Распятие Дионисий икона

Ренессанс

1500 год.
85×52.
Третьяковская галерея, Москва.

Из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским (умер в 1429 году). Сохранность хорошая. Фон и поля были золотыми. На фоне следы от гвоздей оклада. Левкас на нижнем и правом полях утрачен. Левое поле опилено. Так как Троицкий собор, откуда происходит «Распятие», был построен в 1505–1516 годах Василием III, то дата (1500 год) на обороте «Спаса в силах», происходящего из того же собора, вызывает сомнение. Остается предполагать, что в собор поместили иконы более старого иконостаса. Очень показательно для Дионисия использование в качестве образцов икон раннего XV века.

Эту икону считают вершиной творчества мастера, написана в 1500 году. Икона пронизана ощущением «надмирности» происходящего: его создают певучие линии, очерчивающие удлиненные, тонкие силуэты святых. Христос, распятый на кресте, возвышается над всеми, а ангелы как бы плывут в небесном пространстве. И крест Голгофы тоже как бы царит в пространстве Вселенной. И вся икона рождает поразительный по духовности, по чистоте образ бесстрастного, преодоленного страдания.

На высоком, тонком, исчерна-зеленом кресте распято тело Христа. Пропорции его удлиненные и изысканные, голова небольшая. Крест утвержден среди мелких уступов невысокой Голгофы, над зияющей черной пещерой, в которой можно различить «лоб адамов». За крестом высится иерусалимская стена; на ее фоне по обе стороны креста изображены предстоящие Распятию. Слева прижавшую ладонь к щеке Богоматерь обеими руками поддерживает приникшая к ней Мария Магдалина. Откинувшись назад, Богоматерь касается рукой ее одежды. Очертания стоящих позади стройных тонких фигур двух других Марий (Клеоповой и Иаковлевой) усиливают выражение скорби, переданное жестами Богоматери. Справа поник, прижав руку к груди Иоанн. Очерчивающие его линии подчиняются ритму группы горюющих женщин. Стоящий за Иоанном Лонгин сотник, подобно Богоматери, откинулся назад. Держа перед собой небольшой круглый щит, он, широко расставив ноги, поднял вверх голову, окутанную белой повязкой, закрывающей также и шею. Различие поз Иоанна и Лонгина создает своеобразную цезуру в ритме1, владеющем фигурами предстоящих. Над головами предстоящих — ангелы, которые сопровождают олицетворения прилетающей Церкви нового завета и улетающей ветхозаветной церкви — Синагоги. Вверху, над длинным поперечным перекрестьем, к осененной широким золотым нимбом поникшей голове Христа слетают с обеих сторон оплакивающие его ангелы. Плави лиц и тела Спаса исполнены золотистой охрой, с легкой подрумянкой по оливковому санкирю. Цвета одежд — светлые, разнообразные оттенки желтого, лиловатого, коричневого и зеленого — сочетаются с алой киноварью двух тонов. Фон и поля золотые (сохранились фрагменты верхнего поля с красной опушью).

Доска липовая, шпонки врезные, более поздние, верхняя — сквозная. Правое поле опилено. Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52.

Происходит из иконостаса Троицкого собора Павлова-Обнорского монастыря, потом находилась в Вологодском музее.

«Распятие» — икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим… Богоматерь высится… И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

leto_volodya

Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит
А.С. Пушкин
Очень интересный символ. С чем свяжет обычный человек полумесяц? Скорее всего вспомнит про Ислам и Красный полумесяц. Особо продвинутые, возможно, вспомнят про флаг Турции. А ведь этот символ имеет богатые Православные и дохристианские смыслы на Руси. Так и получается, что истории своей не знаем, а живём чужими смыслами.
Вот к примеру слева на картинке — православная церковь, на куполе православный крест, а внизу которых полумесяц. Спросите первого встречного, что это значит. В лучшем случае услышите предположения про символ победы над Ордой. Хотя Орда Православия не притесняла, да и кресты с полумесяцем сильно древнее окончания Ига. Так что вариант «победа над Ордой» конечно же не имеет никакого отношения к реальности (слева к примеру Дмитриевский Собор во Владимире, построенный в 1194—1197 гг., т.е. ещё до начала татаро-монгольского Ига), но об этом чуть позже.
Славяне
Сначала немного о роли полумесяца у древних славян. В русских сказках луна это признак безусловно позитивного героя, обычно девицы. Так что Александр Сергеевич не случайно именно так описал свою дивную княгиню — сказки Арины Родионовны не прошли даром.
Если же вспоминать язычество, то с одной стороны Лунная богиня это Мокошь, богиня плодородия, влаги и доли. Отвечает за семейное благополучие. Хранительница Живой воды. Имя Макошь часто выступает синонимом воды. Жена Перуна, один из знаков которого — звезда Перуна (кстати, с точки зрения символики звезда достаточно близка к кресту по смысловым коннотациям).
А с другой стороны, черная луна это символ Мары (Морены), сестры Живы и Лели. Хранительница Мертвой воды. Есть даже версия, что чучело, которое сжигается на Масленицу — чучело именно Мары. Богини смерти и холода, живущей в Нави.
Есть мнение, что это два лика одной богини. Темный и светлый. Для Яви и для Нави. И это отсылает нас к образу древнегреческой Гекаты, имевшей двойственный образ земной Хтонии и небесной Урании. И в том числе связывавшей потусторонний и этот мир.
Упомяну ещё лунницы (см. картинку слева) — они ещё долго после крещения Руси они были распространенным женским украшением. Даже несмотря на осуждение батюшек, видевших в лунницах пережитки язычества.
Итого, луна — достаточно важный символ у древних славян (и не только), отсылающий к женскому началу, связывающему земной и потусторонний мир.
Православие
Вернёмся к кресту с полумесяцем в Православии. Я уже упоминал, что это одна из древнейших форм накупольного креста. Что же это может значить?
В вики написан откровенный бред на тему цаты и царя царствующих. Большинство же исследователей сходятся на том, что луна символизирует Богородицу, в некоторых случаях Церковь (одно другому не противоречит — т.к. «Богоматерь, через которую воплотился Христос, понимается вообще как храм Господень»). В то время как Крест символизирует Христа, который в этом случае часто соотносится с солнцем (звездой). Приведу несколько характерных цитат:
«жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. ХII, 1).
«Самъ Христосъ спаситель, иже есть солнце, и луна — пресвятая дѣва Марiя, стали и пособствовали побѣдити гордаго сего» (Стефан Яворский)
«Иная слава солнца (Бога), иная слава Луны (Божьей матери), иная слава звезд (святых)…» (Апостол Павел. 1 Коринфянам, 15, 41)»
«Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема» — песнопение на заутрене Великой Субботы.
Таким образом крест с полумесяцем объединяет в себе символику Бога и Церкви, Христа и Богородицы.
Вот как интересно получается — у древних славян луна это символ главной женской богини, особо почитаемой в народе. В Православии луна это символ Богородицы, которая является покровительницей России. Христос отождествляется с солнцем-звездой, в то время как у древних славян была звезда Перуна (см. рисунок справа). Итого, если рассуждать абстрактно, сочетание луны и креста даёт нам символ сочетающий мужское и женское начала, по сути мало отличающийся от символов, привычных древним славянам. Такая вот преемственность.
В общем, чем больше изучаешь историю, тем очевидней, что не случайно так вышло, что Русь так легко приняла Православие. Само название веры «Правь славить» уже говорит о многом.
Ислам — Сассаниды, Византия, Турция
Надо отметить, что символика луны по отдельности или в сочетании со звездой/крестом достаточно универсальна — из современных традиций сочетание луны со звездой сразу заставляет вспомнить ислам. Но постойте, в раннем исламе никаких полумесяцев не использовалось. Изначальный символ ислама это простое зеленое знамя (Знамя Пророка). Откуда появились полумесяцы на минаретах и на флаге Турции? Есть теория, что полумесяц был символом империи Сассанидов (империи ариев) — использовался на царской крылатой короне (см. картинку слева). И после падении империи под натиском мусульман, те просто унаследовали символику — полумесяц сначала стал символом Османской империи, а потом и ислама.
По другой теории османы взяли символ полумесяца со звездой от Византии (Константинополя). В бытность греческим полисом, он, как считается, имел в покровительницах Гекату, богиню лунного света. Так мы пришли к языческим корням исламской символики — звезды и полумесяца. И опять получили сочетание духовного (мужского) начала и земного (женского) начала.
Интересные параллели с символикой Креста совмещённого с луной — на глубинном уровне различие только во взаимном расположении символов. Т.е. вопрос в том, какой аспект важнее. В исламе акцент на Луне (ночь), в христианстве на Кресте (солнце — день), который несет Луна.
Но если копать глубже, то выяснится, что полумесяц со звездой (крестом) использовался и Тюркским каганатом, и шумерами, и иудеями, и вообще это очень древний солярный символ, отсылающий к взаимопроникновению небесного и земного.

Советский союз
Изобретатели символики Советского Союза были вполне грамотные специалисты в эзотерике — не хуже масонов (справа изображение печати тамплиеров). Посмотрим повнимательнее на такой символ СССР, как серп и молот.
В принципе, можно заостриться на том, что молот один из масонских оккультных символов, символизирующий власть над человеком. А серп в оккультизме это власть над временем и смертью. Но мне больше нравится версия, исходящая из того, что молот это один из видов креста — тау крест, крест Св. Антония (символ Христа), а серп явный символ луны-полумесяца (символ Богородицы). И учитывая, что серп был наложен на молот, то молот важнее, что отсылает нас к Православным крестам с полумесяцем и языческим традициям славян. Т.е. опять видна преемственность глубинных смыслов идеологии нашей страны.
История символов очень поучительна и интересна — особенно, если интересоваться преемственностью вкладываемых смыслов. И основной вывод тут только один — изменчивость внешней оболочки (что это — серп и молот? Христос и Богородица? Мокошь и Перун? Победа христианства над исламом?) позволяет понять, что в голове у отвечающего, т.е. служит хорошим идеологическим маркером. Но при этом глубинные смыслы никуда не исчезают и продолжают оказывать своё влияние, несмотря на смену обертки. Тут встаёт интересный вопрос, что первично — эгрегор, выбравший себе символику и формулирующий её идеологическое наполнение, или символика, доставшаяся эгрегору и влияющая на его идеологию. На эту тему предлагаю прочитать статью про Пацифик и древо жизни (см. ссылку ниже).
Доп. У астрологов перевернутый крест с луной — символ Лилит (чёрной луны).
Символы 1. Маген Давид.
Символы 2. Крест и Полумесяц.
Символы 3. Пацифик и Древо Жизни.
Символы 4. Небесное и Земное.
Символы 5. Роза и Богородица.
Tags: Православие, ислам, история, символы

Распятие и Погребение Христа: иконы и картины

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Распятие. Страстной монастырь. Художник Парланд

Распятие. Художник Александр Айнетдинов

Распятие Христово

Распятие

Распятие. Из с. Чернокулова Юрьев-Польского р-на Владимирской обл. Начало XVI в.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Распятие. Из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

Дионисий. Распятие. XV в.

Казнь распятия на кресте была самою позорною, самою мучительною и самою жестокою. Такою смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Распятие Христа — Верхнерейнский мастер

Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головою Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей Царь иудейский», и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: «не пиши: Царь иудейский, но напиши, что Он говорил: Я Царь Иудейский».

Но Пилат ответил: «что я написал, то написал».

Джотто. Распятие. 1305 г.

И. Босх. Распятие с донатором. 1480-1485

Лукас Кранах Старший. Распятие Христа. 1503 г.

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собою. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: «не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется». И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий» (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын».

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: «если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т. е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвою: «Помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!»

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

М. Грюневальд. Распятие. Изенхеймский алтарь. 1510-1515.

Микеланджело. Распятие Христа. 1541

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до девятого часа (по нашему счету до третьего часа дня), т. е. до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: «Или, Или! лима савахфани!» то есть «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: «вот, Илию зовет Он». А другие говорили: «посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: «истинно, человек этот был Сын Божий». А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

В. Голынский. Распятие Иисуса Христа

Н. Ге Распятый Христос. Эскиз к утраченной картине. 1894 г.

Н. Ге Распятие. 1892 г.

М. Нестеров. Распятие

М. Шагал. Белое распятие. 1938 г.

Е. Черкасова. Несение креста

С. Антонов. Распятие (рельеф)

С. Антонов. Снятие с креста (скульптура)

Погребение Христа (фреска крипты кафоликона монастыря Осиос Лукас) XI в.

Положение во гроб. (икона школы Рублева)

Положение во гроб. (ростовская школа) XV в.

Положение во гроб. (икона критской школы)

Ботичелли. Положение во гроб. 1495-1500

Рафаэль. Положение во гроб. 1507

Микеланджело. Погребение Христа

К. Блох. Погребение Христа

А. Венецианов. Оплакивание Христа, 1811 г.

А. Иванов. Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа. 1850 г.

К. Вениг. Положение во гроб. 1859 г.

Н. Ге. Возвращение с погребения Христа, 1859 г.

Н. Кошелев. Погребение Христа. 1880-1881гг.

М. Врубель. Надгробный плач. Вариант 2. 1887 г.

Васнецов В. Плащаница 1901 год

Распятие Христово

Икона » Распятие Христово» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
О распятии Иисуса Христа рассказывают все четыре евангелиста.
И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую, — от Матфея святое благовествование, глава 27 стих 33.
И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста, — от Марка святое благовествование, глава 15 стих 22.
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю, — От Луки святое благовествование, глава 23 стих 33.
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина, — От Иоанна святое благовествование, глава 19 стих 17.

Последняя четверть XV века, — из Покровской церкви села Чернокулова Юрьев-Польского района Владимирской области.
Икона «Распятие Христово» из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, — около 1497 года, — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Конец XIV — первая четверть XV века, — из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке в Москве. Из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Икона «Распятие». Россия, вторая половина XVI века. Размеры: 70,5×55 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие с предстоящими. XVI век. Рязанский художественный музей им. И.П.Пожалостина.
Икона «Распятие». Иконописец: Эммануил Лампардос, — работал- в середине XVII века. Время создания: вторая четверть XVII века. Место создания: Средиземноморье. Размеры: 81,6х65,7х2 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие. Русский север. XVII век. Распятие с орудиями страстей на фоне иерусалимских стен. Распятие заключено в широкий круг с надписью молитвы «Кресту твоему поклоняемся». На раме – текст молитвы «Да воскреснет Бог».
Фотография иконы сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.
Распятие с предстоящими. Русский север. 1775 год. В нижней части вырезанная надпись: «Вырезано распятие Господне радением и тщанием олонецкого купца Ильи Емельянова, сына Мартьянова 1775 году месяца июня 25 дня. Резал распятие Алексей Соловецк». По сторонам креста стоят: Богоматерь с Марией Магдалиной и апостол Иоанн Богослов с военачальником – сотником Лонгтном. Сверху – ангелы, поклоняющиеся Кресту, над ангелами Бог Саваоф.
Фотография иконы сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.
Икона «Распятие» (крышка реликвария). Средиземноморье, XVII век. Размеры: 19,8х12,5х0,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие Христово, — конец XVII века, Москва. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Распятие. XVIII век. Рязанский художественный музей им. И.П.Пожалостина.
Распятие. Конец XVIII века. Егорьевский историко-художественный музей.
Распятие со сценами апостольских страстей в клеймах. Последняя четверть XVIII века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».
Распятие. Неизвестный художник, Россия, конец XVIII — начало XIX веков. Размеры: 44,5х39,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Выставка «;Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
1799 год. Невьянск. Размер 37,5×32,4×2,3 см. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Евгений Ройзман об иконе «Распятие Иисуса Христа» из собрания музея «Невьянская икона», — это Распятие (1799 год). По правую руку от Спасителя разбойник, который обратился. И Спаситель Сказал ему, — «Истинно тебе говорю, ныне же будешь со мной в Раю». А по левую руку тот, который злословил и хулил Спасителя. Он нарисован без бороды, чтобы сразу было понятно, кто есть кто. И, — в самом центре панорамы древнего Иерусалима, — нарисована многоярусная Невьянская башня с часами.
Распятие Христово с предстоящими. Двунадесятые праздники. Начало XIX века. Тверская областная картинная галерея.
Икона «Распятие Христа» с клеймами, — первая половина XIX века, — Тверская областная картинная галерея.
Распятие с предстоящими, избранные святые на полях. Первая половина XIX века. Палех. Из Покровской старообрядческой церкви в Серпухове. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Распятие. XIX век. Палех. Из Покровской старообрядческой церкви в Серпухове. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Распятие Христово с предстоящими. Старообрядческий мастер. Начало XIX века. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.
Икона «Распятие». Россия, первая половина XIX века. Размеры: 36х31 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Икона «Распятие». Россия, первая половина XIX века. Размеры: 36х31 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие Христово с предстоящими. Старообрядческий мастер. Середина XIX века. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.
Распятие Христово с избранными святыми на полях. Палехский мастер. Середина XIX века. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.
На левом поле: Симеон Богоприимец, мученик Уар, преподобная Феодора. На правом поле: Андрей Юродивый, мученик Феона Никомедийский, мученица Неонила Сирийская.
Распятие Господне с предстоящими. Россия, ХIХ век. Размеры: 124,5х94,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие. Россия, ХIХ век. Размеры: 37,2х25,8х2,2 сантиметров; 42,3х30,8х5,4 сантиметров (киот). Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие с предстоящими. Россия, ХIХ век. Время создания: вторая половина XIX века. Размеры: 44,5х37,7х2,8 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие с предстоящими и великомученицей Параскевой и Ангелом Хранителем на полях (с вырезанным крестом). Вторая половина XIX века (1870-1880 годы). Москва. Автор литого креста Хрусталев Р.С. Из Покровской старообрядческой церкви в Серпухове. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Распятие с предстоящими. Россия, ХIХ век. Размеры: 32,2х26,5х3 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие с предстоящими. Россия, конец XIX века. Размеры: 54х44х3 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Распятие. XIX век. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI-XIX веков».
Мастерская Михаила Ивановича Дикарева. «Ряспятие Христа», «Спас Нерукотворный», «Благовещение», «Избранные святые». 1880-1890 годы. Мстера. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Икона «Распятие с предстоящими», XIX век, Русский Север, Холмогоры. Егорьевский историко-художественный музей.