Сербия и Евросоюз

Вступление Сербии в Европейский союз

Сербия и Европейский союз

Сербия

Европейский союз

Процесс присоединения Сербии к Европейскому союзу начался в ноябре 2005 года, когда Сербия входила в состав Государственного Союза Сербии и Черногории. В мае 2006 года Черногория провела референдум о независимости и отделилась от союза, а Сербия продолжила переговоры с ЕС самостоятельно. 29 июля 2008 года Сербия и ЕС подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации. 22 сентября 2009 года Сербия подала заявку на вступление в ЕС.

1 марта 2012 года Сербия получила официальный статус страны-кандидата на вступление. В декабре 2013 года Совет Европейского союза одобрил решение начать переговоры о вступлении Сербии в ЕС в январе 2014 года, и первая межправительственная конференция была проведена 21 января в Брюсселе. В декабре 2009 года граждане Сербии, имеющие биометрические паспорта, получили право совершать путешествия в странах Шенгенской зоны без получения визы. 15 сентября 2017 года еврокомиссар Йоханнес Хан оценил, что Сербия может получить членство в Европейском союзе до 2025 года. Хан предполагает, что переговорный процесс может завершиться к 2023 году, после чего ещё около двух лет потребуется на ратификацию соглашения странами.

История

Начальный этап интеграции

В июне 2000 года на заседании в городе Фейра Европейский совет подтвердил, что все страны, участвующие в механизме стабилизации и ассоциации, являются «потенциальными кандидатами» на вступление в ЕС. В этом же году ЕС в рамках системы Автономных торговых мер в одностороннем порядке отменил таможенные пошлины на промышленные и сельскохозяйственные товары, импортируемые из Сербии в страны союза. На тот момент эта отмена пошлин стала самой крупной уступкой в области торговли, сделанной какой-либо стране со стороны ЕС. Со своей стороны Сербия начала отменять импортные пошлины через 9 лет, когда Сербия начала выполнять торговую часть Соглашения об ассоциации и стабилизации. В октябре 2000 года в Сербии произошла Бульдозерная революция, открывшая стране возможность европейской интеграции.

1 июня 2003 года на заседании Европейского совета в Салониках было подтверждено распространение процесса стабилизации и ассоциации на западную часть Балканского полуострова, а Сербия вместе с пятью другими государствами западных Балкан получила статус «потенциального» кандидата. Сербия пошла навстречу. 8 марта 2004 года создана Канцелярия по присоединению к Европейскому Союзу Правительства Сербии.

Переговоры о подписании Соглашения об ассоциации и стабилизации между Сербией и ЕС начались 1 октября 2005 года. 3 мая 2006 года ЕС заморозил переговоры, объяснив это недостаточным уровнем сотрудничества Сербии с МТБЮ. Ранее Еврокомиссия потребовала от Сербии до 30 апреля арестовать и передать Международному трибуналу Ратко Младича, что правительство Сербии не смогло осуществить. После консультации с главным прокурором Гаагского трибунала Карлой дель Понте Еврокомиссия приняла решения приостановить переговоры о соглашении.

13 июня 2007 года переговоры возобновились после ареста 31 мая и выдаче МТБЮ бывшего генерала Здравко Толимира. Через 4 дня после возобновления переговоров о Соглашении об ассоциации и стабилизации был арестован бывший начальник службы безопасности Сербии Властимир Джорджевич, обвиняемый в преступлениях против косовских албанцев.

7 ноября 2007 года заместитель премьер-министра Сербии Божидар Джелич и европейский комиссар по вопросам расширения Олли Рен парафировали Соглашение об ассоциации и стабилизации между Сербией и ЕС. Олли Рен заявил, что полноценное подписание Соглашения будет возможно только в случае всеобъемлющего сотрудничества Сербии с МТБЮ.

Разногласия насчёт Косово

Разногласия по вопросу Косово начались ещё до объявления независимости этой территории. 14 декабря 2007 года Европейский совет принял решение о размещении полицейской и гражданской миссии в Косово (Миссия Европейского союза по вопросам правопорядка в Косово). Жозе Сократеш, который занимал должность премьер-министра Португалии (тогда бывшей страной-председателем Совета ЕС), заявил, что ЕС подал мощный сигнал о своём лидерстве в решении вопроса будущего Косово, добавив, что решение о миссии не означает признание независимости этого региона. Новость о размещении миссии ЕС вызвала недовольство в Сербии, где считали, что новая миссия создавалась для реализации плана Ахтисаари, предполагавшего «независимость под международным контролем» для Косово с последующей передачей полномочий от международных органов управления, созданных согласно резолюции Совета безопасности 1244 от 1999 года, к местным властям косовских албанцев. Сербия требовала, чтобы любая новая международная миссия проводилась в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1244 и была одобрена Советом Безопасности ООН.

Впоследствии развёртывание миссии ЕС было окончательно одобрено Европейским союзом на заседании Европейского совета 16 февраля 2008 года. Официальными задачами ЕВЛЕКС были названы обеспечение верховенства закона, безопасности и прав человека, надзор за деятельностью косовских институтов и помощь им при сохранении части исполнительных полномочий, которыми обладала международная администрация по управлению Косово. Правовой основой для миссии были названы следующие пункты Резолюции Совета Безопасности ООН 1244: 10 (уполномочивает генерального секретаря при содействии международных организаций создать международное гражданское присутствие в Косово), 11 (основные обязанности международного гражданского присутствия: f) на финальной стадии надзор за передачей полномочий от временных институтов Косова к органам, учреждённым в рамках политического урегулирования; i) поддержание гражданского правопорядка путём размещения международного полицейского персонала для службы в Косово), 17 (приветствует действия ЕС по созданию всеобъемлющего подхода к стабилизации региона). В ответ на подготовку к развёртыванию ЕВЛЕКС президент Сербии Борис Тадич заявил, что для отправки миссии ЕС в Косово нет никаких правовых оснований, для её размещения необходимо решение Совета Безопасности ООН. Министр по делам Косова Слободан Самарджич (англ.)русск. обвинил ЕС в нарушении международного права и обслуживании американских внешнеполитических интересов.

Косово в одностороннем порядке провозгласило себя независимой республикой 17 февраля 2008 года. Со вступлением в силу 15 июня 2008 года конституции Республики Косово, в которой не прописана роль МООНК, власти самопровозглашённой республики стали ограничивать деятельность миссии ООН, передавая её функции новым органам Косова. В этих условиях генеральный секретарь ООН отдал распоряжение о реорганизации МООНК, которое включало в себя передачу полномочий ЕВЛЕКС. Для преодоления разногласий с Сербией по поводу размещения ЕВЛЕКС специальный представитель ООН по Косово Ламберто Заньер провёл с сербским правительством серию переговоров, результатом которых стал план из 6 пунктов и доклад Генерального секретаря о миссии Организации Объединённых Наций по делам временной администрации в Косове. После достижения этих договорённостей Сербия дала согласие на развёртывание ЕВЛЕКС в Косове, так как были учтены её требования о нейтральности ЕВЛЕКС по вопросу статуса края и об отказе от «плана Ахтисаари». Несмотря на то, что власти Косова отвергли план из 6 пунктов, они заявили о поддержке ЕВЛЕКС. 26 ноября 2008 года Совет безопасности ООН принял заявление в поддержку доклада Генерального секретаря и развёртывания миссии ЕС в Косове, а 9 декабря 2008 года миссия ЕВЛЕКС официально начала свою работу.

Европейские политики неоднократно заявляли, что признание независимости Косова не является условием для принятия Сербии в ЕС.

Соглашение об ассоциации и стабилизации

После парафирования Соглашения об ассоциации и стабилизации (САС) процедура подписания была намечена на 29 апреля 2008 года. В декабре 2007 года правительство уполномочило вице-премьер-министра Божидара Джелича подписать САС в апреле 2008 года. 4 апреля 2008 года премьер-министр Сербии и лидер «Демократической партии Сербии» Воислав Коштуница заявил, что из-за провозглашения независимости Косова (17 февраля 2008 года) вступление Сербии в ЕС больше не находится на повестке дня, а возобновление переговоров возможно только после достижения согласия по вопросу территориальной целостности Сербии. Сторонники этого решения премьер-министра (министры от «Демократической партии Сербии» и «Новой Сербии») настаивали на том, что подписание САС с ЕС будет противоречить конституции в части территориальной целостности страны, так как большинство стран-членов ЕС признали независимость Косова. Президент Сербии Борис Тадич, а также министры от пропрезидентской «Демократической партии» и партии «Г17+» не согласились с таким подходом и заявили, что Соглашение об ассоциации и стабилизации не содержало никаких ссылок на признание независимости Косова и, наоборот, поддерживало резолюцию Совета Безопасности ООН 1244. Борис Тадич обвинил противников САС в том, что они изменили своё мнение по вопросу подписания САС только ради приближающихся выборов, так как несколько месяцев назад они голосовали в правительстве за наделение Божидара Джелича полномочиями на подписание соглашения. Божидар Джелич воспользовался вверенными ему полномочиями и подписал Соглашение об ассоциации и стабилизации 29 апреля 2008 года. На церемонии подписания, прошедшей в Люксембурге, присутствовали президент Сербии Борис Тадич и министр иностранных дел Вук Еремич. Со стороны ЕС САС подписали Европейский комиссар по вопросам расширения Олли Рен и министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел. Премьер-министр Воислав Коштуница в ответ на подписание САС пообещал, что в случае победы на парламентских выборах аннулирует подписание соглашения.

На парламентских выборах 11 мая 2008 года победу одержала проевропейская коалиция под руководством президента Тадича. Новым премьер-министром стал Мирко Цветкович, назвавший ратификацию САС в сербском парламенте приоритетной задачей. 9 сентября Народная скупщина ратифицировала Соглашение об ассоциации и стабилизации.

Вместе с Соглашением об ассоциации и стабилизации Сербия и ЕС подписали Временное соглашение по вопросам торговли, которое должно было позволить Сербии и ЕС применять положения Соглашения об ассоциации, которое в то время ещё проходило процедуру ратификации. Однако Нидерланды и Бельгия заблокировали применение Временного соглашения до тех пор, пока Сербия не будет более тесно сотрудничать с Международным трибуналом по бывшей Югославии и не выдаст ему бывшего Президента Республики Сербской Радована Караджича, генерала Ратко Младича и бывшего Президента Республики Сербская Краина Горана Хаджича. В июле 2008 года Радован Караджич был арестован и экстрадирован в Гаагу. 15 сентября 2008 года ЕС не смог разблокировать применение торгового соглашения из-за несогласия правительства Нидерландов, которое настаивало на аресте других подозреваемых в военных преступлениях.

После неуспешной попытки ЕС разблокировать Временное соглашение по вопросам торговли правительство Сербии решило «в одностороннем порядке» начать выполнять этот договор с 1 февраля 2009 года. Министерство финансов Сербии отметило, что «односторонность» является формальной, так как ЕС отменил импортные пошлины на товары из Сербии ещё в 2000 году.

7 декабря 2009 года странам ЕС удалось прийти к согласию и начать применять Временное соглашение по вопросам торговли со своей стороны. Несмотря на то, что Хаджич и Младич не были арестованы, Нидерланды были удовлетворены степенью взаимодействия Сербии с МТБЮ. С 19 декабря 2009 года граждане Сербии, имеющие биометрические паспорта, получили право путешествовать по странам Шенгенской зоны без виз.

Первой страной, ратифицировавшей 21 июня 2010 года Соглашение об ассоциации и стабилизации с Сербией, стала Испания. Ратификация всеми странами ЕС затянулась на три года. Последней Соглашение ратифицировала Литва, которая сделала это 18 июня 2013 года. После этого соглашение вступило в силу 1 сентября 2013 года.

Переговоры о вступлении в ЕС

22 декабря 2009 года Президент Сербии Борис Тадич подал заявку на вступление Сербии в ЕС. 24 ноября 2010 года европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле передал сербским властям Опросный лист, который Еврокомиссия будет использовать для подготовки доклада о готовности страны выполнять обязательства, налагаемые на членов ЕС. Опросный лист состоял из 2 483 вопросов, разделённых на 6 разделов и 33 главы. Ответы на вопросы должны стать основой для решения Еврокомиссии о перспективе членства Сербии. 31 января 2011 года премьер-министр Мирко Цветкович направил в Европейскую комиссию ответы на поставленные вопросы.

12 октября 2011 года Европейская комиссия опубликовала доклад о степени соответствия Сербии Копенгагенским критериям, в котором рекомендовала дать Сербии статус страны-кандидата на вступление в ЕС при условии, что эта страна продолжит реформы в политической сфере и направит усилия на улучшение отношений с Косово.

24 февраля 2012 года Сербия и Косово подписали соглашение, согласно которому самопровозглашённая республика получила право участвовать в региональных международных форумах по вопросам Балканского полуострова, а также договорились о совместном управлении пунктами пропуска на административной границе. Последним препятствием к получению статуса страны-кандидата стал спор между Сербией и Румынией по вопросу статуса родственного румынам народа влахов, говорящих на диалекте румынского языка (англ.)русск.. Однако 1 марта представители Румынии и Сербии подписали договор о защите национальных меньшинств и Румыния сняла свои претензии. В этот же день 1 марта Европейский совет предоставил Сербии статус страны-кандидата на вступление в ЕС.

Следующий важный этап присоединения любой страны к ЕС — это начало официальных переговоров по вступлению. Для запуска переговоров Сербии было необходимо продолжить усилия по нормализации отношений с Косово. 19 апреля 2013 года Сербия и Косово заключили Брюссельское соглашение (англ.)русск., которое касалось урегулирования проблемы Северного Косова, населённого преимущественно сербами, и европейской интеграции обеих сторон соглашения. 22 апреля Европейская комиссия отметила нормализацию отношений Сербии и Косова и рекомендовала начать официальные переговоры с Сербией по вступлению в ЕС. 28 июня 2013 года Европейский совет принял решение начать переговоры с Сербией не позднее января 2014 года. 18 декабря 2013 года Европейский совет подтвердил своё июньское решение и назначил первую межправительственную конференцию на 21 января 2014 года. 21 января в Брюсселе была проведена межправительственная конференция, ознаменовавшая начало официальных переговоров по вступлению Сербии в ЕС. Сербию представляли премьер-министр Ивица Дачич и его заместитель Александр Вучич, а ЕС европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле и министр иностранных дел Греции Евангелос Венизелос.

В октябре 2015 года Европейская комиссия рекомендовала Европейскому совету до конца 2015 года открыть первые переговорные главы с Сербией, отметив усилия Сербии по урегулированию кризиса беженцев и по нормализации отношений с Косово, выразившиеся в достижении 25 августа 2015 года договорённостей по проблеме Северного Косова и в сфере энергетики и телекоммуникаций. 14 декабря 2015 года Сербия открыла для переговоров главу 32 по финансовому контролю и 35 по отношениям с Косово.

Президент Сербии Александр Вучич заявил, что Сербия планирует закрыть все главы процесса переговоров к 2019 году.

15 сентября 2017 года еврокомиссар Йоханнес Хан оценил, что Сербия может получить членство в Европейском союзе до 2025 года. Хан предполагает, что переговорный процесс может завершиться к 2023 году, после чего ещё около двух лет потребуется на ратификацию соглашения странами.

Процесс переговоров

Главы Оценка на начало переговоров Глава открыта Глава закрыта
1. Свободное перемещение товаров Необходимы дальнейшие реформы
2. Свободное перемещение рабочей силы Необходимы дальнейшие реформы
3. Свобода учреждения и движения услуг Необходимы дальнейшие реформы
4. Свободное перемещение капиталов Необходимы дальнейшие реформы
5. Государственные закупки Необходимы дальнейшие реформы 2016-12-13
6. Корпоративное право Нет серьёзных проблем 2017-12-11
7. Право интеллектуальной собственности Необходимы дальнейшие реформы 2017-06-20
8. Политика конкуренции Необходимы дальнейшие реформы
9. Финансовые услуги Необходимы дальнейшие реформы
10. Информационное общество и СМИ Необходимы дальнейшие реформы
11. Сельское хозяйство и развитие сельских территорий Необходимы значительные реформы
12. Безопасность пищевых продуктов, ветеринария и фитосанитарная политика Необходимы дальнейшие реформы
13. Рыболовство Нет серьёзных проблем 2018-06-25
14. Транспортная политика Необходимы дальнейшие реформы
15. Энергетика Необходимы дальнейшие реформы
16. Налогообложение Нет серьёзных проблем
17. Экономическая и монетарная политика Нет серьёзных проблем
18. Статистика Нет серьёзных проблем
19. Социальная политика и занятость Необходимы дальнейшие реформы
20. Промышленная политика и предпринимательство Нет серьёзных проблем 2017-02-27
21. Трансъевропейские сети Необходимы дальнейшие реформы
22. Региональная политика и координация структурных инструментов Необходимы дальнейшие реформы
23. Суд и основные права Необходимы значительные реформы 2016-07-18
24. Правосудие, свобода и безопасность Необходимы значительные реформы 2016-07-18
25. Наука и исследования Нет серьёзных проблем 2016-12-13 2016-12-13
26. Образование и культура Нет серьёзных проблем 2017-02-27 2017-02-27
27. Окружающая среда и изменение климата Полная несовместимость с правом ЕС
28. Защита прав потребителей и здравоохранение Необходимы дальнейшие реформы
29. Таможенный союз Нет серьёзных проблем 2017-06-20
30. Внешние связи Нет серьёзных проблем 2017-12-11
31. Иностранная политика, политика обороны и безопасности Нет серьёзных проблем
32. Финансовый контроль Необходимы значительные реформы 2015-12-14
33. Бюджетные вопросы Нет серьёзных проблем 2018-06-25
34. Институты Нет
35. Другие вопросы: отношения с Косово Необходимы дальнейшие реформы 2015-12-14
Прогресс 14 из 34 2 из 34

Опросы общественного мнения

Дата Агентство Вопрос Да Нет Не определились
июнь 2011 Канцелярия по европейской интеграции Поддерживаете присоединение к ЕС? 53 % 24 % 23 %
январь 2012 Канцелярия по европейской интеграции Поддерживаете присоединение к ЕС? 51 % 28 % 21 %
март 2012 B92 (англ.)русск. /Ipsos Strategic Marketing Поддерживаете присоединение к ЕС? 49 % 34 % 17 %
сентябрь 2014 Medium Gallup Поддерживаете присоединение к ЕС? 57 % 28 % 15 %
ноябрь 2014 Евробарометр (англ.)русск. Поддерживаете присоединение к ЕС? 58 % 26 % 16 %
июнь 2017 Канцелярия по европейской интеграции Поддерживаете присоединение к ЕС? 49 % 27 % 24 %
август 2017 НСПМ (серб.)русск. Поддерживаете присоединение к ЕС? 51,2 % 36,3 % 12,5 %

Экономические контакты Сербии и ЕС

Евросоюз является основным торговым партнёром Сербии. Двусторонний товарооборот в 2013 году составил 16,3 млрд евро, в том числе 9,7 млрд составили поставки из ЕС в Сербию, а 6,6 млрд сербский экспорт в Евросоюз. Доля экспорта из Сербии в ЕС составляла в 2013 году 62,8 % от всего экспорта из Сербии. Ещё 17,7 % сербского экспорта отправляется в страны Центрально-европейской ассоциации свободной торговли, которые являются кандидатами или «потенциальными кандидатами» в ЕС. В 2013 году 61,8 % импорта в Сербию составили поставки из стран ЕС и 4,3 % поставки из ЦЕАСТ. Торговый баланс Сербии с ЕС является отрицательным, хотя торговый дефицит сокращался с 2009 до 2014 года. В торговле сельскохозяйственными продуктами наблюдается обратная ситуация, и Сербия вывозит в ЕС больше сельскохозяйственной продукции, чем ввозит из союза (в 2013 году больше 52 % сербского сельскохозяйственного экспорта пришлось на страны ЕС). Введение в 2014 году российского продовольственного эмбарго на сельскохозяйственную продукцию стран ЕС было настороженно встречено властями Сербии. Опасаясь ввоза дешёвого европейского продовольствия на свой рынок, Сербия ввела дополнительные таможенные пошлины на ввоз из Евросоюза молока, продукции из него (в том числе сыра и сливок), а также свинины (эти пошлины отменены в декабре 2016 года).

Прямые иностранные инвестиции из стран ЕС составили 76 % от общего количества прямых иностранных инвестиций в Сербию за период 2005—2014 годов (в численном выражении за 9 лет в Сербию из ЕС вложили 13,5 млрд евро). Кроме того, ЕС — самый крупный донор для Сербии, оказывающий ей значительную финансовую помощь в различных областях от реформы государственного управления до сельского хозяйства и защиты окружающей среды. Фактически Сербия — главный получатель помощи от фондов ЕС на территории Западных Балкан, получая ежегодно приблизительно 200 млн евро. В 2001—2014 годах Сербия получила от ЕС помощь на сумму более чем 2,5 млрд евро. Только в рамках программы ЕС Инструмент для помощи в присоединении Белград получил в 2007—2013 годах 1,1 млрд евро.

Примечания

  1. Stabilisation and Association Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Serbia, of the other part
  2. 1 2 Serbia Applies for EU Membership (недоступная ссылка)
  3. Serbia to Launch Negotiations on Accession to EU on December 14
  4. Council conclusions on Enlargement and Stabilisation and Association Process (недоступная ссылка). Council of the European Union (17 декабря 2013). Дата обращения 17 декабря 2013. Архивировано 17 декабря 2013 года.
  5. Serbia starts negotiations to join EU. B92 (21 января 2014). Дата обращения 21 января 2014.
  6. 1 2 The Delegation of the European Commission to the republic of Serbia (недоступная ссылка). Дата обращения 31 декабря 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. Брюссель обозначил сроки принятия Сербии в Европейский союз — ИА REGNUM (рус.), ИА REGNUM. Дата обращения 5 октября 2017.
  8. Serbian producers exporting duty-free to the EU since 2000 (недоступная ссылка). Дата обращения 31 декабря 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  9. Семенов А. В. Перспективы расширения ЕС на Западных Балканах: случай Сербии // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — № 2-3 (54). — С. 132
  10. Serbia and the EU. Milestones (недоступная ссылка). Дата обращения 31 декабря 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. Отказ ЕС от переговоров «ударит по Сербии»
  12. Возобновились переговоры с Сербией о приеме в ЕС
  13. Задержан сербский генерал Джорджевич, скрывавшийся от МТБЮ
  14. Евросоюз «снизошел» до Сербии
  15. EU agrees on Kosovo mission
  16. Белград выступает против переустройства миссии ООН в Косове
  17. EU Kosovo mission ‘unacceptable’ for Serbia
  18. Евросоюз одобрил размещение своей миссии в Косово
  19. COUNCIL JOINT ACTION 2008/124/CFSP of 4 February 2008 on the European Union Rule of Law Mission in Kosovo, EULEX KOSOVO
  20. RESOLUTION 1244 (1999) Adopted by the Security Council at its 4011th meeting, on 10 June 1999 Архивировано 29 мая 2010 года.
  21. Tadić: EU mission welcome only with UN approval
  22. Serbian parties react to EU mission move
  23. Report of the Secretary-General on the United Nations Interim Administration Mission in Kosovo
  24. Косово отвергло план ООН по размещению в крае Миссии ЕС
  25. Совет Безопасности открыл путь для миссии Евросоюза в Косово
  26. Совбез ООН одобрил работу своей миссии в Косове
  27. Statement by the President of the Security Council
  28. В Косово заработала гражданско-полицейская миссия ЕС
  29. EULEX deployment under way
  30. Но не ждите спешного признания
  31. Kosovo recognition «not condition for integrations»
  32. EU’s approach to Kosovo «status-neutral» — spokesperson
  33. EU: Serbia Does Not Have to Recognize Kosovo
  34. Mogherini in Belgrade: Firmly on the EU path
  35. Koštunica: EU membership not on agenda
  36. Signing SAA is binding, says Tadić
  37. ЕС и Сербия подписали символическое соглашение о стабилизации и сотрудничестве. Коштуница называет его антиконституционным
  38. 1 2 ЕС и Сербия подписали ассоциативное соглашение
  39. Serbia, EU sign SAA in Luxembourg
  40. В Сербии утверждено проевропейское правительство
  41. Парламент Сербии ратифицировал договор о стабилизации и сотрудничестве с ЕС. (недоступная ссылка). Дата обращения 24 июля 2019. Архивировано 5 марта 2016 года.
  42. Сербский парламент одобрил договор о сотрудничестве с Евросоюзом
  43. ЕС не дает добро договору с Сербией
  44. Караджич доставлен в Голландию
  45. The Netherlands’ froze the trade related part of a pre-accession deal with Serbia
  46. Serbia applies interim deal Feb. 1
  47. EU unfreezes trade agreement with Serbia Архивировано 8 января 2010 года.
  48. EU scraps visas for three Balkan states
  49. Семенов А. В. Перспективы расширения ЕС на Западных Балканах: случай Сербии // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — № 2-3 (54). — С. 133
  50. Lithuanian parliament ratifies SAA with Serbia
  51. The Delegation of the European Commission to the republic of Serbia. Serbia and the EU. Milestones (недоступная ссылка). Дата обращения 31 декабря 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  52. Сербия подала заявку на членство в ЕС
  53. Serbia Delivers Answers to EC’s Questionnaire
  54. EC Awards EU Candidate Status to Serbia, Accession Talks to Montenegro
  55. Сербия сдала кандидатский минимум
  56. Conclusions and Recommendations of the Commission’s Opinions on the membership applications by Serbia
  57. Kosovo, Serbia Reach Deal on Regional Representation
  58. Миссия выполнима Сербия и Косово нацелились в объединенную Европу
  59. Косово получило суверенитет со звездочкой
  60. Сербию не пускают в ЕС из-за Румынии
  61. Serbia Set For EU Entry
  62. EU leaders grant Serbia candidate status
  63. Сербия получила статус кандидата на прием в ЕС
  64. Сербия и Косово пришли к договору, разойдясь в его оценке
  65. EU Commission recommends start of Serbia membership talks
  66. Брюссель согласился начать переговоры о вступлении Сербии в ЕС
  67. EU set for Serbia membership talks
  68. EU sets date for Serbia membership talks
  69. Serbia starts negotiations to join EU
  70. Сербия и Косово: разные ожидания от заключенного соглашения
  71. EU to open first chapters in accession talks with Serbia
  72. EC, EEAS Recommend Opening Of Accession Chapters For Serbia
  73. Opening of chapters a historic step for Serbia
  74. Сербия открывает первые главы в переговорах о вступлении в ЕС
  75. В Сербии новый президент. Куда он поведет свою страну? (рус.), РИА Новости (20170531T1443+0300Z). Дата обращения 11 июня 2017.
  76. Брюссель обозначил сроки принятия Сербии в Европейский союз — ИА REGNUM (рус.), ИА REGNUM. Дата обращения 5 октября 2017.
  77. 1 2 Fourth meeting of the Accession Conference with Serbia
  78. 1 2 Seventh meeting of the Accession Conference with Serbia at Ministerial level Brussels, 11 December 2017
  79. 1 2 Serbia opens chapters 33 and 13 in negotiations with EU (англ.). europa.rs. Дата обращения 14 августа 2018.
  80. 1 2 3 Serbia opens two new chapters — 20 and 26
  81. 1 2 Chapters 23, 24 in negotiations of Serbia, EU opened
  82. 1 2 EU membership negotiations chapters to be opened Dec. 14
  83. 1 2 Support for EU membership continues to decline
  84. Poll: Progressive Party is pro-EU, but its voters are not
  85. Serbia: 57 Percent Of Citizens In Favor Of EU Membership — Poll
  86. Serbia: Citizens Dissatisfied With Their Life — Survey
  87. ЕВРОПСКА ОРИЈЕНТАЦИЈА ГРАЂАНА СРБИЈЕ (недоступная ссылка). Дата обращения 12 октября 2017. Архивировано 11 апреля 2019 года.
  88. НСПМ истраживања јавног мњења (Србија — август 2017)
  89. 1 2 Нелаева Г. А., Семенов А. В. Балканский треугольник: Сербия между Европейским союзом и Россией в 2000-е гг. // Сибирские исторические исследования. — 2015. — № 3. — С. 46
  90. MORE THAN 64 % OF SERBIA’S EXPORTS GO TO THE EU (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  91. OVER 61 % OF SERBIA’S IMPORTS COME FROM THE EU (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  92. SERBIA ENJOYS A SURPLUS IN AGRICULTURAL TRADE WITH THE EU (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  93. 1 2 Trade Benefits for Serbia (недоступная ссылка). Дата обращения 3 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  94. Сербия отменила пошлины на молоко и свинину из ЕС Архивировано 3 января 2017 года.
  95. The EU is by far the biggest donor to Serbia with more than €2.6 billion (as of January 2014)
  96. Нелаева Г. А., Семенов А. В. Балканский треугольник: Сербия между Европейским союзом и Россией в 2000-е гг. // Сибирские исторические исследования. — 2015. — № 3. — С. 46 — 47

Ссылки

Станет ли Сербия членом Евросоюза?

Вот уже много лет Сербия идёт на уступки, на любые уступки, для того, чтобы вступить в Евросоюз. С 2005 года между Сербией и Евросоюзом идут активные переговоры о вступлении, но пока что они не увенчались успехом. Они были готовы пожертвовать всем, лишь бы вступить в Евросоюз. В Евросоюзе же говорят о том, что возможно в будущем, а именно не ранее 2026 года, они смогут принять Сербию в свои ряды. Но никто не даёт точного ответа, сбудется ли данное обещание. Даже если Сербия в ближайшее время вступит в Евросоюз, то на ратификацию соглашения странами уйдёт минимум два года. Некоторые из членов Евросоюза говорят о том, что больше никого не примут в свои ряды, а тем более сербов. Другие же считают, что Сербия могла бы стать их союзником.

Хотят ли граждане Сербии стать членами Евросоюза?

В августе этого года в Сербии прошёл опрос, по результатам которого стало ясно, что большинство сербских граждан желают стать членами ЕС. 53% опрошенных проголосовали за вступление в Евросоюз. Следует отметить, что 25% опрошенных категорически отказались вступать в ЕС и восприняли эту идею негативно. 10% граждан отказались ответить на данный вопрос. А 12% граждан не смогли ответить о своём мнении о вступлении в Евросоюз.

Условия ЕС, которые ставятся перед Сербией

Нынешний президент Сербии — Александр Вичин неоднократно рассказывал о том, что Белград желает тесно сотрудничать с Российской Федерацией. Белград «дружит» с Москвой и находится в доверительных отношениях. Но Вичин отмечает и то, что планы на вступление в Евросоюз остаются в силе и являются одной из первоочередных задач и желаний страны.

Министр обороны Сербии Александр Вулин в мае заявил о том, что сербское правительство устало от Евросоюза, который не держит своё слово и меняет свои цели.

Также Сербию возмущает то, что ЕС придумывает новые невероятные условия для тех, кто хочет присоединиться к ним. Александр Вулин считает, что члены ЕС обязаны ясно и точно ответить хотят ли они принять Сербию или нет. И если да, то сколько времени ЕС будет держать Сербию в «подвешенном» состоянии. Министр говорит о том, что существует огромное количество союзов и наций, которые готовы сотрудничать с Сербией на равных условиях и не будут ставить невыполнимых задач.

Запад же не одобряет отношения между Москвой и Белградом. Главным условием для принятия Сербии в состав Евросоюза называют отказ Сербии от тёплых отношений с Россией. Также, для того чтобы стать членом ЕС, Сербиии необходимо признать независимость Косово.

Как ведут себя жители, которые против вступления в Евросоюз?

24 марта жители Сербии праздновали день 20-летия бомбардировок Югославии силами НАТО. В этот праздник жители устроили митинг и члены Сербской радикальной партии сожгли флаги Евросоюза и Североатлантического блока. Воислав Шешель, человек возглавляющий партию, заявил что Сербии необходимо поддерживать хорошие отношения с Россией. Он говорит, что идеальным решением для Сербии будет вступление в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Узнай, входит ли Словения в Шенгенскую зону.

Религия в Сербии

Сербия — многоконфессиональная страна. Крупнейшим религиозным объединением является Сербская православная церковь. Конституция и законы Сербии гарантируют свободу вероисповедания. Закон 2006 года делит все религиозные организации на две категории: «традиционные церкви и религиозные объединения» (Сербская православная церковь, Римско-католическая церковь, Словацкая евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания в Сербии, Реформатская христианская церковь, Евангелическая христианская церковь, еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр). Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию.

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения 2002 г., без Косова:

  • православных — 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков — 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман — 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов — 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев — 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий — 530 чел. (0,07 % населения).

По официальным данным свидетелей Иеговы на конец 2009 года, в Сербии (без Косова) проповедует 3871 активный возвещатель, в 2009 году на Вечере Господней присутствовало 8365 человек.

В 2010 году Министерство по делам религий Сербии удовлетворило заявление «Христианской религиозной общины Свидетелей Иеговы» о регистрации и внесло данную организацию в государственный Реестр церквей и религиозных общин. Регистрация вступила в силу с 8 февраля 2010 года.

Реестр церквей и религиозных общин

Организации, внесённые в реестр:

  • Сербская православная церковь
  • Римско-католическая церковь
  • Словацкая евангелическая церковь а.в. в Сербии
  • Реформатская христианская церковь
  • Евангелическая христианская церковь а.в.
  • Еврейская община
  • Исламская община
  • Епархии Румынской православной церкви
  • Христианская адвентистская церковь
  • Евангелическая методистская церковь
  • Церковь Иисуса Христа святых последних дней
  • Евангельская церковь в Сербии
  • Церковь Христовой любви
  • Христова духовная церковь
  • Союз Христианских Баптистских церквей в Сербии
  • Христианская Назарянская религиозная община
  • Церковь Божья в Сербии
  • Протестантская христианская община в Сербии
  • Христова церковь братьев в Республике Сербии
  • Свободная церковь Белграда
  • Христианская религиозная община Свидетелей Иеговы
  • Церковь завета «Сион»
  • Уния реформаторских движений адвентистов седьмого дня
  • Протестантская евангельская церковь «Духовный центр»
  1. http://www.oikoumene.org/en/member-churches/europe/serbia
  2. http://www.mpravde.gov.rs/registar.php?id=1138
  3. 1 2 Джурич-Милованович А. Современные религиозные трансформации в мультикультурной среде: неопротестантские общины в Воеводине (Сербия) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2014. — № 2 (32). — С. 98
  4. Ежегодник Свидетелей Иеговы, 2010. — С. 31-39
  5. 2009 Report of Jehovah’s Witnesses Worldwide Архивировано 19 июня 2012 года.
  6. Свидетели Иеговы получили признание в Сербии Архивная копия от 5 декабря 2010 на Wayback Machine. Пресс-релиз 1 марта 2010 года.
  7. Министарство вера Републике Србије. Регистар цркава и верских заједница (недоступная ссылка)
  8. Јеховини сведоци признати и у Србији. — Радио-Телевизиjа Воjводине

Галерея

  • Мечеть Байракли, единственная мечеть в Белграде

  • Синагога в Белграде

  • Католический собор в Бачка Топола

  • Протестантский колледж в городе Нови-Сад

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

>«С верой в Бога, за Святой Крест и мать Сербию»

«С верой в Бога, за Святой Крест и мать Сербию»

В связи с празднованием 75 годовщины освобождения Белграда, Сербию посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, которому был оказан теплый прием. Сербия давний союзник России. Поэтому мы решили рассказать о ее жандармерии, которой в соответствии с новым Законом Сербии о полиции, присвоен статус специального подразделения.

Жандармерия Сербии – подразделение Управления полиции при Министерстве внутренних дел Сербии. Жандармерия планирует, готовит и проводит самые сложные действия и операции в сфере безопасности на всей территории страны. Она является военно-полицейским подразделением оперативного реагирования.

Сергей Козлов

История

Сербская жандармерия является подразделением с богатой историей и традициями. Она была создана 28 июня 1860 года на основании указа Князя Михаила в Белграде. В состав сформированной тогда роты жандармерии, входили 120 жандармов из которых 15 кавалеристов. В соответствии с княжеским указом на роту возлагались задачи по защите и поддержанию мира и общественного порядка в столице Сербии. Через три года жандармерия была включена в состав армии, став четвёртым родом войск. Ещё через несколько лет князь Милан провёл ее модернизацию по образцу французской мобильной жандармерии, включив в её обязанности и подавление восстаний, что, особенно после Тимокского бунта 1883 года, привело к падению популярности подразделения у народа. С 1912 года отряды жандармерии стали появляться по всей Сербии.

Сербская жандармерия просуществовала до начала Второй мировой войны и при оккупации гитлеровскими войсками была упразднена, а на её месте создана Сербская государственная охрана, которая продолжала действовать и после окончания войны. В 1972 году были сформированы Особые отряды милиции, из которых 3 января 1997 года были образованы Особые отряды полиции (ООП).

История сербских жандармов хранит память о важных достижениях подразделения и героических поступках его личного состава на разных этапах существования Сербского государства, связанных с его защитой. В настоящее время эти примеры высокого служения идеалам страны, являются основой идеологического воспитания и подготовки современных бойцов правопорядка и являются важной частью их профессиональной социализации.

Создание современной жандармерии

Конец 90-х — начало 2000-х были связаны для Сербии с развалом Югославии и отторжением Косовского края от Сербии, что стало причиной гражданской войны. В этом конфликте на стороне Белграда воевало полицейское подразделение милицейского типа – «сербская посебнская полисица»( Posebna Jedinica Policije, PJP).

После того, как вооруженный конфликт в южной части Сербии, Косово и Метохии, был завершен, государственное ведомство Сербии пришло к выводу, что эти нерегулярные специальные полицейские подразделения, несмотря на то, что они хорошо показали себя в ходе боевых действий, проявив стойкость, мужество и решимость в достижении поставленной цели, для выполнения рутинных полицейских задач в мирное время не подходят. Главная проблема была в том, что подразделения не имели в строю постоянного личного состава. В этой связи глава Министерства внутренних дел Душан Михайлович, начальник управления общественной безопасности Сретен Лукич и полковник полиции Горан Радосавлевич Гури предложили создать современное профессиональное подразделение военно-полицейского типа, которое должно быть организовано по территориальному принципу для обеспечения высокой эффективности и оперативных действий в разных районах государства.

В июне 2001 года выдвинутая инициатива завершилась созданием Профессионального подразделения жандармерии.

Главной целью новой полицейской структуры была борьба с терроризмом, а также защита и поддержание общественного порядка в случае угрозы или возникновения массовых беспорядков районе ответственности.

Первым командиром современной сербской жандармерии стал полковник Радосавлевич. В августе 2004 года его сменил Боривой Тешич. Следующим командиром был Срджан Грекуколич, а затем жандармов возглавил Братислав Дикич. Он написал текст присяги подразделения, который был официально принят 4 июля 2012 года.

Вот слова присяги, которые произносят жандармы, поступая на службу:

Косово – мать моя,
Мои корни на Косово,
Мои предки с Косово,
Моя история на Косово,
Мой сербский народ рождён на Косово,
Моя Сербия вышла из Косово.
Без Косово у меня нет матери,
Без Косово у нас нет корней,
Без Косово у меня нет предков,
Без Косово у меня нет истории,
Без Косово нет моего сербского народа,
Без Косово нет моей Сербии.
Народ сербский, братья и сёстры,
Я клянусь перед Богом,
Одержу победу или честно погибну,
За свою честь, за свои корни,
С верой в Бога, за Святой Крест и мать Сербию.
Да здравствует Сербия!

В августе 2013 года Дикич передал командные полномочия полковнику полиции Миленко Божовичу, которого сменил полковник Горан Драгович, уволенный в августе 2018 в связи с переходом на дипломатическую работу.

В начале августа 2018 года новым командиром Жандармерии назначен полковник Деян Лукович, возглавлявший до этого отряд Жандармерии в Кралево.

Кроме успешно выполненных заданий в наземной зоне безопасности на административной границе с Косово, Лукович известен в Сербии тем, что его отряд в течение нескольких лет отчислял из своих зарплат деньги на покупку квартиры семье погибшего бойца Жандармерии Стевана Синджелича.

Цель и организация

В качестве специального подразделения сербская жандармерия предназначена для:

  • борьбы с терроризмом на оперативном и тактическом уровне, а также борьбы с разными формами организованной преступности,
  • обеспечения и сохранения общественного порядка, а также работы по его восстановлению в случае его масштабного нарушения или возникновения общественных беспорядков высокой интенсивности,
  • решения других задач полиции в соответствии с действующим законодательством Сербии.
  • На данный момент сербская жандармерия насчитывает около 2800 операторов.
  • Командование жандармерии создано в столице Сербии, Белграде. Основной оперативный элемент состоит из четырех отрядов, расположенных в четырех стратегически важных городах: Белграде, Нови-Саде, Кралево и Нише.
  • Кроме этого, существовал ещё и Первый отряд быстрого реагирования, объединивший в себе четыре элитных сербских подразделения, в каждом из которых был антитеррористический взвод. Бойцы Первого отряда носили береты чёрного цвета и чёрную униформу. В ходе последних реформ в Сербии отряд был расформирован, а его бойцы распределены по территориальным отрядам жандармерии.
  • Территориальные отряды организованы, как отдельные подразделения, чтобы иметь возможность выполнять повседневные обязанности на своей территории юрисдикции и, когда это необходимо, могут быстро помогать другим на всей территории государства.
  • Каждый отряд имеет свое специализированное подразделение (серб. Specijalistička jedinica), соответствующее по штату роте, которая укомплектована специально обученными и экипированными операторами, готовыми противостоять самым сложным угрозам в городской и сельской местности. Рота делится на несколько команд, которые в случае необходимости могут усиливаться снайперами, взрывотехниками и кинологами.

Кроме прочих, 7 мая 2003 года в структуре жандармерии была создана антитеррористическая группа (CTU). Однако спустя четыре года, в апреле 2007 года, эта группа стала отдельным подразделением полиции.

Подводное подразделение сербской жандармерии организовано в Белграде и в качестве специального элемента предназначено для проведения специальных действий во всех водоемах, на водных поверхностях, а также на участке у воды.

В составе жандармерии также существует подразделение защиты инфраструктуры, которое специализируется на задачах физической и технической защиты.

Отбор и обучение

Чтобы подать заявку на вакантное место в структуре оперативного элемента сербской жандармерии, необходимо быть действующим сотрудником сербского Министерства внутренних дел с не менее чем двумя годами службы и хорошими профессиональными результатами и документами.

В настоящее время гражданским лицам не разрешается претендовать на вакансию оперативного типа, но они могут быть зачислены в качестве врачей, механиков, психологов и т. д.

Существует разница между выбором места в «обычном» элементе жандармерии и места в специализированных подразделениях. Второй тип, как правило, «закрытого» типа, поэтому только активные жандармы могут подать заявку на прохождение жесткой подготовки к отбору в элитном подразделении сербской жандармерии. Те, кого привлекает дайвинг, могут подать заявку добровольно, когда подразделение дайвинга выдает вакансию.

Желающие кандидаты должны представить запрошенные документы вовремя до начала отбора. Каждый кандидат проверяется, и если он получает разрешение служб безопасности, вызывается для первоначальных испытаний на физическую силу и выносливость вместе со специальным личностным тестом.

Те, кто соответствует критериям, принимаются для детального осмотра здоровья. Если получена положительная оценка, кандидата отправляют на классическую тренировку, которая длится 3-4 недели в полицейских учебных центрах страны. Основная масса кандидатов отсеивается в первые 10 дней, поскольку в этот период инструкторы подвергают кандидатов экстремальным усилиям в сочетании с минимальным периодом отдыха, чтобы проверить свою мотивацию стать частью сербской жандармерии.

Ежедневные занятия включают в себя жесткие и часто физические упражнения, походы по пересеченной местности в полном боевом снаряжении, тактические ситуации и проблемы в городской и сельской местности и тому подобное.

Каждый кандидат обязан постоянно носить винтовку Zastava M70 AB1 или AB2 калибра 7,62 × 39 мм, которые представляют собой сербские версии знаменитого автомата Калашникова. Кандидаты на это время получают один комплект старой военной камуфлированной формы, тактический жилет и баллистический шлем.

Результаты каждого кандидата тщательно контролируются командой инструкторов, психолога и врача, включая его или ее оценки в отдельных задачах, а также в групповых, потому что подразделению нужны не только сильные люди, но способные действовать в составе команды.

Отбирая кандидатов в подразделение жандармерии, инструкторы обращают внимание не только на физическую подготовку, которая должна быть выше средней, но еще более важным критерием является психическая стабильность и способность контролировать собственные эмоции. Импульсивные реакции не желательны. Во время обучения многому можно научиться, но существуют качества, которые кандидат должен иметь с рождения. «Слабым и нерешительным места среди нас нет», — сказал в одном из своих выступлений генерал полиции Дикич.

В случае успешного окончания первого этапа обучения, кандидаты распределяются по отрядам Жандармерии, где они проходят курс основной и специальной подготовки, в соответствии с Планом и Программой подготовки для операторов сербской жандармерии. Она включает в себя огневую подготовку, тактику действий небольших подразделений, основы противопартизанской борьбы, выживание в экстремальных условиях природной среды и в условия города и многие другие вопросы подготовки бойца. Новые операторы жандармерии должны иметь навыки владения всеми системами вооружения, которые используются в подразделении, а также навыки управления специализированными транспортными средствами.

В зависимости от индивидуальных предпочтений, некоторые операторы могут быть допущены к специализации в определенной области обучения, а затем допущены к соответствующему подразделению жандармерии.

Обучение жандармов продолжается до тех пор, пока они служат в подразделении. Через некоторое время жандарм, достигший высокого профессионального уровня, может подать заявку на выбор места в специализированном подразделении.

В свою очередь, операторов специализированного подразделения ежедневно обучают проводить специальные акции в сельской и городской среде, уделяя особое внимание контртеррористическим действиям, а также арестам опасных подозреваемых и преступников и кризису заложников в любых условиях. Их обучение огнестрельному оружию и стрельбе является более продвинутым и более частым, наряду с их специальной физической подготовкой, которая включает в себя занятия боевыми искусствами, развитие физической силы, мощи и ловкости, а также альпинизм в городской и сельской местности. Специалисты также тщательно изучают и отрабатывают тактические приемы небольших подразделений, такие, как засады, блокирование и окружение, а также некоторые элементы диверсий и налетов. Чтобы улучшить их общую подготовку и боевую готовность, командование часто организовывает совместные учения, курсы и семинары с коллегами из элитных подразделений за рубежом.

Вооружение

Подразделения жандармерии вооружены системами как отечественных, так и зарубежных производителей.

Основным личным оружием жандармов являются 9 миллиметровые полуавтоматические пистолеты. Большинство операторов используют пистолет CZ 99 калибра 9 мм с емкостью магазина 15 патронов. Этот пистолет производится предприятием Zastava Arms в городе Крагуевац по швейцарской лицензии пистолета SIG-Sauer P226. Основной моделью пистолета, которую используют специализированные подразделения, является австрийский Glock 17 Gen 3 калибра 9 мм. Обычно его носят в тактической кобуре BLACKHAWK Serpa.

Что касается пистолетов-пулеметов, операторы в основном используют 9 мм немецкий HK MP5 в различных модификациях, главным образом А2, но также используют модели А3, К или SD3. Некоторые операторы предпочитают использовать сербские карабины Zastava M92, производства Zastava Arms, разработанные под патрон 7,62 × 39 мм.

Что касается штурмовых винтовок, операторы сербской жандармерии используют различные модели автомата Калашникова наряду с западными системами. Национальный производитель Zastava Arms предлагает версии 7,62 мм АК-47. Среди них уже упомянутая модель Zastava AB1 с деревянным прикладом или Zastava AB2 со складывающимся прикладом. Также применяются системы Zastava M21, как правило, в версии S (оснащенные планками Пикатинни) под патрон 5.56 НАТО.

Следует отметить, что жандармы часто модифицируют серию AB2 прикладами Magpul, UTG с передней рукояткой и планкой Пикатинни, а также прицелом UTG с красной точкой.

Помимо этих систем, на вооружении спецподразделения находятся американские карабины Colt M4 A4 Commando под патрон 5,56 мм НАТО, а также MPi-KM — восточно-германские модификации 7,62 мм автомата АК-47, которые часто оснащены подствольными гранатометами. Американские карабины были приобретены вместе с аксессуаром Surefire, который сочетает в себе тактический фонарь и штурмовую рукоятку. Все карабины также оснащены ночными и тепловизерными прицелами Aimpoint CompM3.

Для большей огневой мощи могут использоваться пулеметы Zastava M84 калибра 7,62 × 54 R, а также 30-мм автоматические гранатометы Zastava M93.

Специализированные транспортные средства часто можно увидеть с установленными различными тяжелыми пулеметами. Но, когда дело доходит до точности, предпочтение отдается 7,62 мм пулемету Калашникова.

Специализированные подразделения обладают немецким HK G3, наряду с надежной Steyr Tactical Elite калибра .308 Win и полуавтоматической штурмовой винтовкой SIG Sauer 716 Precision Marksman под патрон 7,62 × 51 мм НАТО. Последние две винтовки применяются с оптическими прицелами KAHLES, которые крепятся к оружию оптическими держателями Milmont.

Снаряжение

Для поражения дальних, закрытых или бронированных целей специалисты обычно используют винтовки Zastava M93 Black Arrow с бронебойными пулями 12,7 × 108 мм, а также американские полуавтоматические Barret M82 под патрон 12,7 × 99 мм НАТО с оптикой Swarovski. Снайперские специалисты обычно используют костюмы Гилли, приобретенные у производителя Mile Dragic.

Для защиты используются баллистические шлемы MD 97, сербского производителя Mile Dragic, которые обеспечивают класс защиты IIIA. Спецподразделения носят черные матовые шлемы CGF Gallet SA того же производителя. Бронежилеты в основном закупаются у Mile Dragic черного цвета и камуфляжные.

Стоящие задачи и обязанности выполняются в тактической форме, приобретенной у нескольких национальных производителей. Для городских действий операторы обычно используют двухкомпонентную форму Tactical One в камуфляже AT Digital, приобретенную у Mile Dragic, в то время как у операторов специализированных подразделений также есть черные от Mile Dragic и другого сербского производителя Yumko AD. При проведении действий за городом операторы обычно носят две. Униформа Tactical One в цифровом камуфляже от Mile Dragic, а другая специально разработана в соответствии с эксплуатационными стандартами сербской жандармерии.

Евросоюз призвал Сербию отказаться от подписания соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, объявив, что оно противоречит ее планам по вступлению в ЕС. Тем самым Брюссель дал понять Сербии, что сидеть на двух стульях у нее вряд ли получится. В Белграде в ответ возражают, что до вступления в ЕС вправе заключать подобные соглашения с любыми странами. Тем не менее уже скоро Сербии предстоит определиться и согласовывать свою внешнюю политику с ЕС, в том числе в отношении России. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.

С настоятельным призывом к Сербии отказаться от подписания с ЕАЭС соглашения о свободной торговле обратились министры иностранных дел стран ЕС, собравшиеся в конце минувшей недели в Хельсинки. Так они отреагировали на состоявшуюся накануне в Белграде встречу сербского президента Александра Вучича с новым российским послом Александром Боцан-Харченко, по итогам которой и было объявлено о подписании 25 октября соглашения между Сербией и ЕАЭС.

Общее мнение европейских министров выразил глава МИД Словакии Мирослав Лайчак.

«Вы не можете одновременно двигаться по нескольким направлениям,— посоветовал господин Лайчак сербскому руководству.— Если ваша ориентация на Европу серьезна, тогда принимайте решения, которые вас приближают к ней. Чего не скажешь об этом решении (подписать соглашение с ЕАЭС.— “Ъ”)».

А в аппарате главы дипломатии ЕС Федерики Могерини напомнили, что, хотя сегодня Сербия может заключать соглашения с любыми странами, в ходе переговоров о вступлении в Евросоюз она «обязалась на момент вступления выйти из всех договоров о свободной торговле».

Призыв ЕС к Сербии стал новым предупреждением со стороны Брюсселя о неприемлемости политики сидения на двух стульях в отношениях с Западом и Россией, которую пытается проводить сербский президент Александр Вучич. Там уже не раз напоминали руководству Сербии, кто ее главный партнер: на ЕС приходится более 60% сербского внешнеторгового оборота, на Россию — менее 7%, а объем европейских инвестиций в Сербию во много раз выше российских.

Опрошенные “Ъ” сербские эксперты убеждены, что соглашение с ЕАЭС не принесет Сербии особых экономических дивидендов. Аналогичные договоры у Белграда уже есть с тремя из пяти членов этого союза — Россией, Белоруссией и Казахстаном,— и подключение к ним Армении и Киргизии ситуацию принципиально не изменит. Тем более что подавляющая часть торговли Сербии с членами ЕАЭС приходится на Россию, с которой соглашение о свободной торговле Белград подписал еще в 2000 году.

«Соглашение с ЕАЭС не имеет для Сербии существенного значения»,— пояснил “Ъ” глава белградского Центра по внешней политике Драган Джуканович.

Поэтому предстоящее подписание этого документа эксперты расценивают и как попытку Сербии подтолкнуть Евросоюз к ускорению процесса ее евроинтеграции: мол, если движение к ЕС притормозится, у нас есть альтернатива на востоке.

Предупреждение со стороны европейских министров, что соглашение с ЕАЭС противоречит планам Сербии по интеграции в ЕС, в Белграде сочли неправомерным. «Когда придет момент вступления Сербии в Евросоюз, мы должны будем уважать все его решения и не сможем иметь соглашения о свободной торговле с другими странами. Но это будет в момент вступления, а до него не рукой подать»,— заявил глава МИД Сербии Ивица Дачич.

Действительно, согласно новой стратегии расширения ЕС, принятой в феврале прошлого года, Сербия сможет вступить в его ряды не раньше 2025-го. Однако в ходе переговоров о вступлении Белграду уже очень скоро предстоит начать с Брюсселем диалог по главе 31 — о внешней и оборонной политике. И тогда Сербии придется либо присоединиться к политике ЕС в отношении России, в том числе в вопросе санкций, либо распрощаться с планами о европейском будущем. Во втором случае вопрос о выходе из соглашения с ЕАЭС отпадет сам собой.

Как пройти в объединенную Европу?

После решительного non! со стороны Макрона в адрес Северной Македонии и Албании, чьи флаги должны были взвиться у штаб-квартиры Евросоюза уже в ближайшие годы, глава Пятой республики подвергся массированному шеймингу со всех, даже дружественных сторон. Ему вменяли как подрыв доверия к институтам ЕС, так и поощрение сторонних игроков — Турции, Китая и России — к укреплению их позиций на Балканах.

И французская сторона обнародовала — хоть и не публично и, видимо, раньше, чем рассчитывала это сделать — свой проект реформирования той процедуры, которая ведёт к членству в европейской семье. О необходимости менять этот порядок, прежде чем принимать новых участников, Макрон говорил столько раз, что это начинало походить на саботаж. Тем не менее, так называемая non-paper (на жаргоне евробюрократов — «неофициальная бумага»), в которой обозначен формат предлагаемой ревизии, производит достаточно цельное впечатление.

Вступление предлагается сделать поэтапным, а его процесс — обратимым, и это самое важное. Переговоры о вступлении будут делиться на несколько фаз, в рамках которых главы (разделы) переговоров поделены на зоны. Ключевыми для вступления станут главы 23 и 24 — о правах и свободах человека и поддержании власти закона; надо сказать, это является де-факто справедливым и на сегодняшний день.

После завершения переговоров по этим главам страна-кандидат может присутствовать на заседаниях некоторых институтов ЕС, но не в качестве участника. В случае нарушения условий какой-либо из фаз, переговоры по которой уже завершились, процесс переговоров должен быть начат сначала.

Первоначально новую методику предлагалось ввести уже с января, однако горячие французские эксперты, видимо, забыли о неповоротливости брюссельских механизмов. Реакции тех кабинетов, откуда управляют соответствующими процессами, до сих пор не последовало.

Параллельно европейские политические мыслители работают и над другими вариантами присоединения западнобалканских соседей. Европейская инициатива стабильности — аналитический центр, специализирующийся на проблемах стран Юго-Восточной Европы, а также расширения ЕС с офисами в Берлине, Брюсселе и Стамбуле, предложил рассмотреть так называемую «норвежскую модель». В этом случае страну принимают в Европейскую экономическую зону (EEA), после чего она обретает свободный доступ к единому рынку ЕС. Впрочем, такой путь также потребовал бы громадной подготовительной работы, прежде всего законодательной.

Заполняя неловкую паузу, президент Сербии Вучич, открытый сторонник европейской интеграции Балкан, выдвинул в октябре свой «план B» — о создании на полуострове собственного «мини-Шенгена».

Он инициировал соглашение с премьерами Албании и Северной Македонии Эди Рамой и Зораном Заевым об экономической интеграции западнобалканских стран на базе знаменитых «четырёх свобод» Евросоюза — свободное движение товаров, капитала, услуг и людей. Трехсторонняя декларация, подписанная в сербском городе Нови Сад, приглашала присоединиться к соглашению другие страны «западнобалканской шестерки», то есть Черногорию, Боснию и Герцеговину, а также частично признанное Косово. Задуманное Сербией создание региональной экономической зоны должно было радикально облегчить последующую интеграцию его участников в экономические системы большой Европы. Белграду было важно показать также, что он планомерно движется в Европу, что, по словам Вучича, до сих пор находило полное понимание со стороны Макрона.

Проект, однако, наполовину повис в воздухе. Босния и Герцеговина уклонилась от выражения своей позиции, поскольку год назад Косово ввело 100-процентные пошлины не только на сербские, но и на боснийские товары. Черногория достаточно корректно отказалась участвовать, посчитав инициативу избыточной при наличии Центрально— европейского соглашения о свободной торговле (CEFTA). А Косово отказалось наотрез, заявив, что его интересует Шенген со столицей в Брюсселе, а не в Белграде. Не помог и призыв Эди Рамы к Приштине пересмотреть свой подход. Разъяснения вице-премьера Сербии Расима Ляича относительно того, что Белград не планирует восстанавливать Югославию под видом некой новой «Балкании», не возымели действия.

Тем не менее, трёх отцов-основателей балканского Шенгена всё это не обескуражило. На состоявшейся третьей их встрече в Тиране в конце прошлой недели Эди Рама объявил, что Европейская комиссия готова выделить в следующем году 1,2 млрд долларов для претворения в жизнь договорённостей по данному проекту — и не в виде займов, а в форме грантов. Ранее Вучич говорил журналистам в Париже, что, согласно оценке Всемирного банка, участникам соглашения, когда его положения войдут в силу, удастся сэкономить 3,5 млрд долларов. Соединённые Штаты проект поддержали, Россия своего отношения не сформулировала.

…Все члены новой команды руководителей ЕС, только что приступившей к работе — председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, еврокомиссар по вопросам политики соседства и расширения Оливер Варгейи прилюдно и многократно заявляли, что двери в Евросоюз для западнобалканских стран остаются открытыми. Ожидают, что 2020 год начнётся с назначения специального посланника ЕС на Балканах.

Вступление Сербии в Европейский Союз — Accession of Serbia to the European Union

Сербское вступление предложение ЕС
Статус Ведение переговоров
Открытые разделы 16
Закрытые разделы 2
Веб-сайт
Статистика
ЕС в среднем Сербия
ППС ВВП ($ M ) 552780 112475
ППС на душу населения ($) 40600 16063
Площадь (км 2 ) 165048 88361
Население 18583598 7186862

Эта статья является частью серии статей о
политике и правительстве
Сербии

  • Конституционный суд Президент : Vesna Илич-Прелич

Должностное лицо

законодательная власть

судебная власть

  • Верховный кассационный суд Президент : Драгомир Milojević

  • Недавние выборы
    • Президентские: 2012
    • 2017
    • Парламентский: 2016
    • следующий
    • Провинциальный: 2012
    • 2016
    • Местно: 2014
    • 2018
  • Политические партии

Сербия портал

Вступление Сербии в Европейский Союз является процесс Республики Сербия быть допущенным в Европейский Союз в качестве государства — члена и на текущей повестке дня для будущего расширения ЕС .

С 7 ноября 2007 года Сербия инициировала Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА) с Европейским союзом. Это было важным этапом в переговорах о вступлении Сербии и был казнен по совету главного военных преступлений прокурора Карлы дель Понте , который консультировал в ЕС , что страна соблюдает трибунал , но предусматривает , что Ратко Младич должен находиться в Гааге до любого официального подписания , Младич был впоследствии арестован 26 мая 2011 года и был выдан Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии , чтобы предстать перед судом. С 20 июля 2011 года, Горан Хаджич стал последним обвинением беглеца быть арестованы. После неудачи в политической области, на 7 декабря 2009 года ЕС разморозил торговое соглашение с Сербией и страна Шенгена уронила требование визы для граждан Сербии , 19 декабря 2009.

Сербия подала официальную заявку на Европейский Союз членство 22 декабря 2009, а также Европейская комиссия рекомендовала делает его официальный кандидат на 12 октября 2011 года После того , как Совет рекомендации «s от 28 февраля 2012 года Сербия получила полный статус кандидата на 1 март. С 28 июня 2013 года Европейский Совет одобрил Совет министров выводов и рекомендаций , начать переговоры о вступлении Сербии. В декабре 2013 года Совет Европейского союза одобрил открытие переговоров о вступлении Сербии в январе 2014 года, а первая межправительственная конференция состоялись 21 января на заседании Европейского совета в Брюсселе.