Притча о бедной вдове и двух лептах

Две лепты вдовы

Лк 20:45b –21:4 (зач. 103):

Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря

Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы).

Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

А ситуация предельно проста: богатые люди клали в храмовую сокровищницу довольно большие суммы в абсолютном исчислении, однако незначительные – относительно тех средств, которые находились в их распоряжении; бедная же вдова положила, как прозрел Христос, «всё пропитание своё, какое имела» – т. е. 100% тех денег, которые у нее были. Она отдала эти две лепты, две медные монетки, – и осталась без денег вообще.

Вряд ли она слышала Нагорную проповедь Спасителя, однако поступила она так, как будто руководствовалась Его словами: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Такова была ее вера, ее надежда – и ее любовь к Богу.

Казалось бы, мораль из этого эпизода евангельской истории совершенно прозрачна. И коль скоро этот фрагмент Нового Завета читают в Церкви уже двадцать веков, то всем христианам – монахам и иерархам, клирикам и мирянам – должно быть ясно, что такое хорошо и что такое плохо. Однако на деле не так: по-прежнему мы видим богатых, поедающих домы вдовиц, вметающих свои неправедно нажитые богатства в церковные сокровищницы и получающих за это церковные ордена, и бедных, отдающих на храм многое из того немногого, что у них есть.

Впрочем, это неудивительно: было бы наивно думать, что Христос обличал исключительно своих современников. То, о чем Спаситель говорит в Евангелии – это универсальное свойство падшей человеческой природы, не зависящее от времени, места, национальности и даже религиозной принадлежности человека, одержимого страстями.

Жертву вдовы можно понимать и метафорически – и это несколько труднее. Не для разума, конечно – здесь нет ничего сложного – а для нашего сердца. У разных людей разные дары, разные таланты – и различны они не только качественно, но и количественно. Попросту говоря, есть люди талантливые, способные – и люди «обычные», «посредственные», «серые». И если человек, наделенный Творцом теми или иными способностями, захочет послужить Богу – его дар может быть велик и ярок. Один напишет икону, другой построит храм, третий организует миссию в епархии…

Люди же обычные гораздо менее заметны, их помощь Церкви воспринимается как нечто само собой разумеющееся и не достойное особой благодарности: баба Маша каждое воскресенье бросает в церковную кружку 50 рублей; баба Глаша после каждой службы моет пол в храме; мама пятерых детей Наташа покупает цветы и украшает иконы…

Но и это – больше о внешнем, чем о внутреннем.

Если же осмелиться вести речь о более высоких материях, то богатые среди нас – те, кто наделен от Бога духовными дарами. Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом.

Человек с детства рос в неблагополучной семье – и не может отвыкнуть от матерной брани; рано начались беспорядочные половые связи – и очень трудно отказаться от этой опустошительной, как сам человек понимает, страсти; кто-то вспыхивает как порох по поводу и без повода и может наговорить такого, что потом сам сгорает от стыда; а кто-то сознаёт окаменение своего сердца и не знает, как сокрушить эту греховную скорлупу.

И вот для последних любой – даже самый малый – шаг к свету, к чистоте – это результат огромного труда, огромной работы над собой, это их посильный (а часто – сверх силы) дар Богу. Но, конечно, в глазах праведников всё это малозначительно и не заслуживает ни похвалы, ни подражания. А ведь должно быть не так.

И хотелось бы, чтобы мы, если удостоил нас Господь быть «праведниками», стали опорой для наших немощных братьев и сестер, чтобы у нас нашлось для них слово утешения и ободрения. А если мы сознаем свою бедность и скудость – то постараемся не унывать и не отчаиваться, но возложить упование на Бога и принести Ему в дар две лепты – наши душевные и телесные силы. А Господь, приняв этот дар, вернет его нам приумноженным.

Глава 12

1–12. Притча о злых виноградарях. – 13–17. Ответ Господа фарисеям и иродианам о дани Кесарю». – 18–27. Ответ Господа саддукеям по вопросу о воскресении мертвых. – 28–34. Самая важная заповедь. – 35–37. Христос – Сын и Владыка Давида. – 38–40. Речь против книжников и фарисеев. – 41–44. Две лепты бедной вдовы.

Мк.12:1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

Мк.12:2. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.

Мк.12:3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

Мк.12:4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

Мк.12:5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

Мк.12:6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

Мк.12:7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

Мк.12:8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

Мк.12:9. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Мк.12:10. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

Мк.12:11. это от Господа, и есть дивно в очах наших».

Мк.12:12. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

«И начал говорить им притчами» (стих 1). Согласно Евангелию Марка выходит, что Господь сказал первосвященникам и книжникам («им») несколько притчей. И евангелист Матфей, действительно, сообщает в параллельном разделе (Мф. 21:28–44, 23:1–14) три притчи. Ясно, что если в настоящем случае евангелист Марк приводит только одну, то делает это ввиду большого сокращения повествования. Притча, избранная им (вторая у Матфея), является наиболее сильной. Точно так же из слуг, о которых говорит Матфей (Мф.28:34), евангелист Марк упоминает об одном, вероятно, наиболее важном.

«И выбросили вон» (стих 8). Согласно евангелисту Матфею, они предварительно вывели сына из виноградника и потом уже его убили. И у Марка употреблено такое выражение (ἐξεβαλον αὐτόν), которое повсюду прилагается не к трупу, а к живому человеку (ср. Мк.5:40; Лк. 8:54; Ин. 2:15). Таким образом, к этому выражению вначале нужно прибавить: «после того как предварительно» и весь 8-й стих нужно перевести так: «и, взяв его, убили, после того как предварительно выгнали его вон из виноградника».

«Придет и предаст смерти…» (стих 9). Эти слова евангелист Марк влагает в уста Господа, тогда как Матфей приписывает их слушателям Христа. Но можно и в Евангелии Марка эти слова считать ответом слушателей, поставив впереди них выражение: «и сказали».

«И старались схватить Его…» (стих 12). Первосвященники и книжники (так точнее следует передать мысль 12-го стиха) употребляли все средства к тому, чтобы захватить Христа, но в это время их охватил страх перед возможностью народного восстания из-за Христа. Причиной же их стараний было их понимание того, что вышеприведенная притча была направлена против них.

Мк.12:13. И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

Мк.12:14. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

Мк.12:15. Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

Мк.12:16. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

Мк.12:17. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

(См. Мф. 22:16–21).

Мк.12:18. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:

Мк.12:19. Учитель! Моисей написал нам: «если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему».

Мк.12:20. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

Мк.12:21. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

Мк.12:22. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

Мк.12:23. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?

Мк.12:24. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

Мк.12:25. Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

Мк.12:26. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»?

Мк.12:27. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

(См. Мф. 22:23–33.)

«Этим ли приводитесь вы в заблуждение?» (стих 24). Эти слова, приводимые только евангелистом Марком, лучше передать так: «тем ли, что вы передали выше (случай, изображенный вопрошателями), вы приводитесь в заблуждение, т.е. приходите к сомнению в воскресении мертвых? Но вы можете приходить в заблуждение, только не зная как следует Писания, которое вовсе не предназначено для упорядочения отношений будущей жизни, и не понимая, что сила Божия может совершенно по-иному, чем здесь на земле, установить в будущей жизни все отношения между людьми».

Мк.12:28. Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

Мк.12:29. Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

Мк.12:30. и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь!

Мк.12:31. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет.

Мк.12:32. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

Мк.12:33. и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

Мк.12:34. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

(См. Мф. 22:34–40).

Евангелист Марк в этом разделе несколько отличается от Матфея. Так, он говорит, что к Господу приступил один из книжников, вслушавшийся в прения, которые вели между собой враги Христа (У Матфея он назван «законником из фарисеев»). Не говорит евангелист Марк, чтобы у этого вопрошателя были искусительные намерения (как сообщает Матфей). Может быть, в самом деле книжник, хотевший было искусить Христа, скоро отказался от своего намерения, почему евангелист Марк и не счел нужным упоминать о том намерении. Далее, заповедь о любви к Богу Марк предваряет словами известной еврейской молитвы («шма»), представлявшей собой повторение слов Моисея (Втор. 6:4). У евангелиста Марка эти слова Моисея являются основанием требования исключительной любви к Богу: Бог есть единственный Господь или Владыка, следовательно, Ему одному должна принадлежать вся любовь израильтянина.

«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель!» (стих 32). Лучше слово «хорошо» относить к глаголу «сказал», потому что в Евангелии Марка нигде обращение «Учитель» не ставится на втором месте.

«Больше всех всесожжений» ((стих 33; см. Ос. 6:6; 1Цар. 15:22)). Это прибавление было весьма важно для читателей Евангелия Марка, христиан из язычников, смущавшихся тем, что у них не было такого храма и такого торжественного культа, какой до 70 года имели иудеи.

«Иисус, видя, что он разумно отвечал…» (стих 34). Разумность ответа книжника сказалась не только в его согласии со словами Христа, но и в стремлении точно определить те способности, какими человек должен служить Богу. Именно (по лучшему чтению см. Тишендорф, 8-е изд.), он говорит, что Бога нужно любить сердцем, умом или разумением и силою: он ставит таким образом рассудок (ἡ σύνεσις)13 как орудие любви к Богу, которая действительно должна быть вполне осмысленным подвигом, а не только делом чувства. Однако все же мало для вступления в Небесное Царство одного признания единства Божия и необходимости любви к людям. Нужно еще исполнять эту высшую заповедь: книжнику нужно подойти ко Христу не только как к Учителю, но и как к Спасителю, Который только и может подать ему силы, необходимые для исполнения той величайшей заповеди. А веры-то во Христа как в Мессию, очевидно, у него еще и не было.

Мк.12:35. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

Мк.12:36. Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Мк.12:37. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

(См. Мф. 22:41–46).

В отличие от евангелиста Матфея, Марк речь Иисуса Христа изображает как монологическую. Христос здесь говорит народу о книжниках. Но книжники, несомненно, присутствуют при этом обращении Христа к народу, потому что евангелист Марк говорит, что Господь здесь «отвечал» (ἀποκριθείς – стих 35; в русском переводе не точно – «продолжая учить»). Но кому же Он отвечал? Понятно, книжникам, которым, по сообщению евангелиста Матфея, Он предложил вопрос и которые ему высказали мнение о Мессии.

Мк.12:38. И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

Мк.12:39. сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, –

Мк.12:40. сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

(См. Мф. 23:6, 7, 14).

Из обширной речи Господа против книжников и фарисеев, которую передает евангелист Матфей (Мф. 23), Марк приводит только несколько изречений, которыми характеризуется честолюбие, корыстолюбие и лицемерие фарисеев или, собственно, книжников, о которых говорил Господь, по сообщению евангелиста Марка. Для читателей Евангелия Марка не представляла большого интереса вся обширная характеристика фарисейства, какая дана у Матфея.

«В длинных одеждах» ходили обыкновенно люди знатные.

«В народных собраниях» – на рынках (ἀγοραῖς).

Мк.12:41. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Мк.12:42. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

Мк.12:43. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

Мк.12:44. ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – Лк. 21:1–4). Христос сидел «против сокровищницы», т.е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον14, еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты», т.е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.

143.5. Обличительная речь против книжников и фарисеев

Мф. XXIII, 1-39: 1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. 33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? 34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. 37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 38 Се, оставляется вам дом ваш пуст. 39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Мк. XII, 38-40: 38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,- 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

Лк. XX, 45-47: 45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

О Божественном достоинстве Мессии-Христа

(Мф. XXI, 33-46; XXII, 15-46; XXIII; Мк. XII, 1-40; Лк. XX, 9-47)

… Тогда Иисус Христос обратился к ученикам Своим и народу и в грозной речи явно перед всеми обличил лицемерие фарисеев и книжников и предсказал им горе.

Иисус Христос со скорбью говорил: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное людям; потому что сами не входите, и хотящих войти не допускаете».

… «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и темина (вещей малоценных), и оставили важнейшее в законе: суд (правосудие), милость и веру; и это надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающее!» (Это значит, что они тщательно наблюдают за мелочами, а важное оставляют без внимания).

«…. вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» …

Это было последнее увещание Господа, последняя попытка спасти их от страшного осуждения. Но на лицах их не было раскаяния, а была затаенная злоба против Спасителя.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

13. Обличительная речь против книжников и фарисеев

(Мф. XXIII, 1-39; Мк. XII, 38-40; Лк. XX, 45-47)

Посрамив фарисеев и сделав их безответными, Господь для предостережения Своих учеников и народа от духа фарисейского, произнес против фарисеев грозную обличительную речь, в которой изобличил их главнейшие заблуждения, как относительно учения, так и относительно жизни. Эта речь полностью приводится только св. Матфеем, а у св. Марка и Луки приведены лишь отрывки из нее. Начал эту речь Господь словами: «на Моисееве седалищи седоша книжницы и фарисее», т.е. книжники и фарисеи заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право учить законам Моисея народ и истолковывать их смысл. «Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, по Делом же их не творите» – здесь фарисеи изобличаются в том, что они, уча закону, сами не живут по закону. «Вся», т.е. «все» надо, конечно, понимать с ограничением, ибо Сам Спаситель нередко обличал книжников и фарисеев в неправильном понимании и истолковании заповедей закона. «Связуют бо бремена тяжка и бедне носима…» как тяжелую поклажу на животных, возлагают они «на преща человеческая» все многочисленные и разнообразные постановления Моисеева закона (ср. деян. 15: 10), сурово требуя от народа исполнения их до последних мелочей, а сами не хотели споспешествовать в этом народу. Если же фарисеи и делают что-либо из того, что требуют от других, то не для угождения Богу, а для того, чтобы их видели и хвалили люди. Они «расширяют хранилища своя», т.е. без нужды, на показ другим, увеличивают те кожаные мешочки или ящички, в которые вкладывались листки из папируса или из пергамента с изречениями из закона: Исхода 13:1-10; 13:11-17; Втор. 6:4-10 и 11:13-22, и которые во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке. Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов кн. Исхода 13:9: «и будет тебе заповедь Божия знамение на руце твоей, и воспоминание пред очима твоима». Евреи верили, что эти хранилища предохраняли от злых духов. «И величают воскрилия риз своих» – четыре кисточки, которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить повелено было законом, в напоминание заповедей Божиих и в отличие евреев от других народов (Числа 15:37-40). Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных. «Любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах» – в те времена пищу вкушали не сидя, а полулежа на особых длинных и широких подушках, прислонявшихся к столу, имевшему обычно форму буквы П. Главные или почетные места были в середине стола и их-то добивались фарисеи: в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре. «Вы же не нарицайтеся учители»… это значит: «не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель Христос. Это запрещение называться «учителями», «отцами» и «наставниками» нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из посланий Апостольских видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами, как, напр. I Иоан. 2:13; Рим. 4:16; I Кор. 4:15; Ефес. 6:4; Фил. 2:22; I Сол. 2:11; I Тим. 5:11; Деян. 13:1; Иак. 3:1; Рим. 2:20; 12:71; I Кор. 12:28; 12:29; I Тим. 2:7; II Тим. 4:3; Евр. 5:12 («учители»); I Кор. 4: 15; Евр. 13: 7; 13: 17; («наставники»). Нельзя допустить, чтобы Апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Не следует воздавать человеку чести, подобающей единому Богу, и чтить учителей и наставников самих по себе чрезмерно, как если бы эти учителя и наставники говорили свое слово, а не слово Божие. «Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие небесное пред человеки…» за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры. «Снедаете домы вдовиц…» обманываете вдов своей показной набожностью и расхищаете их имущество. «Преходите море и сушу» – приобретаете прозелитов из язычников, не заботясь об их наставлении в истинной вере, а еще больше развращая их дурным примером своей лицемерной жизни. «Горе вам, вожди слепии, глаголющий: иже аще кленется церковью, ничесоже есть, а иже кленется златом церковным, должен есть» – Иудейские учители разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или златом церковным считалась великой, а клятва храмом или алтарем – малой. Господь указывает, что клясться всеми этими предметами – значит клясться самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв. «Горе вам, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд, и милость, и веру…» фарисеи, во исполнение закона о десятине (Числ. 18:20-24; Втор. 14:22-28), приносили десятую часть даже от таких трав, о которых закон не упоминает, по их ничтожности. Господь и обличает за то, что они, соблюдая строго мелочи, оставляют без внимания важнейшее, как то: справедливость в судебных разбирательствах, милосердие к бедным и несчастным, верность Богу и Его закону. «Оцеждающии комары, велблуды же пожирающе» – народная поговорка на Востоке: заботясь о мелочах и оставляя без внимания важнейшее, фарисеи похожи на тех, которые тщательно отцеживают попавшегося в напиток комара, и безбоязненно глотают целого верблюда (гиперболическое выражение, конечно), т.е. допускают тяжкие грехи. «Очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полны хищения и неправды» – наружной стороне сосуда, о чистоте которой заботились фарисеи, противопоставляется то, что внутри сосуда – пища добытая хищением и несправедливостью. Надо заботиться об этой внутренней чистоте прежде всего, о том, чтобы добывать себе хлеб насущный честным путем.

«Подобитеся гробом повапленым», т.е. убеленным известью. Ежегодно 15 числа месяца Адара пещеры, служившие гробницами, белились для того, чтобы к ним не приближались и не прикасались прохожие, так как прикосновение ко гробу, по закону, причиняло нечистоту на 7 дней (Числ. 19:16). Обеленные гробы казались снаружи красивыми: так и фарисеи, по внешности, казались праведниками, а на самом деле были лицемерами и беззаконниками. Далее Господь обличает фарисеев, что они лицемерно строят гробницы пророкам и украшают памятники праведным, которые были избиты отцами их. Они будто бы чтят избитых праведников, а на самом деле они еще хуже отцов своих, происхождением от коих гордятся, ибо собираются убить Самого Господа. «И вы исполните меру отец ваших» – т.е. превзойдете отцов ваших в их злодеяниях. «Аз послю к вам пророки» – разумеется послание Апостолов и их сотрудников на проповедь евангельского учения; здесь Господь предрекает о том, как будут гнать и преследовать их Иудеи, уподобляясь в этом отцам их, избившим ветхозаветных пророков. «Да приидет на вы всяка кровь праведна…» будучи злы, фарисеи примут на себя ответственность за кровь всех праведников когда-либо убитых, как ими самими, так и их предками, начиная от крови Авеля, убитого своим братом Каином, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого между храмом и жертвенником. Одни полагают, что это тот Захария, который, по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня (2Пар. 24:20). Правда, этот Захария называется сыном Иодая, но может быть, это было его второе имя, так как у евреев было в обычае носить два имени. Некоторые древние толкователи, как св. Василий Великий, Григорий Богослов и др. полагают, что здесь идет речь об отце св. Иоанна Крестителя. За все преступления, совершенные вождями Иудейского народа книжниками и фарисеями, Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: «се оставляется вам дом ваш пусть», что и исполнилось спустя 36 лет, когда в 70 году по Р.Хр. Флавий с римскими полчищами подверг Иерусалим полному разорению. С глубокой скорбью говорит об этом Господь, указывая на всю любовь свою к этому жестоковыйному народу, подобную любви птицы к своим птенцам. «Не увидите Меня отныне… дондеже речете: благословен грядый во имя Господне» – здесь разумеется время второго пришествия Христова, когда даже неверующие, против воли своей, должны будут прославить Его Божество.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Обличительная речь Иисуса Христа против фарисеев

(Мф. 23:1-39; Мк. 12:38-40; Лк. 20:45-47)

Завершая Своё пророческое служение, Спаситель подобно великому пророку и Законодателю Ветхаго Завета, обратился с обличительною речью к вождям и учителям народа Иудейскаго и, как некогда — при начале Своей проповеди — возвестил истинным последователям Своим блаженство — так теперь, наоборот, возвещает горе тем, которые, возседая на Моисеевом седалище, предписывают народу неудобоисполнимыя заповеди и сами не исполняют их; и называясь отцами и учителями, ищут только незаслуженнаго почёта. Преподнеся, как бы мимоходом, Своим ученикам урок смирения — в противоположность фарисейской гордости — и запрещая им называться отцами и учителями, Он призывает восьмикратное горе на книжников и фарисеев:

1) За их превратное толкование Закона, которым они затворяют для народа доступ к Царствию Небесному;

2) За их корыстолюбие и притворное благочестие, поядающия домы вдов;

3) За их ложную ревность в распространении Иудейства, приводящую к гибели несчастных прозелитов;

4) За их клятвопреступничество и кощунственное призывание имени Божия и священных предметов, дозволяющее свободно нарушать клятву, данную перед храмом или жертвенником Божиим, и осуждающее нарушение клятвы золотом или даром алтаря;

5) За предпочтение неважнаго важнейшему и мелочнаго существенному в Законе, выражающееся в требовании не предписанных Законом десятин с огородных растений нравственнаго закона;

6) За соблюдение внешней чистоты чаш и блюд и допущение внутренней нечистоты — хищения и неправды;

7) За их лицемерие, прикрывающее внутренния беззакония, подобно тому, как красивыя гробницы прикрывают внутренность гроба, наполненнаго мёртвыми костями и нечистотой; и

8) за унаследованную ими от отцов ненависть к пророкам и посланникам Божиим.

Предвидя и предсказывая, что они изгнанием и убийством посланных к ним пророков и мудрых исполнять меру злодеяний своих отцов, Он призывает на них кровь всех праведников от Авеля до Захарии — сына Варахиина, убитаго между храмом и жертвенником (2 Парал. 24:20-21). С горьким упрёком к избивающему пророков и посланников Божиих Иерусалиму, Он обращается и напоминает в последний раз многократныя попечения Божии о собрании во едино стадо чад Его и его нежелание; осуждая самый храм Божий на опустошение, предрекает, что они уже более не увидят Его, пока не воскликнут: благословен грядый во имя Господне! Это уже девятое — хотя и не названное, но тягчайшее горе за упорное сопротивление воле Божией и отвержение призвания ко спасению.

Посрамив книжников и фарисеев мудрыми ответами на частные их вопросы и заставив их замолчать предложением им затруднительнаго вопроса о лице Мессии, Иисус Христос произнёс грозную обличительную речь против мнимых мудрецов и учителей народа, прикрывавшихся наружным благочестием, внутренне же полных неправды и ведущих народ к гибели.

В этой речи Он совокупил всё, что было Им сказано против фарисеев в разныя времена Своего служения. Надлежало разоблачить перед народом, каковы его учители и какова их мудрость. Этого требовал долг справедливости и благо народа, находившагося в ослеплении относительно фарисеев. Это нужно было и для учеников Самого Христа, так как Он предвидел, что между Его последователями найдутся такие же фарисеи и книжники, которые, возседая на Его седалище, станут связывать неудобоносимыя бремена, чтобы возлагать их на плечи других, а сами не захотят и перстом двинуть, будут украшать внешность своей жизни, внутри же будут полны всякой неправды и хищения. И против христианских лицемеров Он изрёк Своё горе.

1) В обличении книжников и фарисеев Иисус Христос прежде всего обращает внимание на то, что они связуют и возлагают на плечи людям тяжелыя и неудобоносимыя бремена, а сами не хотят перстом подвинуть их — то есть к предписаниям Закона Моисеева, который и сам по себе труден к исполнению, присоединяют новыя, ещё более сложныя и следовательно более трудныя требования, для исполнения которых не дают никаких средств, не указывают никаких ни состояний, ни обстоятельств, облегчающих ответственность нарушителя Закона; сами же, пользуясь привилегией учителей и наместников Моисея и находя, может быть, извинительныя причины для нарушения, не исполняют требований, которыя предписывают другим.

2) Несмотря на то, что книжники и фарисеи были худыми учителями Закона и вполне заслуживали тех обличений и укоризн, каким теперь они подверглись, Иисус Христос однако же требует, чтобы народ слушал их и исполнял то, что предписывают, а только советует не поступать по их делам — освящая таким образом и авторитет власти и призывая ещё большую ответственность на тех, которые, имея право учить, развращают народ своим примером, и предостерегая людей от нарушения Закона по той только причине, что учители Закона худы.

Учение и Закон имеют силу и обязательное значение не потому, что они передаются хорошим или дурным учителем, а в силу авторитета Божественной власти, из которой они истекают.

3) Книжники и фарисеи расширяли хранилища свои и удлиняли воскрилия риз своих. Эти хранилища (φυλακτήρια — тефилин) представляют собою род 4-угольных ящичков, из которых один Иудеи повязывают на лбу, другой на правой руке, во исполнение буквально понимаемаго ими повеления навяжеши я в знамение на руку и да будут непоколебима перед очима твоими (Втор. 6:8).

В ящички вкладываются полоски пергамента, с написанными на них словами: слыши Израилю, Господь Бог наш Господь един есть. И да возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и от всея силы твоея (Втор. 6:4-5). Такие тефилины употребляются и теперь Иудеями всегда во время молитвы. Фарисеи делали их гораздо шире и больше, чем другие Иудеи, чтобы показать свою особенную ревность к исполнению Закона.

Воскрилиями назывались нити или шнурки сине-краснаго цвета, которые пришивались к концам верхней одежды, на подобие ниточек священнической ризы, в ознаменование того, что весь народ Иудейский есть народ священников (Числ. 15:38-40). У фарисеев они были особенно длинны. Нынешние Иудеи носят их и называют цецис.

4) Запрещение называться учителями и отцами направлено было против обычая тогдашних раввинов, которые считали себя основателями школ и назывались отцами. Таковы были школы Шаммаи, Гиллела, Гамалиила. В таком только смысле запретил Иисус Христос Своим ученикам называться учителями и отцами. Но они и сами назывались учителями и отцами, и другие называли их так, когда дело шло не о самостоятельном учении, а об учении Христовом, о проповеди Евангельской. Когда же некоторые, по разумию, или по увлечению примером Иудейских раввинов или Греческих философов, стали называться именами Петра, Павла, Аполлоса, тогда Апостол Павел безусловно запретил называться такими именами, а требовал, чтобы все назывались Христовыми, принимая Христа не в смысле основателя какой-то философской или раввинской школы, а в смысле Спасителя и единственнаго Учителя веры (1 Кор. 1:12).

5) Строить гробницы пророкам, красить и белить их ежегодно, было обычаем у Иудеев — как для того, чтобы показать усердие и уважение к усопшим, так, может быть, и для того, чтобы приходящим в Иерусалим для празднования поклонникам указать места гробниц, к которым прикосновение считалось нечистым.

6) Построением гробниц над пророками фарисеи хотели показать, что они не разделяют мнений и чувств своих предков, которые убили сих пророков, и то же высказывали иногда и прямо. Но Иисус Христос, разоблачая их внутренния свойства, выводя наружу их ненависть к Нему Самому, их готовность убить Его, тем самым и народу и им самим доказал, что они злые сыны злых предков, и что как предки убивали пророков, так и они готовы убить и действительно убьют Его, Который выше всех пророков. Посему, завершая Свою речь, Он говорит им: исполните меру отец ваших.

7) Призывая на главу учителей Иудейскаго народа суд Божий за пролитие невинной крови праведников, от крови Авеля до крови Захария, сына Варахиина, Иисус Христос показывает, что фарисеи и книжники, подражая нечестивцам в делах, подлежат наравне с ними тому же суду правды Божией, подлежат не за свои только дела, но и за дела тех, кому подражали.

8) О каком Захарии, сыне Варахиином, говорит Иисус Христос, мнения разногласят. Из священных книг известен с таким именем только Захария, один из 12 малых пророков, живший после плена Вавилонскаго; но о его смерти ничего неизвестно. Захарией же назывался отец Иоанна Предтечи, но был ли он сыном Варахии, также неизвестно. О смерти Захарии предание, действительно, разсказывает, что когда Ирод, искавший смерти Христа, повелел избивать всех младенцев мужескаго пола в Вифлееме и окрестностях его, Елизавета — жена Захарии — жившая вблизи Вифлеема, опасаясь, чтобы и ея сын Иоанн, которому тогда было не более 1,5 лет, не был убит слугами Ирода, убежала с младенцем в горы и там скрывалась в пещере. Воины, не найдя их в доме, донесли об этом Царю. Тогда Ирод приказал потребовать от Захарии, чтобы он выдал сына, или указал, где скрывается жена его с сыном, угрожая в противном случае ему самому смертию. Захария, находившийся в то время в храме при совершении Богослужений, отвечал воинам, что он не знает, куда скрылась Елисавета с сыном. Тогда раздражённые воины, исполняя приказание Царя, оттащив Захарию от жертвенника, на котором он приносил жертву, убили его там же в святилище — то есть между алтарём и церковью, как назывался притвор, в котором собирался народ для молитвы во время Богослужения.

Если в основе этого предания лежит исторический факт, то ясно видно, почему Иисус Христос, обличая Иудеев в пролитии крови праведников, начиная с Авеля, как перваго невинно убитаго, кончил указанием на последний случай убийства, которое совершилось на глазах современников, бывших в числе слушателей Его. Впрочем, большинство толкователей держится того мнения, что здесь разумеется Захария, сын первосвященника Иодая, убитый по приказанию Царя Иоаса между храмом и жертвенником. Иисус Христос мог противопоставить смерть Захарии, сына Иодаева, смерти Авеля на том основании, что о смерти Захарии говорится в последней книге Иудейскаго канона, 2-й книге Паралипоменон (24:20), а о смерти Авеля в первой (книге Бытия); или же, что и тот и другой убиты вблизи алтаря, на котором приносили жертвы Богу, и убиты за своё истинное служение Богу. Название же Варахии, как почётное, могло принадлежать и Иодаю за его благочестие. Варахия значит: сын брата Господня.

9) Изреченныя на Иудеев бедствия, многократное горе и тяжкое наказание Божие за неправедно пролитую кровь, по словам Иисуса Христа, должны были постигнуть тот самый род, который был свидетелем учения Его и проклятий. Впрочем не противоречит смыслу слов Иисуса Христа и то мнение, что здесь разумеется весь народ Иудейский, на главу у котораго действительно пала и падает со времени Голгофской жертвы ответственность за всякую невинно пролитую кровь — на столько, разумеется, на сколько потомки современников Христовых подражают своим предкам в гонениях против праведников.

Призывая горе на Иерусалим и его храм, Иисус Христос указывает на запустение сего храма, в котором некогда обитал Бог среди Своего народа: се, оставляется дом ваш пуст! Итак, начинается предреченная пророком Даниилом мерзость запустения на месте святе (Дан. 9:27)! Господь оставляет храм и уже не приидет в него, доколе не придёт в качестве Судии, когда Его будут встречать те же Иудеи с восклицанием: «благословен грядый во имя Господне».

Из Евангелия от Луки (13:34,35) видно, что подобныя слова Иисусом Христом были произнесены задолго до торжественнаго входа в Иерусалим, так что их можно принимать за предсказание о входе. Но так как у Евангелиста Матфея эти слова находятся в тесной связи с речью о разрушении Иерусалима, речь, по свидетельству всех трёх Евангелистов, была произнесена после входа, то слова благословен грядый справедливее относить ко Второму Пришествию Христову.

За что Иисус критиковал фарисеев, саддукеев и книжников?

Для начала, конечно, стоит пояснить кто такие фарисеи, саддукеи и книжники. Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. Обличения Иисусом Христом фарисеев и саддукеев были обращены в основном к их духовным авторитетам. То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени.

В первую очередь, конечно, Христос обличал духовенство в лицемерии! То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. Иисус говорил о них так:

Матф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. Приведем о них слова Иисуса

1. За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени – обрядовые и которые на виду:

Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23:2 сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (учителя Божьего закона, первым из которых был Моисей); 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают.

2. За то, что они учили неверно народ, что служило погибели людей:

Матф. 23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

3. За то, что они любили возвышать себя над народом (паствой):

Матф. 23: 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

4. За то, что отделяли себя от народа, в том числе специальной одеждой, чего не было в законе Моисея для левитов и других служителей (только священники, входя в святилище одевали специальную одежду из виссона, а Первосвященник – носил более сложную функционально, символизируя Посредника Иисуса):

Матф. 23: 5 увеличивают воскрилия одежд своих

5. За то, что прибавили к закону Моисея много человеческих Преданий:

Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям

Мар.7:7 тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

6. За то, что духовные лидеры отменяли прямые заповеди Божьи, отдавая приоритет исполнению заповедей человеческих Преданий:

Мар.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Матф. 15:3 зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (речь идет о преданиях старцев, о чем написано в Матф. 15:2 )? 6 таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Как Вы думаете, относятся ли все эти упреки Христа к духовным лидерам некоторых современных исторических христианских конфессий, которые:

1. Исполняют не все заповеди Писания (в частности прямо некоторые нарушают 2, 3, 4 заповеди Декалога, Исх. 20:4-11)

2. Учат народ не так как написано в Слове Божьем, уводя их от Живого Господа к предметам, святым местам, людям посредникам, мол, эти посредники свяжут их с Богом. Поэтому верующие неверно понимают характер любящего Господа, мол, ему, некогда, Он общается только с избранными, а простых людей не слышит и не замечает и ждет, чтоб те обратились к святым или святыням… Но Бог в Своем Слове говорит, что Он Сам слышит все направленные к Нему молитвы и рядом с каждым из нас и вникает во все наши дела (Пс. 32:15) и знает даже сколько у нас волос на голове (Матф.10:30), и ответит на молитву веры и исцелит (Иак. 5:15).

3. Некоторые служители возвышают себя: не против, когда им целуют руки и подол, считают свое духовное положение гораздо ближе к Богу. Хотя, по сути они такие же обыкновенные люди — грешники, а иногда и больше, ведь знание церковных уставов само по себе не освещает человека, зато, кому больше дано, с того больше и спроситься (Лук.12:48). Многие духовные учителя просят, чтоб их называли духовный учитель, наставник, отец, папа, что напрямую запрещал Иисус, указывая на подобные ошибки фарисеев (см. Матф. 23 гл)

4. Придумали себе специальную одежду, чтоб подальше себя отделить от обычных людей, вызывая у тех особое уважение к себе. Хотя закон Моисея не предписывал всем служителям отличаться одеждой (кроме Первосвященника), а только надевать ее священникам перед тем как войти в храм. Также служители первой христианской церкви (первые 3 века), включая епископов, не имели специальной одежды, а носили то, что и простые люди.

5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы. Также прибавили к Божьему закону множественные придуманные бремена: посты, епитимии и т.д., усложняя жизнь верующему, чего не предписывал Бог в Своем Слове. Этого никогда не было ни в Ветхом ни в Новом Завете.

6. Духовные лидеры поверили, что старцы имеют право комментировать закон Божий так, что это изменяет четко и однозначно изложенные заповеди Божьи. В частности, изменив четвертую заповедь о субботе, подкорректировав вторую заповедь, где Господь запрещает почитание ЛЮБЫХ изображений, игнорирую третью заповедь, где Бог запрещает напрасно повторять Его имя, а в некоторых молитвах это делается аж по 40 раз, для набора счета, как будь-то Бог с первого раза не слышит. Есть и другие нарушения закона, я здесь пишу о самых наглядных. Более полно данный вопрос раскрыт в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”. Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего.

Валерий Татаркин

Здесь = > другие вопросы по Библии

Теги: За что Иисус критиковал фарисеев, саддукеев и книжников?

Толкования Священного Писания

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, — опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое». Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое». Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара — в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.