Рим и христианство

Rome

У этого термина существуют и другие значения, см. Рим (значения).

Столица Италии
Рим
итал. Roma

Против часовой стрелки, начиная с верхнего правого угла: собор Святого Петра, Колизей, Пантеон, фонтан Треви, мост Святого Ангела, Замок Святого Ангела
Флаг Герб
41°54′00″ с. ш. 12°30′00″ в. д.HGЯOL
Страна Италия
Статус Столица
Область Лацио
Провинция Рим
Коммуна Рим
Мэр Вирджиния Раджи
История и география
Основан 753 до н. э.
Прежние названия Колония Коммодиана (190—192 гг. н. э.)
Площадь 1287,36 км²
Высота НУМ 37 м
Тип климата средиземноморский
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Население
Население ▲ 2 875 805 человека (2017)
Плотность 2234 чел./км²
Агломерация 3,9 млн
Национальности итальянцы
Конфессии католики
Катойконим римлянин, римлянка, римляне
Официальный язык итальянский
Цифровые идентификаторы
Телефонный +39 06
Почтовые индексы 00100 (generico), 00121 — 00199
Автомобильный RM
ISTAT 058091
Прочее
Святые покровители Апостолы Пётр и Павел
День коммуны 29 июня
Неофициальное название Вечный город
comune.roma.it (итал.)
Рим Рим
Медиафайлы на Викискладе

Рим (итал. и лат. Roma ) — столица и крупнейший город Италии. Административный центр области Лацио и провинции Рим. Расположен на реке Тибр.

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ещё в Античности (III век н. э.) Рим стали часто называть Вечным (лат. Roma Aeterna). Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. Представления о «вечности» Рима во многом сохранились и после падения древнеримской цивилизации, принеся соответствующий эпитет в современные языки.

Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатине, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целии, Авентине, Эсквилине и Виминале).

Местоположение города

Основная статья: Холмы Рима

Рим был основан на левом берегу реки Тибр, в 25 км от Тирренского моря и почти на таком же расстоянии от горного кряжа Апеннин, в долине, спускающейся от Апеннин к морю.

В отличие от большинства европейских городов, площадь городской застройки составляет лишь около четверти площади внутри городской черты.

История

Основная статья: История Рима

Древний Рим

Основная статья: История Древнего Рима Основная статья: Древний Рим

Первые поселения на месте современного Рима появились задолго до традиционной даты основания города.

Царский период

Луций Юний Брут приносит клятву свергнуть царскую власть над телом Лукреции. Картина Франсуа Навеза, ок 1845 г.«Клятва Горациев» кисти Жака-Луи Давида

Согласно самой распространённой легенде, братья Ромул и Рем, рождённые от дочери царя Альба-Лонги, Реи Сильвии и бога Марса, выросли на берегу Тибра. Восстановив на троне Альба-Лонги законного правителя — своего деда Нумитора, Ромул и Рем вернулись к Тибру для основания колонии. Между братьями возникла ссора: Ромул убил Рема и основал укреплённое поселение на Палатине. В I веке до н. э. было вычислено несколько дат основания Рима, наиболее известная из которых — 21 апреля 753 года до н. э.

Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во время царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Януса.

По сообщению историка Тита Ливия, Сервий Туллий во время первой переписи насчитал в Риме 80 тысяч граждан.

Республиканский Рим

Долгое время город был ограничен Сервиевой стеной, которая являлась не столько физической, сколько сакральной границей города (для обозначения границы Рима использовался термин померий). По мере расширения Римского государства были проложены дороги, которые сперва связали Рим с колониями в Италии, а затем и с отдалёнными провинциями.

Центральной площадью Рима стала долина между Палатином и Квириналом, известная как Форум. Отсюда расходились важнейшие улицы: via sacra, поднимающаяся к главной святыне Рима — храму Юпитера Капитолийского. Параллельно ей, у подножия Палатина, проходила via nova и др. Другой важной площадью внутри города был рынок скота у Тибра — Бычий форум, располагавшийся в самой оживлённой торговой части города. По соседству, но вне стен города, лежал овощной рынок.

Количество храмов республиканского Рима доказывает глубокую религиозность римского народа; в каждой части города можно, на основании далеко неполного предания, насчитать несколько крупных святилищ. Также в городе находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496 году до н. э.

За ростом Римского государства последовало постепенное изменение самого города, который был уже столицей огромной империи. Расширение померия Луцием Корнелием Суллой и возведение новых построек Гнея Помпея предшествовали деятельности Цезаря и Августа. Целые городки, возникшие у Тибра, на Марсовом поле, за porta Capena, по Аппиевой дороге, необходимо было сделать юридически частями города, в состав которого они фактически входили. Только таким путём можно было создать сносные условия жизни в центре города, отвлечь жизнь на окраины и предоставить более простора для общественных зданий в центре.

Императорский Рим

Убийство Юлия Цезаря на картине Винченцо Камуччини, 1805 г.

Гай Юлий Цезарь воздвигает новое здание сената и кладёт основание новой колоссальной базилике на западной стороне форума, названной его именем. Ему же принадлежит идея создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле и соединить рядом построек общественного и религиозного характера старый город у форума с новым городом на Марсовом поле. Первая из этих идей нашла своё выражение в постройке портика для голосований на Марсовом поле, вторая — в создании искусственных площадей (fora), в сущности являющихся ничем иным, как периболами (дворами) вокруг центрального храма. Первой из них был форум Юлия Цезаря с храмом Венеры-Прародительницы, прародительницы Юлиев. Полное осуществление планы Цезаря нашли только при Августе, который создал новый город четырнадцати кварталов. Рим с этого времени теряет свой характер укреплённого города, пространство внутри Сервиевой стены окончательно застраивается, в пределы города входят и предместья.

На Римском форуме, кроме реставрации и перестройки храмов, курии и Юлиевой базилики, Августу принадлежит постройка храма Цезаря и нового центра политической жизни Рима, перешедшей теперь на форум и сосредоточившейся вокруг новой народной трибуны, новых ростр. Возле форума Цезаря возник форум Августа, а поблизости расположился Храм Марса-Мстителя, чем сделан был новый шаг к соединению центра с Марсовым полем. Был также построен сохранившийся до наших дней Пантеон.

Рим в имперскую эпоху. Современная реконструкция

В правление императора Нерона в Риме произошёл «великий пожар». Город полностью отстраивается, на этот раз более красиво, только с утверждением династии Флавиев. Ряд мер полицейского характера меняет вид улиц. Новые дома имеют более благообразный вид: одной из мер Веспасиана было обязательное снабжение каждого дома портиком, благодаря чему улицы получали вид крытых галерей. Свободным пространством после пожара Флавии воспользовались для своих монументальных построек. В долине между Палатином и Эсквилином возник Колизей, вокруг него — ряд построек служебного характера.

Деятельность первых императоров блестящим образом довершает Траян; он окончательно связывает ряд императорских площадей с Марсовым полем колоссальной площадью (forum Traianum). Всемирно известна созданная в это время колонна Траяна. Главным созданием Адриана был Храм Венеры и Ромы на Велии, возведением которого было закончено превращение центральной части города в ряд блестящих построек, связывавших форум с Марсовым полем с одной стороны и с площадью у Колизея — с другой. За Тибром Адриан выстроил себе мавзолей, существующий ещё и теперь в виде крепости св. Ангела; там же возник в это время и новый цирк. Императоры вели активное строительство грандиозных терм (общественных бань).

Позднее строительство новых зданий значительно замедлилось из-за осложнившегося положения Римской империи. В конце III в. были возведены новые укрепления, известные как стена Аврелиана. Они охватывали весь разросшийся город с его затибрской частью. Они совпадали с таможенной линией и отчасти с границей померия, но во многих случаях в пределы стены были введены и гробницы (в том числе пирамида Цестия и гробница Эврисака). В IV веке начинается строительство христианских храмов.

Сложное для города время наступило в V веке. В 410 году Рим взял и разграбил вождь вестготов Аларих, в 455 году город жестоко разграбили вандалы.

Рим в Средние века

Папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла Великого на Рождество 800 г. в Риме, миниатюра из Больших французских хроник, ок 1455—1460 г.

В 476 году Одоакр низложил последнего западно-римского императора, но скоро в свою очередь уступил место остготу Теодориху, правление которого ознаменовалось началом широкой реставраторской деятельности в городе.

В войне Византии с остготами (536—552) Рим шесть раз подвергался осаде и переходил из рук в руки. При этом остготские цари, и в особенности Тотила, брали многочисленных заложников из числа жителей Рима, что привело к уничтожению самых знатных фамилий и уменьшило население Рима до 30—40 тыс. человек.

В течение последующих двух веков (570—750), когда значительная часть Италии была отторгнута от Византии лангобардами, папы стали играть первенствующую роль в светских делах города при номинальном подчинении слабой Византии (равеннскому экзарху).

Хотя покинувшие Рим императоры продолжают поддерживать отдельные здания, но эти реставрации — только исключения; большинство общественных зданий медленно разрушается. Только Теодорих попробовал было развить широкую реставраторскую деятельность, но она помогла ненадолго. Разрушению зданий сопутствовало похищение из них украшений из бронзы, мрамора и другого дорогого материала очередными завоевателями.

С возвышением пап все большую роль в городе играет базилика святого Петра и центр города перемещается на Ватиканский холм, вокруг которого уже при Льве IV возводятся новые оборонительные сооружения.

Старые здания беспрепятственно разрушаются, сохраняются лишь те, в которых нашли себе приют христианские церкви или феодальные крепости. Так мавзолей Адриана, выгодно расположенный рядом с Ватиканским холмом, ещё при постройке стен Аврелиана стал небольшой крепостью, а со временем превратился в неприступный папский Замок Святого Ангела, выдержавший несколько осад (последнюю в 1527 году во время т. н. Разграбления Рима).

Итальянские берсальеры штурмуют Рим. Картина времён Рисорджименто

Рим в Новое и Новейшее время

В феврале 1798 года французские войска под командованием Бертье заняли Рим. Была провозглашена Римская республика. От папы Пия VI потребовали отречения от светской власти. Он отказался, был вывезен из Рима и умер в изгнании. Французы вывозили из Рима произведения искусства. Вскоре, однако, движение австрийского генерала Мака на Рим заставило французов оставить город, и 26 ноября 1798 года он был занят войсками неаполитанского короля Фердинанда I. После этого многие республиканцы были казнены. В сентябре 1799 года неаполитанцы оставили Рим, а в 1800 году новый папа Пий VII прибыл в него.

В 1808 году Наполеон I упразднил Папское государство, а Пий VII был вывезен из Рима. Затем в 1811 году Наполеон провозгласил римским королём своего новорождённого сына. Эпоха французского владычества была ознаменована значительным развитием городского благоустройства: нищенство было искоренено, много было сделано для освещения улиц. Тогда же стали производить раскопки по строго научному плану.

После поражения Наполеона 2 мая 1814 года Пий VII вернулся в Рим и Папское государство было восстановлено.

Чернорубашечники во время Марша на Рим в 1922 г.

Осенью 1848 года в Риме началась революция, папа Пий IX бежал в Гаэту, и 6 февраля 1849 года вновь была провозглашена Римская республика. Но в июле 1849 года Рим был взят французскими войсками под командованием Ш. Удино (англ.), и 14 июля Удино формально объявил о восстановлении в Риме папской власти. В апреле 1850 года папа вернулся в Рим. Французский гарнизон покинул Рим только в 1866 году.

20 сентября 1870 года войска Итальянского королевства заняли Рим, и он стал столицей королевства.

В 1922 году состоялся марш на Рим итальянских фашистов. В 1929 году в результате Латеранских соглашений на территории Рима было образовано государство Ватикан.

Во время Второй мировой войны Рим, в отличие от многих европейских городов, в целом избежал разрушений, однако подвергся немецкой оккупации в 1943-44 годах и был освобождён англо-американскими войсками 4 июня 1944 года.

Деловой район Рима

Самоуправление

Представительный орган — Столичное собрание (assemblea capitolina), состоящее из 48 советников (consiglieri), исполнительный орган — Столичная управа (giunta capitolina), состоящая из синдика (sindaco) и 12 асессоров (assessori).

> Административное деление Основная статья: Административное деление Рима

Рим разделён на 19 муниципиев (ранее округов), 22 района, 35 кварталов, 6 пригородов и 53 зоны.

Население

Год Численность
550 до н. э. 35 000
509 до н. э. 130 000
150 до н. э. 300 000
1377 17 000
1861 194 500
1871 212 432
Год Численность
1881 273 952
1901 422 411
1911 518 917
1921 660 235
1931 930 926
1936 1 150 589
Год Численность
1951 1 651 754
1961 2 188 160
1971 2 781 993
1981 2 840 259
1991 2 775 250
2001 2 663 182
Год Численность
2011 2 617 175
2014 2 870 493
2015 2 864 348
2017 2 873 494
2018 2 872 800

Климат

Климат Рима субтропический средиземноморский. Максимум осадков наблюдается зимой, летом осадки сравнительно редки. Климатическая зима (то есть период, когда среднесуточная температура устойчиво держится ниже нуля) отсутствует; в зимние месяцы температура обычно держится в пределах 5—10 °C. В целом климат характеризуется очень длительным и жарким летом, и мягкой дождливой зимой. Зимой заморозки и снегопады бывают редко, а летом температура может превышать +40 °C.

Климат Рима
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 20,8 21,6 26,6 27,2 33,1 37,8 39,4 40,6 38,4 30,7 26,5 20,3 40,6
Средний максимум, °C 12,0 12,8 15,4 18,1 23,1 27,0 30,2 30,4 26,4 21,9 16,5 12,8 20,6
Средняя температура, °C 8,1 8,5 10,8 13,6 17,7 21,4 24,2 24,5 21,1 17,4 12,7 9,3 15,8
Средний минимум, °C 3,3 3,4 5,5 8,0 12,0 15,8 18,5 18,8 15,7 12,2 7,8 4,9 10,5
Абсолютный минимум, °C −11 −6,9 −6,5 −2,4 1,8 5,6 9,1 9,3 4,3 0,8 −5,2 −5,6 −11
Норма осадков, мм 55 59 53 63 32 20 13 18 63 105 94 89 663
Источник: Погода и Климат

Транспорт

Римский аэропорт аэропорт имени Леонардо да Винчи

Рим располагает современным международным аэропортом — аэропортом имени Леонардо да Винчи, также известным как Фьюмичино, поскольку расположен в одноимённом городе-спутнике Рима. Ещё один римский аэропорт — Чампино, в основном, обслуживает чартерные рейсы и рейсы авиакомпаний-дискаунтеров.

На вокзале Термини

Рим находится в центре кольцевой сети автодорог, которые приблизительно повторяют сеть дорог Древнего Рима, начинавшихся с Капитолийского холма и соединявшего Рим со всей империей. В городе развита маршрутная сеть автобусов (350 маршрутов и более 8000 остановок) и трамваев (39 км путей и 192 остановки). В 2005 году было возобновлено движение троллейбусов, существует только 1 линия от вокзала Термини (маршрут 90).

В 1955 году был открыт римский метрополитен, но на сегодняшний день римское метро ограничивается двумя линиями, А и В, которые пересекаются у железнодорожного вокзала Термини. На 2005 год общая длина линий составляла 38 км. На 2010 год запланировано открытие новой линии В1, соединяющую линию В с Пьяцца Болонья. К 2018 году планируется полностью завершить строительство линии С, а к 2035 — линии D, но строительные работы часто приостанавливаются из-за археологических находок.

Поскольку Рим находится в центре Апеннинского полуострова, он стал главным железнодорожным узлом в центральной Италии. Главный железнодорожный вокзал Рима, Термини — один из самых больших в Европе, ежедневно он обслуживает более 400 000 пассажиров. Вторая по значению железнодорожная станция, Тибуртина, в настоящее время реорганизуется под терминал для скоростных поездов.

Система персональной перевозки пассажиров в Риме включает такси и Noleggio Auto Con Conducente (Заказ автомобиля с водителем). Все такси в Риме исключительно белого цвета. На двери такси в обязательном порядке указаны тарифы на поездки и номер лицензии, выданный Римским муниципалитетом. Также на автомобиле такси сзади размещается металлическая эмблема с номером лицензии. Всего муниципалитетом Рима выдано 993 лицензии такси, последняя — в 1993 году. Стоимость поездки на такси в Риме зависит от времени суток и варьируется от 1,1 евро за километр в будни до 3 евро ночью в праздничные дни. Муниципалитетом Рима установлена максимальная цена в 70 евро на поездку в такси в одном направлении в пределах римской кольцевой дороги. Также существуют обязательные к исполнению (решение Муниципального Совета Рима n. 151 от 23.05.2012) фиксированные цены на поездку из аэропорта в Рим (в пределах Аурелиевых стен) — 48 евро в Фьюмичино и 30 евро в Чампино.

В Риме хорошо развито пригородное сообщение. Существует 8 маршрутов, именуемые от FR1 до FR8. Общая протяжённость линий — 672 км, количество станций — 128. Большинство маршрутов начинаются на вокзале Термини. Также есть 3 независимые линии, принадлежащие компании ATAC: Рим — Лидо, Рим — Витербо и Рим — Джардинетти.

С вокзала Термини действует экспресс Леонардо, который соединяет город с аэропортом Леонардо да Винчи. Время в пути — 30 минут.

Спорт

Рим принимал летние Олимпийские игры 1960 года. Во время Игр для соревнований использовались не только современные сооружения, но и античные: в Базилике Максенция соревновались борцы, а в термах Каракаллы — гимнасты.

В городе дважды были сыграны финалы чемпионатов мира по футболу: в 1934 году на стадионе «Национале ПНФ» (Италия — Чехословакия 2:1) и в 1990 году на «Олимпийском стадионе» (ФРГ — Аргентина 1:0). В Риме на «Олимпийском стадионе» также состоялись два финала чемпионатов Европы по футболу: в 1968 году (Италия — Югославия 1:1 и 2:0 в переигровке) и в 1980 году (ФРГ — Бельгия 2:1). В 2020 году на «Олимпийском стадионе» будут сыграны 4 матча чемпионата Европы.

Рим принимал множество крупнейших соревнований по летним видам спорта, включая чемпионат мира по лёгкой атлетике 1987 года, чемпионаты мира по водным видам спорта 1994 и 2009 годов, чемпионат Европы по баскетболу 1991 года, чемпионаты мира и Европы по волейболу среди мужчин и женщин, чемпионаты мира по фехтованию 1955 и 1982 годов, чемпионат мира по спортивной гимнастике 1954 года и многие другие турниры.

Рим представляют в итальянской Серии A два клуба: «Рома» и «Лацио».

Крупнейший стадион города — «Олимпийский стадион» — был открыт в мае 1937 года и несколько раз реконструировался. На «Олимпийском стадионе» проходят финалы розыгрышей Кубка Италии по футболу. На стадионе 4 раза проходили финальные матчи главного европейского клубного турнира — Кубка чемпионов / Лиги чемпионов (1977, 1984, 1996, 2009).

Образование

В Риме находятся следующие университеты:

  • Римский университет «Ла Сапиенца» (итал. Università degli studi di Roma «La Sapienza», основан в 1303 году)
  • Папский университет Святого Фомы Аквинского (лат. Pontificia Universitas Studiorum a Sancto Thoma Aquinate in Urbe, основан в 1580 году)
  • Национальная академия Святой Цецилии (итал. Accademia Nazionale di Santa Cecilia, основана в 1585 году)
  • Римский университет Тор Вергата (итал. Università degli studi di Roma «Tor Vergata», основан в 1982 году)
  • Римский университет Рома Тре (итал. Università degli studi «Roma Tre», основан в 1992 году)

Достопримечательности

  • Римский форум (лат. Forum Romanum), экономический, политический и религиозный центр древнего Рима
  • Императорские форумы, руины античных архитектурных построек
  • Колизей (лат. Colosseum), древнеримский амфитеатр
  • Пантеон (итал. Pantheon), древнеримский храм всех богов
  • Капитолийский холм (лат. Capitolium, Capitolinus mons, итал. il Campidoglio, Monte Capitolino) — один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На холме находится старейший в мире публичный музей — Капитолийские музеи и статуя Марка Аврелия.
  • Большой цирк (лат. Circus Maximus), в древнем Риме самый обширный ипподром
  • Аппиева дорога (лат. Via Appia), самая значимая из античных общественных дорог Рима
  • Замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’ Angelo), первоначально — мавзолей Адриана, в эпоху средних веков был перестроен в замок
  • Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro), самая большая церковь Европы, центр католицизма (расположен на территории государства Ватикан)
  • Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) с Фонтаном Четырёх рек работы Джованни Лоренцо Бернини
  • Площадь Испании (итал. Piazza di Spagna) и Испанская лестница (итал. Scalianta di Spagna). Испанская лестница ведёт от расположенного на площади Испании фонтана «Лодка» к церкви Тринита-деи-Монти (итал. S. Trinita dei Monti)
  • Фонтан Треви (итал. Fontana di Trevi), самый знаменитый фонтан Рима, и считающийся самым красивым фонтан черепах (итал. Fontane delle Tartarughe)
  • Вилла Боргезе (итал. Villa Borghese) с расположенным в ней музеем искусств
  • Пьяцца-дель-Пополо (итал. Piazza del Popolo), с расположенными на ней обелиском и фонтаном
  • Уста истины (итал. Bocca della Verità) — античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона (или Океана)
  • Витториано (итал. Il Vittoriano), монумент в память об объединении Италии
  • Квартал всемирной выставки, дворец, построенный Бенито Муссолини
  • Музей Пигорини с коллекциями по древней истории, антропологии и этнографии
  • Итальянский форум (бывший Форум Муссолини), спорткомплекс, построенный Бенито Муссолини
  • а также ещё более 900 церквей.

и прочее.

Города-побратимы и города-партнёры

Города-побратимы

  • Париж, Франция, 1956 — единственный город-побратим Рима («Только Париж достоин Рима; только Рим достоин Парижа», фр. Seule Paris est digne de Rome; seule Rome est digne de Paris).

Города-партнёры

  • Алжир, Алжир
  • Белград, Сербия
  • Бразилиа, Бразилия
  • Вашингтон, США
  • Каир, Египет
  • Киев, Украина
  • Краков, Польша
  • Лондон, Великобритания
  • Мадрид, Испания
  • Марбелья, Испания
  • Монреаль, Канада
  • Мумбаи, Индия
  • Нью-Дели, Индия
  • Нью-Йорк, США
  • Пекин, КНР
  • Пловдив, Болгария
  • Сеул, Республика Корея
  • Сидней, Австралия
  • Тегеран, Иран
  • Тирана, Албания
  • Токио, Япония
  • Тунис, Тунис
  • Цинцинати, США

> В астрономии

Астероид (472) Рим, открытый в 1901 году назван в честь города Рима.

> См. также

  • Римский театр
  • Список музеев Рима

Примечания

  1. Comune di Roma (итал.). Elezioni comunali 5 giugno 2016. la Repubblica (19 giugno 2016). Дата обращения 20 июня 2016.
  2. Comuni in prov. di RM per superficie
  3. Dato Istat al 30-06-2017.
  4. http://www.demo.istat.it/bilmens2014gen/query.php?lingua=ita&Rip=S3&Reg=R12&Pro=P058&Com=91&submit=Tavola
  5. ISTAT — 1926.
  6. Popolazione Residente al 1° Gennaio 2018 — ISTAT.
  7. Rome’s Rich Past Stalls Metro Line Expansion (англ.), ABC (22 October 2009). Дата обращения 24 октября 2018.
  8. Gabriel Kahn. When Rome Builds A Subway, It Trips Over Archaeologists (англ.), The Wall Street Journal (27 January 2007). Дата обращения 24 октября 2018.
  9. http://rim.taxi/%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5/. Рим Такси.
  10. Решение Муниципального совета Рима от тарифах на такси..
  11. Достопримечательности Рима, которые никто не видит // Рамблер

> Литература Древний период

Ссылки

  • Официальный сайт Рима (итал.)
  • Сайт музеев Рима (итал.)
  • APT (official Tourist Office) of the City of Rome (англ.)
  • Capitoline Museums (англ.)

В социальных сетях

Facebook · Twitter

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

BNF: 12139445g · GND: 4050471-2 · ISNI: 0000 0001 2106 5979 · LCCN: n79018704 · NDL: 00660798 · SUDOC: 026399997 · VIAF: 145348938, 251380480 · WorldCat VIAF: 145348938, 251380480

Столицы летних Олимпийских игр

Столицы государств — членов ООН1

Столицы других территорий

Столицы непризнанных
и частично признанных государств

1 В список также включено государство-город Ватикан.

Значение слова рим

рим

рим (итал. и лат.

рим

Рим, -а (также: вс`е дор`оги вед`ут в Р`им)

рим

Древний (Roma) , древнее государство. Согласно преданию, город Рим основан братьями Ромулом и Ремом ок. 754/753 до н. э. В преданиях упоминаются 7 правивших в 8-6 вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика (510/509 до н. э.). К сер. 3 в. до н. э., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном. После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 до н. э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах г. Рим. В социально-политической жизни Рима 1 в. до н. э. все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 неограниченным правителем государства стал Цезарь; в 44 в результате заговора сторонников республики Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 до н. э. титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей. При Траяне во 2 в. н. э. империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (
395). В 476 вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Зап. Римской империи Ромул Августул. Вост. Римская империя под названием Византия просуществовала еще ок. 1000 лет. — (Roma) , столица Италии, административный центр пров. Рим и обл. Лацио, на р. Тибр. Один из древнейших городов мира, получивший название «вечный город». 2,8 млн. жителей (
1991). Крупный транспортный узел. Международные аэропорты Леонардо да Винчи ди Фьюмичино и Чампино. Важный промышленно-финансовый и главный научный и культурный центр страны. Машиностроение (электротехническое, радиоэлектронное и др.), химическая, фармацевтическая, полиграфическая, мебельная, легкая и пищевкусовая промышленность; производство стройматериалов. Художественные ремесла. Местонахождение многих международных организаций (напр., ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). Рим — известный центр кинопромышленности. Один из крупнейших в мире центров туризма (св. 3 млн. туристов в год). Метрополитен. Университеты. Национальная академия деи Линчеи, Академия медицинских наук, Национальная академия Сорока (членов) и другие академии, научные общества, институты и центры. Театры, в т. ч. «Театро дель опера», «Театро ди Рома», «Театро пикколи ди подрекки» и др. Ватиканские музеи и галерея. Национальный римский музей, Капитолийские и Латеранские музеи, музей и галерея Боргезе, Национальная галерея современного искусства и др. В пределах Рима — город-государство Ватикан. Рим основан, по преданию, на 7 холмах (см. Септимонциум) ок. 754/753 до н. э. Был столицей античного государства (см. Рим Древний). В 6-8 вв. под властью Византии. В 756-1870 (с краткими перерывами) — столица Папской обл. В результате Рисорджименто в 1870 воссоединен с Италией, с 1871 — столица объединенного Итальянского королевства, с 1946 — Итальянской Республики. Богатые архитектурные комплексы разных эпох: руины римских и императорских форумов (Триумфальная арка Тита, 81; колонна Траяна, 111-
114), Колизей, Пантеон, термы Каракаллы, Аппиева дорога и др. Раннехристианские катакомбы, христианские базилики. Ренессансные дворцы (Канчеллерия, Фарнезе), виллы (Фарнезина, Мадама), ансамбль пл. Капитолия (с
1546), собор св. Петра (1506-
1614). Динамичные ансамбли (пл. св. Петра, 17 в.), церкви (Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Андреа) и дворцы эпохи барокко. Олимпийский город с Малым дворцом спорта (
1957). Игры XVII Олимпиады (
1960).

рим

Рим, -а (также: все дороги ведут в Рим)

рим

древний город и государство на Апеннинском полуострове город в Европе, столица Италии

рим

Рим (мужское имя)

Рим и варвары в 4-5 веке. Падение западной римской империи

Христианство – гос.-религия с 363 г. Юлиан отступник сделал попытку возвратиться к римской политико-религиозной системе, за что был назван отступником.

Упадок внутриполитических отношений. Натурализация хозяйства. Уменьшение рынка. Деурбанизация. Запустение дорог. Жизнь замыкается в латифундии. Частная власть магнатов, живущих в латифундиях, больше центральной.

Церковь. Это единственное, что предохраняет империю от распада. Епископы имеют сильную светскую власть и приличные богатства. В противоположенность им – сначала одиночные, а потом и коллективные поселения монахов-аскетов (монастыри). К 3-4 в. обрастают уставом, хозяйством. Власть в монастыре – на авторитете 12 апостолов. После раскола церковь вышла из-под контроля императора (на Востоке этого не произошло) и стала важной политической силой. Раздачи беднякам и поддержка магнатов.

Западная Римская Империя и ее упадок. Власть императора слаба и уничтожается из-за упадка внутриполитических отношений. Связанные с городом общественные слои (куриалы) разоряются, магнаты – богатеют. Они получают от слабых императоров привилегии. Формируются варварские королевства.

Экономика. Ужесточаются налоги, а платить не из чего, так как разорение куриалов. Магнаты налогов обычно не платят. Народ волнуется, обращается к слабеющему императору, а тот помочь не может.

Общественные волнения. Пестры по составу. Подавляются уже не императором, а магнатами на местах. Игнорируют распоряжения императоров, сами борятся с варварами. Пример – восстание багаудов V в.

Ереси. Особая форма соц-протеста.

Армия разваливается из-за уклонения. Все труднее отслеживать беглецов. Формируется из подневольных и бандитов. Часто служит частным интересам. Для стабилизации император заключает договоры с варварскими племенами на границе (Валент; федераты). Это опасно, т.к. они не всегда послушны. Пересмотр римского классического права. Много кодексов, самый известный – Юстиниана. Великое переселение народов (с 375 г.). С востока в Европу приходят гунны, толкнули готов и проч. В 378 г. они восстали, в 379 г. Феодосий с ними помирился, в 395 г. – умер и Империя окончательно развалилась на Западную (Равенна) и Восточную (Константинополь). Формально империя едина, фактически – нет. В 401 Аларих вступил в Империю. В 419 – вестготы образуют первое королевство (Толедо). Дальше – королевства вандалов и др. Аттила. Разграбил Италию. В 451 – битва при Каталунских полях, Аэций. Потом Одоакр в 476 низложил Ромула Августула и империя умерла. Инсигнии отосланы Зенону в Константинополь.

Римская империя — самая обширная политическая и социальная структура западной цивилизации. В 285 г. н.э. империя стала слишком большой, чтобы ее управлять из правительства в Риме, и поэтому император Диоклетиан (284-305 гг. н.э.) разделил Рим на западную и восточную империю.

Римская империя образовалась с момента, когда Август Цезарь (27 г. до н.э.-14 н.э.) стал первым императором Рима и перестала существовать, когда последний римский император Ромул Августул, был свергнут германским королем Одоакром (476 г. н.э.).

На востоке Римская империя продолжила свое существование как Византийская империя до смерти Константина XI и падения Константинополя в 1453 году н.э. Влияние Римской империи на западную цивилизацию было глубоким и имеет существенный вклад во все аспекты западной культуры.

Как образовалась священная Римская империя

После битвы при Ациуме в 31 г. до н. э. Гай Октавиан Турин, племянник и наследник Юлиуса Цезаря , стал первым императором Рима и получил имя Августа Цезаря. Хотя Юлий Цезарь часто считается первым императором Рима, это неверно, он никогда не имел титула «Император». Юлий Цезарь имел титул «Диктатор», поскольку Цезарь обладал высшей военной и политической властью. При этом, сенат охотно даровал Августу титул императора, потому что он уничтожил врагов Рима и принес столь необходимую стабильность.

Династии Юлия-Клавдия

Август управлял империей с 31 года до нашей эры до самой смерти. Как он сам сказал: “я нашел Рим городом глины, и оставил его городом мрамора”. Август реформировал законы, инициировал обширные строительные проекты (в основном управляемые его верным генералом Агриппой, который построил первый Пантеон) и обеспечил статус величайшей политической и культурной империи в истории.

Римский мир (Пакс Романа), также известный как Пакс Аугуста, который он заключил продлился более 200 лет и был временем мира и процветания.

После смерти Августа власть передалась его наследнику Тиберию, который продолжал политику прошлого императора, но не обладал достаточной силой характера и мудростью. Эти же черты характера будут относится и следующим императорам: Калигула, Клавдий и Нерон. Эти первые пять правителей империи назывались династией Хулио-Клавдия (название династии происходит от сложения двух фамилий Юлиуса и Клавдия).

Хоть Калигула и стал печально известен своим развратом и безумием, его раннее правление было достаточно успешным. Преемник Калигулы, Клавдий, смог расширить власть и территорию Рима в Британии. Калигула и Клавдий вскоре были убиты (Калигула его преторианской гвардией, а Клавдий, видимо, своей женой). Самоубийство Нерона закончило династию Хулио-Клавдия и послужило началом периода социальных волнений, известных как «Год четырех императоров».

“Четыре императора”

Этими четырьмя правителями были Гальба, Отто, Вителлий и Веспасиан. После самоубийства Нерона в 68 году н.э. Галба принял правление (69 г. н.э.) и почти мгновенно оказался непригодным правителем из-за своей безответственности. Он был убит преторианской гвардией.

Отто быстро сменил Гальба в самый день смерти, и согласно древним записям, он должен был стать хорошим императором. Однако генерал Вителлий инициировал гражданскую войну, которая закончилась самоубийством Отто и восхождением Вителлиуса на трон.

Правителем Вителлий оказался ничем не лучше, чем Гальба, он пользуясь своим положением, вел роскошную жизнь и развлекался. В связи с этим легионы выдвинули генерала Веспасиана императором и отправились в Рим. Вителлий был убит людьми Веспасиана. Веспасиан взял власть ровно через год после восхождения Гальбы на трон.

Династия Флавиев

Веспасиан основал династию Флавиев. Для этой династии были характерны масштабные строительные проекты, экономическое процветание и территориальное расширение границ империи. Веспасиан правил с 69 по 79 года н.э., в этот период времени он инициировал строительство флавианского амфитеатра (знаменитого Римского Колизея). Строительство Колизея завершил уже сын Титус (правил в период 79-81 г. н.э.).

В самом начале периода царствования Титуса произошло извержение вулкана Везувия (79 год н.э.), который похоронил под пеплом и лавой города Помпеи и Геркуланум. Древние источники едины во мнениях, что Титус проявил великолепные волевые и управленческие качества в борьбе с этой катастрофой, также как и с великим пожаром Рима в 80 году н.э. Но к сожалению Титус умер от лихорадки в 81 году н.э. и его сменил брат Домициан, который правил в период 81-96 года н.э.

Домициан расширил и укрепил границы Рима, восстановил ущерб городу, вызванный великим пожаром, продолжил строительные проекты, начатые его братом, и улучшил экономику империи. Тем не менее, его самодержавные методы и политика сделали его непопулярной личностью у римского сената и он был убит в 96 году н.э.

Пять хороших императоров Рима

Преемником Домициана был его советник Нерва, который основал династию Нервана-Антонина. Данная династия правила Римом в период 96-192 года н.э. Это время отмечено увеличением благосостояния, и стало известно как «Пять хороших императоров Рима». Между 96 и 180 годами н. э. пять императоров-единомышленников умело правили Римом и смогли вывести империю на новый уровень. Имена пяти императоров в порядке их правления: Нерва (96-98), Траян (98-117), Адриан (117-138), Антонин Пий (138-161), и Маркус Аврелий (161-180).

Под их руководством Римская империя становилась все сильнее, стабильнее и увеличивала свой размер и масштаб. Также стоит упомянуть Люциус Веруса и Коммода — последних правителей из династии Нерван-Антонина. Верус был со-императором с Марком Аврелием пока не умер в 169 году н.э. но он, по свидетельствам историков, был малоэффективным управленцем. Коммод — сын и преемник Аврелия, стал одним из самых позорных императоров, которые когда-либо правили Римом. Он был задушен его партнером по борьбе в ванне, в 192 году н.э. Так закончилась династия Нерван-Антонина и к власти пришел префект Пертинакс (который, скорее всего, был инициатором убийства Коммода).

Династия Северана, год пяти императоров

Пертинакс правил всего три месяца пока, как его убили. За ним были еще четыре императора, этот период известен как «Год пяти императоров». Завершением которого стал приход к власти Септимуса Северуса.

Северус правил Римом в период 193-211 года н.э., основал династию Северан, победил парфян и расширил империю. Его кампании в Африке и Британии были масштабными и дорогостоящими, что отчасти способствовало возникновению финансовых проблем Рима в будущем. Северуса сменили его сыновья Каракалла и Гета, впоследствии Каракалла убил своего брата.

Каракалла правил до 217 года н.э., он был убит своим телохранителем. Именно в период правления Каракаллы почти все люди империи получили гражданство. Считалось, что целью выдачи гражданства всем жителям послужила попытка повысить налоговые поступления, стало больше людей, которых центральное правительство обложило налогом.

Династию Севера продолжила Джулия Маеса (императрица), которая правила до убийства Александра Северуса в 235 году н.э., это в свою очередь погрузило империю в хаос, этот период известен как Кризис третьего века (продолжался в период 235-284 г.).

Распад Римской империи на восточную и западную

Этот период, также известный как Имперский кризис. Он характеризовался постоянной гражданской войной, поскольку различные военачальники боролись за контроль над империей. Кризис еще больше способствовал широкомасштабным социальным волнениям, экономической нестабильности (в частности в этот период была девальвация римской валюты) и, наконец, роспуску империи, которая разделилась на три отдельных региона.

Империя воссоединилась под властью Аврелиана (270-275 г. н.э.), впоследствии его политика была развита и усовершенствована Диоклетианом, который основал Тетрархию (четверовластие) для поддержания порядка во всей империи.

Несмотря на это, империя была настолько обширной, что Диоклетиану пришлось разделить ее пополам в 285 году н.э., чтобы способствовать более эффективному администрированию. Он создал Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (также известную как Византийская империя).

Поскольку главная причина Имперского Кризиса заключалась в отсутствии ясности в политики империи, Диоклетиан постановил, что преемники должны быть выбраны и одобрены императором заранее.

Двое его преемников были генералы Максенций и Константин. Диоклетиан добровольно отошел от власти в 305 году н.э., и тетрархия, превратилась в соперничающие за господство регионы империи. После смерти Диоклетиана в 311 году н.э. Максенций и Константин погрузили империю в гражданскую войну снова.

Константин и христианство

В 312 году Константин победил Максенция в битве при Мильвском мосту и стал единственным императором Западной и Восточной империй (правил в период 306-337 г. н.э.).

Полагая, что Иисус Христос был помог одержать победу, Константин принял ряд законов, таких как Миланский (317 г. н. э.), которые предусматривали религиозную терпимость и толерантность к вере, в частности к христианству.

Константин требовал особого отношения к богу, Иисусу Христу. На Первом совете Никеи (325 г. н. Э.) Константин настоял на принятии божественности Иисуса и собрать все христианские рукописи, чтобы сформировать книгу, известную сегодня как Библию.

Константин стабилизировал империю и валюту, реформировал армию, а также основал город на месте бывшего города Византии, который назвали «Новый Рим», который в будущем стал известен как Константинополь (в нынешнее время Стамбул).

Константин стал известен как Константин Великий из-за его религиозных, культурных достижений и политических реформ, масштабных строительных проектов, а также за талант военного главнокомандующего. После его смерти сыновья унаследовали империю и, довольно быстро, вступили в конфликт друг с другом, который угрожал уничтожить все, что сделал Константин.

Его трое сыновей, Константин II, Констанций II и Констанс разделили Римскую империю между собой, но вскоре пришли к борьбе за власть. В ходе этих конфликтов Константин II и Констанс были убиты. Констанций II умер позже, назвав своего двоюродного брата Юлиана своим преемником и наследником. Император Юлиан правил всего два года (361-363 г. н.э.) и пытался вернуть Рим в свое прежнее величие посредством серии реформ, направленных на повышение эффективности управления.

Будучи неоплатоническим философом, Юлиан отверг христианство и обвинил веру и приверженность Константина к христианству причиной упадка империи. Официально провозгласив политику религиозной толерантности, Юлиан систематически убирал христиан с влиятельных правительственных должностей, запрещал учение, распространение религии и военную службу для верующих христиан. Его смерть, в период военной кампании против персов, закончила династию Константина. Юлиан был последним языческим императором Рима и за свою оппозицию к христианству стал известен как “Юлиан Отступник” .

Далее было краткое правление Йовиана, который провозгласил христианство, как господствующую веру империи и отменил различные указы Юлиана, после чего передал трон Феодосии I. Феодосийя I (379-395 г. н. э.) восстановила религиозные реформы Константина. Было запрещено языческое поклонение во всей империи, языческие храмы были переделаны в христианские церкви.

Именно в это время знаменитая Академия Платона была закрыта декретом Феодосия. Многие из реформ были не популярны как римской аристократией, так и обычными людьми, придерживающимися традиционных ценностей языческой практики.

Единство социальных обязанностей и религиозных убеждений, которое давало язычество, были разрушены институтом религии, которая убирала богов с земли и человеческого общества и провозглашала только одного Бога, который правил с небес.

Падение Римской империи

В период 376-382 года н.э. Рим боролся с вторжения готов, этот период известен как готические войны. В битве при Адрианополе, 9 августа 378 года н.э., римский император Валенс потерпел поражение, историки приняли это событие ключевым, способствующем упадку Западной Римской империи.

Были выдвинуты различные теории относительно причин падения империи, но даже сегодня нет единого мнения в части того, какие были эти факторы. Эдвард Гиббон ​​в своей «Истории упадка и разрушения Римской Империи», как известно, утверждал, что христианство сыграло ключевую роль в том, что новая религия подорвала общественные нравы империи, которые были образованы благодаря язычеству.

Теория о том, что христианство было первопричиной падения империи, обсуждалась задолго до Гиббона, однако, было и другое мнение о том, что прежде всего язычество и языческие практики привели к падению Рима.

Также вспоминают другие факторы, начиная от коррупции правящей элиты до необъятности империи, а также растущей силы германских племен и их постоянных атак на Рим. Римский военные уже не могли эффективно защищать границы, так же как когда-то, правительство не могло в полном объеме собирать налоги в провинциях. Также приход вестготов в империю в третьем веке н.э. и их восстания были признаны фактором, способствующим упадку.

Западная Римская империя официально прекратила существование 4 сентября 476 года н.э., когда император Ромул Август был свергнут германским королем Одоацем. Восточная Римская империя трансформировалась в Византийскую империя и просуществовала до 1453 года н.э.

Наследие Римской империи

Изобретения и инновации, которые были созданы Римской империей, глубоко изменили жизнь древних людей и продолжают свое существование в культуре всего мира. Навыки строительства дорог и зданий, внутренней сантехники, акведуков и даже быстросохнущего цемента были изобретены или усовершенствованы римлянами. Календарь, используемый на Западе, происходит от того календаря, который был создан Юлием Цезарем, а названия дней недели (на романских языках) и месяцев года также пришли из Рима.

Жилищные комплексы (известные как «insula»), общественные туалеты, замки и ключи, газеты, даже носки, были разработаны римлянами, как и обувь, почтовая система (улучшенная и перенятая у персов), косметика, увеличительное стекло и жанр сатиры в литературе.

Во время существования империи значительные открытия были сделаны в области медицины, права, религии, правительства и ведения войны, Римляне умели заимствовать и улучшать те изобретения или концепции, которые они находили у населения регионов, которых они завоевали. Можно с уверенностью сказать, что Римская империя оставила неизгладимое наследие, которое продолжает влиять на то, как люди живут даже сегодня.

ОТКУДА ПОШЛО ВЫРАЖЕНИЕ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ»?

Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.
В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.
Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.
Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.
Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

Третий Рим

Концепцию «Третьего Рима» сегодня нередко поминают политики, журналисты, общественные деятели, говоря: еще в XVI веке было очевидно, что именно России предначертано стать господствующей мировой державой, что имперские притязания Москвы вполне оправдываются особой миссией наследницы Рима и Константинополя. Но о чем на самом деле говорил автор концепции «Третьего Рима» старец Филофей? Действительно ли концепция дает России моральный карт-бланш на политическую и военную экспансию? Кто и как использовал идеи Филофея в русской истории? Об этом наш разговор с Ниной Васильевной СИНИЦЫНОЙ — доктором исторических наук, автором монографии «Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции»*.

— Нина Васильевна, для начала — личный вопрос. Вы как историк специализируетесь на теме Третьего Рима. А почему именно на ней? С чего начался Ваш интерес к этому?

— Тридцать лет назад — в 1981 году началась работа международного научного сообщества, которое именует себя «Международным семинаром исторических исследований “От Рима к Третьему Риму”». Основали его профессора Римского университета П. Каталано и П. Синискалько, чтобы исследовать развитие и распространение римской идеи. Заседания проходили ежегодно в Риме, а многие — также и в Москве, в Институте российской истории РАН. Я принимала участие в работе Семинара с 1982 года. В самом начале участниками была ясно осознана потребность в новом издании документов, текстов «Филофеева цикла» с изложением идеи Третьего Рима, и я принимала активное участие в подготовке этого издания. Кстати сказать, Семинар начал свою работу в разгар холодной войны, когда нашу страну на Западе многие представляли Империей Зла, — и Семинар способствовал преодолению такого стереотипа, разрабатывая собственную методику исследования империи и имперской идеи, с преобладанием юридического и филологического подхода. Чем лучше разные народы знают чужое прошлое — тем лучше складываются их отношения в настоящем.

— Давайте, прежде чем погрузиться в прошлое, поговорим о настоящем. Существуют ли в современном массовом сознании какие-то ложные стереотипы вокруг идеи Третьего Рима?

— К сожалению, существуют. Ярчайшее тому подтверждение — это сравнительно недавняя передача на телеканале «Культура», специально посвященная Третьему Риму.** Там присутствовали достаточно серьезные авторитетные ученые, добросовестно излагавшие предмет, — но другие участники транслировали разного рода штампы и попросту очевидные ошибки. А ведь эта программа явно выше массового уровня.

— А давайте все-таки попробуем перечислить эти штампы.

— Штамп самый главный, самый распространенный и самый неприятный — это убеждение, будто концепция Москвы как Третьего Рима была концепцией политической, даже внешнеполитической, то есть она якобы оправдывала претензии русских государей едва ли не на мировое господство. В уже упомянутой передаче один из выступавших вспомнил карту древней Римской империи на одной из площадей Рима, неподалеку от Капитолия. Это вертикальная стена, на которой разными цветами рельефно изображены последовательные завоевания Римской империи. На самом деле, если реально искать в «первом» Риме то, что предвозвещало «третий», находилось в историософском соприкосновении с ним, то это будет не карта роста Римской империи, а совсем другой римский памятник. На Капитолийском холме, слева от здания Капитолия (если смотреть снизу) стоит церковь Санта Мария ин Арачели. Она была основана в VI веке на месте, где, согласно легенде, император Август получил пророчество одной из сивилл***: когда она говорила, императору явилось чудо, небесное явление Богородицы с Младенцем на руках. В основе этой легенды был текст Евангелия от Луки (Лк 2:9), рассказывающий о том, как двигалось в Вифлеем Святое Семейство, чтобы принять участие в объявленной Августом переписи населения. Именно этот образ из царства «первого» Рима вдохновил старца Филофея, когда он писал о «третьем», о чем я еще скажу. Один из моих докладов в Риме, повторенный потом в Москве, был посвящен проблеме «Две парадигмы императора Августа», вызвавший интерес разных слушателей. Речь шла об Августе — создателе империи, властелине вселенной, и об Августе, царство которого почтил Своим Рождением в его пределах Спаситель, где свершилось Воплощение Слова.

Возвращаясь к штампам в интерпретации Третьего Рима, следует сказать и о том, что возникшая в XVI веке концепция Третьего Рима якобы была тщательно и подробно разработанной доктриной, неким «программным документом», охватывающим все стороны жизни. Разновидность этого штампа имеет прямо противоположный смысл: «учения» Филофея вовсе и не было, он написал всего две-три строчки, известные всем («два Рима пали…»). Так утверждать могут лишь те, кто его посланий не читал. Величественные построения Филофея — айсберг, точнее, его видимая часть. А подводная, глубинная основа — его знание священных и святоотеческих текстов разных веков. Но он открыл нам лишь свои выводы из них, расположив их на верхушке айсберга.

Весьма распространен и третий штамп — о значении брака Ивана III с Софьей Палеолог и о теме «византийского наследия» в идее Третьего Рима, а более точно — о подмене «третьего Рима» «вторым Константинополем», о чем тоже речь впереди.

Фрагмент фрески Пьетро Каваллини в церкви Санта Мария ин Арачели в Риме. Церковь была основана в VI веке на месте, где, по легенде, императору Августу явилось видение Богородицы с Младенцем на руках

Конец истории

— Так что же было на самом деле? Когда, зачем и почему старец Филофей выдвинул эту концепцию?

— На вопрос «когда» ответить проще всего. Здесь тот редкий случай, когда можно назвать точную дату. Существует послание старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, написанное около 1523–1524 года и адресованное великокняжескому дьяку в Пскове, Мисюрю Мунехину. Это был представитель центральной власти в Пскове, присоединенном незадолго до этого. А непосредственным поводом к написанию послания стали распространявшиеся тогда астрологические предсказания о якобы предстоящем в 1524 году новом всемирном потопе — точнее, о предстоящем глобальном изменении («пременении»), которое было истолковано как потоп.

Предсказание это пришло на Русь с Запада, оно было напечатано в астрологическом альманахе, изданном в Венеции в конце XV века и многократно переиздававшемся. Ужас охватил города Европы, а наиболее предприимчивые даже начали строить ковчеги. Эти предсказания пришли и на Русь, внеся беспокойство в церковные и правительственные круги. Естественно, требовалось их опровергнуть. Два образованнейших человека того времени, афонский монах Максим Грек и псковский монах Филофей писали такие опровержения. Но каждый — по-своему.

Максим Грек подошел к проблеме с богословских позиций. Он противопоставил астрологическому детерминизму тезис о свободе воли человека и о Божественном Промысле, который направляет всю жизнь человечества. Это не оставляет места влиянию небесных тел. Судьба человека определяется его свободным выбором, а не планетами и звездами.

Старец Филофей строил опровержение иначе. Он тоже коснулся темы звезд, но отмел ее небрежным замечанием: «Сия вся кощуны суть и басни». Главное он видел в причинах тех изменений, что происходят в истории стран и народов. Свершилось главное «изменение»: к Руси перешла функция неразрушимого христианского Ромейского (Римского****) царства. Царства, которое возникло в эпоху Августа, во времена земной жизни Спасителя, и потому новых глобальных перемен не будет.

Его построение находится в русле средневековых эсхатологических учений, предстает как историософия того времени, вовлекающая в свою орбиту разнообразные события и факты Священной и мировой истории. Он произнес пророчество о будущем России, перевел «стрелки» и направил в ее сторону гораздо более древнее пророчество, восходящее к ветхозаветным текстам, о Римской-Ромейской империи как последней империи, которой предстоит существовать до скончания мира. Факт ее существования является гарантом продолжения земной истории человечества, длительности исторического времени до «исполнения сроков». Вероятно, ему было известно толкование святителя Иоанна Златоуста, который так комментировал известное место из Второго послания к фессалоникийцам апостола Павла об «удерживающем» (2 Фес 2:7): «Когда прекратится существование Римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, потому что пока будут бояться этого государства, никто не подчинится антихристу, но после того, как оно будет разрушено, воцарится беззаконие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и божескую власть».

По логике этого толкования, Римско-Ромейское царство служит залогом нерушимости, не допускающим того глобального «изменения, пременения и преиначения», о котором говорит астрологическое предсказание. Филофей производит операцию переименования «царства нашего государя» в Ромейское царство, исходя из факта падения и «старого», и «нового» Рима.

Ромейское царство трижды упомянуто в послании 1523–1524 гг., и это — его ключевые фрагменты.

В первый раз говорится о неразрушимости царства: «Ромейское царство неразрушимо, ибо Господь записался в римскую власть». Это утверждение основано на том же тексте Евангелия от Луки (Лк 2:1-5), что и упомянутая ранее легенда о чудесном явлении Богородицы с Младенцем императору Августу. Христианский автор VI века Козьма Индикоплов в толковании этих стихов пишет о том, что Римская империя выполнила роль «слуги Христова строения». По словам участников римского Семинара К. Пицакиса и Г. Подскальского, «Ромейское царство», упомянутое у Козьмы Индикоплова, «представляет собой то нисходящее с небес вечное царство, которое мистически заключается в лоне языческой империи и приходит вместе с ней», «царство, имеющее тот же возраст, что и Христос».

Во второй раз Ромейское царство упомянуто, когда отвергаются претензии «латинян» на римско-ромейское имя; «падение» первого («старого») Рима у него означает не военно-политические события V века, захваты Рима варварами, но «отпадение» от истинной веры в результате разделения церквей в IX-X веках (1054 год был лишь завершением этого процесса). Действительно, претензии Западной империи на наследование древнего римского имени, соперничество с Константинополем по поводу того, какой император будет именоваться римским, началось с коронации Карла Великого в 800 году «римским императором» (столицей его стал Ахен). Римско-средиземноморский вектор был повернут на север. Византия продолжала именовать себя «империей ромеев». Ее «падение» 1453 года, по Филофею, тоже явление не столько военной, сколько духовно-конфессиональной сферы: катастрофа была Божьей карой за предательство веры на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов.

Третье упоминание Ромейского царства появляется в ключевых словах послания как характеристика «царства нашего государя».

— А сохранился ли оригинал послания Филофея, написанный его рукой?

— К сожалению, нет. Оригиналы сочинений ни Филофея, ни Максима Грека неизвестны — есть лишь сочинения, которые преподобный Максим правил своей рукой. Это касается большинства источников XVI–XVII веков — они сохранились благодаря усилиям переписчиков. Поэтому всегда необходимо исследовать, насколько авторитетна та или иная рукописная копия, насколько близка она к оригиналу.

Так вот, с посланием старца Филофея все непросто. Его научная публикация, состоявшаяся в 1901 году, основана на вторичной рукописи, где фрагмент текста о переименовании России в Ромейское царство был искажен. Такое же вторичное чтение сохранила и публикация в «Памятниках литературы Древней Руси». Впоследствии удалось найти более ранний и точный вариант: «<…> мала некая словеса изречем о нынешнем православном царстве пресветлейшего и высокостолнейшаго государя нашего, иже во всеи поднебеснеи единого христианом царя и броздодержателя святых Божиих престол святыя вселенскиа апостольскиа Церкве <…> Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти». В более поздних рукописях термин «Ромейское» заменен словом «Росийское»; в других рукописях, наоборот, производится расширительная контаминация: «<…> и снидошася во едино царство Российского государства, по пророческим книгам то и есть, рече, Ромейское царство Российския держава московского государя и всеа великия Росия, два убо Рима, рече, падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Эти же мысли, в перефразированном виде, изложены и в послании великому князю, написанном вскоре после послания дьяку Мунехину.

Совершенно очевидно, что «Третий Рим» — это не только и даже не столько Москва, сколько царство, держава, функция которой — служить гарантом длительности земной истории человечества. Эта функция возникает не как претензия, а как результат конкретной исторической ситуации, естественно сложившихся условий: потери политической независимости всеми православными славянскими и балканскими царствами, падения Византии, «отпадения» первого («великого», «ветхого») Рима.

А функция, предназначение православного царя — заботиться о православных христианах, оберегая Церковь и обеспечивая внешние условия для благочестивой жизни.

Мы уже говорили о том, что построения Филофея — это айсберг, автор афористически формулирует свои выводы, а механизм их получения остается как бы за кадром. Это разнообразные священные и святоотеческие тексты, события священной и мировой истории. Так, он упомянул «пророческие книги».

Задача исследователя в том и состоит, чтобы понять ход мыслей Филофея, понять, какие «пророческие книги» имел он в виду и почему из этих книг он сделал такие выводы.

— Кстати, а какие книги?

— Это книга пророка Даниила, что ясно из второго послания, адресованного уже непосредственно великому князю. Филофей имеет в виду эпизод, когда царь Навуходоносор просит пророка растолковать его сон (Дан 2:31–44).

Так вот, толкователи книги пророка Даниила объясняют, расшифровывают его слова как указание на четыре мировые империи, которые последовательно сменяют друг друга. Историософия древности и Средних веков исходила из представления о том, что существует одна-единственная мировая империя, которая может иметь разные воплощения, может менять свое географическое расположение, но остается той же империей. Самым древним ее воплощением считалась Вавилонская (или Ассиро-Вавилонская) империя, за ней следовали Мидийская (или Персидско-Мидийская), Греческая империя Александра Македонского, а последней — империя Римская, в которой в конце времен появится антихрист и будет уничтожен Иисусом Христом, после чего настанут «новое небо и новая земля», то есть вечное небесное царство Божие.

По этой логике Римская империя становится гарантом того, что вплоть до конца времен, до апокалиптических событий никаких великих потрясений в земной истории уже не произойдет. В теории translatio imperii (передача, перенос) империя — это, в сознании того времени, если можно так выразиться, «переходящий вымпел», поэтому многие государства стремились отождествить себя с Римской империей, присвоить римское имя.

— Традиционно считается, что Россия потому «Третий Рим», что наследует «Второму Риму», то есть Константинополю, точнее сказать, Византийской империи. Это не так?

— Я уже говорила о том, что одно из искажений, один из распространенных штампов — сведéние Третьего Рима ко второму Константинополю и утверждение о том, что брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, находится у истоков идеи «Третьего Рима», дает московским правителям право на византийское наследие. Но это противоречит историческим реалиям того времени.

Во-первых, ни сам Иван III, ни его политики и идеологи никогда не ссылались на брак с Софьей, чтобы повысить авторитет великокняжеской генеалогии и державы — ни в дипломатических переговорах, ни в общении с подданными.

Во-вторых, сама мысль о «константинопольской вотчине» московских правителей — не русского, а западного происхождения. Впервые об этом в 1473 году Венецианский Сенат писал Ивану III, говоря о его правах, якобы возникающих на основе брака с представительницей императорского дома. А в 1518 году римский папа Лев X пытался привлечь московского великого князя к участию в очередном крестовом походе против турок, надеясь его соблазнить «константинопольской вотчиной». Это в плане реальной политики. Что касается историософии, то мысль о наследовании павшей империи была опасной: унаследовав ее судьбу, можно было повторить ее финал.

Умы и других мыслителей того времени занимал вопрос о будущих судьбах царства. Так, дипломат и публицист Ф. И. Карпов, современник Филофея, в послании к митрополиту Даниилу обсуждал вопрос, чтó необходимо для того, чтобы гарантировать «вечность царства», и отвечал, что «закон и правда» нужны ему прежде всего, а не терпение как норма политической жизни.

А Филофей возводил Третий Рим не к Византии. Размышляя о духовных путях, он находил более древние, а потому более прочные корни.

— А почему «четвертому не быти»? Филофей это как-то аргументировал?

— Специальной аргументации он не давал. Ведь Филофей излагал пророчество. А разве пророчество нуждается в аргументах?

Символы четырех царств древности: Вавилонского, Мидийского, Персидского и Македонского. Из греческой рукописи XI века

Что было дальше

— Мы разобрались, в чем суть концепции Третьего Рима. Но что она означала на практике для Московского царства? В какой степени она влияла на политическую реальность, была ли распространена?

— В XVI-XVII веках идея распространилась в церковной книжности, послания Филофея переписывались в многочисленных рукописных сборниках, при этом редакторы-составители и переписчики иногда строго и точно воспроизводили авторский текст, а иногда допускали «вольности», дополнения, а часто избирали отдельные фрагменты, содержание которых казалось им особенно важным и интересным.

Один из современников Филофея, писавший спустя полтора-два десятилетия после него, решился даже вступить с ним в полемику, подвергнуть сомнению прочность «стояния» Третьего Рима. Сочинение этого анонимного автора написано «Об обидах Церкви». «Хотя царство Третьего Рима и стоит верою в православии, но добрых дел оскудение, и неправда умножилась, святые церкви и честные монастыри обидимы <…> Да не будет дивное се жилище беззакония наполнено!».

— А насколько концепция старца Филофея была известна русским государям?

— Ни Василий III, ни Иван Грозный ни разу на эту концепцию не ссылались. Иван IV любил другое сочинение — «Сказание о князьях Владимирских» — о происхождении русских князей от императора Августа. В ней представлена другая парадигма Августа, нежели в построениях Филофея: здесь он — властелин вселенной. Август начал разделять вселенную, и часть ее получил некий Прус, от которого пошла Прусская земля, а далеким его потомком был князь Рюрик, основатель династии Рюриковичей, а позднее и князья Владимирские. Именно эти идеи использовались в ряде случаев в идеологическом обосновании внешней политики Ивана IV. А про Москву как Третий Рим у него нет ни слова.

Важной вехой в истории идеи была эпоха учреждения патриаршества. Уложенная грамота Московского поместного Собора 1589 года, будучи памятником древнерусского канонического права, закрепила на историко-каноническом уровне определение «Третьего Рима». Почти ровно 1200 лет прошло с тех пор, как на II Вселенском (Константинопольском) Соборе (381 г.) столица Восточной Римской империи (именуемой в историографии Византией) получила (в III каноне) почетный титул «Нового Рима». «От пророчества к праву» — этой проблеме было посвящено специальное заседание Римского семинара. В грамоте Московского собора 1589 года формула Третьего Рима изложена от лица Константинопольского патриарха Иеремии II: «<…> твое же, о благочестивый царю, великое Росейское царствие, третий Рим, благочестием всех превзыде».

В XIX веке начинается научное изучение идеи. Впервые послания старца Филофея были опубликованы в «Православном собеседнике» в 1861–1863 годах, тогда-то о них узнала образованная публика (хотя эта публикация еще не была строго научной). Затем можно упомянуть работу В. Н. Малинина «Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей и его послания» 1901 года, где Третий Рим рассматривается как эсхатологическая идея по преимуществу. Очень хорошая, кстати, книга, ее стоило бы переиздать.

«Церковь старого Рима пала неверием Аполлинариевой ереси; церковные двери второго Рима, города Константинополя, внуки Агарян секирами и оскордами рассекли. Теперь же это — третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская Церковь, которая во всех концах вселенной православной христианской верой во всей поднебесной сильней солнца светится» Фрагмент из Послания старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Московскому Василию Иоанновичу

Двойной перевертыш

— А когда же сложились все те мифы, о которых мы с Вами уже говорили?

— Мифы эти позднего происхождения — возникли они уже в XX веке, после 1917 года, особенно в канун Второй мировой войны и послевоенные годы, когда концепция Третьего Рима — уже в искаженном виде — становится инструментом холодной войны.

Именно теперь начинает превалировать акцентировка тезиса об идее Третьего Рима как идее «византийского наследия», при этом сама Византия все более и более выступает с отрицательным знаком, как «презренная Византия»; в значительной степени воспроизводятся представления и оценки британского историка XVIII века Эдуарда Гиббона, собравшего большое количество негативных фактов и анекдотов из ее истории. В труде А. Тойнби, специально посвященном «византийскому наследию в России», названы три составные части этого наследия: тоталитаризм, цезарепапизм, ксенофобия. Вероятно, ему были известны работы Н. А. Бердяева, оказавшие большое влияние и на русскую эмиграцию, и на другие появившиеся на Западе труды. Суждения Тойнби вызвали дружную критику со стороны и его западных коллег, и представителей русского зарубежья (например, Д. Оболенского).

В работе Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», опубликованной в 1938 году на трех языках, английском, французском и немецком, уже появляется трактовка идей старца Филофея как идей тоталитаристских. А в работе 1946 года «Русская идея» Бердяев пишет: «Империалистический соблазн входит в мессианское сознание», но никак этого не аргументирует. Точнее, он ссылается на русские духовные стихи, но политические идеи не выводимы из духовных стихов.

В истории идеи Третьего Рима в XX веке происходит как будто двойной перевертыш: сначала создается искаженное представление о самой Византии, а затем аналогичные оценки — через ее «наследие» — вписываются, вживляются в идею Третьего Рима, а через нее в русский менталитет как таковой. Следует отказаться от обеих крайностей в современной массовой культуре в отношении к Третьему Риму — и от тоталитаристских страшилок, и от панегирических воинственных построений. И то, и другое — всего лишь слабые человеческие мнения, искривление духовного пространства Третьего Рима. А как сказал анонимный современник Филофея, «всем страстям мати — мнение. Мнение — второе падение».

— Нина Васильевна, а как же, по Вашему мнению, современному православному человеку следует относиться к идее Третьего Рима? Можно ли сделать какие-то выводы?

— Подавляющее большинство тех, кто в наши дни публично обсуждает концепцию старца Филофея, вероятно, не прочитали его послание до конца. Заключительная его часть как раз и посвящена тому, как надо прожить период, предшествующий эсхатологическому концу, чем заполнить это историческое время. И он вводит понятие Божественного долготерпения. Господь потому долготерпит и не наказывает немедленно всякую неправду, что дает шанс каждому покаяться и спасти свою душу. Здесь уместно привести слова протоиерея Сергия Булгакова, сказанные в этой связи: «Конечно, никому не дано знать времена и сроки, когда Господь приидет, <…> и неизвестность времени конца истории не отменяет необходимости и обязанности жить,— ответственно и сознательно. Историю нужно прожить и изжить, а не то что кое-как окончить, пройдя чрез нее как чрез мрачный пустой коридор в Царствие Небесное»*****. Филофей исходит из слов Второго соборного послания апостола Петра (3:9, 14): Не медлит Господь исполнением обетования; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире. Филофей предлагает путь подвижничества, путь нравственного и духовного совершенствования, путь, ведущий к храму.

* Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.). М., 1998. — Ред.

** Телевизионная программа Александра Архангельского «Тем временем» от 1 февраля 2010 года. — Ред.

*** Сивиллы, по преданию, предсказали Рождение Христа. — Н. С.

**** «Ромейский» — греческая форма слова «римский» — Ред.

***** Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991. С. 375. — Ред.