Преподобный пафнутий Боровский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пафнутий Боровский, он, как и прочие, заслужил свое причисление к списку святых, ценой своего жизненного пребывания. Он обладал даром прорицания и предвидел свою кончину. День памяти выпадает на 14 мая. Большое количество паломников стремятся попасть туда именно в этот день, для совершения чуда.

Житие святого

Рожден он был в 1394 году неподалеку от Боровска. Отец перешел от язычников татар в христианство. В 20 лет он решил покинуть дом и принять монашеский постриг. Так началось религиозное житие юноши. Около 30 лет он прожил в Покровской обители в ревностном служении Господу. В 51 год — тяжелое заболевание и прием схимы.

После отступления заболевания он самостоятельно отправился на приток Протвы, где и основался. Вскоре к нему стала собираться братия. Таки было положено начало будущего монастыря святого Пафнутия. Изначально там был построен деревянный храм, который в последствии был заменен на каменный, и назван на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расписание его занимался Дионисий. Святой постоянно показывал пример правильности ведения всех правил и основ религии. Он был почитаем не только представителями своей обители, но и прочих.

После его отхода в мир иной он был погребен. А в 2016 году неподалеку от храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, был установлен ему бронзовый памятник.

В чем помогает молитва святому

Желательно, перед тем как обращаться к нему, нужно узнать больше о святом Пафнутии Боровском и о чем ему молятся, ведь творение чудес было еще при жизни. Есть несколько упоминаний о том, что он был способен своими молитвами вызвать снисхождение Господа на того, кому это необходимо. Чаще всего у него просят:

  • избавить от голода;
  • уберечь от врагов;
  • защитить от негативных мыслей;
  • решения материальных и житейских трудностей;
  • исцелить от недугов.

Если сосредоточено прочитать текст молитвы перед его иконой, то можно рассчитывать на то, что часть дела уже выполнена. Но в данном случае важна еще и вера, которую Вы носите в сердце. Только ее непоколебимость поможет преодолеть все неприятности.

«О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Пафну́тие! К тебе́ с ве́рою и любо́вию усе́рдно прибега́ем и умиле́нно про́сим: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние. Не дерза́ем, грех ра́ди на́ших, с свобо́дою чад Бо́жиих, проси́ти Го́спода и Влады́ку на́шего о поми́ловании и проще́нии. Но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тна, предлага́ем и мо́лим, испроси́ нам у бла́гости Его́ да́ры благопотре́бныя и спаси́тельныя душа́м на́шим: ве́ру пра́ву, благоче́стие кре́пкое, покая́ние и́стинное, проще́ние грехо́в, житие́ соверше́нное, исправле́ние реши́тельное, да обрати́вшеся от злых дел к Богоугожде́нию, про́чее непрогневля́ем Го́спода наруше́нием святы́х Его́ за́поведей. Умоли́, свя́тче Бо́жий, Всевы́шняго Творца́ дарова́ти мир и благоче́стие стране́ на́шей правосла́вной. Сохрани́, уго́дниче Христо́в, святу́ю оби́тель твою́, созда́нную тобо́ю, и вся живу́щия и подвиза́ющияся в ней от вся́каго зла ненаве́тны. При́зри ми́лостивно на лю́ди, к тебе́ прибега́ющия, и вся проше́ния их во благо́е испо́лни. Всем же нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, ти́хое и благоуго́дное житие́, благу́ю, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ у Всеми́лостиваго Бо́га исхода́тайствуй, я́ко вои́стину име́яй ве́лие к Нему́ дерзнове́ние. Ей, о́тче, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Вседержи́теля Го́спода и ничто́же невозмо́жно есть хода́тайству твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши: сего́ ра́ди кре́пко на тя упова́ем и на твои́ святы́я моли́твы вельми́ наде́емся, я́ко ты приведе́ши нас предста́тельством твои́м в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ши ны све́тлаго Ца́рствия Христо́ва. Не посрами́ же упова́ния на́шего, чудотво́рче святы́й. И сподо́би нас вку́пе с тобо́ю блаже́нства ра́йскаго наслажда́тися, да сла́вим, хва́лим и велича́ем вели́кую ми́лость к нам Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ благо́е, оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Святой источник

Помимо паломничества в монастырь, верующие еще посещают прочие места, которые связаны с ним. Они говорят, что там есть некая сила и успокоение. К таким относят святой источник Пафнутия и икону. Есть различные мнения о том, был ли тут святой или нет. Но они не имеют никаких подтверждений. Поэтому в большинстве все основывается только на легенде. Над ним была построена часовня, а потом и купальня.

После революции место запустело.Только в 80-х годах его работа снова была восстановлена. Вскоре там было проведено освящение воды. Верить в это или нет – дело каждого. Но помните, что вера порой творит такие чудеса, которые невозможно объяснить никакими научными доводами.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Панфутие:

Преподобный Пафну́тий Боровский, игумен

Кондак 1

Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, врачу благодатный, бесов прогонителю, всем любовию притекающим источаяй милости миро, восхваляем тя любовию, отче Пафнутие, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти:

Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; Радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся;

Радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот;

Радуйся, смирением высоких достигший.

Радуйся, кротостью в землю кротких вселивыйся;

Радуйся, вечное радование на небеси обретший.

Радуйся, заступниче наш, и нас поминаяй пред Богом радующихся о тебе;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 2

Видяще ближнии и дальнии дивное о Бозе житие твое, дарование исцелений и сбытие проречений твоих, вельми удивляхуся и славяще Бога вопияху: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой в Божественная вперив и Божиим светом озарився, дары благодатныя являл еси в себе, яко угль горящий огнем Божественным в тебе, сущая возгревая к любви Божией, такожде и сущих с тобою просвещая. Молися убо о нас, покровителю наш, да ревнуя житию твоему спасем души наша и тебе благоприятно поем:

Радуйся, разумением воли Божией и тайн Его озаривыйся;

Радуйся, сотворивый вся повеленная Христом;

Радуйся, в послушаниях монастырских, яко раб неключимый послуживый;

Радуйся, образе Евангельского самоотвержения;

Радуйся, яко храм Божий сердце твое бысть;

Радуйся, яко обитель твою яко рай возделану имел еси;

Радуйся, яко велий во Царствии Божием, яко сотворивый и научивый нареклся еси;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 3

Силою свыше облекий апостолы Господь, облече тя, отче, в ризу спасения, украси тя красотою добродетелей и чудес даром, мы же благодаряще Бога Дивнаго во святых Своих, вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще обитель тебе, отче, почивающа зде святыми мощами, радостию исполняется и веселящися умильно тебе вопиет:

Радуйся, избранный сосуде Святаго Духа;

Радуйся, по Бозе и Богородице радосте наша и покрове;

Радуйся, тихое пристанище наше от молвы греховныя;

Радуйся, апостольских учений исполнителю;

Радуйся, святых отец подражателю;

Радуйся, яко ангел, безстрастием просиявый;

Радуйся, облаче, от зноя страстей укрываяй;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумения смущает мя, како воспою тя, святе, зане буря страстей и волны грехов потопляют мя; услыши убо вопль и слезы потопляемаго и бедствующему помози, спасай мя, прибежище мое, да воспою благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще боровские людие, яко тобою грешнии спасаются, недужнии исцеляются, бесы прогоняются, гладнии питаются и скорбящии утешени бывают, потекоша к тебе и ближнии и дальнии, яко к реце, веселящей град Божий и люди. Паче же во время глада устремляхуся вси к тебе с верою в милосердие твое. Ты же и питал еси приходящия ежедневно яко тысящи и множае, дондеже глад преста. И тако прославися тобою Отец Небесный; мы же воспоминающе о сем восхваляем тя усердно сице:

Радуйся, милосердый отче наш;

Радуйся, благодатный врачу душ и телес наших,

Радуйся, отчаянных в милосердии Божием утвердителю;

Радуйся, смущенных умиротворение;

Радуйся, колеблемых утверждение и падших возстановление;

Радуйся, кормчий духовный ко спасению;

Радуйся, гладных питателю, нагих же одеяние и пристанище нищих;

Радуйся, страждущим утешение;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 5

Боготечную звезду уведевше тя, преподобне Пафнутие, ученицы твои: Иосиф Волоколамский, Иннокентий, Илия сродник твой и инии, яко мудрии волсви, ищуще Царя и Спаса миру и тобою испытующе путь, яко светильник держаще тя, достигоша того и радуются ныне с тобою, вопиюще: Аллилуиа.

Икос 5

От многих людей враг творяше пакости тебе и обители твоей, ты же, ученик сый Христов, любил еси враги твоя, добро творя ненавидящим и моляся о них, темже и побеждал еси благими злая. Сего ради Церковь Святая восхваляет тя:

Радуйся, боровская свеще, присногорящая пред Богом;

Радуйся, благодатная луче сияющая от солнца Христа Бога;

Радуйся, непоколебимый терпения столпе;

Радуйся, образе кротости и незлобия;

Радуйся, молитвенниче за враги твоя;

Радуйся, яко уста еси Божия, изводящая от недостойнаго достойное;

Радуйся, миротворче, томужде боголепно и нас научаяй.

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник веры и упования на Бога дивный явился еси, преподобне Пафнутие егда бо скорбяху братия, яко не имеяху рыб ко дню Светлаго Воскресения Христова, глаголал еси о уповании на Бога; в навечерии же Светлаго дне явишася на малом потоце рыбы мнози. Тако упование на Господа не посрами тя, и прославивше Бога, вси вопияху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, преподобне, свет ангельския чистоты: во плоти яко безплотен, преподобне, ревнителю целомудрия. Сего ради восхваляем тя:

Радуйся, похвале Творца всяческих и Приснодевы;

Радуйся, подражавши Иосифу целомудрием;

Радуйся, Моисею Угрину собрате;

Радуйся, Крестителю Господню поревновавый;

Радуйся, соблазны и искушения далече отринувый;

Радуйся, юным покрове и старцем светлосте;

Радуйся, недремлющий блюстителю монахов и постников украшение;

Радуйся, яко светило небесное земным бывый;

Радуйся, сожителю ангелом;

Радуйся, боровская похвало и заступниче наш пред Богом;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй отгнати от святыя Церкве всякое богомерзкое злосмрадие, явился еси яко благовонное миро житием твоим и словом истины, апостольских же и соборных учений, отче, исполненный сосуд был еси, изгоня из обители глаголющих противная. Тем же святая Церковь ублажает тя и мы спасеннии вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Ноя спасенного ковчега обители твоей показа Бог хотящим спастися: наказуя потопом гнева своего преслушающих тя и паки милуя кающихся, мы же благоговейно молим тя: покрый немощи наша, отче, милосердием твоим и смиренною любовию, и сподоби пети: Радуйся ревностный учениче Христов;

Радуйся, притрепетный служителю Страшных Таин;

Радуйся, блюстителю Православия;

Радуйся, хранителю чудный обетов монашеских;

Радуйся, милостивый заступниче кающимся;

Радуйся, помогаяй и нам соблюдати обеты наши Богу;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 8

Странен и дивен был еси на земли, истый же подражатель небесным житием, словом и молчанием, яко умилитися видящим тя. Приидоша бо от князя слузи буйнии, во злобе хотяще сожещи обитель твою, егда же узреша тя, аки ангела тиха и светла, внезапу применишася на кротость и мнози тако уклонишася от зла и сотвориша благо от слышания и видения твоего, мы же прославляюще о сем Бога, умильно вопием ти: Аллилуиа.

Икос 8

Возведи окрест очи твои, отче, и виждь: се бо многая чада твоя, с разных стран приидоша к тебе дары носяще, паче же с верою и любовию к заступнику и утешителю своему в скорбех и нуждах и припадающе молят тя: простри руку помощи требующим, услыши нас из глубины души взывающих:

Радуйся, ходатаю наш у Бога временных и вечных благ;

Радуйся, сияние нам Божией милости;

Радуйся, дерзновение наше к Богу;

Радуйся, яко милостива его обретаем к нам;

Радуйся, яко тобою от гнева Божия избавляемся;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество человеческое удивися ангельскому житию твоему на земли: попрал бо еси бесов, яко прах под ногама, низложив их шатания, разогнав соблазнов тьму и вся стрелы лукаваго на главу его обратив: сораспялся еси Христу и научил еси многих со страхом пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут по долгу восхвалити тя, преподобне, точию ангели достойно восхваляют ангельскими пении, от нас же, яко из уст младенец приими хвалу сию:

Радуйся, похвало ангелов, монахов же и всея Святыя Церкве;

Радуйся, вшедый в радость Господа Бога Твоего;

Радуйся, Патриархом в угождении Богу поревновавый;

Радуйся, пророков дара сподобленный;

Радуйся, апостольская уста;

Радуйся, мучеником соучастниче в распятии плоти и в язвах Господних на теле твоем носимых;

Радуйся, миру умерый, Христу же Единому поживый;

Радуйся, не забываяй и нас заблуждших, призывающих тя;

Радуйся, отче, низпосылаяй нам с небесе милость твою;

Радуйся, далече провозгласивый: разумейте языцы, яко с нами Бог;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 10

Спастися хотящии притекаху к тебе, доброму пастырю, указателю путей Господних, сильному о Господе. Ты же яко имеяй дарование прозрения, всех любезно приимал еси, точию, иныя паки отсылая, обаче николиже глаголя о них злая, аще и ведый, мы же благодаряще Бога, дивнаго во святых своих, вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя нерушиму имея и молитвенника тепла, из глубины души тебе, покровителю, глаголем:

Радуйся, промышления Божия о людех исполнителю;

Радуйся, сокровище сокровенное обретый и участники себе многи сотворивый;

Радуйся, Царствия Божия наследниче и иным молитвами твоими двери отверзаяй;

Радуйся, всю жизнь со Христом соображавый и в ничесомже от Него отставый;

Радуйся, делателю в винограде Христовом;

Радуйся, немощных сило о Господе;

Радуйся, искушаемых скорый о Господе покров и заступление;

Радуйся, унывающим ободрение и скорбящим радосте.

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 11

Пение ангельское слышашеся во святем преставлении, отче, святыя и богоугодныя души твоея, в небесная селения преславно восходящия, горния бо силы радующеся сретаху тя, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Божием светолитием просвещен быв, отче, яко молния грозная блистал еси, гоня и поражая демоны, якоже и от жены некия отгнал еси их: беси бо являющеся, устрашаху ю, чесо ради смущашеся умом и боляше; овогда видяше являющася старца: низка и согбенна, браду имуща седу и велику, худыми ризами одеянна, со властию отгоняюща демоны, и бываше здрава. Слыша и глас: Пафнутий, иже в Боровске, отгонит от тебе бесы. Нетерпит бо спадый денница и тайные клевреты его не точию присутствия, но и молитв смирения твоего. Мы же, ведуще сия, молим тя: сохраняй и нас от злоб их, да ходим во свете заповедей Божиих, вопиющия ти усердно:

Радуйся, идеже осеняет благодать твоя, отче, оттуду прогонится диаволя сила;

Радуйся, освобождаяй прибегающих под кров твой от злых духов;

Радуйся, неусыпный страже обители твоея;

Радуйся, душ и телес наших благий хранителю;

Радуйся, вторый наш общий ангеле;

Радуйся, в час смертный заступаяй любящих тя пред Богом;

Радуйся, изымаяй от мытарств души их;

Радуйся, недаяй впасти в руце бесом;

Радуйся, воздвизаяй верных к покаянию и с Богом соединяяй;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию приял еси от Бога, отче, яко меру потрясну и преливающуся, по множеству любви твоея к Богу и ближним, иже и яви тя реку, изливающу струи многи, благодати требующим, источаеши исцеления: мы же, радующеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще светлое о Бозе житие твое, хвалим добродетели твоя, яко Святаго Духа дарования, ублажаем святое успение твое, почитаем священную память твою, зовуще любовию:

Радуйся, в мире яко премирен бывый и мир верою победивый;

Радуйся, плоть твою Христу покоривый;

Радуйся, незлобия и кротости правило;

Радуйся, безстрастия светлый доме и смирения глубино;

Радуйся, Христово благоухание;

Радуйся, заступниче наш на небеси и на земли;

Радуйся, душ и телес наших благий хранителю;

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче.

Кондак 13

О пресвятый и предивный отче Пафнутие, утешителю скорбящих, приими сие наше малое моление, избави ж нас от всяких бед и вечныя изми муки, богоприятным твоим пред Богом ходатайством, да с тобою во веки воспеваем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому чудотворцу

О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно просим: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении. Но тебе, молитвенника к нему благоприятна, предлагаем и молим, испроси нам у благости его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, благочестие крепкое, покаяние истинное, прощение грехов, житие совершенное, исправление решительное, да обратившеся от злых дел к Богоугождению, прочее непрогневляем Господа нарушением святых его заповедей. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православной. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, созданную тобою, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, к тебе прибегающия, и вся прошения их во благое исполни. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую, христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имеяй велие к нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши: сего ради крепко на тя уповаем и на твои святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый. И сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое благое, отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Преподобномученик Пафнутий (Костин)

1937 году иеромонах Пафнутий отправился на свою родину. Он уже был неизлечимо болен туберкулезом и предполагал остаться в дорогих его сердцу местах до своей кончины. Но Господь пожелал, чтобы он проделал иной путь, правое прохождение которого завершалось мученическим венцом.

* * *

Преподобномученик Пафнутий родился в 1866 году в деревне Победное Мценского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Федора Костина и в крещении был наречен Борисом. Первоначальное образование он получил в сельской школе. Борис был младшим у родителей, и отец, пожелав, чтобы сын послужил Богу, что совпадало и с желанием Бориса, благословил его идти в монастырь. Одним из известнейших тогда монастырей, куда приходили по большей части дети крестьян, была Оптина пустынь в Козельском уезде Калужской губернии, особенно привлекательная для тех, кто в детстве приходил сюда молиться вместе с родителями. И находилась она не так далеко от места, где жила семья Костиных. Поступив в Оптину пустынь, Борис 5 августа 1900 года был пострижен в монашество с именем Пафнутий, 23 августа 1904 года был рукоположен во иеродиакона, а 8 августа 1910 года — во иеромонаха.

Началась Первая мировая война, и из монастырей многие послушники были отправлены на фронт рядовыми, а кто был в священном сане — полковыми священниками. 26 июня 1914 года иеромонах Пафнутий был командирован в качестве священнослужителя в Управление 8-й бригады Госополчения Московского военного округа, где прослужил до прекращения военных действий. Вернувшись в обитель, он служил в ней до ее закрытия в 1923 году. После выселения из монастыря отец Пафнутий поселился в деревне Сосенка Козельского района и стал совершать требы по просьбе крестьян. В это время ему исполнилось пятьдесят семь лет, и около десяти лет он в таком качестве служил своей пастве.
В 1937 году иеромонах Пафнутий, уже сильно больной, посетил свою родину. Сотрудники НКВД заинтересовались приехавшим иеромонахом и стали расспрашивать о нем соседей, и по всему было видно, что сведения собираются для его ареста. Дожить до мирной кончины в родных когда-то местах отцу Пафнутию было не суждено. Не ожидая, когда придут гонители, чтобы его арестовать, он вернулся в деревню Сосенка.

Здесь он тяжело заболел и во время болезни 13 декабря 1937 года был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при Козельском районном отделении НКВД. Тогда же в течение четырех дней были арестованы супруга священника, служившего до своего ареста в Благовещенской церкви в Козельске, староста этой церкви и шесть монахинь и послушниц Шамординского монастыря. Все они вместе с отцом Пафнутием обвинялись в том, что, встречаясь в доме супруги арестованного священника и «будучи враждебно настроены к политике советской власти, взаимно договорившись между собой, собирали нелегальные религиозные сборища, куда вовлекали отсталую часть колхозниц и колхозников, распространяли религиозные листовки и проводили контрреволюционную агитацию среди населения…».

Предтеченский скит Оптиной пустыни в советские годы. В разное время здесь находились Дом отдыха имени Горького, концлагерь «Козельск-1» для польских офицеров, госпиталь, проверочно-фильтрационный лагерь НКВД для возвратившихся из плена советских офицеров, воинская часть

Сразу же после ареста следователь допросил отца Пафнутия.

— Следствие располагает свидетельскими показаниями о том, что вы как <…> монах состояли в контрреволюционной организации, возглавляемой попадьей <…>, проводили по ее заданию среди населения контрреволюционную агитацию против советской власти и ее мероприятий. Следствие требует дать правдивые показания, — потребовал от иеромонаха Пафнутия следователь.

— Виновным себя в этом не признаю, в контрреволюционной организации я не состоял и агитации не вел, — ответил отец Пафнутий.

— Следствие располагает данными о том, что в декабре 1936 года вы проводили контрреволюционную агитацию против переписи населения. Требуем правдивых показаний.

— Виновным в этом себя не признаю…

— Следствие имеет точные данные о том, что вы по заданию попадьи <…> проводили в декабре 1937 года контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный совет. Требуем правдивых показаний.

— Виновным себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю и против выборов в Верховный совет не выступал.

— Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?

— Виновным себя в предъявленном обвинении <…> не признаю.

16 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение, и дело отправлено на рассмотрение внесудебной тройки. Судя по тому, как развивались дальнейшие события, материалы дела были переданы в тройку УНКВД по Смоленской области лишь на отца Пафнутия, и 5 января 1938 года он был приговорен к расстрелу. Монахини, церковная староста и супруга священника, найдя, вероятно, возможность договориться со следователями, в феврале 1938 года были из-под стражи освобождены.

Иеромонах Пафнутий (Костин) был расстрелян рано утром в день празднования Богоявления, 19 января 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.

Преподобный Пафнутий Боровский, игумен

Празднования: 1 мая (ст.ст.), 14 мая (н.ст.).
Преподобный Пафнутий Боровский в 1394 году рождался,
В селе Кудинове и Парфением при Крещении он нарекался.
Крестившегося татарина Мартина, был его отец сыном,
А имя Фотиния мать Парфения носила.
20-ти лет оставил он родительский дом и принял постриг,
С именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком.
Много лет подвизался в обители инок Пафнутий,
Когда скончался настоятель, братия избрала его игуменом.
Святитель Фотий в священный сан его рукоположил,
30 лет провел он в обители, где старцем-духовником он был.
На 51 году его тяжелая болезнь постигла,
Оставив игуменство, он принял великую схиму.
23 апреля 1444 он ушел из монастыря и избрал поселение,
С одним иноком на берегу Протвы, при Истерьмы в нее впадения.
Вскоре на новое место к нему собираться братия стала,
Число иноков ежедневно быстро возрастало.
Был построен вместо деревянного новый каменный храм,
В честь Пресвятой Богородицы Рождества.
Расписывал Храм лучший иконописец,
Того времени – Дионисий…
Преподобный, ведя строгую жизнь, пример братии подавал:
Келлия его была беднее всех, из пищи он самое худшее брал,
В понедельник и пятницу от пищи воздержался,
А в среду – сухоядения держался.
Преподобный избирал самые тяжелые из работ:
Рубил и носил дрова, копал и поливал огород.
Переносил и другие тяжбы и нужды,
Между тем первым приходил на церковные службы.
Преподобный Пафнутий пользовался почитанием,
Насельников других обителей, не только своего монастыря братии,
Промыслом Божиим к нему был направлен 20-летний Санин Иоанн,
Преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф, прежде испытав.
Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий,
Возглавивший борьбу против ереси жидовствующих,
Что на соборе 1504 года осудили,
На этот подвиг руки преподобного Пафнутия инока благословили.
За неделю до смерти, преподобный предсказал свою кончину,
Он отошел к Богу 1 мая 1477 года, исполнив последнюю молитву,
Преподобный Пафнутий был последователем,
Игумена Радонежского – преподобного Сергия.
автор стиха, помощью Божией — Виктория Скитёва
02.10.2019

О преподобном старце Пафнутии Боровском и монастыре, созданном им, сложено немало красивых легенд. И это несмотря на то, что старец был самым суровым, самым строгим настоятелем среди русских обителей. Будто доказывал он каждый день окружающим и, прежде всего, самому себе, что он истинно православный, несмотря ни на происхождение, ни на занятие его предков.

Когда Русскую землю завоевал хан Батый, опустошив ее мечом и огнем, вместе с его войском пришел сюда и прадед Пафнутия Боровского. И остался здесь в качестве баскака, — татарского чиновника, собиравшего подати с русских людей. Такой род занятий был присущ прадеду, а затем и деду будущего святого.

Последний из них во время восстания русских людей против татар был крещен в православную веру. И уже отец и мать Пафнутия Боровского отличались многими христианскими добродетелями, крепкой верой и благочестием. Своего сына Парфения (имя, данное в крещении) они вырастили как подобает православным христианам.

Чудотворец Пафнутий Боровский

Отрок Парфений рос и совершенствовался не только телесно, но и усваивал духовные истины, которые накрепко прививались на благодатную почву его души. Преуспевал он в грамоте, особенно в чтении Божественного Писания. Отрок рос кротким, незлобивым, целомудренным, избегал пустых разговоров и ненужного общения.

Когда ему исполнилось 20 лет, оставил дом, родителей, друзей и ушел в монастырь, отрекшись от любви к миру. И родные братья Парфения, коих в семье было трое, также выбрали для себя монашескую стезю. Это их решение благочестивые родители приняли как милость Божию, не смотря на то, что это прерывало их род, так как монахам предписано безбрачие.

Высоко-Покровская обитель, которую избрал для своих подвигов Парфений, находилась недалеко от того, места, где он родился и вырос (с. Кудиново, впоследствии г. Боровск). Здесь молодой послушник вскоре принял постриг с именем Пафнутий.

Интересно! Настоятель монастыря отдал молодого инока в послушание к старцу Никите, который в свое время находился на послушании у самого преподобного Сергия Радонежского. Так новопостриженный монах вступил на духовную стезю, проложенную задолго до него «игуменом земли Русской».

Пафнутий научился у старца Никиты многим иноческим добродетелям. Он завоевал всеобщее уважение и любовь. Когда настоятель Маркелл отошел в мир иной, братия монастыря единодушно избрала Пафнутия на его место. Всероссийским митрополитом св. Фотием был посвящен в сан игумена и получил от него благословение на должность. Новый игумен являл собой добрый образец для братии монастыря и заботливо относился к каждой из вверенных ему душ.

Будучи настоятелем обители, преподобный Пафнутий трудился больше всех. Весь день проводил в монастырских трудах, а ночью молился. И Господь наградил своего верного раба многими духовными дарами:

  • дивными откровениями;
  • вещими снами;
  • рассудительностью;
  • прозорливостью;
  • исцелениями больных, страждущих;
  • способностью читать на лице человека его страсти;
  • другими дарованиями Святого Духа.

Так прошло больше десятка лет. Преподобный, как опытный врач, исцелял болезни и немощи тех из своей братии, кто стоял на пути греха. Подобно доброму пастырю он исторгал из волчьей пасти овцу, и нес на своих плечах домой в царство небесное.

Строительство монастыря

Около тридцати лет подвизался в Покровской обители, из них тринадцать лет — игуменом. В 45 лет он тяжело заболел. И, готовясь к кончине, принял Великую схиму. Но, как это часто бывает в духовной жизни, неожиданно выздоровел. Для Пафнутия это стало знаком свыше.

Он отказался от игуменства и направился на поиски тихого уединенного места. И нашел его недалеко от прежнего монастыря, на противоположном берегу реки Протвы, всего в четырех километрах. Так как к нему присоединяется все больше братьев, основал здесь обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Новая обитель стала быстро расти. Благодаря авторитету святого Пафнутия монастырь стал одним из самых многочисленных среди других таких общин. Насчитывал 95 человек братии. Датой основания обители, которую сам преп. Пафнутий называл домом Пресвятой Богородицы, считается 1444 год.

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь в Калужской области

Именно тогда началось строительство деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И затем только через тридцать лет возникает на том же самом месте храм, выполненный уже из белого камня и так же названный в честь Матери Божьей.

Пафнутьево-Боровский монастырь исполнял, конечно, функции духовной обители. Безусловно был и оборонительным сооружением. Обитель много раз перестраивалась, но сохранила всю серьезность и суровость, присущую древним русским постройкам. Вначале все монастырские здания и ограда были деревянными. Монолитные высокие стены, превратившие обитель в суровую пограничную крепость, облик которой сохранился до нашего времени, появились лишь в конце 16-го века.

Здесь работал знаменитый зодчий Федор Конь, известный своими постройками в Кремле. Монастырь превращался именно в крепость благодаря тому, что находился в стратегически важном месте на подступах к Москве и на окраине княжества. Обитель была окружена не только стенами, но и башнями:

  • Круглая (16 век), — самая древняя;
  • Георгиевская (17 век), — через которую раньше осуществлялся въезд в монастырь;
  • Оружейная, — где хранились оружейные запасы;
  • Сторожевая, — самая высокая, на ней располагалась охрана;
  • Измены, — через которую, возможно, проникли захватчики;
  • Поваренная, — где находилась поварня.

Между поваренной и Георгиевской башней в 17 веке были проломлены еще одни ворота. Раньше их называли Проломными, сейчас — Святыми, потому что именно через них осуществляется единственный вход в обитель.

Собор Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре

В красивейшем архитектурном ансамбле обители особо выделяется ее главный храм — собор Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся рака с мощами преподобного Пафнутия. Самым высоким зданием монастыря, его архитектурной доминантой является пятиярусная колокольня, на стенах которой сохранились уникальные изразцы, выполненные мастером Степаном по прозвищу Полубес.

Подвиги и личность святого

Далеко неслась слава о подвигах св. Пафнутия, привлекая в новую обитель все больше любителей благочестия. Преподобный был строгим постником, выбирал себе все самое худшее: пищу, одежду, прочие необходимые для жизни вещи, удобства. Его мантия, обувь сгодились бы разве что последнему нищему, — в таком убогом состоянии они находились.

Он первым приходил на послушания, молитву. Выбирал для себя самую тяжелую работу:

  • обрабатывал землю;
  • ухаживал за садом;
  • рубил и носил дрова;
  • выполнял другие послушания.

Зимой, когда работы было меньше, уделял много времени чтению, плетению рыболовных снастей. Преподобный никогда и никому не позволял прикасаться к своему телу, — так строго он соблюдал правила целомудрия. Женщин вообще не пускал к себе в обитель ни под каким предлогом. Остальным монахам запрещал всяческие разговоры о них.

Преподобный Пафнутий Боровский

К нему, как к искусному лекарю, отовсюду шли миряне, простые и знатные люди, — и всех он принимал с радостью, вел поучительные беседы, утешал, наставлял. Подвижник был нелицеприятен, не боялся сильных мира сего. Со смиренными людьми был добр, ласков, но гордых — не жаловал.

Был также милостив, любил заботиться о нищих. Кормил бедняков в дни голода, нередко по тысяче человек в день, тем самым источая монастырские запасы. Но Господь, видя такую Боголюбивую щедрость, на следующий год посылал умножение земных даров многократно.

Чудеса святого

Преподобный Пафнутий был удивительно терпелив в житейских нуждах и никогда не терял надежду на помощь Божью. Однажды накануне праздника Пасхи в обители совершенно не было рыбы. Братия была опечалена и роптала. Но святой Пафнутий призвал их не гневить Господа и не печалиться, — все образуется с помощью Божьей.

Такая надежда преподобного подвижника принесла свои плоды. Вечером, накануне великого праздника, один из монахов заметил, что вода в реке разлилась и возле берега собралось огромное количество хорошей рыбы. Святой Пафнутий прославил Всемилостивого Бога и благословил забросить рыбацкие сети. Улов превзошел все ожидания. Рыбы хватило на всю Светлую седмицу, давать по два раза в день.

Еще один случай, красноречиво свидетельствующий о святости игумена Пафнутия. Иконописцам, работающим в обители, преподобный запретил вкушать на территории обители мясо. Вначале они соблюдали это правило, но затем, уступив соблазну, принесли в монастырь часть вареной туши ягненка.

Икона святого Пафнутия Боровского

Первым попробовал еду иконописец по имени Дионисий. Но внутри он обнаружил множество червей и вынужден был выбросить все собакам. Более того, этот человек вскоре покрылся струпьями. Он принес покаяние игумену и тот, собрав братию монастыря, провел соборный молебен. Омыл святой водой тело страждущего и струпья от его тела отпали сами собой.

Монастырь был окружен густым лесом, в котором водилось множество разных животных, птиц. Много было и воронов. Они гнездились у самых стен монастыря, и игумен часто наблюдал за ними из своего окна. Преподобный Пафнутий запретил ловить и убивать этих птиц.

Однажды один из охотников, проезжая мимо монастыря, увидел стаю летящих воронов и, натянув лук, убил одну птицу. Но тут заметил, что его голова, повернутая в сторону летящего ворона, так и не смогла повернуться в нормальное, естественное положение.

Раскаяние охватило незадачливого охотника и тот отправился к преподобному, просить прощения за нарушение его завета. Вновь были созваны все иноки монастыря, служился молебен. Юноша, осененный святым крестом в руках преподобного Пафнутия, был исцелен.

Кончина святого

Преподобный Пафнутий дожил до глубокой старости. Лишь, когда ему было 83 года, Господь за неделю возвестил старца о скорой кончине. Это случилось вскоре после Пасхальных праздников, весной 6 апреля 1477 года. Все оставшиеся дни жизни святой провел в молитве, допуская к себе лишь братию монастыря. Он отказывал во встрече мирянам, в том числе и самым знатным, богатым из них, отсылая обратно их дары.

Как и предсказал Господь, преподобный старец почил через неделю, успев за это время несколько раз причаститься, неоднократно побывать на литургии. Братья-монахи помогали святому выстоять службу, поддерживая его под руки. Преподобный скончался 1 мая 1477 года, около семи часов вечера, за час до захода солнца.

Святой преподобный Пафнутий Боровский

Святой Пафнутий заповедал похоронить его только в присутствии монахов родной обители. Но так как это случилось глубоким вечером, погребение отложили на 5 утра следующего дня. Как только похороны состоялись, весть о кончине преподобного просочилась за врата обители и сюда начали стекаться толпы мирян, желающих проститься с любимым батюшкой.

Почитание святого

Начиная с 1531 года начали поместно отмечать день памяти св. Пафнутия. Московский митрополит Даниил при поддержке собора епископов благословил на богослужениях петь канон и читать житие Пафнутия Боровского.

В 1547 году собор установил уже общецерковное почитание преподобного. Мощи, принадлежащие Пафнутию Боровскому почиют в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, — главном храме обители, основанной святым.

Святому возносят молитвы о даровании благочестия и крепкой веры, душевного и телесного здоровья. Он помогает молящимся вести богоугодную, тихую жизнь, получить прощение и оставление грехов, сподобиться доброй христианской кончины и райского блаженства.

Святому Пафнутию молятся о мире и благоденствии в родном Отечестве. Помогает он верующим супругам обрести долгожданное счастье иметь собственных детей. Существует мнение, что благодаря молитвам преподобному Пафнутию был зачат и рожден царь Иоанн Грозный.

Современность

Обитель, основанная святым, и по сей день существует, не угасают в ней молитвы и монашеский дух. Расположен Пафнутьево-Боровский монастырь в Калужской области.

Богослужение в Пафнутьев-Боровском монастыре

По меркам нашего времени это совсем недалеко от города Москвы, всего лишь каких-то сто километров. Боровск — один из самых примечательных малых городов России. В 2000 году ему был присвоен статус исторического места.

И не случайно. Он славится и своей живописной природой, и богатством старинной архитектуры, и святостью древних намоленных мест. Но особенно привлекает в этом заповедном уголке знаменитый Пафнутьево-Боровский монастырь, о которой и идет речь в нашей статье.

Предтечей современной обители, как уже упоминалось, стал Высоко-Покровский Боровский монастырь, где и начинал свои духовные труды преподобный Пафнутий. Он был назван Высоким, потому что располагался на возвышенности, на крутом скалистом берегу реки Протвы. Именно на это место в свое время пришел отрок Парфений и принял постриг.

В смутное время Высоко-Покровский монастырь был сожжен литовско-польскими интервентами. В 1610 году он был разрушен войском Лжедмитрия. Поэтому до нашего времени не сохранился каменный храм Покрова Богородицы, в котором подвизался преподобный Пафнутий, а также другой храм Вход Господень в Иерусалим.

Памятник Пафнутию Боровскому

После Смутного времени, по повелению царя Михаила Федоровича, храм Покрова Пресвятой Богородицы был восстановлен в 1621 году. Но уже для постройки использовались сосновые бревна, без единого гвоздя. Его уникальность в том, что он сохранился до нашего времени. Климат Центральной России мало к этому располагает. Таких сохранившихся храмов здесь осталось очень мало.

Был отреставрирован в 2010 году. Напоминает всем нам о том, какими приемами пользовались древнерусские мастера деревянного храмового зодчества. Стены храма, сложенные из толстых сосновых бревен, расточают в воздухе аромат цветущих деревьев и деревянного сруба. Всем своим видом он напоминает знаменитые деревянные храмы Севера.

Не случайно его еще называют Боровскими Кижами. В 2000 году уникальная церковь стала подворьем Свято-Пафнутьевского монастыря. За алтарем Покровского храма находится часовня (1868 г.), где похоронены родители святого Пафнутия, блаженный Иоанн и Фотиния. Монахи монастыря поминают их на каждой службе.

От Покровского храма спустившись вниз по широкой мраморной лестнице можно попасть к знаменитому святому источнику.

Святой источник Пафнутия Боровского

По преданию, он был открыт еще в начале 15 века, когда в Высоко-Покровской обители подвизался Боровский чудотворец, преподобный Пафнутий. Сегодня возле святого источника Покрова Божьей Матери выстроена небольшая купель. Здесь же построена трапезная для паломников, где находится и русская печь, и всегда можно вкусно перекусить.

Добраться до Покровского храма и Боровского монастыря из Москвы можно на электричке с Киевского вокзала. Поезд следует по направлению Малый Ярославец или Калуга. Выйти нужно на станции Балабаново. Дорога займет около 2-х часов. Далее нужно еще полчаса доехать на маршрутном такси или автобусе до Боровска.

Житие преподобного Пафнутия Боровского