Псалом 50 на русском

Каждый из нас бывает совершает необдуманные поступки. И от греха никто не застрахован, но невозможно спастись и исцелить душу без покаяния, без раскаяния во всех проступках. И в таких ситуациях на помощь придет написанный царем Давидом текст молитвы псалом 50. В народе его так и прозвали – покаянный.

Текст молитвы псалом 50

Зачитывается в храмах молитва Псалом 50 на старославянском языке. Некоторые верующие заучивают песнь наизусть, чтобы в любой ситуации обратиться к Господу. На данный момент хвалебная песнь переведена на множество языков, в том числе и на русский язык.

На церковнославянском языке

В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве
1 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
2 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
3 Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
5 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
6 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
7 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
8 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
9 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
10 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
11 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
12 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
13 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
14 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
15 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида. Когда пришёл к нему Нафан пророк, после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии.
1 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё;
2 совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.
3 Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною.
4 Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.
5 Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя.
6 Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.
7 Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега,
8 дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные.
9 Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь.
10 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.
11 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
12 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
13 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
14 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
15 Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить.
17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.
18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –
19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

История написания

Псалом 50 был написан царем Давидом после совершения греха, а именно прелюбодеяния с женщиной Вирсавией. В те времена была война с аммонитянами. Но сам царь остался в Иерусалиме. В один из дней он встретил женщину, которая была супругой одного из воинов. Царя это не остановило, и он возжелал девушку. Проведенная вместе ночь подарила ребенка. Не получилось у Давида представить ребенка дитем военнослужащего. Тогда он отправил мужчину прям в гущу битвы. Когда девушка оплакала мужа, то была царем взята в жены. Господь увидел все грехи царя и наказал его смертью ребенка. От лица Господа был Давиду прислан пророк Нафан, который и поведал о грехах царя. Так и родилась хвалебная покаянная молитва «Помилуй мя Боже».

Для чего читают псалом 50?

Человек, совершивший грех, может очистить свою душу через покаяние. Читая псалом 50, человек просит Бога помиловать его, он просит прощение и раскаивается. Поэтому рекомендуют читать покаянную молитву:

  • Когда на душе сокрушение и печаль;
  • Чувствуется тяжесть от совершенных грехов;
  • Перед Причастием;
  • Для очищения души и совести;
  • Чтобы попросить прощение.

Толкование

Стихи 1-2: Давид раскаивается в двух своих грехах. Царь своей песнью указывает и остальным путь покаяния. Это как победа над врагом. Давид говорит, что раскаяние возможно при крещении. Рассказывает о своем даре предвидения и просит Господа не отнимать его.

Стихи 3-4: Просит царь великой милости. Только Господь может смыть кровь с рук от убийства Урии (мужа Вирсавии). Давид не просто просит покаяния, а хочет полное прощение и очищение от грехов.

Стихи 5-6: Давида мучает грех прелюбодеяния. Он сам себя корит и не отпускает его, не очищает душу. Скрыть проступок можно от каждого, но не от глаз Божьих. Царь просит прощение у Бога за то, что подвел и не оправдал надежды. Ведь именно Господь помог Давиду стать тем могущественным человеком, коим является.

Стихи 7-8: Рассказ о первоначальном грехе Евы и Адама. Именно Ева стала первой, кто родил ребенка в грехе. Теперь же все рождаемые имеют грех. Но Господь может очистить древний грех. Бог – это истина, которая очистит всех от скверны.

Стихи 9-11. Не смотря на то, что Господь дал законы и уставы, он и дал возможность очистить непослушание. От беззакония может быть очищен любой праведный, если он всем сердцем и душой раскаивается. Прощение и милость можно заслужить. Прощение – это тоже дар Божий.

Стихи 12-15. Грехи мучают не только душу человека, но и тело. Только после прощения может излечиться совесть и восстановится здоровье. Давид просит Господа, чтобы излечил то самое сердце и подарил милость.

Стихи 16-18. Царь просит, что Господь направил его на истинный правильный путь. После спасения любой человек даруется душе чувство легкости и восторга. Давид просит простить его за убийство Урии и отпустить этот грех, чтобы душа была свободна.

Правила чтения

Священный текст считается самым используемым среди верующих. Текст псалма 50 зачитывают как самостоятельную молитву во время утренней и вечерней молитвы. Каждый вечер следует читать песнь как прощение за день.

Псалом 50 — текст на русском, как правильно читать

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 50

Псалом 50 считается одним из самых часто употребляемых священных текстов из Псалтыри. Это своеобразная утренняя молитва, относящаяся к канонам к Богородице, К Ангелу-Хранителю, к Причащению. Смысл псалома 50 – сокрушение, покаяние о том, что когда-то был совершен грех. Это молитва о помиловании, о том, чтобы Господь Бог простил за все, что было сделано правильно и неправильно.

О том, когда читать и чем помогает псалом 50

Если душа плачет, ее обуревает полное смятение, тяжесть, грехи давят, то стоит начать читать псалом 50. Священный текст не такой большой: он состоит из 12 предложений, в каждом из которых есть своя догмата, смысл необходимо понимать с первых строк, проникнуться им и искренне верить в написанные слова. После читки проходит тревога, в голову перестают лезть нехорошие мысли, становится легко и хорошо. Такое покаяние перед Богом необходимо, чтобы полностью очиститься.

Неважно, какой именно грех давит вашу душу – в любом случае, псалом 50 может «вылечить» и «исцелить». Верующие должны знать, что если сам Господь Бог простит им все грехи, то в сердце поселится надежда на лучшее. Что за грех должен быть на душе, чтобы прибегнуть верующему к данной молитве? Это может быть как незначительный поступок, за которое сильно болит сердце, так и ужасное деяние. Например, от вранья до гордыни, от грубостей до воровства.

  • Читать Иисусову Молитву;
  • Текст молитвы Псалом 90;
  • Молитва Отче Наш — https://bogolub.info/otche-nash-molitva/.

Для каждого человека грех измеряется по-разному. Самое главное, чтобы каждый понимал для себя, что нагрешил и пора покаяться перед Господом, пока не поздно. Так же, псалом 50 обычно читается в церкви. Стоять желательно недалеко от алтаря, не подходя ни к каким иконам. Только потом можно отдельно подойти к тем образам, которым хочется поставить свечки. Обязательно креститесь и искренне читайте псалом 50.

Основная мысль чтения псалма 50 состоит в том, чтобы молиться перед Всевышним и искупать свой самый страшный грех. Это лучшая молитва о том, чтобы просить прощение перед господом, нравственность «реабилитироваться», понять истину и никогда не грешить.

К сожалению, сегодня люди относятся к вере не так трепетно как раньше, а значит – после каждого поминовения грешат еще больше. Вот почему необходимо читать псалом 50, чтобы хотя бы таким образом быть чистым перед Господом Богом, молить о том, чтобы Высшие Силы не только простили грешных людей, но и направили на истинный путь.

Слушать псалом 50 40 раз подряд

Псалом 50

Псалом 50 (покаянный) — 50-й псалом из Псалтири. В масоретском тексте и протестантских Библиях имеет номер 51. Известен по инципитам «Miserere mei Deus» (лат.) и «Помилуй мя, Боже» (церк.-слав.). Составлен Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией. Выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Один из наиболее употребительных псалмов в богослужении римского и византийского обрядов, известен также рядом музыкальных переложений (например, «Miserere» Грегорио Аллегри).

В православном богослужении

Псалом 50 является самым употребляемым псалмом: он входит в состав рекомендуемых утренних молитв, присоединяется к наиболее часто читаемым канонам (к Причащению, к Богородице, к Ангелу-хранителю и проч.), является частью чина общей исповеди. Псалом 50 является одним из трёх псалмов третьего часа, читается на утрени после Евангелия (в приходской практике обычно из него поётся только первый стих). На литургии псалом 50 читается священнослужителем тайно во время каждения перед великим входом, а последние стихи (Пс. 50:20, 21) — священником после великого входа.

Помимо общего покаянного смысла псалма церковное сознание увидело в 12—13 стихах псалма («Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене») предвидение Давидом события Пятидесятницы — сошествия Святого Духа. В связи с этим данные стихи вошли в евхаристический канон литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, а именно в эпиклезис — молитву призывания Святого Духа на молящихся и предложенные Дары.

В католическом богослужении (Miserere)

В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1–4) читаются или поются во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы. Часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой. Псалом 50 также часто используется в качестве респонсориального псалма Литургии слова (читается или поётся между первым и вторым библейским чтением). Отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды. В Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу. Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.

В иудейском богослужении

В ортодоксальном раввинистическом иудаизме 17-й стих «Господи мой, губы мои отворишь, и рот мой донесёт аллилуйя Тебе!» поётся перед каждой молитвой амида трижды в день.

В стихах 2—3 псалмопевец исповедуется в своём грехе Богу и рисует картину Божьего суда. Симптоматично, что Юнгеров отступает здесь от нейтрального «во словесех» (в Вульгате: in sermonibus, в Септуагинте: ἐν τοῖς λόγοις) и даёт по Синодальному переводу (который опирается на Масору) «в приговорах». В переводах христианской традиции, идущих от Септуагинты, используются пассивные конструкции (др.-греч. δικαιωθῇς / лат. iustificeris, ЦС:оправдишися; др.-греч. κρίνεσθαί / лат. iudicaris / ЦС:судити ти), в то время как в Масоре и переводах, на ней основанных, — активные.

Cтих 8 составляет, пожалуй, главную смысловую проблему в Пс. 50:

церковнославянский текст (в транскрипции) перевод (с ЦС и Септуагинты)
П. А. Юнгерова
Синодальный перевод критический перевод
Г.-И. Крауса
се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость послушай, Тебе нравится истина в сокрытом, и в тайном Ты учишь меня мудрости

Библейские критики ожидают, что стих 8 должен быть связан с предыдущим седьмым стихом («Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя») в духе parallelismus membrorum — точно так же, как предыдущие стихи этого псалма. Структурно восьмой стих выглядит как аналог седьмого, однако логической взаимосвязи стихов 7 и 8 не просматривается. В Септуагинте, Вульгате и Елизаветинской Библии близкие по смыслу слова «сокрытое» (неизвестное) и «тайное» отнесены ко второму полустиху. В переводах с Масоры (кроме СП) «сокрытое» относится к первому полустиху, «тайное» — ко второму. Что именно подразумевается под тайным (сокрытым), на протяжении многих лет составляет предмет интерпретаций библейских критиков и различных богословских толкований.

греческий текст сирийский текст текст таргума еврейский текст
вот, ведь истину Ты возлюбил неведомую, и сокрытую премудрость Свою явил Ты мне Ты истину возжелал, и таинственную мудрость Свою дал Ты познать мне вот, истину возжелал Ты во всех, и в потаённом сердца мудрость дашь познать мне вот, истину возжелал Ты в сердце/разуме, и в сокрытом мудрость дашь познать мне

В стихе 9 иссоп — трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью.

В десятом стихе в текстах, опирающихся на традицию Септуагинты,— «возрадуются кости смиренные» (др.-греч. ὀστᾶ τεταπεινωμένα, лат. ossa humiliata). В христианской экзегетике «смирение костей» трактуется символически, например, у Юнгерова: «Я, униженный духовными и физическими страданиями, уподобившийся сухому скелету, тогда обрадуюсь». В текстах, опирающихся на Масору, то же место звучит как «возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (СП).

В стихах 12—14 трижды подряд упоминается «дух», но в разном контексте (др.-греч. πνεῦμα εὐθές, ἅγιόν, ἡγεμονικόν, лат. spiritus rectus, sanctus, principalis, СП: дух правый, святой, владычественный). Первый «дух» относится к псалмисту, второй — к Богу (единственное в Псалтири и чрезвычайно редкое в Ветхом завете упоминание Духа Святого). Третье вхождение Септуагинта, Вульгата и Елизаветинская Библия относят к Богу (из-за перевода «ἡγεμονικόν»). В Масоре же используется прилагательное, обозначающее желание добровольной жертвы верующего человека Богу, таким образом этот «дух» переводы, следующие Масоре, атрибуируют не Богу, а псалмисту (напр., англ. willing spirit, нем. williger Geist).

Словами «избавь меня от кровей» в стихе 16, согласно христианским толкованиям (например, у Иринея, в Толковой Библии Лопухина и др.), псалмист просит избавить его от мести Бога «за неправедно пролиянную» кровь Урии. Библеисты дают разные толкования, которые, однако, объединяет принципиальный отказ от связывания прошения с описанным выше Давидовым грехом. Например, Бернхард Дум считает, что «поэт» просит избавить его от «смерти по болезни, данной Богом, а не от насильственной смерти от руки какого-либо врага», и в этом смысле проводит параллель с 10-м стихом Пс. 29.

В стихе 17 согласно общему принципу parallelismus membrorum полустихи начинаются близкими по смыслу, но разными словами — «губы» (др.-греч. χείλη, лат. labia, ЦС устне́) и «рот» (др.-греч. στόμα, лат. os, ЦС уста́); в СП это различие не передаётся («отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою»).

греческий текст сирийский текст текст таргума еврейский текст
Господи, губы мои отворишь, и рот мой будет возвещать хвалу Тебе Господи, отвори мне губы мои, и рот мой выпустит хвалу Тебе Господи, губы мои отвори Торой, и рот мой повторит хвалу Тебе Господи мой, губы мои отворишь, и рот мой донесёт аллилуйя Тебе

По мнению многих библеистов, два последних стиха псалма (20—21) — позднейшее добавление к «аутентичному» тексту, поскольку в царствование Давида стены Иерусалима не были разрушены и богослужение при храме не прекращалось. Такое состояние евреи переживали лишь во время Вавилонского плена. В христианской традиции «жертва правды» и «тельцы на алтаре» трактуются как пророчество Давида о новозаветной Жертве и Агнце.

Псалом 50 в музыке

Версикулом на стих 17 «Domine labia mea aperies» традиционно начинается суточный цикл католического оффиция. Музыкальные обработки Miserere — полного текста, либо отдельных стихов — были широко распространены в полифонической музыке эпохи Возрождения и эпохи барокко, например, мотеты Жоскена Депре, О. Лассо, Дж. П. Палестрины, Дж. Габриели, У. Бёрда, К. Джезуальдо (в технике итальянского фобурдона), Ф. Дентиче, Б. Марини, М.-Р. Делаланда, М. А. Шарпантье (H 173), сочинения Ж.-Б. Люлли, С. де Броссара, Я. Д. Зеленки, Д. Скарлатти (2 версии), Н. Йомелли и мн. др. Изредка встречаются в современной музыке (Miserere А. Пярта).

Распев Miserere в технике alternatim

У католиков членение псалма на стихи в дореформенном богослужении отличалось от нынешнего. Так, первый (третий по современной нумерации) стих псалма (Miserere… iniquitates meas) ввиду его особой протяжённости при распеве разбивался на два: 1. Miserere mei, Deus… tuam. 2. Et secundum multitudinem… dele iniquitatem meam (таким образом, мелодия-модель псалмового тона дважды повторялась). Некоторые композиторы эпохи Возрождения и барокко, сочинявшие полифонические обработки (чётных или нечётных) стихов Miserere в технике alternatim (Джезуальдо, Шарпантье и др.), следовали именно этой традиции формального членения псалма.

Miserere Аллегри

Одно из самых известных музыкальных воплощений текста — Miserere Грегорио Аллегри. Эта композиция исполнялась папскими певчими в определённые дни в Сикстинской капелле, причём ноты сохранялись в тайне. Согласно известной легенде четырнадцатилетний Моцарт, услышав «Miserere» 11 апреля 1770 года, следующей ночью по памяти записал ноты и, тем самым, тщательно хранившийся секрет стал общим достоянием.

Услышать исполнение Miserere стало со временем одним из обязательных мероприятий для туристов, посещавших Рим. Интересные заметки об этом можно найти у Диккенса в «Картинах Италии», хотя антикатолически настроенный автор увидел в этом событии только смешное и нелепое.

Другие воплощения псалма

Мелодия лютеранской духовной песни «Erbarm Dich mein o Herre Gott» (автор этого немецкого перевода — Эрхард Хегенвальд, 1524) легла в основу хоральных обработок Г. Шютца, И. С. Баха и других немецких композиторов-протестантов. Английский перевод («Have mercy upon me, O God»), наоборот, не получил в истории музыки каких-либо ярких воплощений.

Miserere составляет часть финала оперы Верди «Сила судьбы» в её первой (петербургской) редакции. Монахи, призванные тревожным колоколом к келье Леоноры, поднимаются в гору с пением Miserere. Найдя Леонору и Карлоса уже мёртвыми и став свидетелями самоубийства Альваро, посреди бури монахи вновь поют Miserere. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», — последние слова оперы, её формальный и логический финал.

Стихи псалма 50 (начиная с «Окропиши мя иссопом», с некоторыми неточностями против принятого ЦС-перевода) положил на музыку Г. В. Свиридов в «Песне очищения» (из цикла «Песнопения и молитвы» для хора без сопровождения, 1997).

Рецепция

Считая, что к ней относятся строки «Ублажи, Господи, благоволением (др.-греч. εὐδοκία) Твоим, Сион, и пусть воздвигнутся стены Иерусалимские», императрица Евдокия, живя в Иерусалиме, восстановила его стены.

Примечания

  1. В масоретской нумерации — 51-й.
  2. Не путать с miserere mei Domine, quoniam infirmus sum — стихом другого известного покаянного псалма «Domine ne in furore tuo» (Пс 6:3), а также (реже распеваемым) …miserere mei Domine quoniam ad te clamabo tota die (Пс. 85:3).
  3. см. египетский обычай «отверзания уст»
  4. евр. «амида» — букв. воскресение из мёртвых; восставание; стояние
  5. Книги Ветхого завета в переводе П.А.Юнгерова: Учительные книги. М., 2012, с.277.
  6. Например, в Синодальном переводе: «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
  7. (8) Sieh: an Wahrheit im Verborgenen hast du Gefallen, und im Geheimen lehrst du mich Weisheit. Kraus, op.cit., S. 539.
  8. Kraus, op.cit., S. 544—545.
  9. См. в переводе Г.И.Крауса, похоже — у А.Росса: «…you desired truth in the secret parts, and in the hidden part you caused me to know wisdom» (Ross, op.cit., p. 174).
  10. греч. «софиа» («премудрость»)
  11. арам. «хакмуто»
  12. иудео-арам. «хукмото», евр. «хохма»
  13. Кто вложил мудрость (евр. «хохма») в сердце/разум, или кто дал понимание разуму? (Иов 38.36)
  14. Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова. Учительные книги. М., 2012, с. 276.
  15. Ross A. A commentary on the Psalms. Vol. 2. Grand Rapids, 2013, p. 194.
  16. Ross A. op. cit., p. 175.
  17. Die Psalmen erklärt von Bernhard Duhm. Freiburg i.Br., 1899, S. 147.
  18. Толкование пс. 50.
  19. Толкование пс. 50.
  20. Duhm, ib., S. 147.
  21. : Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя?
  22. букв. «донесёт» от «донос»
  23. См., например, Duhm, op. cit., 147—148.
  24. См., например, такое толкование в Толковой библии Лопухина.
  25. Последняя строфа композиции Пярта — Rex tremendae majestatis — заимствована из секвенции Dies irae.
  26. См., например, Liber usualis (1950), pp. 646, 689, 734 et passim.
  27. Диккенс. Картины Италии.
  28. Георгий Монах (Амартол). Временник.

Литература

  • Kselman J.S. A note on Ps. 51:6 // Catholic Biblical Quarterly 39 (1977), p. 251-253.
  • Kraus H.-J. Psalmen 1—59. — 1. Teilband. — 5. Aufl. — Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1978, S. 538-549.
  • Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова. Учительные книги. М., 2012, с.276-279.
  • Ross A. A commentary on the Psalms. Vol. 2. Grand Rapids, 2013, p. 173-200.
  • Ириней (Клементьевский). Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому. Псалом 50

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме: «Псалмы#Псалом_50»

  • Deum justificare. Трактовка Пс. 50 М. Лютером

Текст молитвы Псалом 50 на русском языке: современный перевод

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость .
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Текст молитвы Псалом 50 с ударениями

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.
Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя.
Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну.
Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти.
Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.
Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.
Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.
Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.
Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.
Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.
Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.
Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.
Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей.
Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.
Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.
Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.
Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.
тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Слушать онлайн:

//pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Ierodiakon-German-Ryabtsev-Psalom-50.mp3

Пожалуй чаще всего христиане сталкиваются с покаянным 50 псалмом. Без исповедания своих грехов, искреннего раскаяния невозможно спастись. Этому тексту придается большое значение. Как согрешивший Давид, так и все мы нуждаемся в очищении, чтобы Благодать не оставила нас. Как это делать учимся у пророка, который впал в тяжкий грех.

История грехопадения царя Давида

Прогуливаясь, Давид увидел женщину именем Вирсавия, которую возжелал. Надо заметить, в те времена позволялось содержать гарем, и царь уже имел достаточно много жен. Муж красавицы находился на войне, и являлся препятствием для задуманного Помазанником. Он вызвал Урию (ее супруга) во дворец, и вручил письмо к одному из своих военачальников с указанием: послать подателя бумаги на самый опасный участок, где его скорее убьют.

Так и случилось. Урия вскоре погиб, и жена стала свободной. Давид вступил с ней в брак. Родился ребенок. Никто о подноготной поступка не знал. Царь сам не видел ничего предосудительного в своих делах. Никаких законов не нарушил, все требования благочестия соблюл. Прошел год. К нему пришел пророк Нафан, чтобы открыть неправду. Обличение начал с иносказания.

Притча Нафана

В одном городе жили богач и бедняк. У последнего всего имущества было – одна овечка, которую безмерно любил: кормил, ухаживал, лелеял. У богача были огромные стада разных животных. Когда понадобилось приготовить угощение, он отнял овечку у бедняка, а своих не тронул. И Нафан спрашивает: Царь, что, по-твоему, он заслуживает?

Возмущенный Давид произнес: Смерти, и несчастному должен возместить утрату в 70 раз. Тогда Нафан сказал прямо: Царь, слово, которое ты произнес, касается тебя. Ибо этим богачом являешься ты сам. И смертный приговор вынес о себе.

Определение Господа о Давиде

Так как, пророк пришел, и лично передал слова Божьи, свидетельствует о том, что дар, бывший у Царя, поврежден. Бог не говорит с ним напрямую, как раньше. Связь частично утрачена, поэтому в псалме звучат просьбы: обновить Дух правый. Грех лишает человека Благодати, он остается беззащитен перед злом. Вот, какое определение вынес Господь:

  • Я все тебе дал: богатство, царство, власть.
  • Если не хватало, стоило только попросить, все получил бы.
  • Ты нарушил Закон.
  • Презрел слово Божие.
  • За это умрет ваш с Вирсавией сын.

Чтобы искупить беззаконие, придется претерпеть «наказание» во очищение, понести болезнь, скорбь или смерть. Нам Христос принес спасительное покаяние. Вот почему всегда, когда что-то не ладится, надо, в первую очередь, исповедаться, искренне, как Давид раскаялся в своих злодеяниях.
Нафан возвестил еще одно определение о царе: Убив Урию мечом…, теперь оружие и война не отойдут от дома царя израильского. Страх такой перспективы еще больше понуждает к полному очищению от беззакония, чтобы последствия падения не отразились на состоянии государства, родных и личности помазанника Божия.

Псалом 50 – покаяние Давида

Согласно Арсению Каппадокийскому 50 песнь возносится, когда по грехам нашим случаются эпидемии, мрут люди или животные. Так как, мы грешим постоянно, то псалом читается:

  • каждый день – домашнее Правило;
  • входит в канон Богородице;
  • в Последование ко святому Причащению;
  • в составе малого повечерия;
  • Полунощницы, и третьего Часа.

Совет: Иногда, чтобы увидеть собственное падение, необходим взгляд со стороны. Как это сделал Нафан, сначала рассказав притчу. Пытаясь познать себя, попробуйте обнаружить меру вины, исходя не из внутренних побуждений, а бесстрастно рассмотреть поступки, как бы глазами постороннего человека.

Краткое толкование 50 псалма

У Давида мы учимся покаянию. Он раскрывает шаг за шагом процесс вычищения души. Важно понять, что для этого необходимо:

  • Обнаружить грех, о котором никто (даже царь) не ведал, кроме Господа, видящего все тайные наши дела.
  • Уразуметь – очищаешься не сам, а просишь Того, Кто омоет и окропит иссопом (настой травы, избавляющий от проказы). Это символ будущего Таинства Крещения. Во времена Давида его не было.
  • Прощение происходит не от нашего ума, но по милости Человеколюбца. Мы призваны к праведности. Нарушая Закон, данный Богом, теряем Благодать и связь с Ним. Его Любовь исцеляет рану, которую нанесли своей душе.

Давид просит Великой милости, так как, не получается изгладить грехи полностью: Жена и ребенок постоянно напоминают об убийстве. Кровь смыть непросто, поэтому читаем:Избави от кровей. Совесть подсказывает, что Господь прав в суде над ним. Молит вернуть прежнюю чистоту и дар пророчества (Благодать) обновить. Омыть многократно сердце, чтобы не осталось и следа от грехопадения.

Псалом 50 –непонятные места

Толкований на псалмы очень много. Тому, кто желает научиться этому делу по молитве Давида, можно найти материалы в интернете. Для новоначальных разъясним более непонятные места:

  • Говоря, что мать во грехе его родила, имеется в виду первородное повреждение, которое передается всем людям. Страстность (греховность) мы наследуем от Адама и Евы.
  • Всесожжения не благоволиши: В Израиле приносилось два вида жертвы. За грех – животное сжигали полностью, благодарение – частично. О сжигаемой целиком говорится, что Господь не хочет видеть ее, и грехи человеческие этим не откупишь.
  • Последний стих: Бог принимает другую жертву, не животных, а правду – покаяние и сокрушение о грехе. Тогда он сжигается полностью. Положить на олтарьтельцов – «Заколоть» страсти, грехи, как жертвенных животных. Такой образ покаяния Бог принимает. В некоторой степени – это пророчество о будущей форме исправления человека, посредством Таинства Исповеди.

Заключение: Читающий псалтырь, найдет ответ на любое движение души.

  • В скорби – утешение.
  • В радости принесет благодарственную хвалу Господу.
  • Найдет выход из трудного положения.
  • Преодолеет нестроения в жизни, победит уныние и бессмысленность бытия.
  • Почерпнет силы для покаяния и борьбы с духами зла.
  • Не страшны человеку колдовство, порча или сглаз, если есть песни псалмов.

Даже не понимая многих значений стихов, человек невидимо преображается. Бесы от этой книги трепещут. Научившись по 50 псалму правильно приносить покаяние – привлечем Благодать: покров и щит Господа.


Читаем 50 Псалом на современном русском языке.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость .

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Этот псалом есть, молитва о милости. Псолом покаяния, который возвещает нам радость нашего спасения.
Покаянный псалом Царя Давида , есть ещё 31 псалом, а 50 псалом хоть мы в народе и называем псалом покаяния, однако это молитва Царя Давида и молитва именно о милости. И когда мы читаем этот псалом мы испрашиваем у Бога для себя милости.
Вообще слово ПСАЛОМ переводится как «хвалебная песня», это лирическая молитвословная поэзия.
50 псалом , он очень широко распространён в молитвах Православной и Католической Церквей. В Латыни этот псалом начинается словами «Miserere mei Deus» , а в церковно-славянском языке «Помилуй мя, Боже» (церк.-слав.)
Этот Псалом в Православной Церкви читается и во время утренних молитв, и перед чтением канонов и в общей исповеди, он читается во время Третьего часа и во время Утрени после Евангелия. Во время Часов , когда кадится храм, дьякон или священник тоже про себя читает этот псалом.
В Католической Церкви этот псалом поётся во время воскресной мессы, поётся при окроплении верующих святой водой, Читается на утрени по пятницам, в Пепельную среду и в течении Великого поста.
Составлен этот псалом Царём Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией ( о чём можно читать во 2й книге Царств в 11-12 главах). Выражает псалом глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании.
У Царя Давида был один мрачный эпизод в жизни, когда он совершил прелюбодеяние и чтобы его скрыть, Царь совершил косвенное убийство. Но угрызения совести сломили его. Бог простил Царя Давида, но сказал ему: «Не отступит меч от дома твоего во веки». Царь Давид сполна расплотился за свой грех. Его дочь Фамарь была износилована своим же братом Амноном, который в свою очередь был убит другим братом Авессалоном. Авессалон востал против отца своего и тоже был убит. Жён Царя Давида публично изнасиловали, как сам он тайно прелюбодействовал с женой Урии. Так казалось бы нам , славное Царство Давида было омрачено бесконечными неурядицами.
Эта история даёт всем нам урок, кто считает, что можно грешить, грешить, грешить и всё это нам сойдёт с рук.
Однако Царь Давид был Богу угодным человеком. И вот из этого горького жизненного опыта среди 150 псалмов написанных Царём Давидом, он пишет два покаянных псалма, под номерами 31 и 50.
И вот 50 Псалом мы сегодня и рассматриваем, как наиболее часто читаемый.
Сознание своей вины и своей греховности пред Богом за грех прелюбодеяния и убийства было у Царя Давида на столько глубоким, что он просит о прощении и очищении себя, обращаясь к великому милосердию Бога. У Давида было мучительное недовольство собой и осуждения себя. Давид низко пал сам в своих глазах. Он просит прощения, омовения, очищения себя.
И Царь Давид в этом псалме не только приносит покаяние за свой единственный грех, а говорит, что он уже был в беззаконии зачат и во грехе рождён, то есть склонность греховного господства он признал как враждённую и за все свои грехи он просит прощения у Бога. Все его грехи, это наследственность первородного греха и Царь Давид это признаёт.
В Псалме есть трудные слова для понимания читателя, это: «Окропи меня иссопом и буду чист» . Упоминаемый в тексте псалма иссоп — трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Ниже слова «избавь меня от кровей» указывают на кровь убитого Давидом человека.
Но есть самые главные строки этого Псалма: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Царь Давид для себя просит СЕРДЕЧНОЙ ЧИСТОТЫ. «Сердце чисто сотвори во мне, Боже» — я думаю нам бы всем эти слова следовало бы произносить постоянно. Понимаете разницу, нашей молитвы, о чём просим Бога мы …о земном благополучии нашем и слова молитвы святого человека Царя Давида, который просит дать ему сердечную чистоту! Вы просили когда нибудь сердечной чистоты себе своими словами не читая этот псалом? Вы просили когда нибудь у Бога , чтобы открылось у вас духовное зрение и вы бы смогли увидеть свои грехи? Вы просили у Бога дать сил не грешить? Зато бытового и проходящего, не важного для нашего сердца и души мы просим потребительски постоянно словами «Подай Господи».
При этом, эти слова: «Сердце чисто сотвори во мне, Боже» — были обращены к Богу Отцу ещё за долго до Рождества Христова. Ведь Царь Давид, это человек Ветхого Завета. А мы с вами живём в Новом Завете, мы Христиане и пользуемся христианским учением, где апостол Павел говорит в послании к Коринфянам: «Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло и теперь всё новое» . Эти слова как бы добавляют или объясняют нам слова того же апостола Павла в послании к Галатам: » Ибо во Христе Иисусе ни чего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь».
Вот сегодня 14 января как раз в Православной Церкви празднуется праздник Обрезание Господне. Обрезание в иудейском мире является как бы очищение от первородного греха, совершается на восьмой день от рождения и младенцу даётся имя. Господь наш родился в той стране, где по закону этой страны, он тоже был обрезан и Ему было дано имя Иисус. Но вот когда появилось Христианство, то апостол Павел и говорит, что в христианстве обрезание ни чего не значит и что человек обрезан, что он не обрезан, человек одинаков, а для христианства важно быть «новой тварью»…новым творением, то есть Христианином. Кто во Христе, тот и есть новая тварь, древнее всё прошло и теперь всё новое.
Праздник Обрезание Господне у нас остался как память о этом событии , но самого обрезания у нас нет, древнее очищение ушло, теперь новое очищение Христос нам даровал, это крещение в воде. Хотя есть такие христианские народы в традиции которого есть и Обрезание младенца и его Крещение, в память о том, что и Христос был Обрезан и Крещён. Такое можно наблюдать у христиан азиатских стран и стран Африки.
Опять же апостол Павел пишит к Ефесеянам: «Ибо мы (христиане) — Его (Бога) творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить».
А сами слова 50 Псалма : » Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня» , разве не напоминают нам слова молитвы Господа, молитвы которую единственную нам оставил Христос… «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»?
Для нашего покаяния недостаточно придти в храм и поставить свечу. Для покаяние Царя Давида недостаточно было приносить многократные жертвы всесожжения на ветхозаветном жертвеннике.. Для покаяние нужно: иметь соответствующее настроение, сокрушенный дух и сокрушенное смиренное сердце. Сознание своего греха, болезнь, страдание за него. Покорное сердце перед Богом.
Когда мы читаем этот 50 Псалом, мы его читаем не от лица Царя Давида, а как молитву от себя. Псалом очень ярко изображает покаянное состояние грешника. А грешники — это все люди, каждый человек и мы в том числе. Псалом должен передавать каждому из нас чувство смирение, с каким должен обращаться к Богу каждый молящийся человек. Силу смирения и глубину покаяния каждого молящегося грешника, вот что нашими устами должен передавать этот Псалом. И как мало читая этот Псалом, мы вникаем в его историю и его значения.
Краткий смысл этого Псалма, мы можем изложить (пересказать словами) так: Господи! Прости и очисти по Твоей великой милости мой грех, который тяготит меня. Я глубоко сознаю свою вину пред Тобою. Я зачат и рождён во грехе. Ты сообщил мне откровение, любил меня. Прояви свою милость очищением и прощением моего греха и сделай меня радостным от полученного прощения. Открой мои уста для проповедания и восхваления Тебя Такой вид богоугождения Тебе приятний всех внешних жертв.
Почему мы можем сказать, что этот Псалом не только Покаянный, но в нём красной главной чертой проходит МОЛИТВА О МИЛОСТИ Божий. Ибо Давид просит «Возвратить ему радость спасения». И такая бы милость от Бога была бы для Царя Давида наполнена радостью и веселием.
А нам остаётся чаще читать 50 Псалом, сокрушаться о своих грехах через него, молитвенно просить милости Бога простить наши беззакония и упавать на милость Божью.

игумен Филарет (Романов)