Роль церкви в воспитании молодежи

Планирование 2017. Духовно-нравственное просвещение в библиотеке.

Духовно-нравственное воспитание в библиотеке складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных, духовных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Библиотечные акции

  • «От сердца к сердцу» в рамках информационной поддержки (День пожилого человека, День матери, День инвалидов)
  • Акция ко Дню пожилого человека «Тепло души»
  • Акция «Доброта от А до Я»
  • «Улыбка матери»
  • «Читаем всей семьей»

В цикле «Православные праздники»:

  • «Светлый праздник Рождества»
  • «Свет Вифлеемской звезды»
  • «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом!» – праздник народной культуры
    «Праздник Пасхи на Руси»
  • «Спас медовый, яблочный и хлебный»
  • «Вечные ценности. Рождество»
  • «И сошла на Землю благодать… Пасха» – выставка – праздник
  • «Пусть огонек свечи рождественской все души к Богу приведет» – рождественские встречи
  • «Рождество – праздник чудес » – православный урок
  • «Лики святой Руси» часы православной культуры
  • «Библейские сюжеты в литературе и искусстве» – духовные чтения ко дню православной книги
  • Серия книжно-иллюстративных выставок по народному календарю:
  1. «Добро пожаловать Троица»
  2. «Светло-светлая Пасха : история празднования»
  3. «Красна изба не углами – красна пирогами» (масленичные народные гулянья: экскурс в историю)
  4. «Что Спас припас» – выставка – дегустация
  5. «Яблочные веселинки» – фольклорный праздник
  • «Славянская лампада» ко Дню славянской письменности – выставка с разделами:

1. Всему миру свет (о Кирилле и Мефодии)

2. Слово русское, богатое и мощное (в т. ч. была представлена церковно-славянская азбука)

3. Мы – славяне.

  • «И нравы, и язык, и старина святая» -литературно-исторический праздник

100 заголовков: духовно-нравственное просвещение

http://bibliomaniya.blogspot.ru/2013/11/100.html

К календарным праздникам

  • «Всем: кто влюблен» — выставка–праздник (ко дню святого Валентина)
  • «На мир смотрю я не глазами, а сердцем чувствую его» – встреча /К Международному дню слепых
  • «Нам жить помогает добро» – посиделки с чаепитием
  • «Верим в добрых сердец бессмертие» Час доброты (в рамках Декады инвалидов)
  • «День мудрости» – тематический вечер ко дню пожилого человека
  • «Нет милее глаз на свете!» – праздничная встреча
  • «Женский силуэт в истории»

Семейное воспитание

  • «Супружество – задание от Бога»: брак и семья в православных традициях»
  • «Сто и одна проблема семейного воспитания в книгах» – выставка
  • «Семья в творчестве русских классиков» обзор книжной выставки
  • «Семья на Руси: традиции и современность» – дайджест
  • «Открытого письма новобрачным» обсуждение
  • «Современная любовь. Какая она?» диспут
  • «История брака. Что такое брак?»
  • «Гармония семейных отношений»
  • «Умейте дорожить друг другом»
  • «Первая любовь… Какая она?»
  • «Радости и сложности общения»
  • «Семейная азбука начинается с «Мы»»
  • «В отпуск всей семьей: советы и рекомендации»
  • «Вся семья вместе – так и душа на месте» вечер семейных реликвий
  • «Родительский дом – начало начал» — праздник
  • «Семейный альбом» – фотоконкурс
  • «По страницам любимых книг» – семейные КВНы
  • «Женский почерк» (женская проза о семье)
  • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» – конкурс для детей и родителей
  • «Семьёй дорожить – счастливым быть» – встреча
  • «По законам любви» – семейный праздник
  • «Источник душевного тепла»
  • «На одной волне»
  • «Листая страницы любимых книг»
  • «Здесь тепло каждому»
  • «Музыка нас связала»
  • «Портрет семьи»

Эстетическое воспитание

  • «Галерея мирового искусства»
  • «Великолепие русского искусства»
  • «Творчество русских живописцев
  • «Вдохновитель передвижников»: Иван Крамской (1837-1887)- видео- вернисаж
  • «Знаменитый портретист»: Орест Адамович Кипренский (1782— 1836) – выставка-вернисаж. 235 лет со дня рождения
  • «Величие лесов, ширь полей» – час искусств (К 185–летию И. Шишкина)
  • «Того душа русская требует» – выставка- вернисаж (К 185-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898))
  • «Моря живописец» — День с великим художником 200 лет Ивану Константиновичу Айвазовскому (1817-1900)
  • Литературная гостиная «Лики времен – в прозе и стихах» (к юбилеям писателей и поэтов)

Мероприятия для молодежной аудитории:

  • урок нравственности «Экология природы и души»
  • беседа «Экология семьи»
  • занятия «Молодёжная субкультура»
  • викторину «На пороге взрослой жизни»
  • Цикл мероприятий «Урок доброты»
  • игровая программа «Умеешь ли ты общаться»
  • час откровенного разговора «На краю пропасти»
  • «Путевка в ад»- проблема суицида
  • «Сохраним в себе человека» – уроки вежливости, этикета и общения
  • «Можно ли победить жестокость» этическая беседа – диспут
  • «Милосердие – отклик души» – час духовности
  • «Духовные ценности»
  • Цикл мероприятий «Свет добра и милосердия»
  • «Прикосновение к вечности»
  • «В Воскресенье Вербное»
  • «Светлый праздник Пасхи»
  • «Святая Троица»
  • «Добрые слова»
  • «Лицом к духовным ценностям»
  • «Дороже серебра и злата»
  • «К душе своей найди дорогу» рекомендательный список
  • «В чём смысл жизни на Земле?»
  • «В жизни надо иметь служение…»

Примерная тематика Школы духовного развития «Через книгу к духовности»

для среднего и старшего школьного возраста http://metod-otdel-rbdu.blogspot.ru/2014/07/blog-post.html

1. Душа обязана трудиться:

  • «Сердцем к сердцу»: выставка-просмотр и обзор этой выставки
  • «Что такое хорошо»: литературно-музыкальная композиция по стихам В. Маяковского, С. Михалкова
  • «Вернисаж добра»: выставка творческих работ читателей
  • «Мир не обойдётся без меня»: час откровенного разговора
  • «Возвысим душу до добра»: литературно-музыкальная композиция

2. Воспитание искусством:

  • «Золотые купола»: фотоконкурс
  • «Святые лики России»: книжно-иллюстративная выставка
  • «Сближает музыка сердца»: устный журнал о влиянии музыки на духовный мир человека

3. В гармонии с природой:

  • «В ней есть душа, в ней есть язык»: поэтическая композиция о природе
  • «Экологический ноктюрн»: музыка и природа. Литературно-музыкальный вечер
  • «Красота спасёт мир»: выставка рисунков

4. С верой в Россию:

  • «Мой Бог»: конкурс детского прикладного и художественного творчества
  • «Православные праздники Руси»: выставка-галерея
  • «Я – русский»: дискуссионный час
  • «Путь длиною в две тысячи лет»: книжная выставка-просмотр
  • «Святое имя России»: литературно-музыкальная композиция

5. Семья – мой ключ к успеху:

  • «Родителей чти – не собьёшься с истинного пути»: час откровенного разговора
  • «Семейная азбука начинается с ”мы“»: выставка-просмотр
  • «По страницам любимых книг»: конкурс для детей и родителей
  • «Бенефис семьи»: семейный праздник.

Роль Церкви и общества в патриотическом воспитании молодежи

Дорогие друзья, уважаемые участники секции!
Из года в год мы с вами собираемся в этом зале, чтобы обсудить проблемы патриотического воспитания молодежи, обменяться мнениями, поделиться опытом, совместно осмыслить условия в нашей стране, содействующие или препятствующие нашей работе.
Лейтмотивом последних наших встреч было стремление к объединению усилий разрозненных организаций в информационной, методической, правовой и организационно-практической сферах. Это стремление уже сегодня начинает приносить добрые плоды, уже сегодня имеет много примеров совместных мероприятий, проектов и свершений.
Мы видели и видим, насколько недостаточны и фрагментарны государственные решения в области патриотического воспитания. О системном подходе или сформировавшейся политике здесь говорить не приходится. Эффективные результаты взаимодействия общественных объединений с властью мы видим лишь на уровне отдельных регионов или муниципальных образований. Каждому, кто не опустил руки, кто не утратил решимости к созиданию, понятно, что надеяться мы можем, преимущественно, на собственные силы, на братскую поддержку единомышленников, на помощь Божью, на наше единство.
В течение нескольких лет в периоды между нашими заседаниями регулярно собирается рабочая группа нашей секции. На базе ее актива, на площадке Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках создан Центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания «Национальное достояние». Трудами Центра не только издаются материалы нашей секции, учебные и методические пособия по патриотическому воспитанию, брошюры и буклеты, но и ведется большая аналитическая работа по сбору и обобщению информации о действующих организациях патриотического воспитания. Мы проводим рассылки и анкетирование с целью выявления общих и частных проблем, оказания посильной помощи и вынесения наиболее сложных вопросов на широкое обсуждение. Актуальные темы, связанные с правовым и материальным обеспечением деятельности организаций патриотического воспитания мы ставим перед властью и обществом.
Убежден, что расширение связей между объединениями патриотического воспитания самой разной направленности, проведение совместных массовых мероприятий, регулярный обмен опытом позволит быстрей и эффективнее разрешать назревшие проблемы.
Но всякий разговор об успехах и неудачах останется пустым разговором, если все мы не уделим особое внимание содержательному наполнению нашей деятельности.
Не будет новостью ни для кого из присутствующих, что большинство общественных организаций, осуществляющих работу с подрастающим поколением, держатся на энтузиазме, жертвенности и увлеченности руководителя. А руководитель, зачастую, будучи хорошим организатором, способным вовлечь молодежь, строит свою деятельность на базе собственного прошлого опыта. Кем он был — десантником, спортсменом, тренером по боевым искусствам, историком, археологом — от этого зависит специализация клуба или объединения, от этого зависят не только избранные методы, но и способ вовлечения, принцип отбора и многое другое. Но в какой идеологической среде воспитывались сами руководители — в среде, как правило, недавней советской действительности — со всеми ее плюсами и минусами. Плюс — это сохранение хотя бы части традиций, части исторических навыков и части нравственных оснований патриотизма. Минус в том, что с крушением режима, выбита из под ног и эта уцелевшая часть. Осталась любовь к Родине, но представления об этой Родине размыты, нравственные мотивации не универсальны. Не всё, с чем пришел к молодым людям воспитатель, он способен передать им, как незыблемые, бесспорные ценности, способные пробудить и побудить на доброделание.
Результаты анкетирования показали, что руководители клубов, отрядов, дружин и объединений патриотического воспитания вне зависимости от их мировоззрения в смысле принадлежности к той или иной религии признают и осознают, в большинстве своем, необходимость участия Русской Православной Церкви в процессе формирования полноценного поколения наших соотечественников в гуманитарном, духовном и нравственном отношении. Бесспорным представляется и системно-организационный ресурс Русской Православной Церкви. Иными словами, в каждом, без исключения, регионе России имеется церковная структура: епархия, монастырь или приход. По историческому опыту, земному призванию и современной практике каждая такая единица сообразно своему масштабу способна осуществлять эффективную просветительскую работу, как с лидерами, так и с воспитанниками организаций патриотического воспитания.
Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм, в собственном смысле, — ЭТО НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.
Сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви. Попытки ориентироваться на западные принципы и модели жизнеустройства явили невозможность эффективного государственного строительства без принятия традиционных, проверенных веками оснований.
Итак, духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе. Тренировка физических возможностей и навыков, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, конечно, должны нами поощряться. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность. Наша роль состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества в истории многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы. И только духовная составляющая позволит нашему народу ориентироваться в происходящих вокруг процессах.
Именно поэтому, сегодня самым яростным и существенным антипатриотическим и антироссийским проектом является деятельность врагов России по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.
Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство — собирание русских земель, формирование нации — единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.
Мы часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием — льём воду на мельницу наших недругов.
Сегодня, среди военно-патриотических организаций весомую долю представляют клубы и отряды, действующие при храмах или воскресных школах. Есть и те, кто базируется на абсолютно светской почве, но опирается на поддержку и духовную помощь священников, неравнодушных к проблемам и духовному состоянию живущих вокруг людей, к той нравственной среде, в которой находится их приход, в ко-торой предстоит жить всем, кто оказался рядом.
Нам необходимо призывать этих добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.
Деятельность многих объединений осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно — к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян.
Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству — считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.
Должен добавить, что каждому из нас, священнослужителей необходимо преодолеть теплохладность и формализм в отношении молодежной работы, и, прежде всего, — в деле патриотического воспитания, духовного окормления клубов и организаций. Святейший Патриарх Кирилл многократно выступал с обращениями о необходимости идти навстречу молодежи, активно проповедовать, использовать современные формы и методы работы с подрастающим поколением. Однако, для многих это остается лишь призывом. Часто приходы относятся к такой деятельности формально, проводят мероприя-тия только для отчетности, предпочитают заниматься лишь с теми, кто уже пришел в Церковь и твердо стоит на ногах.
Если все мы не будем с сердечным горением участвовать в этой важ-нейшей работе, то на этом поле будут трудиться секты, безбожники, носители массовой культуры и прочие силы, способствующие разрушению общества.
Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли — опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.
Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне — эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.
Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание. Взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели — исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.
***
Одним из отрадных событий минувшего года стало написание иконы святых Покровителей Воинства российского. Инициаторами были: Центр «Национальное достояние», объединение организаций патриотического воспитания молодежи «Восточный фронт», ряд военно-патриотических клубов и общественных организаций. Образ освящен 19 -го августа, в день праздника Преображения Господня, в центре православной духовности нашего Отечества — Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия Радонежского, благословившего более шести столетий назад, русских воинов перед Куликовской битвой.
Теперь Образ побывает во многих воинских частях России и в десятках военно-патриотических и военно-исторических объединений. Он хранится поочередно — в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и в Новомосковске Тульской области. Икона включает лики более сорока святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве.
Обращаясь к поддержке Церкви или призывая помощь святых, мы не пытаемся переложить на кого-то свою ответственность за будущее России, мы принимаем тысячелетний опыт осмысленной, целеустремленной жизни народа, приходим к убеждению, что нам предстоит многое сделать, чтобы изменить к лучшему себя и мир вокруг себя.
Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность — ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность — это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.
В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз — татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала всегда при этом объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, страх и нерешительность.
Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности — это и геополитические угрозы, это и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем — вседозволенности.
***
Слово «патриотизм» имеет глубокий смысл. Оно основывается на величайшем стремлении человека сохранить отцовские корни и традиции, то хорошее и доброе, что накапливается поколениями.
Время сильно изменило сознание современного человека. Во многом на это повлияли соблазны, непростая экономическая ситуация и те перемены, многие из которых нам искусственно навязываются: всевозможные реформы в образовании, в воспитании, в армии.
Всё это не могло не отразиться на человеке, потерявшем Бога, вернее утратившем постоянную органическую, укорененную в повседневной жизни связь с Ним.
К сожалению, сейчас само понятие патриотизма размыто. Мы наблюдаем, как искусственным образом создается «патриотизм для студентов», «патриотизм для учащихся», «военный патриотизм» и прочие виды «патриотизма», что во многом нивелирует смысл самого этого понятия. Размытое понятие — это все равно, что никакого понятия. Размывание, осквернение, искажение, маргинализация понятия ПАТРИОТИЗМ — это звенья одной цепи, звенья борьбы с нашим национальным самосознанием.
Но, слава Богу, в стране в последнее время происходят и положительные изменения. Если в 90-е годы было страшно называться патриотом и даже считалось постыдным говорить о патриотизме, то сейчас ввиду сильного давления извне, человек вольно или невольно начинает подтягиваться и стремиться быть причастным к чему-то большому. Эти изменения во многом проявились в год 65-летия Победы. Когда несколько лет назад началось глумление над историей Великой Отечественной войны, молодежь и люди среднего возраста встали на защиту памяти нашей великой Победы, выразив этим свою гражданскую позицию. За последние годы увеличилось число общественных военно-патриотических и военно-исторических объединений. По государственной статистике их сегодня более 300 тысяч. Важным собы-тием стало возрождение ДОСААФ России, как общественно-государственной организации, способной охватить значительное количество российской молодежи. Появились какие-то заявления и акции государственного масштаба, направленные на поддержание патриотического чувства у российских граждан.
Но, к сожалению, у большинства людей сохраняется все еще поверхностное понимание патриотизма. Как показывают данные социологических опросов, патриотизм связывается исключительно или с защитой Родины, или с обеспечением нормальной и безопасной жизни. Но такое понимание патриотизма несовершенно, это всего лишь части, без которых невозможна достойная человеческая жизнь в обществе. Если мы не будем противостоять злу, то мы получим либеральный «патриотизм», который по своей сути будет защищать только отдельные аспекты жизни человека, в не всю жизнь в целом.
На тех людях, которые имеют возможность быть ведущими, быть лидерами, вдохновлять других лежит особая ответственность. Это преподаватели, офицеры, писатели, актеры, журналисты, воспитатели — все те, кто имеет возможность влиять на собратьев.
Наша главная задача не только показывать молодым людям цель, но и всячески стремиться к тому, чтобы уцелевшим корням дать хорошую почву. Это позволит прорасти нормальному здоровому дереву. Надо поддерживать тех преподавателей и воспитателей, которые могут дать что-то доброе, надо стараться уходить от стадного чувства, от подражания навязанным кумирам, которые на самом деле не являются идеалом и образцом для подражания.
Самое главное, что здесь собрались единомышленники. Понятие служения на благо Отечества — для нас не пустой звук, — это кредо пройденного пути, а это значит, что есть надежда на победу.
Наша общая задача, — достойно воспитать новое поколение граждан и патриотов России, поколение, в руках которого завтра будет ответственность за прошлое и будущее Отечества.
Хочу напомнить то, о чем мне довелось говорить в этой аудитории два года назад. Для осуществления патриотического воспитания важно понимать: патриотами ЧЕГО должны стать наши дети, защитниками КАКИХ ценностей и каких идеалов. Этот вопрос является первостепенным по отношению к методике, технологиям и механизмам воспитания.
И еще одно. Сегодня важнейшими для развития патриотического воспитания остаются три вещи: духовное содержательное наполнение нашей работы, повышение уровня самих воспитателей и объединение наших разрозненных усилий.
Забота о благополучии, безопасности, суверенности и единстве Отечества должна начинаться с нашего единства.
Игумен Иоанн (Ермаков), руководитель Центра духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи «Национальное достояние» настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
Впервые опубликовано на сайте Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Роль Церкви в воспитании детей

Источник материала: Нясвiжскiя навiны

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.

Пс. 126, 3

Крещение Руси в 988 году явилось судьбоносным для формирования всей нашей культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру и к ближнему. Уже более 1000 лет православное мировоззрение и христианские ценности пронизывают всю историю нашего народа, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Опора на устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны — основа духовно-нравственного воспитания.

Русская Православная Церковь является хранительницей духовных ценностей, именно в этом заключается её социально-историческое значение. И хотя Церковь отделена от государства, она, тем не менее, играет серьёзную роль в общественно-политической жизни страны. Государство опирается на ценности христианской традиции. Именно Церковь на примере жития святых и великих просветителей способна продемонстрировать молодому поколению вечные ценности и развенчать ложные идеалы, не имеющие под собой никакой нравственной основы.

На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на веру. В условиях современной жизни для родителей обычно остается мало возможностей влиять на светское образование детей. А еще меньше возможностей у родителей дополнить светское образование духовным: изучать Священное Писание, историю Церкви, жития святых отцов, богослужения — путем соответствующего чтения и бесед с детьми. Поэтому в помощь родителям и для морально-духовного воспитания подростков в 2004 году в Несвижской центральной районной библиотеке был создан клуб «Ноев ковчег».

Для духовного развития наших детей нужна среда, которая просвещала бы их светом истины и формировала их души. С кем поведешься, от того и наберешься — гласит народная мудрость. «Если хочешь быть благочестивым, — говорят святые отцы, — то найди человека, боящегося Бога и служащего Ему всей душой, и живи с ним».

Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский пишет:

«У ребенка на всю жизнь остаются воспоминания о тех мирных, сияющих торжествах, о тех, то грустных, то торжественных мотивах, которые предлагает Православная Церковь в дни великих праздников.

Для ребенка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зимний пейзаж, «Спас» и спелые плоды, Троица и зеленые березки — всё это сливается в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.

Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями — вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник.

Обряды Православной Церкви имеют великое воспитательное влияние уже и потому, что они сами собою, без посредствующих объяснений, обнимают детскую душу святым религиозным чувством, настраивающим ее на возвышенный торжественный лад».

Как преподаватель Воскресной школы, я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого ребенка утверждалась вера в нравственные святыни нашего народа и Отечества, потому что ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым. Главное, воспитать детей так, чтобы они смотрели на мир добрыми глазами, умели беречь жизнь во всех ее проявлениях. Роль учителя как воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать ошибку, безнравственность того или иного поступка. На мой взгляд, духовность — это красота внутреннего мира человека. Светское воспитание в основном нацелено на то, как человек будет выглядеть в обществе, какое место в нем займет, какую карьеру сделает, какой у него будет дом, машина и многое другое. Духовность и нравственность так формироваться не могут. Они как производные от внутренних устремлений и личных усилий произрастают изнутри, соединяют человека с его истоками, давая ему жизненную опору. Без духовности и нравственности уходит из жизни человечность, а без нее человек становится зверем.

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подростков очевидна. Современные представления старше-классников о некоторых вещах удивляют, а иногда даже шокируют (разводы, аборты, пьянство, наркомания воспринимаются как норма жизни, от которой никуда не деться). Души некоторых современных подростков разорены, опустошены и извращены. И только тогда, когда будет даваться определенное духовное воспитание, можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников. А для этого должны объединиться усилия церкви, государства и семьи. Говоря о воспитании, К.Д. Ушинский утверждал, что христианское учение должно пронизывать всё воздействие на ученика в школе: «Как только мы захотим отделить непереходимой гранью преподавание закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание других предметов и останется, но воспитание исчезнет» ( Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. Т. 2. С. 452 (655 с.)).

И чем бы ни занимались дети — наукой, техникой, искусством — родители, педагоги, воспитатели должны не забывать о их духовно-нравственном развитии.

Тихо и на первый взгляд незаметно несет свою миссию клуб духовного воспитания подростков «Ноев ковчег», осуществляя помощь обществу, укрепляя основы семьи, защищая нравственность и общечеловеческие ценности. У нашего Отечества есть будущее, потому что сегодня мы помним его историю и культуру, обращаемся к истокам, которые неразрывно связаны с православной верой. Хотелось бы закончить стихотворением «Смотря на детей…» поэта А. Солодовникова, в котором очень доступно автор раскрыл нам необходимость духовного воспитания детей:

Смотря на детей…

Мальчик мой милый

в коротких штанишках,

Я ухожу, а ты остаешься.

И будут твердить тебе устно

и в книжках,

Что ты перестройки

всемирной добьешься,

Что ты полетишь на другие планеты,

Поставишь на службу

расщепленный атом,

У космоса новые вырвешь секреты

И сделаешь мир бесконечно богатым,

Что ты чудодействием

техники брызнешь

На всё, что подвержено смерти и горю,

И люди придут к ослепительной жизни

Не где-то, когда-то, но близко и вскоре.

Мой милый, мой бедный

доверчивый мальчик,

Всё это — игрушки,

твое обольщенье.

Чем дольше играешь,

тем дальше и дальше

Отводится час твоего просветленья.

Но смерть приведет этот час за собою.

Поймешь ты — да поздно,

уж силы иссякли, —

Что целую жизнь

ты напрасно построил —

Удобное кресло к финалу спектакля,

Что путь твой был предков

извечной тропинкой,

Что двигался, дедов

своих не догнав, ты,

Хотя они шли в большинстве

по-старинке,

А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже смерти все сущие двери.

Войдешь в них и ты

со всемирным теченьем

И скажешь: «Зачем я, зачем я не верил,

Что жизнь — это

к Вечности приготовленье?

Зачем не собрал я богатство другое —

Сокровища сердца? Они б не иссякли…

Ведь целую жизнь

я бессмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля».

Татьяна КОЛЕСНИК, преподаватель воскресной школы при храме Космы и Демьяна д. Снов

0 Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код: На вашем ресурсе это будет выглядеть так Крещение Руси в 988 году явилось судьбоносным для формирования всей нашей культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру и к ближнему. Уже более 1000 лет…

Духовно-нравственное воспитание посредством художественной литературы

Панюкова Светлана
Духовно-нравственное воспитание посредством художественной литературы

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползет как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».

В. А. Сухомлинский

Воспитание процесс сложный, многообразный. Нельзя закаляя ребенка, заботясь о его физическом здоровье, упустить духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,когда у детей падает интерес к книге,потому что уже в дошкольном возрасте её место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к проявлению безнравственности и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Нередко у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Для формирования любого духовно-нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово.

Что же дает книга? Художественная литература служит могучим действенным средством духовно — нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось.

Развивая у детей духовно-нравственные качества, я поставила следующие задачи:

1. Воспитывать у дошкольников духовно-нравственные качества через ознакомление с художественной литературой;

2. Формировать у детей умение и желание уважать книгу, бережно относиться к ней;

3. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой;

4. Обратить внимание родителей к проблеме «не читающей нации».

5. Знакомить детей с народными праздниками используя художественное слово через посещения социума: библиотеки, храма.

БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?»

ЧТЕНИЕ РАЗНЫХ СКАЗОК;

РАЗУЧИВАНИЕ ПРИСКАЗОК, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ О СКАЗКАХ;

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ К СКАЗКАМ;

ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННЫХ СКАЗОК, ИХ ИНСЦЕНИРОВКА.

Когда я читаю детям сказку, рассказ, они живут жизнью героев, как бы сами становятся участниками событий, сочувствуют положительному герою, осуждают зло. События, о которых идет речь в рассказе, сказке затрагивают чувства ребенка, волнуют его, он знакомится с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учится жить по этим законам. Через книгу ребенок учится уважать старость, любить родителей; помогать слабым, больным; знакомятся с понятием, что такое хорошо, что такое плохо; учатся любить природу, общаться с людьми, что потом ребенку пригодится в жизни.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, формирую с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать: как дружба помогает победить зло «Зимовье»;, что зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зернышко».

Я стараюсь умело использовать оттенки своего голоса. Ведь важно чтобы литературное произведение звучало правдиво, затрагивало чувства, тогда дошкольник проникнется содержанием произведения, что в дальнейшем повлияет на его поведение, умение чувствовать, понимать, сопереживать. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям:

-Вам жалко зайчишку которого выгнала лиса? Почему? Вы бы хотели, что бы добро восторжествовало? А что бы зайка и лиса все-таки помирились? Что бы вы сказали лисе?

В нашей группе есть центр книги. Ребенок может взять понравившуюся книгу,вспомнить по картинкам прочитанную воспитателем сказку, посопереживать героям произведения.

Развиваю и воспитываю в душе каждого ребенка духовное начало, развиваю творческие способности, психологическое раскрепощение детей я и посредством театрализованной деятельности.

Роль театрального искусства неоспорима в воспитании детей. А одна из задач театра в том и заключается чтобы пробудить в восприимчивых детских душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Кукольный театр воздействует на детей целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ – кукла, декоративное оформление, музыка – песня, музыкальное сопровождение.

1. Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены: различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

2. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Для решения поставленной задачи использую и ИКТ. Родители помогают нам с подбором дисков по народным и авторским сказкам, потешкам, которые мы изучаем по программе. После просмотра мы делимся с детьми впечатлениями,

Большое место в духовно -нравственном воспитании детей является приобщение их к народной культуре используя народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Мы с детьми нашей группы водим хороводы, играем в народные игры, воспитанники узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке у нас проводилась серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост,о великой радости людей в праздник Воскресения. Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. Обязательно используем художественное слово. При посещении храма дети рассказывали выученые накануне стихи: И. Дарнина «Праздник Пасхи» ,Г. Таравкова «Сегодня светлый праздник пасхи», А. Майкова «Христос Воскрес».Летом празднуем праздник «Яблочный Спас».

Таким образом, произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности, формированию нравственных норм поведения в обществе.

Духовная традиция в русской литературе это осмысление христианской сущности человека и православной картины мира в литературе, имеющее трансисторический характер. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона — начало истории древнерусской литературы — прозвучало либо перед пасхальной утренней службой, либо, скорее всего, в первый день Пасхи 26 марта 1049 (Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI век). Пытаясь «рассмотреть христианское основание русской литературы (Гоголь, Достоевский, Толстой, Тургенев)» (Пришвин М.М. Дневники.), нельзя упускать из виду, что для многих поколений русских людей не столько домашнее чтение, сколько именно литургическая практика была основным способом освоения текста Священного Писания. По мысли А.С.Пушкина, именно «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер» (А.С.Пушкин. Заметки по русской истории XVIII век, 1822). Это отразилось в литературных текстах даже тех русских авторов, которые могли и не принимать иные стороны христианского вероисповедания.

Русская словесность первых семи веков своего существования отчетливо христоцентрична, то есть изначально ориентирована прежде всего на Новый Завет. Ветхозаветные тексты осмысляются при этом исходя из православной картины мира. Главное назначение этой литературы — воцерковление человека. В русской литературе 19-20 веков христоцентризм проявляет себя как прямо, так и гораздо чаще имплицитно: авторской духовной, этической и эстетической ориентацией — не всегда рационализируемой и осознаваемой — на личность Христа: слишком жива еще в культурной памяти установка древнерусской словесности на «подражание» Христу («Братья Карамазовы», 1879-80; «Идиот», 1868, Ф.М.Достоевского; «Господа Головлевы», 1875-80, М.Е.Салтыкова-Щедрина). Отсюда отчасти понятны максималистические этические требования к герою литературного произведения русской классики, намного более строгие, нежели в западноевропейской того же исторического периода. Именно потому, что в сознании автора всегда присутствует «наилучший», так мало в русской литературе «положительных» героев, выдерживающих сопоставление с заданной древнерусской книжной традицией нравственной высотой («Студент», 1894, А.П.Чехова). Постоянная боязнь духовного несовершенства перед лицом идеальной Святой Руси, страх несоответствия низкой наличной данности этой высокой заданности делают все другие земные проблемы человеческой жизни второстепенными и малозначительными.

Отсюда постоянное стремление к постановке «проклятых вопросов». Отсюда же — любовь к убогим, юродивым, нищим и каторжникам, терпеливость и эстетизация этой терпеливости, любви к ближнему своему — при всем понимании его несовершенства: ориентация на этический абсолют и столь же абсолютное приятие мира, каков он есть. Глубинная, тесная и никогда не прерывающаяся связь с Новым Заветом — главное, что конституирует единство русской культуры в целом. При анализе произведений русской классики нужно иметь в виду, что зачастую «скрытое воздействие не прекращается и тогда, когда о православной традиции и не вспоминают» (Аверинцев С.С. Византия и Русь: Два типа духовности). Даже само резкое неприятие отдельными авторами православной духовной традиции свидетельствует о ее особой значимости для русской литературы. Внешняя бесформенность ряда произведений русской классики, полифония Достоевского и уклонение от формулировки «последней правды» в произведениях Чехова при всей очевидной разнице художественных систем авторов имеют общий знаменатель: православное видение мира, укорененность в православном типе культуры. И на уровне построения текста, и на уровне завершения героя автором наблюдается как бы трепет перед властью над «другим» (героем), трепет перед возможностью окончательной и последней завершенности мира, неуверенность в своем праве на роль судьи ближнего (пусть и выступающего всего лишь в качестве вымышленного персонажа). Ведь сказанная окончательная правда о «другом», зафиксированная текстом произведения, словно бы отнимает у него надежду на преображение и возможность духовного спасения, которые не могут быть отняты, пока «другой» жив. Претензия на завершение героя — как бы посягательство на последний Суд над ним, тогда как только Бог знает о личности высшую и последнюю правду. В пределах же земного мира, воссозданного в художественном произведении, последняя правда о человеке становится известной лишь после его смерти. «Равноправие» голосов автора и героев Достоевского, на котором настаивает М.М.Бахтин, имеет те же глубинные истоки, укорененные в православной русской духовности. Автор и герой в самом деле равноправны — но именно перед лицом той абсолютной, а не релятивной правды, которую во всей полноте дано знать только Богу. Именно по отношению к этой высшей правде любая другая — релятивна, любая «изреченная» на земле мысль, по выражению Ф.И.Тютчева, «есть ложь».

Русская литература 19 века в своем магистральном духовном векторе не противостояла многовековой русской православной традиции, как это долгое время пытались доказать, но, напротив, вырастала из этой традиции, из русского пасхального архетипа и идеи соборности. Литература же Серебряного века во многом определяется коллизией между художественной тенденцией сохранения традиционного для русской словесности православного строя и попытками глобальной трансформации духовной доминанты русской культуры. Однако даже в русской литературе советского периода можно констатировать присутствие лейтмотивов православной традиции, хотя и в латентном виде (А.П.Платонов, М.М.Пришвин). В то же время в ряде произведений русской литературы 20 века вся полнота этой традиции порой полемически эксплицируется («Лето Господне», 193348, И.С.Шмелева, «Доктор Живаго», 1957, Б.Л.Пастернака).