Самый северный монастырь России

ТРИФОНОВ-ПЕЧЕНГСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Основанный в 1533 году преподобным Три­фоном Печенгским Свято-Троицкий Печен­гский монастырь, самая северная в мире пра­вославная обитель, в течение столетий являлся оплотом веры и государственности на север­ных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений. В страшные годы гонений на Цер­ковь в XX веке, монастырь первое время был недосягаем для большевистских властей, пото­му что находился на территории Финляндии. Но во время советско-финляндской войны он был захвачен и разорён, а осенью 1944 года практи­чески уничтожен. Единственная уцелевшая постройка некогда обширнейшего монастырс­кого хозяйства – это деревянное здание церкви Рождества Христова, возведённое над могилой 116 преподобномучеников Печенгских (XVI век). В этом здании с 1997 года и размещался воз­рождающийся Трифонов-Печенгский монас­тырь. В 2007году обитель сгорела.В пустыньке возле Луостари, на месте древнего Печенгского монастыря, где покоится преподобный Трифон, возрождается обитель Трифона в соответствии с волей самого преподобного.

Среди великого сонма русских святых подвижников преподобный Трифон Печенгский является таким святым, который подобно Сергию Радонежскому подвиги отречения от мира дивно сочетал с практической деятельностью, направленной на служение Отечеству до последнего своего вздоха на земле.

Святость жизни и сила его веры были настолько велики, что дикие звери безмолвно повиновались его слову. Согласно преданию, однажды, растворив небольшую квашню для приготовления хлеба, он вышел из кельи. Когда же вернулся, то увидел огромного медведя, который опрокинул квашню и ел тесто. Трифон не смутился, а спокойно сказал зверю: «Иисус Христос, Сын Божий и Бог мой повелевает тебе выйти из кельи и стать тут кротко». Дикий зверь тотчас вышел из кельи и, остановившись, покорно перенес несколько ударов от руки преподобного Трифона. Наказав зверя и запретив ему впредь подходить к обители, он отпустил его в лес. И медведи уже никогда более не беспокоили обители Трифона и не трогали монастырских оленей по запрету Преподобного.

Преподобный Трифон и Соловецкий монах Феодирит были приняты самим царем Иоанном Грозным. В житии преподобного Трифона подробно описывается эта встреча. Царь, слушая рассказы Трифона о Северном крае: о жизни в той пустыни, где летом светит солнышко в полночь, а зимой сверкают на небе огненные «сполохи», о живущей в той земле дикой лопи, о чудовище кит-рыбе и о ловле его в Студеном море, об оленьих стадах, и наконец, о важности иметь там православную церковь как видимый знак русского государства на его окраине, на границе с инославными. Царь проникся любовью к Трифону и вместе со своей знатью богато одарил Печенгский монастырь ценными дарами – деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами и богослужебными книгами.
Главным же итогом свидания с царем стала жалованная грамота государя Иоанна IV на имя игумена Печенгского монастыря Гурия. По этой грамоте, помеченной 1 (14) ноября 1556 года, к монастырю отходили все земли по морскому побережью от Варангер-фьорда до Кольского залива «вместе с ловлями, угодьями и лопарями».

116 преподобномучеников Печенгских

ТРАГИЧЕСКОЕ РАЗОРЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
1590 год.

После кончины преподобного Трифона недолгое время еще процветал монастырь. А затем сбылось пророчество Преподобного о разорении монастыря и мученической гибели его братии. Это важнейший момент в истории Печенгской обители и всего нашего края. Ведь именно на крови мучеников за веру Христову всегда стояла и стоять будет Церковь православная. Кровь 116 святых мучеников, убитых за веру, — залог незыблемости православных владений Трифона.
Пророческое предсказание Преподобного в точности исполнилось через семь лет после его кончины. В 1590 году, за неделю перед праздником Рождества Христова, вооруженный отряд финнов (подданных шведского короля) – «немцев каянской стороны» — под предводительством Пеки Везайсена, уроженца местечка Ии в Финляндии, подошел к монастырской пустыни на реке Манне и сжег Храм Успения Пресвятой Богородицы, где под спудом почивали мощи преподобного Трифона. При храме находились иеромонах Иона, который после кончины преподобного Трифона в течение семи лет ежедневно совершал Божественную литургию, поминая своего наставника, и рясофорный монах Герман, пономарь и причетник храма. Замучив их, финны направились к самому монастырю. По преданию, в течение целой недели они не смели приступить к обители, так как им казалось, что на монастырской ограде находится много вооруженных воинов.
Уже в сам праздник Рождества Христова разбойники ворвались в монастырь и со зверской жестокостью начали умерщвлять иноков и послушников, находившихся в Свято-Троицком храме. Одних рассекали пополам, другим отрубали руки и ноги. Игумена Гурия и других священноиноков мучили особо: кололи оружием, жгли на огне, пытаясь добиться сведений о нахождении братства монастыря. Христовы страдальцы посреди тяжких мук ничего не отвечали мучителям и только взирали на небо. Разъяренные финны изрубили и их на куски.
Ограбивши все, что могли, разбойники предали огню храм вместе с телами мучеников и все здания обители. Были сожжены все постройки, большая часть имущества, скотный двор, мельница. Сожгли они так же поселок по названием Викид, где была монастырская гавань и становище лопарей, все карбасы и лодки, а оставшиеся суда изрубили на части. Находившиеся в поселке лопари были убиты вместе с женщинами и детьми, всего 37 человек.
Таким образом, от монастыря не осталось ни одного строения, кроме бани, находившейся невдалеке, да двух землянок на островах, находившихся на реке Печенге, куда финны не смогли проникнуть.
Лопарское предание дополняет картину кровавой драмы, разыгравшейся в Печенгском монастыре более четырех веков назад. Согласно этому преданию, сохранившемуся в народной памяти веками, иноверцев к монастырю привел свой доморощенный Иуда. Это был кочевой лопарь, владелец оленьего стада, звали его Иван и окрестил его сам преподобный Трифон. Только крестился Иван из жадности, ожидая ларов от Бога. Но, не получив их, он питал большую злобу и на Преподобного, и на Самого Бога, продолжая жить как язычник. И Бог отступился от него. В этом году его оленям приходилось плохо, стужа сковала снег, олени каждый день погибали от бескормицы, и стадо таяло на глазах. Вконец обозлился лопарь Иван. Поэтому он сам предложил довести до Печенгского монастыря разбойный отряд, который проходил теми местами. Разбойники обрадовались, так как дороги к монастырю не знали, и дали предателю 20 серебряных шведских монет, пообещав дать еще 30 монет, когда прибудут в монастырь. За два часа до нападения на монастырь, после праздничной Божественной литургии в день Рождества Христова, в трапезной за столами находилось 51 человек братии и 65 человек послушников, трудников и паломников. Но прежде чем благословить трапезу, настоятель Гурий, по обычаю, взял святую книгу и только что раскрыл, чтобы прочесть поучение там, где у него была закладка, как побледнел, зашатался и упал на пол. Братия подумала, что он ослаб от воздержания; один подбежал поднять настоятеля и хотел читать вместо него, как закричал, закрыв лицо от страха. Все поднялись и увидели с ужасом, что там, где лежала закладка настоятеля, кровавыми буквами появилось поминание по вновь преставившимся убиенным и следовал список их имен, начиная с имени настоятеля. Поднялись плач и смятение, но настоятель твердо приказал идти всем в церковь и там вместе с братией пал пред иконами. В это время разбойники напали на монастырь и стали ломиться в двери священного храма. Среди иноков и трудников было немало молодых и сильных, которые, увидев через окна, что нападавших было не более 50 человек, стали просить отца настоятеля благословить их защищать обитель, так как у них были топоры и ломы. Но настоятель сказал :»Нет, это воля Божия, о ней перед кончиной, не упоминая часа, предсказал преподобный Трифон, а потому нельзя ей противиться и необходимо беспрекословно приготовиться принять венец мученический». Услыхав эти слова, братия смирилась и смолкла. С горячей молитвой пали иноки ниц пред алтарем. В это время ворвались разбойники, но ни один из монахов не пошевелился, не ответил на вопрос о монастырских деньгах и рухляди. Разбойники озверели и все, кто был в храме, приняли мученическую смерть, не поднимая головы и с молитвою на устах. Перебив всех, разбойники стали грабить монастырь. Все, что представляло для них какую-нибудь ценность, они забирали с собой, остальное безжалостно сжигали. Между тем пожар охватил всю обитель, и разбойники, боясь сгореть, взобрались на соседнюю скалу и начали делить награбленное. При этом лопарю Ивану достался потир – Чаша, из которой причащают верующих Телом и Кровью Христовой, которую он, трясясь от жадности, спрятал за пазуху. Вдруг в воздухе над пылающим монастырем показались три белоснежных лебедя. Разбойники стали спрашивать друг друга в смятении: «Откуда эти лебеди? Теперь зима, а их зимой здесь никогда не бывало». А лебеди поднимались над горевшим монастырем все выше и выше и вдруг разлились в небе в золотой круг, загоревшийся ярче пожара. Затем из пламени стали вылетать одна за другой еще птицы, белые как снег, ростом с чайку, только красивее и белее, подниматься вверх и сливаться с золотым кругом, который разгорался и расширялся так, что стало глазам больно. Всего вылетело 116 лебедей. «Видно большой грех сделали мы, пролив праведную кровь»- вскричал главарь разбойников, и все, вместе с проводником, в смятении бросились к оленьим упряжкам. Долго неслись они в великом страхе, оставляя Печенгскую землю. Впереди разбойников мчался Иуда- Иван. Уже на Паз-реке подошел он к прогалине, изнывая от жажды и желая напиться, вытащил из-за пазухи серебряную Чашу, зачерпнул ею воды и жадно преподнес к губам. Но вода оказалась теплою и красною, попробовал – кровь… С ужасом бросил Иван Чашу в воду, а она не тонет, стала на воде и сияет, как огненная, а внутри ее кровь горит как рубин. Волосы поднялись у Христопродавца, глаза полезли на лоб; хочет перекреститься – рука не двигается, висит как плеть. Но вот поднялся водяной столб и осторожно понес Чашу к небу. Как солнце горела в воздухе Святая Чаша, кругом сделалось светло, как в летний день. Сам Господь протянул десницу и принял Чашу на Свое святое лоно. Тогда опять все померкло и сразу наступила темная ночь. С ревом обрушился вниз поднявшийся на небо водяной столб, охватил полумертвого Ивана, завертев и втянув в подземную пучину… А разбойники заблудились и погибли от голода: только некоторые из них спаслись, чтобы быть несчастными вестниками вопиющего беззакония.
Так трагически завершил свое существование древний Печенгский Свято-Троицкий монастырь, устроенный при непосредственных трудах преподобного Трифона. Вот откуда на логотипе современного монастыря красуются белые лебеди, взмывающие в небо.
Но не все иноки погибли. Остались живы те, кто находился в отсутствии на различных многочисленных послушаниях, ведь владения монастыря были обширны. Вернувшись к монастырскому пепелищу, горько оплакав погибших, они с честью погребли убиенных, собрав их обожженные кости в одно место, которое образовало возвышенный холм, над которым позже была построена часовня, а затем и храм. Преподобных же Иону и Гурия погребли в пустыни возле могилы преподобного Трифона.

Во время пожара 2006 года огонь расчистил место могилы 116 убиенных Печенгских монахов – древней святыни, которая с конца 19 в. оказалась под зданием церкви. Таким образом открылась возможность поклонения пребывающим под спудом мощам Собора Кольских святых, поскольку в 2003 году убиенная братия монастыря причислена была к лику преподобномучеников (день памяти – 9 декабря).

.

В 1886 году постановлением Священного Сипода была возрождена жизнь обители в ее исходном месте на реке Печенге. Уже в 20-е годы нашего столетия Трифонов Печенгский монастырь вновь представлял из себя крепкий духовно-хозяйственный организм с собственным рыболовецким флотом, кирпичным заводом, электростанцией и пр.

С 1922 года монастырь оказывается на территории Финляндии. В церквах монастыря проходили лютеранские службы, монахи переселились в Ново-Валаамскую обитель (Финляндия). Огненный вал двух последующих войн и послевоенные безбожные годы завершили полное разорение монастырских построек.

В 1997 году постановлением Священного Синода был во второй раз возобновлен Трифонов Печенгский монастырь, который разместили в чудом уцелевшем деревянном здании Церкви Рождества Христова. И вновь пророчески звучат слова, сказанные в 1880 году на заседании Священного Синода в присутствии государя Императора Александра III русским консулом в Норвегии пламенным патриотом нашего русского севера Д.Н. Островским: «Печенгский монастырь — это памятник великому русскому делу. С его восстановлением воскресает надежда на то, что славное прошлое, пережитое нашим Севером, вернется к нам с Божией помощью!».

Церковь святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба построена в 1874 году во исполнение воли великого князя Алексея Александровича на деньги, отпущенные Священным Синодом. С этого времени открыт и Пазрецкий лопарский приход (в число прихожан входили и лопари Нявдемского погоста на территории Норвегии, в районе Нейдена). Во время Второй мировой войны церковь была основательно разрушена. Восстановлена усилиями российской и норвежской сторон в 90-е годы XX столетия.

Ниже по течению Паз-реки (на территории Норвегии), на ее левом берегу, имеется пещера, по преданию высеченная в скале преподобным Трифоном. В ней он укрывался от ревности найдов (языческих жрецов), угрожавших ему смертию за его просветительские труды. Войти в пещеру и выйти из нее можно лишь в момент отлива.

В настоящее время церковь Бориса и Глеба приписана к Трифонов Печенгскому монастырю. Богослужения в ней совершаются по особому расписанию монахами монастыря

Сретенская церковь «верхнего» Печенгского монастыря построена в 1708 году над мощами преподобного Трифона. После перемещения монастыря в 1550 году в устье реки Печенги («нижний» монастырь) она стала излюбленным местом уединения преподобного Трифона. Именно в этой пустыни он скончался 15 (28) декабря 1583 года. 30 ноября 1589 года «верхний» монастырь был разрушен шведскими разбойниками. Могилы преподобного Трифона, его спостни-ков, иеромонаха Ионы и монаха Германа всегда являлись местом поклонения лопарей. В конце прошлого века здание церкви было преобразовано под алтарь большого трехпридельного храма монастыря (Сретения Господня, Успения Божией Матери, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких).

Неосуществленный проект каменного здания храма Рождества Христова в «нижнем» Трифонов Пе-ченгском монастыре (начало XX века).

Церковь Рождества Христова «нижнего» Трифонов Печенгского монастыря была освящена в 1911 году. Построена на месте сожженного в ночь на Рождество 1589 года шведско-финским отрядом Свято-Троицкого храма. В крипте храма под спудом находится могила 116 местночтимых монахов-мучеников.

В 1808 году на средства Кольского купца Шабунина над могилой была построена Троицкая часовня. В 1883 году Троицкая часовня была перестроена в церковь во имя преподобного Трифона. Но в связи с решением, принятым в конце прошлого века Священным Синодом о возобновлении монастыря, на этом месте была построена церковь Рождества Христова. После отхода Печенгского района к Финляндии в 1921 году в храме проходило лютеранское богослужение. По окончании Отечественной войны здание использовалась военными для бытовых целей. Передана Русской Православной церкви в 1995 году.

Одна из древнейших церквей, которая была воздвигнута самим преподобным Трифоном в 1565 году. Освящена в день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Церковь, построенная на пограничной с Норвегией Паз-реке, служила храмом для живших в этих местах лопарей и считалась центром Западной Лапландии. Именно здесь произошло одновременное крещение двух тысяч лопарей с женами и детьми. «Крещение толпы лопарей, — пишет знаток лопарской истории Д.Н.Островский, — напомнило преподобному Трифону о крещении Руси на Днепре святым князем Владимиром и навело на мысль построить здесь для новокрещенных церковь во имя сыновей Владимира святых Бориса и Глеба, как бы вдвоем покровительствовавших ему, Трифону, и сподвижнику его Феодориту».

Здание старинной Борисоглебской церкви сгорело в ходе боевых действий в октябре 1944 года, когда дивизия генерала Худалова штурмовала укрепления 20 лапландской армии вермахта в районе Киркепеса.

Обновленный трехпрестольный Сретенский храм был освящен в 1896 году. В храме стояли гробницы преподобного Трифона, иеромонаха Ионы и старца Германа. В ризнице хранились мельничные жернова, принесенные, как повествуется в житии, преподобным Трифоном на плечах за 150 верст из Колы для монастырской мельницы, а также спекшаяся масса земли, металла и костей, найденная при постройке часовни над могилой 116 монахов-мучеников в «нижнем» монастыре.

В 1944 году здание церкви было уничтожено во время военных действий. В настоящий момент на месте церкви находится памятный крест, установленный накануне праздника Воздвижения в 1999 году. У паломников существует благочестивый обычай брать землю с могилы преподобного Трифона.

Трифоновская церковь, первоначально находившаяся на территории «нижнего» монастыря, была перенесена в начале XX века в поселок Баркино (1 км. в сторону залива, ныне северная окраина пос. Печенга).

Когда было принято решение о возобновлении монастыря на его исторической территории, поселившиеся вокруг этого места колонисты (русские, лопари, карелы) на просьбу братии о перемещении церкви и их домов на новое место за счет монастыря поначалу ответили категорическим отказом. Но вскоре было явлено очевидное заступничество за монастырь преподобного Трифона. В окрестностях поселка неизвестно откуда появился громадный медведь, который постоянно задирал скот поселенцев, при этом не трогая монастырских стад. Пытавшиеся застрелить медведя опытные охотники так и не смогли этого сделать. На общем совете села порешили согласиться с предложением братии и освободить святое место. После этого медведь исчез и более не появлялся.

В 1998 году волюнтаристским решением командования военного округа здание церкви было разобрано и сожжено.

Церковь во имя апостола Андрея Первозванного и святителя Николая (оба святых — покровители моряков) построена на берегу Печенгского залива напротив монастырского причала в 1912 году. Известны имена первых священников служивших здесь: Георгий Терентьев и Василий Спасский. В двадцатые годы храм был разграблен и отдан в распоряжение пожарной части.

В планах монастыря — работа по обновлению храма.

О 1826 году по совместному решению правительства России и Норвегии часть российской территории отошла к Норвегии. Таким образом, Нявдемская губа и Нявдемс-кие погосты (нынешний Нейден), пожалованные еще царем Иоанном Грозным Печенгс-кому монастырю грамотой от 22 ноября 1556 года, оказались на территории Норвегии. Еще в начале этого века прихожане Пазрецкого прихода в количестве 22 человек жили в Нейдене и окормлялись причтом церкви Бориса и Глеба. Для их молебных и требных нужд использовалась древняя часовня святого великомученика Георгия, по преданию срубленная еще преподобным Трифоном Печенгским.

Ежегодно в последнее воскресенье августа в часовне святого Георгия соборно служится Божественная Литургия священнослужителями православных церквей Норвегии, России и Финляндии.

Подала на сугубый молебен Трифону Печенгскому о защите от врагов видимых и невидимых
о здравии — мамы, брата и меня на 1 год. Читать начнут завтра 9марта.
Можно звонить — 8-906-073-50-96 — Екатерина (принимала записки на выставке в 70пав. на ВДНХ)
Также подала на себя наполгода
— Всецарице — об исцелении от опухолей
— Ксении Петербургской — о создании семьи (даровании супруга)
Пресвятая Богородица, прп.Трифон Печенгский и матушка Ксения Петербургская молите Бога о нас!

Самый северный православный мужской монастырь России


Финны перебили всех находившихся в монастыре, после чего сожгли обитель. После этого монастырь был переведён на территорию Кольского острога, к церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы. После пожара в 1619 году монастырь вновь был перенесён на новое место, за реку Кола. Была построена соборная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Однако в 1765 году монастырь указом императрицы Екатерины II был упразднён. Монастырь указом Святейшего Синода был возобновлён в 1886 году на месте гибели печенгских мучеников в 1589 году, в устье Печенги и просуществовал там до 1919 года. В очередной раз возобновление обители состоялось в 1997 году.

В монастыре хранятся мощи 116 мучеников, погибших при разорении монастыря в 1589 году .
Пустынь при реке Мане, что впадает в Печенгу. Была принята концепция возрождения монастыря в виде монастыря-крепости, острога XVI века. Как известно все планы строительства таких монастырей на Севере утверждал лично царь Иоанн Грозный.

Основатель монастыря Трифон скончался в декабре 1583 года. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что многие из них примут «лютую кончину от острия меча».
Все исполнилось ровно через шесть лет. В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они и приняли страшную смерть.

Здания и храмы монастыря — деревянные. Прежде всего, это дань традициям древности.

Русский Север не ассоциируется с «белокаменностью» церквей юга и средней полосы России.

Самое первое каменное здание на Кольском Севере появилось лишь в начале XIX века — это Благовещенская церковь г. Колы.

В 1944 году в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции весь монастырский комплекс был стерт с лица земли.

План-чертеж монастыря до наших дней не дожил. При строительстве монахи руководствовались сохранившимися изображениями иных деревянных монастырей, крепостей-острогов Севера Руси.

Игуменский корпус монастыря.
Когда монастырь достроят он будет состоять из 16 объектов, куда войдут храм, трапезная, банно-прачечный комбинат, гостиница для паломников, кухня, жилые корпуса наместника и братии и прочие необходимые для жизнедеятельности помещения.
Алтарь.
Когда два года назад перед началом строительства, комиссия проводила археологические освидетельствования на местности, был обнаружен фундамент монастырской церкви, в периметре которой по преданию были захоронены сам преподобный Трифон и его ученики монахи-мученики Иона и Герман. Проведенные раскопки открыли удивительную картину — в середине церковного фундамента была обнаружена гигантская братская могила наших воинов, погибших при освобождении Печенги в 1944 году.

Они лежали ровными рядами, в неизвестно, сколько слоев, но как положено — ногами к алтарю, на восток. Таким образом, мощи святых мучеников XVI века смешались с останками воинов-героев XX века.
1 декабря 2007 года в монастыре полностью сгорел главный храм обители. Началось восстановление монастыря в том виде, какой он имел в начале XX века на месте его первоначального расположения.
Трапезная монахов.
Выражаю благодарность сотрудникам пресс-службе «ТГК-1» за интересный и познавательный пресс-тур с возможностью посетить не только интересную ГЭС но и узнать о истории Русского Заполярья.

Аббатство Сенанк

Аббатство Сенанк (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Аббатство Сенанк с высоты птичьего полета

Если вы видели фотографии лавандовых полей Прованса, то почти наверняка представляете себе, как выглядит аббатство Сенанк: добрая половина подобных фото сделана именно там и это неслучайно — сочетание необыкновенно живописного лавандового поля и строгой романской архитектуры монастыря давно стало своеобразной «визитной карточкой» региона.

История аббатства

В 1148 г. по призыву кавайонского епископа в узкой, но плодородной долине реки Сенанколь было возведено первое здание и основан монастырь цистерцианского устава. 30 лет спустя построили церковь, а к концу 13 века основной архитектурный ансамбль аббатства уже сложился — таким образом, эта обитель по праву считается старейшей из сохранившихся в Провансе.

У монастыря есть еще одна интересная особенность: подавляющее большинство христианских церквей ориентировано по оси восток-запад, а аббатство Сенанк — север-юг. Считается, что это связано с конфигурацией речной долины.

На пике процветания земли аббатства простирались далеко за пределы речной долины. Помимо самого аббатства, монахам принадлежали многочисленные амбары, риги и даже 4 мельницы. При нем существовал странноприимный дом, где находили пищу и кров многочисленные паломники.

Религиозные войны дорого обошлись монастырю: его полностью разорили гугеноты, заодно казнив не успевших спастись монахов. После этого удара аббатство так и не смогло оправиться, и когда в 1791 г. здания были проданы с молотка, при монастыре оставалось всего двое насельников. В 19 веке монахи на время вернулись в монастырь, но в 1903 г. были изгнаны вновь. Лишь в 1988 г. аббатство Сенанк окончательно вернули цистерцианскому ордену.

Монастырь в наши дни

Современная община насчитывает 10 человек. Монахи содержат пасеку, возделывают знаменитое лавандовое поле, добывают и перерабатывают масло из растений. Кроме того, монахи полностью обеспечивают себя в быту: каждый из них — и кулинар, и портной, и прачка. Во время сезонных работ они с благодарностью принимают постороннюю помощь (как и встарь, при монастыре функционирует гостевой дом для паломников и «светских братьев») а также содействие в реставрации и украшении монастыря.

Цистерцианский устав отличается большой строгостью, и современные монахи исполняют его до сих пор, поэтому монастырские помещения, за исключением скриптория, не отапливаются. Имейте это в виду и запаситесь теплой одеждой, если посещаете монастырь зимой.

Практическая информация

Монастырь расположен примерно в 4 км от соседнего Горда. Общественного транспорта до аббатства нет, поэтому стоит рассчитывать на пеший переход либо воспользоваться машиной (дорога D900, далее D177).

Экскурсия во внутренние помещения обойдется в 7,50 EUR. Она возможна по утрам (только с 9:45 до 11:00) в любые дни, кроме воскресений, Рождества, Пасхи, Вознесения, а также дня взятия Бастилии. Перед визитом обязательно проверьте свою одежду, она должна закрывать плечи и колени — иначе в монастырь не пустят. Сайт аббатства.

Северная Македония. Бигорский мужской монастырь во имя Иоанна Предтечи

В национальном парке «Маврово» находится необыкновенной красоты монастырь, расположенный в горах.

Мы его посетили в мае, когда он утопал в ярко зеленом наряде и даже моросящий дождь не смог нас спугнуть. Прежде, чем зайти в ворота, остановились полюбоваться горами, которые после дождевых ванн сверкали изумрудными вершинами. Поднимающийся туман придавал таинственности всей окрестной природе. Немного поднявшись наверх, мы оказали в воротах обители.

При входе в монастырь источник с горной водой, которой может утолить жажду всякий приходящий в монастырь.

На территории монастыря есть несколько источников со святой водой.

Построен монастырь в византийском стиле, одно из последних строительств и восстановлений порушенных храмов монастыря приходится на XVIII в.

Главный храм во имя святого Иоанна Крестителя находится в центре, первый его этаж занимает церковная лавка, а второй – непосредственно сам храм. У храма, как у многих монастырей в Румынии, при входе сделана открытая терраса, откуда можно полюбоваться горами.

В храме сохранились фрески XIX в., выполненные македонским иконописцем Дичо. Резной иконостас был изготовлен также в XIX в., на его изготовление ушло 6 лет.

Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год

Обитель хранит много святынь: икона Богородицы Достойно есть.

Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год

Для меня лично было радостно видеть в храме икону святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, здесь его называют Иоанн Битольский.

Монастырь как внутри, так и снаружи утопает в зелени и цветах.

Обитель хранит чудотворную икону великого и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня — Иоанна. Именно с нее началась история монастыря.

Источник: архив мотоклуба «Ночные Волки» и Федерации мототуризма России, 2013 год

История монастыря (перевод с сайта обители)

Предание гласит, что во время Ромейского царства при Василии II (976 – 1025), когда в этой области царствовал Самуил (976 – 1014), на красивом и мистическом склоне горы Бистра подвизался в многодобродетельный монах, по имени Иоанн из дебарского края. Это почтенный отец был исполнен всякого рода добродетелей, благоразумный и мудрый, заботился о чистоте и смирении сердца, всегда помня слова Господа: «блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (Матфея 5, 8). В особенности большую любовь Иоанна питал к «величайшему из рожденных от женщины» – св. Иоанну Крестителю.

Однажды в лесу, возле источника, который был в непосредственной близости от его кельи, Иоанн увидел сильный и чудный свет между деревьями, а также огненный столб, что шел от неба. Когда он приблизился, то увидел, как над источником света с необыкновенным сиянием парит икона с изображением Иаонна Предтечи. Пораженный благословением Иоанн упал на колени и возблагодарил Господа и Иоанна Крестителя.

Источник: сайт монастыря

С того времени с великим благочестием и страхом Божиим монах Иоанн стал возводить временный храм. Иоанн устроил небольшую часовню, в которой каждый день с сокрушенным сердцем молился Господу за дар, которым он был благословлен.

Считается, что эта святая икона пришла в эту область с востока, откуда, вероятно, и произошла. Во время агарянского нашествия грабились монастыри, церкви и святыни христианского Востока, и многие иконы были «переселены» в более безопасные области, их несли Ангелы Божьи или люди.

Позже, милостивый Бог, прославил почтенного монаха Иоанна. Царь Василий, узнав о жизни смиренного подвижника, в 1018 году, назначил его архиепископом Охридской Архиепископии, чтобы он премудро управлял стадом Христовым.

Свети Јован Дебарски, Архиепископ Охридски, фреска во Кириловската црква во Киев, 12 век. Источник: сайт монастыря

Пустыннолюбец Иоанн по воле Божией принял высокий сан, но не забыл своё любимое место покаяния. Исполненный глубокой любви и признательности к Иоанну Крестителю, он в 1020 году построил храм в его честь, где положил чудотворную икону. Много иноков приходило в обитель, так собралось большое монашеское братство. А Иоанн Дебарский (Јован Дебарски) станет первым ктитором на Святой Бигорской обители.

Ктиторот Јован, како Архиепископ Охридски го благословува првото братство и изградбата на Манастирот. Детал од живописот на Големиот Синодикон. Источник: сайт монастыря

На протяжении веков в обитель возрастала монашеским духом, являя миру духовных старцев и непознанных святых, чьи деяния прославляют нашего Господа и Спасителя.

Вся история монастыря, отраженная во фресках и иконах, все что было и есть в его прошлом и настоящем, говорит об одном — о непрерывном стремлении к Богу. Любовь к Богу освятила это место, излучающую им благодать ощущают все приходящие. Вот почему монастырь постоянно посещают миряне, как из местных краем, так православные других регионов и даже иноверцы.

За время своего существования монастырь пережил не мало бед. Самое крупное разрушение произошло во времена турецкого владычества, когда он был разрушен и сожжен. Большой урон нанесен во османского султана Селима I (1512-1520), когда он должен был разрушен до основания. Однако Святой Иоанн Креститель не допустил, чтобы его святая икона была уничтожена.

Опустошувањето на Манастирот од страна на Османлиските Турци, во времето на Селим I. Детал од живописот на Големиот Синодикон. Источник: сайт монастыря

Икона удивительным образом исчезла, чтобы не попасть в руки безбожникам, и когда опасность миновала он снова явилась. Сначала в монастырь между Стругой и Дебаром, туда, где сегодня находится храм Святой Иоанн Предтеча – Бигорский. Второй раз, драгоценный образ Предтечи нашли в деревне Слатино, Дебар. Здесь тоже есть храм святого Иоанн Крестителя — Бигорского. Великое возрождение монастыря началось во времена игумена Илариона (1743-1781/2), начался расцвет монашеской жизни.

В 1814 году произошло великое чудо: святую обитель задумали разрушить. Это был дебарский Юсуф-бей. Но 8 сентября Юсуф-бей был ранен, а 21-го числа того же месяца он скончался. Когда его погребали, то сошел с небес, сильный град и страшная буря, которая погубила до 20 человек Юсуф-бея. Другие агаряне разбежались. Таким образом, монастырь был спасен от разрушения.

В XIX в. святой Иоанн помог турецкому бею из Тираны (Албания), у которого был больной ребенок. Бею во сне явился святому Иоанн и позвал в монастырь, чтобы омыть ребенка чудотворной водой. Бей послушался и вместе с ребенком они пошли в монастырь и сделали так, как ему посоветовали. И это чудо! Ребенок был полностью исцелен! На иконе Бее узнал своего благодетеля, святого Иоанна Крестителя, и в знак благодарности передал монастырю оливковые поля в Эльбасане. В 30-е годы ΧΧ в., священник Афанасий, когда был настоятелем монастыря продал эти поля.

Другой раз, албанские разбойники ограбили монастырский караван с мулами, которые несли еду в монастырь. После этого преступления главарь разбойников тяжело заболел. Боясь наказания за грех, и надеясь исцелиться, он освободил караван и людей, а сверх того доставил и большое количество масла в монастырь. После этого уже никто не осмеливался нападать или грабить людей монастыря. Монастырь пользовался большим уважением и его двери днем и ночью были открыты для всех пришедших, независимо от вероисповедания, которые хотели получить утешение от святого Иоанна Предтечи.

Однако, в период коммунизма монастырь пришел в забвение и нищету. Через пару десятилетий, лишенное благодати проповедей и монашеской жизни, святилище оказалось в ужасном положении тихого и постепенного износа, сведенного к функции обычного музея мертвых предметов.

По воле Божией и по благословению митрополита Дебарского и Кичевского, Тимофея, избранным протоиереем Дебарско-Кичевской епархии, монашеская жизнь в монастыре возобновилась в июле 1995 года Лета Господня, когда отец Партений, вернувшись со Святой горы, был избран игуменом.

Новый игумен Партений с самого начала столкнулся с многочисленными трудностями в духовном возрождении этой святыни. Но для монаха истинная Божья любовь обретается в спасении собственной души и спасении всего мира, он избрал служение другим, несмотря на великое искушение.

Зная, что духовное обновление для каждого человека начинается, прежде всего с восстановления литургической жизни, священник Партений восстановил богослужение в монастыре. Возродилось в монастыре старчество – венец духовного подвига. Направление старца через исповедь, покаяние и причащение — сердце духовной жизни, из которой вытекает Божественная благодать, преображающая душу народа. Все это привлекло большое количество людей, которые вместе с монашеством стали частью духовного возрождения, охватившего всю страну. Таким образом, в наши дни монастырь как заботливая мать призывает всех своих детей, и как праотец Ной открыл свои двери, чтобы спасти верующих от духовного потопа. Каждый, кто приходит сюда, приглашается стать частью духовного мира, где царствует глава – Христос.

Сайт монастыря

Но и в наше время в обитель пришло очередное несчастье. 1 декабря 2007 года в монастыре полностью сгорел главный храм обители.
В монастыре хранятся мощи 116 мучеников, погибших при разорении монастыря в 1589 году .
В это суровое место едет мало поломников и можно ещё услышать: «Мы то думали Трифон святой, а он бандитом был грешным!» Однако надо помнить, что и святой апостол Павел первоночально был гонитель христиан. Неслучайно церковные песнопения сравнивают этих святых называя Трифона вторым Павлом.
Надо отметить, что до крещения и служения Богу, убийцами или лицами причастными к убийствам был и святой князь Владимир и святой царь Давид. Святость не подразумевает непогрешимости, а подразумевает особые заслуги перед Богом и Церковью.
Трифон, был уникальный человек. Богатырь колоссальных физических и духовных сил. По другим бы выносливым качествам он не выжил бы в этом суровом краю и не прожил бы столь длинной жизни.
Как и иные Кольские старцы, он принимает «за послушание» новые принципы взаимоотношения Церкви и государства, задачу строительства северных монастырей-крепостей.
Кроме того, с ним лично встретился Царь Иван Грозный. А Иван грозный хоть и был человеком не простого нрава и сложного характера, но он на зубок знал все церковные службы и уставы, с детства от 8 до 12 часов в сутки Царь молился в храме. И вот этот человек встречается с преподобным Трифоном. Надо признать, они понравились друг другу. Трифон принимает политику Царя в отношении Церкви, а Иван Грозный называет Трифона «Светочем русской Церкви».
Монашеская братия Печенегского монастыря всегда была не простой. Сюда доходили преступники, каторжники, как сказано в истории » озверелые люди». Насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца основателя. Но такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест за свои грехи был дан Трифону .
Сегодня все строения монастыря исключительно деревянные. Прежде всего, это дань традициям древности. Русский Север не ассоциируется с «белокаменностью» церквей юга и средней полосы России. Самое первое каменное здание на Кольском Севере появилось лишь в начале XIX века — это Благовещенская церковь г. Колы.
К сожалению, климатические изменения последних столетий привели к исчезновению строевого леса на большей части территории Кольского края. Если в начале XVI века сам Трифон «за три поприща на плечах своих для церковного строения бревна и тес и иное потребное носил», то в настоящее время в радиусе ста километров не сыщешь ни одного пригодного для рубки дерева. Потому бревна приходится вести из Архангельских лесов. Таким образом, монастырский комплекс восстанавливается сейчас в том виде, в котором он существовал в XVI веке.

Эта северная земля давалась Российской державе большой кровью монахов северных монастырей.
События Второй Мировой войны имели для обители самые катастрофические последствия. Монахи вынуждены были покинуть монастырь, он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт. В 1944 году в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции весь монастырский комплекс в Луостари был стерт с лица земли. Сохранилось лишь здание Рождественской церкви, построенное в устье Печенги в 1910 году. Но оно опять же, строилось на месте, не благословленном преподобным Трифоном, и, видимо, потому сгорело в 2007 году Когда перед началом строительства, комиссия проводила археологические освидетельствования на местности, был обнаружен фундамент монастырской церкви, в периметре которой по преданию были захоронены сам преподобный Трифон и его верные ученики монахи-мученики Иона и Герман. Проведенные раскопки открыли удивительную картину — в середине церковного фундамента была обнаружена гигантская братская могила наших воинов, погибших при освобождении Печенги в 1944 году.
Они лежали ровными рядами, в неизвестно, сколько слоев, но как положено — ногами к алтарю, на восток. Таким образом, мощи святых мучеников XVI века смешались с останками наших воинов-героев XX века. Такова, видимо, была воля Трифона, чтобы новый монастырь возродился на этом святом месте, на этой пролитой русской мученической крови.
В Русской православной церкви преподобный Трифон почитается как «Просветитель лопарей». Русские моряки традиционно молятся святому Трифону Печенгскому, когда они находятся в опасности.
Преподобный Трифон также широко почитается среди православных саамов-колттов в Финляндии и Норвегии. Ежегодно в селение Нейден (Норвегия), расположенное в норвежской коммуне Сёр-Варангер в последнее воскресенье августа приезжают представители от трёх православных общин — российской, норвежской и финской, чтобы отслужить совместную службу в часовне в честь св. Георгия Победоносца, воздвигнутой в 1565 году на этом месте преподобным Трифоном Печенгским..
Великим Антонием хвалится Египет, Священного Савву почитает Палестина, Первоначальника обителей Российских мудрого Антония поёт Великий град Киев, многоточного чудесы преподобного Сергия великая Россия честно прославляет. Святой же обители твоей монахи, и области твоей все люди, отче Трифоне, в проповеди болезни и пустынныя труды Твоя, любезно ублажаем и молимся. Христа Бога нашего моли о спасении душ наших.
Моли всех Бога за Русскую землю, за область твою и за всех людей почитающих память твою.