Праздник белый цветок

История благотворительной акции «Белый цветок»

Благотворительность всегда была основой русского общества.
Сегодня сложно сказать, когда и где впервые состоялась акция «Белый цветок». Праздник добра и милосердия, впоследствии охвативший весь мир, впервые был проведен в начале XX века. Среди его предполагаемых родоначальников указываются разные страны: Швейцария, Португалия, Дания. Одно известно наверняка – праздник, объединивший тысячи людей в борьбе с «чумой века» – туберкулезом, был принят во всем мире.

С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Впервые «Белый цветок» был организован в Швеции, но сразу же завоевал популярность в России и уже в 1911 году был устроен во многих городах страны.

С 1911 г. по инициативе Государя Николая II, «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.

Сама императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Императрица, наследник и великие княжны собственноручно готовили для праздника поделки и сами же их продавали на благотворительном базаре.

Великие княжны и цесаревич – участники Белого Цветка в 1912 г.Ялта, 1914. Александра Федоровна принимает гостей на благотворительной ярмарке в здании городского собранияИмператорская семья во время благотворительного базара

Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались комитеты «Белого цветка».

Ромашка была эмблемой Лиги и обозначала белый цветок, распространенный в России, как и туберкулез. В «Дни белой ромашки» члены общества выходили на площади, в скверы, на паперти церквей с жертвенными кружками, в которые простые люди вносили свою посильную лепту.


В Воронеже День Белого цветка проводился 27 мая 1912 года.

В «Лигу борьбы с туберкулезом вступили самые известные в Воронеже люди: врачи А.Х. Сабинин и К.В. Федяеевский, В.И. Колюбакин и В.А. Гольденберг, Е.Ф. Веретенникова и Ф.И. Хрущов. Десятки активистов выступили с инициативой сбора денег для страшной болезни.

Для сбора денег привлекались добровольцы: студенты, ученики учебных заведений. Перед праздником они готовили бумажные ромашки, красивые искусственные цветы на проволочном зеленом стебельке.

Спустя 100 лет в 2012 году Воронежская и Борисоглебская епархия возродила благотворительную акцию «Белый цветок» на территории г.Воронежа и Воронежской области. Благотворительная помощь оказывается детям с тяжелой формой онкологии.

В настоящее время в акции принимают участие почти все благотворительные организации г.Воронежа и тысячи неравнодушных жителей. В первый год, в период проведения акции «Белый цветок», было собрано 2,5 миллиона, а в 2017 году – 14 миллионов рублей.

LiveInternetLiveInternet

Историк Галина Ульянова: Как белые цветы помогали больным туберкулезом

Доктор исторических наук Галина Ульянова – ведущий отечественный специалист в области изучения истории российской благотворительности. Занимается широкой проблематикой, включая вопросы истории предпринимательства и промышленного развития, местного самоуправления, социальной истории, гражданского общества, истории женщин. С 1981 года работает в академическом Институте российской истории (ИРИ РАН). Автор более 150 научных и научно-популярных работ, опубликованных в России, Германии, США и Финляндии. Наиболее известна ее монография «Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914». Лауреат премии митрополита Макария.

– Праздник Белого цветка стали проводить в России в 1910 году, но Европейская Лига по борьбе с туберкулезом проводила его и ранее. Получается, эта традиция не столько наша, сколько западная, привозная?

Галина Ульянова

– Мы не можем говорить о том, что привозное – это обязательно инородное. Россия весь XIX и начало XX века существовала в орбите европейского развития, особенно в культурном смысле. Мы видим у нас не столько заимствованные, сколько общеевропейские формы благотворительности.

У историков две версии, где впервые состоялся день Белого цветка (или, как он назывался в России, день Белой ромашки): по одним сведениям – в Дании, по другим – в Швеции. В разных странах Европы у сбора пожертвований были разные цели: где-то это была помощь неимущим детям, или больным детям, или больным туберкулезом.

Дни цветов были разные: например, был день Синего цветка – сбор средств в помощь больным и бедным детям, день Розового цветка – сбор в помощь бесприютным детям, день Колоса ржи, когда средства собирали в помощь голодающим во время неурожая.

– Почему символом благотворительности выбрали цветы?

– Потому что цветок символизирует процветание, весну, жизнь, это красивый символ. Кроме того, в начале XX века был распространен стиль модерн, или югендстиль в Германии, или art nouveau во Франции. Цветочный орнамент был очень популярен в это время.

Для людей XIX века цветы были очень важны и в этикете, был разработан язык цветов, люди знали, как выразить свои чувства, составив букет из разных цветков. В благотворительности использовался белый цветок – это цвет невинности, чистых помыслов и здоровья.

– Для первых русских дней Белого цветка даже искусственные цветы – символ праздника – закупались в Швеции.

– Да, и это объяснялось тем, что в России не было промыслов, которые изготавливали бы цветы. А, например, в Швейцарии, где дни Белого цветка проводились уже в начале века – может быть, с 1905-1906 года – эти цветы заказывали в деревнях, чтобы бедные люди могли подзаработать их изготовлением.

В России цветы тоже делали в некоторых городах, но первоначально покупали цветы в Швеции, где они просто были дешевле. Иногда цветы заказывали во Франции, где издавна были артели по производству искусственных цветов. Тоже получалось дешевле, чем делать в России.

Главным мероприятием в День Белого цветка был сбор пожертвований на улицах города

– Праздник Белого цветка был поддержан Царской семьей…

– Благотворительность – важнейший момент в репрезентации власти, в поведении царствующей семьи, потому что царская семья подавала пример всем подданным.

– В нашей истории можно вспомнить купцов, содержавших богадельни, а какие формы массовых сборов, так сказать, «с миру по нитке – голому рубаха», существовали в России?

– Бывали акции, бывали подписки, например, сбор денег для беднейших семей, или сбор денег в случае каких-то бедствий, к примеру, пожара или голода. Каждые примерно 8-10 лет в России был неурожай и целые губернии голодали. Известно о том, что голод охватывал по нескольку губерний в 1891-1892, 1906, 1911 годах.

При плохих климатических условиях хлеба хватало только до декабря, иногда до января. А что делать дальше? Еще лежит снег, до нового урожая далеко и даже прокормиться дикими растениями нельзя. Люди скудно питались ржаным хлебом (испеченным с гороховой мукой), просяными лепешками, кое-где подмешивали в хлеб опилки, и даже глину, перетертую кору.

От плохого питания в селениях свирепствовала эпидемия тифа. Массы голодных уходили побираться в города. Отмечались случаи самоубийств людей, которые не могли найти ни еды, ни работы.

Со Средневековья основной формой массового сбора в пользу нуждающихся был кружечный сбор. Кружечный сбор был законодательно разрешен в России Сенатским указом 20 апреля 1781 года «О мерах к доставлению пропитания нищим». Но это не значит, что он не существовал ранее.

При некоторых бедствиях следовал императорский указ собирать средства в церквах. И мы, например, знаем подобные указы Петра I. А с 1870-х годов такие сборы приняли массовый характер.

– Чем отличается день Белого цветка от простого кружечного сбора?

– День Белого цветка проводится на улицах, а не только в храмах, в общественных помещениях (театрах, клубах). Это новая форма общения людей – это видно по фотографиям тех лет.

О празднике оповещали заранее. Обычно он проводился в апреле или начале мая, когда начинают зеленеть деревья, наступает весна, когда в людях пробуждаются к жизни новые надежды.

Сохранились, например, фотографии празднования дня Белого цветка в Петербурге в 1911–1912 годах. По улице идет шествие женщин в шляпах, в красивой одежде, под зонтиками, и они несут подобия рыцарских щитов, на каждом из которых закреплено по 100–200–300 искусственных цветов.

Цветы давались в обмен на небольшое пожертвование. Их, как значки на булавке, как бутоньерку можно было приколоть на лацкан или на платье. Сборщицы шли по городу сначала как единое шествие, потом расходились группами или поодиночке – приходили на площади, в народные дома.

Люди давали скромные деньги за цветы, причем не из рук в руки, а в опечатанные жестяные кружки с прорезью. Потом сборщицы сходились в народном доме (говоря современным языком – в районном клубе) или в комитете благотворительного общества, вскрывали кружки, подсчитывали деньги. Составлялись ведомости: например, сборщица Марья Иванова, кружка № 15, собрано 25 рублей 83 копейки.

Это было общественное дело под общественным контролем, чтобы все собранные деньги пошли нуждавшимся.

На фотографиях с праздника в 1911 году в Нижнем Новгороде – тоже весенний день, празднично одетые женщины у стен Нижегородского кремля, у них ленты через плечо, как сейчас надевают выпускники на выпускной вечер. На ленте могло быть написано «Праздник Белого цветка», «Борьба с туберкулезом». Это именно городской праздник помощи бедным.

В толпе мы видим людей разных сословий: есть бедно одетые люди – это рабочие, мещане, аскетичные монахини, и с другой стороны – одетые по последней моде дворянки. Очень интересный момент, когда участвуют сборщики на велосипедах: велосипед был предметом роскоши в то время, велосипеды только появились в последнюю четверть XIX века.

День белого цветка в Н. Новгороде

Получалось, что человек на велосипеде привлекал дополнительное внимание публики и мог привлечь к сбору больше людей. В Нижнем Новгороде на одной из фотографий виден роскошный автомобиль, весь украшенный белыми цветами. Тогда автомобилей было очень мало, и какая-то богатая семья дала свой автомобиль для праздника. Он ездил как красноречивая реклама акции.

В Москве, судя по фотографии 1911 года, где сборщики стоят у столика на котором сборные кружки с воззваниями, написанными на самодельных плакатах, у Мясницких ворот (примерно то место на бульварном кольце, где сейчас павильон станции метро «Чистые пруды» в начале Чистопрудного бульвара) в празднике Белого цветка участвовали совершенно небогатые люди: студенты, мещане.

– История Белого цветка начиналась для России не со столиц?

– Это пока не изучено. Известно, что в 1910 году день Белой ромашки или день Белого цветка проходил во всероссийском масштабе. Может быть, он в каких-то городах проходил раньше.

– Праздник Белого цветка изначально посвящался борьбе именно с туберкулезом?

– Это был день сбора денег и день распространения медицинских знаний. До XX века туберкулез, или «чахотка» по-русски, был практически неизлечимой болезнью. Люди страдали изматывающим кашлем и умирали в достаточно молодом или среднем возрасте.

Жертвой этой болезни стали многие известные люди: Антон Павлович Чехов в 20 лет заболел и в 44 года умер, польский композитор Фредерик Шопен умер в 39 лет, художник Борис Кустодиев – в 49 лет. Поиски методов борьбы с болезнью шли во всем мире.

В 1902 году в Берлине состоялась первая международная конференция по туберкулезу, тогда же в начале ХХ века началось применение рентгеновских лучей для диагностики. В 1919 году французские ученые Альбер Кальметт и Камиль Герен создали вакцину БЦЖ, широкое применение которой в Европе началось с 1930-х годов.

Участники благотворительной акции «Белый цветок». Порт-Петровск, начало XX века

Антибиотики, эффективные против туберкулезной палочки, также разрабатывались между Первой и Второй мировыми войнами. Американский микробиолог Зельман Ваксман, синтезировал в 1943 году стрептомицин, и за это открытие был в 1952 году удостоен Нобелевской премии. В мемуарах людей, живших в середине XX века, мы читаем, как заболевшие с огромным трудом и за огромные деньги доставали эти ампулы.

Но до появления антибиотиков туберкулез был невероятно страшным заболеванием, и главное, болезнь прогрессировала в плохих бытовых условиях, при скудном питании. Лёгочный туберкулез не зря называли «болезнью бедняков». Поэтому нужно было помогать неимущим больным, и это было единственной возможностью продлить им жизнь и облегчить страдания.

В начале ХХ века (в 1901–1913 году) 10–11% всех лиц, обратившихся к врачу в России страдали болезнями органов дыхания. Я нашла эти цифры в отчетах Медицинского департамента МВД. Больных нужно было изолировать, чтобы они не распространяли эту болезнь дальше, они должны были хорошо питаться, быть на свежем воздухе, получать лечение.

– Средств от проведения дня Белого цветка могло хватить на помощь больным?

– В 1910 году в России в акции приняли участие 104 города, и было собрано полмиллиона рублей. Полмиллиона рублей – это очень много. Например, строительство больницы на 40–50 человек могло обойтись в 100 тысяч. Можно было построить пять новых больниц или санаториев.

В 1910 году была основана Всероссийская лига по борьбе с туберкулезом, куда входили родственники больных, а также врачи и священники. В благотворительном движении было много священников, потому что они были в большинстве своем образованными людьми, которые пользовались доверием прихожан и могли призвать делать пожертвования.

Журналисты также привлекали внимание общества к борьбе с болезнью. Хочу процитировать одно из воззваний: «заставить каждого вспомнить о существовании постоянного, страшного, хотя и невидимого врага всего человечества – туберкулеза, и призвать каждого вносить свою лепту на общее дело борьбы с ним».

– Вы говорили не только о сборе средств, но и о распространении медицинских знаний.

– С 1910 года в дни Белого цветка проходил не только сбор денег, но и организовывались медицинские выставки, врачи читали лекции по гигиене. В России была очень высокая смертность, в основном из-за очень низкого уровня жизни и антисанитарных условий, скученности. Люди просто не знали, например, что надо мыть руки, мыло начало распространяться только с 1860-х годов.

Нужны были сведения о гигиене, о том, как обрабатывать посуду, если в семье есть инфекционный больной, объяснять, что не должно быть контакта с больным. С конца XIX века люди очень интересовались вопросами гигиены, потому что всех волновало, как продлить свою жизнь. Жизнь была очень интересной, потому что разъединенность людей уменьшалась, появлялись новые формы информации досуга.

Идея «жить долго» невероятно волновала людей в эпоху достаточно высокой смертности, с которой сталкивалась каждая семья, и поэтому люди охотно ходили на лекции по гигиене и борьбе с туберкулезом. Для лекций бесплатно предоставлялись здания коммерческих собраний, городских театров, народных домов, клубов. Со стороны владельцев этих зданий это тоже была благотворительность.

– Когда традиция праздников Белого цветка прервалась и почему?

– Я думаю, что праздник прошел в последний раз, может быть, в 1915 году. Я не находила данных по 1916-1917 годам. В 1914-1915 годах все благотворительные потоки уже шли на помощь раненым воинам и семьям жертв Первой мировой войны, и стало не до Белого цветка. Фактически он широко проводился, может быть, 5 лет. Этот вопрос еще не до конца исследован.

– То есть во время Первой мировой благотворительность сохранялась, в том числе, и с участием царской семьи, просто в других формах?

– Благотворительность была очень обширной, но вся помощь была направлена жертвам войны и их семьям, беженцам, инвалидам, детям. Беженцев из западных губерний в восточные было около 7 миллионов человек. Известно, что во время массового перемещения огромных толп людей несколько десятков тысяч детей, потерявших в ходе путешествия своих родителей, были найдены на вокзалах, в поездах. Для этих детей надо было создавать приюты, деньги шли на это, а борьба с болезнями отошла на второй план.

Потом, в революционной России, после Первой мировой войны и последующей гражданской, было настолько тяжелое положение, и настолько были исчерпаны экономические и психологические ресурсы, что было не до праздников.

Люди просто пытались прокормиться, могли ехать за 500 километров, чтобы купить еду, дети умирали с голоду (мы знаем, у Марины Цветаевой, напомним, что ее мать умерла от туберкулеза в возрасте 37 лет, средняя дочка трехлетняя Ирина умерла от голода в 1920 году).

– То есть, нет речи о том, что Советская власть запретила праздник Белого цветка?

– Нет. Никто не запрещал, просто жизнь стала настолько мрачной и тяжелой, что уже, в общем, не до праздников и не до каких-то гуманистических стремлений.

– Восстановление праздника Белого цветка у нас началось с 2000 года. Вы следите за возрождением традиции?

– Практически нет. Но я наблюдаю современный период развития благотворительности в России и вижу, что пока журналисты недостаточно пропагандируют возрождение праздника Белого цветка. Благотворительные акции могут проходить, но большинство людей о них не знает. Фактически, пока «Русфонд» не начал собирать деньги на лечение больных на Первом канале, проблема благотворительности для большинства вообще была непонятной.

– Например, международная организация Charity AIDFoundation говорит о принесении зарубежных технологий благотворительности на русскую почву. Нам точно нужны зарубежные технологии, или у нас много своих, и хорошо бы в первую очередь возрождать их?

– CAF действует в России уже 20 лет. Я полагаю, не надо ничего абсолютизировать. Должен быть симбиоз разных национальных традиций. Во всем мире технологии фандрайзинга сейчас унифицированы.

Мы видим, конечно, глобализацию всех процессов в сфере благотворительности, и мы не должны абсолютизировать ни свою самобытность, ни заимствованные формы. Часто мы заимствуем ту технологию, которая уже была у нас 80 лет назад, с поправками на новые средства коммуникации.

Система оповещения о возможности помочь ближним сейчас расширяется благодаря интернету и телевидению. В то же время, мы больше заинтересовываем людей и создаем дополнительную мотивацию, если мы рассказываем, что в родных городах этих людей в 1910 и в 1911 году уже проводились такие же праздники Белого цветка, например.

Это рождает больше отклика в душе человека – и создает дополнительную возможность фандрайзинга.

У нас есть привязка к нашим национальным традициям. Если, например, объявляют праздник Белого цветка в Нижнем Новгороде, то нижегородцы видят фотографии 1911–1912 годов, где под стенами Кремля на площади стоит огромная толпа народу, собравшаяся ради этой акции.

Соединение людей в каком-то хорошем деле ради помощи страждущим очень важно и для каждого отдельного человека, и для самочувствия нации.

«Цветочная семинария» в Алупкинском дворце

27 февраля 2020 в 14:00 в Алупкинском музее-заповеднике стартует первое занятие трехдневного обучающего семинара «Цветочная семинария».

Авторский семинар пройдет под руководством главного хранителя парка-памятника садово-паркового искусства «Алупкинский» – Людмилы Анатольевны Хлыпенко.

Всего за три дня участники смогут:

  • Получить информацию об экзотах и редких видах растений парка-памятника «Алупкинский»;
  • Приобрести знания по уходу за садовыми розами: черенкование, обрезка, уход, обработка от болезней и вредителей, полив и подкормка;
  • Узнать, как создать собственный «Сад ароматов» на приусадебном участке или балконе своего дома;
  • Заполнить Чек-лист, который станет отличным помощником в уходе за розами;
  • Ознакомиться с основными правилами черенкования декоративных растений;
  • Посетить экскурсию по парку «Алупкинский» с подробным рассказом его главного хранителя.

По завершении «Цветочной семинарии» все участники получат сертификаты о прохождении образовательной программы.

Семинар проводится в группах от 10 чел.

Продолжительность одного занятия – 90 мин.

Место проведения занятий – научная библиотека Воронцовского дворца

Возрастная категория – от 18 лет.

Стоимость участия – 600 р./чел.

Обратите внимание! Экскурсия проводится только при благоприятных погодных условиях!

Для участия в семинаре обращайтесь по телефону: +7 (978) 582-62-03.

ИСТОРИЯ

Так называемые «Дни цветков» стали одной из популярных благотворительных акций в Европе с конца ХIХ века. Обычно эти акции устраивали общественные организации, вовлекая в их проведение и подготовку всю общественность. Идея их проведения принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Международном обществе Красный Крест. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатные лекции. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 г. по инициативе Государя Николая II, «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.

В то время Ялта была известна как русский центр лечения больных туберкулезом. Сама императрица в Южнобережном имении — Ливадия организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка».

Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института — забирали букеты и расходились по всему городу. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценна каждая копейка.

Прейскуранта на букеты и цветочки не было — каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.

Особым украшением праздника были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». И эта идея очень крепко прижилась в России, «Дни цветков» стали настолько популярны, что стали проводится по нескольку раз в год.

В наши дни День белого цветка возрожден. Постепенно он набирает популярность и неоднократно прошёл во многих городах России: Москве, Курске, Воронеже, Костроме, Белгороде, Туле, Ростове-на-Дону, Самаре, Пензе, Евпатории, Симферополе, Шарье, Великих Луках, Алапаевске.

Кроме того, в рамках акции проходит методическая работа среди педагогов и молодежи в различных образовательных учреждениях, которая заключается в чтении «Уроков милосердия» и разъяснении основ и принципов традиционных ценностей, взаимопощи, солидарности, сострадания к ближнему, нивелировании эгоистических наклонностей и потребительского отношения к жизни.

Сегодня Белый цветок объединяет десятки тысяч людей в делах помощи ближнему. Проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, и современные Дни белого цветка посвящают сбору средств на поддержку региональных социально-значимых проектов, в частности направленных на помощь незащищенным категориям детей (тяжело и неизлечимо больные, инвалиды, сироты).

Белая ромашка — символ борьбы с туберкулезом

Белая ромашка — символ борьбы с туберкулезом

24 марта планета ежегодно отмечает Всемирный день борьбы с туберкулезом.

В этот день в 1882 году немецкий ученый Роберт Кох открыл возбудителя туберкулеза – микобактерию туберкулеза, которую также называют палочкой Коха. Это открытие позволило создать новые методы лечения и профилактики заболевания.

24 марта 1882 года – день объявления Коха об этом открытии – считается днем рождения фтизиатрии, науки о туберкулезе. Спустя почти 100 лет, в 1993 году, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) туберкулез был объявлен национальным бедствием, а 24 марта стал Всемирным днем борьбы с этим страшным заболеванием.

Цель Всемирного дня — широкое информирование населения о данном заболевании, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков, привлечение общественности к решению социальных вопросов профилактики распространения туберкулеза, повышение осведомленности человечества о глобальной эпидемии туберкулеза и усиление мер по ликвидации этой болезни. В настоящее время туберкулезом инфицирована 1/3 мирового населения.

В настоящее время ежегодно туберкулез уносит жизни до 1,5 миллионов человек, большинство из которых — жители развивающихся стран.

Широкое проведение противотуберкулезных мероприятий началось в мире в конце XIX — начале XX веков и основывалось вначале на благотворительной деятельности. В них участвовали различные организации и многочисленные представители всех сословий. Идея Дня Белого цветка, как символа здорового дыхания, родилась в Швейцарии. Около 1900 года в Женеве на улице впервые появились молодые люди и девушки со щитами, усыпанными цветами белой ромашки. Они продавали жетоны, и в кружки для пожертвований каждый опускал посильную, иногда даже очень крупную сумму. Официально День Белого цветка начал проводится в скандинавских странах. Впервые этот день был организован в Швеции 1 мая 1908 года. Продажа белого цветка как эмблемы борьбы с туберкулёзом привлекала внимание населения и приносила противотуберкулёзным организациям доход. Из Швеции этот обычай перешёл в Норвегию, Финляндию, Данию, Германию и другие страны Европы. В Дании и Норвегии право продажи цветка являлось монополией противотуберкулёзных обществ.

В России также стали возникать многочисленные общества по борьбе с туберкулезом. В 1909 году в Москве открыли первую бесплатную амбулаторную лечебницу для больных туберкулезом. Врачи в ней работали безвозмездно. Они лечили больных и проводили большую профилактическую работу среди населения. В 1910 году была организована Всероссийская лига по борьбе с туберкулезом, которая через три года имела 67 амбулаторий-попечительств, а в санаториях было развернуто 2000 коек. Годовщину основания Лиги было решено ознаменовать устройством народного «туберкулезного дня». День белого цветка или день «Белой Ромашки» впервые прошёл в России 20 апреля 1911 года. Мероприятия, направленные на борьбу с туберкулезом, проводились по всей стране. Белая ромашка избрана символом борьбы с туберкулезом. В Москве и других городах в этот день были расклеены и розданы тысячи плакатов и листков, в которых содержались сведения о причинах туберкулеза, мерах его предупреждения. Празднование началось с шествия по главным улицам, днем и вечером были устроены гуляния. В целях сбора пожертвований в фонд борьбы с туберкулезом участники акции, в том числе студенты и гимназисты, продавали искусственные белые ромашки, изготовленные воспитанниками детских домов. И плата за такой цветок была посильной – кто сколько сможет. Людям прикалывали к одежде бумажный или металлический знак цветка. Этот праздник отмечался всем городом, белые цветы украшали шляпки молодых девушек и шляпы юношей, цветами украшались даже коляски извозчиков. Доход от первого «Туберкулезного дня» в России превысил 500 тысяч рублей. Собранные деньги направлялись на помощь туберкулезным больным.

В годы советской власти акция не проводилась, а в наши дни была возрождена. Теперь в марте-апреле во многих регионах страны можно увидеть на улицах людей, продающих белые ромашки — настоящие или искусственные, в продажу также поступают товары, отмеченные знаком ромашки. Собранные в ходе акций деньги идут на помощь больным туберкулезом.

Благодаря проводимой в Российской Федерации противотуберкулезной работе в последние годы удалось остановить рост заболеваемости и добиться снижения смертности населения от туберкулеза, однако они продолжают оставаться на высоком уровне, отмечается рост распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией.