Про уважение к старшим

Воспитание уважения к старшим.

Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас, но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность.
Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценностей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.
Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим.
Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.
Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное.
Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте? Совсем не обязательно. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.
Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.
Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.
Среди распространенных недостатков — излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.
Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.
Неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно, уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас, но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность — это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Удивительно поучительный и трогательный до слез рассказ Валентины Осеевой «Бабка». История о старости, смирении и необратимости жизни. Устройтесь поудобнее на диване, обнимите своего ребенка и вместе прочтите эту историю.

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

«Всю квартиру собой заполонила!..» — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему: «Старый человек… Куда же ей деться?» «Зажилась на свете… – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место — вот где!»

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…»

Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» «Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька. «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»

Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка…»

В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!»

Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила».

…Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!»

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?» «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава».

Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!» Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать».

Мир отношений

Что такое уважение – как проявляется уважение к самому себе, старшим, в семье, коллективе?

Что такое уважение – у каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.

Что такое уважение – определение

Признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека, – вот что значит уважение. Поступки достойные уважения влияют на социум и всегда поощряются, создавая положительную репутацию. Уважение к себе и другим начинается в семье, поэтому важно взращивать это чувство с самого раннего возраста, от этого зависит гармоничное развитие личности.

Как проявляется уважение?

Как завоевать уважение – частый вопрос тех, кто только начинает свою карьеру, бизнес или семейные отношения. Проявление уважения многоаспектно, и складывается как из малозаметных каждодневных поступков, действий так и имеющих огромное значение. Быть уважаемым человеком и уважать других, является неотъемлемой частью счастья и подтверждением признания достоинств другого. Как проявляет себя уважение со стороны людей:

  • выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
  • комплименты и выражение восхищения;
  • умение ставить себя на место другого;
  • выполнение данных обещаний;
  • умение выслушать до конца, не перебивая;
  • если имеет место критика, она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.

Что такое уважение к старшим?

Уважение к старшим перекликается с почитанием родителей. Глубокое уважение к пожилым людям, как прошедшим через тяжелые испытания в жизни, у людей прошлого это было в порядке вещей. В чем проявляется почитание старших:

  • вежливое отношение;
  • тактичное поведение;
  • проявление заботы и внимания (перевести через дорогу, донести тяжелую сумку, уступить место в транспорте);
  • оказание помощи нуждающимся.

Что такое уважение в отношениях?

Что такое уважение к человеку? На этот вопрос, каждый видит свой ответ, но в целом – это видеть в другом индивидуальность, личность со своими особенностями и многогранностью и пониманием, что бог или природа любят разнообразие, поэтому люди все разные. Отношения дружеские, партнерские, семейные имеют свои особенности, но уважение в них строится исходя из общих принципов:

  • соблюдение личных границ, пространства и невторжение;
  • мнение друга, партнера, супруга может быть отличным от собственного – важно отнестись к этому с принятием и гибкостью;
  • видение в другом автономной личности;
  • оказание поддержки и помощи в сложные периоды, ситуации.

Что такое уважение к природе?

Уважение к природе тесно связано с состраданием всему живым существам и заботой об окружающем мире. Обстановка на планете такова, что люди в большинстве своем тратят ресурсы: выкачивают нефть – кровь земли, в результате которых образуются пустоты, захламляют отходами природу, убивают животных в крупных масштабах – все это происходит от неуважения и непочитания. «После нас хоть потоп!» — так говорил французский король Луи XV, сегодня человечество сталкивается с последствиями такого отношения.

Что такое уважение к природе:

  • восполнение использованных ресурсов;
  • забота о животных и птицах в зимнее время;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;
  • взятие под защиту редких видов животных, птиц, растений;
  • внедрение экологических видов топлива, не загрязняющих атмосферу.

Что такое уважение к труду?

Впервые, ребенок сталкивается с миром профессий в школе и уважение к учителю, становится базовым, определяющим. В современных школах к учителям чаще отношение пренебрежительное и обесценивающее их тяжелый труд. Задача родителей и учителей формировать ценность к любого вида профессии, маленькому ребенку важно показать и объяснить это на примере, что если бы дворник не чистил снег, люди бы завязли в сугробах, а без учителей, человек был бы безграмотным, не умел бы писать и читать, не было бы сделано много великих открытий, великолепные книги не были бы написанными.

Что такое уважение к родителям?

Уважение к родителям формируется в детстве. То, как мать и отец относятся к друг другу – закладывает в детях основу уважения к себе, родителям и другим людям. Ни для кого не открытие, что дети считывают с родителей паттерны поведения и присваивают их себе. Если родители оскорбляют друг друга, ребенок вынужден перейти на сторону кого-то одного из них, и по отношению к другому будет чувствовать себя предателем, и защитная реакция будет выглядеть как проявление неуважения к тому, кого ребенок «предает».

Что такое благодарность и уважение к родителям, как это проявляется:

  • отсутствие упреков к родителям (мало дали, плохо воспитали, квартиру не купили), самое ценное, что родители дали – это жизнь;
  • почитание родителей как старших, даже если они не правы, не вступать из-за этого в конфликт;
  • уделение времени и внимания своим родителям (звонки, визиты, разговоры, помощь).

Как добиться уважения?

Уважение – понятие обоюдное: без признания и уважения других, нельзя рассчитывать на уважение в свою сторону. Каждого человека, есть за что уважать, но не все это понимают. Как добиться уважения в коллективе:

  • искренне говорить комплименты:
  • радоваться успехам других, отмечать это;
  • сопереживать неудачам;
  • быть открытым и доброжелательным;
  • не допускать насмешек в свой адрес;
  • взращивать профессионализм.

Уважение к самому себе

Потребность в уважении одна из самых важных базовых потребностей, так человек идентифицирует себя: «Я есть!», «Я значим!». Уважение к себе формируется к себе и входит в «Я-концепцию» личности, которая формируется на основе оценки человека значимыми людьми, далее в общественных институтах. Что такое уважение к себе – здесь нет какого-то одного характерного параметра, это все составляющие чувства собственного достоинства:

  • знание своих сильных и слабых сторон;
  • стремление к самосовершенствованию и личностному росту;
  • честность с самим собой;
  • работа с недостатками;
  • признание своих заслуг и вклада как личности в общество;
  • ценность себя как личности;
  • осознание своей божественной сущности;

Уважение в семье

Что такое взаимопонимание и уважение в семье? Берт Хеллингер, немецкий психотерапевт, в свое время сказал, что уважение – это сосуд, форма, а любовь – то, что наполняет этот сосуд, если нет уважения в семье, о любви не может быть и речи. Уважение к мужчине как к главе рода всегда было традицией у многих народов, дети воспитываясь в такой семье видели значимость и авторитетность. Для сыновей видеть отношение матери к их отцу, основанное на уважении. Мужчина, делающий свой выбор супруги также должен понимать, что если нет уважения к жене, то это неуважение к себе.

Что значит проявлять любовь и уважение супругов друг к другу:

  • моральная поддержка и уместное сочувствие;
  • отсутствие оскорблений, рукоприкладства;
  • доверие;
  • учет мнений и компромисс при возникших разногласиях;
  • теплые и добрые слова;
  • совместное принятие решений важных для семьи;
  • забота о каждом члене семьи;
  • совместный вклад в воспитание детей и обустройство быта;
  • конструктивная критика.

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМКЕ » УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ»

Классный час «Уважай старших»

Цели: воспитывать уважение к старшим, развивать стремление быть внимательными к окружающим.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Тема классного часа «Уважай старших» (записана на доске). Как вы понимаете смысл выражения «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, уступить место, помочь в чём-либо и т.д.)

Сказка-притча ( рассказывает учитель):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел. Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)

— Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно. Мы с вами прочитаем отрывки из этого рассказа, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

— Всю квартиру собой заполнила — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:

— Старый человек, куда ж ей деться?

— Зажилась на свете, — вздыхал отец… В инвалидном доме ей место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

-Самовар поспел, вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку. Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора.

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу. Темный человек глух и нем — вот зачем! Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка.

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Боря, вставай! — стучал в стену отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

***

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шапку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть, что ударить, приласкать — надо слово искать. А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Она старенъкая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой:

— Чудно! Теперь старых все уважают.

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. – Она у нас сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду, — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя? А родителям говорил:

— Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще.

И разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся:

-Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, ещё ослепнешь!

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он. Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно читать.

— Как это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было — много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

Беседа по прочитанному произведению.

— Как бабушка относилась ко всем в доме? ( Что она делала для отца Бори? Что она делала по хозяйству? Что она делала для Бори?)

— Какой же была бабушка?

— Как в доме относились к ней? Как её называли?

— Чему она учила Борю?

— Как к ней относился Боря?

— Чему научил товарищ Борьку?

Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение к старикам. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека: Старик, да лучше семерых молодых. Молодой работает, старый ум дает. Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: Молодой красив, старый умен.

В русской традиции большую роль играла преемственность — накопление опыта и передача его следующим поколениям. Русский крестьянин традиционно ссылался на опыт дедов и прадедов. Старики были главными авторитетами в хранении нравственно-эстетических традиций, знатоками фольклора и хранителями исторического знания, поэтому нормой русской крестьянской этики было уважение к старику, его возрасту и опыту.

Народы всех континентов единодушно требуют уважения к старшим: «Спелое пробуй, старших слушай», — учат буряты и монголы; «Старших уважай, младших воспитывай», — говорят, тувинцы; «Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку», — услышишь от узбека; «От совета старых людей голова не болит», — говорит русская пословица; «Слушай, что говорят старики», — скажет японец; «Кто старшего не послушался, в большую яму упал», — считают чеченцы.

Просмотр мультфильма «Алёшины сказки».

Подведение итогов.

-Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.

й час: Любовь и уважение в семье.

Цель: развивать у обучающихся желание гордиться своей семьёй, родителями, близкими; учить говорить открыто, не стесняясь о хорошем в семье.

Ход классного часа.

Учитель: Ребята! Давайте с вами сегодня поговорим об уважении и любви.

— Кто вас любит больше всех на свете?( Родители).

— Нужно ли со своей стороны показывать свою любовь к ним?

— Вы когда-нибудь говорили родителям, как вы ими довольны? Если да, то какая была у них реакция? Если нет, как они должны были узнать об этом?

— По каким законам живет семья? (Забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье.)

Задание: «Устами младенца» слайд 2

– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка.( Семья)

–.Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)

– Место, где мы бываем все вместе.( Дом)

– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят.( Ребенок)

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение ( Семейная традиция)

— Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)

Давайте поговорим с вами о семье слайд 3

1. Семья. Для чего нужна семья?

2. Место, где тебя ждут? (Дом)

3. Состав семьи. Родственники

4. Семейные отношения (родители и дети)

5. Семейные традиции и праздники

6. Жизненные ситуации

7. «Заповеди семейной жизни»

Что такое семья? слайд 4

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.

По В.Далю

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья: слайд 5

Какая хорошая Ваша семья!

Учитель.

Для чего нужна семья?

Задание: Какие слова характеризуют семью слайд 6

учит любви,

ответственности,

заботе и уважению.

вере в необходимости семьи

утверждение в ненужности семьи

для одиночества

нужна для счастья

обуза

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, ощущение своей нужности близким, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. слайд 7

ДОМ слайд 8

А дом заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И на окне с живым цветком — еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. поэтесса Л. Суслова .

Задание: Найдите вторую половинку пословицы

Дом без хозяйки — ( сирота)

Дом вести — ( не бородой трясти)

Семейный горшок — ( всегда кипит)

В гостях хорошо, ( а дома лучше) слайд 9

Счастлив тот, ( кто у себя дома)

Вся семья вместе, ( так и душа на месте) Не нужен и клад,

( коли в семье лад)

Согласную семью ( и горе не берет) слайд 10

Беседа. Состав семьи. Родственники слайд 11

Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Задание: Назовите близких и дальних родственников слайд12

Близкие родственники Дальние родственники

мама тетя

папа дядя

брат двоюродный брат

сестра двоюродная сестра

дедушка прабабушка

бабушка прадедушка

Задание: Подобрать определение слайд 13

Сестра папы дедушка

Мать мамы тетя

Отец папы прабабушка

Брат мамы бабушка

Бабушка мамы дядя

Сын брата папы двоюродный

брат

Состав семей слайд 14

Встаньте, у кого многодетная семья.

Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?

У кого есть двоюродные братья и сестры

У кого дядя и тетя живут в одном городе?

У кого есть старший брат

У кого есть старшая сестра

Назовите фамилии, имена своих бабушек, дедушек, кем они работали

Задание :Назовите 5 ласковых слов о маме слайд 15

Семейные традиции слайд 16

Задание: Рассмотрите жизненную ситуацию, объясните свой выбор

Папа получил премию ( 50 тыс. Руб. ) слайд 17.

На что потратит семья премию, если нужно купить :

Путевку в санаторий для дедушки.

Компьютер для сына

Сапоги для дочери слайд 18

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех — свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки- СЕМЬЯ слайд 19

“Заповеди семейной жизни”

Свято храни честь своей семьи. слайд 20

Люби свою семью и делай ее лучше.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

Подари родителям радость.

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Доброе дело – дороже богатства.

Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Рефлексия слайд 22

Классный час мне…

Я узнал для себя …

дной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?

Д.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
У.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
Д. ДОМ — ИЗБА — КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
У.- А изначально дом — жилище, изба. В древне — русском языке слово «истба» означало «баня — теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома — «тепло»)
У.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?
Д.- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
У.- Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.

У.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.
7 Я
Д.- Семья.
У. Что такое семья?
Д. Мама, папа, я.
Работа со схемой.
У.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это?
Д.- Тетя и ее семья, дядя и его семья.
У.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. (Завершение схемы)
У.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
Д.- Любовь, ласка, добро, уважение.
У.- Это необходимо только вам?
Д.- Нет, любовь нужна всей семье.
У.- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.

«В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)

У.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
— А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
— Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
— Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

4. «Школьная семья».

У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
У. — У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
У. — Каковы ваши обязанности в семье?
Д….(Ответы учеников.)
У. — Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем

    • Называть друг друга по именам.

    • Защищать наших друзей, если их обижают.

    • Помогать им в беде.

    • Помогать им в учебе.

Мы не будем

    • Грубить друг другу.

    • Пускать в ход кулаки.

    • Говорить друзьям обидные слова.

У. — Да мир в семье дороже всего. Давайте посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:

Это класс наш – третий «Б»! (Проговариваем все вместе)

Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Это класс наш – третий «Б»!

Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:

Это класс наш – третий «Б»!

Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Это класс наш – третий «Б»!

А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:

Это класс наш – третий «Б»!

Второй «Б» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья!

5. Конкурсы.

У.- Вот такая наша дружная школьная семья. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей — забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных».

Вопросы.

У.- Следующий конкурс «Шуточный экзамен». Отвечайте быстро на мои вопросы.

1. Сколько этажей в нашей школе?
2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс?
3. Как фамилия директора нашей школы?
4 . Как зовут вашего учителя по музыке?
5. Услышав звонок, что надо сделать?67. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек?
У. — Молодцы, вы справились с этим заданием.
Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!
Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!

плакат на доске «Почтение родителей – уважение тебе»).

— Как вы считаете это справедливая закономерность?

— Готовы ли вы следовать ей?

-Тогда начните прямо сегодня, сейчас. Не можете выразить свои мысли вслух, напишите маме и другим близким добрые слова, подарите рисунок, подарите им свою любовь и уважение, подарите внимание и заботу, и жизнь станет ещё прекраснее. И вы увидите, как засветятся счастьем мамины глаза, как улыбнётся вам бабушка, как одобрительно кивнёт головой отец. А ещё я хочу раздать каждому из вас памятку, чтобы вы лучше запомнили нашу сегодняшнюю беседу. Спишите советы памятки красиво и грамотно в тетрадь. Это ваше домашнее задание по русскому языку. Прочитаем:

Памятка для детей.

1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.

5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал своё родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда.

К тому же минет час: ты старцем будешь сам,

Смотри ж. Не нарушай священного уклада.

(Стихотворение читает ребёнок.)

YIII. Песня «Родительский дом» (исполняют дети).

Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская.)

Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская).

У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская).

Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская),

Родители детям плохо не скажут. (Мордовская).

Слушай наставления отца-матери – не заблудишься. (Белорусская).

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Каково на дому, таково и самому.

Человек в беде спешит к родителя

«Уважение к старшим как норма и требование — это дикий бред, если чуть-чуть подумать»

Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель»:

— Мы живем в выдуманном мире, в выдуманной стране с выдуманным прошлым. Как вы думаете, глупые фантазии — это прочная основа для процветания в будущем? Мы боремся с тем, чего нет, ради того, что никогда не существовало. Мы воюем с выдуманными врагами, не замечая настоящих противников, стоящих за спиной. Мы вкладываем огромные деньги в то, ради чего и копейки не стоит тратить, и экономим на том, что может принести миллиарды.

Давайте прочистим себе мозги! Не у всех это получится, но снижение общего уровня дебилизма хоть на пару процентов — уже благое дело.

Тут у нас в Первоуральске отец погонялся по двору с ремнем за визжащим от страха сыном, чем в век смартфонов и прославился на всю страну. Как оказалось, публичная порка была исполнена глубокого смысла и мощного воспитательного эффекта. И вообще, это была прививка, ремнем по жопе заботливый отец прививал уважение к старшим: «Я не хочу, чтобы мой ребенок стал наркоманом или алкоголиком. У нас с Давидом большие планы, — говорит отец. — Но воспитывать надо. Мы все — дети СССР, там было уважение к старшим. Мы стараемся и сейчас это привить». (Российская газета).

«Уважение к старшим» — это заклинание, входящее в полевой набор патриота-скрепника, вместе с «патриотизмом» и «традиционными» или «семейными ценностями».

С патриотизмом мы уже разбирались: если напрячься и представить, что любовь к Родине, то есть чувство, эмоцию, можно каким-то образом воспитать, эта любовь не дает обществу никакой пользы. Даже если не путать любовь к Родине с любовью к начальству или ненавистью к пиндосам, все равно никакой пользы: в гражданской войне с обеих сторон воюют патриоты, а уж как любят Родину жулики и взяточники, так это просто не передать. Так что от российского патриотизма в традиционном военно-патриотическом изводе польза только военкоматам и избиркомам: по сути, наше патриотическое воспитание сводится к голосованию за Путина и самодоставке граждан к местам призыва по первому требованию.

О традиционных ценностях я еще раз скажу: если кто-то с серьезной мордой о них говорит, он или искренне не подумал, или не менее искренне дурак. Потому что не существует никаких традиционных ценностей по раз и навсегда утвержденному списку, они для разных стран, времен и общественных слоев разные.

А то, что у нас выдают за традиционные ценности, это набор фантазий о счастливой пейзанской жизни, базирующийся на фильме «Кубанские казаки».

Традиционные семейные ценности это вообще от антисанитарии необразованности. Когда какой-нибудь «Совет отцов» топит за традиционную семью, он топит за нуклеарную семью, которая совершенный новодел и появилась только в начале 20 века, а традиционная семья, это семья многопоколенческая, когда три поколения в одной тесной избе, и это называется род. И в котором ни одному из нас оказаться не захочется, поверьте. А что «отцы» об этом не знают, так я на раздаче мозгов не стоял, ничем им помочь не могу.

Вот в этом же самом ряду и «уважение к старшим». По сути, это условный социальный рефлекс, вбиваемый в наши головы примерно как «долг перед Родиной». Разбуди ночью:

— Ты Родине должен?
— Да! Должен!

А если днем и подумать, то кто кому должен и сколько, это можно и пообсуждать.

Старших нужно уважать, старших нужно слушаться?

Ну, до определенного возраста, да.

Последняя максима — про «слушаться» — это вообще эволюционное преимущество. Когда малолетние доисторические мерзавцы слышали гр-гр-гр, что в переводе означало «немедленно убегайте и прячьтесь», те, кто убегал, выживали, а те, кто начинал размышлять: стоит ли во времена просвещенного неолита так уж безусловно выполнять требования ветхих двадцатилетних стариков, выпиливались из эволюции саблезубыми тиграми.

Так что воспринимать тех, кто старше, как авторитетный источник, слушать, прислушиваться, выполнять и воплощать ими сказанное, это у нас генетическое.

Одна проблема: сейчас это работает скорее против нас. По одной причине: мир меняется слишком быстро. Старшее поколение не успевает осваивать новые технологии, боится смартфонов и хочет, чтобы пенсии разносил почтальон, потому что не доверяет банковским картам. Но это все ерунда: все мы ленивы мозгом, к старости все больше, и ленимся, пока есть такая возможность, до первого грома или клюющегося жареного петуха. И когда гром гремит, учимся, осваиваем и постигаем, если не совсем идиоты.

Настоящая проблема в том, что «старшие» транслируют устаревшие социальные нормы, практики и ценности.

Какой была правильная стратегия успеха еще 20 лет назад? Образование в виде запоминания как можно большего количества информации, вертикальный карьерный рост в выбранной специальности, пенсия, рыбалка, дача. И у нас все под это заточено, тогда как век уже 21, и надо не запоминать, а уметь думать и постоянно учиться, постоянно меняться, строить горизонтальные карьеры, менять сферы деятельности.

Даже то, что мы все страной пытаемся стать владельцами квартир, переплачивая за них по ипотеке в несколько раз, вместо того, чтобы развивать рынок аренды, то есть свободы и мобильности, это привет от «уважаемого» старшего поколения.

«Слушаться старших» в социальной практике превращается в «не размышлять и голосовать, как скажут». Но подростковое отрицание авторитетов — это тоже эволюционный механизм, предохранительный клапан. Если все время следовать традициям, мы передохнем от того, что не меняемся вместе с миром, и то, что было только что полезно, через какие-то 10.000 лет начинает работать против нас. Однажды кто-то должен сказать, что только тупые старые пердуны убегают от саблезубых тигров, а прогрессивные хипстеры в подвернутых экологичных шкурах селятся в пещерах и работают над приручением огня. Другое дело, в наше время кардинальные перемены случаются не раз в 10.000 лет, а раз в 10 лет, а то и чаще.

А «уважение к старшим» как норма и требование — это вообще дикий бред, если чуть-чуть подумать. С чего вдруг надо уважать человека не за его заслуги, не за то, что он такой хороший, а только за то, что он сумел дожить до… Вот, кстати, до какого возраста? 40-летние сейчас — это вообще молодежь, юноши и девушки, даже просто взрослыми себя не чувствуют. 55 (Ж) и 60 (М) как привычный порог пенсионного возраста? Но в наш век томографов и роботизированных клистиров дожить до пенсии (по крайней мере, дореформенной) — это никак не достижение. Причем, давайте это признаем, мы с вами не сыр и не вино, с возрастом лучше не становимся, тот, кто в 35 был тупым мерзавцем, в 75 будет еще более тупым и еще более мерзавцем, в силу неизбежных возрастных изменений.

Так что я не готов выразить уважение человеку только за то, что он старик, хромает, глаза у него тусклые, и накопления в 91-м сгорели. Давайте убедимся, что он не пожилой ублюдок, и потом уже начнем уважать. Если найдется за что.

Только чтобы обойтись без ненужного хайпа, не будем путать уважение и заботу. Заботиться о людях, которым живется труднее, чем в среднем по популяции, разумеется, нужно: платить пенсии, пособия и уступать место детям и старикам, потому что им стоять трудно. Это не обсуждается: да, уступать и все такое, без выяснения подробностей биографии.

Но когда вы услышите или прочитаете, что нам «нужно воспитывать уважение к старшим», просто понимайте, что это вот «воспитание» — это способ, которым некоторые старшие пытаются добиться безоговорочного и превентивного уважения, которого они абсолютно не заслужили. Хотя лучше бы им заботиться не об уважении, а о том, чтобы в рожи не плевали.

Предыдущие выпуски «Энциклопедии фейков»:

«Можно ли любить Родину фрагментами? Грудь нравится, задница не очень, ноги — вау!»

«Если человек много читает, он духовный? А если читает тупую хрень? А если «Mein Kampf»?»

«Мы всю дорогу выполняли положенные обряды, но блюдце с молоком за печку домовому ставили»