Религиозное образование в России

Религия отделена от государства. А от государственных школ?

На прошлой неделе РПЦ призвала Минпросвещения включить преподавание основ традиционных религий в новый образовательный стандарт (ФГОС).

С соответствующим заявлением выступил Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. В отделе обратили внимание на то, что в опубликованном проекте нового ФГОС для начальной школы в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) предусмотрено преподавание лишь основ светской этики или мировых религиозных культур. 4 модуля — основы православия, ислама, буддизма и иудаизма — из стандарта исключены. В 5-9-х классах преподавание религиозных культур по выбору семьи не предусмотрено.

В РПЦ это расценили как попытку ликвидировать возможность воспитания детей в государственных школах «с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи». Впрочем, апелляция к обобщенной, абстрактной семье не выглядит убедительной. Напоминает выступления некоторых депутатов, любящих заявлять, что «народ нас не поймет».

Истинная тревога деятелей РПЦ вполне понятна.

«В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от 5 до 12 миллионов человек», — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев. — Фактически имеется «существенный зазор» между теми, кто считает себя православными «по самоидентификации», и теми, кто, в частности, соблюдает посты, ходит в церковь и причащается».

Церковь изо всех сил пытается этот «зазор» уменьшить. Воздействует на младших школьников, чтобы «завербовать» их в качестве будущих прихожан. Известно ведь, что детские умы особенно восприимчивы, податливы.

Курс ОРКСЭ, как известно, включает в себя шесть модулей. Помимо основ четырех мировых религий в нем есть еще два светских модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Каждый школьник должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора. Однако не секрет, что на практике зачастую руководство школы лоббирует модуль, посвященный православию, ссылаясь то на мнение большинства родителей (при этом нередко не проводя никаких опросов), то многозначительно намекая на рекомендации сверху. Итак, модуль называется «Основы православной культуры».

Между тем, по мнению многих экспертов, официальное учебное пособие, написанное священнослужителем РПЦ Андреем Кураевым, больше напоминает проповедь, история и культура вероучения, по сути, подменяются изложением религиозной доктрины. Подобное давление на детей можно трактовать как нарушение статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающей обучение малолетних религии «вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой». Это означает, что атеиста нельзя принуждать к изучению какой-либо религии. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе, таким образом, является грубейшим нарушением Основного закона страны.

По Конституции (статья 14) Россия — светское государство, от которого отделены религиозные объединения. В связи с этим возникает вопрос: с какой стати государственная школа должна в обязательном порядке преподавать основы религий, в частности православия?

В России сегодня существует немало воскресных, церковноприходских школ, школ при храмах и монастырях. Набожным родителям есть куда пристроить свое чадо. Так почему бы не оставить в покое общеобразовательную школу? В этом контексте предложение Минпросвещения — отказаться от преподавания религиозных основ школьникам — выглядит обоснованным и логичным.

Георгий Палашевский.

Фото: ТАСС/ А. Колбасов.

Глава 14. Религиозное образование

Главы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

Свобода обучения религии и религиозного воспитания, право религиозных организаций организовывать профессиональное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала гарантированы рядом норм международного права.

Статья 6 Декларации о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений включает в содержание свободы мысли, совести и религии, среди прочего, свободу «вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этих целей».

Статья 2 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установила, что «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

В Итоговом документе Венской встречи 1989 г. представителей государств — участников СБСЕ, государства-участники обязались в Принципе 16, среди прочего, «разрешать подготовку религиозного персонала в соответствующих заведениях».

В соответствии с пунктом 1 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Следует обратить внимание на то, что российское законодательство не дает определения понятия «религиозное образование». Однако путем системного толкования положений ФЗ «О свободе совести…» можно прийти к выводу о том, что это понятие отличается по содержанию от понятия «образование», используемого в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266–1.

Религиозное образование включает:

1) обучение религии и религиозное воспитание детей родителями или лицами, заменяющими их (ст. 5, п. 2 ФЗ «О свободе совести…»);

2) обучение религии и религиозное воспитание последователей религиозного объединения (взрослых или детей; членов, участников религиозного объединения или собирающихся вступить в него);

3) обучение религии и религиозное воспитание в учрежденных религиозными организациями образовательных учреждениях;

4) профессиональное религиозное образование будущих священнослужителей и религиозного персонала в духовных образовательных учреждениях.

Закон «Об образовании», в свою очередь, определяет в преамбуле, что

Скачать главу в PDF-формате

«под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом».

Таким образом, религиозное образование может быть процессом обучения и воспитания, не сопровождающимся выпускным контролем (экзаменами и т.п) и выдачей документа об образовании. А законодательство, регулирующее образовательную деятельность, называет эти признаки в качестве необходимых составляющих образования. Поэтому не всякая деятельность, подпадающая под понятие религиозного образования в терминах ФЗ «О свободе совести…», относится к образованию в терминах, используемых Законом «Об образовании». Это различие имеет важный практический смысл, поскольку образовательная деятельность, подпадающая под критерии, установленные Законом «Об образовании», подлежит обязательному государственному лицензированию.

Согласно ст. 6 ФЗ «О свободе совести…», «обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» является необходимым признаком религиозного объединения. Осуществлять его имеет право каждое религиозное объединение, включая незарегистрированные религиозные группы. Поэтому организация при религиозных объединениях изучения детьми или взрослыми Закона Божия, церковной истории и других подобных предметов не требует получения государственной лицензии на образовательную деятельность. Закон предусматривает лишь, что запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ст. 3, ч. 5). Поэтому при организации занятий с малолетними детьми целесообразно попросить их родителей оформить письменное согласие на обучение.

В некоторых случаях в религиозных организациях фактически осуществляется деятельность, подпадающая под все признаки, установленные законодательством об образовании для образовательной деятельности, но без обязательного в таких случаях лицензирования. Например, действует «школа», «колледж», «училище» с расписанием занятий, учебными программами, текущими и итоговыми оценками успеваемости, выпускными экзаменами, выдачей дипломов об окончании учебного курса. Это вызывает претензии контролирующих органов, иногда вплоть до наложения штрафа за административное правонарушение, или обращения в суд с иском о ликвидации религиозной организации за осуществление деятельности без лицензии (ч. 2 ст. 61 ГК РФ). С другой стороны, иногда необоснованные требования о получении государственной лицензии на образовательную деятельность предъявляются ко всяким занятиям по изучению Закона Божия в религиозной организации.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что изучение религии в религиозных объединениях (если оно не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании) либо вовсе не подпадает под понятие образовательной деятельности, либо относится к образовательной деятельности, не подлежащей лицензированию.

В соответствии со ст. 5 ч. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Таким образом, с одной стороны, сохраняется принцип светскости образования, с другой стороны, есть возможность использовать специально оборудованные для занятий с детьми школьные помещения. Эта норма актуальна, если религиозная организация не имеет доступных помещений для проведения занятий. Обратим внимание, что иногда такие занятия по изучению Закона Божия неправильно называют «факультативными». Факультативные предметы входят в государственные образовательные программы и относятся к числу предметов, изучаемых по выбору учащихся. Обучение религии не входит в образовательную программу.

Порядок применения данной нормы Закона определен Приказом Министерства образования РФ от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

Российское законодательство прямо не предусматривает возможности осуществления религиозными организациями лицензируемой образовательной деятельности. ФЗ «О свободе совести…» в статье 18 говорит только о праве религиозных учреждений создавать образовательные учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. В судебной практике по делам, связанным с привлечением религиозных организаций к ответственности за осуществление образовательной деятельности без лицензии, суды не приходят к однозначной позиции — могут ли религиозные организации получить соответствующую лицензию или они в принципе не имеют права вести образовательную деятельность, регулируемую Законом РФ «Об образовании». Типовой устав прихода — местной религиозной организации РПЦ не включает образовательную деятельность в перечень основных форм деятельности организации.

Как местная, так и централизованная религиозная организация может выступить в качестве учредителя негосударственного образовательного учреждения, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» и с пунктом 2 статьи 18 ФЗ «О свободе совести…».

Конституция РФ установила в статье 43, часть 4, что «основное общее образование обязательно». Закон «Об образовании» также подтверждает, что общее образование является обязательным (статья 19). Поэтому для образовательного учреждения, создаваемого религиозной организацией, возможны два варианта:

1) общеобразовательное учреждение, в котором преподаются все предусмотренные государственные образовательные программы, которое проходит государственную аккредитацию и получает право выдавать диплом государственного образца. Религиозное образование в таком образовательном учреждении осуществляется одновременно с общим образованием;

2) учреждение дополнительного образования (воскресные школы, курсы и т. п.). Ввиду обязательности общего образования учащиеся в таких учреждениях должны также получить и основное общее образование в другом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Государственные образовательные программы, которые могут реализовываться в образовательных учреждениях, подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. — 2-е изд., доп. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 528 с. ISBN 978-5-7533-0739-2

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

В соответствии с нормами статьи 33.1 Закона «Об образовании», образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается уполномоченным органом исполнительной власти. Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

При лицензировании проверяется соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. В ходе лицензирования образовательных учреждений, создаваемых религиозными организациями, не производится проверка, какому вероучению и в каком объеме обучают учащихся.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:

«а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее — лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса».

Итак, государственное лицензирование обязательно для любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, вне зависимости от объема и содержания образования, его религиозного или светского характера. Поэтому лицензирование должна проходить и создаваемая религиозной организацией негосударственная православная общеобразовательная гимназия, школа или вуз и духовное образовательное учреждение (см. далее).

Условием признания того, что государственное или негосударственное образовательное учреждение дает образование, соответствующее государственным стандартам (требованиям) и что выпускники действительно получают полноценное общее или высшее образование, является прохождение государственной аккредитации. Таким образом, аккредитация, в отличие от лицензирования, является добровольной, ее прохождение обусловлено потребностью придать общепризнанный, юридически значимый статус образованию, которое дает данное образовательное учреждение.

Согласно ст. 33.2 Закона РФ «Об образовании», целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено законом, установление его государственного статуса. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Как установила ст. 27 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Если государственную аккредитацию проходит православное образовательное учреждение (школа, гимназия, университет), преподаваемые в нем религиозные образовательные программы, на которые не существует государственных образовательных стандартов, не являются объектом контроля и аккредитации.

Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. (Статья 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», посвященная учреждениям профессионального религиозного образования, не ограничивает круг возможных учредителей централизованными религиозными организациями. Но ст. 8, часть 6 данного Закона говорит о том, что такие учреждения могут быть созданы только централизованной религиозной организацией. Таким образом, местная религиозная организация может учредить негосударственное образовательное учреждение (о чем речь шла выше), но не может создать учреждение профессионального религиозного образования (семинарию, духовную академию и т. д.).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Порядок и особенности лицензирования определены вышеназванным Положением о лицензировании образовательной деятельности, а также в Письме Министерства образования РФ от 28.11.2000 г. № 24–51–188/10. Существует некоторое противоречие, поскольку Положение, определяющее общий порядок лицензирования, утверждено в 2011 г., а специальные разъяснения Минобразования об особенностях лицензирования духовных образовательных учреждений составлены с учетом ранее действовавшего Положения о лицензировании, утвержденного в 2000 г. и ныне не действующего.

Таким образом, учреждения профессионального религиозного образования обладают всеми правами и обязанностями, установленными для религиозных организаций, и, одновременно, правами и обязанностями образовательных учреждений. В то же время, поскольку не существует и не может существовать государственных образовательных стандартов для подготовки профессионального священнослужителя, государственная аккредитация таких учреждений не производилась до 2008 г.

28 февраля 2008 г. Федеральным законом № 14-ФЗ были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в ст.ст. 12 и 33 (ныне 33.2) Закона Российской Федерации «Об образовании» и в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». После принятия этих поправок учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) получили право реализовывать на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации выдавать в установленном порядке документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Обратим внимание, что законодатель не изменил статус собственно религиозного профессионального образования — успешное завершение обучения будущего священнослужителя по программам духовного образования не дает права выпускнику духовного образовательного учреждения считаться человеком с высшим образованием. Но если в дополнение к этому духовному образованию в семинарии он получил высшее образование по теологии, юриспруденции, истории, философии или любой иной образовательной программе, по которой установлен государственный образовательный стандарт, и если семинария имеет соответствующую государственную аккредитацию, он вправе получить диплом государственного образца.

Фактически это нововведение означает, что учащиеся духовных учебных заведений должны освоить двойную учебную нагрузку — для подготовки священнослужителя и в соответствии со светской образовательной программой. Однако значительная часть учебной нагрузки в духовных образовательных учреждениях часто приходится на долю общеобразовательных предметов (история, иностранные языки, философия и т. д.), что делает возможность получения двух дипломов вполне реальной. Можно найти варианты организации учебного процесса, не требующие повторного изучения предметов, входящих как в светские, так и в духовные образовательные программы.

Введенные в 2008 г. изменения в законодательство учли необходимость соблюдения конституционной нормы об отделении религиозных объединений от государства. Поэтому учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет такие документы своей печатью, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). В этом отличие от дипломов, выдаваемых другими аккредитованными негосударственными образовательными учреждениями. Напомним, что учреждения профессионального религиозного образования являются религиозными организациями и использование ими печати с изображением Государственного герба РФ не допускается законодательством о Государственном гербе.

Также, согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ «О свободе совести…», при государственной аккредитации учреждения профессионального религиозного образования не устанавливается его государственный статус (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ). Соответственно, они могут использовать наименования «академия», «университет» и т. п. по своему усмотрению, а не в соответствии с аккредитационными требованиями для присвоения статуса академии или университета

В соответствии с пунктом 3 ст. 19 ФЗ «О свободе совести…», «граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

С учетом данной нормы и статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» студенты учреждений профессионального образования, обучающиеся по образовательным программам, получившим государственную аккредитацию, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу на тех же основаниях, что и обучающиеся в других имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях. Студенты, обучающиеся только по религиозным образовательным программам или в духовных образовательных учреждениях, совсем не имеющих государственной аккредитации, права на отсрочку не имеют.

Духовное образование

Духо́вное образова́ние — профессиональная подготовка священнослужителей религиозных организаций, церковнослужителей, монахов, аскетов и специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и т. п.

Духовное образование состоит из:

  1. получения необходимого морально-нравственного воспитания и
  2. приобретения обязательного объёма богословских знаний.

В Православии

До XVII века духовное образование можно было получить преимущественно в монастырях, где имелись не только духовные школы, но и обширные библиотеки с переписчиками книг. Также существовали архиерейские, княжеские и приходские школы.

Внешкольное духовное образование

Теперь первые религиозные знания человек может получить от верующих родителей, других родственников, в церковных детских садиках, от православных нянь, врачей, соседей, друзей, знакомых, одноклассников, сотрудников, из прочитанных, просмотренных и услышанных религиозных статей, книг, журналов, газет, брошюр, реклам, радио-телепередач, сайтов интернета, при случайных посещениях православных храмов и монастырей.

Начальное духовное образование

Регулярное начальное церковное образование происходит при регулярных посещениях православных храмов, в воскресных школах для детей и для взрослых, молодёжных клубах, в кружках и спортивных секциях при храмах, на курсах огласительных бесед для желающих принять таинство Крещения, на общественных богослужениях, на пономарстве и пении в церковных хорах, на уроках учебного модуля «Основы православной культуры» (ОПК) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в школах звонарей, на благотворительных акциях и крестных ходах, в паломничествах, при исполнении монастырских послушаний в качестве трудника (или трудницы) и послушника (или послушницы).

Среднее духовное образование

Среднее богословское образование предоставляют специальные духовные учебные заведения, такие как гимназии, духовные училища, колледжи, лицеи, регентские и иконописные школы, а также богословские, катехизаторские, педагогические и пастырские курсы при высших учебных заведениях.

Высшее духовное образование

«Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», приняты Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам началось реформирование российского духовного образования, нацеленное на его интеграцию в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России. В соответствии с общемировым Болонским процессом, высшее духовное образование в РПЦ стало трёхуровневым:

  • Первый уровень — Бакалавриат, итогом которого становится написание дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». Как и любой другой бакалавриат в России, это завершённое высшее образование. Термин «Семинария» является вторым равнозначным наименованием бакалавриата как духовного учебного заведения в РПЦ. В некоторых богословских учебных заведениях бакалавриат включает 4 обязательных года и 1 пастырский и практический год обучения в Семинарии, итогом которого становится написание Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия». В других бакалавриатом называется пятилетнее образование: подготовительный («нулевой») курс + 4 года основного образования. В последнем случае зачисление на 1 курс бакалавриата производится не столько по результатам успеваемости на подготовительном курсе, сколько по результатам дисциплинарных наблюдений. Все семинарии РПЦ начиная с 2010 года осуществляют обучение студентов по программе Бакалавриата в полном соответствии с государственным стандартом по специальности «Теология» (031900), и имеют соответствующую государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности. По окончании семинарий выпускники получают дипломы государственного образца со степенью «Бакалавр богословия».
  • Второй уровень — Магистратура: 2-х годичная программа при Духовных Академиях, при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, при некоторых семинариях и других богословских учебных заведениях РПЦ, итогом которой становится написание Магистерской диссертации на соискание степени «Магистр богословия». С недавнего времени в некоторых Духовных академиях РПЦ написание Магистерской диссертации является условием обучения в Магистратуре. С началом Болонского процесса в РПЦ термин «Академия» стал иметь двоякое значение: с одной стороны им как официально, так и неофициально называют Магистратуру, с другой — учебное заведение, объединяющее в себе несколько звеньев богословского образования РПЦ, например, бакалавриат (семинарию), Магистратуру, Аспирантуру и Докторантуру.
  • Третий уровень — Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовных Академиях, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук» (в европейской классификации — «Доктор теологии I степени»). Особо отличившиеся Кандидаты богословия могут продолжить заниматься богословскими науками в Докторантуре при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия, в заграничных учебных заведениях, и защитить Докторскую диссертацию на соискание степени «Доктор богословия» (в европейской классификации — «Доктор теологии II степени» или «Doctor of Divinity»).

Полноценное высшее православное духовное образование может осуществляться в очной, заочной и дистанционной форме.

Послевузовское духовное образование

Духовные магистратуры, аспирантуры и докторантуры, предназначенные для написания научных работ выпускниками духовных семинарий, уже могут считаться послевузовским профессиональным образованием. Кроме того дополнительное профессиональное образование реализуется в виде регулярных курсов профессиональной переподготовки (курсов повышения квалификации всех священнослужителей и преподавателей всех духовных школ).

В иных религиях

Высшие духовные учебные учреждения — теологические академии, высшие семинарии, университеты и институты, соответствующие факультеты при светских университетах; средние — духовные училища, колледжи и лицеи (христианские), медресе (мусульманские, бывают также высшими), иешибот (иудаистские) и др. В Российской Федерации действуют русские православные академии (Москва, Санкт-Петербург) и семинарии, медресе (Грозный, Махачкала, Уфа), ламская школа в Хамбинском дацане (Улан-Удэ), иешибот (Москва) и др.

> См. также

  • Духовные учебные заведения

Примечания

  1. Например: «Православные богословские курсы при Московской Духовной Академии».
  2. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской православной церкви от 21 августа 2007 года // ЖУРНАЛ № 71
  3. Официальный сайт Учебного комитета РПЦ: «Опубликована презентация „Трансформация системы духовного образования“».
  4. Официальный сайт Patriarchia.ru: «Духовное образование на пороге перемен».
  5. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Богословие на расстоянии. Православное дистанционное образование — десять лет спустя
  6. Дистанционное обучение на Богословско-Миссионерском факультете Алматинской Духовной семинарии
  7. В Московской духовной академии открылся портал дистанционного образования (недоступная ссылка). Дата обращения 6 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.

Ссылки

  • Официальный сайт Учебного комитета РПЦ.
  • Светлов, Павел Яковлевич. О необходимости богословских факультетов в университетах или реформе высшего религиозного образования в России. – 1906 http://books.e-heritage.ru/book/10076564
  • Прахт Д. В. Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX — начале XX вв. // : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02 / Прахт Дмитрий Викторович; . — Барнаул, 2013. — 24 с

Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Право.ру

Право.ру

Основание

Основатели

Дмитрий Чиракадзе, Алексей Пелевин

Расположение

Москва, Пожарский переулок, 11

Самара, Московское шоссе, 17

Ключевые фигуры

Алексей Пелевин

Александр Сарапин

Оборот

280 млн рублей (2016)

Операционная прибыль

19 млн рублей (2016)

Число сотрудников

170 (2017)

Сайт

Право.ру — российская компания, владелец одноимённого тематического интернет-издания, разработчик одноимённой справочно-правовой системы и специализированного программного обеспечения для работы с материалами судебной практики.

Структура

Издание

История «Право.ру» началась в 2007 году, когда владелец дизайн-студии «Парк» Алексей Пелевин познакомился с Дмитрием Чиракадзе, основным акционером банка «Северо-Восточный альянс» и владельцем юридического бизнеса в Москве. Чиракадзе нанял Пелевина для разработки дизайна сайта интернет-издания о судебно-правовой практике, которое в 2008 году заработало под именем «Право.ру». При отсутствии конкуренции среди СМИ издание приобрело широкую известность в профессиональном сообществе: Российское агентство правовой и судебной информации в структуре РИА Новости открылось только в феврале 2009 года.

Справочно-правовая система

В декабре 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации», в числе прочих положений обязавший российские суды публиковать на своих сайтах информацию о судебных делах и судебные акты. Это новшество создало возможность для автоматизации сбора документов, которой Пелевин и Чиракадзе и воспользовались — уже в качестве партнёров. Крупнейшие на тот момент участники рынка справочно-правовых систем «Консультант+» и «Гарант» полагались на ручной сбор данных, распространялись преимущественно на компакт-дисках и имели высокую стоимость. Создатели «Право.ру», напротив, сделали доступ к автоматически пополняемой базе нормативных актов и материалов судебной практики открытым и бесплатным. Справочно-правовая система была запущена в 2009 году и на 2 июля 2018 года база включала 65,9 миллионов документов, включая 5,2 миллионов законодательных актов РФ и 60,5 миллионов документов судебной практики. Материалы автоматически загружаются в базу роботами, которые ищут новые документы на сайтах государственных органов, обрабатывают их и конвертируют в форматы, с которыми могут работать пакеты офисных приложений. Судебные дела в системе «Право.ру» представлены карточками, в которых в онлайн-режиме фиксируются все изменения и обновления по делу.

Электронное правосудие

Летом 2009 года создатели «Право.ру» начали переговоры о сотрудничестве с Высшим арбитражным судом. Как утверждали Пелевин и Чиракадзе, инициатором сотрудничества выступил глава IT-департамента ВАС Игорь Соловьёв; тот утверждал обратное. На тот момент основным IT-подрядчиком ВАС была компания «Гарант-интернет», разработавшая для ВАС систему «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) и обслуживавшая региональные арбитражные суды. ВАС был недоволен подрядчиком, который планировал ежегодно поднимать расценки на доработку и техническую поддержку БРАС и шантажировал суд отключением IT-системы. По договорённости с ВАС в 2009 году «Право.ру» начало разработку новой «Картотеки арбитражных дел», основанной на собственноручно собранной базе судебных решений.

В декабре 2009 года «Право.ру» впервые участвовало в тендере Высшего арбитражного суда и выиграло у «Гарант-интернета» контракт на обслуживание 76 сайтов арбитражных судов. В январе 2010 года «Гарант-интернет» не предоставил заявку на конкурс на обеспечение технической поддержки БРАС, и «Право.ру» получило контракт на 6,2 миллиона рублей. В рамках сотрудничества с ВАС в 2010 году компания разработала систему «Картотека арбитражных дел» и по собственной инициативе дополнила её подсистемой, которая заменила функциональность БРАС. В декабре 2010 года «Право.ру» выиграло у «Гарант-интернета» конкурс на перенос КАД с собственных серверов на оборудование ВАС, в ходе торгов снизив цену до 1 копейки. В то же время «Гарант-интернет» обошёл «Право.ру» в конкурсах на разработку интеграции информационных систем ВАС и Федеральной налоговой службы и поддержку сайта ВАС в 2011 году и консультационную поддержку пользователей сайта ВАС в 2012 году. В 2011—2012 годах в ходе разработки новых модулей для КАД «Право.ру» выпустило для ВАС приложение «Мобильная картотека», предоставлявшее доступ к материалам арбитражной практики с мобильных устройств. Демпинговые меры, на которые пошло «Право.ру», оправдали себя: в 2010—2018 годах компания получила до 130 миллионов рублей выручки от контрактов с судами. Крупнейшим стал контракт стоимостью 79 миллионов рублей на предоставление 111 арбитражным судам более 8 тысяч лицензий на доступ к системе «Электронное правосудие» сроком на 5 лет.

Сервисы для юристов

Помимо разработок для Высшего арбитражного суда, «Право.ру» выпустило несколько собственных платных веб-сервисов, опирающихся в работе на базу собственной справочно правовой системы. Все они были ориентированы на профессиональных юристов и направлены на автоматизацию работы отдельных людей и целых департаментов.

  • В 2012 году «Право.ру» запустило Casebook — сервис поиска информации о компаниях, предоставляющий доступ к материалам судебной практики, данным ФНС, ЕГРЮЛ, ФССП, системы государственных закупок и сведениям из других источников. Система позиционировалась как аналог базы «СПАРК-Интерфакс» с акцентом на работу с данными судов. Особенностью Casebook стали механизмы машинного обучения и предсказательной аналитики, с помощью которых система предполагала вероятность того или иного исхода судебных разбирательств и вероятность банкротства организации. В 2015 году «Право.ру» отчитывалось о 600 компаниях, подписанных на работу с Casebook, более поздние сведения о числе клиентов не раскрывались.
  • В 2013 году начал работу Caselook, заточенный под работу с материалами судебной практики. Сервис предоставил пользователями расширенный поиск по автоматически пополняемой базе судебных актов с возможностью фильтровать результаты по участникам судебного спора, их ролям и применяемым нормам права.
  • В 2015 году «Право.ру» выпустила систему CasePro, предназначенную для автоматизации работы юридических департаментов, в которой были добавлены коллективный доступ, автоматический сбор и сохранение информации по конкретным делам, работа с шаблонами процессуальных документов, контроль выполнения задач сотрудниками и другие функции. Пилотное внедрение CasePro было проведено на базе Россельхозбанка, к 2018 году число корпоративных пользователей сервиса достигло 100. Среди них Почта Банк, Промсвязьбанк, «Сбербанк Капитал», «Мегафон», «Сибур», «Мираторг» и другие. Контракт со Сбербанком принёс компании 128 миллионов рублей в 2015—2017 годах, с Россельхозбанком — 34 миллиона. В 2017 году «Право.ру» также заключило контракт с «Почтой России» на сумму 19 миллионов рублей.

Bankro.TECH

В апреле 2018 года «Право.ру» и Сбербанк анонсировали запуск веб-сервиса для ведения дел о банкротстве Bankro.TECH. По заявлениям компаний, сервис призван значительно упростить работу специалистов по банкротствам за счёт отслеживания дел, представления всех документов в едином интерфейсе, автоматической обработке судебных решений, создания типовых процессуальных документов по шаблонам и интеграции с системами «Мой арбитр» и Casebook. Компании позиционируют Bankro.TECH как решение для кредиторов, банков и налоговых инспекций.

Проекты

Рейтинг

С 2011 года «Право.ру» выпускает собственный рейтинг юридических фирм. Компания проводит исследования на основе анкетирования и составляет списки юридических фирм по выручке, числу штатных юристов и оценки репутации компании. В рейтинге представлены как национальные, так и международные юридические фирмы, работающие на российском рынке, однако его полнота зависит от согласия юрфирм предоставлять свои данные. Данные рейтингов находили свои применения в разных областях: в российских судах они могут быть использованы для исчисления сумм подлежащих возмещению расходов на представительство, а компания FutureToday обращается к ним для отбора компаний-участников собственного рейтинга работодателей в сфере юриспруденции.

Конкурс

Во второй половине 2017 года «Право.ру» совместно с Фондом «Сколково» провело конкурс LegalTech-проектов по автоматизации работы юридических департаментов Skolkovo LegalTech Leader. Победителями первого конкурса стали «Мегафон», Сбербанк, Аэроклуб, арбитражный центр при Институте современного арбитража, Европейская юридическая служба и юрфирма LexBorealis, награды были вручены в рамках конференции Skolkovo LegalTech в декабре 2017 года.

Онлайн-образование

В ноябре 2017 года «Право.ру» анонсировало запуск образовательных онлайн-курсов для юристов и предпринимателей. Первый курс, посвящённый авторскому праву и рассчитанный на 44 занятия, начался 1 декабря 2017 года. Преподавателями первого курса стали партнёры юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов и Екатерина Калиничева, представлявшие интересы правообладателей в спорах с торрент-трекером RuTracker.org, музыкальным сайтом Zaycev.net и сервисом для чтения книг Bookmate.

Компания

Головной офис «Право.ру» находится в Москве, но основной штат компании, включая разработчиков, дизайнеров, маркетологов, аналитиков и других специалистов (140 сотрудников из 170) работает в самарском офисе в бизнес-центре «Вертикаль».

Собственники и руководство

Чиракадзе и Пелевин утверждали, что с 2008 года вложили в развитие «Право.ру» 350 миллионов рублей собственных средств. Пелевин утверждал, что группа компаний принадлежит ему и Чиракадзе на паритетных началах, но фактические структура владения их бизнесом непрозрачна. В частности, АО «Право.ру» (заявленный род деятельности — разработка программного обеспечения) под иным названием существовало с конца 1990-х годов, а с 2005 года принадлежит офшору Grenson Financial Consultants Ltd. Помимо него, на 2015 год в группу входили ООО «Право.ру Лабс» (научные исследования и разработки), ООО «Справочно-правовая система Право.ру» (использование баз данных и информационных ресурсов), ООО «Праводник» (разработка программного обеспечения). Также Пелевин был основным владельцем компании «Парксис», которая позиционировалась как разработчик справочно-правовой системы и других IT-продуктов группы. В совместном со Сбербанком «Центре Технологии Банкротств» АО «Право.ру» принадлежит 40% (60% владеет ПАО «Сбербанк»).

Финансовые показатели

В 2016 году совокупная выручка компании составила 280 миллионов рублей, выручка от госконтрактов — 50 миллионов, чистая прибыль — 19 миллионов. Выручка компании от контрактов с госструктурами в 2017 году оценивалась в 180 миллионов рублей, однако более полные финансовые показатели не раскрывались.

Критика

Тендер на обслуживание 76 арбитражных судов, состоявшийся в декабре 2009 года, привлёк большое внимание, поскольку из-за технической ошибки платформы для проведения торгов ставка «Право.ру» ушла в зону отрицательных чисел и составила -26 тысяч рублей. «Гарант-интернет» обратился с жалобой в Федеральную антимонопольную службу, которая признала наличие технических нарушений, которые не могли повлиять на результат торгов, и потому сочла торги состоявшимися. «Гарант-интернет» также заявил об аффилированности своего конкурента и ВАС: сын начальника аналитического департамента ВАС Вячеслава Звягинцева Андрей был генеральным директором с долей 25% в компании-учредителе «Право.ру» — ООО «Праводник». В «Право.ру» эту информацию подтвердили, а представитель ВАС подчеркнул, что ни Звягицев, ни его подчинённые не входили в аукционную комиссию и не могли повлиять на результаты торгов. От идеи обжаловать результаты торгов «Гарант-интернет» отказался. Позднее ВАС счёл госконтракт на отрицательную сумму противоречащим Гражданскому кодексу и предложил обоим участникам торгов выполнить работы за 79 тысяч рублей. «Гарант-интернет» ответил отказом и отключил сайты арбитражных судов, и контракт получило «Право.ру».

В декабре 2010 года «Право.ру» выиграло у «Гарант-интернета» конкурс на перенос КАД с собственных серверов на оборудование ВАС, в ходе торгов снизив цену с 19,7 миллионов рублей до 1 копейки. Тогда «Гарант-интернет» отказался идти на демпинг, а его генеральный директор Алексей Солдаткин позднее обвинял «Право.ру» в использовании технологий, разработанных «Гарант-интернетом». Эти заявления опровергли в ВАС, подчеркнув, что в ходе сотрудничества «Право.ру» использовало собственные разработки и значительно расширило возможности системы электронного правосудия.

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Анна Рохленко, Виктория Антонова. Право слово // Дело : журнал. — 2018. — Февраль (№ 1 (854)). — С. 39—43.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Валерия Житкова. Доходное право: как pravo.ru зарабатывает на электронном правосудии. РБК (30 апреля 2015). Дата обращения 20 июня 2018.
  3. 1 2 Дарья Черкудинова. Юридическая сила: Как «Право.ру» зарабатывает на судах. The Village (23 апреля 2013). Дата обращения 20 июня 2018.
  4. Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Официальный сайт Президента России. Дата обращения 20 июня 2018.
  5. 1 2 Юлия Говорун. ВАС выбрал подрядчика, который ему заплатит. Ведомости (29 декабря 2009). Дата обращения 20 июня 2018.
  6. Арбитражные дела доступны с IPhone. Деловой Петербург (22 июня 2010). Дата обращения 20 июня 2018.
  7. 1 2 Александр Марфицин. Волга, «Дно» и «Жигулёвское»: 8 стартапов из Самары. VC.ru (27 июля 2016). Дата обращения 20 июня 2018.
  8. Дарья Черкудинова. «Право.ру» создаёт единую базу с возможностью поиска данных о юрлицах. The Village (25 марта 2013). Дата обращения 20 июня 2018.
  9. Pravo.ru анонсировал онлайн-агрегатор судебных актов. Firrma (15 августа 2013). Дата обращения 20 июня 2018.
  10. Татьяна Короткова. «Право.ru» запустил сервис для автоматизации работы юридических департаментов. Cnews (26 февраля 2016). Дата обращения 20 июня 2018.
  11. Дмитрий Степанов. Сбербанк и «Право.ru» объявили о запуске сервиса по банкротствам. Cnews (9 апреля 2018). Дата обращения 20 июня 2018.
  12. Альберт Хабибрахимов. «Сбербанк» и «Право.ру» запустили сервис для работы с делами о банкротстве. VC.ru (9 апреля 2018). Дата обращения 20 июня 2018.
  13. Филипп Стеркин. Второй ежегодный рейтинг юридических фирм. Ведомости (19 декабря 2011). Дата обращения 20 июня 2018.
  14. 1 2 Иван Апатов. Рейтинги юридических фирм меняются, чтобы отражать картину рынка. Коммерсантъ (20 июня 2016). Дата обращения 20 июня 2018.
  15. Вероника Казакевич. Верните потраченное. Российская газета (10 сентября 2013). Дата обращения 20 июня 2018.
  16. Иван Сафронов. От вузов ждут практиков. Коммерсантъ (8 апреля 2015). Дата обращения 20 июня 2018.
  17. Высшая школа юриспруденции. Коммерсантъ (20 июня 2016). Дата обращения 20 июня 2018.
  18. Олег Овечкин. «Сколково» проведет конкурс юридических стартапов без призов. Rusbase (16 сентября 2017). Дата обращения 20 июня 2018.
  19. В «Сколково» обсудили новые технологии в области права. ТАСС (4 декабря 2017). Дата обращения 20 июня 2018.
  20. Лера Михайлова. Создатель «Картотеки арбитражных дел» запустит курсы для юристов и предпринимателей. VC.ru (21 ноября 2017). Дата обращения 20 июня 2018.
  21. ВАС РФ не подпишет контракт на услугу за минус 26 тысяч рублей. РАПСИ (23 декабря 2009). Дата обращения 20 июня 2018.

Религия в школе: Чем грозит нам ОПК?

С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса — «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету — то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком.

Преподавателей хватает

— С какими главными стереотипами об «Основах православной культуры» Вы сталкиваетесь?

— Главный стереотип — то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких — никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

— А откуда этот стереотип берется?

— Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое — неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле «Основы православной культуры» — необычный предмет. Самое главное в нем — личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала.

«Основы православной культуры» — это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка — именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

— Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

— Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка — будущая мама — не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, — вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться — я не понимаю.

— Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

— Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры — и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, — давно и успешно их готовят. Нет другого — готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей — священников и мирян — в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, — хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

— Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

— Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

— Как это?!

— Я напомню, что с сентября во всех школах страны вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» — ОРКСЭ. В этом курсе шесть модулей: Православие, ислам, буддизм, иудаизм (собственно, вероучительные модули), сравнительный курс мировых религий и основы светской этики. Согласно закону выбирать то, что ребенку изучать, должен родитель. Но это — по закону. Но в большинстве российских школ этот вопрос решается, к сожалению, в административном порядке, и родителей, как правило, никто не спрашивает, и в итоге с сентября в большинстве школ курс ОРКСЭ, вероятнее всего, будет преподаваться лишь как светская этика, то есть с ориентацией на вообще далеких от веры людей.

— Почему так происходит?

— Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами — и это естественно.

— Что же в такой ситуации делать родителям?

— Родители, если они по-нас­тоящему этой проблемой озабочены, должны настаивать на том, чтобы реализовать свои права. Они имеют право требовать, чтобы в их классе преподавали то, что они выберут сами, — например, «Основы православной культуры». Ведь мнение родителей сегодня играет колоссальную роль. В местных органах образования сейчас очень серьезно относятся к жалобам родителей, к их докладным запискам, письмам и т. д. На сайте Московского департамента образования есть специальный раздел*, в котором родители анонимно или открыто задают щекотливые вопросы и, что самое интересное, получают на них ответы. Если родители активны и знают свои права, они могут очень многого добиться. В этом смысле одна из главных проблем в деле преподавания ОРКСЭ сегодня — это как раз пассивность родителей.

— Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

— Волков бояться — в лес не ходить. Опять-таки эта проблема — надуманная. Надо с чего-то начать. Как советовал один полководец: сначала надо ввязаться в бой, а потом посмотреть, что получится. Ведь если родители добьются возможности преподавания для своих детей «Основ православной культуры», то они смогут добиться и смены преподавателя, что, кстати, в ряде случаев и происходит в отношении других предметов.Ведь плохим может оказаться и преподаватель физики, и английского языка. И если его работа не устраивает, родители идут на разговор к директору. Это не специфическая проблема курса ОПК.

Не учебная дисциплина

— Люди высказывают опасения, что изучать «Основы православной культуры» в школе — значит убить любовь к теме. Потому что «принудиловка» всегда так действует.

— Во-первых, повторюсь, очень многое зависит от личности преподавателя. А во-вторых, любая системность как таковая вызывает в человеке сопротивление, потому что накладывает на личность определенные ограничения. Православие уже само по себе является чем-то в высшей степени систематическим и ограничивающим личную жизнь: нужно ежедневно читать утреннее и вечернее молитвенное правило, соблюдать посты, ходить в храм по субботам и воскресениям, ограничивать себя по ряду параметров современной жизни и т. д. Это тоже в каком-то смысле уже двухтысячелетняя духовная «принудиловка», но мы же с ней живем, потому что исходим из другого принципа: внешние предписания и ограничения только тогда имеют смысл, когда они способствуют развитию духовной жизни, а в противном случае мы получим смертоносный формализм. Собственно, учебный процесс в этом смысле ничем не отличается от жизни. «Основы православной культуры» в любом случае не могут быть «принудиловкой», но предмет, играющий важную воспитательную роль, очевидно, нужен в школе. В отношении необходимости для человека географии или биологии таких опасений не возникает, а вот в отношении предмета, который должен помочь человеку ориентироваться в жизни, — наоборот.

— У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек — даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

— Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, — слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года — это капля в море. Чем может такой курс навредить?

Для сравнения, в Свято-Петровской Школе при ПСТГУ мы преподаем Закон Божий с 5-го по 11-й классы. Конечно, ОПК — не Закон Божий, а культурологический курс, более близкий к истории или к курсу «Мировая художественная культура», но объем информации и круг тем этих курсов вполне сопоставим с тем, что дети изучают в рамках Закона Божьего в нашей гимназии. Так вот: за две четверти по одному уроку в неделю, что предполагает современный базовый учебный план, маленькому ребенку, только заканчивающему начальную школу, можно сообщить только самые базовые, самые общие вещи.

— Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

— Думаю, этот предмет будет иметь смысл только в том случае, если он станет не вполне учебной дисциплиной. У нас в школе этот предмет включает в себя не только прохождение определенных тем, но и предусматривает взаимное общение преподавателя-священника с учащимися по тем вопросам, которые их на данный момент беспокоят, — это касается нравственности, поведения в обществе, отношений с друзьями и родителями и т. д. В таких случаях урок превращается в беседу или дискуссию по животрепещущим вопросам, которые у детей возникают. Не уверен, что светская школа может полностью копировать все методы такого преподавания, но кое-что — может. На базе нашей школы как раз проходили отдельные занятия курсов повышения квалификации, на которых присутствовало большое число светских педагогов, которым этот опыт может пригодиться. Уверен, что и в 4-5 классах светской школы можно наладить тесный диалог между учителем и учеником. Можно выстраивать уроки на основе того, что самим детям интересно, говорить о проблемах нравственного выбора так, чтобы это было им понятно, а учебник (например, «Основы православной культуры», написанный протодиаконом Андреем Кураевым с расчетом на более взрослых молодых людей) может играть вспомогательную роль. Но для того чтобы курс выстроился именно так, нужно, повторюсь, пустить в школы грамотных преподавателей, в частности, не бояться священников.

— Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

— Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие — независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так — вообще не проблема.

— Мы много говорим о личности преподавателя. А в предмете ОПК как таковом есть свои методические «подводные камни»?

— Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.