Шукшин о войне

Василий Макарович Шукшин

Калина красная

История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города Н., в местах прекрасных и строгих.

Был вечер после трудового дня.

Люди собрались в клубе…

На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:

– А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задумчивую песню «Вечерний звон»!

На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора один за одним. Они стали так, что образовали две группы, большую и малую. Хористы все были далеко не «певучего» облика.

– В группе «бом-бом», – возвестил дальше широкоплечий и показал на большую группу, – участвуют те, у кого завтра оканчивается срок заключения. Это наша традиция, и мы ее храним.

Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой нагнули головы и в нужный момент ударили с чувством:

– Бом-м, бом-м…

В группе «бом-бом» мы видим и нашего героя – Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда «звонили», морщил лоб и качал круглой крестьянской головой – чтобы похоже было, что звук колокола плывет и качается в вечернем воздухе.

Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впереди – воля.

Утром, в кабинете у одного из начальников, произошел следующий разговор:

– Ну, расскажи, как думаешь жить, Прокудин? – спросил начальник. Он, видимо, много-много раз спрашивал это – больно уж слова его вышли какие-то готовые.

– Честно! – поторопился с ответом Егор, тоже, надо полагать, готовым, потому что ответ выскочил поразительно легко.

– Да это-то я понимаю… А как? Как ты это себе представляешь?

– Думаю заняться сельским хозяйством, гражданин начальник.

– Товарищ.

– А? – не понял Егор.

– Теперь для тебя все – товарищи, – напомнил начальник.

– А-а! – с удовольствием вспомнил Прокудин. И даже посмеялся своей забывчивости. – Да-да… Много будет товарищей!

– А что это тебя в сельское хозяйство-то потянуло? – искренне поинтересовался начальник.

– Так я же ведь крестьянин! Родом-то. Вообще люблю природу. Куплю корову…

– Корову? – удивился начальник.

– Корову. Вот с таким вымем. – Егор показал руками.

– Корову надо не по вымю выбирать. Если она еще молодая, какое же у нее «вот такое» вымя? А то выберешь старую, у нее действительно вот такое вымя… Толку-то что? Корова должна быть… стройная.

– Так это что же тогда – по ногам? – сугодничал Егор вопросом.

– Что?

– Выбирать-то. По ногам, что ли?

– Да почему по ногам? По породе. Существуют породы – такая-то порода… Например, холмогорская… – Больше начальник не знал.

– Обожаю коров, – еще раз с силой сказал Егор. – Приведу ее в стойло… поставлю…

Начальник и Егор помолчали, глядя друг на друга.

– Корова – это хорошо, – согласился начальник. – Только… что ж, ты одной коровой и будешь заниматься? У тебя профессия-то есть какая-нибудь?

– У меня много профессий.

– Например?

Егор подумал, как если бы выбирал из множества своих профессий наименее… как бы это сказать – меньше всего пригодную для воровских целей.

– Слесарь…

Зазвонил телефон. Начальник взял трубку.

– Да. Да. А какой урок-то был? Тема-то какая? «Евгений Онегин»? Так, а насчет кого они вопросы-то стали задавать? Татьяны? А что им там непонятно в Татьяне? Что, говорю, им там… – Начальник некоторое время слушал тонкий крикливый голос в трубке, укоризненно смотрел при этом на Егора и чуть кивал головой: мол, все ясно. – Пусть… Слушай сюда: пусть они там демагогией не занимаются! Что значит – будут дети, не будут дети?!.. Про это, что ли, поэма написана! А то я им приду объясню! Ты им… Ладно, счас Николаев придет к вам. – Начальник положил трубку и взял другую. Пока набирал номер, недовольно проговорил: – Доценты мне… Николаев? Там у учительницы литературы урок сорвали: начали вопросы задавать. А? «Евгений Онегин». Да не насчет Онегина, а насчет Татьяны: будут у нее дети от старика или не будут? Иди разберись. Давай. Во, доценты, понимаешь! – сказал начальник, кладя трубку. – Вопросы начали задавать.

Егор посмеялся, представив этот урок литературы.

– Хотят знать…

– У тебя жена-то есть? – спросил начальник строго.

Егор вынул из нагрудного кармана фотографию и подал начальнику. Тот взял, посмотрел.

– Это твоя жена? – спросил он, не скрывая удивления. На фотографии была довольно красивая молодая женщина, добрая и ясная.

– Будущая, – сказал Егор. Ему не понравилось, что начальник удивился. – Ждет меня. Но живую я ее ни разу не видел.

– Как это?

– Заочница. – Егор потянулся, взял фотографию. – Позвольте. – И сам засмотрелся на милое русское простое лицо. – Байкалова Любовь Федоровна. Какая доверчивость на лице, а! Это удивительно, правда? На кассира похожа.

– И что она пишет?

– Пишет, что беду мою всю понимает… Но, говорит, не понимаю, как ты додумался в тюрьму угодить? Хорошие письма. Покой от них… Муж был пьянчуга – выгнала. А на людей все равно не обозлилась.

– А ты понимаешь, на что идешь? – негромко и серьезно спросил начальник.

– Понимаю, – тоже негромко сказал Егор и спрятал фотографию.

– Во-первых, оденься как следует. Куда ты такой… Ванька с Пресни заявишься. – Начальник недовольно оглядел Егора. – Что это за… почему так одет-то?

Егор был в сапогах, в рубахе-косоворотке, в фуфайке и каком-то форменном картузе – не то сельский шофер, не то слесарь-сантехник, с легким намеком на участие в художественной самодеятельности.

Егор мельком оглядел себя, усмехнулся.

– Так надо было по роли. А потом уже не успел переодеться.

– Артисты… – только и сказал начальник и засмеялся.

Он был не злой человек, и его так и не перестали изумлять люди, изобретательность которых не знает пределов.

И вот она – воля!

Это значит – захлопнулась за Егором дверь, и он очутился на улице небольшого поселка. Он вздохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то старушка с сумочкой, остановилась.

– Вам плохо?

– Мне хорошо, мать, – сказал Егор. – Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

– Куда садиться? – не поняла старушка.

– В тюрьму.

Старушка только теперь сообразила, с кем говорит. Опасливо отстранилась и посеменила дальше. Посмотрела еще на забор, мимо которого шла. Опять оглянулась на Егора.

А Егор поднял руку навстречу «Волге». «Волга» остановилась. Егор стал договариваться с шофером. Шофер сперва не соглашался везти, Егор достал из кармана пачку денег, показал… и пошел садиться рядом с шофером.

В это время к ним подошла старушка, которая проявила участие к Егору, – не поленилась перейти улицу.

– Я прошу извинить меня, – заговорила она, склоняясь к Егору. – А почему именно весной?

– Садиться-то? Так весной сядешь – весной и выйдешь. Воля и весна! Чего еще человеку надо? – Егор улыбнулся старушке и продекламировал: – Май мой синий! Июнь голубой!

– Вон как!.. – Старушка изумилась. Выпрямилась и глядела на Егора, как глядят в городе на коня – туда же, по улице идет, где машины. У старушки было румяное, морщинистое личико и ясные глаза. Она, сама того не ведая, доставила Егору приятнейшую, дорогую минуту.

«Волга» поехала.

Старушка некоторое время смотрела вслед ей.

– Скажите… Поэт нашелся. Фет.

А Егор весь отдался движению.

Кончился поселок, выскочили на простор.

– Нет ли у тебя какой музыки? – спросил Егор.

Шофер, молодой парень, достал одной рукой из-за спины транзисторный магнитофон.

– Включи. Крайняя клавиша…

Егор включил какую-то славную музыку. Откинулся головой на сиденье, закрыл глаза. Долго он ждал такого часа. Заждался.

– Рад? – спросил шофер.

– Рад? – очнулся Егор. – Рад… – Он точно на вкус попробовал это словцо. – Видишь ли, малыш, если бы я жил три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, другую отдал тебе, а третью – прожил бы сам, как хочу. Но так как она у меня всего одна, то сейчас я, конечно, рад. А ты умеешь радоваться? – Егор от полноты чувства мог иногда взбежать повыше – где обитают слова красивые и пустые. – Умеешь, нет?

Ольга Шукшина: биография, личная жизнь, фильмы

Бытует мнение, что на детях знаменитых людей природа часто «отдыхает». Это ни в коей мере не относится к дочерям В. Шукшина и Л. Федосеевой-Шукшиной. Обе — и Мария, и Ольга — неординарные личности. При этом талантливые. Вот только Марию мы довольно часто видим на телеэкранах, а об Ольге больше знаем по слухам и домыслам. Кто же она — Ольга Шукшина? О биографии, фильмографии, тайнах личной жизни несостоявшейся звезды пойдет речь в статье.

Детство

Девочка родилась в Москве (1968 год, 29 июля). Тогда в семье знаменитых артистов Василия Макаровича и Лидии Николаевны уже была совместная дочь Маша. В 4 года, в 1972 году, Оля вместе с сестрой впервые появилась на экране: отец снял их в своем фильме «Печки-лавочки». В 1974-м на экран вышли «Птицы над городом», где зритель вновь увидел среди героев уже полюбившуюся ему семью Шукшиных: маму и ее очаровательных дочек.

Детство девочки омрачила ранняя смерть отца. По признанию Ольги, Василия Макаровича живым она почти не помнила. Ее настоящее знакомство с ним происходило по мере взросления. По прошествии десятилетий она также отметила, что тяжело пережила новое замужество мамы — Л. Федосеева-Шукшина вступила в брак с М. Аграновичем через год после смерти Василия Макаровича. Возможно, это стало впоследствии одной из причин натянутых отношений между дочерью и матерью, упоминание о которых стало уже традицией в освещении биографии Ольги Шукшиной. Последняя очень часто жалуется на недостаток любви в родной семье.

Профессиональное самоопределение

Окончив школу, девушка поступила в ГИТИС, затем училась во ВГИКе. Она даже успела сняться в трех фильмах, где показала себя неплохой актрисой. Однако сама Ольга не чувствовала себя удовлетворенной: дочери Шукшина казалось, что она занимается не своим делом. Гораздо больше, по ее же собственному признанию, девушку привлекала литература. Это привело ее в Литературный институт, который она, впрочем, так не окончила. Но это никак не помешало ей заниматься любимым делом, например, писать очерки о своем знаменитом отце.

Личная жизнь

Ольга Шукшина об этом говорить не очень любит. Известно, что у нее есть взрослый сын (дата рождения — 18.12.1995), названный в честь знаменитого деда Василием. В графе «отец» у него всегда стоял прочерк, сама Шукшина на эту тему никогда не распространялась. Известно лишь, что еще во время учебы во ВГИКе у нее возникли отношения со студентом этого же заведения (он учился на режиссера). Девушка вышла замуж, но мать ее зятя не приняла, хотя к внуку привязалась. Ольга, например, трогательно рассказывает о том, как Лидия Николаевна буквально ворвалась в родильный дом, чтобы благословить дочь перед рождением ребенка.

Вскоре молодые люди расстались. Больше Ольга Васильевна Шукшина замуж не выходила. Сын же ее, как ни странно, став взрослым и сам того не ведая, поспособствовал развитию конфликта между мамой и бабушкой. Разгорелся он из-за четырехкомнатной квартиры Шукшина в Москве.

Вася мечтал стать режиссером, как знаменитый дед, и пойти во ВГИК. Но не сбылось — парень ушел в армию. После окончания школы из монастыря он приехал в квартиру деда, откуда его со скандалом выдворили. Какова истинная причина — судить трудно. У каждой из женщин своя правда.

Монастырь

Как следует из биографии Ольги Шукшиной, в жизни женщины он занимает особое место. Устав от мирской жизни, отказавшаяся от актерской деятельности Ольга пришла в Николо-Шартомскую обитель. Точнее, сначала приняла предложение от знакомого священника пожить в Крыму на его даче. Это было связано со слабым здоровьем сына Ольги, Василия. Девушке так понравились спокойная обстановка, церковные обряды, возможность стать ближе к Богу, что она 15 лет провела в монастыре: учила детей (у Ольги нет педагогического образования, зато она от природы обладает ровным, спокойным характером и смирением), помогала на кухне и на подворье и т. п. Но послушницей и монахиней так и не стала.

В 2013 году она переехала в подмосковный дом, хотя с монастырем не рассталась. По-прежнему посещает службы, поддерживает отношения

Роли в кино

Художественных фильмов с Ольгой Шукшиной снято немного. Вот они (не считая тех двух, где ее запечатлели ребенком):

  • «Мать» (1989). В картине по мотивам произведений М. Горького Ольга Васильевна Шукшина сыграла Наташу.
  • «Вечный муж» (1990). Вместе с Ольгой в фильме по одноименному произведению Ф. Достоевского снялись ее мать, Л. Федосеева-Шукшина, и старшая сестра Мария.
  • «Уставшие» (1991).
  • «Верую!» (2002). Это непростой фильм о поисках смысла собственного бытия и пути к Богу простого деревенского мужика. Снят по мотивам трех произведений В. Шукшина. Дочь актера и режиссера снялась в эпизоде.

В память об отце

Вернувшись из монастыря, Ольга решила посвятить себя восстановлению доброй памяти об отце. Она занялась изучением творческого наследия знаменитого режиссера и актера. Организовывала социальные проекты, через которые стремилась донести до людей идеи Василия Макаровича. Ее главная цель, по признанию самой Ольги, — снять с него закрепившееся клеймо «гуляки» и «алкаша».

Особого внимания занимает документальный проект «Ольга Шукшина. Если бы папа был жив…». В передаче впервые звучат письма Василия Макаровича, адресованные младшей дочери. Он начал их писать, когда Оленька едва научилась сидеть. Героиня с горечью говорит о том, что только их перечитывание позволило ей в полной мере ощутить энергетику отца. И словно подводит к мысли: все в ее жизни было бы по-другому, если бы отец не ушел так рано.

Ольга приезжает на малую родину отца — в с. Сростки, где встречается с работниками музея, местными жителями. Высказывает мысли о том, что хотела бы жить и работать здесь, чтобы внести свою лепту в сохранение памяти о Василии Макаровиче. Вместе с тем стойко выслушивает нелицеприятные высказывания в свой адрес. Читает самое любимое письмо отца, написанное ей в день ее рождения, у памятника Василию Макаровичу.

Также Ольга снялась в документальном фильме, посвященном отцу: «Он сражался за родину. Василий Шукшин» (2009).

Чем занимается Ольга Шукшина сегодня

Устав от споров и дрязг с родственниками, Ольга Васильевна сдала свой дом под Москвой и переехала в египетский городок. Здесь она снимает двухкомнатную квартиру, живет тихо и скромно. Средства на жизнь Ольга Шукшина, в биографии которой произошел очередной крутой поворот, получает от работы принадлежащего ей секонд-хэнда. Женщина посещает местную церковь, время от времени бывает в России. Поддерживает отношения со сводной сестрой Анастасией Ворониной-Франсишку, старшей дочерью Л. Федосеевой-Шукшиной от первого брака. В ней, по признанию Ольги, она нашла взаимопонимание и поддержку, которых ей никогда не хватало в общении с Лидией Николаевной и Марией.

Неоднозначное впечатление остается после знакомства и с жизнью Ольги Шукшиной, и с тем, что происходит в жизни близких Василия Макаровича в последние годы. Что ж, остается надеяться, что родные люди все же найдут в себе силы протянуть друг другу руку и в их семье наконец-то наступит мир.

LiveInternetLiveInternet


Василий Макарович Шукшин (25 июля 1929 года, село Сростки, Сростинский район, Бийский округ, Сибирский край — 2 октября 1974 года, станица Клетская, Волгоградская область) — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он вернулся в село Сростки.

Мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина в Сростках.
В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы. В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову.

Чтобы стать настоящим русским писателем, таким, как Василий Шукшин, надо родиться, скажем, на Алтае, в крестьянской семье. Пережить арест отца, отчаяние матери, голодное детство в военные годы, работать на стройках и заводах, служить на флоте, пить «горькую», знать людей, видеть Россию не из тиши академического кабинета, ввалиться в гимнастерке и кирзовых сапогах в приемную комиссию ВГИКа и ляпнуть, что не читал Толстого.

На экзамене Ромм его спросил: «Расскажите, как себя чувствовал Пьер Безухов в Бородинском сражении». Шукшин ответил: «Я это не читал. Очень толстая книжка, руки не доходят». Ромм нахмурился: «Какой же вы директор школы, вы некультурный человек. Вы не можете быть режиссером».

Шукшин стал на него кричать: «А вы знаете, что такое директор школы? Дрова к зиме у председателя сперва выбей, потом вывези да наколи, чтоб детишки не мерзли. Учебники раздобудь, парты почини, керосину добудь, учителей размести. А машина — с хвостом на четырех копытах, и ту в колхозе не выпросишь. Где шагом, где бегом, грязь — во… Где уж тут книжки читать!» Экзаменаторы были счастливы — нагрубил самому Ромму! И предвкушали, как зарвавшегося абитуриента с треском выгонят. А Ромм вдруг сказал: «Только очень талантливый человек может иметь такие нетрадиционные взгляды. Я ставлю ему пятерку».

Первая супруга Шукшина его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Познакомились они ещё в юношестве и поженились в 1953 году. В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том что просит развод у Марии так как полюбил другую женщину.
На сьёмках фильма «Живет такой парень»многие судачили про роман Шукшина с поэтессой Беллой Ахмадуллиной, сыгравшей в фильме «Живет такой парень» роль журналистки. Через несколько месяцев роман писателя и поэтессы благополучно завершился. Картина «Живет такой парень» получила восторженные отклики публики. На кинофестивале в Венеции фильму присудили главный приз.
в 1963 году он вступил в фактический брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Виктория Софронова, редактор журнала «Москва», вспоминает: «Как-то я прочитала в «Новом мире» цикл рассказов «Они с Катуни». Автор Шукшин. Признаться, та повесть Шукшина была слабой. Ее критиковали. И я тоже. Когда все стали расходиться, я почувствовала, что… мои ноги не идут. Мне стало жаль Шукшина. Я подошла, стала его утешать, напомнила о других — удачных — произведениях. Потом ушла с друзьями в кафе. Заказали столик, и вдруг туда же заходит Шукшин. С Беллой Ахмадулиной. У них тогда заканчивался роман, это был их прощальный вечер. С ними были Андрей Тарковский с женой. Случайно или нет, но мы оказались с Шукшиным за столиками лицом к лицу. И весь вечер смотрели друг другу в глаза. Хотя мне, в общем-то, несвойственна такая смелость. Потом он меня нашел. Я тогда только развелась с мужем, детей не имела». В момент знакомства Виктории было 33 года. Вскоре они стали жить вместе. Виктория Шукшина очень любила, а он был ревнив. Однажды подрался с другом из-за того, что тот, прощаясь, поцеловал Викторию.
Тамара Семина и Василий Шукшин в фильме «Два Федора».
Брак Виктории и Василия был недолгим. Летом 1964 года Виктория почувствовала, что Василий к ней охладел. А она была беременна. В это время Шукшин отправился в Судак на съемки фильма «Какое оно, море?». Там он познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой.
В момент знакомства с Шукшиным Лидия Федосеева была замужем за артистом киевской киностудии имени Довженко Вячеславом Ворониным, от которого у нее была четырехлетняя дочь Настя. Однако, муж жил в Киеве, Лидия училась в Москве во ВГИКе, а Настя жила в Ленинграде у бабушки. Лидия виделась с мужем редко и начинала отвыкать от него, брак с Ворониным превратился в формальность.
Лидия не была в восторге от перспективы сниматься с Шукшиным: ходили упорные слухи о его пьяных загулах. Но режиссер успокоил ее. Съемочная группа ехала в Судак. В купе вместе Лидией и Настей находились операторы картины. Вдруг в купе вошел Шукшин, прихватив с собой бутылку вина. Лидия вспоминает: «Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые — веселые, озорные и хулиганистые. Я запела «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил.
Когда все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну, давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили. Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне — маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их».
12 февраля 1965 года у Виктории родилась дочка Катя. Узнав об этом, Шукшин приехал в роддом и передал молодой матери бутылку портвейна (!). Когда Викторию с Катей выписали из роддома, на выходе их поджидал Шукшин. Встреча была грустной: Виктория знала, что муж полюбил другую женщину, и потребовала сделать выбор. Он не смог. Не выдержав, Виктория его выгнала. Хотя и после разрыва он приходил к ребенку, но Виктория не могла простить мужа. Она вспоминает: «Вася оказался меж двух огней. Он жил то с Лидой, то со мной. Ему дали квартиру в Свиблове, и, когда у него что-то с ней не заладилось, она ушла, он пригласил нас с Катей к себе. Мы приехали, но мне было там неуютно, к тому же Вася пил. Мы уехали к себе». Разрываясь между двумя женщинами, Шукшин погрузился в работу.
В 1968 году, когда у них родилась дочь Маша Шукшин бросил пить. Трудно ли было с ним жене? Лидия вспоминает: «Он за 10 лет нашей жизни только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви, да и то — от обиды или ревности. И вместе с тем хорошо знал меня, понимал». Через год в семье Шукшиных родилась вторая дочь — Оля.
Последней каплей в его отношениях с водкой стал один случай. Однажды пошел он с дочкой гулять. Встретил приятеля, зашли в кафе на минуту отметить встречу. Дочку оставили на улице. И забыли. А когда он вышел из кафе, дочки не оказалось. В ужасе он обегал весь район. Это так его потрясло, что он поклялся никогда больше не пить. Перед премьерой фильма «Странные люди» в Парижском Киноцентре авторов угощали дорогим старинной выдержки шампанским. Шукшин не выпил ни глотка.
Последний год жизни Шукшина начался успешно. Вышел в свет новый сборник рассказов Шукшина «Характеры», режиссер Товстоногов решил ставить спектакль по пьесе Шукшина «Энергичные люди», Бондарчук предложил Шукшину роль Лопахина в картине «Они сражались за Родину». Съемки начались в августе 1974 года на Дону. К началу октября Шукшин почти полностью завершил роль, ему оставалось сняться в последнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву.
Юрий Никулин вспоминал: «За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, ожидая, когда гример начнет работать. Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то на обратной стороне пачки сигарет «Шипка». Сидевший рядом артист Бурков спросил: «Что ты рисуешь?». «Да вот видишь, — ответил Шукшин, показывая, — вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны». 1 октября Шукшин чувствовал себя хорошо. Позвонил с почты поселка Клетская домой в Москву. Затем с Бурковым сходил в баню, потом вернулся на теплоход «Дунай», где жили артисты. До глубокой ночи смотрел по телевизору хоккейный матч СССР — Канада.
По его окончании разошлись по каютам. Буркову не спалось. Часа в 4 утра он вышел из каюты и в коридоре увидел Шукшина. Тот держался за сердце и стонал. «Валидол не помогает, — пожаловался он. — Нет у тебя чего-нибудь покрепче?» Бурков принес капли Зеленина. Шукшин выпил их без меры, запил водой и ушел к себе в каюту. Часов в девять утра Бурков вышел в коридор с намерением разбудить Шукшина. Он вспоминает: «Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошел. Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать.
Он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал. Я пошел по коридору и столкнулся с Губенко. «Николай, — попросил я, — загляни к Васе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает». Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука как неживая, потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне. «От сердечной недостаточности», — сказали врачи. Я думаю, они его убили. Кто они? Людишки нашей системы, про кого он нередко писал».
Памятник на родине Шукшина.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его мёртвым его близкий друг Георгий Бурков. Мать Шукшина Мария Сергеевна хотела похоронить сына на родине, в Сростках, но ее отговорили. Шукшина похоронили 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище.
Люди прощаясь с Василием Макаровичем, на панихиде клали в гроб калину, их было очень много в гробу — алых ягод, под которыми родственники обнаружили много крестиков, иконок и узелков. Много прошло возле гроба россиян, и они клали в гроб самое дорогое.
В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной
Вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
На тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Е. Евтушенко. «Памяти Шукшина»..
Мамонтов Иван Моисеевич. Над Катунью. Портрет Василия Макаровича Шукшина. 2000 г.
Он любил и понимал деревню, забитую, терпеливую, молчаливую. Русскую. Чтобы он мог достучаться до наших сердец, выкрикнуть эту свою правду, его мать пожертвовала самым ценным, что только есть на селе — продала корову, о которой говорят, «кормилица». И Шукшин достучался… Одного не успел, о чем мечтал всю жизнь — понять Россию еще глубже, сняв фильм о Степане Разине.