Схиигумен мелхиседек псково печерский

Cхиигумен Мелхиседек

Дмитрий Дюжев В ближайшее время в продажу поступит аудиокнига «“Несвятые святые” и другие рассказы». В этом трехдисковом издании рассказы архимандрита Тихона читают Алла Демидова, Василий Лановой, Дмитрий Певцов, Дмитрий Дюжев, Василий Бочкарев, Борис Плотников, Александр Феклистов и Егор Бероев. Все средства от продажи книги и аудиодиска архимандрита Тихона «“Несвятые святые” и другие рассказы» будут направлены на строительство храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, который предстоит освятить в феврале 2017 года в Сретенском монастыре.

Рассказ архимандрита Тихона «Cхиигумен Мелхиседек» читает актер Дмитрий Дюжев.

***

Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении.

Моя череда приходилась на поздний вечер — с одиннадцати часов до полуночи. На смену мне приходил схиигумен Мелхиседек. Он продолжал чтение Псалтири до двух часов ночи.

Схиигумен Мелхиседек и послушник Георгий Гашев. Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов)

Отец Мелхиседек был удивительный и таинственный подвижник. Кроме как на службах, его почти не было видно в монастыре. На братской трапезе он появлялся только по праздникам. Но и за столом сидел, склонив голову под схимническим куколем, и почти ни к чему не притрагивался.

Великая схима в Русской Церкви — это высшая степень отречения от мира. Принимая схимнический постриг, монах оставляет все прочие послушания, кроме молитвы. Ему, как и при монашеском постриге, вновь меняют имя. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей, кроме служения литургии и духовничества.

Отец Мелхиседек появлялся под сводами небольшого и слабо освященного Лазаревского храма, где читали Неусыпаемую Псалтирь, всегда за минуту до того, как часы на монастырской колокольне должны были пробить двенадцать. У царских врат он медленно клал три земных поклона и ждал, когда я подойду. Преподав мне благословение, он знаком отсылал меня, чтобы в одиночестве приступить к молитве.

За целый год он не сказал мне ни слова. В древнем монашеском Патерике рассказывается: «Три монаха имели обыкновение ежегодно приходить к авве Антонию Великому. Двое из них вели с ним душеспасительные беседы, а третий всегда молчал и ни о чем не спрашивал. После долгого времени авва Антоний спросил у него: “Вот ты сколько времени ходишь сюда и почему никогда ни о чем не спрашиваешь?” Монах отвечал ему: “Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя”». К тому времени я тоже понимал, как необычайно мне посчастливилось, что каждую ночь я могу хотя бы видеть этого подвижника.

Но все-таки однажды я набрался смелости и дерзнул нарушить привычный ритуал. Более того, когда отец Мелхиседек, как обычно, благословил меня у царских врат, я отважился задать вопрос, с которым очень хотели, но не решались обратиться к нему, наверное, все послушники и молодые монахи в монастыре.

История заключалась в следующем. Отец Мелхиседек до принятия великой схимы служил в монастыре, как все священники, и звали его игумен Михаил. Он был искусным и усердным столяром. В храмах и в кельях у братии до сих пор сохранились кивоты, аналои, резные рамы для икон, стулья, шкафы, прочая мебель, сделанные его руками. Трудился он, к радости монастырского начальства, с раннего утра до ночи.

Однажды ему благословили выполнить для обители большую столярную работу. Несколько месяцев он трудился, почти не выходя из мастерской. А когда закончил, то почувствовал себя столь плохо, что, как рассказывают очевидцы, там же упал и — умер. На взволнованные крики свидетелей несчастья прибежали несколько монахов, среди которых был и отец Иоанн (Крестьянкин). Отец Михаил не подавал никаких признаков жизни. Все собравшиеся в печали склонились над ним. И вдруг отец Иоанн сказал:

— Нет, это не покойник. Он еще поживет!

И стал молиться. Недвижимо лежащий монастырский столяр открыл глаза и ожил. Все сразу заметили, что он был чем-то потрясен до глубины души. Немного придя в себя, отец Михаил стал умолять, чтобы к нему позвали наместника. Когда тот наконец пришел, больной со слезами начал просить постричь его в великую схиму.

Говорят, услышав такое самочинное желание своего монаха, отец наместник, в свойственной ему отрезвляющей манере, велел больному не валять дурака, а поскорее выздоравливать и приступать к работе — раз уж помереть толком не смог. Но, как гласит то же монастырское предание, на следующее утро наместник сам, без всякого приглашения и в заметной растерянности, явился в келью отца Михаила и объявил ему, что в ближайшее время совершит над ним постриг в великую схиму.

Это было так не похоже на обычное поведение грозного отца Гавриила, что произвело на братию чуть ли не большее впечатление, чем воскресение умершего. По монастырю разнесся слух, что наместнику ночью явился святой покровитель Псково-Печерского монастыря преподобный игумен Корнилий, которому в XVI веке Иван Грозный собственноручно отрубил голову, и сурово повелел наместнику немедленно исполнить просьбу вернувшегося с того света монаха.

Повторюсь, это всего лишь монастырское предание. Но, во всяком случае, вскоре над отцом Михаилом был совершен схимнический постриг, и с тех пор он стал называться схиигуменом Мелхиседеком.

Отец наместник дал схимнику очень редкое имя в честь древнего и самого таинственного библейского пророка. По какой причине наместник назвал его именно так, тоже остается великой загадкой. Хотя бы потому, что сам отец Гавриил ни на постриге, ни во все оставшиеся годы так ни разу и не смог правильно выговорить это ветхозаветное имя. Как он ни старался, но коверкал его нещадно. Причем от этого у него всякий раз портилось настроение, и мы боялись попасть ему под горячую руку.

В монастыре знали, что в те минуты, когда отец Мелхиседек был мертв, ему открылось нечто такое, после чего он вновь восстал к жизни совершенно изменившимся человеком. Нескольким своим близким сподвижникам и духовным чадам отец Мелхиседек рассказывал, что он пережил тогда. Но даже отзвуки этого повествования были крайне необычными. И мне, и всем моим друзьям, конечно же, хотелось узнать тайну от самого отца Мелхиседека.

И вот той ночью, когда в Лазаревском храме я набрался смелости впервые обратиться к схимнику, то спросил именно об этом: что видел он там, откуда обычно никто не возвращается?

Выслушав мой вопрос, отец Мелхиседек долго стоял молча у царских врат опустив голову. А я все больше замирал от страха, справедливо полагая, что дерзостно разрешил себе нечто совершенно непозволительное. Но наконец схимник слабым от редкого употребления голосом начал говорить.

Он рассказал, что вдруг увидел себя посреди огромного зеленого поля. Он пошел по этому полю, не зная куда, пока дорогу ему не преградил огромный ров. Там, среди грязи и комьев земли, он увидел множество церковных кивотов, аналоев, окладов для икон. Здесь же были и исковерканные столы, сломанные стулья, какие-то шкафы. Приглядевшись, монах с ужасом узнал вещи, сделанные его собственными руками. В трепете он стоял над этими плодами своей монастырской жизни. И вдруг почувствовал, что рядом с ним кто-то есть. Он поднял глаза и увидел Матерь Божию. Она тоже с грустью смотрела на эти многолетние труды инока.

Потом Она проговорила:

— Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы. А ты принес лишь это…

Видение исчезло. Умерший очнулся снова в монастыре.

После всего случившегося отец Мелхиседек полностью переменился. Главным делом его жизни стало то, о чем говорила ему Пресвятая Богородица, — покаяние и молитва. Плоды теперь уже духовных трудов не замедлили сказаться в его глубочайшем смирении, плаче о своих грехах, искренней любви ко всем, в полном самоотвержении и превышающих человеческие силы аскетических подвигах. А потом и в замеченной многими прозорливости и в деятельной молитвенной помощи людям.

Видя, как он с совершенной отчужденностью от мира подвизается в невидимых и непостижимых для нас духовных битвах, мы, послушники, решались обращаться к нему лишь в самых исключительных случаях. К тому же его еще и побаивались: в монастыре знали, что отец Мелхиседек весьма строг как духовник. И он имел на это право. Его неукоснительная требовательность к чистоте души всякого христианина питалась лишь великой любовью к людям, глубоким знанием законов духовного мира и пониманием, насколько непримиримая борьба с грехом жизненно необходима для человека.

Этот схимник жил в своем, высшем мире, где не терпят компромиссов. Но если уж отец Мелхиседек давал ответы, то они были совершенно необычны и сильны какой-то особой, самобытной силой.

Однажды в монастыре на меня обрушилась лавина незаслуженных и жестоких, как мне представлялось, испытаний. И тогда я решил пойти за советом к самому суровому монаху в обители — схиигумену Мелхиседеку.

В ответ на стук в дверь и на положенную молитву на порог кельи вышел отец Мелхиседек. Он был в монашеской мантии и епитрахили — я застал его за совершением схимнического правила.

Я поведал ему о своих бедах и неразрешимых проблемах. Отец Мелхиседек выслушал все, неподвижно стоя передо мной, как всегда, понурив голову. А потом поднял на меня глаза и вдруг горько-горько зарыдал…

— Брат! — сказал он с невыразимой болью. — Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю!

Старец-схиигумен, этот великий, святой жизни подвижник и аскет, стоял передо мной и плакал от неподдельного горя, что он воистину — худший и грешнейший человек на земле! А я с каждым мгновением все отчетливее и радостнее понимал, что множество моих проблем, вместе взятых, — не стоят ровно ничего! Более того, эти проблемы здесь же и совершенно ощутимо для меня безвозвратно улетучивались из души. Спрашивать еще о чем-то или просить помощи у старца уже не было нужды. Он сделал для меня все, что мог. Я с благодарностью поклонился ему и ушел.

Все на нашей земле — простое и сложное, маленькие человеческие проблемы и нахождение великого пути к Богу, тайны нынешнего и будущего века — все разрешается лишь загадочным, непостижимо прекрасным и могущественным смирением. И даже если мы не понимаем его правды и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить.

iso_graf

Зацепили меня слова Кураева о монашестве. Все время думаю, внутренне спорю, вспоминаю подвижников, которых довелось знать, которые «академиев» не проходили, но достигли вполне осязаемой святости. Это не спор с протодиаконом, это просто короткие воспоминания. Мои воспоминания.
1. Схиигумен Мелхиседек.
Однажды, в свою бытность в Псково-Печерском монастыре, я попал в лазарет. В соседней палате, за тонкой перегоодкой, лежал схиигумен Мелхиседек, к тому времени переживший уже три инсульта, потерявший способность ходить, говорить. Господь оставил ему только пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», и эти пять слов старец произносил непрестанно, днем и ночью. Когда боли становились нестерпимыми, он эту молитву кричал в голос, когда они отступали, отец Мелхиседек произносил ее тихо, размеренно. Я засыпал под молитву Иисусову, и просыпался под звуки ее.
Что я знал о нем?
Когда-то он был великолепный столяр и резчик. Он вырезал много кивотов, смастерил множество иконостасов, престолов, царских врат.
Потом он принял сан, и овдовев, постригся в монахи, потому что горело сердце его любовью ко Христу, жаждала душа жития иноческого. Здесь, в Печорах, он продолжал заниматься любимым делом, а также служил, исповедовал и совершал все, что положено монахам.
Ему нужно было вырезать небольшой иконостас в трапезной. Наступал Великий Пост, и отец Михаил (так его звали в малой схиме) попросил благословения затвориться на это время, чтобы не отвлекаться от работы, и к Пасхе успеть все закончить. Ему разрешили. Каждый день под дверью оставляли для него банку с квасом и хлеб — пищу на день. Так продолжалось пять недель. И вот однажды он не взял еду, которую для него оставили. Не взял и на другой день.
Когда проникли в трапезную, то нашли о. Михаила бездыханным. Монахи к смерти относятся просто. Обрядили его, как полагается, положили во гроб и отнесли в пещерный храм, чтобы завтра после литургии совершить отпевание.
Во время отпевания о. Михаил пошевелился. Монахи и к воскресению из мертвых относятся тоже спокойно. Взяли его из гроба и унесли в лазарет. Едва он пришел в себя, попросил тут же постричь его в великую схиму, что и было сделано. Потом о. Милхиседек рассказал, что видел, пока был в лапах смерти.
Видел он грязный и глубокий ров, в котором валялись все, что он сделал за свою жизнь: кивоты, царские врата, аналои. Все было поломано, покрыто плесенью и тронуто гнилью. На краю рва стояла высокая Женщина. Она говорила: «Вот все, что ты сделал за свою жизнь. Все это не имеет никакой цены перед Господом. Иди, возращайся в обитель и молись.»
И он уже никогда не прикасался ни к резцам, ни к рубанку. Он ходил на каждую службу, молился непрестанно. Пока его не разбило еще два инсульта. Потом он долго лежал, у него на спине появились пролежни, хоть ухаживали за ним послушники хорошо. Он испытвал чудовищные были, но никогда не стонал, а только читал пять слов, которые оставил ему Господь Бог: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»
Он произносил это лет пять, не меньше, а потом тихо отошел к Тому, Кого всю жизнь искал.
Схиигумен Мелхиседек, подвижник Псково-Печерский…

Схиигумен Мелхиседек

Душеполезное чтение

Рассказ из книги Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»

Аннотация
Книга архимандрита Тихона (в миру — Георгия Шевкунова), представляет собой сборник реальных историй, иногда — грустных, иногда смешных, иногда — трогательных. Автор не стремится идеализировать своих героев, тем не менее, их человечность, духовность, теплота — эти качества необычайно важны писателю. Недаром эти истории используются отцом Тихоном в проповедях и беседах. Несмотря на то, что книга о людях «пришедших в монастырь», она заинтересует не только читателей разных убеждений и конфессий, но и просто светских людей.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): биография, беседы и проповеди

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин Павел) был рожден 2 мая 1962 года в Москве. Он стал православным служителем, настоятелем церкви Петра и Павла в Ясеневе, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Также архимандрит Мелхиседек (Артюхин в миру) стал пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Биография

В 1984 году, отслужив в армии, он стал студентом духовной семинарии в Москве. Там он отучился 4 года. В 1986 году принял постриг в монахи. Тогда стал Павел Артюхин Мелхиседеком. Архимандрит Алексий, наместник Свято-Троице Сергиевой лавры постриг его лично.

Окончив духовную семинарию, он поступил в духовную академию в Москве, на заочное отделение. В 1988 году он прибыл в монастырь Оптина пустынь. Там он благочинно служил на протяжении нескольких лет. В 1990 году будущий архимандрит Мелхиседек получил сан игумена. В 1992 году Академия была им окончена. В 1997 году Патриарх Алексий II выпустил указ, назначив его настоятелем храма Петра и Павла в московском Ясеневе.

Вскоре он стал настоятелем и в монастырском подворье. Помимо этого он стал настоятелем при возведении храма Покрова Пресвятой Богородицы на улице Айвазовского. Возводить его начали в 2008 году. А уже спустя 5 лет сан архимандрита Мелхиседека Артюхину был передан в Преображенском соборе.

Награды

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он является, выиграл в конкурсе «Лучший реализованный проект в сфере инвестиций и строительства». Получил соответствующую награду архимандрит Мелхиседек в 2014 году.

В 2016 году он заявил, что слышал, будто папа римский собирается покаяться и вернуться в православную веру. Это прозвучало в столичной церкви перед прихожанами.

Подробности

Свою биографию архимандрит Мелхиседек лично описывал в многочисленных интервью. Так, он стал священнослужителем, когда ему было 25 лет. В своих беседах Артюхин, архимандрит Мелхиседек, признавался, что изначально собирался жить как монах. Он назвал это решение впоследствии максималистским.

Решение стать монахом пришло в его голову, когда ему было 17 лет. Тогда он осознал, что его жизнь и так ему не принадлежит. И он решил отдать ее Господу. Он не понимал в те времена, что мог просто стать священнослужителем. Но нашел подходящий для себя образ жизни. Будущий архимандрит Мелхиседек уже в том возрасте нашел духовника в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он изнутри изучал монашескую жизнь. По этой причине вплоть до поступления в духовную семинарию он уже имел четкое представление о том, какой будет его жизнь в монастыре. В то же время он понимал, что ему предстоит отучиться, пройти армию, и лишь затем он станет монахом. Он мечтал жить в Троице-Сергиевой лавре. И так, по сути, все и вышло.

Несмотря на то что решение было принято в молодом возрасте, архимандрит Мелхиседек никогда об этом не жалел. Он отмечает, что немало трудностей есть и в семейной жизни, а не только в монашеской.

Об отношениях с родителями

В беседах и проповедях Артюхина, архимандрита Мелхиседека, звучала история о том, что родители его были против поступления в духовную семинарию. Так, мать его просила, чтобы он не становился монахом. И Артюхин убеждал ее, что не станет. И когда мать периодически навещала его в лавре, она каждый раз просила его отказаться от идеи монашества. Несмотря на то что архимандрит Мелхиседек в проповедях, беседах признавался, что уже на первом курсе собирался писать прошение в монастырь, матери он говорил, что не собирается этого делать.

В то время духовником его был игумен Венедикт. Он говорил, что не стоит этого делать без благословения на то матери. Однако архимандрит понимал, что мать никогда ему этого не разрешит. Игумен Венедикт призывал его ждать и молиться. Перспективы в общении с матерью не было никакой.

Становление как монаха

Но на ее настрой повлияли некоторые события. Например, один сон, несмотря на то что многие священники советуют не верить сновидениям в случаях, когда они не являются отражением мыслей о Страшном суде. И когда сновидения вызывают грусть и тоску, их не стоит брать во внимание. Считается в церковной среде, что сны бывают от Бога и от беса.

Во сне Артюхин зашел в Троицкий собор. Там не было никого, как вдруг увидел, как вышестоящие рассуждают о том, кого взять в качестве послушника в монастырь. Им не хватало людей. И тут их посетила идея взять Артюхина. Он засветился от счастья, подошел к ним и признался, что мечтал об этом. Проснулся он со слезами счастья на глазах.

Сновидение оказалось позитивным предзнаменованием. В то же время он не понимал, как ему поговорить с матерью. Вскоре она приехала к нему сама и неожиданно сказала, что Павел станет монахом. Он старался отвлекать от темы, которая ее ранила, но она сквозь свое нежелание сказала снова, что он станет монахом. Он удивлялся, почему она так решила. Она заплакала и нехотя рассказала, что не могла уснуть на днях. Ей было ужасно тоскливо от того, что она постоянно одна. Муж ушел, когда Павлу было 7 лет, и она вырастила двух сыновей одна. Один из них создал семью, а второй ушел в семинарию. И она осталась со своей престарелой матерью, которая могла в любой момент умереть.

Во сне она услышала голос, возвестивший ее о том, что сын ее станет монахом. Ее это совершенно не радовало, но голос был очень жизнеутверждающим, и она поняла, что это будет так.

Итог

Против собственной воли мать дала Артюхину благословение. Он рассказал об этом духовнику, и тот сказал, что 3 года молитв не прошли зря. Тогда Артюхин написал прошение о поступлении в монастырь. И вскоре оказался принят в лавру. Это произошло за 14 дней до большого пожара 1986 года. И будущий архимандрит проживал в корпусе 50, который и сгорел дотла. В нем погибло 5 семинаристов. В то время не было мобильной связи. И когда Артюхин увиделся с матерью, будучи в монашеском одеянии, на лице ее отражалась полная гамма чувств: она была и рада, что он живой, и в полнейшем отчаянии, так как он был в монашеской рясе. Он подвел ее к пепелищу и сказал ей, что, если бы его не приняли в монахи, он мог бы погибнуть вместе с теми семинаристами. Она перестала возражать, выбрав отдать сына служению, нежели чем потерять его насовсем.

О проповедях

В проповедях архимандрит Мелхиседек, Артюхин, указывает на то, что Господь откликается на желания человека. По крайней мере, так случилось с ним самим. Если нет никаких знаков свыше, нужно обладать твердым желанием добиться чего-то в этой жизни.

К примеру, в случае монашества, если человек хотя бы чуть сомневается, становиться ли ему монахом или выбрать семейную жизнь, стоит отдать предпочтение последней. Так как когда человек загорается по-настоящему, в нем не остается ни одного сомнения.

Все события, происходившие в жизни архимандрита, случались на фоне его твердого желания стать монахом. В проповеди архимандрит Мелхиседек отмечает, что попутного ветра не бывает у тех, кто никуда не плывет. Первично желание. Так, когда кто-то в детстве играет в солдатиков, он хочет впоследствии стать военным, когда гоняет шайбу во дворе, хочет стать хоккеистом. Прежде всего, человек принимает мысль, а затем начинает по этапам воплощать свою идею. Главное – загореться каким-либо делом, желанием, а затем устремиться к достижению цели. Тогда Господь будет помогать. При наличии желания и призвания воля будет склоняться именно к этому.

Рассуждая в проповеди, архимандрит Мелхиседек Артюхин указывает, что главным побудительным мотивом для человека в желании стать монахом является любовь к Богу. В монахи люди уходят по нескольким причинам – даже те, кто сильно грешен, порой стремятся в монашество. И игумены приветствуют любую причину. Те, кто плохо начал, могут хорошо закончить.

Об образовании

Нужно отметить, что Артюхин обладает медицинским образованием. Именно это позволяет ему сосредоточиваться на главном, точно определять причины духовных недугов, как он сам считает. Он обожает тех, кто обладает талантами в медицинской сфере. Он считает чрезмерной гордостью надеяться на одни молитвы.

Медицина человеку необходима, и врачей стоит почитать, считает архимандрит. В то же время кто-то знает его как талантливого педагога. И каждый священнослужитель по сути является учителем веры.

О Синодальном отделе

В беседах рассуждает Артюхин и о роли Синодального отдела по монастырям и монашеству. На его взгляд, этот отдел выполняет важнейшую функцию в современной церкви. Сайты о монастырях отражают его деятельность. Благодаря этому монастыри обладают возможностью делиться с внешним миром информацией о духовной жизни, о том, что происходит в них. Наиболее интересные статьи порой берут себе другие порталы. И некоторые материалы оказываются востребованными не только у православных ресурсов, но и у некоторых светских. Последние печатают подобные материалы все чаще. Конференции, форумы – важнейшая часть жизни современных монахов. Обсуждая актуальные вопросы, они осмысливают заново церковные традиции, обмениваются опытом духовной жизни, встречаются друг с другом. Все это необходимо, чтобы монашество продолжало существовать в 21-м веке. Все, кто не был на какой-либо конференции, обладают возможностью прочитать о происходившем на ней на сайте «Монастырского вестника».

О наиболее сложном послушании

Архимандрит считает наиболее сложным послушание в Оптинной пустыне. Он был ответственным за то, как протекала повседневная жизнь в монастыре, за дисциплину всей братии, а она была большой, за то, как каждый относился к послушанию. Помимо этого архимандрит постоянно находился на разъездах, участвовал в переговорах. А ему нужно было следить и за своим духовным развитием. Но в дальнейшем приобретенный в этот период опыт в значительной мере помогал ему справиться с новыми трудностями, возникавшими на его жизненном пути.

Интересен тот факт, что архимандрит в своих беседах подчеркивает важную роль Интернета и мобильной связи для современного развития. В то же время чрезмерная огласка способна навредить внутренней монастырской жизни. По этой причине пользоваться данными благами необходимо с умом.

В беседах

В своих проповедях архимандрит отмечает, что наиболее страшным в духовной жизни является успокоение себя. Мол, что исправишься, изменишься обязательно, но потом. По этой причине важно отслеживать свои мысли. При внешней живости можно оставаться мертвым. Как и наоборот.

Архимандрит не раз приводил историю о старце Карпе. Он был парализованным и слепым, жил в Оптинной пустыни. Многие сокрушались из-за него, жалели его, сочувствовали и высказывали ему слова поддержки. Но Карп искренне удивлялся этому. Он говорил: «Я хоть и лежу, но на Бога гляжу». И этот духовный стержень архимандрит советует найти всем. Призывает радоваться тому, что человек уже стоит на своих ногах, жив – и это не мелочь. Такой человек вообще богат, и ныть ему не положено.

Главная мысль

Старец Амвросий, о котором нередко в своих проповедях для прихожан рассказывает архимандрит Мелхиседек, советовал никого никогда не осуждать, всех почитать. То, что происходит внутри человека, намного важнее всего внешнего. Так, если корабль плывет по воде, он не тонет. Но как только вода попала внутрь него, стала проникать в его корпус, он тонет. По этой причине зло не может не касаться человека, но оно не должно исходить от него самого.

Сердце человека должно быть похожим на воду – если в нее бросить камень, она поколеблется, но следа от него не останется никакого уже через мгновение. И порой человек сталкивается со злом и недоброжелательностью, но охранять своего внутреннего человека нужно всегда. Не дать внешним силам оказаться сильнее своих внутренних.

Внутреннего человека необходимо постоянно культивировать. Иначе он сойдет на нет, забудется в морях повседневных бед. И ежедневно через неохоту нужно продолжать это делать. Так как «Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его».

Митрофорный протоиерей Николай Ладюк:

— Сейчас Владыка Мелхиседек живет в подмосковном городе Климовске в небольшом деревенском домике. Когда я приехал к нему в гости, чтобы вручить медаль 130-летия Екатеринбургской епархии, Владыка прослезился.

В 2015 году Екатеринбургская епархия празднует 130-летие со дня своего основания. 10 лет из них (с 26 декабря 1984 до 26 февраля 1994 г. ) Екатеринбургскую епархию возглавлял Владыка Мелхиседек. Вклад архиепископа Мелхиседека в процветание Екатеринбургской епархии невозможно переоценить. Именно он начал кампанию по возвращению Свердловску его исторического имени – Екатеринбург. Его трудами было начато прославление Святых Царственных страстотерпцев.

«Владыка Мелхиседек все время перечитывал благословение Владыки Кирилла. Он плохо разговаривает и слышит с трудом, но часто говорит насколько для него важно, что на медали написано «Екатеринбургская епархия», а не «Свердловская» — рассказывает отец Николай Ладюк, все эти годы часто навещавший дорогого архипастыря.

В 2000 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви под председательством почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославил Новомученников и Исповедников Российских во главе со святыми Царственными Страстотерпцами.

Сейчас мало кто помнит, что почти за 10 лет до всецерковного прославления царственные страстотерпцы были прославлены как местночтимые святые Екатеринбургской епархии. И решающую роль в этом сыграл в то время архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек (Лебедев). Владыка всегда с особым почтением, очень душевно, относился к Царственным мученикам, особенно к Государю Императору Николаю Александровичу. Когда заходил разговор о Царской Семье, на его глазах часто появлялись слёзы.

Биография Архиепископа Мелхиседека (Лебедева)

Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 года в подмосковной деревне Ново-Черкасово в семье крестьянина. Деревня эта находится в 100 км к востоку от Москвы в Шатурском районе, в подмосковной Мещере, о которой писал еще Константин Паустовский: «Мещера — остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы».

Родители будущего архиепископа были глубоко верующими людьми. Маленький Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковнославянски, читал и пел на клиросе. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Оказали влияние на формирование склада души отрока Василия сама жизнь и воспитание в простой крестьянской семье. И вот Господь сподобил Василия прислуживать священнику в алтаре. Владыка вспоминает, что было страшно перед величием Бога, но в то же время что-то внутренне влекло к этому.

После школы будущий архиерей стал рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Сельская церковь, в которой прислуживал Василий, простояла до 1937 года, пока её не закрыли коммунисты. Не стало возможности исповедаться, причащаться. Через несколько лет над страной нависли свинцовые тучи. Радио объявило о начале войны с Германией. Василию, работавшему тогда на заводе, исполнилось 14 лет. Работать приходилось много, тяжело, но Господь не оставлял Василия и здесь. … Незадолго до окончания войны по распоряжению правительства были открыты монастыри, храмы, духовные семинарии — места духовного утешения, спасения людей.

Осенью 1946 года Василий Михайлович Лебедев поступил в Московскую Духовную семинарию в Сергиев Посаде, а в 1950 — закончил её по первому разряду. Почти все из числа выпускников стали священниками, среди них был и Василий Лебедев. На нём теперь не только семейная жизнь, но и пастырское служение, особенно трудное в это тяжелое, атеистическое время.

Рукоположение в июле 1950 года совершил архиепископ Можайский Макарий. Первый храм, куда был направлен молодой священник настоятелем — храм Преображения Господня в одном из сёл Московской области. А в декабре этого же 1950 года — в храм великомученицы Параскевы Пятницы с. Туголес. Здесь будущий архиерей служил в течение 5 лет. Трудами и заботами отца Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.

В феврале 1955 года последовало новое назначение — настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди, а в 1961 году отец Василий становится настоятелем городской Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево и благочинным церквей Орехово-Зуевского округа. У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей.

В 1962 году о. Василий поступает в Московскую Духовную академию. В 1963 году принимает монашество, вступая в число братии Троице-Сергиевой лавры. Новое имя Мелхиседек («Царь правды») получил от митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима, относившегося к иеромонаху очень тепло.

После 3 курса постановлением Священного Синода ему было определено быть епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в Академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня и взялся за подготовку кандидатской работы «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор». Через два года работа была завершена и получила одобрение Совета Академии, а автору была присвоена степень кандидата богословия.

17 июля 1965 года в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры была совершена хиротония архимандрита Мелхиседека во епископа. Её совершили епископ Питирим Волоколамский (родственник святителя Питирима Тамбовского), митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий и епископ Дмитровский Филарет.

7 октября 1967 года Священный Синод своим постановлением направил епископа Мелхиседека в Вену. Венская епархия по своему положению занимает видное место среди русских православных кафедр в Европе. И здесь Владыка проявил свою готовность помочь и дать ответ каждому вопрошающему. На венской земле епископ Мелхиседек нёс свое послушание до 1970 года, когда его отозвал Священный Синод, назначив епископом Пензенским и Саранским, а вскоре архиепископом. Тогда же Господь сподобил своего архиерея побывать на Святой Горе Афон.

С 1975 по 1984 Владыка Мелхиседек — архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, патриарший экзарх Средней Европы — знакомит инославный мир с духовными сокровищами Православия, его внутренней жизнью и внешней церковной деятельностью. Владыка Мелхиседек вёл большую общественную миротворческую деятельность. В составе делегаций он побывал во многих странах мира. В период его служения на этой кафедре произошел случай, в котором особенно проявился промысел Божий.

В одну из поездок на родину Владыка вёз в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на Русскую Церковь. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к Царю Николаю II, которого он особо почитал. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и также, не спеша, начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться Государю. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

26 декабря 1984 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Пимена Владыка назначен на Свердловскую и Курганскую епархию и временно управляющим Челябинской епархией.

В Екатеринбург архиепископ Мелхиседек прибыл 14 января 1985 года и занялся упорядочением церковной жизни вверенных ему епархий. Владыка часто ездил на приходы, узнавал о приходской жизни, способствовал возрождении храмов. Жил Владыка и принимал многочисленных посетителей в Епархиальном управлении на окраине города (Искровцев, 16).

При архиепископе Мелхиседеке произошло обретение честных мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 году.

Седьмого июля 1991 года по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека на Ганиной Яме, месте уничтожения останков святых царственных страстотерпцев, почитатели Царской Семьи установили первый крест. А через год на Ганину Яму был совершён первый архиерейский Крестный ход.

С этого времени по благословению правящего архиерея в Екатеринбургской епархии впервые в России началось открытое почитание Святых Царственных страстотерпцев, как местночтимых святых.

23 сентября 1992 года на месте дома Ипатьева, в котором в 1918 году большевики расстреляли Царскую Семью, был заложен первый камень будущего Храма-на-Крови, который сейчас собирает тысячи паломников из разных городов и стран.

По благословению архиепископа Мелхиседека братством во имя Святых Царственных мучеников 22 июля 1993 года на Ганиной Яме был установлен новый деревянный крест с киотом.

Владыка Мелхиседек помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. Большое внимание Владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. 25 июня 1991 года в Доме мира и дружбы он был награждён золотой медалью «За укрепление мира». Кроме того, по доброте душевной и огромному своего милосердию ахриепископ помогал и Детскому фонду, Фонду охраны памятников.

Владыка всегда откликался и на человеческую беду — взрыв на ст. Свердловск-Сортировочный, землетрясение в Армении… Большое внимание архиепископ Мелхиседек уделял просвещению в своей, тогда еще Свердловской и Курганской епархии. При нем возобновилось издание «Екатеринбургских епархиальных ведомостей», «Православного вестника», создавались церковно-приходские школы. Он сам вел уроки в воскресной школе при Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе, тогда в классе училось около сотни детишек.

Вспоминают люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека:

— Псалтирь он знает наизусть, а также некоторые акафисты Божией Матери. О себе часто нам рассказывал, что он никогда не ложится спать, пока не прочитает акафист. Засыпал он поздно, и никто его не будил. Ни к какому транспорту, будь это самолет или поезд раннего следования, он никогда не опаздывал. Мы удивлялись и спрашивали, «А кто же Вас будит?». » Ангел-хранитель», — отвечал он.…

С 25 сентября 1991 года, когда городу вернулось его истинное название, архиепископ Мелхиседек стал титуловаться «Екатеринбургский и Курганский». А после отделения Курганской епархии — «Екатеринбургский и Верхотурский».

26 февраля 1994 года по решению Священного Синода Владыка направлен на служение в вновь образованную (отделенную от Орловской) Брянскую и Севскую епархию. Там Владыка заново создавал всю церковную жизнь.

Протоиерей Николай Ладюк:

— В свое время я проводил своего сына в Брянскую епархию, он был келейником у Владыки. Моему сыну тогда было всего 16-17 лет. Тогда я первый раз увидел отношение Владыки к послушанию. Когда он уезжал в другую епархию, позвал своего иподьякона с собой — и тот поехал, не споря, не доказывая, просто сел и поехал. Владыка так его воспитал.

В марте 2002 года Священный Синод с благодарностью за понесенные труды перевел архиепископа Мелхиседека на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия.

Владыка, служа Церкви, занимался не только внутренней епархиальной жизнью, но и работал над научными публикациями:

· II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор (кандидатская диссертация).

· Речь при наречении во епископа Вологодского.

· Празднование 25-летия интронизации Свят. Патриарха Алексия в Венской епархии.

· Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии.

· Исторический визит Свят. Патриарха Пимена в Индию.

· Посещение Сов. Союза Архиепископом Кентерберийским доктором Фредериком Дональдом Когганом.

· Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец: К 800-летию со дня преставления.

За все свои большие труды архиепископ был награжден двумя орденами:

1986 г. ― Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени, 1990 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

В июне 2012 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла отец Николай вручил архиепископу Мелхиседеку (Лебедеву) высшую награду Екатеринбургской епархии — медаль святого праведного Симеона Верхотурского I степени.

Сейчас Владыке Мелхиседеку 88 лет. За ним ухаживает помощница, родная дочь и не менее родная Екатеринбургская епархия. По благословению митрополита Кирилла несколько раз в год поклоны с уральской земли Владыке Мелхиседеку привозит протоиерей Николай Ладюк. Пусть та помощь, которую Владыка Кирилл с душевной теплотой приносит архиепископу, не так велика, по сравнению с теми трудами, которые вложил Владыка Мелхиседек в процветание нашей епархии. Но благодарность, искренняя забота и сыновняя любовь к бывшему архиерею Екатеринбургской епархии – то самое, что необходимо настоящему пастырю.