Прозорово брейтовский район

Из истории села Прозорово

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ПРОЗОРОВО
Среди не попавших в зону затопления водами Рыбинского водохранилища населенных пунктов Мологского края село Прозорово ныне расположенное в 18 километрах от села Брейтово, пожалуй, одно из самых древних поселений Ярославской земли.
ДРЕВНЕЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Первое упоминание о местности, где расположилось село Прозорово, встречается в летописях 1408 года. В тот год умер князь Федор Михайлович Моложский, в монашеском чине носящий имя Феодорит, после его смерти Мологский удел по завещанию унаследовал его старший сын Дмитрий Перина; второй сын Семен удел по реке Сить; а третий сын Иван – земли по реке Редьме впадающей в реку Мологу и поселение Прозорово. Так появились известные в России княжеские и боярские фамилии Сицкие, Моложские и Прозоровские.
Получив земли по реке Редьме, князь Иван Федорович Моложский выбрал центром своего удела наиболее крупное и значимое селение, расположенное на высоком холмистом месте которое и получило свое название Прозорово; слово прозор, в те времена обозначало место, откуда открывается хороший, широкий вид во все стороны – взор. Прозорово стоит именно на таком месте, откуда открывается вид вдаль, туда, где сейчас плещутся волны Рыбинского моря, а раньше были видны «Замоложские леса».
Село расположено по обе стороны реки Редьмы и Красного ручья. Близость судоходной реки Мологи имеющей выход в Шексну и Волгу обеспечивало хорошее сообщение Прозорова с внешним миром. К тому же здесь пролегала «большая дорога» — Тихвинский тракт.
Доподлинно известно, что до раздела Моложских земель князем Федором поселение на месте Прозорова уже существовало, оно было весьма крупным и солидным, поэтому можно с уверенностью заявить что селу гораздо больше 600 лет, и может быть больше тысячи. В советское время в Прозорове и Семеновском что на Сити археологами проводились раскопки, которые показали наличие здесь захоронений останков представителей угро-финского племени «весь», проживавших тут задолго до прихода сюда славян. В современных документах департамента культуры Ярославской области в центре села Прозорово значится памятник федерального значения 9-10 веков – курган – древнее языческое захоронение. Верхневолжская экспедиция института археологии Академии наук СССР обследовала район по течению рек Сить, Молога, Себла и выявила множество археологических памятников в этих местах. Всего же курганов в районе Прозорова и по реке Редьме много, некоторые из которых сохранились до наших дней, даже, несмотря на то, что местные и приезжие, вдохновленные слухами о зарытом золоте, перерыли все, что только можно, да и сельскохозяйственные работы в советские годы немало повредили этим историческим местам.
КНЯЖЕСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ
В 1408 году село Прозорово стало княжеской резиденцией Ивана Федоровича Моложского. Согласно обычаям того времени в княжеских столицах на лучших местах строили церковь, а рядом княжеские и боярские хоромы и все присущие центру княжества учреждения. Поэтому скорее всего уже тогда здесь появилась церковь и какие-то усадебные строения Ивана Моложского.
Первое упоминание об Иване Федоровиче Моложском встречается в житиях святого благоверного князя Дмитрия Донского, с которым Иван Федорович князь имел крепкую дружбу. Иван Моложский происходил от Ярославских князей, а именно от святого благоверного князя Давида Федоровича Моложского, который умер в 1321 году. Отцом Давида Моложского был Федор Черный – сын Ростислава Смоленского – потомка Рюрика. Таким образом князя Моложские, Сицкие и Прозоровские были потомками Рюрика.
На протяжении сотен лет село Прозорово и окрестные деревни передавалось из поколения в поколение потомкам Ивана Федоровича Моложского которые и стали носить фамилию Прозоровские.
ПРОЗОРОВСКИЕ
Род князей Прозоровских имел высокий авторитет при Московском дворе и входил в число 16 знатных российских родов имеющих право, обойдя низшие чины, поступать прямо в боярство. Василий Иванович Прозоровский служил воеводой при царе Иване Грозном. В 1554 году он отразил атаки литовцев под Черниговым и взял знамя пана Сапеги. Но в 1570 году по приказу исступленного царя Ивана Грозного его убил собственный брат Никита.
Семен Прозоровский был сыном князя Василия Прозоровского и княжны Аграфены Шуйской, родной сестры царя Василия Шуйского. В 1608 году Семен Прозоровский разбил под Коломной отряд пана Хмелёвского. В 1610 году воевал до присоединения своего отряда к ополчению князя Пожарского. В 1613-м участвовал в избрании царем Михаила Романова. Затем был Тихвинским воеводой и во главе гарнизона оборонял город от шведов. В 1617 году под Дорогобужем разбил польско-литовскую армию. Был ратником и послом, служил в Московском Судном и Ямском приказах, а также на иных высоких должностях при царе. В период царствования Алексея Михайловича Семен Прозоровский был пожалован в бояре и состоял на царской службе до самой смерти в 1659 году.
Старший сын Семена Прозоровского Иван Прозоровский в русско-польской войне был одним из руководителей войска в Литве, участвовал во взятии Вильно и Ковно. В 1656 году был пожалован в бояре. Участвовал в войне со шведами и был главой русских дипломатических делегаций при заключении Валиесарского перемирия и Кардисского мира. Принимал участие в отражении наступления короля Яна Казимира. В битве под Мглином нанес тяжелое поражение королевской армии и захватил всю артиллерию противника. В 1667 году был послан воеводой в Астрахань, где укрепил город и руководил его обороной при осаде отрядами Степана Разина, но 24 июня 1670 года был убит. Когда Стеньку судили, то в приговоре ему вменялось в вину и убийство князя Ивана Прозоровского.
Младший сын Ивана Прозоровского Борис в 1670 году при взятии Астрахани Стенькой Разиным был повешен за ноги, но вовремя снят с виселицы, отчего на всю жизнь остался хромым. В 1691 году он был назначен воеводой в Великий Новгород. Часто сопровождал Петра I в его поездках и был с царем «не разлей вода». В 1708 году был назначен чрезвычайным послом в Вену; 1712-м в числе немногих свидетелей присутствовал при бракосочетании Петра І с Екатериною. Затем стал заведовать Оружейной мастерской.
Среди других Прозоровских стоит отметить князя Ивана Андреевича Прозоровского бывшего генерал-аншефом и кавалером ордена Александра Невского за участие в войне за польское наследство. Его дочь Варвара Прозоровская была женой полководца Александра Суворова.
Князь Александр Александрович Прозоровский был генерал-фельдмаршалом, московским главнокомандующим, а знаменит был тем, что разгромил Новиковский масонский кружок.
Род князей Прозоровских пресёкся в 1870 году, но ещё в 1854 году фамилия эта была передана князю Александру Фёдоровичу Голицыну и его потомству, с правом писаться князем Прозоровским-Голицыным. Род князей Прозоровских внесён в 5 часть родословной книги Московской и Тульской губерний.
Прозоровские владели несколькими имениями, в частности Зюзино в Москве и под Москвой усадебным селом Никольское, к которому позже добавили свою родовую фамилию, и село стало называться Прозоровское-Никольское, сейчас оно находится в 4 километрах от Дмитровского шоссе.
Но все же вернемся на историческую родину князей и бояр Прозоровских в село Прозорово Мологской земли Ярославского края, которое вскоре стало принадлежать графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину.
ПРОЗОРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ
Моложское княжество оставалось независимым от Москвы до 1471 года – года кончины Ярославского князя Александра Федоровича Брюхатого. Он давно был в политической зависимости от великого князя Московского, но до конца своей жизни самостоятельно управлял своими наследственными владениями. Брюхатый и все Ярославские князья понимали, что при возрастающем могуществе Московского княжества и неудержимом стремлении его князей к новым приобретениям, ярославцам не удержать власти над своими владениями и потому, после кончины Брюхатого все его наследники, а с ними и Моложские, Сицкие и Прозоровские продали суверенные права на свои земли великому князю Московскому Иоанну III и поступили к нему на службу. Однако часть земель князья оставили в своем вотчинном пользовании. Моложское княжество просуществовало полтора столетия, а Ситское и Прозоровское всего 63 года.
С присоединением к Москве земли Моложского княжества ставшего к 1471 году, из-за неоднократного дробления небольшим были переданы в подчинение Угличского наместника, а с образованием Угличского уезда стали его составной частью. А земли бывших Шумаровского, Сицкого и Прозоровского княжеств были включены в Ярославский уезд.
В 1775 году Екатерина II продолжила начатое Петром I усовершенствование административного деления России. Вместо созданных Петром 10-ти губерний императрица учредила 50, во главе с назначаемыми ею генерал-губернаторами или наместниками. 23 февраля 1777 года Екатерина поручила сенатору, ранее много лет бывшему Ярославским генерал-губрнатором Алексею Петровичу Мельгунову учредить Ярославскую губернию с разделением ее на 12 уездов. Мельгунов объехал всю Ярославскую губернию и избрал удобные места для уездных центров, в числе которых был посад Молога. В результате Мологе, спустя 450 лет со времени постройки в этом селении крепости князем Михаилом Давидовичем, 3 августа 1777 года был возвращен статус города, центра Мологского уезда.
В конце 18 века уезд был разделён на 25 волостей, а с 1 января 1883 года в связи с укрупнением волостей стало 17, одной из которых была Прозоровская волость. На севере она граничила с Янской волостью, на юго-востоке – с Брейтовской, на юго-западе – с Сутковской волостями, на северо-западе – с Тверской губернией.
В конце 18 столетия владельцем Прозорова стал граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, который при Екатерине II был обер-прокурором Священного Синода и президентом Императорской академии художеств. Он, выйдя в отставку большую часть своего времени, проводил здесь в Мологском крае, у него было несколько имений – неподалеку от Прозорова усадьба Борисоглеб и любимая Иловна. Алексей Иванович сделал много полезного в жизни Мологского уезда – открыл множество школ, библиотек, в частности возродил Мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь, построил несколько храмов, в том числе в Прозорове. В планах Мусина-Пушкина было открыть в Прозорове школу, но сделать этого он не успел – умер в 1817 году. Его похоронили в имении Иловна, а гроб с телом несли пешком из Москвы на руках мологские крестьяне, в том числе Прозоровские.
Открыть школу в Прозорове удалось внуку Алексея Ивановича графу Алексею Владимировичу Мусину-Пушкину, который сам разработал проект открытия, содержания школы и ее учебного процесса. Школу открыли в 1856 году, и ее на свои средства стал содержать Мусин-Пушкин. В 1860-е годы в России прошла школьная реформа, и все сельские школы стали подчиняться отделам народного образования при уездных земствах. Количество учеников в Прозоровской земской начальной народной школе с каждым годом росло, и потому в 1883 году на средства волостного комитета было построено новое большое здание, а в 1885 году произвели капитальный ремонт старого здания школы. Всего в Прозоровской волости к тому времени было 5 земских школ и 4 церковноприходские, в которых в 1886 году обучалось 443 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет.
1 ноября 1898 года в волостном правлении села Прозорово была открыта бесплатная народная библиотека-читальня. Ее открытие стало откликом Мологского уездного земского собрания на обращение Комитета грамотности, состоявшего при Императорском вольном экономическом обществе. Библиотека в Прозорове работала ежедневно, денежные средства на ее содержание поступали от Ярославского губернского земства, Мологского уездного земства, от членских взносов читателей и пожертвований. В 1901 году фонд библиотеки составлял 560 экземпляров книг, а постоянных читателей в ней было 175 человек.
ХРАМЫ ПРОЗОРОВА
Село Прозорово расположено по обеим сторонам реки Редьмы, при этом каждой стороне местные жители дали свои названия по находящимся там храмам. Эти храмы, начиная с 1408 года, строили княжичи Прозоровские. С одной стороны реки, был храм в честь Святой Живоначальной Троицы и Михаила Архангела, соответственно эту сторону прозвали Прозорово-Михайловское, на другой стороне реки стоял храм Рождества Христова потому и звали эту часть села Рождественно-Прозорово.
Изначально храмы, равно как и княжеские резиденции, здесь стоявшие были деревянными, лишь в конце 18 века широко развернулось кирпичное строительство.
О деревянных храмах – как они выглядели, что собой представляли и чем жили – никаких сведений даже в архивах не сохранилось. Оно и понятно, деревянный храм больше ста лет, особенно в княжеских поселениях не стоял, как только он начинал ветшать, его разбирали и на этом же месте строили новый, как правило, более крупный, красивый и благоустроенный.
Первые документы о церквях в Прозорово датированы концом 18 века, тогда был построен и в 1798 году освящен новый кирпичный рождественский храм. В нем было два престола – первый в честь Рождества Христова, а второй в честь Казанской иконы Божьей Матери. Этот храм был очень благоустроенный и насыщенный утварью. Согласно сводке изъятого комиссарами церковного имущества в 1922 году с риз, икон, крестов, священных сосудов и других предметов церковной утвари общим весом 1 пуд 3 фунта 25 золотников серебра. Для сравнения, из соседней Троице-Михайловской церкви – 5 фунтов 37 золотников. К Рождественскому храму было приписано 11 окрестных деревень, в которых в 1913 году проживало больше 2500 человек. При храме, почти с первых дней его каменного существования была церковно-приходская школа, а в деревнях Перемут и Себельское приписанные к ней земские школы. Сохранилось описание храма в «Кратких сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии» за 1908 год: «Приходская церковь Рождества Христова построена тщаянием графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина с прихожанами в 1798 году. Зданием каменная, с таковою же колокольнею; прочна; о двух престолах: в настоящей холодной во имя Рождества Христова; в трапезе теплой – в честь Казанской Божией Матери на правой стороне.Особо чтимые в приходе святыни: икона Божией Матери именуемая «В скорбех и печалех утешение», и икона святителя Николая. Земли церковной 37 десятин. Деревянный дом для жительства священника. При церкви кроме сего, небольшие деревянные торговые ряды. Церковного капитала в билетах 1350 рублей. В деревне Себельская земская школа. В приходе имеется две деревянные часовни: первая подле церкви (в 15 саженях от церковной ограды), другая в деревне Петровской в 5 верстах на месте бывшей церкви. Первая часовня построена тоже на месте бывшего деревянного храма, сгоревшего в 1808 году. Почтовый адрес: ст. Новское Тверской губернии. Телеграф – Брейтово, Ярославской губернии».
В полуверсте от Рождественского храма на месте прежней деревянной церкви был построен и в 1810 году освящен Троице-Михайловский храм, как записано в истории: «строена тщанием графа Алексея Ивановича Мусина–Пушкина купно с прихожанами».
Этот храм является шедевром русской классической архитектуры. Его внутренней отделкой и росписью занимались талантливые художники под руководством воспитанника Петербургской императорской академии художеств Ивана Шляхтенкова.
Одним из первых церковнослужителей этого храма был пономарь Иван Сабанеев – пращур всемирно известного ученого Леонида Павловича Сабанеева.
Срустя несколько лет церковь стала тесной и в 1878 году она была расширена; в 1891 году построена кирпичная колокольня и ограда, а в 1897 году деревянный купол был заменен на каменный. На производство этих работ 500 рублей серебром дал Алексей Владимирович Мусин-Пушкин.
Алтарь холодной церкви был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а престол в трапезной – в честь Архистратига Михаила. В приходе имелись три деревянные часовни. Одна – на кладбище, и в деревнях Суминское и Дорки; в последних были церковно-приходские школы, а в селе Прозорово и в деревнях Рогозино и Залужье – земские школы.
В 1860 году архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанафан объезжая приходы своей епархии побывал в Прозорове-Михайловском, о чем подробно описано в Ярославских епархиальных ведомостях того времени, там же сохранилось описание церкви: Церковь сего села одноглавая, каменная; по сторонам каменной ограды высокия, наподобие монастырских, круглые каменные башни. Двухярусный по кармину иконостас холодной церкви довольно приличный; но, стеная живопись потемнела и требует немедленного возобновления. В теплой церкви один алтарь с невысокими иконостасами и живописными иконами; живописи нет, стены, и своды только выбелены. Летопись не имеет в себе особенно замечательных событий. Библиотека из святоотеческих писаний восполняется выпискою «Странника» и «Руководства для сельских пастырей». В церковном причте, на 935 мужского пола приходских душ, состоят два лица: священник и причетник; проживают они в своих собственных домах за неимением церковного и причтового помещения.
В предреволюционные годы в приходе Троице-Михайловского храма было 10 селений с общим количеством прихожан около 2000 человек.
ПРОЗОРОВО ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЕ
Шли годы… В начале 20 века Прозорово превратилось в большое и богатое село соперничать с которым во всей округе мог разве что Борисоглеб – имение Мусиных-Пушкиных. В каком еще селе окрест могло быть сразу две каменные богато украшенные церкви?
В конце 19 столетия в Прозорове начали проходить большие ярмарки, на которые съезжались крестьяне-единоличники, кустари-одиночки, промартели из ярославских и тверских волостей. Позже, в годы перед первой мировой войной в ярмарке стали принимать участие имениты купцы, и ярмарка стала шумным базаром.
В Прозорове было четыре магазина принадлежащие местным жителям Белоглазову и Белякову, было четыре чайных-столовых, своя пекарня, хлебобулочные изделия которой продавались не только в окрестных селах и деревнях, но и в соседней Тверской губернии. Братьям Елисеевым принадлежала в Прозорове овчинно-красильная мастерская и маслодельный и сыродельный заводы. Еще один сыродельный завод принадлежал купцу Белякову, хозяину двух кирпичных заводов, водяной мельницы и пекарни. Другой пекарней владел торговец Белоглазов. Три мельницы-толчеи было у кулака Назарова.
Были среди жителей Прозорова и уникальные личности, например Степан Ермаков. Он был интересен тем, что вел фенологические наблюдения, делал заметки о погоде и изменениях в природе, записывал все по домашнему хозяйству, отличался любознательностью и начитанностью. Когда односельчанам было что-то непонятно, они сходились во мнении: надо спросить у Степана Ермакова. Его брат Алексей Ермаков был архитектором, проектировал дома, мосты; в селе до сих пор сохранилась часть построек этого мастера – дом культуры, в котором с 1930-х была школа.
Талантливым художником-самоучкой, иконописцем, живописцем и хорошим столяром в Прозорове был Федор Рябов, владелец нескольких куреней, кузниц и художественной мастерской.
Все эти лавочки были открыты местными предприимчивыми гражданами в недавнем прошлом рядовыми крестьянами, освобожденными от крепостной зависимости, которые собрали средства и в знак благодарности в 1912 году в центре Прозорова поставили памятник – бюст на постаменте Царю-освободителю Александру II.
ПРИШЛА В СЕЛО ДРУГАЯ ВЛАСТЬ
В январе 1918 года в границах Брейтовской волости – соседствующей с Прозоровской была создана своя самостоятельная Брейтовская республика со своим совнаркомом и правилами жизнеустройства. Добралась эта власть и до Прозорова, а вскоре пришла сюда и власть советская. Тут же угасли все ярмарки, у купечества отобрали заводы, магазины, пекарни, позакрывали все мастерские, уничтожили памятник Царю-освободителю Александру II. Многие зажиточные крестьяне, мастеровые люди, пугаясь начавшихся коллективизации и репрессий, бросили родные места и уехали в крупные города – Рыбинск, Ярославль, Москву и Петербург. Осиротела площадь «подгорица» — некогда самое бойкое место в селе. Прозорово стало приходить в упадок.
В январе 1929 года началась интенсивная работа по разделению Мологского уезда на три района: Мологский, Некоузский и Брейтовский с примерным количеством населения по 50 тысяч человек в каждом. В состав Брейтовского района вошло и село Прозорово ставшее впоследствии центром сельсовета.
В середине 1930-х годов в Троице-Михайловском храме служил отец Александр Петропавловский. Ранее он был настоятелем церкви в Брейтово, откуда пришлось переехать, после того как сотрудники ОГПУ конфисковали практически все имущество его семьи, в том числе и теплые вещи, в результате чего два его сына трех и пяти лет умерли от пневмонии. Переехав в Прозорово, отец Александр скитался по чужим квартирам, сменив за 3 года 13 домов. Несколько раз его вызывали в Брейтовское НКВД предлагая стать осведомителем, но он решительно отказывался. В 1937 году на батюшку завели уголовное дело с установлением постоянного наблюдения. 26 октября 1937 года он был арестован и обвинен в антисоветской агитации и противодействии снятию церковных колоколов. Три недели отец Александр находился в Брейтовском следственном изоляторе, где его били и пытали. 16 ноября 1937 года протоиерей Александр был расстрелян, и только в 1959 году реабилитирован. В 2000 году он был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Сонме новомучеников и исповедников Российских.
В 1930-40-е годы по кирпичику разобрали церковную ограду, а в середине 1950-х и вовсе до основания снесли храм Рождества Христова, а рядом с могил в неизвестном направлении пропали памятники. Потом по могилам стали ездить, и по тракторным и автомобильным колеям вешние воды понесли под горку человеческие черепа и кости. Все это было в центре села.
В Троице-Михайловском храме устроили склад муки, зерна и пекарню.
В конце 1930 начале 1940-х годов через село Прозорово постоянно шли под конвоем этапы заключенных, которые готовили Молого-Шекснинское междуречье – ложу Рыбинского водохранилища к затоплению, — они взрывали храмы, ломали дома, валили лес, сжигали целые села и деревни. Все Замоложье было поделено на зоны и лагпункты. Были среди осужденных по 58-й политической статье и жители Прозорова. Народ был запуган, многие стремились скрыть свое прошлое, терялась связь поколений, а вместе с этим предавалась забвению и история села.
В 1940-е годы была наполнена чаша Рыбинского водохранилища и несколько деревень бывшей Прозоровской волости оказались под водой. Прозорово в зону затопления не попало, и сегодня находится в двух километрах от берега этого рукотворного моря.
В 1930-е годы в Прозорове был организован первый колхоз под названием «Вольный ветер», а через речку колхоз «Заря», в соседней деревне Холопово колхоз «Свобода». Но вскоре эти три колхоза объединились в один под названием «Заря свободы». В колхозе была сыроварня и маслобойка, чуть в стороне от села ближе к берегу Рыбинского моря вырос поселок льнозавода и двухэтажное общежитие, где жили молодые свинарки. На ферме колхоза была выведена новая порода свиней, которую прозвали Брейтовской. Эта порода отличалась хорошей молочностью, скороспелостью и неприхотливостью; в 1948 году порода была официально утверждена, а позже за ее выведение заведующая фермой Ефросинья Смирнова стала лауреатом Государственной премии СССР и была награждена орденом Ленина и трудового красного знамени.
После войны на долю Прозорова выпала напасть – районные власти переименовали село. Существование двух прежних церковных приходов еще в давние времена поделило Прозорово как бы на две части Михайловскую и Рождественскую. Эти названия люди по привычке использовали в повседневном обиходе, а потом и в официальных документах древнее название села стало утрачиваться. Соответственно ним организациям и учреждениям давали разные названия – Рождественский клуб, Михайловский сельсовет, Сутковская Машинно-тракторная станция. Местные и районные власти пытались уничтожить в народной памяти имена князей Прозоровских и потому переименовали Прозорово в Михайловское. На защиту возвращения старого названия встали многие жители села, в том числе местный уроженец, житель Москвы полковник Владимир Кожарин. В 1980 году после долгих споров и дискуссий село Прозорово вновь появилось на картах Ярославской области.
ПРОЗОРОВО В НАШИ ДНИ
В 1999 году Троице-Михайловский храм был возвращен в лоно Русской православной церкви в порушенном и убогом виде. Когда-то белый храм был черным как смоль, к алтарю была пристроена баня с близлежащего участка, фрески соскоблены, вместо окон – куски ржавого железа. В 2000 году настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Денисов. Благодаря его стараниям храм был приведен в порядок, отремонтирован, очищена вся прилегающая территория, вставлены окна, заново выстлан пол, в обоих приделах установлены иконостасы, побелен фасал. А к двухсотлетнему юбилею храма – 21 ноября 2010 года выполнена роспись храма. На Пасху 2011 года повесили колокола. Сегодня при храме действует церковно-приходская школа и культурно-православный центр, а сам храм является центром духовной жизни всей округи.
Поминают в храме всех бывших князей, бояр и воевод Прозоровских, а 18 ноября отмечают день памяти священномученика Александра Петропавловского-Прозоровского.
В 2006 году село Прозорово стало административным центром Прозоровского сельского поселения Брейтовского муниципального района в состав которого вошли села Сутка, Косково, Филимоново, Горинское и около пятидесяти деревень в которых осталось по одному два человека. Колхоз развалиллся, поля заросли бурьяном, а в Прозорове осталось немногим более 250 человек, большая часть которых люди преклонного возраста.
Продолжит ли свою жизнь старинное моложское село Прозорово покажет время.
Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги «летопись Мологских сел и деревень»

Село Прозорово Брейтовского района Ярославской области

Прозорово — это старинное село почти на самом берегу Рыбинского Моря. Называю его уважительно — Море, потому что это единственное море, на котором я была. Да, от берега нужно уйти метров за 200 по мелководью, чтобы искупаться. И да, оно, в общем-то, не море. Но я его люблю. В Прозорове живет моя подруга, и я приезжаю к ней в гости. Там хорошо — чистый хвойный воздух, песчаная почва, грибы, ягоды, рыба. Чудесный заповедный край давно и прочно облюбован туристами, застроен турбазами, запружен автомобилями. Исчезли колхозы, вымирают жители, уезжает молодежь. Море мелеет, берега зарастают. Но зато есть Интернет, прекрасно ловит МТС. А еще в Прозорове есть самобытный музей «Жили-были», действующий храм и очень богатое и интересное прошлое. И работает самый лучший в Брейтовском районе Прозоровский сельский Дом культуры с самыми лучшими сотрудниками во главе с директором. Можно сходить на концерт, в кино, в библиотеку и на дискотеку. И живут очень гостеприимные, очень добрые, приветливые жители. Транспорт…да, это наша боль. Автобус, традиционно, 2 раза в день — до райцентра. А уж от Брейтова до Ярославля, (если нет машины, конечно), добираться с непривычки тяжело. Несколько пересадок: автобус, поезд, автобус, автобус…или можно на «Метеоре» водным путем, но это тоже кому как. Если морская болезнь или хорошо наугощался в гостях накануне — несладкой покажется и эта дорога. Но все эти дорожные мучения стоит потерпеть, чтобы оказаться на берегу рукотворного моря, в добром и чудесном месте, среди прекрасных людей и хотя бы сутки просто отдохнуть душой!

Иеромонах Анатолий (Берестов): Россию восстановят молодые…

Крутицкое Патриаршье Подворье (ул. Крутицкая, д. 17) — островок тишины в центре грохочущей, очумевшей Москвы. В одном из красных кирпичных строений Подворья на первом этаже находится Душепопечительский Православный центр Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, где спасают и приводят к Богу наркоманов, алкоголиков, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. Центр начал работать в 1996 году. Едут сюда со всей России.
В Подворье можно добраться на метро с его толпами уставших, скромно или плохо одетых людей — до станции «Пролетарская». (Это раньше в московском метро пахло французскими духами и хорошей кожей заграничных сумочек и плащей. Сейчас все надушенные упрятались за тонированными стеклами личных машин). Или можно доехать на почти пустом трамвае: сотни автомобилей, если нет милиции, скапливаются на перекрестках, так как никто не хочет пропустить другого, заезжают на трамвайные пути, и возникают огромные пробки — места скопления бесов; четыре остановки вы будете ехать минут сорок под непрекращающийся мат озлобленных пассажиров. Вот почему москвичи предпочитают трамваю залезать под землю. Потом надо еще немного пройти по пустынному проспекту с перекрывшими небо рекламными плакатами, встречая редких прохожих с отрешенными лицами и испытывая непривычное чувство опасности средь бела дня в Москве!

Но вот наконец и Подворье: несколько красных кирпичных строений с башнями, толстыми стенами, — они укутаны зеленым покровом деревьев двора. Как тихо! Душепопечительский центр расположился на первом этаже одного из строений в нескольких маленьких комнатках. Все очень скромно, дружелюбная и рабочая атмосфера — так всегда бывает там, где занимаются серьезным делом, не обращая внимания на что-либо внешнее. В комнате, разделенной простыми перегородками, регистрируют новеньких и ведут прием на благотворительной основе врачи-специалисты, а в приемной на лавках терпеливо сидят и молча ждут своей очереди в основном юноши и девушки — с мамами и одни. Вот один молодой человек лет 25-ти с печатью видимого страдания на лице, не в силах усидеть на месте, то и дело встает, выходит на двор под дождь и возвращается обратно. Но совсем не уходит, усилием воли заставляя себя дождаться своей очереди. В полуоткрытую дверь видно, как не переставая барабанит дождь по булыжникам двора. Хорошо здесь сидеть, под иконой Богородицы, спешить уже некуда, тебя прибило к спасительной пристани, где добрые люди будут печься о твоей измученной душе.
Реабилитация проводится в трех храмах Москвы. Например, в 1999 году прошли реабилитацию свыше трех тысяч человек, из них в состоянии устойчивой ремиссии сейчас от 65 до 80 процентов. Несколько общин монастырского типа были организованы в Московской и Ярославской области, в Мордовской республике, Краснодарском крае. Бюджетного финансирования Центр не имеет. Центр и общины существуют на небольшие доходы от храмов и добровольные пожертвования.
Скромная и простая обстановка — и в рабочей комнате руководителя и духовника Душепопечительского центра иеромонаха Анатолия (Берестова), доктора медицинских наук, профессора, невропатолога, автора ряда книг, — стол, шкаф с книгами, диван для посетителей, конечно же, иконы на стене: Нерукотворного Спаса, Божией Матери «Умиление», Николая Угодника. Эта комната находится в соседнем с центром здании на втором этаже рядом с помещением храма. Отец Анатолий выглядел очень уставшим, он только что вернулся из очередной поездки, а у дверей его, как всегда, ждали люди, которые пришли сюда за последней надеждой. Кроме работы в центре, отец Анатолий часто ездит по стране, помогая создать на базе своих уникальных методик аналогичные центры и реабилитационные общины и отделения в других городах. Но он все-таки нашел время ответить на вопросы корреспондента «Благовеста». Говорил отец Анатолий горячо, и в его словах звучала боль.
— Отец Анатолий, я вижу, вас просто разрывают на части?
— Да. Но зато мы сегодня организовали филиал нашего Душепопечительского центра в Николо-Угрешском монастыре в городе Дзержинском Московской области. Так что одним центром будет больше. Точнее, это не филиалы, мы помогаем им создаться. Мы помогли организоваться такому центру в Иркутске, сейчас организовываем подобные центры в Ноябрьске, Твери, Сарове, Новокузнецке, уже создали центры в Солнечногорске и городе Краснознаменске Московской области. Объем работы огромный, сложно справиться и с потоком народа, который идет сюда. Так получилось, что сейчас больна наша регистраторша, которая обычно записывает новеньких и назначает время, и все идут прямо ко мне.

— У вас помощники есть в центре?
— Помощники-то есть.
— Отец Анатолий, в 95-м году одна монахиня в Дивеево сказала, что почти все нынешнее молодое поколение погибнет. Мы ужаснулись, но не поняли, о чем речь — наркомании тогда в России не было в таких масштабах. Гибнет целое поколение на наших глазах. Но известны и предсказания старцев, что Россия возродится через молодежь.
— Я считаю, что Россия восстанет именно из этого поколения, которое гибнет. Потому что не все же гибнут. Часть приходит — в Церковь, и только через Церковь они получают спасение, и физическое, и духовное. Ведь Церковь сейчас пополняется. По крайней мере, наш приход состоит по существу из бывших наркозависимых. Но они уже в Церкви! А сколько других ребят и девчат пришли от нас в другие храмы, уже реабилитированными. Они возвращаются в Церковь через такое страшное страдание.
— У нас в Самаре один священник выразился о тех, кто употреблял наркотики и бросил, пришел в храм: они были в аду и вышли из самого пекла.
— Да, они были в аду. Мне страшно за тех, кто не находится в этом аду, но на самом деле — в худшем аду. Это те, кто не понимает и не видит страданий этих ребят и девчат, презирает их и говорит, что их надо убивать, расстреливать, что это не люди. Сейчас в Государственной думе некоторые буквально истерически стали кричать о том, чтобы применять расстрел по отношению к наркоторговцам. Ведь расстреливать будут опять наших ребят! Если действительно введут смертную казнь, то крупных торговцев наркотиками не возьмут. А если возьмут, то они будут откупаться. За откуп пойдут очень большие деньги, это приведет к тому, что цены на наркотики возрастут. Наркоману все равно нужны наркотики. Значит, увеличится преступность, увеличится смертность. И их же опять будут расстреливать, так как сейчас сажают ребят якобы за распространение наркотиков, как сбытчиков. Сейчас в расследовании в милиции, в судах и в местах заключения находится более полумиллиона ребят и девчат — наркоманов. Они привлечены-то ведь как сбытчики! Да если б мы полмиллиона торговцев уже отловили, мы бы решили проблему с наркоманией. А она не снижается, а усиливается. А настоящих крупных торговцев наркотиками в Московской области за два года посажено за решетку всего лишь десять человек! Так же будет и с расстрелами — соотношение будет такое же.
— Какие же нужны меры, на ваш взгляд, чтобы успешно бороться с наркоманией в России?
— Надо наводить порядок, нужна жесткая дисциплина и «железный занавес» для наркотиков. Границу закрывать со многими странами, перекрывать места прохода наркотиков к нам. Ведь страшная вещь: оказывается, все знают — и пограничники, и МВД, и таможенная служба — места прохода наркотиков к нам через границу. Все знают — и никто не предпринимает никаких мер. Мы бомбим Чечню — что, не могли разбомбить эти посадки мака или перекрыть, разбомбить эти тропы? Могли бы, но не делают — почему? А вы знаете, что из Чечни в Россию поступали гробы наших парней, в которых было до ста килограммов героина. Значит, кому-то нужно, чтобы героин попадал к нам. И не от высоты положения зависит заинтересованность в борьбе с наркотиками, а, может быть, наоборот, иногда от высоты положения зависит заинтересованность в распространении наркотиков. Потому что, бывает, чем выше человек сидит, тем больше он получает от наркобизнеса. Но эти люди забывают, что Россия находится под покровом Божией Матери. А наш государственный флаг — трехцветный. Мало кто знает, что означают его цвета. Белый цвет означает власть Бога, синий — покров Божией Матери, а красный — символ государственный власти. Мы находимся под покровом Божией Матери и под защитой Бога. Россия уже неоднократно находилась в чрезвычайных ситуациях и выживала, восставала. Татаро-монгольское иго длилось триста лет, во время смуты казалось, Русь уже почти погибла. Однако же восстала! Восстает она и от безбожного коммунистического царства, переживем и нынешние времена, «демократов». Пойдет, я уверен, большой поток молодежи в Церковь. Церковь окрепнет — окрепнет и государство.

— Отец Анатолий, понятно, что в первую голову государство должно что-то предпринять для спасения молодежи, но оно почти бездействует. Как нам самим действовать?
— Сейчас надо всем миром вставать на эту страшную войну — войну против русского и других российских народов. Надо организовывать общественные комитеты по спасению молодежи от наркотиков, родительские комитеты в школах, в вузах, молодежные комитеты из здоровой молодежи. Поднимать на борьбу средства массовой информации, чтобы они не мешали, а, наоборот, работали на нас. И надо поднимать Церковь. Церковные структуры, к сожалению, пока еще тоже спят.
Определенные круги за границей и внутри страны подталкивают народ к вымиранию. Взять, например, указ, подписанный бывшим главой правительства Черномырдиным об абортах на поздних сроках беременности по социальным показателям. И этот человек сейчас опять входит во власть! Может быть, не дело священнослужителя говорить на политические темы. Но эти темы не только политические, а и нравственные, и если мы будем молчать, то грош нам цена. Мы соль, которая лишилась солености, которая ни на что не годна, кроме как только ее выбросить на попрание ногами. Я говорю это о нас — Православных.
Продолжение Людмила Белкина 22.06.2001

«Селфи» от церковника. Диакон отстранён от службы за скандальные фото

Петербургский священнослужитель Павел Шульженок был отстранён от службы в церкви за резкие высказывания о событиях на Украине и фотографии в социальной сети, на которых диакон проводит время в баре и пьёт пиво. По мнению многих представителей духовенства, такое поведение диакона выглядит неподобающе и может подорвать веру прихожан. Сам Шульженок в своих поступках не видит ничего антирелигиозного. «Я выступаю за честность и открытость духовенства», — заявляет Павел.

Роковое «селфи»

Павел Шульженок служит диаконом в храме святого благоверного великого князя Александра Невского под Петербургом. Как и большинство современных людей, священник является активным пользователем интернета: у Шульженка есть страничка в социальной сети, а также он ведёт блог в «Живом журнале». Отец Павел выкладывает в интернет много фотографий, причём некоторые его снимки у обычных людей не совпадают с традиционным, идеальным образом служителя церкви.

«Селфи» в туалете бара коллеги Павла не оценили. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

На некоторых фото отец Павел употребляет пиво в барах, стоит над ворохом денег с битой в руках и делает «селфи» в общественном туалете.

Кроме того, страничка Павла в социальной сети пестрит негативными высказываниями на тему событий на Украине — Шульженок сравнивает украинский народ с раковой опухолью, которую надо «задолбить жёсткой терапией», «сломать Украине хребет». Такое поведение возмутило пользователей соцсетей.

На своей странице диакон резко высказывается о событиях на Украине. Фото: Скриншот

4 февраля блогер под ником uglich_jj опубликовал у себя в «Живом журнале» записи отца Павла, возмутившись поведением священника. «Всё это, если кратко, называется пропаганда национальной ненависти и агрессивной войны, — пишет блогер, комментируя призывы Шульженка. — Причём с народом, который по большей части — православный».

Пост про петербургского служителя церкви быстро вызвал большой резонанс в сети, и дело дошло до высших чинов духовенства. 9 февраля митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий на три месяца отстранил от службы в церкви диакона Павла и иерея Сергия, который присутствовал на фото вместе с Шульженком.

Диакон может выпить бокал пива вместе с коллегой — отцом Сергием. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

«Позиция по Украине не изменится»

Считается, что в политических конфликтах церковь должна соблюдать нейтралитет и выступать за мирные отношения, однако сам диакон не видит в своих действиях ничего плохого и не собирается отказываться от своей политической позиции. «Я выступаю за отсутствие двойных стандартов и лицемерия, — подчеркнул диакон в беседе с корреспондентом АиФ.ru. — Я выступаю за честность и открытость духовенства. С моей точки зрения, если духовенство видит, что кто-то совершает убийство и грех, нужно сказать об этом. Это более важно, чем соблюдать нейтралитет, который только усугубляет ситуацию. Моя позиция по Украине не изменится. Это честная и необходимая позиция».

Такой аватар отец Павел сделал себе с помощью фотошопа. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

Отец Александр, настоятель храма, в котором служит диакон Павел, не стал осуждать священнослужителя. «В храме Александра Невского в Красном Селе среди клириков есть как сторонники Новороссии, так и сторонники Украины, — отметил отец Александр на своей страничке в социальной сети. — Несмотря на все личные сложности, нам до последнего момента удавалось сохранять мир на приходе — надеюсь, удастся и далее. Свободное времяпрепровождение клириков во внебогослужебное время — это их личное дело, если они при этом не нарушают церковные каноны и законы государства. В употреблении пива греха нет. Грех в пьянстве, но не в употреблении алкоголя».

«Некорректной» настоятель храма назвал лишь фотографию, где Павел Шульженок стоит с надувной битой на фоне денег, которые оказались «кружечным» церковным сбором за квартал.

Фото с битой и ворохом денег вызвало негатив у блогеров. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

Петербуржцы встали на защиту диакона

По словам Павла Шульженка, количество его сторонников после этого инцидента возросло в разы. Петербуржцы, поддерживающие диакона, даже создали «ВКонтакте» группу в его защиту. Инициативная группа людей опубликовала в интернете петицию, в которой сторонники Шульженка просят митрополита вернуть диакона к служению в церкви.

Расстроились и прихожане храма в Красном Селе. «Нам всем очень нравился этот священник, — рассказывает Надежда Германовна, прихожанка церкви. — Молодой, энергичный, современный. Бывает, проповеди читал с электронного устройства. Я считаю, так и надо, ведь церковь тоже должна развиваться, идти в ногу со временем. Отец Павел — не монах, не затворник. У него такие же права, как и у всей остальной молодёжи страны».

Шульженок создаёт непривычный для обывателей образ священнослужителя. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

Примечательно, что именно молодёжь больше всех и раскритиковала поведение Шульженка — но не столько его позицию по Украине, сколько «селфи» в туалете и фото с бокалом пива. Блогеров поддерживают и некоторые представители духовенства. «Это не лучший пример для подражания, — считает петербургский священник отец Олег. — Но даже если диакон позволяет себе такое поведение, зачем же предавать его огласке? Какое впечатление о церкви в целом может появиться у людей? По моему личному мнению, подобные фотографии и политические заявления от священнослужителя подрывают веру прихожан».

Досуг священнослужителя не отличается от отдыха обычного молодого человека. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

«Не буду дразнить гусей»

Сам Павел Шульженок уверен: если человек по-настоящему верит, то он не изменит своего мнения даже после посещения «Живого журнала» диакона. «Худшее, что может случиться, — человек решит, что я неправильный представитель духовенства, — говорит отец Павел. — Больше всего ненависти и желчи выражают люди, которые далеко отстоят от церкви. Здесь такая же ситуация, какая была с часами Святейшего Патриарха: увидели, поненавидели и забыли. Наоборот: сомневающиеся в своей вере люди увидели, что в церкви живое духовенство, открытые люди, и они пришли в церковь. Я знаю парнишку, который из униатов перешёл в православие только потому, что познакомился со мной. Если бы не было моего образа жизни, этого бы не случилось».

Священнослужитель убеждён, что не портит имидж церкви. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

Впереди у Павла три месяца вне церкви. Священнослужитель уверен, что поддержка его сторонников не даст ему и его семье умереть с голоду. Шульженок не унывает, но признаётся, что если бы знал, чем закончится дело, поступил бы по-другому. «Если мой досуг вызывает у людей столько нравственных переживаний, каким-то образом оскорбляет чувства верующих, я не буду демонстрировать такие фотографии, — говорит священник. — Зная, что ситуация разовьётся таким образом, я бы не стал выкладывать эти фото в сеть. В конечном счёте, я не буду дразнить гусей».

Павел Шульженок служит диаконом в храме под Петербургом. Фото: Из личного архива Павла Шульженка

Читайте также: Православный робот. Пермский храм обзавёлся электронным звонарём>>