Причастие в осуждение признаки

Великая пятница. Признаки причастия в осуждение

Страстна’я пятница… Христа распяли на кресте за грехи человечества. За наши грехи. За мои грехи…
Много ли сегодня истинных христиан?.. Много ли тех, кто сражается с грехом в себе до пота и крови? Много ли тех, кто выполнил заповеди Христа? Кто’ выполнил то, что Христос сказал богатому праведному юноше? Кто’ выполнил то, о чем Христос говорил в нагорной проповеди? Много ли тех, кто восходит с Ним на Голгофу? Тех, кто, действительно, идёт узким путём спасения?
А путь ОЧЕНЬ узкий… ОЧЕНЬ тесный… Скорбный, терновый. Полный страданий и покаянных слёз.
К сожалению, из тысяч спасающихся только один, действительно, спасается. Для современного, развращённого многими удобствами и страстями, человека путь спасения стал слишком тесен, слишком узок, слишком некомфортен. Но комфортно ли было Христу?.. И разве сказал Он, что кто-то войдет в Царство Божье не тесными вратами? Не через скорби и страдания? А через веселие и радость?
Нужно понимать, то НИКТО из истинных христиан в радостях и веселии не приходит ко спасению. При нашей греховной природе это невозможно в принципе. Все мы, рожденые на Земле, от земных родителей, порабощены грехом. Кто-то в бОльшей, кто-то в меньшей мере — но все. Веселиться могут лишь те «христиане», которые не имеют в себе дара Духа, а потому не способны видеть всю свою греховность. Остальные спасаются через покаяние, плач о своих грехах, перенесение скорбей, Причастие Тела и Крови Христовой.
Христос говорил: «Горе смеющимся ныне». «Возьми свой крест — и следуй за Мной». За Мной куда?.. Путь у каждого истинного христианина, как у Христа — один: до личной голгофы и последующего воскресения вместе со Христом. Так бывает ли путь христианина весёлым?..
О ДУХОВНОЙ РАДОСТИ
Да, есть духовная радость. Есть посещения Божественной благодати, которые дают неизъяснимую сладость в сердце молящегося, внутреннюю радость. Её могут испытать те, кого Господь хочет привлечь к Себе и даёт вкусить эту благость авансом. Её могут испытывать подвижники при духовных подвигах, при перенесении скорбей: так укрепляет и поддерживает Господь идущего узким путём спасения.
Но нам до чистой духовной радости, которую испытывали святые праведники после многих аскез, духовных подвигов, духовных трудов, пока очень и очень далеко… Мы ещё не прошли и начальной стадии пути спасения: покаяния, полного очищения от грехов, отречения от мира, от всех мирских удовольствий, развлечений, не понесли духовных подвигов.
ОБ ИСТИННЫХ ПАСТЫРЯХ И ЛЖЕПАСТЫРЯХ
Истинных пастырей, которые, действительно, ведут людей узким путём спасения, в современном мире осталось очень и очень немного. После столетнего гонения на православное христианство, которое люто ненавидит дьявол, истинных пастырей осталось мало. Даже в нашей церкви есть священники, которые не до конца стоят в истине. Есть те, которые не могут провести человека путём спасения, потому что сами пока не имеют достаточного духовного опыта, духовных даров. Последнее время тяжелое в этом плане: жатвы много, а делателей мало. Очень мало духовников.
Не говорю уже о том, сколько в современном мире развелось ересей. К сожалению, ереси сегодня растут, как грибы после дождя. Из-за духовной безграмотности современных людей, любой активный лжепастырь легко увлекает в свои сети множество душ, которые погибают вместе с ним. И я не знаю, есть ли среди лжепастырей те, кто может провести людей путём спасения? Мне бы очень хотелось в это верить… К сожалению, вижу другое: очень много расхождений с Библией. А я верю Богу и Библии.
Обманывают такие горе-христиане и горе-пастыри (лжепастыри) себя всевозможными иллюзиями о спасённости. Но там, где слепой ведёт слепого, оба в яму упадут. Путь узкий, очень узкий. И на этом духовном пути столько расставленно сетей диавольских, столько подводных камней, что протестантским лжепастырям, самонадеянно отказавшимся от опыта Церкви Христовой, даже не снилось.
Эти люди надеются на то, что они сами, люди последнего времени, которые в духовном плане слишком слабы и неопытны, которые не берут на себя никаких подвигов и аскез, знают всё лучше святых. Ними, якобы, руководит Дух. Зачем им проверять, что это за духи? Зачем сверять всё с духовными наставлениями святых, которые, действительно, имели дары Духа? Они поймут, что обманываются — Духа там нет. Их это разочарует: потеряют свою власть, большие деньги, влияние. Поэтому и отвергли Предание Церкви Христосой, вопреки Библии. Ну что ж, это их право и их погибель. Но горе той нерассудительной пастве, которая верит лжепастырю, служит лжепастырю: все погибнут…
О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ
Радует то, что есть церковь Христова, которая стоит в истине. И пребудет она до скончания века. Есть истинные пастыри. Они нас учат духовной рассудительности, а не слепому подчинению:
«Несмотря на всё уважение к пастырям и на подчинённость им, несмотря на общую евангельскую заповедь: «Не судите!», пасомым Самим Господом вменяется в нравственную обязанность крайняя духовная бдительность и рассудительность даже в отношении самих пастырей: по истинному ли пути они сами идут и всё стадо словесное за собой ведут?
Об этой крайней осторожности и смиренной духовной рассудительности говорит святой апостол Павел: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15-17).
Заповедано: «Не судите», но одновременно с этим добавлено: «Не будьте и нерассудительны».
Не осуждайте ближнего, а в нашем случае — старшего, за его слабости, ошибки, погрешности и грехи, — но о самом ошибочном пути, не осуждая, рассудите. Дабы и вам не принять за истину — ложное, так как это ложное может касаться самых основ жизни духовной: «Ибо я знаю, — говорит божественный апостол, прощаясь с Церковью земною, — что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (это говорится пастырям) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте…» (Деян.20:29-31).
Вот для такого бодрствования и нужна духовная смиренномудрая рассудительность. Дабы превратное, т.е. ошибочное, неистинное понимание не признать за истинное»
Огромным подспорьем при катастрофической нехватке духовных наставников является Предание Церкви, творения святых отцов. Собственно, по ним мы и учимся, как спасаться. Святые, обоженые люди прошли этот путь, знают все его подводные камни — и передали свой духовный опыт будущим поколениям.
Церковь Христова, которой больше 2000 лет, накопила большой опыт прохождения духовного пути, пути спасения. И грешно быть настолько самонадеянными, чтобы не внимать наставлениям святых.
Протестанты не признают Предание Церкви Христа, но Библия учит иному. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное.
Кому, как не святым, которые стали обожеными людьми, передавать нам свой опыт?
Протестантское отречение от опыта Церкви Христовой — отличный сатанинский ход. Благодаря этому несметное множество душ, считающих себя спасёнными, попались в сети диавола.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НЕТ ДУХОВНИКА
Несмотря на то, что в наше, последнее, время огромный дефицит хороших пастырей, духовников, не будет унывать, братья и сёстры! Благодать Божья даётся в таинствах не по достоинству священника, но по Божьему произволению и по достоинству причащающегося.
Если нет духовника, но есть искреннее устремление к Богу — такого человека ведёт и обучает Сам Господь. Господь всегда с нами. Он Сам укрепляет тех, кто Его.
В последние времена на Земле остался лишь малый остаток Церкви Христовой — и тому надлежит быть.
Радуемся тому, что у нас пока есть возможность спасаться, причащаясь Тела и Крови Христа. Благодарим Бога за Его Великую Жертву за наши грехи. И внимательно исследуем себя, чтобы Причастие нам было во спасение, а не в осуждение.
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ В ОСУЖДЕНИЕ
Предлагаю вашему вниманию рассуждения на эту тему православного катехизатора Масленникова Сергея Михайловича:

А также рекомендую его сайт:

Спаси нас, Господи!

Как не причаститься в осуждение?

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными, и в случае экстраординарных обстоятельств (например, при тяжкой болезни человека или предсмертного его состояния) не исполняются. Однако, православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (пребывание на богослужении, пост, домашняя молитва и т.д.) также является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или поужинать. Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1Кор. 11:20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Этому желанию должно быть чуждо всякое лицемерие, и оно должно быть соединено со Страхом Божьим: » Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 9,10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней»(1 Кор. 11,27) .

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти против кого-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

4. Церковность. И, наконец, последнее сущностное условие: человек не должен нарушать канонов Церкви, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету).

5. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1Кор. 11:28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед причастием, который заключается в том, что с 24 часов ночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста по определению Священного Синода не может составлять менее 6 часов. Возникает вопрос если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой необходимо обратиться за советом к священнику.

7. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

8. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения. Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

9. Присутствие на богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу – греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо обязательно прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению – канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона ангелу-хранителю, обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

Александр Боженов

Что значит причаститься недостойно?

  • Недостоин Причастия тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
  • Как мы должны готовиться к принятию в себя Христа? игумен Иларион (Алфеев)

Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, что ежевоскресное Причащение будет недостойно, так как не будет предваряться длительным постом. Таким образом, говение (пост) становится критерием доступа к Святым Дарам (обратим внимание на последнее слово). Происходит регресс от понимания Причастия как дара к пониманию его как заслуги.

В качестве примера обычно вычленяется из контекста известная цитата из Первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам (11:29-30):

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Для правильного толкования этой цитаты имеет смысл рассмотреть весь евангельский эпизод вцелом и попытаться понять причину и цель слов Апостола. Прочтём отрывок 1Кор.11:17-34 по этой ссылке.
«Недостойно», т. е. без всякого благодарного воспоминания о Страданиях Христовых, без подобающего благоговения» – поясняет нам Толковая Библия, т.е. речь идёт об отношении к Таинству, а не о внешних ограничениях.

Итак, мы видим, что в среде верующих акцент в определении недостойного Причащения исторически сместился от внутренней неподготовленности (понимаемой как недостаток благоговения, безразличное отношение к Святыне, небрежение и легкомысленность) к дисциплинарной (внешней).
Из строгости внешней подготовки вырастает и мнение, что только дополнительно длительно постившееся могут быть достойными Божественного Дара. С человеческой точки зрения подход кажется верным. Но нельзя забывать, что Святая Евхаристия – установление не человеческое, а Божественное, Сам Христос установил его, придя на землю. Что же требовал от Своих сторонников Христос? Покаяния и чистоты веры, искренности и любви.
Соответственно, именно такое духовное настроение прежде всего и должно пониматься как условие подхода к Чаше. Нелицемерное покаяние, жажда соединения с Богом, искренность намерений (Бог должен быть целью, а не средством) – именно эти качества в первую очередь важны для причастника.

Ещё один важный аспект регулярного Причащения – гармоничное сочетание всех составных частей правильной духовной жизни. Евхаристия не заменяет собой молитвы, духовного чтения, дел милосердия. Также не следует советовать людям, впервые переступающим порог храма, ставить первой целью приступить к Чаше Господней, если они имеют весьма смутное представление об этом Таинстве и практически ничего не знают о христианстве.

Подготовка к Таинству, безусловно, необходима, как внутренняя, так и внешняя. При этом не правильно догматизировать дисциплинарные установления, превращать их из помощника в заградителя. См. .

Опасность привыкания к Таинству, о которой предупреждают сторонники редкого Причащения, должна предотвращаться не искусственным избеганием Святых Даров, а возгреванием в себе жажды Бога, размышлением о спасительном подвиге Христа и необходимости приобщения к его плодам, правильном устроении духовной жизни.

Что же касается высказываний тех или иных святых или старцев о частоте Причащения и подготовке к нему, то следует принимать в расчёт эпоху, в которую они жили, учитывать традицию, свойственную тому времени.

«Схиигумен Савва (Остапенко) говорил, что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишает себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы?
Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения? С другой стороны, иногда слишком идеализируют духовный уровень членов первохристианских общин; достаточно прочитать Новый Завет, чтобы убедиться в том, что нестроений было достаточно много (например, см. Деян.6:1; 1Кор. 5:1-2; 1Кор.6:1-6, 1Кор.11:21; Иак.4:1-4; Гал.2:12-13; 1Тим.1:19-20).

Схиигумен Савва (Остапенко) редко отлучал грешников от Причастия. Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».

Преподобный Симеон Новый Богослов:
Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию:

  • первый – оглашенные, как еще некрещеные;
  • второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются;
  • третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие;
  • четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и
  • пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия.

Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали. Но когда кто-либо из таких достойных осквернится каким-либо осквернением, как человек, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Таким образом, и тот есть ядый и пияй недостойне, кто, будучи достоин, не приступил достойно ко Святым Таинам.

***

«Аргумент, который чаще всего приводится в пользу как можно более редкого причащения, является недостоинство. На наш взгляд, это обоснование – от лукавого, даже если такое определение звучит крайне жестко. Почему? То недостоинство, которое держит нас вдали от Христа, внушается врагом. Божественным же является то недостоинство, которое приближает нас ко Христу – Единственному, Кто делает нас по-настоящему достойными («И удостой меня неосужденно причаститься непорочным Твоим таинствам»), если наши сердца сокрушены болью покаяния.

Лукавый всегда действует от противного. Когда Господь сказал первым людям Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, то враг стал нашептывать им, чтобы они отведали этих плодов и стали такими, как Бог. Когда же Христос по Закону благодати говорит нам: «Примите, вкусите (…), пейте из нее все (…)», то лукавый внушает нам, что мы недостойны и, значит, не должны вкушать. Таким образом, лукавый подстрекает нас есть как раз тогда, когда этого делать не надо, и, наоборот, побуждает нас не есть тогда, когда это необходимо.

В сознании очень многих существует такой штамп: частое причащение означает профанацию; соответственно, редкое причащение предполагает сознательность, благоговение, почтение. На наш взгляд, эти штампы можно перевернуть: частое причащение связано с благоговейным страхом и трепетом, а редкое причащение говорит о небрежении.

Игнатий (Триф), епископ Хушский. Евхаристия — таинство нашего исцеления и обожения.

Вопрос:

В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Об этом говорит апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). В комментарии к этому посланию святитель Иоанн Златоуст пишет: «Причина стольких благ, трапеза, источающая жизнь, становится осуждением? Не по своему естеству, говорит он, а по произволению приступающего. Как Его пришествие, доставившее нам те великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны становятся средством большего наказания для недостойно причащающихся» (Гомилия 28 на 1-е Послание к коринфянам). Из слов апостола Павла видно, что он считает недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о Теле Господнем, то есть принимает без веры – как простой хлеб. По мнению святых отцов, недостойно причащаются имеющие злобу на ближнего и находящиеся во вражде, имеющие неисповеданные смертные грехи, зараженные еретическими учениями. Последствиями недостойного причастия бывают недуги, как духовные, так и телесные. «Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости» (Авва Феона; см.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. 22 собеседование).

Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении: «Братия приступили к принятию святых таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании святых таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступающих к алтарю» (Руфин. Жизнь пустынных отцов. О Макарии Александрийском).

Необходимо строго следить за тем, чтобы не причащаться недостойно, но избегать другой крайности: отказываться от регулярного участия в этом великом таинстве под предлогом недостоинства. О таких говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми». Церковь предоставляет нашей христианской совести испытывать нашу готовность к причастию. Благословение на причастие дает священник, который принимает исповедь.

ЧТО ЗНАЧИТ «ПРИЧАСТИТЬСЯ В ОСУЖДЕНИЕ»? — Первым человеком, который причастился в осуждение, был Иуда. Он участвовал в Тайной вечере, он так же, как и все апостолы, принял Тело и Кровь Христа. И после этого совершил преступление, ставшее результатом его внутренней раздвоенности, следствием того, что он приступил к Евхаристии, замыслив предательство, а не с чистым сердцем и не с чистыми помыслами. Поэтому Таинство не оказалось для него спасительным. — Для нас оно тоже может не оказаться спасительным? Причастие «во осуждение» означает какие-то кары — как говорит апостол, ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает(1 Кор 11:29-30). — Эти слова нельзя понимать как призыв воздерживаться от причащения из страха своего недостоинства. Напротив, это призыв причащаться, но при этом жить не расслабленно и кое-как, а — в постоянном духовном напряжении. — Существует ли объективное действие Причастия, которое мы должны ощутить? — Да, оно заключается в том, что человек с каждым причащением должен становиться лучше. Но не обязательно он должен это чувствовать, даже наоборот: чем лучше он становится в духовном отношении, тем более ясно видит свои недостатки и сознает свое недостоинство. Но зато окружающие люди понимают, что его религиозная жизнь оказывает преображающее действие и на него самого, и на всех вокруг. От нас требуется не оценка своих успехов, а стремление всегда жить на такой высоте духовной жизни, чтобы тяга к богослужениям, тяга к Причастию никуда не уходили, не исчезали, а, наоборот, возрастали. — Часто случается, что родные умирающего или тяжело больного человека хотят причастить его, несмотря на то, что тот никогда в Церковь не ходил и не понимает, зачем это нужно. Как в такой ситуации лучше поступать? — Когда человек приближается к смерти, у него происходит переоценка ценностей: он начинает вспоминать свою жизнь, на второй план отходят многолетние земные заботы, могут исчезать всякие предубеждения. И я сам не раз сталкивался с ситуациями, когда меня приглашали причащать тяжело больного или умирающего человека, который никогда прежде не причащался, не исповедовался, может быть, и в храм-то заходил всего один раз в жизни. Но он совершенно сознательно подходил к Причастию, потому что уже чувствовал близость смерти, и в душе у него происходила очень важная работа по переоценке ценностей. Пускай лишь на смертном одре, но человек наконец-то понимал: самое главное, что ему необходимо сделать за этот краткий, оставшийся ему отрезок его земной жизни, это соединиться с Богом до того, как будет пройдена черта, отделяющая жизнь от смерти. Поэтому, конечно, надо причащать умирающих. Но не надо ждать того момента, когда человек станет недееспособным: не будет в состоянии ни исповедоваться, ни даже принять Причастие. Мне всегда было очень горько и обидно, когда меня приглашали причащать умирающего, я приходил и видел перед собой человека, уже не говорящего, ничего не сознающего и даже не способного глотать. Я в таких случаях спрашивал людей: «А почему вы ждали так долго?» — «Мы боялись его огорчить». Вот этого не должно быть! Часто бывает, что родственники боятся пригласить к тяжело больному человеку священника, чтоб не огорчить этого человека, — приближение священника в массовом сознании ассоциируется с приближением смерти. Но умирающему человеку никогда не надо внушать, как это часто делают люди, что он никогда не умрет! Даже если он не умрет сейчас, он все равно умрет, рано или поздно, и лучше дать ему возможность подготовиться к смерти, сознательно встретить это самое важное событие в жизни, чем оставить его жить с иллюзиями. Не надо бояться огорчить человека приходом священника и причащением Святых Христовых Тайн. Потому что самое лучшее, что мы можем сделать для тяжелобольного или умирающего, — это как раз причастить его. — Кто сегодня может причащаться? Любой крещеный человек, даже если не осознает, к чему приступает? — Можно не понимать величия и смысла этого Таинства, можно ощущать себя внутренне неготовым, но если у человека есть доверие к Церкви, желание открыться навстречу Богу, он может к этому Таинству приступать. Потому что оно как раз способствует духовному росту. У того, кто постоянно причащается, начинают происходит некие внутренние изменения, которые очень трудно бывает описать или передать другим людям. И со временем на смену простому доверию приходит религиозный опыт, наступает момент, когда христианин говорит: «Я убежден, что это Тело и Кровь Христа — и не потому только, что Церковь так говорит, но потому что я это пережил, испытал, и я точно знаю, что не простого хлеба причащаюсь и не простое вино принимаю из Чаши». ИЗ СТАТЬИ ЖУРНАЛА «Фома»