Религиозное искусство

Наиболее полное определение понятия «религиозная живопись» включает:

  • Любое художественное произведение на библейскую тему (христианское искусство);
  • Картины, иллюстрирующие поклонению богу политеистических религий;
  • Работы буддийского, индусского, китайского, иудейского, исламского искусства, связанные с религиозными верованиями или обрядами.

Религиозное изобразительное искусство – это любая картина, которой поддерживается моральное послание религии. В этом контексте религия означает любой набор человеческих верований, связанных с тем, что они считают священным, святым, духовным или божественным.

Истоки

С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Внутренние и наружные художественные украшения для христианских, исламских и буддистских храмов включают широкий спектр примеров декоративно-прикладного искусства: каллиграфия, керамика, иконы, манускрипты, металлические изделия, мозаика, витражи, резные деревянные детали. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры.

Искусство Античности и древних цивилизаций

Задание художников Египта, Рима и Греции — возвысить персону правителя. В Египте фараон воплощал бога на земле, поэтому его изображения были священными.

Работы периода античности дошли до нашего времени фрагментарно. Репрезентативна для характеристики религиозного искусства скульптура и архитектура этого времени, иллюстрируется Парфеноном и другими храмами Акрополя в Афинах.

В Христианстве

Зарождение христианской живописи: развитие религиозного искусства в средние века и эпоху Возрождения
Христианское или библейское искусство появилось приблизительно через 150 лет после смерти Христа. Изначально, библейская живопись и скульптура были результатом соединения черт римского и греческого искусства. В течение ближайших столетий христианская иконография стандартизировалась, была приведена в соответствие с библейскими текстами.

В средние века религиозная живопись развивалась в форме иконописи.

Византийское христианское искусство могло бы быть представлено мозаикой, миниатюрами, иконами. В XVIII – IX веках, в результате иконоборческого движения, большинство шедевров живописи были уничтожены. Наиболее ранние работы, дошедшие до современности, датированы VI веком. Особенности: античная техника, натурализм – в одних работах, и склонность к условной передаче образов, схематичность – в других. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Апостол Петр», «Христос Пантократор».

Иконопись

После окончания эпохи иконоборства возобновились работы по созданию икон. Технические особенности: линейная стилизация, утонение, вытянутость фигур, спиритуализация образов, отказ от натурализма.

Наиболее известные иконы: «Сошествие в ад», «Успение» — примеры работ периода комниновского маньеризма.

По мере принятия христианства, иконопись распространялась в Древнерусском государстве, на Балканском полуострове. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий. Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова. Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире, икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад).

Техника иконописи распространилась по всей восточной православной области, в частности в Киеве, Новгороде и Москве. Она стала одной из главных особенностей русской средневековой живописи. Кроме Андрея Рублева, величайшими русскими иконописцами были:

  • Феофан Грек, основатель новгородской школы иконописи;
  • Дионисий, последователь А.Рублева, создатель росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре;
  • Никифор Савин – представитель строгановской школы, автор работ «Чудо Георгия со змием», «Чудо о змие Феодора Тирона».

Важным центром раннего христианского искусства западной Европы была Ирландия. В результате развития готического стиля в архитектуре и доминирования церкви над светской жизнь, возвели множество соборов: в Париже (Нотр — Дам), Шартре, Суассоне, Бурже, Реймсе, Амьене и других городах. Соборы были богато украшены иконами. Религиозный сюжет был доминирующим в книжных миниатюрах.

Особенности нидерландского религиозного искусства периода иллюстрирует Гентский алтарь Яна и Хуберта ван Эйков, алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса, работы Роджера Ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего.

Итальянское искусство Возрождения финансировалось церковью и меценатами – семьями Медичи и Гонзага. Большинство работ итальянского Ренессанса отличаются доминированием религиозной тематики:

  • «Святая Троица» Мазаччо;
  • «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи;
  • «Сикстинская Мадонна» Рафаэля;
  • Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

Венецианская живопись представлена рядом картин выдающихся художников — Тициана и Тинторетто.
В XV веке работали Антонелло да Мессина, Караваджо – картины отличались значительным влиянием маньеризма.

Религиозная живопись XVII – XVIII веков

После Реформации Ватикан начал активную кампанию католической Контрреформации. Живопись стала одним из инструментов влияния. Церковь хотела передать свое послание непосредственно верующим, требовала от художников бескомпромиссной ясность и реалистичности образов. Картины должны были реально передавать изображенные объекты.

Примеры его религиозного реализма: «Призвание апостола Матфея», «Мученичество святого Матфея», «Распятие Святого Петра», «Преобразование Святого Павла на пути в Дамаск», «Смерть Богородицы» и «Положение во гроб Христа». Активно развивалась фресковая живопись.

Известные художники и их работы:

  • Франсиско де Сурбаран (Испания): «Христос на кресте»;
  • Хуан Мартинес Монтаньес (Испания): «Милостивый Христос» в Севильском кафедральном соборе;
  • Питер Пауль Рубенс (Фландрия): «Успение Пресвятой Девы Марии»;
  • Никола Пуссен (Франция, Италия): «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе».

Стиль барокко изменил религиозную живопись – появились новые черты:

  • Эмоциональность;
  • Динамичность;
  • Яркость;
  • Детализация.

С середины XVIII века религиозный жанр теряет актуальность. Популярными становятся портрет, пейзаж, натюрморт, в основном, картины для частных клиентов.

Развитие жанра с XIX века до современности

В 19 веке библейская тематика в изобразительном искусстве утратила актуальность. Только несколько художников продолжали писать картины на религиозные темы в стиле реализма, романтизма, спрос на композиции резко упал – эта тенденция продолжалась до 20 века. Выделяются работы символиста из Бельгии Джеймса Энсора.

Исключительные религиозные картины 20 века: «Христос на кресте» Жоржа Руо, «Христос в Эммаусе» Патрик Колфилд, «Распятие» Антонио Саура; абстрактные работы Герхарда Рихтера.

Значение для культуры

Роль религиозной живописи на протяжении всего времени развития зависела от статуса церкви и религии. Наибольшее влияние религии наблюдается в средние века – именно тогда были созданы знаковые работы, шедевры живописи. На современном этапе авангардные художники предлагают свое виденье религиозного направления.

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Искусство светское

Отличительные особенности церковного искусства и мирского (светского, секулярного).

Итак, искусство есть специфическая форма отражения, освоения действительности или способ выражения в художественной форме идей, принципов и духовных устремлений человека. Из этого следует, что в зависимости от того какие идеи, принципы и нормы положены в основание мировоззрения человека, который в художественной форме отражает, выражает или осваивает эту действительность, таковым будет и характер искусства.

Если мировоззрение человека, устремления его души имеют вектор мирской, то и результаты его творческой деятельности будут иметь светский или секулярный характер. В том случаи, если мастер смотрит на мир не плотскими («плотяными») глазами, а «глазами умными» и имеет «умное видение» мира, как говорили Отцы, то и результат его творческих устремлений будет обращен ко Творцу и пронизан Благодатью. Потому-то церковно-христианское искусство в своей сущности несет отражение молитвенного опыта человека и в зависимости от того, насколько этот опыт глубок, насколько человек погружен в молитву, настолько духовно выразительно и благодатно будет его творчество.

Проанализируем существенные особенности и характер искусства светского и церковно-христианского.

Следует отметить, что современные исследователи, задающиеся вопросом о сущности искусства как такового, настаивают на том, что отождествление искусства с эстетичностью «кажется нам неприемлемым, потому что, если, с одной стороны, оно и упрощает проблему, то, с другой, ограничивает сферу эстетического опыта, абстрагируя и изолируя реальность искусства» (Банфи.А. Философия искусства. М. Искусство. 1989. –С.358). Однако, это внехудожественное основание, к примеру, писатель Шиллер и философ Спенсер видели в игре. Спенсер рассматривал игровой характер искусства в качестве развлечения, вызванного необходимостью восстановить физические силы человеческого организма. Для Шиллера игровой характер искусства сводим к «иронической диалектике для отдыха духа», своеобразное отвлечение от привычной работы. Потому-то, как пишет А. Банфи, «в искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти магического, в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться красота» (-С.34). Любопытным есть и вывод, который делает на основании анализируемого материала этот «Всякое произведение искусства — это в известном смысле некий идол, тот самый идол, которого грешники слепили собственными руками, чтобы ему поклониться» (-С.35). И далее: «Ибо каждое произведение искусства является таковым лишь благодаря излучаемому им ощущению духовности, благодаря содержащемуся в нем откровению, откровению, которое не сводится к какому-либо аспекту мира или личностных ценностей, а является отражением присутствия в мире и личности духа, который таким образом обозначил новый источник своей идеальной жизни».(-С.35) Другое дело, как понимает представитель и выразитель светской мысли, что есть «присутствующий в мире и личности дух», какие задачи и в чем сущность искусства? Оказывается сфера духа для него – это сфера художественной жизни: «Лишь в сфере художественной жизни художник выступает в качестве художника, то есть творца: его чудотворная гениальность и состоит именно в участии в этой жизненной потребности, чуждой каких-либо личностных поползновений, свободной от настроения публики и идеально абстрактного схематизма: в мучительном стремлении к решению своих конкретных проблем» (-С.37). Потому-то искусство своим источником имеет жизнь, «ею и вскармливается». «Искусство не знает других норм, других традиций, помимо своей жизни; не знает других проблем, иных решений, кроме тех, которые выдвигает перед художественной реальностью сама жизнь в своем непрерывном развитии» (- С.38).

Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности, а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения. От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм, стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.

Ход урока по предмету:Краеведение

ТЕМА:
«Религиозна живопись.  Как разговаривает икона?

Никулина Алена Васильевна,
Педагог дополнительного образования детей,

учитель ОДНКР, Искусства, МХК,
МБОУ СОШ №31

Ход урока по предмету:

Краеведение

ТЕМА:
«Религиозна живопись. Как разговаривает икона?»

8 класс

Никулина Алена Васильевна,
Педагог дополнительного образования детей,

учитель ОДНКР, Искусства, МХК,
МБОУ СОШ №31

Москва
2017г.

Тема урока: «Религиозна живопись. Как разговаривает икона?»

Форма проведения урока: урок-лекция (изучение нового материала)

Цели:

— дать знания об основах и особенностях религиозной живописи, иконописи;

— раскрыть основные понятия: Икона. Образ. Фреска. Мозаика. Иконостас. Вседержитель. Святой преподобный иконописец Андрей Рублёв. Дионисий. Феофан Грек. Святыня. Иконописный канон. Перспектива. Время. Свет. Цвет;

— показать значение христианских святынь православной культуры;

— показать значимость иконописи и религиозной живописи для христиан;

— прививать учащимся интерес и любовь к православному искусству.

Задачи:

— усвоение знаний о важности и необходимости иконописи в христианской религии;

— формирование у учеников понимания и личностного отношения к образам и типам иконографии;

— систематизировать знания об искусстве живописи и способах иконописи;

— развивать умение анализировать и высказывать собственное мнение;

— развивать внимание, память, наблюдательность, речь детей;

— учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока;

— тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;

— тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах;

— пополнить словарь духовной лексики учащихся;

— закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

Образовательные: изучение нового материала по теме: «Религиозная живопись.Как разговаривает икона?».

Развивающие: развивать умения анализировать, выделять главное, развить познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать умение работать в парах и качественно взаимодействовать друг с другом.

Средства:

— материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 80-88);

— презентация (техническое оборудование);

Демонстрационный материал: презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, иллюстративный материал и учебные пособия.

Задания для закрепления: № 2, стр. 87.

Задание на дом: стр. 86 № 1; стр. 88 № 4 и № 6.

Задания для опроса: № 3, стр. 87, № 5, стр. 88.

Основные понятия: Икона. Образ. Фреска. Мозаика. Иконостас. Вседержитель. Святой преподобный иконописец Андрей Рублёв. Дионисий. Феофан Грек. Святыня. Иконописный канон. Перспектива. Время. Свет. Цвет. Иконы Божией Матери: «Умиление», «Одигитрия», «Оранта». Иконы Христа: «Спас в силах», «Спас Нерукотворный». Икона «Троица».

Использованное пособие для подготовки урока:

Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций Московской области. Москва 2015 год. Стр. 80-88.

План урока:

1.Организационный момент.

  1. Подготовка учащихся к усвоению материала.
  2. Теоретическая часть (лекция учителя):
  3. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Организационный момент:

Слайд 1

— Добрый день, класс! Сегодня мы с вами посвятим наше занятие изучению новой темы: «Религиозная живопись. Как разговаривает икона?».

Подготовка учащихся к усвоению материала:

Учебник, рабочая тетрадь, пенал с канцелярскими принадлежностями.

-Приготовьте на столах учебники по Духовному Краеведению Подмосковья, откройте страницу 80. Открываем рабочие тетради, подписываем число, «классная работа», тема урока.

Теоретическая часть:

-Христианская религия рассказывает о том, что кроме мира материального (видимого, осязаемого) есть мир не материальный (невидимый, неосязаемый), духовный: человек не может потрогать его руками или узнать вкус. Христианская икона является окошком в этот невидимый мир. Она может рассказать не только о событиях Священной истории, но также передать духовную красоту изображенных на ней святых. Икона – не обычная картина, на ней изображено явление мира духовного в материальном.

-Скажите, есть ли у вас дома иконы?

-Да (дети перечисляю домашние иконы)

— Иконой или образом христиане называют изображение Христа, Богоматери, святых, ангелов. Кроме изображения на христианских иконах обязательно присутствует надпись – кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане поклоняются и обращаются к личности – изображенному на ней Перовобразу. Много священных изображений (икон) можно увидеть в православных храмах. Священными они названы потому, что служат молитвенному общению христиан с Горним миром.

— Что такое Горний мир, кто-нибудь знает?

— Ну, наверное, Горний это горный мир, там, где высокие горы и люди там живут в горах.

— Не плохое предположение, но все же нет. После совершения Искупления человеческого рода Господом Иисусом Христом горний мир, то есть Царство Небесное – мир небожителей, стал доступен и людям. Путь в Него проложен Самим Искупителем, и лежит через новое духовное рождение, полноценную христианскую жизнь. Ввиду того, что Царство Небесное расположено много выше видимого неба, и ввиду нравственной возвышенности его обитателей над всем греховным и скверным, оно называется Горним.

— Для христиан икона является Божиим откровением, поэтому православную икону называют «умозрением в красках» (видимым размышлением).

— Как и книги Священного Писания, иконы рассказывают о событиях Священной истории, о радостных христианских праздниках, скорбных и торжественных событиях истории христианской Церкви. В православных иконах христиане находили ответы на вопросы, которые им встречались в жизни. Священное Предание христианской Церкви сохранило историю по
явления первой иконы.

— Давайте на странице 82, прочитаем, из Источников христианской духовной культуры, историю о том, как появилась первая икона. Есть желающие прочесть вслух?

— Да. (Читает ученик текст учебника, стр. 82, нижний абзац).

— К написанию иконы иконописец тщательно готовился. Прежде всего он в молитве обращался к Богу, чтобы просветил Бог разум и даровал силы отобразить священный образ. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше.

— Долее запишем, как писалась и готовилась икона:

Иконописец готовил особые краски – темперу: растирал разноцветные природные камешки – минералы, смешивал с яичным желтком, разводил водой. Готовилась специальная доска, после XVII века на неё стали наклеивать ткань – паволоку. Для прочности она покрывалась смесью клея и мела – левкасом. Высохшую поверхность тщательно, до зеркального блеска полировали. Затем иконописец приступал к написанию иконы.

Слайд 3

— Запишем следующие определения:

Иконописные изображения, могут быть выполнены на сырой штукатурке стены храма. Эти росписи называются фресками. Иконы также создаются из разноцветных кусочков камней или стеклышек, закрепленных на стенах особым раствором. Такие изображения называются мозаикой.

— На иллюстрации 94, на странице 83, можно видеть изображение Христа Спасителя, написанное в куполе Владимирского собора Спасо-Бородинского
монастыря, расположенного на землях Подмосковья. На многих иконах Христос изображен в одежде, которую носили люди Его времени. Вокруг Его головы изображается золотой нимб (символ святости), иногда со вписанным Крестом. На некоторых иконах Вседержителя он в одной руке держит Евангелие (или свиток), а другая – сложена в благословляющий жест.

— Разобраться в особенностях написания икон, нам поможет словарик иконописца на странице 84.

Иконописный канон. Иконы пишут по особым правилам, которые называются иконописным каноном. Людей иконописец рисует так чтобы их узнавали. А мир духовный изображается как бы не полностью. Иконописец лишь намекает на его присутствие как недоступный человеческому зрению. Поэтому может показаться, что икона «не похожа» на то, что мы видим в окружающем нас мире.

Перспектива. В иконе принят особый способ расположения предметов

— обратная перспектива. Далекие предметы изображаются столь же крупными, как и находящиеся рядом.

Время. На иконе изображаются события, которые одинаково относятся как к материальному (земному) миру, так и миру Небесному, в котором нет времени.

Свет. Икона как изображение священное, пронизана светом, который свидетельствует о Горнем мире. Свет исходит от ликов и фигур святых, как символ святости.

Горка — часть рисунка иконы. Горки символически изображают ступеньки духовного роста (преображения), человека.

Цвет. Цвет в иконе символически раскрывает смысл изображенного на ней. Фон иконы (то, что находится позади изображенного на ней святого образа) часто бывает покрыт золотом. Кроме фона, золотом было принято прорисовывать нимбы, контуры фигур, складки одеяний. Золотой цвет отсутствует в природе. Поэтому золото в иконах используется для условного изображения Божественного света. Золотой цвет напоминает христианину о Царствии Небесном, куда устремлена его душа.

Красный — рассказывает о Крестной Жертве Спасителя, Его царственном достоинстве;

Голубой — символ Небесной чистоты, Матери Божией;

Зеленый — символ Святого Духа.

В церковной иконографии приняты определенные правила
изображения Христа Спасителя и Богородицы.

Слайд 4

— Типы иконографии Христа и Богородицы

  • Спас в силах
  • Спас Нерукотворный
  • Троица
  • Богоматерь Умиление
  • Богоматерь Одигитрия
  • Богоматерь Оранта

— Многие знаменитые иконописцы украшали храмы Руси. Среди них – святой преподобный иконописец Андрей Рублёв (около 1360-1430), мастер Дионисий (около 1440- после 1502), Феофан Грек (около 1340-после 1405),

— Изучение христианской культуры позволяет понять, что иконы являются не только великим наследием отечественной и мировой художественной культуры, но, прежде всего,- христианской святыней.

Слайд 5

Господь Вседержитель.

К иконе обращаются во время утренней и вечерней молитвы, во всякой нужде и радости.

Буквы в нимбе: в верхней лопасти «О-омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «ω-омега» и «Ɲ-ню».

Я есмь Сущий. «Я есть альфа и омега, начало и конец, который есть и был и грядёт.»

Слайд 6

Спас в силах (А. Рублев. 1408 г.)

Спас в силах — икона Спасителя на царском престоле в Царстве Небесном.

Слайд 7

Спас Нерукотворный. (XVI век. Троице-Сергиева лавра)

Слайд 8

Спас Нерукотворный. (XVII век. Иосифо-Волоцкий монастырь)

Рассмотрите в учебнике илл. 101 и расскажите историю создания иконы.

Спас Нерукотворный — икона Спасителя, явленная чудесным образом
на плате (полотенце), которым Он отер Лицо от воды.

Слайд 9

Троица (А. Рублёв. XV в.)

Икона «Троица» — изображение Единого Бога в образе трех Ангелов.

Слайд 10

Богоматерь Умиление (Милующая) (Икона Божией Матери «Владимирская».XV век. Троице-Сергиева лавра.)

Богоматерь Умиление (или Милующая). По-гречески «Елеуса». Иконописный тип изображения Матери Божией. Она изображается склонившейся к Сыну, как бы ищущей у Него милости к людям. Такое изображение дано на иконе Божией Матери «Владимирская».

Слайд 11

Божия Матерь Оранта (Спасо-Бородинский монастырь. Фреска.)

Богоматерь Оранта (Молящаяся). Она изображена с воздетыми руками как Молитвенница о людях. Такое изображение представлено над Горним местом алтаря во Владимирском храме Спасо-Бородинского монастыря.

Слайд 12

Икона Божией Матери «Знамение». Перед иконой молятся, прося милостей и щедрот, защиты и мира стране и всему миру.

Слайд 13

Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) (Икона Божией Матери «Иверская»)

Богоматерь Одигитрия (или Путеводительница). Изображение на иконе напоминает о том пути по которому должен идти в своей жизни христианин. Матерь Божия держит на руке Богомладенца. Он благословляет человека и в руке держит свиток Божественного учения. Такое изображение дано на иконе Божией Материи «Гребневская».

Слайд 14

Иконы –заступницы Подмосковья и Москвы

— Работа в парах, задание № 3, страница 87-88.

— Работа устно, задание № 5, страница 88.

Слайд 15

Домашнее задание:

  1. Задание №1 на стр. 86

Прочитать текст и ответить письменно на вопросы в рабочей тетради.

  1. Задание №4 на стр. 88

Перечислить иконы и ответить на вопрос.

  1. Задание №6 на стр. 88

Выполнить письменно в рабочей тетради.

Коротко записать:

стр. 86 № 1; стр. 88 № 4 и № 6 (письменно); выучить сл.слова;

Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя:

-Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вам было интересно узнать много нового, работать в парах, взаимодействовать друг с другом, слушать, анализировать и высказывать собственное мнение. Думаю, что этот опыт не пройдёт для вас даром. Благодарю всех за урок, наше занятие закончено. До свидания!

Жанры изобразительного искусства

Понятие жанра в изобразительном искусстве, как и в других сферах творческой деятельности, связано с устойчивыми задачами творчества и общим содержанием произведений. В изобразительном искусстве формирование разных жанров относится к разным художественным эпохам. Их концепции претерпевали значительные изменения, потому что отражали потребности времени, особенности социального устройства общества, национальной культуры. Можно говорить о современной системе жанров и неактуальных исторических их прочтениях и оценках, большей или меньшей их востребованности в ту или иную эпоху.

Современная система жанров и актуальные их концепции складываются постепенно — на протяжении всего Нового и Новейшего времени. Портрет, пейзаж, историческая картина, натюрморт, ню – являются жанрами, хорошо известными современному любителю искусства. А вот батальные изображения на выставках современного искусства редко можно увидеть. Не велик интерес к бытовому и анималистическому жанру. Новые для культуры задачи и темы так изменили формы и содержание искусства, что бывает затруднительно или просто невозможно дать жанровое определение творчеству художников-представителей новейших течений.

Портрет. Этот жанр можно отнести к одним из самых древнейших в культуре. В древности он был связан с погребальными культами разных регионов, требовавшими воспроизведения облика умершего. Современная версия портретного жанра складывается в XV – XIX столетиях.

У портретного жанра есть несколько целей, которые в истории искусства осознаются художниками поэтапно. Элементарная и ключевая задача портрета – воспроизведение физического облика реально существующего человека с максимальной достоверностью. Эта задача требует натурного наблюдения. Кроме сходства с внешним обликом модели, портретист может стремиться дать характеристику его статуса в обществе (парадный портрет), его профессиональных занятий и увлечений, его роли в семье или кругу друзей, особенностей его личности и эмоций (психологический портрет). В портрете модель может быть охарактеризована через состояние тела, движение, действие, но также и через предметный мир, дом, в котором она обитает, пейзаж и т. п. Особые подходы к портрету существуют во всех основных стилях и направлениях искусства. Например, классицисты идеализировали внешние черты и личность своих моделей, портретист-романтик искал в образе человека эмоции и драматику, а для художника-кубиста портретируемый был только поводом для формальных экспериментов.

В истории искусства за портретом закрепился статус работы на заказ, и художники зарабатывают портретированием вплоть до настоящего момента. В этом жанре можно выделить специальные задачи: групповой портрет, детский портрет.

Бытовой жанр — посвящен повседневности вокруг художника, обычной жизни, которая представлена в композициях в репортажном или обобщенном ключе. Мастер бытового жанра обычно выискивает типичные ситуации общественной или частной жизни людей своего времени и страны, исследует социальные типы, выделенные по сословию, возрасту, полу, профессиональной принадлежности.

Формирование бытового жанра начинается в XVI в. в Италии и Нидерландах. Большое значение для его истории имел опыт голландской живописи XVII в. и художников европейского Просвещения. Художник, создающий изображение бытового жанра в живописи, графике, скульптуре, может чувствовать себя исследователем обычной жизни людей, любоваться ее скромной красотой и мудростью. Однако гораздо чаще этот жанр содержит в себе элемент нравственной или социальной критики и требование переустройства общества. Так, например, отечественные передвижники пытались в XIX в. привлечь внимание своих современников к тяготам жизни бедных и бесправных слоев общества, рассказывая о них посредством картин.

Исторический жанр. Современное толкование этого жанра – представление в искусстве реальных, исторически значимых событий. Обычно это поворотные события мирового или национального масштаба, представляющие, кроме прочего, важных исторических деятелей (для этого реконструируется их внешний облик).

Историческая картина или исторический жанр в круглой скульптуре, рельефе может представлять сюжет двумя основными способами: с буквальной реконструкцией произошедшего или с элементами обобщения, типологизации участников события и даже с его символизацией. В первом случае изображение подобно репортажу с места событий и на первый план для художника выходит задача достоверного восстановления всех его обстоятельств. Во втором случае автор произведения занимается исследованием, философским осмыслением события. Он может отвергнуть какие-то детали ради художественной выразительности и цельности разработанного им образа.

Исторический жанр в истории искусства прямо или косвенно прославляет правителей государств, это ответственный в идеологическом плане вид художественных работ. Часто специалисты по историческому жанру являлись придворными мастерами, а в XIX – XX веках – представителями так называемого официального искусства.

Формирование исторического жанра своеобразно. Современное его прочтение складывается в европейской художественной культуре поэтапно, благодаря деятельности ряда художников XVII века, мастерам романтической эпохи, историческим живописцам второй половины XIX в. Однако параллельно этой тенденции развивалась влиятельная альтернативная концепция – исторический жанр классицизма и неоклассицизма. Историческая картина классицизма характеризуется крайней условностью содержания. Сюжеты, которые использовались в ней, в абстрактном ключе представляли различные образцы общественной и частной морали, идеальное правление и т. п. Сюжетный материал, который был представлен в историческом жанре классицизма, был строго предопределенным: античная мифология и эпос, легендарная история греческой и римской античности, все содержание Библии, истории христианских святых средневековья, литературный материал вроде произведений Т. Тассо и Л. Ариосто. То есть для современного взгляда это была не столько историческая, сколько мифологическая и религиозная тематика. В XVIII — XIX вв. в европейской и русской художественной культуре постепенно усиливались критика этой концепции, и в конце концов классицистическая версия исторического жанра полностью изжила себя.

Натюрморт. Жанр натюрморта, — изображение «мертвой природы», — является одной из интереснейших отраслей деятельности мастеров изобразительного искусства. Этот жанр ставит перед собой задачу любования вещами. Первые самостоятельные изображения такого рода относят к концу XVI в.

В истории культуры у натюрморта были функции, связанные преимущественно с украшением интерьера, приданием ему привлекательного и роскошного вида. Эти декоративные функции сохраняются и являются ключевыми для натюрморта до нынешнего момента. Однако в европейском искусстве XVII – XVIII вв. натюрморт мог служить и для сложной моральной и философской коммуникации со зрителем. Используя задачу натюрморта и представление различных предметов, голландские, испанские и фламандские мастера этого периода создавали сложные аллегории, подтексты которых можно понять, только зная старинную эмблематику разных вещей, цветов, фруктов и т. п.

В XIX – XX вв. европейские и русские художники-новаторы могли обращаться к натюрморту как к жанру, удобному для экспериментирования с выразительными средствами живописи – наряду с пейзажем.

Жанр натюрморт обычен для творчества живописцев и графиков, однако его можно исполнить также и в круглой скульптуре и рельефе. Часто этот жанр (постановка предметов) используется при обучении художников и для тренировки профессиональных навыков рисунка и живописи.

Батальный жанр.Жанр изобразительного искусства (в основном, живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни, деятельности выдающихся военачальников. В старину обучение батальному жанру предполагало штудии пластической анатомии лошади. Батальный жанр в своей эволюции часто смыкался с историческим. В современную эпоху его можно считать мало актуальным. Он востребован, прежде всего, в рамках официального искусства, прославляющего былые подвиги нации, или в современных мемориальных комплексах.

В истории батального жанра встречались интересные эксперименты с замыслами произведений. Кроме исторического жанра, батальные сцены могли объединяться с задачей пейзажа, в том числе морского (например, в картинах У. Тёрнера), и типовыми ситуациями, представленными средствами бытового жанра (В. Верещагин).

Анималистический жанр. Анималистический жанр (анимализм) является весьма специфическим из-за сложности знаний и навыков, которые нужно освоить художнику-анималисту. Основное содержание жанра – изображение животных, птиц, рептилий. В истории искусства эпизодически возникали особые задачи, связанные с изображением животных. Например, распространенные в Новое время сцены охоты, портретирование конкретного животного (лошади, собаки в заказном портрете XVIII в.), использование обобщенного образа животного в аллегорическом изображении XVII – XIX вв.

Современная версия анимализма тяготеет к отдельному самостоятельному представлению животных – в живописи, графике, городской и парковой скульптуре. Сформировалась она в XIX – XX столетиях. Уникальная черта этого жанра – анатомическая достоверность, доскональное изучение движения и поведения живого существа. Можно говорить о том, что анималисты стремятся не только к созданию выразительного визуального образа, но и к своего рода естественнонаучному исследованию живой природы. Над анималистическим изображением обычно работают с натуры или по воспоминанию.

Жанр обнаженной натуры (ню).Этот жанр складывается только к XX в. Первые примеры этого жанра можно встретить у французских художников-новаторов: Г. Курбе, импрессионистов Э. Дега и О. Ренуара. Задача этого жанра – демонстрация красоты обнаженного тела вне каких-либо сложных сюжетов, вне связи с литературными или мифологическими персонажами.

Над произведениями жанра ню обычно работают с натуры. Удачная штудия натурщицы или натурщика может быть выставлена художником для широкого обозрения и предложена к продаже как самоценное и самостоятельное произведение живописи, графики или скульптуры. До эпохи формирования этого жанра подобное было невозможно. Мотив обнаженного тела появлялся в произведениях изобразительного искусства с соответствующими сложными сюжетами («Венера», «Грехопадение Адама и Евы», «Помпейские термы» и др.). Любые штудии с натуры – до XIX в. не имели статуса законченного произведения, готового к демонстрации публике или продаже.

Пейзаж. Пейзаж изображает широкое пространство, городской или загородный ландшафт. Задачи пейзажа существенно менялись в ходе эволюции этого жанра, начиная с XVII в., когда он превратился в отдельное жанровое явление. Часто можно говорить о специфическом понимании пейзажа у представителей определенных стилей, направлений и национальных школ. Пейзаж создают с натуры, по воспоминанию или по представлению.

Основные исторические версии работы с пейзажным жанром: пейзаж классицизма (представляет сфантазированный ландшафт с включенной в него сценой «исторического» жанра, как он понимался в концепции этого стиля); голландский национальный пейзаж XVII в. (ландшафт по представлению с мотивами местной родной природы); венецианская ведута XVIII в. (достоверное изображение конкретного ландшафта – обычно городских достопримечательностей); пейзаж-аллегория в романтизме нач. XIX в.

Современные ожидания в связи с содержанием пейзажного жанра дублируют концепцию импрессионистического пейзажа (вторая половина XIX в.). Это достоверное изображение конкретной местности, предназначенное для любования. Делается оно с натуры или в мастерской по воспоминанию. Часто современный пейзаж, как и работы импрессионистов, сосредоточен на задаче фиксации ускользающей красоты быстро сменяющихся природных явлений – тумана, дождя, снегопада, восхода и т. д.

Пейзаж легко можно реализовать в скульптуре – в форме рельефа.

Религиозный жанр (религиозное искусство). В современной системе жанров все произведения с религиозной тематикой относят к религиозному жанру, хотя в разные исторические периоды они могли иметь и какие-то иные определения (например, относиться к историческому жанру в классицизме).

Религиозные темы – это весь материал мировых религий и их священных текстов (варианты христианства, буддизм, индуизм, ислам и др.). Таким образом, можно сказать, что все изобразительное искусство, связанное с религиозной культовой жизнью разных регионов мира, имеет отношение к религиозному жанру. Однако не все произведения на религиозные темы предназначаются при их создании для сакральных помещений, поклонения и молитвы (как православные иконы или статуи Будды в буддистских храмовых комплексах). Религиозная тематика многократно использовалась для ситуаций светского восприятия. Например, религиозные картины в светском прочтении и предназначенные для коллекций живописи или обычного украшения дворцовых и жилых помещений можно найти в творчестве Караваджо, Рембрандта, художников XX в.

Особенностью религиозного жанра в целом является своего рода иллюстративный характер произведений по отношению к священным текстам той или иной религии. Образы религиозной живописи и скульптуры призваны наглядно пояснять содержание религиозной системы. В истории изобразительного искусства с задачами обслуживания религиозных ритуалов были связаны жесткие правила визуального представления сюжетов и персонажей (каноны изображений и иконографические традиции).

Мифологический жанр. В современной культуре мифологические изображения стали относить к отдельному жанру. Речь идет о сюжетах, связанных с мифологиями древних народов, героическим эпосом, а также содержанием сказок, фольклора и их литературных имитаций. Примеры сюжетов мифологического жанра: события, связанные с олимпийскими богами; подвиги Геракла; события «Илиады» и «Одиссеи»; сказания «Эдды»; песни Оссиана. В классицистической системе жанров (XVII – XIX вв.) все эти темы включались в понятие исторического жанра.

В современном искусстве мифологический жанр используется довольно редко – для символизации и обобщения каких-либо тем, для декорации помещений культурного назначения. Например, боги-покровители искусств могут быть представлены в виде статуй или живописных изображений в архитектуре и городском пространстве, связанном с театром или библиотекой.

С мифологическим жанром по своему смыслу может быть сопоставлена современная графика и живопись, которую относят к тематике фэнтези – из-за опоры на соответствующий литературный материал.