Проблемы в Калининградской области

Москва не видит причин, препятствующих решению калининградской проблемы

«За последние десять лет мы прошли во многом уникальный путь взаимодействия: окончательно закрыты многие крупные вопросы, доставшиеся в наследство от прошлого», — так оценивает президент России Владимир Путин нынешний уровень отношений между Россией и Германией. Выступая во вторник на пресс-конференции, состоявшейся по окончании переговоров в Кремле с президентом Германии Йоханнесом Рау, глава российского государства подчеркнул, что в настоящее время тесное взаимодействие России и Германии становится «все более весомым фактором в международных делах». Сотрудничество между двумя странами, по его словам, «не подвержено конъюнктурным соображениям и имеет общественную поддержку».
Как отмечают наблюдатели, особенно впечатляет динамика развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Только за минувшие два года товарооборот между Россией и Германией увеличился на 80%, составив в прошлом году 25 млрд евро. В настоящее время Германия является главным торгово-экономическим партнером России: на ее долю приходится более 11% российской внешней торговли. Объем немецких капиталовложений в российскую экономику составляет 6,3 млрд долларов, и по этому показателю Германия также является лидером. Как сообщила во вторник пресс-служба Минэкономразвития России, основными отраслями приложения немецкого капитала являются машиностроение, электроника, легкая и пищевая промышленность, медицина, сельское хозяйство, строительство, транспорт и туризм. Сегодня на территории России насчитывается около 2,5 тыс. фирм с участием немецкого капитала, треть из которых задействована в сфере производства.
В ходе состоявшихся в Кремле переговоров Владимир Путин и Йоханнес Рау согласились с необходимостью дальнейшего расширения экономического сотрудничества. Как отметил информированный источник в Кремле, стороны обсудили «стратегические перспективы укрепления инвестиционной составляющей экономического сотрудничества и производственной кооперации в сфере энергетики, наукоемких и высокотехнологичных отраслях, включая аэрокосмический комплекс и информационные технологии».
На итоговой пресс-конференции Владимир Путин оценил финансовое положение России как «стабильное», о чем, по его словам, свидетельствует высокий кредитный рейтинг страны. Глава государства сообщил, что в августе российская сторона досрочно выплатила Германии 175 млн евро в счет погашения долга по переводным рублям. При этом он напомнил, что в конце прошлого года Россия уже выплатила 175 млн евро в соответствии с договоренностями по переводным рублям .
Другая важная тема, которую затронули главы двух государств, — проблема Калининградской области. Напомним, что после присоединения к Евросоюзу (ЕС) Польши и Литвы Калининградская область станет российским эксклавом в ЕС. Во вторник на итоговой пресс-конференции Владимир Путин подчеркнул, что российская сторона не видит причин, препятствующих решению этого вопроса. Он выразил надежду, что для урегулирования калининградской проблемы ЕС и Россия проявят политическую волю. По словам российского лидера, проблема Калининграда — «очень острая для России».
Владимир Путин уверен в том, что сохранение за гражданами России права на безвизовое посещение Калининградской области не приведет к нарушению Шенгенского соглашения. По его мнению, при решении этого вопроса стороны могут взять за основу порядок посещения Западного Берлина, который был утвержден в 1974 году. Но и это не является «окончательным решением» проблемы. Глава российского государства убежден, что в перспективе между Россией и странами ЕС должен быть установлен безвизовый режим. Владимир Путин выразил надежду, что визит в Россию Йоханнеса Рау позволит «еще дальше продвинуться на пути построения отношений нового типа и внесет позитивный вклад в строительство Европы без разделительных линий».
Напомним, что 11 ноября в Копенгагене должен состояться очередной саммит Россия-ЕС, на котором главное внимание будет уделено решению калининградского вопроса. Выступивший на пресс-конференции в Москве президент Германии Йоханнес Рау заявил о том, что к концу сентября ЕС, как ожидается, подготовит новые предложения по решению калининградской проблемы. «Мы не можем говорить сейчас, как будут выглядеть эти предложения, но надеемся, что они будут соответствовать интересам ЕС и законам России», — подчеркнул Йоханнес Рау.

Проблемы и перспективы развития Калининградской области

Проблемы и перспективы развития Калининградской области как полуэксклава России

1.История, географическое положение, население.

Калининградская область — самый западный регион нашей страны.

В соответствии с Потсдамскими соглашениями 1945 года одна треть северной часть Восточной Пруссии была передана Советскому Союзу, остальные две трети — Польше.

7 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории округа была образована Кёнигсбергская область в составе РСФСР. 4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, а город Кёнигсберг — в Калининград.

После включения Калининградской области в состав СССР оставшиеся немецкие жители были вывезены в Германию. Область фактически оказалась пустой. Одной из первостепенных задач стало переселение советских граждан из других областей страны, в основном из разоренных войной.

В советское время приграничная Калининградская область имела особый административный режим: многие районы области были закрытыми, въезд в них был возможен только по пропускам.

После распада СССР в 1991 году Калининградская область является полуэксклавом России, так как не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы, но соединена с ней морем.

Калининградская область расположена в Центральной Европе. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке — с Литвой. На западе омывается Балтийским морем и его заливами — Куршским и Вислинским. Площадь — 15 125 кмІ (13,3 тыс. кмІ за вычетом площади заливов).

В 1994 году, когда Совет Министров подписал положение о свободной экономической зоне в Калининградской области и были заложены основные цели и задачи работы СЭЗ.

Идея создания СЭЗ в Калининградском субъекте РФ обусловливалось такими факторами, как географическое положение и близость региона к странам Западной Европы, наличием развитой инфраструктуры, промышленным потенциалом.

Экономическая зона Калининграда — создание новых возможностей для экономики региона. Одна из главных целей создания СЭЗ — это развитие и собственного производства продукции и товаров, предназначенных на экспорт. Среди других целей создания СЭЗ можно выделить привлечение зарубежного капитала с целью развития области и улучшение жизненного уровня населения.

Уже через два года в 1996 году свободная экономическая зона в Калининграде стала особой экономической зоной (ОЭЗ). Ее законы и нормативные акты действуют на всей территории Калининградской области. Для этого компаниям, имеющим статус резидентов экономической зоны Калининграда, предоставляется ряд существенных налоговых и таможенных льгот.

2. Особенности экономико-географического положения и проблемы развития Калининградской области.

— близость к рынкам и транспортным коридорам Западной и Восточной Европы;

— благоприятное географическое и климатическое положение для туризма;

— наличие на территории области незамерзающего портового комплекса;

— наличием обширной (по сравнению с потребностями региона) сырьевой базы: крупнейшее в мире промышленное месторождение янтаря, запасы высококачественной легкой, малосернистой, маловязкой нефти, бурого угля, значительные запасы каменной соли и торфа, минерально-строительных материалов, минеральных, термальных и пресных подземных вод.

Географическое положение области создает реальные перспективы поставки соли в северо-западный экономический район Российской Федерации, Скандинавские страны и страны Прибалтики. Соли бассейна могут быть использованы и как сырье для химической промышленности.

В виду того, что экономическое развитие Калининградской области происходит в условиях полуэкславности по отношению к остальной территории страны, существуют следующие проблемы, которые можно разделить на 3 группы:

1. общеэкономические проблемы:

— высокие цены на энергоносители;

— нерегулируемый налоговый процесс;

— высокие таможенные пошлины;

— проблемы транзита грузов и пассажиров;

— низкие государственные инвестиции в экономику

2. социальные проблемы:

— разница в уровнях жизни жителей области и сопредельных государств

3. проблемы развития рыночных структур в регионе.

Полуэсклавность области является причиной повышенных издержек на транспортные перевозки, что повышает себестоимость сырья и энергоносителей из основной части страны. В результате снижается конкурентоспособность калининградских производителей на местном и всероссийском рынках.

Регион по сей день функционирует в условиях энергодефицита: энергетика вырабатывает всего 71% потребляемой электроэнергии, остальная импортируется транзитом через Литву с остальной территории страны.

В сельском хозяйстве области высока доля неиспользуемых земель. Жесткая конкуренция с иностранными производителями.

В результате развала СССР пострадали отрасли, ориентировавшиеся на поставку сырья из других субъектов: легкая и лесная, оставшиеся без традиционных поставщиков.

В области отмечается низкое качество поверхностных источников водоснабжения. Качество воды в реке Преголя в городской черте и местах водозабора значительно превышает нормативные требования по показателям бактериологического и вирусного загрязнения воды.

Но полуэксклавное положение способствует и своеобразному развитию экономики региона, развитию импортозамещающих производств: сборка автомобилей, телевизоров и бытовой техники, пищевая промышленность на импортных полуфабрикатах.

3. Основные отрасли специализации Калининградской области.

— добыча и обработка янтаря;

— рыболовство и рыбообрабатывающая, консервная промышленность;

— машиностроение;

— судостроение, морской транспорт (портовое хозяйство);

— туризм

В районе поселка Янтарный находится самое крупное в мире и единственное в России месторождения янтаря. Однако, владея более 90% мировых запасов янтаря, доля калининградских производителей на рынке янтаря незначительна. Таким образом, калининградская янтарная отрасль нуждается в серьезной поддержке государства.

В области развито машиностроение — морские суда, катера и яхты, автомобили, грузоподъемное оборудование, торговое холодильное оборудование, средства автоматизации и энергетическое оборудование для газовой промышленности и предприятий нефтехимического комплекса, тара для пищевой промышленности, электросварочное оборудование, телевизоры, и другая сложная бытовая техника, мопеды и мотоциклы.

Порт Калининграда — единственный незамерзающий порт России на Балтике.

Состоит из морского торгового, морского рыбного и речного портов. Порт имеет выгодное положение. Расстояние до столиц близлежащих государств — Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике — от 400 до 700 километров.

Порт Калининград связан контейнерными линиями с портами Нидерландов, Великобритании, Германии, Польши и Литвы.

Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области занимает важное место в рыбохозяйственном комплексе страны и является одной из основных промышленных отраслей региона.

В Калининградской области большое число квалифицированных специалистов, что создает благоприятные предпосылки для развития наукоёмких производств и точного машиностроения.

Туризм – одна из приоритетных отраслей экономики области. В области с каждым годом растёт число туристов, как российских, так и иностранных. Много туристов из Германии, посещающих родину предков.

Природа щедро одарила Калининградскую область безбрежными просторами моря и нескончаемой полосой золотистых пляжей, обилием самой разнообразной растительности и богатым животным миром.

Большой интерес для туристов представляет Куршская коса. Это настоящее чудо природы, созданное морскими течениями и ветром.

Отели городов-курортов Светлогорска, Зеленоградска принимают тысячи гостей.

Калининград – административный центр Калининградской области – город с развитой инфраструктурой, богатой историей и уникальными достопримечательностями. Историческое прошлое Калининграда связано с именами великих людей. В этом городе родился и провел свое детство сказочник Гофман, здесь бывал композитор Вагнер. Известный всему миру философ Иммануил Кант всю жизнь прожил в Кёнигсберге.

4. Выводы

Можно сделать вывод, что привлекательности Калининградской области для бизнеса способствуют: геополитическое положение, режим особой экономической зоны, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, освоенность территории, высокая плотность населения, квалифицированные кадры, наличие обширных пустующих земель.

Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом.

Новое геополитическое положение оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области.

В ближайшие годы там будут не только сконцентрированы крупнейшие предприятия традиционных для области отраслей, но и возникнут производства, представляющие новые кластеры региональной экономики, например, химическая промышленность и высокотехнологичная электроника.

«Технополис GS» — первый в России частный инновационный кластер (технопарк и наукоград в г. Гусев Калининградской области. Проект призван наладить тесное взаимодействие российской науки и экономики, а также создать условия для самореализации талантливых молодых российских специалистов на благо страны. Кластер объединяет производственную зону, научно-исследовательский и образовательный центры, жилую зону.

Промзона «БалтТехПром» — самая западная на карте региональных промзон — специализируется на производстве битумов и гудронов, развитии морской и железнодорожной транспортной логистики. Инвесторы–резиденты ОЭЗ получают весь спектр налоговых и таможенных преференций, предусмотренных режимом Особой экономической зоны.

Необходимо воссоздать на территории области особый янтарный кластер, где работали бы лучшие мастера-янтарщики. Это станет не только производственной, но и туристической «визитной карточкой» региона.

Население области, как и в других переселенческих районах, мобильно не только в территориальном, но и социальном плане, легче приспосабливается к рыночным условиям. Этому способствует и близость зарубежных стран, возможность ознакомления с их опытом. Здесь быстро развивается предпринимательство, формируются рыночные структуры.

Калининградская область может более эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке. Но для этого необходима программа развития различных отраслей и федеральная поддержка региону.

MID #26338.9 (12.01.2018 15:46:25)

Правительство

Калининградской области

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Обращение № 000/ИП 12.01.2018 15:46:25

Вопрос губернатору области от ученика 1265-ой школы города Москвы

Обращение:

Уважаемый господин губернатор!
Я учусь в 9-ом социально-экономическом классе 1265-ой школы и готовлю проект по теме «Проблемы и перспективы развития Калининградской области как полуэксклава России». Самый западный регион нашей огромной страны, Калининградская область, уникальна среди других российских регионов, так как она образует полуэксклав. Вопросы её эффективного развития давно стали приоритетом для многих федеральных министерств и ведомств. Калининградская область является наиболее перспективным субъектом Российской Федерации с точки зрения возможностей развития янтарного туризма, так как обладает крупнейшими промышленными запасами янтаря.
Я узнал, что Калининградский янтарный комбинат обеспечивает 65% мирового рынка промышленной добычи янтаря, а его ежегодный объём составляет почти 300 тонн!
Мне крайне необходимо знать ответ на такой вопрос — что Вы, как руководитель области, предпринимаете для процветания области и каковы перспективы увеличения туристического потока в область? Большое спасибо! С искренним уважением, Денис Густов.

Перспективы развития Калининградской области в рамках Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

Субрегиональная асимметрия в условиях экономических санкций

About the authors

Dr N. Duplenko, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

A. Zhuchkova, Postgraduate Student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

УДК 339.923

О. В. Прохорова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Отмечается, что в новых геополитических условиях появляется все больше вопросов, связанных с дальнейшим развитием Особой экономической зоны Калининградской области в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассмотрены перспективы эксклавной российской территории в рамках ЕАЭС. Также проанализированы вопросы функционирования ЕАЭС в условиях санкционной политики ряда стран по отношению к Российской Федерации.

Ключевые слова: ОЭЗ, ЕАЭС, антисанкционная политика в рамках ЕАЭС.

Key words: special economic zone, Eurasian Economic Union, anti-sanction policy, the Eurasian Economic Union.

С 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого вошли Беларусь, Россия и Казахстан (с 01.01.2015 г.), Армения (с 02.01.2015 г.), Киргизия (с 12.08.2015 г.). Это новый этап интеграции на постсоветском пространстве, который стал логическим продолжением Таможенного союза (действует с 2010 г.) и Единого экономического пространства (действует с 2012 г.). Евразийский экономический союз — это более высокая ступень интеграционного сотрудничества в рамках СНГ; ЕАЭС характеризуется всеми необходимыми признаками экономического объединения: наличие общих таможенных границ и наднациональных институтов, единый таможенный тариф.

© Прохорова О. В., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 69 — 74.

Основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик и повышение качества жизни населения, формирование единого рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала в рамках Союза, а также всесторонняя кооперация, модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации .

Отличием ЕАЭС от предыдущих интеграционных объединений стала скоординированная экономическая политика, прежде всего в таких отраслях, как сельское хозяйство и промышленность. Особо выделяются энергетический сектор и создание единой транспортной инфраструктуры.

Граждане пяти стран получили возможность пользоваться образовательными и социальными программами любого государства — участника ЕАЭС, а также право на равных условиях устраиваться на работу и проживать на всей территории союза .

Бизнес-сообщества входящих в ЕАЭС стран получают возможность доступа и выхода на внешние рынки, содействие при доступе на рынки третьих стран, помощь при выявлении и устранении барьеров и обеспечении недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров, а также в защите своих интересов. Предприниматели приобретают стимул для наращивания объемов производства, улучшения качества товаров и в результате — возможность повысить уровень конкурентоспособности как самих производителей, так и всей национальной экономики.

Таким образом, интеграционные процессы положительно влияют на три стороны экономики: на население и качество жизни граждан государств — членов ЕАЭС, на бизнес и конкурентоспособность экономики и на само государство.

Калининградская область — самая западная территория РФ, имеющая особое геополитическое положение, которое, с одной стороны, открывает широкие возможности в связи с географической близостью к крупным центрам промышленности в Европе — потенциальным рынкам сбыта товаров и услуг и источникам инвестиций; а с другой — вызывает проблемы, обусловленные изолированностью регионального рынка от общероссийского и рынка Евразийского экономического союза, дополнительными транспортными издержками, а также некоторой ограниченностью внутренних ресурсов для обеспечения устойчивого развития.

После распада СССР Калининградская область оказалась фактически заграничной территорией РФ, что привело к ряду проблем как экономического, так и социального характера. Поэтому для нейтрализации негативных последствий эксклавности и создания условий экономического роста в основу стратегии регионального развития была положена идея создания особой экономической зоны. В 1991 г. в Калининградской области одной из первых в России была образована свободная экономическая зона «Янтарь», что давало широкие таможенные и налоговые преференции для предприятий, зарегистрированных и работающих в регионе. Стоит отметить, что реальных экономических

Перспективы развития Калининградской области в рамках ЕАЭС

преимуществ регион не получил, пока не был принят специальный указ Президента РФ № 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области» от 23.12.1992 г. С принятием закона РФ «О таможенном тарифе» от 01.07.1993 г. регион лишился своих льгот, все российские предприятия получили одинаковый налоговый режим, включая калининградских резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ). Позже, 7 декабря 1993 г., льготный таможенный режим для региона был восстановлен сроком на 10 лет (согласно указу Президента РФ от 07.12.1993 № 2117 (ред. от 25.02.2003) «О Калининградской области»). Фактически это заложило основу Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области, которая была разработана в октябре 1994 г.

В 1996 г. СЭЗ «Янтарь» была преобразована в ОЭЗ в соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Согласно данному закону региону был возвращен режим свободной таможенной зоны, установлен льготный режим для предпринимательской деятельности и инвестиций. Администрация ОЭЗ, функции которой выполняла администрация Калининградской области, при согласовании с Правительством РФ получила право устанавливать дополнительные ограничения таможенного режима и исключения из него с целью защиты региональных производителей. Целями создания ОЭЗ были:

— ускорение социально-экономического развития региона, повышение качества и уровня жизни населения, в том числе и за счет развития научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;

— создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, управленческого опыта и технологий;

— развитие экспортно ориентированного производства и возможностей самого экспорта из области.

Закон об ОЭЗ способствовал росту предпринимательской деятельности на территории региона и оказал значительное влияние на реструктуризацию экономики: были созданы и успешно развивались новые конкурентоспособные предприятия в области автомобилестроения, производства бытовой электроники, мебели, пищевой промышленности. Все это позволило достичь темпов экономического роста, в целом превышающих динамику развития многих регионов РФ .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социально-экономические и политические изменения как в самом регионе, так и в стране и на международном уровне, трансформационные процессы в мировой экономике диктовали необходимость корректировки существовавшего режима ОЭЗ в соответствии с реалиями. В результате был принят федеральный закон № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г., согласно которому ОЭЗ в регионе — это вся его территория, где устанавливается специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности до 2031 г. .

В настоящий момент региональные власти работают над созданием закона о Калининградской области, где будет, возможно, продлено существование Особой экономической зоны в регионе до 2095 г. .

Каковы же условия создания и функционирования ОЭЗ в ЕАЭС?

Подобные экономические зоны организуются в целях содействия социально-экономическому развитию государств, входящих в Союз, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, привлечения инвестиций, в том числе и прямых, развития транспортной инфраструктуры, санаторно-курортной сферы и туризма. Условия их создания и функционирования определяются международными договорами в рамках ЕАЭС. Таким образом, Правительство РФ и администрация Калининградской области имеют право сами определять особенности развития ОЭЗ. В связи с этим Правительство РФ разработало для Калининградского региона закон, который предусматривает формирование модели опережающего социально-экономического развития. Функционирующая в области ОЭЗ подразумевает льготы по налогам на прибыль и имущество организаций. Принципы территории опережающего развития (ТОР) также предполагают льготные налоговые ставки и режим свободной таможенной зоны. Однако он отличается от действующего: иностранная продукция и товары, которые изготовлены с использованием импортных комплектующих или товаров, ввезeнных без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри ТОР .

Кроме того, законодательством государств — членов Таможенного союза (ТС) могут быть установлены различные типы СЭЗ в зависимости от целей их создания. Управление СЭЗ на территории государства — члена ТС также осуществляется в соответствии с законодательством данного государства. Таким образом, перспектива дальнейшего развития ОЭЗ на территории Калининградской области в рамках ЕАЭС достаточно хорошо прописана в договоре в рамках Союза, и успех ее функционирования во многом зависит от Правительства РФ и администрации самой ОЭЗ.

Одним из немаловажных вопросов, влияющих на развитие отношений России с другими странами, в том числе торговых и инвестиционных, стала санкционная политика Запада по отношению к РФ. Какие проблемы функционирования ЕАЭС возникают в условиях санкций?

В основе создания ЕАЭС как интеграционного объединения лежат два главных принципа: 1) согласованная торговая политика по отношению к остальным странам; 2) образование и функционирование единой таможенной территории. Россия с августа 2014 г. применяет контрсанкции к производителям продовольственных товаров из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии, однако со стороны Беларуси и Казахстана, которые являются полноправными членами и участниками ЕАЭС, подобных решений нет. Получается, что в такой ситуации нарушается первый основополагающий принцип Союза, и торговая политика членов ЕАЭС становится менее согласованной. Появляется и ряд вопросов, касающихся поставки в Россию продукции из санкцион-ных стран через территорию Беларуси и Казахстана. Функционирова-

Перспективы развития Калининградской области в рамках ЕАЭС

ние единой таможенной территории осуществляется с некоторыми противоречиями, поскольку ограничивается свобода перемещения товара внутри интеграционного объединения при пересечении им внешней таможенной границы. В рамках Союза белорусские товары ввозятся в Россию без ограничений, однако ввозить продовольствие из санк-ционных стран нельзя. Возникает необходимость определения страны происхождения каждого товара (произведен он в Беларуси или нет?). В СНГ это регулируется правилами происхождения: товар считается произведенным на территории страны СНГ или ТС, если он подвеpгнут дoстаточной переработке или стоимoсть материалов иностранного происхождения — не более 5 % цены конечного товара. По формальному признаку условие достаточной переработки означает, что в коде товарной номенклатуры ТС должен поменяться хотя бы один из первых четырех знаков. Приведем пример: изготовленная на предприятии Казахстана колбаса, в производстве которой была использована немецкая свинина или говядина (а они относятся к запрещенными к ввозу в РФ), будет считаться казахским товаром — и его можно свободно ввозить и продавать в России без ограничений. Однако покупка австралийских лангустов, их oчистка и переработка на территории Казахстана не сделают их казахским товаром (лангусты в любом виде будут относиться к запрещенной группе), и по всем формальным признакам их нельзя ввозить в РФ. При этом даже если на упаковке с подобным товаром написано, что он сделан в Казахстане, товар все равно считается австралийским в соответствии с режимом торговли .

В СНГ до 2010 г. предоставление документов о происхождении товара было необходимой процедурой при пересечении таможенной границы, но в 2010 г. между РФ, Беларусью и Казахстаном ликвидировали таможенные границы, поэтому дополнительно проверять страну происхождения товаров стало сложнее. При этом нарушается второй принцип ЕАЭС в условиях российского эмбарго на импорт продовольствия, когда ограничено свободное перемещение товаров, действуют нетарифные барьеры и экспортные пошлины определяются в каждой стране самостоятельно. В настоящее время по объективным причинам возникают риски реэкспорта товаров через территории Беларуси и Казахстана, особенно по тем товарным позициям, аналоги которых производят в этих государствах. Ситуация, когда в рамках ЕАЭС действует российское эмбарго на импорт продовольственный товаров из некоторых стран, в долгосрочном плане и перспективе не может соответствовать принципам общего рынка в рамках ЕАЭС. Поэтому необходимо дальнейшее урегулирование подобных спорных вопросов, и здесь можно предложить такие варианты:

1) присоединение стран — участниц ЕАЭС к российским контрсанкциям, за счет чего торговая политика Союза станет более согласованной;

2) отмена Россией эмбарго на поставку продовольственных товаров из ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии (торговая политика также станет более согласованной).

В случае, если российское эмбарго сохраняется, ЕАЭС как интеграционное объединение будет являться таковым достаточно условно.

Список литературы

1. Информационный портал «Калининград. ru». 2016. URL: http://kgd.ru/news/ economy/item/58385-alihanov-osobaya-jekonomicheskaya-zona-budet-prodlena-v-regione-do-2095-goda (дата обращения: 25.11.2016).

2. Кнобель А. Евразийский экомический союз: перспективы развития и возможным препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87—108.

3. Официальный сайт Евразийского экономического союза. 2016. URL: http:// www.eaeunion.org (дата обращения: 03.11.2016).

4. Официальный сайт Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. 2016. URL: http:// minprom.gov39.ru/oez/history.php (дата обращения: 25.11.2016).

5. Увальжанова Л. А. Перспективы совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе // Вопросы экономики и управления. 2016. № 4. С. 37—40.

Об авторе

Ольга Владимировна Прохорова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About the author

Dr. O. Prokhorova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

УДК 631

И. В. Никифорова, Л. В. Пурыжова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Представлено описание современного уровня развития сельского хозяйства Калининградской области. Дана оценка места региона среди субъектов РФ по объемам различных видов произведенной сельскохозяйственной продукции. Отдельно характеризуется животноводческая отрасль Калининградской области; также дан анализ регионального растениеводства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, Калининградская область.

Актуальные проблемы социальной политики в Калининградской области в контексте распределения ответственности между ее субъектами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

УДК 316.52 (470.26)

В.Я. Дыханов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

Представлен обзор социальных проблем в Калининградской области в контексте распределения полномочий и ответственности между различными субъектами социальной политики. Проблема низких среднедушевых доходов и низкого уровня реальной заработной платы рассматривается в качестве примера, который позволяет понять более глубокие институциональные и правовые проблемы социальной сферы региона. Автор приходит к выводу о неопределенности в выборе модели социальной политики для российского эксклава на Балтике и выдвигает некоторые предположения относительно оптимального пути устойчивого социального развития области.

Калининградская область относится к социально неблагополучным регионам даже по сравнению со средним уровнем Северо-Запада России, не говоря уже о соседних государствах. При этом российский анклав в Европейском союзе следует рассматривать в интерьере стран Балтийского моря, поскольку калининградцы предпочитают сравнивать себя со своими соседями — поляками, литовцами или шведами, причем чаще, чем с псковичами, новгородцами или петербуржцами. Далеко не случайно главная цель «Стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года» сформулирована как «Устойчивое повышение уровня и качества жизни населения Калининградской области, сокращение разрыва в уровне благосостояния с сопредельными странами» .

Для достижения указанной цели вначале необходимо решить наиболее острые социальные проблемы, грозящие обернуться социальной деградацией большинства населения изолированной российской территории с вытекающим из нее экономическим кризисом и делегитимацией всех ветвей власти в регионе. Последнее утверждение не выглядит преувеличением, если принять во внимание рост социально-политической апатии регионального сообщества. По мнению политологов,

Вестник РГУ им. И. Канта. 2005. Вып. 3. Сер. Гуманитарные науки. С. 49- 56.

она обусловлена отсутствием социально-политической консолидации, якобы вызванной высоким удельным весом мигрантов и «усталостью» населения от выборов и трескучих предвыборных кампаний.

Расхожий тезис о Калининградской области как о крае иммигрантов обычно не подвергают сомнению, однако статистика механического притока населения в регион в сопоставлении с некоторыми российскими показателями не выглядит экстраординарной. Россия в целом является страной иммигрантов, притом положительное сальдо внутрирегиональной миграции в большинстве субъектов Федерации обеспечивается оттоком населения из северных, проблемных территорий (табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты миграционного прироста, убыли (-) на 10 тыс. человек населения, включая внутрирегиональную миграцию

Регион Год

2000 2001 2002

Российская Федерация* 15 5,0 5,4

Северо-Западный федеральный округ 8 8 8

Ленинградская область 77 71 80

Ненецкий автономный округ -44 -22 66

Калининградская область 53 46 55

Республика Карелия 16 21 25

Новгородская область 18 9 16

г. Санкт-Петербург 24 23 17

Псковская область 11 -1 8

Вологодская область 11 1,2 2,6

Архангельская область, включая Ненецкий АО -42 -34 -34

Республика Коми -60 -47 -59

Мурманская область -101 -83 -86

* Только внешняя миграция.

При всей правдоподобности объяснений нельзя не видеть социальных факторов «усталости», которые могут спровоцировать снижение уровня легитимной поддержки публично-правовой власти, а в крайней форме привести к постепенной утрате политической идентичности, фиксируемой в политониме «россиянин». Не стоит упускать из виду, что социальная идентичность («муж», «сын», «отец», «инженер», «учитель», «интеллигент», «ученый», «успешный предприниматель» и т. д.) во многом обусловливает политическую.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недооценка далеко идущих политических последствий пренебрежения социальными проблемами отчасти вызвана тем, что в центре внимания исследователей калининградской проблематики оказались преимущественно хозяйственно-экономические трудности, вызванные анклавно-эксклавным положением региона, между тем как социально-

политические проблемные области остаются пока малоизученными. Между тем не исключено, что в калининградском социуме протекают латентные социальные процессы, требующие пристального внимания, учета, анализа и адекватных превентивных мер. Неблагополучие служит для данных проблем питательной средой.

Один из ключевых факторов социального неблагополучия, на наш взгляд, заключается в низком уровне доходов населения. По показателям динамики среднедушевых доходов Калининградская область оказалась среди социально отсталых северо-западных российских регионов (табл. 2).

Таблица 2

Среднедушевые доходы (в рублях)

Регион Год

1998 1999 2000 2001 2002

Российская Федерация 1012 1659 2281 3060 3888

Северо-Западный федеральный округ 1007 1594 2244 3017 3848

Ненецкий автономный округ 1172 1706 3061 5252 6515

Республика Коми 1373 2081 2922 4501 5738

Мурманская область 1509 2367 3387 4377 5545

г. Санкт-Петербург 1179 1838 2583 3468 4646

Республика Карелия 1039 1684 2216 2797 3862

Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ 805 1369 2034 2879 3732

Вологодская область 870 1332 1826 2300 3406

Новгородская область 939 1358 1782 2371 2958

Калининградская область 709 1333 1952 2173 2511

Псковская область 597 963 1360 1742 2423

Ленинградская область 653 1015 1366 1885 2377

Однако следует учитывать, что в российском эксклаве высок уровень теневых доходов. Согласно экспертным оценкам, теневые доходы населения региона составляют 43 % от официально регистрируемых, причем по данному показателю Калининградская область принадлежит к первой десятке самых «теневых» российских регионов . Это косвенно подтверждается тем фактом, что только в двух северо-западных регионах среднедушевые расходы превышают доходы — г. Санкт-Петербурге и Калининградской области (рис. 1) .

Если отбросить предположение о превышении реальных показателей потребления над накоплением в домохозяйствах, то для Северной Пальмиры это несоответствие объяснимо с точки зрения наплыва туристов и сложности учета расходов средств, незаработанных в городе. Сложнее объяснить данное явление для самого западного российского региона, не прибегнув к предположению о высоких теневых доходах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Среднедушевые денежные доходы и расходы населения в 2002 г. в среднем за месяц, руб:

1 — Республика Карелия; 2 — Республика Коми; 3 — Архангельская область;

4 — Ненецкий авт. округ; 5 — Вологодская область; 6 — Калининградская область;

7 — Ленинградская область; 8 — Мурманская область; 9 — Новгородская область;

10 — Псковская область; 11 — г. Санкт-Петербург

К теневым доходам причисляются доходы преступные, добытые незаконными вицами деятельности («черные»), нерегистрируемые, добытые законными, но незарегистрированными видами деятельности («левые»), и неучтенные, законно добытые, но начисленные без должной отчетности («серые»). Очевидно, львиную долю в теневых доходах составляют «серые» выплаты работникам с целью ухода работодателей от налогообложения.

Можно предположить, что относительно более развитый частный сектор и высокий удельный вес населения, занятого в малом бизнесе (36 % от общего числа занятых в Калининградской области, всего 13 % — в России, 68 % — в Евросоюзе до 1 мая 2004 г. ), где предоставляются большие возможности ухода от налогов и сговора работодателей с работниками, служат главными причинами высоких теневых доходов.

«Серая» оплата труда не только приводит к снижению поступлений во внебюджетные фонды, и прежде всего муниципальные бюджеты (за счет низкой собираемости подоходного налога в консолидированный бюджет), но и к беспрецедентной социальной незащищенности работников. Отпускные пособия, оплата учебных, декретных отпусков, больничных листов и накопление пенсий зависят от формально начисляемой заработной платы. Работник оказывается бесправным перед произволом работодателя.

Для органов местного самоуправления, на которые ложится основное бремя ответственности за социальную политику, подоходный налог по своему удельному весу устойчиво занимает первое место в доходной части муниципального бюджета. Таким образом, в легализации и прозрачности в оплате труда заинтересованы почти все субъекты социальной политики: органы государственной власти и местного само-

123456789 10 11

□ Доходы □ Расходы

управления (для более эффективного осуществления фискальной, регулятивной и планово-прогностической функций), профсоюзы (для действенной защиты законных прав и интересов работников), общество в целом (пока, к сожалению, не институализированное в сколько-нибудь влиятельные и подлинно независимые общественные организации, составляющие «третий сектор»).

Пока в этом списке не числятся предприниматели, еще не проявляющие «социальной ответственности». Договоренности по установлению регионального минимума легально начисляемой оплаты труда, достигнутые в Калининградской области в рамках работы трехсторонней комиссии (администрация Калининградской области, профсоюзы и крупнейшие ассоциации предпринимателей), не выполняются, так как они не привели к росту собираемости подоходного налога. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законодательством, а многие работодатели не считают необходимым выполнять условия «социального контракта» при отсутствии правового механизма реализации таких «контрактов».

Следует отметить, что рентоориентированный подход к ведению бизнеса, характерный для большинства российских и латиноамериканских предпринимателей, проявляется и в отношении к людским ресурсам. Как происходит хищническая и недальновидная эксплуатация основных производственных фондов, созданных при советской власти и в большинстве случаев доставшихся новым собственникам по низкой цене, точно так же используется «дешевая рабочая сила», которая дорого обошлась стране и в настоящее время не воспроизводится.

Для более 86 % населения Калининградской области невозможно простое социальное воспроизводство, не говоря уже о расширенном. И если декапитализация за счет сокращения стоимости основных фондов и нехватка инвестиций в основной капитал явственно ощущаются и широко обсуждаются в Калининградской области и России в целом, то недофинансирование социальной сферы, «человеческого капитала» дает о себе знать через более значительный временной лаг, постепенно проявляясь через 10—25 лет. Причем наступление всех негативных последствий расхищения людских ресурсов уже невозможно будет остановить никакими инвестициями — возникнет необходимость вырастить новое поколение и одновременно решать комплексные проблемы восстановления социальной инфраструктуры, социокультурной среды жизнедеятельности общества и образования, системы доступного образования и здравоохранения, восстановления семьи и мн. др. Наступает «пороговый» эффект, при котором незаметные и длительные количественные изменения приводят к резкому, необратимому и, казалось бы, внезапному изменению всей ситуации.

Важно подчеркнуть, что невыполнение государством своих обязательств связано в Калининградской области с хронической нехваткой бюджетных средств. Значительный объем таможенных и налоговых льгот в рамках действующего режима Особой экономической зоны, призванный компенсировать хозяйствующим субъектам сухопутную изоляцию российского региона, поддерживается за счет доходной части консолидированного бюджета, а федеральные субвенции и дотации, судя

по бюджетным расходам, недостаточны. Именно по этой причине Калининградская область занимает последнее место на Северо-Западе России по бюджетным расходам на душу населения (табл. 3).

Таблица 3

Доходы и расходы региональных консолидированных бюджетов на душу населения (в рублях)*

Регион Доход Расход

2000 2001 2002 2000 2001 2002

Республика Карелия 7899 9316 12970 7657 9486 13870

Республика Коми 10444 13461 16517 10312 13507 18374

Архангельская область 6716 10712 12029 6545 10762 12300

в т. ч. Ненецкий авт. округ 53844 67899 58648 48158 68278 63994

Вологодская область 11002 12866 16611 8041 11372 14294

Калининградская область 4658 5775 8261 4708 5803 8407

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ленинградская область 6038 8440 11486 5769 8365 11085

Мурманская область** 10402 11326 16234 10314 11968 16821

Новгородская область 5760 6642 8231 5680 6749 8463

Псковская область 5018 6437 10619 5217 6457 10206

г. Санкт-Петербург 8146 11215 14527 7796 10721 14297

Российская Федерация 14447 18587 24432 13499 16756 23655

* С учетом внутренних оборотов.

** 2001 — 2002 гг. — без учета закрытых административно-территориальных образований.

При этом удельный вес бюджетных расходов на социальную политику невелик. По этой статье («социальная политика») в бюджете Калининградской области на 2005 год запланировано всего 478 млн руб., или 500 руб. на одного калининградца в год! Учитывая дотационный характер и скудость всех муниципальных бюджетов, едва ли следует рассчитывать на достойное ресурсное обеспечение социальной сферы.

Впрочем, остается некоторая неопределенность в отношении выбора модели социальной политики в области и России в целом и, соответственно, не решен вопрос о социальной ответственности государства как одного из субъектов социальной политики. Выделяются три основные модели социальной политики в демократическом обществе: либеральнодемократическая, социал-демократическая и консервативная . Примерами трех моделей могут послужить соответственно США, Швеция (до начала либеральных реформ 90-х гг. ХХ в.) и Германия.

Либеральная модель, опирающаяся в настоящее время на идеологию неолиберализма, предполагает минимальные социальные расходы и минимальное налогообложение (табл. 4), стимулирующее рост предпринимательства и социальную активность населения. Бремя социальной ответственности возлагается на развитый «третий сектор» — общественные организации, по принципу «дело спасения утопающих — дело рук самих утопающих», так как ни либеральное государство, ни «свободный» от обременений бизнес не могут нести большие социальные расходы. Ценности свободного рынка доминируют над ценно-

стями социального благополучия, а гражданские права неизмеримо важнее социальных. За соблюдение последних государство попросту не берет на себя ответственности.

Вторая, социалистическая, модель возлагает ответственность за социальное благополучие преимущественно на государство, вменяет ему неукоснительное соблюдение и ресурсное обеспечение социальных прав населения. При этом государство считает себя вправе не только регулировать рыночные отношения, но и активно вмешиваться в систему распределения материальных благ в направлении преодоления социального и имущественного неравенства. В социал-демократических государствах тяжелое и высокодифференцированное налоговое бремя сочетается с высокими социальными расходами. При этом «третий сектор» выполняет, главным образом, представительские и коммуникативные функции, а не занимается социальным обслуживанием населения, как в либеральном обществе.

Наконец, консервативная модель социальной политики, реализованная в Германии, распределяет социальную ответственность на паритетных началах между государством, бизнесом и гражданским обществом (представленным общественными организациями и профсоюзами). Эти три равноправных субъекта социальной политики взаимодействуют на основе принципов социального партнерства в рамках системы трипартизма (буквально «трехчастности»). Социально значимые цели достигаются путем заключения социальных контрактов (или общественных договоров). Компетенция государственной власти ограничивается только косвенным, налоговым воздействием на рыночные механизмы создания и распределения материальных благ в направлении обеспечения социальной защищенности без подавления предпринимательской инициативы и при признании первостепенной важности сохранения рыночных отношений. Девизами германской модели социальной политики стали «социально ориентированная политика», «социально ответственный бизнес» и «социальное рыночное государство».

Таблица 4

Социальные расходы и налогообложение в государствах, представляющих различные модели социальной политики в начале 90-х гг. ХХ в. (в % к ВВП)

Модели Налоговое бремя Социальные расходы В том числе

Здраво- охранение Образова- ние Пенсии

Либерально-демократическая (США) 29,4 18,2 4 5,3 7,2

Консервативная (ФРГ) 39,6 25,8 6,4 4,4 11,8

Социал-демократическая (Швеция) 49,3 32,0 8,5 5,9 11,2

Похоже, Россия выстраивает социальную политику в соответствии с консервативной моделью (при либеральном налогообложении), что сочетается с неоконсервативными чертами внутренней и внешней по-

литики нынешнего политического руководства страны. Впрочем, представленные модели являются не более, чем «идеальными типами». На практике социальная политика не только государств, но и регионов внутри страны настолько многогранна и специфична, что ее трудно свести к одной модели, а любые попытки классификации всегда останутся уязвимыми для критики. Кроме того, социальная политика в российских регионах остается настолько разнообразной ввиду их огромного географического и экономического разнообразия, что вопрос о выборе модели остается открытым для регионального уровня государственной власти и управления.

В Калининградской области пока не сложился «социально ответственный бизнес», ввиду отсутствия правовых и социально-культурных условий, не прослеживается «социально ориентированной политики» ввиду ее недостаточного ресурсного обеспечения, не просматривается социальный характер рыночной экономики ввиду неразвитости самих рыночных принципов и механизмов, которые можно было бы как-либо характеризовать или классифицировать. По инерции социально уязвимое постсоветское население видит в государстве своего попечителя и защитника, возлагая на него ответственность за социальное неблагополучие, а власть уже не может следовать патерналистским моделям и принципам социальной политики. Тем не менее развитие социального партнерства и налаживание системы трипартизма для достижения социально значимых целей при всех очерченных выше проблемах представляются для Калининградской области безальтернативными. Эти приоритеты соответствуют как федеральной социальной политике, так и европейским стандартам и моделям.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. Калининград, 2003.

2. Социально-экономические показатели регионов Северо-Западного федерального округа в 1995 — 2002 гг.: Статистический сборник. Сыктывкар: Госкомстат Российской Федерации, 2003.

3. Елисеева И., Бурова Н. Оценка теневой экономики в Санкт-Петербурге и Калининграде / / Доклад на конференции RECEP, Москва, 20 — 21 сентября 2002 г. Санкт-Петербург, 2002 (рукопись).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Калининградская область: Особенности экономики и предпринимательской деятельности / Под ред. С. Д. Козлова. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.

5. Ginsburg N. Divisions of Welfare. A Critical Introduction to Comparative Welfare Policy. L.: SAGE Publication, 1993.