Сердце Иисуса Христа

Иисус и культ сердца Иисусова и его общества

Иисус и культ сердца Иисусова и его общества. – Иисусово сердце. Почитание сердца Иисусова в католической церкви установлено в конце XVII в. Основанием для него послужили видения Маргариты Алакок (род. 22 июля 1647 г.; †17 окт. 1690 г.), монахини из монастыря в Парэ-ле-Мониаль, описавшей эти видения в стихотворной форме. Днем в храме Маргарита видела Господа, Который долго беседовал с ней, говорил о Своей чрезвычайной любви к людям и показывал ей Свое сердце. «Вот то сердце, которое так любило человечество, – сказал Он ей в третьем видении, – что не устрашилось ничего и уничижилось даже до смерти… Посему требую от тебя, чтобы первая пятница по октаве Божьего тела была посвящена почитанию Божьего сердца» (Apostolat modlitby od p. Jezowity Svobody,. стр. 30). Пo другой версии, являлось в видении само святейшее сердце на огненном троне, на нем видны были язвы, терновый венец, обвивавший его, и крест, водруженный наверху его • 68(см. Молитвенник пробоща Руффера, стр.7–8). Обе версии сходятся в том, что введение и распространение культа св. сердца Спаситель чрез М. Алякок поручил о.о. иезуитам. Деятельное участие иезуитов в организации почитания сердца Иисусова проходит чрез всю историю культа. Иезуит Коломбьер, аббат монастыря в Парэ-ле-Мониаль, первый выразил сочувствие видениям М. Алякок, а его преемники – Краузе и Ролин пропаганду новая культа ставили себе задачею, в особенности Краузе, которому принадлежит первый печатный труд по этому предмету (La d é votion an S. Coeur Jésus Christ par un Рèге de la Соmр. de Jésus, Лион 1691). Пропаганда эта встретила себе большое сочувствие среди ревностных католиков Франции, но в самом Риме ее сначала игнорировали, а потом даже стали противодействовать. Книга патера Краузе в 1704 г. была запрещена (Reusch, Index II, 184);. еще ранее того, в 1697 г., было отклонено ходатайство ордена салезианеринцев о введении особого праздника сердца Иисусова. Возобновление этой просьбы в 1707 и 1727 гг. также не имело успеха, причем со стороны кардинала Ламбертини, впоследствии папы Бенедикта XIV, было сделано возражение, что особое почитание сердца Иисусова ведет к дроблению целого Христа, что наряду с сердцем мы с таким же правом можем почитать глаза, язык Иисуса и т. д. (Nilles: De rationibns 1,24.39;). Несмотря на противодействие Рима, культ сердца Иис. быстро распространялся, благодаря тому, главным образом, что его почитатели организовались в братства. К началу XVIII ст. он уже проник за пределы Франции; в 1702 г. в немецкой Швейцарии появилась первая книга на немецком языке о почитании сердца Иис. Отсюда почитание сердца Иис. распространилось по всей Германии, прежде всего в Аугсбурге, где скоро по этому предмету появился целый ряд сочинений. Всеобщее внимание обратил на себя культ сердца, когда защитником его выступил Ланге (в то время епископ сайзонский), в своей биографии Маргариты Алякок. Еще большее значение имел труд иезуита Галлифе De Cultu sacrosancti Cordis Dei (Romae 1726). Он был переведен на разные языки, и до сих пор из него почерпают так называемые «научные средства» для защиты культа сердца Иис. Начавшаяся реакция против янсенизма усилила движение в пользу культа сердца И., главным образом в высших слоях общества: устав от янсенистического ригоризма, общество это отдыхало на нежащем религиозное чувство почитании сердца И. Со стороны его пред папами был возбужден целый ряд ходатайств установить особое служение и особую мессу сердцу И. Но успех имело только ходатайство епископов Польши, возбужденное в 1765 г. сообща с римским братством сердца Иис. Особое служение и особая месса сердцу И. были дозволены под тем ясно выраженным предположением, что почитание относится к сердцу Иисуса, как только символу Его благости и любви (Nilles, De rationibus I, 152). Эта попытка устранить обожание материального сердца Иисусова не имела успеха. Иезуиты и ими поддерживаемое понимание культа оказались сильнее пап; поэтому, когда в защиту почитания материального сердца Иис. появился целый ряд сочинений и около этого предмета возгорелась литературная борьба, папская курия постаралась не заметить этого движения. Напротив, весьма скоро обнаружилось, что сомневаться в истинности нового культа или же высказываться против него было далеко небезопасно. Когда еп. пистойский Сципион Рикки на домогательства иезуитов посвятить сердцу Иисусову церковный колокол ответил в своем пастырском послании 3 июня 1781 г. решительным предупреждением против идолопоклонства перед сердцем, – он вызвал этим против себя ненависть иезуитов и папское бреве, в котором – наряду с осуждением епископу за резкое слово – разъяснялось, что служение сердцу Иисусову ставит целью только то, «чтобы под символом сердца наглядно представить любовь Спасителя» (Reusch II, 985). В половине XVIII ст. культу сердца Иис. пришлось выдержать сильную оппозицию. Во главе ее стоял прокуратор августинского ордена, Августин Георги († 1797 г.); центром была Италия. В Неаполе и Генуе запрещены были книги, трактующие о почитании сердца Иис.; в Вене дело дошло до наказания за их распространение; в Вероне были даже закрыты братства сердца Иис.; напротив, труды, дискредитирующее культ, усиленно распространялись (напр. Disputatio commonitoria С. Blasius’a; см. Nilles I, 228). С наступлением правления папы Пия VI последовала благоприятная для культа сердца перемена. Тезисы собора в Пистойе 1786 г. против почитания сердца Иис. были осуждены буллою «Anctorem fиdei» 28 авг. 1794 г. К тому же времени иезуиты создали более прочную организацию в целях распространения культа: в 1794 г. иезуитом Торнелли было основано «Общество св. сердца Иис.», в 1797 г. оно соединилось с учрежденным иез. Паккани «Товариществом веры Иисусовой». Искусно направляемые иезуитами, одна епархия за другой стали добиваться позволения установить особый праздник сердца Иис.; папы, под влиянием тех же иезуитов, охотно соглашались на это. В некоторых местах не довольствовались одним праздничным днем в честь сердца И. и посвящали ему целый месяц июнь. Насколько культ сердца И. проник в народ, показывает следующий факт: в 1796 г. городские сословия и духовенство в Тироле для защиты от угрожающей войны посвятили страну сердцу Иисуса и обязались на все времена торжественно праздновать день сердца. Несмотря на такую распространенность почитания сердца И., признание общецерковного значения за праздником сердца Иисусова было получено от пап только в половине XIX ст.: 23 авг. 1856 г. Пий IX, уступая настоянию французских епископов, учредил праздник сердца Ииc. в октаве Божьего тела для всей церкви. Состоявшаяся 19 авг, 1864 г. канонизация Маргариты Алякок естественно послужила еще к большему возвышению и распространению культа. Стоящие до сих пор в стороне, немецкие епископы с этого времени подпадают под влияние иезуитов и у них начинает замечаться все возрастающая ревность к культу сердца Иис. По дороге на ватиканский собор немецкие епископы пастырским посланием из Фульды, датированным 6 сент., 1869 г., установили трехдневное празднование сердцу Иис. («Katholik» 1885, 523). На соборе ревность к культу сердца И. все возрастала. Большинство собравшихся епископов обратилось к папе с просьбою возвести праздник сердца Иис. на степень праздников первого класса (festum primae classis); но лишь одни иезуиты за свои особые заслуги пред Ватиканом получили эту привилегию для своих церквей (Nilles I, 189). 16 июля 1871 г. немецкие епископы возобновили ту же просьбу, но безуспешно. Более успеха имела петиция, возбужденная архиеп. тулузским, в апреле 1875 г. подписанная 525 епископами, с предложением папе в день двухсотлетия культа сердца Иис. посвятить ему всю вселенную и праздновать этот день чрезвычайным торжеством (Nilles 1,206). Вселенная годом ранее была уже посвящена бл. Иосифу и посвятить ее вторично сердцу Иис. нашли неудобным; взамен этого папа дал широкое право каждому верующему посвящать себя Иисусову сердцу каждое 16-ое июля (день учреждения культа), а посвятившие себя получали полную индульгенцию. Последним законодательным актом в пользу культа сердца Иисусова было бреве папы Льва ХIII от 28 июня 1889 г. Признавая в этом культе опору и защиту христианского общества, папа устанавливал особый церемониал св. сердца Иисусова.

Первоначально римская курия за сердцем Иис. признавала значение лишь символа любви Христовой, но уже иезуит Галлифе дает этой мысли такое направление, что пострадало на кресте, было прободено копием и источило кровь материальное сердце Иис., а потому наше почитание непосредственно должно относиться и к нему. Взаимоотношение этих двух элементов культа ясно выражено проф. иез. Юнгманом: «Служение святейшего сердца Иисуса существенно направлено к двоякому объекту: первый и главный предмет оного служения образует сердце Ипсуса в тропическом смысле слова, а другой и второстепенный предмет есть натуральный символ первого, телесное сердце Спасителя»; однако тот же самый Юнгман признает, что этот второстепенный предмет служения выдвигается на первый план ввиду важного практического значения его для культа. Папы, первоначально высказавшиеся за почитание символического сердца, долго не решались признать предметом почитания и материальное сердце Спасителя. Официально эта точка зрения была принята лишь в 1864 г. Пием IX в бреве о канонизации М. Алякок, где папа говорит: «У кого найдется такое черствое и надменное сердце, чтобы он не почувствовал ответной любви к тому сладчайшему сердцу, которое претерпело пробождение и; раны копием для того лишь, чтобы наши души вкусили покой» («Katholik» 1875, 1, 388). Насколько важное значение в католической церкви придается служению видимому сердцу Иисусову, можно заключить из факта, что в 1878 г. с согласия папы Пия iX конгрегациею индульгенций было объявлено, что получать индульгенции за молитвы пред образом сердца Иисусова можно лишь в том случае, если на этом образе действительно видно сердце Иис., а недостаточно, если образ представляет Спасителя показывающим Свои раны, причем рука Его лежит на боку и закрывает сердце (Reusch, Die deutschen Bischofe, 84). Сердце есть символ всей внутренней жизни во Христе, символ Его «невидимого сердца» или любви, поскольку внутренняя жизнь Христа концентрируется в этом чувстве. Выясняя отличие этого символа от другого древнейшего и общепризнанного во вселенской церкви символа любви – креста Христова, иезуиты говорят, что «крест, конечно, вполне способен изображать собою страдания и смерть Спасителя и поэтому подходящий символ для Его любви к нам. Но он указывает только на это одно доказательство ее (!?); он не напоминает нам непосредственно ни о Его (Христа) добродетелях и внутренней жизни, ни о другом великом деле Его любви, о святейшем таинстве» (евхаристии). Сердце не простой знак любви, это и олицетворение любви и притом такое законченное, что сердце становится совершенно живым лицом. К нему, как живому лицу, направлены молитвы, размышления, чувствования, обращения, благодарение и прославление. «Сердце Иисусово, глубино божественной мудрости, помилуй нас! Сердце Иисусово, седалище благодати и даров Св. Духа, помилуй нас! Сердце Иисусово, букет добродетелей, помилуй нас!» и т. д. (Providla bratrstva.., стр. 15). В честь его установлено особое богослужение, как бы новоявленному святому. Но святому посвящается один какой-нибудь день в году; сердцу же, поставленному в замен самого лица Христа, служение совершается постоянное, непрерывное в продолжение всего года или – лучше – в продолжение всей жизни чтителя сердца. Молитвы и песнопения в честь сердца суть молитвы и песнопения Иисусу, только примененные к сердцу. Поэтому они составлены на все потребы: есть молитвы и песнопения утренние и вечерние, преl исповедью и после исповеди, во время литургии на дни Господских и Богородичных праздников, дни святых и т. д. Кроме того, в молитвенниках излагаются правила, как совершать почитание сердца, предлагается руководство, как предаваться благочестивыми размышлениям, воздыханиям и обращениям к сердцу и как исполнять особые благочестивые упражнения в честь сердца (Apostolat modlitby…, стр.210–13. Vplna poboznost…, стр.8–14).

Хотя служение сердцу имеет характер общецерковный, может быть предложено всем верующим сынам латинской церкви и ими отправляемо, – тем не менее оно усвоено особому обществу или союзу. Поэтому цели служения достигаются не вообще в церкви латинской, а в обществе таких католиков, которые особенно ревнуют о высшем совершенстве. Как духовный союз, общество сердца налагает на своих членов свои обязанности: особые религиозные упражнения пред образом сердца, частую исповедь и причащение, взаимную любовь и молитву друг за друга, а особенно за умерших сочленов, и т. д. Это общество имеет свои особые храмы, снабженные полными индульгенциями. Само собою разумеется, чтитель сердца может молиться и во всяком храме, – но он должен знать свои храмы и посещать их, как для напоминания нравственной связи со своими сочленами, так и для присвоения себе тех «духовных привилегий», какие соединены с посещением храмов сердца. Общество сердца имеет и свои священные времена. Празднуются, конечно, и все вообще католические праздники, но для благочестивых упражнений, налагаемых служением сердцу, назначены особые дни; это а) все пятницы года; из них первые в каждом месяце имеют некоторое предпочтение пред остальными; б) последние три дня в посту, первый и последний день каждого года, но в) самый важный и высокоторжественный день для общества есть пятница в октаве Божьего тела, ибо в этот день последовало самое блистательное явление Христа Спасителя монахине Маргарите и решительное установление служения сердцу. Кроме священных дней, существует еще особый священный час – с четверга на пятницу каждой недели, в воспоминание гефсиманского моления о чаше Спасителя. Таким образом служение сердцу Иисусову есть чрезвычайное средство поднять религиозность католиков, чрез сосредоточенное почитание воплощенной в образе сердца любви Христовой, возбуждать и развивать любовь и стремление к высшему совершенству.

Общества св. сердца Иисусова. Церковная жизнь в католичестве имеет ту особенность, что всякое новое религиозное движение в ней стремилось сосредоточиться, концентрироваться в более или менее обособленном обществе, союзе, братстве. Этим же путем стало развиваться и зародившееся в конце ХVII ст. почитание сердца Иисусова. На самых же первых порах оно организовалось в особые братства; рост этих братств дает наглядную картину распространения культа. Первое братство св. сердца было основано в 1693 г. в монастыре Парэ-ле-Мониаль. В 1727 г. таких братств насчитывалось уже до 400, из них 83 были в Германии («Katholik» 1885, 385). В 1729 г. иезуит Галлифе учредил в самом Риме братство сердца, особенно покровительствуемое папами и снабженное большими привилегиями. В 1765 г. число братств в разных странах возросло до 1.089 (см. у Nilles’a, I, 206). Тогда же в Риме было основано второе центральное братство при церкви св. Марии; в союзе с этим римским братством в 1865 г. функционировало уже 6.677 братств, а в 1895 г. – 10.000 с более чем 20.000.000 членов. Такой быстрый рост братств сердца Иисуса объясняется в значительной степени тем, что эти братства стремились объединиться с прежде существовавшими и вновь возникающими организациями подобного же типа. Так, по неразрывной связи почитания сердца И. с почитанием «непорочно-зачатого» сердца Богоматери, братства этих «сердец» часто объединялись в одно целое. Но особенно важное значение для культа сердца имело его соединение с апостолятом (в 1879 г.). Апостолят (основан иезуитом Готреле в 1844 г.) – это такое молитвенное братство, члены которого приглашаются к личному участию в деле апостольского служения в той среде, в какой кто стоит. Забота о спасении ближнего и ревность о славе Божией – главные цели апостолята, они же стали и целями культа сердца Иис., который до сих пор свою задачу полагал в возгревании чувства любви к Иисусу, не указывая для него прямого жизненная дела. Таким образом, соединение культа сердца с апостолятом делало этот культ более жизненным и более сильным орудием к распространению и утверждению католической церкви. Какую могущественную силу представляет этот культ и какую громадную работу он несет, можно судить по тому факту, что в 1876 г. это общество выпускало более чем 25 периодических изданий, а в 1895 г. один из печат. органов его «Духовный союз божественная сердца Иисуса» выходил ежемесячно в двадцати различных изданиях и на четырнадцати языках.

П. Тычинин.

Торжество Святейшего Сердца Иисуса (27.06.2014)


Торжество Святейшего Сердца Иисуса — праздник, посвящённый почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых и на двенадцатый день после Дня Святой Троицы. Сердце Христово является символом любви Бога к людям; праздник Сердца Иисуса, таким образом, отражает благодарность Господу за его любовь и дарованное спасение.
С самых ранних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа к людям, для которой существовали различные символы. В древности это был образ Доброго Пастыря. В Средние века получил распространение культ пяти Христовых ран и увенчанной тернием главы Христовой. Тогда же возник и культ Сердца Иисуса (как продолжение и развитие культа главной из пяти Его ран – в боку), который постепенно набирал силу. Его следы можно обнаружить, в частности, в монастырях цистерцианок в Саксонии в XIII веке (видения св. Матильды и св. Гертруды Хельфтской), в жизнеописаниях средневековых святых, в практиках доминиканского, францисканского и картезианского орденов. Однако заметным явлением в церковной жизни он стал уже в Новое Время.
Почитание Сердца Иисуса практиковалось среди последователей devotio moderna («нового благочестия», принятого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), поддерживалось некоторыми членами возникших в XVI веке новых монашеских орденов – иезуитами и ораторианами, а также «старых» орденов – бенедиктинцами, кармелитами, францисканцами, и известными в Европе учителями аскетики. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Эд в 1672 г. с разрешения духовных властей впервые отслужил Мессу Сердцу Иисуса. Он же стал основоположником одной из традиций почитания Сердца Иисусова во Франции.
Огромную роль в распространении культа Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву праздника Божия Тела 1675 г. и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца. Сестра Алакок получила поддержку со стороны своего духовника-иезуита Клода де ла Коломбье. В 1684 г. увидела свет книга Коломбье с описанием видений Маргариты Марии, в 1691 г. – биография Маргариты Марии, принадлежащая перу иезуита Жана Круазе, а в 1698 г. – ее собственная книга о почитании Сердца Иисуса. Все они пользовались огромной популярностью в среде французского духовенства, монашества и набожных мирян. Некоторое время формы почитания Святого Сердца, восходящие к отцу Жану Эду, существовали параллельно с традицией Маргариты Марии Алакок и отца де ла Коломбье. Впоследствии оба движения слились воедино.
Почитание Сердца Иисусова ширилось, возникали многочисленные братства, посвященные «Святому Сердцу». В 1720 г. зафиксировано первое публичное – вне монастырских стен и приватных богослужений церковных братств – поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение ему. Это произошло в Марселе во время эпидемии чумы. Однако Рим долго медлил с установлением соответствующего праздника. Наконец, Папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 г. В 1794 году Папа Пий VI в своей булле «Auctorem fidei» защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов, утверждавших, что недопустимо поклоняться телесному сердцу, отделенному от полноценной личности Иисуса Христа.
В 1856 г. Папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисуса обязательным для всей Церкви. Папа Лев XIII в 1889 г. поднял его ранг до наивысшего (solemnitas – «торжество») и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса. Прежде подобная практика существовала лишь в отдельных монастырях и братствах, однако в 1875 году – в ознаменование 200-летия явления Иисуса Маргарите Марии Алакок – такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса всё человечество, назвав это «великим деянием» своего понтификата. Об этом посвящении его попросила португальская монахиня Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, попросил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Пресвятого Сердца, за два дня до «великого деяния» Льва XIII. Лев XIII также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца.
В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю европейского человечества, культ Сердца Иисуса стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи почитания Пресвятого Сердца: сестра Маргарита Мария Алакок – в 1920 г., отец Жан Эд – в 1925 г. (в 1903 году папа Пий IX провозгласил Эда носителем героических добродетелей и присвоил ему титул «автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии»), а отец Клод де ла Коломбье был причислен к лику блаженных в 1992 году. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.).
Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа.
Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово. Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение. В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Обещания Иисуса для тех, кто будет почитать Его Святое Сердце
Представляя Своё Святейшее Сердце Св. Маргарите Марии Алакок (1647-1690) Иисус сказал: «Вот Сердце, которое так возлюбило людей и не щадило себя, аж до конца… А взамен от большинства оно получает только неблагодарность… неуважение и святотатство, равнодушие и пренебрежение…». В четырёх видениях св. Маргарите Марии Алакок Иисус оставил Свои обещания для всех, кто будет чтить Его Святое Сердце.
Необходимые условия:
Девять раз принять Святое Причастие; В первую пятницу каждого месяца (необходимо исповедоваться в восьмидневный период перед первой пятницей); В течении девяти месяцев подряд, без перерыва; С надлежащим отданием; С намерением вознаграждения Святейшему Сердцу Иисуса и получения обещанных духовных благ.
Все видения Иисуса св. Маргарита Мария Алакок описала в своих письмах.
Вот некоторые из обещаний, которые оставил Иисус почитателям Своего Святого Сердца.
— Уделю им все милости, необходимые в их состоянии.
— Мир и согласие будут господствовать в их семьях.
— Утешу их во всех скорбях.
— Буду им безопасным прибежищем в жизни, а особенно в час смерти.
— Благословлю в изобилии все их начинания.
— Грешники найдут в Моём Сердце источник бесконечного милосердия.
— Души остывшие станут пламенными.
— Пламенные души быстро дойдут до высокого совершенства.
— Благословлю дома, в которых будет выставлено и почитаемо изображение Моего Сердца.
— Дам священникам силу сокрушания самых закаменелых сердец.
— Имена тех, кто будет распространять это богослужение, будут записаны в Моём сердце и останутся в Нём насегда.
— От избытка милосердия Моего Сердца обещаю…, что Моя всемогущая Любовь уделит милость последнего покаяния всем, кто примет Святое Причастие девять первых пятниц месяца подряд, так что не умрут они в Моей немилости и без таинств, и Моё Божественное Сердце будет для них безопасным убежищем в последний момент (их жизни).
Молитва посвящения себя и всего человечества Святейшему Сердцу Иисуса
С. О Иисус милосердный, Искупитель человеческого рода! Милостиво воззри на нас, с глубоким смирением припадающих к Твоему престолу.
В. Мы — Твои, и хотим быть Твоими.
С. Желая всё же ещё теснее соединиться с Тобою, каждый из нас сегодня посвящает себя добровольно Святейшему Сердцу Твоему. Тебя многие никогда не знали, от Тебя многие отреклись, презрев заповеди Твои. Сжалься над теми и другими, о благой Иисус, и привлеки всех к Святому Сердцу Твоему. Будь Царём, Господи, не только верных, никогда не оставлявших Тебя, но и блудных сынов, ушедших от Тебя.
В. Приведи их скоро в Отчий дом, да не погибнут от духовной нищеты и голода.
С. Будь Царём и тех, кого ложные толки ввели в заблуждение или разделило разногласие. Приведи их обратно к полноте истины и к единству в вере, да будет скоро одно стадо и один Пастырь. Также и всех, Тебя ещё не знающих, приведи в семью верующих. Даруй, Господи, Церкви Твоей полное процветание и свободу, даруй всем народам жить в мире и согласии, чтобы со всех концов вселенной звучало единогласно:

В. Слава Божественному Сердцу, через Которое нам дано Спасение! Слава Ему и честь во веки веков. Аминь.
К-Портал
Литания Святейшему Сердцу Иисуса
Господи, помилуй Христе, помилуй
Господи, помилуй
Христе, внемли нам Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас
Сын, Искупитель мира, Боже, ““—““
Дух Святой, Боже, ““—““
Святая Троица, Единый Боже, ““—““
Сердце Иисуса, Сына Отца Предвечного, ““—““
Сердце Иисуса, в лоне Девы Матери от Духа Святого зачатое, ““—““
Сердце Иисуса, с Богом Словом по существу соединённое, ““—““
Сердце Иисуса, величие бесконечное, ““—““
Сердце Иисуса, святой храм Божий, ““—““
Сердце Иисуса, обитель Всевышнего, ““—““
Сердце Иисуса, дом Божий и врата небесные, ““—““
Сердце Иисуса, очаг любви пылающей, ““—““
Сердце Иисуса, благости и любви исполненное, ““—““
Сердце Иисуса, глубина всех добродетелей, ““—““
Сердце Иисуса, всякой хвалы достойное, ““—““
Сердце Иисуса, всех сердец Царь и единение, ““—““
Сердце Иисуса, в котором сокровища мудрости и познания, ““—““
Сердце Иисуса, в котором обитает вся полнота Божества, ““—““
Сердце Иисуса, в котором Отчее благоволение, ““—““
Сердце Иисуса, от полноты которого все мы приняли, ““—““
Сердце Иисуса, вечных высот желание, ““—““
Сердце Иисуса, терпеливое и многомилостивое, ““—““
Сердце Иисуса, щедрое ко всем, Тебя призывающим, ““—““
Сердце Иисуса, источник жизни и святости, ““—““
Сердце Иисуса, за грехи наши умилостивление, ““—““
Сердце Иисуса, оскорблениями нашими преисполненное, ““—““
Сердце Иисуса, злодеяниями нашими израненное, ““—““
Сердце Иисуса, даже до смерти послушное, ““—““
Сердце Иисуса, копьём прободённое, ““—““
Сердце Иисуса, источник всякого утешения, ““—““
Сердце Иисуса, жизнь наша и воскресение, ““—““
Сердце Иисуса, покой наш и примирение, ““—““
Сердце Иисуса, жертва за грехи наши, ““—““
Сердце Иисуса, спасение на Тебя уповающих, ““—““
Сердце Иисуса, упование в Тебе умирающих, ““—““
Сердце Иисуса, счастье всех святых, ““—““
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира помилуй нас, Господи.
— Иисус кроткий и смиренный сердцем
— Сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему.
Помолимся:
Всемогущий и вечный Боже, воззри на Сердце Твоего Возлюбленного Сына и на хвалу и удовлетворение, Им принесённые Тебе за грешников, и милостиво даруй прощение грехов уповающим на Твоё милосердие. Через Того же Сына Твоего Иисуса Христа, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

Это значит: «Я так старалась, а ты, бесчувственная скотина, даже не обратил внимания». Срочно осмотри вопрошающую женщину с головы до ног на предмет метаморфоз. Грудь на месте и не изменилась в размерах? Это еще ничего не значит. Постарайся вспомнить какие-то базовые черты ее внешности – цвет и фактуру волос, цвет глаз. Есть изменения? Не уверен? Не расстраивайся, человек не в силах запомнить те 200-300 параметров, которые женщина считает главными в своей внешности. Новыми могут оказаться маникюр, платье или форма бровей. Если твоя девушка вдруг стала напоминать Дональда, возможно, она увеличила объем губ. Если ее глаза тебе показались больше размером, возможно, раньше она носила очки, а теперь обзавелась линзами. Хотя не исключено, что она просто сделала генеральную уборку или повесила новые занавески. Что должно было сразу броситься в глаза.
Правильный ответ: «Конечно замечаю, я же не слепой! Так гораздо лучше!»
Неправильный ответ: «Что я должен заметить? Новые бигуди?»

№13 Я правда не толстая?

Это значит: что ты все еще мало поработал над этим больным вопросом. Да, ты уже сравнивал ее с узниками концлагерей и предлагал ей покупать вещи в детском отделе. Но этого мало! Ты должен сам время от времени делать задумчивое лицо, прищуриваться и задумчиво бормотать: «Ты что похудела? Мне кажется, ты похудела… Тебе надо больше кушать…»
Правильный ответ: «Клянусь своей игровой приставкой, тебе скоро придется менять гардероб – все эти вещи тебе велики!»
Неправильный ответ: «Если ты еще раз спросишь меня об этом, я скажу тебе правду, и она будет страшной!»

№14 Давай останемся Друзьями

Это значит: «Я встретила кое-кого более интересного в сексуальном плане, чем ты. Мне немного неудобно из-за этого, и еще – мне тебя жалко». Конечно, тебе было с ней хорошо не только в постели, но и в кино, на дискотеке, на пляже. Поэтому есть соблазн «остаться друзьями», чтобы продолжить приятные отношения. Не поддавайся, в кино, на дискотеке и на пляже ты все равно будешь думать о сексе.
Правильный ответ: «Нет-нет. Боюсь, ты не выдержишь и изнасилуешь меня».
Неправильный ответ: «Здорово! Будем вместе ходить по магазинам и пить кофе с пирожными. А я все-таки буду надеяться, что ты ко мне вернешься…»

№15 Не знаю, что вы в ней находите!

Это значит: «Я ненавижу эту крашеную тварь и при случае выцарапаю ей глаза». В каждой мужской компании есть своя лирическая героиня, обсуждение которой и составляет прелесть пресловутых мужских бесед. Обычно это общая сослуживица или бывшая сокурсница. Она курит, пьет и умело рассказывает матерные анекдоты. Легко садится к кому-нибудь на колени, если нет свободных мест. И даже если есть… Это ничего не значит, просто она такая непосредственная, такая своя. Жены и подруги таких ненавидят.
Правильный ответ: «Ничего! Она толстая, некрасивая и… как это слово… вульгарная! Кстати, кажется, ты похудела».
Неправильный ответ: «Да ладно тебе, она прикольная!»

№16 Ты же мужчина!

Это значит: «Я совсем уже было собралась сделать это неприятное дело сама, как вдруг вспомнила, на кого я могу его свалить». Ввернуть лампочку, забить гвоздик, принести картошку – никто не спорит, тут действительно нужна сила, сноровка, смекалка и прочие качества, которые мальчики впитали на уроках труда. Но есть и другие миссии (абсолютно бессмысленные) – вернуться с полдороги выключить плиту, вылезти на зимний балкон за трехлитровой банкой, перерыть пляж в поисках заколки, – которые с женской точки зрения под силу только титанам. Попытки обсудить эти миссии с точки зрения законов физики и логики расцениваются как неджентльменские. Ты же мужчина! Так что не спорь, а лучше возьми зонтик и принеси пудреницу из машины.
Правильный ответ: «Конечно, дорогая! Ах, эта твоя милая рассеянность!»
Неправильный ответ: «Не могу, я уже накрасил ногти».

№17 Я вам не мешаю?!

Это значит: «Я не хочу, чтобы вы срочно сменили тему. И желательно никогда больше к ней не возвращались при мне, а особенно без меня». В присутствии девушек мужские разговоры становятся особенно захватывающими – куда поехать в отпуск? где покупать мебель для ванной? полезна ли японская кухня? Но бывает, слово за слово, разговор съезжает куда-то не туда. Отпуск, жаркие страны, тайки умеют такое… Встраиваемая техника, Петрович, кстати, установил в ванной видеокамеру, и когда приходят проститутки… Кстати, о японской кухне – помнишь ту официантку из ресторана «Хиросима»?.. Вот тут-то девушка начинает ерзать и ощущать дискомфорт.
Правильный ответ: «Извини, дорогая! Геннадий, перестаньте говорить глупости! Так вот, с точки зрения соотношения «цена-качество» немецкие смесители…»
Неправильный ответ: «Ха-ха-ха! Дорогая, заткни уши, я хочу закончить мысль».

№18 Ты помнишь, какой сегодня день?

«Сделай другого человека богаче». Как распахнуть сердце для всех людей на свете

Архимандрит Андрей (Конанос)

Понимаешь, очень важно смотреть на жизнь с оптимизмом. Почувствуй, что весь мир – твой. Потому что Тот, Кто сотворил его – также принадлежит тебе, Он – Твой Бог. И раз Господь живет в нашем сердце, раз и мы – в Его сердце, раз Он нас любит – неужели то, что принадлежит Ему, не принадлежит и нам? Все, чем обладает Господь – мир вокруг, воздух, которым ты дышишь, – все это Он даровал тебе. Неужели после этого ты не богат? Вот светит солнце – и оно твое, наслаждайся! И дождь – тоже твой, и вся земля – твоя, ходи по ней сколько хочешь, любуйся цветами, слушай пение птиц, ведь все это существует для того, чтобы сделать нашу жизнь еще прекраснее! Так что ты – сказочно богат. И Господь наш никак не скуп и не жаден, наоборот: Он невероятно щедр. И дарует нам все, что только можно, не выставляя при этом никаких счетов – как Отец, который хочет лишь одного: чтобы Его дети ни в чем не нуждались. Будем же утешаться этим, говоря: «Господь не оставит, Он непременно подскажет нужное решение, просветит и поддержит. Хватит бояться!»

Открывая свое сердце, делясь и давая, мы побеждаем свой страх и неуверенность. Ведь чем увереннее мы хотим быть в завтрашнем дне, сосредоточившись исключительно на себе и своей семье, тем неувереннее на самом деле чувствует себя наша душа. И напротив: человек, который не боится быть щедрым, хлебосольным и дающим, – счастлив по-настоящему. Так что страх побеждается жертвой – жертвой для ближнего.

Реальность убеждает нас в том, что любовь существует. Отдавая любовь, ты получаешь ее назад, вместе с улыбками и благодарными словами от тех, кому помогаешь, и твои страхи исчезают. Любовь, которую мы получаем, давая, – эта любовь изгоняет страх, как говорит Господь. Когда я люблю, я не боюсь. Не боюсь, потому что люблю. Бери, брат! Обратите внимание: я говорю слово «брат». То есть, чтобы поделиться с кем-то, нужно относиться к этому человеку как к брату. А если он тебе не брат, если все люди вокруг тебе не братья, ты не сможешь делиться. Наоборот, будешь считать себя особенным, уникальным, оберегая свое имущество.

МЫ. Что значит – мы? Мы – это я, моя жена, мои близкие. А ведь все люди – одно целое на нашей планете. И все, что вокруг, – наше. Так что когда делишься с кем-то, то так называемый ближний, узкий круг размыкается.

Мы открываемся навстречу другим людям, выходя из тесного семейного пространства и являя любовь тем, кто живет рядом с нами.

Приведу такой пример. В доме напротив у нас живет одна семья. И вот время от времени я слышу звонок в дверь, а открыв, вижу на пороге маленького мальчика, соседа, который говорит: «Бабушка напекла пирожков и сказала мне отнести вам немного! Вот, это вам!» Эти люди меня даже не знают, мы с ними не знакомы; я им не родственник, они ничем мне не обязаны. Но вот, представьте себе, – я им не чужой! Удивительно, правда?

Так что, делясь с другими, мы начинаем чувствовать свое единство, ощущать себя вместе со всеми. Ты – такой, как все, никто тебе не чужой, наоборот: все мы – близкие друг другу люди. Помните, о чем говорил и апостол Павел, и другие святые, о чем постоянно говорим и мы (правда, не придавая никакого значения этим словам)? Все мы – Тело Христово. То есть каждый из нас – не сам по себе, а часть Пресвятого Тела Господа нашего Иисуса Христа. И жертвуя чем-то для других, мы можем ощутить это единство и перестать наконец делить людей на близких и дальних, полюбить не только своих родственников, а и соседей, и соотечественников, да и вообще – всех людей на свете. Полюбить и распахнуть для них свое сердце.

Надо сказать, что такие люди – любящие, заботящиеся обо всех – действительно существуют. И это потрясающе. В наше время есть благотворительные, церковные организации, цель которых – помогать нуждающимся. Люди, трудящиеся на этом поприще, понимают, что рай, куда мы так стремимся попасть, – это, в первую очередь, те, кто рядом. Потому и говорится: видел брата твоего – видел Господа. «Что вы ближнему сотворили, то Мне сотворили», – говорит Господь (Мф.25:40). То есть Бог – в наших ближних. Он открывается через тех, кто встречается на нашем пути. Он – рядом, Он говорит с нами.

Почувствуй, пойми это, и пусть дарение будет тебе в радость – неважно, делишься ты книгами или едой, деньгами или личным временем, просто улыбкой или молитвой, которую возносишь за ближнего.

Сделай другого человека богаче благодаря своей молитве! Дай то, в чем он нуждается! Прояви чуткость, пойми его! Сколько стоит понимание? Сколько денег? «Деньги, деньги! – скажете вы сейчас. – Видно, эта передача – только для богатых, какие у нас могут быть деньги, нет их!» Да нет, наша передача – не только для богатых. Среди состоятельных людей бывают и щедрые, и открытые, готовые поделиться с нуждающимися. Так что наша передача – для всех нас. Говоря о жертве, я не имею в виду только деньги. Какая разница – беден ты или богат. Важно, какое у тебя сердце.

Фото: Veronika Mischenko / fotokto.ru

Можно быть богатым и при этом совершенно не зависеть от денег. Человек хорошо зарабатывает, потому и деньги есть, можно сказать – работа у него такая. Вот и всё. Он не виноват в том, что богат. Так сложилось. Может быть, получил хорошее наследство, может быть – просто оказался в нужное время в нужном месте – дело не в этом. Главное богатство – в сердце. И деньги не мешают такому человеку заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся. Я знаю таких богатых людей – у которых сердце еще богаче.

Поделись с ближним улыбкой, ласковым словом. Дай ему любви. Вопрос в том – как это сделать, как настроить себя на то, чтобы «влиться» в течение Божественной любви, открывая свое сердце. Попробуй поймать один луч Божественного Солнца и устремиться вместе с ним в страну Божественной любви, чтобы быть с Господом.

Когда любишь, то показываешь это на деле. В этом и состоит жертва любви. Она – реальное ее проявление, подтверждение, доказательство тому, что любишь. Если любишь – то даешь.

Ты мне даешь, я тебе даю, и в ответ на любовь мы получаем счастливую улыбку, в ответ на помощь – благодарность и ласку. Даже простые слова благодарности значат немало.

Как-то мне пожертвовали много пачек сухого молока. Я совсем не люблю его, но отказываться не стал. Молоко лежало у меня в машине. И вот когда я остановился на светофоре, ко мне подбежал нищий, прося денег. Я вдруг подумал: а не отдать ли ему это сухое молоко? А если он обидится, рассердится за такую подачку? В конце концов я все-таки решился и спросил, не нужно ли ему сухое молоко. Нищий ошеломленно взглянул на меня и тут же согласился. Тогда я передал ему через окно двадцать коробок. Вы не представляете, как этот человек благодарил меня! Он не знал греческого и потому повторял только одну фразу, бия себя в грудь: «Спасибо всегда, спасибо всегда!» (очевидно, вместо «спасибо большое»). Никогда не забуду этот случай.

Научись давать! Мы только и делаем, что говорим о своих проблемах, задачах и чувствах. Только и делаем, что говорим о себе. Может быть, вы обращали внимание, что «я» у нас – первая буква алфавита. Я, мое… А ведь все наши проблемы возникают потому, что мы заняты исключительно собой, вращаясь вокруг собственного «я». Открой сердце другим людям, выйди ходя бы немного за рамки самого себя, и увидишь: все будет по-другому! Поднимись над самим собой, пусть любовь к ближнему станет твоим главным делом – хотя бы ненадолго. Хотя бы ненадолго забудь о своих проблемах и обратись к проблемам других людей. Это тебе очень поможет. Самоотдача и самопожертвование – лучшие лекарства для души.