Религия в финляндии

Успенский собор в Хельсинки является самым известным и крупным православным храмом в Финляндии. Полное название звучит так — Собор Успения Пресвятой Богородицы. Это памятник архитектуры с изумительными деталями декора и впечатляющим интерьером.

История собора

Храм является памятником российскому правлению в Финляндии. Он был возведен в годы царствования императора Александра II, когда Финляндия входила в состав Российской империи.

Проект архитектора

В 1854 году 24-летний священник Николай Попов был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви в Гельсингфорсе. В то время строение было небольшое. В двунадесятые праздники оно не вмещало всех прихожан, и молодой священник поднял вопрос о возведении новой церкви. Отец Николай обратился за помощью к графу Ф.Ф. Бергу, помогавшему католикам и лютеранам в постройке собственных церквей.

Генерал-губернатор действовал быстро, первый документ о соборе датирован мартом 1857 года. В нем был поднят вопрос о необходимости постройки новой обширной православной церкви. В 1859 году граф Берг просил у обер-прокурора Синода разрешения пригласить для этой задачи Алексея Максимовича Горностаева, академика архитектуры. Проект, составленный С.И. Барановским, ему не понравился.

Так, создателем и разработчиком плана возведения собора стал А.М. Горностаев (1808—1862), архитектор Министерства внутренних дел, профессор. Ему поручили выбрать место для строительства и создать проект православного храма в Хельсинки. Летом 1859 года Горностаев приехал в Гельсингфорс. Архитектор определил скалистый холм на острове Скатудден в качестве места для будущего храма. Вместе с тем он составил чертежи, которые были высочайше утверждены Александром II 12 января 1860 года.

Обер-прокурор Синода граф А.П. Толстой известил о пожелании Александра II освятить новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя благоверного князя Александра Невского и святого Николая Чудотворца. Но собор в конечном итоге имел только один престол, так как места для приделов не хватило. Осенью в 1860 году с Горностаевым заключили контракт и начали сбор средств и пожертвований. От Синода Бергу удалось получить 15 тысяч рублей на строительство, император Александр II добавил к ним еще 20 000 рублей.

Перед началом работ общенародными силами собрали 31 000 рублей, но газета «Северная почта» продолжала выпускать в печать объявления о сборе средств на строительство. По Высочайшему повелению 25 000 рублей было отдано из Капитула орденов, от московского купечества дано 20 000 рублей. Цесаревич Александр в честь бракосочетания с принцессой Марией Дагмар прислал 2 000 рублей. Постройка обошлась в 223 тысячи рублей, собранных с помощью добровольных пожертвований.

Составление архитектурного проекта и само строительство сооружения заняли 11 лет. В 1862 году архитектор Алексей Максимович Горностаев скончался. Его работу продолжил Иван Александрович Варнек (1819—1877).

Возведение и основание

Торжественная закладка Успенской церкви состоялась 15 августа 1862 года. На церемонии присутствовали великие князья Алексей Александрович и Николай Константинович. Это произошло уже при бароне П.И. Рокасовском, новом генерал-губернаторе. И.А. Варнек в изначальный проект никаких изменений не внес, только колокольней заменил звонницу.

Утварь для внутреннего убранства храма пожертвовали следующие частные лица:

  • купеческая вдова Д. Салтыкова подарила собору серебряный крест, дарохранительницу и 2 хоругви;
  • хельсинкский купец Н.В. Табунов даровал плащаницу и гробницу к ней;
  • граф Адлерберг заказал позолоченное паникадило;
  • московские купцы Н.Ф. Шубин и А.И. Хлудов пожертвовали восемь колоколов.

Самый большой из колоколов весил около 300 пудов (пять тонн). С ним связана одна история. Этот колокол не поместился в колокольне, тогда ее пришлось частично разобрать и расширить. Работа была проведена за счет самого дарителя. Стены собора возводили из кирпича, так как он строился на месте, обдуваемом влажными морскими ветрами.

Примечательно, что красный кирпич для сооружения привезли в город по морю из крепости Бомарсунд, которая располагалась на Аландских островах и была разрушена во время Крымской войны в 1854 году. Взорванные стены крепости были использованы при возведении многих построек на территории Хельсинки.

Историческая судьба

Храм освятил в 1868 году епископ Выборгский Павел. В память об освящении Успенской церкви была выбита медаль, а основные строители и жертвователи, а также художник и священник были награждены ценными подарками и орденами.

В 1793 году, уже в царствование Александра III, церковь была переосвящена после реставрации, проведенной силами статского советника Якова Логгиновича Чернышева. Купец и меценат активно проявил себя еще на этапе строительства собора: пожертвовал значительную сумму и выступил в качестве главного подрядчика. После этого сооружение ремонтировали еще несколько раз.

Реставрация здания

Перед столетним юбилеем храма в октябре 1968 года был произведен основательный ремонт.

В ходе ремонта мастера провели следующие работы:

  • заделали трещины в наружной стене;
  • медными листами покрыли крышу и купола;
  • заново позолотили главки и кресты;
  • внутренние стены оштукатурили и окрасили, сохранив при этом изначальные расцветку и орнамент;
  • отреставрировали и очистили иконы;
  • оконные рамы заменили на бронзовые оконные блоки.

Еще один этап реставрационно-восстановительных работ пришелся на 2004—2007 годы, тогда была вновь обновлена позолота куполов. С начала 2018 года в соборе проходит восстановление в рамках реставрационного проекта по обновлению иконостаса и других вызолоченных деталей церкви. Планируется, что мастера-позолотчики будут продолжать эти работы в течение семи лет. В настоящее время храм является резиденцией архиепископа и местной православной церкви.

Взломы и кражи

Летом 2010 года Успенскую церковь дважды взламывали. Первый случай произошел в июне: из собора украли одну из самых ценных икон — Богородицы «Козельщанская» и большую часть полученных в дар от прихожан драгоценностей. В августе, во время второго взлома, воров поймали с поличным. Трое граждан Румынии, подозреваемых в преступлении, были задержаны.

Главарь банды приговорен к 3 годам 4 месяцам лишения свободы, два остальных вора — к 1 году 2 месяцам тюрьмы. Причастность пойманных в августе преступников к первой июньской краже полиции удалось доказать с помощью образцов ДНК. В соответствии с приговором, воры должны будут возместить православному приходу Хельсинки ущерб в размере 183 тысячи евро. Украденная икона была найдена и передана на реставрацию в Ново-Валаамский монастырь, а позднее возвращена на прежнее место.

Примечательно, что вор сам указал тайник, мучимый угрызениями совести.

Современное положение

В настоящее время Успенская церковь относится к числу важнейших достопримечательностей города. Ее ежегодно посещают около 500 тысяч человек. Храм является главным в хельсинкском православном приходе и вторым по величине сооружением в центре города.

Первоначально приход был русскоязычным и состоял, в основном, из русских, проживавших в Хельсинки и его окрестностях. После обретения Финляндией независимости он почти полностью стал финскоязычным. Приход приобрел более интернациональный состав после Второй мировой войны благодаря нескольким волнам эмиграции.

На сегодняшний момент большинство прихожан говорят на финском, русскоязычная группа является второй по численности (14%). В хельсинкском приходе насчитывается около 17 тысяч членов. Богослужения проводятся на финском языке. Здесь также работает воскресная школа.

Настоятелем служит протоиерей Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, 2 дьякона и 7 регентов-псаломщиков. Один из священников осуществляет духовное сопровождение только русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с молодежью и детьми.

В этом видео представлена информация о строительстве Успенского храма.

Месторасположение церкви

Успенский собор находится по адресу: Kcniavakatu 1, FIN-00160 Helsinki. Кафедральный собор расположился на возвышении, поэтому окрестности Хельсинки отсюда очень хорошо видны. Обходя сооружение со всех сторон, можно долго наслаждаться прекрасными видами. Холм у его основания может послужить смотровой площадкой. С нее открывается прекрасный панорамный вид на город.

Как добраться

Находится храм на острове Катаянокка в историческом центре столицы Финляндии. Раньше это был полуостров, но в настоящее время от города его отделяет Катаяноккский канал. Добраться можно по мостикам, которые обустроены в нескольких местах. Здание вполне реально найти и без обозначения точного адреса, так как его хорошо видно из многих точек исторической части города. Из городского транспорта лучше воспользоваться трамваями №4 или 4Т, ориентируясь на остановку «Ритариуоне» (Ritarihuone).

Ориентиром могут послужить также и следующие достопримечательности:

  • Сенатская площадь;
  • кафедральный собор Хельсинки;
  • эспланадный парк;
  • художественный музей «Атенеум»;
  • национальный музей;
  • зоопарк Хельсинки;
  • церковь Темппелиаукио.

Архитектура и убранство сооружения

Успенский собор построен в русско-византийском стиле с элементами романского стиля, это самый большой православный храм в Западной Европе.

Внешний вид

Архитектурный стиль здания определяют как русско-византийский с элементами романского или псевдовизантийского. По некоторым мнениям, образцом для собора послужила старинная церковь XVI века в Коломенском. Исследователи также отмечают, что Горностаев во многом придерживался деревянного зодчества Русского Севера, вот только деревянную резьбу заменил более прочной кирпичной кладкой.

Сооружение представляет собой квадрат с трехъярусной колокольней с южной стороны и выступающей полукруглой алтарной частью. Венчает собор обширный центральный шатер с позолоченной главой. Две гранитные колонны поддерживают крыльцо с западной стороны. Храм тринадцатиглавый, что символизирует Иисуса и его 12 апостолов.

Снаружи нарядный храм из красного кирпича украшают:

  • колонки;
  • выступы;
  • углубления;
  • рельефы;
  • карнизы.

Главный купол окружают 12 небольших позолоченных главок по периметру здания и еще одна — над колокольней. Все это оживляет силуэт собора, делая его особенно живописным. Существует предположение, что каждая главка соотносится с горящей свечой и олицетворяет душу христианина, который стремится к высшему идеалу. Интенсивно-красные стены церкви красиво контрастируют с зелеными куполами и золотом луковичных глав.

Внутреннее оформление

Внутреннее оформление церкви выполнено по эскизам Горностаева. Интерьер очень просторный и светлый, с изобилием ненавязчивых красочных орнаментальных византийских росписей, покрывающих своды и арки собора. Центральный купол изнутри опирается на четыре массивные колонны, высеченные из монолитного камня и искусно отполированные.

Арочное перекрытие над алтарной частью и верхняя часть центрального свода олицетворяют голубое звездное небо. Над алтарной частью на фоне звездного неба изображен голубь — символ Святого Духа. Над главной алтарной аркой находится изображение Господа Саваофа, а на большой высоте в арке над клиросом — изображения святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. В западной части церкви в арке изображены апостолы Матфий и Иуда Фаддей.

В местах смыкания четырех гранитных колонн (очень массивных) и арочных сводов написаны образы апостолов:

  • Иакова брата Господня;
  • Филиппа;
  • Андрея;
  • Иакова Зеведеева;
  • Фомы;
  • Иакова Алфеева;
  • Варфоломея;
  • Симона Кананита.

Резной двухъярусный иконостас украшен богатой позолотой. В планировке интерьера прослеживаются византийские традиции. Внушительное подкупольное пространство увеличивается из-за отсутствия сидений. Относительно близкая к стенам постановка колонн создает впечатление целостности: весь видимый богомольцами объем здания воспринимается как единый общий зал. Впечатление масштабности помещения дополнительно усиливается тем, что внутренние стены храма окрашены в цвета, близкие по оттенку к гранитным колоннам.

Во время богослужений прихожане стоят, в соответствии с православными канонами. Расположенные у стен скамьи предназначены для слабых здоровьем и пожилых. Особое внимание привлекает массивная люстра в центре — изящное позолоченное паникадило со 144 свечами, изготовленное по особому заказу графа Н.В. Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии. Подвешенные перед иконами иконостаса восемь роскошных подсвечников изготовили монахи Валаамского монастыря.

Соборная колокольня

Издали выделяются красные стены и блестящие на солнце золотом и изумрудной зеленью купола — это и есть Успенский собор. Московские купцы А.И. Хлудов и Н.Ф. Шубин подарили собору восемь колоколов, из которых самый большой весит 300 пудов (около пяти тонн). Колокольня расположена в южной части строения и примыкает к нему через крытую галерею. Здесь же находится полукруглая алтарная часть. Высота колокольни составляет пятьдесят один метр.

Святыни храма

В соборе хранится множество ценных икон.

Среди них стоит выделить следующие старинные образы:

  • великомученицы Варвары;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • преподобного Серафима Саровского с мощами.

Почитаемая Козельщанская икона Божией Матери является особой ценностью собора. Этот список некогда принадлежал Иоанну Кронштадтскому и стал молитвенным его благословением родителям тяжело больной девочки, которая чудесным образом излечилась. Большинство икон поступило в собор после 1918 года и перед Второй мировой войной.

Отдельно стоит отметить икону священномученика Александра Хотовицкого (1872—1937), который был настоятелем Хельсинского (Гельсингфорского) прихода в 1914—1917 годах (канонизирован в 1994 году). Ему также посвящена часовня в крипте Успенской церкви.

У правой стены собора располагается надгробие — пустая гробница, которая служит символом Гроба Господня. Она используется во время богослужений на Страстную Пятницу. Среди икон на задней стене также присутствует изображение святого Николая Чудотворца. Иконостас двухъярусный. Иконы для него написал масляными красками художник Павел Шильцов, проживающий в Петербурге. Манера художника отличается от традиционного стиля иконописи православной церкви Финляндии.

Перед иконостасом на аналоях и в киотах расположены следующие высокочтимые иконы:

  1. «Святцы», или перечень святых, составленный в порядке месяцев и дней года. По нему празднуется или чествуется святой.
  2. Высокочтимая прихожанами икона Святой Богородицы «Утоли моя печали», которая отражает глубочайшую весть христианства о любви. На Иконе Успение Богоматери в окружении апостолов. В центре иконы изображен Иисус Христос, принявший душу Богородицы.
  3. Распятие Господа Иисуса Христа и канонник для поминовения усопших.
  4. Икона Казанской Божьей Матери, подаренная Успенскому Собору в сентябре 1994 года Митрополитом Московским и всея Руси Алексием II во время его визита в Хельсинки.
  5. Икона святой Великомученицы Варвары с житием, покрыта серебряным гравированным окладом, украшенным бисером. Икона поступила в храм из Выборга, куда она более ста лет тому назад была передана из Олонца.
  6. Образ Николая Чудотворца привезен в храм из Выборга.

Как проходят богослужения

Часы работы Успенского собора в Хельсинки:

  1. В летний период (с 4 июня по 29 августа 2013 года) со вторника по пятницу вход открыт с 10:00 до 19:00, в субботу и воскресенье — с 12:00 до 15:00.
  2. В зимнее время со вторника по пятницу храм открыт для посещения с 9:30 до 16:00, в субботу и воскресенье — с 12:00 до 15:00.
  3. Вечерние богослужения в Успенской церкви проводятся в 18:00 по субботам (и в кануны праздников).
  4. Литургия служится в 10:00 в праздничные дни и по воскресеньям. В период и накануне великих двунадесятых праздников церковь открыта только на время службы.
  5. По понедельникам собор закрыт.

Полное расписанием служб можно посмотреть на официальном сайте собора.

Свято-Никольский храм в Хельсинки

В 1926 в Хельсинки группа русских эмигрантов создала и зарегистрировала братство святителя Николая. Никольская и Покровская общины послали телеграмму в Париж экзарху Русской Православной Церкви в Западной Европе митрополиту Евлогию (Георгиевскому), с просьбой принять их под свое духовное окормление, на что получили согласие. Днем рождения Никольского прихода считается храмовый праздник – день перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в Бари 9/22 мая 1927. В июле 1927 года настоятелем храма был назначен кронштадтский беженец – священник Николай Щукин, бывший военный инженер.

Никольский храм размещался сначала во временных помещениях, арендованных в домах местных жителей. В 1938 городские власти передали общине в аренду на 40-летие прихода участок на бывшем русском военном кладбище в районе Хиетаниеми. В этом же году началось строительство силами прихожан новой каменной церкви по проекту местного инженера-строителя Нюберга. Храм был заложен 2 октября 1938 двумя протоиереями Николаем Щукиным и Григорием Светловским. Одноэтажная церковь с колокольней над входом по внешнему виду напоминала финские лютеранские кирки, вход украшал небольшой портик с двумя дорическими колоннами. 10 декабря храм был готов и освящен в честь свт. Николая Чудотворца.

С ростом численности прихожан старого помещения было недостаточно. По инициативе старосты И.В. Розе и настоятеля отца Георгия Павинского сооружение было реконструировано. Со стороны восточной части храма сделали пристрой — просторное алтарное помещение. В крипте под алтарем было построено еще одно новое помещение, которое сегодня используется в качестве приходского зала. К 17 декабря 1950 года храм был обновлен и освящен. В таком виде он и сохранился до настоящего времени.

Видео об истории храма

В этом видеоролике представлен краткий обзор истории и архитектуры храма Успения Пресвятой Богородицы.

Православный храм в Хельсинки

Одно из духовных сокровищ этого храма и всей Финляндской православной церкви — чудотворная, почитаемая православными икона Козельщанской Божией Матери с её силой чудотворной, с ее историей кражи из храма и возвращении в храм…

Икона была вывезена из Выборга во время Второй мировой войны и передана Успенскому собору. Так она поселилась в Хельсинки. Богато украшенный образ, в золоте и украшениях, к сожалению, в 2010 году был похищен из храма и вернулся лишь через год, разорённым, повреждённым, но не покорённой злыми силами. Пролежав под землёй в г. Турку, икона сумела сохраниться и после реставрации в Валааме, 3 августа 2011 года, крёстным ходом вернулась на своё прежнее место — Успенский кафедральный собор в Хельсинки. Образ Пресвятой Богородицы, на коленях у которой полулежит Младенец Иисус, держа крест в правой руке до сих пор явит свою силу и исцеление молящим. Чудеса, связанные с иконой начались в 1881 г., когда произошло исцеление Марии, старшей дочери графа Владимира Капниста (владельца иконы). Никто из лекарей не мог излечить Марию: руки и ноги были её парализованы. Но перед поездкой в Москву, на консультацию с французским хирургом Шарко, мать Марии наказала прежде — перед поездкой помолиться образу, иконе. В слезах и отчаянии Мария просила Господа помочь ей, молитвами обращалась к лику Божьей Матери и Богомладенцу. И во время молитвы силы пришли к ней и стала чувствовать Мария свои ноги и руки, и услышали небеса её просьбы об исцелении и снизошла к ней Божья Благодать. Чудеса были и дальше. Но сила чудес была исходом молитвы.

О символических цифрах, их воплощении в храме. Главный купол собора (над шатром) окружают 12 малых главок, символизирующих Христа и 12 апостолов. Форма золотых куполов, словно языки Святого Духа в День Святой Троицы. Вершина купола — 33 метра, как 33 года земной жизни Иисуса Христа., своды алтаря, успанные звёздами — присутствие Царства Небесного на Земле. Монолитные колонны из гранита поддерживают своды и арки храма. На сводах — изображения Апостолов. На карнизах арок — слова Священного Писания. В парусах главного свода — московские святители Пётр, Алексий, Иона, Филипп. над иконостасом — образ Господа.

Современная Финляндия – светское государство, которое объявило свободу совести и вероисповедания и одинаково защищает права всех своих граждан не зависимо от приверженности их к любой религии. Сегодня в этой стране с каждым днем растет количество атеистов: уже более 25% населения не признают за собой никакой веры.

По конституции в Финляндии два государственных языка: шведский и финский, и две государственных религии: православная и евангелистко-лютеранская, что довольно странно для светского государства. В этом отношении Финляндия единственная страна мира.

По сравнению с другими европейскими странами Финляндия очень долго была языческой страной, пантеон богов состоял из десятков покровителей сил природы и хозяйственной деятельности.

Основные религии

Как почти все европейские страны Финляндия относится к странам, исповедующим христианство. Государственными религиями являются два направления — лютеранство ( реформаторская церковь, провозглашенная Мартином Лютером в 13 веке) и православие (правильная вера). Только в конце 19 века государственным манифестом было разрешено исповедовать любые другие направления христианства, но опять же выбор был невелик.

Если официально христианская религия делится на две крупные ветви: католическая и христианская, то после победы реформаторского движения появилось множество новых течений в христианстве: лютеранство, гуситы, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня. В Средневековой Европе преобладало лютеранство, поскольку учение Мартина Лютера было на слуху и получило множество последователей.

Но под влиянием России, автономным княжеством которой Финляндия была очень долгое время, и Швеции – своей ближайшей соседки, Финляндия в середине 15 века приняла христианство. Но поскольку во всем мире к этому времени уже получила распространение Реформаторская церковь – учение Мартина Лютера, то финны западных районов в большинстве своем лютеране – католики. Вторая по величине группа верующих – это православные христиане, которые в основном представлены русскими и карелами, они проживают в восточных районах, долгое время бывших под влиянием России.

Храмы у финнов построены даже в небольших населенных пунктах, но их нельзя назвать верующими людьми, постоянно выполняющими церковные обряды. Только по великим религиозным праздникам храмы бывают полны, в простые дни служба идет при небольшой горстке молящихся. По складу своего характера и мировоззрения финны до сих пор остаются немного язычниками, обожествляющими силы природы. Великолепным памятником древнего финского эпоса, позволяющим судить об их истинной вере, является эпос «Калевала».

Современное состояние религии

Только в 1923 году финны по Конституции получили свободу вероисповеданию. Политика государства направлена на то, чтобы объявить страну полностью светским государством. Но православная и лютеранская религии имеют особые права, они до сих пор снимают свою «церковную десятину».

В Финляндии, как и почти во всем европейских странах, в младенчестве крестят почти 90% детей. Конечно, выбор вероисповедания для ребенка определяет религиозная принадлежность их родителей. В случае возникших разногласий у родителей, приоритет остается за матерью. При вступлении в совершеннолетний возраст ребенок имеет право изменить свою религию.

Практически во всех школах Финляндии ведутся уроки Закона Божьего. Но при этом с каждым годом увеличивается число людей, причисляющих себя к атеистам. Поэтому споры по поводу ведения конфессиональных уроков не прекращаются.

Поскольку невозможно вести уроки только по основам одной религии, поэтому, прежде всего, на этих уроках учат веротерпимости и основам зарождения религиозных воззрений у разных народов. Учащиеся знакомятся с причинами зарождения религиозных воззрений в разных странах мира и могут со временем определиться с выбором свободы вероисповедания.

При нежелании изучать основы религиоведения им можно посещать уроки философии и этики. Такое образование позволяет с ранних лет воспитывать в подростках веротерпимость и толерантность. Наверное, поэтому в конце ХХ века в Финляндии появились представители ислама и иудаизма. Местные жители терпимо относятся к представителям иных религий и мирно сосуществуют в тесном соседстве.

Деятельность религиозных общин

Лютеранская церковь Финляндии активно пропагандирует свою религию в виде миссионерской деятельности, ее представители активно проповедуют христианство в слаборазвитых странах Азии и Африки.

Партия «Христианский союз», единственная из религиозных объединений принимает участие в президентских и парламентских выборах, хотя ее нельзя назвать многочисленной.

Всю мировую общественность удивили результаты выборов 200 года, на которых победила женщина- представительница левых сил, известная всем ее крайне негативным отношением к церкви. С каждой новой переписью населения количество атеистов в стране растет, а церковь теряет свое влияние.

Религия в Финляндии

До конца XIX века финны могли исповедовать только одну из государственных религий – либо лютеранство, либо православие. И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства. Впрочем, и тогда выбор оставили нешироткий – финнами разрешили исповедовать православие и любую из протестантских церквей. Куда большую религиозную свободу финны получили уже в 1923 году, когда гражданам официально было разрешено свободно учреждать различные религиозные общины, или же вовсе жить вне всякой из них. Кафедральный собор Хельсинки

И ныне религия в Финляндии играет заметную роль в жизни финнов. Впрочем, каждая новая перепись населения выявляет все больше атеистов. Согласно последней переписи 12,3% населения Финляндии признает себя атеистами. Эта цифра каждый раз все больше и больше. Реально, религиозность финнов намного меньше, чем они сами в этом признаются. Так, в 2000 году на президентских выборах одержала победу представительница левых сил, известная своим антиклерикализмом. Она же выступала в защиту прав сексуальных меньшинств, чему финская церковь не очень рада.

В настоящее время лютеранство здесь исповедует от 84,2 до 88% населения (мы выбрали две крайние точки, которые публикуются в открытой печати, хотя встречаются и сообщения о 85,6%). Второе место занимает финская православная церковь – 1,1% (исповедуют ее проживающее здесь русское население – 20,4 тысячи и карелы – 35 тысяч человек). Проживают здесь и пятидесятники – 0,7%, и свидетели Иеговы – 0,25%. Так выглядит религиозная картина современной Финляндии.

Финляндия, тем не менее, остается светским государством. Действующее законодательство гарантирует одинаковые права всем гражданам, вне зависимости от вероисповедания. Так же государство отказалось от навязывания своим гражданам лютеранства. Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере. Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

Кафедральный собор Миккели

Вообще-то вера в Бога в Финляндии – вещь непостоянная. Сегодня мы говорим об уменьшении количества верующих, а в 90-х годах прошлого столетия тенденция была обратной. Согласно опросу, проведенному в 1999 году, более половины респондентов признавали себя верующими в христианского Бога (в начале 90-х лишь треть респондентов дало аналогичный ответ). Примерно 25% населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь. 17% не высказало никаких пристрастий к той или иной церкви, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6% (в два раза меньше, чем сегодня) признали себя атеистами.

Государственной религией Финляндии, как можно было бы подумать, является не только Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии, но и православная. Да-да, православие – такая же государственная религия Финляндии, как и куда более распространенное лютеранство. При восьмидесятикратной разнице такое положение дел можно назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная, например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения и шведский – с 5,5% населения. Аналогия очевидна.

Во-вторых, признанию за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется историческими особенностями. Не сложно, догадаться, что страна, которая долгое время (а именно с 1809 года – когда Финляндия попала в зависимость от России, фактически войдя в ее состав, пусть и с широкими автономными правами – до 1917 года, когда страна получила независимость уже от Советской России) находилась под покровительством православной империи, и где проводилась политика русификации (правда недолго, всего 17 лет, с 1900 по 1917 года), обязана иметь с метрополией что-то общее. Лютеранская же церковь здесь так же прижилась в основном благодаря другой стране – Швеции.

При этом лютеранская церковь в Финляндии оказывает наибольшее влияние в западных, центральных и северных районах страны. Впрочем, в настоящее время она не слишком активна внутри страны – в государственные дела практически не вмешивается, на отдельные инакомыслия (как сказали бы в средневековье – ереси) – смотрит весьма равнодушно. А вот за пределами страны лютеранская церковь Финляндии проявляет большую активность. Например, финских миссионеров можно встретить в разных уголках Азии и Африки.

Правда, и в самой Финляндии существуют религиозные объединения, старающиеся воспитывать молодых людей, влиять на общественное мнение. Например, Христианская ассоциация молодых людей, Христианская молодежная женская ассоциация, Финская свободная церковь. И если две первые ведут миссионерскую деятельность в среде молодежи, то последняя в большей степени ориентирована на взрослых людей.

Существует даже христианская политическая партия, которая называется «Христианский союз». Правда существенного влияния эта партия не имеет – количество ее членов чуть более 18 тысяч человек (всего в Финляндии проживает более 5,5 миллионов человек, из которых верующими признают себя около 4,9 миллионов – порядки цифр несопоставимы).

Турку Юкка Паарма — глава евангелическо-лютеранской церкви Финляндии

Современная финская евангелическо-лютеранская церковь насчитывает восемь епархий, с 9 епископами и 600 приходов. В среднем на один приход приходится (простите за каламбур) 7 тысяч человек, но эта цифра непостоянна. Самый маленький приход насчитывает всего несколько сотен прихожан, а самый крупный – десятки тысяч.

Лютеранская церковь в Финляндии не смогла добиться абсолютной независимости от государства (хоть она и более независима, чем любая другая скандинавская церковь, о чем свидетельствует и Конституция Финляндии, и особый церковный закон). Финансово она зависит от государства целиком и полностью Оно и понятно – времена Средневековья безвозвратно уже минули. Существует даже церковный налог, который взимается вместе с муниципальными налогами. Этот налог формирует 78% бюджета лютеранской церкви. В 2000 году таким нехитрым образом собрали более 700 миллионов евро. Столица лютеранской церкви – Турку – по совместительству старая столица Финляндии.

Надо особенно отметить, что церковь в Финляндии, несмотря на ее обособленность от государства, по-прежнему выполняет некоторые функции, которые могло бы взять на себя само государство или местная администрация. Так, например, церковные приходы ведут демографический реестр населения. А лютеранская церковь организует на своих кладбищах похороны – в том числе и тех граждан, которые исповедуют иную религию. Так же существуют тюремные и армейские священники.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточных регионах страны – поближе к России. Столицей финского православия является город Куопио, где располагается кафедральный собор святого Николая, а так же Православный музей. Здесь же располагается и резиденция архиепископа. Службы отправляются на финском, русском и церковнославянском языках. Из религиозных праздников широко распространены Пасха, Рождество и Иванов день. Именно по этим праздникам можно застать финна в церкви.

Финская православная церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, не смотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) церковью, подчиняющаяся напрямую Константинопольскому патриарху. Глава финской православной церкви – архиепископ. Интересна история православной церкви Финляндии. Началась она, как я уже и упомянул в 1809 году. Примечательно, что, начиная уже с этого времени, церковные книги активно начали переводиться на финский язык. Богослужение также проводили на финском.

Автономной финская православная церковь стала только в 1918 году. Но тогда она еще оставалась в составе русской православной церкви. А уже в 1923 году Финская церковь перешла под омфор Православной церкви Константинополя. В 1940 году восточным финнам снова пришлось переходить под власть России. Правда, большинство из священников спешно эвакуировалось в Финляндию (кстати, именно так и появился монастырь Новый Валаам). Тем не менее, тогда православная церковь Финляндии потеряла до 90% своих владений. В настоящее время православная церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

Кафедральный Успенский собор в Хельсинки

Финская религиозность (без внимания, какой именно религии) не сильно отличается от того, что мы можем наблюдать в любой другой развитой стране. Так, примерно 55% населения предпочитает выражать свою веру в виде молитв. Причем, финны не утруждают себя частыми молитвами – помолиться раз в месяц они считают вполне достаточным. Лишь 8% населения участвует в организованных богослужениях. Впрочем, не чаще. Больше половины населения Финляндии читает религиозные журналы хотя бы несколько раз в год. 89% младенцев крестятся, 98% покойных отпевают, 80% браков заключается в стенах евангелическо-лютеранской церкви. Разве еще нужны какие-либо числа?

Помимо двух государственных религий – лютеранства и православия – в Финляндии можно встретить и представителей других конфессий. Например, католичество в Финляндии имеет порядка 8000 последователей. Большинство из них проживают в Хельсинки и на юге страны. Интересно, что в Финляндии долгое время не существовало католической церкви, официально она учреждена только в 1929 году.

Нашли свое место в религиозной системе Финляндии и протестанты: бапстисты, методисты и адвентисты. Правда самой крупной протестантской организацией в Финляндии остается, учрежденная здесь в начале XX века, организация пятидесятников, количество членов которой достигает 50 тысяч человек.

Куда менее распространен иудаизм, привнесенный сюда в XIX веке купцами и военными русской армии. Количество верующих иудаизма никогда не превышало в Финляндии тысячу человек. Тем не менее, это не мешает функционированию синагог в Хельсинки и Турку (в начале прошлого века синагога была и в Выборге).

Примерно одинаковое с иудаизмом количество верующих имеет и ислам. Он так же был занесен в Финляндию русской армией, но в последнее время пополняется беженцами из мусульманских стран. Исламская община в Финляндии существует с 1925 года.

Интересна система религиозного образования в Финляндии. Интересна она тем, что она одновременно и есть, и одновременно ее нет. В школах преподают ту религию, которую исповедуют большинство учеников в классе. Если в одном классе наберется как минимум три ученика другой религии, то их родители в праве требовать введения в школьную программу и уроков по их религии. Ученики, не исповедующие никаких религий, занимаются изучением философии. Решение об этом отдается на откуп их родителям.

Как видим, Финляндия – страна, в которой нашли пристанище большинство из мировых религий. Тем не менее, Вас никто не укусит и в том случае, если Вы не верите в Бога. Благо Финляндия в первую очередь все же светское государство.

Туры

Православие в Финляндии

Возникновение православия в Финляндии

Валаам. Главный собор

Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в ХII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV века и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI веке.

Коневецкий монастырь

В ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены дотла. В начале XVI века западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство.

Трифоно-Печенгский монастырь

После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX века был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря.

Линтула.

Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершен перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия. До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Русской Православной Церкви. После получения Финляндией независимости чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Патриарху Московскому и всея России о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года.

Финская Автономная Православная Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата

При этом с 2 по 13 июля 1923 года в Константинополе находилась финская делегация, которая и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий Метаксакис совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии.

На основании пар.3 Указа Президента Финляндии К. И. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года, предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий.

В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о «воссоединении» предусматривалось проведение Собора Финской Церкви). Но 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви принял решение признать Финляндскую Архиепископию в сущем статусе, т.е. как автономную Церковь в составе Константинопольского Патриархата и передать в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь. 7 мая 1957 года между Русской Православной Церковь и Финляндской Архиепископией было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

В 1980 году Финляндская Автономная Церковь обращалась ко Вселенскому Патриарху с просьбой дарования ей автокефалии, но никакого ответа на данную просьбу из Стамбула не последовало.

Сегодня к Финляндской Автономной Церкви принадлежит около 2 процентов населения (57 тысяч) страны и она признана второй национальной религией Финляндии. Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата состоит из 25 приходов, имеет 50 церквей и 100 часовен.

Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Финляндии

Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной Пасхалии, антиканонической смене иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переходе в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то Патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской Православной Церкви.

Новый Валаам

В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского Патриархата в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки.

Никольский храм, Хельсинки

С целью благоустроения церковной жизни приходов юрисдикции Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской православной церкви, евхаристическое общение с которой было восстановлено годом ранее, в 1958 году Финляндское благочиние было преобразовано в Финляндское благочиние Патриарших приходов Русской Православной Церкви, при этом, как уже говорилось выше, Ново-Валаамский монастырь был передан в юрисдикцию Финляндской Архиепископии. 30 мая 1972 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Покровский и Никольский приходы, принадлежащие юрисдикции Московского Патриаршего Престола, поручить архипастырскому окормлению Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима».

В период управления Хельсинкской епархией Финляндской Архиепископии Константинопольского патриархата митрополитом Иоанном (Ринне), последний выразил свое желание о переходе русских общин в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви. Позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу выразил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В переписке с настоятелем Покровской русской общины иеромонахом Лонгином (Талыпин) митрополит Никодим (Ротов) 30 сентября 1973 года заявил: «Московский Патриархат не будет менять положения своих приходов в Хельсинки, так как это даёт возможность укреплять отношения между Церквами».

Со стороны финляндских граждан православного вероисповедания, русских по-национальности, неоднократно поступали просьбы об открытии в Финляндии новых приходов Патриаршей юрисдикции. Так в 1954 году возбуждались ходатайства об открытии приходов в г. Котка и г. Лахти, в конце 1955 года в г. Тавастгусе, причем последнее сопровождалось более чем тысячью подписями. В 1990-е годы на территории Финляндии по многочисленным просьбам русскоязычных верующих были открыты несколько приходов: в городах Пори, Тампере, Лахти (в том числе на территории дипломатического представительства России в городе Турку — Успенский храм).

Покровский и Никольский приходы, часто именуемые в отличие от финских православных приходов «старостильными», в настоящее время значительно выросли за счет эмигрантов из стран бывшего СНГ, а также своей просветительской деятельности. Общая численность зарегистрированных прихожан старостильных приходов приближается сегодня к 3 тысячам (в Никольском приходе — около 2 тысяч человек; в Покровской — около 700 человек). Более того, общая численность верующих, придерживающихся юлианского календаря среди православных Финляндии, значительно превышает официальные данные, поскольку по законодательству Финляндии только постоянно проживающие в стране могут регистрировать свою вероисповедную принадлежность.

Всего по состоянию на 2011 год в Финляндское благочиние Патриарших приходов РПЦ входит 7 приходов, расположенных в городах — Хельсинки (3 прихода), Турку, Пори, Тампере, Лахти и нескольких православных общин.