Саров и православие

Саров

Есть в России особые места потаенной силы, скрытые до поры в непроходимых лесах. Об одних, как о граде Китеже, идет народная молва, о других, как о Троице-Сергиевой лавре, говорят жития и летописи. Прикровенные до поры места, откуда народное сердце чает спасения миру. Творец наделяет их особой судьбой.

Нет нас на карте, нет у нас имени

Сколько названий сменил этот город: Москва-центр-300, потом Арзамас-75, Арзамас-16, Кремлёв и наконец — Саров…

В прежние времена мы, жители секретного города, приходили в Москве на Казанский вокзал и брали билеты домой в кассе с надписью: «Продажа билетов по брони». Никто в ней никогда ни по какой брони билетов не покупал, а мы проходили мимо длиннейших хвостов в прочие кассы и брали у пустого окошка билет «до Берещино». Сначала наш почтовый адрес был Москва-центр-300, потом Арзамас-75, потом Арзамас-16. Только в разговоре этими названиями никогда не пользовались, а просто говорили: «Я буду в Городе через неделю». «Простите, Вы из Города?» «Ну, в Городе это всегда есть…»

Да, город был, но имя «Саров» он получил лишь в 1995 году. Многие годы само это название было под запретом. Однако были времена, когда на карте Саров был, а города — не было.

+16

Саровская пустынь

Здесь, у слияния рек Саровка и Сатис когда-то было большое богатое древнее поселение, уничтоженное в первой половине XIII века Батыевым нашествием. И четыреста лет людей здесь не было. К концу XVII столетия меж остатков городских валов, рвов и стен вырос лес, но все еще лежали не прибранные после великой сечи людские кости и обломки оружия. Это утонувшее в море лесов «пустынное», то есть необитаемое, удаленное от населенных мест урочище избрал для монашеского уединённого жития основатель Саровской обители Иоанн. Это было в 1692 году.
Общежительная Успенская Саровская пустынь славилась строгим уставом. Насельники молились, трудились и учились. Отсюда вышло немало настоятелей крупнейших монастырей России, здесь была богатейшая библиотека, отсюда распространяли окрест новые земледельческие культуры, например, картофель. Здесь были первые в округе водопровод, паровое отопление, а позднее — электро­станция. По уставу братия сама избирала из своих рядов настоятеля и казначея. Паломников селили и кормили бесплатно, давали приют немощным, лечили больных.
Здесь двести лет назад монашествовал великий святой Серафим Саровский, прославленный перед первой русской революцией. Сюда к нему тысячами стекался народ, чтобы получить помощь и утешение.

Но пришла советская власть, монастырь разорили, иконы сожгли, мощи святого Серафима Саровского тайно вывезли, и монастырь словно накрыла тьма. В его помещениях устроили колонию для несовершеннолетних, потом гулаговское учреждение для взрослых, а в войну здесь был небольшой завод № 550, где точили корпуса снарядов для гаубиц и «катюш».

Академгородок в лесах

Уникальные леса нынешнего Мордовского заповедника уцелели именно благодаря Саровской пустыни. Заботясь о сохранении пустынножительства, она покупала и сберегала окрестные обширные лесные угодья и никогда не владела населенной крестьянами землей, что спасло монастырь от секуляризации в Екатерининское время. Именно эта погружённость в леса, удаленность и уединенность места определили его будущее как секретного объекта в середине ХХ века.

Когда американцы создали, испытали и применили свою атомную бомбу и стали эффективно использовать ее в международной политике, России пришлось искать ответ на этот историчес­кий вызов.

В 1946 году бывшая Саровская пустынь была выбрана местом размещения Конструкторского бюро № 11. Так в самом начале назывался центр советского атомного проекта. Монастырский комплекс и часть Мордовского государственного заповедника (231 кв. км) отошли к Управлению строительства № 880 МВД СССР (Дубровлаг). В короткие сроки (не обошлось без труда заключенных) здесь выстроили город и создали производственную базу.

Фото Сельверова Виктория

Из Москвы, Ленинграда, Горького, Казани, Харькова, Свердловска сюда собирали лучших ученых, инженеров, производственников. В ведущих вузах страны отбирали лучших студентов. Здесь сосредоточили специалистов по сотням направлений научного знания и инженерной практики.

Город жил и трудился в полной секретности. До середины 1950-х годов сотрудники Ядерного центра и их семьи даже в отпуск не выезжали — только в служебные командировки. Позже для горожан ввели постоянные пропуска. Здесь как бы продолжилась монастырская жизнь «по строгому уставу». У жителей была интересная и важная работа, достаточно высокое качество жизни (отличные детсады и школы, хороший уровень медицины, неплохая зарплата с «зональными»). Но «за зоной», на выезде им нельзя было рассказывать, что их город «закрытый», где он расположен, чем они занимаются; нельзя было пригласить в гости родных и знакомых. Следовало исключить и любые контакты с иностранцами.

Уцелевшие монастырские здания запрещалось фотографировать: «за зоной» по фотоснимкам секретный город был бы сразу узнан. В свое время я, привыкшая умалчивать и сочинять, была поражена: в каждом храме «на большой земле» была икона Серафима Саровского с панорамой нашего монастыря.

Город стал инструментом достижения одной главной цели — создания и совершенствования ядерного оружия. Здесь, в Сарове, был положен конец ядерной монополии Запада.

В области высоких энергий

Как легко может применить ядерное оружие его единственный обладатель и что бывает с теми, кто оказался под ударом, хорошо узнала Япония. С тех пор, как напротив Лос-Аламоса встал Саров, вместо бесконечного страха наступило равновесие страха. В этом мало хорошего. Но, быть может, взаимное ядерное сдерживание дает человечеству шанс избежать самоистребления, пока оно не станет умнее и добрее.

А как стать умней и добрей? «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», — говорил преподобный Серафим Саровский.

По-древнееврейски «Серафим» означает «пламенный». В трудные 1990-е годы многие стали видеть в преподобном Серафиме святого покровителя саровских ядерщиков и всех, кто работает в области физики высоких плотностей энергии. В Сарове сведены вместе выдающийся уровень науки и живая память народа и Церкви о преподобном Серафиме, иных святых подвижниках. Это не может быть случайностью. И как только город обрел свое исконное имя, стала ясна необходимость восстановить Успенскую Саровскую пустынь, а с ней — и разорванное когда-то единство нашей истории.

В 2003 году исполнилось сто лет со дня прославления преподобного Серафима. В Сарове состоялись большие торжества с участием высоких представителей всех Поместных Православных Церквей мира. Был восстановлен и вновь открыт храм, сто лет назад первым освященный во имя преподобного. В 2006 году был возобновлен монастырь. В городе, где монастырские храмы были взорваны или переделаны, где много лет верующие молились в лесу у Дальней пустыньки преподобного, теперь литургию служат на 11 престолах.
О восстановлении монастырского наследия и строительстве новых приходских храмов заботятся и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, и Ядерный центр, и горожане. Жителей в Сарове ныне более 90 тысяч. Он по-прежнему закрыт — уже не по причине секретности, но из соображений безопасности ядерно-оружейного центра в наше тревожное время.

Богоданная свобода и режим безопасности

Пристальное внимание руководства страны, жесткая должностная иерархия, директивные сроки исполнения, секретность и дисциплина, высокий уровень профессиональных и личных качеств собранных здесь людей, их энтузиазм и сознание причастности к решению задач государственного и мирового масштаба — все это давало сотрудникам объекта право видеть себя как особое замкнутое сообщество высокого статуса. Еще бы: здесь академик Зельдович собирал молодых специалистов на еженедельные семинары (теперь сказали бы — мозговые штурмы), здесь придумывали, конструировали и испытывали то, чего никто никогда еще не делал.
Говорят, именно этими словами отвечал куратор атомного проекта Лаврентий Берия на доклады о слишком вольных разговорах слишком умных физиков: «Эти люди делают то, чего никто никогда не делал. Если мы запретим им разговаривать, они перестанут думать. Однако — наблюдайте».

Те, кто исследовали, обсуждали и объясняли сложные физические процессы, не могли оставить без внимания происходящее в мире. Здесь не только слушали «вражеские голоса», но и свободно обсуж­дали услышанное. И спокойно относились к «прослушке» своих телефонов. Иногда замечали: «Бог тебя все время слышит и видит — и что?»

Искра канал-1

Андрей Дмитриевич Сахаров, бывший до 1969 года сотрудником ВНИИЭФ, занялся политикой не вдруг. В 50-е годы он с коллегами решал головоломную задачу создания термоядерного взрывного устройства, которое не будет величиной с дом (в Америке как раз испытали такое). Потом — доказывал Хрущеву, что испытывать бомбу в 100 мегатонн («кузькину мать»), не имеет смысла, это нанесет сильный вред всей планете (испытание все же было — на половинную мощность). Потом, тоже вместе с коллегами, добился прекращения наземных ядерных испытаний.

Этот дух самоотверженного, без идеологических шор, служения был и в Саровской обители. Здесь по просьбе сестры сосланного в 1790 году Сибирь Радищева иноки сберегали его бумаги. К тому времени в Саровской пустыни была богатейшая библиотека: еще устроитель пустыни ученый схимонах Иоанн тщательно собирал исторические труды, книги, бумаги и рукописи. И окончил дни в тюрьме Тайной канцелярии в Петербурге, в 1737 году — из-за обнаруженных в монастыре списков запрещенного сочинения. Что же крамольное переписывали монахи? «Возражение на объявление о монашестве» Родышевского, направленное против вмешательства светской власти в монастырскую жизнь. Притом сам Иоанн, и многие иноки пустыни, и преподобный Серафим немало сделали для обращения старообрядцев — и это было непросто, потому что за одно только общение с «керженскими» власть брала на заметку.

Нынче говорят, что преподобный Серафим позволил работать здесь над созданием ядерного оружия, поскольку оно было реальным щитом и ограждением России. Сегодня оно по-прежнему защищает нас, но главной угрозой стали новые средства войны — информационные, экономические, культурные, от которых ядерным щитом не оборонишься.

Когда грянула перестройка и наука бывшего Советского Союза задыхалась от безденежья, от пренебрежения властей и общества, именно наша Церковь на весь мир провозгласила, что считает работу Ядерного центра важнейшей для Отечества. Это произошло в 1996 году на соборных слушаниях «Ядерные вооружения и национальная безопасность России», состоявшихся по инициативе саровских ученых.

Что впереди?

И сегодня вокруг Сарова собираются единомышленники. Созданный здесь Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского задумал и учредил конкурсы «Православная инициатива» и «Серафимовский учитель», много лет проводил научно-богословские конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России». При монастыре — Успенской Саровской пустыни — действует духовно-научный центр, площадка для научных, богословских, общественно-политических дискуссий.

Жители закрытого города открыты вызовам времени. Они по-прежнему создают то, «чего никто никогда не делал». Они разрабатывают новые виды вооружений, передают свои достижения в гражданские отрасли экономики, помогают восстановить христианскую жизнь в окрестных селах и устраивают, чтобы мощи святого адмирала Федора Ушакова посетили Крым…

Один из физиков, разработчиков ядерного оружия, как-то шутил, что Саров — родоначальник движения зеленых. Монастырь и секретный объект следили за сохранностью здешних лесов, а радиационную чистоту окрестностей из соображений секретности контролировали спецслужбы. Чистейшая артезианская вода течет здесь прямо из водопровода. Мы дышим воздухом сосновых лесов. А на самом большом в городе 20-метровом рекламном щите написано: «Стяжи дух мирен».
У Сарова по-прежнему есть загадка, есть тайна связанных с ним пророчеств и обетований, пока не до конца явленных, не разгаданных. Известно, что преподобный Серафим предсказывал: именно отсюда придет новое спасение России.

Все ли уже произошло, все ли сбылось?

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Алексий II освятил в Сарове новый храм

В Нижегородской области сегодня проходят торжества, посвященные 300-летию со дня основания Саровской пустыни. Патриарх Алексий II освятил новый храм Иоанна Предтечи. Эту церковь, полуразрушенную в годы советской власти, восстановили к юбилею по старинным чертежам.

Саров, город ядерщиков, до сих пор режимный объект. Поэтому несколько тысяч паломников, приехавших на праздник, разместили в соседнем Дивееве. Там специально разбили палаточный городок. Только что в главном Храме завершилась Божественная литургия.

Подробности сообщает корреспондент НТВ Юлия Варенцова.

В церкви Иоанна Предтечи в закрытом городе Сарове закончилось богослужение. Патриарх Московский и всея Руси совершил великий чин освящения храма и отслужил Божественную литургию. Как обычно, в конце службы Алексий II обратился с проповедью ко всем присутствующим.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси: «Несколько лет тому назад, когда ставился о вопросе о возможности восстановления храма, это сочли невозможным. Настолько был изуродован и осквернен этот храм. И вот сегодня он предстает перед нами в своем благолепии».

Сам храм Иоанна Предтечи небольшой, поэтому богослужение для горожан транслировалось на большом экране, прямо на улице. На самой службе присутствовали только архиереи РПЦ, несколько монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря, а также приглашенные гости. Среди них губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и кинорежиссер Никита Михалков.

Михалков, по его словам, приехал сюда по зову души, и он, наверное, вернее всех охарактеризовал особое отношение к Серафиму Саровскому у православных верующих.

Никита Михалков, кинорежиссер: «У него был потрясающий, иногда парадоксальный для такого уровня монаха взгляд на мир. Это невероятно. Вдруг он говорит: „Паче молитвы есть послушание“. Или: „Лучше топнуть ножкой, чем плакать в унынии“. Он живой для очень многих, для большинства верующих людей».

Также сегодня Патриарх Алексий II собирается посетить «ближнюю» и «дальнюю» пустынки. Это места, где любил уединяться для молитвы Преподобный Серафим. Завтра торжества продолжатся.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

Какие святыни скрывает Саров?

Экскурсию по православному Сарову для «АиФ-НН» провела Елена Мавлиханова, сотрудник научно-духовного центра Успенского мужского монастыря. Елена Алексеевна — историк, вместе с группой единомышленников занимается изучением истории родного города с 90-х годов.

Батюшка Серафим был иеромонахом Свято-Успенского мужского монастыря, при жизни был признан чудотворцем. Известен строгим аскетизмом, более 15 лет жил отшельником в лесу, простоял в молитве на камне 1000 дней и ночей. Все места, связанные с жизнью Серафима Саровского, ежегодно посещали сотни тысяч паломников со всей России вплоть до 40-х годов прошлого века. Сейчас святыни доступны только для жителей самого города и его немногочисленных гостей.

Обитель под охраной

Днём основания Свято-Успенского монастыря считается 29 июня 1706 года.

— Обитель славилась своим строгим уставом, — рассказывает наш гид. — Монастырь считался исправительно-трудовым, сюда посылали монахов из других обителей избавляться от пьянства или исправлять своё поведение. Кроме того, Саров называли «кузницей кадров» — из молодых монахов здесь воспитывали руководителей в другие монастыри.

Строгий устав запрещал доступ к Соборной площади «всех мирских, в особенности женщин и отроков». В1790 году сюда прислали воинский отряд во главе с офицером-бомбардиром для охраны территории. Служивые стояли при входной двери в монастырь, досматривали паломников, разрешали войти внутрь только во время богослужений.

— Поразительны исторические параллели: например, современный Саров, как и монастырь раньше, охраняется военными, а вход гостям только по пропускам, — замечает наш гид. — Кстати, в том же здании, где располагалась монастырская охрана, — сейчас отдел УФСБ.

— В советские годы три из девяти храмов были разрушены, якобы в их стенах были обнаружены огромные трещины, — продолжает Елена Алексеевна. — Но большинство построек всё-таки уцелели. В монастыре сохранились все келейные корпуса с парой угловых башен, церковь Всех Святых. Чудом устояла красивейшая 81-метровая колокольня — символ современного города. В 40-е годы её собирались взрывать, мотивируя опасностью подвергнуться бомбардировке вражеской авиации. Руководители объекта сопротивлялись такому решению из Москвы несколько лет. Последней каплей в споре стал аргумент в пользу телевышки, что она обслуживала … 4 телевизора (!).

В 2006 году монастырская жизнь восстановлена и сейчас в Успенском монастыре три монаха.

Намоленное место

— Одно из удивительных мест на территории Сарова, хранящих память о великом чудотворце, — Дальняя пустынка в 5 км от монастыря, — рассказывает Елена Мавлиханова. — В глухом лесу батюшка Серафим провёл отшельником более 15 лет. Официально эта территория считается городской чертой, поэтому лес остался почти таким же, как два столетия назад.

На месте огородика батюшки Серафима установлен памятник святому. А неподалёку стоит изба чудотворца, третья после оригинальной, разобранной после его смерти дивеевскими сёстрами. В нескольких шагах от домика растёт огромная реликтовая сосна. По преданию, мимо неё он ходил за водой к своему колодцу на берегу реки Саровки.

Недалеко от лесной кельи лежит огромный камень, засыпанный букетиками цветов. Известно, что преподобный Серафим провёл 1000 ночей в молитве на огромном камне посреди леса, а днём продолжал молиться у себя в келье на малом камне. Первый камень раскололи и унесли в Дивеево сёстры. А этот огромный валун — третий по счёту.

После возвращения в монастырь старец Серафим уходит в затвор и молчальничество на пятнадцать лет. Но постепенно он стал принимать паломников. 72-летний монах встречал гостей словами «Радость моя! Любимче мой, наконец-то ты пришёл ко мне!»

«Умиление» Серафима

— Батюшка Серафим вышел из затвора в 1825 году и поселился у Богословского родника. Это место позже стали называть Ближней пустынкой, — поясняет историк. — Серафим исцелял больных добрым или строгим словом, простуды он мог лечить ледяной водой из родника, давая испить прямо из своей рукавицы. В 2005 году на месте родника построили деревянную церковь.

Свою кончину преподобный Серафим Саровский встретил в своей келье в коленопреклонённой позе перед любимой иконой «Умиление». Его похоронили на Соборной площади. Как говорил батюшка перед смертью: «Приходите ко мне на могилку и как живому выплачьте свои беды, чем могу, помогу». Поэтому к могиле святого потянулись паломники. Останки пролежали в земле 70 лет до канонизации в 1903 году, тогда их как святые мощи перенесли в церковную раку для открытого доступа. Сейчас на месте могилы по старым фотографиям восстановлена часовня.

Подземные затворники

Одно из самых загадочных мест Нижегородчины — Саровские подземелья, построенные по примеру Киево-Печерских пещер.

— Первые подземные кельи появились здесь в конце 17-го века, — поясняет Елена Алексеевна.- Их начал копать первоначальник монастыря Иоанн. Затем была возведена подземная церковь, зала с аркой и помещение для посетителя — две кельи, соединённые окошечком в толстом простенке. Условия для уединения монахов здесь идеальные: абсолютная тишина, темнота, к тому же круглый год здесь одинаковая температура +10. Поражают выбитые в доломитовых стенах узкие лавки-углубления — на них монахи спали «не приклонивши рёбер», а значит, сидя.

Здравствуйте!
Предлагаю Вашему вниманию возможный компромиссный вариант организации доступа православных паломников к монастырю Саровская Пустынь, а также к Ближней и Дальней пустынькам.
Полностью материал «САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ — РЕШИТЬ НЕРЕШАЕМОЕ» доступен здесь:
https://cloud.mail.ru/public/Hshp/r8K4fbJam
и здесь:
https://www.facebook.com/permalink.php? … 4078064348
и здесь:
https://vk.com/serubin?w=wall196788597_12459 https://vk.com/serubin?w=wall196788597_12460
Автор — Серюбин Сергей
*********************
КОМПРОМИСС НАЙДЕН, УСТРОИТ ЛИ ОН ФСБ И РОСАТОМ?
Наверное, многие верующие сейчас размышляют – как сделать так, чтобы сохранить режимное состояние жизни Сарова и его градообразующих учреждений, ненарушить секретность, и в то же время, дать возможность православным всего мира посетить Пустынь и помолиться на Святой земле преподобного Серафима?Неужели оптимального решения не существует?Но,
мне кажется, нерешаемых вопросов не бывает – было бы желание их решить…
В голову, почему-то, сразу пришли воспоминания поездок на метро в Новосибирске (метромост через р.Обь) и в Москве (метромост над Москвой-рекой между Лужниками и МГУ). Также вспомнилось посещение в Ульяновске гигантского самолёта «Руслан», когда, поднимаясь сзади по рампе, входишь внутрь огромного грузового салона лайнера.Всё это дало толчок к размышлению, и нужное решение вскоре появилось.
Делюсь…
В основе моего предложения лежит принцип мостового перехода. На бетонные сваи-опоры ложится труба, имеющая в поперечном сечении форму прямоугольника. Внутри этой «прямоугольной трубы» – пешеходного коридора и будут перемещаться паломники.Размеры сторон его примерно 4×3 метра. Высота опор примерно 8-10 метров, в зависимости от рельефа городской местности.
Начало трубы находится, примерно, в районе Цыгановского источника, на общедоступной территории – просто это место географически наиболее близкое к зданиям Саровской Пустыни. Затем, поднимаясь вверх, труба преодолевает рубежи охраны и идёт непосредственно над территорией города в сторону монастыря. Миновав его, она продолжает движение к Ближней Пустыньке в районе озера Боровое, а затем – к Дальней Пустыньке. Там она завершается. У монастыря и у Ближней Пустыньки из трубы делаются боковые съезды на землю. Возможно, с использованием эскалатора.
Интернет-сервис «Яндекс» с готовностью подсказывает – общая длина перехода составит чуть более шести километров. А именно:
— участок «Цыгановка-монастырь» = 2 км 460 м
— участок «Монастырь-Ближняя Пустынька» = 2 км 000 м
— участок «Ближняя Пустынька–Дальняя Пустынька» = 1 км 680 м
Итого = 6 км 140 м
Вопросы организации и безопасности могли бы решаться так:
1. Формируются три новые охранные зоны — территории собственно монастыря, а также площадок Ближней Пустыньки и Дальней Пустыньки. Они обносятся высокой стеной (по принципу звукопоглощающих ограждений на МКАДе в Москве), если требуется – создаётся контрольно-следовая полоса.По периметру снаружи – посты охраны.
2.Для обеспечения доступа в монастырь жителей Сарова или его гостей изнутри города,в ограждении монастыря создаётся новое КПП. Степень его «строгости» такая же, как и у остальных, действующих.
3. Вход в тоннель паломников с «Большой земли» строго фиксируется охраной в компьютерной базе данных. Стоят рамки металлоискателей. Паломники, не имеющие никаких документов, не допускаются. Заявочное время пребывания мягко и корректно, но всё же держится на контроле. Это не исключает возможность ночёвки в монастыре, но всё-же, контроль не отменяется. Впрочем, для ночёвок больших групп паломников возможно строительство отдельного здания гостиницы снаружи Сарова, в районе Цыгановки.
4. На случай пожара в тоннеле предусмотрены аварийные выходы.
5. Внутри тоннеля – постоянные посты сотрудников Росгвардии, видеоконтроль и полное отсутствие наружных окон. Транспортные коридоры проектируются так, чтобы посетитель, зайдя в тоннель у Цыгановки и выйдя из него или у монастыря, или к Пустынькам, не имел возможность визуально наблюдать сам закрытый город.
6. Учитывая большую длину тоннеля, возраст паломников и их различные физические возможности, внутри транспортного коридора возможна организация регулярного движения двух микропоездов на электрической тяге (электрокары). Также, возможно перемещение по нему пешком или на велосипедах.
7. В ночное время массовое движение по тоннелю ограничивается.
Да, жёсткий контроль и ограничения будут чувствоваться, но… православные паломники всё поймут правильно.
Но есть и другой вариант – когда пешеходный коридор – труба проходит низко, буквально на уровне земли. Но это уже детали и проектировщики лучше нас определятся — какой вариант лучше.
Финансовая сторона вопроса также небезнадёжна. Особенно, при объединении усилий Росатома, городских властей, Московской Патриархии и благотворителей. Думаю, многие из них сочтут за честь помочь такому богоугодному делу.
ДОВОЛЬНЫ БУДУТ ВСЕ
Изучая странички саровских интернет-ресурсов, можно почувствовать отношение жителей Ядерного центра к религиозной проблеме города. Если грубо, то расстановка мнений следующая: воинственных, непримиримых и организованных атеистов практически нет. Атеистов спокойных и терпеливых пугает лишь перспектива массового и безконтрольного допуска в
город «паломников и попрошаек». Для них спокойствие в родном городе и закрытость от внешнего мира – приоритет номер один. А появление мостового транспортного коридора НАВСЕГДА снимает для атеистов «угрозу» массового проникновения в сам город «несметных толп православных паломников» и, как следствие, ликвидацию для Сарова статуса закрытого города.
С верующими жителями Сарова всё намного проще. Да, все они тоже противники открытия города для внешнего мира, но при этом, как люди православные, прекрасно понимают всемирную духовную значимость Саровских Святынь. И, скорее всего, их не смутят те некоторые неудобства, которые возникнут с появлением непосредственно внутри города нового КПП – православная солидарность наверняка возьмёт здесь верх. К тому же, наружные стены транспортного коридора – идеальное место для красивой городской рекламы.
Так что, предлагаемый компромисс, скорее всего, устроит все слои внутреннего саровского социума.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СВЯТЫНЕ
Что же касается нас — людей для Сарова внешних, то нашему восторгу здесь не будет предела!Ведь соединятся два берега одной реки.
Помню гигантский Крестный Ход из Сарова в Дивеево 1 августа 2003 г.на празднике 100-летия обретения мощей преподобного Серафима. Людское море! Торжество из торжеств,но… с учётом суровых реалийособо-режимного объекта»ЗАТО Саров». Внутри него побывать удалось тогда лишь единицам.Основная масса верующих смиренно ожидала святые мощи снаружи, у КПП.
Уверен, очень быстро решился бы и вопрос наполняемости Саровского монастыря монашеской братией.В лучшую сторону изменится и финансовое состояние обители, поскольку вряд ли найдутся паломники, приехавшие в Дивеево и упустившие возможность посетить духовную родину Батюшки – Саровскую пустынь. И неизбежно, рано или поздно, оба духовных центра – Дивеево и Саров,в сознании верующих всего мира ментально сольются в нерасторжимое единое целое.
По пророчеству Батюшки, мощами своими он останется лежать в Дивеево, но что касается его личных вещей, то возможно будет принято логичное решение передать их в Саров. И как знать, если будет на то воля Божия и благословение нашего Патриарха, не вернётся ли в свою родную обитель – Саровскую Пустынь, в келью батюшки Серафима, подлинник иконы Божией Матери «Умиление», пребывающий сейчас в патриаршем храме г.Москвы, что в Чистом переулке? Дай-то Бог!
***************************************************