Профилактика потребления алкоголя

Содержание

Спорт против спирта

Потребление алкоголя в России сокращается уже 13 лет подряд, и 2017 год не стал исключением. За последние 12 месяцев количество выпитого на одного человека в пересчете на этиловый спирт снизилось на 0,3 л — до 10 л. Об этом рассказали «Известиям» в Минздраве. Эксперты констатируют, что россияне научились получать удовольствие без алкоголя — например, от занятий спортом.

В 2017 году потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт продолжило сокращаться и составило 10 л. Годом ранее этот показатель равнялся 10,3 л. В 2004 году объем выпитого равнялся 20,3 л на человека. Резкий спад потребления произошел 10 лет назад — до 16,4 л, что на 40% больше по сравнению с 2017 годом. Об этом свидетельствуют данные Минздрава, с которыми ознакомились «Известия».

По оценкам экспертов, спад потребления алкоголя на 300 мл в этиловом спирте сопоставим с 900 г водки, 4,5 л сухого вина либо 10 л светлого пива.

Все 13 лет правительство активно боролось с алкоголизацией населения, приняв ряд ограничительных мер. Так, были запрещены продажи спиртного в ночное время: с 23:00 до 8:00 (в ряде регионов этот интервал больше). Была ограничена реализация пива в ларьках и павильонах, практически ежегодно повышались акцизы на алкоголь и минимальная розничная цена на водку.

Уменьшение потребления алкоголя характерно для покупателей всех возрастов, подчеркнула директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава Татьяна Клименко.

— Большая динамика по снижению наблюдается у мужчин 20–40 лет, которые сильнее женщин ориентированы на социальный успех. Также мы наблюдаем четкую тенденцию на сокращение диагноза «алкоголизм», — подчеркнула Татьяна Клименко. — За последние пять лет его ставили на 40% реже. Люди научились получать впечатления без алкоголя. Например, за счет занятий спортом, которые получили широкое распространение.

Динамика по сокращению количества выпитого россиянами алкоголя не противоречит данным о росте продаж спиртного в 2017 году, следует из комментария представителя Минздрава. Объемы реализации алкогольной продукции в прошлом году в стране выросли на 2,1%, до 209 млн декалитров, но этот показатель не учитывает пиво, пивные напитки, сидр и медовуху. Между тем продажи «пенного» и его производных подросли на 10%, до 742 млн декалитров.

В Минздраве пояснили, что благодаря системе учета производства и оборота алкогольной продукции ЕГАИС происходит легализация торговли спиртным, из-за этого изменяется и структура его потребления. В части учета розницы система заработала с 2016 года.

— Снижается уровень распространения фальсификата и повышаются официальные показатели розничной продажи алкогольной продукции даже на фоне снижения реального потребления алкоголя. Эти выводы подтверждаются тем, что это произошло именно в 2017 году, когда увеличение количества розничных продаж шло одновременно со значительным снижением смертности от алкогольных отравлений, — пояснили в министерстве расхождение данных по продажам и потреблению алкоголя.

Если происходит рост продаж напитков в литрах и спад потребления в этиловом спирте, то это значит, что граждане больше выбирают слабые напитки. Например, легкое вино и пиво, добавил председатель ассоциации «Здоровый регион» Алексей Шабашов.

— Важно, чтобы россияне переключились с классического северного типа потребления напитков, для которого характерно предпочтение крепкого спиртного. Так, в Европе распространен эстетический тип потребления: каждый день на столе может появляться сухое вино, — отметил эксперт.

По словам Алексея Шабашова, введение и функционирование системы ЕГАИС ощутимо помогло в борьбе с нелегальным спиртным. Следующим шагом, уверен эксперт, должны стать радикальные меры борьбы с крепким алкоголем, например ощутимое повышение акциза.

По данным Росстата за 2017 год, смертность от случайных отравлений алкоголем в России также сократилась: если в 2016 году было 5,7 случая на 100 тыс. населения, то в прошлом году только 4,6 случая. В абсолютных цифрах снижение этого показателя составило почти 1,5 тыс. — до 6,7 тыс. человек.

2009–2019 гг.: самая незаметная и эффективная антиалкогольная кампания в истории России

27 декабря в библиотеке Сретенской семинарии прошла конференция партнеров и активистов региональных отделений Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), сопредседатель Совета, открыл заседание и сообщил результаты работы Совета за десять лет его существования.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы Антиалкогольная кампания, проведенная в прошедшие десять лет, была, если можно сказать, самой тихой и незаметной, но одной из самых эффективных в истории нашей страны.

Несомненным достоинством государственной политики последних лет по сравнению с подходами прошлого является ее системный характер: вводимые меры имеют прочный фундамент в виде научных исследований, изучения российского и мирового опыта.

Как известно, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт).

По данным Минздрава РФ, потребление алкоголя в РФ в пересчете на чистый спирт составляло в 2008 году 15,8 литра. ВОЗ давала иную оценку: 18 литров в год на душу населения.

По данным ВОЗ, сверхвысокое потребление алкоголя в России в 2007 году приводило к преждевременной предотвратимой смерти около 500 тысяч человек ежегодно. Это около 30% смертности мужчин и 15% — женщин.

Смертность от алкогольных отравлений в России была самой высокой в мире.

В том, что именно сверхвысокое потребление алкоголя является важнейшим фактором преждевременной смертности, говорит тот факт, что, согласно исследованиям мониторинга «Иночетти», каждый второй из живших в 2004 году в России 40-летних мужчин по прогнозам не сможет дожить до 60 лет (50%). А в бедной, но непьющей Албании — только каждый двадцатый (7%). И это притом, что в Албании сравнительно с Россией была значительно более слабая система социальной защиты и здравоохранения.

Особую тревогу вызывало то обстоятельство, что в первую очередь под ударом оказалось подрастающее поколение. По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Минобразования России по репрезентативной выборке в 2002 году, алкогольные напитки (включая пиво) потребляли 80,8% подростков и молодежи. За десятилетие, с 1993 по 2003 год, возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет.

Согласно прогнозам ВОЗ, из 100 юношей-выпускников школ 2009 года в Англии доживут до пенсии 90 человек, а в России — лишь 40. Основная причина, по мнению экспертов ВОЗ, — алкоголь.

По данным МВД России за 2007 год, более 78,5% преступлений несовершеннолетние совершали в состоянии алкогольного опьянения; число осужденных несовершеннолетних за преступления, совершенные в нетрезвом состоянии, составляет около 30 тысяч человек в год.

В 2009 году в разработке Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года по указанию В.В. Путина принимали участие Минздрав РФ, Правительство, Госдума, общественные организации и, в первую очередь, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы Русской Православной Церкви, созданный по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и явившийся общественным инициатором кампании. За десять лет проведена эффективная работа, и что важно, не внесшая раздражение и протесты в российское общество. Многие помнят, как негативно была воспринята антиалкогольная кампания восьмидесятых годов ХХ века с вырубкой виноградников, тотальными запретами, абсурдом принудительных безалкогольных свадеб, явным насилием над гражданским обществом.

Программным документом стала разработанная Правительством России в 2009 году упомянутая Концепция. Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы также в 2009 году разработал скоординированную программу мероприятий, направленных на снижение сверхвысокого потребления алкоголя в Российской Федерации среди молодежи и подростков.

Концепция включает научно обоснованные эффективные меры, вошедшие в «Глобальную стратегию сокращения вредного употребления алкоголя», принятую на 126-й сессии Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения в 2010 году, а также в «Европейский план действий по сокращению вредного употребления алкоголя, 2012–2020 гг.».

Согласно Концепции, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации, в качестве основных субъектов антиалкогольной политики были определены Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представители гражданского общества — общественные и религиозные организации. Правильность этого решения подтверждают положительные результаты проводимой кампании по борьбе с алкоголизацией общества.

Введение научно обоснованных и эффективных мер, таких как повышение минимальных цен и акцизов на алкогольную продукцию, введение акцизов на пиво, запрет продажи алкоголя в нестационарных торговых объектах, национальный запрет ночной продажи алкоголя, ограничение рекламы алкоголя, а также успехи в борьбе с нелегальным производством и продажей алкоголя, привели к значительным позитивным результатам.

По данным Минздрава России, в результате эффективной кампании последних лет в стране существенно сократилось потребление алкоголя (с 15,8 литра на человека в 2008 году (18 литров по данным ВОЗ) до 9,7 литра этанола на человека в 2017 году), что соответствует уровню 11,55 литра на лиц старше 15 лет).

За 10 лет работы осуществлено принятие ряда значительных решений и изменений:

  • значительное усиление ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним, вплоть до уголовной;
  • полный запрет на продажу крепкой алкогольной продукции в ларьках;
  • запрет продажи алкогольной продукции в ночное время;
  • принятие закона о продаже алкогольной продукции только в специализированных магазинах и отделах;
  • значительные поэтапные повышения акцизов на крепкие спиртные напитки;
  • приравнивание пива к прочей алкогольной продукции;
  • запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах;
  • ограничения рекламы алкоголя, включая пиво; запрет рекламы пива на телевидении;
  • запрет продажи концентрированного этилового спирта в районах Крайнего Севера и в регионах, приравненных к ним;
  • приняты меры по борьбе с незаконной торговлей алкоголем (кратное увеличение штрафов);
  • распространение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) на розничную торговлю алкоголем, а также на производство этилового спирта по фармакопейным статьям;
  • запрет продажи дешевой спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции.

Церковно-общественным советом по защите от алкогольной угрозы выпущено 8 полнометражных антиалкогольных документальных фильмов и более 40 роликов социальной рекламы, которые демонстрировались по ЦТ и региональным каналам.

Результаты деятельности антиалкогольной кампании 2009–2018 гг.. по данным на начало 2019 г.:

  • Россия вышла на 1-е место в мире по темпам снижения смертности и роста продолжительности жизни среди среднеразвитых и высокоразвитых стран;
  • в 2017 году в России был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни за всю историю страны, включая советское время: средняя продолжительность жизни в России составляла 72,7 года (для мужчин — 67,5 лет, для женщин — 77,6 лет);
  • в период активных антиалкогольных мер с 2008 по 2018 год смертность от случайных отравлений алкоголем, по данным Росстата, сократилась более чем в 3,5 раза (с 13,6 до 3,8 на 100 тыс. человек);
  • количество больных алкоголизмом сократилось более чем на 37% (с 2082 тыс. человек в 2008 году до 1304,6 тыс. человек в 2017 году — на 778,1 тыс. человек);
  • заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами снизилась на 56,2% (с 121,5 до 53,2 на 100 тыс. человек) за период с 2008 по 2017 год;
  • смертность от транспортных травм всех видов снизилась почти в 2 раза (с 25 человек на 100 тыс. населения в 2008 году до 12,8 человек в 2018 году);
  • численность выявленных и учтенных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, снизилась более чем в 2,5 раза (с 126 тыс. в 2008 году до 50,5 тыс. в 2017 году);
  • число убийств в расчете на 100 тыс. человек снизилось более чем в 3 раза (с 16,5 в 2008 году до 5,2 в 2018 году. По статистике, 82% убийств в РФ совершались в состоянии алкогольного опьянения);
  • число самоубийств, связанных с уровнем потребления этанола, снизилось более чем в 2 раза (с 26,9 случаев на 100 тыс. человек в 2008 году до 12,2 в 2018 году);
  • доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от акцизов на алкогольную продукцию увеличились в 2 раза (с 196,1 млрд. руб. в 2011 году до 397,1 млрд. руб. в 2017 году).

Цель нашей сегодняшней конференции: представить успешный опыт работы по профилактике зависимостей — алкогольной, наркотической, табачной, а также интернет-зависимости у подростков — для важнейшей цели — разработки эффективной модели просветительской работы в 9–11 классах. Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы предоставляет свои многочисленные материалы, в том числе известные вам восемь фильмов антиалкогольной тематики, сорок роликов социальной рекламы. Сделанные нами десять лет назад, они демонстрировались и по центральным, и по региональным телеканалам, были использованы в проведении множества уроков и прекрасно зарекомендовали себя. Мы готовы создать такие же эффективные материалы по другим заявленным здесь тематикам.

Но в первую очередь мы ждем результатов работы вас — представителей медицинского и педагогического сообществ. Именно опыт и рекомендации профессионалов должны стать основой практического решения поставленных нами задач.

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТОВАРОВ

Для России в условиях рыночной экономики и нового политического строя обеспечение прав потребителей на приобретение и использование товаров, не представляющих опасности для их здоровья и имущества и обладающих надлежащим качеством, — это сложная проблема как в профессиональном плане, например, для законодательной, исполнительной и судебной власти, так и в социальном, учитывая менталитет и информированность российского потребителя или правосознание отечественных товаропроизводителей, поставщиков, импортеров.

В европейских странах проблема защиты прав потребителей решается на протяжении столетий, накоплен огромный правовой и управленческий опыт, развито потребительское движение, которое наряду с профсоюзами стало одним из факторов, определяющих не только экономическую, но и политическую жизнь этих стран.

Конечно, первая задача, которую необходимо решить по защите прав потребителя, заключается в предотвращении попадания к нему товара, качество которого его не устраивает, или который может причинить ему вред.

Вторая задача — гарантировать потребителю право на
возмещение причиненного вреда здоровью или даже жизни, а также ущерба имуществу, если опасный товар все же к нему попал или потребитель с ним случайно столкнулся (например, его сбила на тротуаре автомашина другого потребителя, у которой отказала система управления).

Наконец, третья задача — обеспечить право потребителя на возмещение материальных потерь, обусловленных приобретением товара безопасного, но ненадлежащего качества.

Предотвращение попадания к потребителю или его взаимодействия с опасным товаром зависит от состояния национальной экономики и просвещенности (опытности) потребителей, а также обеспечивается комплексом технических, правовых и административных мер.

В странах с развитой рыночной экономикой, например, европейских, высокая покупательная способность населения, жесточайшая конкуренция товаропроизводителей и торговых организаций, а также просвещенность и искушенность потребителей позволяют им выбирать товары безопасные и нужного качества.

В нашей стране пока приходится делать упор на технические, административные и правовые средства защиты потребителей от попадания к ним опасных и некачественных товаров. Такими мерами, как и в других странах, являются:

· установление требований к безопасности товаров;

· соблюдение требований безопасности при создании, производстве и сбыте товаров;

· установление ответственности за производство и сбыт опасных товаров;

· контроль соблюдения требований к безопасности товаров;

· предотвращение ввоза потенциально опасной продукции;

· информирование потребителей об опасных товарах;

· изъятие опасных товаров с рынка и из сферы потребления.

Требования к безопасности отдельных видов товаров устанавливают, в первую очередь, их разработчики и изготовители в технической документации
(проектно-конструкторская документация, технические условия, спецификация, рецептура, технический паспорт, регламент, программа и методика испытаний и т.п.), ориентируясь на нормы и рекомендации, устанавливаемые государством.

Более передовые товаропроизводители зорко следят за уровнем безопасности аналогичного товара, изготовляемого конкурентом, стремясь либо превзойти его, либо, по крайней мере, не опуститься ниже. При этом они могут устанавливать более жесткие, чем государственные требования, ориентируясь, в том числе, на нормы, предлагаемые негосударственными организациями
(национальными и международными ассоциациями товаропроизводителей данной продукции, организациями по стандартизации, потребительскими обществами и др.). Нередко нормы и рекомендации авторитетных международных и национальных негосударственных организаций, например МЭК или Американского института нефти (API), становятся обязательными через национальные законы, стандарты или контракты.

До 1979 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) разрабатывало единые для всех стран-членов директивы
с детальными техническими требованиями к безопасности отдельных видов потребительских товаров (например, к добавкам в продовольственные товары, транспортным средствам (нормы безопасности, шумности и выбросов), фармацевтической продукции, косметике и др.) так называемые отраслевые директивы или вертикальное законодательство.

настоящее время отраслевые директивы вертикального законодательства распространяются на многие виды потребительских товаров, например, на гидравлические резервуары бытового назначения, косметику, электроприборы, электробатареи и аккумуляторы, удобрения, пищевые товары и добавки к ним, транспортные средства с двигателями, фармацевтические товары, строительные изделия и оборудование (директива основных требований) и др.

Реальная практика защиты прав потребителей на безопасные товары развертывается все же в национальных рамках, на национальном рынке, с учетом национального законодательства и национальной нормативной базы.

В Российской Федерации практически все обязательные детальные характеристики, направленные на обеспечение безопасности продукции, устанавливаются в общефедеральных нормативных документах — ГОСТ Р (или ГОСТ), СНиП, СанПиН и др. Соблюдение изготовителями и продавцами продукции стандартных норм безопасности гарантирует им беспрепятственный выход на рынок, а их нарушение строго наказывается.

Относительно недавно, сначала в ряде европейских странах, а затем и в рамках ЕС, были приняты документы, устанавливающие общие требования безопасности ко всем или основным видам потребительских товаров. Этот принципиальный шаг был сделан потому, что невозможно охватить вертикальным законодательством все потенциально опасные товары, присутствующие на рынке.

Основное требование таких документов заключается в том, чтобы все потребительские товары были безопасными. Кроме того, в них устанавливается общий критерий безопасности потребительских товаров и предусматриваются меры, препятствующие попаданию или присутствию на потребительском рынке опасных товаров.

Эти требования четко сформулированы в Директиве 92/59/ЕЭС1 о безопасности продукции, которая в числе других общих норм, установила главную: любой потребительский товар, присутствующий на национальных рынках стран-членов ЕС, должен быть безопасным. Это означает, что
товар при нормальных или обоснованно ожидаемых условиях использования с учетом срока службы не должен создавать риска или минимального риска для жизни и здоровья потребителя. Величина такого риска и является общим критерием безопасности любого потребительского товара.

При оценке риска учитываются:

· характеристики товара, в частности, его состав, упаковка, условия хранения;

· влияние товара на другие в случаях их разумно предвидимого совместного использования;

· оформление товара, маркировка, инструкция по использованию, информация о товаре, даваемая изготовителем;

· категория потребителей, для которых предназначен товар.

Директива 92/59/ЕЭС распространяется на все товары, на которые отсутствуют отраслевые директивы и дополняет национальное законодательство, в той части где оно охватывает лишь отдельные аспекты безопасности.

Эта директива распространяется как на новые, так и подержанные или восстановленные товары, поставляемые в рамках коммерческой деятельности за деньги или бесплатно и предназначенные для потребителей или могущие быть использованными потребителями. О

В российском законодательстве общая норма безопасности потребительских товаров, аналогичная норме, заложенной в Директиве 92/59/ЕЭС и использующей понятие о риске для потребителя, отсутствует.

Поставщики обязаны принимать все надлежащие меры по обеспечению безопасности товара, в том числе предоставлять потребителю информацию о нем и о мерах предосторожности при обращении с ним, маркировать товар для его идентификации, проводить, при необходимости, контрольные испытания, изучать жалобы по поводу безопасности товара. Дистрибьюторы должны распространять только безопасные товары.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 5) установлено, что изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности. Но в отличие от Директивы 92/59/ЕЭС в нем понятие «безопасность» не увязано с понятием «риск потребителя».

Там же, в законе, указано, что требования, направленные на обеспечение безопасности товара для жизни и здоровья потребителя, а также предотвращение причинения вреда его имуществу, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.

Согласно ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий обязательным требованиям к его качеству
(ст. 469), что, очевидно, предполагает и к его безопасности.

В российском законодательстве, в отличие от Директивой 92/59/ЕЭС, отсутствует понятие «поставщик» и недостаточно полно определено понятие «изготовитель». В частности, к ним не отнесены импортеры, что вызывает на практике непреодолимые сложности в установлении ответственности за обнаруженную опасность товаров.

Страны-члены ЕС в лице своих уполномоченных компетентных органов имеют возможность принять предупредительные меры, обеспечивающие безопасность товаров, в том числе:

· проверить их безопасность, вплоть до последней стадии использования или потребления;

· получить информацию у сторон, вовлеченных в проблему обеспечения безопасности данного товара;

· изъять образцы товаров для проверки их безопасности;

· сформулировать предварительные условия выпуска товара на рынок и собственные требования, чтобы товар сопровождался информацией, содержащей предупреждения о возможной опасности для потребителей.

В случае неприемлемо высокого уровня риска, который представляет товар для потребителей, страны-члены ЕС обязаны через свои уполномоченные органы:

· предупредить потребителей заранее и в подходящей форме, включая публикацию специальных уведомлений, о возможном риске;

· временно, на период необходимых проверок, приостанавливать поставки или предложения о поставках товаров;

· предупреждать появление на рынке опасных товаров и принимать меры по снижению риска их появления там;

· организовать срочный и эффективный отзыв опасного товара с рынка и, при необходимости, его уничтожение.

Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 5, п. 6) установлено, что изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить производство (реализацию) товара, если обнаружится, что он причиняет вред жизни, здоровью или имуществу потребителя при соблюдении им предписанных правил использования, хранения или транспортировки этого товара. Производство приостанавливается до устранения причин вреда. В необходимых случаях изготовитель (продавец) должен принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. При невозможности устранить причины вреда, изготовитель обязан снять товар с производства. Если он этого не сделает, то снятие товара с производства, изъятие его из оборота и отзыв от потребителей производится по предписанию федерального органа, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров.

В России, как и в европейских странах, давно действуют государственные органы, наделенные полномочиями для принятия указанных выше предупредительных мер против появления на рынке опасных товаров (торговые инспекции, санитарный надзор, госнадзор). Законодательно такие полномочия определены ст. 42 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Полнота соблюдения требований безопасности изготовителями и продавцами определяется многими факторами, например, жесткостью контроля со стороны государства и потребителей, уровнем ответственности за несоблюдение требований, платежеспособностью населения, жесткостью рыночной конкуренции. Но все-таки важнейшими из них являются факторы морально-этические — добросовестность, честность, законопослушание, уважение интересов потребителей, которые воспитываются столетиями.

В России соблюдение требований безопасности в настоящее время обеспечивается, главным образом, надзором и карательными мерами. Несмотря на предельно жесткий, многократный контроль, имеет место фальсификация товаров, плохое хранение, приводящее к порче и повреждениям, продажа товаров с просроченными сроками годности и заведомо опасных. Поэтому особое значение приобретает установление ответственности за производство и сбыт опасных товаров.

Существует два вида ответственности товаропроизводителя и продавца за безопасность товаров: одна — перед конкретным потребителем, другая — перед государством.

Ответственность предусматривает наказание за несоблюдение установленных требований к безопасности и возмещение вреда, нанесенного потребителю опасным товаром.

Во всех случаях основополагающим принципом является то, что ответственность всегда несет изготовитель товара или его продавец, или они оба, т.е. те конкретные лица, которые передали или продали товар потребителю.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 1064, 1065, 1095—1098) и Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст. 14) ответственность изготовителя или продавца за причинение вреда личности или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (другими словами, из-за его опасности) устанавливается не прямо, а косвенно через их обязанность возместить такой вред.

Общая норма ответственности за производство или реализацию опасного товара отсутствует.

В России в явной и неявной форме подразумевается, что для обеспечения безопасности товара достаточно установить требования к ней через стандарты и заставить изготовителя эти требования неукоснительно выполнять. В Законе РФ «О защите прав потребителей» (ст.7, п.1) записано: «Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определенном законом». Пока в нашей стране никакого иного, реально действующего порядка, кроме введения этих требований в государственные стандарты, не существует. Поскольку за разработку стандартов несут ответственность государственные органы, оказывается, что государство несет основную ответственность
за полноту и достаточность требований
к безопасности товаров и, тем самым, определенную долю ответственности за безопасность товаров вообще. Конкретный изготовитель конкретной продукции резонно полагает, что он не несет ответственность, если товар оказался опасным при полном соблюдении обязательных требований стандартов.

Достаточно очевидно, что просто соответствие стандартам не делает продукцию всегда безопасной, хотя бы потому, что появляются новые опасности, а стандарты консервативны, тем более, если не учитывать обстоятельства риска. Стандарты используются только как инструмент для оценки безопасности и возможны ситуации, когда товар, соответствующий стандарту, оказывается опасным и отзывается с рынка. Поэтому именно изготовитель должен принять все от него зависящие меры для обеспечения безопасности товара, а не только обеспечить соответствие стандарту.

Кроме ответственности перед конкретным потребителем, изготовитель и продавец несут ответственность перед обезличенным потребителем в целом, интересы которого защищает государство. Для этого оно располагает системой штрафов и санкций по результатам различных инспекций и проверок, а также может возбуждать судебные иски. В каждой из европейских стран эти системы складывались столетиями и, несмотря на общее сходство в принципах, значительно разнятся в деталях организации и правового обеспечения.

Наличие этих систем предусматривает и Директива 92/59/ЕЭС. Органы власти в стране, ответственные за контроль безопасности товаров, имеющихся на потребительском рынке, правомочны налагать санкции в случае обнаружения несоблюдения соответствующих требований.

В России давно существует аналогичная система различных штрафов и санкций, накладываемых на товаропроизводителей, торговые организации и отдельных продавцов за производство и сбыт опасных товаров. Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 43) определяет санкции, налагаемые федеральными органами исполнительной власти за различные нарушения, которые могут привести к появлению на рынке потенциально опасных товаров. Кроме того, нормативные акты в этой области принимают и субъекты федерации

2. АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ. ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКЕ ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

Химически опасный объект — это объект, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами.

К химически опасным объектам производства относятся предприятия черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной, строительной, оборонной и медицинской промышленности, коммунального и сельского хозяйства. На этих предприятиях широко применяется хлор, аммиак, соляная кислота, сернистый ангидрид, фтористый водород и другие опасные химические вещества.

Большинство применяемых на химически опасных объектах веществ способны вызвать поражение как при ингаляционном воздействии, так и при попадании на кожу. Поэтому аварии на таких объектах способны привести к массовым поражениям людей, а также животных и растений и заражению окружающей среды ядовитыми веществами.

Авария химическая – авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ; способна привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, к химическому заражению окружающей природной среды.

Химические аварии классифицируются следующим образом:

— аварии с выбросом или угрозой выброса аварийно химически опасных веществ (АХОВ) при их производстве, переработке и хранении;

— аварии на транспорте выбросом или угрозой выброса АХОВ;

— образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

— аварии с химическими боеприпасами.

В зависимости от вида выброшенных (вылившихся) ОХВ (скорости их испарения) могут возникнуть четыре типа ЧС, отличающихся характером поражающих факторов.

Первый тип ЧС (при выбросе легко испаряющихся ОХВ) – практически мгновенно возникает первичное облако ОХВ, распространяющееся на большое расстояние.

Второй тип ЧС (при выбросе ЧС средней летучести) – практически мгновенно возникает первичное облако ОХВ, а также пролив ОХВ и вторичное облако по мере испарения пролива.

Третий тип ЧС (при выбросе мало летучих ОХВ) – возникает пролив ОХВ и вторичное облако по мере его испарения.

Четвертый тип ЧС (при выбросе стойких ОХВ) – образуется пролив ОХВ.

В результате аварии на химически опасном объекте может образоваться очаг химического поражения, который включает в себя участок местности, на котором разлился токсичный продукт, и зону химического заражения с подветренной стороны от этого участка.

Угроза поражения людей СДЯВ требует быстрого и точного выявления и оценки химической обстановки. Под химической обстановкой понимают масштабы и степень химического заражения местности, оказывающие влияние на действия формирований гражданской обороны (ГО), работу объекта экономики и жизнедеятельность населения.

Под оценкой химической обстановки понимается определение масштаба и характера заражения СДЯВ, анализ их влияния на деятельность объекта экономики, сил ГО и населения.

Исходными данными для оценки химической обстановки являются: тип СДЯВ, район, время и количество СДЯВ, разлившееся в результате аварии (при заблаговременном прогнозировании для сейсмических районов за величину выброса принимают общее количество СДЯВ). Кроме того, на химическую обстановку влияют метеорологические условия: температура воздуха и почвы, направление и скорость приземного ветра, состояние вертикальной устойчивости приземного слоя атмосферы.

В основу метода заблаговременной оценки химической обстановки положено численное решение уравнения турбулентной диффузии. Для упрощения расчетов ряд условий оценивается с помощью коэффициентов.

Глубина зоны химического поражения рассчитывается следующим образом:

, м.

где G – количество СДЯВ, кг;

D – токсодоза, мг . мин/л (D = C . T, здесь С – поражающая концентрация, мг/л, а Т – время экспозиции, мин);

V – скорость ветра в приземном слое воздуха, м/с.

Ширина зоны поражения:

, м.

Площадь зоны поражения:

, м2,

Время подхода зараженного воздуха к объекту рассчитывается из следующего соотношения:

, мин.

где L – расстояние от места аварии до объекта экономики, м;

– скорость переноса облака, зараженного СДЯВ.

Время действия поражающих концентраций считается следующим образом:

где – время испарения СДЯВ в зависимости от оборудования хранилища, час.

В приведенных уравнениях:

K1, K2, K6, – коэффициенты, учитывающие состояние атмосферы.

K3, K4 – учитывают условия хранения и топографические условия местности.

K5 – учитывает влияние скорости ветра на продолжительность поражающего действия СДЯВ.

Значения коэффициентов, времени испарения СДЯВ при скорости ветра 1 м/с и токсических свойств СДЯВ определяются из следующих таблиц:

Вертикальная устойчивость атмосферы

Инверсия

Изотермия

Конвекция

0,03

0,15

0,8

1

1/3

1/9

2

1,5

1,5

V, м/с

1

2

3

4

5

6

1

0,7

0,55

0,43

0,37

0,32

Тип хранилища СДЯВ

открытое

обвалованное

1

2/3

Тип местности

открытая

закрытая

1

1/3

Наименование СДЯВ

Тип хранилища

открытое

обвалованное

Аммиак

1,3

Хлор

1,2

Сернистый ангидрид

1,3

Фосген

1,4

Наименование СДЯВ

Токсические свойства

Поражающая концентрация, мг/л

Экспозиция, мин

Аммиак

0,2

Хлор

0,01

Сернистый ангидрид

0,05

Фосген

0,4

Безопасность населения обеспечивается своевременным оповещением, использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, временным укрытием людей в жилых и производственных зданиях, эвакуацией населения из зон возможного заражения.

В случае аварии на химически опасном объекте люди, находящиеся вблизи него, должны:

— надеть средства защиты органов дыхания и кожи;

— закрыть окна и форточки;

— отключить источники электроэнергии, водоснабжение и газ;

— взять документы, необходимые вещи и, предупредив соседей, покинуть район аварии.

При отсутствии средств индивидуальной защиты следует включить радио (телевизор) для получения распоряжения о дальнейших действиях и провести герметизацию помещения.

Иногда возникает необходимость передвигаться по зараженной местности. При этом надо выполнять следующие правила:

— не прикасаться к местным предметам, не поднимать пыли и не наступать на разливы жидкости и россыпи порошков;

— не снимать средства индивидуальной защиты, при обнаружении ядовитых веществ на коже, одежде и средствах защиты удалить их тампоном из бумаги или ветоши;

— при движении не пить и не принимать пищу. Выйдя из зоны заражения, следует провести санитарную обработку.

Один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия АХОВ при авариях на химически опасных объектах и от радиоактивных веществ при неполадках на АЭС, во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей, и, конечно, в случае применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения — это укрытие в защитных сооружениях. К таким сооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия. Защитные сооружения по месту расположения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Права потребителей на приобретение и потребление безопасных для здоровья товаров

Министерство образования и науки РФ

Российский государственный торгово-экономический университет

Уфимский институт (филиал)

Реферат

на тему:

Права потребителей на приобретение и потребление безопасных для здоровья товаров

Выполнила: студентка 2 курса группы К- 2.1

Давлетова Г.Р.

Проверил: д.м.н. проф. Шарафутдинов А.Я

Уфа-2011

Согласно Закону о защите прав потребителей «потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».

Закон говорит обо всей совокупности товаров, работ, услуг, которые предназначены для потребления и используются непосредственно потребителем либо членами семьи, либо другими лицами.

Товары должны быть безопасны при использовании в обычных условиях, не требующих какого-либо особого режима, независимо от места жительства, природных, климатических особенностей и др. Такие товары также не должны причинять вред другому имуществу потребителя и не отражаться на его здоровье. Эти требования относятся к сложной бытовой технике, мебели, одежде, обуви, отделочным материалам в жилищах, предметам гигиены и другим окружающим нас товарам, разнообразным услугам и работам, выполняемым для удовлетворения нужд гражданина.

Обязательные условия и требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, устанавливаются в специальных нормативных документах — стандартах, а в ряде случаев — в отдельных законодательных актах.

Стандарты являются обязательными для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, производящими товары или оказывающими услуги (работы), независимо от форм собственности. За нарушение требований стандартов виновные лица несут административную и уголовную ответственность.

Если на какие-либо товары отсутствуют разработанные стандарты, то должны быть приняты незамедлительные меры по их разработке и введению в действие, а реализация таких товаров должна быть приостановлена.

На отдельные товары, которые со временем теряют свои потребительские свойства, а также могут причинить вред потребителю, представлять опасность для его жизни и здоровья, должны быть установлены сроки службы или годности. Это относится, прежде всего, к продуктам питания, медикаментам, косметическим товарам и др. При этом изготовитель товара обязан принять меры по информированию потребителя как о сроках службы (годности) товара (результата работы), так и о необходимых действиях с товаром по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении указанных действий.

Безопасность товара, работы, услуги — это важнейшая составляющая характеристик продукции, позволяющая обеспечивать возможность использовать продукцию, работы, услуги для определенных целей.

Требования безопасности устанавливаются законом непосредственно, а также в порядке, установленном законом, в частности, стандартами.

Под стандартами следует понимать государственные стандарты Российской Федерации, межгосударственные и международные стандарты, применяемые в России.

В случае неисполнения этой обязанности, т.е. изготовления и реализации товара (работы, услуги), не соответствующих требованиям безопасности, в результате чего причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, изготовитель (исполнитель) обязан возместить причиненный вред в соответствии с действующим законодательством.

На изготовителе лежит обязанность обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) при производстве, однако такая обязанность на изготовителе лежит в течение определенного срока. Такие сроки устанавливаются самим изготовителем, который исходя из различных технических характеристик используемых материалов и технологий определяет возможность безопасного использования в рамках таких понятий сроков, как «срок службы» или «срок годности».

Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей. Условно их можно подразделить на две группы:

1) мероприятия, направленные на недопущение поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред;

2) мероприятия по предотвращению причинения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.

Первая группа мероприятий состоит в том, что государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего, на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации.

Сертификация — это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.

Еще одной гарантией обеспечения безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, используемых им товаров (работ, услуг) является и предусмотренная законом обязанность изготовителя в необходимых случаях разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации. Продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Однако никакая, даже самая совершенная система сертификации не способна предотвратить поступление в реализацию товаров, которые причиняют либо могут причинить вред жизни и здоровью потребителей. Поэтому законом установлена обязанность изготовителя (исполнителя) приостановить производство товаров (работ, услуг), если будет установлено, что при соблюдении потребителями правил эксплуатации и хранения эти товары причиняют или могут причинить вред потребителям. Если установить причины причинения вреда не представляется возможным, либо в случаях, когда устранить эти причины невозможно, изготовитель обязан снять товары с производства.

Одновременно изготовитель и продавец товара обязаны принять меры к отзыву опасного товара от потребителей. В России уже возникали ситуации, когда производитель был вынужден заявить об отзыве от потребителей того или иного товара. Так, летом 1999 г. компания «Филипс» объявила об отзыве от потребителей ручных смесителей (блендеров), указывая, что их использование может быть сопряжено с риском для потребителей. Эта акция была проведена компанией добровольно.

Если изготовитель в добровольном порядке отказывается исполнять требования закона о снятии товара с производства, то изъятие товара из оборота и отзыв его от потребителей производятся федеральным органом исполнительной власти, на который возложен государственный контроль за соблюдением прав потребителей. Отзыв товаров от потребителей осуществляется за счет изготовителей. Это означает, что убытки, причиненные отзывом товара, изготовитель должен возместить как потребителям, так и продавцам в полном объеме.

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции: осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг); направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены, но не установлены сроки годности, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

Итак, что же означают эти положения? Они означают следующее. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации — это центральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации. В настоящее время таким органом является Государственный Комитет РФ по стандартизации и метрологии, действующий на основании постановления Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498. Его основные задачи:

1) формирование и реализация государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

2) обеспечение функционирования систем стандартизации, метрологии и сертификации, их гармонизация (приведение в соответствие) с международными, региональными и зарубежными национальными системами;

3) обеспечение единства измерений в стране;

4) организация работ по обязательной сертификации продукции;

5) осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и сертификации.

Закон о защите прав потребителей возлагает на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Этот орган ответствен и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), т.е. Госстандарт России обладает широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей. Несмотря на столь широкие полномочия, деятельность органов по сертификации не всегда эффективна.

Одной из основных причин является соединение в одном органе функций по разработке стандартов безопасности и качества и функций по контролю соблюдения этих стандартов. В результате зачастую реального обеспечения безопасности не происходит. Так, в результате проводимых журналом «Спрос» потребительских испытаний электрокипятильников были выявлены нарушения норм безопасности. Впоследствии выяснилось, что Госстандарт разрешил производителям отдельные отступления от требований стандартов, что и явилось причиной пожароопасности кипятильников. Подобные ситуации не единичны. Необходимо изменение концепции контроля качества и безопасности товаров. Существующая система направлена на проверку товаросопроводительной документации (сертификатов, специальных марок и знаков, лицензий и т.п.), в то время как реальное качество товара остается за рамками контроля. Только переход к реальному контролю качества товара и разделение функций принятия стандартов и контроля за их исполнением позволят исключить возникновение подобных ситуаций.

Профилактика алкоголизма

Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Рост алкоголизации населения России свидетельствует о необходимости разработки новых концепций в профилактике алкоголизма.
Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

  1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;
  2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму.

Ни для кого не секрет, что определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо препятствовать началу употребления алкоголя. Обстоятельства способствующие употреблению алкоголя – называются факторами риска. А обстоятельства снижающие употребление алкоголя – называются факторами защиты.

Факторы риска:

  • Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида;
  • Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками;
  • Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников;
  • Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);
  • Раннее начало половой жизни;
  • Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье;
  • Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться;
  • Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

  • Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье;
  • Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам;
  • Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем;
  • Регулярное медицинское наблюдение;
  • Низкий уровень криминализации в населенном пункте;
  • Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение;
  • Соблюдение общественных норм.

Из приведенного выше становится понятно, что профилактика алкоголизма имеет перед собой цель усилить факторы защиты и по возможности убрать факторы риска.
В процессе своей жизни на человека воздействуют как факторы риска, так и факторы защиты и чем больше факторов риска, тем больше шанс стать алкоголиком. Нет единственного фактора, который бы способствовал развитию алкоголизма.

Профилактика алкоголизма подразделяется:

  1. Первичная профилактика алкоголизма;
  2. Вторичная профилактика алкоголизма;
  3. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:
1. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;
2. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Подходы в профилактике алкоголизма

Разработанные подходы учитывают психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу алкоголизации.

1. Подход, основанный на распространении информации об алкоголе. Данный подход является наиболее распространенным, суть его сводится в предоставлении информации об алкоголе, его вреде для организма и последствиях употребления. Существует три варианта данного подхода:
a. Предоставление информации о фактах влияния алкоголя на организм человека, поведение, а также статистических данных о распространённости алкоголизма;
b. Стратегия запугивания цель, которой – это предоставление информации устрашающего характера (описываются опасные стороны употребления алкоголя);
c. Предоставление информации о том, как изменяется личность пьющего человека.
2. Подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этого подхода повышается самооценка, определяются значимые личностные цели, развиваются навыки выражения своих чувств и эмоций, развиваются навыки принятия решений, развиваются навыки успешной борьбы со стрессами.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Профилактические программы, нацеленные на социальные факторы, способствующие употреблению алкоголя. Данный подход основывается на признании того, что влияние друзей и членов семьи играет не последнюю роль в формировании алкогольной зависимости. Поведение человека постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения, и воздействия примеров (положительных или отрицательных) поведения окружающих. В этом подходе так же проводятся упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе.
4. Подход, в основе которого лежит формирование жизненных навыков. Жизненные навыки – это навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими людьми и вносить позитивные изменения в окружающий мир. Проблемное поведение – такое, как употребление алкоголя рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь молодым людям в достижении личных целей. Начальная фаза употребления алкоголя наблюдается преимущественно в молодом возрасте и может быть: демонстрацией взрослого поведения, формой протеста родительскому воспитанию, выражением социального протеста, стремлением получить новые ощущения, желанием влиться в группу взрослых, актом отчаяния, ответом на определенные нарушения в психологическом развитии. Цель заключается в повышении у подростков невосприимчивости к различным социальным явлениям, в том числе и к употреблению алкоголя, в повышении индивидуальной компетентности.
5. Подход, основанный на альтернативной потреблению алкоголя деятельности. Предполагалось исходить из психологической модели употребления алкоголя. Употребление алкоголя является попыткой избежать негативных моментов различных фаз развития в жизни подростка. Формируется специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие молодые люди для поддержки.
6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Подростков обучают методам укрепления и поддержания собственного здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, учат избегать факторов негативно влияющих на здоровье.
7. Комбинированный подход. В профилактике алкоголизма обычно используются все выше перечисленные подходы.

Технологии и методы профилактики алкоголизма

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.
2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие друзья (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.
3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.
4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.
5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.
6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить. Формирование стремления на прекращение употребления алкоголя.
7. Разработка альтернативных программ досуга людей.

Последствия употребления алкоголя (с фото)

Влияние алкоголя на секс

Женский алкоголизм

Подростковый алкоголизм

В чем вред пива? Кому идет доход от спаивания?

Пивной алкоголизм

Белая горячка

Пьяные англичане

Демотиваторы про алкоголь

Стадии алкоголизма

Сухой закон в СССР (Горбачевский сухой закон)

Сухой закон в США

Фото запойных алкоголиков