Семейные клубы трезвости

Цитаты Святых Отцов на каждый день

РАБОТА ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДСКОГО СЕМЕЙНОГО КЛУБА ТРЕЗВОСТИ ПРИ ХРАМЕ ЕВФРОСИНИИ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ

По благословению настоятеля храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, иеромонаха Клавдиана (Сафонова), каждую среду на территории храма проходят встречи Православного семейного клуба трезвости (ППСКТ) – сообщества семей, добровольно объединившихся для преодоления алкогольной зависимости.

В своей работе Семейные клубы трезвости используют методологию хорватского психиатра, экс-председателя Всемирной ассоциации социальной психиатрии Владимира Худолина– эффективную терапию по преодолению зависимости, поучившую распространение в Европе и в странах Балканского полуострова. Цель этой терапии заключается в оздоровлении личности, страдающей аддиктивными расстройствами, а также в оздоровлении всех членов семьи. Изменение всего образа жизни приводит не только к избавлению от зависимости, но и преодолению созависимости (дисфункциональных семейных отношений).

В России первый СКТ появился в 1992 году благодаря протоиерею Алексию Бабурину, который прошел обучение в итальянском Информационно-исследовательском Центре по проблемам, связанным с потреблением алкоголя. Он начал не только применять семейную терапию на практике, но и дополнять ее духовным содержанием, тем самым реализовав уникальный био-психо-социо-духовный подход. Также на прошедшем Конгрессе Всемирной ассоциации семейных клубов трезвости (WACAT) в сентябре 2019 года в Словении было признано, что в России существует «Российская модель семейного клубного сообщества».

Особенность «Российской модели» заключается в том, что клубное сообщество действует в условиях церковной ограды при поддержке Русской Православной Церкви. Результатом сотрудничества современного научного подхода и духовной лечебницы является не только возможность коррекции биологической, психологической и социальной дефицитарности, но также и духовно-нравственное совершенствование, что позволяет вести более эффективную трезвенную работу.

На основании научных исследований было выявлено, что ремиссии в Православных приходских семейных клубах трезвости достигают около 70% людей, которые регулярно на протяжении года посещают клубные встречи и принимают участие в реабилитационном модуле. Полученные данные позволяют говорить о высокой эффективности работы по преодолению алкогольной и иных зависимостей.

Об эффективности терапии ППСКТ говорит не только статистика, но и признание деятельности СКТ государством и обществом. В приказе Министерства Здравоохранения РФ семейный клуб трезвости рассматривается как необходимое звено амбулаторной реабилитационной службы (приказ Минздрава №76). Протоиерей Алексий Бабурин по результатам работы семейного клубного движения был награжден медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением» (приказ Минздрава №268-Л от 21.03.2003). 15 ноября 2016 года авторы программы Православных семейных клубов трезвости были награждены Дипломом Лауреата на I Международном конкурсе «Осознанный выбор» в рамках конференции «III Дроздовские чтения», а уже в 2019 году социальный проект клубного движения «Создай свою территорию трезвости» был признан победителем Конкурса Грантов Мэра Москвы 2019 года.

Встречи клуба проходят за чашкой чая в доброжелательной, теплой, семейной атмосфере раз неделю на протяжении двух часов на БЕСПЛАТНОЙ основе. На этой встрече участники клуба находятся в особой социальной атмосфере, в рамках которой происходит общение на различные темы. Особое внимание уделяется нормализации семейных отношений, что способствует преодолению созависимых отношений и помогает избавиться от зависимостей.

Начиная с 7 августа 2019 года такие встречи проводятся каждую среду в 19:00 в храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. На данный момент уже сформировался постоянный состав клуба, который продолжает пополняться новыми членами, тем самым открывая возможность к созданию еще одного клуба при храме Евфросинии Московской.

Семейный клуб трезвости при храме Евфросинии Московской стал именоваться в честь священномученика Владимира (Богоявленского), принимавшего активное участие в борьбе за трезвость в дореволюционной России.

Также, начиная с 26 октября, каждую субботу в 16:00 перед Всенощным бдением будет совершаться молебен священ-номученику Владимиру
«об избавлении от недуга пьянства, иных пагубных страстей и даровании трезвости».

Ведущий клуба — Магай Андрей Игоревич — врач психиатр-нарколог, младший научный сотрудник НЦПЗ РАМН, зам. председателя МОД СКТ по научно-аналитической работе.

Духовник клуба – иерей Иннокентий Семенов

Помощник духовника клуба\ соведущий – диакон Николай Устинов

Присоединиться к занятиям может любой человек. Нуждающиеся могут получить профессиональную консультацию и духовную поддержку.

Занятия проводятся по средам с 19.00 по адресу:

г. Москва Нахимовский проспект, дом 8.

Диакон Николай Устинов

О создании семейных клубов трезвости

Слово священномученика Владимира (Богоявленского) в день открытия Московского Епархиального Общества борьбы с пьянством

Выступление диакона Николай Устинова на конференции «Помощь семье с проблемами зависимого поведения. Опыт семейных клубов трезвости»
Тема: «БИОПСИХОСОЦИОДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ВЕРУЮЩИХ. ПОПЫТКА БОГОСЛОВСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ»

Бабурин, Алексей Николаевич

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бабурин; Бабурин, Алексей.

Алексей Николаевич Бабурин


Протоиерей Алексий Бабурин, конференция «Психосоциальная реабилитация психически больных с религиозным мировоззрением», 2016 год

Дата рождения

28 мая 1955 (64 года)

Место рождения

Москва

Страна

СССР
Россия

Место службы

Храм Ризоположения на Донской улице (Москва)

Сан

Протоиерей

Рукоположён

13 августа 1989 года

Светское образование

Московский медицинский стоматологический институт

Известен как

Основатель православных семейных клубов трезвости

Церковь

Русская Православная Церковь (РПЦ)

Награды


Орден святого мученика Трифона III степени Медаль преподобного Пахомия Нерехтского Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени Орден преподобного Сергия Радонежского III степени

Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени

Сайт

Алексей Николаевич Бабурин (род. 28 мая 1955, Москва) — священнослужитель Русской Православной Церкви (протоиерей), церковный и общественный деятель. Клирик храма Ризоположения на Донской улице, в прошлом настоятель церкви святителя Николая в селе Ромашково и Спасского храма в селе Усово Московской области. Председатель правления Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), врач-психиатр, член Исполкома Всероссийского общества православных врачей имени священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), член церковно-общественного совета по биомедицинской этике, член правления общества «Лосевские беседы», старший научный сотрудник ФГБНУ Научный центр психического здоровья.

Семейные клубы трезвости в России и мире

В главном — единство, во второстепенном — разнообразие и во всем — любовь. Так можно было бы озаглавить международный съезд семейных клубов трезвости, который прошел в итальянском городе Сестола в сентябре 2017 года.

Уже несколько десятилетий семейные клубы трезвости, работающие по методике Владимира Худолина, активно сотрудничают и продолжают развивать экологический (био-псих-социо-духовный) подход в работе с семьями, которых коснулась беда зависимости.

В 2017 году российская делегация семейных клубов трезвости официально стала членом Международной ассоциации семейных клубов трезвости, приняв участие в Исполнительном комитете WACAT (Всемирная организация СКТ) в рамках визита в Италию. Исполком был совмещен с XXVI Международным Итальянским конгрессом семейных клубов трезвости. Международный съезд клубов, который в этом году обсуждал свою конституцию и предложения по совершенствованию дальнейшей работу в этом году объединил помимо итальянской стороны представителей Скандинавии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, а также России. Протоиерей Алексий Бабурин, который уже более четверти века руководит подобными клубами в России и Ирина Чубукова-Микурова прибыли в Италию для того, чтобы более тесно познакомиться с международным клубным движением и обменяться опытом клубной работы с ведущими других стран.

Из истории семейных клубов трезвости в мире.

Первый семейный клуб трезвости по методологии югославского психиатра Владимира Худолина был создан в 1964 году. По имени создателя все организации, работающие в соответствии с общими принципами подхода, стали называться клубами «по методологии Худолина». Начав свою деятельность в Загребе (Хорватия), клубы получили распространение в других югославских республиках, а затем с 1979 года распространились в Италии. Дальнейшее развитие клубного движения происходило с опорой на опыт работы СКТ в этих европейских странах. В 2015 году семейные клубы трезвости существовали примерно в 35 странах. В некоторых странах клубное сообщество было представлено лишь несколькими разрозненными клубами. В других странах имелась хорошо налаженная клубная сеть, составляющая национальную ассоциацию. Общее число подобных организаций по всему миру составляет более 3000.

В 2007 году была создана WACAT (Всемирная ассамблея национальных ассоциаций семейных клубов трезвости). На первом Всемирном Конгрессе, в котором приняли участие представители национальных ассоциаций из более чем 15 стран, президентом WACAT был избран Эннио Палмезино (Италии). По ходу также был утвержден состав Совета WACAT, состоящий из пяти человек. Срок полномочий каждого из членов Совета должен был составлять два года.

На Конгрессе были предложены планы по развитию международной работы. WACAT под руководством президента Эннио Палмезино приложила серьезные усилия по развитию сотрудничества и созданию клубной сети во всем мире. Коллективным членом WACAT стала Европейская школа алкологии и экологической психиатрии, созданная Владимиром Худолиным и его коллегами как независимый орган в сотрудничестве с клубным движением. Европейской школой за эти годы были организованы и проведены различные международные учебные семинары, а также другие образовательные мероприятия.

В ноябре 2014 года в Риме состоялся очередной Конгресс, в котором приняли участие 13 национальных клубных ассоциаций из Европы и Азии, в ходе которого новым президентом WACAT был назначен эксперт ВОЗ, экс-президент IOGT, Хельге Колштадт.

Согласно Конституции (с более подробной информацией можно познакомиться в меморандуме ВОЗ, 2008 год: WHO Public hearing on harmful use of alcohol. Volume III: Nongovernmental organizations — http://www.who.int/substance_abuse/activities/hearing/en/) WACAT (World Association for Clubs working according to the Hudolin Methodology) — это международная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с социально-экологическим подходом Владмира Худолина, который является инициатором клубного движения.

WACAT является некоммерческой общественной организацией. Это ассоциация, ставящая перед собой задачу повышения качества жизни людей благодаря помощи и поддержки здоровья отдельных лиц, семей и человеческих сообществ путем профилактики, лечения и реабилитации проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Также рассматриваются проблемы, возникшие вследствие других видов зависимого поведения в связи с употреблением ПАВ или использованием ПАД. Ассоциация ставит перед собой задачу содействия развитию и распространению клубов по всему миру.

Необходимо отметить, что мировое клубное сообщество осуществляет свою деятельность благодаря приверженности общим принципам, которые можно свести к следующим положениям:

  • Ассоциация создана для защиты базовой идентичности, принципов и методов клубной работы в соответствии с социально-экологическим подходом, разработанным профессором Владимиром Худолиным;
  • WACAT призвано следить за поддержанием качества клубной работы;
  • экспертное клубное сообщество ставит перед собой задачу участвовать в согласовании различных подходов в традиции методологии Худолина;
  • исполнительные структуры ассоциации принимают участие в подготовке преемственных поколений клубных работников (в зависимости от региона и страны, могут быть использованы различные названия: слуга-учитель (Италия), ассистент клуба (Хорватия), работник или ведущий (Россия) и т. д.);
  • WACAT осуществляет мероприятия по дальнейшему развитию клубного метода при сохранении традиции основного подхода.

История сотрудничества Российской ассоциации семейных клубов трезвости и Всемирной ассоциации СКТ (WACAT).

В России развитие клубного движения получило распространение в сотрудничестве с Русской Православной Церкви. В августе 1992 года состоялась встреча итальянского священника дон Сильвио Франка и директора Информационно-исследовательского центра по проблемам, связанным с потреблением алкоголя (Италия, Тренто), профессором Ренцо Де Стефани с председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ архиепископом Сергием Солнечногорским (Фоминым), в ходе которой были достигнуты договоренности о сотрудничестве в реализации в Российской Федерации программы по преодолению алкоголизма на основе подхода Владимира Худолина. Первый семейный клуб трезвости открылся в декабре 1992 года при Никольском храме Подмосковного села Ромашково. Первые работники семейного клуба трезвости прошли предварительную подготовку в Италии, а координатором программы от Русской Православной Церкви стал священник Алексей Бабурин. В последующем подготовку по программе прошли свыше 150 профессиональных врачей-наркологов, психологов, специалистов других специальностей, однако реальную работу продолжило лишь около полутора десятков клубов. В ходе развития программы в России обозначились два подхода, один из которых был представлен светски-ориентированным направлением во главе с профессиональным врачом-психиатром Мариной Карповой, руководителем семейного клуба трезвости, который успешно существует на протяжении более чем 25 лет. Необходимо признать, что ведущая светского семейного клуба трезвости Марина Карпова с самого начала работы клуба заявила о своей самодостаточности, в своей деятельности клуб стал дистанцироваться от церковной части клубного сообщества, и на настоящий момент (2017 год) действует изолированно, не являясь частью Российской клубной ассоциации. Другим направлением развития программы в России стала конфессионально-ориентированная реабилитация, а руководителем этого направления — протоиерей Алексий Бабурин. При его непосредственном участии в середине 2000-х годов произошло увеличение действующих клубов, а в 2011 году было образовано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости, зарегистрированное Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве 19 октября 2011 года (ЕГРЮЛ №1117799022010 от 01 ноября 2011 года). В 2017 году региональные отделения МОД СКТ существуют в 6 регионах РФ, а общее количество организаций, осуществляющих работу в сотрудничестве с МОД СКТ — свыше 30.

В марте 2015 года в ходе участия руководителя МОД СКТ протоиерея Алексия Бабурина в Третьем Хорватско-Российском Конгрессе духовной психиатрии в Опатии (Хорватия) состоялась встреча протоиерея Алексия Бабурина c президентом Хорватской ассоциации СКТ (HSKLA) профессором Зораном Зоричичем. В ходе развития двустороннего сотрудничества в апреле 2016 года состоялся визит в Россию профессора Зорана Зоричича и представителя Сербской ассоциации СКТ профессора Петара Настасича, которые приняли участие в научно-практической конференции «Проблемы психосоциальной реабилитации психически больных», проходившей в Москве на базе ФГБНУ НЦПЗ.

В июле 2016 года делегация МОД СКТ во главе с протоиереем Алексием Бабуриным приняла участие в летней антиалкогольной школе HSKLA на острове Лошань (Хорватия), где на заседании исполнительного комитета WACAT был поставлен вопрос о включении Российской национальной ассоциации СКТ в качестве равноправного члена во Всемирную ассоциацию СКТ. В мае 2017 года в Москве состоялся очередной исполком WACAT, в котором приняли участие представители WACAT: президент Хельге Колштадта, руководитель Европейской школы алкологии и социальной психиатрии Франческо Пиани, руководитель Скандинавской ассоциации СКТ Лассе Россен, а также президент HSKLA Зоран Зоричич и профессора Петар Настасич. Заседание исполкома было совмещено с участием во Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика аддиктивных расстройств: биопсихосоциодуховный подход».

А уже в сентябре 2017 года протоиерей Алексий Бабурин и креативный директор МОД СКТ Ирина Микурова-Чубукова побывали в Сестоле (Италия) на XXVI Итальянском Конгрессе СКТ, в рамках которого состоялся исполком WACAT. Официальный представителем в WACAT от России была назначена Ирина Микурова-Чубукова.

Специфичность российского подхода

В России семейные клубы трезвости (СКТ), работающие по методу Владимира Худолина, привились на церковной почве: они возникли и развиваются на приходах Русской Православной Церкви с 1992 года. Следует отметить, что и в прошлом трезвеннические инициативы в России преимущественно поддерживались церковью.

Российские семейные клубы трезвости разделяют убеждение Владимира Худолина в том, что клубная работа не должна быть идеологизирована ни в социальном, ни в политическом, ни в религиозном плане. Необходимо признать, что помощь людям, столкнувшимся с проблемами зависимого поведения, должна включать в себя область духовности, которая не может рассматриваться изолированно от современных научных знаний в области медицины, психологии, социологии. С другой стороны чрезвычайно важно правильно понимать запросы семей с религиозным мировоззрением, имеющих проблемы, связанные с потреблением психоактивных веществ (ПАВ).

Деятельность семейных клубов трезвости на церковных приходах в отличии от сугубо светских трезвеннических организаций неизбежно строится на основе религиозного мировоззрения. Это не означает, что клуб подменяет собой церковь. Церковь для клуба служит убежищем, училищем благочестия и духовной лечебницей. Клуб же для церкви — это то самое товарищество, которое ещё в IV веке святитель Иоанн Златоуст предлагал создавать для истребления страсти пьянства.

В российских православных приходских СКТ (ППСКТ) придерживаются принципа диалогического собеседования, при котором ответы и решения на поставленные вопросы ищутся сообща в духе миролюбия и понимания. Никто никому не навязывает своей позиции, никто ни на кого не воздействует, а лишь только стремится тактично повлиять на личностный рост и духовное созревание, на гармонизацию семейных отношений, формирование нового образа жизни и освоение нового стиля поведения.

Понимание духовности в ППСКТ может быть выражено известным евангельским изречением: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Хотя «хлеб» насущен, но недостаточен для полноценной жизни человека и общества. Смысл духовной жизни и деятельности заключен в устремлении к абсолютной Истине, Мудрости, Благости, Красоте и Любви.

Обращение человека к бесконечности, стремление выйти за пределы самого себя, утвердиться в трансцендентном, найти смысл жизни и осуществить его — главная потребность человеческой природы, определяющая все направления его духовной жизни.

Последовательное постижение и осуществление истинных духовных ценностей свидетельствует о духовном здоровье и зрелости людей. Важно, что к сознанию этой потребности человек может прийти через самопознание.

Подход Владимира Худолина к решению проблем, связанных с потреблением алкоголя, оказался созвучным воззрениям, традициям, устремлениям и чаяниям русского человека. Профессор Худолин считал, что «алкоголизм является семейной проблемой и связан со стилем поведения или образом жизни семьи».

Именно к совершенствованию нашего образа жизни, к обожению (теозису) и соборности, направлен вектор православной духовности. Даже когда мы говорим лишь об антропологической спиритуальности, мы мыслим человека («ан’тропосъ») «смотрящим вверх (ан), т.е. в мир горний, идеальный, божественный.

Рассматривая особенности «Русского мира», мы, прежде всего, учитываем то, что они появились на базе славянского образа жизни и миропонимания, в результате активного усвоения и творческого переосмысления православно-византийской конфессиональной и культурной традиций. Христианское мировоззрение сформировало соответствующую ему систему личностно-социального поведения.

В православии существует представление о том, что в духовной природе каждого человека гнездится злое начало, но оно не уничтожает в нём желание и волю к добру. Иными словами, Образ Божий в личности человека не утрачен и продолжает связывать его с Богом. Человек не теряет способности к уподоблению Богу. Для нас это означает, что греховность человека — излечимая болезнь. Чтобы освободиться от плена пагубных страстей и обрести своё подлинное лицо, реализовать своё истинное предназначение, энергийно соучаствовать в Божественном бытии, православному человеку рекомендована аскеза. Это и умно-сердечная молитва, привлекающая благодать Божию, покаянная дисциплина и пост, практика борьбы с греховными и суетными мыслями, упражнения в воздержании.

В своих духовных устремлениях верующие люди руководствуются правилами и установлениями Церкви, пользуются её таинствами и обрядами. По образцу с Церковью Христовой христиане создают свои «малые домашние церкви» — семьи. Такие семьи с самого начала нацелены на созидание благочестивого образа жизни и призваны к духовно-нравственному совершенствованию.

Духовную радость, восторг и умиление уверовавшие во Христа славяне изначально испытывали от знакомства с книжной мудростью, бесед с подвижниками благочестия, пребывания в храме, участия в Божественной литургии, церковных праздниках, окунании в святых источниках, почитания христианских святынь и посещения святых мест.

Поэтому и теперь, наряду с участием в музыкальных, песенных, танцевальных, литературных вечерах, художественной самодеятельности, спортивных играх, выездах на природу, посещением театров, выставок, просмотром кино, по сути, чисто мирских мероприятиях, многие члены ППСКТ уделяют должное внимание встречам со священнослужителями, совместному участию в церковных службах, паломничествах, купании в святых источниках, дачи обетов трезвости.

Упомянутые обеты или зароки в России получили очень широкое распространение с конца XIX века. Вступая в общества трезвости, люди давали на особом молебне обещания Богу не пить вина и не склонять к тому других на тот или иной срок. Эта мера была и остаётся очень действенным способом преодоления влечения к ПАВ.

Несколько слов об итальянском визите

Продолжая рассказ о визите российской делегации в Италии необходимо отметить, что основными задачами международной ассоциации, по мнению ее президента, Хельге Колштадта, является сохранение единообразия принципов методики Владимира Худолина, при всем многообразии форм работы, которые имеют свои особенности в различных регионах страны. Также международная ассоциация много трудится над тем, чтобы поддерживать контакты с клубами по всему миру, обмениваться опытом и поддерживать вновь образованные ассоциации.

При этом президент WACAT отметил, что WACAT — это движение направленное исключительно на клубную работу в области борьбы с зависимостями, и поэтому оно находится вне политики и не может быть использован в политических интересах ни одной партией или движением.

В ходе своего визита российской делегации удалось не только посетить международный съезд клубов, на котором был избран новый состав международной клубной ассоциации, а представитель от России вошел в ее официальный состав, но также и познакомиться с работой национального съезда итальянских клубов (IACAT), в котором приняли участие более 800 работников и участников клубов, а также членов их семей. На конгрессе протоиерей Алексий Бабурин выступил с приветственным словом, в котором в том числе кратко отметил историю и особенности развития клубов, о включении в их работу православной традиции.

Стоит отметить, что в отличие от Хорватии, где большинство клубной помощи оказывается специалистами, в Италии это делают люди, не имеющие профессионального образования психолога, нарколога или психиатра. При этом эффективность клубной работы, как отмечают сами работники клубов, очень высока. И люди, прошедшие клубную «реабилитацию» с удовольствием рассказывают свои истории о сознательном выборе трезвости и следовании этому выбору в течение 10-15, а то и 20 с лишним лет.

Любопытно, например, что ведущих клубов называют «servant-teacher» (дословно в переводе «слуга-учитель»), подчёркивая неавторитарный подход к работе, а также лишь вспомогательную их роль по отношению к участвующим в клубе.

Вообще стоит сказать, что подобного рода визиты не только ценны официальными договоренностям, но даже больше своей теплотой и душевной атмосферой, которая царит на мероприятиях. Итальянцы, когда собираются вместе, очень похожи на наших: радуются, обнимаются, много расспрашивают друг друга о жизни. А еще важным открытием, пожалуй, можно назвать и то, что российское движение семейных клубов трезвости находится в общей системе международного движения. И хотя российским клубам уже более 25 лет, но они еще очень молодое движение, у которого очень хорошие перспективы для роста и дальнейшего развития.

Семейный клуб как средство катехизации

В течение почти тысячи лет государственное и культурное развитие России совершалось под благотворным влиянием Православия. Но в истории нашей страны были эпохи, когда это влияние ослабевало, а иногда, казалось, могло парализоваться. Внешние бедствия грозили большой опасностью православной вере и нашему государству, такую же опасность представляли собой бедствия внутреннего характера — ереси, расколы, различные либеральные западные теории. Церковь всегда активно реагировала на эти угрозы, создавая великую охранительную силу Православия в виде православных братств и церковных союзов прихожан при храмах, деятельность которых носила религиозно-просветительную направленность.

Сегодня опасность угрожает главному институту общества — институту семьи и брака. Нельзя не заметить, что за последнее столетие отношение общества к семейным ценностям существенно изменилось. Традиционные семейные отношения уже не выглядят столь привлекательными для молодых людей. Семья оказывается неспособной противостоять современным искушениям, которые с огромной силой влияют на всех. Кроме этого, к сожалению, в последние годы взгляды на семью стали значительно меняться, и сам семейный образ жизни стал непопулярным, равно как и традиционные семейные ценности. Причем кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья.

Церковь должна остро и быстро реагировать на происходящие в современном обществе изменения, находить продуктивные пути решения этой проблемы. Не случайно, выступая 2 февраля 2011 года на Архиерейском Соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал создавать на приходах «семейные… и детские клубы, кружки и досуговые центры, школы молодых семей». Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:4; Флм. 1:2), в которой все члены семьи будут возрастать в духовном совершенствовании и познании Бога.

Семейная жизнь благословляется целым рядом церковных таинств и обрядов, следовательно, осуществляется забота Церкви почти обо всех главных моментах семейной жизни, но большинство этих обрядов теперь совершается очень редко. В писаниях святых отцов и учителей Церкви придается большое значение христианской семейной жизни. Но трудно найти в них прямые, конкретные советы и указания, приложимые к семейной жизни и к воспитанию детей в наше время.

В этих условиях Церковь не может оставаться в стороне от поддержки семьи. Церковь призвана являть пример заботы и попечения о многодетной семье и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с рождением и воспитанием детей. В докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодном Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2015 г.) отмечалось: «Церковь понимает брак как богоустановленный союз мужчины и женщины. Семья является той колыбелью, в которой формируется человеческая личность. Союз на всю жизнь мужчины и женщины в верности и любви друг ко другу — это не просто возвышенный идеал, но конкретная задача, заповедь, данная Богом всем христианам».

Церковная поддержка семьи может быть разной по объему и форме, в зависимости от возможностей епархии (благочиния, прихода) и потребностей нуждающихся на местах. Универсальным инструментом, позволяющим реализовать различные формы и подходы поддержки и сохранения современной семьи может стать семейный клуб.

Семейный клуб — это не курсы для родителей, не набор лекций и мастер-классов в стенах храма, это, в первую очередь, место для семейного общения и обмена опытом. Взрослые вместе с детьми учатся быть членами Церкви, учатся ощущать себя большой сплоченной семьей, общиной. Они получают не только знания об основах Православия, они получают бесценный опыт жизни в Церкви, опыт христианского общения.

Разобщенность современной семьи — это следствие нехватки живого общения, когда родители и дети, жены и мужья просто не знают, как это — разговаривать, чувствовать и понимать друг друга. Именно поэтому живое общение в стенах храма за чашкой чая часто становится первым шагом на пути к этому сближению.

Важно понимать главные цели и задачи, которые преследуются при организации семейного клуба на приходе, иначе клуб, организуемый ради общения и созидания семьи в целом, превращается в материнский, родительский или любой другой клуб, но никак не семейный. Нужно стремиться, чтобы на встречах собиралась вся семья (включая бабушек и дедушек), если разговор, например, пойдет о детско-родительских отношениях, или оба супруга, если на встрече будут подниматься проблемы супружества.

Главное отличие семейного клуба от воскресных школ, катехизаторских и богословских курсов состоит в том, что последние направлены на катехизацию конкретных возрастных групп — детей или взрослых. Семейные клубы позволяют делать первые шаги в Православной Церкви совместно всем членам семьи, и именно эта «совместность» и приносит свои плоды.

Благоприятную среду для сохранения и развития православных семей, гармоничного развития детей в кругу семьи можно создать только через организацию работы семейного клуба по четырем основным направлениям: просветительное, культурно-досуговое, социальное и оздоровительное.

Просветительное направление — это лекторий, беседы, мастер-классы, которые проводят священники, катехизаторы, православные психологи, специалисты в той или иной области. Также к просветительному направлению относятся паломнические поездки.

Культурно-досуговое направление — экскурсии; подготовка и проведение православных и приходских праздников, дней рождения, именин; просмотр видеофильмов; совместное посещение театра и филармонии.

Социальное направление — оказание физической, материальной и духовной (молитвенной) помощи членам клуба и тем людям, которые в ней нуждаются.

Оздоровительное направление — это совместные поездки, выезды на природу, летние семейные лагеря и путешествия.

Опыт Тверской и Кашинской епархии позволяет нам сформулировать следующий алгоритм деятельности семейных клубов.

Цели семейного клуба:

  • создание условий для духовно-нравственного развития семьи на основе православных ценностей;
  • воцерковление семей и создание крепкой церковной общины.

Цели реализуются посредством следующих задач:

  • общение и объединение православных семей;
  • возрождение православных культурных семейных традиций;
  • формирование социально-культурных, духовно-нравственных семейных ценностей;
  • популяризация многодетности;
  • духовно-нравственное воспитание и культурное образование членов семьи;
  • раскрытие многогранности православной христианской семьи;
  • раскрытие творческого потенциала детей и родителей (развитие прикладных навыков всех членов семьи);
  • подготовка к будущей семейной жизни;
  • практическая полноценная церковная жизнь.

Принципы организации деятельности семейного клуба:

  • комплексный характер решения поставленных целей и задач;
  • психолого-педагогическая, духовно-нравственная направленность;
  • ценностно-смысловая ориентация;
  • открытость, индивидуальная и социальная комфортность.

Семейный клуб обязательно должен сопровождать авторитетный священник, который будет направлять работу клуба, оказывать духовную поддержку и, главное, олицетворять собой пример деятельного пастыря, доброго семьянина и мудрого родителя.

Костяк семейного клуба — это православные воцерковленные семьи, дети из которых ходят в воскресную школу, а родители принимают активное участие в жизни храма, подготовке спектаклей, праздников. Новички клуба — это семьи, которые только пришли в храм и еще не успели воцерковиться. Возможно, они заинтересовались одной конкретной лекцией или мастер-классом, случайно узнав об их проведении из объявления на информационном стенде храма. Главная задача кураторов клуба — сделать так, чтобы новички на этой встрече смогли почерпнуть для себя что-то важное, начать открывать мир Православия изнутри.

Не все родители, чьи дети ходят в воскресную школу при храме, хотят становиться членами семейного клуба и хоть как-то участвовать в жизни прихода. Чаще всего они ждут от воскресной школы духовно-нравственного воспитания своих детей, но сами не хотят вести церковную жизнь. Поэтому важно объяснять таким родителям, что духовных плодов можно добиться только в соработничестве семьи и Церкви, а значит, их участие в жизни семейного клуба, проведении приходских мероприятий для семей обязательно.

Привлечение людей в семейный клуб может осуществляется через:

  • размещение объявлений, анонсов и рассказов о встречах на приходском сайте, доске объявлений, в храмовой газете;
  • обращение священника к прихожанам после проповеди, рассказ о предстоящих лекциях и мероприятиях;
  • приглашение после таинства Исповеди, когда священник видит проблему той или иной семьи, родителя и приглашает на конкретную лекцию, которая может помочь в данной ситуации;
  • приглашение после таинства Крещения, когда священник поздравляет семью и рассказывает о том, как воспитывать детей в духе Православия;
  • проведение экскурсий, паломнических поездок, лагерей, к участию в которых приглашаются не только члены семейного клуба, но и все желающие;
  • проведение праздников и конкурсов, носящих семейную направленность (принимаются только коллективные семейные работы и происходит награждение всей семьи).

Важным моментом в проведении встреч участников семейного клуба является теплая, дружественная обстановка, которую легко создать, каждый раз организуя чаепитие. За чашкой чая новичкам клуба будет легче раскрыться, почувствовать себя уверенно, да и сама атмосфера встречи станет теплой и непринужденной. Сначала активистам клуба придется самим заботиться об угощениях к чаю, но со временем все участники клуба захотят вносить свою лепту в совместное чаепитие и станут приносить домашние угощения.

Формы реализации:

  • лекции;
  • беседы (в форме вопроса-ответа);
  • паломничества;
  • занятия прикладной направленности;
  • мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, кулинарные мастер-классы;
  • психологические тесты с последующим обсуждением результатов (психологический портрет семьи по детскому рисунку и т. д.);
  • просмотр и обсуждение видеоматериалов (художественных/документальных фильмов, мультфильмов);
  • походы;
  • экскурсии на предприятия;
  • посещения выставок (картины, книги и т. д.);
  • летние семейные лагеря;
  • посещение культурно-исторических мест (памятники, музеи, храмы, святыни и т. д.);
  • благотворительные ярмарки и концерты;
  • приходские конкурсы;
  • праздники — общецерковные, приходские;
  • другие совместные виды деятельности, предложенные членами семейного клуба (по интересам).

Продуктивность работы невозможна без обеспечения семейного клуба необходимой литературой, аудио- и видеопособиями. Со временем у клуба может сформироваться своя библиотека семейной литературы.

Основополагающая база просветительных бесед:

  • Христианское мировоззрение: цель и смысл человеческой жизни; священный дар жизни; духовная, душевная и телесная природы человека.
  • Нравственно-этическая культура православия — Заповеди Божии. Добродетели. Понимание свободы человека. Обязанности человека по отношению к самому себе (добродетели и пороки). Материнская любовь. Жертвенная любовь. Христианская семья.
  • История православной культурной традиции России на примере житий святых.

Наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание:

  • особенности возрастного и индивидуально-личностного восприятия членами клуба предлагаемой информации;
  • согласование запланированных тем и форм работы с ожиданиями участников встреч;
  • соответствие тематического планирования целям и задачам семейного клуба (в том числе обязательность православного аспекта в запланированных мероприятиях).

В рамках работы семейного клуба важно:

  • проводить молебны для различных категорий семей (например, для семей, ожидающих ребенка, или для бездетных семей, желающих иметь детей);
  • использовать церковные и светские праздники с целью популяризации семейных ценностей и поддержки особо нуждающихся прихожан;
  • в гражданские памятные дни и праздники, посвященные семье (День матери, День защиты детей) организовывать на приходе различные мероприятия, благотворительные ярмарки и концерты, посвященные поддержке нуждающихся семей.

Трудности, с которыми можно столкнуться:

  • привлечение интереса к семейному клубу молодежи и лиц мужского пола;
  • скептическое восприятие организации встреч вне стен приходского храма;
  • поиск светских православно-ориентированных специалистов.

В наши дни создать христианскую семью труднее, чем когда-либо прежде. Задача духовного окормления семьи советами, любовью, вниманием, сочувствием и пониманием современных нужд — самая главная задача церковного труда в наше время. Поэтому смело можно говорить, что деятельность семейных клубов, где учатся и трудятся дети вместе с родными и близкими, весьма востребована и требует всесторонней поддержки.

Пример программы на год:

Сентябрь

  • Организационное собрание.
  • Круглый стол-беседа: знакомство, изучение интересов (запросов).
  • Встреча со священнослужителем. Тема «Современная семья — поиск наслаждений или христианский подвиг?».

Октябрь

  • Просмотр, обсуждение фильма (6+).
  • Встреча со священнослужителем. Тема «Евангельские основы жизни супругов».
  • Встреча с православным психологом (вопросы воспитания детей).
  • Мастер-класс: «Труд пекаря» (к Дню работника сельского хозяйства, второе воскресенье октября). Воспитание правильного (ценностного) отношения к труду, хлебу. При возможности — посещение хлебокомбината (например, Тверского — «Волжский пекарь» в программе «Дети — наше будущее»).

Ноябрь

  • Встреча с врачом-педиатром (детские болезни, профилактика, прививки).
  • Мастер-класс (все о мультимедиа).
  • Посещение Музея тверского быта (тематическая встреча: крестьянский быт, христианские народные традиции).

Декабрь

  • Лекторий: консультация православного психолога (укрепление семьи, организация семейного досуга, посвящение памяти Трех Исповедников (28 ноября)).
  • Мастер-класс (рукоделие, готовим подарки к Рождеству). Изготовление вертепа из снега и льда на прихрамовой территории (при благоприятной погоде).
  • Обсуждение темы «Современная мода с учетом православных традиций» (просмотр видеоряда, обмен опытом).

Январь

  • Лекторий: встреча с искусствоведом, священнослужителем. Тема «Рождество Христово в семье и церкви» (Новозаветное событие, иконография, фрески, традиции).
  • Посещение Тверского краеведческого музея (тематическая выставка «Тверская земля и сопредельные территории в древности»).
  • Мастер-класс (рукоделие, учимся вязать на спицах).

Февраль

  • Просмотр и обсуждение кинокартины «Иерей-сан. Исповедь Самурая» (памяти свт. Николая Японского).
  • Встреча с православным психологом. Тема «Отцовство и Материнство» (к престольному празднику иконы Богородицы «Взыскание погибших»).
  • Мастер-класс в Музее тверского быта «Подарок папе» — роспись медового пряника (к Дню защитника Отечества).

Март

  • Встреча со священником-музыкантом. Тема «Именины: традиции празднования, ценностные ориентации».
  • Мастер-класс «Великопостный календарь» для всей семьи, Прощеное воскресенье.
  • Просмотр кинокартины «Апокалипсис» (по стопам апостола Иоанна Богослова), вопросы, обсуждения.

Апрель

  • Мастер-класс: греческие постные блюда (к Великому посту).
  • Лекторий: встреча с возрастным психологом. Тема «Воспитание любви к церковной жизни». Мониторинг родительских установок, анкетирование.
  • Экскурсия. Посещение Соборной площади, где возрождается главная святыня Верхневолжского края — Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Май

  • Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц» (к празднику Пасхи).
  • Встреча с представителем военной сферы, священнослужителем. Тема «Тверь — город воинской славы». Акции: «Помним и благодарим», «Строка в летописи победы». Участие в шествии «Бессмертный полк».
  • Просмотр, обсуждение нового анимационного мультфильма «Путешествие Серафимы» (к Дню празднования Пасхи).

Июнь

  • Лекторий: встреча с православным психологом. Тема «Конфликты (внутренние, внешние)».
  • Мастер-класс: «Живопись». Рисуем картину к празднику Святой Троицы.
  • Заключительное занятие перед летним перерывом. Задание на каникулы: участие в приходском осеннем художественно-исследовательском конкурсе «Мой проект». Варианты проектов: природоохранные, экологические (направленные на защиту природы, на благоустройство территории и т. д.); просветительские (направленные на пропаганду и популяризацию знаний, пропаганду здорового образа жизни и др.); свободный выбор.

Как бы ни хотелось бухнуть, есть ситуации, когда этого делать не стоит.

Мой знакомый вписал меня в компанию, которая праздновала день рождения девушки. Все хотели потусить, и мы поехали в один из самых адовых найтклабов Москвы. Уровень блуда, разврата и грязи там просто запредельный: все сосутся, раздеваются, трогают друг друга за самые разные места, бухают, блюют и дрыгаются под поп-хиты нулевых и десятых.

  • Почему первые «Фабрики Звезд» – незабываемы. Пост, который возвращает в начало нулевых

Компания выпила вискаря и водки и периодически прибухивала еще. Я изначально решил, что сильно напиваться не буду, потому что боялся влипнуть в какую-нибудь неприятную историю, а трезвый человек с холодной головой – очень полезный актив в форс-мажорной ситуации.


Я поступил максимально грамотно и за несколько часов созерцания всей жести, которая происходила в клубе, стал свидетелем нескольких плачевно закончившихся попоек.

Стриптиз

Один мужик, как я понял, достаточно выпил и заказал стрип на стойке: перца ставят спиной к шесту, а перед ним дэнсит почти обнаженная дама и делает все, чтобы усилить эрекцию. В какой-то момент она сняла с него футболку, бросила ее на стойку и опустилась на колени – между ее лицом и ширинкой мужика расстояние было меньше 5 сантиметров.


Мужчина не выдержал и потрогал ее за грудь. Она мгновенно ударила его по руке и смахнула ее с себя. Затем он сделал это еще раз – дама встала и подала знак. На мужика налетели охранники и какие-то левые чуваки в обычной кэжуал одежде, но, вероятно, тоже сотрудники ночного клуба. Силачи скрутили беднягу и вышвырнули на улицу. Следом спустя какое-то время выкинули и футболку.


  • Можно ли выходить из дома с мокрой головой или без шапки? Какой риск заболеть?

Трабл был в том, что подвыпивший мужчина сопротивлялся, и во время потасовки с секьюрити у него выпали кошелек и номерок от гардероба. Отдать номерок охранникам или другим посетителям, чтобы они вынесли ему куртку, он не мог. Заказать такси тоже: все деньги были в кошельке. В итоге какой-то альтруист впустил его спустя какое-то время к себе в машину погреться, в то время как другие доброжелатели искали номерок и портмоне мужчины по полу танцпола. Танцующие вокруг бухие малолетки усложняли им задачу.

Когда я покидал клуб в 5 утра, страдалец все еще сидел в тачке и ждал, пока люди разойдутся и он сможет провести поиски самостоятельно по пустому клубешнику. Ничего бы этого не было, если бы он не напился и не полапал стриптизершу.

За проходку он заплатил 300 рублей. За стриптиз, который прервался спустя пару минут – 2000 рублей. Сколько он заплатил за алкоголь, неизвестно. Качественное капиталовложение.


Перекур

Еще один перевыпивший бедняга покинул клуб самостоятельно: он вышел на улицу, чтобы покурить и подышать свежим воздухом. Насладившись сижкой, он двинулся обратно в найтклаб, но секьюрити его не пустили обратно: им не понравилось, что у парня уже были мутноватые от алкоголя глаза и он слегка пошатывался.

Охранники выдвинули парню условие: либо давай нам номерок, мы вынесем тебе твою куртку и ты отправишься домой, либо доплачивай тысячу к проходке в 300 рублей и продолжай веселье. Максимально крысиный поступок, учитывая, что метро к тому моменту уже не работало.

  • Как и где купить алкоголь ночью. 4 законных способа

Номерок

К сожалению, если у тебя нет карманов с молниями, хранить номерок при себе очень проблематично. Выходить на танцпол с рюкзаком или сумкой – неудобно и опасно. Во-первых, на тесной площадке особо не подэнсишь, когда за спиной или на плече у тебя сумка. Во-вторых, риск сильно задеть кого-то и нанести травму повышается. Так же повышается и риск получить лещей за то, что не снял рюкзак и задел им кого-то не того.

Оставлять вещи на стульях – тоже так себе идея: в клубе постоянно шляются сомнительные людишки, очень легко потерять бдительность и быть обворованным.

Идеально держать номерок в руках, но когда ты сильно выпьешь, хочется пообниматься с дамами. А еще хочется совершить главную ошибку – засунуть номерок в карман без молнии или липучки.

Если он каким-то образом выпадет из кармана во время дэнсинга, ты никак не заметишь это, а в полутемном помещении клуба найти его на полу среди дрыгающихся ног практически анриал. Мой знакомый посеял номерок и заплатил штраф 500 рублей. После этого мы сдали наши номерки на хранение девушке с маленькой сумкой.

Тошнота

Чаще всего в таких гадюшниках очень низкое качество алкоголя: бары закупают самую дешевую водку, текилу и прочие напитки, люди не замечают, как накидываются, а потом их тошнит и они заблевывают туалеты.

Если ты перепил, тебе будет гиперплохо в подобных местах: тесно, душно, пространство не проветривается, плюс очень сильно пахнет потом, блевотиной, разлитым алкоголем, духами девушек и дезодорантами парней.

Моя знакомая вовремя не остановилась с алкашкой и хотела танцевать до победного, несмотря на то, что она уже делала продолжительные паузы между подходами к танцполу и пошатывалась – по ее внешнему виду и поведению было очевидно, что она уже очень сильно пьяна.

В какой-то момент она просто уперлась в меня лбом на пару минут, а затем ушла в сортир – видимо, блевать. Потом вышла на улицу подышать, скрючилась там и сидела несколько минут, пытаясь прийти в себя – всем было плевать, что ей плохо, никто даже не вызвал такси.

Драки

В местах, где много незнакомых друг другу людей сильно выпивают, риск получить по щам очень высок, даже если тебе кажется, что у тебя с новыми приятелями выстраиваются прекрасные отношения.

Мои знакомые сильно выпили и сдружились с другой компанией пацанов. Они вместе дэнсили и клеили девчонок. Один из парней дружественной компании долго танцевал с одной девушкой, а потом еще дольше с ней целовался. В какой-то момент он куда-то отошел – то ли покурить, то ли в туалет – а леди в это время затанцевалась с одним из моих знакомых. У них дело тоже дошло до поцелуев.

Когда перец вернулся на танцпол и увидел обжимающуюся парочку, он вскипел и позвал моего френдика решить сердечный вопрос на улице. Обе компании, которые еще минут 15 назад вместе бухали и вели себя как лучшие друзья, оказались за пределами клуба, пьяные, разъяренные и готовые вступиться за своего в случае потасовки. В итоге, конечно же, случилась драка. Никто не победил – они помахались, помирились и потопали танцевать дальше.

Бонус: четыре истории, как меня не впустили в ночной клуб

1. Я познакомился с шумной и безумной компанией – девушка и три парня – в баре, и мы пошли гулять по Москве с бутылками крафтового сидра и пива в бумажных пакетах. В один момент девушка захотела поменяться обувью с одним из парней, они переобулись и пошли дальше. Мы добрались до клуба, в который целенаправленно шли. Два перца спокойно зашли в него, а та парочка подумала, что переобуться обратно прямо перед входом в клуб – прекрасная идея. Я остался постоять с ними за компанию, и нас троих не пустили внутрь. Видимо, из-за того, что они переобувались перед секьюрити.

2. Я очень не люблю брюки и джинсы, мой выбор – джоггеры, свободные штаны-шаровары и штаны с закосом под спортивки. Как раз в таких я и подошел к одному из клубов, и меня не пустили: якобы это не кэжуал одежда, а спортивная. Очень хотелось бы посмотреть, как охранник занимался бы спортом в якобы трениках из такой плотной ткани, но вслух я ему этого не сказал.

3. Я гостил у друга в Краснодаре. Мы вышли из дома с еще одним моим приятелем, когда было свежо, но терпимо, и можно было спокойно гулять в футболке. Кроме того, я рассчитывал сидеть в баре, а не мотаться по центру. Но нам стало там скучно, и мы поехали на Красную улицу искать какой-нибудь бодрый клуб. Места, в которые мы приходили, нам не нравились: в одном было слишком шумно, в другом проходка – тысяча рублей.

На улице стало уже невыносимо идти в одной футболке, и мой кент дал мне свою толстовку с капюшоном – у самого еще оставалась легкая куртка, ему было норм. Наконец, мы дошли до относительно нормального места. Моих друзей пропустили, а меня нет – как раз из-за толстовки с капюшоном. Я спросил секьюрити, можно ли мне пройти, если я ее сниму перед входом, на что получил категоричное «нет». Мы вызвали тачку и поехали домой.

4. Однажды меня не впустили внутрь, потому что я был слишком пьян, примерно как тот парень из второй истории. Иронично, что это было то же самое заведение, в котором я как раз и был на днях. Правда, в отличие от парня, мне не предложили доплатить на тысячу рублей больше за вход, и из-за меня громадная компания человек в восемь отказалась от идеи идти в клуб той ночью.

Главное по теме «Алкоголь» Реклама и рекомендации