Русская идея

Идея соборности в русской философии. 17.11.2011.

1) Соборность как хар.черта русской культуры.

Соборность свойственна христианству вообще, как явление культурной, социальной и особенно религ. жизни. Однако именно на русской почве эта христ-православная традиция укоренилась и расцвела. Национальная уникальность идеи соборности не исключает ее универсального значения. Под термином соборность понимается целый комплекс психологических установок, сложившихся практик церковной жизни и неписанных правил поведения мирян. Соборность это и определенные ментальности. Пронизывающие все слои общества доиндустриальной эпохи.

В определенном смысле – это начало взаимопомощи и коллективности, характерные для русского православного человека. Принципы соборности, как особой мировоззренческой установки, восходят к глубокой древности. Они вызревают параллельно со складыванием территориальной общины в догосударственный период истории.

На принципе соборности строилось общинное самоуправление, как в городе, так и в сельском мире.

Автор термина соборность — Хомяков. К 19 в понятие было развито славянофилами, которое раньше выводили из принципа соборности церкви. С развитием этот термин уходит от подобного толкования и ухватывает весь уклад жизни человека, эти нормы в последствии осуждают индивидуализм. Стремление отдельного человека противопоставить себя общности. Соборность отвергает понятие личного счастья и утверждает, что быть счастливым в одиночестве невозможно.

В последствии понятие соборности вбирает в себя онтологию. Оно не переводится на другие языки, т.к. функционирует как понятие только русской философии.

Изначально проблему поставили немцы: Кант, Шеллинг и Гегель, – они поставили проблему неформального общего.

Флоренский говорит о соборности не только как о принципе церковного единства, а указывает на его онтологический характер.

Франк: «Живя, мы соборуемся сами с собой и в пространстве и во времени как целостные организмы, сбираемся воедино из отдельных взаимоисключающих элементов, частиц, клеток, душевных состояний. Подобно этому мы собираемся и в семью, и в род, и в народ, соборуясь до человечества, включая в единство человечности весь мир».


Соборность раскрывает отношения части и целого на основе их общей соотнесённости с первоначалом бытия, поскольку в европейской традиции это высшее первоначало выступает как личность, постольку и само соотношение имеет всегда личностный характер.

Соборность являет не горизонтальную, а вертикальную структуру человеческого существования, т.о. раскрывается то, что образует соборность, схождение Бога к человеку и восхождение человека к Богу. Поэтому соборность может быть обозначена, как некое вот-бытие, где лица оказываются приобщены, но не тождественны первоистоку.

Принцип соборности, или соборность как таковая,- это образ жизни, в основе которого – раскрытое, имеющее в своей основе абсолютное бытие, но при этом отличное от него.

Т.о. всеединство может быть понято, как основание соборности.

2) По Хомякову понятие соборности выводится из церковного православного сознания, как нечто противоположное католическому, авторитарному сознанию и индивидуализму протестантизма. Хомяков считает, что собор выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве.

Таким образом, соборность органично сочетает в себе свободу и единство. Для Хомякова антропологический вопрос о цельности личности неразрывно связан с гносеологическим вопросом о возможности постижения истины. Истина недоступна для отдельного мышления, — пишет Хомяков, — доступна только совокупности мышлений, связанных любовью.

Отсюда видно, что познание истины возможно только в соборном акте познания, не основанном на принуждении, но несущем в себе морально-этические принципы познавательной деятельности.

Соборность по Хомякову понимается, прежде всего, не как данность, а как заданность, как некое совокупное движение познавательной деятельности, в основе которого лежит морально-этический элемент пути познания. Первоосновой соборности признается волящий разум (Бог), и конкретная личность обретает полное знание о нем и становится духовно-целостной только в коллективе через общение любви.

Хомяков в свою концепцию вносит понятия: воля, вера, любовь, мышление. Если Бог собирает в себе эти компоненты, то они становятся и человеческими качествами.

Воля в ее тождестве с разумом выступает как деятельная сила в человеке, которая в процессе познания оделяет внутренний мир человека от внешнего. Воля – ядро, а вера является функций воли. Воля придает значения, добытые верой, на суд рассудка (- ход познавательной деятельности по Хомякову).

В социальной сфере соборное начало наиболее адекватно воплощается в общине, основанной на принципе свободы и любви, гармонично сочетающей личные и общественные интересы. Община образуется в социальной реальности из сознания нравственной свободы русского человека. Соборность противостоит, как индивидуализму, так и коллективизму. В связи с тем, что индивидуализм разрушает человеческую солидарность, а коллективизм нивелирует личность. Представляя собой единство во множестве, соборность содержит в себе человеческую общность и, в то же время, сохраняет неповторимые черты отдельной человеческой личности.

В последствии понятие соборность у русских религиозных мыслителей приобретает иное содержание, чем у Хомякова. Само понимание соборности остается связанным с такими понятиями, как: всеединство, онтологизм и антропоцентризм.

Далее в истории русской мысли идет поиск гармоничного сочетания коллективизма и индивидуальности в пределах общности.

Владимир Соловьев.

Понятие соборности развивает целостную философскую систему всеединства.

«Я называю истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таки образом, пустотою. Истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия».

Соборность выступает как принцип, утверждающий в основе всего сущего — сверхсущее (Бог), а всякая действительность возводится к безусловной действительности. Отождествление понятий всеединства и соборности.

Сергей Трубецкой.

«Универсальное конкретное всеединство – это единый универсальный субъект, как одна мировая сила, являющаяся нашему сознанию, как множество отдельных взаимодействующих субъектов или живых центров сил».

Идеал соборности означает совпадение религиозного нравственного и социального начала, и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму.

«Если сущее познаваемо, хотя бы только отчасти, оно сообразно законам нашего разума, то есть общим логическим законам нашей мысли, а, следовательно, эти общие логические формы, эти категории, которым подчинена наша мысль суть в то же время внутренние законы, формы категории сущего. Логический принцип нашего знания есть, в то же время, и универсальное начало познаваемого нами сущего».

Трубецкой понимает соборность в качестве универсальной характеристики познавательной деятельности.

Семён Франк.

Он определяет всеединство, или соборность, как абсолютное сверхвременное бытие.

Он строил триаду соборности на духовно-религиозных основаниях. Соборное единство обусловливается религиозно-нравственными требованиями видеть в другом человеке своего ближнего, относиться к нему, как к самому себе. Это требование основано на интуитивном восприятии взаимного внутреннего единства между людьми. Интуитивному внутреннему единству подчинено жизненное содержание каждой личности и всех сфер человеческого бытия. Внутренняя динамика соборного единства характеризуется Франком, как акт любви всех его членов.

«Любовь есть именно название для той связи, в которой объект отношения, будучи вне нас, есть вместе с тем наше достояние. Отдающий себя, внутренне обогащает самого себя».

Л.П. Корсавин.

Соборность – абсолютное бытие есть абсолютное совершенное всеединство, оно все, что только существует, и во всяком и в каждом бытии оно все, ибо всяческое не что иное, как его момент.

«Единство в мире первее множества, а множество разрешится в единство».

У Корсавина соборность является понятием, описывающим онтологическую динамику изменения в недрах некоего изначального единства, где элементы изначально связаны между собой особым процессом взаимоотношений, который предполагает их взаимную потенциальную сущностную тождественность.

17. Понятие всеединства и соборности в русской философии.

Соборность – славянофилы. Соборность – множество, объединенное в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную дух. самост-ть. С. противоположна индивидуализму, разобщенности. Отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая авторитет церковных иерархов. Ее неотъемлемый признак – свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Истина дается только соборному сознанию.

Всеединство – Соловьев. Центр идея учения — идея положительного всеединства или «всеединого сущего» (совершенный синтез истины, добра и красоты). Всеединое сущее — сфера абсолютного, божественного; обладает признаками безусловности и всецелостности. Чел. должен изменять природу до ее одухотворения. Цель истории — единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. В обществе идея «всеединства» -богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь.

18. «Русская идея» в отечественной философии.

Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьевым и глубоко рассмотрено Николаем Александровичем Бердяевым. Оно включает: особенности русского сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории и исторической судьбе России. Бердяев – христ. экзистенциализм: проблема свободы (выбор), «Чувство вины за все завершающееся вокруг него – чувство свободного человека». Проблема духовности, смысла жизни и смерти. Личность первичнее бытия. Главное в чел. то, что определяется его внутр. миром. Личность – категория религиозного сознания.

Одной из основ. проблем, волновавших Бердяева, была «русская идея». В его «русской идее» нет строгой последоват-ти, но зато присутствует образность и контрастность:

— восточное и западное в русской душе;

— язычество и православие;

— анархизм и подавление свободы;

— странничество и застой;

В душе русского народа – необъятность (геогр. положение), не знает меры. Рос. истории характерна прерывность. Определяющее значение на формирование русской идеи оказывал противоречивый хар-р русской души. Внесли вклад: Филофей (Москва – третий Рим), Чаадаев, славянофилы, Хомяков (идея о соборности), Пушкин, Толстой, Достоевский, Соловьев и др. Эта идея народная: соответствует хар-ру и призванию русского народа. Русские люди продолжают искать правду, смысл жизни. Русские призваны играть достойную роль в истории мира. Это идея братства народов.

19. Основные направления в философии XX-XXI века.

Ф. XX в. – основные черты:

— наличие разнообразных школ;

— отказ от рационализма, позиции иррационализма;

— антропологический хар-р (проблема чел.);

— противоречивое отношение к науке: сциентизм и антисциентизм;

— развитие религиозной ф.;

— противостояние ф. марксизма (идеологическое);

«Ф. жизни» — Вильгельм Дильтей. Основ. задача ф. – постижение жизни. Дух – индивид. сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель: жизнь – непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры (ее судьба трагична). Феноменология (Эдмунд Гуссерль) – учение об особом состоянии сознания (чистое сознание – формируется феноменами). Фрейдизм. Психика — нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам, а управляемое особыми, вечными психич. силами, лежащими за пределами сознания. Все психич. состояния, все действия чел., а затем и все историч события и обществ. явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. Неотомизм – фил. учение католической церкви. Предмет: бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности чел. божеств. началу. Принципы: гармония веры и разума, подчинение ф. и науки теологии, сознат. сопротивление тенденциям обновления.

Идеальные образы русского народа в Житиях святых

Чащина Дарья Алексеевна

Творческая работа

Сочинение-эссе

Идеальные образы русского народа в Житиях святых

Книги, книги, книги. Они окружают нас везде. На нашей планете нет такого человека, который бы ни разу не взял книгу в руки, ведь книга – это друг человека, а, как нам всем известно, настоящие друзья помогают нам везде и всегда. Зададимся вопросом, а как же книга может помочь человеку? Ведь книга не живое существо, чтобы давать советы? А нет, друзья, у книг есть … душа!

Когда ты читаешь православную литературу, то у тебя появляется ощущение какой-то лёгкости, ты забываешь всю суету вокруг себя, все свои проблемы, ты переключаешься на эпизоды в книге, проявляешь неравнодушие к героям. В такие часы раздумий, когда жизнь, окружающая нас, кажется пошлой и пустой, необходимы поддержка, добрые и твёрдые слова друга. Такими друзьями для меня стали Жития святых. Однажды мне в руки попала необычная книга. Она называется «Блаженная Матрона Московская».

Матронушка – так ласково её называют в народе. Когда она родилась, то Бог дал ей тяжёлый крест, она родилась слепой. Однажды, во время крещения Матроны, все, кто был в церкви, увидели вокруг головы девочки маленький нимб. Всю свою жизнь Матронушка помогала людям.

Многие эпизоды из жизни Матроны меня тронули до глубины души. Во мне как будто что-то изменилось. Я по-другому стала смотреть на многие вещи. Эпизод, в котором говорится о том, как она однажды гуляла с соседскими ребятишками, тронул меня до слёз. Матронушка была слепая, поэтому дети её обижали, издевались над ней: били её ветками крапивы, сажали в яму, а потом смотрели, как она оттуда выбирается. Это жестоко!

Читая такие эпизоды, анализирую себя. Очень часто и мы бываем жестокими, поддерживаем своих друзей, когда вроде бы и понимаешь, что они не правы. Следуем принципу «все так делают и я тоже». Боимся заступиться, чтоб не стать изгоем. Опять же думаем только о себе.

Но поразило меня и заставило задуматься другое. Несмотря на тяжёлую судьбу, Матронушка никогда не жаловалась и не говорила, за что ей всё это. Напротив, она помогала людям всю свою жизнь. Вот и мне она помогла.

Однажды мне стало очень плохо на душе, мне казалось, что люди, которые меня окружают, отвернулись от меня, я им была совсем безразлична. Тогда я взяла книгу, прижала крепко к груди и промолвила сквозь слёзы: «Матронушка, помоги мне, неужели я совсем никому не нужна?» И вдруг я почувствовала необъяснимую теплоту от книги. И вспомнила опять, как же трудно было Матронушке, но она не сдавалась, а продолжала жить и помогать людям. Я благодарна Матронушке, и всякий раз, когда мне на душе тяжко, я беру книгу, читаю, анализирую свои поступки и хочется снова жить и творить.

Перечитывая книгу о Святой Блаженной Матроне, пришла к выводу, что жизнь – это творчество. Но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Надо творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя, как это делала Матронушка.

Одна мысль, что такие люди существуют, наполняет меня гордостью за человека, появляется стремление самой становиться сильнее, добрее, мягче.

Житийная литература прославляет те нравственные качества, которые так нужны нам сегодня: честность, добросовестность в труде, любовь к родине, равнодушие к материальным благам.

Идеал русского человека

«Христианин истинный верой ходит и, пребывая на земле, смотрит в Небесная, и там разумеет вечное Отечество свое». Преп. Георгий затворник Задонский

Для всякого здравомыслящего и совестливого человека естественно алкать и жаждать правды Божией, стремиться к познанию истинной Премудрости. Поэтому для таковых людей наличие идеала в их миросозерцании есть жизненная необходимость. Для них идеал не есть что-то теоретическое, расплывающееся в воздухе, идеал для них реальный духовный ориентир, в зависимость от которого они ставят весь строй своей жизни.

Для православного христианина абсолютный идеал это Иисус Христос. Русский человек со времен Древней Руси полюбил этот идеал Христов, благодаря которому явился своего рода «град-Китеж» — Святая Русь. На территории Святой Руси дикий славянин-язычник преображался в русского человека, умеющего любить Бога и почитать Его святыни. Даже находясь в состоянии нравственного падения, русский человек знал, что сможет ему помочь снова встать. Он помнил о всепрощающей любви Христовой.

В наше время не всякого русского по крови и происхождению повернется язык назвать русским человеком. Многие так называемые русские — это «иваны, не помнящие родства», которые не знают истории своего Отечества, равнодушны к ужасной судьбе его святынь, а вместо идеалов у них в душе гнездятся низменные страсти. Все-таки точно рассудил Ф.М. Достоевский, что звания русского человека заслуживает только человек православный. Ведь «русскость» это некое духовное явление, лучшие качества русской души воспитались на духовно-нравственных идеалах Святой Руси.

Отсюда возникает потребность говорить о лучших представителях Святой, Христовой Руси, можно даже сказать, об идеальных русских людях. Ибо возможность стать идеальными люди приобрели через пришествие на землю Абсолютного Идеала – Господа Иисуса Христа. Конечно же, главным качеством такового идеального русского человека, прежде всего, должна являться его личная святость, духовное совершенство. При этом внешняя сторона его жизни должна быть неким отражением основных моментов жизни русского общества его времени и значительных явлений русской истории.

История России это история героев и подвижников. Чаще всего русский человек прославлял свое Отечество или в воинском звании на поле брани, или в звании духовном, подвизаясь в молитвенном делании. Многих славных воинов и подвижников духовной жизни явила миру Русь-матушка. Но при сложении всех составляющих взор часто почему-то останавливается на одном удивительном человеке. При этом так и хочется воскликнуть: «Вот идеал русского человека!».

Речь идет о затворнике Задонского Богородицкого монастыря Георгии. Этот великий человек вместил в себя самые лучшие явления русской жизни своего времени. «Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной…», — так отзывается о Задонском затворнике Георгии свт. Игнатий Брянчанинов.

Георгий Алексеевич Машурин (1789-1836) был родом из старинного, славящегося своими храмами и монастырями, русского города Вологды, этой столицы Северной Фиваиды. Принадлежал Георгий к небогатому дворянскому роду Машуриных. Появился он на свет уже осиротевшим, так как его отца убили разбойники незадолго до рождения Георгия. Всю тяжесть воспитания сына и дочери Надежды понесла на себе мать.

Боголюбивая Анна так воспитывала сына и дочь, что у еще малых детей сердечным желанием было молитвенное общение с Господом в храме, а не игры и развлечения со сверстниками. Благодаря воспитанию матери Георгий еще с детства выделялся кротостью, молитвенностью и нищелюбием, был очень послушен. В учебе он утешал свою родительницу успехами в науках.

Предназначением всякого русского дворянина было служение Отечеству своему на военном поприще. Поэтому в 18 лет юный Георгий поступает юнкером в Лубенский гусарский полк. Хотя не все в армии, в нравственном отношении, ему нравилось, но он все терпеливо сносил, добросовестно и честно исполняя свой воинский долг. Поэтому сослуживцы и уважали Георгия за его серьезность, исполнительность и готовность всегда прийти на выручку. При этом он не был человекоугодлив, избегал соблазнительных кампаний, в разгульных застольях не участвовал.

Несмотря на встречающиеся на военной службе препятствия, Георгий твердо и неуклонно вел церковный образ жизни: был воздержен, неукоснительно исполнял молитвенное правило, любил уединяться для духовного чтения. Глядя на такое его поведение, можно было подумать, что ему более бы приличествовало нести службу в воинстве ангельском. Таким офицером несомненно гордился бы великий русский полководец А. В. Суворов. Сам будучи набожным человеком, он и воинству своему прививал любовь к благочестию, без молитвы не начиная никакого дела. Его известный призыв к воинам своим красноречиво свидетельствует сам за себя: «Чудо-богатыри! Бог наш генерал, от Него победа!».

Удивляя своих сослуживцев и командиров примером высоконравственной и чистой жизни, офицер Георгий Машурин этим только подтверждал ту истину, что военная служба, исполненная немалых опасностей, должна человека приближать к Богу, а не удалять от Него. Ни к кому смерть так не близка, как к человеку военному, тем более он должен быть всегда готовым предстать на Суд Божий с чистой совестью. Отсюда, по крайней мере, странным и нелепым видится образ военного, не боящегося блудить, пьянствовать, обижать обывателей. С идеалом православного Христолюбивого воина он не имеет ничего общего. Своим примером Георгий учил, что исполненная различных злоключений суровая жизнь воина должна того побуждать жить по совести, чище и нравственнее даже обычного христианина, живущего в миру.

Промысл Божий ведет Георгия через важные страницы русской истории. Неся службу уже в Казанском драгунском полку, он участвует в Отечественной войне против наполеоновских завоевателей, в заграничных походах. За время военной службы он не однократно сталкивался со смертельной опасностью. Вот его собственные впечатления от перенесенных им скорбей в военных походах: «Меня и на реках смерть алчная искала, и в море ад мне отверзала…В степи с людьми я замерзал …мороз и вихрь меня терзал». Но Господь всегда спасал Свой избранный сосуд от гибели. Георгий, ощущая всегдашнее о себе спасительное Промышление Божие, все больше укреплялся мыслью послужить Царю Небесному службой усердной и благодарной.

Через одиннадцать лет безупречной службы своему Отечеству и царю земному поручик Георгий Машурин, уйдя в отставку, оказывается в Задонском Богородицком монастыре. Это был 1818 год – время непростое для Православия в России. Немалая часть русского образованного сословия игнорируя родную веру, увлекалась модными в то время мистическими и сектантскими учениями, которым покровительствовал министр духовных дел, президент Библейского общества князь А.Н. Голицын. Многие аристократы предпочитали больше послушать заезжих протестантских и католических проповедников, чем посетить православный храм. При всем этом в России получили распространение тайные масонские общества, вылившиеся в недалеком будущем в декабристский мятеж. Здесь мы наблюдаем очевидную связь между отступлением от Православия и следующей за этим гибельной угрозой самой Российской государственности.

Поэтому русскому народу просто необходимы были истинные светильники веры Христовой, которые могли бы рассеять и прогнать тьму лжеучений, помрачившую многие русские умы. И Господь призвал Георгия к особому подвигу затворничества, чтобы он стал одним из таковых маяков веры для своих соотечественников. По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), духовная жизнь монаха тем больший имеет успех, чем благочестивее он жил в миру. И здесь мы должны воздать должное матушке Георгия Алексеевича, Анне, которая, можно сказать, по-монашески воспитывала своих детей. Ей принадлежит немалая доля в будущей духовной славе затворника Георгия.

Свидетельствует бывший келейник Затворника, впоследствии оптинский монах Порфирий (Григоров): «Георгий сложил одежду воинскую и облекся в скромную одежду монашескую; оставив начальство над подчиненными, он в глубочайшем смирении всего себя обрек на строгое послушание другим, решась твердо и непоколебимо последовать Иисусу Христу в терпении и злострадании. Труды его были беспрерывны, повиновение беспрекословно; в непрестанной пребывая молитве, тело изнурял он строгим постом, соблюдал сердце незлобивое и уста до такой степени молчаливые, что и о нужном редко говорил, а тем более страшился произносить что-либо праздное… так что многие легкомысленные за то, что не отвечал на их праздное любопытство, с посмеянием называли его немым…».

Если царю земному Георгий служил по чувству долга, то Царю Небесному всего себя отдал, пламенея к Нему любовью. «Любовь» — это его самое любимое слово, оно чаще всего и встречается в его письмах. Если евангелиста Иоанна Богослова называют Апостолом любви, то с не меньшим основанием Георгий Задонский достоин называться Проповедником любви. Всякий согласится с этим утверждением, ознакомившись с жизнью и писаниями этого подвижника веры Христовой.

В своем 17-тилетнем затворе Георгий достиг необычайных духовных высот. Восхищавшийся Затворником свт. Игнатий (Брянчанинов) ставит его в один ряд с древними Отцами, причисляя к таковым столпам Церкви, каковыми являются преподобные Антоний Великий, Иоанн Дамаскин и Сергий Радонежский. Высокая степень святости Георгия Затворника для него очевидна: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих. Наш современник и соотечественник, украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…», «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… С пера его текут струи благодатные…», «книга писем святого Затворника … имея значительное достоинство духовное и не имея плотского: ибо письма произнесены благодатью… Предуховная книжка, наполненная утешительнейших наставлений для страждущих».

Вообще, Георгия Задонского можно назвать любимым святым многих наших уже канонизированных подвижников веры и праведников, еще не прославленных Церковью в лике святых. Его почитали и оптинские старцы: именно, преп. Макарий оптинский первым стал издавать его письма, старец Амвросий держал его портрет у себя в келье. Почитали Затворника, высоко отзываясь о нем, святители Феофан Затворник и Филарет (Дроздов); а святители Антоний (Смирницкий) и Филарет (Амфитеатров) вели с ним переписку и посещали его.

Известный старец Югской пустыни Адриан, окормляя своих духовных чад, часто отсылал их к руководству затворника Георгия: «Будем чаще прибегать к Затворнику Георгию… Пролог вас да вразумляет; Георгий да подкрепляет». А чего только стоят слова, исполненные духовного восторга, ученика старца, также подвижника духовной жизни, Ивана Ивановича Троицкого: «Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно… В письмах этих найдёте удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов».

За решением своих задушевных вопросов обращался к писаниям Затворника и великий русский писатель Н.В. Гоголь. Ведя дружескую переписку с бывшим келейником его монахом Порфирием (Григоровым), Николай Васильевич писал: «Много благодарю вас… за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!». А поэт В.А. Жуковский намеренно приезжал в Задонский монастырь навестить могилу затворника Георгия, о чем он записал в дневнике: » Посетил могилу знаменитого Затворника Георгия».

Задонского затворника знала вся Россия. Не только простой народ, но и князья, дворяне, епископы и генералы считали за счастье пообщаться с преп. Георгием. Все они видели в нем некое отражение идеала Христова, некий образец, ориентируясь на который, они надеялись исправить собственную жизнь по правде Божией. Действительно, Георгий Затворник жизнью своей явил один из высших образцов служения Богу, России и ее народу – и на поле брани, и в монашеской келье. Глядя на него, приходишь к выводу, что вот таким и должен быть настоящий русский человек.

К сожалению, наш народ часто забывает или просто даже не знает, по-настоящему, лучших своих представителей, которые и составляют истинную славу России. Немало в истории Отечества нашего существует примеров, когда людей порочных, совершивших тяжкие преступления и не раскаявшихся в них, прославляли и возносили на пьедестал, их до сих пор называют «великими», именами их названы города и села, улицы и площади. Легко как-то забывается современными поколениями, сколько горя и бед эти деятели принесли русскому народу.

И большая часть общества нашего относится к этому странному явлению спокойно, без всякого негодования и сердечной боли. Поэтому, как должное, и принимают люди навязываемый им образ «настоящего русского» — этакого «рубахи-парня», блудника и пьяницы, матерщинника и вора, не боящегося ничего, даже и Самого Бога. Разве это не унижение, не оскорбительная ли это клевета на многие славные страницы истории России? И тот факт, что народ наш по этому поводу не беспокоится, только в очередной раз свидетельствует о его духовно-нравственном нездоровье.

У общества нашего нет выбора: если оно хочет сохранить свою самобытность или хотя бы то, что от нее осталось, ему просто необходимо вспомнить об истинной славе русской – лучших людях нашей Родины. Только подражая их стремлению к идеалу Христову, современные поколения русских людей имеют шанс сделать Россию духовно крепкой и политически могучей. Сила идеальных русских людей в том, что неважно, в какое время они жили на русской земле, главное, что они имеют молитвенное дерзновение перед Богом, непрестанно ходатайствуя о бывшем своем земном Отечестве.

А преп. Георгий Задонский, действительно, идеальный русский человек. Каждый из нас получит великую пользу для души, если будет помнить о нем и почитать его.

«Русская идея» есть явление потрясающее и удивительное. Вся наша философия до недавнего времени сводилась к чистой историософии – угадывании роли Руси на мировой арене. Онтология или гносеология – кому они нужны! Достаточно того, что уже сказали древние греки, а обо всём, что сверху, пусть пишут немцы. Мне даже кажется, что настоящая философия в России начинается там, где тема значения нашего народа или государства во всемирной истории не выступает вообще, то есть уже веке в двадцатом.

В данном ключе интересно то, что Достоевский «перешагивает» «русскую идею». Для него она сводится к тому, что назначение русского народа – самонивелируясь, показать, что все мы призваны к единству без национальных разделений. Что все мы призваны породниться по завету Христа в семью всемирную, всечеловеческую.

В этой идее удивительным образом заложен интернационализм и космополитизм, которые в сознании массового читателя совсем не вяжутся с Достоевским. А ведь этот тезис писатель озвучил в своей программной «Речи о Пушкине» 1880 года: «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».

В художественных произведениях Достоевского также звучат мотивы сплочения, братского единения людей как «русской идеи». В романе «Подросток» Версилов-старший замечает: «Высшая русская мысль есть всепримирение идей… один я, как русский, был тогда в Европе единственным европейцем. Я не про себя говорю – я про всю русскую мысль говорю» (10, 278).

Но ответственность за все народы Европы и мира предъявляет русскому человеку и обществу особенные требования. Так, в «Братьях Карамазовых» адвокат Мити озвучивает идею особого призвания русского суда: «Лучше отпустить десять виновных, чем наказать одного невинного – слышите ли, слышите ли вы этот величавый голос из прошлого столетия нашей славной истории? Мне ли, ничтожному, напоминать вам, что русский суд есть не кара только, но и спасение человека погибшего! Пусть у других народов буква и кара, у нас же дух и смысл, спасение и возрождение погибших. И если так, если действительно такова Россия и суд её, то – вперёд Россия, и не пугайте, о, не пугайте нас вашими бешеными тройками, от которых омерзительно сторонятся все народы! Не бешеная тройка, а величавая русская колесница торжественно и спокойно прибудет к цели» (12, 282).

И в то же время при столь высокой роли русского народа отдельно взятый человек, предоставленный самому себе, совсем не знает, что ему с собой делать: «Выскочи русский человек чуть-чуть из казённой, узаконенной для него обычаем колеи – и он сейчас не знает, что делать. В колее всё ясно: доход, чин, положение в свете, экипаж, визиты, служба, жена – а чуть что и – что я такое? Лист, гонимый ветром. Я не знаю, что делать!» (10, 112). А что же делать русскому человеку, выскочи он из колеи? Прежде всего – перестать болтать и взяться за дело.

Предыдущая глава В раздел
Живой Достоевский
Следующая глава