Сатурн пожирает своих детей

Содержание

Новый Год, пожалуй, один из самых древних и загадочных праздников человечества. Что мы о нем знаем? Откуда этот праздник к нам пришёл? Что за бородатый маньяк с косой преследует младенцев на старых открытках? Неужели это наш любимый Дедушка Мороз?

Не хочу разочаровывать — да. Это он.

Христианское понятие Троицы, соединило воедино:
1. Рождество Духа,
2. Рождество Солнца-ребенка,
3. Рождество Солнца-отца.

4. Дух времни Хронос (Крон, Сатурн, Сати, Санти) в Троицу не попал, поэтому его назначили Дедом Морозом.

Указанное совмещение привело не только к смешению смыслов, но и к смешению обрядности.

В эллинистической философии до искусственного разделения науки и религии было понятнее:

Победа Духа Жизни над Духом времени в самый короткий зимний день это и есть Рождество Духа. В легендах это отражено победой Зевса над Кроном. Или легендой про Сатурна, которому было предсказано что он погибнет от руки своего ребенка. Сатурн пожрал всех 364 своих детей, но 365 ребенок оказался так красив, что Сатурн не смог его убить. Напротив, одарил новорожденного, и добровольно погиб ради его жизни.

Сатурн Дед Мороз пожирает своих детей (364 ребенка = 364 дня в году). 365й ребенок выжил, и убил Сатурна.Прототип Сатурна Змей Уроборос. или Ялдаваоф «Полагающий Начало начал».Дед Мороз дарит жизнь Илие. Или Илия побеждает Деда Мороза (Ялдаваофа)«АБРАКАДАБРА» Илия защищает Нежную Зарю Аврору (Афродиту).

Не все легенды повествуют о добровольной передаче жизни Сатурном Новорожденному сыну. Отсюда второй вариант древней легенды о победе солнца

-сына над змеем-отцом.

1. Илия побеждает Ялдаваофа
Илия от ιαω αβραξας — «свет утреннего солнца исполненный нежной зари».

2. Георгий «Земледелец», побеждает Змея.

3. Зевс побеждает Крона

4. Сильвестр «Серебряная звезда» побеждает Левиафана
и пр.

Аналогичные легенды мы видим в древнем Египте, Месопотамии. Там Змей вечности Уроборос «Пожирающий свой хвост» на Рождество перестает это делать, и выплевывает из пасти сожранное Солнце.

В Персидской Империи Уроборос, выпустивший свой хвост из пасти назывался Ялдаваоф — др.греч. «Полагающий Начало» от

1. ἰάλλω — отправить, поставить

2. δᾰ неотделимая приставка с усилит. знач. (ср. δάσκιος, δαφοινός).

2. βαω, βαζω — Устанавливать, Ставить, сажать виноградник, сеять, приводить в порядок

Утренняя заря приходит с «первыми петухами». Поэтому Илия в персидской версии предстает как солнце Хор с двумя уреями (змеями), но с петушиной головой вместо диска. Илия — защитник нежной зари — матери Духа (Богородицы). Отсюда знаменитая «АБРАКАДАБРА».

Иудеи же придумали читать «Илия» как «Иегова». Видимо современный иврит не способен передать оригинальное звучание..

Рождество Духа знаменует первая звезда на утро Нового Года (зимнего солнцестояния).

Поскольку в утренней заре все внешние звезды меркнут, и видны только внутренние планеты Солнечной системы, первой утренней «Серебряной звездой» нового дня Нового Года становится планета Венера (Афродита, возможно от АзъРодита).

Ильин день копты (коренные племена Египта) празднуют на 1е января.

Предшествует Сильвестру «Серебрянной звезде» день «Кура и Курки». В этот день курятники окуриваются дымом, над кормушкой для птиц вывешивается камень с дыркой «Куриный бог» ἀποτρόπαιος «Начало цикла» от:

1. από (при обознач, времени) с, от; (γεν.) από γεννησιμιού του с самого его рождения; από μιάς αρχής с самого начала;

2. τροπή τροπή η 1) поворот м (в сторону) 2) оборот м 3) превращение

Считалось, видимо, новый Дух рождается из камня, знаменуя новый солнечный цикл Нового Года.

Новый Год = Ильин День.

Почитание Сатурна приобрело особый размах в итальянском Риме. Сатурна́лии (лат. Saturnalia) — у древних римлян декабрьский праздник в честь Сатурна.

На санскрите Сатурн — «Щани» — родственно «Санте».

Сатурн = Дед Мороз = Хронос = Крон = Хорон = Ялдаваоф = Змей Уроборос

Всюду царило веселье, жгли свечи, выбирали «королеву бала» и шуточного «царя сатурналий». Люди обменивались подарками, среди которых, в числе прочего, фигурировали cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну. Праздничные развлечения продолжались до 5-7 дней (в заключительный период Республики — семи).
В храме Сатурна хранились долговые расписки. Во время Сатурналий было принято возвращать долги. Так же днём Сатурна считается суббота (Saturn Day, saturday). Суббота — день отработки оброка, день платежей по кредитам. В иудаизме прием платежей по ростовщическим ссудам считается праздничным днем.
В IV веке н. э. сатурналии были приурочены к празднованиям Рождества и Нового года, как и праздновавшийся в эти же дни Sol invictus — праздник Солнца и зимнего солнцестояния. Многие антиковеды отмечают родственность Сатурналий с декабрьскими праздниками других народностей Европы, например гуляниями в Рождественские Святки и Feast of Fools, с Йолем, Рождеством, Ханука и т. п. Многое из обрядов вошло в христианские Святки.

Итак, мы имеем 3-4 версии Новогодней обрядности, по прихоти христианской Троицы совмещенной в один праздник.
1. Воскуривание. Почитание пробуждающей Духов «куриной силы».
2. Творение (Створаживание) как результат работы Ветров (Духа) — боучения (бурления) и материализации растворенного в жидкости Боука (Бога).
3. Вознесение Бога в костре из трав (Стожары).
4. Похороны Бога \ Победа Духа над старым Богом.

Собственно Зимнему НГ. Принадлежит только традиция воскуривания Елея в сочельник, Приготовление курицы, и ожидание первой утренней звезды — планеты Венеры в заре Авроре, рождающей Илию.

Зимний Новый Год. Воскуривание Елея (Сочень Елей) в Сочельник.

Молодой дух Зари Авроры Илия возносится на небо над умирающис Сатурном Дедом Морозом, Ялдаваофом, Хроносом, Кроном и пр.

Остальная ритуальная практика, кроме Пасхи, и «похорон Ярилы», относится к Летнему НГ. Оригинальным праздником Летнего НГ можно считать «Ивана Купалу».

Кроме христианства в организации смешения ритуалов важную роль сыграла естественная прецессия Земли.

Зодиакальные созвездия не привязаны точно в солнечному равноденствию, а убегают на 21 минуту каждый год. Предварение равноденствий (лат. praecessio aequinoctiorum).

Полный оборот созвездия делают вокруг Земли за 25 тыс лет.

По звёздам Летний НГ соответствует Зимнему НГ примерно 12 500 лет назад. Тут уж чему жрецы больше доверяли. Звездам, или Солнечному циклу..

О древнем календаре, положенном в основу эллинской Азбуки, мы рассуждали в статье «Золотое руно Азбуки».

Ниже — сравнение обрядов Летнего НГ с фактическими современными традициями Зимнего НГ.

Исходный смысл Летнего НГ в рождении Амона из шарика скарабея, запеченного в вулкане. Вулкан по египетской легенде есть обычная первородная гора, на вершине которой огненная птица Феникс свила свое гнездо. Фениксы скрываются в созвездии «Стожары» или «Плеяды» во лбу «Тельца». Плеяда Майя (подарила имя месяцу Май), ассоциируется с птицей Феникс, или Жар-птицей, разжигающей страсть Вулкана (Гефеста (др.-греч. Ἥφαιστος)).

φαΐ — др.греч. «пища». Гефест — «повар богов»?

В Новогодних традициях последовательно видим одно и то же:

1. Сбор трав

2. Сожжение стога или венка из трав. Непосредственное, или символическое.

3. Рождение множества огоньков-детей. Один из них станет Солнцем.

Художники часто обращались к истории Сатурна (в римской мифологии) или Кроноса (в греческой). Он поедал своих новорожденных детей, узнав о пророчестве, согласно которому, его свергнет собственный ребёнок, который появится в будущем. Несмотря на каннибализм, живописцы изображали Кроноса с классическим, героическим телосложением. Гойя писал в таком же стиле в начале карьеры, но Сатурн в его версии – бородатый человек-зверь, пойманный за пожиранием не ребёнка, а взрослого человека. В его широко раскрытых диких глазах читаются стыд, ужас, жажда крови и безумие.

Кроме «Сатурна» Франсиско Гойя написал ещё 13 фресок на мрачные темы: старость, монстры, ведьмы… Около 50 лет после смерти художника фрески оставались неизвестными широкой общественности. Лишь с 1874 года начался долгий и кропотливый перенос настенных росписей на холст. Они хранятся в музее Прадо в Мадриде, где завораживают зрителей по сей день.

Мы никогда точно не узнаем, почему Гойя их написал и что творилось в его голове, когда он изображал своего «Сатурна». Эван Пущак опубликовал видеоэссе на своём YouTube-канале Nerdwriter, где рассматривает творчество Франсиско Гойи в тот трудный период, как для художника, так и для его страны. По мнению обозревателя это самая тревожная картина в истории искусства. К видео есть субтитры на русском языке (их можно выбрать в настройках), так же приводим расшифровку ниже.

«Какая картина в истории искусства самая пугающая? Имеются такие сильные кандидаты, как «Суд Камбиса» (или «Сдирание кожи с продажного судьи») Герарда Давида, изображение «Ада» (триптих «Страшный суд») Иеронима Босха, «»Ночной кошмар» Генри Фюзели, «Крик» Эдварда Мунка. На самом деле есть лишь одна картина, которая меня всерьёз встревожила. Вот она: «Сатурн, пожирающий своего сына» Франсиско Гойи. То, что вы здесь видите, – знаменитое изображение титана Кроноса, сделанное испанским художником. После узурпации власти его отца ему было дано пророчество, что один из его детей сделает то же самое и свергнет его.

Чтобы предотвратить пророчество, Кронос проглатывал каждого из детей, рождённых ему Реей. К несчастью для него, Рея решила спрятать своего младшего сына Зевса. В итоге он исполнил пророчество о свержении своего отца и положил конец господству титанов.

Эта история – хорошо известный греческий миф, но только посмотрите, как его показывает Гойя. Некоторые ключевые изменения сразу же бросаются в глаза. Во-первых, в мифе Кронос пожирает своих детей, проглатывая их целиком. Фактически они остаются живыми в его желудке. Картина Гойи гораздо более ужасающая. Он черпает вдохновение у Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца, одного из основоположников искусства барокко, изобразившего то же самое событие. В «Сатурне» Рубенса титан, кажется, высасывает жизненную силу своего ребёнка. Даже для такой ужасающей темы Рубенс демонстрирует всю драму, богатство, даже красоту, выделяющую стиль барокко, которому он помог стать знаменитым.


«Сатурн» Питера Пауля Рубенса, 1636.

В версии Гойи эта красота исчезла. Нам остаётся испуганный сумасшедший монстр, словно обнаруженный в темноте случайным исследователем с факелом, блуждающим внутри не той пещеры. Сатурн, римское имя Кроноса, только что обглодал голову своего ребёнка. Его чёрный рот открывается возле локтя левой руки, готовый откусить сустав. Его угловатое тело скрючено в неудобной позе, его руки копаются в позвоночнике, кровь поразительно первичного цвета стекает по руке, шее и плечу его ребёнка. И если посмотреть поближе, мы заметим, что это не совсем ребёнок. Один из детей Сатурна повзрослел. Есть нечто ужасающее в том, что жертва знала о происходящем и пыталась сопротивляться.

Но самое тревожное из всего того, о чём я думаю: когда и где эта картина была найдена. В конце своей жизни Франсиско Гойя купил дом на окраине Мадрида «La Quinta del Sordo», что в переводе означает «Вилла Глухого». Так её назвали при предыдущем владельце. Интересное совпадение, так как к тому моменту Гойя тоже был глухим. Его физическое и психическое здоровье значительно ухудшилось, Гойя создал 14 стенных росписей, которые часто упоминаются как «Чёрные картины» («Мрачные картины»). Прямо на внутренних стенах своего дома.


«Атропа», или «Мойры», одна из 14 «Мрачных картин» Гойи, 1821-1823.

«Сатурн, пожирающий сына» был в столовой. Фотографии, которые вы видите сейчас, были сделаны через 50 лет после написания фресок. Гойя никогда не упоминал о них. Он никогда и никому не собирался их показывать. Но по сей день люди всё ещё пытаются понять смысл «Чёрных картин». Почему Гойя создал эти пессимистические и фантастические сцены в одиночестве в своём доме? Возможно, чтобы понять это, следует разобраться в карьере художника.


«Сатурн, пожирающий своего сына». Снимок 1874 года росписи Гойи в Доме Глухого.

Он вырос в Сарагосе, Испания, четвёртым из шести детей в семье мелкого буржуа. По его словам, он был беззаботным и радостным юношей, когда изучал живопись в Сарагосе, Мадриде и Риме. Его первая серьёзная работа была на фабрике ковров, где он создавал гобелены для украшения дворцов и знатных домов города. Эти гобелены выполнены в стиле рококо. Элегантные, игривые, светлые сцены отдыха дворян и крестьян, наслаждающихся типичными занятиями своего времени. В итоге Гойя стал придворным живописцем короля Карла IV, разочаровывающего монарха, в отличие от своего отца Карла III, любимого народом за реформы, начавшие приносить в Испанию светские просветительские ценности.


«Мальчики собирают фрукты», 1778.


«Воздушный змей», 1778.

В 1793 году неизвестная болезнь оставила Гойю глухим. Хотя он всё ещё принимал комиссионные от своей королевской клиентуры, болезнь стала тёмным поворотным моментом в его жизни и искусстве. Можно заметить, что во «Дворе сумасшедшего дома» 1794 года тела скорчены, люди кричат в муках. Разница между этой картиной и гобеленами шокирует.


«Двор сумасшедшего дома», 1794.

Его слух исчез, Гойя начал видеть страну с мрачной ясностью. В серии гравюр под названием Капричос (Los Caprichos – причуды) он показывает испанскую культуру одновременно с трагической и комической стороны. Как ученик Просвещения, Гойя видит страну, отступающей с пути развития. Король ушёл в себя, а люди суеверны и слишком глупы, чтобы понять, что им нужно.

В работе прослеживается поиск анатомической достоверности, потребность в социальной критике и одержимость тварями и монстрами. Всё это подытожено в гравюре с метким названием «Сон разума рождает чудовищ».


«Сон разума рождает чудовищ», 1797.

В последующие годы ситуация в Испании ухудшилась. Наполеон вторгся в страну и жестоко покарал сопротивлявшихся его приходу. Гойя был свидетелем кровопролития, что глубоко на нём отразилось. На эту тему его картина «Третье мая 1808 года в Мадриде». В ней откровенное описание войны, восстания и жестокости. До этого война в живописи была сложным театральным сюжетом. Здесь Гойя не показывает ничего кроме грубой силы. Это эмоция, переданная без посредничества искусства.

Пройдёт пять лет, прежде чем Испания вновь завладеет троном. В период сопротивления была издана конституция 1812 года (Кдисская конституция), призывавшая к либеральным реформам, национальному суверенитету, свободе прессы и свободному предпринимательству. Но, получив власть, новый король Фердинанд VII отменил конституцию и арестовал её создателей. Гойя замкнулся, разочаровался. Страна, которая в его юные годы двигалась по направлению к новому миру, вновь поглотилась абсолютизмом.


«3 мая 1808 года», 1814.

Изуродованный войной, изуродованный болезнью, он начал рисовать сцены кошмаров на стенах своего дома. На одной молодой человек, пожираемый его отцом, которому предречена узурпация от сына. Теперь Гойя уже знает, что прогресс не гарантирован, и когда он поражён, это не безболезненно. Это ужасающе и медленно, и жертва может чувствовать происходящее.

Есть много способов, которыми можно прочитать картину «Сатурн, пожирающий своего сына». Возможно, Гойя пытался изгнать демонов из своего разума или демонов из своей страны. Или, быть может, он пытался честно рассказать об одном ужасающем аспекте человеческой природы, используя навыки и методы, которые он изучал, создавал и применял на протяжении всей жизни.

«Сатурн, пожирающй своего сына» Франсиско Гойи.

«Чёрные картины» изменили историю искусства, но, наверное, страшнее всего то, что Гойи всё равно. Его не волнует, как мы читаем эту картину, потому что он не писал её для нас или для кого-либо ещё. «Сатурн, пожирающий своего сына» существует вне толкования. Это жестокая сила. Ужас без посредничества. Чудовище, выглядывающее с тёмной стены в тёмной комнате… глодающее…».

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско де Гойя

Сатурн, пожирающий своего сына — Франсиско де Гойя. 1819-1823. Холст, масло. 146х215; 83 см
Одна из самых известных настенных росписей Франсиско Гойи, входящая в цикл «Мрачные картины».
За прошедшие годы, картина обрела множество толкований, однако, традиционное гласит, что героем росписи выступает Кронос – божество высшего порядка из древнегреческой мифологии. Позже, римляне, которые переняли часть мифологии у греков, переименовали Кроноса в Сатурна, и именно под этим именем роспись вошла в историю живописи.
Сюжет картины следующий — однажды Уран предсказал титану, что он будет свергнут своими детьми, и, опасаясь этого, Кронос или Сатурн пожирал всех своих детей, чуть только они успевали увидеть свет. Но хитрой Рее, удалось обмануть жестокого Кроноса – она спрятала своего сына Зевса, а вместо него дала проглотить мужу камень.
Некоторые исследователи готовы поспорить, что пожирающее младенца чудовище – Кронос, ведь в мифе сказано, что титан пожирал сыновей прямо в пелёнках, а на картине Гойи он рвёт на части живую плоть.
Очень любопытна интерпретация художника этого сюжета, особенно в сравнении с работами других живописцев, обращавшихся к данной теме. Если в картине Рубенса Сатурн вполне себе уверенное божество с человеческим обликом, то у Гойи Сатурн – это урод и монстр со страшным телом и неправильными пропорциями.
Роспись была создана в период с 1819 по 1823 гг. – на стене своего дома, который жители прозвали, как «Вилла Глухого» Гойя создал серию страшных фресок, которым не дал названия. Современники вспоминали, что художник находился в то время в особо мрачном настроении, связанном с неудачами Испанской революции, и решил поверх уже созданных жизнерадостных росписей написать фрески более соответствующие настроению Гойи. Так возникла эта устрашающая серия.
Знаменитый дом не сохранился, и был разрушен ещё в начале прошлого века, однако, по счастью, все фрески знаменитого живописца были переведены на холст Сальвадором Кубельсом. Сегодня «Сатурн, пожирающий своего сына» хранится в музее Прадо.

История одного шедевра: «Сатурн, пожирающий своего сына» Гойи

Сюжет

Одержимый алчностью Сатурн раздирает тело собственного ребенка. Согласно мифологии, Сатурн (в древнеримской мифологии, в древнегреческой ему соответствует Кронос) почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти. Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов через поедание. Согласно мифу, бог глотал младенцев одного за другим. Однако одного ребенка Рея уберегла. Им оказался Зевс. Преодолев пубертат, он начал войну с отцом. Последний после 9 лет борьбы проиграл и был заключен в Тартар.

Отходя от мифа, Гойя показывает Сатурна не проглатывающим, но терзающим ребенка. Кровавые подробности, усиливающие ужас. Дикие глаза бога. Пропорции его тела не реалистичны. В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована. В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.

«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819−1823)

Мы не знаем точно, почему был создан этот цикл, какие мысли одолевали уже престарелого, измученного болезнями Гойю. Возможно, это было общее впечатление от жизни. Не исключено и то, что таким образом художник мог отреагировать на неудачи Испанской революции. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, жестокость, общее безумие и безысходность.

Контекст

Полотно известно нам сегодня под несколькими именами: «Сатурн, пожирающий своего сына», «Сатурн, пожирающий своих детей» или просто «Сатурн». Однако все они — приобретение поздних лет. Сам Гойя не оставил никаких комментариев ни на сей счет, ни на счет того, что значит цикл полотен в целом.

«Читающие мужчины» (1819−1823), одна из цикла «Черных картин»

Картина была сделана как фреска на одной из стен дома художника. Дом этот, который соседи прозвали «Домом Глухого», Гойя купил в 1819 году в пригороде Мадрида. Художник работал над циклом фресок между 1819 и 1823 годами. Всего было написано 14 штук. Позднее Сальвадор Мартинес Кубельс перенес изображения на холст по заказу банкира Фредерика Эмиля д’Эрлангера, желавший представить работы Гойи на Всемирной выставке 1878 года. Однако никто из посетителей экспозиции картинами не заинтересовался, они были подарены музею Прадо, где находятся и сегодня.

Судьба художника

Франсиско Гойя родился в Сарагосе в семье мастера по золочению. Образование его было поверхностным, причем не только профессиональное, но и общее — всю жизнь он писал с ошибками. Первые годы обучения живописи были провальны: на конкурсах его работы оставались без внимания; академизм угнетал, героические и национальные сюжеты не вдохновляли.

После переезда в Мадрид Гойя стал востребованным портретистом. Этому во многом поспособствовал его шурин Франсиско Байеу, который тогда был официальным придворным художником Карла III. Через некоторое время Гойя и сам станет придворным художником. Воцарившееся благополучие нарушит Французская революция. Испанский монарх будет напуган событиями в соседней стране, начнет превентивные гонения в своем государстве и позабудет на время об искусстве. В итоге Гойя окажется без работы и друзей, которых либо арестуют, либо вышлют.

«3 мая 1808 года» (1814)

В 1790-х Гойя перенесет две тяжелые болезни, природа которых до сих пор не ясна. В результате он потеряет слух. Несмотря на это, он продолжает быть популярным портретистом. В начале XIX века к придворным и церковным заказчикам добавятся представители зарождающейся в Испании крупной буржуазии.

Однако меняется характер его искусства. Личные неприятности, последующая оккупация Испании французами, затяжная партизанская война и жесткая реставрация испанской монархии — все это приводит к тому, что в творчестве Гойи все чаще звучит глубокая неудовлетворённость происходящим, трагизм и мрак.

Портрет Гойи (1826) кисти Висенте Лопеса Портаньи

Последние годы Гойя провел во Франции, скрываясь от испанских властей. Прямо ему не угрожали, но художник видел, что других преследовали, поэтому решил уехать, пока не стал жертвой террора. 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Бордо.

В 1821 году художник Франциско Гойя создает одну из самых своих трагических и ужасающих картин — «Сатурн, пожирающий своих детей». В ней он пытается передать тоску и ужас перед течением времени и неотвратимым приближением собственной смерти. Лицо Сатурна, единственного действующего персонажа этой картины, искажено гримасой невыразимого ужаса перед собственным поступком. Он не просто приносит своего сына в жертву, а сам пожирает его. Безысходность и ужас бытия переданы здесь с неподражаемой силой. Сатурн пожирал своих детей, поскольку ему было предсказано, что один из них отнимет у него власть. В этом желании бога сохранить власть проглядывает нежелание перемен, неспособность принять что-то новое, но в то же время — попытка утверждения стабильности, в жертву которой и приносятся собственные дети.
Сатурн изображен в ключевой момент трагедии, когда он непосредственно пожирает одного из своих детей. Потрясающая сила воздействия этой картины связана с необыкновенным реализмом, лишенным какой-либо нарочитой стилизации, драматических эффектов или, напротив, сентиментальности. Огромное тело бога лишено четких очертаний, и его бесформенная фигура то ли сливается с первозданной тьмой, то ли пытается вырваться из этого фона. Лицо Сатурна не кажется ни суровым, ни злым, ни удовлетворенным. Оно скорее выражает космический ужас перед неизбежностью этого сверхчеловеческого и даже сверхбожественного поступка. Вылезшие из орбит глаза говорят о колоссальном усилии, с которым ему приходится заталкивать себе в рот и глотать окровавленное тело сына. Такова плата за власть над временем и пространством. Поскольку бог воплощает мир в целом, ему приходится не просто жертвовать своими детьми, но ради обновления мира убивать собственного сына и пожирать его. Сын умирает, чтобы отец смог возродить или преобразовать мир. Отец поедает плоть собственного сына, чтобы обосновать ритуал причастия, необходимый для возрождения и обожения человека. Бог-отец съедает сына и для того, чтобы подтвердить свой божественный статус: съедая бога, становишься богом (ты — то, что ты ешь).
В то же время цветовая гамма картины дает еще один ключ к ее пониманию. Вся она построена на сочетании трех основных цветов — черного, белого и красного. Однако именно они обозначают и три этапа алхимического Делания (nigredo, albedo, rubedo). Хорошо известно, что в алхимии тайна Сатурна занимает центральное место. В старинных алхимических трактатах именно с ним связываются тайны материи и трансмутации. По словам известного алхимика ХХ века Фулканелли, Сатурн является «истинным золотом» и он — тот самый «камень, имя которого Философы называть не вольны». Сатурн, связанный с черным цветом и свинцом, в то же время оказывается царём Золотого века (Кронос у греков). В этом непротиворечии следует искать разгадку тайны алхимии.
Миф о пожирании Сатурном детей объясняется в алхимии как действие универсального растворителя. Пернети, например, использует алхимическую символику в процессе мифореставрации этого сюжета: «И если утверждалось, что Сатурн съел собственных детей, то это значит, что, будучи первоначалом и первоматерией металлов, он единственный имеет способность и свойство полностью растворять их и обращать их в свою собственную природу». В мифе сообщается, что вместо Юпитера ему подсунули камень. Проглоченный камень, находящийся внутри Сатурна, — это и есть философский Камень в стадии nigredo (чернота). Поэтому считается, что Сатурн содержит в себе Камень (или Золото) скрыто, и его следует добыть при помощи Делания. Алхимики называли это так: «Царь погребен в Сатурне». На картине Гойи как раз и изображены боль и страдание материи во время трансмутации. За разрыванием и пожиранием материи должно последовать очищение и возрождение, как и в ритуалах посвящения. Однако на картине Гойи мы видим только начальную стадию инициации и победу смерти и хаоса.