Расскажи о своих планах

Наши планы и Господни слезы

У каждого из нас есть какие-то планы. Мы о чем-то думаем, на что-то рассчитываем и, соответственно, что-то планируем. Планы бывают грандиозные, от которых буквально захватывает дух, и весьма скромные, такие, что и близким друзьям не расскажешь — в виду их мизерности. Есть свои планы у тех, кто владеет этим миром, у политиков и олигархов, и есть они у отогревающихся где-нибудь у теплотрассы бомжей. Разные у тех и у других, конечно. Но одна их общая отличительная особенность заключается в том, что все они носят личный характер.

Нет, планы, конечно, могут касаться многих людей, они могут быть глобальными, наполеоновскими, могут иметь своей целью ни много, ни мало — переустройство целого мира. Но они все равно будут личными — рождающимися из личности планирующего, из обстоятельств его жизни, из тех возможностей, которыми он располагает или надеется располагать. И если человека проявляют, показывают его мысли, слова, поступки, то планы — тем более: ведь именно в них находит свое воплощение нечто самое главное и в то же время сокровенное, таящееся в душе.

Поэтому, пытаясь разобраться в себе и в жизни своей — кто мы, чего стоим, — не в последнюю очередь стоит спросить себя: «А каковы мои планы? Чего я хочу, к чему стремлюсь, какие перспективы — и отдаленные, и ближайшие, — влекут меня к себе?». Я не уверен, правда, что ответ на этот вопрос будет легким. Не потому, разумеется, что большинство людей этого не знает. Просто очень часто, что-то планируя и рассчитывая, человек превращается в некий придаток, в преданного служителя своих собственных намерений. Не он уже управляет ими, а они им. Они становятся для него главной, основной реальностью, он искренне уверен, что именно они и есть жизнь, как таковая, а другой просто и быть не может. И оттого подчас так трудно бывает дать как кому-то со стороны, так и себе самому этот ответ.

А есть ведь и другой вопрос. Гораздо более сложный: «Ты планируешь, рассчитываешь… Но уверен ли ты, что в этом есть смысл, что ты не обманешься в своих ожиданиях, не пожалеешь о потраченном времени? Что в какой-то момент не окажешься похожим на бегуна, который только взял разгон, только набрал скорость, как врезался вдруг в неожиданно выросшую перед ним стену? В ту стену, которой оказывается для человека то, чем все кончается здесь, — смерть?»

И на него ответить непросто. И, кроме того, страшно. Ведь задумываться об этом — значит подвергать все — и себя самого, и жизнь свою в целом, — ревизии, допускать возможность того, что и сделанное, и планируемое может оказаться напрасным, не стоящим в действительности ни средств, ни усилий, ни, тем паче, времени, которое уходит, а его не вернешь.

И еще есть вопрос, который и важней, и в то же время сокрушительней двух предыдущих. Вопрос, которым вряд ли задастся человек, от Бога далекий, и которым вместе с тем поразительно редко задаются люди, в Бога, казалось бы, верующие: «А есть ли в моих планах и расчетах Господь? Что думает Он о том, чего я хочу и чего добиваюсь? Угодно ли это Ему?»

Это вопрос, с которого вообще все надо было бы начинать. Без него — любые планы, цели и свершения, словно строение без фундамента, которое и до бурных порывов ветра, и до разлития рек (см.: Мф. 7, 25, 27) может рухнуть под собственной тяжестью, не имея скрепляющей его основы. Такое здание — это, по сути, весь окружающий нас сегодня мир, построенный людьми, которые меньше всего озабочены тем, что думает о них Господь. Вот отчего в нем так неуютно жить, почему он так неустойчив, так нестабилен. И каждый кризис, переживаемый им, экономический или военный, при всей своей «рукотворности», служит побуждением к тому, чтобы задуматься об Основе — для тех, кто в принципе к этому способен. Много ли еще таких? — Наверное, нет. По крайней мере, мир становится еще неустойчивей и еще нестабильней.

И все равно люди планируют! Их планы не совпадают друг с другом, приходят в состояние конфликта, конфликтуют между собой и сами люди, и не только люди, но и целые их сообщества, и целые страны, и международные коалиции. И все это находится в движении — кажется, нескончаемом, неостановимом. Но это только кажется.

Есть сегодня такая расхожая фраза, ее разве что на заборе не увидишь, а так — везде: «Хочешь насмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Однако мало кто рассказывает. А если и рассказывает, то не ждет их оценки.

Господь же над планами людскими не смеется. Он скорее плачет. Точно так же, как плакал, взирая на Иерусалим, предвидя его падение и гибель (Лк. 19, 41). Плакал, стоя у врат города, в котором тысячи людей жили, чего-то хотели, чего-то искали, но только не Его. Плакал об этом городе и о всех подобных ему городах, обреченных, но обреченности своей не ведающих.

Есть, конечно, и другие планы… Такие, над которым не плачет Господь. Такие, которые Он благословляет и за исполнением которых следит, подобно отцу, с улыбкой глядящему на сначала неуверенные, а потом все более и более твердые шаги своего недавно вставшего на ноги малыша.

Это планы тех, кто… и не планирует в общем-то ничего. Кто просто стремится во всем и всегда исполнять Его волю. Кто любит мир и людей подобно Ему. Кто понимает ограниченность всего земного и бесконечную ценность вечного. Кто ради этой вечности живет и к ней обращает сердца тех, с кем встречается на путях жизни своей. Кто принимает Божии планы и становится их участником…

10 шуток Вуди Аллена – в картинках

Всем известно, что Вуди Аллен не только режиссёр-постановщик, но также сценарист и актёр, зачастую исполняющий главную роль в своих фильмах.

В последнем случае этот невзрачный, щуплый, теряющий решительность в самый ответственный момент очкарик приковывает внимание аудитории, даже если рядом с ним – кинозвезда мирового масштаба. Потому что его герои, своим неподражаемым чувством юмора и непринуждённой манерой сыпать колкости и остроты, дадут сто очков вперёд любой знаменитости.

Именно Аллен считается создателем жанра «интеллектуальной комедии», в которой серьёзность затрагиваемых тем уживается с насмешливой и иронической формой. Ему принадлежат такие проницательные изречения, ставшие афоризмами, как, например, «хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах», или «единственный способ стать счастливым — полюбить страдания». На основе многочисленных сценариев, интервью, выступлений на пресс-конференциях можно составить многотомный сборник цитат, шуток и афоризмов гениального Вуди. Мы предлагаем вспомнить некоторые из них.

«Не могу в это поверить. Мой доктор сказал, что я встану на ноги через пять дней. Он ошибся на 199 лет!»

«Спящий», 1973

«Знаете старый анекдот? Две пожилые женщины в пансионате в Кэтскилльских горах. Одна говорит: «Еда здесь просто ужасная». Другая отвечает: «Да, я знаю. И к тому же порции такие маленькие!» По существу, я так же воспринимаю жизнь: одиночество, неприятности, страдания, несчастья. И всё слишком быстро заканчивается.»

«Энни Холл», 1977

«Язвительная статья в журнале это хорошо, но кирпичи и биты гораздо доходчивее.»

Манхэттен, 1979

«Для тебя я атеист. Для Бога — лояльная оппозиция.»

«Звездные воспоминания», 1980

Микки: Если Бог есть, почему в мире так много зла? Откуда нацисты?

Отец: Откуда я, чёрт возьми знаю, откуда нацисты – я не знаю, как действует открывалка!

«Ханна и её сёстры»,1986

«Шоу-бизнес это грызня собак. Это хуже, чем грызня собак. Это, когда одна собака не отвечает на звонки другой, которая напоминает мне … Я должен проверить свой автоответчик.»

«Преступления и проступки», 1989

«Я думаю, что все должно вернуться к тому факту, что у меня было очень тревожное детство. У моей матери никогда не было времени для меня. Знаете, когда вы … Когда вы средний ребенок в пятимилионной семье, вы не получаете никакого внимания.»

«Муравей Антц», 1998

Дорис: У тебя нет ценностей. У тебя всё нигилизм, цинизм, сарказм и оргазм.

Гарри: Эй, во Франции я мог бы баллотироваться на должность с этим лозунгом и победить!

«Разбирая Гарри», 1998

«Вы очень сексуальны даже несмотря на то, что в определенном ракурсе похожи на Бенито Муссолини!»

«Тайна нефритового скорпиона», 2001

«Я услышал крики. Доел булочки, допил кофе и сразу примчался!»

«Сенсация», 2006

«Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах»

«Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах», — гласит поговорка. Действительно, порой даже тщательно продуманные, «верные» перспективы срываются в связи с непредвиденными обстоятельствами. Или… человек сам отказывается от намеченного. Оказывается, еще в прошлом столетии этот феномен привлек внимание многочисленных исследователей.

Казалось бы, что-то наметив (купить машину или дом, поехать в отпуск за границу, вступить в брак, начать бизнес), логично поведать об этом друзьям и знакомым, чтобы они нас поддержали и порадовались за нас. Однако еще в 1933 году зарубежные психологи выяснили, что, чем большему количеству людей мы поведаем о своих намерениях, тем меньше вероятность, что они будут воплощены в жизнь.

В чем же тут фишка? Если мы рассказываем о своих планах заранее, это в нашем подсознании становится свершившимся фактом, считает исследовательница Вера Малер. А раз цель подсознательно уже достигнута, то, соответственно, у индивида снижается мотивация.

Профессор психологии Нью-Йоркского университета Питер Голлуитцер затронул эту тему еще в 1982 году в своей книге «Символическое самозаполнение». Не так давно он провел ряд исследований, в которых приняли участие 63 человека. Оказалось, что люди, которые не делились своими планами с другими, выполняли их с большей вероятностью, чем те, кто публично рассказывал о них и получал одобрение и поддержку окружающих.

Профессор Голлуитцер полагает, что рассказ о своих намерениях дает нам «преждевременное чувство завершенности». В нашем мозгу присутствуют так называемые «символы идентичности», которые помогают нам составить представление о самих себе. Чтобы такой символ возник, достаточно не только действий, но и просто разговоров о них. Предположим, Вы рассказали о своем намерении написать диссертацию и представили себя кандидатом или доктором наук. Мозг удовлетворился этой игрой воображения, и у Вас исчезает стимул делать что-то для достижения этой цели — поступать в аспирантуру, искать научного руководителя, сидеть в библиотеке, собирая материал, и проч.

Поделитесь с друзьями и знакомыми этой статьёй, нажмите-«Мне нравится»

«Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах»

Долгосрочные прогнозы, такой как «Глобальные тенденции — 2025», давать тяжело: мол, пиши, все что хочешь, никто не проверит, ведь до 2025 года осталось каких-нибудь 16 лет. Тем не менее, о тенденциях можно говорить даже на такой длительный срок, несмотря на пословицу «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

Центр современной миросистемы, Соединенные Штаты Америки, вступили в период своих Имперских конференций. Это значит, что доставшаяся им по наследству от Британии великая империя постепенно слабеет. Основной фактор здесь – снижение доли США в ВВП мира. Согласно теории контрольных пакетов контролировать мир может та страна, чей ВВП превышает 50% от мирового. Когда-то, в XIX веке, такой страной была Великобритания. После Второй мировой войны – США. Однако теперь американцы контролируют лишь 22% мирового ВВП. Этого мало даже для блокирующего пакета. Поэтому, учитывая экономический рост в других регионах мира, влияние США будет слабеть.

Наиболее вероятные конкуренты – Европейский союз и Китай. ЕС контролирует 22% мирового ВВП и в случае создания дееспособной федерации способен вступить в противоборство с США уже сейчас. Правда, тут стоит вспомнить ироническую модель британского писателя-сатирика Сирилла Паркинсона. Он писал, что в результате рыночной конкуренции обычно всегда остаются две компании – агрессивный мужской концерн и слабая женская фирма, которые и делят меж собой рынок. Вполне возможно, что в силу этого союз между американцами и европейцами сохранится, но роль последних в рамках НАТО усилится, и ЕС получит громадную зону влияния вокруг своих границ, распространяющуюся на Африку, страны СНГ, Ближний Восток. В этом случае возможно создание гигантского «евразийского» объединения, второго издания Римской империи, куда бы могли войти «белые» народы, такие как европейцы, арабы и даже русские. Иначе говоря, перспектива ЕС, как мне кажется, – расширение за счет арабских стран Ближнего Востока, России и СНГ и выход к естественным пределам, каковые для него могут пролегать либо по границам Персии (как они пролегали и для Рима), либо скорее по границам Индии. Этот сценарий вероятен, если только арабам не удастся создать собственное единое государство.

Если темпы экономического роста в Китае сохраняться и не произойдет разрушительной антикоммунистической революции, то претендент номер два на мировое господство – КНР. Для выхода на стартовый рубеж ей хорошо бы как минимум удвоить свой ВВП, который составляет примерно 10% от мирового. До этой же поры китайцы, скорее всего, будут придерживаться тактики поддержки США как глобального лидера, подобно тому, как США поддерживали в этом качестве Британию в начале ХХ века.

Таким образом, скорее всего, возникнет модель, при которой США будут единственным глобальным лидером, ЕС получит автономную (но зависимую от США) зону влияния вокруг своих границ, Китай будет поддерживать Америку и постепенно усиливать своё влияние в Юго-Восточной Азии.

Прочие державы будут играть подчиненную роль. Например, Индия экономически слишком слаба для того, чтобы претендовать на великодержавность. Она может выйти на уровень современного Китая только через 10-15 лет, но к тому моменту КНР обгонит её. Иначе говоря, она будет играть очень серьезную роль, но не будет сверхдержавой.

Прочие государства, такие как Индонезия, Бразилия, Турция, Иран, Пакистан и другие, либо мало населены, либо экономически слабы для того, чтобы ввязаться в Большую игру. Поэтому их роль, даже при удачном экономическом развитии – державы регионального ранга.

Есть, правда, и еще один сценарий, разрушающий Большую игру. Ранги держав действительно определяются экономикой, но не только ей. Существует возможность быть влиятельным в мировом масштабе, не имея могущественной экономики. Это хорошо показывает пример Франции. Я называю такие страны державами полного цикла. Это значит, что государство, имеющее неплохую (как минимум) экономику, население в 50-60 миллионов человек, атомную бомбу и включенное в систему дипломатических союзов, может обладать серьезным влиянием на мировой арене.

Франция – именно такое государство. Обладая влиянием в ЕС, долговременным союзом с Германией, колоссальными дипломатическими связями и бомбой, французы оказывают на мировые дела большее влияние, чем например Турция или Египет – страны с сопоставимой численностью населения.

Путь России – это путь строительства державы полного цикла. Бомба у нас уже есть, необходимо наработать систему дипломатических связей, в том числе в ближнем зарубежье, добиться влияния в западных политических институтах (прежде всего, ЕС и НАТО), консолидировать вокруг себя страны бывшего СССР – и тогда у нашей страны есть все шансы встретить 2025 год в ранге великой державы, даже несмотря на то, что с точки зрения размеров экономики мы вряд ли догоним тот же Китай.

Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах

Я беру самый маленький-премаленький блокнот, вырываю из него лист и тайком записываю планы на неделю. Дел много, стали вылетать из головы даты, встречи, люди. И может, нужно было бы завести нормальный ежедневник и все вписать, но только я так сделаю, всенепременно случатся обстоятельства, отменяющие задуманное. Недаром говорят: хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Вот и сейчас я пишу, а обстоятельства уже заглядывают через плечо, потирая ручонки, для них мои планы — поле творчества.

— Айда нарушать!
И вот уже камень влетает с лобовое стекло, дети пускают сопли и отключается холодильник. Никто никуда не идет! В какой-то сто тысяч тысячный раз я вспоминаю закон Мерфи: все, что может пойти не так, пойдет не так. Поэтому блокнотик у меня ма-а-аленький и пишу я тонким стержнем, а сама приговариваю: это так… не планы, наметки… Обстоятельства любят, когда с ними считаются. Они так ранимы в плане самооценки, восприимчивы и мнительны, что стоит немного переборщить с интонацией, можно нарваться по-взрослому. Зато их жесткие воспитательные методы натренировали меня и в каждый любой момент я могу все перевернуть с ног на голову — шла покорять мир, развернулась и уснула. Шах вам и мат! Когда жизнь видит, что ты такая гибкая стала в процессе, гуттаперчевая, она мудро улыбается — вот так-то! И я лежу, а под одеялом кручу фигу, сейчас посплю часок и все равно доеду, добегу или как минимум доползу. Вижу обстоятельства заподозрили неладное, заглядывают под одеяло…
— Все! Сплю!
В постоянном внутреннем диалоге, полном ироничных подначек, проходит моя жизнь, я спорю с обстоятельствами, с ними соглашаюсь, иду на них войной и принимаю их условия. У некоторых по весне и по осени голоса, у меня всегда! Не скучно, не тоскливо, чувствую себя нужной, потому что если не я, на ком Вселенная будет практиковать свои законы? Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая.
И я втянулась. Теперь даже страшно представить, что в каком-то идеальном мире все идет по плану. Там у людей не ежедневники, а большие библиотеки, собрания планов в 150 томах и вся жизнь расписана. Они ложатся спать в десять и просыпаются бодрые на рассвете. Бессонница?! Не знаем такую. Их дети идут в сад сами, и никогда-никогда у них не начинается рвота, когда родителям нужно в театр. Их машины сделаны из небьющихся элементов. Или об эти машины просто ничего и никогда не бьется. И ничто не выкипает и не захлопывается, не срываются сделки и все очереди идут равномерно. Вот так приходит человек из этого мира в магазин, а у каждой кассы ровно по одному покупателю и те так шустро свой товар раз — на ленту.
— А капусточку вы взвесили?
— Конечно! Как всегда!
Все улыбаются и идут по новым запланированным делам, которых немного и после каждого — отпуск! Месяц.
В этом мире зимой — зима, со снежком и легким минусом, летом — лето, плюс 25, весной — любовь, осенью — свадьба. Они живут счастливые до самого конца своего последнего сто пятидесятого ежедневника и за день до финала открывают последнюю страницу, а там после проставленной даты только одно дело осталось — в рай! Люди радуются, что так все хорошо вышло и бегут на прощальную вечеринку в честь своего 150-летия. По традиции на этом празднике оставляют свою библиотеку планов внукам, чтобы те читали на досуге и помнили, сколько дел удалось провернуть их прапра.
Хотела бы я жить в таком мире! А что, ждете, скажу — нет, скучно… А вот хотела бы!
Только, боюсь, те, хорошие люди меня к себе не пустят. И правильно сделают, я обязательно принесу на себе вирус обстоятельств и всех заражу. Но мне себя не жалко. Мои обстоятельства хотя и завелись без спроса, а за годы мы притерлись друг к другу. Играем в пинг-понг, так и живем.
Т.С.
[email protected]
P.S. Буду быстрее отправлять этот текст, а то вдруг интернет исчезнет.