Рождество история праздника

Содержание

История праздника Рождества Христова и кто такой Иисус Христос?

Рождество Христово (история праздника для детей кратко описана в статье) – это одно из главнейших праздников верующих людей. Католики отмечают этот великий день 25 декабря, а православная церковь – 7 января. Церкви по особенному встречают этот праздник.

Попы надевают лучшие наряды, в церквушках зажигаются лампады. Но мало кто знает, что православные люди должны держать строжайший пост перед Рождеством. А крайний день перед праздником – сочельник. Верующие могут приступать к поглощению еды только вечером, после появления на небе первой звезды.

Кто такой Иисус?

Рождество Христово детям очень нравится. Но надо, чтобы они воспринимали этот день не просто как праздник, а знали историю, почему торжество так назвали и кто вообще такой Христос.

Иисус Христос – это сын Божий.

Бог послал его на землю, чтобы он спас человечество. Он умер в муках ради нас. Жил этот святой человек, поистине наш спаситель, более 2000 лет назад, но люди до сих пор помнят его поступок. Это важно, нужно чтобы в каждой семье детям рассказывали о сыне Божьем, и что он сделал для нас.

Рождественское торжество было названо просто – Рождество Христово. В этот день родился Иисус. Праздник приходится на второй зимний месяц 7 января. Именно в этот день принято считать, что родился наш спаситель. Но католики не согласны с этим утверждением, они считают, по сей день, что Христос родился 25 декабря. Это событие приурочили к празднованию. И до сих пор православные христиане отмечают праздник 7 января, а католики – 25 декабря. Рассказ о Рождестве нужно рассказывать всем с самого рождения. Дети должны знать историю праздника.

Исторические данные

Существуют сказки про Рождество, которые можно читать детям. Там описано, почему отмечают праздник Рождество Христово, кто такой Христос. Книги дополнены красочными иллюстрациями, что особенно привлекает детскую аудиторию. Сейчас мы расскажем краткую историю о рождении Иисуса.

По мнению православных христиан, именно 7 января родился наш спаситель. В старой пещере, где содержались лошади и лежали стога сены, между кормом и разбросанными подстилками появился на свет замечательный малыш, спаситель всего человечества – Иисус Христос.

Сын Божий родился от Девы Марии в городе Вифлееме. Он появился на свет вместе с первой звездой, в дальнейшем ее назвали Вифлеемская звезда. В те времена у евреев был обычай проводить перепись населения.

Правивший император Август приказал провести подобную процедуру во всех городах.

Поэтому Дева Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, чтобы зарегистрировать свои имена.

Но прибыв в городок, молодые люди не смогли утроиться на ночлег, все места в домах были заняты. Их приютили местные пастухи. Внезапно с волхвами связался господь. Он сказал: «В ночь с первой звездой родиться сын мой. Он ваш спаситель». Волхвы удивились, но так и произошло. Действительно, когда взошла первая Вифлеемская звезда, родился Иисус. Это была некая благая весть для жителей маленького городка.

Царь Ирод велел своим слугам убить всех младенцев в городе. Иисусу чудом удалось спасти.

Пост перед светлым Рождеством

За 40 дней до Рождества православные люди должны поститься. Верующим нельзя в этот период употреблять мясную продукцию, яйца, молочную продукцию, в ограниченном порядке – рыбу и растительное масло. Главная цель поста – очистить душу. В этот период нельзя злиться, обижаться, думать о плохом.

Важно! Крепкое спиртное запрещено на весь период поста.

Рождественский пост начинается с 28 ноября и длится до 6 января. За этот период каждый день нужно молиться и делать добрые дела. Сухоядение осуществляется в определенные дни: понедельник, среда, пятница. То есть в пищу следует употреблять еду, не прошедшую термическую обработку.

К разрешенным продуктам относятся:

  • овощи;
  • фрукты;
  • орехи;
  • грибы;
  • мед.

По вторникам и средам разрешено употреблять горячую пищу, приготовленную на растительном масле и каши.

По субботам разрешается выпить немного вина и съесть рыбу.

После 2 января запрещается есть по субботам рыбные блюда. Обязательно нужно молиться каждый день, иначе этот период станет обычной диетой, а не постом.

6 января – Сочельник. В этот день запрещается есть до вечера, пока не выйдет первая звезда. После ее восхода приступают к поеданию кутьи.

Важная информация! От поста освобождаются дети и беременные женщины, а также больные люди, верующие преклонного возраста.

Сочельник

Описание рождественского дня – последний день поста называют сочельником. Это наиболее почитаемый христианами день. 6 января активно готовятся к празднованию Рождества. Это святой праздник, когда нельзя ругаться, обижаться.

Название торжества произошло от блюда «сочиво». Это старинное блюдо, которое готовится из пшена, риса и ячменя. Зерна замачивают, затем отваривают. Перемешивают с измельченными орехами и фруктами. Чтобы сочиво не слипалось, в него добавляли мед.

На стол принято было ставить 12 блюд. Это число символизировало количество апостолов Христа. Все блюда должны быть постными, так как это последний день поста.

Раньше на Руси 6 января проходили колядки. Молодые люди ходили по домам, пели песни и выпрашивали угощения. Как проводились колядки, можно посмотреть в фильме «Ночь перед Рождеством».

В сочельник девушки особенно любили гадать. Также считалось, что если в сочельник попариться в бане, то здоровье прибавится. Жители Руси верили в различные приметы. Нельзя было уходить из дому, чтобы скотина потом не плутала по лесам. Если вечером садиться ткать, то может случиться несчастье.

Если в сочельник светило солнце, то будет богатый урожай черники, а иней – урожай хлеба, черные вкрапления на снегу – к урожаю гречки.

Обычаи и традиции народа

Канун Рождества на Украине называется «Святой вечер» и отмечается 6 января. В этот день по селу ходят колядники.

Что такое Рождество? Это, прежде всего, святой праздник. В этот день люди старались придерживаться старинных традиций. В каждом крае обычаи разнятся. Но есть ряд традиций, которые должны выполнять в каждой семье.

Елка

Празднование Рождества подразумевает соблюдать традиции. Принято наряжать елку. Эта традиция больше подходит для католиков, так как они отмечают Рождество 25 декабря. А у христиан это праздник приходится на 7 января. То есть у нас елка уже наряжена, так как ее наряжают на Новый год. В древности новогоднее деревце украшали пряниками, яблоками, свечками, всем тем, что было дома.

Очень мало людей знают историю рождения Иисуса Христа. На самом деле на Руси было принято украшать елку именно на Рождество, а не на Новый год, а на верхушку надевали звезду – символ той самой Вифлеемской звезды.

Что такое “колядки”?

Раньше колядовали по улицам малыши и молодые люди. Они заходили в каждый дом, стучали, пели песни и выпрашивали подарки. Люди должны были открывать окошки и высыпать сладости в мешки колядующим. Считалось, чем больше колядующих придет в дом, тем счастливее будет весь следующий год. Сейчас эту традицию упростили: вместо песен и плясок, стучатся в дверь, протягивают кутью и компот на пробу, после чего люди поощряют колядующих.

Эту традицию стараются поддерживать и сейчас, но уже не в таком количестве как раньше. Это потому что родители не рассказывают детям историю Иисуса. И все переходит из поколения в поколение. Важно следовать старинным традициям, это помогает сплачивать семьи и сохранять связь поколений.

Святой ужин

Угощают в Сочельник сочивом — блюдо, приготовленное из риса, пшеницы или чечевицы с добавлением меда, орехов или изюма.

Праздник Рождества – это день, когда вся семья собирается за одним столом. В этот день дети должны носить кутью своим крестным родителям. А крестные должны давать своим крестникам сладости, деньги или подарки.

Сочиво

Кутья очень любима детьми. Ее готовят из пшеницы или риса. Делают это лакомство сладким. Но на сочельник готовят кутью постную, без масла и молока. А на Рождество готовят сочиво со всеми дополнительными ингредиентами. В кутью добавляют сухофрукты и шоколад. Лакомство подают вместе с узваром (компот из сухофруктов).

Чудеса в рождественский день

Рождества Христова для детей – это веселый праздник. В этот день можно попросить у Бога что угодно, главное, чтобы желание исходило с благими намерениями. В этот день происходит чудо. Люди исцеляются от болезней, сбываются мечты. Но чтобы чудо произошло, надо в него верить всем сердцем.

Детям нужно рассказывать сказки про светлый праздник Рождество (коротко или полностью). Существует огромное количество книжек с иллюстрациями. Рисунки и картинки привлекают малышей, и они с удовольствием слушают историю нашего спасителя.

2 даты празднования

Хотите ли вы вернуть те времена? ДаНет Какого числа отмечают Рождество? Почти 300 лет верующие люди не отмечали эту дату. По историческим данным, считалось, что Иисус родился 20 мая. Католики выбрали 25 декабря неслучайно. В язычестве считалось, что в этот день происходило возрождение солнца.

Армянская и восточная церковь приурочили рождение спасителя к обрезанию, поэтому 7 января стали считать праздников Богоявления.

В 386 году Иоанн Златоуст ввел Рождество. По указу Василия Великого было установлено число для празднования Рождества – 25 декабря.

После этого верующие разделились на 2 лагеря: католики и православные христиане. Так вот первые так и остались верны историческим данным и считают, что Христос родился 25 декабря, а православные христиане отмечают праздник 7 января. До наших дней до сих пор церкви не могут определить одну единственную дату.

Стихи в честь светлого праздника Рождества Христова

В рождественские дни

Необходимо совершать добро:

Помогать хоть добрым словом

Тем, кому не повезло.

У кого горе – суметь утешить,

Кто в обиде на кого-то – помочь простить,

А родных и близких научиться любить.

***

Вы считаете такую форму поздравления устаревшей? ДаНет Радость бесконечная

В дом на Рождество придет.

Звон под вечер раздается

Это благая весть несется.

Хоть тяжелые колокола

Зато звон легок и светел

Слышен он в каждом уголке

И пронизывает прямо в сердце.

Со всей семьей мы запоем

Рождественские песни,

Всех поздравим с Рождеством

В прекрасный зимний вечер.

Снег кружится за окном

Елочка горит

Ангел смотрит на меня

И добро сулит.

Птички поют

Вокруг родные радуются

Эти все веселья – неспроста

Все ждут явление Христа!

***

Сеем, сеем, посеваем

С Рождеством Вас поздравляем

Чтоб прожить вам целый год

Без печали и невзгод!

Празднование Рождества.

Итог

Рождество – прекрасный праздник, которого с нетерпением ждут взрослые и дети. В этот нельзя ругаться, нужно думать о хорошем, и оно обязательно исполнится. В каждой семье должны рассказывать историю этого светлого праздника.

Важно, чтобы дети знали все детали рождения Иисуса, чтобы сказания передавались из поколения в поколение. История должна жить и существовать, пока люди существуют на Земле. Не менее важно чтить традиции наших предков, которые нужно прививать с детства. Христос родился, чтобы лечить людей. А потом умер ради того, чтобы люди жили. Мы должны помнить о его поступке и каждый год, как положено, отмечать его день рождения.

Где родился Иисус Христос? Точное место рождения

Из этого короткого повествования вы узнаете, где родился Иисус Христос. И по какой причине многие считают, что Иисус родился именно в Вифлееме?

Где находится точное место рождения Иисуса?

Угодье с малоприметным домиком, где по сведениям из книги «Откровения Ангелов-Хранителей: Путь Иисуса» родился будущий спаситель, до наших времен, не сохранилось. Там, где родился Иисус Христос на сегодняшний день − пролегает автомагистраль.

Семь километров южнее города Назарета − место, где родился Иисус Христос.

Описание жилища Иисуса Христа

Небольшое каменное строение, размером примерно в 32 квадратных метра, имеющее над собой соломенную крышу. Дом наполняли светом два маленьких окошка, натянутый на них овечий пузырь, выступал в роли стекол, защищая внутреннее пространство от непогоды.

Широкая восьмиметровая стена, имела в своем основании дверь. Она почти всегда была приоткрыта, по причине выходившего из дома печного дыма, ведь отапливалось помещение по — черному. Сама же печка украшала левый угол дома, тот, который ближе к выходу. Дальний же левый угол был предназначен для скота. Там, возле печки, ютились новорожденные животные. Рядом с людьми, они находились до тех пор, пока не подрастут, и не наберутся сил, для самостоятельного пребывания на пастбище.

Внушительных размеров кровать, сделанная из дерева, располагалась по правую сторону от двери. Центр комнаты выделялся двумя столами. Первый был придвинут к стене и служил хозяевам для посуды, второй — считался обеденным, дополняли его лавки по обе стороны. Этот домик не имел богатой внутренней обстановки, об этом говорит солома на ее ложе, служившая постельным бельем. Здесь же, Марию настигли неожиданные роды.

Роды

Напряженная атмосфера царила трое суток. Все это время, будущая мать балансировала на краю, между жизнью и смертью. Уверенности в том, что младенец сможет выжить — не было. Гелома и Саломея, бабки — повитухи, бились за жизнь мальчика, что привело к его спасению. Так, седьмого января, в четыре часа утра, из дома наконец послышались крики новорожденного дитя.

Несмотря на чудо рождения, ребенок был необычайно слаб и мал, его вес не достигал и двух килограмм. Принимавшие роды бабки — повитухи, пользуясь силой собранных ими трав, приготовили настой, коим и обмазали мальчика. Действо продолжилось укутыванием ребенка в овечью шкуру, да так, что видимым оказалось, лишь маленькое личико Иисуса.

Приходя в этот мир, каждая человеческая душа уже знает, как пройдет ее жизнь. Проходя по дороге жизни, нужно помнить о выборе, от него в последствии зависит направление пути. Поэтому и говорят, жизнь — это множество дорог. Однако душа спасителя видела весь предстоящий путь. Неотвратимость последствий в виде страданий, унижений, заставили душу сопротивляться перерождению в этом теле. Отсюда тяжелые роды, болезненность и слабость мальчика.

Почему полагают, что Иисус Христос родился в Вифлееме?

Новый Завет, по-другому описывает историю рождение Христа. Римская империя в те времена, подверглась переписи населения, по приказу правившего в ней Августа. Процесс сбора сведений, осуществлялся примерно так: мужчина, как глава, приводил свою семью, в город, где родился. Именно там они все вставали на учет. Родным городом Иосифа, был Вифлеем, это заставило его взять жену, находившуюся в положении и направиться туда.

Вифлеемские гостиницы были переполнены, и семья заночевала в месте, похожем на хлев. Там и случились роды. После, Мария запеленала сына и уложила в колыбель.

Так якобы выглядит подлинная история, из которой многие полагают, что Вифлеем − это место, где родился Иисус Христос. Назревает вопрос, почему она так кардинально отличается от истинной?

Ответ прост. Полное искажение в историю было привнесено при переписи Евангелия в 325 году. Тогда перед римлянами стоял важный вопрос, на который нужен был вполне логичный и достоверный ответ. Если Иисус был сыном Божьим, зачем и главное, за что его распяли, причем сами же римляне?

Хитрый народ, дабы оправдать себя, решил свалить вину на иудеев. Вследствие этого, переписанная история, давала четкое представление: Спасителя распяли, лишь по причастности его к царскому роду, а вовсе не за проповеди новой веры.

Получается, Иисус был жертвой еврейского народа, который его предал и обрек на смерть. А римляне, всего лишь вынужденные пособники. По этой причине нужны были доказательства, что новый миссия, имел виды на царский престол. Сделать это не составило труда, подкорректировав Евангелия и добавив новых якобы родственников Христу, что автоматически приравнивало его к царскому роду.

Данная легенда, это всего лишь выдумки римских священнослужителей.

Правда в том, что Иисус Христос не имел царские корни, он был рожден в обычной семье и не помышлял стать Царем.

Рождество Христово. Краткая история

Рождество Христово

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

По-церковнославянски правильно: Рожество Христово

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин(VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софронийи Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).

Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →

Читать онлайн

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:

Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Лубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

Христославы

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Лубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. Из праздничного чина. Начало XV в. Андрей Рублев. Благовещенский cобор Московского Кремля, МоскваРождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникИкона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески ДионисияРождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов ВеликийРождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.

Церковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

Христорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

Церковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

Христорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

Церковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Христорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

Христорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

Храм во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Мироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).

Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. МоскваХрам РПсЦ Рождества Христова в Екатеринбурге

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).

Храм РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Христорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме:

  • Зачем родился Христос? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • Како подобает Христа славити: православные традиции праздника («Христос раждается славите», текст);
  • Рождество на Руси. Традиции праздника

7 января 2020 года весь православный мир будет отмечать один из главнейших праздников – Рождество Христово. Чего мы еще не знаем об этой знаменательной дате? Какие традиции и обряды стоит соблюдать накануне и во время Рождества? И так ли безобидны святочные гадания? Читайте в праздничном материале от Joy-pup.

Когда отмечают Рождество и сочельник?

Православные христиане празднуют Рождество 7 января. Этому светлому празднику предшествует еще одна важная дата – вечер 6 января, когда наступает сочельник или в народе «коляды». Сочельник припадает на завершающий день Рождественского поста, ревностные христиане традиционно весь день 6 января не ели ничего, кроме сочива – размоченных зерен пшеницы с медом и фруктами. Отсюда и название Рождественского навечерия. И только с зажжением в небе первой звезды вся семья садилась за праздничный стол, чтобы отведать 12 постных рождественских блюд.

Католики праздную Рождество 25 декабря по григорианскому календарю.

История Рождества

Сегодня Рождество Христово – один из главных православных праздников. Оно знаменует собой ежегодное чудо – рождение Иисуса, который появился на свет в яслах для кормления скота.

Согласно библейскому преданию, о рождении Спасителя людей оповестила Вифлеемская звезда, которая засияла в небе. Этот знак увидели волхвы и поспешили поздравить Деву Марию с рождением сына, одарить и поклониться ему, как новому царю Иудеи. Данный сюжет часто используют в живописи: художники с мировым именем создавали и создают произведения по мотивам рождения Иисуса. Среди них и неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (1481-1482гг). А также работа Питера Пауль Рубенса с таким же названием.

На самом деле, точной даты, когда родился Иисус Христос, нет. Более того, праздник рождения бога зимнего Солнца – Коляды – отмечался нашими предками-славянами еще задолго до утверждения христианской веры. Древние язычники поклонялись Солнцу, и даты, когда оно находилось на минимальной высоте от Земли (Зимнее солнцестояние) считались самыми важными. Обычно это был период с 25 декабря по 7 января. В некоторых регионах – с 22 декабря по 6 января. В дохристианские времена на эти дни выпадало огромное количество обрядов, магических действий и примет. Не обходилось на коляды и без поверий, ритуальных песен, и запретов.

Веселая коляда: главная традиция Рождества

Сочетание двух религий – язычества и христианства породило чрезвычайное количество обрядов и традиций, которые сохранились и до наших дней. После крещения Руси и утверждения учения про единого Бога языческий контекст в праздновании коляды постепенно отходил на второй план. Однако он не исчез полностью, и доказательством этому являются колядки – народные обрядовые песни, восхваляющие чудо рождения Христа. Существуют и более ранние экземпляры, где упоминается Солнце, коляда, звучат пожелания хорошего урожая в новом году. Их исполняют ряженные парни и девушки, а также мужчины, женщины, дети, которые ходят от дома к дому и поздравляют всех с Рождеством Христовым.

Принимать таких гостей у себя – хорошая примета, которая символизирует удачу, достаток и хороший урожай на будущий год. В благодарность за колядование обычно дают сладости, фрукты, выпечку или небольшие суммы денег. Рождественские колядки присутствуют в фольклорной традиции большинства славянских народов: белорусов, украинцев, россиян, поляков, чехов, словаков, болгар.

Еще одним аутентичным явлением считается рождественский вертеп, в котором присутствуют персонажи, изображающие козу, черта, священника и других героев.

Как праздновать Рождество и сочельник?

В сочельник, 6 января за праздничным столом, состоящим из 12 постных блюд, традиционно собирается вся семья. Трапеза начинается после появления на небе первой звезды, которая оповещала волхвов о рождении Иисуса. В некоторых регионах в гости на сочельник приходят не только родственники, а и крестные дети хозяев. Им необходимо приготовить угощения и подарки.

На стол традиционно ставят кутью, узвар (компот из сухофруктов), голубцы с картошкой, рыбу, квашенную капусту и запеченные яблоки. После ужина следует оставить в тарелке немного кутьи, чтобы духи умерших родственников могли отведать рождественский ужин.

Утром 7 января все члены семьи отправляются на молитву в церковь, а уже потом празднуют Рождество за богатым (мясным) столом. Здесь уже присутствуют и холодец, и запеченная колбаса, и алкогольные напитки.

Что можно делать на Рождество: главные традиции и обряды

В светлый праздник Рождества Христова приглашают в гости родных и близких, дорогих и долгожданных гостей. Также стоит вспомнить о своих умерших родственниках, зажечь свечу и прочитать молитву «Отче наш». Согласно обычаю, хозяин приносил в дом сноп ржи или пшеницы, который ставили в углу стола под иконами. Это так называемый дидух, дед или коляда, олицетворяющий благополучие и достаток семьи.

В ночь на Рождество следует распахнуть все двери и окна, чтобы впустить в дом праздник. Также принято обойти все свое хозяйство, поблагодарить домашних животных и угостить их чем-то вкусным. В сочельник хозяин дома также обходит всех гостей и членов семьи, угощает их медом и выпечкой. При этом следует произнести хорошие слова и пожелания.

Что нельзя делать на Рождество

Ритуалы, обряды и традиции Рождества связаны с целым рядом запретов и табу, которые издавна соблюдали наши предки.

  • В сочельник нельзя садиться за стол до появления первой звезды.
  • Во время рождественского ужина нельзя громко разговаривать и выходить из-за стола до завершения трапезы.
  • Сильно наедаться за праздничным столом тоже не желательно – лучше попробовать понемногу каждого из блюд.
  • Неженатым парням и девушкам запрещено садиться на углу стола.
  • На Рождество нельзя ругаться и сквернословить.
  • Нельзя заниматься уборкой и другими хозяйскими делами (кроме приготовления пищи).
  • Некоторые источники сообщают, что на Рождественский праздник нельзя гадать, а если очень хочется узнать свое будущее, лучше проводить ритуалы после 8 января.

Рождественские гадания

Если вы все же решились на гадальные ритуалы в Рождество, проведите самый простой и безобидный. Налейте в миску воду, затем зажгите неосвященную свечу и постепенно капайте воском в воду. На что будет похож получившийся узор, таким и будет ваше будущее.

В ночь на Рождество юные девушки клали под подушку гребешок со словами: «Суженый-ряженый, причеши мне голову». Кого девушка увидит во сне, тот и будет ее женихом. Также у наших предков распространенным являлось гадание с башмаком. Девушка снимала обувь с левой ноги и бросала ее за ворота. В какую сторону будет направлен носок башмака, в том направлении девушка и выйдет замуж. А если носок будет развернут обратно к дому – оставаться ей в девках еще год.

Приметы на Рождество

  • Если на Рождество первой в дом войдет женщина – то хозяева будут весь год болеть.
  • Плохая примета – потерять что-либо на Рождество. Она ведет к убыткам и разочарованиям.
  • А вот найти что-нибудь ценное – к прибыли и достатку.
  • Если вы случайно разлили чай или кофе за рождественским столом – будете в этом году с хорошими новостями.
  • Главная рождественская примета касается природных явлений. Если на Рождество небо усыпано звездами и нападало много снега – годы будет удачным, богатым и сытным.

Читайте также про традиции и обычаи празднования Китайского Нового года 2020.