Руки в молитве

Умывать руки

Смотреть что такое «Умывать руки» в других словарях:

  • Умывать руки — «Пилат умывает руки» (Дуччо. «Маэста», деталь) Умывать руки вид ритуального омовения в различных религиях, а также выражение, означающее «устраниться от ответственности, объявить о своем неучастии в деле» … Википедия

  • Умывать руки — УМЫВАТЬ РУКИ. УМЫТЬ РУКИ. Разг. Экспрес. Отстраняться от участия в каком либо ответственном деле. Вот люди! все таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, а потом … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • умывать руки — См … Словарь синонимов

  • умывать руки — отстраняться от чего либо, снимать с себя ответственность за что либо. У некоторых древних народов судьи и обвинители в знак своей беспристрастности совершали символический обряд: умывали руки. Широкое распространение выражение получило благодаря … Справочник по фразеологии

  • Умывать руки — крыл. сл. Выражение употребляется в значении: устраняться от ответственности за что либо; возникло из евангельской легенды. Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса для казни, и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего» (Матф., 27, 24) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • УМЫВАТЬ — УМЫВАТЬ, умыть кого, мыть лицо, либо руки, тело водою, для чистоты, смывая грязь; чем, мыть, натирать, споласкивать водянистым снадобьем. Нянюшка, умой ребенка! Не умыв рук, за стол не садятся. Она умывает чем то лицо, от веснушек. Кабы кто умыл… … Толковый словарь Даля

  • умывать — УМШЫТЬ, умою, умоешь; умШытый; сов., кого что. Помыть (лицо, шею, руки). У. ребёнка. У. руки (также перен.: отстранившись, снять с себя ответственность за что н.; книжн. [по евангельскому сказанию о Пилате, перед казнью Иисуса Христа омывшего… … Толковый словарь Ожегова

  • Умывать — несов. перех. 1. Мыть кому либо лицо, шею, руки. 2. перен. Освежать, омывая (о дожде, росе и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • умывать — см. умыть; а/ю, а/ешь; нсв. Умыва/ть старика. Умыва/ть лицо, руки. Дождь умывает крыши домов … Словарь многих выражений

  • Умывать/ умыть руки — 1. Разг. Отстраняться от чего л., снимать с себя ответственность за что л. ФСРЯ, 401; БТС, 1388. 2. Жарг. мол. Скрываться, незаметно исчезать, уходить, убегать откуда л. Максимов, 369. /em> От древнего обряда: судьи и обвинители в знак своей… … Большой словарь русских поговорок

УМЫВАТЬ РУКИ

Умывать руки
Из Библии. Согласно Евангелиям, эти слова сказал римский наместник Понтий Пилат, который пытался спасти Иисуса от казни, не видя за ним особой вины. Но поскольку толпа требовала его смерти и могла в противном случае взбунтоваться, он вынужден был отдать решение о судьбе Иисуса на откуп его врагам. В Евангелии от Матфея (гл. 27, ст. 24) рассказывается об этом так: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».
В то время умывание рук было ритуалом, означавшим непричастность человека к какому-либо неблаговидному делу или его отказ в нем участвовать.Так, в случае нахождения мертвого тела предписывалось совершить обряд омовения рук над жертвой и тем самым показать, что среди присутствующих нет виновника этой смерти
Иносказательно: устраниться от ответственности за что-либо.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».Вадим Серов.2003.

Что означают сложенные ладони как в молитве

В христианстве, насколько мне известно, данный жест происходит не из религиозной практики. Изначально пленники складывали ладони вместе и протягивали их для заключения в оковы. То есть жест означал подчинение. Уже позже христиане стали использовать складывание ладоней при молитве в знак подчинения Богу.

В Восточных религиозных практиках данный жест называется анджали-мудра (приветствие и почитание). Мудры — это что-то вроде ритуального языка жестов, сакральное положение кистей рук. Кстати, тот же жест в Индии в виде складывания ладоней имеет ещё название намаскара и используется при приветствии «Намасте». В индуизме принято считать, что все мудры известны от Шивы, а точнее от его ритуальных танцев. В буддизме появление всех мудр связано с учением Будды: изображения положения его рук имеет глубокий смысл и сакральное значение для последователей дхармы (учения). Основатель йоги и индийский философ Патанджали упоминал анджали-мудру, как необходимую часть на пути к Атману (божественная часть многомерного организма человека, его Высшее Я). При этом, выполняя мудру, чаще всего ладони держатся на уровне груди, где расположена анахата чакра или сердечная чакра. Главное предназначение Анахаты -соединение верхнего и нижнего, низших и высших энергий в одно целое. Ее значение: сострадание и милосердие. Анджали-мудра может встречаться как мудра Авалокитешвары, бодхисаттвы (просветленный в буддизме) милосердия. То есть, практикуя буддизм или индуизм, такое положение рук при молитве должно служить созданию энергетического баланса чакр при приветствии Богов или даже людей, так как поклонение/приветствие будет в прямом смысле идти из самого сердца.

Вы замечали, что на занятиях йоги принято складывать ладони вместе и произносить — Намасте. Такой жест и слова вы, пожалуй, видели и в индийских фильмах. Тибетские монахи тоже складывают ладони. Но задумывались ли вы, насколько глубокий смысл несет в себе это простое действие и фраза. В этой статье мы поговорим об этом священном жесте. Как и почему его используют до и после занятий йоги, в обычной жизни и во время молитвы.

Простой перевод и сакральный смысл

Как гармонизировать сердечный поток?

Объединяя ладони в области сердечной чакры, мы увеличиваем Божественный поток. И начинаем купаться в божественном свете. Склонив голову и прикрыв глаза, мы расслабляем ум, отдавая его божественной энергии, и очищаемся от повседневной суеты. Эта техника используется в практике йоги и в медитациях. Так красиво здороваясь и прощаясь — Намасте, незаметно для себя вы будете делать быструю медитацию. Даже если это не занятия йоги, а обычные встречи и прощания. Благодаря этой мудре мы отпускаем наши различия и находим точки соприкосновения, так как одновременно находимся в потоке божественного света.

Древний восток и современный запад

Эта священная поза стала визитной карточкой и для упражнений йоги, и для Азии, и вообще символом востока. Улыбающийся Далай-лама, глядящий на нас сквозь сложенные пальцы, индуистские и буддийские божества на алтарях, древние скульптуры Будды и другие изображения — запоминаются нам именно этим сакральным жестом Намасте.

Для западного человека этот жест воспринимается, как религиозный. С ним связаны молитвы и прошения. Люди выросли на этом жесте, как части религиозной культуры. И поэтому наше внутреннее личное отношение к этому жесту может быть и положительное, и отрицательное. У некоторых даже может быть подсознательное сопротивление, когда мы соединяем свои руки вместе. Как будто это знак подчинения. Однако красота этого жеста находится в самом центре нашего бытия. Она вне времени и универсальна.

Жест Намасте – дар человечеству

Вы можете сами исследовать и прочувствовать, потенциал этой мудры, если будете открыты для вашего собственного опыта. Это простое, но мощное положение рук может стать практическим инструментом в вашей повседневной жизни. Если вы негромко, но с полным чувством говорите Намасте и соединяете ладони в Анджали мудру, то вы возвращаетесь в свое сердце. Не важно, будет это приветствие или прощание, начало или завершение чего-либо. Поэтому этот жест равнозначен и для храмового божества, и для учителя; родных, друзей и незнакомцев; природе и Земле.

Давайте окружать тех, кто нам дорог, а так же тех, кого мы даже и не знаем, миром, любовью и светом, с признанием того, что мы все едины. Пусть наши мысли, слова и действия наполнятся добротой друг к другу, а так же к самим себе. Пусть наша практика утренней йоги станет убежищем, чтобы успокоить наш ум и открыть наши сердца к красоте мира.

Намасте

Ничего себе!
Дело в том, что последнее время, когда я молюсь, то руки сложенные в молитве непроизвольно поднимаются ко лбу, а иногда и над головой. Я никак не могла понять, что же это значит, и вот решила в плотную заняться поисками. Спасибо вам большое!

На благо Вам Татьяна! Больших познаний в практике. Благодарю)))

Занимаюсь йогой. Долгое время не знала различий в положениях рук НАМАСТЭ. Спасибо за пояснение. Благодарю!

Валентина, Хороших вам результатов )))

Занимаюсь йогой. Долгое время не знала различия в положении рук НАМАСТЭ. Благодарю за пояснение!

йогой я не занимаюсь, но руки стала почему-то часто складывать таким образом. Мне нравился этот жест. Так тепло и светло от него) Решила поискать его смысл. Спасибо.

Благодарю Вас за объяснение. коротко и ясно. Я всегда делаю этот жест когда занимаюсь хатха-йогой.

Действительно Намастэ на занятиях йоги используется, как менее формальное выражение приветствия Намаскар. Хороших вам практик!

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Имеются следующие символические положения рук: на груди — означает подчинение (поза слуги или раба); соединение рук — союз, мистический брак, дружба, верность, лояльность; сложенные руки — отдых, неподвижность; прикрыть глаза рукой — позор, ужас; руки, пересеченные в запястьях — связывающие или связанные; возложенные на что-то — перенос силы и благодати либо исцеление; руки на затылке — жертва; открытые руки — блаженство, снисходительность, справедливость; руки, сжатые в кулак, — угроза, агрессия; вытянутые руки — благословение, защита, гостеприимство; руки, вложенные в другие, — обет службы, правой рукой дают обет по жизненно важным вопросам; руки, сложенные вместе, — беспомощность, подчинение вассала суверену, низшее положение, безобидность, приветствие, лояльность; руки, сложенные ладоняни вертикально, — созерцание, восприимчивость; поднятые руки — восхищение, богослужение, молитва, приветствие, изумление, ужас, принятие прилива силы. Руки, поднятые ладонями наружу, — благословение, Божья Благодать и благосклонность; Поднятые обе руки — мольба, слабость, может означать невежество, зависимость, ка- мысль, забота. Здороваясь за руку, два человека образуют крест или анкх завета. Умыть руки — означает невинность, очищение, отбрасывание от себя вины. Заламывать руки — признак крайнего горя или жалобы.

В индуистских и буддийских традициях существует целый язык символов, включающий сотни положений и позиций руки и пальцев, представленных в религиозных ритуалах, танцах и театре. Жесты рукой (скорее сигналы, чем символы) имеют повсеместное ра спространение и общепринятое значение: сжатый кулак — угроза, агрессивная сила, тайна, власть (поднятый кулак темной силы); открытая и поднятая ладонью от себя рука — благословение, мир, защита, рука Будды; поднятая рука, три пальца вместе — христианская Т роица; поднятая рука, большой и два пальца подняты — принесение присяги; обе руки подняты — преклонение, принятие божественного благословения, капитуляция (сейчас, менее скромно, ответ победителя на аплодисменты); закрытые или спрятанные руки — почтение; с ложенные руки — спокойствие; ладонями вверх, друг на друге — медитация (поднятые ладони означают одновременно готовность отдавать и получать); ладони вместе — молитва, просьба, приветствие, смирение; сложенные на груди руки — покорность (также поза мудреца). Левый кулак на правой руке был символом покорности в некоторых частях Африки. Вкладывать обе ладони в ладони другого человека — более распространенный жест доверия или покорности (как в феодальном договоре о службе господину). Пожатие рук — самый универ сальный символ дружбы, братства, приветствия, соглашения, поздравления, примирения или, в браке, преданной любви.

Во всем мире понятен символический жест — покорно поднятые вверх руки — знак как пр екращения сопротивления, так и призыва к милосердию, законности или, в религиозном контексте, божественной милости.

Пассы, особые касания руками, суть акты контактной магии; возложение рук есть священнодействие, перенесение божественной благодати на посвящаемого; рукопожатие (похлопывание по плечу) означает дружественное принятие; воздетые или скрещенные руки — мольбу; определенным образом сложенные пальцы — клятву или благословение.

Воздетая открытая рука в византийской властной символикетрансформировалась в христианский жест благословения. Две воздетые руки выражают обращение к небесам и готовность молящегося воспринять их волю (см. Оран-жест).

Воздетая правая рука с тремя прямо торчащими пальцами (большим, указательным и средним) призывает Бога в свидетели при принятии клятвы или присяги.

При помощи языка жестов общались между собой разноязыкие североамериканские индейцы за пределами своего племени. Отдельные жесты такого рода восходят ко временам чуть ли не доисторическим и в большинстве случаев легко понимаются (как и мимика лица); язык глухонемых во многом основывается на таких жестах (См.т.ж. Фига-жест).

Ладонь закрытая символизирует диалектику, открытая же — полемику, красноречие (Согласно Зенону из Элет, около 490—430 гг. до н. э.).

Прикосновение ладони монаршей особы к больному золотухой, грыжей, в древности и в средние века считалось целительным.

Заламывать руки — горе, отчаянье. Умыванье рук — свидетельство невиновности в пролитии крови. Так было у евреев в античные времена, у римлян. Например, осудив Иисуса на смерть, Пилат умыл руки (Евангелие от Матфея 27: 24). В тоже время изображение юной женщины, омывающей руки, — олицетворение невинности.

Хлопанье в ладоши — в древности магическое действие, призывающее

Вложить свои ладони между чьими-то ладонями: выразить верность, послушность. Так в средние века вассал поступал перед своим сувереном (покровителем), выражая полное согласие с его решениями.

С V века христианским молитвенным жестом является рука, творящая крестное знамение: ото лба до груди, и от левого плеча (у католиков и протестантов) до правого; и от правого до левого — у православных.

Руки, скрещенные на груди, — поза раздумья, размышления, ожидания.

Подать руку, пожать руку, стиснуть ладонь — согласие, единомыслие, дружба, любовь, супружество, встреча, открытость, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие изображалось на римских монетах, на надгробиях.

Вознесенные руки восклицающего могут означать благочестие, а в погребальной символике душу человека.

Поднятая ладонь — жест, означающий свидетельство или принятие клятвы. Рука, поднятая ладонью наружу, — это благословение, Божья Благодать и расположение; если подняты три пальца, они означают Троицу. В поднятой руке большой палец символизирует Отца, указательный — Духа Святого, средний — Христа, а безымянный и мизинец — две натуры Христа. Возложение рук при обряде конфирмации — есть передача Духа, силы и благодати. Рука, поднятая ладонью вперед — символическое выражение благословения Божьего.

Соединенные руки, как в церемонии бракосочетания, являются символом единения.

Иногда на картинах эта ладонь сжимает какой-либо предмет или протягивается к нему, но чаще всего ее изображают раскрытой, причем из пальцев три выпрямлены и из них струятся лучи света, ибо это — символ Троицы. Очень часто, но не всегда, руку окружает нимб.

Приложить/прижать руку к сердцу. Прикладывать руку к уху. Приложить руку к глазам (козырьком).

Перстосложение — определенное каноном расположение пальцев пальцев для благословения предстоящих перед священнослужителем люде.

В иконописи благословляющее перстосложение — обязательный атрибур иконографии Господа Вседержителя, святителей и преподобных.

Умыть руки: зачем мне молитвенные правила?

Молитвенные правила сегодня стали для современников серьёзным испытанием на пути веры. Есть суждение, что это обременительный обряд, который отбивает охоту молиться. А может и вправду? Давайте разберёмся: для чего нам нужен обряд?

Для примера возьмём одно из самых важных церкви таинств — Причастие. Духовенство перед совершением Евхаристии облачается во все священнические одежды. И вот я, как священник — мою руки перед началом первого этапа — Проскомидии. Да не просто мою, а читаю специальную молитву на умовение, которая является важной частью 25-го псалма. В нём пророк Давид открывает нам глубинную суть (с историческим экскурсом) — настроиться на предстояние перед Богом, предстать перед Ним не только с чистыми руками, но и с чистой душой.

Это молитва и мытьё рук — обрядовая сторона предстоящего таинства. Есть у него практическая и духовная составляющая. Предостережение от прикосновения к просфорам грязными руками — это не только профилактика антисанитарии, но и выработка благоговения к совершаемым действиям. Другими словами, обряд — он дисциплинирует христианина.

Так что же такое наши молитвенные правила в этом контексте? Это наше ежедневное богослужение, попытка того самого предстояния перед Богом, обряженная в набор определённых молитв. Да, в идеале нам бы общаться со своим Господом и Спасителем собственными словами, которые должны горячим гейзером бить из самого сердца. Но всегда ли у нас такое горение? Увы.

А вы проведите эксперимент. Встаньте перед образами и попробуйте поговорить с Создателем без молитвослова, своими словами. Надолго вас хватит? А если учесть, что хочется спать, а завтра рано вставать? Признаюсь откровенно, меня ненадолго хватает, всего на несколько минут. Причём, это время будет постоянно сокращаться, потому что я, за короткое время, выговорил всё, что у меня было за душой.

А вы не задавались вопросом: почему у святых получались такие продолжительные молитвы? Ведь именно таковые помещены в наши молитвословы как лекала, схемы, инструкции… Почему у них получалось, а у нас нет?

В этой связи, мне вспоминается одно игровое задание, которым тамада испытывает жениха перед лицом невесты. Вы все его знаете. От жениха требуется назвать максимальное количество добрых эпитетов в адрес своей избранницы — и он перечисляет: красивая, умная, заботливая, хозяйственная… Затем настаёт черёд невесты. И очевидно, чем больше человек любит, тем больше эпитетов он вспомнит.

Другими словами, тот, кто по-настоящему любит — всегда найдёт нужные слова, чтобы выразить свои чувства. Святые — это как раз те, кто полюбил Бога всем своим существом. Поэтому молитвословия текли у них из уст как из рога изобилия. И вот эти эталоны обращений к Господу и помещены в наши молитвословы. Это не просто пустые слова — в каждой молитве реальный опыт встречи подвижника с Богом.

Да, мы, к сожалению, на другой ступени отношений со своим Творцом, поэтому не всегда эти молитвы нас трогают. А когда они замылятся в суете будней, превратившись в набор звуков, тогда вообще — пиши-пропало. А тут ещё и посторонние мысли в сознание стучатся, только открой «форточку» — унесёт сквозняком мечтаний.

Кстати, сделал интересное наблюдение, когда проводил занятия с глухонемыми студентами. Обратил внимание, что у них лица какие-то одухотворённо-светлые по сравнению с их слышащими сверстниками. Поделился своим наблюдением с сурдопереводчиком — и она подтвердила мою догадку. У этих ребят даже словарный запас другой. Примечательно, что органы чувств святые отцы называют дверьми, через которые грех входит в душу. А у этих ребят как минимум одна «дверь» заблокирована. А это значит, в этот проём грех уже не просочится. Вот и нам нужно на молитве становиться глухонемыми… Не получается?

Стоит ли по этой причине отменять обряды и выкидывать молитвословы? Конечно, нет. Нужно просто ежедневно учиться находить для нашего Бога нужные слова. Хорошая новость? Поройся в своём словарном запасе — найди простые, но искренние слова благодарности. Кого-то обидел и чувствуешь, советь кусает? Вспомни, как это делал, когда в детстве, например, разбил любимую мамину вазу или сломал папин фотоаппарат. Найди слова и для Него.

Святые отцы утверждают, что молитва может быть даже без слов. Но для этого нужно для начала запустить молитвенный маятник своего сердца. Поэтому встаём перед образами, берём затёртый до дыр родной молитвослов и пытаемся докричаться до Спасителя.

Сделай молитвослов своими руками.

Распечатываем Детский молитвослов

1. Берём один чистый лист формата А4 (обычный альбомный лист) и вкладываем его в принтер.
2. Распечатываем первую сторону молитвослова ( «лист 1»).
3. Получаем лист, напечатанный с одной стороны.
4. Затем вынимаем лист из принтера, переворачиваем его на другую сторону и кладём обратно в принтер. Лист 1
5. Распечатываем вторую сторону молитвослова ( «лист 2»).
6. Таким образом, у нас должен получиться лист, запечатанный текстом с двух сторон. На одной стороне этого листа будут находиться страницы 4, 13, 12, 5, 8, 9 и обложка молитвослова; на другой стороне – страницы 10, 7, 6, 11, 14, 3, 2, 15.

Складываем

1. Складываем лист по линии сгиба 1 так, чтобы на внешней стороне были видны страницы 8, 9, 5, 12, 4, 13 и обложка молитвослова.
2. Затем складываем лист снова, но уже по линии сгиба 2. На внешней стороне остаются страницы 8, 9 и обложка молитвослова.
3. И, наконец, складываем лист по линии сгиба 3.
4. Теперь наш молитвослов принял форму книжки. Осталось только правильно разрезать и скрепить её.

Прошиваем. Для этого открываем книжку на развороте страниц 8 и 9, берём иголку (или степлер) и прошиваем (скрепляем) книжку в отмеченных местах.

Отрезаем. Теперь складываем половинки вместе и, крепко держа книжку между пальцами (чтобы наши половинки не разъехались), разрезаем страницы молитвослова по пунктирным линиям (там, где изображены ножницы).

Получаем свой молитвослов!

Молодец, ты сделал свой молитвослов! Если хочешь, можешь раскрасить его и дополнить молитвой, рисунком или чем-то другим. Для этого тебе инструкции не понадобятся.
Молитвослов можно хранить дома или носить с собой в кармане, находясь в школе, во дворе и других местах, где ты проводишь время. Главное – относиться к молитвослову бережно.
Ещё можно подарить его родителям, братику и сестрёнке, бабушке и дедушке, другим родственникам и друзьям, чтобы каждый мог обратиться с молитвой к Богу.