Реставрация старых икон

Как не потерять домашнюю икону

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

Виктор Капитанчук

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось?.. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

Иверская икона Божией Матери. Икона до реставрации

Иверская икона Божией Матери. Икона после реставрации

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать?..

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

Господь Вседержитель. Икона до реставрации

Господь Вседержитель. Икона после реставрации

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

Реставрация иконы. Фото: fotooko.ru

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

Реставрация иконы. Фото: dvhab.ru

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Икона — это образ Бога, и все верующие люди стараются хранить святой лик в целости и сохранности, поскольку это своего рода оберег от злых сил. Но металлические и медные реликвии с годами портятся, покрываются коррозией или окисляются. К тому же бывают старинные иконы, переходящие из поколения в поколение, и чтобы семейная ценность досталась детям, необходимо знать о том, как мыть иконы и бережно относится к ним.

Распространенные проблемы

Казалось бы, хранить священные реликвии дома очень просто и с ними ничего не произойдет, но это не так. Жаркий или влажный микроклимат в помещении может навредить иконам. Вслед за постепенной коррозией образ Бога или других святых будет портиться, а семейная ценность придет в негодное состояние. Поэтому важно не только молиться пред ликом, но еще и правильно ухаживать за ним.

Распространенные проблемы:

  • в чрезмерно жарком месте фанера, на которой написан образ, может искорежиться;
  • нарастающие слои пыли;
  • рядом находящиеся с иконой свечи могут закоптить ее;
  • растрескивание и опадание красочного покрытия;
  • из-за высокой влажности могут появиться плесень и грибок.

Мелкие повреждения реликвии можно устранить своими руками в условиях дома. А вот отлетевшую краску и деформацию фанеры исправить сложно, поэтому потребуется специальная реставрация в церкви.

Чистка икон из разного металла

Отремонтировать икону — дело непростое, но выполнимое. Чтобы минимизировать риск новых повреждений, следует заниматься домашней реставрацией предельно аккуратно.

Чем чистят медные иконы, а также серебряные, золотые и бронзовые:

  1. Зубной порошок прекрасно очищает медные чеканки и реликвии. Медные, золотые и серебряные реликвии чистить тяжело, особенно, если имеется резная фактура. Для правильного мытья продаются специальные средства, которыми обрабатывают ювелирные украшения из всевозможных металлов. Для чистки изделий из меди используется зубной порошок или паста Гоя.
  2. Чтобы серебряные и золотые образа сияли блеском, необходимо применить спирт и водку, предварительно разбавленные. Специалисты чистят иконы ватными палочками, обработанными в растворе. Чтобы проверить, не навредит ли изготовленная смесь реликвии, рекомендуется промазать тот участок, который практически незаметен. Если лак или краска не слезли, можно смело протирать изделие.
  3. Существуют комбинированные иконы, например: дерево и металл. В этом случае помогут бочковые помидоры и клюква. Чтобы не испортить изображение, мытье должно быть без спешки и аккуратным. Сначала на металл наносится клюква и кислые томаты, затем загрязнение от металлической поверхности начинает отходить, а потом ее протирают сухой материей. Процедура проводится раз за разом до той степени, пока вся грязь не будет смыта, а металл не станет светлым.
  4. Поверхность реликвии хорошо очищают с помощью нашатырного спирта. Берется обычная кисть, которую используют художники, затем раствор наносится на всю поверхность иконы. Ее владелец должен выждать некоторое время и протереть церковное изделие сухой материей. По окончании используется фен для сушки, но на самой слабой мощности, поскольку поток горячего воздуха может навредить изображению.
  5. Золотые изделия чистятся уксусной и лимонной кислотой. Если иконы сделаны из бронзы или меди, то кислота немного разбавляется с водой. После очистки поверхности потребуется сухая тряпка.

Специалисты категорически не рекомендуют мыть церковные изделия моющими кухонными средствами. Не стоит применять твердые порошки и так далее, поскольку в процессе мытья поверхность может поцарапаться.

Красочное покрытие

Изображения следует мыть только мягкой материей: салфетками и тряпками без грубых ворсин. Церковные специалисты советуют мыть иконы следующими способами:

  1. От копоти помогает раствор из мыла. Но часто такая процедура не рекомендуется, многократные протирания способны повредить святой лик. А это самая ценная часть иконы.
  2. Есть другой рецепт, который отлично удаляет копоть: спирт, желток яйца, скипидарная мазь и прохладная вода с соотношением 2:1:2:5. Смесь размешивается до однородного состояния. В ней замачивается ватная палочка и выполняется процедура по очистке. По окончании раствор стирается сухой материей.
  3. Чтобы предотвратить шелушение краски, следует воспользоваться простым рецептом: взять куриный желток и кипяченую охлажденную воду соотношением 1 к 5. На поврежденный слой ватной палочкой наносится смесь, выжидается 60 минут, а потом покрытие вытирается материей. Процесс повторяется несколько раз, чтобы краска была доведена до состояния блеска.
  4. Растительное масло восстанавливает цвет реликвии. Можно использовать оливковое масло. Достаточно протирать лик ежемесячно, чтобы на нем образовался тонкий защитный слой. Если это не действует, поможет церковный реставратор.

Важно! Вода, использовавшаяся для мытья икон, не выливается в раковину или на тропинки. Ее надо вылить только в сад — в то место, где люди не ходят. Если сделать иначе, то, как заявляют священнослужители, — это грех.

Если самостоятельная чистка икон в домашних условиях пугает владельца, то ему лучше прибегнуть к профессиональным услугам. Неправильные процедуры могут еще сильнее повредить покрытие.

Удаление плесени и грибка

Священное изображение на дереве может разрушиться из-за плесени, которая распространяется очень быстро. Если плесень образовалась на лицевой части иконы, во избежание порчи лика следует отнести икону к реставратору. Самому устранить плесень на видном месте очень трудно и можно принести больше вреда, чем пользы.

Если грибок распространился на задней стороне реликвии, то его можно удалить самостоятельно. Потребуется щетка, щетина которой сделана из нейлона.

Как удаляется плесень с деревянных поверхностей икон:

  1. Нужен кусок ваты и перекись водорода. Материал обмакивают в раствор и наносят на поврежденную зону. Если процедура помогает, этот участок обрабатывается снова.
  2. Большое количество плесени удалит только уксус с содой. Не рекомендуется применять этот способ очень часто, поскольку это экстренная мера очистки поверхности от грибка и плесени. Зараженную зону иконы протирают куском ваты, предварительно смоченной в уксусе.
  3. Этот метод предполагает смачивание соды, получение кашицы из нее и нанесение на поврежденную часть реликвии. Выжидается некоторое время, а потом нанесенная паста удаляется сухой материей.

Ни в коем случае нельзя мыть иконы водой, иначе она просочится в более сложные места, следовательно, через малый срок лик и красочное покрытие повредятся.

Правила хранения

Правильный уход обеспечит длительное хранение семейной ценности. Поэтому, чтобы не пришлось восстанавливать лакокрасочное покрытие и оттирать икону от копоти, рекомендуется хранить реликвии только в надлежащих местах и соблюдать простые правила. Рекомендации специалистов по уходу за иконами:

  1. Зажженные свечи надо ставить только на расстоянии 20 см от изображения.
  2. Как правило, иконы устанавливают в углах комнаты и далеко от батарей, оконных проемов и так далее. В таком случае не произойдет заплесневения, поскольку циркуляция воздуха будет постоянной.
  3. Все церкви делают витражные окна, потому что солнечные лучи медленно разрушают иконы. Поэтому и семейную ценность надо хранить вдали от окон.
  4. Также в доме или квартире должна быть минимальная концентрация влаги. Если она высока, то через некоторое время на лике появится грибок.
  5. Красочное покрытие лицевой стороны нельзя обрабатывать спиртовым лаком.
  6. Щелок и стиральные порошки не годятся для мытья церковных принадлежностей, особенно это касается икон.
  7. Мытье водой может привести к гибели иконы. Лакокрасочное покрытие в таком случае станет с белесыми пятнами. Такой уход ни к чему хорошему не приведет.
  8. Пыль удаляется кисточкой или мягкой материей.
  9. Если в помещении, где стоят иконы, частые перепады температуры, краска на иконе растрескается, а дерево вздуется. Потеря первоначального вида гарантированная. Следовательно, иконы лучше установить в другой комнате или устранить проблему.
  10. Мухи, ползающие по поверхности лика, оставляют на нем «засиды» (выпуклости). Их нельзя соскребать, потому что они частично впитываются в лакокрасочный слой и при механической чистке могут отлетать с краской. В этой ситуации поможет только реставратор.

Выполняя простые правила, икону можно сохранить не только детям, но и внукам, и правнукам. Если на изображении образовались мелкие трещины, надо срочно идти к церковному реставратору или другому опытному специалисту. Чтобы получить детальные советы, следует посетить церковь и получить консультации от опытных людей. Один из долгов истинно верующих людей — это не только соблюдение заповедей, но и бережное хранение икон и остальной священной церковной утвари.

«Раскрытие» иконы — это почти как вскрытие

Немного ликбеза
Живописный слой иконы всегда покрывали защитным — олифой и лаком.
«Средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других — повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали. По иконописной традиции поновитель был обязан заново выполнить надпись, если она была не видна и не читалась чётко».

Поэтому реставраторы иконописи буквально занимаются хирургическими процедурами — снимают бесчисленные слои старых записей и потемневшего лака, чтобы добраться до того, что задумывал живописец.




Но на то, чтобы догадаться, что надо снимать олифу, и под ней обнаружится живопись — потребовалось много времени.
До начала ХХ века русская общественность вообще не подозревала, что иконы — это красиво.
Они видели чОрные лики в блестящих окладах (икона без оклада — это было неприлично).
Это было очень неприлично.
На виду были только потемневшие (до черноты) лики, пятки и ладони — и все.
А потом ризы сняли и иконы начинали расчищать.
Священники сами приглашали музейщиков.
Общественность оказалась в шоке — огромный пласт культуры мирового уровня обрушился на ее голову внезапно.
Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году:
«Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры.
Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы ее знали. И вдруг — полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественного смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать ее живопись, смотреть на ее письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиоз­ном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.
Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Ботичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.
Теперь на наших глазах разрушается все то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь».
Так что шаг со сниманием пудовых окладов был освоен успешно.
Олифу и зачистки учились снимать постепенно, наращивая мастерство в течение ХХ века.
Икона — она живая и хрупкая.
И если не беречь старинную икону, то от нее начинают отваливаться куски. Это убийство.
Теперь немного о ньюс-мейкере — «Троице» Рублева.
Еще до революции настоятель Троице-Сергиевой Лавры занялся ее возвращением народу.
Выглядела она примерно вот так:
(Только вместо дыр в этом окладе была видна доска с лицевым письмом (лицевое письмо — это название нарисованной кожи, видной из-под одежды), но оно было весьма и весьма темное.
Весной 1905 г. по приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой лавры в Троицком соборе иконописец и реставратор В.П.Гурьянов, сняв перед этим золотой чеканный оклад, впервые освободил от позднейших записей и почерневшей олифы храмовую икону «Троицы».
Состояние до реставрации 1904–1905 гг.
Куча слоев поздней записи, в том числе 19 века. От Андрея Рублева — ни кусочка.
Иконография — позы, здания — да, те же. Но стиль и краски — совсем не те.
Состояние после реставрации 1904–1905 гг.
В общем, для того, чтобы проявилось то, что мы привыкли сейчас видеть на открытках и книжных альбомах — потребовалась куча по-настоящему археологических раскопок.
И когда ее раскрыли — собственно, с этого и началась ее мировая слава. Потому что она впервые показалсь такой, какой была в течении полувека после своего создания — еще при жизни Рублева.
И тогда Павел Флоренский сказал, что если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог.
_________________________________________________
Вот, посмотрите на иконы, которые не берегли.
Жалко их.
Они тоже живые.
Реставратор «Серафима» и «Гурия» http://svetogor.trisvyat.ru/
Ссылки по теме:

Потеряла икону, что делать?

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Потеряла иконку святой Матроны, купленную в церкви. Чем мне это грозит и что делать? Хочу начать ходить в церковь, исповедоваться, ходить на службу, но я абсолютно не знающий в этом вопросе человек. С чего и как мне начать свой путь к вере? Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Попросите у святой прощения за оплошность и впредь будьте внимательнее. Это ничем не грозит. Приходите в храм на службу, помолитесь, попросите Бога о помощи Вам. Можете договориться со священником о беседе, чтобы он лично подсказал Вам. как быть дальше, когда прийти на первую исповедь и так далее. Не откладывайте этот шаг. И начинайте читать дома утренние и вечерние молитвы и Священное Писание с комментариями, можно понемногу, по главе или по какому-то фрагменту из каждой главы с толкованиями святых отцов. Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Реставрация икон в Москве

Реставрация икон на дереве, окладов, шитья, киотов. Консервация, укрепление левкаса, склейка дерева, расчистка, восстановление живописи, позолоты, реставрация окладов, киотов, устранение трещин – далеко не полный перечень услуг.

В Москве высокие требования, связанные с сохранением произведений древне — русской темперной живописи, и мы их соблюдаем.

Консервация (закрепление) – производится в нашей мастерской с целью предотвращения разрушения, продления жизни произведения темперной живописи. Общепринятое значение словосочетания «консервация икон» — помимо укладки левкаса с письмом — это создание условий, благоприятных для дальнейшего хранения. Иными словами, после восстановления необходимо создать оптимальные условия дальнейшей жизни произведения. А именно: хранить в киоте, вдалеке от прямых солнечных лучей, отопительных приборов, ламп. В противном случае любая, даже самая качественная профессиональная реставрация будет, как минимум, лишь временным улучшением.

Цена реставрации икон

Цена реставрации икон зависит от вида, степени, объёма, глубины повреждения. В Москве цены отвечают возможностям. Всегда находится подходящая. Опыт мастерской позволяет представить примерную стоимость реставрации с оптимальным сочетанием цены и качества.

Узнать точную цену реставрации, можно отослав фотографию на нашу почту Elena@restavraciy.ru, задав при этом вопрос реставратору.

Реставрация старинных икон на дереве

Старинные иконы на дереве мы реставрируем теми же материалами, которые применялись для изготовления иконы. В Москве дорогие иконы писались на липе, берёзе, дешевые – на сосне. Афонские – на кипарисе, особенно ценные – на груше. С годами естественная деформация древесины приводит к изгибам и даже трещинам. По канонам дерево склеивается натуральным животным клеем. Это может быть столярный, костный или мездровый клей. Рыбий клей, или, как его часто называют «осетровый», применяется с большой осторожностью. Его высокая прочность, твёрдость (жесткость) не всегда подходит для деликатных работ с мягкими породами дерева. Место склейки старого дерева осетровым клеем может получиться твёрже (грубее) самого массива. Зато кипарис или груша клеится преимущественно осетровым клеем.

Устранение повреждений, вызванных жуками древоточцами, производим путём заполнения пустот специальными растворами. Цена расходного материала зависит от качества, страны- производителя, места покупки.

Изогнутые иконы

Старинные изогнутые иконы на дереве — результат неравномерной усушки дерева. Выравнивание – сложное с технической стороны, долгосрочное мероприятие. Цена операции в прямой зависимости от объёма работ.

Для выравнивания изогнутой доски необходимо сделать несколько точных глубоких параллельных пропилов вдоль волокон дерева. Затем немного увлажнить древесину. Под прессом постепенно, осторожно, несколько дней выравнивать. Сушить, не вынимая из пресса 3-4 недели. Образовавшиеся пропилы заполнить хорошо подогнанными рейками трапециевидного сечения. Операция с технической стороны сложная — не попытайтесь сделать это самостоятельно своими руками. Цена ошибки велика. Доверьте профессиональному реставратору с большим опытом.

Реставрационная мастерская располагает профессиональным оборудованием. Восстанавливаем форму старинной иконы в случаях, когда это продиктовано объективной необходимостью. Если же изгиб не большой, доска прочная, без трещин, с выравниванием лучше повременить.

Остальные виды работ с изогнутыми экспонатами традиционные. Проводим укрепление красочного слоя, левкаса (грунта), удаление пыле-жировых загрязнений, потемневшего непрозрачного слоя (олифы или масляного лака). Завершение — нанесение нового защитного слоя лака, а также позолота, восстановление оклада, киота, киотной рамы.

Реставратор икон

Реставратор икон производит полное восстановление всех возможных повреждений с соблюдением канонов, характерных для времени создания произведения. В Москве издавна существовала своя школа реставрации со своими канонами, традициями, которые мы разделяем и поддерживаем.

Икона – сложное произведение, составленное из материалов, различных по составу, плотности, коэффициенту теплового расширения, гигроскопичности. Дерево, ткань, левкас, сусальное золото или серебро, грунт, роспись, защитный лак или олифа (в старину все лаки называли олифой). Сама живопись многослойна, писалась темперными красками (пигментами, растёртыми на эмульсии из яичного желтка). Чистые цвета не смешивались, накладывались тонкими, прозрачными слоями, создавая ощущение света, идущего из иконы. Реставратор икон не просто художник, он в совершенстве знает технические и технологические особенности написания и воссоздания сложного произведения – иконы.

Живопись канонична, каждый период и местность имеет свои особенности, по которым выявляется возраст, регион происхождения. Во Владимире или, допустим в Суздали, писались не так как в Москве, в 18 веке иначе, чем в 19. Естественное старение вызывало необходимость текущей реставрации, как больших храмовых , так и домашних икон. Стили и манеры не соблюдались, смешивались. Первоначальная древняя роспись дополнялась новой или вовсе закрашивалась («поновлялась») прямо поверх защитного покрытия, масляными красками, пряча ее возраст, снижая подлинную ценность. За срок жизни, в большинстве случаев, памятник подвергается агрессивным внешним воздействиям. Загрязнение свечной копотью, бытовыми наслоениями, пересыхание или отсыревание (чаще в нижней части), поражение грибками, жуками. Сколы, царапины, прожоги от свечей портили внешний вид.. Резкие перепады температуры, влажности разрушали левкас, приводили к полной невозможности восстановления старинных икон. В Москве часто на старых досках писались новые изображения. Вот почему атрибуция и оценка должны производиться преимущественно по стилю написания, а не по состоянию деревянной основы.

Целью восстановления является продление срока жизни, увеличение эстетической значимости произведения, раскрытию подлинной, канонической живописи под поздними, искажающими авторский смысл, наслоениями изображений.

Мы находимся в Москве, в шаговой доступности от метро Римская. Надеемся, наши услуги реставрации будут Вам полезны.

Вопросы, связанные с оценкой, реставрацией или изготовления киота, можно задать реставратору, заполнив форму.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2019 г.)

Цена, рубли
Стул 5000 — 20000
Кресло 10000 — 30000
Диван 30000 — 60000
Стоимость, рубли
Стол 10000 — 40000
Буфет 30000 — 80000
Шкаф 30000 — 80000

Восстановление лакокрасочного покрытия

Отделка Руб./кв. метр
Вощение 500
Полировка 1500
Шеллак 2000
Золочение 3000
Декориро­ва­ние Руб./кв. дм
Патинирование 50
Роспись 200
Маркетри 500
Мозаика 1000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.