Про 19 век

Содержание

XIX век

2-е тысячелетие
XVII век — XVIII век — XIX век — XX век — XXI век
1790-е 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799
1800-е 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809
1810-е 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819
1820-е 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829
1830-е 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839
1840-е 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849
1850-е 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859
1860-е 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869
1870-е 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879
1880-е 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889
1890-е 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899
1900-е 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909
Хронологическая таблица

Девятнадцатый (XIX) век длился с 1801 по 1900 годы по григорианскому календарю.

Охарактеризовался такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет колониализма, с другой стороны — небывалыми достижениями культуры и искусства, а также техники и науки. XIX век дал огромное количество выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а также учёных, изобретателей, авантюристов и великих политиков.

Исторические события

Боевой эпизод русско-турецкой войны 1828—1829 годов

Первая половина XIX века

  • Промышленная революция: первый этап с последней трети XVIII века по первую половину XIX века.
  • Образование Соединённого королевства Великобритании и Ирландии (1801). Создана Австрийская империя (1804) на основе Габсбургской монархии. Распалась Священная Римская империя (1806) после поражения в Войне третьей коалиции (1805)
  • Войны России за доступ к средиземноморским торговым путям (1804—1813; 1806—1812; Кавказская война 1817—1864; 1826—1828). Финская война (1808—1809). Восстание декабристов (1825).
  • США приобретают обширные территории французских владений в Северной Америке («Луизианская покупка»; 1803). Начинают серию аннексий и завоеваний территорий Мексики, Англии и коренных американцев («Явное предначертание»). Индейские войны (1622—1918). Берберийские войны (1801—1805, 1812—1816). В Африке чёрные американские поселенцы основывают колонию на территории современной Либерии (1821). Доктрина Монро (1823).
  • Наполеоновские войны (1803—1815), продолжившие Революционные войны Франции (1792—1802). Отечественная война (1812). Венский конгресс (1814—1815).
  • Война за независимость испанских колоний в Америке (1810—1826) началась после оккупации Наполеоном Испании. Объявляют независимость Мексика (1821), Колумбия (включая территории Венесуэлы, Новой Гранады и Кито; 1822), Федерация Центральной Америки (1824), Боливия (1825), Перу (1826).
  • Португальская революция (1820). Бразилия и Уругвай добиваются независимости (1821—1825).
  • Британские колониальные войны (1823—1826; 1839—1842; 1845—1846, 1848—1849; 1845—1872). «Pax Britannica» (1815—1914) . Викторианская эпоха (1837—1901).
  • Греческая революция (1821—1830) против господства Османской империи. Русско-турецкая война (1828—1829).
  • Гражданские войны в Испании (1833—1876; Карлисты).
  • Опиумные войны (1840—1842 , 1856—1860). Британская империя навязывает Китаю поставки опиума, поправляя свой торговый баланс и создав период длительного ослабления Китая, закабаления европейскими государствами, высокого роста наркомании и смертности населения. Восстание тайпинов в Китае (1850—1864).

  • Пароход (первый пароход с парусами — 1807, Роберт Фултон; пароход с гребным винтом — 1836, «Архимед»)
  • Консервирование (начало широкого применения — 1810; Николя Аппер)
  • Арифмометр (серийный выпуск — 1820)
  • Органическая химия (первый научный эксперимент — 1828, Фридрих Вёлер)
  • Паровоз (первый рельсовый паровой локомотив — 1804; коммерчески выгодные паровозы — 1812—1829, Джордж Стефенсон)
  • Швейная машинка (швейная фабрика — 1830; Бартелеми Тимонье)
  • Электромотор (первый практически пригодный — 1834, Борис Семёнович Якоби)
  • Револьвер (первые экземпляры — 1818; капсюльные револьверы массовое производство — 1836, Сэмюэл Кольт)
  • Вулканизация (изобретение — 1839; патент — 1844, Чарльз Гудьир)
  • Телеграф (электрический, публичная демонстрация междугородней связи — 1844, Сэмюэл Морзе)

Известные люди
Государственные деятели
Георг III
1760—1820
король
Наполеон I
1769—1821
император
Александр I
1777—1825
император
Джефферсон
1743—1826
президент
Боливар
1783—1830
полководец
Франц II
1768—1835
император
Сперанский
1772—1839
реформатор
Махмуд II
1785—1839
султан
Мухаммед Али
1769—1849
хедив
  • Кутузов (1745—1813) полководец
  • Чака (1787—1828) правитель зулусов.
  • Даогуан (1782—1850) император
  • Ротшильды (династия) банкиры
Деятели искусства
Державин
1743—1816
поэт
Давид
1748—1825
художник
Байрон
1788—1824
поэт
Карамзин
1766—1826
писатель
Бетховен
1770—1827
композитор
Гойя-и-Лусьентес
1746—1828
художник
Гёте
1749—1832
писатель
Скотт
1771—1832
писатель
Пушкин
1799—1837
поэт
Лермонтов
1814—1841
поэт
Стендаль
1783—1842
писатель
Торвальдсен
1770—1844
художник
Эдгар По
1809—1849
писатель
Бальзак
1799—1850
писатель
Гоголь
1809—1852
писатель
Глинка
1804—1857
композитор
Дюма
1802—1870
писатель
Гюго
1802—1885
писатель
Изобретения

Берлинская конференция (1884)

Начало второй половины XIX века

  • Экономический кризис (1847; англ. List of stock market crashes). Революции 1848—1849 годов во Франции, Австрийской империи, Германии, в Итальянских государствах, в Дунайских княжествах. Опубликован «Манифест коммунистической партии» (1848; Маркс; Энгельс). Первый интернационал (1864).
  • Золотые лихорадки в Калифорнии и в Австралии (1850-е и 1860-е) увеличивают мировое производство золота в 6 раз и оказывают стимулирующее действие на экономику, страдавшую от перепроизводства.
  • Крымская война (1853—1856) между Россией с одной стороны и Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством с другой.
  • Отмена крепостного права в России (1861). Продажа Аляски (1867).
  • Гражданская война в США (1861—1865). Реконструкция Юга (1863—1869). Запрет рабства (1865). Первая трансконтинентальная железная дорога США положила начало интенсивному развитию западных территорий (1869).
  • Восстание сипаев (1857—1858) начинает закат Британской Ост-Индской компании (1600—1874). Голод в Индии. Вторая англо-бирманская война (1852—1853).
  • Завершено объединение Италии (1871). Рисорджименто (1820—1871). Австро-итало-французская война (1859). Королевство Италия (1861).
  • Франко-прусская война (1870—1871) привела к образованию Германской Империи. Франция становится Третьей республикой.

  • Винтовка (пуля Минье — 1850; многозарядная — 1860, «Spencer repeating rifle»)
  • Керосин (процесс предложенный Abraham Gesner — 1846; компания «Care and Son» регистрирует торговую марку — 1854)
  • Лампа накаливания (угольная лампа — 1838; «современная» лампа — 1854, Генрих Гёбель)
  • Бессемеровский процесс производства стали (1856; Генри Бессемер)
  • Морская мина (с электрическим взрывателем — 1812; первое крупное применение — 1854, Борис Семёнович Якоби)
  • Нефть (промышленная добыча — 1859, Эдвин Дрейк)
  • Двигатель внутреннего сгорания (патент — 1801; первый серийно производимый — 1859, двигатель Ленуара)
  • Происхождение видов (1859, Чарльз Дарвин)
  • Свинцово-кислотный аккумулятор (1859, Gaston Planté)
  • Броненосец (первый спущенный на воду — 1859, «La Gloire»)
  • Метрополитен (первая линия на паровой тяге запущена — 1863)
  • Велосипед (двухколёсный самокат — 1817; с педалями — 1840; «денди-хорзы» массовый выпуск — 1864; патент — 1866, Pierre Lallement)
  • Мартеновская печь (впервые построена — 1864)
  • Подводная лодка (модель Фултона — 1800; удачное боевое применение — 1864, «Alligator»)
  • Законы Менделя о наследственности (1865)
  • Целлулоид (промышленный выпуск — 1866, пластмасса Alexander Parkes)
  • Динамит (патент — 1867; Альфред Нобель)
  • Периодический закон (1869; Дмитрий Иванович Менделеев)

Известные люди
Государственные деятели
Абдул-Меджид I
1823—1861
султан
Линкольн
1809—1865
президент
Наполеон III
1808—1873
император
Александр II
1818—1881
император
Гарибальди
1807—1882
полководец
Маркс
1818—1883
философ
Энгельс
1820—1895
философ
Виктория
1819—1901
королева
Деятели искусства
Берлиоз
1803—1869
композитор
Диккенс
1812—1870
писатель
Мусоргский
1839—1881
композитор
Вагнер
1813—1883
композитор
Тургенев
1818—1883
писатель
Верди
1813—1901
композитор
Жюль Верн
1828—1905
писатель
Толстой
1828—1910
писатель
  • Сёстры Бронте (1816—1855) писательницы
  • Шевченко (1814—1861) писатель
  • Бизе (1838—1875) композитор
  • Достоевский (1821—1881), писатель
Изобретения

Сражение в устье реки Ялу (1894)

Последняя треть XIX века

  • Промышленная революция в Западной Европе, США, Японии (1871—1914; англ. Second Industrial Revolution). «Долгая депрессия» в Западной Европе и Северной Америке (1871—1914; англ. Long Depression). Начало «золотого века» в США (1876—1914).
  • Период Мэйдзи (1868—1912) ознаменовались отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.
  • Русско-турецкая война (1877—1878) началась после жестокого подавления Османской империей «Апрельского восстания» в Болгарии (1876). Берлинский трактат (1878).
  • Британские колониальные войны (1878—1880; 1879; 1880—1881; 1885—1887).
  • Колониальный раздел Африки (1884) проведен на Берлинской конференции.
  • Франко-китайская война (1884—1885) за гегемонию над Вьетнамом, закончилась победой Франции.
  • Японо-китайская война (1894—1895) привела к поражению Китая. Подписанный Симоносекский договор был пересмотрен под давлением Тройственной интервенции Германии, России и Франции. Россия получила в аренду Порт-Артур (1898; Русско-китайская конвенция). «Боксёрское восстание» (1899—1901) спровоцировало вторжение в Китай Альянса восьми держав, который подавил восстание и принудил китайское правительство принять «Заключительный протокол».
  • Филиппинская революция (1896—1898) против испанского господства была поддержана США. В результате Испано-американской войны (1898) Филиппины, Куба, Пуэрто-Рико перешли под контроль США. Филиппино-американская война (1899—1902/1913).
  • Англо-бурская война (1899—1902) началась после того, как в Трансваале обнаружили богатейшие в мире золотоносные месторождения (1886). В войне получили широкое боевое применение обмундирование защитного цвета, рассыпной строй пехоты в ходе атаки, пулеметы, окопы, колючая проволока, бездымный порох, снайперская тактика, полевой телеграф, бронепоезда, концлагеря для гражданского населения.

  • Телефон (устройство по передачи речи — 1861; патент и демонстрация — 1876 Александр Белл; с угольным микрофоном — 1878)
  • Трактор (локомобиль — 1850; гусеничный — 1876, Фёдор Абрамович Блинов; с двигателем внутреннего сгорания — 1896)
  • Фонограф (1877; Томас Эдисон)
  • Торпеда (первое применение — 1877, под командованием Макарова)
  • Электростанция (электрогенератор — 1870; гидроэлектростанция у Ниагарского водопада — 1881; крупные тепловые электростанции — 1882)
  • Трамвай (первая электрическая трамвайная линия — 1881, Вернер фон Сименс)
  • Троллейбус (первая троллейбусная линия — 1882, Вернер фон Сименс)
  • Электровоз (1883; Leo Daft)
  • Пулемёт (Митральеза — 1859; действующий от энергии патронов — 1883, Хайрем Максим)
  • Дирижабль (1852; первый полностью управляемый полет — 1884, «La France»)
  • Мотоцикл (патент — 1885; Готтлиб Даймлер)
  • Автомобиль (первый с двигателем внутреннего сгорания — 1806; патент (трехколесный) — 1885, Карл Бенц; патент (четырехколесный) — 1886, Готтлиб Даймлер; серийное производство с бензиновым двигателем — 1888, Карл Бенц; классическая компоновка — 1891, Панар-Левассор; автобус с бензиновым двигателем — 1894, Карл Бенц; автомобиль с пневматическими шинами — 1895, Мишлен, Андре и Эдуард; грузовик и таксомотор — 1896, Готтлиб Даймлер; переднеприводный — 1897, братья Грэф)
  • Алюминий (промышленный метод — 1886, Charles Martin Hall, Paul Héroult)
  • Граммофон (патент — 1887, Эмиль Берлинер)
  • Фотография (первая фотография — 1826; фотоплёнка — 1884; массовая камера — 1888, Джордж Истмен)
  • Пневматическая шина (патент — 1888, Джон Бойд Данлоп)
  • Кинематограф (первый сеанс — 1895, братья Люмьер)
  • Дизельный двигатель (патент — 1893; первый функционирующий образец — 1897, Рудольф Дизель)
  • Радио (электромагнитные волны — 1888, Герц; демонстрация беспроводных сигналов — 1893, Тесла; «грозоотметчик» Попова — 1895; массовый выпуск по патенту — 1898, Маркони)

Известные люди
Государственные деятели
Александр III
1845—1894
император
Бисмарк
1815—1898
канцлер
Ницше
1844—1900
философ
Цы Си
1835—1908
императрица
Мэйдзи
1852—1912
император
Рокфеллер
1839—1937
миллиардер
Деятели искусства
Салтыков-Щедрин
1826—1889
писатель
Ван Гог
1853—1890
художник
Чайковский
1840—1893
композитор
Мопассан
1850—1894
писатель
Стивенсон
1850—1894
писатель
Марк Твен
1835—1910
писатель
Золя
1840—1902
писатель
Чехов
1860—1904
писатель
Роден
1840—1917
скульптор
Пуччини
1858—1924
композитор
Васнецов
1848—1926
художник
Конан Дойль
1859—1930
писатель
Изобретения

> См. также В Викитеке есть тексты по теме
Документы XIX века XIX век

XIX — это какой век?

Помню, как в школе мы начали изучать римские цифры. Мало кто из класса сразу же «въехал» в эту систему, а вот я поняла все сразу. А еще в университете я была лучшей на курсе в изучении латинского языка. Возможно, в прошлой жизни я жила в Древнем Риме? А для тех, кто плохо ориентируется в римской системе счисления, я проведу небольшой мастер-класс.

XIX — это какой век

Сразу же даю ответ на вопрос. Цифра XIX означает 19 век. Цифры, которыми мы пользуемся сегодня, называются арабскими. Но и римская система не забыта. Математические действия на ней не выполняются, так как система слишком громоздкая, но вот цифры используются для обозначения разделов книг, дат и прочее. Итак, что представляют собой римские цифры. Все выглядит сложно только на первый взгляд. Римляне использовали 7 знаков:

  • I = 1
  • V = 5
  • X = 10
  • L = 50
  • C = 100
  • D = 500
  • M = 1000

Другие цифры записывают с помощью повторения этих семи.

Как считать по-римски

Как понять, что XIX — это девятнадцать? Начну с начала. Цифры 1,2 и 3 образуют с помощью единичных знаков. Чтобы создать цифру 4, беру пятерку (V) и отнимаю от нее единицу и ставлю перед цифрой. Получаю IV. Чтобы получить шестерку, единицу добавляю и ставлю после цифры — VI. Та же система используется и для десятков. Но следует запомнить, что меньшее число, которое стоит перед большим, нужно вычитать. Как понять, что XIX — это 19? Есть две десятки — ХХ. Это 20. Между ними стоит единичка. Поэтому, в соответствии с правилами, надо ее вычесть. 20-1 = 19. Цифра 90 будет выглядеть следующим образом — ХС (100-10 = 90). А вот написание тысячелетий для меня стало уже небольшой проблемой. Возьму для примера 1983 год. Число имеет вот такой вид — MCMLXXXIII. Как я это рассчитала? 1000 + (-100 + 1000) + 50 + 30 + 3 = 1983. А наш 2017 год вообще написать элементарно — ММXVII (1000 + 1000 + 10 + 7).

Современное использование римских цифр

Сегодня римские цифры используются довольно часто. К примеру:

  • номер века или тысячелетия;
  • порядковый номер монарха;
  • для нумерации разделов в книгах;
  • в циферблатах часов.

Но для расчетов римские цифры слишком громоздкие и один математический пример может занять целую страницу. И начиная с XV века римские цифры заменили всем привычные арабские.

ИСТОРИЯ РОССИИ 19-ого в.

19 век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г.

19 век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III.

Переворот в геометрии произвели исследования Николая Ивановича Лобачевского, а в медицине — хирурга Николая Ивановича Пирогова. Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский совершили первое путешествие вокруг света (1803-1806гг.).

В 19 веке творили такие писатели, как Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.

И это только краткая характеристика этого сложного, тяжелого, порой трагического периода русской истории.

Так каким же он был этот 19 век?

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в Санкт-Петербурге был убит император Павел I.

C этого трагического события и начался для России 19 век. Хотя для всего населения смерть императора, произошедшая в результате заговора, была скорее радостным событием, чем печальным. В петербургских лавках в вечеру 12 марта не осталось ни одной бутылки вина.

На престол взошел великий князь Александр Павлович, ставший императором Александром I.

Что же представляла из себя Россия в начале 19 века?

Вместе с Англией и Францией Россия была одной из крупнейших европейских держав, но тем не менее значительно отставала от Европы по уровню экономического развития. Основу экономики составляло с/х, в страны Западной Европы Россия вывозила сырье и сельхозпродукцию. Импорт в основном состоял из машин, инструментов, предметов роскоши, а также хлопка, пряностей, сахара, фруктов.

Экономическому развитию препятствовало крепостное право, многие заговаривали об освобождении миллионов русского крестьянства от такой жестокой зависимости. Александр I, понимая необходимость реформ, принимает в 1803 г. указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьяне могли получить освобождение у помещика за выкуп.

Внешняя политика России характеризовалась противоречиями, возникшими у России с Францией и ее императором Наполеоном Бонапартом.

В 1811 г. Наполеон предложил заключить России новое мирное соглашение (вместо Тильзитского мира 1807 г.), но Александр отказался от него, т.к. после подписания договора Наполеон предполагал жениться на сестре русского царя.

12 июня 1812 г. 600 тыс.солдат Наполеона вторглись в Россию.

Наполеон Бонапарт

Император Франции намеревался за 1 мес. дать пограничное сражение и принудить Александра заключить мир. Но одним из планов Александра по ведению войны был такой: если сильнее окажется Наполеон, то отступать, сколько можно.

Все мы помним фразу Михаила Илларионовича Кутузова из фильма: «Отступать дальше некуда, впереди-Москва!»

Как известно, Отечественная война продолжалась год и закончилась поражением Франции.

Александр тем не менее отказался от французских контрибуций, говоря: «Я воевал ради славы, а не ради денег».

После смерти Александра 19 ноября 1825 г. императором становится его младший брат Николай.

Финансы государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени получила название «контрреволюционной», а Россию до 50-х гг. 19 в. называли «жандармом Европы». Николай I был вынужден продолжать эту агрессивную внешнюю политику, а также он ставил перед собой задачи по укреплению самодержавия и экономики, но без проведения реформ.

Начал Николай I с создания «Его Императорского Величества канцелярий». Это был его собственный чиновничий аппарат, который должен был наблюдать за исполнением указов.

Это свидетельствовало о том, что царь не доверяет дворянству (что, в принципе, было естественным после восстания декабристов ) и правящим классом становятся чиновники. В результате, количество чиновников выросло в 6 раз.
Во время правления Николая I им были проведены следующие преобразования:
  1. Кодификация русского законодательства или сведение всех законов в кодексы, проведенная Михаилом Михайловичем Сперанским. Сперанский, сын бедного сельского священника, становится, благодаря своим способностям, первым советником императора. Он издает 15 томов законов, которые действовали до 1920 г.
  2. Реформа Егора Францевича Канкрина-одного из первых экономистов, допущенных во власть. Канкрин аннулировал все старые деньги и взамен им был введен серебряный рубль (т.к. Россия имела большой серебряный запас). Кроме этого Канкрин ввел таможенные пошлины на почти все ввозимые товары, в результате чего был ликвидирован дефицит бюджета
  3. Реформа Павла Дмитриевича Кисилева или реформа государственной деревни. В результате ее крестьяне получили право иметь недвижимость-частную собственность.

В 1850-х гг. Россия втягивется в серию военных конфликтов, из которых наиболее значительным был конфликт с Турцией, т.к. закончился Крымской войной, которая продолжалась 2 года и Россия потерпела поражение в ней.

Поражение в Крымской войне привело к смерти императора, т.к. по одной из версий, Николай I покончил с собой из-за военных неудач.

19 февраля 1855 г. на российский престол взошел император Александр II.

АЛЕКСАНДР II

Его называли царь-освободитель из-за проведенной им в 1861 г. реформы отмены крепостного права. Кроме этого, им была проведена военная реформа (службу сократили с 20 до 6 лет),судебная (введена 3-х уровневая судебная система, включающая мировой суд, окружной суд и Сенат-высшую судебную инстанцию),земскую (органом местного самоуправления стали земства).

Александр II был убит в 1881 г., его правление закончилось, и на престол взошел его сын Александр III, который за время своего правления не провел ни одной войны, за что его и называли «Миротворцем».

Кроме этого, он сделал вывод, что его отца убили из-за того, что он много реформировал, поэтому Александр III отказывается от реформ, а идеалом для него было правление Николая I. Но он считает, что главный просчет деда — это слабое развитие промышленности и делает все, чтобы деньги были направлены на развитие крупных промышленных предприятий.

Александр III

Главным источником финансирования промышленного производства был экспорт хлеба, но этих денег не хватает. С назначением на должность министра финансов Сергея Юльевича Витте, политика изменилась. Витте объявляет, что экспорт хлеба-ненадежный источник доходов и вводит винную монополию (бюджет стали называть «пьяным» ), золотое обеспечение рубля.

  • Появляется золотой русский рубль, который привлекает иностранные инвестиции.

Итогом этой политики было то, что в конце 19 в. начинается бурный экономический рост и Россия становилась индустриальной державой, хотя русская промышленность лишь на 1/3 была русской, а на 2/3 иностранной.

Итак, несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, Россия переживает бурный рост промышленного производства, и для того чтобы достичь его стране понадобился целый век- девятнадцатый.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Россия в 19 веке

В истории России 19 века было много героев и императоров, а так же были военные действия. Это были тяжелые времена для всех. Голод и война замучили народ великой страны, но с помощью императоров, которые правили в те времена Россия смогла пережить кризис.

Императоры России 19 века

Эта эпоха насчитывает пять царей:

  • Павел I
  • Александр I
  • Александр II
  • Александр III
  • Николай II.

Павел I возглавил страну в 1796 году. Он запомнился всем новаторской идеей централизации власти и убрал некоторые привилегии для дворян. Был ярым противником революции во Франции, но в итоги заключил мирный договор с Бонапартом. Был убит в результате заговора.

Александр I правил с 1801 года. Его политика благоприятно влияла на развитие страны. Александр выбрал в союзники Францию и Великобританию, но входил в коалицию, которая не поддерживала революцию во Франции, но с 1807 по 1812 был близок с Французским руководством и вел активную политику с данной страной. Воевал с Турками и Шведами и обе войны были успешными. После войны 1812 года был представителем России в антифранцузской коалиции.

Александр II сел на трон в 1855 году и отменил крепостное право, проведя множество исторических реформ. После восстания Поляк взял другой курс в политике, который одабривали большинство граждан. За свое царствование присоединил огромные территории и участвовал в русско-турецкой войне. На него покушались целые четыре раза, но на пятый раз был все таки убит.

Второй сын Александра II был Александр III и именно он взошел на престол в 1881 году и почти сразу же понизил налоги. Во второй половине 80-ых Александр увеличил полномочия полиции и увеличил ее роль в государстве. Так же он запомнился всем тем, что заключил с Францией мирный договор и присоединил земли Средней Азии.

Последним Российским императором был Николай II, который всем запомнился своей целеустремленностью и характером. Во время его правления был огромный скачок в экономическом и промышленном плане. Но поражение России в войне с Японией посеяло семя революции и в результате данное событие повлекло убийство царя и всей его семьи.

Основные события 19 века в России

Самым главным событием 19 века безусловно является война 1812 года. В этой войне погибло очень много людей и сколько людей пережило это горе. Наполеон бросил на войну с Россией около пятисот тысяч человек. Французы действовали по плану «молниеносной» атаки при которой Наполеон быстро захватывает все земли России. Но он недооценил силу воли людей и безграничные просторы страны. В итоге Наполеон ушел с поражением и именно Россия остановила его.

Следующие событие произошло в 1861 году и это было отмена крестьянства. Данная реформа была оправдана и поддержана многими, а люди наконец-то получили свободу.

Герои России 19 века

Одним из главных в 19 веки был великий полководец Михаил Кутузов, если быть честным, то без него Россия вряд ли бы выиграла войну 1812 года. Родился же Михаил в 1745 году и с детства хотел быть военным. Учился он в артиллерийской школе и был очень веселый. Начал он свой путь будучи девятнадцатилетний прапорщиком. А уже с 1770 года он начинает стремительно развиваться и заслуживает высшие чины. Даже тяжела травма головы из-за которой он потерял зрение не помешала в дальнейшем спасти свою Родину от жадных французов.

Не стоит забывать и еще об одном великом человеке, которого зовут Иван Дорохов. Учился он в Артиллерийском училище, которое окончил в 1787 году и брал участие в войне против турок. Воевал в войсках самого Суворова и был очень отважным воином. Именно из-за этих качеств его повысили и он уже командовал целым полком, а в дальнейшем и руководил отходом большого количества войск.

Целые две недели он успешно маневрировал между сил противника и не шел на открытые бои, так как все лошади были отданы под раненых шли все пешком и в скором времени его отряд соединился с другой группой войск. Это было одно из ключевых моментов в ходе войны. Ну и конечно же герои были и сами люди, которые творили историю и своими жизнями пробивали путь будущему поколению, которое так же рвалось на войну.

Так же и сами цари были героями, потому что именно они принимали судьбоносные решения и именно они были выбраны народом.

Итоги 19 века для России

Историки по разному оценивают эту эпоху, но 60% все таки склоняются к тому, что Россия за это время сделала огромный скачок и тем самым показала себя на мировой арене и другие страны боялись Россию. Первое, почему эта эпоха была удачна, так это потому что страна стала на промышленный путь и отменила крепостничество и тем самым прогресс пошел полным ходом. Следующие это конечно захват огромных территорий, а особенно Средней Азии.

Так же множество реформ сделали из сельской страны могущественную промышленную державу. И наконец в 19 веке Россия пережила войну с Турцией, Францией, Японией и т.д. Это самые заметные войны, ведь никто не мог остановить могущественную Францию во главе с великим Бонапартом и только огромная сила воли простых людей, когда дворянин воевал плечом к плечу с обычным крестьянином помогла выиграть войну.

XIX век в России: Расцвет на пути к катастрофе

Российский герб. XIX век «В конце XVIII века передовые представители социальной мысли сознавали себя пред некоторой “новой эрой”, которая хоронила все старые “предрассудки” и впервые ставила человечество на настоящую дорогу, “разумную” и вместе также “естественную”. Эти два понятия сливались в чем-то несказанно сильном и великом. Горделивое чувство радости наполняло тогда сердца людей перед тем, что казалось великим, еще небывалым откровением разума». Это меткое наблюдение выдающегося русского мыслителя Льва Тихомирова на каждом шагу подтверждается цитатами из тогдашних «классиков».

«Мой милый, милый батюшка, – писал тогда Камилл Демулен, один из лидеров французской революции, своему отцу, – вы не можете составить себе даже представления о той радости, которою наполняет меня наше возрождение… Как я благодарю небо за то, что родился в конце этого века!» «Все говорит нам, – пишет маркиз-демократ Кондорсе, – что мы вступаем в эпоху одной из величайших революций рода человеческого… Современное состояние просвещения гарантирует нам ее счастливый исход».

Несмотря на то, что локальным «исходом» той эпохи стала Великая французская революция, значительное большинство элиты так и не отрезвело. Многие истоки как российского, так и мирового глобального кризиса ХХ столетия оказались заложены как раз в этой слепой уверенности в завтрашнем дне. Таким образом, «светлое будущее» не является изобретением коммунистов, под знаком веры в это будущее (безусловно, имевшее немного иные черты) прошел весь предыдущий век.

Почему же началом исторической катастрофы России стало именно девятнадцатое столетие? Еще больше, может быть, непонятно, по какой причине этот поистине золотой век российской культуры оказался началом самого страшного государственного кризиса и культурного упадка за всю историю России?

Наверное, слишком непоколебима была вера как в конечное «торжество просвещения», так и в то, что суть этого «просвещения» уже найдена, источники и носители его известны, остается лишь черновая работа по «цивилизации» народа, который надо вывести из «первобытно-дикого состояния». К чести российской элиты нужно сказать, так мыслили далеко не все, но все же главным лейтмотивом всего «золотого века русской культуры» оказалось гордое самодовольство тех, кто провозгласил себя «просвещенными».

Между тем «просвещение» почему-то распространялось не так быстро, как бы этого хотели. Народ безмолвствовал. Не очень заметное современникам, молчание это издалека слышится нам очень отчетливо и страшно. Самое наполненное событиями столетие в русской истории, восхищающее своей небывалой активностью не только историков, но и современников, поражает тишиной. Ни одного серьезного народного движения, ни одного вождя не вышло из среды крестьянства. История России XIX века оказывается в наименьшей степени народной историей, то есть историей, творимой волей и внутренним единством всего народа. Это, по сути, история того самого узкого культурного слоя, который объявил своей монополией народное просвещение. Она полна острыми драматическими моментами: отживая свой век, сходят со сцены боровшиеся за общественное влияние группировки; власть, подавляя самые опасные из них, черпает в других силу и находит поддержку для своей политики; расцветают и умирают философские и социальные доктрины, создаются великие произведения искусства; но народ… Народ чужой на этом пиру мыслителей, о нем вспоминают только тогда, когда изобретают очередной новейший ускоренный метод «просвещения», не особенно задумываясь над тем, кого же, собственно, предполагается просвещать. Это положение замечательно описывает Некрасов:

«В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина».

Конечно, можно возразить, что культурная элита России XIX века также являлась частью народа и, как наиболее образованная его часть, брала на себя и бремя власти, и первенствующую роль в культурном творчестве. Но ведь дело в том, что результаты этой культурной и политической деятельности российской аристократии и интеллигенции почти никем не востребовались. Крестьяне (в первую очередь представлявшие народные низы) своим пассивным неприятием самых лучших образцов дворянской культуры демонстрировали полное нежелание понять ее. В государственном же строительстве основная масса крестьян участвовала только в качестве тягловой силы, слабо выражая недовольство и проявляя все меньше живого интереса к судьбе своей страны.

Это тем более удивительно, если вспомнить, что на протяжении всей предыдущей истории народные низы крайне редко были пассивны по отношению к власти. Со времен Ивана Калиты политика объединения русских земель вокруг Москвы и усиления государственной мощи встречала как поддержку, так и ожесточенное сопротивление. Земля постоянно находилась в движении, выделяя из своей среды и теоретиков сопротивления (таких, как протопоп Аввакум) и его политических организаторов (Иван Болотников, Степан Разин, Кондрат Булавин). Назвать имена строителей государства сложнее, они чаще оказывались в тени той власти, которой служили не за страх, а за совесть, но и тут в нужный момент «кланяется царю Сибирью» Ермак, собирает ополчение Минин, размышляет над экономической политикой Петра Посошков. Земские соборы, мощное самоуправление на местах, наконец, возможность бунта – все это заставляло и власть, и высшие слои общества не только считаться с «землей», но и допускать ее к решению будущего страны. «Земля» сама была свято уверена в этом праве и часто пыталась брать и расширять его самовольно (это, впрочем, почти всегда печально заканчивалось).

Последним таким выступлением была Пугачевщина. После ее подавления в крестьянстве почти на 130 лет воцаряется тишина, перемежаемая мелкими и редкими волнениями. И все же нельзя сказать, что крестьянство молчало. «Где народ, там и стон», – свидетельствовал Некрасов. Этот тяжелый стон слышится по всей России с 1812 года, когда «земля» в последний раз пыталась доказать свою бескорыстную преданность престолу. Крепостное крестьянство вышло с вилами против французских захватчиков, у партизанских отрядов появились свои крестьянские командиры, десятки тысяч устремились в добровольное ополчение. Однако всех ждало разочарование: ополченцам не торопились выдавать оружие, с большой неохотой пускали в бой, партизанское движение на словах поощрялось, но на деле его старались не замечать, военный губернатор Москвы Ростопчин до последнего дня продержал закрытыми огромные арсеналы оружия и боеприпасов и сдал их французам, так и не выдав московскому населению. В свою очередь, население Москвы уже не подражало примеру своих предков, в 1382 году несколько недель оборонявших Москву от татар в отсутствие князя: город, хотя и полупустой, был сдан без боя. В общем, под угрозой гибели элите империи пришлось прибегнуть к помощи «земли», но сделано это было с величайшим недоверием и страхом. Когда после изгнания французов Александр I просто тихо распустил ополчения и партизанские отряды, крестьянство окончательно убедилось, что имеет дело с чужой и равнодушной силой. Пути «земли» и власти в России начали расходиться непоправимо. Спасти былое единство не могла даже запоздалая отмена крепостного права.

Но главным зачинщиком конфликта было все-таки не самодержавие. Александр I всю жизнь очень хорошо помнил о судьбе своего отца, который пытался хоть как-то уравнять дворянство в правах с другими сословиями. Павел I поплатился за это не только своей жизнью, но и посмертной репутацией. Два века без каких-либо сомнений враждующие исторические школы единодушно поливали грязью императора, ставшего на пути российского «благородного сословия». Только сейчас к нам начинает возвращаться трагический образ самодержца, столкнувшегося с тем, что государственное управление, а главное – монополию на «просвещение» медленно забирает в свои руки новоявленная олигархия. Сословие, выращенное Петром I для тяжелой черновой работы на постройке Российской империи, все больше глядело на эту империю как на свою вотчину. В 1825 году «прогрессивное общественное мнение», разработав программу полного переустройства России, вышло на Сенатскую площадь уже с оружием в руках. Николай I с трудом подавил восстание, обеспечив 80-летнее стабильное развитие страны, но уже не смог примириться с дворянством, вставшим в глухую оппозицию. Отныне у империи появился еще один страшный враг.

Конечно, глупо подозревать всех декабристов в каких-то корыстных целях устройства личного благополучия. Однако многие из них, пошедшие на смерть «за народное счастье», понимали это счастье очень своеобразно. Иван Якушкин по приезде из Франции собирался освободить своих крестьян и был крайне удивлен их сопротивлением. Дело в том, что освобождение планировалось по английскому образцу, то есть без земли. Крестьяне, несколько по-иному представлявшие свободу и хорошо помнившие, что предки Якушкина получили их от государства вместе с землей, так и сказали своему господину: «Нет, барин, пусть лучше мы будем ваши, а земля все же будет наша!». Из случившегося один из главных представителей «прогрессивной общественной мысли России» первой половины XIX столетия делает выводы о рабском характере русского крестьянина, ценящего свое имущество (землю!) выше своей свободы, о его нравственной неразвитости, отсталости мышления от других европейских народов. Совершенно явно, что обе стороны не поняли друг друга, но «барин» еще, вдобавок, не желал, не хотел понимать ничего, кроме любезных его сердцу идеалов Великой французской революции. По этим-то идеалам декабристы, а потом и народовольцы, и кадеты, и эсеры, и социал-демократы пытались заставить жить все русскую землю.

При всем этом на действиях образованных российских сословий XIX века лежит печать странной раздвоенности. С одной стороны, это вечные оппозиционеры, едва ли не главным занятием которых было «воплощенной укоризною стоять перед отчизною». Причем укор бросался не только власти, но и «темному, невежественному, забитому», не соответствующему мировым стандартам крестьянству.

С другой стороны, волей обстоятельств эти слои населения в тот момент оказались носителями русской культуры, и прежде всего слова. Высочайшие достижения поэзии и литературы прошлого столетия свидетельствуют о национальном культурном расцвете. Все лучшее, что мы сейчас имеем в искусстве, вся наша классика были созданы тогда. Созданы, и совершенно не восприняты народом. Вернее, восприняты как составная часть господского образа жизни, агрессивного и чужого русской деревне. Напрасно Некрасов ждал, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет». Произведения мирового масштаба оказались доступны только для внутреннего потребления небольшой части российского общества. Это была, фактически, месть русскому просвещенному обществу за его высокомерие и самоуверенность.

Нельзя сказать, что это положение устраивало российскую элиту. Многие представители дворянства и разночинной интеллигенции очень остро ощущали всю непрочность и беспочвенность созданной ими культурной среды. Но, к сожалению, это только усиливало их просветительский радикализм. Все мощные общественные движения XIX века, начиная с декабристов и заканчивая марксистами, старались насильно втащить мужика в «светлое завтра», где, как они надеялись, все противоречия исчезнут сами собой. Проявлялась поразительная нечуткость к ходу исторического процесса, главное внимание уделялось реформе или революции, то есть изменению внешних форм существования. В то же время творцы художественной культуры, особенно Пушкин, Гоголь, Лесков, Достоевский, интуитивно передавали в своих произведениях чувство тревоги и опасения за возможное будущее России, предощущая ее страшную историческую судьбу. Но окружающие находили в их книгах либо эстетическое удовлетворение, либо призывы к изменению существующего строя. Русская литература, по сути своей пророческая, была воспринята так только задним числом.

Очень немного образованных людей осознавали действительную глубину пропасти между традиционной и классической культурой и стремились прежде, чем «просвещать» народ, узнать его действительные нужды, найти общие культурные связи всех сословий. К несчастью, их почти всегда искали в прошлом, но и здесь было что находить. Борьба Шишкова за чистоту славянских корней языка, воскрешение Карамзиным русской истории, а Шевыревым – древнерусской литературы, призывы славянофилов к изучению форм народного быта и общинного устройства не пропали даром. Но все же этого было слишком мало для того, чтобы мужик и барин поняли друг друга. Как жест отчаяния русской интеллигенции выглядит знаменитое «хождение в народ», когда молодые люди, оставив дома и обеспеченное будущее, пошли куда глаза глядят жить так, как живет мужик. Беда была в том, что им уже заранее были «известны» принципы мужицкой жизни. «Подавай им мужика, но мужика шоколадного!» – говорил о таких писатель Глеб Успенский. После полного провала «хождений» те из народников, что не угодили в тюрьму, либо впали в страшный скептицизм по отношению к России вообще, либо от отчаяния подняли волну политического терроризма, захлестнувшую в конце концов и самого царя-освободителя Александра II. Если крестьяне и до этого относились к «господам в лаптях» весьма подозрительно, то после цареубийства они смотрели на них с плохо скрываемой ненавистью. Эти несчастные «народолюбцы» так и не сумели понять, что задача российского образованного слоя была не в театральном переодевании, а в изменении внутренней позиции по отношению к народной культуре, к фольклору и традициям, идущим из допетровской Руси. Для соединения с народом культурный слой должен был не опускаться до уровня реального народного невежества, а действительно просвещать крестьянина, но только тем светом, который светил от самой «земли», а не отраженными лучами чужих политических учений.

Но для того чтобы связь между сословиями была живой и прочной, нужны были силы, ее обеспечивающие. В России такими силами обычно были власть (внешняя прочность) и Церковь (духовное единство). Об отношении власти как с «землей», так и с обществом здесь уже говорилось. Высшая управленческая элита империи всех опасалась и никому не доверяла. Глава русского народа милостью Божией все больше превращался в управляющего бюрократической системой. Дворянство и интеллигенция открыто презирали самодержавие, народ уже очень мало на него надеялся. Но еще более тяжелая ноша выпала на долю осмеянной «просвещением» Церкви. Официально поддерживаемая государством, она больше страдала, чем выигрывала от этой поддержки. Полунищие священники, вынужденные кормиться за счет своих бедных прихожан; бесправные архиереи, угнетаемые губернскими чиновниками; штатные монастыри, живущие на проценты с капитала или аренды недвижимости; духовные семинарии, иссушающие души своих воспитанников мертвой схоластикой (значительная часть революционеров – от Чернышевского до Сталина – получила начальное духовное образование); стильные ампирные храмы, часто напоминающие о древнеримских божествах; знатные прихожане, формально исполняющие обряды и открыто смеющиеся над самыми священными таинствами… – все это скорее способно вызвать жалость или возмущение, чем почтение. Если оценивать не число атеистов, а твердость их убеждений, XIX век был куда более безбожен, чем XX.

Разумеется, подлинно церковная жизнь не прерывалась, она только ушла вглубь, готовясь к грядущим тяжелым испытаниям. Святители Филарет и Иннокентий Московские, будучи крупнейшими учеными филологами своего времени, в условиях полного общественного равнодушия подготовили и осуществили русский литературный перевод Священного Писания. Оптина пустынь стала не только центром возрождения древнерусского духовничества, но и крупнейшей издательской базой святоотеческой литературы. Совсем не случайно первая половина века стала временем явления в России такого столпа веры, как преподобный Серафим Саровский. И так же не случайно, что вся «просвещенная» Россия от Сперанского до Пушкина его не заметила. Точно так же незамеченной широкой пореформенной общественностью осталась деятельность святителя Игнатия (Брянчанинова) или праведного Иоанна Кронштадтского, сделавших для русской культуры гораздо больше, чем какой-нибудь Лев Толстой. Это еще раз подчеркивает внешний характер социально-политической истории прошлого столетия, торжество формы над внутренним содержанием.

Особенно это видно на примере развития российского военного искусства и внешней политики. XIX столетие здесь прошло на первый взгляд более чем удачно: из всех войн, которые вела Россия, проиграна только одна, присоединены значительные территории, укреплены границы, подписан ряд важных дипломатических соглашений, определены сферы влияния. В итоге к концу столетия Россия окончательно входит в число великих мировых держав, с ней вынуждены считаться и Англия, и Германия. Но при этом развивается целый ряд тревожных симптомов.

На протяжении всего столетия активно изгоняется национальная военная и военно-морская школа. Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Тотлебен, Гурко, Скобелев, Драгомиров – все это последователи суворовской «Науки побеждать», и они побеждают на поле сражения. А в военных академиях и в генеральном штабе медленно побеждает немецкая школа Клаузевица и Мольтке (заметим, они многому учились в России). Немного лучше обстоят дела на флоте: здесь, продолжая петровские традиции, на Черном море крепнет школа последователей Ушакова и Сенявина. Особенно много сделал для этого командир первого российского гвардейского корабля, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев. Ему Россия обязана Нахимовым, Корниловым, Истоминым. Но после поражения в Крымской войне черноморская эскадра ликвидируется и через полвека русский флот, не потерпевший в XIX веке ни одного крупного поражения, кладет на Россию позорное клеймо Цусимы. Дело здесь не в отсталости техники или храбрости отдельных офицеров, а в отсутствии, вернее – в забвении национальной военной школы. При общем росте сознательности русского солдата русский офицер на его фоне как-то блекнет и теряется. Если в середине XIX века армия и флот могли похвастаться не только Суворовым и Ушаковым, но и Лермонтовым и Римским-Корсаковым, то к началу нового столетия престиж офицерства стремительно падает.

Внешнеполитическое положение России тоже на первый взгляд не вызывает тревоги. Только однажды она потерпела серьезное поражение в Крымской войне, но за это надо «благодарить» преступно-близорукую политику Нессельроде. Зато следующий государственный канцлер Горчаков, казалось, блестяще исправил все ошибки своего предшественника, работая в гораздо более трудных условиях рождения на российских границах агрессивной Германской империи. Дважды за столетие – при Александре I и при Александре III – Россия оказывалась гарантом мирового равновесия. Но тем не менее можно утверждать, что Россия несколько раз крупно проиграла.

Во-первых, продажа Аляски США в 1865 году. Сегодня ясно, что ни семь миллионов долларов, ни соображения высокой политики не могут оправдать торговли государственной территорией. Она не принадлежит ни лично главе государства, ни даже всему поколению живущих в нем людей: это приобретено теми, кто уже умер, для тех, кто еще родится. Оно может быть потеряно в войне, но не может быть отдано, иначе создается угроза принципу единства всей страны, каким бы маленьким ни казался этот клочок земли. Торговля территорией открывала путь к расчленению государства.

Не менее проигрышна оказалась наша союзническая политика. Нацеленная на оказание помощи соседним народам или их правительствам, она редко исходила из действительно национальных интересов, продиктованная в основном моральными принципами или даже личными соображениями. В результате выбор союзников оказался крайне неудачным. Дважды заключенный союз с Пруссией и Австрией и прямая вооруженная помощь их правительствам привела первый раз к наполеоновскому вторжению, второй раз – к враждебному для России нейтралитету этих стран в Крымской войне. Помощь балканским народам (в особенности Болгарии) и многочисленные русско-турецкие конфликты на этой почве создали для России (и СССР в XX веке) целый ряд враждебных славянских государств, которые (кроме Сербии) наперебой стремились побольнее отомстить за свое освобождение. Непродуманный союз с ослабевшей Францией втянул Россию в Первую мировую войну.

Наконец, кризис 1853–1856 годов в Европе показал, что все европейские государства забывают о своих противоречиях, когда представляется случай ударить по России без большого риска. Пожалуй, только один Александр III до конца хорошо понимал, что «у России нет друзей». Можно сказать, что НАТО как естественный союз сложилось гораздо ранее 1945 года. Поэтому даже советскую политику в Европе после Второй мировой войны можно считать более трезвой и реалистичной, чем российскую дипломатию XIX века.

И все-таки XIX столетие значит для России очень много. Оно подобно волне, высоко взметнувшейся над морской поверхностью. Мы уже знаем, что всего через несколько мгновений вся она бессильно разобьется о берег, но там, наверху, не ожидая скорого и страшного падения, рождаются миллионы искрящихся брызг. За миг до того, как снова исчезнуть в общем потоке, каждая мельчайшая частичка воды начинает свою короткую неповторимую жизнь. И эта жизнь прекрасна!

Люди этого века оставили нам в наследство не силу, богатство или даже мудрость, они оставили нам самих себя. Во всей российской истории не было времени, так богатого отдельными людьми. Каждый из этих людей сам по себе – целая вселенная. В нем можно увидеть отрывки прошлого, настоящего, будущего целой страны, а еще – близкий отсвет того чуда, которое одно никогда не повторяется в истории: рождения, жизни и смерти человеческой.

Катастрофа в России 19 века. Тверь до и после потопа — доказательства и следы на местности

Все мы давно уже не сомневаемся в том что в России 19 века произошло нечто ужасное, катастрофа, последствия которой невозможно переоценить… Тысячи соратников постят различные материалы на своих страниках, в блогах и видеороликах, на эту тему… Вот и я тоже решил внести свой посильный вклад в общее дело, к тому же сам я живу в Твери (в области) и некоторые моменты связанные с историей города не могли не привлечь мое внимание — слишком явно запечатлелись следы чего то такого, о чем ныне в рамках официальной истории говорить не принято… Итак, помолясь, приступим… Благослови, Отче!

Для начала посмотрим на описание расположения города, данное в брошюре 1767г «Географическое описание реки Волги от Твери до Дмитревска для путешествия ея императорскаго величества по оной реке» Чтобы было понятно расположение города, идентичность с расположением нынешним.


Итак, давайте посмотрим, где у нас Тверца, где Волга, в приведенном выше описании.

Отлично — вот у нас великая русская река Волга, вот и Тверца, впадает в нее, стало быть это устье Тверцы и есть, как было описано в брошюре 1767г., все на месте, ничего никуда не делось… Стало быть, это у нас исторический центр города, поскольку описан в императорской брошюре… С другой стороны, Тверь, город старинный, упоминание в летописях о нем уходит в седую старину, к началу прошлого тысячелетия..

Рекламное видео:

Того же лъта погоре (сгорел) градъ Тферь (Тверь) весь, точию едина (только одна) церковь остася… Случилось это в лето 6783 (1275г.) но это не лето основания города, основан же гард сей в 1135г. Правда считается что центром возникновения гарда было место в устье (на стрелке) реки Тьмаки (современное фото, ниже) но на самом деле кто и как это мог зафиксировать — вопрос..

на фото — устье Тьмаки, Волга (впереди) место крепости — справа.

— Salik.biz

Возьмем карту — генплан, чтобы вы могли иметь представление, ориентироваться на незнакомой местности.

Итак, приступим к сравнению фотографий старых, новых, всевозможных гравюр и рисунков иностранных художников.Давайте сначала отойдем как можно глубже в толщу веков, в прошлое — хотя первые членораздельные гравюры появляются в 16 веке.

Это крепость Тверь, насколько рисунок можно разсматривать в плане реального совпадения с местностью, вопрос… Но можно отметить общие характеристики местности — местность холмистая, местность лесистая, берега пологие, не крутые (на картинке лес сходит прямо к воде) К тому же, видно устье, стрелка, как еще говорят… Возможно это Тьмака, если считать что Волга на рисунке течет осолонь (справа налево) то скорее всего так и есть (крепость всегда была только на одной стороне Волги) Итак, перед нами исторический центр гарда, крепость, если глянуть современный рисунок (выше) то это справа от часовни (по центру Волга, вниз Тьмака).

В принципе, расположение крепости сообразовано с логикой и законами военно-фортификационной науки того времени — с двух сторон крепость защищена естественными водными преградами.К тому же реки, это транспортные артерии того времени, особенно Волга — значение её переоценить невозможно… Итак, город расположен отлично, реки есть, леса есть, холмы и церкви вдали виднеются, на холмах, слева от крепости — наверное деревни, посады.

Обратите внимание на крутизну холмов, населенный пункт находится аккурат на холме, слева от крепости Тверь.


А теперь глянем на рисунок уже 17го века — как можно видеть, лесов поубавилось, зато строений прибавилось, да и крепость похоже построили каменную… Храмы на противоположном крепости берегу (некоторые стоят до сих пор)Только ракурс теперь сместился немного левее, слева мы наблюдаем реку Тверцу, ее устье (ту, что на фото с высоты полета птиц) а Тьмаку не видно, она гораздо правее, и «не вошла в объектив» художника.

Как видно, крепость «окаменела» так же и набережная приобрела культурный вид, оделась в гранит, или еще какой камень, теперь уже неизвестно… Возможно так рисовальщик изобразил земляно-бревенчатые бастионы крепости… Отметим еще раз — лесов поубавилось (люди строились, обживались) холмы остались, на обоих изображениях холмы обозначены четко — местность холмистая (это важно!!).

Вот этот храм (отмечен красной стрелочкой) стоит до сих пор, за речным вокзалом советской постройки.Тут хорошо видно, как рисовальщик изобразил основные черты, особенности храмовой постройки — восьмиугольный храм, «типовой» для Твери. которых в городе и области сохранилось немало..

«Ну так а что же там про катастрофу, потоп, и так далее?» — спросите вы… А я отвечу — терпение, друзья мои, потому как дело тут неспешное — надо поподробнее ознакомиться с местностью, чтобы в итоге различить произошедшие ДО и ПОСЛЕ изменения на местности.Посему предлагаю вам посмотреть уже не аллегорический эскиз рисовальщика — любителя, а более детальный рисунок 1676г.

Как мы видим, на рисунке изображено то же самое что и на предыдущем — насыпной бастион в форме звезды (нарисованный более профессионально) и расположен он аккурат на стрелке реки Тьмаки (справа) вот, примерно так он выглядел.

Увеличим фрагмент изображения.

И такая картина наблюдается вплоть до 19го века (вот рисунок конца 1838г) Мы видим великолепную набережную, прекрасный кремль, огромный населенный пункт, и холмистую местность. позади (все как на рисунках 16 века).

ВОТ ГРАВЮРА, ПОД НЕЙ ПОДПИСЬ -Старинная гравюра, изображающая вид Твери со стороны Волги. Показана центральная часть города с комплексом Спасо-Преображенского собора (основан в 13 в., снесен в 1935 г.), каменных дворцов (включая Путевой императорский дворец, возведенный по проекту арх. М.Ф. Казакова в 1764-6 гг.) и домов, справа видно водное пространство впадающей в Волгу реки Тьмаки. На стрелке рек Волги и Тьмаки находится исторический центр Твери, раньше, до пожара 1763 г., здесь располагался Тверской кремль. Вид показан с противоположного берега Волги через водную гладь, на переднем плане деревянные домики, на Волге оживленное движение парусных кораблей и лодок. В 1935 г., когда был снесен собор, представленный на гравюре вид утрачен.

Открытый в 1955-и году стадион расположен на месте впадения реки Тьмаки в Волгу. На территории стадиона когда-то был расположен Тверской Кремль, уничтоженный пожаром в 1763 году, поэтому арена относится к объектам историко-культурного наследия Тверской области.

Ну, хорошо. пожар так пожар, каменный кремль сгорел (чем жгли камень то?) но кто и зачем, и главное чем (?) срыл бастионы — валы, по периметру крепости? Почему так изменилась береговая линия? Это серьезные вопросы, постараюсь на часть из них дать свою версию ответа..

Что же произошло на самом деле в начале 19го века, досконально не известно, а в историю про Наполеона и 1812г уже давно не верится — слишком много контраргументов (и очень серьезных) начиная от разсчета снабжения огромного войска, которое не сходится ни коим образом, и кончая свидетельствами применения значительно опережающих свое время вооружений… Ну, и конечно же то, что произошло с нашей родной землею..

На фото ниже (1900г) несколько очень интересных моментов, во первых понтонный мост, на судоходной реке — говорит о том, что суда по реке временно прекратили движение (это что, под каждый пароход разбирать -собирать мост, а потом опять?) Говорить что река обмелела мы не можем — ширина реки в порядке (если бы обмелела, сузилась бы) как и сейчас… Возникает стойкое ощущение того, что река мелководна, но что засыпало ее дно (река расплылась вширь) и потому пароходы по реке не идут — сплошные мели..

Причина этого, как мне кажется, в том самом потопе, о котором умалчивают официальные источники, но который тем не менее был, и это давным давно доказано более чем многочисленными исследователями — альтернативщиками. (полный интернет таких изследований) В каждом городе есть такой искатель, который подмечает изменения, сравнивая с материалами 200 летней более давности.

РЕКОНСТРУКЦИЯ — БЛИЦ

В общем. моя легкая реконструкция событий такова — плотный селевой поток прошелся по местности (о чем говорит почти полное отсутствие лесов на территории области 200 лет назад) Он шел со стороны устья Тверцы (прямо перед вами) Поток «нарастил » противоположный берег (с него ведется фотосъемка) на нем стояла крепость (она левее, на «нашей» стороне) которая была «зарыта» грунтовыми наносами, потому ее и не видно, да и берег значительно поднялся, если сравнивать с видами 18го века (картинки выше).


Волга, накрытая селевым потоком, естественно добавила ему мощности, но постепенно все таки промыла себе привычный путь, несколько обмелев (дно намыло) но постепенно размыла нетвердый грунт, принесенный селевым потоком, и пошла дальше как и прежде.Берега, естественно были снесены, вместе со всеми деревянными постройками и растительностью.

Очень долгое время на новой почве, которую намыло селем, ничего не росло (от того город «лысый») и деревья, как видно, растут лишь специально посаженные, дикой же растительности нет почти, особенно по берегам реки в районе города и окрестностей.То же и насчет холмов в районе города (на картинках до 18го века, они выше) холмы сравняло, наносом грунта (в основном это глина, ныне суглинок) подняло уровень почвы вровень с ними.

Насчет береговой линии — она полностью выровнена и поднята до уровня верхней части насыпного бастиона — все это «закатало» селевым потоком в нынешнее состояние.Обратите внимание — на гравюре берег пологий! Так же была пристань на месте современного моста — слева от крепости русло вырыто немножко «вглубь» города..

Спросите у специалистов почвоведов — вся территория Тверской области, что прилегает к славному гарду, сплошь суглинок.И суглинок молодой. очень водоносный… Я сам мучаюсь с этим делом. и даже есть у меня прошлогодний труд на эту тему в ЖЖ (читать расследование, как приложение к данному посту: «Загадочный Камень. Следы недавнего потопа. Репортаж из Тверской области». Я хожу в лес часто, грибы, ягода — так вот, деревья постоянно падают, не могут зацепиться, почва просто никуда не годная — нет материкового грунта, все наносное, глина… Потому и падают деревья, кто вымахает неосмотрительно..

На этой топографической карте (1853г) карта Менде, вы можете наблюдать количество леса (зеленым пятном) и луг (желтоватым) как видите — сплошь луг и кустарник, а ведь это тверская земля, издревле славная охотой. лесами, и т.п… Тут не Средняя Азия, с ее полупустыней… тем не менее такую похожую картину мы наблюдаем в середине 19 века

А теперь глянем на то же место в наше время… Тот же масштаб — видите какие леса? При том что у нас полно лесопилок, лес вырубают нещадно — одни проплешины там и сям… Что же это получается, выходит леса тут не было вообще никогда, он только начал расти в 19 веке, и вот, подрос только к нашим временам? А что же тогда ранее тут было? По описаниям путешественников, тут непроходимые леса и полноводные реки были испокон веку… Тогда вопрос — куда девался лес в 19 веке?

И скорее всего, этот топограф (очень хороший, кстати, суперпрофи) Менде был подряжен местными властями, для того чтобы они могли понимать — что у них тут и где есть, на территории губернии, после означенных событий..

Посмотрите на фотографии 1900г — старинный город, которому почти тыщщу лет — стоит как в пустыне, голый, без растительности — деревья посажены только во дворах, или жиденькие молодые, типо «горзеленстроевские» посадки на улицах, в скверах и т.п. Нету дикой живой растительности… Не успела вырасти за 1000 лет? А вот электричество — полный вперед… Причем не похоже чтобы оно появилось вчера — и трамвай ходит даже..

Храмина 1564г., а как будто бы только что построили (а на деле, недавно откопали постройку) ни деревьев кругом, ничего.

То же и с Питером — год его основания, на самом деле год его раскопа и реставрации и очистки.А тыщщи мужиков, которых нагнали расчищать город, и они, мол, погибли в местных болотАх — так это не болота были, это послепотопные грязевые скопления в ямах, низинах.Глинистая жижа почти не сохла. тем более что и Солнца особо не так много в том регионе.На гравюре ниже, мы видим медного Всадника, но главное выделено белым эллипсом — как потоп мог разрушить верх каменного здания? Вероятно мы еще много чего не знаем..

Вполне возможно это следы войны, с применением оружия массового поражения эквивалентного ядерному (или выше) и как следствие — реакция атмосферы на мегатонны пыли, выброшенную в верхние слои — конденсация влаги «паровой линзы» и выпадение осадков — многомесячного дождя, со всеми вытекающими (есть такая гипотеза)…

Взгляните, так же на нашу местную достопримечательность, памятник истории и архитектуры — Путевой Дворец Екатерины (18 век) в нем отдыхали царские особы во время своих путешествий из Москвы в Петербург (Сапсан еще не запустили) Как можно видеть — дворец явно «утоплен» — логика и вкус архитектора не позволила бы ему делать такого несоразмерного карлика… Проверьте пропорции дворца на предмет соответствия «Золотому сечению» (это классика) и пропорции выдержаны не будут..

Дворец смотрится кургузо и приземисто, его пропорции нарушены и несовершенны, они не смотрятся, потому что снизу у него «украли» как минимум, метр-другой стены.Это как если бы вам отхватить сантиметров двадцать снизу, и сказать что мол, «так и былО».Так смотрятся люди с непропорционально короткими ножками… И пусть вас не смущает завершенный вид внешней отделки, адаптированный под настоящие условия — дворец был почти разрушен во время немецко-фашистской оккупации и отреставрирован в полном объеме совсем недавно..

Чтобы посмотреть как он должен выглядеть, величественно и по царски, предлагаю сравнить с «отрытым» недавно храмом (они почти все у нас закопаны «по пояс», потому и смотрятся как пришибленные) Видите — совсем другой вид (хорошо видно линию раскопа) потому что все архитекторы соблюдают «Божественную пропорцию» в архитектуре — это залог того что объект будет выглядеть естественно и красиво..

Лужецкий монастырь в Можайске. Монастырский двор, где в 1999 году был снят пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по тёмной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли..

Или вот, сморите, московский кремль, обратите внимание на допотопной гравюре башня стоит на возвышенности — художник четко обозначает градус уклона… К тому же пару метров снизу у башни в активе — она и смотрится как девушка с длинными ногами «от шеи»… Ныне же, почти всем постройкам того времени, у нас в России, «ножки укоротили», теперь подъем на входе в Спасские ворота минимальный неровности сравняло.

Давайте сравним с современным видом.

Ну да вернемся к нашей великой русской реке… Волга — она как то не очень хорошо себя чувствует на нижнем фото… Можно было бы сказать что она обмелела, в то врем когда проводилась фотосъемка, но уровень воды в ней такой же как обычно, может совсем немного… Только вот берега выглядят очень странно… Обратите внимание какая мель прямо у речного вокзала (справа и по центру)… А там ведь пристань сейчас, пароходам нужна глубина, для причаливания.Что же, рыли земснарядом? Вполне возможно.Но то что дно намыло селем — это сто процентов… Сейчас река давно уже «промыла» себе русло, «прогрызла» наносной грунт (наверное к началу 20го века) и вновь побежали пароходы по естественной транспортной артерии, некогда единственной и незаменимой.

Вот тут, на противоположном берегу (фото ниже) и были бревенчато — насыпные бастионы крепости Тверь. Тут и начало гарда славного есть (далее, за мостом устье Тьмаки) Мост видимо построили совсем недавно (фото 1900г)в районе моста была набережная, заходящая вглубь, внутрь города (смотрите на гравюре).

Вот тут, на противоположном берегу (фото ниже) и были бревенчато — насыпные бастионы крепости Тверь. Тут и начало гарда славного есть (далее, за мостом устье Тьмаки) Мост видимо построили совсем недавно (фото 1900г)в районе моста была набережная, заходящая вглубь, внутрь города (смотрите на гравюре) .

Или вот еще, женский монастырь (он выше есть, на черно-белом фото, к нему ведет понтонный мост).

Естественно, уровень воды в реке поднялся — обмеление все таки наверное было, ведь селевой поток «забил» русло на большом расстоянии, и пока река вновь проточила себе путь, количество поступаемой воды заметно снизилось.

Ну вот как то так, немножко спонтанно и сумбурно, и все таки надеюсь у меня получилось донести до вас главную мысль, а так же предоставить необходимые к размышлению аргументы..

ОТШЕЛЬНИКЪ