдинов.
5. Нижний Новгород (широкий круг вопросов).
Тел.: (8312) 46-69-91.
Время работы: круглосуточно.
Телефонная линия выделена администрацией города.
Дежурят священники епархии.
Телефон создан по инициативе епархии летом 2005 года.
Ответственный: протоирей Игорь Пчелинцев.
6. Омск (широкий круг вопросов).
Тел.: (3812) 23-86-19.
Время работы: ср – с 12.00 до 18.00.
Используется номер городского телефона доверия.
Дежурят священники и светские специалисты.
Создан по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия в 2003 году.
Ответственный: иерей Валерий Желтовский.
7. Саратов (помощь попавшим в секты, а также консультации по общецерковным вопросам).
Тел.: (8452) 70-36-95.
Время работы: ежедневно с 9.00 до 20.00.
Телефон принадлежит епархии.
Дежурят светские специалисты.
Создан по инициативе членов общества им. Александра Невского в апреле 2004 года.
Ответственный: сотрудник епархиального отдела церковного образования и катехизации Елена Плякина.
8. Ставрополь (помощь пострадавшим от сект и наркозависимым).
Тел.: (8652) 35-80-51.
Время работы: будни – с 9.00 до 17.00.
Телефонный номер предоставлен редакцией епархиальной газеты «Ставропольский благовест».
Дежурят священники, а также светский специалист.
Создан по инициативе владыки Ставропольского и Владикавказского Феофана в 2003 году.
Ответственный: протоиерей Игорь Подоситников.
9. Тула (помощь пострадавшим от сект).
Тел.: (4872) 47-42-22.
Время работы: пн-пт – с 16.00 до 18.00 (общие консультации); сб – с 10.00 до 13.00 (психолог).
Телефон принадлежит храму.
Дежурят светские специалисты.
Создан в 2003 году по инициативе епархии.
Ответственный: протоиерей Олег Кузьминов.
10. Чита (помощь попавшим в секты и наркозависимым).

Тел.: 8-914-463-26-04.
Время работы: будни – с 9.00 до 21.00.
Принадлежит епархии.
Дежурит священник.
Создан по инициативе правящего архиерея в 2005 году.
Ответственный: игумен Дмитрий (Елисеев).
11. Ярославль (помощь попавшим в секты).
Тел.: (4852) 72-83-05
Время работы: вт – с 11.00 до 18.00; сб – с 11.00 до 16.00.
Телефон создан при миссионерском центре «Колокол» по инициативе настоятеля храма Сретения Господня в Ярославле иерея Алексия Кириллова в 2005 году.
Телефонный номер принадлежит храму.
Дежурят светские специалисты.
Ответственный: иерей Алексей Кириллов.
Справочные телефоны
1. Санкт-Петербург (оказание духовной, социальной и медицинской помощи; информирование по аналогичным вопросам).
Тел./факс: (812) 554-87-51.
Время работы: пн, ср – с 10.00 до 19.00; вт, чт, пт – с 10.00 до 15.00. В остальное время включен автоответчик.
Телефонная линия выделена после обращения в городскую администрацию.
Принадлежит обществу православных врачей
На вопросы отвечает диспетчер.
Создан по инициативе общества православных врачей Санкт-Петербурга в 2002 году.
Ответственный: председатель общества протоирей Сергий Филимонов.
2. Москва (справочная служба «Милосердие»; оказание информационной помощи по широкому спектру социальных и общецерковных вопросов).

Ты находишься вдали от храма или слишком занята и не находишь времени зайти в церковь и лично пообщаться со священником, а мысли о душе терзают разум? Не отчаивайся! «Батюшка онлайн» не оставит тебя в беде и в режиме реального времени ответит на все вопросы.

Редакция PEOPLETALK очистила души от грехов в режиме онлайн во время перерыва на обед. А ты уже исповедалась?

Проект «Батюшка онлайн» стал одним из самых популярных православных интернет-проектов. Благодаря ему у каждого человека появилась возможность задать священнику любой вопрос и получить ответ в режиме реального времени. У этого ресурса впечатляющая аудитория подписчиков в социальных сетях: «ВКонтакте», Instagram, Facebook, Twitter, YouTube и «Одноклассники». Также ты можешь скачать приложение «Батюшка онлайн» для iOS и Android.

«Хотелось бы отметить появившийся в этом году в социальной сети «ВКонтакте» миссионерский проект «Батюшка онлайн». Этот проект создан по инициативе Сибирской епархии, но на вопросы участников, которых набралось уже более девяти тысяч, помогают отвечать священники со всей России. Призываю московское духовенство по мере своих сил принимать участие в работе этой православной группы», − заявил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

На память сразу приходит нашумевшая история красноярского священника отца Евгения, который предлагал встретиться в раю с любимым питомцем.

Сейчас можно найти в Интернете и церковь онлайн, и батюшку онлайн, как бы цинично это ни звучало. Но главное помнить, что вера не снаружи, а внутри.

БАТЮШКА ОНЛАЙН — международный интернет-паблик, в котором священники Русской Православной Церкви в режиме реального времени отвечают на вопросы подписчиков со всего мира.

Проект «Батюшка онлайн» создан в 2011 году в Ульяновске по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла, был отмечен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и назван одним из самых успешных медийных проектов РПЦ.

На сегодняшний день в нем участвует свыше 200 священников, которые за 9 лет ответили более чем на 1.000.000 вопросов сотен тысяч подписчиков. Среди батюшек-участников проекта есть музыканты, учёные, юристы, спортсмены, врачи, писатели из разных городов России, Канады, Германии, США, ОАЭ, Индии и других стран. Священники круглосуточно отвечают на вопросы в режиме реального времени — в чатах и прямых эфирах, личных сообщениях в мессенджерах и соцсетях.

Подписчики проекта — люди разного возраста, сфер деятельности и религиозных взглядов. Читатели ищут у священников поддержки и совета в различных жизненных ситуациях, задают вопросы, просят благословения и молитв. Люди говорят, что благодаря общению с батюшкой удалось сохранить семью, избежать аборта, суицида, найти утешение и выход из трудной ситуации, а также наладить отношения с близкими. Многие крестились, начали ходить в храм, исповедоваться и причащаться, нашли духовных наставников, новых друзей, а кто-то — свою вторую половинку.

Ежедневная посещаемость ресурса превышает 50 тысяч человек. В 2018 году «Батюшка онлайн» запустил сразу два новых проекта: женский паблик «Матушка онлайн» в котором на вопросы читателей отвечают жены священников и аккаунт для юных читателей «Батюшка онлайн дети»

Также по материалам проекта издано две книги «Любовь» и «Вера» с ответами батюшек на самые интересные вопросы подписчиков.

Проект «Батюшка онлайн» стал победителем конкурса Общественной палаты Ульяновской области в номинации «Общественное признание — 2015» и лауреатом Всероссийского фестиваля достижений молодёжи «Славим Отечество 2016» Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведевой в номинации «Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном информационном пространстве».

36 священнослужителей ответят по телефону на вопросы москвичей

«У многих не церковных людей есть некий барьер в общении со священником, и они откладывают свой первый разговор или исповедь на годы, — говорит участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Общение со священнослужителями по телефону — шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди обычно нет времени поговорить „по душам“, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в такой доверительной беседе». С марта 2011 года отец Андрей вместе с группой священников-добровольцев дежурит на телефоне доверия для онкобольных, в среднем, каждый священник получает около двух звонков в неделю. За это время священники поняли две вещи: первое — их помощь востребована, и второе — они могут помогать и большему количеству людей. Так родилась идея организовать специальную православную «горячую линию», позвонить по которой сможет любой москвич.

Новая возможность в рамках справочной службы «Милосердия» появится с 18 октября. Сначала телефон планировалось сделать общероссийским, но потом было решено опробовать проект на городском уровне. «Мы разместим информацию о телефоне в центрах социальной адаптации, больницах, онкодиспансерах — во всех тех местах, где люди страдают и остаются одни, — говорит куратор проекта, руководитель направления Синодального отдела по благотворительности Полина Юферева. — Затем мы изучим входящие звонки и определим, в каком направлении развивать проект, кому мы больше всего нужны». Объявления о новом телефоне будут также размещены в ВУЗах — проект является не только социальным, но и миссионерским. Молодые и хорошо образованные священники (некоторые из них имеют по два-три высших образования) постараются ответить на вопросы о духовной жизни. 18 октября на телефоне начнут дежурить 28 священников и восемь диаконов, многие из них уже имеют опыт общения по телефону доверия с онкологическими больными. Все клирики прошли собеседование либо с председателем Синодального отдела по благотворительности епископом Пантелеимоном, либо с ответственным за окормление больниц в Комиссии по церковной социальной деятельности протоиереем Иоанном Емельяновым. Большинство из них также в рамках курсов МЧС прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций. Кроме того, все священнослужители приняли участие в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие».

Специалисты Московской службы психологической помощи населению поддержали новую инициативу. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела „Телефон неотложной психологической помощи 051“ Иннокентий Постников. — Мы не являемся специалистами в духовной помощи, и лично у меня, безусловно, иногда возникает такое чувство, что обсуждаемый предмет выходит за рамки моей компетенции». Тем не менее, психологи службы знают, что вера в Бога является «внутренним ресурсом», на который можно опереться при решении личностных проблем. «Если у верующего человека возникнут мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убежденного атеиста», — объясняет Иннокентий Постников. Поэтому, по его словам, если психологи-консультанты чувствуют, что человека можно направить на беседу к священнику, то они стараются этот ресурс использовать и предлагают человеку зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдет ли человек до храма, найдется ли именно в этот день у священника время — неизвестно. Поэтому, как считает Иннокентий Постников, телефон, по которому священник ответит «здесь и сейчас», будет более чем востребован.

Телефон справочной службы «Милосердие» не будет выполнять функции «телефона доверия» в полном смысле этого слова. Во-первых, в силу технических особенностей многоканального номера звонок по телефону является платным — оператор городской связи тарифицирует его как звонок на мобильный. (В настоящий момент ведутся переговоры с провайдером о том, чтобы сделать телефон бесплатным). Во-вторых, звонящий попадает к священнику не сразу. Сначала трубку берет оператор справочной службы «Милосердие», который осуществляет предварительную фильтрацию вопросов. Так, на просьбы о материальной помощи и совершении треб, вопросы справочного характера, оператор отвечает самостоятельно, либо переключает звонящего на соответствующее подразделение службы «Милосердие».

Телефон справочной службы «Милосердие»: 542-00-00, время работы — с 12:00 до 22:00 без выходных (с перерывом на вечер субботы).