Русская миссия в Иерусалиме

Содержание

Свято Троицкий Собор в ИерусалимеРусское подворье в Иерусалиме

В пятидесятых годах позапрошлого столетия Русская духовная миссия в Святой земле временно располагалась в предоставленном Иерусалимской Церковью Архангельском монастыре, однако для возросшего количества российских паломников в Израиль, да и для работающего в миссии персонала там было недостаточно места. Поэтому руководство Русской миссии в 1860 году приняло решение приобрести несколько земельных участков, расположенных к северо-западу от стен Старого города, на Мейдамской площади. И уже в конце лета на новоприобретенной земле состоялась торжественная закладка будущего соборного храма в Иерусалиме. Проект храма был разработан архитектором Мартином Эпингером. Поначалу предполагалось посвятить храм св. Александру Невскому, но позднее было решено освятить его во имя Святой Троицы. Строительство велось быстро и было завершено тремя годами позже, однако освящен собор был лишь осенью 1872 года. Возглавлял это действо Иерусалимский Патриарх Кирилл. Еще двумя месяцами позднее, к православному Рождеству на колокольню храма был водружен колокол. Места, приобретенные для расширения резиденции Русской духовной миссии, вскоре получили название Русского подворья в Иерусалиме или иначе, Русских построек. Уже к моменту освящения собора Русское подворье представляло собой целый комплекс строений, включая Императорское консульство и больницу. Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме представляет собой белокаменное строение в неовизантийском стиле с пятью увенчанными башенками куполами, резным иконостасом изумительной красоты, который был изготовлен мастером из Санкт-Петербурга. Царские врата были преподнесены собору Великим Князем Константином Николаевичем, сыном Николая I. Даже среди множества православных храмов в Иерусалиме Свято-Троицкий собор выделяется прекрасным внутренним убранством и историческим значением для развития и укрепления влияния православной церкви в Израиле. С одной из икон, находящихся в соборе, связана удивительная история. Она находилась на судне, попавшем в сильный шторм с паломниками на борту. Благочестивые пассажиры возносили молитвы святителю Николаю Чудотворцу, скоропомощнику в беде перед его образом, и шторм утих, не принеся никому погибели. После прибытия в Святую землю эта икона была принесена в дар Свято-Троицкому собору. И по сей день собор является не только местом поклонения православных богомольцев, но и узнаваемой туристической достопримечательностью, поэтому сюда часто заказывают трансфер, в том числе и используя русское такси в Израиле. Что касается часов работы Русского подворья в Иерусалиме, то следует знать, от обширного комплекса во владении Православной Церкви остались лишь три объекта, так как остальные были в 60-е годы проданы Израилю правительством СССР. Свято-Троицкий собор открыт ежедневно кроме понедельника с 9-00 до 13-00, а в воскресенье и в дни праздничных богослужений с 8-00 до12-00, причем после Литургии в воскресные дни проводятся беседы духовно-просветительского характера для взрослых прихожан. Русская Духовная Миссия работает с понедельника по пятницу с 9-30 до 18-00 с перерывом13-00-15-00; по вопросам отправления треб следует обращаться с 14-00 до 17-00. Контактные телефоны и режим работы публикуются также на официальном сайте Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Сергиевское подворье четкого распорядка работы не имеет, так как не получило разрешения на ведение деятельности и открывается для посетителей лишь по определенным случаям. Узнать часы работы любой русской церкви в Иерусалиме обычно можно на сайте храма. Узнайте больше о храме на индивидуальной экскурсии по Иерусалиму.

Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.

Текст молитвы псалом 136

Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

Дави́ду Иереми́ем.

1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.

2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.

3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.

4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?

5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.

6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.

7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.

8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.

9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.

На русском языке

Давида, через Иереми́ю.

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

История написания

Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.

Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.

Толкование псалма 136

Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.

Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.

Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.

Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.

Правила чтения

Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.

Окончание.

Этот изумительный памятник литературы Священного Писания начинается, казалось бы, с печальнейшей минорнейшей ноты: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Этот первый стих – ключ к пониманию 136-го псалма.

Первое толкование данного стиха – конкретно-историческое. Сельское хозяйство Ближнего Востока связано с системой орошения или водных каналов, без которых выращивание аграрных растительных культур в условиях жаркого, а порой и пустынного климата невозможно. Поэтому Вавилонская густозаселенная империя очень нуждалась в хлебе и вообще в пище. Поэтому рытье каналов для воды, для выращивания урожая было важным трудоемким, а в условиях ближневосточной жары мучительным делом. На такие тяжкие работы отправляли рабов, как в советское время на строительство Беломорско-Балтийского канала брали заключенных.

Взбунтовавшиеся евреи были для Навуходоносора побежденными врагами, а значит автоматически становились рабами. Они использовались на самых тяжелых работах, в первую очередь – на рытье жизненно важных для Вавилона каналов. Вот на каких реках сидели и плакали евреи. Кроме того, им как заключенным и рабам не разрешали селиться в густонаселенных местах и в самом Вавилоне. Они находили пристанище в уединенных пустынных местах на берегах рек Тигр и Евфрат и их многочисленных каналов.

Там они грустили по утраченной родине и своей главной святыне – Иерусалимскому храму.

В данном стихе также есть и духовный смысл.

Реки в Священном Писании – это часто символ жизни, символ той атмосферы, в которой развивается организм (чаще всего дерево или какое-нибудь другое растение; виноградная лоза, к примеру – символ человека или народа). И в псалме «На реках Вавилонских» очень четко прослеживается противостояние между добром и злом, между святыней истинной веры и язычеством как бесовской религией. В псалме Сион (гора, на которой стоял Иерусалимский храм) – это, конечно, святыня Божья, а Вавилон – олицетворение греха да язычества. Поэтому евреи сидели на реках Вавилонских и плакали. Это можно перевести как сидели в болоте, в вонючей грязи и плакали.

Но и в этом плаче нет безысходности. Нет. Это не плач уныния. И не плач самоубийцы, перед тем как учинить суицид. Нет. Это плач, растворенный надеждой на Бога, плач падшего грешного человека, в котором воскресает истинная вера. Потому что здесь, в болоте язычества, душа человеческая не смешивается с язычеством, но вспоминает Сион. О, возлюбленный Сион!

И пусть в дальнейших стихах псалма повествуется о дальнейших страданиях евреев! О том, что они на вербах повесили свои органы, т. е. музыкальные инструменты, на которых играли при совершении богослужения в Иерусалимском храме на горе Сион (Пс. 136:2). О том, что вавилоняне, пленившие их, конечно, издеваясь над евреями просили их в насмешку петь их молитвы (Пс. 136: 3). Но для евреев это было невозможно. Храм разрушен. Совершать вне его, на земле чужой богослужение – богохульство и святотатство: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136:4).

Но в то же время богослужение совершать нереально на земле, а в душе оно совершается, потому что истинная вера воскресает и любовь к Сиону полыхает в сердце, как зарево рождающегося рассвета.

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (Пс. 136:5, 6).

«Иерусалим, Сион, храм, Бог – вот для меня сила моей десницы, моего языка, ума, моего веселья и радости, – словно бы говорит пленный в Вавилоне еврей. – Если я забуду Сион, то уйдет сила из моей правой руки (десницы) и язык прилипнет к гортани моей. Из меня сила уйдет. Потому что единственно Бог – Податель и Источник жизни». Вот о чем эти стихи.

О том же говорят нам и святые отцы. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит Кирский пишут, что десница – помощь Божья.

«И если я забуду Иерусалим, то помощь Божья прекратится», – говорит устами святого пророка и царя Давида еврей в Вавилоне.

Также интересно и душеполезно толкует шестой стих псалма (а именно место «аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего») святитель Иоанн Златоуст: «Слово: предложу значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Ему вторит блаженный Феодорит: «Верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение».

Далее следует седьмой стих: «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго». Здесь устами святого Давида еврей в Вавилоне вспоминает все те ужасы, которые сотворили вавилоняне и хананеи под их главенством, когда разрушали Иерусалим и храм. В сущности, сыны Эдомские – это и есть языческие народы Ханаана. В первую очередь сыны Эдомские – идумеяне – потомки Эдома, вышедшего из рода Исава – брата патриарха Иакова. Они настолько ненавидели евреев, что кричали, когда вавилоняне разрушали Иерусалим: истощайте, истощайте до оснований его. Это обозначает: уничтожайте, разрушайте до основания, чтобы и памяти не осталось. Т. е. такая ярость, готовая не просто убить, но разорвать, уничтожить. Прежде всего это ненависть к святыне и к Богу. В духовном отношении здесь, конечно, говорится о бесах.

И олицетворение их ада в символическом значении на земле – Вавилон с его языческими зиккуратами, астрологией, магией, оккультными религиозными сатанинскими науками.
Поэтому и в восьмом, и в девятом стихах 136-го псалма сказано: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Т. е. дочь Вавилона – окаянная. Здесь окаянство – противоположность покаянию. Это безумная страшная болезнь гордыни, потому она достойна жалости и погибнет. Так об этом писали и святые отцы. Святитель Афанасий Александрийский (Великий): «Это – пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона». Святитель Иоанн Златоуст: «Здесь пророк предсказывает несчастия, которые постигнут Вавилон, и, по причине имеющих постигнуть его бедствий, называет его несчастным». Но в то же время в данном отрывке говорится в духовном отношении, что мы должны ненавидеть «дочь Вавилона» – наши грехи да страсти, да сатану с бесами. Бога любить, человека любить, а то все ненавидеть. Вот в чем заключается наше воздаяние: в неприятии, в сопротивлении греху.

Теперь о самом сложном и последнем девятом стихе: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Здесь, конечно, имеет место иносказание. И нет никакой кровожадности. В данном стихе говорится о «младенцах дочери Вавилона» – о грехах и даже об их зародышах, об их началах, так называемых бесовских прилогах. Это святое и аскетическое указание Священного Писания, а значит и Самого Бога на то, как мы должны поступать с грехом. Мы должны «имет», т. е. взять их. Здесь это означает осознать четко, что грехи у нас есть и какие именно. Как говорится в медицине, правильно поставленный диагноз – уже половина пути к выздоровлению. Важно разбить грех в зародыше, не кормить его собой, не ждать, пока он из маленького «гремлина» превратится в огромного «годзиллу». Следует в зародыше разбить его о камень. А камень – это Господь наш Иисус Христос. Довольно часто символом Спасителя в Священном Писании выступает камень. Т. е. попросить у Господа прощения своих грехов, искренно покаяться, сходить на исповедь в храм к священнику, стараться не повторять грехи. Вот что такое разбить «младенцы дочери Вавилона о камень».

А вот наступает время Великого поста. И нам нужно осознать, что каждый из нас сидит на реках Вавилонских, сидит во грехе, часто атакуемый бесами, но только Бог может избавить нас от этой вонючей жижи страстей, от этих полчищ «вавилонян» и «сынов эдомских». Главное – не забывать небесного Сиона, не забывать нового горнего града Иерусалима. И Бог обязательно разобьет о камень Своей любящей мощи наших врагов и спасет нас.

Надо только покаяться, осознать, что мы в вавилоне окаянном, и возопить к Богу о спасении. И это дивное чудо случится. Отвергнувшись окаянства гордыни, мы войдем в блаженство смирения. Пройдя через испытание Великого поста, мы войдем в Великое и Светлое Христово Воскресение. И Христос Воскреснет для нас и в нас. Нужно только из сердца своего сотворить Всевышнему Сион и воздвигнуть в нем храм, в который обязательно войдет и поселится Бог.

Иерей Андрей Чиженко

Иерусалим (храмы)

Иерусалим

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа; является центром христианского паломничества. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни в туда прибывает рекордное количество паломников. Храм Гроба Господня — одно из самых священных мест для христиан всего мира, здесь находятся такие святыни как Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Расположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Как добраться: совершая экскурсию по улице Виа Долороза или автобусами фирмы «Эгед» №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон)

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Гефсимания

Церковь Иоанна Предтечи (Иерусалим)

Греко-православная церковь святого Иоанна Крестителя в Христианском квартале – один из древнейших христианских храмов на Святой Земле. За его простыми и даже суровыми стенами скрываются богато украшенный интерьер и многовековая история.

Турист, прогуливаясь по улочкам греческого рынка «Автимос» в районе Муристан и увидев издали серебристый купол, может и не понять, как попасть в церковь. Со стороны рынка находится её полукруглая задняя часть, апсида. Чтобы попасть внутрь, надо выйти за пределы Муристана, на Христианскую улицу. Там, неподалёку от улицы Давида, среди лавочек с одеждой и сувенирами, кроется малоприметная дверь, над которой висит скромное изображение усекновенной главы святого Иоанна Крестителя. Эта дверь и ведёт во двор греко-православного монастыря святого Иоанна Крестителя.

Первая церковь была построена здесь в V веке. Уже тогда она была посвящена Иоанну Предтече – последнему пророку, готовившему израильский народ к появлению Мессии. Персидские завоеватели разрушили храм в VII веке, но позже Патриарх Александрийский выстроил его заново.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Старый город, угол Христианской ул. и ул. Давида.

Проезд: Вход между лавками с Христианской улицы.

Церковь Георгия Победоносца (Иерусалим)

Исторически церковь была одним из иерусалимских монастырей, однако следует учитывать, что, за исключением Патриаршего монастыря свв. Константина и Елены при Гробе Господнем (собственно, Святогробского братства), греческие монастыри внутри стен Старого города в Иерусалиме разительно отличались от монастырей в России или Греции. В своих записках инока-паломника «Старый Иерусалим и его окрестности» (изданы впервые в 1870-71 г. в журнале «Душеполезное чтение», отдельным изданием в 1873 г.) архимандрит Леонид (Кавелин) остановился на этой особенности, и лучше, чем он, пожалуй, не скажешь: «Для читателей (не бывавших в Святом Граде) прежде всего надобно заметить, чтобы, услышавши слово: монастырь, они не составляли себе понятия о монастырях палестинских по тому, что видят на своей родине. В Иерусалиме монастырями называются дома, по внешнему виду ничем не отличающиеся от прочих городских зданий, а некоторые и даже большую часть по самому назначению своему следовало бы называть не монастырями, а странноприимницами, ибо они исключительно служат для помещения богомольцев. Начальники таких странноприимных домов, из иноков Патриархии, именуются игуменами, имея в помощь себе одного или двух послушников и служителей из наемных арабов. Странноприимницы эти отдаются в полное распоряжение своих начальников, с уплатою в Патриаршую казну положенной с каждого такого странноприимного дома суммы, смотря по тому, сколько каждый может вместить в себе богомольцев… Нельзя не заметить, что смешение названий странноприимницы и монастыря служит нередко, в глазах наших богомольцев и туристов, поводом к нареканиям, которые сами собою устраняются при названии предмета свойственным ему именем».

Адрес: Иерусалим, Армянский квартал

Проезд: От Сионских ворот спускаться на восток, первый поворот налево на ул. Хабад (по-над автостоянкой справа), второй поворот налево (на запад) на ул. Ангела (ха-Малах, аль-Малак). Следовать по ул. Ангела, повернув вместе с ней направо (на север). На пересечении ул. Ангела с ул. Арарат — поворот направо ( … нажмите чтобы увидеть полное описание проезда

Собор Святой Троицы (Иерусалим)

Соборная церковь во имя Святой Троицы была торжественно заложена 30 августа (11 сентября) 1860 года в рамках строительства русских построек на приобретенных Палестинским Комитетом землях на Мейдамской площади Иерусалима. Закладку храма совершили первый эпитроп Иерусалимского патриарха митрополит Петроаравийский Мелетий и начальник Миссии епископ Кирилл (Наумов) в сослужении русского и греческого духовенства.

Автором проекта был русский архитектор Мартин Эппингер. Первоначально предполагалось освятить храм во имя святого Александра Невского (покровителя Александра II), но затем было решено посвятить собор Святой Троице.

В 1863 году строительство Троицкого собора было закончено, но его освящение состоялось только 27 октября (8 ноября) 1872 года. Богослужение возглавил Иерусалимский патриарх Кирилл II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина).

Адрес: Иерусалим, Русское подворье, улица Хешин, площадь Москвы.

Наименование на разных языках: по-евр., «Миграш а-Русим», по-англ., «Рашен Компаунд», по-араб., «Маскобúя». Подворье располагается между Центральным полицейским участком и Иерусалимским муниципалитетом (по-евр., «Ирия»).

Церковь мученицы Александры Римской (Иерусалим)

Домовая церковь во имя мученицы и царицы Александры была освящена 28 июня 1864 года. Название своё церковь получила во имя небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, супруги царя Николая I. Строительство церкви было осуществлено в рамках общей программы основания Русских построек Палестинским комитетом на Мейдамской площади Иерусалима, осуществлявшихся в период с 1860 по 1864 годы.

Торжественное освящение церкви состоялось 28 июня 1864 года при Патриархе Иерусалимском Кирилле II и начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Леониде (Кавелине). Богослужение возглавил патриарший наместник, греческий митрополит Петро-Аравийский — Мелетий. На Богослужении присутствовали русские, греки, абиссинцы, копты.

Местоположение: Иерусалим, Русское подворье (евр. — «Миграш а-Русим», араб. — «Маскобúя»)

Проезд: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме располагается между почтовым отделением на ул. Яффо и Иерусалимским Муниципалитетом (Ирия), в одном здании с Мировым судом (Бейт Мишпат а-Шалом). Вход в Миссию с ул. Яффо или ул. Хешин.

Церковь святого Александра Невского (Иерусалим)

Це́рковь Свято́го Алекса́ндра Не́вского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. В храме служат священники РДМ РПЦЗ и РДМ МП по предварительной договорённости.

Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Иерусалиме была задумана руководством Императорского православного палестинского общества (ИППО) как храм-памятник основателю ИППО — императору Александру III.

При изысканиях на Русском месте в старом городе Иерусалима, проведённых с 1861 по 1884 год, были найдены археологические древности, прежде всего, Порог Судных Врат, через которые переступал Иисус Христос, ведомый на казнь.

В 1884 году руководство ИППО решило покрыть святыню зданием, которое в начале назвали «Русским домом», а затем переименовали в Александровское подворье в память императора Александра III.

Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel

Проезд: От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из ворот в юго-восточном углу площади и дале 100 на восток ул. Ряд Красильщиков (Сук ад-Даббагха). Последняя дверь слева перед поворотом самой улицы налево — вход в Александровское подворье.

Армянский собор Святого Иакова (Иерусалим)

Кафедральный Собор Святого Иакова — кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме (Армянский патриархат Иерусалима) в армянском квартале Старого города. Храм построен в XII веке и посвящён апостолу Иакову.

По традиции считается, что Иаков был казнён на этом месте. Сперва здесь находилась византийская церковь, а с XII века — церковь крестоносцев. Современный ансамбль собора включает строения XII—XVIII веков, в течение которых здание было существенно перестроено.

Помимо проведения богослужений собор со стенами метровой толщины неоднократно использовался членами армянской общины в качестве убежища. Последний раз это было в 1948 году во время миномётного обстрела города, когда здесь укрылись более 1000 жителей квартала.

Святыни:

  • Глава апостола Иакова (Заведеева)
  • Могила свт. Макария Иерусалимского (IV в.)

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

Иерусалимский Троицкий собор Русского подворья

Вознесенский собор Елеонского монастыря

Русская духовная миссия в Иерусалиме, два параллельных канонических образования Русской Православной Церкви в Святой Земле — в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси и в составе Русской Православной Церкви Заграницей

  • Миссийское управление:
    • Патриаршая: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, 6 Kheshin str., P.O.Box 1042, Jerusalem 91009, Israel
    • Зарубежная: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel
  • Тел.:
    • Патриаршая: (10-972-2) 625-25-65, факс: 625-63-25
  • Официальный сайт:
    • Патриаршая:
    • Зарубежная:

Патриаршая миссия ныне в первую очередь представительство Русской Православной Церкви при патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Также центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих на территории этих государств и ведущая паломническая служба Русской Церкви для организации поездок в эти земли а также в Египет.

Миссия Русской Зарубежной Церкви также окормляет паломников, поддерживает духовное и вещественное наследие Русской Церкви в Святой Земле.

Основание

Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви возник впервые в XIX веке, в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений писал императору Александру I в 1816 году: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники русские» . В 1838 году камергер императорского двора А. Н. Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме духовной миссии. По его мысли российскому императору надлежало стать покровителем над святыми местами, а русский архимандрит в Палестине «мог бы иметь благотворное влияние на …единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания .» В 1842 году в докладе на имя императора вице-канцлер Нессельроде отмечал необходимость духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на такого клирика контроль за расходованием собранных в России пожертвований для Православной Церкви в Святой Земле.

В июле 1842 Синод принял решение о направлении в Иерусалим, как неофициального лица, архимандрита Порфирия (Успенского). После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским патриархами он прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года. По ознакомлении с обстановкой в своем отчете Синоду высказался за создание духовной миссии, которая стала бы знаком «видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской,» осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках .

В феврале 1847 года император Николай I утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Во главе встал архимандрит Порфирий (Успенский), а вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах и будущий святитель Феофан (Говоров). Иерусалимский Патриархат выделил для размещения их Иерусалимский Архангельский монастырь — там впервые на Святой Земле стали совершаться богослужения на славянском. В 1852 году по просьбе Иерусалимского патриарха Кирилла отец Порфирий стал попечителем православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Иерусалимском Крестном монастыре. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе и издании духовных книг по-арабски , и об улучшении быта русских паломников. Благодаря этому при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография, а для размещения русских паломников Патриархия выделила в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри . Много времени архимандрит Порфирий и его помощники посвящали ученым трудам, исследованию церковного быта и истории христианского Востока. Крымская война в 1853-1856 годах заставила миссию временно прекратить деятельность.

Рост и расцвет

После войны духовная миссия возобновилась. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. На российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. В Сирии владыка Кирилл устраивал школы и направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты. Не оставлялась и забота о русских паломниках — для них совершались богослужения на родном языке, требы, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны.

В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Они были куплены как собственность императорского правительства усилиями начальника миссии и русских консулов, а затем и специально созданного для улучшения нужд русских паломников Палестинского комитета при Азиатском департаменте МИДа Российской Империи. Обширный участок, впоследствии известный как Русское подворье или «Москобия», стал застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской духовной миссии с храмом мученицы Александры, Елизаветенское (мужское) и Мариинское (женское) подворья для паломников, Русская больница, дом русского консула. Все эти постройки были сооружены в период 1859-1864 годах и обнесены каменной стеной. Александринский храм, освященный в 1864 году, стал первой церковью в Святой Земле построенной русскими.

В то время были учреждены ряд новых русских учреждений в Святой Земле, которым переданы многие изначальные функции духовной миссии. В 1856 году в Иерусалиме было создано агентство «Русского общества Пароходства и Торговли». В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство. Постройкой зданий на Русском Подворье занимался Палестинский комитет Азиатского департамента МИДа, существовавший в 1859-1864 годах. В 1864-1889 годах действовала Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Императорское Православное Палестинское общество, которое деятельно занялось храмоздательством. Уделом собственно духовной миссии оставалось поддержание контактов с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников.

Почти тридцать лет начальства архимандрита Антонина (Капустина) стали золотым веком для миссии. Холодность в отношениях с Российским консульством в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина найти для миссии новую сферу деятельности — приобретение и обустройство земельных участков за пределами Иерусалима . Несмотря на частое «безденежье» удалось приобрести большое число участков, многие из которых — подлинные места, на которых разворачивались события описанные Священным Писанием. Приобретение земельных участков несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности римо-католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои учреждения. Так были приобретенны участки в Хевроне, с дубом Мамврийским (1868); на горе Елеон близ места Вознесения Господня (1868-1889); в Эйн-Кареме, в «Горней», на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы (1871); в Иерихоне (1874); в Яффе с гробницей праведной Тавифы (1886); в Бейт-Джале; в Силоаме; в Тиверии; в Анате. В связи со сложностями оформления актов о покупке, участки приобретались на имя драгомана миссии турецкого подданного Я. Е. Халеби, тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина, а начальник миссии в 1894 году завещал их Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году общая стоимость новоприобретенных участков составляла миллион рублей . Покупка участков при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, в 1872 году Синод даже распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.

Тем временем шло обустройство участков. Елеон был предназначен для монастыря — тут был возведен храм Христа Спасителя и колокольня, получившая название «Русской свечи». В Горней (Эйн-Кареме) была образована женская община в которой в 1883 году был освящен Казанский храм. В Яффе был устроен апельсиновый сад, возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм апостола Петра. В Иерихоне построено подворье для паломников, путешествовавших на Иордан.

Как и прежде, миссия совершала богослужения и требы для паломников, иногда монашеские постриги, в паломнический период — чтения и беседы с народом, сопровождение паломников. Продолжались и усилия для просвещения местного населения — так, на средства императрицы Марии Александровны, архимандрит Антонин по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. За счет отдыха архимандрит Антонин находил время для серьёзных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Он также создал в Иерусалиме миссийский археологический музей.

Деятельность миссии продолжала ширится в заданном русле при преемниках отца Антонина, на рубеже XIX-XX веков. Приобретены новые участки — в Хайфе на горе Кармил (1908); на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины (1908; в Кане Галилейской; в Назарете; в других местах Святой Земли. В 1907 году в Хевроне было начато строительство храма святых праотцев, в 1910 году пошло возведение собора Горненского монастыря, а в 1913 году на горе Кармил была освящена церковь святого пророка Илии. Как прежде велись археологические исследования.

В 1914 году Первая мировая война прервала деятельность миссии, вынудив начальника и сотрудников переехать в Александрию. Храмы оказались закрыты, помещения заняты турецкими солдатами, оставшиеся в Святом Граде изгнанные сестры и паломники подверглись притеснениям. Лишь в конце мировой войны, в годы гражданской войны в России, миссия смогла начать восстанавливать разоренную жизнь.

Межвоенные годы

В 1919 году, по занятии Палестины Великобританией, русские монахи вернулись в Иерусалим. Связь с Россией оказалась прервана, и с 1920 года миссия вошла в ведение Временного Высшего Церковного Управления Заграницей. Миссия оказалась лишена защиты какого-либо государства, исчезло большинство прежних источников материальной помощи. С установлением власти Британского мандата бо́льшая часть опустевшего Русского подворья была занята гражданскими учреждениями — там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд. Многие миссийские постройки оказались повреждены и запущены.

Большую помощь в поддержании миссии оказал архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский), направленный в Святую Землю зарубежным русским священноначалием в 1921 году и с 1924 года около десяти лет служивший наблюдающим за делами миссии. В первую очередь было получено признание прав миссии со стороны британских властей, восстановлена правильная монашеская жизнь. Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. Была открыта Гефсиманская обитель, основана Вифанская школа, приобретен участок у реки Иордана. Период новых потрясений и переустройтсв в жизни последовал за Второй мировой войной.

Разделение миссии

В 1945 году Святую Землю посетил патриарх Московский Алексий I, ребром встал вопрос о каноническом подчинении миссии. Арабо-израильская война 1947-1949 годов привело к образованию государства Израиль, которое в 1948 году передало Московском Патриархату те храмы и монастыри миссии, которые оказались на его территории. Миссийская собственность, оказавшаяся на территории Иордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви.

Патриаршей миссии пришлось пережить немалые трудности в связи с продажей советским правительством большей части Русского подворья государству Израиль. Однако, богослужебная жизнь поддерживалась. В 1962 году на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.

Миссия Зарубежной Церкви с конца 1940-х годов сумела обратить внимание русской эмиграции к своему бедственному положению и привлечь приток пожертвований. Управление миссии было обустроено вначале в Гефсиманской, а потом в Елеонской обители. Был приобретен участок в вади Фаран где в древности располагалась Лавра святого Харитона. При архимандрите Антонии (Граббе) управление было перенесено на русские раскопки близ Храма Святого Гроба, но потом снова переместилось в Елеонский монастырь.

Путь к возрождению и воссоединению

Распад СССР положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных бывшего союза — символическим началом стало паломничество патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года. Благодаря пожертвованиям в патриаршей миссии начали проводиться масштабные реставрационные работы, возобновилась просветительская и издательская деятельность. В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии патриарх Алексий вновь прибыл в Иерусалим, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова был в Святой Земле на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме миссией был построен крупный гостиничный паломнический комплекс, Палестинские власти вернули миссии подворье в Иерихоне. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря. В начале 2007 года Иордания передала России участок у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства паломнического подворья.

Политическое давление в 1990-х годах привело к тому, что оба владения переданных патриаршей миссии — Хевронский монастырь и Иерихонское подворье — были перед этим изъяты у Зарубежной Церкви с применением насилия. Благодаря восстановлению канонического общения между Отечественной и Зарубежной частей Русской Православной Церкви в 2007 году, началось сближение между отчужденными русскими духовными миссиями. В июне 2007 года состоялось первое совместное богослужение представителей обеих частей Русской Церкви на Святой Земле. К началу 2010-х годов управление Иерихонским подворьем осуществлялось обеими миссиями совместно.

Статистика

  • 1 января 1965 — у зарубежной миссии 18 участков, 1 из которых приносил доход; 16 монашествующих в Миссии (начальник, и.д. помощника, эконом, 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, схимонах, монах, 2 рясофорных инока, 3 послушника); 104 монашествующих в Елеонском монастыре (53 монахини, 36 инокинь, 15 послушниц); иные монашествующие в Вифанской общине, при Мамврийском дубе, в Фаранской лавре
  • 2000-е — у патриаршей миссии 9 действующих храмов, 7 священников, 1 диакон

Начальники

  • Порфирий (Успенский) (31 июля 1847 — 1854)
  • Поликарп (Радкевич) (24 марта — 30 сентября 1857) еп. Одесский
  • Кирилл (Наумов) (1 сентября 1857 — 22 июня 1863) еп. Мелитопольский
  • Леонид (Кавелин) (1863 — 1865)
  • Антонин (Капустин) (1865 — 1894)
    • Арсений (Изотов) (1894) в/у
  • Рафаил (Трухин) (1894 — 1899)
  • Александр (Головин) (1899 — 1903)
  • Леонид (Сенцов) (1903 — 1918)
    • Мелетий (Розов) (1918 — 1922) и/о
  • Иероним (Чернов) (1922 — 1925)
    • Мелетий (Розов), 2-й раз (1925 — 1928) и/о
  • Киприан (Керн) (1928 — 1931)
  • Афанасий (Петров)
  • Мелетий (Розов)
  • Антоний (Синкевич) (1933/1937 — 1948)

Патриаршая миссия в Израиле

  • Леонид (Лобачев) (декабрь 1948 — 1950)
  • Владимир (Кобец) ((? 1950) 1951 — 27 декабря 1951)
  • Поликарп (Приймак) (сентябрь 1951 — апрель 1955)
  • Пимен (Хмелевский) (20 февраля 1956 — 1957)
  • Никодим (Ротов) (25 сентября 1957 — 20 октября 1958 (март 1959))
  • Августин (Судоплатов) (1 октября 1959 — 1961)
  • Варфоломей (Гондаровский) (октябрь 1961 — 23 января 1963)
  • Ювеналий (Поярков) (23 января 1963 — 22 декабря 1964)
  • Гермоген (Орехов) (22 декабря 1964 — 25 ноября 1966)
  • Антоний (Завгородний) (4 апреля 1967 — 1970)
  • Иероним (Зиновьев) (1970 — 25 августа 1972)
  • Климент (Толстихин) (25 августа 1972 — (5 апреля) 5 августа 1974)
    • Серафим (Тихонов) ((5 апреля) 5 августа — 26 декабря 1974) и/о
  • Серафим (Тихонов) (26 декабря 1974 — 22 июля 1977)
  • Николай (Шкрумко) (22 июля 1977 — 16 июля 1982)
  • Пантелеимон (Долганов) (16 июля 1982 — 29 июля 1986)
  • Павел (Пономарев) (29 июля 1986 — 19 июля 1988)
  • Никита (Латушко) (19 июля 1988 — 26 апреля 1993)
  • Феодосий (Васнев) (26 апреля 1993 — 12 марта 2002)
  • Елисей (Ганаба) (12 марта 2002 — 6 октября 2006)
  • Тихон (Зайцев) (6 октября 2006 — 31 марта 2009)
  • Исидор (Минаев) (31 марта 2009 — 16 июля 2013)
    • Феофан (Лукьянов) (16 июля 2013 — 13 июля 2015) вр. и/о
  • Александр (Елисов) (с 13 июля 2015)

Зарубежная миссия

  • Антоний (Синкевич) (1948 — 1951)
  • Димитрий (Биакай) (1951 — 1968)
  • Антоний (Граббе) (1968 — январь 1986)
  • Валерий Лукьянов (1986 — 1987)
  • Алексий (Розентул) (1 сентября 1987 — октябрь 1991)
  • Николай (Юхос) (май 1992 — ноябрь 1993)
  • Владимир Скалон (1993)
  • Феодосий (Клэр) (ноябрь 1993 — декабрь 1995)
  • Варфоломей (Воробьёв) (декабрь 1995 — август 1997)
  • Алексий (Бирон) (1997 — 2000)
  • Петр (Лукьянов) (2000 — 2002)
    • Андроник (Котляров) (2003 — 2 мая 2007) и/о
  • Иоасаф (Маклеллан) (нач. года — 18 декабря 2009)
    • Тихон (Амельченя) (14 июля 2010 — 17 мая 2011) и/о
  • Тихон (Амельченя) (с 17 мая 2011 — 9 октября 2012)
    • Роман (Красовский) (14 июня 2012 — 9 октября 2012) и/о
  • Роман (Красовский) (с 9 октября 2012)

Состав

Монастыри

  • Гефсиманский Мариинский (женский, РПЦЗ)
  • Горненский Казанский (женский, МП)
  • Елеонский Вознесенский (женский, РПЦЗ)
  • Магдалинский Мариинский (МП)
  • Фаранский Харитоновский скит (мужской, РПЦЗ — восстанавливается)

Храмы в Иерусалиме

  • Александры царицы (МП)
  • Троицы Живоначальной, собор (МП)

Подворья

  • Вифлеемское подворье с паломнической гостиницей (МП)
  • Иерихонское подворье с храмом Иоанна Предтечи (совместное)
  • Хайфинское подворье с храма Илии пророка (МП)
  • Хевронское подворье с храмом святых Праотец (МП)
  • Яффское подворье с храмом апостола Петра (МП)

Прочие учреждения

  • Тивериадский дом паломника (МП)

Использованные материалы

  • Тихон (Зайцев), архим., Феофан (Лукьянов), игум., «Краткая история и деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме,» Православный паломник (журнал), № 5 (36), 2007:
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страницы официальных сайтов Русской духовной миссии в Иерусалиме:
    • — см. соотв. разделы
    • — см. соотв. разделы
  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

Н. Каптерев. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815-1844). Православный Палестинский Сборник, т. 15, вып. 1 (продолжение). СПб. 1898. С. 657. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 1997. С. 55).

П. В. Безобразов. Император Александр I и Патриарх Поликарп. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, т. 22, вып. 1. СПб, 1911. С. 21. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 72).

Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 85.

В. Н. Хитрово. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001.С. 35.

Игум. Марк (Головков). Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 32.

Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 242-243.

Н. Н. Лисовой. «Жаль мне до смерти всего прошедшего…» (Из дневника архимандрита Антонина)//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001. С. 214.

Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. I, 422-426.

Горненский женский монастырь в Иерусалиме (Эйн-Карем)

Горненский женский монастырь в Иерусалиме расположен в районе Эйн-Карем — сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.

ЧАСЫ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МОНАСТЫРЯ:
ежедневно с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В период израильского летнего времени:

  • Утром в будни …………… в 7:00 (время израильское);
  • Утром в воскресенье … в 7:30;
  • Вечером во все дни ….. в 15:45.

В период израильского зимнего времени:

  • Утром в будни …………… в 6:00 (время израильское);
  • Утром в воскресенье … в 06:30;
  • Вечером во все дни ….. в 14:45.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Почтовый адрес: Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699, Jerusalem, 9100902. Israel

Горненский монастырь (Эйн-Карем)

Монастырь

Горненский русский женский монастырь в Иерусалиме Страна

Израиль

Город

Иерусалим

Конфессия

Православие

Епархия

Русская духовная миссия в Иерусалиме РПЦ МП

Тип

женский

Основатель

архимандрит Антонин (Капустин)

Первое упоминание

1871 год

Реликвии и святыни

чудотворная Казанская икона Божией Матери

Настоятель

игумения Георгия (Щукина)

Статус

Охраняется государством

Состояние

действующий

Медиафайлы на Викискладе

Храм Всех Святых в земле Российской просиявших

Го́рний или Го́рненский женский монасты́рь — православный женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, находящийся в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата. Расположен в Эйн-Кареме, в 7 км на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль). Название «Горненский» связано с тем, что монастырь находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1992 года — игумения Георгия (Щукина).

История

Портрет архимандрита Антонина (Капустина) работы Н. А. Кошелева

В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39-56). Владелец участка бывший драгоман французского консульства в Иерусалиме Ханна Джельяд запросил за него 4000 наполеондоров (80 тыс. франков или около 25 тыс. рублей серебром). Для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет.

Сразу после закупки участка в 1871 году на нём поселились отдельные монахини и паломники. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 года в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесенная святыня — камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима, недалеко от так называемой «пустыни» св. Иоанна Предтечи, рядом с современным поселком Эвен-Сапир.

Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего Синода в 1898 году, а в 1903 году в обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счёт которых монастырь сам себя кормил.

В 1910 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

К 1914 году в монастыре находилось около 200 монахинь, которым по требованию оттоманских властей пришлось покинуть обитель и переехать в Александрию, откуда вернулись в 1918 году в основательно повреждённый монастырь. Однако усилиями сестер он был восстановлен.

Из-за невозможности связи с Московским Патриархатом монастырь, как и вся Русская духовная миссия, с 1920 года перешли в подчинение Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1924 году Горненская община снова получила канонический статус монастыря.

Многие насельницы, пришедшие в обитель в эти годы, были русскими монахинями-эмигрантками, бежавшими в Бессарабию, оттуда в Сербию, а затем во Святую Землю. Лишь несколько послушниц были из арабок.

В 1945 году, после визита в Святую землю патриарха Алексия I, среди сестер монастыря возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая часть сторонниц перехода в юрисдикцию Московской патриархии. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение этим сестрам греческий храм в Эйн-Кареме.

Во время операции «Нахшон», когда в июле 1948 года начались бомбежки Эйн-Карема, сёстры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины (Eлеонский монастырь).

После образования Государства Израиль в 1948 году, монастырь (как и здания Русской Духовной Миссии) был передан израильскими властями советскому правительству (Московскому патриархату). Монахини, не пожелавшие перейти в юрисдикцию Московского патриархата, остались в Елеонском монастыре под контролем РПЦЗ. Пять монахинь переехали в Чили, где в 1958 году архиепископом Леонтием был основан Успенский монастырь.

С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей РПЦ в течение всей последующей истории СССР, являясь единственным женским монастырём Московского патриархата за пределами советских границ.

В 1987 году был освящен пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1997 году было возобновлено строительство собора в честь Святой Троицы и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Особый праздник монастыря

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Святейший синод указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», совершаемый обычно 12 апреля (30 марта по ст. ст.). Это связано с тем, что монастырь находится в нескольких десятках метров от места, где, по преданию, произошла Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой (на том месте в настоящее время находится францисканская церковь Посещения).

С тех пор накануне праздника Целования икону Благовещения Пресвятой Богородицы перевозят из Свято-Троицкого собора в Иерусалиме в Горненский монастырь, где остается в течение трех месяцев до праздника Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по ст. ст.), так как Богородица была здесь у Елизаветы 3 месяца. Эту икону ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, ставя рядом с ней игуменский жезл. В течение этих трех месяцев сама Пресвятая Богородица является игуменей монастыря.

В общецерковном календаре Русской Православной церкви такое празднование отсутствует.

Примечания

  1. 1 2 Павел Платонов. Горненский монастырь в Иерусалиме: история обители и её престольных праздников
  2. Игумения Георгия (Щукина Валентина). Официальный сайт Московского патриархата.
  3. А. А. Дмитриевский. Русская Горненская женская община в «граде Иудове» близ Иерусалима. — Санкт-Петербург.: Аксион эстин, 2008. — С. 19
  4. 1 2 3 4 5 Горненский монастырь. Православная энциклопедия. Т.12 — С. 122—125
  5. Официальный сайт храма Всех Святых, что в Красном Селе. Горненский монастырь
  6. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Горненский монастырь // Де Агостини : журнал. — 2010. — № 61.
  7. Монастырские владения Русской Православной Церкви заграницей на Святой Земле и политика Московского Патриархата
  8. Освящение соборного храма в Горненском монастыре (недоступная ссылка)
  9. Храм в честь русских святых стал подарком к юбилею (недоступная ссылка). Дата обращения 29 октября 2007. Архивировано 5 ноября 2007 года.
  10. Патриарх Кирилл освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме
  11. Русская духовная миссия в Иерусалиме. Горненский женский монастырь в Эйн Кареме

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Горненский монастырь (Эйн Карем)
  • Горненский женский монастырь в Эйн Кареме. Официальный сайт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
  • П. Платонов. Горненский монастырь в Иерусалиме: история Обители и её престольных праздников

Дореволюционные русские церкви за границами Российской империи

Франция

Италия

  • Бари
  • Неаполь
  • Рим
  • Сан-Донато
  • Сан-Ремо
  • Флоренция

Германия

Австро-Венгрия

Балканы

Остальная Европа

Палестина

США и Канада

Прочие страны

Троицкий собор (Иерусалим)

Православный собор

Собор Святой Троицы

קתדרלת השילוש הקדוש


Вид с севера на Свято-Троицкий собор

Страна

Израиль

Город

Иерусалим, Московская площадь, угол улиц Монбаз и Хешин

Конфессия

православие

Епархия

Русская православная церковь

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

неовизантийский

Автор проекта

Мартин Эппингер

Дата основания

Строительство

1860—1872 годы

Статус

действующий храм

Состояние

отличное

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Свято́й Тро́ицы — главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата. Освящён в 1872 году.

Соборная церковь во имя Святой Троицы была торжественно заложена 30 августа (11 сентября) 1860 года в рамках строительства русских построек на приобретенных Палестинским Комитетом землях на Мейдамской площади Иерусалима. Закладку храма совершили первый эпитроп Иерусалимского патриарха митрополит Петроаравийский Мелетий и начальник Миссии епископ Кирилл (Наумов) в сослужении русского и греческого духовенства.

Автором проекта был русский архитектор Мартин Эппингер. Первоначально предполагалось освятить храм во имя святого Александра Невского (покровителя Александра II), но затем было решено посвятить собор Святой Троице.

Русские паломники перед Елизаветинским подворьем (справа на снимке), около Свято-Троицкого собора.

В 1863 году строительство Троицкого собора было закончено, но его освящение состоялось только 27 октября (8 ноября) 1872 года. Богослужение возглавил Иерусалимский патриарх Кирилл II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина).

В декабре того же года на колокольню храма был поднят колокол.

Службы в соборе совершались ежедневно.

В 1895—1897 годах в соборе был произведён ремонт. В его процессе была отремонтирована кровля, исправлена отмостка. Клеевая краска со стен и колонн храма была соскоблена, и интерьер трижды был выкрашен в белый цвет; а затем собор был расписан священными изображениями. Из алтаря был устроен крытый запасный выход.

В период действия Британского мандата Троицкий собор оставался действующим и находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.

Храм сильно пострадал в период Первой арабо-израильской войны. С 1948 года он находится в юрисдикции Русской православной церкви.

Архитектура, убранство

Интерьер собора

Собор — белокаменный пятикупольный храм, построенный в неовизантийском стиле.

Резной иконостас был изготовлен в 1869 году в Санкт-Петербурге. Его автор, Н. А. Леонтьев, в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке получил серебряную медаль. Царские врата позолочены, они были пожертвованы председателем Палестинского комитета великим князем Константином Николаевичем.

Святыни

В соборе имеются две особо почитаемые святыни:

  • Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ ежегодно после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы переносится на три месяца в Горненский женский монастырь, где занимает игуменское место. Обычай был введён архимандритом Антонином (Капустиным) в память о евангельской встрече Девы Марии и праведной Елизаветы в селении Горняя.
  • Икона святителя Николая Чудотворца. Образ был подарен Троицкому собору паломниками с парохода «Корнилов». В 1910 году корабль, плывший из Одессы в Яффу, попал в сильную бурю. После молитв пассажиров перед корабельной иконой святителя Николая, буря скоро утихла.

> Примечания

  1. История Русской Духовной Миссии архим. Никодима (Ротова)
  2. Епископов Газского, Назаретского, Лиддского и Тивериадского.
  • Троицкий собор
  • Народный каталог православной архитектуры
  • История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов. Сайт православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме

Дореволюционные русские церкви за границами Российской империи

Франция

Италия

  • Бари
  • Неаполь
  • Рим
  • Сан-Донато
  • Сан-Ремо
  • Флоренция

Германия

Австро-Венгрия

Балканы

Остальная Европа

Палестина

США и Канада

Прочие страны

Свято-Троицкий собор (Иерусалим)

Православный собор
Собор Святой Троицы
קתדרלת השילוש הקדוש
Вид с севера на Свято-Троицкий собор
Страна Израиль
Город Иерусалим, улица Мунбаз угол Хешин
Конфессия православие
Епархия Русская православная церковь
Тип здания церковь
Архитектурный стиль неовизантийский
Автор проекта Мартин Эппингер
Строительство 1860—1872 годы
Статус действующий храм
Состояние отличное
Собор Святой Троицы на Викискладе

Координаты: 31°46′53.72″ с. ш. 35°13′22.81″ в. д. / 31.78159° с. ш. 35.223005° в. д. (G) (O) (Я)

Собо́р Свято́й Тро́ицы — главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, принадлежит Русской Православной Церкви.

> Примечания

  1. История Русской Духовной Миссии архим. Никодима (Ротова)
  2. Епископов Газского, Назаретского, Лиддского и Тивериадского.
  • Троицкий собор
  • Народный каталог православной архитектуры
  • История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов. Сайт православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме
Русская Палестина
Русская Духовная Миссия
РПЦ МП
Свято-Троицкий собор • Горненский монастырь (Эйн-Карем) • Монастырь Святой Троицы (Хеврон) • Церковь апостола Петра (Яффа) • Церковь пророка Илии (Хайфа) • Подворье Иоанна Предтечи (Иерихон) • Подворье Марии Магдалины (Магдала)
Русская Духовная Миссия
РПЦЗ
Вознесенский монастырь (Елеонская гора) • Гефсиманский монастырь • Скит Святого Харитона
ИППО Сергиевское подворье
ППО в Святой Земле Александровское подворье • Иерусалимское Свято-Елисаветинское сестричество сестер милосердия
Здания «Русских построек» Свято-Троицкий собор • Русская Духовная Миссия в Иерусалиме • Русское генконсульство • Сергиевское подворье • Николаевское подворье • Елизаветинское подворье • Мариинское подворье • Русская больница
Персоналии А.Н. Муравьев • Порфирий (Успенский) • Антонин (Капустин) • Сергей Александрович • Елизавета Фёдоровна • В.Н. Хитрово
Утраченное Женская учительская семинария в Бейт-Джале
Дореволюционные русские церкви за границами Российской империи
Франция
Италия
Бари · Биарриц · Канны · Ментона · Ницца (1859) · Ницца (1912) · Париж · Рим · Сан-Ремо · Флоренция
Германия
Швейцария

Бад-Киссинген · Бад-Хомбург · Бад-Эмс · Баден-Баден · Берлин · Веве · Веймар

Висбаден · Дармштадт · Дрезден · Женева · Лейпциг · Потсдам · Штутгарт

Австро-Венгрия
Вена · Карлсбад · Лемберг · Мариенбад · Франценсбад
Остальная Европа
Афины · Белград · Бухарест · Копенгаген · Лондон · София · Шипка
Израиль
Иерусалим · Гефсимания · Елеонская гора · Яффа · Хайфа · Эйн-Карем · Хеврон
США и Канада
Манхэттен · Бруклин · Кливленд · Ситка · Чикаго · Йонкерс
Прочие страны
Буэнос-Айрес · Пекин · Токио · Харбин