Село можары Рязанская область

Краткая историческая справка

История Сараевского района Рязанской области

До революции и в первые годы Советской власти Сараевский район входил в состав Сапожковского уезда Рязанской губернии, с 1924 года – в состав Ряжского уезда. С образованием в 1929 году Рязанского округа в Московской области был создан самостоятельный Сараевский район, из которого в 1930 году отходят 24 сельсовета во вновь созданные Можарский и Муравлянский районы. С 1937 года все эти три района входят в состав Рязанской области.

После Великой Отечественной войны Можарский и Муравлянский районы ликвидируются. С 1963 года существовал Сараевский сельский район, объединявший сельсоветы упраздненного тогда Сапожковского района. Окончательно же территория современного Сараевского района сложилась в 1973 году.

Сараевские земли в средневековье занимали местность, исторически называемую «Дикое поле», и располагавшуюся по южным границам Рязанского княжества и верховьям Дона, в непосредственной близости со степью. Через «Дикое поле» воинственные кочевники совершали свои опустошительные набеги на русские земли. Здесь проходили дороги на юг, находились торги со степняками. Со временем, когда пограничная полоса отодвинулась дальше, в местной округе стали получать угодья «в кормление» бояре, помещики, духовенство, служивые люди.

Первые документальные упоминания о селениях района относятся к XVII веку, но, видимо, они возникли значительно раньше. Легенды, записанные в 20-е годы в селах Мордово, Кривском и некоторых других, рассказывают, что на нынешних сараевских землях первые поселения появились во времена Ивана Грозного. По его повелению они были обязаны «мосты мостить и гати гатить», то есть содержать в хорошем состоянии здешнюю дорогу на Казань.

В середине XIX века в Сапожковском уезде, куда входили в основном селения нынешнего Сараевского района, землями владели, главным образом, помещики. Но уже в 50-х годах XIX века начинается процесс разорения помещиков, их земли начинают перекупать купцы. Появляются и кустарные промыслы. В частности, в Можарской волости возникают мастерские по выделке деревянных частей для молотилок, веялок и других сельскохозяйственных машин, изготовлявшихся частными предпринимателями на небольших заводах в Сапожке, при станции Кензино и в других местах.

Положение крестьян после реформы 1861 года оставалось по-прежнему бедственным. Они были вынуждены арендовать помещичью землю на самых тяжелых условиях. Задыхавшиеся от безземелья и нищеты крестьяне, как и по всей России, искали выхода из создавшегося положения. Это выражалось и в виде открытых выступлений.

В 1871 году в с. Сараи открылась земская начальная школа с трехклассным обучением. Для нее построили специальное здание. В 1889 году школа даже имела свою библиотеку из 28 книг, что для того времени было большой редкостью. В 1880 г. основалась Больше-Можарское училище, также трехклассное. Но просвещение с трудом пробивало себе дорогу. По переписи 1887 г. в с. Сараи, где проживало 3019 человек, только 319 мужчин и 30 женщин знали грамоту.

До революции в с. Сараи была развита торговля. Мясные лавочники и купцы скупали зерно, затем сушили, размалывали и в таком виде отправляли на продажу в Москву и другие города. Часть населения занималась выделкой кирпича.

В 1908 году в с. Сараи проживало 4930 жителей, в том числе 552 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет, 312 детей учились в школе. Село развивалось и богатело. В 1916 г. имелись земская больница, аптека, ветеринарный пункт, библиотека, кредитное товарищество, кирпичный завод, три сапожни, семь мельниц, две маслобойки, шесть кузниц, толчея, шасталка, колбасная, 30 торговых лавок, пять чайных, склад керосина.

В результате социальных противоречий в среде крестьянства к концу января 1918 г. в Сапожке создаются органы Советской власти, а в апреле – Сапожковская уездная партийная организация. Немногим позже были организованы Борецкая, Телятниковская, Можарская, Сараевская ячейки. Одним из первых сельскохозяйственных коллективов в Сараевской округе стала коммуна в с. Мордово Ягодновской волости. Создаются коммуны в бывшем Бавыкинском монастыре близ с. Можары и в с. Высоком. Организуется колхоз в с. Желобово. К 1935 году в деревнях и селах Можарского, Муравлянского и Сараевского районов колхозная форма хозяйствования заняла господствующее положение. Создаются МТС.

В первый год Великой Отечественной войны район передал армии 80 автомобилей, 28 тракторов, 1800 лошадей, 500 повозок и многое другое. На всю страну в военное время гремит трудовая слава тракторных бригад И. И. Бортаковского (Можарская МТС), П. Н. Пирожкова (Муравлянская МТС), Е. С. Уразовой (Сараевская МТС). За высокие показатели в работе И. И. Бортаковскому присуждается Государственная премия. Высокой наградой – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Правительство отметило почти 14 тысяч тружеников Можарского, Муравлянского, Сараевского районов. На фронтах уроженцы сараевской округи сражались на суше, в воздухе и на море. Многие из них за отвагу и мужество удостоены орденов и медалей, есть и Герои Советского Союза. Среди них летчики Иван Иванович Ермаков (с. Ново-Бокино), Семен Алексеевич Фроловский (с. Назарьево), Николай Васильевич Маркин (с. Большие Можары), танкисты Павел Антонович Михеев (с. Троицкое), Дмитрий Сергеевич Фоломеев (д. Ивановка), командиры стрелковых рот Иван Михайлович Баранов (с. Напольное) и Александр Григорьевич Васин (с. Белоречье). Активным участником партизанского движения в Великую Отечественную войну был уроженец с. Ново-Бокино Иван Иосифович Копенкин. Отряд народных мстителей, сформированный в Запорожье, под его командованием с 30 ноября 1941 г. по 15 января 1942 г. провел более 10 крупных операций, уничтожил свыше 300 гитлеровских солдат и офицеров, разрушил десятки мостов на Полтавщине, разгромил ряд военных объектов и гарнизонов противника в Харьковской и Сумской областях. Звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР И. И. Копенкину присвоено одновременно с прославленными руководителями Украинских партизан С. А. Ковпаком, А. Н. Сабуровым и А. Ф. Федоровым. Командир отделения саперного взвода Петр Павлович Санфиров из с. Напольное за ратные подвиги был награжден орденом «Славы трех степеней».

Послевоенные пятилетки – годы трудной борьбы за укрепление экономики колхозов Сараевского района. Он стал крупным производителем сельскохозяйственной продукции в масштабах области, особенно товарного зерна и сахарной свеклы. Рентабельно, на научной основе ведется хозяйство в колхозе имени Коминтерна – лидере соревнования в районе. Здесь на протяжении десятилетий получают урожаи зерновых за 30 ц/га. За трудовые успехи колхоз им. Коминтерна награжден орденом «Знак Почета», а его председателю Сергею Васильевичу Бакулину присвоено звание Героя Социалистического труда.

Многие труженики сельского хозяйства района за выдающиеся достижения в труде отмечены высокими правительственными наградами. Механизатору совхоза «Сараевский» Василию Андреевичу Главину присвоено звание Героя Социалистического труда, награждена орденом Октябрьской революции мастер машинного доения колхоза им. Коминтерна Клавдия Васильевна Аганина. За достигнутые производственные успехи рыбхоз «Пара» награжден Юбилейным почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Бригадир рыболовецкой бригады И. С. Соловцов удостоен звания Героя Социалистического труда, П. Т. Чернышов – ордена Ленина.

В 1985 году сдана в эксплуатацию первая очередь крупнейшего зернохранилища в Нечерноземье – элеватор на ст. Верда. Только за годы одиннадцатой пятилетки в районе сданы в эксплуатацию более 800 новых квартир общей площадью свыше 40 тыс. кв. м, построен 91 км дорог с твердым покрытием, проложено 50 км водопроводных сетей, в деревнях и селах построено шесть детских садов, пять магазинов, восемь столовых, новые современные здания школ.

В 1977 году открыто Сараевское сельское профессионально-техническое училище, выпускающее трактористов-машинистов широкого профиля. Наряду с профессией учащиеся получают среднее образование. О далеком прошлом, событиях революционных лет, происходивших в сараевской округе, воинской и трудовой доблести ее жителей, сегодняшнем дне района рассказывают музеи и стенды во многих школах и домах культуры.

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Встречается написание названия Большие Можари.

Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния. — СПб., 1860. — С. 470

Название противопоставлено наименованию соседнего села Меньшие Можары. Оба населенных пункта упоминаются в окладных книгах 1676 г. Имеются различные версии происхождения компонента Можары. Сомнительна его связь со словом можара (мажара) — «татарская большая арба». Объяснение антропонимического характера(по фамилии землевладельца) предполагает преобразование исходной формы Можарово в Можары. Наиболее вероятно, что данный компонент возник из народного географического термина мажары, отмеченного в значениях «бугристая местность», «древнее кладбище». Не исключена также связь с упоминаемым в памятниках XVI в. этнонимом можары, в котором ряд исследователей усматривает предков современных татар-мишарей.

Бабурин А. В., Никольский А. А Большие Можары. // Топонимич. словарь Ряз. обл. — Рязань, 2001. — Вып. I. — С. 23. 24
Бабурин А. В., Никольский А. А Большие Можары. // Топонимич. словарь Ряз. обл. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань, 2004
Бабурин А. В., Никольский А. А. Большие Можары. //РЭ. — Рязань, 2002.-1 3. — С. 133-134
Ист.-стат. описание церкв. и монастырей. — Рязань, 1888. — Т. 3. — С. 49,51
Алексеева Т. И.. Васильев Б. А. К вопросу о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей. // Краткие сообщения Ин-та этнографии. — М., 1959. — Т 26. — С. 3-13
Трубе Л. Л. Этнонимы в топонимии Горьковской области. //Вопросы географии. — 1974. — Сб. 94: Топонимия Центральной России. — С. 150-152
Слепихин А. И. Меньшие Можары. // РЭ. -Т. І.-С. 613
Левошин Н. Откуда пошли Можары. // Приокская правда. — 1975. — 19 декабря

Название села увязывают с татарским словом «можара» — большая арба. Возможно, здесь, в ХІІ-ХІѴ веках русские люди встречались со степными кочевниками для взаимного обмена и выкупа пленных, продажи своего труда.

Денисьев С. Н. Сараевский район. // Города и районы Ряз. обл. — Рязань, 1990. -С.374
Шатилов И. Можары. // Новый путь. (Сараи). — 1970. — 5 декабря

Можара, маджара — ж. большая татарская арба.

Даль В. Толковый словарь. — М., 1989. -Т.2.- С. 338

Мурзаев Э. Словарь народн. геогр. терминов. — М., 1984. — С. 357, 358

В названии села Большие Можары в Сараевском районе Рязанской области не исключена связь с упоминаемым в памятниках XV века этноним «можары», в котором ряд исследователей усматривает предков современных татар-мишарей…

Филатов И. Мещёрские казаки на страже русских рубежей. // Эфир. (Рязань).-2004.-6мая

Название селений по фамилии землевладельца Можарова.

Журкин И., Катагощин Б. ГАРО Ф. Р — 5039. Оп. 1, Д. 455, Л. 48.

До революции и в первые годы Советской власти Сараевский район входил в состав Сапожковского уезда Рязанской губернии, с 1924 года — в состав Ряжского уезда. С образованием в 1929 году Рязанского округа в Московской области был создан самостоятельный Сараевский район, из которого в 1930 году отходят 24 сельсовета во вновь созданные Можарский и Муравлянский районы. С 1937 года все эти три района входят в состав Рязанской области.

После Великой Отечественной войны Можарский и Муравлянский районы ликвидируются. С 1963 года существовал Сараевский сельский район, объединявший сельсоветы упраздненного тогда Сапожковского района. Окончательно же территория современного Сараевского района сложилась в 1973 году.

Сараевские земли в средневековье занимали местность, исторически называемую «Дикое поле», и располагавшуюся по южным границам Рязанского княжества и верховьям Дона, в непосредственной близости со степью. Через «Дикое поле» воинственные кочевники совершали свои опустошительные набеги на русские земли. Здесь проходили дороги на юг, находились торги со степняками. Со временем, когда пограничная полоса отодвинулась дальше, в местной округе стали получать угодья «в кормление» бояре, помещики, духовенство, служивые люди.

Первые документальные упоминания о селениях района относятся к XVII веку, но, видимо, они возникли значительно раньше. Легенды, записанные в 20-е годы в селах Мордово, Кривском и некоторых других, рассказывают, что на нынешних сараевских землях первые поселения появились во времена Ивана Грозного. По его повелению они были обязаны «мосты мостить и гати гатить», то есть содержать в хорошем состоянии здешнюю дорогу на Казань.

В середине XIX века в Сапожковском уезде, куда входили в основном селения нынешнего Сараевского района, землями владели, главным образом, помещики. Но уже в 50-х годах XIX века начинается процесс разорения помещиков, их земли начинают перекупать купцы. Появляются и кустарные промыслы. В частности, в Можарской волости возникают мастерские по выделке деревянных частей для молотилок, веялок и других сельскохозяйственных машин, изготовлявшихся частными предпринимателями на небольших заводах в Сапожке, при станции Кензино и в других местах.

Положение крестьян после реформы 1861 года оставалось по-прежнему бедственным. Они были вынуждены арендовать помещичью землю на самых тяжелых условиях. Задыхавшиеся от безземелья и нищеты крестьяне, как и по всей России, искали выхода из создавшегося положения. Это выражалось и в виде открытых выступлений.

В 1871 году в с. Сараи открылась земская начальная школа с трехклассным обучением. Для нее построили специальное здание. В 1889 году школа даже имела свою библиотеку из 28 книг, что для того времени было большой редкостью. В 1880 г. основалась Больше-Можарское училище, также трехклассное. Но просвещение с трудом пробивало себе дорогу. По переписи 1887 г. в с. Сараи, где проживало 3019 человек, только 319 мужчин и 30 женщин знали грамоту.

До революции в с. Сараи была развита торговля. Мясные лавочники и купцы скупали зерно, затем сушили, размалывали и в таком виде отправляли на продажу в Москву и другие города. Часть населения занималась выделкой кирпича.

В 1908 году в с. Сараи проживало 4930 жителей, в том числе 552 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет, 312 детей учились в школе. Село развивалось и богатело. В 1916 г. имелись земская больница, аптека, ветеринарный пункт, библиотека, кредитное товарищество, кирпичный завод, три сапожни, семь мельниц, две маслобойки, шесть кузниц, толчея, шасталка, колбасная, 30 торговых лавок, пять чайных, склад керосина.

В результате социальных противоречий в среде крестьянства к концу января 1918 г. в Сапожке создаются органы Советской власти, а в апреле — Сапожковская уездная партийная организация. Немногим позже были организованы Борецкая, Телятниковская, Можарская, Сараевская ячейки. Одним из первых сельскохозяйственных коллективов в Сараевской округе стала коммуна в с. Мордово Ягодновской волости. Создаются коммуны в бывшем Бавыкинском монастыре близ с. Можары и в с. Высоком.

Постановлением ВЦИК от 12 июля 1929 года был определен состав округов и районов Московской области и их центры. В составе Рязанского округа был образован Рязанский, в который входил созданный Сараевский район. 12 июля является днем рождения нашего района. В этом году мы отмечаем 90 лет со дня основания. За это время произошло много событий, сильно изменивших нашу жизнь.

Тем же постановлением отдельными административными единицами в составе Рязанского округа Московской области были созданы Муравлянский и Можарский районы. В состав нашего района они войдут только в 50-е годы.

Центром района становится посёлок Сараи. Секретарём райкома ВКП(б) был избран Максим Федорович Выборнов.

Наш район был и остается аграрным. Как и девяносто лет назад в нашем районе продолжают выращивать хлеб. Изменилась только техника, методы и способы выращивания. В 30-е годы наш район пережил коллективизацию. Это было тяжелое время для крестьянства. Но как отмечают историки, не смотря на жесткие меры, коллективизация оправдана, иного пути у страны не было.

К 1 октября 1929 года было создано несколько земледельческих союзов, в том числе «Новая жизнь» и «Восход». В том же году был образован колхоз «Большевик», в который вошли 90 хозяйств. Первым председателем колхоза «Большевик» был избран П.С. Сергунин. Правление колхоза располагалось в самом начале улицы Хабаровка (ныне ул. Калинина) в доме раскулаченного купца Саморукова.

К весеннему севу 1930 года в районе было создано 45 сельскохозяйственных артелей. В 1931 году создана Сараевская МТС (машинно-тракторная станция). В 30-е годы создается крупнейшее в нашем районе Рыбхоз «Пара».

В 1930-е годы ведётся активная работа по ликвидации безграмотности, создаются школы, избы-читальни. В 1934 году в районе насчитывалось 102 школы. Интересный факт из жизни района: в 1936 году по решению ЦК ВЛКСМ впервые в школах проводится праздник новогодней ёлки.

20 января 1931 года вышел первый номер районной газеты «Колхозный путь».

В 1931 году в центре села, в доме купца Лукашова, открывается Сараевская типография.

В годы Великой Отечественной войны боевых действий на территории нашего района не велось. На фронт было призвано около 22 тысячи человек, из которых погибли более 7 тысяч человек. За героизм и мужество 12 сараевцев получило звание Герой Советского Союза, двое стали полными кавалерами ордена Славы. Весомый вклад в дело победы внес район поставкой продовольствия. На всю страну гремят тракторные бригады Бортаковского, Пирожкова, Уразовой. Высокой наградой — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» отмечено почти 14 тыс. тружеников Можарского, Муравлянского, Сараевского районов.

Послевоенные пятилетки — годы борьбы за укрепление колхозов и совхозов Сараевского района. Район стал крупным производителем сельскохозяйственной продукции. В 1951 году началось укрепление мелких колхозов. На 1 декабря 1951 года вместо 78 колхозов в районе было создано 24 крупных сельхозартели. В районе действовало пять МТС: Сараевская, Желобовская, Муравлянская, Новобокинская, Андреевская. Между тракторными бригадами МТС круглогодично шло соревнование за высокое качество работ. В 1955 году 45 лучших механизаторов района стали участниками областной и Всесоюзной сельскохозяйственной выставок.

В 1958 году была выпущена в строй электростанция в селе Муравлянка. С 1961 года начинается сплошная электрификация. В 60-е году начинается строительство асфальтных дорог.

За выдающиеся успехи, достигнутые в деле увеличения в 1959 году производства мяса в колхозах и совхозах в 3,8 раз и продажи мяса государству работников сельского хозяйства очень щедро осыпали наградами. Это было знаменитое дело «рязанского чуда», когда наша область взялась перевыполнить план по производству мяса. В 1960 году вскрылась афера первого секретаря обкома партии А.Н. Ларионова. Хотя, не смотря на его методы и действия, область получила мощное экономическое развитие, в том числе и наш район. За рекордные урожаи в 1960 году звание Героя Социалистического труда получили: первый секретарь Сараевского райкома КПСС Румянцев Иван Владимирович; заведующая свиноводческой товарной фермой колхоза им. Мичурина Савочкина Мария Сидоровна; свинарка колхоза им.Мичурина Цибизова Татьяна Андреевна. Десять человек Сараевского района были награждены орденом Ленина.

Семидесятые годы вошли в историю района как годы расцвета. Ведется строительство многоэтажных домов, дорог, процветают колхозы и совхозы. За достигнутые производственные успехи рыбхоз «Пара» в 1971 году награжден Юбилейным почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Бригадир рыболовецкой бригады И.С. Соловцов удостоен звания Героя Социалистического труда, П.Т. Чернышов — ордена Ленина. В 1973 году за рекордные урожаи в нашем районе званием Героя Социалистического труда были награждены механизатор совхоза «Сараевский» Главин Василий Андреевич и первый секретарь Сараевского райкома КПСС Гудков Василий Иванович.

1 сентября 1977 году было открыто Сараевское сельское профессионально-техническое училище, по подготовке кадров сельскохозяйственного профиля для колхозов, совхозов и организаций района. Первым директором был Чуфистов Николай Александрович.

В 1979 году началась война, вошедшую в нашу историю как афганская. Многие уроженцы нашего района прошли это тяжелое испытание. Многие награждены боевыми наградами. На этой войне погиб Юрий Соловов. Ежегодно в районе отмечается день вывода советских войск из Афганистана.

В 80-е годы одним из передовых хозяйств в районе становиться колхоз им. Коминтерна. С 1962 года колхозов руководил Бакулин Сергей Васильевич. За выдающиеся производственные достижения, успешное выполнение заданий и социалистических обязательств одиннадцатой пятилетки (1981-1985), Бакулину С.В. было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», медалями. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР».

В 1985 году сдана в эксплуатацию первая очередь крупнейшего зернохранилища в Нечерноземье — элеватор на ст. Верда. Только за годы одиннадцатой пятилетки в районе сданы в эксплуатацию более 800 новых квартир общей площадью свыше 40 тыс. кв. м, построен 91 км дорог с твердым покрытием, проложено 50 км водопроводных сетей, в деревнях и селах построено шесть детских садов, пять магазинов, восемь столовых, новые современные здания школ.

В 1986 году средства массовой информации скупо сообщили о Чернобыльской аварии. Между тем радиоактивное облако задело и Сараевский район. В районе проживает 12 ликвидаторов аварии.

В 1991 году СССР перестал существовать как страна. Наступили «лихие 90-е». Советская система стала разваливаться. Появились рынки, ларьки, «лихие парни». Изменилась система ценностей. Мы все помним эти тяжелые времена.

Было введено местное самоуправление. С 1995 года назначен Главой администрации Сараевского района Забалуев Петр Петрович. В 1996 году он народно избран Главой администрации Сараевского района. С 2005 году Петр Петрович Забалуев Депутат Рязанской областной Думы на профессиональной постоянной основе. С 2004 года по 2008 год Главой администрации Сараевского района избран Толмачев Виктор Архипович. С 2008 года Главой администрации муниципального образования — Сараевский муниципальный район является Воронков Виктор Петрович.

90-е годы запомнились военными конфликтами. С началом перестройки в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения, военные столкновения. И без гибели российских солдат к великому сожалению не обошлось. В том числе и наших земляков. Рядовой Русанов Сергей Викторович 1973 года рождения, уроженец р.п. Сараи погиб при исполнении служебных обязанностей в 1992 году в Карабахе. Похоронен в рабочем поселке Сараи.

Около 100 участников боевых действий проживает в Саравском районе. Некоторые имеют боевые награды. За проявленный героизм и мужество при ликвидации бандформирований на территории Чеченской республики были награждены: медалью Суворова Роман Скуратов, Николай Волков; медалью «За отвагу» награжден Тимофеев Вячеслав.

С 2000-х годов жизнь в нашем районе изменилась. После 90-х наметилась стабильность. К сожалению, прежнее колхозное хозяйство развалилось. Появились частные земли, фермерские хозяйства.

В 2006 году состоялось открытие первой площадки свинокомплекса ООО «Вердазернопродукт». Это крупнейший инвестиционный проект по строительству свиноводческого комплекса индустриального типа. На сегодняшний день предприятие представляет собой 5 площадок, которые включают племенную ферму на 840 свиноматок, два репродуктора по 5000 свиноматок, две откормочные площадки по 36000 свиней единовременного содержания.

В последние годы, в рамках федеральной программы «Переселение из ветхого и аварийного жилья», в поселке построено 7 новых многоквартирных дома. И люди, жившие в аварийных и ветхих домах, переселились в более комфортные условия. За последние три года в поселке построены крупные торговые сети «Пятерочка» и «Магнит», которые тоже внесли свою лепту во внешний облик поселка Сараи.

В 2015 году построено и пущено в эксплуатацию новое, по всем современным требованиям, здание детского сада «Карусель» на 115 мест.

В 2010 году было основано Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Сараевский районный краеведческий музей» по инициативе администрации Сараевского района и жителей района. Для посетителей музей распахнул свои двери 19 сентября 2012 г. Расположен в с. Большие Можары, в живописном месте — на территории бывшей усадьбы помещика Д. Л. Кормилицина.

Вот такие основные события произошли за 90 лет. Конечно, в этой статье не вместишь все события и подробности. Но надо всегда помнить, что основу всех историй составляют, прежде всего, люди. Люди, которые здесь живут, работают. Мы гордимся нашими предками нашими земляками, которые достигли весомых результатов в различных областях.

«Можары»: главная ценность – люди!

Когда в 2002 году священноначалие Данилова монастыря решило создать в Рязанской области свое сельскохозяйственное производство, наличие рисков было очевидным. На руках у монахов оказывались «мертвые» колхозы, пьющие крестьяне и практически полное отсутствие финансовых и технических возможностей для ведения хозяйства. Но, как известно, «все возможно верующему». О том, как создавался агрокомплекс «Можары», что он дает монастырю и что монастырь дает его работникам, – мы беседуем с игуменом Иннокентием (Ольховым), экономом Данилова монастыря.

Можары – слово-то какое необычное… Говорят, оно произошло от названия древнего татарского племени, населявшего эти земли еще до Киевской Руси. Так ли это? Кто знает…

Итак, знакомьтесь! В Рязанской глубинке, в Сараевском районе, есть село Можары. На самом-то деле сел не одно, а целых два: Большие Можары и Меньшие Можары. Возникли они почти четыре сотни лет назад – в начале XVII века. Когда-то местными землями с крестьянскими дворами владел боярин Федор Степанович Стрешнев, родной дядя царицы Евдокии. Потом поместье в Рязанской губернии он разделил между своими сыновьями: Иваном Большим и Иваном Меньшим. Возможно, с тех пор за селами и закрепились два названия.

Позже этими землями попеременно владели то князь Василий Голицын, то граф Шувалов. Селения разрастались, дворов становилось больше. Интересно, что в каждом селе – и в Больших и в Меньших Можарах – были две церкви с одинаковыми названиями – Троицкие. И в обеих – приделы Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу. В страшные 30-е годы ХХ века оба храма были разрушены. Но в 2006 году на средства Даниловой обители в селе Большие Можары была воздвигнута деревянная церковь в честь иконы Божьей Матери «Утоли мои печали».

Когда в 90-е годы прошлого столетия вихрь реформ ураганом прошелся по России, практически уничтожив все сельское хозяйство, «умерли» и два колхоза, находившиеся на территории Можар. Колхозов нет, работы нет, техники нет, денег нет. Местные крестьяне стали постепенно спиваться. Но Божией милостью Данилов монастырь предложил выкупить эти земли, чтобы создать здесь современный агропромышленный комплекс.

– Отец Иннокентий, а зачем Данилову монастырю свое сельхозпроизводство?

– Чтобы деньги зарабатывать. Монастырю нужны средства, чтобы содержать монастырское хозяйство, помогать нуждающимся, вести социальную работу. Поэтому мы взяли два разорившихся колхоза и на их базе создали свое предприятие – ООО «Можары».

– Вы сильно рисковали…

– Конечно, риск был велик. Ведь на тот момент мы даже кредит взять не могли, – для него был нужен залог, а наш монастырь ничего в залог дать не мог. Но, слава Богу, нам помогли наши друзья, благодетели Данилова монастыря – они безвозмездно дали нам денег. Без этой финансовой помощи мы, наверное, и не справились бы. На эти средства мы купили всю сельскохозяйственную технику – современные комбайны, сеялки, трактора…

А чтобы восстановить разрушенное хозяйство, нам пришлось приложить немало сил и труда. Но мы справились, и сегодня агрокомплекс «Можары» считается одним из самых успешных хозяйств в Рязанской области!

То, что монастырский выбор пал именно на эти рязанские земли не случайность. Эти места отлично знакомы даниловским монахам. Еще в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в этих краях, в 60 км от села Можары, в красивом и уединенном месте близ села Кривель даниловские монахи основали скит во имя преподобного Сергия Радонежского. И когда пришла пора искать подходящее место для сельхозпроизводства, пошли проторенным путем.

– Всего в нашем хозяйстве 10 тысяч гектаров земли, из них 7,5 – под пашню, – продолжает свой рассказ игумен Иннокентий. – «Можары» были созданы в 2002 году, но прошло пять лет, прежде чем мы вышли на уровень безубыточности. Основные культуры — это пшеница и ячмень. Часть зерна идет на муку, которую мы мелим на своей мельнице, но основную часть зерна продаем. Из 15 тысяч тонн зерна на монастырские нужды идет процентов 5, остальное – на продажу. Часть муки идет в монастырь на просфоры, другая – в наши пекарни, где мы выпекаем хлеб, который потом продаем.

Кстати, рассказывая о качестве продукции ООО «Можары», сайт «Просфорник. ру» сообщает следующее: «Выпуск муки ведется на самом современном оборудовании. В капитальном помещении цеха смонтирована линия Grindmaster1500 датской фирмы Skiold производительностью 1,5 тонны зерна в час. Особенностью данного оборудования является наличие горизонтальных каменных жерновов, используемых для домола после повсеместно применяемых ныне стальных вальцов. <…> Мука, выпущенная по старинной жерновой технологии, имеет уникальное качество традиционного продукта. Она содержит более плоские частицы, которые хорошо впитывают влагу. Тесто требует меньшее время замеса, лучше подходит, выпечка обладает прекрасными вкусовыми качествами и длительным сроком хранения. <…> Пшеница для помола поставляется только ООО «Можары». Таким образом, применяется исключительно свое сырье, выращенное здесь же, в монастырском сельхозпредприятии, на плодородных черноземах юго-востока Рязанщины. Это гарантирует качество и безопасность зерна, в том числе отсутствие в нем генно-модифицированных организмов (ГМО). <…> Еще одной особенностью производства муки в ООО «Даниловская мельница» является полное отсутствие в технологии производства применения каких-либо добавок и улучшителей типа сухой клейковины и т.п., что, к сожалению, сейчас достаточно распространено в отрасли. В итоге производственного процесса на выходе получается настоящая мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта».

– «Можары» – это только зерновое хозяйство?

– Мы думали заняться картофелем, думали о молочном животноводстве, но пока отказались от обеих идей. Для картофеля нужна специальная техника, особое орошение, картофелехранилища. Это совершенно отдельное специфическое хозяйство. Да и молочное производство в нашей стране на данный момент — дело рискованное: в Россию поступает дешевое сухое молоко из других стран, с которым просто невозможно конкурировать. В южных странах производство молока значительно дешевле, чем у нас. Тогда как себестоимость зерна в России, при надлежащем ведении хозяйства и применении передовых технологий, может быть не выше, чем в США и Европе или по крайне мере сопоставима.

Если, конечно, не мешают погодные условия. Но от капризов погоды никто ведь не застрахован. На Западе хорошо развито банковское кредитование и страхование от всякого рода природных катаклизмов. В России же страховой рынок сельского хозяйства пока слабо развит, и потому им мало кто пользуется.

Кроме того, в России, к сожалению, отсутствуют долгосрочные кредиты с низкой процентной ставкой. Из-за этого сложно в кредит приобретать новую технику, – она стоит немыслимо дорого! Для сельского хозяйства нужны кредиты на 10-15 лет. А развитие животноводства предполагает еще более долгосрочное кредитование, – там всё надо строить с нуля. Так что мы решили ограничиться пшеницей и ячменем.

– Отец Иннокентий, а как всё начиналось? Кому из монахов выпала непростая миссия осваивать сельское хозяйство?

– Первым директором нашего хозяйства в Можарах был иеромонах Гавриил (Сейчас он живет в скиту Преподобного Сергия Радонежского в 60 километрах от Можар). Через пару лет я сменил его на этом посту.

– Почему?

– Очень усложнилось управление процессом. На тот момент «Можары» проходили серьезные юридические процедуры, и многие вопросы приходилось решать именно мне как эконому Даниловой обители. Поэтому и пришлось взять все бразды управления в свои руки.

Но в целом от Данилова монастыря в хозяйстве «Можары» потрудились трое братьев нашей обители: отец Гавриил, отец Кассиан и я. Полдома мы снимали для отца Кассиана; отец Гавриил жил прямо в правлении, – он переоборудовал кабинет под монашескую келью. Нам было важно, чтобы люди видели: монахи присутствуют не наездами, а живут здесь наравне со всеми.

Отец Кассиан занимался финансовой и юридической частью. На нем лежало оформление всех бумаг: земельное отношение, налоговые документы, оформление паев. И ему постоянно приходилось ездить по разным инстанциям. Отец Гавриил отвечал за охрану хозяйства. Он бывший спецназовец, в свое время был инструктором по рукопашному бою. Человек, который может вразумить не только словом, но и делом. В Можарах, кстати, он вел для школьников уроки рукопашного боя. Это вызывало большое уважение у людей.

– А как жители Можар приняли монахов, которые пришли учить их тому, как выращивать пшеницу?

– Поначалу весьма настороженно. Крестьяне люди очень и очень осторожные. Что не удивительно. На протяжении истории их так часто обманывали. Помните, как после революции им говорили, что царя нет, и вся земля принадлежит им, а потом оказывалось, что крестьянин связан по рукам и ногам и у него забирают все, что он заработал потом и кровью. Эти страшные продразверстки, после которых крестьяне умирали голодной смертью… Поэтому теперь, обжегшись на молоке, они дуют на воду, и ко всему относятся с подозрением.

И нам они поверили далеко не сразу, – лет 5 мы чувствовали мы с их стороны недоверие. Можарцы наблюдали за нами год за годом и постепенно убедились в том, что мы работаем не для себя, а абсолютно честно для всех; что не стараемся их обмануть и прибрать прибыль к рукам, а серьёзно вкладываемся в развитие хозяйства; что в работе мы хотим сделать их своими сотрудниками и единомышленниками. Это и изменило их отношение к нам. А когда мы построили мельницу, когда запустили переработку зерна, они поняли, что мы пришли в Можары всерьез и надолго.

Правда, предлагаемые нами технологии были для них делом новым. И поначалу они воспринимали наши методы как своего рода чудачество. Но, увидев результаты, поняли, что это не какие-то бредовые идеи, что это действительно работает, позволяет получать прибыль и более того увеличивает плодородие земли. И после этого они окончательно приняли нашу сторону.

– …Простите, отец Иннокентий, что перебиваю, но можно чуть подробнее о технологиях.

– В «Можарах» мы используем новые современные технологии, которые обогащают почвенный слой, увеличивают содержание гумуса в почве. Земля не изнашивается, не истощается, – наоборот, ее плодородие повышается. Здесь задействованы биологические механизмы восстановления почвы, потому что земля, вода и воздух – это единое целое.

Кроме того, у себя в «Можарах» мы не используем вспашку. Мы землю не пашем, а обрабатываем без переворота пласта поверхностными орудиями. Для этого есть специальные дисковые бороны, стерневые сеялки особой конструкции. Они могут сеять прямо по необработанной поверхности; соответственно убирается культивация, да и сама обработка земли по сути своей совсем другая. Эту технологию сегодня применяют в Европе и Америке. Мы специально консультировались по всем вопросам с немецкими специалистами, изучили всю доступную литературу в мире. Зато сейчас вся Рязанская область, да и соседняя в придачу ездит к нам в «Можары» учиться работать.

– Изменилось ли в связи с этим душевное состояние можарцев?

– Судите сами. Когда старые колхозы развалились, люди не получали зарплаты. Естественно, многие стали пить, потому что жизнь потеряла для них всякий смысл. А когда монастырь организовал здесь свое хозяйство, ситуация изменилась кардинальным образом. Люди получили работу, мы стали ежемесячно выплачивать им зарплату. И можарцы вновь обрели смысл жизни.

Мы изначально стремились к тому, чтобы люди, которые работают с нами, были единодушны в желании сделать хорошее хозяйство. Хотели, чтобы наши работники получали достойную зарплату. А для села она у нас очень хорошая – официальная, со всеми выплатами, чтобы люди потом могли получать пенсию. В среднем по году выходит порядка 25 тысяч рублей. Это по году! Потому что зимой наши работники находятся в оплачиваемом отпуске, а летом получают по 40 – 50 тысяч рублей! У нас в «Можарах» самая высокая зарплата по области!

При этом хочу отметить, что агрокомплекс «Можары» уже который год стабильно получает прибыль, но эту прибыль мы не забираем, а вновь вкладываем в развитие агрокомплекса, в землю. Почва долгое время не получала удобрений, и только сейчас, спустя почти десять лет, мы сумели восстановить ее плодородие.

– Количество работников растет? Много желающих к вам попасть?

– Нет, скорее оно даже уменьшилось. Поначалу было больше, когда производство было еще малоэффективное, и на каждой операции требовалось в 3-4 раза больше народа, чем сейчас. В настоящее время у нас в хозяйстве работает 75 человек.
Желающих попасть действительно много, но мы берем лишь самых лучших. И в этом вопросе всё тоже по-честному. Люди в Можарах хорошо друг друга знают и отлично понимают, почему мы кого-то берем, а кого-то – нет.

– А бывает, что выгоняете?

– Раньше бывало, что с людьми мы расставались. Поначалу случалось воровство, воров выгоняли. Из-за пьянства с работниками расставались, когда люди не поддавались ни увещеваниям, ни перевоспитанию. Но это было раньше, сейчас люди очень держатся за свое место.

– Насколько важно для работы в агрокомплексе «Можары», чтобы работник был верующим?

– Мы никого не обязываем ходить на молебны, не заставляем причащаться. И когда принимаем человека на работу, не спрашиваем, верующий он или нет. Но люди понимают, что хозяйство все-таки монастырское, и богоборцы к нам не пойдут. Да и люди, чуждые православной христианской веры, изначально не попадают к нам. А так, повторюсь, мы никого не заставляем быть верующими… но на наши молебны всё равно собираются все. Ведь крестьяне всегда были ближе к Богу, чем городское население.

– Но, наверное, с приходом монахов в Можары, верующих стало больше?

– Да, многие наши работники приобщились к Богу. В селе Можары мы построили деревянный храм, где жители могут исповедаться, причащаться, молиться Богу. Мы служим молебны перед началом полевых работ, благодарственные молебны после окончания полевых работ. На наши молебны из скита Преподобного Сергия Радонежского приезжают другие монахи Даниловой обители. И люди в Можарах и соседних селах видят, что рядом с ними возрождается вера. И они стремятся к этому приобщиться.

– А кто сейчас управляет всем агрокомплексом? Кому вы передали бразды правления?

– Там сейчас всем заправляет Евгений Викторович Костин. Он – отличный директор. У него два высших образования: сельскохозяйственное и экономическое. Сначала он занимался у нас мельницей, но когда мы увидели, какой он активный и толковый, то сделали его директором. Евгений Викторович отлично влился в коллектив, занял свое место по праву и теперь успешно руководит «Можарами». Мне остается только контролировать и определять перспективные направления развития.

– А что у агрокомплекса нового в планах?

– Задумок много. Есть планы тактические, есть стратегические. Хотим вывести на поля более мощную технику. Опрыскивание, допустим, можно проводить тремя агрегатами определенной ширины, а можно – одним, но более мощным. Тогда вместо трех трактористов будет работать один. Кроме того, у новых орудий, как правило, настройки более точные. Хотим также приобрести новые орудия для поверхностной обработки почвы, чтобы меньше ее травмировать. Отдельная тема – биологизация производства. Мы занимаемся этим уже второй год. И сейчас хотим посмотреть, какие будут результаты.

– А что это такое – биологизация?

– Биологизация – новое, очень интересное направление в сельском хозяйстве, нацеленное на то, чтобы сделать растение сильным, чтобы растение само могло за себя постоять. Ведь сейчас для борьбы с вредителями на полях в основном используют химию. А химия – своего рода опасный «крючок» для сельского хозяйства. Она, конечно, уничтожает сорняки и вредителей, но и негативно влияет на здоровье человека. Кроме того, цена на химические удобрения постоянно растет, а это в свою очередь сказывается на конечной цене продукции.

А биологизация сельхозпроизводства делает сильным само растение, чтобы оно самостоятельно могло бороться с сорняками. Если мы сумеем этого добиться, то уменьшим свою зависимость от гербицидов, фунгицидов и других химических добавок. Да и продукция тогда будет значительно полезнее для здоровья.

– Отец Иннокентий как человек, создававший сельхозпроизводство в Можарах, вы гордитесь своим творением?

– Я бы выразился по другому – я радуюсь! Радуюсь нашим успехам. Радуюсь тому, что предприятие встало на ноги, работает стабильно, прибыльно и способно самостоятельно развиваться. Земля в Можарах оформлена в собственность и при необходимости может быть предметом залога для банка, если мы решим брать кредиты. Но еще больше я радуюсь тому, что нам удалось создать замечательный работоспособный коллектив. Потому что никакие комбайны, никакие классные сеялки сами ничего не сделают. Можно посадить на самый лучший трактор или самую современную сеялку человека, которому эта работа не нравится, – и он все сделает плохо. Главное – это люди, как ни банально это звучит. И я очень рад тому, что можарцы нам поверили и приняли нас.

Недалеко от подворья Данилова монастыря, что в Сапожковском районе Рязанской области, расположено старинное село Можары, история которого восходит к XVII веку…

Богатые и плодородные земли по среднему течению реки Пары , где ныне расположены села Большие и Меньшие Можары, были заселены издревле. О существовании здесь поселений периода Древней Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки, в частности, Кривельское, Борецкое и Сапожковское городища.

В 1237 году эти южные окраины Великого княжества Рязанского были разорены полчищами Батыя вместе со столицей Старой Рязанью, от которой остались «токмо дым и земля и пепел». Некогда оживленные и цветущие земли запустели на два столетия.

Из летописных источников известно, что в начале XV века расположенная неподалеку от Можар Бовыкинская пустошь и прилегающие угодья были пожалованы князем Федором Ольговичем (1402-1427) во владение Богородице-Рождественскому Солотчинскому монастырю, основанному в 1390 году его отцом Великим князем Олегом Ивановичем: «Князь великий Федор Ольгович придал Игумену Солотчинского монастыря Мартирию Бовыкинскую пустошь с Якушевскою дубравою с угодьями и рыбной по Паре реке ловлею». В выписке о древних вкладах Солотчинского монастыря 1691 года добавлено: «поколе отец его придал великий князь Олег Иванович».

Наименование «пустошь» указывает на прежде существовавшее здесь селение, вероятно, разоренное во время монголо-татарского нашествия. В документах XIV-XV вв. «пустошь», как правило, означает запустевшую деревню — то есть селение с пахотной землей, сенокосами и прочими угодьями, тогда как «селищами» называли обычно оставленные жителями села — поселения, где не было условий для занятия земледелием.

В конце XIX века на месте пустоши Бовыкинской был основан женский Николо-Бовыкинский монастырь, разоренный большевиками. Его полуразрушенная колокольня видна и ныне с любого места села. По преданию, здесь за 200 или 300 лет до его основания (т.е. в XVI или XVII веке), а может быть и раньше, было явление чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца, которая и хранилась в обители до ее закрытия в 1919 году.

Новое заселение южно-рязанских «украинных» земель началось в XVI веке, когда по ним прошла оборонительная «засечная черта» (Шацк — Ряжск — Данков). В 1605 г. строится крепость Сапожок. Возникавшие вокруг оборонительных сооружений селения первоначально были царскими, принадлежали казне, здесь жили преимущественно служилые люди, казаки, постепенно осваивались земли, развивалось земледелие, промыслы. С конца XVI века южно-рязанские земли, часто вместе с селами, давались служилым людям в качестве жалованья для обеспечения их службы крестьянским трудом.

Вероятно, в это же время, в XVI или начале XVII века, появилось в Старорязанском стане и село Можарово, просуществовашее однако недолго: уже к 30-м годам XVII века оно по неизвестным нам причинам пришло в запустение. Это было либо дворцовое село (принадлежавшее казне), либо поселение черносошных (свободных от личной зависимости) крестьян — потому-то оно и не упоминается в известных нам писцовых книгах указанного периода, учитывавших лишь поместные владения .

Первое имеющееся у нас письменное известие о селище (то есть бывшем селе) Можарове, что в Старорязанском стане, на реке Паре, относится к 1647 году: оно упоминается в межевой книге как владение боярина Федора Степановича Стрешнева.

Федор Степанович Стрешнев приходился родным дядей царице Евдокии Лукьяновне, в девичестве Стрешневой, второй супруге царя Михаила Феодоровича Романова (с 1926 г.) и матери Алексея Михайловича. В Смутное время он, будучи осадным головой в Лихвине, прославился как мужественный защитник города. В 1628-34 гг. Федор Стрешнев был дворецким Евдокии Лукьяновны. 30 сентября 1645 года пожалован в бояре по случаю венчания на царство Алексея Михайловича.

В 1647 году, февраля 25 дня, Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович повелел «в поместье боярина Федора Степановича Стрешнева, в пустоши, что было селище Можарово, и пустоши Бовыкинская, что за рекою за Парою в Государевом Бортном лесу, и что к тому селищу угодья и урочища измерить… а про бортные ухожеи и про рыбные ловли и про бобровые гоны и про всякие угодья велено сыскать… и от всяких земель размежевать, где бы ни с кем спору не было».

Из этого текста следует, что в начале 1647 года села еще не было, а была пустошь на месте некогда существовавшего селения.

Далее читаем, что поместье это пожаловано Ф.С. Стрешневу в 1638 году к прочим его владениям и «дано ему из диково поля в его оклад в девятьсот восемьдесят четей с полуосьминою в Рязанском уезде в Старорязанском стану в селе Можарове вверх по реке по Паре под Бовыкинским и под Кастюковским лесом пятнадцать мест дворовых да по смете и по мере степные земли меж речки Олешенки Колчевой и речки Олешенки ж Бовыкинской по вершины Бовыкинские пятнадцать десятин а четвертные пашни тридцать четей в поле а в дву потому ж, да сенных покосов шесть десятин».

Итак, получил Ф.М.Стрешнев это поместье в 1638 году «из дикого поля», в селе Можарове «пятнадцать мест дворовых» — то есть мест, где ранее были крестьянские дворы. О прежнем селении можно заключить, что в нем было достаточно хорошо развито земледелие, были пахотные земли и велось трехпольное хозяйство. Жители оставили его, вероятно, за несколько десятков лет, а то и меньше, так как место и название, а также и распаханные земли, сохранились. Находилось оно посреди диких лесов, богатых всякой живностью. Село, ставшее владением Стрешневых, стало именоваться не «Можарово», а «Можары».

Из упомянутой межевой записи узнаем также, что по правую сторону от имения Ф.С. Стрешнева, села Можар, от места впадения речки Олешенки в Пару, находилась «земля козловцов детей боярских села Сысоева». Сообщается, между прочим, и о том, что «на меже речки Колчевы был суд и образной отвод и сказал Микофор Вельяминов за себя и за братьев и за племянников своих, и с суда взял на душу боярина Федора Степановича Стрешнева крестьянин Неустройко Яковлев, и по суду и по отводу образному та земля розмежована». Как видим, в 1647 году, в селе Можарах были крестьяне, по крайней мере известно имя одного из них — Неустройко Яковлев.

Федор Степанович Стрешнев умер в 1647 году. У него остались сыновья Иван Большой да Иван Меньшой, да Степан Федоровичи, между которыми, вероятно, и было разделено поместье Можары.

Спустя несколько лет (ранее 1651 года) это поместье (может быть, часть поместья) было разделено между Иваном Меньшим Стрешневым и его племянником Михаилом Степановичем Стрешневым. При этом разделе Ивану Меньшому Стрешневу досталось около 100 дворов крестьянских и бобыльских, а также 12 пустых дворов, Михаилу Степановичу Стрешневу — около 50 крестьянских и бобыльских дворов, поделена была и пашня пахотная и перелог. Как видим, Можары в это время — уже довольно большое село. В нем имелась церковь (в уделе Ивана Федоровича Меньшого), где служили священник вдовец поп Прокофий и диакон Матфей, дьяк Галактионка, пономарь и просфорница.

В 1668 году село Можары было пожаловано окольничему Ивану Стрешневу Большому из поместья в вотчину — «за многу службу» во время войны с Польшей. Жалованная грамота ссылается на прежние записи в упоминавшейся мерной книге «письма и меры Михайла Языкова» 1647 года, а также на «дачи» (пожалованья) 1648 и 1665 годов.

А спустя семь лет часть этого имения окольничий Иван Федорович Стрешнев отказал своему зятю стольнику князю Василию Васильевичу Голицыну. Князь В.В.Голицын был женат вторым браком на дочери Ивана Федоровича Евдокии Ивановне Стрешневой (с 1665 г.). В отказной книге упоминается «церковь Божией милостию во имя Архистратига Михаила да предел великого Чудотворца Николая, у церкви поп Артемей Голахтионов со братьями Петром да Онофреем. У той церкви вдовая попадья просвирница, да в селе Можарах двор помещиков со всяким дворовым строением, да на усаде ж крестьяне и бобыли…»

Часть угодий предоставлялась в общее владение: «Сено и лес и всякие угодья и рыбные ловли в реке Поре и в озерках в селе Можарах да в пустоши Бовыкинской поляне за рекою Порою… и с вотчиною землею от Сопошковского рубежа и от росошных борков вниз по речки Бовыкинской Олешни, а по другую сторону поместной земли по речки Колчевой Олешни до реки Поры, — владеть стольнику князю Василию княж Васильеву сыну Голицыну с вотчиною землею Окольничего Ивана Федоровича Стрешнева вопче».

Из Переписной книги 1678 года видно, что в селе Можарах за Василием Васильевичем Голицыным числилось 100 дворов крестьянских и бобыльских, а людей (мужского пола) в них 385 человек. За Иваном Федоровичем Стрешневым 77 дворов крестьянских и бобыльских, а людей в них 397 человек.

В 1681 году часть этого имения была отказана В.В.Голицыну «в вотчину»: Иван Федорович Стрешнев «треть села Можар без жеребья да за рекою за Порою треть пустоши Бовыкинской поляны без жеребья триста четий да в половине села Песочни четыреста четий, всего семьсот четий в поле да в дву потому ж, отказал зятю его князю Василию Васильевичу Голицину в вотчину ж со всеми угодьями».

В 1689 г. Голицины, как приближенные царевны Софии, оказались в опале, все имения были конфискованы. Имение князя В.В. Голицина в селе Можарах отошло в казну.

Хотя во всех вышеупомянутых документах речь идет о селе Можарах, вероятно, уже в ту пору существовало фактически два села с одним и тем же названием Можары, которые для различия именовали «Большими» и «Меньшими».

Так, в справочнике священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», со ссылкой на окладные книги 1676 года, упоминаются оба села — Большие и Меньшие Можары, причем оба они называются «починками» (т.е. недавно появившимися, находящимися в «почине»).

В селе Больших Можарах при церкви Архангела Михаила показаны дворы попов, дьячков и пономарский, а «церковной земли и покосов нет, по сказке попа Артемья, а из помещиковой дачи земли церковные четыре четверти в поле, в дву потому ж, сенных покосов на 60 копен. В приходе той церкви: двор помещиков — окольничева Ивана Федоровича Стрешнева, да крестьянских 131 двор, да бобыльских 19 дворов». Церковь, как видно из описи, была деревянная, далее перечисляется церковное имущество. А об иереях замечено, что «просфиры они — попы — пекут сами и на крылосе трудятся сами ж». Согласно упоминавшейся переписной книге 1675 года, в ней был придел святителя Николая. В 1751 году эта церковь сгорела и была построена заново, с теми же престолами. В 1802 году перенесена на другое место, в ней было три придела: святителя Николая, св. мчч. Адриана и Наталии и Нерукотворенного образа Христа Спасителя. В конце XIX века в приходе этой церкви была женская община, устроенная в 1885 году на Бовыкинской горе.

Архангельская церковь села Меньших Можар упоминается в тех же окладнных книгах 1676 года как построенная в «новонаселенном починке» лет десять назад. Сообщается, что «поп Дионисей живет у той церкви девять лет, а дань платили по окладу со всего села с попом Артемьем заодно». Земли церковной и сенных покосов не было, а в пользу причта помещик выделял из своих владений «восемь четвертей в поле, в дву потому ж, сенных покосов на восмьдесят копен». В числе приходских дворов упоминается двор владельца села Можар окольничего Ивана Федоровича Стрешнева, да крестьянских 90 дворов, да бобыльских 10 дворов». По описной книге Сапожковского уезда церковь в селе Меньшие Можары числится деревянной с приделом в честь святителя Николая (как и в Архангельской церкви Больших Можар). Архангельская церковь отделялась от села Меньших Можар притоком реки Пары и находилась в той местности, которая и поныне слывет под именем «островка». В 1767 году эта церковь была разобрана за ветхостью, и вновь построена на новом месте, на восток от села, церковь Троицкая с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца. После пожара от молнии новая деревянная Троицкая церковь с теми же приделами была построена на средства графа П.А. Шувалова и освящена в 1857 году.

Оба храма были разрушены в 1930-е годы. В настоящее время в селе Большие Можары воздвигнут деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» .

Поскольку в большинстве документов XVII века не прослеживается четко различие между двумя Можарами — Большими и Меньшими, а в 1676 году они уже несомненно существовали как два отдельных села со своими церквами (и с одинаковыми престолами — Архангела Михаила и Николая Чудотворца) и приходами, то возникает вопрос — когда и как возникло это разделение и почему села именуются именно Большими и Меньшими Можарами?

Наиболее очевидный вариант объяснения — села рознились величиной, количеством дворов, как то следует из упоминавшееся описи 1676 года. Большее село стали называть Большие Можары, меньшее — Меньшими.

Можно предположить и другое объяснение, менее очевидное, но также небезосновательное. После кончины Федора Степановича Стрешнева поместье Можары было, по всей видимости, разделено (м.б. не тотчас, а спустя несколько лет, путем упоминавшегося отказа 1650 г.) между его сыновьями Иванами — Большим и Меньшим, а впоследствии в пределах их имений возникали новые разделы (что и отражено в письменных источниках того времени, которые не оговаривают, о каких Можарах идет речь). Так с самого возникновения (или возрождения на старом месте в середине XVII в.) село разделилось на две обособленные части, и по имени владельцев эти части стали называться Большими и Меньшими Можарами. Но это, конечно, лишь предположение.

Остановимся, наконец, на вопросе о названии села — откуда оно происходит и что означает?

Согласно одной из распространенных версий топоним Можары, в частности, название села, происходит от одноименного племени можар. Этот топоним весьма распространен по всей европейской части России, встречается и в Сибири. А.Ф.Можаровский (магистр Казанской Духовной Академии) в специальном докладе, посвященном современным потомкам можар (маджар, мишарей) указывает, что это было довольно значительное племя. В древние времена, во время общего брожения племен, можары исходили значительные пространства нынешней европейской России и везде оставили после себя хоть незначительные слады в названиях урочищ и, впоследствии, селений; мы находим следы их пребывания в Уфимской, Казанской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Полтавской губерниях. В Житомирской области доныне существует село Можары, откуда и происходит дворянский род Можаровских. На Северном Кавказе во времена Хазарии и Золотой Орды существовал город Маджар, впоследствии Святой Крест, ныне Буденновск.

В 1551 году можары, подданные Русского Царя, сражались с казанцами, а потом вместе с другими насельниками бывшего Казанского царства отправляли послов к Иоанну Васильевичу, моля его, чтобы он дал им Шиг-Алея в цари… А.Ф.Можаровский предполагает, что можары, населявшие правый берег Волги в пределах Казанского царства впоследствии могли быть поглощены другими народностями, в частности, чувашами, составив их своеобразную и по языку, и по внешнему облику, и по быту разновидность…

Но каково же происхождение самого этого племени?

Широко распространено представление о том, что можары являются одной из этнических групп татарского народа. Однако существуют и иные точки зрения, в частности, что это «отатарившиеся остатки прежней финно-угороязычной мешеры (мочаров-можаров)» (В.В. Вельяминов-Зернов); что можары — не финская, а угорская народность, ответвлениями которой являются и мадьяры Венгрии (С.П. Толстов, нач. XX в.).

Очевидно, не случайно сходство наименований «можары» и «мадьяры»; последнее — самоназвание венгров. В I тыс. по Р.Х. венгры населяли территории приазовских и причерноморских степей и находились под властью хазар, и лишь воследствии переселились в Трансильванию и Паннонию.

Согласно данным археологических исследований, в VII-IX веках берега Оки были заселены близкими к венграм финскими племенами, которые впоследствии исчезли по неизвестным причинам (вероятнее всего, они отступили под натиском более сильных и воинственных славянских племен), и эти земли были заселены славянами — кривичами (по верхнему течению Оки, на северо-западе Рязанского края) и вятичами (по среднему и нижнему, на юге). Однако не исключено, что часть финского населения ассимилировались среди славян, отчасти сохранив свою идентичность, а впоследствии, смешавшись с тюркскими племенами, эти потомки древних финнов дали начало новой народности…

Интересно также заметить, что в древнегреческих источниках можаров называли акацирами-агачирами, а также паралтаимами, т.е. жителями бассейна реки Пара.

Приток Оки.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI вв., т. III. М., Наука, 1964, № 327, 341-а. О том же сообщается в выписке «из грамот князей Рязанских и княгинь в Солотчинском монастыре имеющихся», в кн.: «Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом, с примечаниями И.Добролюбова», Рязань, 1889, § 93, с. 36.

См. Кочин Г.Е. Развитие земледелия на Руси с конца XIII по конец XV в. http://annals.xlegio.ru/rus/small/kochin.htm

Об этом упоминается в спавочниках по монастырям Российской Империи начала XX века, например, в кнн.: Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. , 1907.

Административно-территориальное деление губерний в XV-XVII вв.

В изданных В.Н. Сторожевым «Писцовых книгах Рязанского края» (Рязань: издание Рязанской ученой архивной комиссии, 1898-1904, т. 1, ч. 1-3. Совр. издание: Рязань, 1996-1998, т. 1, ч. 1, 3) помещены платежные книги по Старорязанскому стану 1594-1597 годов, но село Можарово в них не упоминается. Однако это не означает, что такого села не было в то время. Дело в том, что рязанские писцовые книги XVI века включают только описания поместных владений, и оставляют вне поля зрения земли дворцовые и «черные», то есть крестьянские (с XVIII века они стали называться казенными). Стало быть, если село Можарово и существовало, то было оно либо дворцовым, либо поселением свободных (черносошных) крестьян.

Заметим, что в Рязанской губернии имеется и другое село Можарово, где помещики носили фамилию Можаровы, однако это совсем иное селение, находившееся в Каменском стене «на речке Тысье и речке Кипре», упоминаемое в 1594-1597 гг. в «Писцовых книгах Рязанского края», изданных В.Н. Сторожевым.

Ухожеями назывались определенные, разграниченные участки территории, как правило, включавшие в себя земли вдоль бассейна какой-либо реки, сдаваемые государством в аренду.

РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13884, лл. 682-682 об.

Четверть, или четь, — половина десятины, мера земельного надела. Жалованье служилым людям полагалось частью деньгами, частью земельными наделами.

Это выражение указывает на трёхпольное хозяйство. При наделе земля отводилась в трёх полях, но, для сокращения, в писцовых книгах отмечалось количество земли в одном поле с добавкой: «в дву потому ж».

Там же, лл. 683 об.- 684.

Дети боярские — в Русском государстве XV-XVII вв. мелкие служилые землевладельцы.

Образное хождение или межевание — способ размежевания спорных земель.

Брать на́ душу — принимать на свою моральную ответственность.

Поместья, в отличие от вотчин, не наследовались прямо, однако, как правило, доставались родственникам владельца путем «отказа».

Отказные книги на поместье Можары. РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13374

Бобыль — безземельный или малоземельный крестьянин-бедняк.

Перелог — оставленный на длительное время без обработки, заросший пахотный участок земли.

Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией, т. 5, СПб., 1853, с. 387-389.

Закончившейся перемирием на тринадцать с половиной лет в 1667 году.

РГАДА, ф. 1209, оп. 2, № 13398.

Усад — усадьба.

Лл. 330 об.- 331.

Сапожковская засечная черта — оборонительное сооружение, построенное в конце XVI — начале XVII в.

М.б. от старослав. россошь — рассоха, развилка реки.

Т.е. вместе.

Лл. 353 об.-354.

РГАДА, ф. 1209, оп. 2, №13343.

РГАДА, ф. 1209, оп. 2, дело № 13406, л. 618 об.

Т. 3, Рязань, 1888, с. 49-55.

Сообщению.

Храм этот построен при участии Данилова монастыря, братия которого принимают участие и в деятельности местного сельскохозяйственного предприятия, названного по имени села — «Можары».

Можаровский Ап.Фед. Где искать в наше время потомков тех Можар, которые в 1551 году среди поля Арскаго бились с Казанцами верные присяге Русскому Царю? // Труды Четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 32 июля по 18 аргустя 1877 года, т.I, отд. II. Казань, 1884, с. 17-20.

Миначев М.М. Мишарлар.