Приобретайте друзей богатством неправедным

Неверный управитель

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк 16:1-9)

Любая евангельская притча нуждается в толковании, без которого она превращается в обычную, ничем не примечательную бытовую историю. Но в притче о неверном управителе и сама эта бытовая история вызывает недо-умение. Ведь даже в аллегорическом сюжете обязательно должна присутствовать внутренняя логика, благодаря которой, собственно, и становится возможным духовное толкование этой аллегории. Чтобы увидеть в ней аналогию с законами духовной жизни человека и его отношений с Богом, притча обязательно должна быть непротиворечивой внутри себя. Но Евангельская история о неверном управителе содержит в себе очевидное противоречие, которое известно каждому, кто читал Новый Завет.

Нерадивому менеджеру, разбазарившему хозяйский капитал, становится известно о предстоящем увольнении. Он списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но вместо того, чтобы наказать мошенника, почему-то хвалит его за сообразительность. Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы?

Ведь списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого менеджера должности, а потом — хвалит и поощряет.

В общем, вместо поучительности — сплошные загадки. Но все эти недоразумения совсем легко разрешаются, если задаться одним-единственным вопросом: а за что вообще хозяин может хвалить слугу? Ответ очевиден — за исполнение воли хозяина. И если хозяин из притчи похвалил управителя за раздачу его имущества должникам, значит, именно этого и ждал от него хозяин.

Управляющему было поручено распределять имение хозяина между неимущими, но вместо этого он пожадничал и стал тратить его на свои нужды. Такое поведение хозяин счел расточительством.

Митрополит Антоний Сурожский говорил об этой притче так: «Подобны домоправителю все мы. Всем нам, каждому из нас без исключения поручено заботиться об имуществе Божием, а не нашем, потому что нашего имущества нет и не может быть; всё — Божие или Богом дано каким-то другим людям. Но мы заботимся о нем или небрежно, или прямо-таки нечестно, стараемся свою выгоду получить из того, что принадлежит не нам… В этом центр тяжести всей притчи: не в том, что он был честен или нечестен, а в том, что никакое добро нам не принадлежит: мы все домоправители, все плохо правим Божиим добром, но, несмотря на это, если мы через наше управление, каково бы оно ни было, родим в других людях благодарность и любовь, то этим можем себя спасти».

Иначе говоря, притча на живом и конкретном примере из жизни рассказывает о проворовавшемся торгаше, осознавшем, что людская привязанность и благодарность важнее любых земных сокровищ.

И мы все, находящиеся в неоплатном долгу перед Богом, обретем спасение, лишь если поможем другим людям уменьшить их долг, снять, по мере сил, груз с их плеч. В конце концов мы все молча стоим перед Ним, глядя на наши мятые расписки, и существует только один удачный для нас выход из этой ситуации — полная амнистия.

Блаженный Феофилакт Болгарский толкует притчу о неверном управителе еще шире. Он говорит: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия».

Иначе говоря, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому, когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. И заслужил от хозяина похвалу. Такая простая история…

Но почему же нам так тяжело понять ее смысл, почему воспринимается она как какой-то замысловатый ребус?

Наверное, дело в том, что и сами мы очень часто относимся ко всему, чем обладаем, как к своей собственности. И речь здесь не только о деньгах или имуществе. Все наши способности и таланты, красоту и ловкость тела, силу ума и благородство душевных качеств мы легкомысленно привыкли считать своим достоянием и думаем, что можем распоряжаться им по своему усмотрению. Но ведь все это — не наше, мы лишь получили это имение от Господа. По прошествии не такого уж долгого времени Он спросит каждого из нас — как мы распорядились этим вверенным нам богатством? Расточили ли мы его ради собственного удовольствия или, подобно опомнившемуся управителю из притчи, все-таки успели раздать тем, кто нуждался в нашей помощи? Какой из этих двух вариантов окажется достойным похвалы у Господа, как раз и объясняет эта, такая непонятная на первый взгляд и такая простая на самом деле притча об управителе, исполнившем волю своего хозяина столь необычным образом.

рисунки Артема Безменова

Приобретайте себе друзей богатством неправедным

Во все времена искренние люди, которые всем сердцем взывали к Богу и хотели знать волю Его, с большой радостью принимали пророков Божьих, так как СРАЗУ распознавали в их словах голос Самого Создателя, обращённый к ним лично. Наше поколение, живущее перед ОЧЕНЬ близким 2-м Пришествием Иисуса Христа на Землю ОСОБЕННО нуждается в ясных и прямых наставлениях Любящего нас Творца.
Благодарность Богу за дивный Его свет, который мы получили от Него, благодаря многочисленным трудам вестницы Божьей — Елены Уайт!
Если ты, дорогой читатель, НИКОГДА не слышал ранее об этой удивительной женщине и не встречал её ПОТРЯСАЮЩИЕ до глубины души произведения, то я ОЧЕНЬ рекомендую тебе прочитать эту статью до конца и не с чьих-то слов, а ЛИЧНО убедиться в том, что всё сказанное здесь — ЯСНАЯ весть от Бога для нас!
Ниже я привожу главу из книги Елены Уайт под общим названием «Наглядные уроки Христа» (или «Притчи Иисуса Христа»), которая называется «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» —
Итак, читаем:
(Основано на Евангелии от Луки 16,1-9)
«Первое пришествие Христа было временем безраздельного господства мирских интересов. Люди предпочитали земное вечному, а запросы будущего подчиняли делам настоящего. Они приняли призрак за действительность, и действительность за призрак. Они не видели верою невидимого мира. Сатана поставил пред ними предметы жизни, как нечто заслуживающее наибольшего внимания и всепоглощающее, и они поддались этим его искушениям.
Христос пришёл, чтобы изменить порядок вещей. Он старался разрушить чары, которыми люди были ослеплены и обольщены. В Своём учении Он старался ясно разграничить земные и небесные потребности людей и обратить их мысли от настоящего к будущему. Он призывал отказаться от погони за временными благами и приготовиться к вечности.
«Один человек был богат», — сказал Он, — «и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его».
Богатый человек оставил всё свое имущество на руки своего слуги, но слуга был неверным, и господин убедился, что он был систематически обкрадываем. Он решил не удерживать его далее на службе и позвал для исследования его счетов.
— «Что это я слышу о тебе?» — сказал он, — «дай отчёт в управлении твоём, ибо ты не можешь более управлять!».
С перспективою увольнения пред собою, управляющий видел три пути, открытыми для его выбора. Он должен работать или просить, или же умереть с голоду. И он сказал сам себе так: «Что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь: знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дома свои, когда отставлен буду от управления домом!» И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «Сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «Сто мер масла». И сказал ему: «Возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «А ты сколько должен?» Он отвечал: «Сто мер пшеницы». И сказал ему: «Возьми твою расписку и напиши: восемьдесят!».
Таким путём неверный слуга сделал других соучастниками в своей нечестности. Он обманул своего господина, чтобы быть полезным им, но через приобретение этой пользы они поставили самих себя под обязательство принять его, как друга, в свои дома.
«И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил».
Мирской человек похвалил догадливость человека, обманувшего его. Но похвала богача не была похвалою Божией. Христос не похвалил неверного управителя, но употребил прекрасно известный случай, чтобы иллюстрировать урок, который он желал преподать: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители!».
Спаситель был осуждён фарисеями за общение с мытарями и грешниками, но Его интерес к ним не уменьшился, и Он не прекратил Своих стараний для них. Он видел, что их занятие вводило их в искушение. Они были окружены приманками зла. Первый ложный шаг был лёгок, и спуск был быстрым к ещё большей бесчестности и увеличению преступлений. Христос старался всякими средствами приобрести их для более высоких целей и принципов. Эту цель имел Он в разуме в притче о неверном управителе.
Среди мытарей был как раз такой случай, как представленный в притче, и в описании Христа они узнавали их собственные обыкновения. Их внимание было привлечено и из картины их собственных бесчестных действий многие из них извлекли урок духовной истины.
Притча тем не менее была высказана непосредственно к ученикам. Им первым была уделена закваска истины, и через них она должна была достигнуть других.
Многого из учения Христа ученики сначала не понимали, и часто Его уроки бывали почти забыты. Но под влиянием Святого Духа эти истины были после оживлены с ясностью, и через учеников они были ярко поставлены пред новообращенными, присоединившимися к церкви.
И Спаситель также говорил и к фарисеям. Он не оставлял надежды, что они заметят силу Его слов. Многие были глубоко изобличены и, если бы они слушали истину под наставлением Святого Духа, то некоторые сделались бы верующими во Христа.
Фарисеи пытались уронить Христа в глазах народа, обвиняя Его в общении с мытарями и грешниками. Теперь Он обращает упрёк к Своим обвинителям. Он держит пред фарисеями сцену, имевшую место среди мытарей и одновременно представлявшую, как направление их действий, так и показывающую единственный путь, которым они могут искупить свои ошибки.
Добро господина было вверено его неверному управителю для благих целей, но он употребил его для себя. Так и с Израилем. Бог избрал семя Авраама. Мышцею простёртою Он освободил их из Египетского пленения. Он сделал их хранилищем священной истины для благословения мира. Он вверил им живых прорицателей, дабы они могли передавать свет другим. Но Его управители употребили эти дары для обогащения и возвеличения самих себя.
Фарисеи, полные напыщенности и самоправедности, дурно применяли добро, одолженное им Богом, чтобы употребить его для Его славы.
Слуга, как говорится в притче, не сделал никакой заготовки для будущего. Добро, вверенное ему для блага других, он употребил для себя, так как думал только о настоящем.
Если бы управление было взято от него, он не имел бы ничего, что мог бы назвать своим. Но добро его господина было ещё в руках его, и он решил употребить его так, чтобы обеспечить самого себя ввиду будущей нужды.
Чтобы исполнить это, он должен был работать по новому плану. Вместо того, чтобы собирать для себя, он должен теперь начать уделять другим. Этим он мог приобрести друзей, которые приняли бы его, когда он будет выгнан вон.
Так и с фарисеями. Управление должно было быть скоро взято от них, и они должны были приготовиться для будущего. Только путём делания добра другим, они могли извлечь пользу для самих себя. Только путём передачи Божиих даров в настоящий жизни другим, они могли приготовиться к вечности.
Рассказав притчу, Христос сказал: «Сыны века сего догадливее сынов света в своём роде».
Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божьими в их служении Ему.
Так это было во дни Христа, так обстоит дело и теперь.
Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должны кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся.
Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространённая бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе.
Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество.
Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыни», будьте «щедры и общительны», «когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых». «Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу», «расторгни всякое ярмо». «Раздели с голодным хлеб», «бедных введи в дом», «когда увидишь нагого — одень его», «напитай душу страдальца». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Таковы повеления Господа. Делает ли всё это огромное тело христианства?
Увы, как много людей присваивают себе дары Божий! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, на удовлетворение аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья. Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия.
Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадёт у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро.
Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем… тех, кто удерживают плату у наёмника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца».
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» — десятиною и приношениями! Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня!».
«Послушайте вы, богатые! Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас! … Вы собрали себе сокровище на последние дни».
«Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиёт, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа!».
От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить НИЧЕГО для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным.
Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своём вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки.
Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении.
Это те, о ком пророк заявляет в своём видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».
«Приобретайте себе друзей богатством неправедным», — говорит Христос: «чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители!».
Бог, Христос, Ангелы — все служат угнетённым, страдающим и грешным. Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами. Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей. Когда всё земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти.
И средства, употреблённые для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употреблённые, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении. Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ.
Эта притча даёт урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передаёт нам.
Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостережёнными и неспасёнными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них.
Проходят дни, недели и месяцы, и мы имеем днём, неделею, месяцем, в которые мы могли бы делать нашу работы, меньше. Самое большее это ещё немного лет и послышится голос, на который мы не можем отказаться ответить: «Дай отчёт в управлении твоём!»
Христос призывает каждого подумать. Сделайте честное вычисление. Поставьте на одну чашу весов Иисуса, что значит: вечное сокровище, жизнь, истина, небеса и радость Христа об искупленных душах, а на другую поставьте всё привлекательное, что может предложить мир. На одну чашу весов положите погибель вашей собственной души и душ тех, для кого вы могли бы быть посредниками в спасении; на другую — для вас самих и для них жизнь, измеряемую жизнью Божией. Взвесьте временное и вечное. Когда вы занимаетесь этим, Христос говорит: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»
Бог желает, чтобы мы избрали небесное вместо земного. Он открывает пред нами возможность небесного помещения капитала. Он желал бы дать ободрение нашим возвышеннейшим целям и сохранность нашему избраннейшему сокровищу. Он заявляет: «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского!».
Когда богатства, пожираемые молью и портящиеся от ржавчины, будут сметены прочь, последователи Христа будут радоваться своим небесным сокровищам, богатствам нетленным.
Дружба с искупленными Христа лучше, чем вся дружба мира. Документ на обители, которые наш Господь ушёл приготовить, лучше, чем документ на самый благороднейший дворец в мире. И лучше всех слов земной хвалы будут слова Спасителя к Своим верным слугам: «Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!».
Тем, кто присваивает Его добро, Христос ещё даёт возможность приобрести вечное богатство. Он говорит: «Давайте и дастся вам!». «Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровища неоскудевающие на небесах. Куда вор не приблизится, и где моль не съедает!».
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни!».
Пусть ваше богатство идёт вперед вас на небеса. Положите ваше сокровище у престола Божия. Сделайте верным ваше право на неисследимые богатства Христа.
«Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители!».»
*****

О домоправителе неправды. Изъяснение Господней притчи

Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Притча о неправедном управителе

Чтобы оградить себя от всякого недоумения, навеваемого поверхностным чтением сей притчи, должно прежде всего правильно понять слова Господни: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк 16, 9). Здесь Господь разумеет не только то земное богатство, которое приобретено обманом или воровством, а всякое вообще вещественное богатство, противопоставляя его богатству добродетелями и благодатью: только такое духовное богатство есть богатство прочное, праведное. Это доказывается Его дальнейшими словами: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк 16, 11) То есть: если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство — силу исцелений и видений? Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: «Богатых в настоящем веке (противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они… и пр. …уповали не на богатство неверное (неправедное), но… и пр. …чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)» (1 Тим 6, 17—19) и пр.

Скажут: но если Господь под неправедным богатством разумеет и то денежное богатство, которое досталось истинным трудом или по законному наследству, то почему Он приводит в пример нечестного управителя, который тайно раздавал чужое, чтобы потом кормиться у облагодетельствованных чужим добром бедняков? Ответ простой: Господь вовсе не хочет одобрить такого поступка нечестного управителя, и если «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (Лк 16, 8), то это не было похвалой нравственного одоления, а похвалой иронической, похвалой ловкости бесчестного человека. Но Спаситель, как и в других случаях, так и здесь, приводит такой неодобрительный в земной жизни поступок, подобие которого в жизни духовной весьма одобрительно.

Такова притча о судье неправедном, «который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк 18, 2), и притча о женщине (сребролюбивой и неумной), нашедшей потерянную драхму. Подобно тому и здесь, вовсе не одобряя поступка неверного управителя, Господь предлагает слушателям научиться в духовной жизни той предусмотрительности, которую обнаружил управитель в жизни земной. Чье имущество он раздавал? Хозяйское. Чье же на самом деле и то имущество, которым владеем мы? Конечно, Божие, а мы только временно им заведуем, пока живем на земле, а придет час смерти нашей и суда Божия, и Господь отнимет от нас это имущество.

Итак, если мы только временные распорядители этого имущества, то зачем его беречь? Будем раздавать его тем, кто может быть для нас полезным, когда Господь лишит нас земной жизни, а с нею вместе и всякого имущества. Кто же эти приобретаемые неправедным (то есть вещественным или денежным) богатством друзья, которые, когда мы обнищаем (то есть умрем), могут принять нас «в вечные обители»? Это бедняки, которые своей молитвою об упокоении душ наших будут открывать нам двери Царства Небесного. Сии слова Господни направлены против отрицателей молитвы за умерших, то есть против протестантов всех видов.

Этим словам Господним подобны и Павловы, дальнейшие после приведенных нами выше, в коих апостол учит Тимофея увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим 6, 18—19). Напротив, богачу, чуждому любви к бедным, Господь в другой притче угрожает внезапной смертью, вопрошая при этом: «Так кому же достанется то, что ты заготовил?» «Так бывает с теми, — заключает Свою притчу Спаситель, — кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12, 20—21).

Во всех сих изречениях Христа и апостола раскрывается та же мысль, что и в притче о неверном управителе, — именно то, что раздавать имение бедным есть не только дело любящей души, но и простого благоразумия; имение это все равно у нас не вечное, оно даже и не наше, а Божие; будем же его менять на вечное достояние через благотворительность.

Продолжение следует…

Богатство

У этого термина существуют и другие значения, см. Богатство (значения).

Богатство — изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток). К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. В религиозно-философском смысле — богатство духа и моральные качества. Противоположностью богатства является бедность. На английский язык богатство, в смысле обладания материальными и финансовыми ценностями, переводится как Wealth (синоним — благосостояние), богатство в смысле крайнего превосходства над другими членами общества как Richness. Страны, значительно превосходящие в богатстве другие страны, обычно называют развитыми.

История экономических взглядов на богатство

Вопрос об оптимальном способе накопления богатства начал изучаться экономистами классической школы. Адам Смит создал теорию о природе капитала и способах его увеличения. Давид Рикардо развил взгляды Смита и дополнил их оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Томас Мальтус впервые показал, что быстрый рост населения представляет большую угрозу богатству страны. Джон Стюарт Милль углубил теории своих предшественников и обосновал необходимость свободного рынка для наибольшего экономического роста и увеличения богатства людей и общества. Карл Маркс в «Капитале» выводит «всеобщий закон капиталистического накопления»:

«…накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на противоположном полюсе».

Бодо Шефер и Роберт Кийосаки разрабатывают (раздельно) психологический образ человека, обретая который можно разбогатеть. В России XVII—XIX веков общественно-экономическая и церковная мысль рассматривала несколько иной подход к пониманию сущности богатства: в Домострое, в дальнейшем у Ивана Посошкова богатство принимает не только материальный, но и этический, нравственный характер:

трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

— (Лк. 18:24—25)

Старообрядец — промышленник XIX века Тимофей Васильевич Прохоров написал работу «О богатении» (работа сохранилась лишь в отрывках), в которой обосновал, что богатство — это необходимое условие развития общества, промышленности и науки, но это и особая миссия, возложенная Богом на человека: Бог дал его в пользование и спросит отчета, на что оно было использовано. Накопление, преумножение богатства каждыми последующими поколениями естественно, но здесь Тимофей Васильевич называет «нравственную жизнь» гарантией успешности накопленных капиталов: «…чистое богатение, даже коммерсантов и банкиров, полезно, если наживающий богатство живёт по-Божьему». Забытый в настоящее время русский экономист Василий Гаврилович Яроцкий под богатством понимает «полностью всю сумму жизненных интересов человека, а не только переводимые на денежную оценку предметы и отношения».

Суммарное богатство мира

Общее имущество домохозяйств оценивается в 241 триллион долларов (2013). При этом 100 триллионов принадлежат 0,51 миллиону граждан США и Швейцарии.

Отчёт «Global Wealth Report 2013», подготовленный банком Credit Swiss, подразумевает, что достаточно иметь 4000 долларов США, чтобы войти в 50 % более состоятельного населения мира (остальная половина мирового населения имеет меньше этой суммы). Потребуется 75 000$, чтобы стать одним из 10 % самых богатых и по крайней мере 753 000$, чтобы войти в 1 %.за 2015: Согласно этому же отчёту за 2015 год, в мире насчитывается около 34 млн долларовых миллионеров, 45 тыс. из них контролируют более чем $100-миллионные состояния, а миллиардеров в мире насчитывается 1722 человека.

en:Tim Harford заключил из этого, что любой младенец богаче по крайней мере двух миллиардов жителей земли, так как в отличие от них он пока ещё не обременён долгами.

> См. также

  • Лицо со сверхкрупным чистым капиталом
  • Обнищание пролетариата

Примечания

  1. Компаниец В.В., д. э. н., профессор. О СУЩНОСТИ, МЕХАНИЗМЕ И ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАХ ВИРТУАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
  2. Миллиардеры богатеют, Россия беднеет, Газета РБК. Архивировано 31 августа 2017 года. Дата обращения 21 сентября 2017. «Россия, равно как и большинство стран Восточной Европы, Китай, Бразилия, Мексика и Индонезия, вошла в группу государств со средним уровнем личного благосостояния в $5–25 тыс. на человека. Беднее — страны Центральной Африки и Средней Азии, Индия, Бангладеш, Камбоджа, а также Белоруссия, Молдавия и Украина. Здесь уровень личного благосостояния не превышает $5 тыс. на человека.».
  3. К. Маркс, Капитал, глава 23 «Всеобщий закон капиталистического накопления».
  4. См.: Терентьев П. Н. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Годы 1799—1915. С.108.
  5. Там же. С. 108
  6. Яроцкий В. Г. Экономическая ответственность предпринимателей. СПб., 1887. С. 43.
  7. Credit Suisse: Global household wealth increases 4.9% to USD 241 trillion. Credit Suisse AG (October 9, 2013).
  8. Global Wealth Reaches New All-Time High (недоступная ссылка). Credit Suisse AG (October 9, 2013). Дата обращения 9 января 2015. Архивировано 29 апреля 2014 года.
  9. 1 2 Беднеют все: Украина — лидер по падению благосостояния / Статьи / Finance.UA
  10. Harford (and Tabarrok) on Macroeconomics, economics professor Alex Tabarrok, January 25, 2014.

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

Литература

  • Бронзов А. А. Богатство и бедность (с их нравственной стороны) // Православная Богословская Энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1901. — Т. 2. — Стб. 722
  • Чупров А. И. Богатство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4049185-7

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Это заготовка статьи по экономике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Притча о неверном управителе

Притча о неверном управителе — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Луки.

В ней рассказано о нанятом богатым господином домоуправителе, уличённом в растрате вверенного имущества. Когда же о растрате было доложено хозяину, то испугавшись, управитель переписал долговые расписки на имущество розданного людям с большего долга на меньший.

Притча о неверном управителе. Картина XXI века.

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители

— (Лк. 16:1-9)

Богословское толкование

Притча вызывает наибольшее количество вопросов и недоумений. В связи с этим свт. Феофан Затворник писал: «Из всех притчей Спасителя эта, кажется, самая трудная…».

Большинство толкователей видят в богатом господине образ Бога, под вверенным имуществом понимается все то, чем наделил человека Господь, включая как материальные, так и духовные блага, а также физические возможности, здоровье, таланты и прочие способности которые должно употреблять на богоугодное дело, а не вопреки их назначению. Неправедное богатство — то, что не наше, Божье, присвоенное, ибо только один Господь есть податель жизни и всякой благодати. В пример же поставлено не то, что управитель неправедно распоряжался имуществом, но то с каким усердием он пытался исправить ситуацию, не пренебрегая самой последней возможностью избежать наказания даже тогда, когда развязка была уже очевидна. В духовном смысле таким же образом должен поступать человек, невзирая на тяжесть грехов и даже будучи на смертном одре не терять надежду на спасение, предпринимая все к тому возможное.

Однако не следует излишне буквально и детально подходить к пониманию каждого образа данного в притче. Свт. Феофилакт Болгарский: «Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но не она во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берётся. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом, насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмёмся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донёс на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой — пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь тёмной, причём, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно».

Из толкования святителя Феофилакта Болгарского:

Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении после преставления отселе, тогда мы поздно примечаем, что нужно делать, и приобретаем себе друзей богатством неправедным. «Неправедным» называется то «богатство», которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (Мф. 25, 8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные приняли нас в вечные обители…

Из толкования святителя Феофана Затворника:

За что похвалён неправедный эконом? Не за правду, а за то, что умудрился выпутаться из стеснительных обстоятельств, в какие попал… Так ухитряйтесь и вы отвратить главную беду, грозящую вам. Какую беду? Ту, что ведь вы грешны, а за грехи что ожидает вас? Осуждение и такое состояние, в коем вы будете бедственнее всякого бедствующего. Вы находитесь теперь совершенно в таком же положении, в каком тот управитель… Мудрость правителя в чём состояла? В том, что он умудрился обеспечить своё будущее. Умудритесь и вы то же сделать. Как? Чрез благотворение и милостыню. Облегчайте участь нуждающихся, — и это спасёт вас…

Профессор МДА о. Андрей Кураев:

У каждого есть не нами созданное богатство, которое дано нам в распоряжение. Это время моей жизни. В принципе, все, что мне дано Богом, я должен был бы Ему же и вернуть. Но Господь понимает, что этого не будет. И поэтому просит у меня отдать хотя бы десятину, хотя бы эти полдня в воскресенье. И вот я должен бы быть в воскресенье в храме. А я вместо того, чтобы в этот день пойти в церковь, посвятить его Богу, пойду навещу больного друга. В известном смысле, я украл это время у Бога. Но если на Страшном Суде возникнет вопрос, как я потратил этот талант, то я отвечу: «Я взял этот талант у Тебя, Господи, но я отдал его своим друзьям. Я не утаил его при себе. Да, я не был в то воскресенье в храме. Но я провел время не перед телевизором. Я был в больнице». Как ни странно, это будет оправданием.

  1. «Глава 16 // Толкование Священного Писания Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского
  2. Святитель Феофан, Затворник Вышенский. «Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни»
  3. Диакон Андрей Кураев. Ответы молодым»
  • Гладков Б. И. Толкование Евангелия
  • Толкование на Евангелие от Луки. Глава 16 // Толковая Библия или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета // Издание преемников А. П. Лопухина.

Ссылки

  • Читаем Евангелие вместе с Церковью. Телеканал «Союз»

  • См. также апокрифические
  • Об убийце
  • О пустом кувшине

До Христа, ветхозаветные
  • Иофам о деревьях, избравших царём терновник (Суд. 9:7-20)
  • Нафан о богаче, отнявшем у бедняка единственную овцу (2Цар. 12:1-9)
  • Иоас о терне и кедре на Ливане (4Цар. 14:9-10).
Новозаветные,
их отношение к
проповеди Христа
о Царстве Божьем
1/ подготовление Царства
в Ветхом Завете (6)
2/ основание и распространение
Царства на земле (5)
3/ разные условия
Царства на земле (21)

Нормативный контроль

LCCN: sh85141183

В 16 главе Евангелия от Луки Иисус Христос, рассказывая притчу о неверном управителе и его господине, сказал: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук. 16:9). Как же это понимать?

Под богатством неправедным здесь понимается все то, чем владеет человек в этом мире. К такому богатству относятся не только деньги, но и таланты, взаимоотношения с людьми, здоровье и т.п. Все это мы не заработали сами. Наш Господин — Бог дал нам это. Многие люди, владея подобным «богатством», не служат своему Богу, не верят Ему, тратят данное им «богатство» без пользы, являясь «неверными» управляющими.

Но есть и те, которые познали, что источник всего на земле для человека — Господь, и что Он потребует отчета за все что они делали в земной жизни. Таковые используют данное им «богатство» для служения другим людям от имени Господа (делятся финансами и другим имуществом, помогают восполнять нужды других, молятся за людей, показывая любовь Господа и т.п.).

Иисус говорит, что таким людям, когда они обнищают (т.е. перестанут уповать на земное «богатство» или, возможно, закончится их жизнь на земле), их Господин — Бог вверит духовное «истинное» богатство — неветшающие сокровища небесные.