Схиархимандрит никон псково печерский

Утром 30 мая мы позавтракали в столовой гостиницы «Спорт» в Пскове сосиской с яичницей и чаем с печеньем. Поскольку я готовился к исповеди и причастию, то от сосиски и яичницы воздержался. После завтрака с вещами сели в большой автобус и поехали в г. Печоры, в знаменитый Псково-Печерский монастырь. Его популярность резко возросла после издания книги «Несвятые святые», в которой в увлекательной форме рассказывается о повседневной жизни монахов. Я не отрываясь прочёл её за два дня.

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым, который служил здесь с 1986 г. по 1998 г.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца. Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова. Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений для множества людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносцева

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия. Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы «Знамение». Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Мы совершили экскурсию по древней крепости.

остатки крепостной стены и башни

Осмотрели остатки башен, стены. Прошлись по территории внутри крепости,

зелёные лужайки и домики

которая заросла травой. Обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот. Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости,

Никольский храм на территории крепости

а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке. Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.

Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Зрелище, которое мы уведили, было великолепным. Прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз образуют огромное озеро. Все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями.

Лебеди на Городищенском озере

По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки. Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

Псково-Печерский монастырь

К обеду мы приехали в г. Печоры, по которому проходит граница с Эстонией. Поселили нас в гостинице для паломников. Она находится на территории бывшей воинской части. Отсюда до монастыря около 1,5 км. Как только нас расселили по кельям, а проживание здесь раздельное, мы на автобусе поехали в ресторан обедать. Здесь нам подали щи, гуляш с картофельным пюре, чай и пирожок с повидлом. Из ресторана пешком отправились в монастырь, который был совсем рядом. Прошли на смотровую площадку, где гид Ирина показала и рассказала о каждом строении внутри монастыря и на около монастырской территории.

Экскурсия в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ

вход в богом зданные пещеры

Потом нас провели в знаменитые пещеры богом зданные , которые уже много веков — место захоронения монахов и мирян. Там было темно, но запаха тления абсолютно не чувствовалось. Мы при зажжённых свечах осмотрели места захоронений (гробы заделаны в стены, но их можно потрогать рукой через специально оставленные ниши). Экскурсию проводил монах, который показал нам пещерный храм Воскресения Христова, за престолом которого находится гроб настоятеля монастыря Алипия Воронова. Приложились мы и к табличке на месте захоронения архимандрита Иоанна Крестьянкина. Самые смелые просовывали руки в отверсия и касались установленного там гроба.

Потом мы перешли в ближние пещеры, где приложились к мощам первого монаха монастыря Марка, первого священника — Иона, монахини Вассы и преподобного Лазаря, который вдруг ожил после смерти перед погребением и прожил после этого ещё 16 лет.

Акафист Николаю Чудотворцу

Храм свт. Николая Чудотворца

В 17-00 в храме святителя Николая мы прослушали акафист в его честь (читают по четвергам). Батюшке замечательно подпевал хор, который дополняли голоса многочисленных паломников. Мы приложились к кресту и спустились вниз в Успенский собор. Там шла вечерняя служба, на которой мы с Леной исповедовались. На другой день во время Божественной Литургии я причастился, а Лена причащалась на следующий день в воскресение.

Впечатления от Псковско-Печерского монастыря

Мы пробыли в монастыре с четверга по субботу. Все паломники нашей группы старались ходить на вечерние и утренние службы, которые были очень многолюдными, торжественными, продолжительными. Запомнились чуть гнусавые голоса дьяконов громко читающих ектинии и молитвы. Один был русский, а другой … японец. Великолепно пел многоголосый хор монахов. Несколько служб возглавлял наместник монастыря архимандрит Тихон. Особенно многолюдно было в праздничные майские дни.

Успенский собор

Все паломники в Успенском храме поместиться не смогли, большая часть оставалась на улице и слушала богослужение через открытые окна. В пятницу многие паломники из нашей группы (в том числе и Лена с Ириной) остались на послушание.

Михайловский собор

Вечерние службы проводились в Михайловском храме, который очень красиво внутри расписан. И хотя в него может поместиться до 1000 человек, он тоже был заполнен полностью.

В день отъезда 2 мая 2015 года после утренней службы в Успенском соборе я с дочерьми прошёл в Сретинский монастырь, а оттуда в келью (№18) Иоанна Крестьянкина, которая находится в корпусе для братии. Там мы приложились к личным вещам знаменитого старца. Каждому паломнику там помазали лоб елеем и окропили душистой святой водой.

Схиархимандрит Никон

Отец Никон

Ещё мне в Псковско-Печорском монастыре запомнилась встреча со старцем Никоном. Я дважды подходил к нему за напутствием и благословением. Первый раз в четверг в Сретинском храме. Грузный, несколько грубоватый, ко всем без исключения обращается на «ты». Но в нём есть какая-то притягательная сила и обаяние. Мне он посоветовал чаще ходить в церковь, регулярно исповедоваться и причащаться. Для укрепления веры подарил иконку Иоанна Крестителя. Второй раз я подошёл к нему в Успенском соборе после Литургии в субботу. В этот раз он подарил мне кусочек просфоры.

Проживание в паломнической гостинице

Проживал я в келье, рассчитанной на 10 человек. На этаже был туалет и душ на 5 отделений. Питались в трапезной (самообслуживание в установленные часы). Блюда сами брали на подносы. В выходные дни очереди были большие. Сам монастырь надолго запомнится своей красотой, необычной архитектурой и конечно историей. Здесь бывали Иван Грозный, долго жил Петр I, приезжали почти все цари, начиная с Александра I. Посещали монастырь Ельцин Б.Н. и Путин В.В.

Заключение

В целом впечатления от паломничества по святым местам Псковской земли самые хорошие. Уезжаю, с огромной благодарностью к своим детям, подарившим мне такую замечательную поездку. Хочу надеяться, что многочисленные молитвы за здравие и за упокой наших близких принесут нам и им спокойствие, здоровье и любовь ко всем окружающим нас людям. Хочется верить, что и с моим здоровьем произойдут хорошие перемены, тем более что я купался в трёх различных целебных святых источника.

«Из подвигов самоотвержения состояла вся его жизнь»

На девятый день по преставлении ко Господу архимандрита Тихона (Секретарева) этого без малого четверть века возглавлявшего Псково-Печерскую обитель труженика вспоминают близкие ему люди.

Архимандрит Тихон (Секретарев) в Богом зданных пещерах

«Отец Тихон никогда не оставлял благодарения Богу»

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов):

– В 21 год будущий отец Тихон пришел в эту обитель. И с тех пор верно и с любовью служил здесь Господу Богу, Пречистой Его Матери, братии, паломникам и прихожанам Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Несмотря на то, что отец Тихон – человек был внешне весьма сдержанный, он все делал очень горячо, внутренне осознавая огромную ответственность за каждое послушание, за каждое дело, порученное ему Царицей Небесной.

С ныне владыкой Тихоном (Шевкуновым) у батюшки Иоанна (Крестьянкина) в келье

Вспоминаю свои послушнические годы здесь, в Псково-Печерском монастыре, когда отец Тихон еще даже не был благочинным, а просто совсем-совсем молодым иеромонахом. Как-то раз я нес послушание в лазарете, где находилось много пожилых монахов, лежачих. И вдруг приходит отец Тихон с какими-то незатейливыми, но очень трогательными гостинцами и с книгой святых отцов.

Я не думаю, что он исполнял какое-то формальное послушание. Это было веление его сердца. Он раздал всем по яблочку, по какой-то конфете. Потом присел и стал читать выписки из святых отцов. И завершил чтение запомнившимися мне на всю жизнь, очень знаменательными для меня словами святого Исаака Сирина: «Молиться – это значит благодарить». Дважды отец Тихон повторил их и добавил:

«Помните, что настоящая молитва – это благодарение Богу», – говорил отец Тихон

– Отцы! Помните, что настоящая молитва – это благодарение Богу.

Молитва – это благодарность Богу в радости и в напастях, несмотря ни на какие испытания. А испытаний у отца Тихона было немало, поверьте мне. Знаю это, хотя бы как игумен, в течение 25 лет управлявший монашеской обителью.

Молодые годы иеромонашества. Крестный ход на Успение Пресвятой Богородицы

А отец Тихон, сколько его помню, никогда не оставлял благодарения Богу, эту самую высокую, самую прекрасную и самую достойную молитву православного христианина. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи!» Так же с молитвой и благодарением он встретил испытание тяжкой и долгой болезнью…

Поблагодарим же и мы Бога за то, что на нашем жизненном пути был такой удивительный, особый и замечательный человек, как отец Тихон. Поблагодарим Господа за то, что Он явил перед нашими глазами высокий пример Его благодарения и мужественного смирения в последние годы. Попросим, чтобы и мы, когда каждому придет время предстать испытаниям перед переходом в иную жизнь, так же, как отец Тихон, смогли бы их встретить с искренним смирением и благодарением.

Поблагодарим и отца Тихона за многие годы его трудов, молитв и любви к святой обители. Обратимся ко Господу с мольбой о прощении вольных и невольных прегрешений раба Божия архимандрита Тихона и о даровании ему Царствия Небесного.

Неслучайно на поминальную тризну мы собрались в трапезной восстановленной им воинской части. Наверно, не ошибусь, если скажу, что Дом паломника – это в последние годы любимое детище отца Тихона. Здесь этот человек, который часто со стороны мог казаться строгим, даже несколько суховатым, создал воинскую часть своей мечты.

Архимандрит Тихон (Секретарев) Мы все помним, как отец Тихон опекал военных, окормлял их, сам к ним ездил или приглашал в обитель. Отошел он ко Господу на память глубоко почитаемого им святого благоверного князя-воина Александра Невского. Отдельно мы с отцом Тихоном об этом не разговаривали, но думаю, что служба в армии в свое время произвела на него какое-то особое впечатление. От всех его поступков по отношению к простым солдатам, к офицерам веет теплом.

Вот и тут, в Доме паломника, он устроил и удобные помещения для жизни, и преобразил огромный плац в площадь со скульптурными портретами святых воинов, на каждом этаже гостиничных корпусов создал по храмику-часовне, построил и отдельный храм.

Сегодня в Доме паломника множество приезжающих в обитель обретают кров, отец Тихон помогал и далее будет помогать паломникам в их подвиге молитвы, поклонения святыням. Он и по своем отшествии в вечность будет оставаться для них отцом-покровителем.

Будем помнить об отце Тихоне как о заботливом собрате и отце, который выработал свои принципы жизни и неуклонно им следовал; как о священнике и монахе, от всего сердца ревностно исполнявшем свое служение; как о пастыре, который передал заботу своего сердца многим и многим тысячам людей; и наконец, как о человеке, который последние испытания – неизбежную для каждого христианина на пути спасения голгофу – перенес с таким мужеством.

Вечная память!

У нас таких уважают

Владислав Александрович Третьяк Владислав Александрович Третьяк, президент Федерации хоккея России:

– Отец Тихон помогал нашей хоккейной семье в самых трудных моментах. Молился вместе с братией о нас во время Олимпийских игр. Помню, как один из моих друзей обмолвился: вот нам, мол, повезло.

– Да вам не повезло – это просто за вас молились, и Бог вам за ваши труды и по молитвам других даровал победу, – сказал тогда отец Тихон.

Те же слова мы услышали и от Патриарха.

Благодарю Бога, что отец Тихон и лично в моей жизни принимал большое участие. Я многое от него узнал. Он для меня пример служения Церкви, народу, стране. Это настоящий патриот.

Молодежь надо воспитывать на победах, это понимал отец Тихон. И он умел настроить дух на победу

В сердцах наших ребят-спортсменов о нем остается самая светлая память. У нас таких уважают: волевой, сильный духом человек. Как принято говорить: профессионал своего дела. Почти четверть века быть наместником такого монастыря – это, конечно, возможно только с помощью Божией. Насколько я знаю, в новейшей истории обители никто так долго больше не управлял Псково-Печерским монастырем.

Владислав Александрович Третьяк на отпевании Много лет назад отец Тихон приглашал меня посмотреть военный городок, который собирались передать монастырю. Казалось, там просто невозможно ничего восстановить. Но он взялся – и теперь это Дом паломника.

Слава Богу, что и от хоккеистов в память о победе на Олимпийских играх в храм при Доме паломника была принята в дар икона святых Царственных Страстотерпцев. Этот образ весом 70 кг мы несли в храм втроем, мне было тяжело, я еле-еле нес, а как отец Тихон справился, я не знаю, он тогда уже был сильно ослаблен болезнью. Но вот из таких подвигов самоотвержения и состояла вся его жизнь.

Отца Тихона я видел около трех месяцев назад. Мы много говорили. Как часто с ним – о победах. Если это, допустим, победы в хоккее, то это не мои личные победы и не Федерации по хоккею – это победы всей нашей страны! Точно так же и преуспеяние каждого монаха укрепляет дух всего народа. Это то, что способно всех нас объединить. Молодежь надо воспитывать на победах, это понимал отец Тихон. И он умел настроить дух на победу.

Владислав Александрович Третьяк и отец Тихон несут подаренную хоккеистами икону Царственных Страстотерпцев

Вот это кротость!

Юрий Анатольевич Демьяненко, ректор Псковского государственного университета:

Юрий Анатольевич Демьяненко, ректор Псковского государственного университета – Мы с отцом Тихоном знакомы более 30 лет. Довольно часто встречались с ним и у нас в университете, и в Псково-Печерской обители. Много говорили о жизни народа, о воспитании молодежи. Трудами отца Тихона был воссоздан наш университетский храм Трех святителей. Он стоял и у истоков открытия в университете кафедры теологии.

Больше всего меня поразило то, что он и сам, уже будучи маститым архимандритом, захотел учиться! Вот это кротость! Представляете, в позапрошлом году он окончил магистратуру. Сам он преподавал буквально до последних дней своей жизни: и в обители принимал студентов, и в аудиториях читал лекции.

Поразило, что он, уже будучи маститым архимандритом, захотел учиться! Вот это кротость!

Человеколюбие – главная его черта. Я видел, как к нему тянутся потом хотя бы только раз в жизни пообщавшиеся с ним люди.

Он был наделен всеми теми качествами, которыми может быть наделен только человек, свято верящий Богу и любящий землю, на которой он живет. Иногда говорят: «Желаю быть нужным». Отцу Тихону этого желать не надо было, он и так был нужен. И сейчас нам нужен. Молитвенно мы с ним.

Как отец Тихон обманул наши ожидания

Епископ Елгавский Иоанн на отпевании Епископ Елгавский Иоанн (Сичевский), викарий Рижской епархии:

– Мы всегда, еще будучи семинаристами, воспринимали отца Тихона как очень строгого монаха. Даже несколько сторонились его, старались на глаза не попадаться. И тут вдруг, помню, он как-то остановил меня, тогда еще семинариста первого курса, трудившегося уже несколько дней на послушаниях в обители, и, узнав, кто я и откуда, объявляет мне:

– А у нас так заведено: каждый семинарист получает суточные!

Выделили мне тогда, как сейчас помню, 270 рублей. Тогда это были деньги. Я был тронут такой заботой.

Отец Тихон к каждому старался проявить участие – приободрит, расспросит: как учеба, чем еще по жизни занимаешься? Новыми книгами, выпущенными Псково-Печерским монастырем, всегда одарит.

Потом уже от латвийских паломников мне неоднократно приходилось слышать о его теплой заботе.

Тэре! – Тэре!

Протоиерей Виктор Иваск, настоятель храма Преображения Господня, Обиница Протоиерей Виктор Иваск, настоятель храма Преображения Господня (Обиница, Эстония):

– Отец Тихон – светлый человек. Он много трудился. Нас связывает давняя дружба. Он очень любил нас, народ сету, и мы его любим. Когда-то он подарил нам несколько икон из обители, с них началось возрождение нашего прихода, за что мы, конечно, отцу наместнику очень благодарны.

В свою очередь он часто подчеркивал в беседах с нами, что именно благодаря тому, что Печоры после революции некоторое время входили в состав Эстонии, Псково-Печерский монастырь – единственный в России, который удалось уберечь от закрытия. Мы были счастливы, что наша страна так или иначе могла этому по Промыслу Божию поспособствовать.

С митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом) и пюхтицкой игуменией Варварой (Трофимовой)

Первое слово, которое мы от отца Тихона обычно слышали при встрече, было «Тэре!» – что значит по-эстонски «здравствуйте».

– Тэре! – отвечали мы ему и начинали всегда очень по-теплому по-братски общаться.

«Наш человек»

Протоиерей Виталий Гаврилов, настоятель храма Нарвской иконы Божией Матери Протоиерей Виталий Гаврилов, настоятель храма Нарвской иконы Божией Матери (Нарва, Эстония):

– Отец Тихон был настоящим другом для всей нашей Эстонской Православной Церкви. Он постоянно участвовал в крестных ходах в городе Нарве. Много творил добрых дел для всей нашей паствы. Наш ныне также уже почивший владыка Корнилий (Якобс) называл отца Тихона «нашим человеком» – тем, кто переживает за Православие и на эстонской земле, молится, помогает. Он даже деньги выделял в самое сложное для нас время на строительство храма.

Умел дать совет, его слова я в своей жизни воспринимал нередко как откровение воли Божией. Когда случались с кем-то какие-то проблемы, отец Тихон тут же спохватится:

– Давай за этого человека сорокоуст служить!

И действительно, все как-то устраивалось, выправлялось.

Очень он любил и почитал святителя Спиридона Тримифунтского. Постоянно какие-то истории его помощи рассказывал. Благословлял молиться ему. Сам поклонился мощам святого незадолго до кончины, вернулся в монастырь и здесь отдал свою душу Богу.

Вечная память!

Жизнь, без остатка посвященная Богу

Схиархимандрит Никон (Антонов), насельник Псково-Печерского монастыря:

– В 15 лет этот человек впервые приехал в Псково-Печерский монастырь, с тех пор все летние и зимние каникулы трудился в обители, нес послушания, из монастыря ушел в армию, а как демобилизовался, опять вернулся в монастырь, здесь его Господь и сподобил упокоиться. Этим все сказано.

Туристам – здорово, а для монахов огромный труд

​Валерий Антонович Поспелов Валерий Антонович Поспелов, доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации, племянник архимандрита Нафанаила (Поспелова):

– 23 года мы дружили с отцом Тихоном. Привело меня в обитель благословение Божие: я искал своего деда, а насельник обители отец Нафанаил искал своего отца – так, оказавшись в Печорах, я и познакомился с тогда как раз ставшим наместником отцом Тихоном.

Время тогда было сложнейшее. 1990-е годы. Все разваливается. Раздрай был прежде всего в умах. А внутри монастырской ограды молитвою все удерживалось в цельности, крепости и основательности.

Мне доводилось общаться с нашим Первосвятителем Святейшим Алексием II, знаю, что он высоко оценивал труды отца Тихона (Секретарева). Также и президент России Владимир Владимирович Путин отметил его заслуги орденом святого благоверного князя Александра Невского и сам лично вручил награду. Отец Тихон очень почитал святого Александра Невского, знаменательно, что он и преставился на его память.

С президентом России В.В. Путиным

Это человек-созидатель. И такого паломнического центра, как в Печорах, – на 700 человек, нет больше нигде в мире

Это человек-созидатель. На вверенном ему Богом месте он преданно служил Церкви и Отчизне. Проявлял отеческую заботу о людях, стекающихся в обитель. Думаю, что паломнического центра на 700 человек нет больше нигде в мире. А я видел, какая там была разруха: как после войны! Я помню, еще отец Тихон отвез нас туда и спрашивает:

– Как вы думаете, браться ли за восстановление?

День подумав, отвечаем:

– Наверно, не надо. Не получится.

А через два года он вновь нас туда привез, и тогда я уже упал перед ним на колени:

– Простите, отец наместник!

– За что?!

– За неверие!

У него-то самого была колоссальная вера. Горы мог сдвигать (см.: Мк. 11: 23). Доводил до ума все, за что брался. Он ушел, это большая боль. Но верим, что и там он будет молиться за нас.

Похоронить он себя завещал как простого монаха в общем захоронении братского кладбища в Богом зданных пещерах.

В силу того, что я по роду своей деятельности связан с разработками в области высоких технологий, я неоднократно предлагал ему помощь в борьбе с недугом, а он, помню, так посмотрит на меня и произнесет:

– Как Богу будет угодно.

Он не лечился. Во всем доверился Промыслу Божию.

Погребение в Богом зданных пещерах

После поминальной трапезы всем раздали книги, написанные отцом Тихоном. Мы их будем еще читать и перечитывать. Помню, когда я прочитал его первую книгу про старцев обители, я был потрясен: как трудно быть монахом! Казалось бы: встали спозаранок, пошли на братский молебен, потом послушания, трапеза, опять молитва… Но ведь так изо дня в день! И никаких тебе: хочу–не хочу, буду–не буду…

Помню, когда мы встретились с отцом Нафанаилом, я тогда впервые оказался в обители, была весна, цвели яблоньки на Святой горке, я умилился. А тут вдруг еще и отец Нафанаил повел меня к себе в келью, куда он никого не пускал, и вот у меня от радости вырвалось:

– Отец Нафанаил! Какая красота! Как же здесь здорово!!

– Да… для туристов, – хмыкнул он. – А для тех, кто здесь подвизается, – огромный труд.

Это говорил отец Нафанаил – казначей, а у наместника забот и ответственности еще больше.

Теперь вся надежда на владыку Тихона. Его книга показала очень широкому читателю, как радостно быть верующим и, даже нося тяготу крестную, какое это счастье – быть монахом!

НИКОН (АНТОНОВ)

Схиархимандрит Никон (Антонов)

Никон (Антонов), схиархимандрит, насельник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

В миру Антонов Владимир Сергеевич, родился в городе Касимове.

С 3-х лет посещал храм в родном городе.

Будучи школьником, в дни зимних и летних каникул стал трудиться в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, а по окончании средней школы поступил в эту обитель.

Его духовным отцом, до самой своей кончины, был архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006), с которым он общался с детских лет в городе Касимове .

С 1973 года жил в монастыре постоянно.

В 1974 году был пострижен в монашество с наречением имени Никон.

В 1975 году был рукоположен в сан иеромонаха.

В том же году был назначен настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца села Заполье Плюсского района Псковской области. Когда он уходил из монастыря, то спросил у отца Серафима, ризничного, о том как ему вести себя на приходе, а тот ответил:

«Молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты – монах.»

Старался сохранить приход в условиях катастрофического убывания населения; нёс основную ответственность за поддержание храмового здания; пытался возобновить близлежащий источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественные люди превращали в свалку.

23 февраля 2012 года вернулся на постоянное жительство в Успенский Псково-Печерский мужской монастырь .

14 августа того же года был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретарёвым) .

Использованные материалы

  • «Храм Георгия Победоносца. Заполье», официальный сайт Псковской епархии, 12 октября 2009:

Сосновская Ксения, «Архимандрит Тихон (Секретарев): Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления Патриаршества», Интернет-сайт «Православная газета Екатеринбург», 21 февраля 2017,

События, «Седмица 37-я по Пятидесятнице», официальный сайт Псково-Печерского монастыря,

События, «Седмица 11-я по Пятидесятнице», официальный сайт Псково-Печерского монастыря,

«Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни»

Уже в девять вечера, путешествуя по Плюсскому благочинию, навещая храмы и беседуя с батюшками, мы добрались до Заполья — большого села на Ленинградском шоссе, где в храме Георгия Победоносца нас ждал настоятель Архимандрит Никон.
Будущий Архимандрит в своем родном Касимове посещал храм с 3 лет, а по окончании средней школы поступил в Псково — Печерский монастырь, где обычно выполнял послушание — трудился в дни зимних и летних каникул. С 1973 года жил постоянно в монастыре и нес там послушание, как инок, а впоследствии монах. Его духовным отцом был старец Иоанн Крестьянкин. Пострижен был Володя Антонов в 1974 году, с 1975 года принял сан иеромонаха, и с этого же года принял послушание на приходе в Заполье в церкви священномученика Георгия Победоносца. И уже тридцать лет отец Никон здесь настоятель, народ в деревне его хорошо знает. Знакомимся и мы с отцом Архимандритом:
Служба всегда была в храме, отец Никон?
Он был закрыт в 1937 году, но при немцах, во время оккупации, восстановили Богослужение, и по сей день храм не закрывался.
Есть ли, батюшка, иконы Чудотворные, старинные?
Старинных икон у нас не осталось: храм подвергался с 1975 года более пятнадцати раз постоянному разорению. Здесь не осталось ни одной иконы, а что вы видите — это возобновленные иконы. Старые иконы украдены. Запольский приход относился когда -то к Которскому приходу, и впоследствии помещиками был построен в Заполье храм в 1655 году. Потом старый храм разобрали, а на другой стороне дороги построили новый, и в 1848 году 17 августа в честь Святаго великомученика Победоносца Георгия освятили. В 1864 году храм обновили и утеплили.
Есть ли в этой местности какие — то святыни вокруг?
Был источник Преподобномученицы Анастасии Римляныни, но сейчас он утрачен. Я пытался его возобновить, но невежественные люди превращали его в свалку.
Сколько же народу у Вас на приходе, батюшка?
Население катастрофически уменьшается, и прихожан у нас в храме 10-20 человек, а в Двунадесятые и Великие праздники до пятидесяти — семидесяти человек, но это редко. С каждым годом все меньше прихожан. Ходят к нам православные с Заполья и Заплюсья, а с окрестных деревень нет возможности приехать — автобусы не ходят.
У Вас большой опыт служения, отец Никон, есть ли разница между нравственным состоянием прихожан двадцать лет назад и сейчас?
Разница очень большая: сейчас не особо хотят молиться. В семидесятые годы этот храмик был полненький от порога и до амвона. И люди при выносе Плащаницы плакали голосом, их невозможно было остановить. Очень крепкие молитвенники были, и служба была более продолжительная, а казалось, что пролетала. Пели всем храмом, знали все молитвы, Богослужебные песнопения и наслаждались этим. Но мне тогда казалось, что очень мало ходят в храм, хотя причастников было до 400 человек в 70 — е годы, а сейчас в эти годы: 25 — 30 причащающихся. Но все равно приходят, Слава Богу, и за это. Большинство в храме — пенсионеры, те, кто раньше не ходил в храм, и были далеки от Бога, но пришли с трудом, со скрипом, ради батюшки. Молодежи в храме нет, уезжают в город за работой. Бывает, приходят, кое — как перекрестятся, свечечку поставят Великим постом, и пошли из храма. А приходят в храм еще и потому, что иногда говорю: «Умрете, отпевать не буду: кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».
Сурово, батюшка.
А за то на пользу. Уже знают: заболел, приболел, лежит при смерти — «Батюшка, надо причастить», хотя из десяти усопших отпеваем сейчас — одного.
Может, люди не понимают, как это важно: причащаться перед смертью, отпевать покойного?
Нет. Это неверие. Спрашиваю: «Мать, когда умрешь, тебя нести в храм отпевать? — Нет, не надо, — отвечает, — я не ходила. Хороните так».
Есть сейчас какой — то общий, распространенный в человеке грех?
Сомнение в вере.
Даже у тех, кто ходит в храм?
Да. Невоздержанность. Кощунство. Суеверия. Экстрасенсы. Кодирование. Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни. Каждый год после престольного праздника 6 мая, кто зовет, я каждый дом, каждую квартиру в Заполье и Заплюсье обхожу с молебном. Причащаются крайне редко. Обычно религиозные люди просят: «Пригласите батюшку, умираю». Крестин нет, но два — три в лето, рождаемость — нулевая, а смертность очень большая. Правда, бывают венчания два — три в год.
На какие же средства Вы содержите храм? У Вас так благолепно, чисто.
На средства прихожан, мне записочки передают из города, просят: «Батюшка, помолись». Есть люди, которые меня поддерживают маленькой жертвой, есть городские бабушки, они собирают копейки для храма, вот на это мы и существуем. Большие пожертвования бывают редко, очень редко.
А помощницы есть?
Один человечек, мы вместе с ней и содержим пока храм, а так все на моих руках. В воскресенье отслужил, а в понедельник приду и привожу храм в порядок, потихонечку убираю здесь. Вот и сегодня приготовил все к престольному празднику для пятницы — нашему Святому Георгию Победоносцу. В основном — все на мне. И служба, и уборка. У меня есть два алтарника, уставщик, который правит службу, он 12 лет со мной служит, приезжает из Плюссы. Есть, кому помогать.
Общаетесь с миром?
Не с кем. Школы нет, да и взрослые далеки от Бога, и уже с некоторыми отклонениями физическими, психическими, дети такие же — у которых родители немножечко неправильный образ жизни вели. Да и в этих семьях нет Бога. У меня бывали раньше дети, с которыми я разговаривал, учил, они приходили ко мне. Потом уехали из поселка, но некоторые приезжают, раз в год причащаются, иногда помогают мне, территорию возле храма уберут. От них нет такого свинства, безнравственности, совесть какая — то еще внутри них живет. И батюшкино нравоучение, воспитание церкви в них осталось. А те, кто не имел общения с Церковью, у них совершенно другая судьба, отрицательная. Не хотелось бы об этом говорить.
То, что Вы видите вокруг, Вас пугает? Или Вы надеетесь на чудо, которое спасет наш народ?
На Милость Божию. И любовь Бога к нам всем. А нам молиться, трудиться и терпеть — вот и все. Труд и молитва самый лучший подвиг. Когда я уходил из Псково — Печерского монастыря, спросил у отца Серафима, ризничного: «Как же мне, отец Серафим, на приходе — то себя вести, ведь я же мальчишка еще? — А он говорит: молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты — монах». Так я и живу советами моих монастырских старцев.
Спаси, Господи!
Если кто — то захочет пожертвовать храму средства и помочь, можно обратиться по адресу:
181023, Псковская область, Плюсский район, п. Заполье, храм св. Георгия Победоносца, настоятелю Архимандриту Никону (Антонову)
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=1129

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми святыми подвижниками, которые в них захоронены. Мне запомнился рассказ про владыку Георгия (†1949): «…Ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию…»

______________________________________________________________________

1. Почему «так много» благодати в монастыре?

2. Духовная «встреча» с отцом Иоанном (Крестьянкиным)

3. Когда «небо с овчинку». Преподобный Симеон (Желнин)

4. Женщины в Псково-Печерском монастыре

5. Монастырь Успенский, монастырь Печерский

6. Почему пещеры называют святыми

7. Немного о современной братии

8. Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

9. Первая возможность отблагодарить Бога

***

Почему пещеры называют святыми

В пещерах, на которых вырос монастырь, с древних времен делаются захоронения. Какие-то захоронения закрыты плитами с надписями, а какие-то гробы стоят прямо один на другом. По особому чуду Божию в пещерах нет никакого неприятного запаха.

Всегда, когда мы видим покойника или гроб, видим смерть, мы отрезвляемся, «приходим в себя». Мы ясно осознаем, что нам и самим предстоит перейти в вечность, предстать перед Богом. Конечно, мы
можем столкнуться со смертью, оказавшись на обычном кладбище или морге. Но дело в том, что в пещерах Псково-Печерского монастыря похоронены, в том числе, святые люди. Поэтому эти пещеры и называются святыми.

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми подвижниками, которые в них захоронены.

Среди этих захоронений мы встречаемся не только со смертью, но и с будущим воскресением людей. Потому что эти люди, которые в центр своей жизни поставили Христа, будут им воскрешены. И перед мощами этих святых людей мы молимся им о благодатной помощи.

Среди святых, похороненных в пещерах, — преподобные насельники монастыря прошлых веков: Марк, Иона и Васса, Лазарь Прозорливый.

Мне особо запомнился такой рассказ монаха, нашего проводника по пещерам: «…А в этом месте похоронен владыка Георгий (Садковский), Псковский и Порховской (†1949) – ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию». Долгие годы он находился в заключении в тюрьмах и лагерях. Сейчас собираются материалы для его прославления в лике святых.

В пещерах похоронен и митрополит Вениамин (Федченков) (†1961), известный церковный духовный писатель (см., например, его книгу «Размышления о двунадесятых праздниках»). Мы помолились также у захоронений Великого Наместника о. Алипия (Воронова) (†1975), сохранившего монастырь от закрытия; старца о. Саввы (Остапенко) (†1980), старца о. Иоанна Крестьянкина и многих других подвижников. О них подробнее можно прочитать в известной книге владыки Тихона (Шевкунова) «”Несвятые” святые».

Немного о современной братии

На сегодняшний день среди братии остался только один старец – о. Адриан (Кирсанов, род. 1922). Он известен на всю Россию, но находится уже в очень преклонном возрасте и почти не принимает.

В монастырь приходят люди с разным прошлым в миру. Кто-то – бывший офицер ВДВ, кто-то – морской пехотинец, кто-то – сын священника, кто-то – музыкант… А есть послушники, которые еще в совсем молодом возрасте ушли в монастырь.

Примером для братии служат духовно опытные монахи. Мне запомнился случай, как один пожилой архимандрит взял куртку, которую приехавший в монастырь паломник держал на коленях (он не знал, где вешалка), сам отнес и повесил на вешалку…

Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

Верующие люди нередко приезжают в монастырь в качестве паломников, главная цель которых – помолиться на богослужениях и в святых местах монастыря, исповедаться и спросить совета духовников.

Конечно, та благодать, которую дает тебе Бог в монастыре, уже сама по себе вразумляет тебя, и ты «приходишь в себя». Но лучше приезжать в монастырь в качестве трудников (пусть и только на 3, 7, 15… дней). Трудник трудится на одном из послушаний в монастыре. Это даст возможность помочь святой обители, пообщаться с послушниками и монахами, хотя бы немного прочувствовать уклад и дисциплину монастырской жизни, как бы, отчасти, стать человеком, живущим в монастыре. А значит, с помощью Божией, и в большей степени изменить к лучшему свою душу, чем при паломничестве.

Для этого нужно придется потерпеть, не выпячивать свое мнение, подчиняться распорядку монастыря, во время послушания спрашивать благословения у старших. Это нужно не им, а нам самим, — чтобы отучить себя от самомнения, привычки считать себя всегда правым и наиболее верно оценивающим все происходящее, от заблуждений на свой счет.

Через несколько дней пребывания в монастыре ты уже не только чувствуешь особую благодать, но и могут проявиться ропот, упрямство, осуждение, лень. Что же, не только монахи, но и мы, миряне, свои страсти и самолюбие за стенами монастыря оставить сразу не можем. Будем молиться – прибегать к Христу Богу за помощью, смиряться, то есть, стремиться мирно принимать все обстоятельства и развивать в себе стойкость.

Есть одно характерное искушение для живущих в монастыре паломников и трудников – это болтовня: на послушаниях и вечером в своих комнатах. Это опустошающие разглагольствования на духовные темы, взаимные «наставления» и споры.

Если избегать всего этого, а с молитвой, в смирении духа и немногословии задать свои вопросы монастырским батюшкам-иеромонахам, простым монахам, а может быть, и послушникам или даже опытным трудникам, годами живущим в монастыре, то можно получить действительно духовно полезные ответы.

К батюшкам удобнее всего подойти на Исповеди; после богослужения; после обеда (т.е. около 13.30). Беседы с людьми, приезжающими в обитель, проводит схиархимандрит Никон около 14.30 в Сретенском храме.

Не стоит ждать, что монастырские духовники разрешат за нас все наши личные духовные вопросы. Какие-то вопросы останутся без ответа, и нам самим нужно будет на что-то решаться, и, пусть и совершая ошибки, пробовать идти вперед, ко Христу.

Первая возможность отблагодарить Бога

Около монастыря ждут люди, просящие милостыню. Среди них немало бездельников, людей выпивающих или фантазеров. Жертвуемые этим людям деньги позволяют им все дольше и дольше жить в этих пороках. Таким людям лучше помочь продуктами, а не деньгами, и обязательно – попросить их самих молиться Богу, чтобы Он дал им силы измениться. Вода камень точит, и кто-то из них эти слова может услышать.

Но встречаются и люди, которые сами действительно не в силах выжить, не по своей вине. Они едут к монастырю в надежде получить помощь от христиан, а встречают наше нежелание потратить немного времени и сил, чтобы поговорить с ними и попытаться оценить честность их слов.

Один монах, из монастырской кухни, занимается кормлением обедами опустившихся и материально необеспеченных людей. Он рассказывает: «Мрут они, многие… Вот, сейчас – старики, молодая женщина с двумя детьми сюда приходят».

Я сам видел этих двух детей – смышленые, играют вокруг домика, в котором монахи раздают пищу. Монах с кухни продолжает рассказывать про их мать и других людей, приходящих за пищей: «Они пьют. Да, мы не только кормим, я и духовные разговоры с ними веду, но они все равно пьют. Но если я ее детей не накормлю, вина перед Богом будет на мне».

Дорогие Честные отцы, Братья и Сестры прошу усиленных молитв о здравии схиархимандрита Никона (Антонова). Каждый день врачи приезжают. Настаивают на госпитализации. Никон (Антонов), схиархимандрит, насельник Успенского Псково-Печерского мужского монастыря В миру Антонов Владимир Сергеевич, родился в городе Касимове. С 3-х лет посещал храм в родном городе. Будучи школьником, в дни зимних и летних каникул стал трудиться в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, а по окончании средней школы поступил в эту обитель. Его духовным отцом, до самой своей кончины, был архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006), с которым он общался с детских лет в городе Касимове. С 1973 года жил в монастыре постоянно. В 1974 году был пострижен в монашество с наречением имени Никон. В 1975 году был рукоположен в сан иеромонаха. В том же году был назначен настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца села Заполье Плюсского района Псковской области. Когда он уходил из монастыря, то спросил у отца Серафима, ризничного, о том как ему вести себя на приходе, а тот ответил: «Молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты – монах.» Старался сохранить приход в условиях катастрофического убывания населения; нёс основную ответственность за поддержание храмового здания; пытался возобновить близлежащий источник преподобномученицы Анастасии Римляныни, который невежественные люди превращали в свалку. 23 февраля 2012 года вернулся на постоянное жительство в Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. 14 августа того же года был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретарёвым).