Шостье женский монастырь

Заиконоспасский монастырь

Архимандрит Петр (Афанасьев)

20.11.1938 – 11.04.2016

Игумен, наместник и духовник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

Архимандрит Петр, в миру Александр Николаевич Афанасьев, духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова), архимандрита Наума (Байбородина).

Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны (позднее монахини Евпраксии) Афанасьевых. В младенчестве принял Святое Крещение в местном соборе Архангела Михаила.

С 1963 по 1965 годы служил в ракетных войсках. В 1965 году окончил Московскую государственную консерваторию по классу контрабаса, а в 1975-м – по классу дирижирования.

С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977 год), гастролировал по России и за границей, около двадцати лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. В 1975 году им создана при Московской областной филармонии «Московская инструментальная капелла».

В 1997 году он основал мужской камерный хор «Благозвонница».

16 февраля 1989 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил хиротонию Александра Николаевича Афанасьева в сан диакона, 10 декабря 1991 года – в пресвитера. В 1994 году иерей Александр окончил Московскую Духовную семинарию. В 2000 году на Вербное воскресение по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принял монашеский постриг от наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с наречением имени Петр в честь святителя Петра Московского.

С 1994 года основатель, духовный отец приходской общины Спасского собора бывшего Заиконоспасского монастыря. С 1998 года настоятель Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей. В 2006 году возведен в сан игумена. В 2010 году решением Священного Синода назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители вручил отцу Петру игуменский жезл и удостоил его права ношения креста с украшениями. В 2013 году возведен в сан архимандрита.

В 1999 году батюшка стал основателем женской монашеской общины в селе Шостье Касимовского района Рязанской области, был настоятелем и духовником Патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского в селе Шостье, преобразованного решением Священного Синода в 2015 году в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь.

С 2005 года отец Петр – настоятель Патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области, основатель и духовный отец акатовской женской монашеской общины. С 2013 года духовник Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.

С 2006 года он настоятель храма Трех святителей в селе Волынщино Рузского района Московской области, о котором имел попечение с 1997 года.

По благословению архимандрита Петра при Заиконоспасской обители были основаны Высшие Знаменские богословские курсы и воскресная школа, Славяно-корейская община, Спасский православный молодежный центр, Миссионерский центр «Божья Нива»; открыты Служба помощи семье и детям при монастыре в Шостье, Православная женская Александровская гимназия при монастыре в Акатове; проводились конференции и издавались книги.

11 апреля 2016 года в 7 часов утра архимандрит Петр (Афанасьев) преставился ко Господу после принятия Святых Христовых Таин. 13 апреля отпевание почившего совершил в Заиконоспасском монастыре наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) в сослужении многочисленного духовенства.

Архимандрит Петр (Афанасьев) погребен в храме Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в селе Акатово, в приделе во имя св. вмч. Пантелеимона.

Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Петра и сотвори ему вечную память!

Форпост отца Петра

Немало наших современников Господь долгим путем вел к монашеству, а, приведя, подарил ни с чем не сравнимую радость участия в возрождении или создании обители. Один из них – приснопоминаемый архимандрит Петр (Афанасьев). В его «послужном списке» диплом Московской консерватории и работа в Музыкальном училище им. Гнесиных, руководство Московской государственной филармонией и создание новых музыкальных коллективов; звания профессора, заслуженного деятеля искусств РФ. В новейшей истории Русской Православной Церкви отец Петр навсегда останется как человек, который много сил, духовных и физических, положил на организацию монашеской жизни в трех обителях: Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве и в двух женских, также ставропигиальных – Шостьенском Никольском в Рязанской области и Свято-Троицком Александро-Невском в селе Акатово в Подмосковье. О том, как развивается обитель на Рязанщине, рассказала настоятельница монастыря в Шостье монахиня Неонилла (Фролова).

Два храма – две судьбы, или Как Господь услышал молитвы сестер

Матушка, мне показалось непривычным, что большой монастырский храм находится не в ограде монастыря. И сестрам приходится идти на службу по сельской дороге…

Объясняется это так: в конце 90-х годов прошлого века в этом селе, что недалеко от Касимова, купила дачу семья москвичей, и вскоре по просьбе сельчан она стала ходатайствовать перед своим духовником (в то время – игуменом Петром, настоятелем Спасского собора Заиконоспасского, тогда еще бывшего, монастыря в Москве) о восстановлении здесь Никольского храма, построенного в XIX веке. А батюшка как раз искал место под подворье возрождаемой обители. Вместе со своими духовными чадами он молился, чтобы Господь указал его. Как волю Божию он воспринял это рязанское село с полуразрушенным храмом, который в результате был передан Церкви и получил статус Патриаршего подворья. Затем на окраине села был выделен участок для самого Подворья, и появилось сестричество, созданное по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В начале 2000-х годов бригада мастеров из города Северодвинска Архангельской области построила на территории Подворья замечательную деревянную церковь в северном стиле – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кто-то из корреспондентов назвал ее женским Афоном. Наверное, потому, что здесь во время службы для мужчин, кроме священника, двери закрыты. В Успенском храме читается монашеское правило и полунощница. Когда нет поста, совершается ранняя Литургия.

Страшно вспоминать, но в 2008 году храм был на волосок от гибели. Ночью, на Троицу, случился сильный пожар. Видимо, в старом сестринском корпусе, стоявшем на том месте, где сейчас построен уютный детский корпус, возникли проблемы с проводкой, – двухэтажное здание вмиг заполыхало. Расстояние от него до деревянной церкви – считанные метры. Мы с сестрами слезно молили Господа, чтобы Он уберег нашу церковь от уничтожения. И Господь услышал наши молитвы. Зарево от пожара было видно на всю округу – к нам на помощь поспешило чуть ли не все село.

В храме святителя Николая Мирликийского поразил серьезный объем ремонтно-реставрационных работ, проделанный с момента его передачи Церкви. Удивительны росписи храма. Они еще не закончены, но сколько уже сделано!

С росписями у нас вышла интересная история. Пока не требовались тонкие профессиональные работы – рука мастера, храм расписывали, можно сказать, все от мала до велика. И сестры обители, и прихожане, и даже малыши из детского сада, который монастырь полностью содержит. Школьники тоже частенько приходили. Кто вензелечки аккуратно делал, кто крестики – в общем, детской росписи в храме немало. Два года назад монахиня Параскева, по благословению отца Петра преподававшая в сельской школе рисование, была вынуждена уйти оттуда, чтобы всецело заняться реставрацией Никольского храма. Отец Петр благословил ее на это… К слову, по ее проекту в деревянной Успенской церкви был сделан резной иконостас. А Никольский храм – это такая махина! Три больших придела! Батюшка скорбел, что храм расписывается медленно. Но в последнее время в помощь матери Параскеве потихоньку стали прибывать добровольцы из Москвы. Сегодня в числе наших первоочередных задач – подготовка Никольского храма к визиту Святейшего Патриарха Кирилла. Мы полагали, что он состоится 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, но узнали, что визит намечен на 21 мая. И поняли, что эта дата для нас не случайна. Отец Петр не раз говорил сестрам: молиться о возрождении и благоукрашении храмов нужно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Несколько последних лет мы молились этому великому святому, прося помощи в завершении работ. И вот ждем Святейшего Патриарха на день памяти любимого ученика Спасителя!

Но внутренний стержень остается!

Матушка Неонилла, как я поняла, при монастыре создан не детский приют для сирот, а пансион? Кто же его воспитанницы?

Официально это подразделение называется так: «Служба помощи семье и детям». В наши дни нередко нуждаются в духовной поддержке, в духовном воспитании даже те дети, которые живут с родителями. Но в миру с его злом и неправдой, агрессивными атаками на идеалы и размыванием нравственных устоев очень трудно бывает выстоять. Бывало, что верующих девочек, посещающих храм, обижали в школе. Те не выдерживали насмешек, приезжали сюда. И здесь заканчивали школу. При этом с полной самоотдачей учились, молились, духовно возрастали, помогали сестрам на послушаниях. После окончания школы поступали в вузы. Что радует: студентки-выпускницы продолжают дружить между собой и приезжают в монастырь на православные праздники, как в свой родной дом. Да он и есть для них родной! Воспоминания о том времени, говорят девочки, самые теплые. Приятно от них слышать искреннее признание: «Наше детство в монастыре было счастливым!» На каком-то этапе, правда, пришлось столкнуться с серьезной проблемой, решение которой оказалось весьма болезненным. С некоторыми подопечными мы расстались, потому что их упорное нежелание подчиняться общим правилам, соблюдать нормы поведения могло пагубно отразиться на других. Нелегко было потребовать уехать – жалость мешала, однако батюшка, всегда смотревший в корень, сказал, что по-другому нельзя. И со временем мы поняли его правоту в этом вопросе.

То есть трудных подростков у вас нет?

Разные девочки к нам попадают. И если они вливаются в молитвенную и трудовую жизнь детского пансиона, их судьбы могут поменяться в лучшую сторону. Нет, я вовсе не утверждаю, что наши выпускницы все идеальные, правильные, не поддаются соблазнам современного мира. Маленький пример: у нас нет в свободном доступе компьютеров, а мобильные телефоны имеются только у игумении, казначеи, благочинной. (Еще сестрам, отъезжающим по делам монастыря или, допустим, в поликлинику, даем с собой для связи). Вступая в самостоятельную жизнь, девочки-выпускницы быстро осваивают мир новых технологий. Это их увлекает, захватывает новизной и, казалось бы, неисчерпаемыми возможностями. Но внутренний стержень у них остается. Он позволяет им разобраться, что является истинными ценностями, а что – фальшивка, мишура.

Расскажите, пожалуйста, в каких вузах учатся вчерашние подопечные обители?

В МГУ, в МГИМО, в Московских медицинских университетах, в Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова, в МПГУ, в Рязанской сельхозакадемии имени Костычева, в Гнесинской академии, в Регентской школе при Московской духовной академии. Мы стараемся настроить наших воспитанниц на учебу, и если видим, что им не хватает каких-то знаний, возим к репетиторам в Касимов или своими силами с ними дополнительно занимаемся. В школе они на хорошем счету. И в плане учебы, и в плане активности. Участвуют в разных мероприятиях, много интересного сами придумывают. С сельскими детьми дружат. Несколько девочек, которых привозят на занятия из тех сел и деревень, где школы как неперспективные были закрыты, просятся к нам. Им хочется пожить в пансионе, чтобы быть поближе к нашим воспитанницам, охотно занимающимся пением, танцами, рукоделием, а также помогающим сестрам на скотном дворе, где особо привлекает уход за лошадьми, общение с этими сильными, смелыми и благородными животными.

За послушание «городские неумехи» научились всему

Большинство сестер в монастыре – городские. Причем немало – с высшим образованием. Оказаться в незнакомом селе, где стоит полуразрушенный храм, который предстоит возрождать, поселиться в старом, плохо приспособленном для жилья здании бывшего школьного интерната, получить на отшибе участок земли для обработки… – думается, это было серьезное испытание для каждой сестры и сестричества в целом. Какие послушания показались особенно трудными?

Всё поначалу давалось с трудом. Возьмем, например, клиросное послушание. Несмотря на то, что почти все сестры до этого не пели, отец Петр благословил всех петь на клиросе. И жизнь показала, насколько мудрым был батюшкин «ход». Во-первых, человек изучает устав, во-вторых, у него потихонечку слух настраивается, он начинает петь по слуху. К сожалению, у нас нет профессиональных преподавателей, которые бы с нами занимались. Зовем девочек на клирос во время воскресных богослужений: кто хочет, приходит.

Далее о послушаниях: печем просфоры, свой хлеб и куличи, ухаживаем за садом и огородом, делаем заготовки на зиму, перерабатываем молоко – делаем творог, сыр, сметану. На скотном дворе, где у нас лошади, овцы, козы, коровы, птица, помогают наемные работницы, но у сестер там тоже дел хватает. Все навыки приобретались постепенно. Мы с улыбкой вспоминаем, как батюшка с большим юмором изображал сестер-первопроходцев, при прополке огорода бравших тремя пальчиками сорняки за верхушку и таким образом пытавшихся вытащить их из земли. Сегодня можно сказать, что за послушание и по благословению, ощущая сильную благодать Божию, которая часто дается новоначальным, «городские неумехи» всему научились. Еще одно послушание нельзя обойти вниманием: батюшка благословил помочь сельской школе, и три наши сестры стали в ней преподавать.

А как школьники обращаются к своим учительницам из монастыря?

От них можно услышать и «Наталья Евгеньевна», и «мать Саломия», и «Екатерина Михайловна», и «мать Параскева»… Причем для многих детей стал более привычным, естественным второй вариант. Учителям такое обращение дается сложнее – чаще всего они обращаются по имени-отчеству.

Если брать Шостьенскую школу в том виде, в каком она нынче существует, то следует отметить, что немало людей постарались вывести ее на такой уровень. Это и наш незабвенный батюшка архимандрит Петр (Афанасьев), и бывший директор школы Александр Андреевич Миняев, и нынешний директор Светлана Николаевна Саплешина, да и весь педагогический коллектив. Было построено современное двухэтажное кирпичное здание, куда учителя с учениками перебрались из ветхого деревянного. Произошла смена статуса: школа с девятилетним обучением стала одиннадцатилеткой. На сегодняшний день в ней учатся 115 учащихся, 20 из них – воспитанницы нашего пансиона. Бывший директор Александр Андреевич готовится отпраздновать свой 75-летний юбилей, однако на пенсию пока не собирается. Он преподает в родной школе физкультуру.

А наш батюшка… Чуть больше года его не стало. За ним мы себя чувствовали как за каменной стеной. Сейчас нам очень тяжело, учимся жить без него. Когда возникают какие-то искушения, думаешь: и это, и то не успела спросить… Я благодарю Господа, что встретила батюшку, который все эти годы вел меня к Богу. Потому что если ты сам пытаешься идти по пути спасения, то напоминаешь слепого котенка. Отец Петр был любящий пастырь, и именно поэтому он был строгим духовным наставником. Он говорил нам: «Монах – это чистота помыслов, чистота телесная и душевная». И для себя устанавливал высокую планку, и для нас.

Знаете, Матушка, у меня такое чувство, что наше интервью – только «верхушка айсберга» – важной актуальной темы. Здесь, в глубинке, мы увидели русское чудо: село, которое в конце прошлого века потихоньку угасало, в веке нынешнем возродилось, наполнилось живительными силами. С появлением монастыря многое изменилось в жизни и мировосприятии сельчан. Растет также число жителей за счет монастырских переселенцев – людей, приехавших сюда семьями из столицы и других регионов, чтобы быть поближе к обители.

Русское чудо – громко сказано. Но действительно, и рязанское село Шостье с несколькими сотнями дворов, и Шостьенский Никольский ставропигиальный женский монастырь, где подвизаются более тридцати насельниц, – развиваются, становятся на ноги, помогая друг другу. В этом году село будет отмечать свое 390-летие, и рассказ о нашем взаимодействии может стать продолжением темы.

* * *

В октябрьском номере журнала «Монастырский вестник» за 2015 год, посвященном главным в истории Русской Церкви монастырям – оплотам просвещения и книжности, рассказывалось также о Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы. Публикация называлась – «Гарнизон отца Петра». Заиконноспасская обитель расположена в центре столицы – на многолюдной Никольской улице, поблизости от Кремля, то есть на передовой. «Бойцы гарнизона» – насельники обители, по словам автора, держат круговую оборону, неся свет Православия внешнему миру. Шостьенский Никольский монастырь находится в трехстах с лишним километрах от Москвы, и здесь, в глубинке, он стал передовой укрепленной позицией Православия. Для сестер он по-прежнему – форпост отца Петра.

Русская Православная Церковь

Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь

Дата создания: 1688 г. (первое упоминание), 2015 г. Описание:

Первое упоминание о церкви в селе Шостье встречается в окладной книге Касимовского уезда, где сказано, что «построена в том селе церковь Николая Чудотворца по благословенной грамоте и освящена в (1688 г.)». Первоначально церковь была деревянная. В 1875 г. она сгорела во время опустошительного пожара, постигшего село Шостье. Многие жители лишились своих домов и бедствовали, но крестьянская община села изъявила желание построить новый храм в камне.

Рязанским губернским инженером Н.Н. Вейсом был составлен проект каменной церкви с тремя приделами (Вознесения Господня, свт. Николая и свв. мчч. Флора и Лавра) и колокольней. Строительство храма было начато в 1876 г. и продолжалось более 25 лет.

Первые десятилетия после революции 1917 г. храм продолжал действовать, был закрыт в 1937 г. и превращен в зерноток, а позже в склад химических удобрений.

После революции 1917 г. храм некоторое время оставался действующим. В 1937 г. церковь закрыли. Храм использовался как зерноток, позже — как склад химических удобрений.

В 1999 г. храм свт. Николая Мирликийского в с. Шостье (Касимовский р-н Рязанской обл.) был возвращен Церкви, указом Святейшего Патриарха Алексия II от 22 июня при храме было учреждено Патриаршее подворье. Настоятелем был назначен священник Александр Афанасьев (впоследствии — архимандрит Петр, наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря).

Первое после многолетнего перерыва богослужение в храме состоялась на Пасху 2000 г. После обширной реставрации Никольской церкви был присвоен статус памятника культурного наследия.

30 мая 2002 г. было получено письменное благословение Святейшего Патриарха Алексия II на создание сестричества при Патриаршем подворье храма свт. Николая в Шостье. Обязанности старшей сестры по благословению настоятеля были возложены на монахиню Антонию (Минину) (ныне — игумения Антония, настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря в с. Акатово Клинского р-на Московской обл.).

В 2003 г. на территории Патриаршего подворья построен деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Освящение церкви состоялось 27 августа 2005 г.

В 2005 г. Святейшим Патриархом Алексием II на отца настоятеля было возложено послушание восстановить бывший Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Монахиня Антония и несколько шостьенских сестер переехали на постоянное жительство в с. Акатово. С этого времени обязанности старшей сестры стала исполнять монахиня Неонилла (Фролова).

В 2011 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриаршем подворье была открыта «Служба помощи семье и детям».

Священный Синод на заседании 24 декабря 2015 г. постановил преобразовать Патриаршее подворье в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь, игуменией обители назначена монахиня Неонилла (Фролова) (журнал № 115).

7 мая 2017 г. Шостьенскую обитель посетил Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель совершил чин великого освящения Никольского храма в связи с завершением ремонтно-реставрационных работ (были освящены три престола: центральный в честь Вознесения Господня, правый ― в честь свт. Николая, левый ― в честь свв. мчч. Флора и Лавра) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. На малом входе Святейший Владыка возвел монахиню Неониллу в сан игумении и вручил ей игуменский жезл.

Страна: Россия Адрес: Рязанская обл., Касимовский р-н, с. Шостье Телефон: +7 (49131) 98-113 Web-сайт: http://shostye.cerkov.ru E-mail: monvshostye@yandex.ru

Ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы привезли в Шостьенский женский монастырь 3 апреля. Святыню шостьенцы встречали всем селом.

В 15.30 насельницы монастыря и местные жители вышли из Никольской церкви и направились крестным ходом на окраину села, чтобы встретить великую реликвию.

В 16.00 к повороту на Шостье подъехали микроавтобус и минивен с делегацией Шостьенского монастыря и гостями. Настоятельница обители игуменья Неонилла и игуменья Клинского монастыря Антония вынесли ковчег. С молитвами крестный ход двинулся в обратный путь.

На подходе к храму участники процессии сделали общий фотоснимок на память, а затем вошли в Никольский храм. Перед ковчегом с частицей Пояса Пресвятой Богородицы был совершён молебен, после чего монахини и прихожане смогли приложиться к святыне.

– Присутствие святыни в монастыре укрепит сестёр и всех тех, кто обращается за помощью к Божией Матери, – сказала настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игуменья Неонилла. – Это милость Божия, что мы обрели реликвию в год 20-летия основания монастыря.

Справка

Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь находится в селе Шостье, расположенном в тридцати километрах к югу от районного центра – города Касимова.

Приложиться к святыне можно в Никольском храме села после литургии в воскресные дни и дни Двунадесятых праздников.

В будние дни ковчег будет храниться в монастыре, где к святыне также можно пройти, спросив благословение.


Архимандрит Петр (Александр Николаевич Афанасьев)

Биография

Архимандрит Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) — архимандрит Русской православной церкви, наместник Московского Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря, заслуженный деятель искусств РФ. Художественный руководитель хора «Благозвонница» Заиконоспасского мужского монастыря.

Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны Афанасьевых, которые были певчими хора в местном соборном храме Архангела Михаила. Был крещен в день рождения приходским священником в честь Александра Солунского.

Осенью 1945 года семья переехала в Москву. С детства пел на клиросе. По собственным воспоминаниям: «В семье все были верующие — и я был верующим. Учился, как все. В школе, меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой».

В 1960 году женился на Евгении Дмитриевне Андреевой. Венчал Александра и Евгению схиархимандрит Амвросий (Иванов), оказавший значительно воздействие на духовное становление Александра.

По окончании специального музыкального училища по классу домры, где также играл и на контрабасе, был призван в 1963 году в армию.

В 1965 году завершил прохождение срочной военной службы и одновременно успешно закончил обучение в консерватории по классу контрабаса. В 1965—1975 годы Александр Николаевич был заведующим классом дирижирования Музыкального училища им. Гнесиных. В 1975 году там же прошел курс обучения по классу дирижирования.

В 1972—1992 годы являлся художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России.

Активно участвовал в записи первых дисков церковных песнопений хора Троице-Сергиевой лавры между 1968 и 1978 годами.

Батюшка стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов, среди которых выделяются созданная им в 1975 г. Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и основанный в 1997 г. мужской камерный хор «Благозвонница».

В 1989 году в возрасте 51 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположён в сан диакона, после чего служил в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре. В 1991 году был рукоположён в санпресвитера, продолжил служить там же до 1992 года.

С 1992 по 1994 года был заведующим кафедрой церковного пения Российского православного института им. св. ап. Иоанна Богослова.

В 1994 году окончил Московскую духовную семинарию.

С февраля 1995 года служил клириком при Патриаршем подворье в Высоко-Петровском монастыре города Москвы.

В 1998 году иерей Александр назначается настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря года Москвы. Как он сам отмечал: «С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений».

В 1999 году при храме Спаса Нерукотворного бывшего Заиконоспасского монастыря им был основан мужской камерный хор «Благозвонница». Репертуар коллектива составляют классические духовные песнопения, произведения современных композиторов, национальные песни.

22 июня 1999 года указом Патриарха Алексия II в селе Шостье было образовано Патриаршее подворье храма святителя Николая Мирликийского, настоятелем которого был назначен священник Александр Афанасьев.

В 2000 года был пострижен в монашество с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского. Тогда же приняла постриг и его сурпуга. «И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое».

Боролся за возвращение бывшему монастырю его некогда отторгнутых помещений. В 2004 году он отмечал: «Ситуация очень плохая. Пока ведутся многолетние тяжбы за право распоряжаться площадями и помещениями бывшего монастыря, разрушается уникальный комплекс исторических зданий и православных святынь, связанных с именами первопечатника Ивана Фёдорова, Симеона Полоцкого, Михаила Ломоносова. Кроме того, сейчас нависла угроза строительства на базе выдающихся памятников культуры федерального значения гостинично-развлекательного центра».

7 июля 2005 года Патриархом Алексием II назначен настоятелем Патриаршего подворья храма во имя благоверного князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области.

6 апреля 2006 года в Московском храме святителя Николая в Звонарях возведён в сан игумена патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

5 марта 2010 года постановлением Священного Синода назначен наместником Московского Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря, открытого и выделенного из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе.

19 апреля 2011 года в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа Патриарх Кирилл вручил игумену Петру игуменский жезл, а также удостоил его права ношения креста с украшениями.

1 мая 2013 года в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора обители возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

29 мая 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье храма святого благоверного князя Александра Невского в селе Акатово было преобразовано в ставропигиальный женский монастырь, настоятельницей которого стала монахиня Антония (Минина).

26 мая 2014 года в стенах Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве открылась международная научно-практическая конференция «Корейцы и Православие. К 150-летию проживания корейцев в России», на которой он выступил со вступительным словом.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода патриаршее подворье храма святителя Николая Мирликийского в поселке Шостье было преобразовано в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь, игуменией которого была назначена назначить монахиня Неонилла (Фролова).

Скончался 11 апреля 2016 года, в 7 часов утра, в Москве, на 78-м году жизни. В этот же день председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) совершил литию по новопреставленному архимандриту Петру в приделе преподобного Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

13 апреля в Заиконоспасском монастыре архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) возглавил чин отпевания. Погребён в правом приделе святого великомученика и целителя Пантелеимона храма святого благоверного великого князя Александра Невского Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного архимандрита Петра…

Из интервью с архимандритом Петром (Афанасьевым):

«С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие — и я был верующим. Учился, как все. В школе меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой.

Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время, — так рассказывал о своем детстве отец Петр.

— Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь выбрать. Один старец мне сказал: «Когда наступит старость, тогда и примешь монашество, а так — живи по-монашески». И я все время так и старался и как бы уже вел себя к монашеству.

После окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили это – и я спокойненько ушел со своей должности, не задумываясь. А монашество принял в 2000 году, и прекрасно себя чувствую. И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое.

Таков мой духовный путь.

Как сюда, в Заиконоспасский монастырь, попал? Просто я шел по Промыслу Божию, принимал, что Господь дает. Стать наместником или совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: «Твое дело – царское, срединный путь. Иди потихонечку – и все». Мама меня воспитывала так: «Терпи, что тебе Господь даст». И я терпел. Учился – терпел, поступил – терпел, защитил – терпел, и гонения терпел, и нападки…

На службах в Спасском соборе, куда меня назначили настоятелем в 1998 году, сразу стали бывать не только монахи, но и прихожане-миряне. Монахи – это соль. Именно соль. И то, что миряне больше обращаются к монахам, – это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах – это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы принимаем прихожан как сродников.

С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений.

Вообще я люблю служить, люблю Православие. Православие – это очень трудно. Быть православным христианином – это надо заслужить, заслужить своим поведением, обращением с людьми, где бы ты ни был – в лесу, в поезде. В каких бы обстоятельствах ни оказывался, ты всегда должен быть одинаков и стараться любить. У меня вот не всегда получается.

И главное – никого не оскорблять.

Мы забыли, что такое вообще любовь. А ведь без любви невозможно. Говорим о любви – а ее нет. Конечно, не 100% нет, но в наше время она иссякает, слишком много лицемерия – и во всем надо разобраться».

* * *

…Расскажу историю. В один дальний уголок, где жили люди разных национальностей, послали самого талантливого студента семинарии. Он приехал, к нему походили-походили – и перестали. Отправили студента похуже, он там побыл-побыл – и несолоно хлебавши уехал. Наконец, направили якобы самого нерадивого студента. Он стал там служить, а через год пишет: «Присылайте еще священника. У меня полно народу, все крестятся, я просто не успеваю».

Понимаете, если мы выйдем на улицу и станем говорить: «Православие – самая лучшая религия! Идите к нам!», разве кто-то пойдет? А вот если люди сами посмотрят, какие у нас строения, какое пение, а какое поведение и обращение с людьми, то они сами и подумают о том, что в нашу веру надо обратиться.

* * *

…Жизнь сейчас очень сложная, и в этой сложности надо не потерять душу, потому что душа дороже всего в мире. Можно говорить о высоких материях, об атомах, об электричестве – о чем угодно, а можно жить очень просто — но нельзя быть бездуховным.

Иногда я задумываюсь, как же говорят, что Ломоносов, родившись и выросши в какой-то поморской деревеньке, мог стать таким великим ученым? Но он ведь был воспитан не в какой-то глухомани, где не было ничего. На его малой Родине были грамотные люди, чистая речь, чистое мышление. Сейчас дети наши запутаны, им преподают множество предметов даже в школе, а надо учить главному – простоте. Корни Ломоносова были в земле, не испачканной духовно, он шел в Москву – и знал, куда шел и зачем, а главное — шел с верой. Он любил Родину, а ведь человек без Родины — без корней. Что уж сказать о человеке без Православия!… «Без Бога – не до порога».

* * *

Говорят, у нас семьи разваливаются. А потому что люди не знают, что такое любовь. Вот скажи мне, что такое любовь, одним словом?

— Одним? Сложно так вот сказать…. Бог.

— Бог – да, конечно. А вот я тебе скажу одним словом: любовь – это жертва. Я жертвую для тебя, для него, для людей… Люблю людей, потому что это творение Божие. Могу ли я не любить девушку или жену, если это творение Божие? А если так, то я не имею права блудить, оскорблять и так далее. А значит, семьи будут очень чистыми, прочными.

— Но много ли сейчас людей, которые именно так подходят к этому вопросу?

— А людей надо учить и показывать своим поведением, а не так, что говорить одно, а делать по-другому. И надо любить все, что дает Господь Бог. Ведь без Господа Бога мы не можем сделать ничего.