Серафим саровский день

День памяти преподобного Серафима Саровского

1 августа Православная Церковь празднует день памяти преподобного Серафима Саровского – великого подвижника русской земли и одного из наиболее почитаемых монахов в Русской Православной Церкви.

Преподобный Серафим родился в 1754 году в Курске в благочестивой купеческой семье. До своего монашеского пострига он носил имя Прохор Мошнин. В возрасте семи лет, Прохор упал с колокольни строящегося собора, но остался невредим. Когда мальчику исполнилось десять лет, он тяжело заболел. Уже находясь на пороге смерти, Прохор увидел во сне Божию Матерь, которая обещала его исцелить. Через пару дней мимо дома Мошниных проходил крестный ход. Мать Прохора попросила внести в избу икону Знамения Пресвятой Богородицы, чтобы больной отрок приложился к святому образу. Вскоре болезнь отступила и Прохор начал поправляться. Уже в юном возрасте он решил посвятить свою жизнь Богу и в возрасте 24 лет он ушёл в Саровскую обитель, где вскоре принял монашество. Его жизнь в монастыре была связана со многими духовными подвигами: пустынножительство, столпничество, молчальничество и, наконец, старчество. Как написано в житии, отец Серафим обладал даром прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим к нему он обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Воскресе!». Святой старец стал основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Отец Серафим скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы. После его смерти на его могиле совершались многочисленные знамения и исцеления.

Саровский монастырь в начале XX века

Спустя 70 лет после праведной кончины старца, по настоянию Императора Николая II, состоялось официальное церковное прославление и обретение мощей Серафима Саровского. Известно, что многие члены Священного Синода, а также лица, приближённые к Государю, в том числе К.П. Победоносцев, критически отнеслись к канонизации отца Серафима. Лишь настойчивые требования Императора создать специальную комиссию по прославлению старца сдвинули дело с мёртвой точки.

19 июля/1 августа 1903 года состоялись знаменитые «Саровские торжества», прославление угодника Божия и перенесение его мощей. В дни торжеств Саровскую обитель лично посетил Император Николай II с супругой Императрицей Александрой Фёдоровной, матерью Императрицей Марией Фёдоровной, сестрой Великой Княгиней Ольгой Александровной и другими членами Императорской Фамилии. По воспоминаниям современников, в те праздничные дни в обители собралось более трёх тысяч паломников и верующих.

Рака, в которую были помещены мощи прп. Серафима, изготовленная по типу старого гроба-колоды в Зосимо-Савватьевской церкви

Народ приветствует Императорскую Фамилию в Саровском монастыре

Государь Император Николай II Александрович с матерью Императрицей Марией Фёдоровной и супругой Императрицей Александрой Фёдоровной

Император Николай II с членами Августейшей Фамилии несут мощи прп. Серафима

Крестный ход с мощами прп. Серафима

Каждый шаг Августейших паломников фиксировался на камеру, и наверно, самой известной фотографией торжественных дней является момент перенесения мощей отца Серафима из Зосимо-Савватиевской церкви в Успенский собор обители, причём святые мощи лично несли Император и Великие Князья.

В день прославления святого Государь Император записал в своём дневнике: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной…».

Позднее, уже находясь в эмиграции, Великая Княгиня Ольга Александровна вспоминала июльские дни 1903 года: «Царский поезд остановился где-то в поле, не доезжая до города Арзамаса, виднеющегося слева вдали.Рассевшись по коляскам по два человека, тронулись в путь по пыльной черноземной дороге. Пыль стояла густая всю дорогу почти до леса, там же началась песчаная дорога. Чудный лес и тень показалась нам после зноя раем. Приближалась цель нашей поездки, и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Толпы богомольцев, тянувшиеся, как и мы, туда же.

Императрица Мария Фёдоровна с дочерью Великой Княгиней Ольгой Александровной

Торжество перенесения мощей и положения в новую раку не стану описывать, так как много уже было написано и рассказано тогда об этом. Помню, какое великое на меня впечатление произвела толпа богомольцев, но об этом я расскажу дальше.

Вспоминаю, что произошло в соборе в этот день. Недалеко от меня на коленях молилась усердно со слезами одна женщина, придерживая девочку свою лет семи. Девочке было скучно и она капризничала, а мать так молилась, прося угодника Божия что-то … Служба продолжалась долго, около четырех часов, но никто не уставал, все были в приподнятом состоянии. Вдруг раздался крик девочки: «Мама, мама!», — а мать, обливаясь слезами, обнимала и целовала дочку. Оказалось, девочка была немая, и эти слова были её первыми словами. Это произвело сильное впечатление на присутствующих. Наш русский народ со всех краёв России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, и каждому находил слова утешения и поддержки. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи. Тысячная толпа спала на лугу под открытым небом внизу под горой у реки. Ночью горели костры, по прозрачному ночному воздуху доносилось пение молитв, на темном небе горели звёзды и светила луна. Мирно и чудесно. Днем и ночью беспрерывно двигалась к собору густая толпа богомольцев. Каких только калек они с собой не вели, несли и тащили в самодельных тележках. Какая великая вера двигала всех этих людей!

Хромой Василий Лыков 28 лет — один из многих, получивших исцеление во время торжеств по прославлению прп. Серафима

Один крестьянин из Архангельска, на руках влача свои парализованные ноги за собой, шел один без посторонней помощи. Одни родители везли в тележке «огромную голову», тело было крошечное, беспомощно болтались ручки и ножки. «Голове» было уже 30 лет, а тело было как у ребенка 5-ти лет. Шли сухие, слепые, хромые, все шли тихо и чинно, и между ними попадались кликуши. Чем ближе к храму, тем труднее было справиться с ними. С усилием их втаскивали по ступенькам наверх; 4 человека не справлялось с одной, начинались дикие крики. Наконец, попавши в собор и там приложившись, крики стихали, и мучавший их дух отходил по молитвам сопровождающих их родных.

Ходили мы и пешком в ближнюю и дальнюю Пустыньки, прикладывались к небольшому плоскому камню, на котором молился некогда Батюшка 1000 дней. В Пустыньке висели еще его рубаха, топор и другие предметы, принадлежавшие преподобному. Везде чувствовалась его близость.

Часовня над камнем, на котором молился прп. Серафим 1000 дней и ночей

Утром, по пути туда, встретились богомольцы, возле реки. Помню, что один молодой парень, поддерживаемый своею матерью, висел как-то на руках, поджав ноги под себя на ветке, и глядел оттуда над головами толпы на Государя. Возвращались мимо того же места. Теперь мать и сын были центром взволнованной толпы богомольцев. Кто-то говорил: «Чудо, чудо случилось!» Крестьянка в радостных слезах рассказывала, как она пошла на источник, зачерпнула воды в свой маленький чайник и стала поливать у сына колени и ноги, и вот его изогнутые ноги стали выпрямляться, он стал на ноги и теперь может хорошо стоять и ходить. Мы все вместе с этой матерью порадовались её великой радости и счастью быть свидетелями Божественной помощи.

Перед отъездом удалось приобщиться, а накануне вечером и исповедаться в самой келье Батюшки у старца схимонаха… У меня было чувство, что он видит мою душу насквозь, и страх меня разбирал, а он так ласково и трогательно со мной говорил, что стало легко и радостно.

Царская чета выходит из часовни над источником прп. Серафима после молебна

Императрица Александра Федоровна выходит после купания в источнике прп. Серафима

В один из последних вечеров Императрица Александра Феодоровна, Ея сестра В.К. Елисавета Феодоровна захотели выкупаться в источнике, позвали и меня с собой. Был такой теплый вечер, и было почти светло, так как луна освещала тропу. С левой её стороны темнела опушка леса, а с правой стороны речка, вдоль которой мы шли, журчала и кое-где блистала в лучах луны. Вода источника была до такой степени холодная, что как бы обжигала тело, будто кипяток, зато потом оставалось приятное чувство бодрости.Уезжать не хотелось, и мы с грустью покинули после пятидневного пребывания чудный Саров. Это святое место унесло с собой незабываемые воспоминания».

Прошли годы, войны и революции. Но, даже оказавшись на чужбине, Великая Княгиня Ольга Александровна ощущала помощь и молитвы отца Серафима Саровского. «12 июля я проснулась ночью и почувствовала, что распухло и болит мое горло… Утром померила t˚ – жар, – писала Ольга Александровна в частном письме в 1930 году. – Но я встала и пять дней таскалась со всё ухудшающейся болью и сперва небольшим жаром – наконец в среду я слегла окончательно и страдала очень. Позвали даже доктора, и он сказал, что я знала уже и чувствовала – «огромный нарыв». С моим огромным нарывом я перестала спать, есть и пить – говорить нечего – и говорить. И это ужасное состояние продолжалось еще 2 дня – и все становилось мучительнее. Вчера вдруг пришел батюшка и говорит: «Пришел я помолиться с вами – может быть, вы забыли, что сегодня день св. Серафима, а я знаю, вы его очень почитаете». И мы помолились – молебен ему отслужили. (Я была так слаба, что заснула во время молебна раз!) Это было около 1 ½ часов – ушел батюшка, и я заснула. У меня всё прошло к 5 часам. Я чувствам своим не верила! Могла даже съесть кусочек черствого хлеба с маслом… Ночью выспалась, и сегодня жара нет и горло не болит… Куда делся огромный нарыв? Такое чудо я испытала… Да, нужна только вера, а Господь милостив неимоверно всем – и злым и добрым, и грешникам и праведникам – если только люди могли это понять…»

После революции Саровская обитель была закрыта. В разгар компании по «вскрытию и ликвидации мощей», рака преподобного Серафима была осквернена, а сами мощи бесследно исчезли. Чудесным образом осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии Санкт-Петербурга (который находился в Казанском соборе) были обнаружены неизвестные останки, которые не проходили по описи. Вскоре выяснилось, что останки в действительности являются мощами преподобного Серафима Саровского. В январе 1991 года состоялась их передача Церкви, а затем, в феврале того же года, при участии Патриарха Алексия II мощи были доставлены из Троицкого собора Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в Москву и крестным ходом торжественно перенесены в Богоявленский (Елоховский) кафедральный собор.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий во время церемонии передачи мощей Серафима Саровского Русской Православной Церкви

28 июля 1991 года крестный ход отправился из Москвы в Нижегородскую область, и 1 августа при большом стечении народа мощи преподобного встречали в Дивеевском монастыре, основанном в 1780-х годах отцом Серафимом.

В 2003 году, в дни празднования 100-летней годовщины со дня прославления отца Серафима Саровского, в Дивеевской обители прошли церковные торжества, ставшие, по сути, вторыми Саровскими торжествами. Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили около 40 архиереев Русской Православной Церкви, а также Патриарх Сербский Павел. Митрополит всея Америки Герман и другие представители Православных Церквей.

Саровские торжества в 2003 году

Торжественный крестный ход в Дивеево

Как и 100 лет назад, «Саровскую Пасху» посетили представители Рода Романовых, а именно Ольга Николаевна Куликовская-Романова, невестка Великой Княгини Ольги Александровны. Ольга Николаевна полностью разделила чувства глубокого духовного подъёма Августейшей Свекрови, а на страницах своего путевого дневника она поведала о грандиозных событиях по «горячим следам».

«Вторник, 29 июля 2003 года.

Рано утро выехали из Москвы в Дивеево, на празднества преподобного Серафима. Было очень и очень жарко. По приезду, освежившись, пошли к 17 часам в Дивеевский монастырский храм Святой Троицы, в котором стояли сени с опустевшей ракой, т.к. мощи преподобного Серафима были перенесены крестным ходом в Саров ранним утром для поклонения и завтрашнего освящения храма святого Серафима Саровского. Потом пошли в Преображенский храм, перед которым устанавливали походный алтарь и временные сени для мощей преподобного Серафима после возвращения из Сарова. Работы кипели во всём монастыре — кто выкладывал плиткой для мощения площадь, кто подметал, кто колотил молотком, кто поливал цветы. Всё это готовилось для торжественной службы в день столетия канонизации преподобного Серафима Саровского — 1 августа 2003 года. Потом направились к служебным корпусам, чтобы встретиться с игуменией Сергией, настоятельницей монастыря. Служебный монастырский корпус находятся по бокам высокой колокольни, уравновешивая и укрепляя её, поскольку сама башня огромной колокольни наклонена под углом к земле, как Пизанская. Игуменьи Сергии не оказалось на месте, нас встретила матушка Ольга. В разговор с ней выяснилось, что в недавнем постриге в «Царские дни»четверо монахинь получили имена в честь царевен — Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Впоследствии матушку Ольгу настоятельница монастыря благословила быть нашим ангелом-хранителем в Серафимовой обители. Посетили монастырское кладбище, где покоятся многие игуменьи и старицы монастыря, в том числе преподобная Пашенька (Босоножка). Позднее заехали на ближний к монастырю источник, который восстановлен. Пили ключевую воду. В окружении села Дивеево был раскинуты три огромных палаточных лагеря на пять тысяч паломников каждый.

Ольга Николаевна Куликовская-Романова на Саровских торжествах

Среда, 30 июля 2003 года

Просыпаться было превесело и живописно: будильник не обязателен — пели петухи, прогоняли стадо красивых и шумных коз и коров. К 7 часам надо было успеть на автобус, переполненный архиереями. Сам город Саров содержится в хорошем состоянии, мы увидели современные постройки в чистом городе. Население города примерно 90 тысяч человек. Примечательно, что за одни сутки пребывания там мощей преподобного Серафима было огромное количество людей, приложившихся к мощам в Саровском соборе — более 4,500 человек. Для такого «ученого» города это — огромная цифра, которая заставляет задуматься о многом и вселяет надежды. Храм в Сарове был вновь расписан фресками, ибо прежде, в советские времена, его использовали как театр. Справа от входа под сенью находится восстановленная келия преподобного Серафима Саровского, его епитрахиль и личные вещи. Потом подошли к открытой раке преподобного. Душевные переживания и эмоции были настолько сильны, что слезы удерживала с трудом. Со страхом Божиим трепетно приложилась к многоцелебным мощам преподобного Серафима Саровского и приложила иконку, которая была у меня на шее. Иконка двухсторонняя, на одной стороне изображен преподобный Серафим Саровский, на другой — икона Божией Матери «Умиление» или «Всех Радостей Радость». Потом пошли на левую сторону храма, где у солеи стояла большая группа игумений— настоятельниц женских монастырей России и зарубежья. Среди них была и матушка из Иерусалима. В общей сложности приглашенных было около 250 человек. Духовенства (с иностранными гостями) было намного больше.

Прибыл Святейший Патриарх Алексий II. После облачения его началось освящение вновь воссозданного собора — первого в России храма, посвященного Серафиму Саровскому. Затем началась литургия — служба была торжественно-чинной и пролетела на едином дыхании. Затем Святейший Патриарх сказал очень хорошую проповедь и поздравил всех присутствующих с обретением такого великолепного храма. Сослужил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Сербский Патриарх Павел. После службы и торжественной трапезы съездили по святым местам Сарова: в ближнюю пустыньку, где отслужили молебен и сфотографировались у памятника преподобного Серафима, молящегося на камне.По возвращении пришла матушка Ольга и предложила показать Дивеевский монастырь. Опять посетили храмы, на сей раз с подробными объяснениями. В Преображенском соборе матушка Ольга показала нам уникальный список иконы, на которой изображены вместе Святой Государь Николай II и преподобный Серафим Саровский. Потом с богородичной молитвой пошли по канавке, 120 раз прочтя «Богородице, Дево, радуйся…». Канавку продолжали благоустраивать, засевая травой. При спуске с канавки растет огромная лиственница, связанная, по преданию, с именем Цесаревича Алексия. Посетили настоятельницу игумению Сергию, — передали ей подарки и взамен получили от нее другие подарки с сухариками от преподобного батюшки Серафима.

Четверг, 31 июля 2003 года

Торжественный молебен в присутствии Президента России В. В. Путина отслужил Святейший Патриарх Алексий II и Сербский Патриарх Павел. Крестным ходом мощи преподобного Серафима вынесли на украшенную площадь для богослужения и дальнейшего шествия крестным ходом в двадцать километров из Сарова в Дивеево. После окончания службы и праздничного обеда фотографировались на память со многими гостями и отправились обратно в Дивеево. Но сначала наш автобус направился на святой источник, который находится в окрестностях дальней пустыньки преподобного Серафима. Это очень живописное место. Там построена купальня, вода в источнике обладает чудодейственной силой, и ее температура круглый год не превышает +4°С. Мы испили воды, многие архиереи и гости искупались в этом святом источнике. Этим же вечером крестный ход с мощами преподобного Серафима вернулся из Сарова в Дивеево, преодолев расстояние в двадцать километров. В этом грандиозном шествии приняло участие около 8,000 молящихся, было задействовано 100 пар хоругвей и 100 пар духовенства Нижегородской епархии.К 18 часам мы отправились на всенощное бдение в Троицкий собор Дивеевского монастыря. Служил Патриарх Алексий II, было огромное количество молящихся и много иностранных гостей. Около 20 часов в храм внесли мощи преподобного Серафима и торжественно вернули их на прежнее место — под сень в красиво украшенную раку. Удивительно, но именно в этот момент лик на иконе преподобного Серафима, во втором ряду храмового иконостаса, озарился ярким солнечным лучом, и это нам даже удалось сфотографировать. Все присутствовавшие на службе приложились к мощам Серафима Саровского, затем состоялось елеопомазание Святейшим Патриархом Алексием II. Я успела обменяться со Святейшим приветствиями и справилась о его здоровье. После окончания торжественной вечерни мы вернулись в гостиницу.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Патриарх Сербский Павел

Пятница, 1 августа 2003 года

Это главный день торжеств. Именно 100 лет назад, первого августа 1903 года, в присутствии Царской Семьи был торжественно причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский. Тогда тысячи верующих со всей России съехались в Дивеево. Ранним утром 1 августа 2003 года тысячи людей занимали свои места для того, чтобы увидеть ретрансляцию праздничного Богослужения, которое должен был провести Патриарх Алексий II прямо на соборной площади Дивеевского монастыря. Пройдя по пригласительным билетам за ограду монастыря, мы опять приложились к мощам Преподобного батюшки Серафима, которые теперь были помещены под золоченой резной походной сенью неподалеку от входа в Дивеевский Преображенский собор. Рядом был сооружен импровизированный алтарь — прямо на площади под открытым небом, где вскоре началось праздничное Богослужение. Огромное количество иерархов со всех уголков земли принимали участие в этой службе. Гости читали часть евхаристии на родном им языке, отчего литургия оказалась особенно торжественной.

После причащения верующих (общая чаша была огромной) было снято оцепление, и тысячи верующих устремились на главную площадь Серафимо-Дивеевского монастыря. Люди прикладывались к мощам преподобного Серафима Саровского, находившимся прямо на площади, под походной сенью у входа в Преображенский собор. Затем Святые мощи Старца перенесли обратно в Троицкий собор. Людской поток к Святыне не прекращался и утром следующего дня. До обеда оставался приблизительно час, и на площади ко мне стали подходить знакомые и незнакомые люди из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Петербурга, Пскова, из Верхотурья и самых разных уголков страны и ближнего Зарубежья для беседы и приветствия.

В 14 часов состоялся праздничный прием в Трапезном храме в честь святого благоверного князя Александра Невского. Прием был грандиозный! Этот огромный (внутри с колоннами по периметру) и удивительно красивый Трапезный храм расписан фресками по всему объему, на его стенах — иконы,шитые бисером и цветными камнями. Перед алтарем на аналое украшенная цветами икона Серафима Саровского. Столы стояли в несколько рядов вдоль стен храма. Гостеприимные дивеевские монахини только в этом Трапезном храме накормили восемьсот человек гостей!

После обеда священство пошло фотографироваться на площадь, а меня обступили монахини монастыря, прислуживавшие при трапезе, с просьбой сфотографироваться с ними на память. Здесь архимандрит Тихон, бывший настоятель Верхотурского монастыря, нас во многом выручил… Выйдя из монастыря, мы попрощались с гостеприимными Серафимо-Дивеевскими сестрами и возвратились в гостиницу.

Суббота, 2 августа 2003 года

В 6.30 утра были уже в Дивеевском монастыре. Матушка Ольга нас встретила. Посетили могилу Николая Александровича Мотовилова, зашли в восстанавливающийся храм Рождества Богородицы. Приложились к мощам основательницы монастыря и первой его игуменьи — матушки Александры. На центральной дорожке, ведущей к Троицкому храму, встретили игуменью Сергию. Сфотографировались на память и взяли благословение на дорогу. Обратная дорога была удачной, и к вечеру возвратились в Москву».

Портрет отца Серафима Саровского, написанный при жизни старца. Ныне портрет-икона находится в женском монастыре Ново-Дивеево под Нью-Йорком в США

В наши дни Серафим Саровский остается одним из самых любимых и почитаемых в народе старцев. Иконы с ликом святого отца-чудотворца можно встретить практически в каждом православном храме,памятники преподобному установлены в Екатеринбурге и Орле, его именем названа улица в пригороде Белграда (Сербия), один из катеров Балтийского флота ВМФ России носит имя «Серафим Саровский».

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!» Будем же возносить наши молитвы преподобному батюшке, с глубокой верой произнося «Святый преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

15 января 2020 года. Память преподобного Серафима Саровского

Предыдущий день

Среда 31-й седмицы по Пятидесятнице

Память преподобного Серафима Саровского

(Гал.5:22–6:2; Лк.6:17–23)

Евангелие святого апостола Луки, глава 6, стихи 17 — 23:

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Послание апостола Павла к Галатам, Глава 5, стих 22 — Глава 6, стих 2:

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 6:17-23) Лк.6:17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

Лк.6:18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» — это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» — это врачевание тел.

Лк.6:19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.

Лк.6:20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Лк.6:21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Лк.6:22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

Лк.6:23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их

Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь — ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк.6:17–23) Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.6:17–23)

Протоиерей Павел Великанов

Этот отрывок из Нагорной проповеди Христа Спасителя читается в дни памяти преподобных – святых, потрудившихся в монашеском звании. А сегодня, в день памяти преподобного Антония Великого, чтение как нельзя точно отражает суть подвига этого основоположника всего христианского монашества.

Если вдуматься в слова Христа, то при всей своей внешней благостности и красоте это – дерзновенное переворачивание базовых представлений людей о том, что такое счастье, и каким путём следует к нему двигаться. Каждое из блаженств – словно удар молнии, в прах разрушающий традиционные установки иудеев. Первый удар – по мифу о «знатности». Христос говорит: нет ничего хорошего в знатности и богатстве, сами по себе они не делают человека счастливым. Напротив: тот, кто не привязан к материальным благам и почестям, гораздо ближе к тому духу, которым и дышит Царство Небесное. Второй удар – по мифу о житейском благополучии. Желание видеть руку Божию и Его благословение на всех своих делах было не только свойственно иудеям – но и по сей день распространено среди верующих. Что-то не ладится – значит, Богу это не угодно. Кто-то процветает – значит, Его милость явным образом присутствует! Так вот с точки зрения Христа – это вовсе не очевидные показатели. Более того: в плаче, в скорби, в стеснённых обстоятельствах выковываются такие титаны духа, которые в комфорте и радости – просто бы не состоялись.

Третий хлёсткий удар – по значимости общественного мнения. Кому из нас приятно, когда окружающие тебя презирают, когда над тобой посмеиваются, смотрят как на дурака – или предателя – или просто человека несостоявшегося, неполноценного? Правильно, никому! Но если всё это происходит потому, что мы не пытаемся вписаться в навязываемый извне образ, если мы не хотим ломать самих себя ради чужой игры, если мы сохраняем чувство собственного достоинства – перед лицом Божиим – и не хотим переступать через собственные принципы – Христос нас поддерживает! Ему именно такие и нужны: не конформисты, не приспособленцы, не двоедушные и угодливые, а честные, решительные и главное – внутренне свободные.

Это и есть та самая благодатная почву, упав на которую слово Евангелия порой приносит невероятные плоды. И один из таких примеров – преподобный Антоний Великий. Который пошёл наперекор всему. Которому не на кого было равняться. Который буквально бросился в кипящий котёл искушений и нечеловеческих условий – и вышел из него сияющим Божественными добродетелями. Созерцания лика его было достаточно для многих и действовало куда сильнее любых слов. Неспроста даже закоренелые язычники не могли не признавать его величия и называли Антония «земным Богом».

Святые христианской Церкви – это яркие подтверждения того, как на самом деле могут «работать» евангельские заповеди в жизни. У каждого из нас выбор: либо смотреть на эти призывы Христа как нечто в реальности недостижимое, и потому – бесполезное, либо – попробовать самим войти в эти воды новой жизни – откуда прежними мы уже точно никогда не вернёмся!

***

Священник Стефан Домусчи

Есть тексты, которые буквально созданы для того, чтобы вызывать вопросы. Бывает так, что человек читает Евангелие и ему все понятно: понятны слова, понятен сюжет… Бывает иначе: по частям все понятно, но общий смысл ясен лишь в общих чертах. Отчасти, подобное можно сказать о сегодняшнем отрывке. И дело, конечно, не в том, что он запутанный или в нем употребляются сложные слова, просто он может быть правильно понят только при одном условии. И это условие – вера. Вера во Христа.

Уже первые стихи показывают нам Спасителя, окруженного множеством учеников. Почему же они пришли к нему? И почему люди вообще приходят к Богу? Почему Он оказывается им нужен? Они пришли отовсюду: из Иудеи, из Тира и Сидона. Пришли для того, чтобы послушать Его и исцелиться от болезни. И в этих словах Писания, конечно, сказана большая правда о религии и о том, как мы к ней относимся, о том, почему мы ее ценим, почему мы религиозны. Тысячи лет человеческой цивилизации люди приходят к Богу не ради Него самого, но по той же самой причине – послушать и исцелиться. Использовать Бога для себя, в таких понятных целях, которые от понятности перестают быть корыстными.

Посмотрев на человека не трудно увидеть, что он вообще существо все время нуждающееся. Кто-то от этого унывает, постоянный труд ради выживания или достатка, утомляет его. Кто-то, напротив, воспринимает потребление как веселую возможность, которая позволяет радоваться краскам этого мира и получать удовольствие… Но как бы кто не воспринимал потребление – без него человек не может. Не может без еды, без воды…. Они его надежда, его основа. Он даже не отдает себе отчет, но он надеется ни них больше чем на что бы то ни было. На эти самые простые вещи он надеется больше чем на Бога. Потому что он может отрицать бытие Бога, не искать Его, думать, что не нуждается в Нем. Но Он не может думать тоже самое про воду и еду.

И вот этих людей, пришедших из интереса и по необходимости – Он исцеляет. И если цели этих пришедших к нему людей, говорят нечто важное о них, то само это исцеление от болезней, освобождение от нечистых духов – говорит нечто очень важное о Нем. О Христе, который не обличает пришедших, не говорит о потребительском отношении, но ответив на просьбы учит их вере. Он знает человеческую природу, знает ее немощи, но знает так же и ее возможности, знает ее предназначение. И поэму ответив на их просьбы, Он возвещает нищим – блаженство Царства, обещает алчущим насыщение, плачущим смех и говорит о радости – гонимым… Все это можно было бы понять вполне приземленно, если бы не первые слова, которые задают тон всей остальной речи.

Говоря о нищих, Он не говорит, что они будут блаженными, когда станут богатыми, что их нищета прекратится, но называет блаженными их самих.

В чем же блаженство этих странных нищих? И кто это вообще – нищие духом? Неужели это просто нерешительные, робкие, неуверенные в себе люди?

На самом деле в последнем сравнении есть кое-что верное. Действительно, они неуверенные в себе люди, как в прочем, они не уверены вообще ни в чем и ни в ком… кроме Бога. Вот в Боге – они уверены, Он их единственная надежда, Он их основа в жизни, в смерти, во всем.

Пока мы верим в вещи и в людей больше чем в Бога, мы будем приходить к Нему лишь за тем, чтобы Он дал нам нечто или решил наши проблемы… Но если мы поймем, что вода и еда, вещи и здоровье, знакомые и незнакомы и весь мир есть только потому что есть Бог, который все это сотворил, и все это, вышеперечисленное зависит только от него и существует Его волей. Если Он станет важнее и глубже, чем все это – мы станем нищими духом, освободим свою жизнь от ложной надежды, чтобы в нее смогло войти Царство Небесное, дарованное нам Христом.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Память преподобного Серафима Саровского

Протоиерей Димитрий Смирнов

В отрывке из Священного Писания, который мы сейчас читали, евангелист Лука повествует нам о речи Христа Спасителя к народу, который Его окружал. «Блаженны нищие духом… блаженны алчущие ныне… блаженны плачущие…» Каждый человек стремится к блаженству. Люди называют это счастьем. Что такое счастье? Счастье – это когда человеку хорошо, когда он достиг всего, к чему стремился, и у него нет никаких желаний, потому что все уже исполнилось. Людям, примитивно устроенным, обычно что надо? Чтобы квартира была не какая-то там стокомнатная, но чтоб каждому члену семьи по комнатке; чтобы потолки были не обязательно четыре метра, но хотя бы два девяносто; чтобы этаж был не первый и не последний; ну и шапка на голове не обязательно за девятьсот, а хотя бы за триста пятьдесят. Чтобы зарплата хорошая, хотя бы рублей четыреста или триста, сапоги за сто двадцать, телевизор обязательно цветной, и стенка, и ковер, и хрусталь. Что еще? Можно еще кошку завести или собачку. Ну и муж, дети. Пятеро – ну куда так много? Один – вроде мало. Значит, двое детей – мальчик и девочка. И конечно, чтобы были послушные: что бы ни сказал, тут же сразу делали, и учились, может, не на все пятерки, но чтоб большинство было пятерок. И муж чтобы не пил, не курил, чтобы до копейки зарплату отдавал, все покупал бы, что мне захочется. Увидела: какая кофточка хорошая – и чтобы мне такую. И вот оно, счастье.

Да, еще самое главное забыл – здоровье. Вот если еще здоровье, да еще дети здоровые, да если бы еще никто взаймы не просил, то тогда вообще все хорошо. Ну и, конечно, чтобы на работе уважали, вовремя премию давали, пусть не больше, чем всем, но и не меньше. Чтобы стаж, продвижение по службе, чтобы замечали, ну не обязательно чтобы самого первого награждали, но уж если всем прибавляют, то и мне. Не дай Бог, не прибавь-ка мне пятнадцать рублей, когда всем прибавили. И вот если это все соблюдается, человек счастлив. Вроде бы. Но на самом деле смотришь, а душе его все как-то неймется, что-то еще хочется: начинают участки на работе раздавать – дачу надо строить, а там много всяких сложностей. И все выходит, что счастье как-то не достигается.

Я с одним парнем в больнице лежал. Он говорит: ну все есть, машина, жена уже вторая, хорошая, а что дальше делать, не знаю. Вот сейчас цель в жизни получилась: руку он себе повредил, надо руку восстанавливать, операции делать. Ну, руку починят, а дальше что? Он уже не знает. Еще он в шахматы хорошо играет: то я его обыграю, то он. И его счастьем в данный момент было, чтобы обыграть. А дальше-то цели нет, потому что на самом деле человек – существо духовное, и, чтобы достичь блаженства, ему недостаточно одеться, обуться, золотые зубы вставить. Ему этого не хватает, ему надо что-то еще, еще, еще. И очень давно, много тысяч лет назад еще царь Соломон, который достиг всего – он был самый богатый на земле человек, самый умный, самый образованный, жен у него было семьсот, так что и тут все в порядке; что только душа ни пожелает, все-все было, – но он сказал: все это суета. Он глубоко понял, что, чем бы человек ни насыщался внешним, этим не насытишься.

И Господь пришел на землю, чтобы показать иное блаженство. Наша душа духовна, и, когда она соединяется с Богом (а Бог есть Дух), тогда-то и наступает блаженство, покой. Вот как ребеночек – ему спокойно, только когда он на руках у мамочки, хотя она вроде бы его от земли оторвала, вроде ему неустойчиво, но он чувствует ее теплые руки и что его любят. Поэтому ему хорошо, поэтому он просится на ручки, ему нравится. И на ручках он сразу поднимается высоко, вровень со взрослыми, ему все видно. Так же и человек, когда с Богом соединяется, он поднимается высоко-высоко к Небу, и ему оттуда все видно, все тайны Божии – все становится открытым. Поэтому святые угодники Божии и были прозорливыми.

Серафим Саровский, память которого мы сегодня празднуем, будущее, настоящее и прошлое читал, как в открытой книге. Придет к нему человек на исповедь, батюшка его с любовью принимает, называет ласковыми словами, приглашает в келью и начинает рассказывать его грехи: голубчик, ты помнишь, в этом году ты это сделал, а в том то. И человек выходит весь в слезах, преображенный, кается, начинает новую жизнь. Он понимает, что батюшка его укорял не со злобой, а в духе кротости: ну что же ты дошел до такой жизни – и думаешь, что никто не видит, никто не знает? Бог это знает и мне открыл, что у тебя такие-то, такие-то есть грехи. Ты пойми, это же нехорошо. И душа человека пробуждалась.

Преподобный Серафим удивительные вещи прозревал на много десятков лет вперед. Многое из того, что он говорил, исполняется сейчас. Он, например, сказал: когда я умру, то запоют Пасху зимой. Так и случилось, потому что во время отпевания такое было ликование, что пели Пасхальный канон. А еще он говорил: моя смерть откроется пожаром. И действительно, когда он умер, стоя на коленях перед иконами, скамеечка загорелась, потому что свечка упала. То есть все было ему открыто, и тут не было никаких гаданий, потому что как для Бога нет ни будущего, ни прошедшего, ни настоящего, так и угодники Божии, когда Господь берет их в Свою руку, достигают этого блаженства.

А что из такого обычного, как мы говорим, человеческого Серафим Саровский имел? Носил все время одну одежду и летом и зимой – из грубого полотна балахон. Ходил в лаптях, келью под конец не топил даже зимой. Ел одну траву снитку – летом зеленую, а на зиму сушил. Вот такое было его трудное житие. Сперва у него и огородик был, и хлебушка ему приносили, и шатун-медведь даже зимой приходил к нему, ласкался, и Серафим уделял ему хлеба. Медведь не мог его тронуть, настолько он был свят. Потом он и огородом перестал заниматься, некогда ему было. А что же он делал? Он все время молился Богу, он все время с Богом пребывал, он не мог никак на эту чепуху отвлечься, чтобы обед какой-то готовить, парить, стирать, мыть – нет, нет, только молитва. Конечно, он от молитвы отвлекался, чтобы Евангелие почитать. Каждую неделю весь Новый Завет целиком прочитывал: в понедельник – Евангелие от Матфея, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверг – от Иоанна, в пятницу – Деяния апостолов, в субботу – апостольские послания, а в воскресенье – Апокалипсис. И так каждую неделю. Нам лень даже один раз открыть почитать, а он читал, наслаждался каждый Божий день. Вот поэтому ему некогда было ни стирать, ни шить, ни обед готовить.

И имя ему дали в монашестве Серафим, что значит «пламенный». Потому что он ничего, кроме Бога, не любил и только боялся, как бы Бога не обидеть, чтобы Бог от него не отошел, чтобы он не потерял вот это блаженство. И когда кто к нему приходил, а разные люди приходили, и высокопоставленные, и простые, и заблудшие, всякие, он каждого встречал с радостью: «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!» – каждого обнимал, целовал непритворно, потому что у него на душе была такая радость, которая нам с вами даже и не снилась. Мы иногда только в храме можем ощутить какое-то подобие той радости, которую он испытал. А он в этой радости жил и, естественно, страшно боялся ее потерять. И один случай свидетельствует о том, насколько этот страх Божий был велик.

Однажды двое крестьян пришли и начали у него спрашивать деньги. Он говорит: у меня нет, но они не поверили. А Серафим Саровский ходил по лесу всегда с топориком, и сам он был довольно высокого роста, никогда физической работы не чуждался, был очень человек сильный. Те подвиги, какие он совершал – на камне стоял тысячу дней и тысячу ночей, – говорят о том, что у него было редкое физическое здоровье. Он, конечно, этих двух мужиков мог так лбами стукнуть, что только бы искры полетели. Но он нет, взял топор и зашвырнул подальше, чтобы не искушаться, и предался в волю Божию. Они его жестоко избили, у него кровь из горла пошла, он даже стал горбатеньким с тех пор. И вот нашли тех мужиков и решили их отдать под суд. Но Серафим Саровский знал, что надо прощать, любить врагов, и он велел этих мужиков простить. Говорит: если вы их засудите, я из вашего монастыря уйду. И их отпустили. Но Господь их потом, конечно, наказал: у обоих сгорели дома.

Велел Господь суд отдавать Богу – и Серафим решил так и сделать, хотя по закону их надо было наказать. Но он боялся: а вдруг, если их накажут, я лишусь благодати Божией. Пусть побили, пусть до крови, пусть сделали инвалидом, но только бы благодать не отняли! Вот какое было пренебрежение даже к собственному здоровью. То, что у людей земных, мирских ценно, он ни во что вменял. Поэтому и не владел никаким имуществом. Однажды у него спросили: а современные люди могут быть святыми, как древние христиане? Он ответил: могут, только им одного не хватает – решимости.

Мы, конечно, не можем такой святости достичь, потому что у нас нет такой решимости, нет такой ревности. А у него решимость была на десятерых. Поэтому его народ православный и любил и вскоре после смерти прославил, и вот сегодня память его совершается. Но каждый из нас может свою меру благодати Божией получить: кто пять талантов, кто десять, кто два, кто один – кто на что способен. Каждый ребеночек, рождающийся в Африке, в Китае, в России, где угодно, – каждый заметен у Бога, и каждому Господь хочет дать благодать Божию, каждому хочет дать блаженство. Апостол Павел говорит: много звезд на небе, и одни поярче, другие поменьше светят, а есть еще луна, она еще больше сияет, а есть еще солнце, и оно затмевает все. Вот так же и святые угодники Божии: одни сияют малым светом, другие большим, а некоторые сияют, как луна. И каждый, если потрудится над своей душой, получит – один много, как Сергий или Серафим, другой еще больше, а некоторые поменьше – каждому своя мера.

И если мы будем стремиться к этому блаженству духовному, значит, мы будем истинными учениками Христовыми, потому что Господь сказал: «Царство Мое не от мира сего». А если мы хотим иметь царство от этого мира, здесь, на земле, пожить, устроиться, то отнимется у нас и то, что мы имеем. Что же отнимется? Да все. Здоровье отнимется? Отнимется. Одежда отнимется? Отнимется, в одном пиджачке или платьице похоронят. Квартира отнимется? Отнимется. Что нам уготовано? Два аршина земли в длину, два в глубину. Вот вся наша квартира: поменяем с трехкомнатной на одну комнату, в которой не повернешься. Книги отнимутся, телевизионные программы отнимутся. Еще что для нас дорого? Дети? И дети отнимутся. Сама жизнь отнимется. Еще немножко, и мы все с вами умрем, и все, чем мы жили, все от нас отойдет.

А чем же мы будем жить там? Кто жил Богом, тот, конечно, получит полноту бытия. Здесь, в земной жизни, человек к Богу стремится, но ему все что-то мешает: надо и то делать, и это делать. Бывает, хочется ему в храм пойти, а нет возможности. А там уж все дела отпадут, все земное кончится, останется одно небесное. А кто к небесному не стремился, а жил страстями, тот и там будет жить страстями. Но только на земле можно страсть удовлетворить: понравилась какая-то красотка, бросил жену, пошел к ней – и получил некоторое блаженство; налили стакан, выпил – блаженство; распечатал пачку сигарет, закурил – блаженство; у телевизора целый день просидел – блаженство; в гости сходил, тридцать салатов съел, а потом еще торт – опять блаженство. А когда умер, там ничего этого нет. Хочется сладенького, и в кино сходить, и закурить хочется, особенно хочется выпить, но некуда налить, тела-то нет, его черви съели, а желание осталось. Поэтому все эти желания будут человека мучить, они будут его жечь. Потому и говорится: огонь геенский. Это жуткое состояние души человека, который жил в страстях. Зависть удовлетворить нельзя, жадность удовлетворить нельзя, обжорство удовлетворить нельзя, блуд никак не удовлетворишь. Сплошное страдание. Поэтому человек, когда умирает, если он стремился к Царству Небесному, стремился к духовному блаженству, он приобретает его в полноте. Бог его принимает в Свои объятия. А человек, который не знал духовного, не стремился к духовному, он, наоборот, погружается в ужас страстей.

Господь пришел на землю для того, чтобы нас спасти, чтобы нам дать возможность уйти от этого ада и войти в Царствие Небесное, пока не поздно. И многие люди на земле прожили такой жизнью – и угодник Серафим, которого мы сегодня прославляем, и Иулиания Лазаревская. Некоторые говорят: монаху, конечно, легко, он там в лесу молится, у него ни забот, ни хлопот. А Иулиания была не монахиня, жила в миру, вышла замуж, была многодетная мать. И детей воспитала, и все успела: стирка, хлопоты, – и прославилась своей святостью, потому что, несмотря на большую семью, она все время в церковь устремлялась и так Бога любила, что чудеса начала творить своей молитвой. Что ни попросит у Бога, Господь ей все давал. Люди об этом прослышали и стали просить ее молитв. Но самое главное – что она даже от детей своих отрывала и давала нищим, настолько любила всех людей. И за эту любовь Господь ее прославил как святую.

Вот в один и тот же день, правда, в разные годы умерли многодетная мать и преподобный Серафим – девственник. Совсем разные подвиги. И оба в Царствии Небесном. Конечно, слава Серафима больше, чем Иулиании Лазаревской, но все равно они в Царствии Небесном, все равно они в блаженстве, потому что они всю жизнь стремились к духовному. И нам надо так же. О материальном, конечно, тоже надо заботиться, это неизбежно: два дня пройдет, все равно есть захочешь, надо что-то и поесть. Два дня не поспишь, и уже носом клюешь, надо и поспать. Но мы-то все ищем себе отдыха, развлечений, ищем блаженства на земле, здесь хотим чем-то заменить блаженство небесное. А надо, наоборот, стараться от всех блаженств земных отказаться ради блаженства небесного и искать его, искать. Господь как сказал? «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам», само приложится. Поэтому не надо так уж очень заботиться о земном. То, что нужно, Господь даст. Никто никогда у Бога не забыт. Воробей и то зимой кормится, а у него нет никакого социального обеспечения, ничего у него нет, Господь его питает. И нас пропитает, если мы будем стремиться к духовному.

Но Царство Небесное, конечно, не для всех, недаром оно называется Царством избранных. Званых много, Господь зовет весь мир, от Японии до Сан-Франциско, от Северного полюса до Южного: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Господь всех зовет, но люди в основном хотят здесь пожить: на машинке покататься, на курорты поездить, в ресторанчик сходить, кино посмотреть, наблудиться всласть. Как говорят: пожить. А некоторые прямо уже откровенно: пожить для себя. Вот вроде для своей души человек старается, а в Писании что по этому поводу сказано? Кто хочет душу свою сохранить, тот погубит ее; а кто, наоборот, отвергнется себя ради Меня и Евангелия, тот приобретет ее. Поэтому мы должны этот выбор сделать: для чего мы живем? какая цель нашей жизни? что нас ждет за гробом? И уже этого постоянно придерживаться, всегда, когда есть у нас выбор: грех или благодать, – всегда выбирать благодать, никогда не поступать ни против совести, ни против заповедей Божиих.

Хотя совесть у некоторых, конечно, спит или в полудреме находится, и мы часто не понимаем, что добро, а что зло. Поэтому для нас, для дураков, осталось Священное Писание. Не понимаешь – читай, здесь все написано, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. И долг каждого крещеного человека эту книгу изучить, по возможности выучить ее наизусть. Вот Серафим Саровский ее наизусть знал, и к нему многие приходили и спрашивали: батюшка, как поступить, так или так?

Почему человек сам не может решить? Что, батюшка умнее, что ли? Нет, не умнее, а просто батюшка лучше знает Священное Писание и может дать совет: Священное Писание в таком случае рекомендует поступать именно так, вот так будет по-Божьи, а так не по-Божьи. Поэтому если бы мы знали слово Божие, поступали по нему, мы бы никогда не заблудились, каждый раз нам бы Господь на ум приводил какое-нибудь место из Писания, подходящее к этому случаю.

Ум должен плавать в Священном Писании, весь наш ум должен им пропитаться, чтобы вся голова была словом Божиим наполнена. Мы должны знать его наизусть, должны всегда думать: а вот в таком случае как бы Господь Иисус Христос поступил? Как бы Серафим Саровский поступил? И сразу бы стало ясно как. Хотя очень трудно так поступать. Попробуй, когда тебя бьют до смерти, горбатым тебя делают, попробуй простить. Мы не можем простить самую мелочь: что-то она не так на меня посмотрела или прошла, не поздоровалась. И вот уже на двадцать лет разругались из-за такого пустяка. Ну а если по физиономии ударить? А если действительно, как преподобного, до крови избить?

Поэтому нам нужно еще много совершать добрых дел, чтобы наше сердце умягчилось, чтобы оно приняло благодать Святого Духа. Будем почаще вспоминать блаженного старца Серафима и просить у него помощи. Когда особенно нас мир утесняет, вспомним его злострадания, вспомним его молитву, вспомним, к чему он стремился. И нам надо устремляться к этому. Потому что все равно всех денег не заработаешь. Сколько бы зарядкой ни занимался, все равно умрешь. Сколько бы ни развлекался, все равно на Страшном суде отвечать придется. Поэтому будем стараться больше думать о небесном. Аминь.

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский родился в Курске (19) 30 июля 1754 года (хотя по правилам Русской Православной церкви днем его рождения считается 1 августа). Имя его от рождения было Прохор Мошнин. Отец был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.
После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам.
Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь, куда он и пришел в ноябре 1778 года. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, а затем был посвящен в сан иеродиакона. Он ревностно служил Господу, много молился. Около кельи развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.
В 1807 году Серафим дал обет молчания.
Преподобный Серафим Саровский В мае 1810 года Серафим возвратился в монастырь. Он ушёл в затвор до 1825 года, чтобы полностью находиться в молитве и Богомыслии. Праведник владел даром исцеления и предвидения. Он принимал у себя многих страждущих монахов и мирян, в том числе императора Александра I. До конца своей жизни он давал приходящим к нему духовную помощь и утешение. В 1831 году Серафима Саровского посетило видение Богородицы в окружении других святых.
В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.
В Саровском монастыре Тамбовской губернии Преподобный Серафим Саровский и покинул этот мир (2) 14 января 1833 года (хотя по правилам Русской Православной церкви днем его кончины считается 15 января).
В 1903 году по решению Святого Синода он был канонизирован. Русская Православная церковь чтит память Святого — 1 августа и 15 января (по новому стилю).

Почитание преподобного Серафима Саровского

Имя преподобного Серафима Саровского (1754–1833) стало символом религиозного подвижничества. Дни почитания святого отмечаются православной Россией с особой любовью.

Русская Православная Церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. День памяти Серафима Саровского, отмечаемый 1 августа, установлен в память его канонизации, состоявшейся в 1903 г. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного. В житии святого трогательно описывается, как келейник обнаружил его уже остывшее тело, в молитвенной позе склоненное перед образом Пресвятой Богородицы. 15 января – также день второго обретения мощей святого Серафима.

За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя».
Мощи Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Чудеса по молитвам Преподобного Серафима Саровского

Из «Летописи» священномученика архимандрита Серафима (Чичагова).
О величии благодатных даров преподобного Серафима свидетельствует «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», впервые вышедшая в 1896 г. и усилиями архимандрита Серафима (Чичагова) переизданная в 1902 г. Приводим несколько записей из этой книги.

Паломники на пути к святым местам. Саров, 1903

Исцеление немой

Крестьянская девица Екатерина Васильева Болонина (40 лет) из деревни Бараничи Богородской волости Шуйского уезда Владимирской губернии была нема в продолжение 4 лет. По билету ее, № 443, в особых приметах значится: немая. Справедливость, что немота ее продолжалась 4 года, лично свидетельствовал вместе с нею пришедший в Саров мещанин города Шуи Павел Матвеевич Губанов, могут подтвердить также члены церковного причта села Васильевского. Исцеление совершилось, как только немая приложилась к мощам, и тотчас стала говорить.

Пишущему трудно даже верить, чтобы женщина, теперь свободно говорящая, за полчаса до этого времени была совершенно немая в продолжение четырех лет. Объясняет она, что, подходя к мощам, почувствовала в гортани какое-то облегчение и освобождение.
Запись № 90

Исцеление глухонемого

Крестьянин Тамбовской губернии Борисоглебского уезда Изопалатовской волости деревни Масловки Михаил Порфирьев Суббычев 21 августа 1903 г. лично заявил о следующем исцелении приведенного им сына Ивана, 25 лет, глухонемого от рождения.

20 августа, они были на источнике отца Серафима, где купались, и взяли с собою воды из источника. Затем пошли они дальше, к камню, что в полуверсте за источником, и там, положив сына на камень, головою на одно ухо, отец поливал воду из источника на другое ухо и на всю голову; то же повторил, поворотив сына, и на другое ухо. Отойдя затем от камня, отец громко позвал: «Ваня». И тот, к удивлению отца, повторил: «Ваня».

После этого явно стало обнаруживаться исцеление и немоты, и глухоты. Во время записи исцеленный хорошо слышал и повторял говоренные ему слова. Чтобы говорить, ему остается только учиться. Большая толпа удивлявшихся сопровождала их долгое время; между ними были интеллигентные.
Запись № 112

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского

Спасение от смертельной болезни

В письме из города Пензы, полученном 20 августа 1903 г., Александра Петровна Агринская известила о следующем: единственный сын ее Владимир, 15 лет, заболел воспалением мочевого пузыря и страдал так сильно, что просил мать помолиться о его смерти; мать молилась, чтобы вместе с сыном умереть и ей. Это было 21 июля. Молился Владимир тогда и преподобному отцу Серафиму; на другой день, 22 июля, хозяйка их квартиры принесла больному газету, в которой он прочел о чудесах от преподобного. Тогда он пожелал отслужить ему молебен; попросил мать пригласить священника с иконой преподобного, и молебен отслужили. Всю ночь на 23 июля после этого больной спал, а утром объявил матери, что у него все прошло, даже опухоли, не позволявшей ему сидеть, как не бывало.

Об этом дивном исцелении пишущая извещает к прославлению новоявленного угодника Божия и чудотворца преподобного отца Серафима.
Запись № 151