Симон кананит Апостол

Грот Симона Кананита

Пещера Симона Кананита

В пещере Симона Кананита

Расположение

Страна

  • Республика Абхазия/ Грузия

Вход в пещеру Симона Кананита

Грот (пещера) Симона Кананита — место религиозного почитания, связанное с Симоном Кананитом (Симоном Зилотом), одним из двенадцати ближайших апостолов (учеников) Иисуса Христа. Расположен в ущелье Псырцха, недалеко от храма Симона Кананита в Новом Афоне. По преданиям в течение двух лет (53-55 гг. н. э.) в гроте находилась келья Святого апостола Симона Кананита (Симона Зилота).

Данное место с древности служило местом религиозного почитания для христиан. После образования Новоафонского мужского монастыря и приходом монахов со святой горы Афон грот был освящён и превращён в часовню. В нём были созданы мозаичные иконы Святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита.

В настоящее время грот посещается многочисленными туристами и паломниками. Дорога к гроту Святого Симона Кананита пролегает по живописной территории Псырцхинского заповедника вдоль русла реки Псырцха, мимо святого источника. Дорога по преданиям начинается от того места, где апостол принял мученическую смерть от рук римских легионеров в 55 году. По дороге расположен громадный валун с отпечатком, похожим на след ступни человека. По преданию он был оставлен самим св. апостолом Симоном Кананитом, поэтому здесь всегда останавливаются паломники и служатся молебны.

В грот, расположенный в отвесной скале, ведёт крутая лестница с высеченными каменными ступенями. Посередине грота находится большой камень, который по преданию святой апостол использовал в качестве стола и ложа. На стене пещеры высечен четырехконечный крест.

Примечания

  1. Данный географический объект расположен в Абхазии, являющейся спорной территорией. Согласно административному делению Грузии, спорную территорию занимает Абхазская Автономная Республика. Фактически спорную территорию занимает частично признанное государство Республика Абхазия.
  2. Грот Симона Кананита в Новом Афоне. Грузинская сов. энциклопедия, 1981 (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2016. Архивировано 9 апреля 2016 года.
  3. С Библией в руках по Святой Земле. Богословские заметки русского паломничества
  4. Святой Апостол Симон Кананит. hram-troicy.prihod.ru. Дата обращения 11 апреля 2016.
  5. 1 2 Грот Святого Апостола Симона Кананита. (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2016. Архивировано 22 апреля 2016 года.
  6. Псырцхинский заповедник и грот святого Симона Канонита
  7. Грот великомученника Симона Кананита (Зилота)

Ссылки

  • Грот Святого Апостола Симона Кананита. Панорамное изображение внутри пещеры. (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2016. Архивировано 22 апреля 2016 года.

17 лет без Зураба Ачба

15 августа 2000 года в Сухуме был убит известный юрист, политический и общественный деятель Зураб Ачба. Сегодня все еще неизвестны ни имя убийцы, ни его цель.

Роль Зураба Ачба в новейшей истории Абхазии была выдающейся. Он был незаурядным мыслителем, юристом, одним из авторов действующей Конституции, сделал немало для становления независимого абхазского государства. Его гибель, как заноза в нашей истории, которую пока никто не смог или не захотел вынуть. Нам так и не назвали имя убийцы, так и не объяснили, за что Зураб Ачба был столь подло убит.

15 августа 2000 года вечером Зураб вышел из своего дома в Синопе и пошел по ночному Сухуму к сестре Светлане, жившей в самом начале набережной недалеко от Красного моста. Около 14-й школы к нему со спины подошел неизвестный в белом, выстрелил в затылок, резко пересек дорогу и скрылся, оставив Зураба умирать на асфальте. Зурабу не хватило десяти минут, чтобы дойти до дома сестры. Ему было ровно пятьдесят. В том, что это было политическое убийство, никто не сомневался.

Embed share Embed share The code has been copied to your clipboard. The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:06:02 0:00 Скачать В отдельном окне

Зураб Ачба – коренной сухумчанин, выпускник 10-й средней школы, а потом Московского государственного университета, юрист. На самом пике предвоенного политического противостояния он пришел в политику и в 1991 году стал заместителем председателя Народного форума Абхазии. Он всегда умел четко выражать свои мысли и находить аргументы. Дар энергичного полемиста и блестящего оратора в нем сочетались весьма органично. Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов Зураб Ачба был надежным представителем Абхазии, он колесил по российским городам и весям, встречался с политиками, общественными и культурными деятелями, рассказывал о войне, старался повлиять на российское общественное мнение и развернуть его лицом к Абхазии. С 1991 года по 1996-й был депутатом сначала Верховного совета, а потом и первого в истории Абхазии парламента. После войны несколько лет жил в Москве, в 1999 году вернулся в Абхазию и работал консультантом в Сухумском офисе по правам человека ООН и ОБСЕ.

В это время у него проявился дар публициста. Он писал критические статьи, его неутомимое перо наносило чувствительные удары по представителям официальной власти. Его суждения, цеплявшие суть, наверное, злили власть имущих. Единственной, кто не боялся печатать его порой разгромные, а порой фельетонные статьи, была Изида Чаниа, редактор «Нужной газеты». И все его статьи выходили в «Нужной».

О Зурабе Ачба можно говорить много. В его статьях можно найти емкие цитаты на разные случаи жизни. Он умел хлестко обозначить не только текущий момент, но и заглянуть далеко вперед. Поэтому и сегодня его выступления актуальны.

Я нашла на просторах интернета интервью 1992 года, в нем голос Зураба звучит так, как будто все эти семнадцать лет он был с нами. Давайте послушаем его внимательно, это – то малое, что можем мы для него теперь сделать.

Зураб Константинович, вам слово:

«Каждый раз, когда мы утрачивали возможность самим решать нашу судьбу, и кто-то решал нашу судьбу за пределами Абхазии, как это было и в пределах Османского владычества, и в пределах российской колонизации и страшных времен махаджирства, так и во времена бериевщины, с нами поступали очень плохо. Всем нужна была наша география, и почти никому – наша демография!»

Вчера в Абхазии вспоминали трагическую дату – начало войны, унесшей множество жизней. Сегодня отмечают День Добровольца и вспоминают всех, кто пришел в Абхазию после начала войны на помощь абхазскому народу, который считал братским.

И в эти дни слова Зураба служат нам напоминанием о том, через что все прошли:

«Я думаю, что мы несем обязательства по отношению к окружающим нас народам. Я бесконечно благодарен всем тем, кто приезжает к нам помогать в этой тяжелой борьбе. Я говорю о том, что, если мы хотим строить государство, мы должны исходить из его интересов, сотрудничать и быть благодарными тем, кто обеспечивает реализацию этих интересов. Вот наши братья пришли и помогли нам. Они поступили по-братски. Грузины, которые все время кричали о нашем братстве, о том, что мы – братья, исторически мы, действительно, соседствуем тысячу лет, история наша и судьбы переплетались, сегодня поступили как Каин с Авелем. Они убивают нас, хотя утверждают, что мы – братья, но братских отношений нет. Значит, к ним мы должны относиться, исходя из той ситуации, в которой мы находимся, как можно дальше дистанцироваться от этого государства, потому что оно страшное… Вот о чем я хотел сказать: надо строить отношения со всеми, исходя из наших интересов. Мы никому не можем нанести вреда, даже если бы хотели, нас слишком мало для этого, поэтому мы должны уберечь себя от того, чтобы нам причинили вред».

Зурабу многое не дали сделать. Он мог стать законодателем и определить другое качество нашей законодательной базы и правосудия. Мог быть политическим деятелем, который в состоянии не только хлестко критиковать ошибки, но и подсказывать правильные решения. Его энергия, ум, способности, видимо, раздражали, а стремление к правде было чрезмерно назойливым.

На протяжении многих лет люди, знавшие Зураба, собирались на месте убийства и зажигали свечи, вспоминали его и выражали надежду на справедливость. Они пытались послать сигнал властям о том, что хотят, чтобы убийца был найден и понес наказание. Но этот призыв никто не услышал. Последние годы уже никто не приходит к месту гибели Зураба, но это не значит, что мы его забыли…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Министра внутренних дел Абхазии Гарри Аршбу освободили от должности

СУХУМ, 2 декабря. /ТАСС/. Министр внутренних дел Абхазии Гарри Аршба в понедельник освобожден от занимаемой должности указом президента республики Рауля Хаджимбы. Об этом ТАСС сообщил источник в администрации президента Абхазии.

Наблюдатели не исключают, что Аршба был отправлен в отставку после инцидента в Сухуме 22 ноября, когда неизвестные обстреляли ресторан. В результате ЧП погибли два человека, четверо пострадали.

«Аршба освобожден от должности министра внутренних дел Абхазии, президент сегодня подписал указ», — сказал сотрудник администрации. По его словам, причина освобождения в указе президента не указана.

Аршба возглавлял МВД с 2017 года.

Генпрокурор Абхазии

Генеральный прокурор Абхазии Зураб Ачба может быть освобожден от занимаемой должности вслед за министром внутренних дел Гарри Аршбой, президент Абхазии Рауль Хаджимба намерен внести этот вопрос в парламент, сообщается на официальном сайте главы государства.

В понедельник на совещании с силовиками Хаджимба заслушал отчет о ходе расследования преступлений, совершенных в ноябре текущего года в городе Сухум, в том числе убийство в центре города 22 ноября двух мужчин.

В совещании принимали участие вице-президент Аслан Барциц, спикер парламента Валерий Кварчия, премьер-министр Валерий Бганба.

«На Совете безопасности были определены сроки по раскрытию этих преступлений. Результат, который мы имеем, требует от меня принятия решений об отставке министра внутренних дел и внесения в Народное собрание представления об освобождении генерального прокурора», — сказал президент.

Как стало известно, заседание парламента может состояться в понедельник, у стен парламента собралось около 200 человек, родственников убитых 22 ноября граждан республики Шамбы и Авидзбы.

pharmateacher

Абхазия – одна из древнейших христианских стран. Еще в 1 веке здесь, согласно христианской традиции, проповедовали новую религию Апостолы Иисуса Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит.
К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа…
В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию , и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш . Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..
Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой — Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино . Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.
Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот – «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным – распят на кресте. Погребен в городе Никопсии ( теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.
Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.
Пещера — то место, которое меня особо впечатлило…
Во-первых, путь к пещере Симона Кананита – очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…
Это — железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.
Дальше — очень красивый путь. Тропа — вдоль реки, высоченные деревья, прохлада… Какие-то деревья типа лиан, ветви висят, как веревочки.. Раскачиваются тихонечко)). И никого…Только мы втроем…
С одной стороны тропы — камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.
Место гибели Симона Кананита
Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.
А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере . Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.
Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.
Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно ! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!
Tags: Абхазия, Новый Афон, Симон Кананит

Храм Симона Кананита

Для меня важным моментом в путешествии всегда является знакомство со святынями, почитаемыми в тех местах, где я бываю. Так лучше постигается душа народа, его культура и традиции.

Наверное, не буду оригинальна в том, что существуют такие святые места или храмы, которые не оставляют равнодушными не только приверженцев той конфессии, к которой они принадлежат, но и других людей, в том числе и атеистов.

Разве не замрёт сердце перед нежной красотой русской лебёдушки – храма Покрова на Нерли?

А строгий белокаменный храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге? Этот шедевр древнерусской архитектуры, несмотря на простоту и строгость своих линий, оставляет очень сильное впечатление! В один ряд с ними по праву можно поставить и православный новоафонский храм в честь апостола Симона Кананита.

Симон Зилот (ревнитель) был одним из двенадцати Апостолов, тем учеником Христа, на свадьбе которого в Кане Галилейской Сын Божий сотворил первое чудо, претворив воду в вино.

Потому и именуется он также Кананитом.

Почему же на абхазской земле так почитаем этот святой? Дело в том, что по церковному преданию именно он нёс здесь свой миссионерский просветительский подвиг, живя в небольшой пещере в скале над рекой Псырцхой,

именно в этом краю он претерпел мученическую кончину, был распилен римскими язычниками. Жители села Псыртцха, глубоко почитавшие этого молитвенника и чудотворца, сами похоронили его(около 55 г. н. э.).

История храма

Храм Симона Кананита как раз и располагается над местом его захоронения. Вначале, в IV веке здесь появилась небольшая деревянная церковь, а затем, в X веке, во время процветания Абхазского царства у утверждения христианства, её заменил прекрасный бело-известняковый храм.

Это трехапсидная крестово-купольная композиция, где центральная апсида является пятигранной, а боковые выступы полукруглые. Данный храм по праву можно считать шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.

Грозные события истории не раз оставляли свой разрушительный след и на стенах этого дивного памятника архитектуры. Так случилось и в XVII веке во время турецкого господства в Абхазии. С грустью об этом замечал в 1840 году наш известный духовный писатель, путешественник А. Н. Муравьев. А по воспоминаниям архимандрита Леонида (Кавелина) эта «заветная святыня Абхазии» к концу IXX века начинала походить «на живописную развалину».

Но вместе с началом создания Новоафонского монастыря в 1875 году эта жемчужина церковного зодчества была передана во владение молодой обители, и монахи немедленно приступили к её реставрации.

И вот, 10 мая 1882 г. восстановленный храм с новым прекрасным дубовым иконостасом был торжественно освящен. Начались церковные службы, возродилась молитва. К югу от храма теперь располагалось монастырское кладбище, где упокоились впоследствии также видные церковные деятели – епископ Сухумский Геннадий и архимандрит Иерон – настоятель новоафонского монастыря.

Новые тяжелые испытания обрушились на храм во время советской власти. Роспись стен была забелена, кладбище поругано и разрушено, внутри самого здания долгое время находилась библиотека дома отдыха «Водопад», а в конце восьмидесятых — еще и видеозал, что, по-видимому, и спасло его от окончательного разграбления.

Сегодня эта уникальная церковь вновь действует и юридически принадлежит Абхазской Православной Церкви.

К сожалению, полностью восстановить внутренние фрески не получилось. Но здесь чудом сохранились две надписи раннего средневековья, одна из них расположена над южными вратами вместе с изображением креста внутри начертанного круга.

23 мая в Новом Афоне особо отмечается день апостола Симона Кананита. В этот день служат литургию, проходит торжественный крестный ход. И тысячи верующих самой Абхазии, а также приезжие паломники участвуют в этих торжествах.

Симон Кананит по преданию – покровитель супружества.

В удивительном белом храме испрашивают счастья в семейной жизни, молятся о встрече с «суженым-ряженым» или «красой ненаглядной», чтобы создать прочную семью, о здоровье своих близких.

Нам посчастливилось несколько раз побывать в этой древней абхазской святыне. Вот стоишь перед алтарём и понимаешь, что здесь только с конца IXX века до революции побывали тысячи паломников из разных стран: и русские цари, и путешественники А. Н. Муравьев и француз Фредерик Дюбуа де Монперэ, и генерал А. Л. Муравьев, и видные церковные иерархи, а со времён своего основания этот храм помнит горячие молитвы тех, чью память уже поглотили века И вот тогда ты внезапно всей душой ощущаешь радостную сопричастность истории, общей молитве, доверия этому удивительному святому, который и сегодня ходатайствует о нашем счастье. И от всего этого ты делаешься немножечко светлее, немножечко чище душой,

и уже обновлённым выходишь из храма, с которым встретился в удивительной стране души – в Абхазии.

Можно ли попасть внутрь?

К сожалению, в настоящее время храм закрыт на реставрацию. При существующем с 2011 года церковном расколе в Абхазии он, тем не менее, принадлежит именно Абхазской православной церкви, а не раскольникам, прибравшим к рукам Новоафонский монастырь. Будем надеяться, что все недоумения и разбирательства улягутся, а пока вы можете обойти этот чудесный храм, и позади, в наружную нишу в его стене в районе алтаря поставить свечу с просьбой к великому Святому Симону о его молитвенной помощи за вашу семью.

Как добраться до храма

Если вы отдыхаете в самой Абхазии или на российском черноморском побережье Кавказа, то добраться до Нового Афона очень просто. В Сочи или в Адлере можно купить экскурсионный тур, включающий в себя посещение новоафонской пещеры, монастыря, грота Симона Кананита и его храма. Если вы хотите посмотреть эти достопримечательности за один день и едете в Абхазию впервые, то очень советую этот самый простой и вполне интересный вариант. При пересечении границы вам понадобиться только ваш российский паспорт.

Если вы любите также, как я, вне экскурсионных рамок и людных компаний разведывать этот мир, то можно и самостоятельно посетить этот замечательный курортный городок. От Адлера до Нового Афона чуть более 90 км. На своём автомобиле от Адлера вы доезжаете до пограничного пункта у реки Псоу, а далее, после его прохождения, просто едете по Сухумскому шоссе,

обозревая по дороге прекрасные природные виды.

Если машины у вас нет, то доезжаете от Адлера до границы на автобусах 125 и 125С, а также маршрутках 100 и 125 до Казачьего рынка. Проходите границу (возникнут вопросы о местонахождении КПП, вспомните поговорку про «язык, который доведёт», обратитесь к кому-то из местных, любой человек вас сориентирует).

На абхазской стороне вас уже поджидает масса маршруток, частников и рейсовые автобусы. Я бы выбрала последнее – самое надёжное на абхазских дорогах. Так как манера езды местного населения, по моему мнению, несколько холеричная, а с большим икарусом не поспоришь. Ну, и маршрутка (150 рублей) тоже вполне подойдёт. Частники же могут заломить весьма высокую цену (больше 1000), а о темпераменте местных водителей я только что намекнула. Но если вы обожаете дорогой экстрим, то можно рискнуть. На ветровом стекле автобусов и маршруток всегда написано направление их следования, потому просто ищите табличку «Новый Афон». Городок очень мал, и, выйдя в Новом Афоне на остановке «Площадь Боевой славы», вам останется лишь спросить, как дойти до храма, а также добраться до других новоафонских достопримечательностей,

которые непременно надо увидеть пытливому глазу настоящего путешественника!

Грот Симона Кананита — пещерная келья, которая является почитаемым у христиан местом. Келья расположена в абхазском городе Новый Афон. Место находится в ущелье Псырцха, в отвесной скале. К месту поклонения ведет крутая лестница (200 ступеней), выдолбленная в скале. В центре грота располагается крупный валун — по легенде апостол использовал его в качестве стола. Внутри грот украшен иконами и свечами. На входе можно приобрести свечку. Внутри всегда находится смотритель, с которым можно пообщаться на религиозные темы.

По преданиям, именно в этом месте находилась келья одного из апостолов Христа, Симона Зилота (так же употребляется имя Симон Кананит). Существует версия, что апостол провел здесь 2 года — 53–55 годы нашей эры.

Место издавна было почитаемым у христиан, ежегодно сюда приходили паломники из разных стран. С образованием Новоафонского монастыря, монахи с греческой святой горы Афон пришли сюда и освятили грот. Бывшая апостольская келья была превращена в небольшую часовню.

© Nomad

Паломнический и туристический путь к гроту проходит по территории природного Псырцхинского заповедника (вход — 200 рублей) вдоль речного русла. Путь стартует от места, где, если верить библейским преданиям, Симон Кананит был убит в 55 году. Посетители заповедника проходят мимо источника со святой водой и огромного валуна с впадиной, напоминающей отпечаток человеческой ступни. Говорят, что это отпечаток ступни самого апостола. Здесь всегда останавливаются паломники, иногда проводятся молебны.

© sea

В целом дорога к гроту апостола Симона Кананита очень живописная. Даже если вы нерелигиозный человек, стоит прогуляться, чтобы полюбоваться природой Абхазии. Дорога была облагорожена местными монахами в XIX веке. Лес выглядит как тысячи лет назад: папоротники, субтропические деревья, извилистые тропы, горные ручьи, водопады. Пеший путь занимает 30 минут. За это время туристы успевают проникнуться атмосферой древнего леса. По пути встречается заброшенная железнодорожная станция — очень фотогеничная. В жаркое время можно искупаться в горной реке. Имейте в виду, что подъем по лестнице очень крутой, ступени могут быть скользкими. В высокий сезон к келье апостола проводятся бесплатные экскурсии (по цене входного билета), при условии набора группы от 10 человек.

Дорога к гроту Симона Кананита, © Nomad

Симон Кананит в Новом Афоне

Святой, выбравший местом своего уединения гористую кавказскую местность, был одним из сыновей Иосифа, то есть являлся сводным братом Иисусу Христу. Симон уверовал, когда увидел одно из чудес Иисуса — превращение воды в вино. Апостол почитается как покровитель супружества. За свою жизнь, по преданиям, Симон проповедовал не только на Ближнем Востоке, но и в кавказских царствах. На землю Иверскую (так именовался Новый Афон и окрестности в те времена) он пришел вместе с Андреем Первозванным. В абхазских притчах встречается упоминание некого Симона, который исцелял местных жителей молитвами и речной водой.

Местом монашеского уединения Симон Кананит выбрал крошечную и труднодоступную пещеру в скале у речного ущелья. В те времена никакой лестницы не было. Попасть в пещерную келью можно было через отверстие наверху, спустившись по веревке. Местные жители приходили исповедаться, приносили еду и одежду. Абхазцы считают, что именно проповеди Симона Кананита помогли им отказаться от язычества и стать христианами.

Вид из грота на территорию заповедника, © Nomad

Но вскоре у Симона, ведущего тихий монашеский образ жизни, появились противники. Грузинский царь Адеркий (по другой версии римские легионеры) был язычником, он выступал против христианизации кавказских народов. По его приказу и был убит Симон Кананит. Существует несколько версий о том, как его лишили жизни. По одной из них, апостолу отсекли голову мечом. По другой, отпилили пилой. Менее популярная версия гласит, что апостол Симон Кананит был распят на кресте.

Симона Кананита похоронили здесь, в Новом Афоне. Опять же, версии о точном месте захоронения расходятся. По самой популярной, на месте погребения сейчас находится храм Симона Кананита. Сейчас каменный храм закрыт из-за обветшания внутренней обстановки. Но поклониться святому можно у одной стен, она легко опознаваема по нише с иконой с изображением апостола и всегда зажженной свечкой. Память святого апостола Симона Кананита почитают 23 мая.

© Nomad

Как добраться

Келья Симона Кананита находится на расстоянии от центра города. От автобусной остановки «Новый Афон» нужно подниматься вверх, в сторону гор, вдоль речного русла до водопада и храма Симона Кананита. Далее — оплатить вход в заповедник и двигаться вдоль реки, следуя указателям. Если вы прибываете на своем автомобиле, стоит иметь в виду, что парковка перед входом в ущелье — платная.

Внутри Нового Афона общественный транспорт не курсирует. Добраться до города можно на автобусах из других городов Абхазии. Максимальная стоимость билета — 200 рублей, от пограничного пункта Псоу.

Карта пешего маршрута от автобусной остановки до грота апостола Симона Кананита

Такси до Нового Афона можно вызвать через приложения «GT такси» и «Абхазия такси» (только на Андроид). Но автомобиль не сможет доехать до самого грота — таксисты довозят паломников и туристов до кассы у входа в ущелье Псырцха. Финальный отрезок маршрута, проходящий по заповедным местам, можно пройти только пешком.

Виды Псырцхинского заповедника и тропа к келье

Грот апостола Симона Кананита на видео

Тропою апостола Симона Кананита

По счастливому стечению обстоятельств я провела несколько дней в Новом Афоне. Две встречи с интересными людьми произвели на меня большое впечатление, и мне хочется рассказать об этих людях читателям сайта «Православие.Ru».

Пещера апостола Симона Кананита

Поднимаюсь по каменной дорожке в гору, к пещере святого Симона Кананита, апостола и крестителя Абхазии. По преданию, апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный благовествовали в земле Иверской. Примерно в 55 году по Рождестве Христовом апостол Андрей отправился проповедовать дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

В честь апостола был назван Ново-Афонский монастырь, основанный в 1875 году русскими монахами монастыря святого Пантелеимона со Святой Горы. В 1884 году монахи освятили пещеру апостола водосвятием.

На берегу горной реки работает художник – Зураб Ачба. Он абхаз, коренной житель этих мест. Зураб пишет на картоне маслом пейзажи родных мест, христианские памятники Абхазии. Его картины, красочные, добрые, можно увидеть на выставках Союза художников Абхазии, они широко разошлись по частным коллекциям России, Турции, США, Англии. Рассматриваю картины и с восхищением говорю художнику:

– Мне очень нравятся ваши картины, Зураб…

Художник Зураб Ачба

Он улыбается в ответ:

– Знаешь, для меня каждая картина – это молитва. Гимн Творцу, Который создал эту красоту. Создал вот эту реку Псцырцху. Очень люблю писать здесь, на берегу реки, рядом со святым местом – пещерой апостола Симона Кананита. Он помогает всем, кто сюда приходит. Присаживайся. Смотри, какая красота вокруг! Написать обо мне? Можно… Только без пафоса: я человек небольшой… Художник? Каждый, кто делает свое дело с любовью, наверное, художник.

Зураб выбрал профессию в детстве. Его отец был виноделом. Как-то к отцу приехали именитые гости. Они рассматривали гостеприимный дом, фотографии на стенах. Внимание всех привлекла фотография дедушки и бабушки – статных, с царственной осанкой, в народных костюмах: дед в черкеске, с серебряным кинжалом, бабушка в бархатном платье с высоким стоячим воротником, длинными рукавами, собранными у запястья, серебряным поясом.

Картина Зураба Ачбы

Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой художник? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!»

Зураб вздыхает:

– Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей…

Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них – только небо

Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них – только небо.

Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем – еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку – горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и – услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них – только небо. И понял, что сон его – вещий.

Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы.

Картина Зураба Ачбы

Художники смогут пожить здесь бесплатно и порадовать душу пейзажами Абхазии, смогут поделиться опытом друг с другом и, может быть, проведут мастер-класс для детишек, которых Зураб будет учить. А если в благодарность за гостеприимство подарят свою картину – то тогда со временем получится настоящая галерея современной живописи!

Зураб строит свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников

В этом доме мечты есть уже стены и крыша. И все деньги, которые Зураб зарабатывает, продавая свои картины, он вкладывает в строительство.

Зураб задумывается на минуту, потом говорит:

– Есть у меня еще одна мечта. Когда-нибудь будут реставрировать храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре. И приедут сюда настоящие мастера – а для этого нужны художники очень высокого уровня. Тогда я стану для них таскалой. Не поняла про таскалу? Ну, «принеси-подай» – вот кем я для них хочу потрудиться. И буду как «принеси-подай» участвовать в реставрации дивных фресок монастыря. И, может быть, если Господь позволит, под руководством настоящих мастеров пригожусь потом и по назначению – как художник.

Мы прощаемся с Зурабом. Очень хочется верить, что святой апостол Симон Кананит поможет его добрым мечтам сбыться.

Валерий Леонович в пещере апостола Симона Кананита

Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени. Поднимаюсь не спеша, любуюсь окрестностями. В пещере человек пять паломников слушают акафист, который читает мужчина, стоящий впереди всех. Присоединяюсь к молитве и замечаю, что чтец не пользуется книгой – читает длинный акафист наизусть. После молитвы знакомимся.

Валерий Леонович приходит в это святое место каждый день уже одиннадцать лет: летом и зимой, в дождь и в непогоду. Он здесь и дворник, и сторож, и экскурсовод, и проповедник. Подвизается не самочинно – по благословению священника.

– Валерий Леонович, а как вы здесь оказались?

– Я был тяжело болен: ревматоидный артрит. Все суставы болели. За четыре года болезни неоднократно лежал в больнице, но мне не помогало лечение. С трудом передвигался на костылях. В это святое место меня привели под руки – практически принесли.

Святой Симон Кананит меня исцелил!

А сейчас я по этим крутым ступеням могу трижды в день подняться и спуститься – святой Симон Кананит меня исцелил! Вот ты – как поднялась? С трудом, да? А я поднимаюсь – и прекрасно себя чувствую. А ведь мне почти шестьдесят!

– Расскажите немного о себе для читателей сайта «Православие.ру»…

– Что же рассказать-то? Мама у меня была русская – кубанская казачка, со стороны отца – греки, армяне… мои предки в Абхазии живут с 1870 года…

Я исцелился – и всё равно продолжаю ходить сюда каждый день. Уже не могу без этого. Меня сюда тянет. Помолюсь – легче становится. Молюсь, спасаюсь… Теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Без молитвы я бы потерялся в миру… Святой Симон Кананит стал мне близким, родным.

А Валерий Леонович продолжает:

– Раньше этой каменной дорожки не было – на четвереньках заползали в пещеру… Каждый день читаю акафист святому. Конечно, наизусть – столько лет да по несколько раз в день… Еще наизусть знаю «Слава Богу за всё», акафист Иверской иконе Пресвятой Богородицы, образу «Споручница грешных»… Тоже читаю часто… Как же… Я – кающийся грешник, как же не молиться Споручнице грешных?!

Читаю и другим святым – но уже не наизусть. У меня тут скорбь случилась. Такой у меня был Акафистник хороший – с большими буквами. Вижу плоховато. Пришла большая группа паломников. Помолились. Записки мне оставили. Я молюсь за всех, кто просит. Поминаю каждый день. За здравие, за упокой… Ушли – смотрю: нет моего любимого Акафистника. Он уже такой старенький был, я его скотчем склеил. И вот – пропал. Такая скорбь была… Ну ладно… «Слава Богу за всё» пропел…

Пещера апостола Симона Кананита

– Валерий Леонович, а вы были свидетелем исцелений других людей?

– Конечно! У одной супружеской пары шесть лет детей не было. Помолились мы с ними святому Симону. Они потом приезжают – ребенка мне показывают. Плачут. Многих святой апостол исцеляет от бесплодия. Мужчина недавно от белокровия исцелился. Кто-то исцеляется – и возвращается поблагодарить. А кто-то нет. Как в Евангелии. Десять исцелилось, один вернулся с благодарностью. Девять же где?

Валерий задумчиво добавляет:

Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь тоже слышит. Главное – чтобы была она усердная

– Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь ведь тоже слышит. Главное – насколько она усердная… Надо уметь усердно молиться… Вникать, понимать, что читаешь. Чтобы не отбарабанить механически… Здесь много чудес бывает – место святое. Бывает – звезды днем загораются. А ты видела стопу святого, на камне отпечатанную?

– Конечно…

– Вот тоже – такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял – как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души. Прости, больше не могу разговаривать – молиться нужно.

Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

Молитвы Симону Зилоту (Кананиту)

Текст молитвы

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино!

Молим тя с верою и любовию:

умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя;

сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего;

да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

Ей, апостоле Спасов!

Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати,

благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове;

да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Аминь.

Святой апостол Симон Зилот

Греческая икона

Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в ХIХ в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой Апостол.

Священное Предание Церкви и опыт верующих свидетельствуют, что заступничество некоторых святых помогает будущим супругам найти друг друга, создать христианскую семью, хранить мир и согласие, совет и любовь. А также апостол Симон Зилот помогает преодолеть душевные потрясения и телесные недуги.

Особым даром молиться о супружестве Господь наделил святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, святых и праведных Иоакима и Анну, праведного Филарета Милостивого, благоверного князя Петра и княгиню Февронию Муромских, мучеников Гурия, Самона и Авива, а также апостола Симона.
Память этого святого отмечается дважды в году: в день его преставления — 10/23 мая и на празднование Собора 12-ти апостолов — 30 июня/13 июля.

Тропарь апостола Симона Зилота
глас 3
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Симона Зилота
глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Молитва святому апостолу Симону Кананиту

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия)