Радикальный ислам

Что мы слышали о так называемом радикальном исламе? Наверное, что это крайность, противоположная «умеренному исламу». Но на самом деле, они имеют одни корни. Смогут ли случайные прохожие отличить «радикальный ислам» от истинного? Узнаете из эксперимента «Тигров разума».

Имеет ли это отношение к исламу?

Вопрос: Не пожимать и не целовать руки женщинам, кроме тех, которые дозволены мужчине?

Ответ: Прикасания к чужой женщине запрещены в исламе. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если голову одного из вас проколют железной иглой — будет лучше для него, чем притронуться к запретной для него женщине».

Вопрос: Отрицание достижение современной науки и мысли в самых разных сферах. Есть такое в исламе или это радикализм?

Ответ: Ислам, в отличие от многих других религий, прямо побуждает к науке. Получение знаний — один из важных аспектов мусульманской религии. Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».

Вопрос: Регулярно обвинять в неверии всех, кто не согласен с его мнением, затевая споры, публично оскорбляя людей, проявляя ненависть и раздражение, есть ли это в Исламе?

Ответ: Выносить такфир (обвинение в неверии) без достаточных знаний, компетенции и веских оснований — строго запрещено в исламе. Чаще всего сегодня это делается в криминальных или политических целях. В хадисе говорится: «Если человек скажет своему брату : «О неверный!», — это вернется к одному из них». Для мусульман основным примером для подражания является пророк Мухаммад (мир ему). Жизнь и его деятельность — образец уважения к окружающим и сдержанности. В Священном Коране сказано: «Горе всякому хулителю и обидчику» (104:1).

Вопрос: Не празднование и запрет на поздравление с любыми праздниками, кроме как Ураза Байрам и Курбан Байрам?

Ответ: В исламе есть только два официальных праздника, но религия не убивает традиции народов. Праздники, истоки которых не противоречат исламу, допускаются. Пример тому – день города, день строителя, день космонавтики.

Вопрос: Сводить религию к нескольким примитивным идеям, игнорируя сложность и разнообразие окружающего мира.

Ответ: Особенность ислама – подходить к каждому вопросу с тактичностью и рассудительностью, чтобы не допустить конфликтной ситуации и не вызвать негатива. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185).

Вопрос: Не посещать мероприятий, где распивают алкогольные напитки, даже если это торжество у близкого родственника, например свадьба. — Настоящий ислам или радикальный?

Ответ: Мусульманам стоит избегать мест, где происходит совершения греха. В одном из хадисов от пророка (мир ему) приводится: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не садится за стол, за которым пьют спиртное».

Вопрос: Отрицание авторитета религиозных ученых, богословских трудов, фетв (богословско-правовых заключений), всего богатства и разнообразия исламского духовного и правового наследия.

Ответ: Богословы и шариатские правоведы занимают в исламе важнейшее положение. Посредством их Всевышний Аллах оберегает нашу религию. В Коране говорится: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).

Вопрос: Считать, что насилие – главный инструмент достижение целей, а также проявлять ненависть ко всему окружающему и окружающим. Есть такое у настоящих мусульман?

Ответ: Ислам – религия мира, поэтому решение с точки зрения силы – вынужденная крайность в исключительных ситуациях. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость мраком».

Вопрос: Запрет на ношение золота для мужчин. Это только у радикалов?

Ответ: В хадисе говорится: «Эти две вещи для мужчин из числа моих последователей запретны, а для женщин — разрешены». Врачи из частного исследовательского Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США) выявили странную закономерность. Мужчины, которые не снимая носят золотое обручальное кольцо более 10 лет, чаще всего обращаются за медицинской помощью, жалуясь на проблемы с потенцией.

Санкции научат Россию делать мощные турбины

Ислам мира и добра в Коране тоже присутствует. Суры раннего мекканского периода полны призывами к миролюбию, прощению, состраданию и веротерпимости. Но именно вторая часть священной книги считается правоустанавливающей. Ее мы и рассмотрим.

Непознанное, кажущееся лишенным человеческих черт, сердца, всякой связи с человеческим сообществом вызывает ужас и страх одним фактом своего незримого присутствия среди нас. Шахиды – это именно такая материя.

«Если мы будем яснее представлять, какими причинами они руководствуются, убивая нас, нам будет легче преодолеть собственный страх и упадок духа»

В силу того что мы не в состоянии даже приблизительно понять их мотивы, они кажутся многим из нас существами, явившимися с другой планеты, само существование которых подрывает устои нашей жизни.

Но нет, они вполне живые люди, со своей сложившейся системой убеждений, собственными страхами, отчаянием, и если мы будем яснее представлять, какими причинами они руководствуются, убивая нас, нам будет легче преодолеть собственный страх и упадок духа.

Надо угадать за слепым, неопределяемым обликом живое существо, искалеченное, превращенное ложными воззрениями в смертельное орудие не для того, чтобы проникнуться чужой бедой, а чтобы точно знать, с какой болезнью мы имеем дело и какие методы обеззараживания необходимо применить для того, чтобы отвести удар.

Радикальный ислам уверен в том, что наш мир – это собрание уродливых, неистинных форм человеческого общежития, которые самим своим устройством продуцируют величайшую неправду, оскорбляющую Творца миров.

Только слово Аллаха может служить основой, учреждающей общественный уклад, только теократия, только управление обществом непосредственно божественной истиной. Салафизм считает светские институты оскорблением долженствования веры и потому объявляет войну всему привычному порядку жизни.

Но самое в нем опасное – это непререкаемая убежденность в том, что мир неверных, то есть инаковерующих, к которым относятся и представители умеренных версий ислама, должен быть уничтожен дотла, развеян по ветру, чтобы слово Аллаха восторжествовало повсеместно.

Надо угадать за слепым, неопределяемым обликом террориста живое существо (фото: Abed Omar Qusini/Reuters)

Основным религиозным направлением ислама на протяжении столетий был суфизм, вбиравший в себя локальные языческие верования и обряды, развивавший духовные практики, сосредоточившийся на совершенствовании личности, а не расширении власти Халифата.

Открытый внешним веяниям, он не был агрессивен, его морально-этическая доктрина в целом перекликалась с нормами других авраамических религий – иудаизма и христианства.

Но салафитская революция в мусульманском мире, начало которой положили в 30-х годах прошлого столетия египетские «Братья-мусульмане», десятилетиями набирала обороты. Уже после развала СССР под ее знамена встали сотни тысяч последователей ислама. Сегодня салафизм является самой актуальной и самой результативной идеологией мусульманского мира.

Опирается она, вопреки всякой политкорректности, на священный Коран, вернее, ту его часть, которая была надиктована Пророком после бегства из Мекки в Медину: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн – хуже, чем убиение И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а религия будет принадлежать Аллаху». (2: 190–193).

Публицист Валерий Седеров писал: «Применение силы против неверных категорическим образом предписывается мусульманам стихами 5, 12, 13, 29, 36, 73, 123 одного из последних, важнейших откровений Корана – суры под хорошо известным христианскому миру названием «Покаяние» (сура IX).

«А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!» (9:5). Стих же 29 суры «Покаяние» касается уже не многобожников, а «людей Книги» – евреев и христиан: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его Посланник, и не подчиняется религии истины, – из тех, которым ниспослано Писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными».

Или: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; когда же произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош».

Так предписывают, например, стихи 47: 4, 5. Так что столь распространенные ныне обезглавливания нечестивых – не способ террористического запугивания телезрителей, а теологически узаконенная мера воздействия. Такой вывод сделал Валерий Сендеров.

Чтобы не утомлять читателей богословскими нюансами, скажу коротко, что ислам мира и добра в Коране тоже присутствует.

Суры раннего мекканского периода полны призывами к миролюбию, прощению, состраданию и веротерпимости. Но именно вторая часть священной книги считается правоустанавливающей, поскольку согласно принципу «Насх» (отмены), принятому в юридическом толковании Корана, сказанное Пророком позднее отменяет сказанное им же ранее.

Протестантская версия ислама ваххабизм, получившая свое название от имени ее основателя Абд аль-Ваххаба, окончательно утратила в наше время локализацию в границах Аравийского полуострова. Сотни тысяч ее последователей живут в Европе, и попали они туда отнюдь не летом 2014 года. Десятилетиями мусульмане расселялись в западных странах, и одна из самых крупных общин – французская.

Салафитский призыв мобилизовал многих мусульман под знамена священной борьбы с неверными. Фанатично преданные идеям джихада, они готовы исполнить предписываемое им деяние, когда в том возникнет необходимость.

Салафитская зараза глубоко пустила корни и в нашей стране. Например, в начале 2000-х образованная мусульманская молодежь, обучавшаяся в лучших вузах страны, была повсеместно захвачена идеями радикального ислама.

Но уже к середине 2000-х это повальное безумие стало сходить на нет благодаря тому, что в традиционных обществах наметился масштабный возврат к умеренным суфийским верованиям. Нельзя не сказать и о вдумчивой экспертной работе российских спецслужб, которые достаточно успешно вели работу по искоренению ваххабитского радикализма.

Кстати, по ходу дела выяснилось, что салафизм может быть умиротворен. Так, например, в Дагестане образовались общины, которые, не отказываясь от убеждения в порочности современного мира и его устройства, тем не менее решили возлагать надежды на эволюционные изменения, а не на вооруженную и террористическую борьбу с неверными.

Нам надо понимать, что салафитские сообщества могут быть преображены и, если можно так выразиться, социализированы. Для этого нужно внести в радикальный ислам элемент веры в то, что жить в мире, который является уделом Иблиса, можно и нужно, не убивая себя и других, ценя жизнь как величайший дар Аллаха.

Я уверен, что эта работа ведется, что все это можно сделать и что опасность не так велика и непреодолима, как может показаться. Из сотен тысяч последователей радикального ислама лишь единицы способны обратить себя в живую бомбу, а это значит, что они могут быть вычислены, пронумерованы и уничтожены.

Работаем, братья!

Часть 1. Исламский мир переживает период реформации

Сегодня во всем исламском мире и в России в частности сложилась очень сложная внутриконфессиональная обстановка. Противоречия внутри одной конфессии достигли уровня вооруженного противостояния, в котором государственный аппарат страны, особенно его силовая составляющая, становится на сторону одной из противоборствующих группировок. В чем же причина этого противостояния и подобного поведения государства?

Если говорить о причинах роста радикализма в исламском мире, то их не так много, как это может показаться на первый взгляд. Если быть более точным, то это, скорее, некий процесс, который порождает явления, вследствие которых и возникают причины, способствующие росту радикализма. Причины, благодаря которым молодежь попадает в среду экстремистов и вступает в ряды незаконных вооруженных формирований.

Обратившись к экспертам, занимающимся вопросами радикализма и экстремизма, мы услышим более десятка причин, по которым в молодежной среде растут радикальные настроения. Причинами, способствующими и вовлекающими молодежь в ряды экстремистов и террористов, называют суицидальные настроения, когда ребенок, не получивший в детстве должного внимания от родителей, остается с душевной травмой и пытается уйти из жизни путем вступления в ряды смертников. В эту группу, как правило, попадают дети из трудновоспитуемой категории (беспризорники, сироты, дети из малообеспеченных семей).

Есть и чисто религиозные причины, когда молодёжь, одержимая некоей идеей, пытается революционным путем установить «справедливое общество». Такие попытки, как правило, заканчиваются еще большей несправедливостью — резней и гражданской войной.

По мнению экспертов, одной из важных причин роста экстремизма в обществе, и особенно среди молодежи, является вопиющая социальная несправедливость, когда люди с обостренным чувством справедливости пытаются бороться с ней радикальным образом. Как правило, в эту категорию попадает как молодежь из малообеспеченных семей, так и вполне обеспеченных и богатых слоев общества.

Однако все эти ответы не до конца раскрывают суть вопроса. Тема религиозного экстремизма слишком многогранна, сложна и глубока, чтобы можно было объяснять ее простой борьбой с социальной несправедливостью.

Все названные и неназванные факторы вступления молодежи на радикальный путь — лишь следствие большого явления, которое можно объяснить лишь цивилизационными изменениями, происходящими в мире, в том числе исламском.

Часть 2. Небольшой экскурс в историю вопроса

Если мы окинем взглядом историю развития исламского мира, то обнаружим, что он прошел несколько этапов реформации. За годы своего существования исламский мир пережил периоды:

Период «Праведных халифов»;
Период «Правления королей»;
Период «Правления диктаторов».

Сегодня исламский мир возвращается в ту фазу, о которой предупреждал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Это — фаза правления «Праведных халифов». Если переложить это явление на современный язык, можно сказать, что период праведных халифов был периодом «исламской демократии», периодом максимально упрощенного ислама с высокой степенью социальной справедливости, к которой сегодня стремятся, призывают и за которую борются исламисты-радикалы. То есть процессы, происходящие сегодня в исламском мире в среде мусульманской уммы (без географической привязки), с точки зрения единого социума являются революцией, вызванной попыткой реформации ислама.

Возникает вопрос — что привело исламскую умму к революционной ситуации, осознанию того, что ислам нуждается в реформах?

Ведь революционная ситуация возникает не спонтанно, а является итогом общественно-политического кризиса, «когда низы не могут жить по-старому, а верхи не хотят управлять по-новому».

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии исламских веяний, или хотя бы с теми сторонами, между которыми идет противоборство. На сегодняшний день мы имеем две стороны: так называемый «традиционный ислам» в виде суфизма и сунитских школ – «мазхабов» и «нетрадиционный ислам» в виде «салафизма» и «ваххабизма».

Если говорить о так называемом «традиционном исламе» на Ближнем Востоке (который серьезно отличается от так называемого «традиционного ислама» в России и бывших постсоветских государствах), то нужно отметить, что он был установлен исходя из реалий родоплеменного и отчасти рабовладельческого строя, в котором жили арабы на заре ислама. Ислам регламентировал тот образ жизни, ту общественно-политическую формацию того общественного строя, в котором тогда пребывали арабы.

Сегодня мир прошел многие фазы культурных и социальных перемен — от индустриальной революции к постиндустриальному обществу, от модернизма к постмодернизму, в котором сегодня живем все мы, в том числе народы и государства исламской культуры и вероисповедания. Совершенно естественно, что молодежь, живущая в постмодернистском обществе, не может разделять точку зрения на ислам представителей старой формации, сформировавшейся в период родоплеменных или рабовладельческих отношений, называемой ныне «традиционным исламом». А значит, такая общественно-политическая формация, такие социально-культурные отношения, которые свойственны традиционному обществу, не могут удовлетворять постмодернистскую исламскую молодежь, подвергнутую интернационализации (космополитизации) современным миром и, в частности, западной индустриализацией.

Что касается непосредственно нашей страны, то так называемый «традиционный ислам» сложился у нас в период колониальных завоеваний сначала татаро-монгольского периода, потом времен Тамерлана. В нынешнем виде он сформировался в жесточайший период диктата коммунистической идеологии, а значит, следуя пророчеству по своей сути, является исламом, сформированным для служения интересам диктаторских режимов, и не может отвечать интересам и веяниям времени. А значит, опять же, следуя пророчеству, он должен уступить место «демократическому исламу» — прогрессивному, социально-ориентированному исламу, существовавшему в период «праведных халифов», к которому стремится прогрессивная исламская молодежь.

Это означает, что сегодня исламский мир переживает период глубокой исламской реформации — переход из одного состояния исламской уммы, ее социально-политических и общественных отношений, в совершенно в другую форму. Этот весьма болезненный процесс изменения, естественно, вызывает отторжение у старого, отжившего свой век представления об исламе и образе общественно-политического устройства исламского мира.

В этой связи нужно отметить, что поддержка силовой составляющей российского государства (или любого другого государства, где проходят эти процессы) так называемого «традиционного ислама» является совершенно естественной. Ибо силовая структура в любом государстве — это наименее поддающаяся реформам система, и в целях защиты себя и своего строя она будет защищать себе подобных. Но это никак не означает, что эта защита идет во благо государству как таковому.

Часть 3. Модернизация и урбанизация – причины конфликта на религиозной почве в России

Как мы уже отметили выше, исламская умма не может оставаться в стороне от процессов, происходящих во всем мире, когда человеческая цивилизация вступила в постмодернизм. Мы не можем оставаться и в старой общественно-политической и культурной формации. И не потому, что мы этого не желаем, а потому, что западный мир, хотим мы того или нет, влияет на процессы, происходящие в исламском мире. На сегодняшний день Запад, в силу ускоренных темпов развития технологий, науки, искусства, строительства городов и т.д., является «законодателем моды» в смене общественно-политических формаций.

Именно развитие цивилизации – рост численности и уровня жизни населения, переезд сельского населения в города (урбанизация) мусульманского мира — является генератором реформации ислама. Сельское население, приезжающее в города в поисках работы и лучшей доли, не может отказаться от «традиционного воспитания». Однако, как бы мы того не хотели, с традиционным взглядом на мир, в частности на ислам, они не могут выжить и влиться в городскую – урбанизированную — среду. А значит, они входят с представителями городской культуры в противоречия и борьбу, в которой, в конечном итоге, обречены на поражение.

Уклад жизни традиционных обществ, сохраняющийся в сельской среде, нежизнеспособен в городских условиях. Попадая в городскую среду, сельский житель сталкивается с совершенно другим устройством «джамаатов», организованных не по признаку родоплеменных отношений, а на совершенно иных взглядах на жизнь. Что, естественно, вызывает у пришлых «традиционалистов» негативную реакцию и конфликт интересов.

Именно по этой причине в чеченском обществе, как и во всех других, центром протестных явлений в среде мусульман являются города. Образ жизни урбанизированного молодого человека сформировался, исходя из городских отношений, которые во многом космополитичны и резко отличаются от отношений в селе или глубинке. Старая общественная формация, свойственная сельской среде, и отношения внутри этой среды мусульман не могут отвечать потребностям вновь зародившейся и разрастающейся городской формы социальных и общественно-политических отношений.

Это приводит к конфликту между молодым поколением мусульман, живущих в новых общественно-политических формациях (в городской урбанизированной среде), со старыми консервативными взглядами на ислам и образом социальных отношений в исламе, сформированными в консервативной сельской среде, не тронутой индустриализацией, урбанизацией и другими цивилизационными изменениями, то есть в отживших свой век общественно-политических формациях.

Неудивительно, что так называемый «традиционный ислам» и «традиционное общество» всячески сопротивляются такому положению дел, так как в своей основе они глубоко консервативны. Однако эти благородные потуги традиционалистов в конечном итоге обречены на провал. Традиционный ислам не может существовать и доминировать в урбанизированном обществе: городское население неминуемо будет принимать форму салафитского — реформированного — ислама. В случае же продолжения противостояния между так называемым традиционным и нетрадиционным исламом существует опасность, что молодежь вообще будет отказываться от религиозных взглядов, что вызовет волну нигилизма и повторения событий октября 1917 года, когда уставшая от противоречий молодежь совершит свою революцию и полностью отречется от Бога. К чему и стремится сатана!

Мусульмане должны понять, что нынешнее противостояние внутри ислама губительно для всего исламского мира, а значит, должны найти форму сосуществования друг с другом.

Ислам Сайдаев, эксперт по антитеррору (Грозный)