Протоиерей Николай агафонов

>Православная электронная библиотека

Главная / Все авторы

протоиерей Николай Агафонов

Лауреат всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» за 2005 год, и «Святого благоверного князя Александра Невского» за 2007 год, автор нескольких сборников рассказов и двух исторических романов.

Николай Викторович Агафонов (родился13 апреля 1955 г.) — протоиерей, священник Русской Православной Перкви, известный православный писатель.
В 1988 году он поступает в Ленинградскую духовную академию
В 1992 году, по окончании академии, Синод Русской Православной Церкви назначил отца Николая ректором Саратовской духовной семинарией.
В 1997 году переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем церкви св. великомученицы Параскевы и заведующим миссионерским отделом епархии.
В 1999 году награжден орденом святителя Иннокентия (III степени)).
С 2001 года отец Николай серьёзно увлекается писательской деятельностью. Уже в 2002 году его два рассказа печатаются в литературно-художественном журнале «Отчий край» г. Волгограда.
Лауреат всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» за 2005 год, и «Святого благоверного князя Александра Невского» за 2007 год, автор нескольких сборников рассказов и двух исторических романов.

Книги автора:

протоиерей Николай Агафонов

Неприкаянное юродство простых историй. Рассказы и были

«Я плачу и смеюсь вместе с героями моих рассказов. Это мои переживания…

протоиерей Николай Агафонов

Плавучий храм

В воскресенье 7 июня 1998 года жителям поселка Нариман, что стоит на…

протоиерей Николай Агафонов

Преодоление земного притяжения

Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить…

протоиерей Николай Агафонов

Преодоление земного притяжения (рассказы)

Герои рассказов этой книги — генералы и солдаты, архиереи и семинаристы,…

протоиерей Николай Агафонов

Рассказы для детей

Агафонов, Николай Викторович (род. 13 апреля 1955, Тольятти) — протоиерей,…

Агафонов, Николай Викторович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Агафонов; Агафонов, Николай.

Николай Викторович Агафонов

Дата рождения

13 апреля 1955

Место рождения

  • Усьва, Молотовская область, РСФСР, СССР

Дата смерти

17 июня 2019 (64 года)

Страна

  • СССР
  • Россия

Место службы

Церковь Петра и Павла

Сан

протоиерей

Рукоположён

Духовное образование

Ленинградская духовная академия

Известен как

прозаик

Церковь

Русская православная церковь

Награды


Патриаршая литературная премия (2014)

Николай Викторович Агафонов (13 апреля 1955, село Усьва, Губахинский район, Пермская область — 17 июня 2019) — протоиерей Русской православной церкви, клирик Петро-Павловского храма города Самара. Известный православный писатель. Член Союза писателей России, автор нескольких сборников рассказов и двух исторических романов.

Биография

Родился в 1955 году на Урале, в семье инженера. Детство провёл на Волге.

Окончил школу в Тольятти, служил в армии.

В 1976 году поступил в Московскую духовную семинарию.

19 августа 1977 года в Покровском соборе Куйбышева архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым) был рукоположен в сан диакона, после чего служил диаконом Казанской церкви города Тольятти, где создал подпольный религиозный кружок молодёжи.

В 1979 году переехал в Пензенскую епархию, где архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом (Тихоновым) рукоположен в сан пресвитера и направлен настоятелем Михайловской Церкви в село Вадинск.

В 1982 году переведён настоятелем Казанской церкви в Кузнецке, где он служил до 1984 года.

В 1984 году переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем Никитской церкви, а затем в 1985 году переводят священником Казанского кафедрального собора.

В 1988 году он поступает в Ленинградскую духовную академию. Одновременно назначается настоятелем возвращённом Церкви Собора Архангела Михаила в городе Ломоносова.

18 июля 1991 года решением Священного Синода утверждён ректором возобновлённой Саратовской духовной семинарии. В 1992 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1995—1996 годы окормлял храм Казанской иконы Божией Матери в селе Вязовка Татищевского района Саратовской области (в настоящее время — храм Рождества Христова).

В 1997 году переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем церкви св. великомученицы Параскевы и заведующим миссионерским отделом епархии.

С 2007 по 2009 год преподавал в Сретенской духовной семинарии курс Основного богословия.

Скончался 17 июня 2019 года после продолжительной болезни во время соборования. 19 июня в Самаре было совершено его отпевание и погребение.

Литературное творчество

В 2001 году серьёзно занялся писательской деятельностью. Уже в 2002 году его два рассказа печатаются в литературно-художественном журнале «Отчий край» г. Волгограда. После чего один за другим издаются сборники его художественных рассказов. 18 октября 2004 года принят в Союз писателей России. В 2009 году был снят «Щенок» по его рассказу «Щенок Засоня» (режиссёр-постановщик Мария Евстафьева).

«Его творчество развивается в русле традиций православной художественной прозы последних десятилетий. Имя писателя может быть включено в широкий перечень авторов, работающих в рамках этого литературного явления. Речь идет о Ярославе Шипове, Александре Шантаеве, Александре Торике, Алексее Мокиевском, Борисе Спорове, Валерии Лялине, Татьяне Шипошиной и многих других»

Награды
  • Крест с украшениями (1993, за труды по возрождению Саратовской Духовной семинарии)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (1999, за миссионерскую деятельность)
  • Премия «Хрустальная роза Виктора Розова» (2005)
  • Митра (2005)
  • Премия «Святого благоверного князя Александра Невского» (2007)
  • Патриаршая литературная премия (2014)

Книги

  • «Преодоление земного притяжения», Самара, 2004 г.
  • «Неприкаянное юродство простых историй», изд. «Библиополис», СПб 2004 г.
  • «Мы очень друг другу нужны», изд. «Библиополис», СПб 2005 г.
  • «Чаю воскресения мертвых», Издание Сретенского монастыря, Серия «Библиотека духовной прозы», М. 2006 г.
  • «Дорога домой», изд. «Сибирская благозвоница», М. 2006 г.
  • «Иоанн Дамаскин», исторический роман, Издание Сретенского монастыря, серия «Современная православная проза», М. 2007 г.
  • «Непридуманные истории», изд. «Русская симфония», СПб 2008 г.
  • «Отшельник поневоле», Издание Сретенского монастыря, серия «Библиотека духовной прозы», М. 2009 г.
  • «Жены-Мироносицы», исторический роман, Издание Сретенского монастыря, серия «Библиотека духовной прозы», М. 2009
  • «Адамант земли Русской», исторический очерк. Повесть.- М.: Благовест, 2012.- 288 с. Написана к 400- летию преставления патриарха Ермогена.
  • «Ратные подвиги православного духовенства», изд. «Благовест», М., 2013

  1. 1 2 3 4 5 6 Агафонов Николай Викторович | Самарская областная детская библиотека. sodb.ru. Дата обращения 1 июля 2019.
  2. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 11. стр. 11.
  3. http://sdsmp.ru/news/n8525/
  4. http://samepar.ru/news/2922/
  5. https://www.pravmir.ru/umer-protoierej-nikolaj-agafonov/
  6. https://radonezh.ru/2019/06/21/pamyati-protoiereya-nikolaya-agafonova
  7. http://www.patriarchia.ru/db/text/5456383.html
  8. Протоиерей Николай Агафонов
  9. https://cyberleninka.ru/article/n/rasskaz-protoiereya-nikolaya-agafonova-otshelnik-ponevole-v-kontekste-sovremennoy-pravoslavnoy-hudozhestvennoy-literatury
  10. Названы лауреаты Патриаршей литературной премии

Ссылки

  • Официальный сайт Николая Агафонова
  • Протоиерей Николай Агафонов
  • Статьи на сайте «Православие и мир»
  • Протоиерей Николай Агафонов на сайте pravoslavie.ru
  • Протоиерей Николай Агафонов. Рассказы // Сибирская православная газета
  • Книжный червь: Протоиерей Николай Агафонов (аудио) // Фома
  • Протоиерей Николай Агафонов на сайте издательства «Дионика»
  • Непридуманные истории. Протоиерей Николай Агафонов. на сайте издательского дома «Русскій Паломникъ»
  • Протоиерей Николай Агафонов. НЕПРИКАЯННОЕ ЮРОДСТВО ПРОСТЫХ ИСТОРИЙ

Лауреаты Патриаршей литературной премии

  • Владимир Крупин (2011)
  • Олеся Николаева / Виктор Николаев (2012)
  • Алексей Варламов / Станислав Куняев / Юрий Лощиц (2013)
  • Николай Агафонов / Валерий Ганичев / Валентин Курбатов (2014)
  • Юрий Бондарев / Юрий Кублановский / Александр Сегень (2015)
  • Николай Блохин / Борис Екимов / Борис Тарасов (2016)
  • Виктор Лихоносов / Борис Споров / Ярослав Шипов (2017)
  • Константин Ковалёв-Случевский / Владимир Костров / Виктор Потанин (2018)
  • Дмитрий Володихин / Александр Стрижёв / Михаил Тарковский (2019)

«Дорога домой»: Памяти отца Николая Агафонова

Фото: samepar.ru

17 июня на 65-м году земной жизни отошёл ко Господу замечательный православный пастырь и проповедник, автор множества книг, лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов

«Можно ли священнику подавать руку?» У воцерковленных православных людей как-то не принято: при встрече и на прощание мы обычно берём у священников благословение. Но именно так, ответив на этот вопрос радостно и утвердительно, назвал один из своих многочисленных рассказов протоиерей Николай Агафонов. Рассказ, который, как и многие другие произведения батюшки, посвящён жизни, смерти и… победе над смертью. Словом, самому главному для любого христианина. Да и вообще человека.

Уход из жизни – одна из главных тем во всех мировых религиях. Она страшит своей таинственностью каждого из нас. И только человек, искренне уверовавший в Светлое Христово Воскресение, способен ясно осознать, что в реальности никакой смерти нет. Однако для этой уверенности нужно преодолеть в самом себе очень многое. Кто-то сделал первый шаг к этому, взяв в руки Священное Писание, кто-то, оказавшись в храме, иные же – благодаря художественной прозе православных писателей, в числе которых одним из первых – отошедший вчера ко Господу отец Николай.

Патриаршая литературная премия 2014 года. Фото: patriarchia.ru

Пять лет назад, в 2014-м, батюшка удостоился Патриаршей литературной премии, символизирующей не столько высокую экспертную оценку творчества автора, сколько по-настоящему народную любовь к его произведениям. Отец Николай был именно из таких: его рассказы, повести и романы не исполнены витиеватых полётов богословской мысли, но были очень простыми и жизненными. Впрочем, почему «были»? Вот же они, под рукой: к примеру, книга «Жены-мироносицы», один из самых известных исторических романов отца Николая. Повествующий о событиях двухтысячелетней давности так, будто это было вчера:

«– А что вам сказал Христос, когда вы Его повстречали? – спросила девочка.

Иоанна погладила девочку по голове и с улыбкой, глядя куда-то вдаль, проговорила:

– Христос сказал нам: «РАДУЙТЕСЬ!»».

«Радуйтесь!» Всегда, даже в самые страшные испытания, одним из которых для нас, всего нашего народа была Великая Отечественная война. Отец Николай – из поколения детей ветеранов этой войны, а потому его рассказы о тех страшных днях были поистине «непридуманными». Как батюшка сам рассказал автору этих строк в одном из наших интервью ещё в 2005-м:

«В своих рассказах я постарался максимально изобразить судьбы простых людей, людей верующих и тех, кто ещё только находится на пути к церковной ограде. Людей разных, противоречивых… Так, например, в рассказе «Разведчик» опытный чекист, работающий в тылу врага, случайно встречает священника, некогда отправленного им на Соловки. Но теперь их объединил общий враг – враг нашего Отечества. И вот коммунист-разведчик приходит к вере в Бога… С другой стороны, в этой войне победил не просто советский солдат, но солдат православный. Ведь большинство воевавших молодых людей вышли родом из русской глубинки, где в 1920-е годы, годы их детства, ещё оставалось достаточно много незакрытых храмов. Да и после закрытия церквей ещё долгое время дух деревенского воспитания оставался православным».

Русский поколенческий разлом проявился уже десятилетия спустя после Великой Отечественной, когда стали уходить в Вечность первые… некрещёные старики. И отец Николай делал всё, чтобы их было меньше: его книги и проповеди привели ко Христу множество людей разных поколений. Повторюсь, «книги и проповеди», ведь батюшка, в первую очередь, был не только писателем, но именно священником, пастырем и проповедником.

За 40 лет своего священнического служения отец Николай служил в разных храмах России: в сельской глубинке и городах Московской и Ленинградской, Пензенской и Саратовской, Волгоградской и Самарской областей. Последними местами его служения стали Тольятти (город, где батюшка в самом начале 1970-х окончил школу) и Самара, где во многом именно силами отца Николая был возведён храм в честь тех самых святых жен-мироносиц, которым посвятил он одну из своих главных книг.

Проповедь протоиерея Николая Агафонова в День Святой Троицы 2018 года. Фото: Самарская епархия Русской Православной Церкви

Вот уже несколько лет батюшка сильно болел: страшное слово «онкология». Но до последнего стремился служить Богу, сохраняя ту самую радость, которая является одним из главных заветов Спасителя. А последний день его жизни и сама кончина отца Николая стали поистине Пасхальными, хотя и случилось это на следующий день после Дня Святой Троицы – Пятидесятницы. Вот, как описал этот день друг батюшки – главный редактор самарской православной газеты «Благовест» Антон Жоголев, приведя слова дочери отца Николая Ксении:

«Папа с утра уже был очень слаб. Хотели его соборовать, должны были приехать на соборование сразу несколько священников. А потом уже, после соборования, обязательно причастить. Но он попросил себя облачить, поднялся, сел, и мы поняли: можем и не успеть дождаться соборования. «Я сегодня умру», – сказал он. Тогда его сын, священник Иннокентий, причастил его до соборования. Потом папа сказал: «Теперь соборование…» И отец Иннокентий начал соборование один. Важно было успеть хотя бы раз помазать папу освященным елеем. Это значило бы, в случае его смерти, что таинство соборования всё равно состоялось. Один раз помазал его. Потом стали дожидаться уже выехавших к нам в Белозерки священников. Они приехали, и соборование продолжилось. Мы с мамой с двух сторон поддерживали его на стуле. И вот второй раз помазали его… После этого глаза отца Николая устремились куда-то ввысь. Он видел уже что-то совершенно другое. Потом он два раза улыбнулся, мы это видели по движению его губ. И тихо отошел ко Господу… Это была мирная кончина, о которой молятся все православные. Непостыдная, мирная».

Непостыдная и мирная. Та самая, о которой мы, православные христиане, просим Господа за каждой Божественной литургией. Просим в ожидании Встречи с Ним. Отец Николай уже встретился. Подал ли Он ему Свою руку? При нашей земной жизни мы этого точно не узнаем. Но прочесть рассказ батюшки «Можно ли священнику подавать руку?» – настоятельно рекомендую (не скрою, отец Николай написал его восемь лет назад по моей просьбе). Уверен, он поможет по-христиански взглянуть на смерть, которую наш Господь попрал Своей Крестной Смертью и Своим Воскресением и которая для каждого из нас является «Дорогой домой». К слову, именно так и называется один из сборников рассказов приснопамятного батюшки.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, протоиерею Николаю, и сотвори ему вечную память!

Священник Николай Агафонов

Повести и рассказы

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС12-218-1567, ИС10-11-0939

Предисловие

Священники, занимающиеся литературным творчеством, были всегда. Наше время – не исключение. К таким «авторам в сане» относится и отец Николай Агафонов. В своих произведениях он с любовью вглядывается в жизнь Церкви, но и приходскую повседневность рисует как наполненную мистической красотой.

Родился Николай Агафонов в уральском селе Усьва в 1955 году. Школа, армия – и вот он студент Московской духовной семинарии, куда поступил в 1976 году. В 1977 году стал диаконом, в 1979 – священником. 1992 год – окончание Ленинградской духовной академии и должность ректора Саратовской духовной семинарии, которую начинает с нуля под руководством архиепископа Пимена (Хмелевского). В 1995–1996 священник Николай Агафонов служил в храме Казанской иконы Божией Матери в с. Вязовка Татищевского района Саратовской области. Затем – в Пензенской области, в Волгограде и Кузнецке.

В настоящее время отец Николай служит в Самарской епархии (настоятель храма во имя Св. Жен Мироносиц г. Самары) и является преподавателем основного богословия Самарской Духовной семинарии.

Вероятно, напрямую из такой «простой» биографии происходит и простой, прозрачный (кому-то даже может показаться наивным) язык о. Николая Агафонова (кстати, члена Союза писателей России). Его повествования лишены «мучительных» поисков философской истины, пути героев ясны. Исповедники и мученики за веру, просто люди, связавшие свою жизнь с Церковью, не пытаются обосновать свой выбор.

Вероятно, это и подсказывает автору книги выбор сюжетов. Герой повести «Красное крещение» Степан, погруженный в патриархальный, православный уклад дореволюционной России, не может принять отречения от Христа, которого требует от него революционное время. Его судьба сливается с судьбами тех, кто остался верен истине, вере, Богу, так же как сливается воедино кровь убитых красноармейцами монахов: «Вскоре звон прекратился так же внезапно, как и начался. Послышался удар упавшего тела. Монахи обернулись и увидели сброшенного с колокольни звонаря Иеронима. Кровь, вытекающая из его разбитой головы, струйкой потекла по ложбинкам каменных плит и, встретившись с ручейком крови, текущей от убитого настоятеля, соединилась, и образовалась лужица, которая на глазах Степана ширилась и росла».

Простота исповедания веры предполагает, что о Боге может свидетельствовать не только православный и даже не только христианин. В повести «Свет золотой луны» о Боге свидетельствует мусульманин, чеченец, воюющий против федеральных войск. Впрочем, воюет потому, что после гибели жены у него не осталось интереса к этой жизни. О войне же рассуждает: «Порой мне кажется, что люди воюют потому, что не могут по-настоящему любить. Тот, кто любит по-настоящему, уже не может ненавидеть других людей. Ты думаешь, я пошел воевать, чтобы за жену и детей мстить? Кому мстить? Всему русскому народу мстить? Но ведь моя жена тоже русская. Значит, ей мстить, той, которую любишь больше жизни». Именно любовь и вера, как ее источник заставляют чеченского боевика помогать бежать из плена русским. В своей вере иноверец поступает согласно евангельскому принципу «вера без дел мертва».

Впрочем, для православных спутников мусульманина в повести отведено также значительное место. Солдат Сергей отказывается принять ислам и отречься от Христа ради спасения жизни, Патриев, бывший детдомовец, жертвует собой, а Гаврилов открывает для себя молитву.

Есть в этой книге и рассказы-зарисовки церковноприходской жизни. Вот два архиерея, однокашники и друзья, исповедуются друг другу в малодушии по отношению к третьему другу, священнику, судьбу которого могли облегчить, но не сделали этого. Тут и специфичный архиерейский юмор. Один из владык, работающий в ОВЦС, прощаясь, говорит: «… Ты ни разу не видел танец эфиопских епископов под барабан? – Нет, – ответил озадаченный отец Николай. – Счастливый ты человек, хотя, впрочем, зрелище это прелюбопытное».

Мистический опыт приходской жизни зафиксирован в рассказе «Юродивый».

Что пользы человеку от веры? Зачем церковная жизнь? Ответ дается в рассказе. Герой рассказа «Чаю воскресения мертвых», печник Николай Иванович, так отвечает на эти вопросы: «Где только я не был.

Везде, кажись, был и все испытал. А понял одно: с Богом человеку завсегда хорошо жить. Любые беды с Ним не страшны…»

Главное, чем пленяют рассказы о. Николая, – своей искренностью и живым, непосредственным восприятием окружающего мира. Только человек, любящий и ценящий жизнь, способен увидеть ее краски и запечатлеть их в слове.

Дмитрий Дайбов

Повести

Красное крещение

Киноповесть

1

С высоты птичьего полета открываются живописные окрестности небольшого мужского монастыря. Беленые стены монастырской ограды среди зелени полей и перелесков не портят картины природы, а лишь подчеркивают, как гармонично вписано создание рук человеческих в мироздание Божие. Лучи раннего утреннего солнца уже поблескивают на золоченых куполах величественного собора. Небольшой, чистый, вымощенный камнем дворик между собором и братским корпусом пуст. Лишь возле монастырской калитки, на лавочке, сидит привратник – монах Тихон. Кажется, дремлет, но это обманчивое впечатление. Если присмотреться внимательно, можно заметить, как его старческая костлявая рука медленно перебирает четки, а губы под пышными седыми усами едва шевелятся, беззвучно произнося слова молитвы.

Неожиданно тишину утра нарушает грохот артиллерийского орудия. Старец вздрагивает и, открыв глаза, с недоумением смотрит в небо. По бескрайней лазури безмятежно плывут редкие пушистые облака. Все спокойно, и Тихон вновь прикрывает глаза, и рука, было застывшая, вновь привычным движением пальцев начинает неспешно перебирать четки.

2

В березовом перелеске на краю поля красные кавалеристы держат под уздцы запряженных лошадей. Лица их встревожены. Они напряженно всматриваются сквозь редкие стволы деревьев, потом поглядывают на своего командира, Артема Крутова, который спокойно покуривает, беспечно поглядывая на птаху, примостившуюся на ветке березы.

Раздается громкое «ура». Птица вспорхнула с ветки и улетела. Крутов проводил ее взглядом и чему-то улыбнулся. Справа от перелеска поднимаются цепи красноармейцев и устремляются вперед с винтовками наперевес.

Кавалеристы нервно переминаются с ноги на ногу и кидают вопросительные взгляды на Крутова: мол, не пора ли нам? Но тот продолжает спокойно покуривать папиросу.

На другом конце поля перед орудийным расчетом полевой пушки стоит прапорщик и кричит:

– Осколочным заряжай!

Выстрел из пушки изрядно проредил ряды красных, но не остановил. Застрочил пулемет. Красные залегли. Тут в атаку поднялись белые.

Крутов, отбросив папиросу, поднес к глазам бинокль и усмехнулся. Отложив бинокль, он повернулся к своим красноармейцам и весело подмигнул. Лицо его словно преобразилось, в нем уже нет былой безмятежности, а в глазах заискрился бесенок азарта.

– Ну что, хлопцы, застоялись? По коням! Зададим перцу белой сволочи!

Ловко вставив ногу в стремя, он легко вскакивает в седло. Красноармейцы проделывают то же самое почти одновременно с командиром. Рука Крутова ложится на эфес сабли, и в тишине леса раздается зловещий звук вытягиваемого из ножен клинка.

«Ввжжик», – пропела сабля Крутова, и эту песню металла подхватывает более сотни сабель.

– За мной! – дико орет Крутов и, вонзив шпоры в коня, выскакивает из леса, увлекая за собой бойцов.

Красная кавалерия, аллюром рассыпаясь по полю, устремилась на белую пехоту. Но тут Крутов краем глаза заметил выскочившую из-за оврага кавалерию белых. Не сбавляя бег коня, он повел поводья влево, и красноармейцы устремились за ним. Конница красных, выгибаясь в громадную дугу, проводит сложный маневр и на полном скаку врезается в кавалерийский эскадрон белых. Началась кровавая сеча.

Взрывы, выстрелы, ругань и стоны раненых уносятся в бездонное, казалось, невозмутимо-равнодушное небо…

3

Негромкое, но торжественное пение мужского монашеского хора наполняло душу спокойствием и умиротворением. Степан, семнадцатилетний юноша в подряснике послушника, стоял на клиросе среди монахов, поглядывая то в ноты, то на регента, и старательно тянул свою теноровую партию.

На амвон вышел настоятель монастыря архимандрит Таврион. Опираясь на посох, он внимательным глубоким взглядом с грустью обвел притихшую братию. Теперь, при полной тишине, в храм глухо, но все же доносятся раскаты выстрелов. Выдержав паузу, он начал свою проповедь:

– Братья мои, здесь, в храме, приносится мирная, бескровная жертва Христова, а за стенами обители льется кровь человеческая в братоубийственной войне.