Притча о немилосердном заимодавце

О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце

Во время одной беседы Иисуса Христа, апостол Петр подошел к Нему и спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, (то есть ближнему), согрешающему против меня (т. е. если он чем-нибудь обидит меня)? Довольно ли будет простить ему до семи раз?

Иисус Христос сказал ему: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без счету, всегда.

Чтобы лучше объяснить это, Иисус Христос сказал притчу: «один человек был должен царю десять тысяч талантов. (Талант – вес золота и серебра, ценою приблизительно в 2.500 рублей. Значит, долг его был около 25 миллионов рублей). Но он не имел чем заплатить. Когда его привели к царю, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все его имение. Тогда должник упал к ногам царя и, кланяясь, стал просить его: государь! потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Милостивый царь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил его. Человек же тот, вышедши от царя, увидел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, (т. е. всего лишь только 20 рублей). Он схватил товарища и начал душить его, говоря: «отдай мне, что ты должен». Товарищ его упал к его ногам, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Когда Царь узнал, от товарищей пострадавшего о жестокости этого человека, то призвал его к себе и сказал ему: «злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), пока не отдаст всего неоплатного долга своего».

Закончив притчу, Иисус Христос сказал: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его».

В этой притче под царем разумеется Бог. Под человеком, который так много должен был царю, разумеемся мы, люди. Под долгом – грехи наши. Под товарищем должника разумеются те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами (наши должники).

Из этой притчи видно, что всякий, кто бывает злым на ближних своих за какие-нибудь их проступки и не хочет прощать их, тот не заслуживает (недостоин) помилования от Бога.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.18:21–35); от Луки (Лк.17:3–4).

Притча о милосердном царе и о безжалостном заимодавце

В сегодняшнем Святом Евангелии, братие, мы слышали назидательнейший урок для нашей жизни. Церковь предложила нам притчу Спасителя о милосердном царе и о безжалостном заимодавце (Мф. 18:24–35). И так, о чём эта притча: у одного царя был должник, который был должен ему 10.000 талантов.

Немилосердный должник

Талант — это древняя, очень большая денежная единица. Талант был около тысячи рублей, но не на наши здешние, а на наши старые русские деньги, как тогда считалось. Поэтому сумма была огромная – два с лишним миллиона.

От должника требуют, чтобы он заплатил долг, но ничего у него нет, чтобы заплатить такую громадную сумму, такой большой долг. Поэтому его господин повелевает продать его и его семью, чтобы хоть что-то выручить. В ужасе от такой участи несчастный должник падает ниц перед государем и говорит: «Господин, дай время мне, и я все тебе отдам».

Ясно, что это был только голос отчаяния, потому что сколько бы он ни бился, все равно такого долга он отдать не мог. Это был вопль ужаса. Государь смилостивился над ним и не то, что дал ему отсрочку, а просто простил ему весь долг.

Трогательный пример царственного милосердия и в то же самое время – только одна сторона медали, как говорят – у медали бывает и оборотная сторона. И вот, дальше Господь говорит: когда этот, только что прощенный должник вышел из царскаго дворца, то встретил одного из своих друзей, который был ему должен всего 100 динарий, т.е. сумму около шестидесяти рублей, на наши деньги, совсем небольшую. И он схватил его, говорит Евангелие, и по-славянски «ем его давляше» (Мф. 18:28), т.е. схватил и душил, требуя, чтобы он немедленно отдал долг.

Друг должник его умоляет теми же словами, которые он говорил царю: «потерпи, и я тебе воздам». Но он посадил своего друга должника в темницу. Другие приятели, услышавши об этом, огорчились и сообщили царю. Разгневанный государь вызвал к себе этого должника и говорит: «Раб, ты злой, жестокий раб! Я весь долг тебе простил, ты меня умолил. Не надлежало ли и тебе простить твоего должника, помиловать его так, как я тебя помиловал?» И прогневавшись, отдал его «истязателям» (МФ. 18:34), пока не отдаст всего долга, а так как он его отдать не сможет, то участь его самая печальная.

И дальше Господь эту притчу грозно закончил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если вы не простите каждый своего ближнего, от сердца, прегрешения его».

Настолько понятна эта речь, эта притча, что её не требуется объяснять, а только, она для каждого из нас — назидательный урок. Наши долги пред Богом несчетны и неоплатны, но Господь этой притчей указывает нам, что если мы сами простим, то можем надеяться на великую милость от Него Самого.

Ведь мы знаем, что и молитва Господня говорит: «остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим» – прости нам долги, грехи наши так, как мы и сами оставляем. И если мы, действительно, оставляем, то с дерзновенным упованием можем надеяться, что Господь и нам оставит, так как мы сами оставляем. А если мы не оставляем, тогда сбудется над нами грозное предречение нашего Спасителя.

Нам грешникам, омраченным, погибшим, даровал Господь свет веры, надежду спасения, смертию Сына Своего Единороднаго заплатил за искупление нас от вечной смерти, которой мы предали себя грехом; как залог, как начаток, как напутствие жизни вечной и блаженной, дал нам Духа Своего Святаго, крещение возрождения, нетленную пищу тела и крови Христовой. О, если бы мы были вечными должниками Божиими потому только, что благодеяния Божии к нам безчисленны и вечны!

Святитель Филарет Московский

Но это еще не всё. Есть новые долги наши перед Богом, которые болезненно нас тяготят и глубоко уничижают, – долги, происходящие и возрастающие от того, что мы и заимоданное нам — таланты свои, во зло употребляем. А всегда ли верно воздаем мы Богу славу, благодарность, молитву, ближнему любовь, бедствующему сострадание, бедному возможную помощь?

Тщательно ли употребляем мы в оборот заимоданные нам таланты, – время всегда ли на занятия полезныя, или, по крайней мере, невинныя, разум всегда ли для истины, сердце всегда ли на движения к добру, чувства всегда ли на подвиги умеренности воздержания и чистоты? Можем ли похвалиться, что удовлетворяем в сих отношениях своему долгу?

После сего, братия, усмиренный, как думаю, взор наш обратим на то, что притча Господня оценивает маловажною ценою ста пенязей, – на долги ближних наших пред нами, на их согрешения против нас, на несправедливости, или оскорбления, нами от них претерпеваемыя. То есть, насколько малыми и ничтожными являются все долги сего рода, когда имеем в виду наши собственные долги пред Вседержителем!

Небрежно коснулся кто-нибудь нашей чести: можно вовсе не заметить сего, если мы заняты справедливо заботливою мыслию о том, как часто мы невоздаем должной чести и славы великому и всеблагому Богу.

Кто-нибудь несправедлив против нас: не трудно стерпеть и простить, если разсуждаем, что попустил сие Бог, пред Которым мы так часто, так тяжко неправы. Тому, кто не забывает, что по безконечному только милосердию не низвержен он в вечную темницу, трудно забыться до того, чтобы до уз и темницы преследовать ближняго без необходимости, за оскорбленное своекорыстие или самолюбие.

Но если, к стыду нашему, Христиане, мы забываемся, и помилованные не милуем, и прощаемые не прощаем: то поспешим напомнить себе, что Царь небесный видит; что ближайший к нам клеврет, от котораго нельзя утаиться, наша совесть, против нас пред Ним свидетельствует и будет свидетельствовать; что придет наконец день, когда и Долготерпеливый путесотворит стези гневу Своему (Псал. LXXVII. 50), то есть, правосудию; что упрек небеснаго Судии, который слышим заранее, и который еще можем обратить себе в орудие исправления и спасения, тогда уже неисцельно пройдет душу нашу, как оружие суда и наказания: нe подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах?

Для заключения сего слова надобно вполне выслушать заключение притчи Господней: тако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших согрешения их. От сердец ваших: в сем заключается дух учения о прощении согрешающим, и разрешение могущих встретиться недоразумений. Прости от сердца: не наружно только, и не лицемерно. Прости от сердца: и все сделано, хотя бы потом потребовались от тебя внешния действия, выражающия, по видимому, не прощение, а взыскание. Должника не беднаго, а лукаваго, можно и в темницу всадить в духе помилования, как будто в больницу для излечения его от язвы лукавства.

Царь или судия также не нарушают заповеди о прощении согрешающим, когда определяют наказание виновному, не мстя ему, но исправляя его, и предохраняя невинных от его преступлений. Так добрая мать плачет, и берет розгу на упрямое дитя: без сомнения, в сие время она не мстит, а разумно любит. Прощай согрешающему от сердца, с любовию: а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовию. Аминь.

Угодники Божии — наши предстатели и защитники

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Еретики не понимают нашего отношения к святым угодникам и говорят, что если любить Бога, то будешь обращаться к Нему, а не к святым, и не понимают нашей к ним молитвы.

Бог любит, когда люди любят друг друга и Ему угодно, если дети, когда кто из них обижен другим, заступаются за обиженного.

Сегодня в Евангелии рассказано, как опечалились люди, видя, как один человек был немилосерден к своему должнику. Он немилосерден потому, что отделился от милосердия Божьего.

Но добрые люди сжалились над обиженным и пошли рассказали о всем бывшем Господину, — так просят за нас святые. И Господь покарает немилосердного, отдав его истязателям. Он отдаст его в рабство страстям и это рабство так ужасно, что наказанный не смеет думать о прощении пока не отдаст всего долга — пока не омоет слезами каждый свой поступок немилосердия.

Господь хочет от нас любви и милосердия друг ко другу.

Спросили однажды Христа — сколько раз надо прощать? Он требует от людей безгневия.

Ставши на молитву и вспомнив об обиженном, пойди примирись с ним. Ибо тогда отпустятся тебе грехи, когда, от всего сердца простив ближнего, ты вступишь в милосердие Божие. Безгневие — есть непрерывное пребывание в милосердии Божием и такое безгневие встречается у русского человека — ничем его нельзя рассердить.

Гнев — есть падение и всегда следствие самолюбия. Господь в иной притче (Мф. 13:44-46) одобряет решение купца и нашедшего сокровище «продать все» , чтобы приобрести бесценные сокровища. Продавая всё, он от всего освобождается.

Простить всё от всего сердца — есть то же самое, и сделать это могут только распявшие свое самолюбие. Господь благословляет тех, кто старается освободиться от своих страстей и смиряется, а глядя на него смиряются и ближние его.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей; но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали.
Поэтому Бог и дал нам легкое и удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов – забвение обид.
«государь его приказал продать его, и жену его, и детей» Почему же велел и жену продать?
Не по жестокости или бесчеловечию, но по особенному намерению.
Таким строгим повелением хотел устрашить раба своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать.
Если бы он имел это в виду, то не внял бы его просьбе и не оказал бы ему своего милосердия.
Но почему же не простил ему долга прежде такого повеления?
Чтобы вразумить его, сколько долгов он прощает ему, и чрез это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу, который был должен ему.
<…>
«Потерпи на мне, – говорит он,– и все тебе заплачу» (Мф. 18:26).
Господин же его, «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27).
Не открывается ли и здесь опять его чрезмерное человеколюбие?
Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему более просимого: он отпустил ему весь долг и простил его.
Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, – но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды.
Впрочем причина прощения показывает, что все это зависело от самого господина, хотя раб припадал к нему с своим прошением.
Однако же господин так поступил, чтобы и со стороны раба была причина прощения ему долга, и чтобы, научившись собственным несчастием, был снисходительнее к своему товарищу.
Но послушаем все мы, нерадящие о молитве, какова сила молитвы.
Этот должник не показал ни поста, ни стяжательности, ничего другого подобного, однако же, лишенный и чуждый всякой добродетели, лишь только попросил он господина, то и успел преклонить его на милость.
Не будем же ослабевать в молитвах. <…>
Тот, Кто хочет с тобой примириться, не человек, пред которым бы пришлось тебе стыдиться, и краснеть; это Бог, желающий больше тебя освободить тебя от грехов.
Не столько ты желаешь своей безопасности, сколько Он ищет твоего спасения.
Выйдя же тотчас, – не чрез несколько времени, но тотчас, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, – он во зло употребил и дар, и свободу, ему данную. <…>
Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у господина.
Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, – потому что сказано: «посадил его в темницу»
«Товарищи его, видев происшедшее» (Мф. 18:30-31), обвинили его пред господином.
Даже и людям это было неприятно: что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга!
<…>
«Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя» (Мф. 18:32-33)?
Примечай опять кротость господина!
Он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар (или лучше, не он уничтожил, но сам получивший). <…>
Хотя и тяжким для тебя кажется простить долг ближнему своему, но ты должен обратить внимание и на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить;
хотя и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде за исполнение его.
Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое.
Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну.
<…>Когда он был должен десять тысяч талантов, господин не называл его лукавым, и не укорял его, но помиловал его.
Как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: «Злой раб!»
Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие!
Вы жестоки не для других, но для самих себя.
Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего.
Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей.
Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием.
Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон.
Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? <…>
Итак, что означает эта притча?
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).
Не говорит: Отец ваш, но: «Отец Мой», – потому что недостойно называться Богу Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба.
Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим.
Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим (так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему).
Прощать же другим мы должны не словами только, но от чистого сердца.
Итак, не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. <…>
Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает.
Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя. <…>
Смотри, сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от врагов:

первая и важнейшая – отпущение грехов;
вторая – терпение и великодушие;
третья – кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его;
четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться, так как свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках. Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами.
Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. <…>
Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать.
Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло.

БИБЛЕЙСКИЕ ПРИТЧИ. ДОЛГИ И ДОЛЖНИКИ.

Многие спросят, зачем я разместил на сайте о Возврате Долгов такие притчи?

И я отвечу им!
«Люди! Помните! Должники бывают разные».

За последние двадцать лет, я прошел долгий и трудный путь. Сначала я легко и просто зарабатывал деньги и даже не знал иногда, на что их можно потратить.

И крутились вокруг меня люди разные. И видя деньги мои, просили меня – «Дай нам в долг. Мы тебе вернем сторицей». Но были это, люди по совести своей разные. Были те, кому действительно по жизни и делам их, были деньги нужны. И если могли они, то возвращали мне Долги. А если не могли вернуть, и просили меня -Друг! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу. То прощал я им Долги их. От души прощал.

Но были и подлые люди. Видя доверчивость мою и сочувствие к людям, попавшим в сложное положение, просили деньги у меня, зная заранее, что не вернут мне ни чего. Заранее составляли Расписки так, что бы не мог я, истребовать Деньги свои назад. И радовались подлецы, подлости своей.

Поэтому с высоты опыта своего, хочу сказать я всем –

«Люди! Помните! Должники бывают разные».

Если Должник в силу обстоятельств, не зависящих от него, подводит своего Кредитора. Своего Благодетеля, который протянул ему руку помощи в трудную минуту.

Посочувствуйте такому. Простите ему Долги его. Как завещал всем — Отец наш Небесный.

Помните слова молитвы Отче наш –

«Прости нам Долги наши, яко мы оставляем Должникам нашим».

Но также помните и слова молитвы Заимодавца (Кредитора) –

«Даю тебе по мольбам твоим.

И пусть Наградой Заимодавцу будет Благодарность Должника и Возврат Долга.

И пусть так будет во веки веков.

Аминь»

Но есть Должники, которые изначально хотели совершить подлость. Подлость по отношению к человеку, который с отрытым сердцем, думал, что помогает человеку в трудную минуту. Не видел подлости и предательства. А Должник – подлец, радовался, что его подлость удалась. Что человек по доверчивости своей, по великодушию своему не увидел их подлости. А теперь и денег своих не увидит.

Таким Должникам, я считаю ни чего прощать нельзя.

В таких случаях в сердце моем, начинают звучать слова –

Я не Суд и не Прокурор.

Мне доказательства не нужны. Мною движет Бог.
Я не мщу ни кому. Это Бог через меня наказывает подлецов.
Я по воле самого Господа Бога воплощение Суда Божьего.
Неспешный, но Неотвратимый.
Я Ваша Судьба.
Помните об этом, все подлецы вставшие у меня на пути”.
“Я не мщу, но есть такое слово – Возмездие!!!”

Вот такой житейской мудростью делюсь я с Вами.
А теперь, что бы не выглядеть «пустословом» несколько жизненных примеров.

Галина ТОЛМАЧЕВА и Наташа УНАНЯН — выпросили у меня 20 000 долларов. Да еще и просили растаможить товар им бесплатно. Все сделал для них. Считал, что людям помогаю. Но вышло наоборот. Ни денег не увидел. Ни благодарности. А когда заспорил с ними о возврате Долга – «девочки» привлекли «братков — продажных», что крутятся возле метро Университет. И повернули эти «братки – дешевки» за 5 000 долларов, все в пользу Гали ТОЛМАЧЕВОЙ и Наташи УНАНЯН. Так повернули, что оказалось не «девочки» мне должны, а я им должен. Но Господь Бог повернул все по своему. Галя ТОЛМАЧЕВА инвалидом стала. И померла недавно. Узнав, что помню я о Долге ее. И ни чего не простил ей. А с УНАНЯН Наташей, мне еще встреча предстоит.

ЭЛЬТАРОВ Алымбек Мурзабекович – слезами выпросил у меня 50 000 долларов. А потом спрятался в Санкт-Петербурге. Даже имя и отчество сменил. Стал Олег Павлович, что бы не смог я, найти его. Но Господь Бог помог мне найти его. И когда Алик узнал, что я нашел его. И стою за спиной его. Так стало плохо ему. И помер он. И даже врачи понять не смогли, отчего мой должник – «ушел в мир иной». А что стало с долгом, спросят многие? И я отвечу – теперь долг этот мне вернут его Наследники. Его жена и дочь. Так говорит Закон России. А также Закон Жизни. И не будет мне жалко, долг тот давний, взыскивать с жены и дочери Алика.
МАРЧЕНКОВ Сергей Владимирович – очень выручил я его в трудную минуту. Не деньгами. А делами. Да так выручил, что смог купить он себе виллу в Испании и на многое другое денег у него хватило. А когда заговорили мы с ним о благодарности, оказалось, что не ведомо ему такое качество человеческое. Удивительное дело, но с ним случилось тоже, что и с Галей ТОЛМАЧЕВОЙ. Сергей МАРЧЕНКОВ – стал инвалидом. Стоит на учете – в псих диспансере. Но мне этого мало. Ведь счет у меня к нему на 400 000 долларов. Скоро встретимся.

ЧЕНЬ ДАЙ Синь — кличка Юра Китаец. Гражданин России. Живет на Земляном валу в 5-ти комнатной квартире. Которую на доверии, передал ему один американец. А Юра со своей женой Людмилой Пиковской из Одессы, выкинул его из этой квартиры. И очень радуются они этому. До сих пор радуются. Очень помог им этот американец. Даже дочку Юры китайцы пристроил в Нью-Йорке. Но нет для Юры Китайца (Чен Дайсиня) понятия благодарности и признательности. Я тоже очень выручил этого, бывшего китайца. А ныне россиянина. Все на доверии сделал для него. А в ответ получил — «черную» неблагодарность на 50 000 долларов.

Вот на основе такого опыта, я и помогаю теперь всем, кто попал в сложное положение из-за не возврата Долгов.
Так что опыт мой не из книжек и учебников. А из жизни.
Жестокой и суровой.
А если время у Вас есть, прочитайте эти Притчи. Задумайтесь над ними.
Пусть каждый сделает из них свой вывод.
И примет свое решение.

ДОЛЖНИК И ЦАРЬ

Библейская притча

Однажды Царь, государства одного, решил сосчитать деньги свои. И когда начал он считаться, то увидел, что много Должников у него, которые деньги Царю не вернули.
Тогда приведён был к нему Должник, который должен был Царю больше всех — десять тысяч талантов. А как не имел он, чем заплатить, то Царь приказал продать его, и жену его, и детей его, и всё имущество его, что он имел. С тем, что бы так покрылся Долг его.
Тогда Должник тот, пал к ногам Царя, умолял его и горько плача, говорил ему:
— Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Царь, умилосердившись над Должником тем. Простил ему Долг его. И отпустил его с миром.
Но Должник же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил его, говоря:
— Отдай мне, что должен.

Тогда товарищ тот, пал к ногам его, умолял его и горько плача говорил ему:
— Друг! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Но тот не захотел слушать его, а повел товарища своего к «мытарям», а те посадили товарища его в темницу, пока не отдаст Долга. Друзья же их, видя происшедшее, очень огорчились тем, и придя, рассказали Царю своему, всё происшедшее. Тогда Царь призывает его и говорит:

— Ты злой человек! Весь Долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, Царь отдал его «мытарям», пока не отдаст он всего долга Царю.

ПОМНИТЕ — Так и Отец наш Небесный поступит с Нами, если не простит каждый из Нас от сердца своего, брату своему, согрешений его.

«Мытари» – сборщики налогов – судебные Приставы

РУССКИЙ КУПЕЦ И ЕГО ДОЛЖНИКИ

Православная притча

Ездили по Сибири в древности купцы. И был среди них один, который, когда человеку нечем заплатить было, то давал он, товар ему в долг. Но говорил: «Вот, смотри, я твоё имя в книгу пишу. В следующий раз я приеду и возьму с тебя долг». А крестик, который я ставлю, говорит о том, что теперь господь Бог — Свидетель у нас с тобой по Долгам твоим».

Если же в следующий его приезд у Должника тоже нечем было платить, Купец говорил так: «Ну, хорошо, сейчас я с тебя ничего не возьму, но смотри, я напротив имени твоего в книге второй крестик ставлю, так что я ничего не забыл и в следующий раз, обязательно взыщу с тебя долг.

Так же и в следующий раз, если у Должника не было денег, Купец ставил ещё один крестик.
А уж в третий раз он говорил так: «Всё. Я христианин и прощаю тебе Долг твой. Как велел нам Господь. Смотри! Я зачёркиваю имя твое. Но не зачёркиваю крестики. Теперь ты мне ни чего не должен. Пусть теперь с тебя Бог взыщет».

И боялись люди русские, подводить купца этого. Страшась Кары небесной.

ПОМНИТЕ — Отец наш Небесный – жестоко поступит с Нами, если не простит каждый из Нас от сердца своего, Раскаявшемуся брату своему, прегрешений его. А не раскается, кто в подлости своей. Тому Господь Бог – судья!!!

Притча о Немилосердном Должнике

Эту притчу рассказал Спаситель в ответ на вопрос Петра, сколько раз нужно прощать брату. Апостол Петр думал, что достаточно будет простить до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до «седмижды семидесяти раз», то есть прощать нужно всегда, неограниченное число раз. В пояснение этого Он рассказал следующую притчу:

«Царство небесное подобно царю, который хотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, и пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»

(Мт. 18:23-35).

В этой притче Бог условно уподоблен царю, которому его рабы должны были известные суммы денег. Человек является неоплатным должником перед Богом не только по причине своих грехов, но и по причине отсутствия добрых дел, которые он мог делать, но не делал. Эти не совершенные дела любви тоже являются долгом человека. Так в молитве мы просим: «И остави нам долги наша», а не только грехи! К концу жизни, когда нам предстоит дать отчет перед Богом за прожитую жизнь, обнаружится, что все они является неоплатными должниками. В притче о немилосердном должнике говорится о том, что мы можем рассчитывать на Божью милость только при том условии, если мы от всего сердца прощаем обидчиков. Потому мы и должны напоминать себе ежедневно: «Остави (прости) нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

Согласно этой притче обиды ближних, по сравнению с нашим долгом перед Богом так же ничтожны, как несколько мелких монет в сравнении с миллионным капиталом. Следует здесь сказать, что чувство обиды очень индивидуально. Один человек, возможно, совсем не придаст значения какому-нибудь неосторожному слову или поступку своего знакомого, а другой человек от такого же слова или поступка будет страдать всю жизнь. С духовной точки зрения, чувство обиды рождается от уязвленного самолюбия и скрытой гордости. Чем больше человек самолюбив и горд, тем он более обидчив. Чувство обиды, если его не побороть в себе сразу, со временем переходит в злопамятность. Злопамятность, по словам св. Иоанна Лествичника, есть «ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, отчуждение любви… непрестающий грех». Со злопамятностью трудно бороться. «Воспоминание страданий Иисусовых», — пишет св. Иоанн Лествичник, — «исцеляет памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием. Когда после долгого подвига», — пишет далее св. Иоанн, — «ты не возможешь исторгнуть сие терние, тогда, по крайней мере, кайся и смиряйся на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его».

Очень важно то, что молитва за наших обидчиков помогает нам преодолеть в себе недобрые чувства к ним. Если бы мы могли увидеть то великое множество долгов, о которых нам предстоит дать ответ перед Богом, то мы с радостью поспешили бы простить всех наших даже самых лютых врагов, чтобы этим снискать себе Божью милость. К сожалению, такое осознание греховности и своей вины перед Богом не приходит к нам само собой, но требует постоянного и строгого испытания своей совести в свете Евангельского учения. Понуждающий себя прощать ближних в награду за такое старание получает дар подлинной христианской любви, которая у святых отцов именуется царицей добродетелей. О делах любви говорят притчи, приведенные в следующей главе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >