Проповедь на похоронах

Проповедь Евангелия на похоронах

Я расскажу вам самый полезный совет о том, как проповедовать на похоронах незнакомого мне человека, который я слышал: «не проповедуй об умершем на небесах и не проповедуй о нем в аду, но проповедуй для тех, кто слушает». Этот принцип позволяет нам не забыть нашу главную задачу на любых похоронах. Хотя мы и фокусируемся на памяти об умершем, похороны все равно проводятся для тех, кто на них приходит.

Во время проповеди важно четко провозглашать Евангелие. Только если мы лично уверены в том, что умерший был возрожденным человеком, тогда мы можем спокойно говорить о награде, которую умерший получил на небесах. Если вы хоть немного сомневаетесь — а так будет почти всегда, когда вы проповедуете на похоронах незнакомого вам человека — важнее всего изложить Евангелие для ваших слушающих и не поддаться искушению дать им уверенность в чем-то, в чем вы не уверены.

Проповедь на похоронах не должна быть дольше 20 минут, и должна раскрыть каждую из следующих тем, желательно подкрепляя их текстами из Писания:

1. Признайте необходимость скорби об умершем

Здесь очень полезна 11 глава Евангелия от Иоанна, в которой автор рассказывает о том, как Иисус воскресил Лазаря из мертвых. Если Иисус плакал об умершем друге, то это нужно и нам. Я часто рассказываю историю о том, как мой папа сел со мной и моей женой, когда мы узнали, что у нас выкидыш: он говорил, что нам важно оплакать нашего ребенка, и учил, как это делать.

Не предполагайте, что люди знают, что скорбь уместна, или что они умеют пережить скорбь, просто разговаривая об умершем. На самом деле многие не хотят говорить об умершем из-за боли утраты. Но многие пасторы знают, что часто люди только годы спустя с помощью пасторского душепопечения осознают ценность переживания скорби.

2. Разъясните надежду, которую нам дает Евангелие

Когда мы скорбим, мы не можем иметь никакой надежды, кроме надежды, которую мы имеем в Евангелии. Поэтому важно вторую и третью трети проповеди посвятить Христу и Его служению. Неважно, на какой текст вы будете проповедовать, но раскройте главные составляющие Евангелия: святость Бога, грешность человека и заслуженное наказание за грех, идеальную жизнь Христа и Его искупление нас от греха, и нашу обязанность покаяться в наших грехах и верить во Христа.

3. Призовите ваших слушателей подчиниться Евангелию

Чтобы сделать это так, чтобы не возникло неловкой ситуации, и чтобы это было эффективно, вам нужно перед проповедью узнать как можно больше о ваших слушателях и об умершем. Вы должны быть готовы к тому, что и христиане, и неверующие будут там. Вы должны предполагать, что у присутствующих уже есть какое-то мнение о том, как им получить вечную жизнь. Например, я вел одни похороны, на которых 90% слушателей были серьезные католики, еще одни, на которых большинство были мормоны, и еще одни, на которых не было ни одного человека, хоть раз бывавшего в церкви.

На каждых из этих похорон я понятно разъяснял Евангелие, призывал слушающих покаяться в их грехах, поверить в Христа и уповать на Него. Но в каждой из этих ситуаций я делал это по-разному в зависимости от того, как они себе представляли благую весть. Призовите их скорбеть об умершем. Просто и ясно проповедуйте Евангелие. Помогите им увидеть, как они нуждаются во Христе, особенно когда смерть так близка. Призовите их покаяться и верить.

Изначальный текст статьи публиковался на сайте 9Marks: . Переведено и использовано с разрешения автора.

Прощание и встреча

Эта работа – не собрание проповедей в «чистом и готовом виде», а собрание мыслей, соединенных одной большой, можно сказать, самой важной темой – смертью. И это не просто размышления о смерти в духе элегий или надгробных рыданий. Это мысли, предназначенные для произнесения вслух при молитвенном собрании или духовном общении.

Мысли эти сгруппированы в виде отдельных статей, иногда напоминающих живое обращение к слушателям. Но это часто более художественная, то есть боле сложная и раскрашенная речь, чем речь прямого обращения. Не нужно думать, однако, что данные тексты надуманы в «кабинетной тиши» и никакого отношения к действительности не имеют. Не нужно думать, что «так никто не говорит», что «люди не поймут» и проч. Автор имеет незаслуженное счастье в течение не одного уже года быть священником, и все мысли, встречающиеся в данной работе, были многократно произнесены перед живыми слушателями. И не только, но и в присутствии немых свидетелей, перед лицом которых ни лгать, ни актерствовать нормальному человеку не захочется. Я имею в виду усопших христиан, провожаемых молитвой, на погребениях которых эти мысли высказывались и проповедовались. Так что все, что можно прочесть в данной брошюре, есть, во-первых, попытка поделиться опытом проповеди и свидетельства с собратьями священниками и, во-вторых, попытка заговорить с людьми серьезными о вещах серьезных, независимо от того, в сане эти люди или нет.

Особую пользу подобных бесед и размышлений можно видеть и в том, что бытовой и блуждающий взгляд нашего современника часто усматривает в Церкви лишь филиал погребальной конторы. Разрушению подобного стереотипа и уловлению хитрецов в сети ими же расставленных хитростей тоже может послужить попытка говорить глубоко там, где от нас – христиан – ничего глубокого не ожидали.

Это не законченный труд, но всего лишь крик в ночи. Кто услышит в нотах этого голоса братское тепло, тот, без сомнения, продолжит сладкий и опасный труд свидетельства и благовествования. Христос же, обещавший быть посреди двух или трех, собранных во имя Его, силен умножить малые труды и довести их до великой пользы. Умения превращать малое в великое, равно как и великое – в малое, в Всехитреца Слова не отнять. Ему слава со Отцем и Духом!

***

Фото: Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)

***

Прощание и встреча

В смерти есть прощание, и есть встреча.

Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его: с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5)

О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14), говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело придется на время отложить и оставить. Только душа входит в загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19)

Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.

Но есть в смерти и встреча.

С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.

Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)

Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие – омывать и радовать.

«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно – простое и зримое указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2 Пет. 3:13)

Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.

Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.

Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что. Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142)

Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека – по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек, то он должен радоваться, а все вокруг – плакать и говорить: до свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица. Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души началом нескончаемой радости.

Когда смерть рядом:
Русский православный обряд

Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь на отпевании

Смерть таинственна… Перед лицом ее и плач и горе наши делаются слишком малыми для той тайны, перед которой мы стоим, и потому так торжественна и так полна веры и надежды, так полна любви и благоговения служба отпевания человека. Каждое слово в ней — слово веры; первые слова ее — «Благословен Бог наш». Сколько нужно надежды и уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отшедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовася тебе место упокоения…» Каждое слово нашего богослужения крепко и истинно только правдивостью этой веры нашей и этой неколеблющейся надежды, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, осиротевшего теперь на время, до воскресения, от своей души.

Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошел в мир, этим телом он воспринял все, чем мир богат — и страшное и дивное. Этим телом он приобщился к Божественным тайнам: Крещению, Миропомазанию, Причащению Святых Даров, Соборованию — всем чудесным действиям, которыми Бог вещественно сообщает телу, душе и духу человеческому вечную жизнь. Через тело была проявлена ласка и любовь, тело исполняло Христовы заповеди; телом мы встречались лицом к лицу друг с другом.

И потому с таким благоговением окружаем мы это тело и уверены спокойной, глубокой уверенностью Церкви, что это тело, которое было неразрывно связано на земле с вечной судьбой человека, и в вечности восстанет во славе.

Вот почему мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью во всеобщее воскресение стоим у гроба усопших, вот почему слова, которые когда-то сказал Христос вдове наинской — «Не плачь!» — обращены и к нам. Да, — не плачь: после того, как Бог стал плотью, и воскрес, и вознесся, смерть человеку уже не предел, а дверь, раскрывающаяся в вечность. И мы должны уметь забыть себя, забыть свое горе, сказать ему: «Отойди прочь», и созерцать то великое, что совершается теперь в вечной судьбе усопшего раба Божия. Он сейчас вступает в путь всякой плоти, в путь всякой души, предстоит перед живым Богом, в Которого веровал, на Которого уповал, Которого посильно любил, Которому поклонялся, от Которого получал жизнь. Это должно быть сейчас содержанием наших мыслей и наших переживаний, и все, что меньше этого, должно быть отстранено хоть отчасти. Сквозь слезы мы должны уметь видеть сияние воскресения, и сквозь свою боль — победу Христа над смертью и вечную жизнь, раскрывающуюся для усопших.

Погребение

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших — для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры, которые завещаны Самим Господом, известных еще от апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей и на смерть — как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная. По окончании отпевания тело усопшего провожается на кладбище. Всякие положения покойного имеют в обряде погребения символическое значение. Дома покойника кладут головой к иконам, ногами к дверям в знак того, что он оставляет все в этом мире. В храме во время отпевания умерший кладется так, как он всегда стоял в храме, — лицом (то есть соответственно и ногами) к алтарю, престолу Божию, что выражает готовность предстать на суд перед Тем, Чьи дары пресуществляются на нем. И в могилу умерший кладется лицом и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с молитвой, — это символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности (Господь в Священном Писании именуется «Восток свыше»). Крест ставится в ноги в знак того, что по всеобщем воскресении, восстав, он будет готов взять с собой крест в доказательство своего звания христианина, которое он носил на земле.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 16) говорится: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в Крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании».

«Никто и никогда не сомневался в том, — говорится в «Догматическом богословии», — что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали».

Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

После погребения, да и в остальные дни тоже, не стоит устраивать на кладбище застолье с распитием спиртных напитков, когда центральным моментом поминок становится не молитвенное воспоминание усопшего, а «заливание» горя по поводу его ухода в мир иной. Обычай этот языческий, в древности он назывался «тризнами». И, конечно, соблюдение языческих обычаев приносит душе умершего большой вред — как известно, душа его в это время проходит испытания, и лучше в это время усугубить молитвы, чем количество выпитого спиртного. Учитывая вредоносность этого обычая, следует постараться от него избавиться, хотя это, в силу сложившихся традиций, бывает не легко сделать.

Поминальная трапеза

Благочестивый же обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае — хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. И еще раз хочется напомнить, что спиртным усопших не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отклонить приглашение под благовидным предлогом, чтобы не грешить нарушением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.

<< на главную :: :: ^^ к началу

Любите ли вы ходить на похороны? Смерть — это наказание, это враг человека, это жгучая боль утраты, особенно, когда конец жизни приходит как бы преждевременно. Пишу «как бы», потому что зададим себе вопрос: отчего мы упрекаем Бога, будто каждому при рождении дается свыше расписка «полагается жить долго».
Любить похороны — противоестественно. Но то, что на похороны всем — верующим и неверующим — ходить полезно, — в этом я уверена. Думаю, многие со мной согласятся. Это как «звоночек» для каждого из нас: приготовься и ты, душа дорогая, никто не знает дня и часа своей кончины. Тебя никто не спросил, когда, как и от кого тебе дано было появиться на свет. Тебя никто не спросит, не поинтересуется твоим желанием, когда, как и при каких обстоятельствах тебе придется уйти с этой земли. «Человекам положено однажды умереть», сказано в Писании. Непреложный факт. Нравится это вам или нет. И никто не спорит. Смерть придет к каждому, кроме тех, кто дождется Второго пришествия Христа за Своей Церковью.
Человеку положено однажды умереть. А вот продолжение этой фразы: «а потом суд», принимается не каждым. Как говорят некоторые: «Это мы еще посмотрим!» Или еще такое часто слышишь: «Если Бог и есть, Он должен меня оправдать, ведь ничего плохого в жизни я не делал!» Что такое «хорошо», а что такое «плохо» — оставим пока в стороне. А вот слово «должен»… Бог нам должен? Кто мы такие? Ничтожные былинки, муравьишки, прах из праха — указываем Богу, величие Которого совершенно нам непонятно и недоступно… Подобно вопрошающему Иову, нам только и остается в страхе и трепете прикрыть свой рот ладошкой…
В чем же практическая и духовная польза нашего участия в похоронах как близких, так и дальних? Дань уважения усопшему. Слова сочувствия родным (жалкие мы все утешители!) Возможность остановиться в суетном беге — домашние хлопоты, церковные добрые дела, бизнес, карьера… Никуда не торопиться. Не смотреть на часы. Впрочем, беспокойные мысли одолевают и на кладбище. Нельзя долго задерживать землекопов с лопатой — дороже возьмут. Автобусы поторапливают. Хватит ли всем мест и приготовленной еды на поминках? То дождь собирается, то холодно, то жарко, то кому-то плохо от усталости и переживаний. Кто-то обиделся, что ему не дали слова.
Но вот ты успокаиваешься и вслушиваешься в речи выступающих. И со многими соглашаешься. Что земля всех уравнивает — генералов и солдат, богатых и бедных, великих и малых сих. Голым приходишь, голым уходишь. Вспоминают Александра Македонского, властелина мира, который мудро попросил похоронить его с открытыми ладонями — ничего не унести с земли!
Но нетленным, драгоценным, непреходящим является многое, что частично остается с нами на земле, частично идет на небо. Впрочем, разделение земли и неба — условно. Все — от Бога, все — к Богу. Драгоценное — молитвы усопшего. Те самые молитвы святых, которые собираются в таинственные золотые сосуды у Господа. Самое ужасное и печальное для человека, когда за него никто и никогда не молился. Когда он ни за кого не молился. Думаю, таких нечастных мало на земле. Впрочем, мало или много молитв — это не область арифметики. Молитва молитве рознь. Иной бессловесный вздох ценится у Бога выше, чем долгие требовательные «дай!» Но и это не наша область — догадываться, чья молитва лучше и быстрее доходит до неба.
Как прекрасно, что суд — у Бога, и только у Христа — ключи рая и ада. Сколько бывает бесполезных споров, куда и как уходит душа умершего, если он явно не ходил в церковь. Мысли человека, его тайное открыто только Господу. И это — большое утешение. И надежда.

Недавно я хоронила своего старшего зятя. Дочь моя осталась молодой вдовой, внуки потеряли строгого и справедливого отца, честного, добропорядочного человека, который, если вдуматься, и «заработал» себе смертельный диагноз, цирроз печени, по причине своей борьбы за справедливость — честность нынче не всем нравится, и его убрали. Был бы он верующим, наверное, его мужское самолюбие было бы не так уязвлено.
У нас с ним были сложные отношения, вернее, отношений просто не было, он крайне болезненно относился к тому, что я вопреки его запрету молюсь и читаю Библию с моими внуками, его сыновьями, для которых (кто с этим будет спорить?) отец — высший авторитет. К счастью, за время болезни Господь смягчил его сердце, и незадолго до смерти мы снова стали с ним по-доброму беседовать. Спустя столько лет! Но старательно обходили «запрещенные» слова, такие, как «смерть», «вечность», «Бог». Он категорически махал рукой: «Не надо! Я знаю, что вы скажете! Не надо!»
На похоронах, в церкви, дома я горько плакала, да и сейчас меня боль не отпускает. Почему послушалась его, почему не встала на колени около его дивана и не помолилась вслух, почему не подошла с этой, другой стороны… И ведь столько связывало нас — его неизменная любовь к моей дочери, его любовь к сыновьям, моим внукам!
Остается мне надеяться на одно — на силу детской молитвы, мы постоянно молились с мальчиками о папе. Слава Богу, я всегда жалела своего зятя и не держала на него никаких обид. Хотя, что скрывать, горько мне было — впервые прикоснуться к его красивым волосам только в гробу…
Дорогие мои, великая польза участия в похоронах — полностью растворяются все обиды, все «занозы», что-то особое происходит в душе, когда глядишь неотрывно на неподвижное лицо, на закрытые глаза… Происходит невидимая работа Духа Святого, переоценка многого, что было в прошлом.
Хороним мы верующего или неверующего человека (очень не люблю этого разделения, как и споров, что главное — вера или добрые дела), похороны — особое служение, громкая проповедь. Проповедует сам покойник: «человеку положено однажды умереть». Перед нами — прах. Где его душа, его улыбка, его любовь, его слезы, его молитвы? Но важно и другое — на похороны обычно приходят самые неожиданные люди: соседи, бывшие сослуживцы, дальние родственники — и все расположены слушать о чем-то «вечном», будь это столь модное сейчас отпевание в церкви по-православному или чтение Библии, или личное свидетельство о смысле жизни и что все дела усопшего идут вслед за ним. И что пишется особая книга на небе, о чем каждый из нас, ныне живых, узнает сам не понаслышке.
На похоронах обычно узнаешь много неизвестного о человеке. Так было и со мной на похоронах зятя. Иногда разыгрываются и драматические сцены. Мне пришлось быть на похоронах одной моей старинной знакомой, очень деятельной женщины. Но она не могла простить сыну его женитьбы, отреклась от невестки, внуков, и я видела страдальческие лица этих бедных мальчиков, как они стояли у гроба своей неизвестной бабушки и с изумлением слушали, сколько добрых дел она сделала людям…
Похороны — прекрасная возможность для всех нас, детей Божьих, проповедовать Христа тем, кто никогда не ходил и не пойдет в церковь. Причем слушают все. И никто не уходит. И не затыкает уши. И не спорит. Да и что спорить — вот мертвое тело и отверстая могила. Проверено опытом — всем очень нравится, как поют верующие. Даже землекопы просят: «Спойте еще». Гимны наши при погребении — прекрасные, это тоже проповеди вслух. Особенно, когда много с хорошими голосами и никто не забывает текст. Пользуйтесь возможностью!
Хочется мне сказать о другом, раз есть повод. Оставим так называемых неверующих с их страхами перед смертью и даже перед самим словом «смерть» — пугает полная неизвестность и малейшая вероятность исполнения строгих слов «а потом суд». Один близкий мне человек умудрился дожить до 67 лет и ни разу не побывать на похоронах — боится расстроиться. И на кладбище никогда не ходит. Такая вот позиция страуса. Или языческое понимание — не называть явление словом, и явления как такового нет.
Но откуда бывает страх смерти у верующих, причем верующих укорененных, неформальных, живых христиан? Думаю, одного ответа нет. Сомнения — не грех. Притворяется тот, кто заявляет, что никогда не сомневался в Божьих словах. Вдруг приходят жгучие сомнения — спасен ли? прощен ли? записан ли в Книге жизни? Может, как Лотовой жене, жаль оставить этот гибнущий, цветущий и красивый с виду временный мир? Меня всегда изумляет, когда дряхлая старушка, для которой, казалось бы, этот мир давно уже поблек, просит у Господа милости еще пожить. Впрочем, каждый смотри сам за собой, Господи, убереги меня от осуждения слабых, как бы мне самой не ослабеть в час моей кончины…
Думаю, что погоня за здоровьем, за долголетием — некий знак омирщения церкви. Вселенная ветшает на глазах, скоро свернется, как свиток старой бумаги, а мы все строим планы, миражи, гоняемся за новыми лекарствами, все устраиваемся поудобнее, потеплее. Давно ли вы ходили на похороны? Очень это взбадривает. Хочется, действительно, бодрствовать и ходить перед Господом, как в последний день.
Бытует такое мнение, что достойным людям Бог посылает достойную смерть. Легкую смерть, моментальную. Где-то я читала, одним из доказательств, что Чехов был верующим человеком в душе, является его легкая смерть, а больные туберкулезом часто мучаются в тяжкой агонии. Но что тогда сказать о многих и многих святых, отдавших свою жизнь за Христа в страшных физических мучениях? Один служитель, прекрасный христианин, скончался в электричке в секунду. Ехал после утомительного праздника, думал, наверное, что было удачно, а что нет, возможно, и каялся. Прекрасная смерть! Но сразу нашлись такие, кто стал говорить: «Наверное, у него не все было в порядке. Почему такая некрасивая и неудобная смерть? В электричке? Неужели Господь Своему верному служителю не мог устроить другие обстоятельства?!» Такое вот смущение.
Кто из нас мысленно не мечтал, как бы он хотел умереть? Да, случаются поистине красивые кончины — на коленях во время молитвы, во время пения псалмов в кровати, за письменным столом в момент подготовки проповеди…
Господи, Ты все знаешь, Господи, прости, что мы порой не о том беспокоимся, Господи, дай никогда не оставлять Тебя, а Ты верен Своему обещанию — «Се, Я с вами до скончания века». Держи меня, Господи.

Проповедь протоиерея Аркадия Шатова на панихиде по о. Даниилу Сысоеву

Утром 20 ноября 2009 г. панихида по убиенному о. Даниилу прошла в Свято-Димитриевском храме при Первой Градской больнице Москвы. После службы прот. Аркадий Шатов обратился к молящимся с проповедью.

Протоиерей Аркадий Шатов

Когда я был маленьким, я очень боялся смерти, я думал, что смерть — это полное исчезновение. Очень хорошо, что у верующих людей нет такого страха. Пока мы живем на земле наше тело мешает нам увидеть Бога, потому что Бог есть Дух, но когда мы умераем наша душа встречается с Богом. Верующие люди, конечно тоже боятся смерти, но это другой страх. Это страх не исчезновения, не страх того, что тебя больше не будет, это не страх того, что твоя жизнь, все хорошее что у тебя есть, все это кончится и больше этого никогда не будет. Это страх Суда Божия, страх того, что Бог будет нас судить за все что мы сделали. И сегодня, молясь об отце Данииле, мы просим у Бога, чтобы этот суд Божий об отце Данииле был милостив.

Отец Даниил как и все люди был человеком грешным, но у него была удивительная ревность, он очень хотел, чтобы о Христе узнали все люди. Очень хотел рассказать о Христе тем, кто Его не знает. Он хотел радостью своей веры поделиться с другими людьми.

И то, что Господь благословил ему такую мученическую кончину — это знак милости Божией к человеку. Святые, когда их брали на мучения, радовались, что могут за Христа пострадать, пострадать за Того, Кто умер за нас на Кресте, пострадал за нас. Поэтому для святых мученическая кончина была радостью. И всегда день их кончины мы празднуем как великий праздник.

У нас в училище есть девочки, которые боятся показывать свою веру во Христа, боятся, что узнают, что они православные, стесняются того, что они не курят и не грешат, как другие. Некоторые дети стесняются, что у них нет странички в контакте, что у них нет хорошего мобильного телефона, но разве этого можно стесняться?! Разве это важно? Разве это нужно человеку? Для человека важно быть с Богом, быть со Христом. И конечно, стесняться того, что является главной радостью нашей жизни, стесняться того что нам Господь дал, не по нашим заслугам, а потому что вас избрал — это тяжелый грех.

Этому избранию нужно радоваться, об этом нужно говорить, как же можно этого стесняться? Даже если за это нас предадут на смерть и будут мучить. Такая наша кончина будет встречей с Богом, которого мы ищем здесь на земле и часто очень не можем найти. С Тем Богом, Который есть величайшая Радость, за которую можно отдать все и саму жизнь.

Те люди, которые убили отца Даниила, не понимают что они сделали. Когда таким образом уничтожается добро на земле, добро приобретает большую силу! Люди которые распинали Христа, видели, что он проповедует совсем не то, во что верили они и хотели прекратить Его проповедь, хотели заставить его замолчать, потому что он их обличал — лживых, лицемерных, злых, жадных людей. Людей которые служили дьяволу. Они не знали как это сделать, и решили Его убить. И что же? Они победили? Глупые люди.

Христос воскрес! И вера во Христа по всему миру распространилась. Хотя мы живем далеко от того места, где Христос пострадал, хотя живем через столетия после Его смерти — мы знаем о Христе. Нельзя убить добро — оно не уничтижимо, нельзя убить истину — она все равно побеждает, нельзя убить саму жизнь, потому что душа создана Богом бессмертной. И когда вот так делают эти люди они помогают утвердится добру с ещё большей силой.

В прошлом веке многие люди были убиты и замучены и что получилось? Вера восторжествовала! Посмотрите сколько открывается храмов, люди приходят к Богу. Разве победили убийцы? Победили мученики! Сегодня память священномученика митр. Кирилла Казанского, память отца Тавриона, который 30 лет был в ссылках — вот они победили. И конечно, отец Даниил победил. Потому что добро они неуничтожимо. Те люди, которых он призвал к вере, те люди которым он проповедовал Христа, они только ещё больше утвердятся в этой вере. Конечно, мы с вами должны идти этим путем. Должны не боятся быть свидетелями веры Христовой.

Но, конечно, нам нужно молиться о душе отца Даниила, потому что мы не знаем Суд Божий, но надеемся, что если Господь даровал ему такую мученическую кончину, он возьмет его к себе в Небесные Обители, упокоит его со святыми. Будем молиться об этом с надеждой и радостью!

Будем молиться и о его жене, у него осталось трое детей — им сейчас очень тяжело. Нужно помогать им.

Милосердие.Ру