Савва освященный монастырь

Содержание

Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в Израиль, лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма Гроба Господня, многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности — Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Словарь Правмира — Монастырь, монашество

ЛАВРА САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО

Лавра Саввы Освященного

Великая Лавра Саввы Освященного (Дир Мар-Сабба), располагается в Вади Кедрон, в Иудейской пустыне, в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого.

  • Адрес: Израиль, Иерусалим, почтовый ящик 19824
  • Тел. (подворье в Бейт Сахуре): 972-2-2743135
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Знаменитая обитель была основана великим подвижником преподобным Саввой Освященным, который ушел из Лавры святого Евфимия Великого после смерти последнего в 473 году и уединился в пещере. Через несколько лет к нему стали стекаться ученики, а затем, по указанию свыше через огненный столп, иноки устроили в пещере церковь в 484 году. Пещера по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей почему Кирилл Скифопольский называет ее «Церковью, построенной Богом».

Первым строением Великой Лавры была сторожевая башня, построенная на деньги, полученные в 531 году преподобным Саввой в дар от святого императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами:

«Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего».

Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды, истекающей из святого источника.

Карта древних византийский монастырей вокруг Лавры преп. Саввы Освященного

Монастырь святого Саввы сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. Постепенно вокруг главной лавры расположились десять монастырей, возведенных св. Саввой и его учениками :

  1. Великая Лавра
  2. Лавра преп. Евфимия
  3. Монастырь Феоктистов
  4. Монастырь прп. Феодосия
  5. Киновия Кастеллийская
  6. Лавра Семиустная (Гептастом)
  7. Киновия Схолариева (монастырь Евдокии)
  8. Киновия Иеремии
  9. Пегиррная киновия, при ней образовалась так называемая Пещерная киновия
  10. Новая Лавра при Фекуйском потоке, основанная вышедшими из Великой лавры по неудовольствию на прп. Савву
  11. Киновия для новоначальных, на севере от Лавры, не в дальнем от нее расстоянии, при верховьях ущелья Плачевной юдоли (Кедронского потока)

В Великой лавре подвизались более двадцати святых почитаемых Православной Церковью, среди них — великий богослов и отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший около 560 года. За века Лавра принимала в своих стенах и многих паломников и подвижников из славянских земель — тут жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил в 1106-1107 годах, тут постигал «основы искусства святости» святитель Савва Сербский в 1226 году, тут переводил древние книги святитель Феофан Затворник в 1848-1854 годах.

Лавра и доселе служит одним из центров православия в Святой Земле, давая и духовную и материальную помощь, а также возможное образование, окрестному бедному населению из православных. Участие иноков Лавры является обязательным для совершения литании Святого oгня в храме Гроба Господня.

Описание

Пещера основателя Лавры преподобного Саввы Освященного, вокруг которой выросла обитель, находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя святителя Николая также находится в этой пещере. В ней имеется чтимая икона преподобного Андрея Критского и хранятся мощи монахов-мучеников, убитых сарацинами.

Главный храм обители, воздвигнутый в VI веке святым царем Юстинианом, посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме — иконы «Верую» и Акафистная икона Божией Матери, резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник.

Пещера-келья преподобного Иоанна Дамаскина находится над церковью святителя Николая. В пещере хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы Троеручицы и крест, а также камень, на котором преподобному Иоанну Дамаскину отрубили руку. Над кельей Иоанн Дамаскин устроил церковку во имя Иоанна Предтечи, в которой подвижник и был похоронен, но его мощи впоследствии увезли крестоносцы .

На территории Лавры почивают нетленные мощи ее основателя, преподобного Саввы Освященного, от которых происходят многочисленные случаи исцеления, особенно онкологических больных. Тут также обретаются мощи иных святых насельников Лавры. В обители находится и святой источник, вода которого употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды. Внутри стен монастыря растет посаженная самим преподобным Саввой финиковая пальма, чьи листья и плоды оказывают чудотворное действие в случаях бесплодия.

Лавра — крупнейшая из трех православных обителей, ныне действующих в Иудейской пустыне . Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются. За пределами стен монастыря находится «башня женщин», которая служила гостиницей для женщин и где иногда жила и мать святого Саввы – София. В монастыре также запрещено фотографировать.

Храмы и часовни лавры

  • Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Феотокос)
  • Пещерная церковь Николая Чудотворца (Феоктистос)
  • Церковь Собора свв. Архангелов
  • Новая неизвестная церковь
  • Часовня-усыпальница Саввы Освященного
  • Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного
  • Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя
  • Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне
  • Часовня Иоанна Златоуста
  • Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)
  • Скит Иоанна Молчальника
  • Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)
  • Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия)
  • Скит Иоанна сына Ксенофонта
  • Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Использованные материалы

  • «Лавра Саввы Освященного», Страница израильского портала Союз, раздел «География: Иерусалим и окресности»:
  • Клевцова Елена, «В гостях у Саввы Освященного», 18.XII.2005:
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:
    • — подборка фотографий и подробные данные о проезде

Платонов П. В. Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Глава «Краткая история Лавры преп. Саввы Освященного» —

В настоящее время они хранятся в Венеции.

Двумя другими являются монастыри святого Феодосия и святого Георгия Хозевита.

Лавра Саввы Освященного

Лавра Саввы Освященного — православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, расположен на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кидрон.

В VIII в. в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранились пещера, в которой он жил, и его гробница.

История монастыря

Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики.

Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Купола и контрфорсы Мар Саба

К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

Преподобный Савва Освященный дожил до 94 лет, из них 86 в отшельничестве и монастыре, и был погребен в лавре.

В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

Черепа монахов, принявших мученическую смерть

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь.

Для своей матери, Софии, Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Во время арабского завоевания Палестины (636 г.), ситуация вокруг христианских монастырей постепенно ухудшалась. Власти халифата практически не контролировали действия отдельных бедуинских племен, промышлявших разбоем и грабежом в первую очередь христианского населения.

В 786 г. бедуины после месячной осады взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены и поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

Обитель вновь была восстановлена за счет помощи Константинополя.

В 1187 г., после завоевания Иерусалимского королевства Саладином, лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясением 1837 г.

В 1840 г. на средства России монастырь был восстановлен и укреплен контрфорсами.

В настоящее время обители проживают 15 монахов — греки, румыны и один русский.

Монастырские строения

Церкви

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 гг. братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 м.

К западной части пристроен притвор размерами 3,65 х 6,1 м. Купол опирается на шесть колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии.

Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник).

В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 г. из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

Пещерная церковь Николая Чудотворца

Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е гг. по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Часовни

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII в. для хранения мощей основателя лавры. В 1256 г. его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 г. в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе.

Гробница святого Саввы

Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями.

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του ‛αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Иоанна Крестителя

Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом.

В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 х 3,2 м, высота 2,7 м.

Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI в. в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4×2,8 м и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 м. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)

Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 м от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI в. рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 м. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5×5 м и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII вв.

Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Монастырь Саввы Освященного

Расцвет монастыря.

К концу своих дней Савва успел увидеть 5 000 своих духовных детей: столько иноков тогда проживало с ним рядом.

Игумен Даниил сравнил кельи обители с небесными звездами — сравнение говорящее, ведь для человека того времени звездам нет числа!

При жизни Св. Саввы монастырь строился и украшался церквями. В 491 г. выросла церковь св. Николая Мирликийского. Чуть позже братья-иноки Геласий и Феодул Исавры задумали и принялись воплощать в камне собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Завершил богоугодное дело Юстиниан Великий. Любопытная деталь: на царских вратах в алтарной части собора изображены не традиционные четыре евангелиста, но святые Савва Освященный, Иоанн Безмолвник, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.

На месте руин одного из древних храмов уже в 70-е гг. XX в. игумен Серафим выстроил церковь Собора святых Архангелов.

Всего же на территории Лавры 9 церквей.

Сохранившиеся скиты.

Сейчас можно видеть сохранившиеся скиты:

  • Из самых древних — скит на восточном склоне ущелья.
  • На втором «этаже» — келья Иоанна Безмолвника, почти треть ее — апсида для молений с фрагментами фрески, изображающей трех Вавилонских отроков. Лица мальчиков варварски затерты завоевателями.
  • Пещера Ксенофонта.
  • Скит Иоанна.
  • Башня Аркадия. Возле пещеры, относительно обширной по сравнению с кельями Саввы и Иоанна, позже выстроили башню, от которой осталась лишь восьмиметровая кладка.
  • В одной из пещер жил знаменитый Иоанн Дамаскин. В Лавре он постригся в монахи, здесь прожил полвека и написал свои «Три защитительные слова в поддержку иконопочитания». Вызвавшие бурю в восточном христианском мире, склонявшемся к иконоборчеству.

Крепость.

Юстиниан I, оказывавший покровительство Лавре, сам был отличный военачальник. Он знал, что если молитва и спасает от меча, то в крайне редких случаях. Именно по его указу вокруг монастыря встали крепкие крепостные стены и появилась сторожевая башня, названная Юстиниановой. Византийский властитель словно предвидел грядущие бедствия, грозящие мирной пустынной обители.

В ходе Ирано-Византийской войны кровь христиан залила весь Ближний Восток. Пострадала и Лавра Саввы Освященного. Израиль изнемогал от персидского нашествия, в 614 году был захвачен Иерусалим. А на отдаленную обитель среди пустыни напали уж точно не из религиозных или стратегических соображений. Тут сыграл роль миф о невиданной роскоши христианских монастырей. Пришли за сокровищами, не ведая, что здешние насельники не копят богатств на этом свете. Запыленные камни, потертые рясы да добродетели — вот и все достояние монахов.

Завоеватели от души выместили свое разочарование на беззащитных иноках, у которых не было ничего, кроме чуждого персам имени Христа на устах. 44 монаха были зверски убиты, а кельи их осквернены.

Тогда же погиб и оригинальный, написанный самим Св. Саввой список Иерусалимского Устава.

Арабское завоевание.

Арабское завоевание Палестины 634-638 тоже принесло немало бед. Халифату не было ни малейшего дела до разбойничающих бедуинских племен, которые с удовольствием грабили и убивали всех, носящих крест.

Больше века спустя, в 786 г., история 614 года повторилась с вариациями. На этот раз бедуины осадили Лавру Саввы Освященного. Мирная крепость держалась месяц и не сдалась, но была взята штурмом. Снова святыни обагрились кровью монахов и почернели от огня. И если б не помощь Константинополя, монастырь так и остался бы среди пустыни мертвым памятником собственным монахам.

В 1187 г. Иерусалим был завоеван султаном Салах ад-Дином, и все храмы города превратились в мечети. Но упрямая Лавра в пустыне — полуразрушенная и потерявшая множество своих иноков, так и осталась христианской обителью.

Жизнь Вечная.

Крепость, хранимая не только стенами, но и верой, иначе не скажешь. И все же слова о том, что монашеская жизнь здесь никогда не прерывалась, звучат неточно. Около 1440 г. Лавра была оставлена насельниками, которых измучили бесконечные бедуинские набеги, и около сотни лет стояла пустой. Османское правительство Сулеймана II позволило вновь заселить монастырь Саввы Освященного и подтвердило свое решение охранными грамотами. С тех пор обитель пережила еще один разрушительный набег бедуинов в 1834 и землетрясение в 1837 гг. В 1840 на средства государства Российского разрушения были устранены, а стены укреплены контрфорсами.