Причаститься это как

Содержание

Молитвы перед Причастием и исповедью, как их правильно читать

Церковные обряды — это таинства, подчиненные своим строгим правилам. В их числе важнейшая роль отведена Причастию и исповеди. И то, и другое не делается единомоментно, и требует от верующего предварительной подготовки. Очистки, в равной степени телесной и духовной. Не каждый мирянин знает, какие молитвы следует читать ему перед исповедью и причащением. Верующий вправе попросить совет батюшки, или поступить проще — ознакомиться с материалами ниже.

Новые времена диктуют свои правила

Современная православная церковь очень лояльна к мирянам. От них не требуется частых посещений храма, как это было в прошлые века. То же касается и Причастия.

Если раньше причащение проводилось каждое воскресенье, то сейчас достаточно причащаться во время больших постов. От людей малоцерковных требуется и того меньше — причащаться хотя бы один раз в год.

Исповедоваться полагается по велению души. Исповедь — обязательный этап, который необходимо пройти перед принятием Причастия. Но и сама по себе она несет душе великое благо, делает ее чище, возвышает над плотским. Но лишь в том случае, если исповедующийся искренне желает раскаяния и прощения.

Подготовительный этап

Процесс подготовки к таинству носит название «говение». Ему отводится не менее трех дней, но лучше, если православные говеют неделю. Равное внимание уделяется подготовке телесной и духовной. Суть говения — осознание своей греховности, раскаяние в ней, очищение сердца для принятия благословения свыше.

  • Верующий должен выдержать пост.
  • Обязательно читаются молитвы для подготовки к исповеди и причастию.
  • Вечером накануне таинства следует посетить церковное богослужение.
  • Начиная с двенадцати часов ночи, полностью отказываются от любой еды и даже воды.
  • Непременно следует исповедоваться. Принявший исповедь священник решает, можно ли допустить православного к Причастию.
  • Обряд заканчивается посещением Божественной литургии.

Телесная подготовка к таинству

Телесная подготовка подразумевает строгий пост. На его время придется полностью исключить из рациона яйца, мясо, молочные продукты. В некоторых случаях запрет распространяется и на рыбу — то есть правила те же, что и в Великий Пост. Кроме того, исключают сладости. Другие продукты употребляют в умеренных количествах. Алкоголь, конечно же, тоже попадает под запрет.

Начиная с полуночи накануне таинства, верующий не принимает ни воды, ни еды, чтобы попасть на причащение с пустым желудком.

К телесным ограничениям относится и запрет на половые отношения, даже с законными супругами, если верующий находится в браке. Следует напомнить и о том, что женщинам во время менструации нельзя причащаться и вообще входить в храм.

Духовное очищение

Духовной чистоте уделяется не меньше внимания. На время поста следует отказаться от светских мероприятий и развлечений, и вообще как можно больше находиться дома. Телевизор лучше не включать вообще. Компьютер использовать только для работы.

Появившееся свободное время не должно быть потрачено напрасно. Его следует посвятить молитвам, духовным практикам. Кроме того, рекомендуется уделять достаточное количество времени семье, не пренебрегать прогулками на свежем воздухе.

Моления во время подготовки к причащению

Молитва — беседа верующего с богом. Это не только просьба к высшим силам о помощи и защите, но и благодарность за то, что уже было дано неоднократно. Это признание покорности высшей воле и надежда на ее милосердие. Не столь важно, где молится православный, в храме или дома. Гораздо важнее, чтобы это делалось не по принуждению, а по велению души, искренне и с радостью.

В дни говения молиться следует особенно прилежно. Кроме утренних и вечерних обязательных молений, необходимо читать канон — для начинающих разрешается ограничиться одним, но ежедневно.

Вот какие молитвы читать перед исповедью и причащением:

  • Утреннее молитвенное правило.
  • Молитва на сон грядущий.
  • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  • Канон Ангелу Хранителю.
  • Последование ко Святому Причащению.

Непосредственно перед молитвами на сон вечером перед предстоящим обрядом читают Последование. Другие каноны перед исповедью и причащением нужно читать днем во время поста. Если он трехдневный, можно ограничиться однократным прочтением. Если позволяет время, можно прочесть все три канона за день, но и в следующие дни необходимо читать хотя бы по одному из них.

Все эти тексты православные могут найти в своем «Молитвослове». Это можно сделать самостоятельно, или же попросить помощи у духовника.

Тексты достаточно длинные и сложные для восприятия неподготовленных людей. Поэтому читать молитвы во время поста перед причастием следует в одиночестве, сосредоточенно, стараясь вникнуть в каждое слово, прочувствовать его, вложить душевный посыл. Не стоит пытаться делать это так, как священники или церковные служки, которые знают все тексты наизусть. Самое важное в молитве — искренность, а не сам по себе факт ее прочтения.

О важности исповеди

Миновать этот этап могут только дети до семилетнего возраста — считается, что они свободны от плотских искушений. Также послабление делается для тех, над кем нависла угроза скорой смерти. Всем остальным православным полагается исповедоваться либо вечером накануне Причастия, либо рано утром, до того, как начнется служба.

Непременное условие — исповедоваться до начала богослужения. Без этого православные к причащению допущены не будут.

Правила поведения для верующих в день проведения обряда

Важно не только то, что нужно читать перед причастием, но и то, как вести себя непосредственно во время обряда.

Когда по завершении прочтения «Отче наш» священнослужители выносят Святые Дары, право подойти к ним первыми по умолчанию имеют дети и старики, а также нездоровые люди. Только потом наступает очередь остальных. Важно вести себя с достоинством, уважать окружающих, даже если их поведение не безупречно: увы, это не редкость во время богослужений.

Подходя к Чаше, необходимо заблаговременно перекреститься, и с этого момента держать руки сложенными на груди, правую ладонь поверх левой. Делают так, чтобы не задеть священный предмет, крестясь в толчее непосредственно рядом с ним.

Подойдя к Чаше, православному необходимо назвать имя, полученное при крещении, и принять Святые Тайны, ритуальные Плоть и Кровь Спасителя. Креститься не надо. Приложившись губами к краешку Чаши, необходимо отступить к столику с просфорами, где взять одну и съесть.

После этого дожидаются вынесения Напрестольного креста. Его необходимо поцеловать. Уходить сразу после этого разрешается лишь в том случае, если у православного неотложные дела. Но лучше остаться и отстоять благодарственные молебны. В крайнем случае, их можно прочесть дома, но пренебрегать этой частью обряда нельзя.

Завершающий этап

Последний этап для верующего — закончить день таинства так же достойно, как он провел все дни накануне. Достойное поведение и благочестивые мысли после причащения значат не меньше, чем то, какие молитвы читают перед исповедью и причастием. Не следует уподобляться тем, для кого любой церковный праздник равноценен светскому, то есть имеет единственную цель — ублажение плоти. Духовные радости значат не меньше, если принимать их с открытой душой.

Утреннее молитвенное правило

Как готовиться ко Святому Причащению

  • Значение приготовления к Причастию о. Александр Шмеман
  • Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка
  • О Таинстве Евхаристии (Из книги «О вере и Церкви») игумен Пётр (Мещеринов)
  • Воцерковление для начинающих свящ. Александр Торик
  • Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки Александр Боженов
  • Подготовка к причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей прот. Дмитрий Карпенко
  • Канонические правила, касающиеся практики причащения
  • Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго свт. Иоанн Златоуст
  • Об участии верных в Евхаристии Архиерейское совещание (2015г.)
  • Как часто причащаться?
  • Последование ко Святому Причащению
  • Молитвы ко Святому Причащению

Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Молитва домашняя и церковная

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.

Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:

– канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю,– акафиста ко святому Причащению.

(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).

Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.

Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.

Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

***

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения ().

Как подготовиться к причащению?

Причащение – это великое Таинство церкви православной. Насколько важен этот обряд христианства? Как к нему подготовиться? И как часто можно причащаться? Ответы на эти вопросы и на многие другие вы узнаете из данной статьи.

Что являет собой причащение?

Евхаристия — это причащение, иными словами, важнейший обряд христианства, благодаря которому хлеб и вино освящаются и подаются как Тело и Кровь Господа. Благодаря причащению православный соединяется с Богом. Необходимость данного Таинства в жизни верующего трудно переоценить. Оно занимает самое главное, если не сказать центральное место в Церкви. В этом Таинстве завершается и заключается все: молитвы, церковные песнопения, обряды, поклоны, проповедь Слова Божьего.

Предыстория Таинства

Если обратиться к предыстории, то Таинство причастия было установлено Иисусом на Тайной Вечере перед крестной смертью. Он, собравшись с учениками, благословил хлеб и, преломив его, раздал апостолам со словами, что это Его Тело. После этого взял чашу с вином и подал им, говоря, что это Его Кровь. Спаситель заповедал ученикам всегда совершать таинство причащения в Его воспоминание. И Православная Церковь следует заповеди Господа. На центральном богослужении Литургии ежедневно совершается Таинство Святого Причастия.

Церкви известна история, подтверждающая важность причащения. В одной из пустынь Египта, в древнем городе Диолке проживало множество монахов. Пресвитер Аммон, который выделялся среди всех выдающейся святостью, во время одного из богослужений увидел ангела, который что-то записывал возле жертвенной чаши. Как оказалось, ангел записывал имена монахов, присутствующих на службе, а имена тех, которые отсутствовали за Евхаристией, вычеркивал. Через три дня все те, кого вычеркнул ангел, скончались. Так ли неправдива эта история? Возможно, множество людей умирают раньше времени именно по причине своего нежелания совершать причащение? Ведь даже Апостол Павел говорил, что многие люди больны, немощны по причине недостойного причащения.

Необходимость Святого Причастия

Причащение — это необходимый обряд для верующего. Христианин, пренебрегающий Причастием, добровольно отворачивается от Иисуса. И тем самым лишает себя возможности вечной жизни. Регулярно причащающийся же, наоборот, соединяется с Богом, укрепляется в вере, становится причастником вечной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что для воцерковленного человека причащение – это, несомненно, важное событие в жизни.

Порой после принятия Святых Христовых Тайн отступают даже серьезные заболевания, возрастает сила воли, укрепляется дух. Верующему становится легче бороться со своими страстями. Но стоит отступить от причастия на долгое время, как в жизни все начинает идти наперекосяк. Возвращаются недомогания, душу начинают терзать, казалось, отступившие страсти, появляется раздражительность. И это далеко не полный список. Отсюда следует, что человек верующий, воцерковленный старается причащаться минимум раз в месяц.

Подготовка к Святому Причастию

К Таинству Святого Причастия следует должным образом подготовиться, а именно:

  • Молитвой. Перед причащением молиться необходимо больше и усерднее. Не пропускать несколько дней молитвенное правило. К нему, кстати, добавляется правило ко Святому Причастию. Также существует благочестивая традиция читать канон ко причащению: канон покаянный к Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородицу, канон к Ангелу Хранителю. Накануне Причащения посетить вечернее богослужение.
  • Постом. Он должен быть не только плотским, но и духовным. Нужно примириться со всеми, с кем были в соре, больше молиться, читать Слово Божие, воздержаться от просмотра развлекательных программ и прослушивания светской музыки. Супругам нужно отказаться от телесных ласк. Строгий пост начинается накануне Причащения, с 12 часов ночи нельзя ни есть, ни пить. Однако духовник (священник) может установить дополнительный пост 3-7 дней. Такой пост обычно предписывается новоначальным и тем, кто не соблюдал однодневные и многодневные посты.
  • Исповедью. Необходимо исповедаться в своих грехах священнослужителю.
  • Покаяние (исповедь)

    Исповедь и Причащение играют важную роль в свершении Таинства. Непременным условием Причащения является признание своей абсолютной греховности. Следует уразуметь свой грех и искренне раскаяться в нем с твердым убеждением никогда больше его не совершать. Верующий должен осознать, что грех несовместим с Христом. Совершая грех, человек как бы говорит Иисусу, что Его смерть была напрасной. Безусловно, это возможно только благодаря вере. Потому как именно вера в Святого Бога освещает темные пятна грехов. Перед покаянием следует примириться с обидчиками и обиженными, прочитать канон покаянный к Господу, молиться усерднее, если необходимо, то взять пост. Грехи для собственного удобства лучше выписать на бумагу, чтобы во время исповеди ничего не забыть. Об особо тяжелых грехах, которые мучают совесть, нужно сказать священнику особо. Также верующему необходимо помнить, что открывая свои грехи священнослужителю, он, в первую очередь, открывает их Богу, так как Бог незримо присутствует на исповеди. Поэтому ни в коем случае нельзя утаивать какие-либо прегрешения. Батюшка же свято хранит тайну исповеди. Вообще, как исповедь, так и причащение — это отдельные таинства. Однако они тесно связаны между собой, поскольку, не получив прощения своих грехов, христианин не может приступать к Святой Чаше.

    Бывают случаи, когда тяжелобольной искренне кается в своих грехах, дает обещание регулярно ходить в церковь, лишь бы произошло исцеление. Священнослужитель отпускает грехи, позволяет причаститься. Господь дарует исцеление. Но человек впоследствии так и не выполняет своего обещания. Почему так происходит? Возможно, человеческая слабость душевная не дает переступить через себя, через свою гордость. Ведь лежа на смертном одре можно наобещать чего угодно. Но ни в коем случае нельзя забывать об обещаниях, данных самому Господу.

    Причащение. Правила

    В Русской Православной Церкви существуют правила, которые следует выполнять перед подходом к Святой Чаше. Во-первых, нужно прийти в храм к началу богослужения, не опаздывая. Перед Чашей делается земной поклон. Если много желающих причаститься, то можно поклониться заранее. Когда врата откроются, то следует осенить себя крестным знамением: руки положить на груди крестом, правую сверху левой. Таким образом причаститься, отходить, не убирая рук. Подходить с правой стороны, а левую оставить свободной. Служители алтаря должны причаститься первыми, потом монахи, после них дети, затем уже все остальные. Нужно соблюдать вежливость друг с другом, пропускать вперед людей пожилых и немощных. Женщинам нельзя приступать к причастию с накрашенными губами. Голова должна быть покрыта платком. Не шапкой, повязкой, а именно платком. Вообще, одеваться в храм Божий следует всегда чинно, не вызывающе и не вульгарно, чтобы не привлекать внимания и не отвлекать других верующих.

    Подходя к Чаше, необходимо назвать громко и четко свое имя, принять разжевать и сразу же проглотить Святые Дары. Приложиться к нижнему краю Чаши. Запрещено прикасаться к Чаше. Также нельзя совершать крестное знамение около Чаши. У столика с запивкой, нужно съесть антидор и выпить теплоту. Только затем можно разговаривать и целовать иконы. Нельзя причащаться два раза в день.

    Дома необходимо прочитать благодарственные молитвы по Причащении. Тексты их можно найти в молитвословах. Если у вас возникло сомнение, какие именно молитвы читать, то следует уточнить этот момент у священнослужителей.

    Причащение больных

    На Первом Вселенском Соборе было определено, чтобы тяжелобольной человек не лишался причащения. Если человек не в состоянии принять причащение в церкви, это легко решается, ведь церковь позволяет причащать больных на дому.
    Священнослужитель готов в любое время прийти к больному, кроме времени от Херувимской песни до конца литургии. В любое другое богослужение священник обязан остановить службу ради страждущего и поспешить к нему. В церкви в это время читают псалмы для назидания верующих.

    Больных разрешено допускать к принятию Святых Тайн без какой либо подготовки, молитвы, поста. Но исповедаться в грехах им все равно необходимо. Также тяжелобольных разрешено причащать после принятия пищи.

    Часто случаются чудеса, когда, казалось бы, неизлечимые люди после причащения вставали на ноги. Священнослужители часто ходят в больнице поддержать тяжелобольных, принять исповедание, причастить их. Но многие отказываются. Одни по причине брезгливости, другие не хотят накликать беду в палату. Однако тем, кто не поддался всяким сомнениям и суевериям, может быть даровано чудодейственное исцеление.

    Причащение детей

    Когда ребенок встречается с Богом – это очень важное событие как в жизни самого чада, так и его родителей. Причащение с раннего возраста рекомендовано еще и потому, что малыш привыкает к Церкви. Нужно обязательно причащать ребенка. С верой. Регулярно. Это играет важнейшую роль в его духовном развитии, а Святые Дары благотворно влияют на самочувствие и здоровье. И порой даже серьезные заболевания отступают. Так как же следует причащать детей? Дети до семи лет перед Евхаристией особым образом не подготавливаются и не исповедуются, ведь они не могут осознать последование ко Причащению.

    Также они причащаются только Кровью (вином), так как младенцы не могут есть твердую пищу. Если ребенок способен есть твердую пищу, то он может причаститься также и Телом (хлебом). Дети, которых окрестили, принимают Святые Дары в тот же день либо в ближайший следующий день.

    После принятия Святых Даров

    День, когда свершается Таинство Причащения — это, безусловно, знаменательное время для каждого верующего. И провести его нужно особо, как великий праздник души и духа. Во время Таинства причастившийся получает Благодать Божию, которую следует хранить с трепетом и стараться не грешить. Если возможно, то лучше воздержаться от мирских дел и провести день в тишине, покое и молитве. Уделить внимание духовной стороне своей жизни, помолиться, почитать Слово Божие. Эти молитвы после причащения имеют большое значение – они радостны и энергичны. Они также способны помножить благодарность Господу, зарождают в молившемся желание причащаться чаще. Не принято после того как произошло причащение в церкви вставать на колени. Исключения составляют преклонения пред Плащаницей и коленопреклоненные молитвы в день Св. Троицы. Есть необоснованное рассуждение, что, якобы, после Причастия запрещено прикладываться к иконам и целоваться. Однако сами священнослужители после принятия Святых Тайн благословляются у архиерея, целуя руку.

    Как часто можно причащаться?

    Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.

    Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.

    В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю – это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник Даниил Сысоев в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют духовного наставника над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.

    Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.

    Вместо послесловия

    Существует немало книг, пособий и просто советов, как принять причащение, правила подготовки души и тела. Эта информация может в чем-то отличаться, в ней могут быть определены различные подходы к частоте причащения и строгости в приготовлении, но такая информация существует. И она многочисленна. Однако вы не найдете литературы, которая научит человека как вести себя после принятия Святых Тайн, как сохранить этот дар и как им воспользоваться. Как житейский, так и духовный опыт говорит о том, что принять гораздо легче, чем удержать. И это действительно правда. Андрей Ткачев, протоиерей православной церкви, говорит, что неумелое пользование Святыми Дарами может превратиться в проклятие для человека, принявшего их. Он ставит в пример историю Израиля. С одной стороны выступает огромное количество свершающихся чудес, прекрасные отношения Бога с народом, Его покровительство. Другой же стороной медали выступают тяжелые наказания и даже казни людей, которые ведут себя недостойно после причащения. Да и апостолами говорилось о болезнях причастников, ведущих себя неподобающим образом. Поэтому соблюдение правил после Святого Причастия является чрезвычайно важным для человека.

    Как кормящей маме с младенцем жить церковной жизнью?

    Первая неделя августа — Всемирная неделя грудного вскармливания. Правмир попросил священников ответить на вопросы, которые прислали нам кормящие мамы.

    ПОСТ ДЛЯ КОРМЯЩИХ

    — Должно ли быть послабление в еде во время поста для кормящих матерей?

    Не забывать про здравый смысл

    Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

    Протоиерей Александр Ильяшенко

    Для кормящих матерей пост, конечно, ослабляется. Более того, им нужно усиленное питание, больше молочной пищи.

    А что касается мяса, думаю, постом любой человек, даже кормящая мамочка, если она здорова, может не есть его. Но здесь важно смотреть внимательно на состояние здоровья: кормящей маме нужны силы.

    Цель поста — некая осмысленная и оправданная жертва ради Бога. Ведь главная задача матери — вырастить ребеночка, ей Богом дарованного, хорошим, крепким и здоровым, и самой при этом сохранить силы и бодрость духа.

    Подрастет ребенок, не нужно будет его грудью кормить, тогда и поститься можно более строго. А пока дети маленькие, мамочке не до особо строгого поста. Строгость может зависеть от состояния здоровья, от усердия, но всегда быть по благословению духовника и по согласованию с врачом. При этом маме не стоит забывать про собственный здравый смысл.

    К вопросу о посте надо подходить творчески

    Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

    Насчет послаблений поста для беременных и кормящих есть несколько мнений. Я придерживаюсь того, что если ограничения поста не причиняют вред здоровью, то они вполне допустимы беременным и кормящим мамочкам. На самом деле, не есть мясо во время поста большинству кормящих здоровых женщин не противопоказано.

    Пост для беременных и кормящих никто не отменял. Есть единственное упоминание в книге правил, что если женщина родит в Страстную седмицу, то ей позволяется вино и елей ради ее немощи. Больше никаких указаний на этот счет нет.

    Но женщины все разные, беременность и кормление у них тоже протекают по-разному. Есть те, которые не постятся по состоянию здоровья, едят все в пост, даже мясо, и все равное выглядят и чувствуют себя ослабленными. Им трудно поститься. И строго требовать от них соблюдения поста не оправданно.

    А другие соблюдают все посты, в принципе никогда не едят мяса, и при этом нормально себя чувствуют, рожают, кормят грудью. Причем рожают много детей. И дети вырастают прекрасными, здоровыми. Это я не теоретические измышления говорю, а рассказываю об опыте многих знакомых женщин.

    Поэтому здесь надо подходить очень индивидуально. Иногда священники, если они особо не вникают в ситуацию, может быть, не очень зная женщину, рекомендуют ей серьезные послабления в посте, вплоть до мяса.

    Мне кажется, мамы сами должны смотреть по своему состоянию. Если женщина воздерживается от молочного, и с ней ничего не происходит — и хорошо. А если женщина не попила чай с молоком, и количество собственного молока у нее резко уменьшилось, значит, надо изменять режим поста.

    Надо помнить о важном правиле — пост не должен ухудшать состояние здоровья, не должен вредить ни маме, ни ребенку.

    Понятно, что если перейти на картошку, отказавшись от животного белка, то в организме никаких сил не хватит. Но можно, оказываясь от тех или иных продуктов, заменять их постными, но содержащими много полезных веществ. Здесь можно проконсультироваться со специалистом.

    Главное — без терроризма по отношению к собственному организму. Но с другой стороны, не стоит безоглядно думать: «Ага, я беременная (я кормящая), значит, мне в пост можно есть любую пищу». Это неправильно.

    Если здоровье не позволяет поститься полноценно, то стоит оказаться от продуктов, которые, может, и являются «постными», но же вредят и маме, и ребенку — тех же сахаросодержащих лимонадов. Начать можно со вредных вкусностей, которые женщина привыкла есть.

    В общем, к вопросу о посте кормящей маме надо подходить творчески.

    Рассчитать свои силы

    Протоиерей Андрей Юревич:

    В вопросах поста нужно ориентироваться на самочувствие любого человека, а не только кормящей женщины. Потому что есть обстоятельства, такие как болезнь, допустим, которые вменяются в пост. Ведь что такое пост? Это некое ограничение самого себя, но не извне.

    Если ограничение человек воспринимает как ограничение извне, как какие-то внешние рамки, смысла в этом нет. Потому что смысл поста в том, чтобы человек трудился над собой. А внешние рамки — это как тюрьма. Тюрьма у нас только называлась исправительным учреждением, но никого не исправляла. Она ухудшала ситуацию, выпуская уже закоренелых преступников.

    И если человек воспринимает Церковь как тюрьму, то ему будет только хуже, он превратится в самого упорного фарисея, такого законодателя, и все.

    А то иногда неофит приходит в Церковь, ему сразу говорят: «Поститься, молиться и слушать радио „Радонеж“» — и больше ничего. Он понимает, что ему ставят жесткие рамки, а для чего — никто не объясняет.

    Ограничения, дисциплина поста должны идти изнутри. Пост человеку нужно осознать, прожить его, понять смысл.

    Постясь, стесняя себя, мы внутренне упражняемся, а ко всякому упражнению надо подходить разумно. Если человек, занимаясь физкультурой, начнет упражняться сверх меры, он себя перегрузит, и будут у него или сорванные суставы, или поломанные конечности, или депрессия, что угодно.

    Так же и здесь — человек не рассчитал своих сил, сорвался, потом — депрессия, и он либо пост бросил, либо вообще — церковную жизнь.

    Поэтому все должно быть разумно. Если у человека есть какие-то другие, кроме поста в еде, моменты, в которых он упражняется, то уже с едой надо быть осторожным. Беременность, кормление грудью — это особые состояния, которые дают огромные нагрузки на организм женщины, почти стрессовые, хотя и естественные, и потому радостно воспринимаемые.

    К посту в еде здесь надо подходить очень осторожно. Растущему в утробе матери ребенку необходимы, так сказать, «строительные материалы». И как может происходить нормальная выработка молока у матери, если мать не пьет коровьего молока, не ест молочных продуктов, например?

    КОРМЛЕНИЕ В ХРАМЕ

    — Что делать, если ребенок просит есть в храме? Можно ли его покормить?

    Чтобы никто никого не смущал

    Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

    В принципе, кормление в храме, если там нет специальной комнаты — не очень хорошо. Кого-то из молящихся это может смутить. Храм — все-таки место молитвы, а не кормления.

    Но если возникла такая острая потребность, а вспомогательного помещения нет, можно уединиться в уголок, чтобы никому не мешать и никого не смущать. И чтобы кормящую женщину тоже никто не смущал.

    Лучше заранее узнать порядки конкретного храма

    Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

    Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

    Мне кажется, кормить ребенка в кормительной одежде в храме можно, если это никого особенно не смутит.

    В разных храмах могут быть разные порядки. Я не готов ответить за все храмы, что вот есть такое правило, которое разрешает кормить детей во время службы. Нет по этому поводу какого-то канонического запрещения или разрешения.

    Но во многих храмах к этому действительно относятся спокойно. В некоторых мы видим икону Божьей Матери Млекопитательница, например, в Богоявленском соборе — громадная чудотворная икона, у которой кормящиеся мамочки молятся о помощи во вскармливании ребенка.

    Более того, мы знаем, что эта икона, на которой изображена Богородица, кормящая грудью Младенца, была написана на Афоне, афонскими монахами.

    У нас в храме есть специальная комнатка, рядом с притвором, куда можно зайти и прямо там покормить.

    Можно просто отойти в уголок и покормить. Накрывшись большим палантином, частью слинга. Ничего не нужно делать демонстративно.

    Но я знаю, что в некоторых других храмах это может смущать. Так что родителям важно заранее узнать, как происходит в том или ином конкретном храме, чтобы чувствовать себя комфортно. Это гораздо полезнее, чем, не разобравшись, не поняв ситуации, прийти в храм и начать качать свои права.

    В идеале — нужны специальные комнаты

    Протоиерей Андрей Юревич:

    Протоиерей Андрей Юревич

    В ситуации, когда грудной ребенок хочет есть во время службы, лучше не пытаться незаметно прикладывать его к груди, тем более, что это очень неудобно и ребенку, и матери. Да и смысла нет — все равно уже не до молитвы. Лучше отойти, например, присесть на лавочку у стены. Это и для мамы будет удобнее, и для ребенка — мама на нем сосредоточится. И для всех окружающих, потому что окружающих тоже отвлечет от службы чмокающий малыш.

    Худший вариант, когда люди скажут: «Вы мне мешаете, идите отсюда». Лучший вариант — наоборот, окружающие будут беспокоиться за женщину, начнут суетиться: «Присядьте, туда, сюда». И то, и другое нехорошо — в храме переполох, молитвы нет. Так что повторяю, лучше отойти на лавочку, если нет других вариантов.

    Хорошо, если настоятель храма продумает эту проблему и, если есть возможность, выделит какую-то детскую комнату. У нас в Лесосибирске была целая система детских комнат. Была комнатка для грудничков, где мамы могли спокойно покормить грудью, стояли пеленальные столики. Была комната для ползунков, с ковром на полу и диваном для мам и нянь. Была комната, где дети постарше могли посидеть за столом, порисовать, пораскрашивать, полистать книжку. Имелись горшки, игрушки, карандаши, альбомы, детские книжки, раскраски.

    Если мы хотим, чтобы дети оставались в храме, мы должны создавать для них условия. А младенцы — народ непредсказуемый. Они не могут заранее сделать все свои санитарные дела. И в идеале, в храме должны быть все условия, чтобы детям было хорошо, да и мамочкам тоже.

    КОРМЛЕНИЕ И ТАИНСТВА

    — Что делать, если младенец просит есть перед Причастием? Можно ли кормить? Можно ли кормить кроху перед Крещением?

    Маме нужно все учитывать

    Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

    Чем раньше начать ребеночка причащать натощак, тем легче будет делать это, когда он станет постарше. Но для этого маме нужно хорошо продумывать распорядок дня, когда малыша несут в храм. Может быть, следует встать пораньше и покормить ребенка, прежде чем отправиться в храм. И смотреть по обстоятельствам — выдерживает ребенок — хорошо, не выдерживает — значит, покормить.

    Но, понятное дело, речь не о малыше, появившимся на свет месяц назад. Здесь о каких-то попытках приучить говорить рано.

    На самом деле, не стоит кормить грудничка перед Причастием, потому, что он, например, может срыгнуть. Поэтому надо стараться отодвигать время кормления от Причастия, сделать так, чтобы оно попадало между кормлениями.

    Понятно, что не всегда это получается, и иногда придется подкормить. Нужно смотреть по ситуации.

    Ведь единый жесткий режим на все дни здесь не установишь. Ребенок здоров — одно. Не очень себя хорошо чувствует — другое. Смена погоды, недосыпание, — что только не влияет на самочувствие крохи. Мамочке следует об этом помнить и учитывать, стремясь принести ребенка к Причастию, чтобы избежать нежелательных эксцессов.

    Перед Крещением тоже надо стараться, чтобы кормление от Таинства было отделено. Чтобы во время Таинства не произошло никаких нежелательных естественных для ребеночка происшествий.

    Но время Крещения зависит не от мамочки, священник может задерживаться, ребенок — начать плакать. Тогда, конечно, можно и покормить.

    Может, тогда и исповедовать месячного младенца?

    Протоиерей Андрей Юревич:

    Иногда спрашивают, отказывать ли младенцу в еде перед причастием и сколько времени? Если исходить из того, что пост — осознанное дело, я не вижу смысла не давать младенцу есть перед причастием. Для чего отказывать ему в еде? Чтобы исполнить закон? Зачем младенцу исполнять закон? Повторюсь: пост должен быть осознанным. Что малыш может осознать в свои несколько месяцев? Почему бы тогда младенца не начинать исповедовать с первого месяца его жизни?

    Ждать появление сознательности

    Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

    До того момента, как у ребенка появятся хотя бы начатки сознательности, никакого специального поста перед Причастием для ребенка нет.

    Заплакал ребенок в очереди к Чаше, мама тут же ему может дать бутылку со сцеженным молоком (редкие, единичные случаи пользования бутылкой вреда не причинят) или отойти в уголок — покормить.

    Но как только он начинает понимать что то, надо приучать к тому, чтобы он подходил к Причастию натощак. Причем не обязательно приурочивать это к конкретной дате: «Все, с трех лет начинаем приучать!». Но при этом нужно помнить, что трехлетний ребенок вполне уже может причащаться натощак. Для этого нужно вырабатывать определенную привычку и навык. Встали, например, быстро оделись и вышли, чтобы ребенок не сообразил, что нужно позавтракать.

    У нас в храме мамы кормят во время Крещения. Прямо во время крестин. Например, если возникает пауза в действиях священника, например, он читает молитву на освящение воды. Но даже если ребенок расплакался в момент какого-то действия, можно дать ему поесть.

    Что нужно сделать перед крещением ребенка?

    Что нужно сделать перед крещением ребенка?

    Родителям перед крещением ребенка нужно выбрать хороших крестных. Затем родители ребенка и крестные проходят специальное собеседование со священником, записываются на определенное время и день, когда будет совершаться таинство. Также нужно будет знать на память определенные христианские молитвы, приготовить крестильный набор для малыша, полотенце для крещения, нательный крестик с цепочкой. Нательный крестик служит образом нашего жизненного креста, который проявляется во всех скорбях, радостях, заботах и попечениях. Если человек достойно и без ропота пронесет свой жизненный крест, то тогда он будет радоваться своему спасению и находится в райских обителях. Задача крестных родителей и родителей малыша показать ему добрый пример своей жизнью, научить основным принципам христианского поведения и мировоззрения.

    Что нужно знать перед крещением ребенка

    Родители ребенка и его крестные должны знать определенные христианские молитвы, к которым относится молитва «Отче наш», «Царю небесный», «Богородице Дево, радуйся», а также знать на память или хотя бы хорошо уметь читать молитву «Символ веры». Когда вы приходите с малышом в церковь для его крещения, нужно знать, для чего вы это хотите сделать. Родители и крестные всегда желают ребенку добра и блага. Наивысшим благом для каждого человека является спасение его души. Жизнь, которая дана нам на земле, временна и скоротекуща, она является подготовкой к вечности. От того, как мы ее проживем, зависит вечная участь души. Если ребенок будет крещен, за него будут молиться в церкви и дома, он будет воспитываться в христианском духе, стремиться к совершению добрых дел и угождению Богу, тогда будут все шансы на спасение его души. А это – та цель и ответственность, которая возложена на родителей и крестных самим Богом.

    Крещение ребенка – это то событие, которое происходит только один раз за всю жизнь. Оно должно быть ступенькой на пути духовной лестницы. Подниматься по ступенькам всегда труднее, чем спускаться вниз. Тоже касается и духовной жизни: совершать добрые дела, особенно когда нам этого не хочется, намного сложнее, чем расслабиться и позволить себе что-то необдуманно сказать или сделать. В Священном Писании написано, что за каждое праздное слово, т.е. необдуманное, человек будет держать ответ перед Богом в день Страшного Суда. Воспитание ребенка – очень трудное и ответственное занятие. После совершения крещения Господь дает невидимую благодать не только ребенку возрастать телесно и духовно, но также и его родителям и крестным правильно воспитывать малыша. Главное, чтобы они прислушивались к тем внушениям, которые Господь будет посылать через их сердца и мысли.

    Пост, исповедь и причастие перед крещением ребенка

    Есть епархии Православной Церкви, где строгим требованием для крещения ребенка являются пост, исповедь и причастие перед крещением ребенка его крестных родителей. В других епархиях это высказывается в виде пожелания. Пост, исповедь и причастие являются важными моментами духовной подготовки для совершения таинства. Ответственные родители и крестные малыша должны будут следить за его духовной жизнью, а это невозможно сделать без личного примера, который малыш будет видеть.

    Пост перед крещением ребенка крестному и крестной

    Крестные родители, которые готовятся к таинству исповеди и причастия, должны в течение нескольких дней употреблять постную пищу и больше молиться. Пост обычно длится от трех до семи дней. В эти дни крестный и крестная не должны употреблять в пищу продукты, в которых содержатся мясо, молоко и его производные, яйца и другие продукты животного происхождения. В эти дни нужно стараться прилежно исполнять свое утреннее и вечернее молитвенное правило, не смотреть телевизор, не заниматься пустыми занятиями, избегать различных развлечений.

    Исповедь перед крещением ребенка

    Крестная мать и крестный отец должны хорошо подготовиться к той исповеди, которая будет проходить перед крещением их крестника или крестницы. Во время исповеди перед крещением ребенка нужно искренне рассказать священнику о тех словах, мыслях и поступках, о которых вы сожалеете. Возможно, вы кого-то обидели и принесли боль своим необдуманным словом. Есть люди, которым вы не уделили достаточно внимания, хотя они в этом очень сильно нуждались, и вы могли это сделать. Возможно, вы кого-то осудили или позавидовали. Перед исповедью можно где-то уединиться, хорошо подумать и проанализировать свое поведение. Таинство исповеди по-другому называется таинством покаяния. Слово покаяние происходит и выражается это таинство на греческом языке словом «митаноя», которое обозначает «перемена». После исповеди, в которой вы расскажете о том, в чем вы каетесь, нужно приложить все усилия к своей духовной перемене. Те скверные мысли, слова и дела нужно стараться избегать и стараться больше не совершать.

    Причастие перед крещением ребенка

    Таинство Святого Причащения или Евхаристия является одним из самых удивительных моментов проявления Божией благодати в жизни людей. Это таинство невозможно понять человеческому разуму. Однако душа и тело христианина воспринимает евхаристию в той мере, насколько она к этому готова. Во время причастия под видом хлеба и вина верующие вкушают само Тело Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом мы соединяемся с самим Богом. Чтобы хоть немного постичь это таинство и подготовиться к нему, перед причастием обычно соблюдают пост и приступают к таинству исповеди, а также читают специальные молитвы. Эти молитвы содержатся в православном молитвослове, они называются «Последование ко Святому Причащению». Также перед этим последованием верующие христиане читают покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю и канон ко святому причащению. Если эти молитвы читать вдумчиво и рассуждать над их смыслом, то перед человеком открывается картина Страшного Суда, Божия любовь к праведным людям и гнев по отношению к грешникам. Также в этих молитвах содержится большое количество примеров, когда люди, совершившие очень страшные грехи, такие как блуд и убийство, приходили к покаянию и получали Божию милость и прощение. Эти молитвы призваны разогреть сердце христианина, и сделать его способным к принятию Божией благодати. Сейчас существуют православные молитвословы, в которых есть параллельный перевод с церковно-славянского языка на русский. Если у вас нет такого молитвослова, и вы не понимаете смысла некоторых слов, можно поискать эти молитвы на русском языке в сети интернет. Вы можете их распечатать и держать у себя перед глазами во время чтения молитв на церковно-славянском языке. Когда вам встречается непонятный момент или слово, вы можете посмотреть его на русском.

    После крещения ребенка нужно постараться в ближайшее время, чтобы малыш также приступил к таинству святого причащения.