Рождество Богородицы икона

Содержание

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.

Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.

Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.

Фрагмент иконы «Рождество Богоматери. Введение во храм». Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814–1822 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» — убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.

Икона из иконостаса, подаренного Екатериной II греческой колонии в Ливорно. 2-ая половина XVIII в. Музей Ливорно

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва

Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).

Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.

Икона из псковской церкви «Новое Вознесение». 1-ая половина XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.

Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Фреска придела св.Иоакима и Анны в Киевском соборе Св. Софии. XI в. Киев

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия

Икона из Покровского монастыря в Суздале. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Спб.

Икона. Середина XV в. Новгород (?)

Конец XVIII в. Происходит из г. Мологи Ярославской области. Частное собрание

Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария

Болгарская икона. 1795 г. Происходит из Митрополичьей церкви Успения Богородицы. Самоков, Болгария

Малыганов Иван Анисимович. 1799 г. Невьянск. Частное собрание, Екатеринбург

Литая иконка с эмалью. Конец XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Доменико Гирландайо. Рождество Девы Марии.Фреска в церкви Санта Мария Новелла.1485—1490 гг.. Флоренция, Италия

Неизвестный художник (И.Я.Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений). 1755-1756 г. Поступила в 1933 г. из Троицко-Петровского собора. Государственный Русский музей, Спб.

А.К. Виги. Происходит из домовой церкви Михайловского дворца. Государственный Русский музей, Спб.

Словарь «Правмира» — Икона

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: описание, фото и значение

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» заметно выделяется среди прочих важных, так как на ней изображена земная людская жизнь. Хоть и не запечатлено какое-то конкретное значимое праздничное событие, но она пронизана интимными деталями, приоткрывающими бытовые нюансы. Икона Рождества Богоматери знакомит нас с семьей Анны и Иоакима, вовлекая в происходящее священное событие.

Что изображено на иконе

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы — персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем. Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Каким образом икона защищает

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», описание которой изложено выше, помогает каждому, кто обращает свои молитвы к ней, так как она слышит всех. Она отводит беду и защищает. К ней приходят с самыми разнообразными просьбами, но в первую очередь просят о спасении души человеческой, об искоренении в ней сомнений, разрушающих ее соблазнов, о наставлении на путь истинный, который непременно приведет к спасению и исцелению.

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона «Рождество Пресвятой Богородицы». Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Справа внизу находится купель, а рядом с ней — повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней Бога Саваофа. С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.

Описание к серии картин «Явления Девы марии Миру»

Эта информация является кратким описанием серии картин «Явления Девы Марии миру» написанныйх мной за 3 года в период с 2010 по 2013. Описание включает в себя все картины данной серии, не смотря на то что некоторые картины уже проданы. Это сделано специально, чтобы читатель мог получить более полную инфорацию о Явлениях Девы Марии.

И так начнем…

Мать Мария в течение веков являлась миру то в виде смиренной крестьянской девушки, то в облике могущественного Существа Света.

В ХХ веке Дева Мария стала являться на Земле перед большим количеством людей. Она представала как перед детьми, еще не утратившими тонкое видение, так и перед десятками тысяч людей, созерцавших ее воочию.

Она призывала людей повернуться лицом к Свету. Покаяться в совершенных злых деяниях, нечистых помыслах и желаниях. Очистить все свое существо постом и молитвой, чтобы Свет мог проникнуть на Землю и в физическое тело.

Картина «Гваделупская Дева»- Явление в Мексике

В 1531 году Дева Мария предстала перед индейцем Хуаном Диего в образе прекрасной юной девушки в мексиканской одежде, и попросила, чтобы на холме, где произошла их встреча, была построена церковь.

Епископ, к которому Хуан Диего обратился, потребовал доказательства явления Девы. Святая Мария предоставила их удивительным способом. Она попросила Хуана Диего подняться на этот холм, в ту холодную пору покрытый льдом, и собрать цветы.

Хуан увидел на верхушке обледенелого холма обилие прекрасных, благоухающих роз, которые он собрал в подол своей тильмы. Дева Мария аккуратно их уложила, завернула в плащ, помогла ему перекинуть связку через плечо и направила к епископу.

Когда Хуан Диего высыпал розы перед епископом и его свитой, они увидели на внутренней стороне тильмы образ Девы Марии.

Изображение Пречистой Девы было помещено в маленькой церкви, построенной у горы Тепейак. В 1976 году на этом месте была заново отстроена базилика, в которую поместили великолепно сохранившуюся плащаницу Святой Марии Гваделупской.(Холст, масло, 800/500 мм.)

Картина «Небесная Владычица» явление Катерине Лабуре во Франции

27 ноября 1830 года Дева Мария предстала перед сестрой Катериной Лабуре с земным шаром в руках. Это произошло в Доме Сестер Милосердия, который находился в Париже на улице Дю Бак. (Холст на оргалите, масло, 500/430)

Картина «Владычица Мира» явление Катерине Лабуре во Франции

Катерина Лабуре увидела Деву Марию, стоящей на Земном шаре. От ее рук исходили лучи. Затем вокруг Пресвятой Девы образовалась рамка, овальной формы. Катерина услышала повеление: «Отчекань медаль по этому подобию… Благословение снизойдет в изобилии на тех, кто будет носить ее с верой в ее чудодейственные свойства».

В 1832 году с позволения Архиепископа Парижского дю Квелена была отчеканена «Медаль Непорочного Зачатия». Люди стали называть ее «Чудодейственной Медалью», потому что чудеса исцеления, благословения, умиротворения и процветания последовали за ее выходом в свет. (Холст, масло, 800/600)

Картина «Непорочное понятие» явление Бернадетте Субиру во Франции

Дочь мельника Бернадетта Субиру была избрана Матерью Марией, чтобы призвать людей к покаянию.

11 февраля 1858 года перед изумленной девушкой в золотом сияющем облаке предстала неописуемо-прекрасная улыбающаяся Дева. В своей правой руке она держала четки «Розария» и цепочку, которые излучали золотой свет.

Святая Мария посетила Бернадетту восемнадцать раз. В одно из своих явлений она сказала: «Я ЕСМЬ Непорочное Понятие».

Когда Дева Мария пришла в девятый раз, из-под земли забил родник.

С тех пор тысячи паломников идут к этому святому месту. Вода источника в Лурде заряжена уникальным качеством исцеления, способным исцелить тела тех, кто с верой и с глубоким поклонением сердцу Матери Марии приходят к нему для омовения. (Холст, масло 800/700)

Картина «Фатимская Мадонна» явление в Португалии

13 мая 1917 года дети Люсия дос Сантос, Франсиско Марто и Жасинта Марто увидели на верхушке дерева в сфере света фигуру Девы Марии.

Ниспадавшие до стоп, окаймленные золотом белое платье и вуаль, излучали свет. В сложенных возле сердца руках она держала четки «Розария».

Мать Мария попросила детей приходить к этому дереву в каждый тринадцатый день в течение последующих пяти месяцев. Она посвятила детей в тайны, которые они должны были хранить. Это были пророчества о войне и бедствиях, которые снизойдут на планету, если люди не изменят свою жизнь. (Холст, масло, 800/600)

Картина «Пронзенное Сердце» явление в Португалии

В течение пяти месяцев Мать Мария дала детям несколько видений того, что ждет мир, если люди не обратятся и не покаются.

Первое видение было дано в июне 1917 года. Дети увидели Непорочное Сердце Матери Марии, пронзенное терновым венцом, созданным из грехов человечества.

В своем откровении Мать Мария предупредила мир о надвигающемся октябрьском перевороте в России. Она просила иерархов католической церкви совершать Святое Причастие Воздаяния каждую первую субботу месяца, молиться о посвящении России ее Непорочному Сердцу и читать «Розарий Девы Марии». (Холст, масло, 800/600).

Картина «Чудо» явление в Португалии

Мать Мария сообщила детям, что 13 октября будет явлено чудо. В этот день вблизи указанного места собралось 70 000 человек. Небо было затянуто тучами, шел дождь. Появилась Дева Мария и сказала, чтобы люди изменили свою жизнь, попросили прощение за совершенные грехи и не оскорбляли более Господа.

Затем она раскрыла ладони рук и направила в небо лучи света. Облака сразу развеялись, и Солнце ярко осветило стоящих внизу людей. (Холст, масло, 800/600)

Картина «Крестное Знамение» явление в Португалии

Спустя мгновение после сотворения чуда с облаками Мать Мария оказалась высоко в небе рядом со Святым Иосифом, держащим на руках маленького Иисуса. Иисус троекратно благословил мир крестным знамением. (Холст, масло 800/600)

Картина «Царица Неба и Земли» явление в Португалии

Во время следующего явления произошло новое чудо. Люди увидели Мать Марию с младенцем Иисусом на Троне Небес и Земли. Солнце ослепительно сияло. Вдруг оно потускнело, начало вращаться, плясать и менять свой цвет. Когда в своем вращении Солнце достигло огромной скорости, из него стали извергаться всполохи пламени. Затем оно зигзагами понеслось вниз к земле. Жар усиливался. Это было похоже на конец света. Люди падали на колени, кричали и молились. И вдруг Солнце остановилось и вернулось на свое место.

К сожалению, Матери Марии не удалось вступиться за человечество из-за его непослушания. Люди не услышали зова Божественной Матери. В результате – страшная разруха, принесенная войной, более 50 000 000 потерянных жизней, преследования Церкви в России и в Европе и приход прокоммунистических принципов на Землю. (Холст, масло, 800/600)

Картина «Час Милости» явление в Италии

В период с 24 ноября 1946 года по 8 декабря 1947 года Дева Мария являлась 11 раз сестре Пеерине в Италии. В своих призывах она просила молиться об обращении России.

Святая Мария попросила сестру Пеерину 8 декабря прийти в церковь для празднования Непорочного Понятия – «Часа Милости», – который должен был продолжаться с 12 до 13 часов.

8 декабря у церкви собралось 10 000 человек, они читали «Розарий». Вдруг у купола церкви воссиял свет, и материализовались ступени до земли, которые были украшены красными, белыми и желтыми розами. На ступенях появилась сияющая Дева Мария в белом одеянии. Она попросила, чтобы каждый год 8 декабря в полдень, люди проводили «Час Милости». Дева Мария пообещала много милостей и благословений тем, кто будет непрерывно молиться в течение часа. Затем она, рассыпая розы, поднялась по лестнице и растаяла в свете. (Холст, масло, 800/600)

Картина «Звездная Дева Мария» явление в Испании

Между июлем 1961 и ноябрем 1965 года Мать Мария появилась более 2 000 раз перед четырьмя девочками в деревне Сан Себастьян де Гарабандал, расположенной в Кантабрианских горах на севере Испании.

Девочки были предупреждены явившимся им ангелом, что 2 июля перед ними предстанет Дева Мария.

В назначенный день много людей из окрестных деревень ждали явления Матери Марии. В 6 часов в сиянии света появилась прекрасная улыбающаяся Дева. Ее руки были распростерты. На запястье правой руки девочки увидели скопуляр. (Холст, масло, 800/600)

Картина «Гарабандальская мадонна» явление в Испании

Однажды Мать Мария явилась перед девочками с маленьким Иисусом на руках.

Божественная Мать призвала человечество к праведной жизни, очищению через молитву, жертву, епитимью, покаяние и причащение. Она предупредила, что если люди не исправятся, то будут наказаны, ибо чаша терпения переполнена. Мать Мария предсказала, что Россия повернется к Господу и встанет на праведный путь.

В течение четырех лет много людей со всего мира посетили эту маленькую деревню, чтобы быть свидетелями общения детей с Пресвятой Девой. (Холст, масло 800/600)

Картина «Явление Пресвятой Девы марии в Зейптауне»

В течение трех лет, с апреля 1968 по начало 1971 года жители города Зейтун в Египте были свидетелями явлений Матери Марии над коптской церковью Пресвятой Богородицы.

Сияющая Царица Небесная парила в пространстве над ним от нескольких минут до нескольких часов. Иногда вокруг Матери Марии появлялись огромные светящиеся птицы, похожие на голубей. Белый голубь символизирует сходящую Энергию Святого Духа. Таким образом, Пресвятая Дева дала человечеству знание о том, что на смену эпохи Христа идет век Водолея – эпоха Матери и Святого Духа.

Сотни людей, присутствовавших при явлениях, утверждали, что были исцелены. Это подтвердили медики. В христианскую веру было обращено несколько тысяч мусульман. (Холст, масло, 800/500)

Картина «Явление Девы Марии в Междугорье»

С 24 июня 1981 года Святая Мария стала появляться на холмах вблизи городка Меджугорье в Югославии. Посмотреть на ее явления в некоторые дни стекалось до 10 000 человек. Очевидцы говорят, что от нее исходило неземное сияние.

Мать Мария стала являться четырем девочками и двум мальчиками, которым было от десяти до шестнадцати лет. Она передала каждому из них по 10 тайн, касающихся будущего людей Земли, которые они в свое время должны были сообщить представителям церкви.

Пресвятая Дева говорила, что мы обладаем силой, способной обратить вспять войну и природные катаклизмы через молитвы, пост, епитимии и принесение в жертву человеческого «я» в угоду Божественному. Она пообещала, что если мы найдем Бога, то на Земле наступит мир. Остановить войны может только внутренний мир. Начать надо с себя, и тогда наступит мир внешний. Одна из девушек, Мирьяна, сказала, что предсказания очень серьезны. Схождение воздаяния можно предотвратить, если призывать Свет для растворения негативной энергии. (Холст, масло, 745/600)

Картина «Явление Матери Марии в Чернобыле»

Тысячи людей были свидетелями явления Матери Марии на территории бывшего Советского Союза в конце прошлого века. Весной 1986 года перед катастрофой на атомной электростанции в Чернобыле она несколько раз являлась одиннадцатилетней украинской девочке на краю деревни в башне брошенной часовни.

Люди ежедневно приходили в то место в надежде увидеть Пречистую Деву. (Холст, масло 800/600)

Византийская иконография: Рождество Богородицы

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Уже в самом названии праздника звучит двойное рождение – РОЖД-РОД, а между ними – БОГ.

Это день рождения в земную жизнь Той, Которой предстояло стать Богородительницей, послужить Воплощению Сына Божия, стать соработницей в деле спасения всего рода человеческого. Бог заранее, в существующих с момента творения человека логосах всех людей (не путать с предсуществованием душ – здесь Ориген, действительно, ошибся – на уровне терминов, во всяком случае) возлюбил эту Деву и избрал Ее Себе в земную Мать.

Так же, как об Успении, о Рождестве Марии мы узнаем не из Евангелий, а из Предания, а точнее – из апокрифического источника – так называемого Протоевангелия Иакова.

Как известно, есть Евангелия канонические, признанные Церковью в качестве Священного Писания Нового Завета, и их всего четыре. Есть евангелия апокрифические, которые Церковь отвергла, усмотрев в их содержании учение неправославное, еретическое, хотя некоторые сведения о Христе и Его учении, не противоречащие ортодоксии, есть и в них (правда, нужно уметь их отфильтровать). Но есть также литературные произведения о Христе и земной Матери Его, которые Церковь не приняла в качестве Священного Писания, так как они появились несколько позднее Евангелий канонических – не ранее 2 века, и авторство их от Апостолов вызывало сомнения. Однако, Церковь их и не отвергла, а приняла как благочестивое чтение, так как еретического учения они не содержат, каноническим Евангелиям не противоречат и содержат сведения, не вошедшие в канонические Евангелия и удовлетворяющие желанию христиан знать о своем Боге как можно больше. Эти произведения также стали называться апокрифическими евангелиями. Однако, как мы увидим далее, далеко не всем сведениям о Христе о Матери Его, о которых говорится в этих евангелиях, можно верить, как говорится, безоглядно, и это также одна из причин того, что они не вошли в канон Священного Писания, но остались в Предании. И эти случаи мы будем обговаривать особо. Однако те сомнения, которые в самые ранние годы христианства могли вызывать эти эпизоды у знающих иудейский быт и верования людей, со временем стерлись из памяти народной, особенно после разрушения Иерусалима и рассеяния иудеев. А когда Церковь Христианская перестала быть гонимой и в нее хлынуло множество неофитов, жаждавших узнать о христианстве как можно больше, эти сомнительные эпизоды уже воспринимались как нечто само собою разумеющееся.

Тем не менее, ценность этих преданий неоспорима, и многие праздники были установлены Церковью именно на основании сведений, почерпнутых из апокрифических евангелий, в частности, из Протоевангелия Иакова о Рождестве и детстве Марии. При этом считается, что автор этого Протоевангелия – брат Иисуса по плоти, т.е. младший сын плотника Иосифа от первого его брака, который узнал всё от отца и родственников, а также сам был участником и свидетелем некоторых эпизодов (в частности, путешествия Святого Семейства в Вифлеем и Рождества Христова), а затем стал одним из самых преданных служителей Христа и первым епископом Иерусалимской общины.

Итак, из Протоевангелия Иакова о Рождестве Марии узнаем мы, прежде всего, что Ребенок этот был не совсем обычный – вымоленный на протяжении долгих лет супружеской жизни благочестивой пары Иоакима и Анны, вымоленный со слезами, с болью сердечной, с отчаянием. Известно, что быть бездетным среди иудеев считалось знаком гнева Божия, позором таким, что первосвященник отказался даже принять у них дары на храм, как от великих грешников «не давших потомства Израилю». Ведь каждая женщина Израиля мечтает родить Мессию или хотя бы кого-то из Его предков. И, может быть, Анна более, чем кто-либо, мечтала о таком ребенке – ведь муж ее Иоаким был из рода Давидова, сама же она происходила из священнического рода, так что потомки этой пары по крови совмещали бы в себе оба эти призвания – царское и священническое – и, таким образом, Мессия, произошедший от этой пары, стал бы Царем по чину Мелхиседекову.

У иудеев считалось нормальным оставить бесплодную жену и взять себе другую, однако Иоаким, любивший Анну искренне и преданно, этого не сделал. И не только священнослужители-левиты упрекали Иоакима, но даже и обычные его сограждане. И однажды, не стерпев позора, Иоаким удалился со своими стадами подальше от людских глаз, Анна же осталась дома – плакать о своем горе.

* * *

Первые изображения на тему рассказов из Протоевангелия Иакова появились довольно рано, еще в 5-6 вв. Однако, со времен доиконоборческих осталась всего одна костяная пластинка, которая ныне хранится в Эрмитаже.

Возможно, пластинка была не одна, а входила в состав цикла, посвященного Рождеству и детству Богоматери. На ней изображен эпизод плача Анны в саду и явления ей Ангела. Интересен здесь фон изображения с множеством звездочек в виде восьмилучевых крестов и просто точек – может быть, одна из них и приняла вид вестника-юноши?

Мы еще вернемся к этому эпизоду Протоевангелия чуть позднее.

* * *

А сейчас о том, что ему предшествовало.

Протоевангелие Иакова пользовалось в церковном народе большой популярностью и в постиконоборческую эпоху.

Самой ранней иконой Рождества Богородицы является настенная роспись в Атенском Сиони в Грузии (10 в.).

* * *

Рассматривая далее произведения византийского сакрального искусства, в основном, монументального, я уже буду не столь строго следовать хронологическому принципу, т.к. все подробности и детали появляются в постиконоборческую эпоху практически сразу в готовом виде, и далее они будут только варьироваться. Возможно, существовали иллюстрированные списки Протоевангелия, из которых художники брали готовые образцы, но обычно не копировали их рабски, а творчески перерабатывали и развивали. Отсюда такое разнообразие вариантов изображений, несмотря на строгое соблюдение общепринятых канонов.

На стенах византийских храмов, особенно, посвященных Божией Матери или Ее святым родителям, часто изображались отдельные сцены из Протоевангелия Иакова или даже целые подробные циклы.

На них мы сейчас и остановимся.

* * *

Пожалуй, самый подробный цикл иллюстраций к Протоевангелию Иакова о Рождестве и детстве Марии дошел до наших дней на стенах Преображенского собора Мирожского монастыря под Псковом (12 в.), где ему отведен весь юго-западный компартимент.

Читаем текст Протоевангелия Иакова:

«I. В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господень , когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю.»

1) Первосвященник не принимает жертву Иоакима и Анны (что, вообще-то, маловероятно); 2) Иоаким и Анна отпускают агнца (а вот это очень интересно – ведь Агнец у христиан с самых ранних времен ассоциируется со Христом; к тому же этот эпизод есть домысел самого художника – или заказчика росписи?); 3) скорбь Иоакима и Анны.

*

«И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.

II. А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность. Но вот настал великий день Господней, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою? Ведь настал великий день Господень, и нельзя тебе плакать. Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности, Анна ответила: отойди от меня, не буду я этого делать: Господь унизил меня. Не соблазнитель ли внушил тебе прийти, чтобы и я совершила грех вместе с тобою? И ответила Юдифь: Зачем я буду тебя уговаривать? Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле. И огорчилась очень Анна, но сняла свои одежды, украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил ты Сарру и дал ей сына Исаака.»

Эпизод с изучением родословных книг художник помещает между двумя сценами в саду – кажется, исключительно из эстетических соображений.

«III. И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет тебя, Господи.

IV. И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь.»

Здесь Ангел Господень слетает с небес (кажется, сейчас сядет на ветку дерева!), как птичка. И, кажется, Анна совсем не удивлена явлению небожителя – так она рада тому, что он ей сказал.

Но слова ее Ангелу очень знаменательны. Сама формула «Жив Господь Бог мой» – это не просто выражение радости. Это торжественная клятва-рота перед лицом Божиего посланника. Ибо она знает – вымоленное и обещанное ей Богом через Ангела Дитя – любого пола! – Богу и принадлежит, т.к. с самого начала ясно, что родить она уже не может, и дарование ей чада, как когда-то Сарре, будет чудом, и чадо это посылается в мир с особой миссией.

*

«И пришли вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем. И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа.

И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.»

Фрески нижнего регистра: 1) Иоаким в уединении и явление ему Ангела с небес; 2) встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима; 3) праздник в доме Иоакима и Анны по случаю зачатия Анною Младенца.

*

«Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь. По прошествии дней Анна поправилась, и дала грудь ребенку, и назвала ее Мария.»

О Рождестве Богородицы говорится очень кратко, только сам факт. Но зато интересная деталь: любая мать интересуется, кого же она произвела на свет Божий, но в устах Анны этот вопрос звучит как-то особенно тревожно – ясно, что она ожидала сына. Но в ответ слышит: «Дочь». Ясно, что Анна разочарована, но одновременно и обрадована – судьба Мессии неопределенна, полна тягот, тревог и огромной ответственности. Дочь – ну и слава Богу! Может быть, судьба Ее будет полегче. Что она станет бабушкой Мессии, Анна, конечно, не догадывалась. И назвала Дочь Марией, что значит «Госпожа», а по некоторым толкованиям – «Горькая».

Амбивалентность этого имени не должна нас удивлять. Ведь корень этот – древнейшего происхождения и если не Адамова еще языка, то ностратический точно. И изначально означал он – просто «Матерь», как и латинское слово, а затем имя собственное «Матрона». Но звучит в нем и «Море», и «Мороз», и даже «Мрак» – время господства Луны, морока, неопределенности, «страха ночнаго»… А потому и страданий, и горечи Богородице Марии выпало с лихвой. Но также и господства, и всемирной славы.

*

«VI. Изо дня в день крепло дитя, и, когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли она стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Мать взяла ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господней. И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала (Анна) непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею.»

Фрески нижнего регистра: 1) ласкание Младенца Марии родителями; 2) семь первых шагов Марии;3) благословение Младенца Марии иудейскими священниками.

«Когда исполнился девочке год, Иоаким устроил большой пир и созвал жрецов, книжников и старейшин и весь народ Израильский. И принес свою дочь жрецам, и те благословили ее, сказав: Бог отцов наших, благослови это дитя и дай имя славное во всех родах. И сказал народ, Да будет так! И затем поднес ее к первосвященникам, и они благословили ее, сказав: Бог всевышний, снизойди к ребенку сему и дай высшее и непреходящее благословение.

И взяла ее мать в чистое (святое) место в спальне и дала ей грудь. И воспела Анна песнь Господу, говоря: Воспою песнь Господу, ибо он снизошел ко мне, и избавил меня от поношений моих врагов, и даровал мне плод справедливости своей, единственный и столь многим обладающий перед глазами его. Кто сообщит сынам Рувима, что Анна кормит грудью? Слушайте, слушайте, двенадцать колен Израиля, Анна кормит грудью! Когда пир кончился, гости разошлись, радуясь и вознося хвалу Богу Израиля.»

На этом рассказ о Рождестве Богородицы заканчивается. Далее идет повествование о Введении Ее во Храм. Но это – другая тема. Теперь же, по прочтении начального отрывка Протоевангелия Иакова, в котором говорится о Рождестве Богородицы и Ее детстве, пройдемся еще раз по его событиям, рассматривая другие византийские иконы, посвященные этому замечательному празднику, каждый раз обращая внимание на какую-либо знаменательную деталь.

* * *

На своде церкви афонского монастыря Дионисиад (роспись сер. 16 в.) дано развернутое повествование событий: отвержение даров Иоакима и Анны и то, что случилось далее: благочестивые супруги в отчаянии удалились друг от друга – плакать и молиться Господу, но каждому из них явился Ангел Божий с благовестием о том, что молитвы их услышаны и у них родится чадо.

Здесь следует напомнить, что византийская сакральная живопись всегда имеет символический подтекст; художники-изографы следовали разработанной святыми отцами теории образа: сквозь изображение самой заурядной бытовой сцены всегда просвечивает символический пласт – так же, как при чтении Священного Писания, по учению св. отцов (прежде всего, Оригена), следует выделять три пласта – буквальный (исторический или телесный), назидательный (душевный) и богословско-символический, прообразовательный или же пророческий (духовный).

Итак, в первой сцене мы видим в руках Иоакима и Анны жертвы – Агнца как прообраз жертвы Сына Божия и золотую коробочку – ковчег или кивот: известно, что святые отцы усматривали в Ветхом Завете множество прообразов Божией Матери, в том числе ковчег завета – вместилище скрижалей с начертанным на них законом; Богородица же стала вместилищем Самого Законодателя.

Далее мы видим: Иоаким сидит, понурившись, у зеленого куста, в котором нетрудно усмотреть намек на иной куст – купину неопалимую, также прообраз Божией Матери, в которой явился Моисею Бог в виде Ангела – и здесь Иоакиму явился Ангел с вестью от Самого Господа о рождении у него Той, прообразом Которой был куст горящий и несгораемый

Фреска в нартексе церкви Богородицы Перивлепты, Охрид, 13 в.

* * *

Мы еще вернемся к прообразовательным символам Богородицы.

А сейчас следующая сцена – благовестие Анне.

Обычно Анна изображается в саду, где она плачет и сетует о том, что Бог посылает потомство всем живым существам на земле, у нее же потомства нет. В тексте Протоевангелия говорится о том, что Анна смотрит на гнездо воробьев с птенцами. Здесь же художник предпочел изобразить белых голубей – опять в качестве символа – Голубицы, которую вскоре родит Анна. Интересно, что на этой фреске с Анной Ангела нет – она слышит как бы непосредственно глас Троичного Бога и ощущает ниспосылаемую на нее благодать, которая привела к исцелению от бесплодия.

* * *

В церкви Богородицы Перивлепты в Охриде все события Протоевангелия изображены последовательно, но без разделения на отдельные сцены, как будто все события происходят одновременно.

Сцена отвержения даров, к сожалению, сохранилась плохо.

Так же едва виден и куст, в котором сидит Иоаким и слушает упреки сограждан и который очень сильно напоминает куст в нартексе – Купину Неопалимую, разве что без огненных языков.

*

Остановимся на сцене благовестия Анне – на тех иконах, где это событие изображено подробно.

На фреске в храме Богородицы Перивлепты видна символическая деталь: два рядом стоящих засохших ствола, из которых прорастают тоненькие стволы с зелеными кронами. Всё понятно без слов. (О символике рождения чудесных детей у престарелых родителей мы уже говорили в теме «Сретения»).

Кроме того, на многих иконах «Благовестия Анне» бросается глаза еще одна интересная деталь, а именно – некий водоем, похожий на ванну, или даже несколько водоемов, и вся сцена напоминает Благовещение Марии у колодца (тоже по Протоевангелию Иакова, но далее по тексту).

Однако, как выяснилось, это не совсем колодец, а купальня Вифезда – та самая, у которой Христос совершил исцеление расслабленного. Из Евангелия известно, что время от времени туда являлся Ангел и возмущал воду, т.е. вода как бы вскипала и становилась целительной, Ангел же, явившийся Анне (дом Иоакима и Анны находился неподалеку от этой купальни), и был, по преданию, Рафаил-целитель. И здесь можно усмотреть символ: Анна должна родить Ту, Сын Которой – Воплощенное Слово Божие – исцелит человеческую природу.

В церкви Успения на Волотовом поле под Новгородом водоем напоминает три корыта. Что это купальня Вифезда, догадаться довольно трудно.

Фреска в афонском монастыре Ватопед (14 в.).

Иоаким здесь показан дважды: первый раз он слышит из уст соотечественников хулу и насмешки, во второй раз – добрые слова от Ангела Божия. Купальня в саду имеет крестообразную форму, подобную христианским купелям-баптистериям – символика очевидна и не требует разъяснений.

*

Развернутую композицию мы видим в церкви Богоматери Одигитрии в Пече (на южной стене вимы). Кроме вестников-ангелов, здесь изображены также и вестники вполне земные.

*

А в Дафни две сцены благовестия Иоакиму и Анне уместились на одной мозаичной композиции в люнете; купальня здесь имеет форму фонтанчика.

* * *

На последних двух иконах мы видим еще одну интересную деталь: женскую фигуру в домике, которая на многих иконах не просто стоит как бы в дверном проеме, но приоткрывает занавеску. Кто это? То ли служанка Юдифь, довольно дерзко говорившая со своей госпожой, то ли символическая фигура, намекающая на приоткрывшуюся тайну Божия Воплощения – пока еще, так сказать, в проекте. Точно такие фигуры мы часто видим на иконах и Благовещения, и встречи Марии и Елизаветы, — то есть, там, где речь идет о чудесном рождении, и начинается эта традиция с изображения Сарры в сцене Гостеприимства Авраама базилики Сан Витале в Равенне (6 в.), где также Бог в виде Трех Ангелов благовествует о чудесном в общем-то рождении сына у пожилой пары; и эта «символическая Сарра» и в Новом Завете напоминает нам о чудесном рождении потомства – сначала Матери Божией, а затем и Самого Спасителя рода человеческого.

Сарру за занавесом в дверном проеме мы уже видели, когда говорили об иконографии Троицы. Поэтому в качестве интересного примера такой девочки за занавеской дам мозаику в соборе Сан Марко в Венеции. Встреча Марии и Елизаветы – и опять здесь речь о рождении чудесного Младенца (даже двух).

Интересно, что этой символической фигурой может быть и девочка, и мальчик, как в мозаике кафоликона монастыря Хора в Константинополе, а также на мозаике «Встреча Марии и Елизаветы в базилике Евфразия в Порече 6 в. – за шторкой в домике тоже мальчик.

Невольно вспоминается художественный прообраз этого таинственного ребенка – Гарпократ, так же точно прикладывающий указательный палец к устам, намекая на тайну, о которой не следует говорить, – сын Сераписа и Исиды, божество позднеримского пантеона, включившего в себя и Гора, и Диониса, и других умирающих и воскресающих богов (они, как известно, стали прообразами Христа, Которого ждали отнюдь не только иудеи, но и так называемые «язычники»); но главное – это таинственный младенец, который приносит изобилие и радость.

Именно эти мысли, очевидно, и вкладывали в эту деталь на иконе христианские художники с 6 по 14 в., когда «языческие» боги были давно забыты, и остались от них только символы…

*

На мозаиках храма константинопольского монастыря Хора Зоон стоит остановиться подробнее.

Событиям Рождества и детства Божией Матери, а потом и Рождества и детства Богомладенца Иисуса здесь посвящен целый цикл мозаик, размещенных в люнетах или на разного рода криволинейных поверхностях – арках или сводах сложной конфигурации, так что получается разнообразная и насыщенная символикой картина. О качестве и выразительности изображений говорить не буду – они просто великолепны. Надо только смотреть, и рассматривать подробности, и созерцать, мысленно погружаясь в ту эпоху… Воистину, пребывая в этом удивительном храме, становишься свидетелем священных событий.

Вот Иоаким, подавленный горем, сбежав от хулителей, сидит прямо в зеленом кусте (похоже, на месте, где должен быть Ангел, мозаика осыпалась).

*

Далее, как мы помним, в тексте апокрифа следует, что Анна после слов Ангела почувствовала великую радость и поспешила навстречу мужу. Иоаким также поспешил домой, к жене. Встретились они у Золотых ворот града Иерусалима.

Эта трогательная встреча двух измученных горем и, наконец, получивших весть о великой радости супругов, изображена на множестве икон и фресок.

В Хоре эта сцена размещена на широкой арке, в зените которой – священный круг с восьмилучевым крестом-звездой – символ царства Христова.

*

Иоаким и Анна в Дечанах (также на своде арки) чрезвычайно выразительны: вся гамма чувств на их лицах – и горе, и радость, и удивление, и слезы.

*

А вот интересная русская икона на этот сюжет. Иоаким и Анна – оба в красном. Такого же цвета ткань раскинута по небу над створками врат Иерусалимских – или же это некое символическое прообразовательное изображение церкви – во всяком случае, у правого здания с краю очень четко прорисована апсида, и тогда здание слева, где изображен Иоаким – образ Царства Давидова, а проход между ними, накрытый богородичным алым покровом, – это и есть врата Святого Града Иерусалима – а также и Нового Иерусалима, объединяющего Священство и Царство Христа. Может быть также, это намек на то, что эта супружеская пара рождает Деву, Которая дает плоть и кровь воплощенному Спасителю и основателю Церкви, который пока пребывает в вечности, на небесах, отделенных от нашего тварного неба этой красной тканью-завесой?

Встреча Иоакима и Анны у золотых ворот.

Такая иконография принята для праздника Зачатия Анною Пресвятой Богородицы, который отмечается 22 декабря – заметим: незадолго до Рождества Христова. Случайно ли? Получается, что начало нашего спасения – земное зачатие Небесной Девы – происходит, как и Рождество Спасителя, в самое темное время годового круга, незадолго до зимнего солнцестояния и солнцеворота – и тогда во тьме кромешной появляется надежда на появление света, Солнца тварного и Солнца Правды, и с ним – спасения. Вспомним, что время до пришествия в наш земной мир Спасителя воспринималось христианами как ночь, а время после Его Рождества, время Церкви Нового Завета – как день.

В этом смысле показательна фреска из храма Богородицы Левишки в Призрене: Ангел Ветхого Завета (время «тени») держит в руке опущенный вниз факел – так было принято изображать Ночь; а Ангел Нового Завета («персонификация» Дня и – соответственно – времени Церкви Христовой) держит в руках солнечный круг (соответственно – небо вокруг), и рисунок мальчика – Спаса Эммануила в центре круга-рипиды, сделанный в технике «гризайль», тонированный розово-алым цветом зари.

Рождество же Божией Матери отмечается 21 сентября – день, близкий к осеннему равноденствию, когда тварное великое светило клонится на убыль и, по древним поверьям, оживляется всяческая нечистая сила. И нам здесь дана надежда на избавление от нечисти – силою молитвы к родившейся ныне Пресвятой Богородице. Кроме того, по вычислениям святых отцов (Василия Великого и Григория Богослова, не знаю, правда, на чем основанных), мир был сотворен в период осеннего равноденствия, потому и церковное новолетие было установлено 1 сентября – начало осени. С одной стороны, люди радуются праздникам урожая, с другой – печалятся, прощаясь с Солнцем и ожидая долгую зиму. Опять амбивалентность имени «Мария» – или чисто христианская антиномия? Остается только удивляться – воистину «Вся Премудростию сотворил еси»!

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием в православном христианстве. На данный период существует немало вариантов икон рождества Богородицы, где изображается дева Мария во младенчестве и благочестивые Анна и Иоаким. Празднование рождества Богородицы имеет существенное значение, включен в двунадесятые праздники ведь благодаря именно этому событию смог воплотиться и Спаситель на земле.

История Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Значение иконы рождества Богородицы

Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.

Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.

Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.

Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры

Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.

Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.

Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.

Молитвы иконе рождества Пресвятой Богородице

Молитва первая Рождеству Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим: умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим по­лезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде Благословение, н, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас тойже

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рожде­стве Твоем. То празднуют и людне Твои, вины прегреше­ний избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Бого­родицу и Питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.